Сочинение на тему какую роль играет природа в слове о полку игореве

11 вариантов

  1. Имя автора “Слова о полку Игореве” – неразгаданная тайна восточных славян. Много лет разделяют нас с тем временем, когда Киевская Русь полтора века воевала с половцами. Одаренный славянин на этих исторических событиях создает вечно живую поэму, в которой призывает князей к единству во имя любви к родной земле.
    Отклонив завесу времени, вглядимся в одухотворенное лицо певца. Это плотный человек зрелого возраста, мощный военный, который знает тончайшие детали похода. Он, безусловно, принадлежит к высшей политической и духовной элиты, к своим слушателям-князей обращается «братья». Выдающийся политический деятель и дипломат – в его произведении Киевская Русь предстает открытой страной, поддерживает отношения со многими государствами. Бесспорно, это один из самых образованных представителей своего времени: в произведении упоминаются события, отдаленные от XII в. на 800 лет. Автор уважительно отзывается и своее предшественнике – певцу Бояне, прославляющем князей в XI в., и соединяет Бояна, с давним дохристианским миром богов, обещая творить по его стилю и объединить давнюю и нынешнюю славу. Описав подготовку к походу, и неудачное сражение трехдневного боя Игоря, автор раскрывает причины, приведшие Русскую землю к порабощению.
    Автор изображает очередной поход князя Игоря Святославовича против половцев. Эта тема есть лишь вступительной частью и основной частью большей проблемы. Здесь раскрыта тема битвы на Русской земле. Бескрайние Русские земли описываются в произведении. Все отступления автора, переживание героев, тревога Ярославны о муже имеют непосредственное отношение к образу своей земли. Герои произведения считают себя патриотами целой Руси, а не только одной местности.
    Ни затмение солнца, что предсказывает плохой конец похода, ни вой степных зверей и птиц не могут остановить Игоря и вернуть его назад. Начало произведения мрачное, в тревожных тонах. Предчувствуя неминуемую беду, ведется дальше со скорбью и тревогой. Трагически и насыщенно рисует поэт-художник эпизод неудачного сражения Игоря с кочевниками. Одаренный писатель описывает перемены в природе, вызывающиеся в ней историческими событиями. Реки, то переживают и помогают Игорю, то задерживают своим течением молодого Ростислава.

  2. Природа в поэме ведет непрекращающийся диалог (поначалу – монолог) с русским народом.
    В самом начале, когда только Игорь выступает против половцев, случается солнечное затмение, предвещая беду. Но воины уже раскалены, им не терпится ринуться в бой.
    Между тем лес наполняется тревожными звуками, все животные – и птицы, и звери, обеспокоены. Повсюду разносится
    Окрыленные первой победой, русские решаются на второй ночлег в степи. Утро начинается с кровавого рассвета, природа вновь посылает тревожное знамение.
    Русское войско повержена, все кругом скорбит: поникли даже листья на деревьях.
    В далеком краю плачет Ярославна. Она упрекает природу (в частности, ветер и Солнце) в том, что она отвернулась от русских, не защитила их должным образом. Вместе с тем она умоляет ее сохранить мужа, Игоря, вернуть его лодки домой.
    Природа, конечно же, услышала эту мольбу: враз всколыхнулось море, вихрь поднялся и понесся в сторону родного дома.
    Когда Игорь возвращался домой, звонко и радостно пели соловьи, а дятлы своими стуками помогали держаться верной дорогой.
    В конце поэмы мы становимся свидетелями душевной беседы реки Донца и Игоря. Река говорит князю, что своим возвращением он принес Руси радость великую, Игорь же благодарит ее за теплый прием.
    Мы видим, что природа целиком и полностью стоит на стороне русских, она и предупреждает, и помогает, и выручает воинов Руси. Читатель, чувствуя такую мощную поддержку, верит в избранность русского народа и в то, что ему обязательно улыбнется удача.

  3. 3
    Текст добавил: С подругой На пару

    Автор: Евгения Кошечкина
    В событиях «Слова о полку Игореве» большую роль играет природа. Автор делает ее живым существом, способным страдать и радоваться вместе с героями поэмы, оценивать их поступки. Вся природа, описанная человеком, принимавшим участие в бою против половцев, проникнута любовью к родине. Именно поэтому природа в этом произведении помогает героям, борющимся не за свое личное счастье, а за счастье своей родины.
    Когда князь Игорь выступает в поход на половцев, природа как-будто старается удержать его, предупредить об опасности. Об этом свидетельствуют: затмение солнца, крик филина.
    С природой связан также образ жены Игоря – Ярославны. Тоскуя по Игорю, тревожась за его войско, она обращается в своих мольбах к природе (ветру, Днепру, солнцу).
    Природа страдает вместе с матерью убитого князя Ростислава, горюющей о сыне:
    «Цветы почернели от скорби!
    Дерево в тоске к земле припало!»
    Природа помогает и князю Игорю бежать из плена. Она укрывает его от преследователей, и он благополучно возвращается домой.
    С природой неразрывно связан каждый образ «Cлова о полку Игореве». Человек, написавший поэму, хорошо знал природу и связывал с ней не только жизнь людей в целом, но и события, происходившие с ними.

  4. (На иллюстрации картина В. М. Назарук “Затмение (Слово о полку Игореве)” 1985г.)
    Многие писатели, поэты, художники и скульпторы описывают в своих произведениях природу. Зачастую, это изображение красивых пейзажей, описание закатов и рассветов, любование природными красотами и прочее. Но в повествовании «Слово о полку Игореве» природа является одним из основных участников всех событий, и ее по праву можно назвать главным действующим лицом поэмы, а автора «Слова» – исключительным знатоком русской природы.
    Природа стала прямым соучастником в побеге Игоря, поскольку длительное время главный герой скрывался на заросшем побережье «серебряного» Донца, где жители этого ж побережья (гоголи и чайки) предупреждали Игоря своим криком и беспокойным поведением о приближении погони. Автор весьма правдиво описал берег Донца, назвав его серебряным, ведь воды реки, разрезая меловые горы, несут большое количество мела, который позже оседает на берегу и блестит, как серебро. Еще одними помощниками Игоря были дятлы, которые своим стуком указывали герою, где находится вода.
    Несмотря на то, что в поэме практически не встречаются пейзажи, читатель всегда имеет возможность вполне детально представить, на каком фоне происходят события, поскольку природа в данном контексте является непосредственным активным участником событий. Она сопереживает русскому народу, предупреждая их об опасности, способствует побегу Игоря, затемнением солнца предупреждает его о провале перед походом, грозой пытается остановить его на пути к гибели. Стоит отметить и тот момент, где вместе с падением русских пала духом и природа – поникла трава, деревья наклонились низко к земле и с них, как слезы, посыпалась листва.

  5. Русская природа выступает в «Слове о полку Игореве» как отдельное действующее лицо. Она реагирует на все происходящие события, как живой человек. В некоторых местах поэмы природа разъясняет читателю непонятные моменты.
    Автор – очень чуткий наблюдатель. В своем произведении он подмечает многие мелкие детали. Например, приводится описание берегов Донца, которые в «Слове…» имеют серебряный цвет. На первый взгляд может показаться, что это просто эпитет. Но в действительности воды Дона имеют беловатый оттенок, потому что содержат в себе много мела. В летнее время года берега Дона обмелевают, оставленный на косах и отмелях мел отсвечивает серебром.
    Очень точное наблюдение автора можно отметить в эпизоде побега Игоря из плена. Князь благодарит Донец за то, что тот спрятал его. Чтобы не попасться в руки половецким князьям, Игорь бежал только по ночам. Днем же ему приходилось скрываться в зарослях на берегу степных рек. О приближении людей беглецу сообщали гоголи и чайки. Когда их поведение становилось беспокойным, Игорь начинал бежать дальше.
    Еще одной мастерски подмеченной деталью описания природы являются дятлы, которые указывают Игорю дорогу к реке. Степная река и деревья, находящиеся только на берегах, не видны издалека, поэтому стук дятлов помогал князю двигаться в нужном направлении.
    Природа, безусловно, имеет огромное значение в «Слове о полку Игореве», но автор не добавляет прямого описания пейзажей. Природа воспринимается им не как нечто прекрасное, чем стоит любоваться, а как главный помощник человека в трудную минуту. Она влияет на ход описанных событий и является одним из главных их участников. Природа в «Слове…» наделена человеческими качествами – она так же изменчива, как живое существо. В поэме множество эпизодов, где природа играет главную роль: она предсказывает исход сражения еще в начале похода, помогает Игорю бежать из плена, к ней обращается с мольбой жена Игоря Ярославна. Разберем каждый эпизод поподробнее.
    Участие природы в повествовании заметно с самого начала. Свет солнца меркнет, и наступает затмение, начинается гроза. Все это должно уберечь Игоря от неудачного похода. Дикие птицы и звери тоже пытаются помешать безрассудному поступку князя. Движение половецкого войска навстречу русской дружине сопровождается синими тучами. Поражение княжеского войска отражается на состоянии природы: деревья в печали и роняют листву, а трава никнет к земле.
    Автор отмечает изменение природы из-за княжеских распрей. Войны Олега приводят к тому, что пустеют пашни.

  6. 6
    Текст добавил: О_о я-переживу-2012 о_О

    «Слово о полку Игореве» – программное произведение, которое мы «проходили» в седьмом классе. И вот уже в десятом классе, готовясь к конференции, посвящённой Дню славянской письменности, я перечитала книгу и совершенно по-новому открыла её для себя. Поводом для небольшого исследования стали мысли Д. С. Лихачёва, изложенные в комментариях к «Слову »: «Средневековые писатели стремились увидеть за внешним сущностное. Метафоры были для них символами; внутренняя сущность прорывалась через внешнее сходство.
    Когда автор «Слова о полку Игореве» сравнивает Ярославну с кукушкой, он видит в ней не просто птицу, а мать, у которой сын находиться в чужом гнезде – в гнезде Кончака.
    Лебедь в «Слове» – всегда видение предсмертное. И тогда, когда бегущие от русских половецкие телеги кричат по-лебединому. И тогда, когда Дева Обида бьет лебедиными крылами на Синем море – том самом, откуда двигались половецкие полки навстречу Игоревой рати. Ярославна не случайно обращается с мольбой в своем плаче к Солнцу, Ветру и Днепру, то есть к трем из четырех стихий: свету, воздуху, воде. Ей не надо обращаться к Земле, ибо она сама Земля, то есть родина. Земля не может быть враждебной. Солнце же сперва предупреждало Игоря, а потом скрутило жаждою луки Игоревых воинов. Ветер гнал от моря на Русь тучи и подхватывал половецкие стрелы, чтобы донести их до Игоря. Днепр мог бы помочь насадам Святослава достичь места битвы, но не помог.
    И вот в ответ на мольбу Ярославны солнце, предупреждавшее Игоря тьмою, этой же тьмою скрывает бегство Игоря. Ветер смерчами идет от моря на станы половцев. Днепр, главная из русских рек, союзными ему реками помогает Игорю в бегстве на Русскую землю».
    Таким образом, известный академик, лингвист подводит читателя к мысли о том, что в древнерусском тексте у автора какое-то особенное отношение к природе и эта авторская позиция выражается через богатый, ёмкий, образный язык.
    Мне захотелось провести небольшое исследование с целью выяснить, какую роль играют образные средства в создании образов природы.
    Вычитывая текст, мы выбирали цитаты, в которых присутствуют образы природы, и создавали палитру художественных средств, которые помогли художнику-летописцу создать неповторимое по своей красоте, образности произведение.
    Итак, остановимся на тех художественных средствах, которые , по нашим наблюдениям, наиболее часто встречаются в «Слове».
    Олицетворения:
    • «Никнет трава от жалости, и дерево от горя к земле склонилось».
    • «И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле, печаль обильная течет среди земли Русской».
    • «Солнце ему тьмою путь заграждало; ночь, стонущи ему грозою, птиц пробудила»
    • «Долго наступает ночь. Вечерняя заря свет уронила. Вот и мгла поля покрыла. Наконец и щекот соловьиный уснул; утренний говор галок пробудился».
    • « река Стугна, недоброе течение имеющая, пожрала чужие ручьи и потоки, расширилась к устью, юношу князя Ростислава затворила на дне у темного берега».
    • « кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии. »
    • «Взволновалось море в полночь, идут смерчи тучами. Загремела земля, зашумела трава, шатры половецкие пошатнулись».
    • «О, стонать Русской земле, вспомнив прежние времена и прежних князей!».
    Трава Никнет от жалости; зашумела
    Дерево от горя к земле склонилось
    Земля Загремела; стонет
    Солнце тьмою путь заграждало
    Ночь стонущи ему грозою, птиц пробудила
    Заря свет уронила; свет возвещают;
    Ветер носил князя на волнах, расстилал зеленую траву, укрывал теплыми туманами, стерег
    Тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца
    Море Взволновалось
    Мгла поля покрыла
    Река Стугна пожрала чужие ручьи и потоки, юношу князя Ростислава затворила на дне у темного берега
    Щёкот соловьиный уснул
    Говор галок пробудился
    1. Необъятен мир природы в летописи: трава, деревья, земля, солнце, ветер, заря, тучи, море, реки, птицы
    2. Все природные стихии изображены в «Слове о полку Игореве»: небо («солнце светит на небе», «кровавые зори свет возвещают»; ветер («носил князя на волнах, расстилал зеленую траву, укрывал теплыми туманами, стерег»); огонь (солнце, заря); земля («загремела; стонет»).
    3. Природные образы отражают противостояние добра и зла, что соотносится с сюжетом «Слова. »: земля, солнце, ночь, заря, ветер, деревья, трава предупреждают об опасности, ограждают от ошибок, жалеют русичей и стараются помочь Игорю и его воинам, а тучи, мгла, река Стугна, напротив, враждебны героям.
    4. Вся природа в «Слове» одушевлена. Можно предположить, что причина кроется в том, что в летописи отразились языческие верования древних славян.
    5. Анализируя олицетворения как художественные средства, замечаем, что природа в «Слове» всё время в движении: очень много глаголов- действий (загремела, стонет, пробудила, уснул, укрывал, заграждало) и вместе с тем олицетворения передают чувства, состояние, отношение всего природного мира к событиям («никнет от жалости» (трава); «стонет» (земля); «стонущи ему грозою» (ночь); «взволновалось» (море).
    6. Автор летописи мастерски использует повторы: они усиливают трагическое звучание «Слова»: «застонал Киев от горя» – «ночь, стонущи грозою, птиц пробудила» – «О, стонать Русской земле».
    2. 2. Метафоры.
    • «Когда Игорь соколом полетел, тогда Овлур волком побежал, отряхивая студеную росу, ибо загнали они своих борзых коней».
    • «А Игорь-князь бросился горностаем к тростнику и белым гоголем на воду, вскочил на борзого коня и спрыгнул с него проворным волком, и побежал к пойме Донца, и полетел соколом под облаками, побивая гусей и лебедей на завтрак, и на обед, и на ужин».
    • «это ведь два сокола»
    • «Не буря русских соколов занесла через поля широкие; стада половецких галок уже бегут, спасаясь, к Дону великому»
    • «Не был он в обиду порожден ни соколу, ни кречету, ни тебе, черный ворон, поганый половец!»
    • «Если сокол к гнезду летит, молодого сокола мы с тобой расстреляем своими золочеными стрелами!»
    • «Если сокол к гнезду летит, мы с тобой соколика опутаем красною девицею!»
    • «Если мы с тобой его опутаем красною девицею, не будет обоим нам ни соколика, ни красной девицы и будут нас обоих птицы бить в поле Половецком!»
    2. 3. Сравнения
    • «. кричат телеги в полночь, словно лебеди распущенные»
    • «А неверного Кобяка из лукоморья из железных огромных полков половецких как смерч вырвал, и упал Кобяк в граде Киеве, в гриднице Святослава».
    • «На реке на Каяле тьма свет покрыла, по Русской земле разбежались половцы, как выводок гепардов».
    • «Не ваши ли храбрые дружины рычат как туры, раненные саблями каленными в поле неведомом?»
    • «Высоко летаешь ты на подвиги в ярости, как сокол, на ветру распростершись, желая птиц в неистовстве одолеть».
    2. 4. Эпитеты
    • «кровавые зори»
    • «трепещут синие зарницы»
    • «теплою мглою»
    • «на серебряных берегах»
    • «траву подстилал зеленую».
    3. Подведём итоги.
    К природе автор относится как к живому существу, наделяя ее качествами, присущими человеку: она воспринимает окружающий мир, реагирует на происходящие события.
    Природа в произведении выступает как некая высшая сила, которая может предсказывать события и управлять ими. Так, перед выступлением Игоря в поход природа предупреждает русские войска о грозящей им опасности: «Солнце ему тьмою путь заступаше».
    Природа не только отражает происходящие события и свидетельствует об опасности, но и является активным участником событий. К природе с просьбой о помощи обращается Ярославна. Она видит в ней защитницу и помощницу, просит Солнце «светлое и тресветлое», Ветер и Днепр Словутич помочь Игорю бежать из плена. Обращаясь к природе, Ярославна ищет душевного успокоения, хочет развеять свою скорбь. Плач Ярославны – заклинание сил природы, которые она побуждает послужить «милому ладе». Природа активно помогает бежать Игорю из плена. Донец подстилает ему зеленую траву на своих серебряных берегах, он лелеет князя на своих волнах, одевает теплыми туманами под сенью дерев. Во время бегства Игоря «врани не граахуть, сорокы не троскоташа», соловьи поют песни, а дятлы путь показывают. Несмотря на поражение русских войск, Донец прославляет и оправдывает героя: «Княже Игорю! Не мало ти величия, а Кончаку нелюбия, а Русской земли веселиа!» Когда Игорь возвращается из плена, «солнце светится на небесе».
    Изображая природу, автор «Слова о полку Игореве» ярко и поэтично выражает свои мысли и политические взгляды.

  7. В событиях «Слова о полку Игореве» большую роль играет природа. Автор делает ее живым существом, способным страдать и радоваться вместе с героями поэмы, оценивать их поступки. Вся природа, описанная человеком, принимавшим участие в бою против половцев, проникнута любовью к родине. Именно поэтому природа в этом произведении помогает героям, борющимся не за свое личное счастье, а за счастье своей родины.
    Когда князь Игорь выступает в поход на половцев, природа как-будто старается удержать его, предупредить об опасности. Об этом свидетельствуют: затмение солнца, крик филина.
    С природой связан также образ жены Игоря – Ярославны. Тоскуя по Игорю, тревожась за его войско, она обращается в своих мольбах к природе (ветру, Днепру, солнцу).
    Природа страдает вместе с матерью убитого князя Ростислава, горюющей о сыне:
    «Цветы почернели от скорби!
    Дерево в тоске к земле припало!»
    Природа помогает и князю Игорю бежать из плена. Она укрывает его от преследователей, и он благополучно возвращается домой.
    С природой неразрывно связан каждый образ «Cлова о полку Игореве». Человек, написавший поэму, хорошо знал природу и связывал с ней не только жизнь людей в целом, но и события, происходившие с ними.

  8. “Слово о полку Игореве” является одним из самых значительных произведений древнерусской литературы. В художественной системе “Слова о полку Игореве” образы природы играют огромную роль.
    Природа в “Слове о полку Игореве” выполняет двойную функцию. С одной стороны, она живет самостоятельной жизнью, описывая окружающий героев пейзаж, с другой – выступает средством выражения мыслей и отношения к происходящему автора.
    В описании природы проявляется поэтическое восприятие мира автором. К природе он относится как к
    живому существу, наделяя ее качествами, присущими человеку: она воспринимает окружающий мир, реагирует на происходящие события. Природа в “Слове о полку Игореве” выступает отдельным героем произведения, является отражением происходящих событий и дает им оценку. Так как образы природы служат своеобразным средством выражения мыслей автора, то она как бы является союзницей и сторонницей русских войск. Природа отражает происходящие события, и в этом отражении мы видим, что она “переживает” за русский народ. После поражения Игоря природа скорбит вместе с ним: “Ничить трава жалощами, а древо с тугою
    к земли преклонилось”.
    Вспомним описание второй битвы. “…Кровавыя зори свет поведают. Чръныя тучи с моря идут… а в них трепещут синии млънии. Быти грому великому!” В этом описании ощущается эмоциональное напряжение, читатель осознает неминуемость поражения. За описанием природы мы читаем мысли автора о том, что поражение неизбежно. Эта точка зрения – результат его политических взглядов, которые состояли в том, что для того чтобы русским войскам победить половцев, нужно объединиться русским князьям, а не действовать в одиночку.
    Природа в произведении выступает как некая высшая сила, которая может предсказывать события и управлять ими. Так, перед выступлением Игоря в поход природа предупреждает русские войска о грозящей им опасности: “Солнце ему тьмою путь заступаше”.
    Природа не только отражает происходящие события и свидетельствует об опасности, но и является активным участником событий. К природе с просьбой о помощи обращается Ярославна. Она видит в ней защитницу и помощницу, просит Солнце “светлое и тресветлое”, Ветер и Днепр Словутич помочь Игорю бежать из плена. Обращаясь к природе, Ярославна ищет душевного успокоения, хочет развеять свою скорбь. Плач Ярославны – заклинание сил природы, которые она побуждает послужить “милому ладе”.
    Природа активно помогает бежать Игорю из плена. Донец подстилает ему зеленую траву на своих серебряных берегах, он лелеет князя на своих волнах, одевает теплыми туманами под сенью дерев. Во время бегства Игоря “врани не граахуть, сорокы не троскоташа”, соловьи поют песни, а дятлы путь показывают.
    Несмотря на поражение русских войск, Донец прославляет и оправдывает героя: “Княже Игорю! Не мало ти величия, а Кончаку нелюбия, а Русской земли веселиа!” Когда Игорь возвращается из плена, “солнце светится на небесе”.
    Большую роль в описании природы и ее смысловом значении играет символика цвета. Тот или иной цвет, преобладающий в описании данного пейзажа, несет в себе определенную психологическую нагрузку. Восприятие цвета как символа вообще характерно для эпохи Средневековья. Это очень ярко проявлялось в иконописи и также отразилось в литературе. Черный цвет используется для описания трагических событий, так как он является проявлением зла, символизирует мрак. Синий – небесный цвет, олицетворяющий высшие силы.
    Черные молнии и синие тучи в небесах говорят о грядущем мраке и безысходности положения Игоря, синий здесь выступает как знак свыше. Красный цвет символизирует кровь, страдания, поэтому используется в описании образов природы во время битвы и после поражения. Зеленый – цвет успокоения, серебристый символизирует свет и радость.
    Поэтому эти цвета применяются автором в описании побега Игоря из плена.
    Изображая природу, автор “Слова о полку Игореве” ярко и поэтично выражает свои мысли и политические взгляды. Когда князь решает самостоятельно выступить в поход, природа дает отрицательную оценку этому решению и становится на сторону врагов, когда же Игорь бежит из плена, чтобы, раскаявшись, “принести повинную голову” Святославу в Киев, природа помогает ему и радостно приветствует по прибытии в Киев.
    (No Ratings Yet)
    Loading…

    Похожие сочинения:

    Фольклорная традиция в “Слове о полку Игореве” Фольклорная традиция в “Слове о полку Игореве” План I. Эпоха создания “Слова о полку Игореве”. II. Связь “Слова…” с устным народным творчеством. 1. Жанровое своеобразие “Слова…”. 2. Фольклорные элементы в…
    Тема Руси в “Слове о полку Игореве” Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во…
    ОБРАЗ РУССКОЙ ЗЕМЛИ В ПАМЯТНИКЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ “СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ” КЛАССИКА ОБРАЗ РУССКОЙ ЗЕМЛИ В ПАМЯТНИКЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ “СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ” Памятник Древней Руси “Слово о полку Игореве” был написан во времена междоусобных войн князей. Половцы постоянно разоряли мирное…
    Читать сокращенно “Слово о полку Игореве” Рассказ про знаменитого и легендарного певца Бояна, который через песню умел передать любую новость и делал это настолько умело, что ему не было равных в этом деле. В своих песнях,…
    Жизнеутверждающее начало природы в лирике А. Фета Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Ф. Тютчев…
    Мир природы в лирике С. Есенина Мир природы в лирике С. Есенина План I. Есенин – поэт природы. II. Гармония и совершенство – мерило красоты. 1. Яркие параллели описаний природы и чувств человека. 2. Любовь к…
    Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри” и их значение Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри” и их значение Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри” прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из…
    ПЕВЕЦ РОДНОЙ ПРИРОДЫ (по поэзии А. А. Фета) ПЕВЕЦ РОДНОЙ ПРИРОДЫ (по поэзии А. А. Фета) Афанасий Афанасьевич Фет – один из выдающихся поэтов-лириков XIX века. “Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант”, – писал о нем П….
    Картины природы в повести И. С. Тургенева “Ася” Повесть И. С. Тургенева “Ася” иногда называют элегией несбывшегося, упущенного, но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, потому что автору важны не внешние события, а душевный мир героев, в каждом…
    РОЛЬ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ГОРЬКОГО В произведениях русских писателей природа всегда играет большую роль. Возможно, причина в том, что наши предки были язычниками, которые обожествляли и одухотворяли природу. А может, это просто особенность восприятия мира…
    КРАСОТА РОДНОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ И. С. НИКИТИНА, А. К. ТОЛСТОГО, А. Н. МАЙКОВА КРАСОТА РОДНОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ И. С. НИКИТИНА, А. К. ТОЛСТОГО, А. Н. МАЙКОВА 1 вариант Когда читаешь стихотворения замечательных поэтов XIX века И. С. Никитина, А. К. Толстого, А….
    Образ автора в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Образ автора в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” План I. Образ автора в литературных произведениях. II. Особенность образа автора в поэме “Мертвые души”. III. Авторское отношение к содержанию поэмы….
    Образ Родины в лирике С. Есенина Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла. С. Есенин План I. “Чувство Родины основное в моем творчестве”. II. Любовь к Родине и природе родного края…
    Сочинение описание природы весной Каждое Утро весной я с нетерпением выхожу в сад, ожидая увидеть, как цветут фруктовые деревья. Где-то в середине апреля почки на деревьях становятся такими большими, что вот-вот взорвутся. Присматриваюсь к…
    ОТНОШЕНИЕ А. С. ПУШКИНА К РУССКОЙ ПРИРОДЕ А. С. Пушкин, будучи свободолюбивым человеком, всю жизнь был вынужден подчиняться. И он понял со временем, что человек может быть полностью свободен только внутренне, а во внешнем мире он находит…
    ОБРАЗ РОССИИ В ЛИРИКЕ А. БЛОКА (вариант 1) Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. А. Блок “Кругом тонула Россия Блока”, – именно так писал в поэме “Хорошо” Маяковский, говоря о явлении, которого ни до, ни после…
    Синичкин календарь КНИГИ О ЖИВОТНЫХ И ПРИРОДЕ Синичкин календарь В. В. Бианки – замечательный писатель-природовед. Все его произведения основаны на познавательном материале. Вот и в сказке “Синичкин календарь” по ходу повествования автор…
    ВЕЧНЫЙ ОБРАЗ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”) Есть книги, которые перечитывают из поколения в поколение… Они напоминают охранные грамоты русского языка, истории, культуры, так как содержат в себе нечто неуловимо трепетное, связывающее нас с традициями русского народа….
    ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” (вариант 2) В романе “Евгений Онегин” нашла художественное воплощение жизнь России начала 19 века. Духовные поиски и идейно-психологический кризис части передового столичного дворянства, быт и культурный уровень провинции, жизнь народа – все…
    ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” Основу романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” составляет любовная история двух главных персонажей – Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Однако не менее важным является…
    Образ Руси в поэзии А. А. Блока Образ Руси в поэзии А. А. Блока Тема Родины – одна из вечных тем в поэзии – обретает в творчестве А. Блока особое звучание. Ведь ему довелось жить в переломную…
    ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ (образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”) Не будет преувеличением сказать, что “Евгений Онегин” – самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии. Так, кстати, считал В. Г. Белинский. “Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь…
    ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В ЛИРИКЕ И. А. ЗАБОЛОЦКОГО – КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ 11 класс ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В ЛИРИКЕ И. А. ЗАБОЛОЦКОГО Лирика Н. А. Заболоцкого носит философский характер. Его стихотворения проникнуты размышлениями о природе, о месте в ней человека, о борьбе сил хаоса…
    Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Русская литература 1-й половины XIX века Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Тема России и ее будущего всегда волновала писателей и поэтов. Многие из них пытались предсказать…
    Художественный образ Искусство постигает бытие человечества, общества, личности, природы в художественных образах. Художественный образ является основой любого вида искусства, а также фольклора (как народного искусства). Художественный образ сочетает реальный мир и творческий…
    ИСТОРИЯ И ЛИЧНОСТЬ (образ Кутузова в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”) Историческая личность – суть ярлык, который история вешает на то или иное событие. Л. Н. Толстой “Война и мир” – исторический роман, в котором автором охвачены все стороны общественной жизни…
    ОБРАЗ ПЬЕРА БЕЗУХОВА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Молодого Пьера Безухова Л, Н. Толстой показывает нам впервые в салоне Анны Павловны Шерер в качестве явного нарушителя как общественного спокойствия, так и плавного течения вечера вообще. Его от всех…
    ОБРАЗ ВЛАДИМИРА ЛЕНСКОГО В РОМАНЕ “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” Читая роман “Евгений Онегин”, восхищаешься не только совершенством формы произведения, красотой и легкостью языка, но и многообразием затронутых поэтом проблем, волновавших русское общество 20-х годов XIX века. Главная трагедия прогрессивной…
    Образ Сантьяго в романе Пауло Коэльо “Алхимик” Хочется узнавать что-то новое, более загадочное, необычное, неизведанное; разгадывать тайны собственной души, познавать самих себя. И что, как не образы, которые будто открывают судьбы тысячи людей и в то же…
    Образ Санкт-Петербурга в поэме А. С. Пушкина “Медный всадник” Русская литература 1-й половины XIX века Образ Санкт-Петербурга в поэме А. С. Пушкина “Медный всадник” Петербург – удивительный город, оставивший значительный след в русской истории. Как сильно и многообразно повлиял…
    Образ природы в “Слове о полку Игореве”

  9. Картины природы в «Слове…»
    СОДЕРЖАНИЕ.
     Введение                                                                                                                  стр. 2
    1. Религиозные представления человека 12 века                       стр. 4
    2. Картины природы в «Слове…»                                                     стр. 6
    Подробные описания природы в «Слове…»                        стр. 6
    Образы Русской земли в «Слове о полку Игореве»      стр. 10
     Заключение                                                                                                 стр.14
     Список литературы                                                                          стр.15

    ВВЕДЕНИЕ.
    В наше время можно встретить огромное количество разнообразных литературных произведений. Одни из них большого объема, другие – наоборот, маленького. У
    одних известен автор, а у других нет. Правда, произведения с неизвестным автором – редкость. Одним из них является , например, «Слово о полку Игореве».
    « «Слово о полку Игореве» – памятник, написанный вскоре после похода Игоря на
    половцев, вероятнее всего, между 1185 и 1187 гг. Это первое дошедшее до нас лиро-эпическое произведение, уникальное по своему поэтическому уровню», – по
    словам Н.И.Прокофьева. Эта повесть является историческим повествованием, главными героями являются реальные лица нашей истории: князь Игорь, Ярослав Мудрый, Святослав, Всеволод и
    другие. Книга рассказывает о реальном событии – походе Игоря Святославича против половцев. По словам известного исследователя древнерусской литературы,
    «это отклик на события своего времени, полный еще не притупившегося горя. С одной стороны, автор – простой повествователь, испытывающий все те чувства, что
    и обычный человек. С другой стороны, он явно не был простым человеком, так как он очень подробно рассказывает нам весь Игорев поход. Этого рядовой воин знать
    не мог. Поэтому автор мог быть дружинником.
    По словам Д. С. Лихачева, «сам автор «Слова …», скорее всего, был приближенным
    Игоря Святославича (он ему сочувствует) или Святослава (он сочувствует и ему)». Однако кем бы ни был автор, можно с уверенностью сказать, что он был,
    несомненно, высокообразованным человеком.
    Он предстает перед нами и как опытный, тонкий в своих суждениях человек. В рассуждениях он полагался не только на факты,
    свидетельства современников, но и на свой жизненный опыт.
    Практически все авторы в эпоху Средневековья не подписывали свои произведения. Дело в том, что все они были глубоко верующими
    людьми, во всем вокруг видевшими бога. Даже перо и бумага, на которой они писали, считались святыми. Писатели представляли, что сам бог руководит ими,
    поэтому они считали свои произведения творениями бога.
    Кроме того, люди в эпоху Средневековья полагали, что все окружающее их – живое. Все, что они видели, они одушевляли. Поэтому, люди
    того времени были очень суеверны. И они представляли свои произведения посланиями от бога, его дарами. Вот почему произведения того времени никогда не
    подписывались.
    Т.о., авторство «Сказания о Борисе и Глебе», «Слова о погибели Александра Невского», как и «Слово о полку Игореве», и многих других
    древних произведений словесности сейчас установить невозможно.
    В «Слове о полку Игореве» нельзя однозначно определить жанр. «Деление произведений древнерусской литературы достаточно условно. Это
    происходит потому, что восточнославянские книжки не имели единого представления о жанровых категориях», – по словам Е. Рогачевской. В начале появились лишь
    церковные писания, и к 12 веку они уже имели стройную систему жанров. А вот светские произведения, появившиеся намного позже, не имели, да и просто не
    могли ее иметь в 12 веке, потому что тогда эти произведения были большой редкостью. Именно поэтому в «Слове…» имеются признаки многих жанров. Например,
    песни и плача (плач Ярославны), слова и ораторской речи (золотое слово Святослава), кроме того воинской повести (описание битв, войны), былины и т.д.
    При переводе на современный язык это отражается переводчиками в виде строф разного объема, разной длинны стиха, наличия или отсутствия рифмы.
    Читая «Слово …», понимаешь, что люди 12 века были тесно связаны с природой. В разных явлениях природы они видели предсказания судьбы
    или послания от бога. По разнообразным природным знакам люди часто решали, что и как им лучше делать завтра, какие дела нужно отложить, а какие – срочно
    переделать. Вывод о тесной связи наших предков с природой можно сделать и из того, что автор «Слова …» показывает чувства героев через образы, картины
    природы.
    Рассказ о походе княжеских войск сопровождается большим количеством ярких описаний природных явлений (солнечное затмение,
    гроза, сильный ветер). Даже в повести, описывающей военные события, битвы (поход князя Новгород-Северской земли со своей дружиной на половцев), большое
    внимание уделяется пейзажам, картинам Русской земли.
    Для нас, современных читателей, несомненно, большую ценность будет представлять рассмотрение вопроса об изображении природы в этом
    старинном произведении. Обычно подробно обсуждается особенности жанра, стиля, вопрос об авторстве и т.п., что и было кратко освещено ранее. Однако
    вышеназванная сторона «Слова…» недостаточно анализируется. А ведь именно она  и заслуживает особого внимания и
    рассмотрения со стороны исследователей древнерусской литературы и читателей.
    Глава 1.
    Часть 1.
    РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 12 ВЕКА.
    Интересно выяснить, каковы были религиозные представления людей времени «Слова…».
    «В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и не понятных, то добрых и
    готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы-Яги, а кот умеет
    говорить человеческим голосом. Для них весь окружающий мир был пронизан волшебством. Такая вера получила название «язычество», т.е.
    народная вера. Славяне – язычники верили в родство людей с разными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг». *
    Все божества делились на человекоподобные божества (леший, русалка, полудницы), домашние божества (домовой), божества – чудовища
    (змей, ящерица, морской царь и др.). В образах этих божеств связь человека с природой ясно видна. Читая «Слово…», мы видим человека среди рек, полей и
    лесов.
    Язычники, как уже было сказано, верили во многих богов. Древним мужским божеством был Род – бог неба, грозы и плодородия.
    Язычники так же верили в бога зерна. – Ярило, громовержца и царя морских стихий – Перуна, бога – отца – Стрибога, небесного бога – Сварога и многих других.
    Например, при описании солнечного затмения в «Слове…», автор упоминает Сварога, при рассказе о грозе и ливне – Рода и Перуна.
    Поклонение им происходило в самых различных формах: от простой веры до жертвоприношения.
    В «Слове…» славянские боги упоминаются очень часто, причем не только прямо, но и косвенно. «Боян – Велесов внук», пахари –
    Дажьбожьи внуки, даже ветер назван Стрибожьим внуком. Значит, автор «Слова…» видит вокруг себя мир, сотворенный богами. Этот мир живет под их
    покровительством. Жизнь людей неотделима от невидимого, могущественного мира богов.
    Очень ярко представления русичей о мире, отражались и в плаче Ярославны. Она поочередно обращается к ветру, к Днепру и к солнцу.
    *Детская энциклопедия «Религии мира» том 6, часть 1, Изд. «Аванта +»1996 год.
    Исследователи древнерусской литературы считают, что плач Ярославны – это не только плач по погибшим воинам, но и древнее
    заклинание, в котором содержится прямое обращение к высшим силам. «В плаче – заклинании столько… чувства…, что не остались равнодушными даже силы природы…По
    крайней мере, так думал автор, и так мыслили его современники».
    В 988 году произошло крещение Руси, т.е. принятие христианства.
    «Если говорить совсем коротко, то христианство – это религия, в основе которой лежит вера в то, что… бог пришел в мир. Он
    родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскрешение изменили судьбу всего
    человечества. Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Христиане верят, что мир создан единым, предвечным богом».*
    Но к 12 веку на Руси прежние верования не погибли, они существовали наравне с новой верой, а, может быть, были даже сильнее.
    Автор «Слова …» практически не выражает своего отношения к новой вере. В произведении лишь некоторые эпизоды показывают, что
    автор – христианин.
    Игорь едет по Боричеву
    к святой Богородице Пирогощей.
    «Боричев – это спуск от центральной части Киева, где находился княжеский терем
    и храмы, на городской Посол, где находилась церковь Богородица Пирогощая.»
    В «Слове о полку Игореве» все явления природы основаны на вере в различные божества.
    Итак, опираясь на мнения исследователей, можно утверждать, что, с одной стороны, природа представлена, как мир различных
    божеств, таинственных сил, а с другой – мир человека, окруженного духами, божествами, силами природы. Мир человека, живущего в согласии с силами природы
    или, наоборот, в противоречии с ними.
    Человек 12 века одушевлял природу, окружающую его, все необычное (природные явления, смена фаз луны, день и ночь и т. д.) они
    объясняли как действие богов. В «Слове…» сверхприродный мир олицетворетворен. Он таинственный, одушевленный и не может быть равнодушным. Т.о. в «Слове…»
    представлен взгляд человека, одушевляющего природу, т. е. язычника.
    *Детская энциклопедия «Религии мира» том 6, часть 1, Изд. «Аванта +»1996 год.
    Часть 2.
    КАРТИНЫ ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ…»

    С древнейших времен природа была объектом внимания древней литературы. Но каждую историческую эпоху она понималась по-разному.
    Автор «Слова…» уделяет рассказу о природных явлениях особое внимание. Нельзя не заметить, что некоторые описания природы в «Слове …» достаточно подробны,  развернуты, а некоторые – кратки.
    В развернутых – в деталях описываются самые различные природные явления, переданы чувства людей, которые наблюдают их. Например,
    рисуя картину солнечного затмения (рассказу об этом посвящается 2 большие строфы в поэтическом переложении Н. Заболоцкого), автор «Слова…» сочетает как
    рассказ о природном явлении, так и описывает страх, смятение людей, беспокойное поведение животных и птиц.
    Развернутые описания природы во всем произведении имеют сходную композицию. Сначала происходит какое-то событие, а потом оно
    подкрепляется описанием природы. Получается эмоционально богатый эпизод, в котором автор не только рассказывает об определенном событии, но и создает его
    образ, живописную картину.
    ПОДРОБНЫЕ ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ…».
    Сюжетное повествование в «Слове…» начинается с описания солнечного затмения. О нем в произведении говорится дважды: после
    вступления и после обращения к Бояну и речи Всеволода.
    Тогда глянул Игорь на Солнце
    И видит, что тьма от Солнца
    Все войско его накрыла…

    Князь вступил в золотое стремя
    И поехал по чистому полю
    Солнце тьмою дорогу  ему заступило
    Ночь громовыми стонами птиц пробудила,
    Свист звериный поднялся.
    Диво кличет с вершины древа,
    Велит послушать – земле незнаемой,
    И Поморию, и Посулию,
    И Сурожу, и Корсунию,
    И тебе, тмутороканский болван.
    Пейзаж этот поражает соединением противоположного: «светлое солнце» и «воины тьмою покрыты». С одной
    стороны, радость, а с другой – печаль и страх. Автор добивается того, что перед читателем возникает яркая, впечатляющая картина, появляются разнообразные
    чувства, сложные, иногда взаимоисключающие друг друга.
    Для автора солнце всегда светлое, не зависимо от природных условий: погоды, времени суток. Оно
    всегда несет человеку жизнь. Ощущение жизни, света подчеркивается словами «златые стремена», «по чистому полю», «солнце», обращение Всеволода к Игорю –
    «свет светлый». Однако чтобы подчеркнуть ощущение надвигающейся беды, усилить волнение читателя, привлечь особое внимание к эпизоду, писатель использует
    слова, рисующие ночь средь бела дня. Стоит обратить внимание на их последовательность: «тьмою», «перегородило», «ночь стоном угрожала земле
    незнаемой». Перед читателем разворачивается картина, в которой солнце, звери, птицы, леса – все печалиться, едино в ожидании страшных испытаний.
    Солнечное затмение наступило 1 мая 1185 года в 3 часа 25 минут. Астрологи утверждают, что в 12 веке уже были «Таблицы лунного
    течения». По ним велся календарь, рассчитывались фазы луны, устанавливались дни новолуний и появление комет. Возможно, русский князь располагал какими-либо
    астрологическими сведениями об этом дне. И, вероятно, это помогло сохранить спокойствие перед затмением.
    Другим грозным предзнаменованием в «Слове…» является картина надвигающейся грозы. Этот пейзаж более мрачен и страшен, чем
    предыдущий. Эпитеты, используемые автором, подчеркивают всю суровость пейзажа, например: «кровяные
    зори», «тучи на четыре княжеских шатра», «трепещут синие зарницы» и др.
    И в другой день полосой кровавой
    Повещают день кровавой зори…
    Идут тучи черные от моря,
    Тьмой затмить хотят четыре солнца…
    Синие в них молнии трепещут…
    Грому быть, великому быть грому!
    Лить дождю калеными стрелами!
    Поломаться копьям о кольчуги,
    Потупиться саблям о шеломы,
    О шеломы половчан поганых!
    (Перевод Майкова А.)
    Это было второе суровое предзнаменование войскам Игоря. По словам Д. Лихачева,
    «грандиозностью отличается пейзаж «Слова о полку Игореве», всегда конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с
    половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут… быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого… Земля гудит, реки мутно текут,
    прах над полями несется».
    Вот как страшно рисует нам автор «Слова…» картину надвигающейся бури. Но Игорь ослушался и этого предзнаменования. С одной
    стороны, ему легче было преодолеть это препятствие, ведь с одним, подобным этому он уже справился, значит, справится и со вторым. С другой стороны, его
    страх еще больше возрастал при мысли о надвигающейся беде.
    Для автора очень важно обратить внимание читателя на силу этого природного явления. Анализируя этот отрывок, замечаешь, в первую
    очередь, прилагательные, передающие цветовые ощущения: «кровавые зори», «синие … молнии», «тучи черные». Т.о. выбраны прилагательные, называющие насыщенные,
    мрачные цвета. Это помогает создать контрастные, впечатляющие картины грядущих бед. Несмотря на то, что не закрыты еще мраком «четыре солнца», в сознании
    читателя тьма уже победила. Гибель уже грозит войску Игоря.
    Описывая надвигающуюся грозу, автор показывает нам могущество и силу Перуна: «великому быть
    грому», «тучи черные хотят затмить четыре солнца». Так в «Слове…» Игорь идет в чужие земли  не только вопреки разуму,
    воле дружины, но и против воли самой Природы.
    Когда же он столкнулся в бою с половцами, дружина его на столько обессилела, что просто не смогла сражаться с могучими половцами и
    пала в бою. А Игорь был захвачен в плен.
    Совершенно иной представлена нам природа в самом конце поэмы. Заключительным пейзажем, который противопоставляется солнечному затмению
    и грозе, является описание природы при возвращении Игоря из плена. Она состоит из трех частей: ночное бегство, разговор с рекой и радостное возвращение.
    И прыснуло море в полуночи.
    Смерчи нагнали мглу.

    Погасли вечерние зори.

    Застучала земля, зашумела трава,
    Половецкие вежи задвигались.
    В этом эпизоде автор сделал всю природу единой. Она благоприятствует освобождению Игоря: «погасли вечерние зори», «застучала земля,
    зашумела трава, половецкие вежи задвигались».
    В этом эпизоде автор не рисует столь живописной картины, как, например, в солнечном затмении или грозе. Ему важно рассказать о
    действиях природы, ее помощи Игорю при побеге. Поэтому писатель использует разнообразные глаголы: «прыснуло», «нагнали», «погасли», «застучала», «зашумела»,
    «задвигались». Т.е. природа охраняет Игоря от половцев.
    И сказал Донец:
    «Здравствуй, Игорь-князь.
    Много тебе  – славы,
    Русской земле – веселья,
    А Кончаку – досады».
    И ответил реке беглец:
    – О Донец! И тебе много славы.
    Князя ты на волнах лелеял,
    Траву подстилал зеленую
    На своих серебряных берегах,
    Одевал его теплою мглою,
    Тенью зеленого дерева,
    Гоголем стерег на воде,
    Чайками на волнах, чернядью на ветрах.
    В этом эпизоде Игорь благодарит Донец. Говорит, что не только он спас Русскую землю от половцев, но и Донец тоже сыграл в этом особую
    роль.
    В этом пейзаже автор использует большое количество прилагательных, чтобы подчеркнуть всю
    красоту реки: «траву зеленую», «серебряных берегах», «теплою мглою», «тенью зеленого дерева» и т.д. Писатель рассказывает о ее помощи князю, благодарит ее
    за это. Здесь описываются действия природы, благодарится за них.
    Солнце тьмой заслоняет путь князю, предупреждает его об опасности. Донец стелет бегущему из плена Игорю зеленую постель на своих
    серебряных берегах, одевает его теплым туманом, сторожит гоголями и дикими утками», – по словам Д.С. Лихачева. Т. е. все вокруг: природа, Ярило, Сварог, Перун, птицы, звери – все
    помогает Игорю вернуться домой.
    А где Игорь проедет,
    там вороны не каркают,
    там сороки стихают,
    там галки молчат.
    Только поползни ползают.
    Только дятлы стучат –
    путь к реке кажут.
    Да веселые песни
    соловьи распевают,
    свет-зарю возвещают.

    солнце светит на небесах –
    Игорь князь в Русской земле.
    В этом эпизоде мы ощущаем веселье, радость, торжество. На Русскую землю вернулось счастье, радость. Автор подчеркивает это сменой
    символики: вороны больше не каркают, стихли сороки, замолчали галки. Т.е. все плохое исчезло, ведь эти птицы, олицетворявшие зло замолчали, настало время
    пению соловьев. Читая произведение, мы сами радуемся за Игоря и счастливы за него. Произведение заканчивается воспеванием славы князьям.
    Роль пейзажей в этом произведении очень велика. Во-первых, они отражают мировоззрение людей 12 века, их веру, представления об
    окружающей природе, которая, описывая солнце, реки, леса родной земли выражает чувства, мысли автора и подкрепляет произведения красотой слова. Наконец, автор
    придает тексту большую насыщенность и детальность. Лишь с помощью пейзажей мы можем выяснить всю гамму чувств автора, его представление об окружающей
    природе, его веру и поклонение богам.
    Глава 2.
    Образы – символы в «Слове о полку Игореве».

    Образ Русской земли в произведении.
    Представление о том, как человек средних веков воспринимал природу, современный читатель получает не
    только по пейзажем, данным в произведении. Образы-символы, значение которых очень велико, тоже рассказывают о картине мира средневекового человека. Для
    автора «Слова…» солнце, реки, птицы, травы – это непосредственные участники событий. Без них для писателя 12 века невозможно правдивое, убедительное
    повествование о походе русской дружины.
    Известно, что солнце как символ широко бытовало в древнерусской литературе и искусстве. В самом начале
    Игорева похода солнечная символика необходима автору, чтобы осудить Игоря, показав солнечное затмение. «Известно, что солнечное затмение действительно в
    начале мая 1185 года было, однако, по летописи, Игорь увидел его не в том месте. Автор умышленно переставил время солнечного затмения. Художественная и мировоззренческая
    логика этого символа довольно прозрачна: с самого начала автор стоит на стороне противников похода».
    На третий день после тяжелого поражения в «Слове о полку Игореве» говорится: «два солнца затмила
    тень, два красных столба пропали». В этом символе выражается скорбь и осуждение.
    Когда же Игорь освободился из плена и на Руси установился мир: «Солнце светится на небесе, Игорь князь в
    Русской земле».
    В поэме много раз автор говорит о солнце. Оно то светлое, то тьмой преграждает путь русским, то меркнет
    его свет. Это сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни. Кроме этого, солнце – символ княжеской власти; в
    «Слове…» говорится об опасности, когда под угрозой «четыре солнца»: Игорь Всеволод, сын Игоря Владимир и племянник Игоря Святослав. Или когда «два солнца
    померкли… Олег и Святослав».
    Другим важным символом поэмы являются птицы, звери. Когда Игорь шел в поход, автор говорил о галках,
    воронах, орлах, волках, лисицах, как о символах зла, таинственности. Он т.о. создает впечатление страшной опасности, подстерегающей Игоря.
    Волки грозно воют по оврагам,
    Орлы клекотом на кости зверей воют,
    Лисицы брешут на червленые щиты.
    Вообще в произведениях устного народного творчества галки, вороны символизируют темные силы. Они
    предвещают смерть, испытания, помогают силам зла, стремящимся погубить человека.
    Тогда по русской земле
    редко пахари кричали,
    но часто вороны граяли,
    трупы между собой разделяя.
    А галки свою речь говорили –
    хотели лететь на кормление – уедие.
    А в конце произведения автор рассказывает о соловьях, как символах добра, победы и торжества. Игорь победил
    и радость вернулась на русскую землю. Птица эта олицетворяет добро, победившее зло. Недаром Бояна автор называет соловьем старого времени.
    Соловьи веселыми песнями
    рассвет возвещают.
    Т.е. вся природа радуется возвращению князя с победой.
    Красив также и образ лебедей в «Слове…» и в устном народном творчестве. О них говорится несколько раз,
    например, «стадо лебедей», «лебеди распуганы» и д.р.
    Разнообразно представлена символика света и цвета в «Слове о полку Игореве». В частности представляет
    интерес, как автор использует эти символы. Все доброе у него окрашено в светлые тона и ярко освещено, все злое и гибельное связано с черным цветом и погружено
    во мрак. Черный цвет и в «Слове…», и в древнерусском искусстве обычно связан со зловещими силами, со злобой и печалью. Половцы – «черные тучи» и «черные
    вороны».
    Близок к черному в отдельных определениях и синий цвет: «синее море», «синие молнии», «синяя мгла», «черпали
    синее вино с горем смешанное». Эпитет синий тоже означает зловещее предзнаменование, печаль горе.
    А белый цвет имеет противоположный смысл – добро и радость связаны с белизною. Багряный цвет, а
    также серебряный, золотой являются излюбленными в цветовой палитре автора. «Белая хоругвь на красном (червленом) древке, червленые щиты русских воинов,
    серебряная седина, золотое стремя и золотой княжеский стол, жемчужная душа – все это связано с различными оттенками человеческой доброты и красоты».
    Много сказано в «Слове о полку Игореве» о реках, даны их названия: Дон, Волга, Донец, Дунай, Сула,
    Немига, Днепр, Канина, Двина, Великий Дон, Малый Донец, Стугна. Автор, описывая каждую из них, подбирает ей эпитет, например, Днепр Словутич, на кровавом
    берегу Немиги, Сула течет серебряными струями и т.д. Каждую реку он рисует как-то по особенному, придавая ей какую-либо роль в произведении. Однако
    практически каждой из них присущи такие качества, как серебряные струи, зеленые берега, студеная роса на траве.
    – О Донец! И тебе много славы.
    Князя ты на волнах лелеял,
    Траву подстилал зеленую
    На своих серебряных берегах,
    Одевал его теплою мглою,
    Тенью зеленого дерева,
    Гоголем стерег на воде,
    Чайками на волнах, чернядью на ветрах.
    Вот как описывает автор Донец. Какие замечательные эпитеты употребляет он в своем рассказе: «теплою
    мглою», «на … серебряных берегах», «траву подстилал зеленую».
    И еще одну реку описывает автор – Каялу. Река с таким названием до сего времени не известна, поэтому
    многие исследователи сходятся на том, что эта река имеет символическое значение, как река окаянная, проклятая или река покаяния.
    Т.о. реки, травы, поля и леса, окружающие их – это неотъемлемая часть «Слова о полку Игореве» и играет
    огромную роль в образе Русской земли.
    Рассмотренная образная система позволяет яснее видеть в «Слове…» основной образ произведения – Русскую
    землю. Автор поэмы рисует живой образ Русской земли. В своем произведении писатель всю ее охватывает целиком. По словам Д.С.Лихачева: «Автор «Слова…» рисует
    удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово…», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединяя в своем описании и русскую природу, и
    русских людей, и русскую историю. Образ Русской земли – существенная часть «Слова…» как призыв к ее защите от внешних врагов».
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Многие ученые говорят о художественном значении «Слова…». Неопытному человеку это будет непонятно: ведь
    в произведении очень сложный и непонятный язык (даже при переводе). Однако понять можно. Дело в том, что автор создал во всем произведении единую картину.
    Это поэтическое произведение древности поражает взаимосвязью мира человека и природы.
    «Слово о полку Игореве» – произведение поразительно цельное. Художественная форма «Слова…»очень точно
    соответствует его идейному замыслу. Т.е. образы «Слова…» способствуют выявлению основной цели – идеи единства Руси ».
    В произведении автор сложил потрясающий образ русской земли из кратких и подробных описаний природы. Она
    открывает нам мир человека 12 века, рассказывает о тесной связи между человеком и природой. Именно это придает произведению большую художественную ценность.
    Интересно то, что свое произведение автор начинает с развернутой метафоры – песни поэта, описывающей
    охоту, а заканчивает – торжеством людей на фоне радостной, торжествующей природы. Т.о. автор уделяет большое значение образам природы. Лишь с их помощью
    мы можем выяснить мировоззрение людей 12 века, заметить тесную и неразделимою связь природы и человека.
    С одной стороны, автор «Слова…» уделяет огромное внимание образам природы. Поэтому их в произведении
    очень много. Дело в том, что через них писатель выражает свои эмоции, переживания и чувства, которых у него очень много.
    С другой стороны, писателю важны и образы – символы в «Слове…». Писатель использует их потому, что они
    выражают мир, в котором живет автор произведения, они отражают его взгляды на жизнь. Без образов – символов для писателя 12 века невозможно точное и
    убедительное повествование. Через символику в произведении мы узнаем мир писателя, его восприятие к окружающей среде, его мировоззрение и веру. Это наиболее
    важный источник установления личности писателя, его образа жизни.
    Итак, автор уделяет огромное внимание картинам природы в «Слове о полку Игореве», как средство выражения
    своих эмоций, а также для придания произведению большей детальности и ценности.
    Список литературы.
    1. «Преданья старины глубокой». (Под ред. Л.А. Черниченко). Москва, 1997.
    2. Прокофьев Н.И. «Слово о полку Игореве»: космические мотивы, земная природа и человек. В книге: «Слово о
    полку Игореве». (Под ред. Л.А. Черниченко). Москва, 1997.
    3. Прокофьев Н.И. «Слово о полку Игореве». Статья. В книге: «Слово о полку Игореве». (Под ред. Л.А.
    Черниченко). Москва, 1997.
    4. «Читаю «Слово о полку…»». (Под ред. И.Шкляревского). Москва,1991.
    5. «Слово о полку Игореве» (Под редакцией Н.В.Беляковой, Н.З.Левинской, Г.Е.Гафт). Москва, 1978.
    6. Лихачев Д.С. вступительная статья, дословный и объяснительный перевод с древнерусского языка
    «Слова о полке Игореве». В книге: «Слово о полку Игореве».(Под ред. Н.В.Беляковой, Н.З.Левинской, Г.Е. Гафт). Москва 1978.
    7. Лихачев Д.С. «Свет и тьма» в «Слове о полку Игореве». Статья. В книге «Слово о полку Игореве» и
    культура его времени. (Под ред. Д.С. Лихачева). Москва,1985.
    8. Рогачевская Е. «Жанровая система древнерусской литературы». В книге: «Древнерусская литература. Книга
    для чтения». Москва, 1993.

  10. СЛИЯНИЕ АВТОРА И ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

    Прекрасным памятником древнерусской ли­тературы является созданное неизвестным авто­ром «Слово о полку Игореве», в котором в ярких аллегорических образах обрисован поход русско­го князя Игоря Святославича против половецких племен. Мы не знакомы с автором поэмы, не зна­ем, кем он был, как оказался свидетелем истори­ческих событий, которые взялся описать. Но в самом произведении нам во всех деталях и тон­костях открывается богатый душевный мир ав­тора. Мы узнаем его из тех образов, которые были созданы его воображением, из взволнованных, эмоциональных восклицаний. Но в первую оче­редь, из того фона, на котором разворачиваются события, с которым духовный мир автора «Сло­ва… » словно бы становится единым и неделимым целым.
    Существенную роль в раскрытии основной идеи произведения, в самом развитии событий, в отражении чувств и мыслей создателя поэмы иг­рает природа. Через образы окружающего мира автор передает все свои переживания, через них он обращается к героям, через них протягивает невидимую нить к нам, читателям. Он превраща­ет природу в живое, мыслящее существо, кото­рое страдает и радуется вместе с героями поэмы, осуждает или одобряет их поступки, предупреж­дает об опасности, выражает скорбь, сочувствие, сожаление. Картины природы, то мрачной, опе­чаленной, то радостной, ликующей, отражают глубокую любовь автора к родной земле, к рус­скому народу.
    В поэме описывается поход русского князя Игоря на половцев. Но главной идеей «Слова…» является все же не повествование об этом похо­де, не описание исторических событий, сраже­ний, побед и поражений. Автор стремился в сво­ем произведении донести до читателей важную мысль — о том, что в одиночку невозможно побе­дить врага, что только объединив усилия, спло­тив свои силы, можно добиться победы. Эту же мысль призвана выразить в поэме и природа. Яркими, насыщенными, кричащими об опасно­сти красками предостерегает она русское войско от роковой ошибки:
    …кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца…
    Князь Игорь не обращает внимания на предуп­реждения природы. Ослепленный стремлением к славе, он продолжает вести свою дружину вперед. Но и на протяжении всего дальнейшего пути его сопровождают мрачные, зловещие предзнамено­вания. Мы еще не знаем, что русское войско дол­жно потерпеть поражение, но картины природы уже подготавливают нас к чему-то трагическому и неотвратимому. Хищные звери, жаждущие скорой добычи на поле брани, следуют за войс­ком:
    Уже несчастий его подстерегают птицы
    по дубам; волки грозу поднимают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы брешут на червленые щиты.
    К образам природы прибегает автор в стрем­лении предотвратить трагедию русской дружи­ны. Когда же войско, не обратившее внимания на предупреждающие знамения, потерпело пораже­ние и было вынуждено отступать, его отступле­ние снова сопровождают печальные картины при­роды. Природа страдает вместе с воинами: дере­вья склоняются до земли от горя; трава поникла от жалости; само поле битвы становится похожим на пашню. Последнее имеет глубоко символич­ный смысл: это противопоставление войны и мир­ного труда, разрушения и созидания, смерти и жизни. Образы-символы природы встречаются на протяжении всего произведения: Игорь оборачи­вается соколом и бьет гусей и лебедей к завтра­ку, обеду и ужину; осуждая необдуманный поход князя, автор восклицает: «О, далеко залетел со­кол, птиц избивая, — к морю…»; Ярославна стре­мится «полететь кукушкою по Дунаю» к своему мужу; во время ночлега укрывает Игоря теплы­ми туманами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *