И сонная, бездонная стихия
Топила нас,
И темная огромная Россия
Давила нас.
А. Белый
Современный мир в целом не очень-то прельщает переход в иные миры, в иное бытие, включая и переход, предусмотренный Библией. Человечеству скорее по душе лишь знакомство с этими мирами через художественные произведения, через средства массовой информации. Это вполне понятно: катастрофа на экране – совсем не то, что в собственном доме или собственной жизни, так же как и потрясающие изменения бытия.
Подробнее…
“Эпилог Война и мир” сочинение
Лев Николаевич Толстой – художник большого и мощного таланта, философ, рассуждающий о смысле жизни, предназначении человека, непреходящих ценностях земного бытия. Все это в полной мере отразилось в его крупнейшем и прекраснейшем творении “Война и мир”. На протяжении романа автор много размышляет об интересующих его темах. В наше быстротекущее время почти невозможно заставить себя прочесть неторопливо его колоссальное произведение, но как это необходимо именно нам, молодым, чтобы проникнуться “русским духом”, патриотизмом, истинной народностью, а не той наносной суетой, которая так активно насаждается в последнее время различными источниками.
Подробнее…
Сочинение “Путешествие в горы”
Всей семьей мы отправляемся в горы. На спинах увесистые рюкзаки, в руках отполированные палки, у папы на шее висит фотоаппарат. Не забыли прихватить с собой котелок, спальные мешки и еду. Бедный отец! Большинство груза разместилось на его сильных плечах. По утренней прохладе едем на вокзал и мама покупает билеты у кассира. А вот и нужный поезд. Во время поездки завтракаем в вагоне и набираемся сил для предстоящего восхождения.
Выходим на нужной станции и перед нами разворачивается сказочный вид. Издалека видны заснеженные вершины. Склоны гор покрыты густыми кустарниками и яркими цветочками. Идти приходится парочку километров. Вокруг кружат стрекозки, солнышко поднимается выше и щедро прогревает землю.
Подробнее…
Как вычислить лжеца
Специалистами был проведен интересный эксперимент: в аэропорту была разбросана группа людей с фальшивыми историями, а команде экспертов нужно было расспрашивать всех, кто сидел в зале ожидания, пытаясь вычислить, кто врет. В аэропорту был один лжец на тысячу человек. Это как искать иголку в стоге сена.
Решение задачи
Что же сделала команда экспертов? Одна из первых идей, которая приходит на ум – они сосредоточились на языке тела и движений глаз. И это была плохая идея. Исследователями было еще ранее обнаружено, что попытки читать язык тела и движения глаз даже полицейскими скорее сводились к случайности.
Подробнее…
Мой любимый рассказ Шукшина
Шукшин предпочитал писать о деревне. Однако внешние приметы деревенской жизни не особенно занимали писателя. Он сосредоточился на другом: его рассказы являли вереницу жизненных эпизодов, внешне напоминавших ранние чеховские рассказы с их краткостью и беззлобным смехом. Каждый персонаж в изображении Шукшина имеет свою “изюминку”, противится усреднению, являет особый образ существования или оказывается одержимым той или иной необычной идеей.
Подробнее…
Мой любимый композитор
Когда у меня есть свободное время, я часто слушаю музыку разных жанров. Классическая музыка является лучшим средством для расслабления. Мой любимый композитор Антонио Вивальди. Мне особенно нравится его серия скрипичных концертов, известная как “Времена года”. Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции. Его быстро окрестили из-за слабого здоровья.
У него было пять братьев и сестер. Его отец, Джованни Баттиста, научил его играть на скрипке в очень раннем возрасте.
Подробнее…
Чтение в жизни любого образованного умного человека занимает важное место. Без знаний, полученных из книг, невозможно формирование личности. Зачем нужно читать? Чтение обогащает нашу внутреннюю духовную жизнь, учит и развивает, развивает воображение и память, обогащает словарный запас.
В разном возрасте книги по-разному влияют на нас. Первые книги, сказки, детские рассказы учат детей взаимопомощи, доброте, послушанию и многому другому. В подростком возрасте книги отражают проблемы отношений между людьми, взросления, любовь и дружбу. В зрелом возрасте книги затрагивают вопросы различных сфер жизни, будь то политика, культура, брак, старение. Любимые книги, затертые до дыр, с заломанными уголками страниц, переносят нас в литературные выдуманные или реальные миры, дабы еще раз пережить сладостные моменты. С возрастом меняется отношение к книгам, но «привычка к чтению» должна быть заложена еще в детстве.
Некоторые писатели высказывают мнение, что читатель – это соавтор книги. Не следует забывать, что настоящий читатель должен анализировать прочитанное. Автор, создавая свое произведение, излагает свои мысли и видение предмета, но читатель это все воспринимает и перерабатывает под призмой своего опыта, жизненной ситуации и мировоззрения. Одна и та же книга может быть воспринята людьми по-разному. Кто-то увидит в ней комедию, кто-то – трагедию, а кто-то – ничего интересного. Исходя из прочитанного, читатель формирует свое мнение не только о книге, но и об авторе, о мире, который тот описывает. Он рассказывает о своих впечатления, выносит суждение о действиях и характере персонажей, оценивает их. Нельзя бездумно «проглатывать» книгу, это не будет истинным «чтением». Настоящий читатель готов не только прочитать книгу, но и перечитать ее для более лучшего понимания сюжета, персонажей, задумки автора.
Письменность зародилась давно, появились книгопечатание, электронные книги. Будет изобретено еще много вещей, но чтение останется основным источником, будоражащем воображение. Люди будут читать, думать о прочитанном и анализировать, грустить и смеяться. Мне нравятся слова писателя В.Набокова: «Хороший читатель – это тот, у которого развиты воображение, память, словарный запас и который наделен художественным чутьем».
Впервые с книгой меня познакомила моя мама. Я тогда был маленьким и не умел читать, поэтому мама брала книгу и читала мне вслух разные стишки и сказки. Я начал запоминать их и повторять наизусть. Это очень помогло мне быстро научиться читать, и уже лет с пяти я самостоятельно осиливал «Русские народные сказки» и «Сказки народов мира». Это занятие увлекло меня настолько, что родители с легким сердцем могли оставить меня за ним и делать свои дела или отдыхать.
С тех пор прошло много лет, и я по-прежнему берусь за книгу, когда у меня есть свободное время. Нет, конечно, это не единственное занятие, которое мне нравится, но у него есть веские преимущества перед многими другими. Чтобы читать, не нужно искать себе компанию, ждать хорошей погоды или делать дорогие покупки, как например, инвентарь для занятий спортом. Книге можно посвятить ровно столько времени, сколько можешь, а потом закрыть ее и отложить продолжение до следующего раза.
Как читатель, я нетерпелив и местами невнимателен. Много раз случалось, что доходя до не особо интересных мест в книге, я пропускал целые абзацы. Ничего не могу с собой поделать, но я люблю, когда сюжет динамично развивается! Мое воображение создает образы героев очень быстро, буквально по первому описанию или характеристике, и мне бывает тяжело корректировать его деталями, созданными автором. Но я считаю, что когда я читаю для себя, а не на урок в школу, например, я могу себе это позволить.
На уроках литературы нас, конечно, учат читать по-другому. Кроме сюжета и героев произведений, мы обращаем внимание на особенности эпохи, в которую это происходит и когда было написано. Мы изучаем личность и взгляды автора и стараемся понять, что и почему он хотел донести до нас в своем произведении. Таким образом восприятие книги становится более объективным, научным, но, на мой взгляд, куда менее интересным и индивидуальным. Поэтому по-настоящему удовольствие от чтения я получаю, когда читаю дома то, что мне нравится.
ДЕПАРТАМЕНТ
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Эссе
на тему: Я -читатель.
Выполнила студентка
1 курса
группа 1
Факультета
дефектологии
Трофимова Светлана
Игоревна
Москва
2011.г.
Я -читатель.
В большинстве
люди считают себя разумными, предпочитая
читать хорошие и интересные книги.
Вот и я одна из них. Здорово, если
книга сразу и хорошая, и интересная,
но такое редко бывает. Приходится
выбирать: когда предпочтёшь хорошее
интересному , чтобы успокоиться, а когда
лучше пойдёт интересное, чтобы время
убить. Проблема только в том, что о хорошем
и интересном у каждого есть свои представления
.
Вот одна из тех
книг которая мне очень нравится
и которая вызвала у меня большой
восторг -это Ангелы –Хранители Дина
Кунца одна из моих первых фантастических
книг прочитанных мной. Попала она мне
в руки случайно. Где-то лет 10 назад, я подобрала
её во время проливного дождя на скамейке
в одном из Московских дворов. Она лежала
там, уже разбухшая от влаги и потрёпанная
ветром. Я взяла её с собой, дома обсушила
подклеила и начала читать. Эта книга просто
супер . Очень ярко в ней описано противоборство,
двух столь непохожих друг на друга, и
в тоже время таких близких героев, как
собака и жертва генетики Аутсайдер. Любовные
отношения матёрого мужика и серой мышки.
В общем книга отличная .Что касается остальных
произведений этого автора ,то они не вызвали
у меня интерес. Могу смело сказать ,что
читатель я не активный ,читаю только те
книги которые могу зацепить моё внимание
уже с первого предложения ,а таких книг
к сожалению мало, речь не идет конечно
же об учебной литературе ее читать просто
необходимо .Из последних книг которая
была прочитана мной это Фредерик Бегбедер
-Любовь живет три года. Книга, которая
почти всех своих читателей не оставляет
без эмоций. При ее прочтении иногда хочется
выбросить ее, а иногда не можешь остановиться.
Эта книга меняет представление о мире,
о любви, и даже о дружбе. Главный герой
хоть и уверен в своих выводах, но все равно
мечтает что это не так. Может быть это
и сказка, хотя и современная, в ней очень
много выражений, над которыми стоит задуматься.
А некоторые из них, действительно отражают
нашу жизнь изнутри.
Надеюсь что
в моей жизни это не последние
запоминающиеся книги и я очень
рада ,что с годами мне все больше и больше
нравится читать различные книги .
Мой читательский опыт взял свое начало еще в далеком детстве. Первые шаги к чтению были сделаны уже в два года и восемь месяцев. Совсем маленькой я восторженно любила слушать русские народные сказки и мультфильмы Уолта Диснея, изложенные в книгах в исполнении матери и бабушки. Впитывая и запоминая их, я все более полно погружалась в мир книг, испытывая сопереживание, сочувствие, гнев, радость, печаль, восторг и прочие эмоции. С раннего детства, я помню, в нашей семье было очень много книг, они занимали чуть ли не два книжных шкафа…
Взрослея, я начала увлекаться классической зарубежной, мифической, фантастической и детективной литературой, в которой изображались сложные противоречивые персонажи с непростой судьбой. Мечтая в тот период времени играть в театре или кино, зачитываясь Шекспиром, я частенько представляла себя Джульеттой или Офелией на сцене. В дальнейшем, из-за слишком напряженного учебного графика, времени на чтение оставалось лишь учебной программы, которая, впрочем, отказывалась восприниматься и откладываться в памяти. Отечественная классическая литература, несмотря и на ее довольно-таки непростых и противоречивых героев, не оказала на меня должного влияния и не осталась в сердце. Разумеется, я говорю об отечественной литературе в контексте прозы. Любая поэзия в любые минуты жизни всегда вызывала эмоциональный отклик. В 18 лет взяв в руки стихотворение, опять же-таки, Уильяма Шекспира, «Любовь – недуг… Моя душа больна», я перечитала его наверное раз 15, взяла ручку и бумагу и написала свое первое стихотворение. Конечно оно не обладало особым стилем, не отличалось созвучием рифм, и строчки, буквально говоря, «убегали», но оно послужило началом моей поэтической деятельности, которую я не забрасываю и по сей день. Ну и конечно, если уж совсем вдаваться в личностные предпочтения, я не могу не остановиться на книгах фантастического, мифического, мистического стиля. Своей одержимости темой вампиров, как символа вечной жизни, полученной благодаря живой человеческой крови, я обязана одному фантастическому фильму, не буду упоминать название, просмотренному мной в 2004 году. Как раз после этого я шла в магазин и сметала полки на вампирскую тематику подчистую.
Назвать себя усердным читателем, я вряд ли когда-нибудь смогу, если произведение с первых строк мне неинтересно, я не могу заставить себя дочитать его до конца, не могу заставить который год уже себя съездить в библиотеку, в которую была записана так давно, что, наверное, уже и моя карточка была утеряна. Иногда я просматриваю прессу, чтобы хоть как-то следить за событиями, происходящими в мире, иногда после рабочего или учебного дня сил не хватает даже на это. Но прочитав каждую книгу, я обсуждаю ее с друзьями или родственниками, запоминаю автора, делаю некоторые пометки о ней в своем блоге. Иногда перечитываю любимую литературу детства. Имею собственную книжную полку, на которой храню книги, купленные мною лично, и полку книг своего авторства, которые были напечатаны и переплетены благодаря тому, что моя мать работает в типографии.
Мое эссе подходит к концу, и в завершение хотелось бы сказать, что неважно сколько книг ты имел возможность прочитать, важно то, КАК ты их прочитал, и почувствовал ли тепло, идущее от сердца в отклик на произведение. Потому что, как и было сказано на лекции, без личностной мотивации чтение невозможно. Необходимо искоренить глагол «читать» в повелительном наклонении, потому что принуждение к чтению ничего не даст кроме сухости и черствого отношения читателя к любой предложенной книге, неважно насколько она хороша…
Чтение – увлекательное занятие, которое приносит много пользы. Но чтение – это тоже искусство, которому нужно учиться. Ведь настоящий читатель – это не тот, кто «проглатывает» одну книгу за другой. И не тот, кто дочитывает книгу лишь до середины, а потом принимается за другую. Настоящий читатель – это вдумчивый читатель, то есть человек, который внимательно читает книгу, вдумывается в каждое слово. М. Горький писал, что нужно воспитывать в себе культуру чтения. По его мнению, читать нужно медленно, не торопясь. Что толку в чтении, если потом вы не помните ни одного слова из прочитанного, если не можете толком рассказать, какие мысли автора отражены в его произведении. А чтобы узнать эти мысли, нужно обращать внимание на детали, даже самые незначительные. Они могут многое рассказать.
Например, А.П.Чехов в рассказе «Человек в футляре» рисуя главного героя пишет, что у него нож был в чехле, и зонт тоже был в чехле, и очки, и другие предметы – все было помещено в футляр. Да и сам герой, казалось, находится в каком-то футляре: пальто с поднятым воротником, калоши. Незначительные детали описания привычек и внешности героя, но когда вчитываешься в рассказ дальше, то понимаешь, что вся жизнь Беликова – это футляр, за рамки которого он боится выйти: «Как бы чего не вышло».
Или у Л.Н.Толстого в рассказе «После бала» дается портрет полковника. Внимание читателя заострено на белых бакенбардах и руке в замшевой белой перчатке. Сначала полковник этой рукой ведет в танце свою дочь Вареньку, а потом бьет ею провинившегося солдата. Незначительная деталь на первый взгляд. А на самом деле эта рука имеет очень важное значение для понимания основной мысли рассказа. И таких примеров можно привести много.
Если читатель не настоящий, он не обратит на это никакого внимания, и самое важное в произведении пройдет мимо него. Вдумчивый и внимательный читатель не пропустит никакой мелочи, потому что в произведении нет незначительного. В нем все важно, все емко. Поэтому настоящий читатель – это тот, кто задумывается над тем, что прочитал, тот, кто не стремится прочитать быстрее, а стремится понять прочитанное.
Определи сам, какой ты читатель. Для этого прочитай этот тест и поставь рядом с высказываниями знак «+» в том случае, если оно соответствует твоему мнению.
Итак, какой я читатель:
1. Читаю быстро, «проглатываю» книги.
2. Читаю медленно, вчитываясь в каждое слово.
3. Читаю от случая к случаю любые книги, которые попадаются в руки.
4. Читаю с разбором, жалею время на ерунду.
5. Люблю читать для души, а не по указке кого-то.
6. Читаю по необходимости, чтобы выполнить задание.
7. Могу читать в любой обстановке, даже в шумной: увлекаюсь очень.
8. Вникаю в смысл книги только в тихой обстановке и при положительном внутреннем настрое.
9. Книгам не очень доверяю: ведь это вымысел.
10. Верю во все, что в книге происходит.
11. Нет ничего скучнее чтения.
12. Чтение для меня – самое интересное занятие.
13. Я никогда не пытаюсь поставить себя на место героев книг.
14. Читая книгу, я готов мысленно сражаться и переживать за героя, как за себя.
15. Кто написал книгу – для меня не имеет никакого значения.
16. Выбирая книгу и читая, я всегда интересуюсь автором.
17. Я рассуждаю так: книга – книгой, а жизнь – жизнью.
18. Для меня хорошая книга – та же жизнь, которую я открываю и вместе с ней – открываю себя.
19. Чтобы быть читателем, не надо особого таланта – читай и все.
20. Быть хорошим читателем – это способность, которую надо развивать.
А теперь сосчитай количество «+» в четных и нечетных высказываниях.
Если четных плюсов больше, то ты читатель-романтик. Ты способен чужую жизнь почувствовать как свою. Ты способен задуматься не только над книгой, но и над самим собой. Ты открываешь мир книги, а он открывает тебя. Хорошо бы таких читателей было больше.
Если нечетных плюсов больше, то чтение для тебя далеко не на первом месте. Что-то другое занимает тебя больше. Надеюсь, что, читая по необходимости, ты однажды увлечешься книгой и откроешь для себя новый мир образов, в котором захочется побывать вновь и вновь.
Если у тебя равное количество четных и нечетных плюсов, ты читатель по настроению. Иногда ты жадно читаешь все подряд, иногда выбираешь что-то для души, но бывают моменты, когда ты подолгу не берешь книгу в руки. Тебе явно не хватает читающего приятеля, который бы тянул тебя с собой в библиотеку почаще.
Согласен ли ты с результатами теста? Поделись своими впечатлениями.
Как я стала читателем.
Посвящается Году литературы.
Когда мне было всего три года, уже тогда, как говорит моя мама, я любила листать страницы детских книг. Особенно тех книг, герои которых мне были знакомы по маминому чтению. Я водила пальцем по бумаге, шептала тихонько какие-то слова – делала вид, что читаю…
По вечерам, когда в доме всё затихало и готовилось ко сну, а я ложилась в свою маленькую кроватку и закрывала глаза, ласковый голос мамы знакомил меня с новыми сказками и стихами. Она никогда не читала мне на ночь страшных сказок – берегла мой покой…
В тех сказках волшебство было только доброе: Золушка отправлялась на бал в роскошной карете из обычной тыквы, Элли с Тотошкой, Железным Дровосеком и Страшилой спешили по дороге в Изумрудный город, Василиса Премудрая рассыпала по свету свои удивительные чудеса… И даже Александр Сергеевич Пушкин (мама всегда называла фамилии авторов произведений, которые мне читала) представлялся в моём детском воображении добрым чародеем, от слов которого неожиданно появлялись чудесные острова среди моря, великолепный царский дворец с золотым петушком на спице, белочка, грызущая золотые орешки с изумрудными зёрнышками… Конечно, я представления никакого не имела, что такое золото и изумруды… Но это была сказка, настоящая, необыкновенная и очень красивая!… Наверное, именно поэтому страшные сны в детстве мне никогда не снились …
Немного погодя мама стала учить меня чтению по «Азбуке» Л.Н. Толстого. Ей это удавалось без особого труда, потому что сам процесс обучения, по её словам, меня очень занимал. Я начинала складывать буквы в слоги, слоги – в слова, а слова – в предложения. Мир книг манил меня за собой в чудесную страну знаний. Мне радостно было от того, что буквы становились «говорящими» – я читала! Сама читала! До сих пор помню слово в слово рассказ Льва Николаевича, с которого я любила начинать почти каждое чтение: «Пришла Настя после школы. Одна мама была дома. Настя села у стола, взяла книжку и прочла сказку. Мама была рада». Тогда я была уверена, что в этом рассказе написано обо мне и моей маме: ведь я – Настя, а чтению научила меня мама!
Сейчас, когда я выросла и читаю серьёзные книги, понимаю, что любовь к чтению детям переходит от родителей. Думаю, что только у читающих родителей могут быть читающие дети. Заставить кого-то полюбить сам процесс чтения нельзя. Наверное, для этого нужно особое расположение души, особый настрой, которому ребёнка должны научить в детстве. Жить самому в реальном мире и иметь способность проживать жизни героев прочитанных книг способен не каждый. Но такой человек – человек счастливый!
И сонная, бездонная стихия
Топила нас,
И темная огромная Россия
Давила нас.
А. Белый
Современный мир в целом не очень-то прельщает переход в иные миры, в иное бытие, включая и переход, предусмотренный Библией. Человечеству скорее по душе лишь знакомство с этими мирами через художественные произведения, через средства массовой информации. Это вполне понятно: катастрофа на экране – совсем не то, что в собственном доме или собственной жизни, так же как и потрясающие изменения бытия.
Подробнее…
“Эпилог Война и мир” сочинение
Лев Николаевич Толстой – художник большого и мощного таланта, философ, рассуждающий о смысле жизни, предназначении человека, непреходящих ценностях земного бытия. Все это в полной мере отразилось в его крупнейшем и прекраснейшем творении “Война и мир”. На протяжении романа автор много размышляет об интересующих его темах. В наше быстротекущее время почти невозможно заставить себя прочесть неторопливо его колоссальное произведение, но как это необходимо именно нам, молодым, чтобы проникнуться “русским духом”, патриотизмом, истинной народностью, а не той наносной суетой, которая так активно насаждается в последнее время различными источниками.
Подробнее…
Сочинение “Путешествие в горы”
Всей семьей мы отправляемся в горы. На спинах увесистые рюкзаки, в руках отполированные палки, у папы на шее висит фотоаппарат. Не забыли прихватить с собой котелок, спальные мешки и еду. Бедный отец! Большинство груза разместилось на его сильных плечах. По утренней прохладе едем на вокзал и мама покупает билеты у кассира. А вот и нужный поезд. Во время поездки завтракаем в вагоне и набираемся сил для предстоящего восхождения.
Выходим на нужной станции и перед нами разворачивается сказочный вид. Издалека видны заснеженные вершины. Склоны гор покрыты густыми кустарниками и яркими цветочками. Идти приходится парочку километров. Вокруг кружат стрекозки, солнышко поднимается выше и щедро прогревает землю.
Подробнее…
Как вычислить лжеца
Специалистами был проведен интересный эксперимент: в аэропорту была разбросана группа людей с фальшивыми историями, а команде экспертов нужно было расспрашивать всех, кто сидел в зале ожидания, пытаясь вычислить, кто врет. В аэропорту был один лжец на тысячу человек. Это как искать иголку в стоге сена.
Решение задачи
Что же сделала команда экспертов? Одна из первых идей, которая приходит на ум – они сосредоточились на языке тела и движений глаз. И это была плохая идея. Исследователями было еще ранее обнаружено, что попытки читать язык тела и движения глаз даже полицейскими скорее сводились к случайности.
Подробнее…
Мой любимый рассказ Шукшина
Шукшин предпочитал писать о деревне. Однако внешние приметы деревенской жизни не особенно занимали писателя. Он сосредоточился на другом: его рассказы являли вереницу жизненных эпизодов, внешне напоминавших ранние чеховские рассказы с их краткостью и беззлобным смехом. Каждый персонаж в изображении Шукшина имеет свою “изюминку”, противится усреднению, являет особый образ существования или оказывается одержимым той или иной необычной идеей.
Подробнее…
Мой любимый композитор
Когда у меня есть свободное время, я часто слушаю музыку разных жанров. Классическая музыка является лучшим средством для расслабления. Мой любимый композитор Антонио Вивальди. Мне особенно нравится его серия скрипичных концертов, известная как “Времена года”. Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции. Его быстро окрестили из-за слабого здоровья.
У него было пять братьев и сестер. Его отец, Джованни Баттиста, научил его играть на скрипке в очень раннем возрасте.
Подробнее…
Чтение в жизни любого образованного умного человека занимает важное место. Без знаний, полученных из книг, невозможно формирование личности. Зачем нужно читать? Чтение обогащает нашу внутреннюю духовную жизнь, учит и развивает, развивает воображение и память, обогащает словарный запас.
В разном возрасте книги по-разному влияют на нас. Первые книги, сказки, детские рассказы учат детей взаимопомощи, доброте, послушанию и многому другому. В подростком возрасте книги отражают проблемы отношений между людьми, взросления, любовь и дружбу. В зрелом возрасте книги затрагивают вопросы различных сфер жизни, будь то политика, культура, брак, старение. Любимые книги, затертые до дыр, с заломанными уголками страниц, переносят нас в литературные выдуманные или реальные миры, дабы еще раз пережить сладостные моменты. С возрастом меняется отношение к книгам, но «привычка к чтению» должна быть заложена еще в детстве.
Некоторые писатели высказывают мнение, что читатель – это соавтор книги. Не следует забывать, что настоящий читатель должен анализировать прочитанное. Автор, создавая свое произведение, излагает свои мысли и видение предмета, но читатель это все воспринимает и перерабатывает под призмой своего опыта, жизненной ситуации и мировоззрения. Одна и та же книга может быть воспринята людьми по-разному. Кто-то увидит в ней комедию, кто-то – трагедию, а кто-то – ничего интересного. Исходя из прочитанного, читатель формирует свое мнение не только о книге, но и об авторе, о мире, который тот описывает. Он рассказывает о своих впечатления, выносит суждение о действиях и характере персонажей, оценивает их. Нельзя бездумно «проглатывать» книгу, это не будет истинным «чтением». Настоящий читатель готов не только прочитать книгу, но и перечитать ее для более лучшего понимания сюжета, персонажей, задумки автора.
Письменность зародилась давно, появились книгопечатание, электронные книги. Будет изобретено еще много вещей, но чтение останется основным источником, будоражащем воображение. Люди будут читать, думать о прочитанном и анализировать, грустить и смеяться. Мне нравятся слова писателя В.Набокова: «Хороший читатель – это тот, у которого развиты воображение, память, словарный запас и который наделен художественным чутьем».
Впервые с книгой меня познакомила моя мама. Я тогда был маленьким и не умел читать, поэтому мама брала книгу и читала мне вслух разные стишки и сказки. Я начал запоминать их и повторять наизусть. Это очень помогло мне быстро научиться читать, и уже лет с пяти я самостоятельно осиливал «Русские народные сказки» и «Сказки народов мира». Это занятие увлекло меня настолько, что родители с легким сердцем могли оставить меня за ним и делать свои дела или отдыхать.
С тех пор прошло много лет, и я по-прежнему берусь за книгу, когда у меня есть свободное время. Нет, конечно, это не единственное занятие, которое мне нравится, но у него есть веские преимущества перед многими другими. Чтобы читать, не нужно искать себе компанию, ждать хорошей погоды или делать дорогие покупки, как например, инвентарь для занятий спортом. Книге можно посвятить ровно столько времени, сколько можешь, а потом закрыть ее и отложить продолжение до следующего раза.
Как читатель, я нетерпелив и местами невнимателен. Много раз случалось, что доходя до не особо интересных мест в книге, я пропускал целые абзацы. Ничего не могу с собой поделать, но я люблю, когда сюжет динамично развивается! Мое воображение создает образы героев очень быстро, буквально по первому описанию или характеристике, и мне бывает тяжело корректировать его деталями, созданными автором. Но я считаю, что когда я читаю для себя, а не на урок в школу, например, я могу себе это позволить.
На уроках литературы нас, конечно, учат читать по-другому. Кроме сюжета и героев произведений, мы обращаем внимание на особенности эпохи, в которую это происходит и когда было написано. Мы изучаем личность и взгляды автора и стараемся понять, что и почему он хотел донести до нас в своем произведении. Таким образом восприятие книги становится более объективным, научным, но, на мой взгляд, куда менее интересным и индивидуальным. Поэтому по-настоящему удовольствие от чтения я получаю, когда читаю дома то, что мне нравится.
ДЕПАРТАМЕНТ
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Эссе
на тему: Я -читатель.
Выполнила студентка
1 курса
группа 1
Факультета
дефектологии
Трофимова Светлана
Игоревна
Москва
2011.г.
Я -читатель.
В большинстве
люди считают себя разумными, предпочитая
читать хорошие и интересные книги.
Вот и я одна из них. Здорово, если
книга сразу и хорошая, и интересная,
но такое редко бывает. Приходится
выбирать: когда предпочтёшь хорошее
интересному , чтобы успокоиться, а когда
лучше пойдёт интересное, чтобы время
убить. Проблема только в том, что о хорошем
и интересном у каждого есть свои представления
.
Вот одна из тех
книг которая мне очень нравится
и которая вызвала у меня большой
восторг -это Ангелы –Хранители Дина
Кунца одна из моих первых фантастических
книг прочитанных мной. Попала она мне
в руки случайно. Где-то лет 10 назад, я подобрала
её во время проливного дождя на скамейке
в одном из Московских дворов. Она лежала
там, уже разбухшая от влаги и потрёпанная
ветром. Я взяла её с собой, дома обсушила
подклеила и начала читать. Эта книга просто
супер . Очень ярко в ней описано противоборство,
двух столь непохожих друг на друга, и
в тоже время таких близких героев, как
собака и жертва генетики Аутсайдер. Любовные
отношения матёрого мужика и серой мышки.
В общем книга отличная .Что касается остальных
произведений этого автора ,то они не вызвали
у меня интерес. Могу смело сказать ,что
читатель я не активный ,читаю только те
книги которые могу зацепить моё внимание
уже с первого предложения ,а таких книг
к сожалению мало, речь не идет конечно
же об учебной литературе ее читать просто
необходимо .Из последних книг которая
была прочитана мной это Фредерик Бегбедер
-Любовь живет три года. Книга, которая
почти всех своих читателей не оставляет
без эмоций. При ее прочтении иногда хочется
выбросить ее, а иногда не можешь остановиться.
Эта книга меняет представление о мире,
о любви, и даже о дружбе. Главный герой
хоть и уверен в своих выводах, но все равно
мечтает что это не так. Может быть это
и сказка, хотя и современная, в ней очень
много выражений, над которыми стоит задуматься.
А некоторые из них, действительно отражают
нашу жизнь изнутри.
Надеюсь что
в моей жизни это не последние
запоминающиеся книги и я очень
рада ,что с годами мне все больше и больше
нравится читать различные книги .
Мой читательский опыт взял свое начало еще в далеком детстве. Первые шаги к чтению были сделаны уже в два года и восемь месяцев. Совсем маленькой я восторженно любила слушать русские народные сказки и мультфильмы Уолта Диснея, изложенные в книгах в исполнении матери и бабушки. Впитывая и запоминая их, я все более полно погружалась в мир книг, испытывая сопереживание, сочувствие, гнев, радость, печаль, восторг и прочие эмоции. С раннего детства, я помню, в нашей семье было очень много книг, они занимали чуть ли не два книжных шкафа…
Взрослея, я начала увлекаться классической зарубежной, мифической, фантастической и детективной литературой, в которой изображались сложные противоречивые персонажи с непростой судьбой. Мечтая в тот период времени играть в театре или кино, зачитываясь Шекспиром, я частенько представляла себя Джульеттой или Офелией на сцене. В дальнейшем, из-за слишком напряженного учебного графика, времени на чтение оставалось лишь учебной программы, которая, впрочем, отказывалась восприниматься и откладываться в памяти. Отечественная классическая литература, несмотря и на ее довольно-таки непростых и противоречивых героев, не оказала на меня должного влияния и не осталась в сердце. Разумеется, я говорю об отечественной литературе в контексте прозы. Любая поэзия в любые минуты жизни всегда вызывала эмоциональный отклик. В 18 лет взяв в руки стихотворение, опять же-таки, Уильяма Шекспира, «Любовь – недуг… Моя душа больна», я перечитала его наверное раз 15, взяла ручку и бумагу и написала свое первое стихотворение. Конечно оно не обладало особым стилем, не отличалось созвучием рифм, и строчки, буквально говоря, «убегали», но оно послужило началом моей поэтической деятельности, которую я не забрасываю и по сей день. Ну и конечно, если уж совсем вдаваться в личностные предпочтения, я не могу не остановиться на книгах фантастического, мифического, мистического стиля. Своей одержимости темой вампиров, как символа вечной жизни, полученной благодаря живой человеческой крови, я обязана одному фантастическому фильму, не буду упоминать название, просмотренному мной в 2004 году. Как раз после этого я шла в магазин и сметала полки на вампирскую тематику подчистую.
Назвать себя усердным читателем, я вряд ли когда-нибудь смогу, если произведение с первых строк мне неинтересно, я не могу заставить себя дочитать его до конца, не могу заставить который год уже себя съездить в библиотеку, в которую была записана так давно, что, наверное, уже и моя карточка была утеряна. Иногда я просматриваю прессу, чтобы хоть как-то следить за событиями, происходящими в мире, иногда после рабочего или учебного дня сил не хватает даже на это. Но прочитав каждую книгу, я обсуждаю ее с друзьями или родственниками, запоминаю автора, делаю некоторые пометки о ней в своем блоге. Иногда перечитываю любимую литературу детства. Имею собственную книжную полку, на которой храню книги, купленные мною лично, и полку книг своего авторства, которые были напечатаны и переплетены благодаря тому, что моя мать работает в типографии.
Мое эссе подходит к концу, и в завершение хотелось бы сказать, что неважно сколько книг ты имел возможность прочитать, важно то, КАК ты их прочитал, и почувствовал ли тепло, идущее от сердца в отклик на произведение. Потому что, как и было сказано на лекции, без личностной мотивации чтение невозможно. Необходимо искоренить глагол «читать» в повелительном наклонении, потому что принуждение к чтению ничего не даст кроме сухости и черствого отношения читателя к любой предложенной книге, неважно насколько она хороша…
Чтение – увлекательное занятие, которое приносит много пользы. Но чтение – это тоже искусство, которому нужно учиться. Ведь настоящий читатель – это не тот, кто «проглатывает» одну книгу за другой. И не тот, кто дочитывает книгу лишь до середины, а потом принимается за другую.
Настоящий читатель – это вдумчивый читатель, то есть человек, который внимательно читает книгу, вдумывается в каждое слово. М. Горький писал, что нужно воспитывать в себе культуру чтения. По его мнению, читать нужно медленно, не торопясь. Что толку в чтении, если потом вы не помните ни одного слова из прочитанного, если не можете толком рассказать, какие мысли автора отражены в его произведении. А чтобы узнать эти мысли, нужно обращать внимание на детали, даже самые незначительные. Они могут многое рассказать.
Например, А.П.Чехов в рассказе «Человек в футляре» рисуя главного героя пишет, что у него нож был в чехле, и зонт тоже был в чехле, и очки, и другие предметы – все было помещено в футляр. Да и сам герой, казалось, находится в каком-то футляре: пальто с поднятым воротником, калоши. Незначительные детали описания привычек и внешности героя, но когда вчитываешься в рассказ дальше, то понимаешь, что вся жизнь Беликова – это футляр, за рамки которого он боится выйти: «Как бы чего не вышло».
Или у Л.Н.Толстого в рассказе «После бала» дается портрет полковника. Внимание читателя заострено на белых бакенбардах и руке в замшевой белой перчатке. Сначала полковник этой рукой ведет в танце свою дочь Вареньку, а потом бьет ею провинившегося солдата. Незначительная деталь на первый взгляд. А на самом деле эта рука имеет очень важное значение для понимания основной мысли рассказа. И таких примеров можно привести много.
Если читатель не настоящий, он не обратит на это никакого внимания, и самое важное в произведении пройдет мимо него. Вдумчивый и внимательный читатель не пропустит никакой мелочи, потому что в произведении нет незначительного. В нем все важно, все емко. Поэтому настоящий читатель – это тот, кто задумывается над тем, что прочитал, тот, кто не стремится прочитать быстрее, а стремится понять прочитанное.
Определи сам, какой ты читатель. Для этого прочитай этот тест и поставь рядом с высказываниями знак «+» в том случае, если оно соответствует твоему мнению.
Итак, какой я читатель:
1. Читаю быстро, «проглатываю» книги.
2. Читаю медленно, вчитываясь в каждое слово.
3. Читаю от случая к случаю любые книги, которые попадаются в руки.
4. Читаю с разбором, жалею время на ерунду.
5. Люблю читать для души, а не по указке кого-то.
6. Читаю по необходимости, чтобы выполнить задание.
7. Могу читать в любой обстановке, даже в шумной: увлекаюсь очень.
8. Вникаю в смысл книги только в тихой обстановке и при положительном внутреннем настрое.
9. Книгам не очень доверяю: ведь это вымысел.
10. Верю во все, что в книге происходит.
11. Нет ничего скучнее чтения.
12. Чтение для меня – самое интересное занятие.
13. Я никогда не пытаюсь поставить себя на место героев книг.
14. Читая книгу, я готов мысленно сражаться и переживать за героя, как за себя.
15. Кто написал книгу – для меня не имеет никакого значения.
16. Выбирая книгу и читая, я всегда интересуюсь автором.
17. Я рассуждаю так: книга – книгой, а жизнь – жизнью.
18. Для меня хорошая книга – та же жизнь, которую я открываю и вместе с ней – открываю себя.
19. Чтобы быть читателем, не надо особого таланта – читай и все.
20. Быть хорошим читателем – это способность, которую надо развивать.
А теперь сосчитай количество «+» в четных и нечетных высказываниях.
Если четных плюсов больше, то ты читатель-романтик. Ты способен чужую жизнь почувствовать как свою. Ты способен задуматься не только над книгой, но и над самим собой. Ты открываешь мир книги, а он открывает тебя. Хорошо бы таких читателей было больше.
Если нечетных плюсов больше, то чтение для тебя далеко не на первом месте. Что-то другое занимает тебя больше. Надеюсь, что, читая по необходимости, ты однажды увлечешься книгой и откроешь для себя новый мир образов, в котором захочется побывать вновь и вновь.
Если у тебя равное количество четных и нечетных плюсов, ты читатель по настроению. Иногда ты жадно читаешь все подряд, иногда выбираешь что-то для души, но бывают моменты, когда ты подолгу не берешь книгу в руки. Тебе явно не хватает читающего приятеля, который бы тянул тебя с собой в библиотеку почаще.
Согласен ли ты с результатами теста? Поделись своими впечатлениями.
Как я стала читателем.
Посвящается Году литературы.
Когда мне было всего три года, уже тогда, как говорит моя мама, я любила листать страницы детских книг. Особенно тех книг, герои которых мне были знакомы по маминому чтению. Я водила пальцем по бумаге, шептала тихонько какие-то слова – делала вид, что читаю…
По вечерам, когда в доме всё затихало и готовилось ко сну, а я ложилась в свою маленькую кроватку и закрывала глаза, ласковый голос мамы знакомил меня с новыми сказками и стихами. Она никогда не читала мне на ночь страшных сказок – берегла мой покой…
В тех сказках волшебство было только доброе: Золушка отправлялась на бал в роскошной карете из обычной тыквы, Элли с Тотошкой, Железным Дровосеком и Страшилой спешили по дороге в Изумрудный город, Василиса Премудрая рассыпала по свету свои удивительные чудеса… И даже Александр Сергеевич Пушкин (мама всегда называла фамилии авторов произведений, которые мне читала) представлялся в моём детском воображении добрым чародеем, от слов которого неожиданно появлялись чудесные острова среди моря, великолепный царский дворец с золотым петушком на спице, белочка, грызущая золотые орешки с изумрудными зёрнышками… Конечно, я представления никакого не имела, что такое золото и изумруды… Но это была сказка, настоящая, необыкновенная и очень красивая!… Наверное, именно поэтому страшные сны в детстве мне никогда не снились …
Немного погодя мама стала учить меня чтению по «Азбуке» Л.Н. Толстого. Ей это удавалось без особого труда, потому что сам процесс обучения, по её словам, меня очень занимал. Я начинала складывать буквы в слоги, слоги – в слова, а слова – в предложения. Мир книг манил меня за собой в чудесную страну знаний. Мне радостно было от того, что буквы становились «говорящими» – я читала! Сама читала! До сих пор помню слово в слово рассказ Льва Николаевича, с которого я любила начинать почти каждое чтение: «Пришла Настя после школы. Одна мама была дома. Настя села у стола, взяла книжку и прочла сказку. Мама была рада». Тогда я была уверена, что в этом рассказе написано обо мне и моей маме: ведь я – Настя, а чтению научила меня мама!
Сейчас, когда я выросла и читаю серьёзные книги, понимаю, что любовь к чтению детям переходит от родителей. Думаю, что только у читающих родителей могут быть читающие дети. Заставить кого-то полюбить сам процесс чтения нельзя. Наверное, для этого нужно особое расположение души, особый настрой, которому ребёнка должны научить в детстве. Жить самому в реальном мире и иметь способность проживать жизни героев прочитанных книг способен не каждый. Но такой человек – человек счастливый!