Сочинение на тему картина аленушка васнецова 2 класс

7 вариантов

  1. Картина В.М. Васнецова «Аленушка» написана по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
    В центре полотна художник изобразил юную девушку. Она, утомленная поисками своего потерявшегося братца, устроилась на большом камне возле озера и печально взирает на воду. Аленушка склонила голову к коленям, светлые длинные волосы рассыпались по плечам, в глазах читается нескрываемая грусть. Того и гляди – по щеке покатится слеза. Аленушку не покидают тревожные мысли о брате, о том, что она не уследила за ним. Её цветастый сарафан порван, ноги босы – неизвестно, сколько она блуждала по лесу в надежде отыскать брата. Она жалуется природе на свою нелегкую судьбу, словно просит её о помощи.
    Природа же будто замерла вместе с Аленушкой, печалится вместе с ней и сопереживает. Девушка изображена на фоне ранней осени, когда листва только-только начинает желтеть и опадать. На темном, даже черном, озере – неподвижная ровная гладь, по которой плывут опавшие желтые листья. По краю озера расположился высокий зеленый камыш. На заднем плане – тонкие березки и осинки, чьи листья начинают покрываться золотистой краской. Кое-где виднеются зеленые шапки елей. Темная лесная чаща вместе с серым неприветливым небосводом, по которому плывут кучные облака, лишь добавляют мрачности общей картине. Природа словно предчувствует грядущее увядание и печалится вместе с Аленушкой.
    На одной из веток изображена стайка птиц. Они сидят на ветке, не шелохнувшись, не поют и не улетают, а вместе со всем окружающим миром сопереживают бедной Аленушке.
    Картина выполнена, преимущественно, в темных зеленых тонах. Однако автор намеренно играет на контрастах, привлекая внимание к нужным деталям. Светлое лицо Аленушки на темном фоне заставляет обратить на главную героиню особое внимание. Живописец сочувствует горю девушки, и ты непроизвольно начинаешь сопереживать ей вместе с ним. Во всей композиции преобладают холодные темные тона, что создаёт атмосферу грусти и печали.
    В.М. Васнецов изобразил сюжет русской сказки очень реалистично и проникновенно. В своей картине он показал трудную судьбу сироты, её тоску по братцу. Полотно пронизано русским духом и, наверняка, нет ни одного человека, которого не тронула бы работа великого автора.

  2. Сочинение по картине известных авторов

    Сочинение по картине Васнецова “Аленушка”
    Описание картины В. М. Васнецова “Аленушка”.
    На одном из крупных камней, у самого края лесного пруда, сидит босоногая девушка, положив на колени склоненную голову. Косы ее расплелись, и волосы красивой каштановой волной падают на колени. Пальцы рук Аленушки, обнимающих колени, сплетены, взгляд не просто грустный. Глядя на картину, так и ощущаешь невыносимое горе девушки. Она смотрит в темную воду и, в то же время, будто заглядывает внутрь себя. Вообще взгляд ее скорее отсутствующий – ей очень плохо. Из воды поднимаются камыши, они и чуть подальше выстроились густой стенкой. Позади небольшая поляна и лес. Деревья разные, чуть поближе – березки, а за спиной – темный-темный еловый лес, почти такого же цвета, как вода в пруду. Девушка одета бедно: в простой блузе, цветастой юбке. Видно, что она пережила горе недавно и вся еще под впечатлением случившегося. Ее горькая доля просматривается в каждом оттенке, переданном на этой прекрасном картине замечательного русского художника.
    Правда, если внимательно всмотреться в картину, можно заметить, что не все так мрачно. Небо серое, но без темных туч, а среди зелени проглядывают яркие цвета: то ли цветы, то ли листочки. Мне кажется, это как бы оставляет надежду на лучшее, на то, что в жизни девушки произойдет счастливая перемена.
    Сочинение по картине В. М. Васнецова “Аленушка”.
    Грустно одному оказаться в лесу, не зная, что делать дальше. Сразу же нападает какая-то паника, которая быстро сменяется чувством безнадежной тоски и растерянности. Человек неизменно надеется на чудо, но оно не всегда происходит.
    На картине Васнецова “Алёнушка” мы видим девочку, которая с надеждой и тоской смотрит в лесное озерцо. Она пытается там что-то увидеть, старается отыскать там что-то крайне важное, но недоступное пониманию других людей.
    Девочку окружает лесная непроходимая чаща, которая пугает своей мрачностью. Чтобы подчеркнуть тяжелое положение Аленушки, автор нарисовал лес темными красками. Вода в лесном озерце тоже отпугивает своей темнотой, мрачностью и глубиной. Только аир и камни становятся верными друзьями Аленушки, только им она может полностью излить душу. Кажется, что девочка отправляет немой клич о помощи, на который могут отозваться высшие силы природы, ибо человеческому уху он будет недоступен.
    Аленушка – это простая и трогательная девочка, которая оказалась в трудной ситуации. Она из простой семьи, что видно по ее скромному наряду и отсутствию обуви. Девочка сидит возле озера, слегка наклоняясь над водой, словно ищет в его пучине правду.
    Полотно вызывает чувство сожаления и грусти. Просто так хочется помочь Аленушке, но, к сожалению, это невозможно.
    Сочинение по картине В. М. Васнецова “Аленушка”.
    Когда читаешь сказку “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, невольно представляешь себе лесной пруд, девушку, сидящую на его берегу, склонившую в тоске голову на колени. Знаменитая “Аленушка” Виктора Михайловича Васнецова. Как часто художник в своей работе обращался к произведениям устного народного творчества. И тогда уже былинные и сказочные герои в воображении рисовались именно такими, какими изобразил их великий художник.
    Так произошло и с “Аленушкой”. Жили в глухой лесной стороне одинокие сироты Аленушка и ее братец Иванушка. И пришла беда: пропал братец, единственный родной человек на этой земле. Долго бродила Аленушка в поисках братца. Изорвала платье, пробираясь сквозь лесную чащу. Набрела в темной лесной глуши на пруд. И в неизбывной тоске опустилась на камень на его берегу.
    Вглядитесь в ее лицо. Сколько тоски в глазах юной девушки. Ее волосы растрепались от долгого блуждания по лесу. Но не замечает она беспорядка ни в своей прическе, ни в своей одежде. Одна мысль одолевает ее: “Где же братец Иванушка?” Маленький козленочек – легкая добыча лесных зверей. Плачет от горя Аленушка. Падают слезы в темную глубь пруда. А он манит своей черной водой, зовет забыться в его водах.
    Темный лес обступил Аленушку стеной. Черна его чаща. Не хочет страшный лес выпустить свою добычу. Кажется, что вот-вот мелькнет в его черноте лицо злой колдуньи, решившей погубить Аленушку. И лишь тонкие деревца рядом с девушкой тоскуют вместе с ней, роняя на черную гладь пруда желтые листья.
    Созданная по мотивам сказки картина Васнецова живет самостоятельной жизнью, повествуя о трудной доле сироты, о безысходной тоске. А вот сказочный образ красавицы Аленушки ассоциируется с тем, как изобразил ее художник на своем полотне.
    Все сочинения школьной программы по картине

  3. В центре картины, на переднем плане изображена худенькая фигурка Алёнушки, тоскующей над тёмной водой лесного озера. Это девочка-подросток лет тринадцати-четырнадцати. Её ноги босы, они огрубели, поношенное платье выцвело и кое-где порвалось, но художник, сострадая своей героине, открывает в ней красоту, похожую на скромную русскую природу, окружающую девочку. Тёмные ели, бледное небо, тонкие осины и берёзы словно стерегут Алёнушку, чтобы никто не потревожил её.
    Горе, страдание сквозит в сникшей фигурке девочки, в бледности её лица, в запекшихся губах, в больших выразительных глазах, в которых застыли слёзы. Судорожно сплетены пальцы её рук, на которые она склонила голову. Изработанные руки её имеют красивую форму, пальцы длинны. Слегка растрёпанные русые волосы так густы, что шапкой смотрятся на её поникшей головке. Такая внешность пристала бы и царевне, но судьба распорядилась иначе.
    Алёнушка сидит на сером камне, напоминающем горючий камень из сказок. Вокруг неё — родная природа, неброская и простая. Всё замерло в задумчивости и тишине, только пожелтевшие листья осин и берёз чуть трепещут от слабого ветерка. Природа созвучна состоянию души сиротки.
    В горюющем лице героини, её глазах нетрудно увидеть доброту и чуткость. В простой крестьянской девочке будто притаилась внутренняя и внешняя красота. Художник помог её увидеть, он вызвал в зрителе сострадание и желание помочь. И хочется верить, что Алёнушка обязательно встретит хорошего человека, и будет счастлива.

  4. Такая популярность не вызывает особого удивления, ведь полотно написано выдающимся мастером, который определенно заслужил такую популярность.
    Виктор Михайлович Васнецов, родился 15 мая 1848 года в семье с говорящей, древне русской фамилией. Обучался в духовном училище и конечно брал уроки рисования, кстати говоря, его младший брат пошел по стопам старшего и тоже стал художником, но не обрел такой популярности, как Виктор. Уже в 1893 году Васнецов стал полноценным членом Академии Художеств. Он внес несравнимый вклад в развитие всего русского искусства, а в особенности живописи, так как являлся непревзойденным живописцем, мастером кисти.
    Картина «Аленушка», была создана в 1881 году, но до начала работы над картиной, художник написал ряд этюдов, на которых были изображены лесные пейзажи, а уже в итоговом варианте, он будто соединил их воедино и добавил девушку. Получилось прекрасное, сказочное полотно. На заднем плане можно заметить раскидистый дремучий лес, который одновременно манит, но и наводит жуть своей чернотой и непроходимыми елями, на переднем плане мы видим водоем, на котором вальяжно плавают уже пожелтевшие листики, что говорит о приближении осени.
    На побережье спокойно лежат великаны-валуны, и на одном из них сидит юная девушка, она склонила голову на колени и смотрит печальным взглядом на воду. О чем она думает? О своем женихе? О братце Иванушке? Или о злой бабе-яге, которая подстерегает ее? Каждый додумывает свою историю, сочиняет свою собственную волшебную сказку. Можно обратить внимание на небольшие березки, растущие на берегу, они говорят о том, что это русская земля и только русская, что Аленушка простая русская девушка со своим богатым духовным миром.
    Любоваться этим произведение искусства можно бесконечно, в любом случае оно вызывает много размышлений и у взрослого и у ребенка, позволяет заглянуть за кулисы известных сказок, разбудить в себе дремлющий русский дух.
    5 класс, 6 класс

    Сочинение рассуждение по картине

    Она такая грустная и несчастная! И даже так, красивая.
    У Алёнушки рыжие волосы. Темный сарафан с цветами, белая юбка под сарафаном и светлая кофта. Не похоже, чтобы это была праздничная одежда… И вообще, картина веселой совсем не выглядит. Цвета тёмные, девушка печальная. Вокруг неё чаща, а сидит она над темной водой – над омутом. Печалится, думает всякое.
    Страшно, что она так и бросится с тоски в омут этот. Жаль было б её, ведь она такая красивая. Ей бы парня найти, а не грустить так уж тут.
    Она как принцесса в мультфильмах. Но это и есть сюжет сказки. Она грустит из-за своего глупого брата. Он попал, конечно, в какую-то переделку очередную, а ей его выручать. По-моему, он выпил из лужи! Ну, выпил глупый грязной воды (с микробами) вот и отравился. Практически в больницу попал! В сказке это называется – «стал козлёнком». А пил он из лужи, которая была по форме похожа на след от копыта козлиного.
    Кстати, а у всяких бесов тоже ведь козьи отпечатки! Не без проделок злых духов тут и темных сил. Вот и сидит Алёнушка, и плачет. Как теперь с таким братом жить? А если его кто зажарит?!
    На картине осень. Рядом с героиней даже небольшие деревья – елочки и березки. Они похожи немного на неё. На поверхности воды осенние желтые листья. Небо серое, дождевое. Вот-вот ливень хлынет!
    Не сидела б тут Алёнушка, а то промокнет, заболеет. Что над таким глупым братом-то плакать?
    Когда она его расколдует, а она точно это сделает, даже если нужно пройти сотню испытаний, то она его ещё и простит. Не станет эта добрая девушка его ругать, а пожалеет. И после ни разу не вспомнит о его таком глупом поступке. А в итоге он опять во что-нибудь попадёт. А ей опять вытаскивать его!
    А ведь, правда, почему не рискнуть? Если за тебя горой старшая сестра встанет, вытащит из любой беды.
    Над Алёнушкой на ветке птички. Вот бы они, как в мультфильме, подсказали ей, как не быть такой доброй!
    Конечно, сейчас надо брата выручить, хорошо. Можно списать на возраст юный такое поведение его. Но после пусть сам за себя отвечает! Чтобы не вырос совсем уж козленком.

  5. На картине художника Виктора Васнецова «Алёнушка» мы видим девушку. Она сидит на берегу озера и с грустью смотрит на воду. Девушка будто бы просит у озера помощи. Она искала своего братца Иванушку, но не смогла его найти. В бессилии героиня полотна села на большой камень у озера, она не знает что делать дальше, где искать Иванушку. Куда ни посмотри – повсюду густой лес, почти непроходимая чаща. Художник изобразил лес в довольно приглушённых тонах, тем самым подчеркнув переживания девушки.
    Для изображения озера художник также не использовал яркие тона. Оно выглядит почти чёрным. По озеру плывут бледно-жёлтые опавшие листья. Небо также на картине тёмное, его художник показал в серых тонах. Солнца на небе совсем не видно. Видно, что на картине показана осень, это время года многие художники рисуют в ярких тонах, ведь каких только красок не преподносит нам природа в это время года. Но здесь видно, что вся природа грустит вместе с прекрасной героиней полотна.
    Девушка сидит на большом камне и жалуется на свою нелёгкую судьбу. Только с природой ей и остаётся разговаривать, ведь больше помощи ей ждать неоткуда. По одежде девушки можно понять, что она из простой крестьянской семьи. У неё очень скромный наряд, обуви нет совсем. Обычно девушки в старину одевались в красивые сарафаны, а на Алёнушке мы видим простую кофту и длинную чёрную юбку в цветочек.
    Мне очень понравилась эта работа Васнецова. Автор сумел мастерски передать грусть героини, во всём её окружении также ощущается тоска. У меня эта картина вызвала чувство жалости, грусти. Мне захотелось оказаться там, чтобы хоть как-то помочь Алёнушке, но, к сожалению, это невозможно.

  6. Цели
    образования: обучение учащихся составлению текста-описания по картине
    Воспитания: знакомство учащихся с жизнью и творчеством русского живописца В.М.Васнецова
    Развития: развитие творческой активности и эстетического восприятия учащимися произведений живописи
    Задачи:
    развитие наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни (осмысление содержания картины);
    развитие фантазии, способности на основе развитой наблюдательности создавать художественный образ, выражая своё отношение к реальности, строить текст в определенной композиционной форме, красиво, правильно, последовательно, излагать свои мысли (задания, способствующие вербализации зрительских впечатлений, использование в сочинении языковых выразительных средств (эпитеты, сравнение, метафора, олицетворение);
    развитие способности выразить словом не только сюжет, но и мирское содержание, которое скрыто во всей художественной структуре.
    Оборудование:
    компьютер
    проектор
    экран
    презентация
    выставка литературы о В.М. Васнецове
    выставка репродукций художника

    Ход урока

    1. Организационный момент (1 минута)

    2. Вступление (1 минута)

    Являясь поклонником творчества какого-либо художника, как в первый раз, вглядываешься в давно знакомые полотна, которые по-прежнему восхищают величественной глубиной, яркой палитрой красок, но, как и прежде, окутаны таинственной дымкой. Давайте сегодня окунёмся в волшебный мир сказочного художника Виктора Михайловича Васнецова и насладимся ролью искусствоведов, ценителей прекрасного, «маленьких» писателей при работе с сюжетом картины «Алёнушка».
    Рассказ о жизни и творчестве русского живописца В.М. Васнецова (выступление учащегося, 3 минуты)
    «Хорошо всё-таки быть сыном художника!» – думал Володя Васнецов, лёжа на травке в саду. Ни у кого нет такого дома, как у них. Папенька сам его придумал. Какой дом удивительный! Сказочный терем-теремок. Из толстых брёвен сложенный, с высокой башней. А над башней крыша, шатром изогнутая, совсем как в сказочных дворцах. Комнаты большие. Мебель в доме вся деревянная, прочная, украшенная резьбой, лампы старинные, на печах – полоски из разноцветных плиток, на стенах – картины и фотографии. И так удивительно пахнет скипидаром и красками!
    Папенька – знаменитый художник – Виктор Михайлович Васнецов. Он очень строгий, его слово в доме – закон. Даже за столом разговаривать можно только ему и гостям, а дети должны слушать да помалкивать. Самое интересное в доме, конечно, на втором этаже. Наверх ведёт витая деревянная лестница. Там – мастерская. Заходить туда никому не разрешается, особенно, когда папенька работает. А если и зайдёт кто, то не должен мешать и рассказывать всем, что там видел. Недаром на стене у двери ангел нарисован с прижатым к губам пальцем – «ангел молчания».
    Мастерская огромная, потолок и окна высоченные – чтобы много света было. И картины у папеньки тоже большущие – он даже на стремянку залезает, чтобы верхнюю часть написать. А на полотнах-то кого только нет! Иван-царевич на Сером Волке скачет. В ступе Баба-Яга летит. Стра-ашная! Изо рта клык торчит, а под мышкой ребёночка держит! А вот и Кощей Бессмертный на троне сидит, меч кровавый в руке держит! Вон царевна Несмеяна тоскует, Ковёр-самолёт летит над горами, над долами…Царевна-лягушка на пиру пляшет: махнула рукавом, а из него лебеди полетели. И, конечно, три богатыря русских, гордые и бесстрашные.
    Папенька говорит мало. Но иногда вечером придёшь к нему, и начинает он рассказывать о себе:
    – Я в деревне вырос, недалеко от Вятки, там домов десять-то и было. Нас, братьев, шестеро, и на всех одни валенки и полушубок. Летом-то хорошо, весь день на улице да в лесу босиком бегаем, в одних портках. Ну а зимой всё больше на печи сидели да сказки слушали. День короткий, ночи долгие да тёмные, и зиме, кажется, конца не будет. Зажжём лучину – палочка такая деревянная, она горит, потрескивает, огонь маленький, колеблется из стороны в сторону, а по станам тени так и ходят. Кажется, вот-вот из тёмного угла кто-то выскочит, не то леший, не то Баба-Яга.
    Вот потому-то и встают они как живые на папенькиных картинах! А дедушка мой Михаил Васильевич, был батюшкой в церкви. Сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Прабабушка Ольга Александровна в молодости увлекалась живописью. У папеньки дух захватывало от счастья, когда бабушка открывала крышку старого сундучка, где находились краски.
    Папенька тоже сначала хотел священником стать, учился в семинарии, но потом поехал в Петербург, в Академию Художеств поступать. Был он так не уверен, что примут его, что, сдав экзамены, даже не явился узнать о результатах. Год учился в Рисовальной школе, когда решил попытать счастье снова в Академии, был удивлён, что зачислен в неё был ещё в прошлом году.
    Сначала папенька писал картины о бедных людях, а потом захотелось создать сказку…Он говорит, что у каждого народа свои сказки, и в них характер хорошо виден. Помню его слова: «Я всегда был убежден, что в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».
    Один из современников папеньки писал: «Велик должен быть талант художника, светла и чиста его личность, чтобы завладеть зрителем, залить его волною неподдельного чувства! Подобные явления не часто встречаются – гордиться должна Русь таким художником, как Виктор Михайлович» [5].
    Рассказ о картине В.М. Васнецова «Алёнушка» (выступление учащегося, 2 минуты)
    Вы бывали в Московской Государственной Третьяковской галерее? Нет?! Тогда я приглашаю вас пройти в великолепный сказочный зал. Вглядитесь в одну из картин…Виктор Михайлович Васнецов «Алёнушка».
    Ходила Алёнушка по лесу. Ходила по ельнику. Ходила по березняку. И вышла к тёмному пруду-озерцу. Озерцу тёмному и глубокому. Притомилась. Села на камушек у самой воды. А вода в озерце тёмная и тяжёлая. Словно и неживая та вода. Ни всплеснёт. Ни шелохнётся. Сидит Алёнушка на камушке. Думу думает. Не весёлую. Грустную и печальную.
    Такие же чувства были в душе у Виктора Васнецова после того, как он прочитал в сборнике сказок Афанасьева сказку об Аленушке. Художник не раз слышал эту сказку и в детстве, она тронула его глубже и сильнее других, запал ему в душу и тоскливый напев, доносившийся со дна реки, и вся поэтическая ситуация сказки с ее торжеством правды. Васнецов думал об Аленушке, и замысел его новой композиции все больше прояснялся.
    “Аленушка”, – рассказывал впоследствии художник, – как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее. Критики и, наконец, я сам, поскольку имеется у меня этюд с одной девушки-сиротинушки из Ахтырки, установили, что моя “Алёнушка” натурно-жанровая вещь! Не знаю! Может быть. Но не скрою, что я очень вглядывался в черты лица, особенно в сияние глаз Веруши Мамонтовой, когда писал „Алёнушку”. Вот чудесные русские глаза, которые глядели на меня и весь божий мир и в Абрамцеве, и в Ахтырке, и в вятских селениях, и на московских улицах и базарах и навсегда живут в моей душе и греют ее!”
    Игорь Грабарь со свойственной ему четкостью определяет качества картины:
    “В. М. Васнецов в 1881 году создает свой шедевр – „Алёнушку”, не то жанр, не то сказку, – обаятельную лирическую поэму о чудесной русской девушке, одну из лучших картин русской школы”. (Весь рассказ сопровождается музыкой П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь»)

    3. Осмысление картины

    Вот и стал Виктор Михайлович Васнецов, чей «яркий облик… неразрывно связан с добрыми серо-голубыми глазами, длинной, сходящейся «долотом» светло-русой бородой, с огромной полукруглой палитрой, широкими кистями, муштабелем и длинным — когда-то синим, а теперь полинялым халатом, живописно замазанным неотмывающейся масляной краской» [11], чуть ближе к нам. «Истинный богатырь русской живописи», – как называли его современники. А теперь нам представляется удивительная возможность: глубоко проникнуть в мир одного из великолепных творений живописца.
    Беседа с учащимися по картине (5 минут)
    (Беседа – привычный для учащихся вид работы, но от этого не менее эффективный. Роль учителя – направлять беседу в нужное русло, не забывая, что тема разговора – творчество В.М. Васнецова, его тематическая и духовная связь с русским народом. В ходе беседы учащимся предлагается описать, что они видят, обращая внимание на художественные приёмы, язык живописи, его экспрессивность и выразительность. Учитель обращает особое внимание на речь учащихся, её точность и образность, отмечает эмоциональность высказываний.)
    – Внимательно вглядитесь в репродукцию картины. Кого мы видим в центре? (Аленушка сразу привлекает наше внимание. Она изображена почти в центре полотна лицом к зрителю).
    – Почему на картине нет, кроме неё, других персонажей? (Чтобы подчеркнуть ее одиночество, художник не поместил на картине других персонажей).
    – Почему В. М. Васнецов назвал свою работу «Аленушка»? (Вероятно, живописец хотел, чтобы его композиция ассоциировалась с известной русской народной сказкой).
    – Определите, с помощью какой морфемы образовано слово «Алёнушка»? (Суффикс –ушк).
    – Какую роль играет этот суффикс? (Суффикс имеет уменьшительно-ласкательное значение, что показывает, насколько дорог этот образ художнику).
    – Внимательно рассмотрите центральный образ картины. Что делает Алёнушка? (Она сидит, поджав под себя ноги, обняв руками колени и склонив голову, крепко сжаты пальцы рук, обхвативших колени).
    – Где она сидит? (Алёнушка сидит на камне у лесного пруда)
    – Во что она одета? (На ней темно-серый обветшалый сарафан с цветами, старая вылинявшая голубая рубашка. Ноги её босые).
    – Каково выражение её лица? (У неё грустный, задумчивый, неподвижный взгляд. Она опечалена, призадумалась, пригорюнилась. Глубокие карие глаза застилают слезы, каштановые волосы спутанными прядями рассыпаются по плечам. Рот слегка приоткрыт, словно героиня о чём-то говорит, обращаясь к кому-то неведомому).
    Задания, способствующие вербализации зрительских впечатлений
    – «По народным преданиям природа обретает способность чувствовать в лад с человеком, особенно на исходе дня. Подобные ощущения, как пишет И. Долгополов в статье «В. Васнецов», присущи и самому художнику. Потому-то так органично согласованы в «Аленушке» состояние природы с чувствами героини» [8]. Давайте посмотрим внимательно на состояние природы с разных ракурсов композиции. (Учащимся предлагаются фрагменты картины)
    – Почему художник выбрал именно осенний пейзаж? (Увядание природы, грусть, но в тоже время необыкновенная красота и обилие красок).
    – Какие объекты (явления) природы необходимо рассмотреть, чтобы определить роль природы в данной картине? (Пруд, вода, лес, деревья, листва, небо, камень, птицы, трава, время суток, состояние природы)
    Задание 1 (5 минут)
    Целевая установка: подберите к перечисленным объектам (явлениям) опорные слова, словосочетания, которые помогут передать настроение и состояние природы
    – Пруд – омут, глубокий, спокойный, задумчивый, незамутнённый, бездонный, таинственный, тихая заводь
    – Вода – чёрная, тёмная, прозрачная, чистая, зеркальная
    – Лес – густой ельник, настороженный, угрюмый, живой, сочувствующий, чудесный уголок русской природы, ели, как стражи
    – Деревья – молодые стройные печальные берёзки, тонкие нежные осинки
    – Листва, листья – золотые, опавшие, продрогшие, жёлтые, как лебеди
    – Трава – острые зелёные, как стрелы, стебли осоки
    – Небо – пасмурное, серое, тоскливое
    – Ветер – лёгкий, игривый, ласковый
    – Камень – серый, бел горюч
    – Птицы – щебечущие ласточки, малые пташечки-подружки
    – Время суток – сумерки, тихий вечер, заходящее солнце
    – Состояние природы – тихо, печально вокруг, осенняя грусть и глубокая тишина
    – Обратимся к цветовым тонам картины. Какие краски преобладают в картине? (Неяркие, глубокие холодные тона тёмно-масляных красно-коричневых, тёмно-зелёных красок. Побуревшая трава, красноватая осенняя листва, пожелтевшая зелень подчеркивают общий коричнево-зеленый тон картины. Помимо неярких тонов, мы видим в картине светлую полоску гаснущей зари, яркую изумрудную зелень осоки, розовые цветы на сарафане Аленушки и голубую кофточку. Используя яркие, контрастные тона, художник усиливает создаваемое картиной впечатление).
    – Обратите внимание на композицию картины. Виктор Михайлович Васнецов использует неторопливое, подробное письмо, чётко изображая каждый элемент картины, композиция построена на строгом ритме, на плавном течении линий фигурки героини со склонённой головой и наклонов растений, что вносит певучесть в картину, показывая тесную взаимосвязь человека и природы, которая охраняет покой девушки.
    – Как расположены деревья по отношению к героине? (Они полукругом сомкнулись за спиной героини, укрыв её от враждебного мира. Симметрично, справа и слева, как бы обнимая и успокаивая, остановились на одинаковом расстоянии юные стройные осинки, на одной из которых щебечут ласточки – милые пташки-подружки. Все предметы изображены на уровне глаз, таким образом, природа и Алёнушка образуют круг друзей, готовых протянуть другому руку помощи).
    Задание 2 (2 минуты)
    Вот и состоялось наше близкое знакомство с картиной В.М. Васнецова «Алёнушка». Теперь нам предстоит погрузиться в чарующий мир творчества. Нам важно не просто рассказать о том, что изображено на картине, в форме сочинения, но попытаться проникнуть в душу героини, передать ее чувства, высказать свое впечатление. Прежде чем начинать свою творческую работу, необходимо тщательно продумать составные части работы, составить план.
    Целевая установка: вам предложено три варианта плана, определите тот, который кажется вам подходящим к вашему возможному представлению будущего сочинения, постарайтесь определить, чем выбранный вариант вам интересен. Возможно, что ни один из вариантов не окажется приемлемым, и вы попробуете составить свой. (Варианты сочинений предлагаются каждому обучающемуся на карточках)
    Вариант 1
    Художник В.М. Васнецов и его картина «Алёнушка».
    Девушка у омута.
    Природа сочувствует Алёнушке.
    Краски картины.
    Какие мысли и чувства вызывает картина?
    Вариант 2
    Название картины и её автор.
    Сведения о художнике.
    Общее впечатление, которое производит картина:
    – описание Алёнушки (место, где она сидит, поза, одежда, волосы, руки, мысли героини, настроение и т.п.);
    – описание природы (пруд, лес, небо, деревья, птицы, трава, ветер, время суток, состояние природы и т.п.);
    – цветовая гамма красок картины;
    – композиция картины (расположение деревьев, Алёнушки, их взаимосвязь)
    Заключение.
    Вариант 3
    Какую картину буду описывать?
    Кто изображен на картине?
    а) внешний вид (одежда, выражение лица);
    б) поза;
    в) эмоциональное состояние.
    Гармония чувств человека и природы.
    а) описание осеннего пейзажа (что изображено);
    б) как природа передает чувства человека (как художнику удалось передать тоску и печаль Алёнушки с помощью красок?)
    Особенность картины (чем эта картина привлекает внимание, что делает ее особенной, что мне особенно понравилось)
    Опишите свои чувства, которые возникают у вас, когда вы смотрите на картину. Какое у вас создается настроение?
    Выводы (какова идея художника, какую мысль хотел автор донести до зрителя).
    Задание 3 (5 минут)
    Каждому пишущему человеку знакома ситуация, когда не знаешь, с чего начать. От какой мысли оттолкнуться, чтобы сочинение начало приобретать стройность и логичность.
    Целевая установка: у каждого из вас есть цветные карточки, на которых указано задание, связанное с подготовкой вступления к сочинению.
    (Учащимся предлагаются разноуровневые задания. Подобная форма работы даёт возможность подойти к учащимся индивидуально, с учётом их способностей, уровня развития и подготовки).
    Красная карточка
    Задание. Из предложенных слов составьте предложения, чтобы получился текст вступления вашего сочинения.
    – В.М. Васнецов, русский, художник, известный
    – картины, «Царевна-лягушка», его, всем, «Спящая красавица», знакомы, «Богатыри», хорошо
    – стала, «Алёнушка», одной из, картина, написанная, ярких, в 1881 году, живописцем
    (В.М. Васнецов – известный русский художник. Всем хорошо знакомы его картины «Царевна-лягушка», «Спящая красавица», «Богатыри». Одной из ярких картин стала «Алёнушка», написанная живописцем в 1881 году).
    Жёлтая карточка
    Задание. Продолжите начатый текст, написав 2-3 предложения, которые станут вступлением вашего сочинения.
    Осень. Берег лесного озера…
    (На белгорюч камне у воды сидит одинокая печальная девочка. Сколько грусти и тоски в её глазах! Капают слёзки, и летят вниз золотые листочки-лебеди).)
    Зелёная карточка
    Задание. Продолжите начатый текст, написав 2-3 предложения, которые станут вступлением вашего сочинения.
    Дорогой друг! Ты, наверное, видел полотна В.М. Васнецова «Ковёр-самолёт», «Иван-царевич на Сером волке». Но…
    (Но сегодня я хочу рассказать тебе о замечательной картине «Алёнушка», которую ты сможешь посмотреть в Государственной Третьяковской галерее. Она глубоко взволновала меня.).
    – Глубокому восприятию произведений искусства, осознанию и переживанию их тематики способствуют музыка и поэзия. Внимательно следите за тем, что сейчас будет происходить на экране, вслушивайтесь в чарующие звуки музыки.
    (Видеоклип на песню «Алёнушка», слова А. Усачёва, музыка А. Пинегина, в исполнении Е. Романовой с использованием фрагментов из мультипликационного фильма «Алёнушка и братец Иванушка», киностудия «Союзмультфильм, Москва, 1953 год
    Закатилось в чаще солнышко, хмурый лес вокруг стеной,
    Пригорюнилась Алёнушка, как теперь ей жить одной.
    Нету с ней ни милой матушки, ни родимого отца,
    Слёзы капают на камушки у лесного озерца.
    Кто развеет думы горькие, кто поможет ей в беде?
    Лишь камыш один с осокою отражаются в воде.
    И родимая сторонушка всё печальней и грустней,
    Жаль не ведает Алёнушка, что случится дальше с ней.
    Повстречает счастье девица и любовь свою найдёт,
    Ах, как весело надеяться, зная сказку наперёд).
    – Какое отражение нашла картина В.М. Васнецова «Алёнушка» в этом видеоклипе и музыке? (Грустная песня, исполненная очень нежным, звенящим голосом, сюжет мультипликационного фильма к известной сказке, которая дала идею написания картины, и само полотно живописца слились воедино, даря зрителям новые ощущения и впечатления от уже известного шедевра).
    (Все задания урока выполняют одну из главных задач педагога – дать понять детям, что в искусстве никогда и ничто не изображается просто так, ради изображения – иначе это не искусство. Изображение – лишь практическая цель, продукт труда, но через него художник всегда выражает своё отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.
    Творческий характер имеет практическая деятельность учащихся, деятельность по восприятию искусства, когда они выступают в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
    Очень важный методический принцип – единства восприятия и созидания. Обучение предусматривает гармоническое равновесие теории и практики. Даже самого интересного рассказа учителя недостаточно, необходимо участие самих учащихся. Понимание подлинной ценности искусства должно от урока к уроку, посвящённых работе с полотнами художников, укрепляться в сознании детей.)

    4. Итог урока

    Завершая наш урок, хотелось бы узнать, насколько хорошо вы запомнили и прониклись всем, о чём говорилось сегодня. Вам предлагается разрешить несколько ситуаций.
    Ситуация 1
    Ваш друг написал письмо и рассказал о жизни и творчестве художника Исаака Ильича Левитана. О каком художнике после сегодняшнего урока сможете рассказать вы? (О Викторе Михайловиче Васнецове).
    Ситуация 2
    Вы с увлечением смотрели игру «Кто хочет стать миллионером», услышали вопрос, какая картина принадлежит кисти художника В.М. Васнецова, и ответы:
    А «Март» В «Утро в сосновом лесу»
    С «Девятый вал» Д «Иван Царевич на Сером волке»)
    Назовите правильный ответ. (Д «Иван Царевич на Сером волке»)
    Ситуация 3
    Вы с мамой собираетесь поехать на летних каникулах в Москву. Обсуждая программу поездки, она спросила, интересно, в каком музее можно будет посмотреть картину В.М. Васнецова «Алёнушка». Дайте маме ответ. (Картина В.М. Васнецова «Алёнушка» хранится в Государственной Третьяковской галерее).

    5. Рефлексия.

    Оцените свою работу на уроке:
    – если урок вам понравился, вы работали хорошо и уверены, что успешно справитесь с написанием сочинения дома, поднимите зелёную фишку
    – если урок вам понравился, вы работали хорошо, но чувствуете, что с написанием сочинения могут возникнуть трудности, поднимите жёлтую фишку
    – если урок вам не понравился, вы ничего интересного не узнали, чувствуете, что с написанием сочинения без посторонней помощи не справитесь, поднимите розовую фишку.

    6. Домашнее задание.

    Написать сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»
    Замечательный композитор С.В.Рахманинов сказал: «Самое высокое качество всякого искусства – это его искренность». Сегодня мы в полной мере смогли в этом убедиться.
    Из сочинений обучающихся
    «Сидит Алёнушка на большом камне грустна и печальна. Щёчки румяные, рот приоткрыт, а в глазах глубокая тоска. На ней сарафан и голубая кофточка, босые ножки поджаты под себя. Перед ней спокойный мрачный пруд, вода в нём холодная. Стебли осоки, как стрелы, взметнулись вверх. Опавшие листья, как лебеди, плывут по ровной глади тихой заводи. Густой, дремучий лес засыпает в наступающих сумерках. Пожелтевшие берёзы, как стража, оберегают сироту. Маленькие певчие пташечки, как подружки, сочувствуют бедной девушке.
    Я восхищаюсь этой картиной, испытывая восторг, потому что В.М. Васнецов сумел показать глубокое понимание души русского народа».
    (Слинкина Екатерина)
    «Ходила Алёнушка по дремучему лесу. Присела на большой камушек и пригорюнилась. Стройные осинки жалеют девушку. Ласточки-подружки поют грустную песню. В тёмной зеркальной воде пруда плавают листья, как бабочки. Печальные глазки, склонённая к коленям голова. Алёнушка печальную думу думает…»
    (Николаева Светлана)
    «Печальная Алёнушка сидит на камушке, сложив руки на колени и наклонив голову. Грустит о чём-то о своём. В стареньком сарафане с красненькими цветочками. Вокруг девушки сказочный лес – защитник сироты. Тонкие осинки рядом утешают её. Задумчивый пруд, зеркальная вода глубока…»
    (Шипицына Софья)
    «Имя Виктора Михайловича Васнецова хорошо известно всем любителям искусства. Он создал прекрасную сказочную галерею. «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря», «Баба Яга» и многие другие картины радуют многие поколения. Есть среди них трогательное произведение «Алёнушка», написанное в 1881 году.
    Осень. Берег лесного пруда. Сидит Алёнушка на камне великую думу думает. Ноги босые поджаты, на крепко сжатые руки голову печальную положила. Старенький сарафан и голубенькая кофточка на героини. Выражение лица печальное, глаза полны слёз, рот слегка приоткрыт, вздыхает с горя.
    У большого серого камня – омут, вода в нём, как чёрное зеркало, отражает весь облик Алёнушки. Молодые осинки, как подружки, рядом склоняют свой стан, и их листья перешёптываются между собой, а вторят им ласточки. Эти певчие пташки едва видны на фоне дремучего леса, который, как стража, смирно и строго защищает героиню от враждебного мира.
    Сумерки. Небо пасмурное. Ветерок едва шевелит листву пожелтевших берёзок. Состояние природы грустное, тихое, печальное, всё переживает вместе с сиротой её горе.
    В.М. Васнецов использовал холодные, мрачные, тёмные краски, передающие грусть и одиночество. Но в контрасте есть и яркие оттенки красок, которые служат выражение надежды, веры и любви.
    Художнику удалось передать состояние русской души в трудные минуты жизни и полную гармонию природы в сочувствии ей».
    (Рыбин Михаил)
    Не судите слишком строго. Они ещё только учатся. Главное, что у них есть большое желание учиться. Значит, всё получится!!! Я верю в них, моих учеников!!!
    Ефименко Наталья Викторовна
    Библиография
    Бахревский В. Виктор Васнецов. Серия «ЖЗЛ». – М., 1979.
    Ветрова Г. Великие полотна //Кто в тереме живёт? В. Васнецов «Богатыри». Белый город, 2005. С. 40.
    Ветрова Г. Сказка о сказочнике. Васнецов. Белый город, 2005.
    Кудрявцева Л. Васнецов. – М., 1999.
    Постон. Виктор Васнецов. – М., 2007.
    Шилова Е. Виктор Васнецов. Альбом. – М., 2004.
    http://bibliotekar.ru
    http://nikki.ucoz.ru/publ/kartinnaja_galereja/vasnecov_v_m/quot_alenushka_quot/67-1-0-387
    http://tanais.info
    http://vasnecov.ru
    http://vasnecov.info/html/data/museum.html
    http://www.vasnecov.ru/personality/
    http://video.yandex.ru/


  7. Цели:

    Формировать умение составлять художественное описание;
    Показать отличие картины от иллюстрации;
    Формировать умение выделять микротемы в описании;
    Развивать умение составлять план и придерживаться его в составлении
    связного текста

    Оборудование:
    Картина В. М. Васнецова «Аленушка», С. И. Ожегов Словарь
    русского языка, карточки с лексическим словарем настроений

    Ход урока
    I. Организационный момент
    II. Сообщение темы урока
    Учитель:
    Сегодня у нас особый урок. Мы будем учиться писать сочинение по
    картине. Что такое сочинение?

    Ученик:
    Сочинение – это то, что создает сам человек, это его мысли о
    чем-нибудь.

    Учитель:
    А как толковый словарь С.И. Ожегова дает лексическое значение
    слова?

    Ученик
    (читает по словарю).
    То, что сочинено, художественное, научное произведение.
    Сочинение – это вид письменной школьной работы – изложение своих мыслей,
    знаний на заданную тему.
    В грамматике: соединение нескольких словоформ или простых предложений по
    способу сочинительной связи.

    Учитель:
    Какое значение слова подходит к теме нашего урока?

    Ученик:
    К теме урока подходит толкование во втором значении.

    Учитель:
    Так чему мы будем учиться на уроке?

    Ученик:
    Мы будем учиться писать сочинение по картине, учиться излагать
    свои мысли, рассматривая картину.

    Учитель:
    Хлопните в ладоши, кто хочет научиться составлять художественное
    описание, выделять микротемы в описании, составлять план и придерживаться его в
    составлении связного текста и узнать, чем отличается картина от иллюстрации к
    художественному произведению.

    III. Подготовка к восприятию картины


    Учитель:
    На прошлом уроке литературного чтения мы с вами работали над
    русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Сегодня мы
    рассмотрим картину В.М. Васнецова «Аленушка» и напишем по ней сочинение. Вы
    знаете, что сказка повествует нам об Аленушке, но описания героини в сказке нет.
    Вам было задано задание домой: представить Аленушку, ее внешний облик, подобрать
    слова, характеризующие девушку, нарисовать рисунки.

    IV. Рассматривание рисунков, картины
    Учитель:
    В сказке мы узнаем, что происходит с Аленушкой. А какой она вам
    представляется?

    Ученики:
    Добрая, спокойная, красивая, заботливая, скромная.

    Учитель:
    Из всех рисунков выберете те, которые соответствуют словесной
    характеристике героини.

    (Ученики выбирают рисунки и объясняют свой выбор.)

    Учитель:
    А в какой момент вы особенно переживали за героиню сказки?

    Ученик:
    Когда ее братец превратился в козленочка, когда злая ведьма его
    утащила.

    Учитель:
    А как вы представляете облик Аленушки в тот момент, когда
    случилась беда?

    Ученик:
    Она была грустной и печальной.

    Учитель:
    Художник В.М. Васнецов поможет нам увидеть сегодня Аленушку. Он
    написал картину по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец
    Иванушка». Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление об
    Аленушке от представлений художника?

    Ученик:
    Нет, художник изобразил героигю, наверное, в тот момент, когда
    братец превратился в козленочка. Аленушка грустная и печальная.

    Учитель:
    Можно ли эту работу художника назвать иллюстрацией к сказке?

    Ученик:
    Это не иллюстрация. Иллюстрация изображает эпизод сказки со всеми
    деталями, взятыми из содержания. В сказке злые люди утопили Аленушку, козленочек
    прибежал к омуту, зовет сестрицу. Здесь нет ни ведьмы, ни козленочка.

    Учитель:
    Да, это не иллюстрация, это картина, на которой Васнецов В. М.
    показывает нам обобщенный образ русской девушки, выражает свое отношение к ней.
    Васнецов не старался передать в точности историю про сестрицу Аленушку и братца
    Иванушку. Он как бы вспомнил все сказки о детях-сиротах – бедных, обиженных, но
    добрых, трудолюбивых, щедрых. Народ всегда говорит о них с любовью. И Васнецов
    передал в картине эту любовь.
    Внимательно рассмотрите картину, обратите внимание на позу девушки,
    рассмотрите природу, которая ее окружает.

    (Дети рассматривают картину.)

    V. Беседа по картине
    Учитель:
    Закройте глаза, попробуйте представить себе картину и скажите,
    что вы видите ярче всего?

    Ученик:
    Мы видим Аленушку, ее печальное лицо, она сидит на камне и
    смотрит в глубину озера.

    Учитель:
    Посмотрите и подумайте, почему художник изобразил Аленушку в
    центре, на переднем плане?

    Ученик:
    Она – главный герой в этой картине, художник хочет, чтобы мы
    сразу обратили на нее внимание.

    Учитель:
    Где находится наша героиня?

    Ученик:
    Она находится у озера на камне.

    Учитель:
    В какой позе изобразил ее художник? Почему?

    Ученик:
    Аленушка положила голову на камень, ей грустно, она о чем-то
    печалится, смотрит на воду, пригорюнившись.

    Учитель:
    Какое настроение у Аленушки?

    (У детей карточки с лексическим словарем настроений: одинокая, грустная,
    задумчивая, печальная, радостная, унылая, безрадостная, пригорюнившаяся,
    подавленная, веселая, счастливая.)

    Учитель:
    Прочтите слова с карточки с лексическим словарем настроений и
    подберите слова, характеризующие настроение героини, а я эти слова запишу на
    доске.

    Ученик:
    Одинокая, грустная, задумчивая, печальная, унылая,
    пригорюнившаяся, безрадостная, подавленная)

    Учитель:
    Как вы думаете, почему грустит Аленушка?

    Ученик:
    Она грустит о своем братце, печалится о том, что она сиротинушка,
    одна-одинешенька.

    Учитель:
    А с помощью, каких средств художник сумел показать нам, что
    девочка-сиротиночка? Как отразил свое отношение к ней?

    Ученик:
    Она бедно одета, на ней старенькая выцветшая кофта, старый
    сарафан, она босиком. Лицо ее печальное, но красивое и доброе. Она очень
    обаятельна.

    Учитель:
    Опишите все, что находится на картине на заднем плане, на
    ближнем плане.

    Ученик:
    Позади Аленушки густой лес, темный, таинственный. Он немного
    страшный и загадочный. Вода в озере тоже темная, глубокая, в ней отражается
    темный лес.

    Учитель:
    Как художник показал нам, что приближается осень?

    Ученик:
    Осенняя природа грустная. Здесь природа грустит вместе с
    Аленушкой. Природа помогает понять состояние девушки. Лес темный, и на душе у
    Аленушки темно. В лесу нет ни единого лучика, и на душе у девушки нет ничего
    светлого и радостного.

    Учитель:
    Для того, чтобы передать нам настроение героини, художник
    использует несколько художественных приемов – освещение и отбор красок. Свет
    падает на лицо девушки, чтобы на темном фоне выделить его для зрителя. Краски,
    которые использует художник, помогают нам лучше понять настроение героини. А
    теперь попробуем сделать вывод: благодаря чему художнику удается создать
    печальное и грустное настроение героини?

    Ученик:
    Поза Аленушки, выражение ее лица, одежда, темный лес, наступление
    осени, отсутствие ярких и радостных тонов – все вместе создает печальное и
    грустное настроение.

    Учитель:
    Не кажется ли вам, что кто-то еще грустит вместе с Аленушкой?

    Ученик:
    Это птички. Им как бы хочется помочь Аленушке, они сидят рядом,
    на березке, смотрят на Аленушку, но ничем не могут ей помочь, скоро они должны
    покинуть родные края.

    VI. Работа по раскрытию замысла картины
    Учитель:
    Попробуйте сформулировать свое отношение к Аленушке.

    Ученик:
    Нам она очень нравится, но нам ее жаль, ее грусть передается и
    нам.

    Учитель:
    А сам художник, как относится к своей героине?

    Ученик:
    Художник с большой любовью показал нам Аленушку, ее чувства.
    Описывая природу, он как бы передал свое грустное, печальное настроение. «Аленушка»
    – его любимая картина, в которой он сострадает своей героине.

    VII. Выставление основных микротем картины
    Учитель:
    На доске записаны микротемы картины. Подобрать опорные слова.
    Лес
    Дремучий
    Темный
    Таинственный
    Тревожный
    Озеро
    Глубокое
    Холодное
    Темное
    Печальное
    Небо
    Серое
    Осеннее
    Пасмурное
    Неласковое

    VIII. Составление плана сочинения
    Учитель:
    Составим план сочинения. О чем расскажем сначала? А после? Как
    озаглавим части?
    Художник и его картина.
    Образ Аленушки.
    Что помогает нам понять настроение героини.
    Наше отношение и отношение художника к героине.

    IX. Составление рассказа по картине.
    Учитель:
    Составим несколько описаний:
    Описание Аленушки.
    Описание леса.
    Описание озера
    Описание приближающей осени.
    Описание осенних звуков.

    Учитель:
    А теперь составим рассказ по картине.

    X. Письменное сочинение по картине.
    XI. Итог урока.
    Учитель:
    Чему научились на уроке? Что интересного узнали? Какое
    настроение у вас по окончанию урока?

    Список литературы:

    Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007.
    Воробьева В.Н. Сочинения по картинам в начальных классах, – Тула, 2007.
    Журнал «Начальная школа» №12, 2003 год с. 44–47.
    Ожегов С.И. словарь русского языка, – М., 1990.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *