Сочинение на тему кавказ

13 вариантов

  1. Кавказ
    Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, “где люди вольны, как “орлы”: Кавказ называли “Тёплой Сибирью”; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в “настоящем деле”, туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М. Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.
    В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских “ заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии” с лёгкой руки А. С. Пушкина. В его стихотворении “Обвал” с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа:
    Дробясь о мрачные скалы,
    Шумят и пенятся валы,
    И надо мной шумят орлы
    И ропщет бор…
    И блещут средь волнистой мглы
    Вершины гор.
    Своему другу Н. Раевскому Пушкин посвятил поэму “Кавказский пленник”.
    Восторгаясь красотой Кавказа, он писал: “Забуду ли его кремнистые вершины,
    Гремучие ключи, увядшие равнины. В этой романтической поэме противопоставлены разочарованное “ дитя цивилизации”- русский, “европеец” и дитя природы, “дева гор”, живущая естественной жизнью, воплощение любви и самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния России и Кавказа, тему, которая, видимо никогда не будет исчерпана.
    Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова, которого в своё время поразила поэма “Кавказский пленник”. Неудивительно, что некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть) объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова:
    И хладен блеск его очей…
    …Чувства, страсти,
    В очах навеки догорев,
    Таятся, как в пещере лев,
    Глубоко в сердце…
    Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну, записывал народные песни. Поэма “Беглец”, например, выросла из черкесской народной песни. Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы принимал решения об усмирении непокорных горских народов.
    Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро “ удар кинжала пресёк несчастного позор”, мать его лишь “ хладно отвернула взор”.
    Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе 3-и дня жизни на свободе.
    Сияньем голубого дня
    Упьюся я в последний раз.
    Оттуда виден и Кавказ!
    Быть может он с своих высот
    Привет прощальный мне пришлёт…
    Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его судьбы и страсти:
    Прекрасен ты, суровый край свободы!
    И вы, престолы вечные природы.
    Наконец, сам поэт в стихотворении “Кавказ” восклицает:
    Как сладкую песню отчизны моей
    Люблю я Кавказ!
    Тема Кавказа нашла отражение и в творчестве Л.Н. Толстого. В его произведениях мы найдём и описание гор Кавказа, их “громадности” и “воздушности”, их бесконечной красоты, перед которой такими мелкими кажутся жизненные прежние впечатления. Мы найдём описание чеченских аулов и казацких станиц, расположенных в трёхстах саженях друг от друга. Мы узнаем, что издавна эти народы живут вместе, и обычаи их переплелись, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляют главные черты их характера.
    Но в произведениях Толстого Кавказ предстаёт и как арена исторической драмы, как место удовлетворения великодержавного тщеславия. Повесть “Кавказский пленник” -произведение простое и ясное. Лёгкое в восприятии, оно даёт ответы на сложнейшие нравственно-философские вопросы: можно ли быть милосердным к врагу и простить предательство товарища, стоит ли из-за национальной розни перечёркивать гуманные, человеческие отношения.
    В последние годы жизни Толстого привлекла личность сподвижника Шамиля- свободолюбивого и мужественного Хаджи – Мурата. Непокорённый, он бежал и погиб, защищая свою свободу, жизнь своей семьи. Толстой явно сочувствует своему герою, отмечая, наряду с храбростью и удалью, его какую-то детскую непосредственность. И в тоже время жестокость, мстительность горцев вызывают осуждение писателя. Война есть война, она всегда кровь, пожарища, плач вдов, матерей и сирот. Видеть это писателю больно, любое убийство для него противоестественно.
    Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений, А.С. Пушкин писал:
    Кавказа гордые сыны,
    Сражались, гибли вы ужасно,
    Но не спасла вас наша кровь…
    А Лермонтов, как бы в продолжении этой жизни, философски замечает:
    И с грустью тайной и сердечной
    Я думал: “ Жалкий человек…
    Чего он хочет?… Небо ясно.
    Под небом много места всем;
    Но беспрестанно и напрасно
    Один враждует он –зачем?
    (“ Валерик ”)

  2. Кавказ
    Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, где люди вольны, как орлы: Кавказ называли Тёплой Сибирью; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в настоящем деле, туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М. Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.
    В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии с лёгкой руки А. С. Пушкина. В его стихотворении Обвал с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа:
    Дробясь о мрачные скалы,
    Шумят и пенятся валы,
    И надо мной шумят орлы
    И ропщет бор…
    И блещут средь волнистой мглы
    Вершины гор.
    Своему другу Н. Раевскому Пушкин посвятил поэму Кавказский пленник.
    Восторгаясь красотой Кавказа, он писал: Забуду ли его кремнистые вершины,
    Гремучие ключи, увядшие равнины. В этой романтической поэме противопоставлены разочарованное дитя цивилизации- русский, европеец и дитя природы, дева гор, живущая естественной жизнью, воплощение любви и самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния России и Кавказа, тему, которая, видимо никогда не будет исчерпана.
    Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова, которого в своё время поразила поэма Кавказский пленник. Неудивительно, что некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть) объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова:
    И хладен блеск его очей…
    …Чувства, страсти,
    В очах навеки догорев,
    Таятся, как в пещере лев,
    Глубоко в сердце…
    Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну, записывал народные песни. Поэма Беглец, например, выросла из черкесской народной песни. Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы принимал решения об усмирении непокорных горских народов.
    Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро удар кинжала пресёк несчастного позор, мать его лишь хладно отвернула взор.
    Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе 3-и дня жизни на свободе.
    Сияньем голубого дня
    Упьюся я в последний раз.
    Оттуда виден и Кавказ!
    Быть может он с своих высот
    Привет прощальный мне пришлёт…
    Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его судьбы и страсти:
    Прекрасен ты, суровый край свободы!
    И вы, престолы вечные природы.
    Наконец, сам поэт в стихотворении Кавказ восклицает:
    Как сладкую песню отчизны моей
    Люблю я Кавказ!
    Тема Кавказа нашла отражение и в творчестве Л.Н. Толстого. В его произведениях мы найдём и описание гор Кавказа, их громадности и воздушности, их бесконечной красоты, перед которой такими мелкими кажутся жизненные прежние впечатления. Мы найдём описание чеченских аулов и казацких станиц, расположенных в трёхстах саженях друг от друга. Мы узнаем, что издавна эти народы живут вместе, и обычаи их переплелись, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляют главные черты их характера.
    Но в произведениях Толстого Кавказ предстаёт и как арена исторической драмы, как место удовлетворения великодержавного тщеславия. Повесть Кавказский пленник -произведение простое и ясное. Лёгкое в восприятии, оно даёт ответы на сложнейшие нравственно-философские вопросы: можно ли быть милосердным к врагу и простить предательство товарища, стоит ли из-за национальной розни перечёркивать гуманные, человеческие отношения.
    В последние годы жизни Толстого привлекла личность сподвижника Шамиля- свободолюбивого и мужественного Хаджи Мурата. Непокорённый, он бежал и погиб, защищая свою свободу, жизнь своей семьи. Толстой явно сочувствует своему герою, отмечая, наряду с храбростью и удалью, его какую-то детскую непосредственность. И в тоже время жестокость, мстительность горцев вызывают осуждение писателя. Война есть война, она всегда кровь, пожарища, плач вдов, матерей и сирот. Видеть это писателю больно, любое убийство для него противоестественно.
    Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений, А.С. Пушкин писал:
    Кавказа гордые сыны,
    Сражались, гибли вы ужасно,
    Но не спасла вас наша кровь…
    А Лермонтов, как бы в продолжении этой жизни, философски замечает:
    И с грустью тайной и сердечной
    Я думал: Жалкий человек…
    Чего он хочет?… Небо ясно.
    Под небом много места всем;
    Но беспрестанно и напрасно
    Один враждует он зачем?
    ( Валерик )

    Похожие работы

    Военно-дипломатический аспект деятельности России на Кавказе в контексте международных отношений в первой трети XIX века
    Кавказ в XVI—XIX веках
    Культура народов Северного Кавказа
    Образ Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова
    Природа Северного Кавказа и Урала
    Северный Кавказ в истории России (XVI-XIX вв.)
    Северный Кавказ в сфере геополитических интересов стран Запада, Среднего и Ближнего Востока
    Северный Кавказ: ЭГП, население, хозяйство
    Севрный Кавказ как регион России
    Флористическое разнообразие Мезмайской котловины (Северо-Западный Кавказ)

  3. В творчестве многих русских писателей прослеживается тема, которая привлекала их своей широтой и ясностью – это Кавказ. Не стал исключением и Михаил Юрьевич Лермонтов, в творчестве которого имена эта тематика имеет большое значение.
    Сразу хочу отметить, что Кавказ для Лермонтова нечто большее, чем просто прекрасные широты, манящие своей свежестью и потрясающей красотой. С этими местами у Михаила Юрьевича было связано его девство, что и отразилось на всем творчестве писателя, ведь именно поэтому его произведения заиграли теплыми и нежными красками, более насыщенными по сравнению с другими русскими поэтами.
    Я счастлив был с вами, ущелия гор,
    Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
    Там видел я пару божественных глаз;
    И сердце лепечет, воспомня тот взор:
    Люблю я Кавказ!..
    В 1837 году Лермонтов был сослан на Кавказ в действующую армию за стихотворение «Смерть Поэта», написанное на смерть А. С. Пушкина. Здесь же, на Кавказе, и закончилась его земная жизнь в 1841 году. Стоит ли удивляться, что многие произведения Лермонтова посвящены Кавказу! Это горный край, суровый и прекрасный, с особой дикой красотой, предстает в поэзии Лермонтова в разных обличьях. Например, в стихотворении «Дары Терека» река Терек и Каспийское море выступают своего рода сказочными существами, в чем-то похожими на языческие божества. И сюжет стихотворения — в духе романтической баллады: Терек приносит подарки Каспию, прося впустить его, реку, в простор моря.
    И все же несомненно, что Лермонтов любил этот край, поэтому так охотно переносил действие многих своих произведений на Кавказ. «Славное место эта долина! — восклицает автор в «Герое нашего времени», описывая Койшаурскую долину. У нас нет причин сомневаться в искренности Лермонтова, восхищающегося Кавказом, ведь он сам в стихотворении «Кавказ» признается: «Люблю я Кавказ».

  4. 4
    Текст добавил: *°•M@LENьI{ИЙ 4Е{LOVE}4игГг•°*

    Известный русский поэт, прозаик, драматург Михаил Юрьевич Лермонтов прожил короткую, но яркую жизнь. Он родился в старинной дворянской семье. Рано потерял мать, жил вместе с бабушкой, учился в самом престижном московском пансионе. В это время начинает писать стихи. Судьба приводит его в юнкерскую школу – впереди блестящая карьера военного. Но неожиданное известие о смерти на дуэли А. С. Пушкина вызывает в его душе настоящее потрясение. Лермонтов откликается на это печальное событие одой “Смерть поэта”, в которой обвиняет власть в гибели молодого творца. За это его ссылают на Кавказ, где уже много лет продолжается война Российской империи против кавказских народов. Экзотическая и суровая природа, независимый характер горцев, их мужество и гордость поражают поэта, служат толчком к созданию новых произведений. Среди них – прекрасный образец пейзажной лирики “Люблю я цепи синих гор…”. Не много рождалось поэтов, которые бы так видели мир – динамично, объемно, красочно. В этом Лермонтову-поэту помогал его талант художника. Не только с натуры, но и по памяти он мог воспроизводить фигуры, лица, пейзажи, кипение боя, скачку, преследование. И, обдумывая стихотворные строки, любил рисовать грозные профили горячих, нетерпеливых коней. Он мог бы стать настоящим художником, если бы профессионально занимался живописью, но Лермонтов-поэт в изображении природы является непревзойденным мастером. Недаром современники называли его русским Гете. Даже если вы не были на Кавказе, вы не можете не восхититься прекрасным вечерним пейзажем, изображенным поэтом: цепи синих гор, из-за которых, “как южный метеор”, всплывает луна. Луна – это таинственное небесное светило, такое близкое и такое непознанное. Взоры влюбленных и поэтов в минуты отчаяния, тоски, горьких раздумий были обращены к луне:…Царица лучших дум певца И лучший перл того венца, Которым свод небес порой Гордится, будто царь земной. Поэт одухотворяет, оживляет природу. Солнце еще не сдает своих позиций, освещая земную поверхность: “На западе вечерний луч еще горит на ребрах туч…” Солнце и луна словно вступают в единоборство за право украшать собою небесный свод. Но скоро луч зари гаснет – и воцаряется на небе луна, окруженная белыми тучками:Кто не знавал таких ночей В ущельях гор иль средь степей? Лирический герой сливается с природой, живет с ней одной жизнью, познает ее гармоничную красоту. Он мчится на коне и чувствует, как животное дышит, отбрасывает копытами землю. Это не бессмысленный бег, но желание в едином порыве постичь тайное, непознанное. В этом порыве человек ощущает себя одним из проявлений природной стихии. Его, как и многих в этом мире, гложет непонимание и одиночество: “как ветер, волен и один”. А природа, хоть на один волшебный миг, дает ощущение собственной значимости. Бессмысленность существования растворяется в бескрайних просторах степи. Сияние луны – это не просто холодный отчужденный свет далекого светила, а серебристый блеск, осыпавший и коня, и всадника. И этот блеск объединяет в единое целое и человека, и животное. Бег ускоряется – миг прозрения близится. И тут мы понимаем, что видение кавказких чарующих, пленительных синих гор было всего лишь воспоминанием о счастливых днях. Вокруг все та же степь, все та же луна, глядящая с укоризной на человека, возомнившего себя венцом творения и властителем природы:Все та же степь, все та ж луна:Свой взор ко мне склонив, она, Казалось, упрекала в том, Что человек с своим конем Хотел владычество степей В ту ночь оспаривать у ней! Тот же мотив отчужденности, непонимания, одиночества, поиска утраченной гармонии мы находим и в стихотворении “Кавказ”. К слову, в творчестве поэта это было первое стихотворение, посвященное кавказской теме. Можно утверждать, что толчком к созданию “Кавказа” послужили детские воспоминания поэта о пребывании на Кавказе в 1825 году. Неизгладимое впечатление на юного поэта произвели эти южные горы. Поэт красоту этих мест невольно сравнивает с песней отчизны, песней матери. В три года он плакал на коленях у матери от песни, которую та напевала ему. На Кавказе же впервые в десятилетнем возрасте поэт полюбил. Вспоминая через пять лет златокудрую синеглазую девочку и Кавказские горы, он записал в свою тетрадку: “Говорят (Байрон) , что ранняя страсть означает душу, которая будет любить изящные искусства. Я думаю, что в такой душе много музыки”. Такой же музыкой звучат для нас слова, воспевающие красоту природы. Для лирического героя Лермонтова вершины скал южных гор скрывают тайну любви, матери
    нской ласки – всего того, что делает каждого человека самым счастливым на этой земле.

  5. Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, “где люди вольны, как “орлы”: Кавказ называли “Тёплой Сибирью”; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в “настоящем деле”, туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М. Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.
    В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских “ заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии” с лёгкой руки А. С. Пушкина. В его стихотворении “Обвал” с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа:
    Дробясь о мрачные скалы,
    Шумят и пенятся валы,
    И надо мной шумят орлы
    И ропщет бор…
    И блещут средь волнистой мглы
    Вершины гор.
    Своему другу Н. Раевскому Пушкин посвятил поэму “Кавказский пленник”.
    Восторгаясь красотой Кавказа, он писал: “Забуду ли его кремнистые вершины,
    Гремучие ключи, увядшие равнины. В этой романтической поэме противопоставлены разочарованное “ дитя цивилизации”- русский, “европеец” и дитя природы, “дева гор”, живущая естественной жизнью, воплощение любви и самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния России и Кавказа, тему, которая, видимо никогда не будет исчерпана.
    Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова, которого в своё время поразила поэма “Кавказский пленник”. Неудивительно, что некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть) объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова:
    И хладен блеск его очей…
    …Чувства, страсти,
    В очах навеки догорев,
    Таятся, как в пещере лев,
    Глубоко в сердце…
    Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну, записывал народные песни. Поэма “Беглец”, например, выросла из черкесской народной песни. Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы принимал решения об усмирении непокорных горских народов.
    Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро “ удар кинжала пресёк несчастного позор”, мать его лишь “ хладно отвернула взор”.
    Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе 3-и дня жизни на свободе.
    Сияньем голубого дня
    Упьюся я в последний раз.
    Оттуда виден и Кавказ!
    Быть может он с своих высот
    Привет прощальный мне пришлёт…
    Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его судьбы и страсти:
    Прекрасен ты, суровый край свободы!
    И вы, престолы вечные природы.
    Наконец, сам поэт в стихотворении “Кавказ” восклицает:
    Как сладкую песню отчизны моей
    Люблю я Кавказ!
    Тема Кавказа нашла отражение и в творчестве Л.Н. Толстого. В его произведениях мы найдём и описание гор Кавказа, их “громадности” и “воздушности”, их бесконечной красоты, перед которой такими мелкими кажутся жизненные прежние впечатления. Мы найдём описание чеченских аулов и казацких станиц, расположенных в трёхстах саженях друг от друга. Мы узнаем, что издавна эти народы живут вместе, и обычаи их переплелись, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляют главные черты их характера.
    Но в произведениях Толстого Кавказ предстаёт и как арена исторической драмы, как место удовлетворения великодержавного тщеславия. Повесть “Кавказский пленник” -произведение простое и ясное. Лёгкое в восприятии, оно даёт ответы на сложнейшие нравственно-философские вопросы: можно ли быть милосердным к врагу и простить предательство товарища, стоит ли из-за национальной розни перечёркивать гуманные, человеческие отношения.
    В последние годы жизни Толстого привлекла личность сподвижника Шамиля- свободолюбивого и мужественного Хаджи – Мурата. Непокорённый, он бежал и погиб, защищая свою свободу, жизнь своей семьи. Толстой явно сочувствует своему герою, отмечая, наряду с храбростью и удалью, его какую-то детскую непосредственность. И в тоже время жестокость, мстительность горцев вызывают осуждение писателя. Война есть война, она всегда кровь, пожарища, плач вдов, матерей и сирот. Видеть это писателю больно, любое убийство для него противоестественно.
    Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений, А.С. Пушкин писал:
    Кавказа гордые сыны,
    Сражались, гибли вы ужасно,
    Но не спасла вас наша кровь…
    А Лермонтов, как бы в продолжении этой жизни, философски замечает:
    И с грустью тайной и сердечной
    Я думал: “ Жалкий человек…
    Чего он хочет?… Небо ясно.
    Под небом много места всем;
    Но беспрестанно и напрасно
    Один враждует он –зачем?
    (“ Валерик ”)

  6. Известный русский поэт, прозаик, драматург Михаил Юрьевич Лермонтов прожил короткую, но яркую жизнь. Он родился в старинной дворян­ской семье. Рано потерял мать, жил вместе с ба­бушкой, учился в самом престижном московском пансионе.В это время начинает писать стихи. Судьба приводит его в юнкерскую школу — впереди бле­стящая карьера военного. Но неожиданное изве­стие о смерти на дуэли А. С. Пушкина вызывает в его душе настоящее потрясение. Лермонтов от­кликается на это печальное событие одой «Смерть поэта», в которой обвиняет власть в гибели мо­лодого творца. За это его ссылают на Кавказ, где уже много лет продолжается война Российской империи против кавказских народов. Экзотиче­ская и суровая природа, независимый характер горцев, их мужество и гордость поражают поэта, служат толчком к созданию новых произведений. Среди них — прекрасный образец пейзажной лирики «Люблю я цепи синих гор…».Не много рождалось поэтов, которые бы так видели мир — динамично, объемно, красочно. В этом Лермонтову-поэту помогал его талант ху­дожника. Не только с натуры, но и по памяти он мог воспроизводить фигуры, лица, пейзажи, ки­пение боя, скачку, преследование. И, обдумывая стихотворные строки, любил рисовать грозные профили горячих, нетерпеливых коней. Он мог бы стать настоящим художником, если бы про­фессионально занимался живописью, но Лермонтов-поэт в изображении природы является не­превзойденным мастером. Недаром современни­ки называли его русским Гете.Даже если вы не были на Кавказе, вы не мо­жете не восхититься прекрасным вечерним пей­зажем, изображенным поэтом: цепи синих гор, из-за которых, «как южный метеор», всплывает луна. Луна — это таинственное небесное свети­ло, такое близкое и такое непознанное. Взоры влюбленных и поэтов в минуты отчаяния, тоски, горьких раздумий были обращены к луне:…Царица лучших дум певца И лучший перл того венца,Которым свод небес порой Гордится, будто царь земной.Поэт одухотворяет, оживляет природу. Солн­це еще не сдает своих позиций, освещая земную поверхность: «На западе вечерний луч еще горит на ребрах туч…» Солнце и луна словно вступают в единоборство за право украшать собою небес­ный свод. Но скоро луч зари гаснет — и воцаря­ется на небе луна, окруженная белыми тучками:Кто не знавал таких ночей В ущельях гор иль средь степей?Лирический герой сливается с природой, жи­вет с ней одной жизнью, познает ее гармоничную красоту. Он мчится на коне и чувствует, как жи­вотное дышит, отбрасывает копытами землю. Это не бессмысленный бег, но желание в едином по­рыве постичь тайное, непознанное. В этом поры­ве человек ощущает себя одним из проявлений природной стихии. Его, как и многих в этом мире, гложет непонимание и одиночество: «как ветер, волен и один». А природа, хоть на один волшебный миг, дает ощущение собственной зна­чимости.Бессмысленность существования растворяет­ся в бескрайних просторах степи. Сияние лу­ны — это не просто холодный отчужденный свет далекого светила, а серебристый блеск, осыпав­ший и коня, и всадника. И этот блеск объединя­ет в единое целое и человека, и животное. Бег ус­коряется — миг прозрения близится. И тут мы понимаем, что видение кавказких чарующих, пленительных синих гор было всего лишь воспо­минанием о счастливых днях. Вокруг все та же степь, все та же луна, глядящая с укоризной на человека, возомнившего себя венцом творения и властителем природы:Все та же степь, все та ж луна:Свой взор ко мне склонив, она,Казалось, упрекала в том,Что человек с своим конем Хотел владычество степей В ту ночь оспаривать у ней!Тот же мотив отчужденности, непонимания, одиночества, поиска утраченной гармонии мы находим и в стихотворении «Кавказ». К слову, в творчестве поэта это было первое стихотворение, посвященное кавказской теме.Можно утверждать, что толчком к созданию «Кавказа» послужили детские воспоминания поэта о пребывании на Кавказе в 1825 году. Не­изгладимое впечатление на юного поэта произве­ли эти южные горы. Поэт красоту этих мест не­вольно сравнивает с песней отчизны, песней ма­тери. В три года он плакал на коленях у матери от песни, которую та напевала ему.На Кавказе же впервые в десятилетнем возра­сте поэт полюбил. Вспоминая через пять лет зла­токудрую синеглазую девочку и Кавказские горы, он записал в свою тетрадку: «Говорят (Бай­рон), что ранняя страсть означает душу, которая будет любить изящные искусства. Я думаю, что в такой душе много музыки». Такой же музыкой звучат для нас слова, воспевающие красоту при­роды.Для лирического героя Лермонтова ве
    ршины скал южных гор скрывают тайну любви, мате­ринской ласки — всего того, что делает каждого человека самым счастливым на этой земле.

  7. Сочинение: Кавказ

    Кавказ

    Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, “где люди вольны, как “орлы”: Кавказ называли “Тёплой Сибирью”; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в “настоящем деле”, туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М. Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.
    В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских “ заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии” с лёгкой руки А. С. Пушкина. В его стихотворении “Обвал” с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа:
    Дробясь о мрачные скалы,
    Шумят и пенятся валы,
    И надо мной шумят орлы
    И ропщет бор…
    И блещут средь волнистой мглы
    Вершины гор.
    Своему другу Н. Раевскому Пушкин посвятил поэму “Кавказский пленник”.
    Восторгаясь красотой Кавказа, он писал: “Забуду ли его кремнистые вершины,
    Гремучие ключи, увядшие равнины. В этой романтической поэме противопоставлены разочарованное “ дитя цивилизации”- русский, “европеец” и дитя природы, “дева гор”, живущая естественной жизнью, воплощение любви и самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния России и Кавказа, тему, которая, видимо никогда не будет исчерпана.
    Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова, которого в своё время поразила поэма “Кавказский пленник”. Неудивительно, что некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть) объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова:
    И хладен блеск его очей…
    …Чувства, страсти,
    В очах навеки догорев,
    Таятся, как в пещере лев,
    Глубоко в сердце…
    Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну, записывал народные песни. Поэма “Беглец”, например, выросла из черкесской народной песни. Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы принимал решения об усмирении непокорных горских народов.
    Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро “ удар кинжала пресёк несчастного позор”, мать его лишь “ хладно отвернула взор”.
    Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе 3-и дня жизни на свободе.
    Сияньем голубого дня
    Упьюся я в последний раз.
    Оттуда виден и Кавказ!
    Быть может он с своих высот
    Привет прощальный мне пришлёт…
    Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его судьбы и страсти:
    Прекрасен ты, суровый край свободы!
    И вы, престолы вечные природы.
    Наконец, сам поэт в стихотворении “Кавказ” восклицает:
    Как сладкую песню отчизны моей
    Люблю я Кавказ!
    Тема Кавказа нашла отражение и в творчестве Л.Н. Толстого. В его произведениях мы найдём и описание гор Кавказа, их “громадности” и “воздушности”, их бесконечной красоты, перед которой такими мелкими кажутся жизненные прежние впечатления. Мы найдём описание чеченских аулов и казацких станиц, расположенных в трёхстах саженях друг от друга. Мы узнаем, что издавна эти народы живут вместе, и обычаи их переплелись, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляют главные черты их характера.
    Но в произведениях Толстого Кавказ предстаёт и как арена исторической драмы, как место удовлетворения великодержавного тщеславия. Повесть “Кавказский пленник” -произведение простое и ясное. Лёгкое в восприятии, оно даёт ответы на сложнейшие нравственно-философские вопросы: можно ли быть милосердным к врагу и простить предательство товарища, стоит ли из-за национальной розни перечёркивать гуманные, человеческие отношения.
    В последние годы жизни Толстого привлекла личность сподвижника Шамиля- свободолюбивого и мужественного Хаджи – Мурата. Непокорённый, он бежал и погиб, защищая свою свободу, жизнь своей семьи. Толстой явно сочувствует своему герою, отмечая, наряду с храбростью и удалью, его какую-то детскую непосредственность. И в тоже время жестокость, мстительность горцев вызывают осуждение писателя. Война есть война, она всегда кровь, пожарища, плач вдов, матерей и сирот. Видеть это писателю больно, любое убийство для него противоестественно.
    Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений, А.С. Пушкин писал:
    Кавказа гордые сыны,
    Сражались, гибли вы ужасно,
    Но не спасла вас наша кровь…
    А Лермонтов, как бы в продолжении этой жизни, философски замечает:
    И с грустью тайной и сердечной
    Я думал: “ Жалкий человек…
    Чего он хочет?… Небо ясно.
    Под небом много места всем;
    Но беспрестанно и напрасно
    Один враждует он –зачем?
    (“ Валерик ”)

  8. Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, “где люди вольны, как “орлы”: Кавказ называли “Тёплой Сибирью”; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в “настоящем деле”, туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М. Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.
    В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских “ заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии” с лёгкой руки А. С. Пушкина. В его стихотворении “Обвал” с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа:
    Дробясь о мрачные скалы,
    Шумят и пенятся валы,
    И надо мной шумят орлы
    И ропщет бор…
    И блещут средь волнистой мглы
    Вершины гор.
    Своему другу Н. Раевскому Пушкин посвятил поэму “Кавказский пленник”.
    Восторгаясь красотой Кавказа, он писал: “Забуду ли его кремнистые вершины,
    Гремучие ключи, увядшие равнины. В этой романтической поэме противопоставлены разочарованное “ дитя цивилизации”- русский, “европеец” и дитя природы, “дева гор”, живущая естественной жизнью, воплощение любви и самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния России и Кавказа, тему, которая, видимо никогда не будет исчерпана.
    Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова, которого в своё время поразила поэма “Кавказский пленник”. Неудивительно, что некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть) объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова:
    И хладен блеск его очей…
    …Чувства, страсти,
    В очах навеки догорев,
    Таятся, как в пещере лев,
    Глубоко в сердце…
    Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну, записывал народные песни. Поэма “Беглец”, например, выросла из черкесской народной песни. Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы принимал решения об усмирении непокорных горских народов.
    Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро “ удар кинжала пресёк несчастного позор”, мать его лишь “ хладно отвернула взор”.
    Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе 3-и дня жизни на свободе.
    Сияньем голубого дня
    Упьюся я в последний раз.
    Оттуда виден и Кавказ!
    Быть может он с своих высот
    Привет прощальный мне пришлёт…
    Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его судьбы и страсти:
    Прекрасен ты, суровый край свободы!
    И вы, престолы вечные природы.
    Наконец, сам поэт в стихотворении “Кавказ” восклицает:
    Как сладкую песню отчизны моей
    Люблю я Кавказ!
    Тема Кавказа нашла отражение и в творчестве Л.Н. Толстого. В его произведениях мы найдём и описание гор Кавказа, их “громадности” и “воздушности”, их бесконечной красоты, перед которой такими мелкими кажутся жизненные прежние впечатления. Мы найдём описание чеченских аулов и казацких станиц, расположенных в трёхстах саженях друг от друга. Мы узнаем, что издавна эти народы живут вместе, и обычаи их переплелись, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляют главные черты их характера.
    Но в произведениях Толстого Кавказ предстаёт и как арена исторической драмы, как место удовлетворения великодержавного тщеславия. Повесть “Кавказский пленник” -произведение простое и ясное. Лёгкое в восприятии, оно даёт ответы на сложнейшие нравственно-философские вопросы: можно ли быть милосердным к врагу и простить предательство товарища, стоит ли из-за национальной розни перечёркивать гуманные, человеческие отношения.
    В последние годы жизни Толстого привлекла личность сподвижника Шамиля- свободолюбивого и мужественного Хаджи – Мурата. Непокорённый, он бежал и погиб, защищая свою свободу, жизнь своей семьи. Толстой явно сочувствует своему герою, отмечая, наряду с храбростью и удалью, его какую-то детскую непосредственность. И в тоже время жестокость, мстительность горцев вызывают осуждение писателя. Война есть война, она всегда кровь, пожарища, плач вдов, матерей и сирот. Видеть это писателю больно, любое убийство для него противоестественно.
    Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений, А.С. Пушкин писал:
    Кавказа гордые сыны,
    Сражались, гибли вы ужасно,
    Но не спасла вас наша кровь…
    А Лермонтов, как бы в продолжении этой жизни, философски замечает:
    И с грустью тайной и сердечной
    Я думал: “ Жалкий человек…
    Чего он хочет?… Небо ясно.
    Под небом много места всем;
    Но беспрестанно и напрасно
    Один враждует он –зачем?
    (“ Валерик ”)

  9. Действие происходит в Москве. В рассказе говорится о девушке женатой на офицере, но любящая, другого человека.
    В рассказе ни разу не говорится о преданности офицера, но об этом можно судить по его поступкам. Он всюду искал свою жену, но как не нашёл, решил отпустить. Им не двигала жажда мести, поэтому он просто принял смерть, выстрелив себе в виски.
    Однако девушка боится мужа, называя его жестоким и самолюбивым. У неё не хватало смелости признаться ему, что у неё есть другой, даже когда он читал письма её любовника.
    Автор передаёт метафорами и эпитетами чувство и настроение сбежавших влюблённых. Из-за страха они не могут полностью вкусить сладость любви. Даже в поезде любовник сквозь страх встречался с любимой и дрожащей рукой протягивал в карман деньги проводнику. Они уехали в сочи где отдыхали, наслаждаясь, присутствием друг друга. Девушка не хотела ехать к мужу это можно было понять по строкам: “Ну вот, он и будет дня через три-четыре в Геленджике… Но бог с ним, лучше смерть, чем эти муки.”
    Автор очень тщательно описывает детали произведения это можно понять по строкам: “Он искал её в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день по приезде в Сочи, он купался утром в море, потом брился, надел чистое бельё, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лёг на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов.”

  10.  
    Многих русских писателейманил Кавказ, таинственный край, “где люди вольны, как “орлы”: Кавказ называли“Тёплой Сибирью”;  туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехалии молодые люди в жажде побывать в “настоящем деле”, туда стремились и как вэкзотическую страну чудес. С  1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскимиплеменами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовалив этой войне и иные офицеры М. Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели онив своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор,колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания  аулов.
    В своё время Белинскийотмечал, что Кавказ сделался для русских “ заветной страной воли инеисчерпаемой поэзии” с лёгкой руки А. С. Пушкина. В его стихотворении “Обвал”с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа:
    Дробясь о мрачные скалы,
    Шумят и пенятся валы,
    И надо мной шумят орлы
    И ропщет бор…
    И блещут средь волнистоймглы
    Вершины гор.
    Своему другу  Н. РаевскомуПушкин посвятил поэму “Кавказский пленник”.
    Восторгаясь красотой Кавказа,он писал: “Забуду ли его кремнистые вершины,
    Гремучие ключи, увядшиеравнины. В этой романтической поэме противопоставлены разочарованное “ дитяцивилизации”- русский, “европеец” и дитя природы, “дева гор”, живущаяестественной жизнью, воплощение любви и самопожертвования. Поэма Пушкинаоткрывает тему трагического противостояния России и Кавказа, тему, которая,видимо никогда не будет исчерпана.
    Мотив любви к Кавказупроходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова, которого в своё времяпоразила поэма “Кавказский пленник”. Неудивительно, что некоторые черты (гордоеодиночество, таинственность, пылкая страсть) объединяют героев пушкинской поэмыи героев Лермонтова:
    И хладен блеск его очей…
    …Чувства, страсти,
    В очах навеки догорев,
    Таятся, как в пещере лев,
    Глубоко в сердце…
    Кавказ для Лермонтова связанс воспоминаниями его детства, романтическим мироощущением, тоской понеобычному, потребностью в величественном.  С юношеских лет он грезил Кавказом,бывая там, он слушал рассказы про страну, записывал народные песни. Поэма“Беглец”, например, выросла из черкесской народной песни. Поэму эту следовало бычитать всем, кто в разные годы принимал решения об усмирении непокорных горскихнародов.
    Нет для черкеса большегопозора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С презрением  отвернулсяот беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро “удар кинжала пресёк несчастного позор”, мать его лишь “ хладно отвернула взор”.
    Лермонтов славит Кавказ иустами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе 3-и дня жизни насвободе.
    Сияньем голубого дня
    Упьюся я в последний раз.
    Оттуда виден и Кавказ!
    Быть может он с своихвысот
    Привет прощальный мнепришлёт…
    Блуждавший в пустыне мирапечальный Демон находит край, достойный его судьбы и страсти:
    Прекрасен ты, суровый крайсвободы!
    И вы, престолы вечныеприроды.
    Наконец, сам поэт в стихотворении“Кавказ” восклицает:
    Как сладкую песню отчизнымоей
    Люблю я Кавказ!
    Тема Кавказа нашлаотражение и в творчестве Л.Н. Толстого. В его произведениях мы найдём иописание гор Кавказа, их “громадности” и “воздушности”, их бесконечной красоты,перед которой такими мелкими кажутся жизненные прежние впечатления. Мы найдёмописание чеченских аулов и казацких станиц, расположенных в трёхстах саженяхдруг от друга. Мы узнаем, что издавна эти народы живут вместе, и обычаи ихпереплелись, и любовь к свободе,  праздности, грабежу и войне составляютглавные черты их характера.
    Но в произведенияхТолстого Кавказ предстаёт и как арена исторической драмы, как местоудовлетворения великодержавного тщеславия. Повесть “Кавказский пленник”-произведение простое и ясное. Лёгкое в восприятии, оно даёт ответы насложнейшие нравственно-философские вопросы: можно ли быть милосердным к врагу ипростить предательство товарища, стоит ли из-за национальной розниперечёркивать гуманные, человеческие отношения.
    В последние годы жизниТолстого привлекла личность сподвижника Шамиля- свободолюбивого и мужественногоХаджи – Мурата. Непокорённый, он бежал и погиб, защищая свою свободу, жизньсвоей семьи. Толстой явно сочувствует своему герою, отмечая, наряду с храбростьюи удалью, его какую-то детскую непосредственность. И в тоже время жестокость,мстительность горцев вызывают осуждение писателя. Война есть война, она всегдакровь, пожарища, плач вдов, матерей и сирот. Видеть это писателю больно, любоеубийство для него противоестественно.
    Как бы предвидя современнуютрагедию русско-кавказских отношений, А.С. Пушкин писал:
    Кавказа гордые сыны,
    Сражались, гибли выужасно,
    Но не спасла вас нашакровь…
    А Лермонтов, как бы впродолжении этой жизни, философски замечает:
    И с грустью тайной исердечной
    Я думал: “ Жалкий человек…
    Чего он хочет?… Небо ясно.
    Под небом много меставсем;
    Но беспрестанно и напрасно
    Один враждует он –зачем?
                (“ Валерик ”)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *