Сочинение на тему календарно обрядовые песни 6 класс

3 варианта

  1. «Приходила коляда накануне Рождества»
    Приходила коляда накануне Рождества,
    Сей, вей, посевай, с новым годом поздравляй!
    Овсень, овсень ходи по всем!
    Открывай двери, подымай с постели,
    Открывай окно, запускай Рождество!
    Открывайте сундуки, доставайте пятаки.
    Кто не даст пирога — мы корову за рога.
    Кто не даст пышку, тому в лоб шишку!
    «Ой, масленая недалечка…»
    Ой, масленая недалечка,
    Ой, недалечка, люли, недалечка.
    Осталося ждать три денёчка,
    Ой, масленая любота моя,
    Ой, масленая, это я иду,
    Сыр-масла несу, блинов напеку,
    Блинов напеку, гостей позову!
    Ой, масленая, подкургузка*,
    Проводим тебя – станет грустно.
    Ой, масленая обманяка,
    Отдадим тебя за монаха.
    Ой, масленая, протянися,
    За пень-колоду зацепися.
    «Ой, жаворонки, жаворонушки…»
    Ой, жаворонки, жаворонушки,
    Прилетите к нам, принесите нам
    Лето теплое,
    Унесите от нас зиму холодную
    И с сохой**, и с бороной, и с кобылой вороной.
    Троицкая песня
    Кукушечка, любушечка,
    Принимайте меня во зеленый сад одное.
    Кумитеся***, любитеся,
    Принимайте меня во зеленый сад одное.
    Вы пойдете во зеленый сад,
    Принимайте меня во зеленый сад одное.
    Покосная песня
    Да побувай, да побувай,
    А мой милый на покосе.
    Он и сено-траву кося,
    Он косушку отбивая,
    Про меня вспоминая,
    Своей милой называя.
    * Кургузый (просторечное)-
    короткий, короткохвостый, куцый
    **Соха – (от слова сохнуть, сухое дерево) старинное орудие для распахивания земли
    ***Кумиться – (кума, кум) становиться кумовьями

  2. Урок.   Тема: Устное народное творчество. Обрядовый фольклор
    Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с примерами обрядового фольклора, показать все возможные его жанровые формы, манеру исполнения колядок, масленичных песен, раскрытия традиционных праздников и обрядов, которые сохранились и в наше время; способствовать формированию представления об обрядовом фольклоре; воспитание интереса у учащихся к русской культуре.
    Тип урока: постановка и решение учебных задач через творческое восприятие материала.
    Планируемые результаты обучения:
    Предметные:
    – познавательная сфера: представление об обрядовом фольклоре, манере его исполнения, узнать терминологию;
    -эстетическая сфера: понимать русское слово, проявлять интерес к восприятию данных литературных произведений, осознавать роль изобразительно-выразительных средств;
    -ценностно-ориентационная сфера: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
    – коммуникативная: привитие навыков выразительного чтения, песенного исполнения обрядовых песен, умение рецензировать ответы учащихся.
    Личностные: проявлять навыки саморазвития, осознание смысла учения;
    Метапредметные: ориентация в учебном материале-учебнике, компьютере, справочниках и т.д.; умение обобщать материал, участвовать в коллективном обсуждении, выстраивать собственное суждение, доказывать свое мнение.
    Методы и формы  (рассказ, беседа, рецензирование увиденного исполнения, выразительное чтение и пение песен)
    Оборудование: книжная выставка «Обрядовые песни русского народа», костюмы для колядок, рисунки детей.
    Ход урока
    Организационные моменты.
    Проверка домашнего задания (мини-сочинение  на тему  «Моя любимая книга»)
    2.Изучение нового материала.
    Записи в тетради  даты, темы урока.
    Формулировка целей и задач урока.
    – Слово учителя: Дорогие ребята, на сегодняшнем уроке мы будем говорить с вами о наших предках, об их традициях, истории, мы расширим наши знания об обрядовом фольклоре, который шагал в ногу  с народом всегда и всюду: и в праздники , и в будничные трудодни. Вы уже догадались, как назывется данный вид фольклора?
    – (Дети – речь идет о календарно- обрядовых  песнях)
    Беседа по вопросам:
    – Какой фольклор называется обрядовым?
    -Какие вы знаете календарно – обрядовые песни?
    -Почему они так называются?
    3. Слово учителя: Сейчас нам предстоит выбрать жюри, которое не только  будет оценивать ваши выступления, но и сами сначала продемонстрируют свои знания обрядовых песен . Затем они сядут  за первую парту , возьмут оценочно-рецензионные листы (заранее подготовленные учителем) и продолжим наш урок, который плавно переходит в конкурс на лучшее исполнение или прочтение обрядовой песни.
    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБРЯДОВ:
    Девочки – жюри,( в моем варианте  заранее готовили  песенно-костюмированное представление с атрибутами, отражающими быт и историю обряда: соответствующие костюмы, блины, так называемое «чучело» для импровизированного сжигания и .т.д., затем идут выступления всех остальных учеников, которые по желанию формировались в группы или пары. Каждая группа представляет определенный обряд.
    Примеры обрядовых песен, которые могут быть использованы на уроке:
    1.Рождественский обряд – Коляды.
    Ученики ходят по классу и поют под музыкальное сопровождение с диска – приложения к учебнику литературы:
    Коляда, коляда!
    Подавай пирога,
    Блин да лепешку
    В заднее окошко.
    Новый год пришел,
    Старый угнал,
    Себя показал!
    Ходи, народ,
    Солнышко встречать,
    Мороз прогонять!
    Учащиеся несут на шесте звезду, девочки одеты в пестрые платки, на головах мальчиков – шапки.  Один в вывороченном тулупе и в маске.
    Не дашь пирога –
    Мы корову за рога!
    Не дашь кишку-
    Мы свинью за виску,
    Не дашь блинка –
    Мы хозяина в пинка!
    Слово учителя: (об истории праздника)
    Началу года придавалось особенное значение: как встретишь Новый год, так и весь год проведешь. Такое поверье распространено и сейчас. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, все желали друг другу счастья и удачи.
    – В чем же смысл Коляды? (Колядование начиналось в канун Рождества, 6 января. Колядованием назывались праздничные обходы домов с пением песен-колядок, в которых славились хозяева и содержались пожелания хорошего урожая, богатства и т.д. Колядовала в основном молодежь и детишки. Веселая компания несла на шесте звезду, символизирующую Вифлеемскую звезду и очень похожую на языческое солнце. Возле домов пели песни. Среди колядовщиков обязательно были ряженые – в вывороченных тулупах, масках. Коляда приучала к добрососедству, хлебосольству и, конечно же, стимулировала творчество людей.)
    2.     Масленица
    Учащиеся обходят класс с чучелом Масленицы, которое затем символически сжигают. Девочки угощают всех блинами. Поют песенку:
    Синицы, синицы,
    Принесите по спице!
    Канарейки, канарейки,
    Принесите по швейке!
    Четочки, чечеточки,
    Принесите по щеточке!
    Тогда, утки,
    Дудите в дудки,
    Тараканы –
    В барабаны!
    Масленица праздновалась на последней неделе перед Великим постом. Встречу и проводы Масленицы отмечали весело, гостеприимно, с ряжеными, обильным застольем. Каждый день масленицы имеет своё название:
    понедельник – встреча,
    вторник – заигрыши,
    среда – лакомка,
    четверг – широкий четверг,
    пятница – тещины вечерки,
    суббота – золовкины посиделки,
    воскресенье – проводы.
    Для проводов сооружалось большое чучело Масленицы, его с песнями носили на древке, а затем обычно сжигали или закапывали (хоронили). Это прямая связь с язычеством: в дохристианские времена в это же время праздновались проводы зимы; чучело Масленицы – атрибут язычества.)
    Троица. Лето приводило за собой свои праздники и открывалось широким праздником Троицы. Он совпадал с расцветом природы в начале лета. Дома украшали ветками березы, ходили с веточками по деревне, плели из них венки, гадали на них, водили хороводы.
    Выходят ученики с песенкой «Во поле березонька стояла»
    – Как вы думаете, что привлекало выдающихся русских писателей, композиторов в обрядовой поэзии? (Обрядовые песни очень поэтичны, музыкальны, напевны, богаты образами, в них заложена простая мудрость жизни.)
    5. Осенние песни
    – В чем особенность осенних песен? (Они связаны со сбором урожая. Окончив жатву, с последним снопом труженики торжественно шли домой, распевая песни.)
    Читаем выразительно осенние песни, помещенные в учебнике, слушаем аудиозапись.
    III.Обобщение
    -В чем состоит красота и мудрость русских обрядов? (Они приучают к добрососедству, стимулируют творческие способности, являются «отдушиной» после тяжелого крестьянского труда. Обряды впитали в себя все национальное, присущее только русскому народу: причудливое слияние христианства и язычества придает особую прелесть народным праздникам.)
    Итоги урока. Рефлексия :
    Чем полезен был урок? Что вам больше всего запомнилось, а что, по вашему, требует большей подготовки?
    IV. Домашнее задание: Напишите сочинение на тему «Возьму ли я в современную жизнь обрядовые песни?»

  3. 7
    ГОДОВОЙ ЦИКЛ ОБРЯДОВО- КАЛЕНДАРНЫХ ПЕСЕН ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОГО КРУГА Обрядово-календарные песни, связанные с такими праздниками, как Святки, Масленица, семик, Иван Купала, жатва, совершаются в период от зимнего до летнего солнцеворота.
    8
    КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ Праздники ПесниОбрядовый фольклор в литературе, музыке
    9
    СВЯТКИ Святки – святые вечера, 12 дней от праздника Рождества Христова до Крещения (с 25 декабря по 6 января) – главный зимний праздник в крестьянском календаре. На Рождество пелись колядки (щедровки), в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая.
    10
    МОТИВЫ ОБРЯДОВОГО ФОЛЬКЛОРА В ЛИТЕРАТУРЕ Николай Васильевич Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» Колядки
    11
    ПОДБЛЮДНЫЕ ПЕСНИ Подблюдная песня традиционные русские народные песни, сопровождавшие святочные гадания.
    12
    МОТИВЫ ОБРЯДОВОГО ФОЛЬКЛОРА В ЛИТЕРАТУРЕ Василий Андреевич Жуковский Поэма «Светлана» Девичьи гадания на Крещение
    13
    МОТИВЫ ОБРЯДОВОГО ФОЛЬКЛОРА В ЛИТЕРАТУРЕ Василий Андреевич Жуковский Поэма «Светлана» Девичьи гадания на Крещение
    14
    МОТИВЫ ОБРЯДОВОГО ФОЛЬКЛОРА В ЛИТЕРАТУРЕ Василий Андреевич Жуковский Поэма «Светлана» Девичьи гадания на Крещение
    15
    МАСЛЕНИЦА Масленица самый веселый народный праздник, длящийся целую неделю. Все радовались приходу Масленицы, называли её дорогой гостьей, красной девицей.
    16
    МОТИВЫ ОБРЯДОВОГО ФОЛЬКЛОРА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ Александр Николаевич Островский Пьеса «Снегурочка» Н.А. Римский-Корсаков. « Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка».
    17
    ТВОРЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА Демонстрация собственно сочиненных обрядовых песен.
    18
    Как встречали и как провожали Масленицу? Почему менялось отношение к Масленице? Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми весёлыми? Почему? Какой фольклор называется обрядовым? Что такое колядки? Когда и где они исполнялись? ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ
    19
    ВЕСНЯНКИ – ГЛАВНЫЙ ВЕСЕННИЙ ЖАНР На день весеннего равноденствия, 22 марта на Руси была традиция печь жаворонков, петь песни веснянки, взобравшись на пригорки, крыши. Ими встречается приход теплого времени и пробуждение новой жизни.
    20
    ЛЕТНИЕ ПЕСНИ Семик – большой праздник после Пасхи, отмечается в четверг перед Троицей, знаменующий собой прощание с весной и встречу лета. Берёзка была символом летних песен.
    21
    ТРОИЦА На Троицу девушки ходят в лес “завивать” березку. Затем берёзку украшали лентами, цветами и торжественно вносили в деревню. Вокруг неё водили хороводы, пели троицкие, хороводные песни о берёзе устраивали игры. Березами украшали дом, двор.
    22
    ИВАН КУПАЛА Иван Купала отмечался в день летнего солнцеворота, олицетворял расцвет сил природы. Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек и озер разжигать обрядовые костры, прыгать через них и водить вокруг хороводы с песнями, пускать по реке венки.
    23
    ОСЕННИЕ ПЕСНИ ЖАТВЕННЫЕ, СВАДЕБНЫЕ Жатвенные песни замыкают календарно-обрядовой цикл. Справившись с работами, жнецы с последним снопом, распевая песни, шли домой. С Покрова начинались свадьбы, сопровождаемые обрядами и песнями.
    24
    ПОДВЕДЁМ ИТОГИ На какой праздник пекли жаворонков? Какой праздник знаменовал собой прощание с весной и встречу лета? Когда девушки ходят в лес “завивать” березку? Что олицетворял собой праздник Иван Купала? Какие песни замыкают календарно-обрядовой цикл? Какие песни вам больше всего понравились? Почему?
    25
    КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ Праздники ПесниОбрядовый фольклор в литературе Святки Колядки Подблюдные песни Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», В.А. Жуковский Поэма «Светлана» Масленица Масленичные песниА.Н. Островский Пьеса «Снегурочка» Н.А. Римский-Корсаков. « Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Закликание весны Песни-веснянки, заклички Семик Троица Песни о берёзках Завивание берёзок
    26
    РЕФЛЕКСИЯ Составление синквейна Песни Календарные, обрядовые Веселят, восхищают, заводят. Круглый год их народ распевает в праздники.
    27
    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Произведите анализ понравившейся песни по схеме. (Приложение 1) 2. Приведите примеры произведений литературы, музыки, живописи, в которых используются мотивы обрядового фольклора.
    28
    ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анализ песни 1. Выразительное чтение (пение) песни. 2. Смысл названия песни. 3. Кто и когда мог ее исполнять? 4. Какими чувствами проникнута песня? 5. Из каких частей она состоит? 6. Какие средства художественной выразительности использованы в ней?
    29
    ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГБОУ СОШ 1931 Г.МОСКВЫ ЧЕПКАСОВА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *