Сочинение на тему каждый человек сам себя воспитать должен

11 вариантов

  1. Всякий человек сам себя воспитать должен
    (По произведениям И.С. Тургенева и Н. Г. Чернышевского)
    Период, охватывающий конец пятидесятых — начало шестидесятых годов прошлого века, ознаменовавшийся подъемом революционной активности (первая русская революционная ситуация), был назван историками разночинским. И действительно, главным лицом общественной жизни пореформенной России стал демократ-разночинец, отличавшийся от своих предшественников-дворян не только происхождением, но и, поведением, идеями и др.
    Философской и общественной позицией основной части молодежи шестидесятых годов был нигилизм. Первый образ нигилиста в литературе был дан Иваном Сергеевичем Тургеневым в его романе “Отцы и дети”, отразившем главный идейный конфликт эпохи — конфликт между воззрениями поместного дворянства и молодого разночинского поколения, исповедующего демократическими устремлениями и активно несущего в общество новые взгляды.
    Итак, нигилизм. Каковы его основные черты? Во-первых, отрицание всех и всяческих авторитетов, первоначальный, примитивный материализм, крайний эмпиризм. Базаров так определяет, что такое нигилист: “Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. Такая позиция неизбежно приводила к отрицанию существующего порядка (а точнее сказать, вытекала из него), но не давала никакой позитивной программы. Среди прочих черт нигилизма отметим сведение чувств к нервной деятельности, вообще привязанность естественным наукам (Базаров — выпускник медицинско -хирургическсой академии — “в принципы не верит, а в лягушек верит”), отрицание искусства, материалистические взгляды и пр. Базаров — типичный нигилист, а идея самовоспитания вытекает из самой сущности нигилизма: отрицание авторитетов, опора на опыт и есть, собственно говоря, самовоспитание, так что в это смысле Базаров “сам себя воспитывает”: поскольку он живет, ориентируясь лишь на себя и на свой опыт, то в процессе любого выбора (а человек постоянно что-то выбирает: например, ставить или не ставить запятую — мой выбор в данный момент) он осуществляет акт самовоспитания. Но говорит о самовоспитании в полном смысле этого слова по отношению к Базаров нельзя: у него нет цели, его не устраивает существующее, но нет идеала – некуда стремиться (одно лишь отрицание не способно привести к идеалу). Его существование в конечном итоге бесцельно, он должен совершить Главный Выбор (выбор идеала, выбор пути) или умереть.
    Как главный метод воспитания, одно из необходимых условий развития, самовоспитание выдвигается в программном произведении шестидесятых годов — в романе “Что делать?”. Это не нигилистический роман это произведение, написанное революционером—практиком, зовущее ни борьбу, оно несет четкую позитивную позицию. Роман “Что делать?” был написан Чернышевским в Алексеевском равелине и является воплощением подвига человека и гражданина.
    “Новые люди” — Лопухов и Кирсанов — также “воспитывают сами себя”, но теория самовоспитания была дана Чернышевским в главе “Особенный человек”. Образ Рахметова основан на идее самовоспитания. Поставив перед собой цель, он методично и последовательно идет к ней, подвергая себя самым суровым испытаниям (а порою и истязаниям), если ему кажется, что это необходимо для достижения идеала. В главе “Особенный человек” есть очень важные слова о Рахметове: “Когда он увидел, что приобрел систематический образ мыслей в том духе, принципы которого он нашел справедливыми, он…” (и т. д.). То есть речь идет уже не о нигилисте (это и есть те самые принципы, из-за которых спорили Базаров и Павел Петрович), а о человеке демократических убеждений, имеющем позитивную программу, и это не случайно. Именно в отношении к такому человеку, революционеру, идея самовоспитания раскрывается до конца, потому что только осознанное движение и целенаправленность создают “воспитание самого себя” в настоящем смысле этого слова.
    Самовоспитание Рахметова, таким образом, качественно отличается от самовоспитания Базарова: у Базарова оно интуитивно, у Рахметова же оно превращается в целенаправленное построение собственной личности вплоть до мельчайших подробностей.
    Образы таких людей, как Рахметов, и сегодня не оставляют нас равнодушными. Именно о таких людях написаны стихи Некрасова: Природа-мать Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни…
    И понимание роли самовоспитания в формировании таких ярких личностей позволяет и нам немного приблизиться к совершенству.

  2. «Каждый человек должен воспитать себя сам – ну хоть как я, например» – говорит Базаров в повести Тургенева «Отцы и дети». Эта фраза затрагивает крайне сложную область человеческих взаимоотношений – воспитание. Как, кого и сколько воспитывать – эти вопросы всегда рождали много споров: у каждого на сей счет свое мнение. Что же имел ввиду Базаров, говоря о самовоспитании, «как я»?
    «Воспитать себя» значит выработать свою собственную систему мировоззрения, стремиться к идеалу, определенному самим собой. Это делает личность яркой, непохожей на остальных; такая личность может привнести в этот мир что-то новое.
    Но чем является самовоспитание в понимании Базарова – нигилиста и романтика одновременно? Базаров не признает авторитетов и верит только в факты, подтверждение которых он видел воочию. Человек, воспитавший себя САМ, по-базаровски, слепо отрицая все остальные идеи и ценности, будет крайне односторонним: как верно подметил Павел Петрович, отрицание чего-либо до ознакомления с ним – только попытка скрыть собственное невежество. Человек, не имеющий авторитетов и ценностей бывает двух типов: тургеневский Базаров – «я отрицаю все»; «в наш век отрицание полезнее всего», отрицающий потому что не желает знать, и «фловеры» Стругацких, отрицающие потому что знающие. Первый тип желает «крушить… потому что сила», второй же уходит от общества, в котором они не нуждаются. Оба приходят к отрицанию, но первые – слепо, не зная от чего и к чему идут; вторые же знают, от чего идут, но не хотят идти никуда. Этих «отрицающих» объединяет только их нежизнеспособность, что и показали авторы.
    Базаров говорит о самоопределении, но в то же время поучает и наставляет Аркадия и считает свое мировоззрение единственно верным для всех. Это придает его фразе совсем иной окрас: «как я, например» превращается в «я – пример для всех».
    Как же воспитывал себя Базаров? Это легко представить. Время декабристов давно прошло, до 1917 года еще далеко, но молодежь – уже против существующего порядка вещей и всего, что с ним связано. Базаров, не желая становиться «погибшей, растраченной силой», занимается естественными науками – единственным в этом мире, что не отрицает его мировоззрение. Он – материалист и скептик в самой последней степени.
    Если бы кто-то обсудил вышенаписанное с Базаровым, то, я уверен, услышал бы в ответ: «Всякий разумный человек, не попавший под пагубное влияние так называемых авторитетов, поступил бы также, как и я; человека же, прислушивающегося к авторитетам, нельзя назвать воспитывающим себя сам». К сожалению, Базаров отрицал и общечеловеческие ценности, и толерантность до самой смерти, и нам остается только жалеть, что такой интеллигентный человек как Базаров не мог понять, что то, от чего он отказался в своем самовоспитании, не уничтожает самобытность, а помогает увидеть все целостнее и стать лучше.

  3. Всякий человек сам себя воспитать должен (По произведениям И.С. Тургенева и Н. Г. Чернышевского) Период, охватывающий конец пятидесятых — начало шестидесятых годов прошлого века, ознаменовавшийся подъемом революционной активности (первая русская революционная ситуация), был назван историками разночинским. И действительно, главным лицом общественной жизни пореформенной России стал демократ-разночинец, отличавшийся от своих предшественников-дворян не только происхождением, но и, поведением, идеями и др.
    Философской и общественной позицией основной части молодежи шестидесятых годов был нигилизм. Первый образ нигилиста в литературе был дан Иваном Сергеевичем Тургеневым в его романе “Отцы и дети”, отразившем главный идейный конфликт эпохи — конфликт между воззрениями поместного дворянства и молодого разночинского поколения, исповедующего демократическими устремлениями и активно несущего в общество новые взгляды.
    Итак, нигилизм. Каковы его основные черты? Во-первых, отрицание всех и всяческих авторитетов, первоначальный, примитивный материализм, крайний эмпиризм. Базаров так определяет, что такое нигилист: “Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. Такая позиция неизбежно приводила к отрицанию существующего порядка (а точнее сказать, вытекала из него), но не давала никакой позитивной программы. Среди прочих черт нигилизма отметим сведение чувств к нервной деятельности, вообще привязанность естественным наукам (Базаров — выпускник медицинско -хирургическсой академии — “в принципы не верит, а в лягушек верит”), отрицание искусства, материалистические взгляды и пр. Базаров — типичный нигилист, а идея самовоспитания вытекает из самой сущности нигилизма: отрицание авторитетов, опора на опыт и есть, собственно говоря, самовоспитание, так что в это смысле Базаров “сам себя воспитывает”: поскольку он живет, ориентируясь лишь на себя и на свой опыт, то в процессе любого выбора (а человек постоянно что-то выбирает: например, ставить или не ставить запятую — мой выбор в данный момент) он осуществляет акт самовоспитания. Но говорит о самовоспитании в полном смысле этого слова по отношению к Базаров нельзя: у него нет цели, его не устраивает существующее, но нет идеала – некуда стремиться (одно лишь отрицание не способно привести к идеалу). Его существование в конечном итоге бесцельно, он должен совершить Главный Выбор (выбор идеала, выбор пути) или умереть.
    Как главный метод воспитания, одно из необходимых условий развития, самовоспитание выдвигается в программном произведении шестидесятых годов — в романе “Что делать?”. Это не нигилистический роман это произведение, написанное революционером—практиком, зовущее ни борьбу, оно несет четкую позитивную позицию. Роман “Что делать?” был написан Чернышевским в Алексеевском равелине и является воплощением подвига человека и гражданина.
    “Новые люди” — Лопухов и Кирсанов — также “воспитывают сами себя”, но теория самовоспитания была дана Чернышевским в главе “Особенный человек”. Образ Рахметова основан на идее самовоспитания. Поставив перед собой цель, он методично и последовательно идет к ней, подвергая себя самым суровым испытаниям (а порою и истязаниям), если ему кажется, что это необходимо для достижения идеала. В главе “Особенный человек” есть очень важные слова о Рахметове: “Когда он увидел, что приобрел систематический образ мыслей в том духе, принципы которого он нашел справедливыми, он…” (и т. д.). То есть речь идет уже не о нигилисте (это и есть те самые принципы, из-за которых спорили Базаров и Павел Петрович), а о человеке демократических убеждений, имеющем позитивную программу, и это не случайно. Именно в отношении к такому человеку, революционеру, идея самовоспитания раскрывается до конца, потому что только осознанное движение и целенаправленность создают “воспитание самого себя” в настоящем смысле этого слова.
    Самовоспитание Рахметова, таким образом, качественно отличается от самовоспитания Базарова: у Базарова оно интуитивно, у Рахметова же оно превращается в целенаправленное построение собственной личности вплоть до мельчайших подробностей.
    Образы таких людей, как Рахметов, и сегодня не оставляют нас равнодушными. Именно о таких людях написаны стихи Некрасова: Природа-мать Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни…
    И понимание роли самовоспитания в формировании таких ярких личностей позволяет и нам немного приблизиться к совершенству.

  4. (По произведениям И.С. Тургенева и Н. Г. Чернышевского)
    Период, охватывающий конец пятидесятых — начало шестидесятых годов прошлого века, ознаменовавшийся подъемом революционной актив­ности (первая русская революционная ситуация), был назван историками разночинским. И действительно, главным лицом общественной жизни по­реформенной России стал демократ-разночинец, отличавшийся от своих предшественников-дворян не только происхождением, но и, поведением, идеями и др.
    Философской и общественной позицией основной части молодежи шес­тидесятых годов был нигилизм. Первый образ нигилиста в литературе был дан Иваном Сергеевичем Тургеневым в его романе “Отцы и дети”, отра­зившем главный идейный конфликт эпохи — конфликт между воззрения­ми поместного дворянства и молодого разночинского поколения, испове­дующего демократическими устремлениями и активно несущего в обще­ство новые взгляды.
    Итак, нигилизм. Каковы его основные черты? Во-первых, отрицание всех и всяческих авторитетов, первоначальный, примитивный материа­лизм, крайний эмпиризм. Базаров так определяет, что такое нигилист: “Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. Такая позиция неизбежно приводила к отрицанию существующего порядка (а точнее сказать, вытекала из него), но не давала никакой позитивной программы. Среди прочих черт нигилизма отметим сведение чувств к нервной деятельности, вообще привязанность естественным наукам (Базаров — выпускник медицинско -хирургическсой академии — “в принципы не верит, а в лягушек верит”), отрицание искусства, материалистические взгляды и пр. Базаров — типичный нигилист, а идея самовоспитания вытекает из самой сущности нигилизма: отрицание авторитетов, опора на опыт и есть, собственно говоря, самовоспитание, так что в это смысле Базаров “сам себя воспитывает”: поскольку он живет, ориентируясь лишь на себя и на свой опыт, то в процессе любого выбора (а человек постоянно что-то выбирает: например, ставить или не ставить запятую — мой выбор в данный момент) он осуществляет акт самовоспитания. Но говорит о самовоспитании в полном смысле этого слова по отношению к Базаров нельзя: у него нет цели, его не устраивает существующее, но нет идеала – некуда стремиться (одно лишь отрицание не способно привести к идеалу). Его существование в конечном итоге бесцельно, он должен совершить Главный Выбор (выбор идеала, выбор пути) или умереть.
    Как главный метод воспитания, одно из необходимых условий развития, самовоспитание выдвигается в программном произведении шестидесятых годов — в романе “Что делать?”. Это не нигилистический роман это произведение, написанное революционером—практиком, зовущее ни борьбу, оно несет четкую позитивную позицию. Роман “Что делать?” был написан Чернышевским в Алексеевском равелине и является воплощением подвига человека и гражданина.
    “Новые люди” — Лопухов и Кирсанов — также “воспитывают сами себя”, но теория самовоспитания была дана Чернышевским в главе “Особенный человек”. Образ Рахметова основан на идее самовоспитания. Поставив перед собой цель, он методично и последовательно идет к ней, подвергая себя самым суровым испытаниям (а порою и истязаниям), если ему кажется, что это необходимо для достижения идеала. В главе “Особенный человек” есть очень важные слова о Рахметове: “Когда он увидел, что приобрел систематический образ мыслей в том духе, принципы которого он нашел справедливыми, он…” (и т. д.). То есть речь идет уже не о нигилисте (это и есть те самые принципы, из-за которых спорили Базаров и Павел Петрович), а о человеке демократических убеждений, имеющем позитив­ную программу, и это не случайно. Именно в отношении к такому челове­ку, революционеру, идея самовоспитания раскрывается до конца, потому что только осознанное движение и целенаправленность создают “воспита­ние самого себя” в настоящем смысле этого слова.
    Самовоспитание Рахметова, таким образом, качественно отличается от самовоспитания Базарова: у Базарова оно интуитивно, у Рахметова же оно превращается в целенаправленное построение собственной личности вплоть до мельчайших подробностей.
    Образы таких людей, как Рахметов, и сегодня не оставляют нас равно­душными. Именно о таких людях написаны стихи Некрасова: Природа-мать Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни…
    И понимание роли самовоспитания в формировании таких ярких лич­ностей позволяет и нам немного приблизиться к совершенству.

  5. Сочинение: “Всякий человек сам себя воспитать должен”
    “Всякий
    человек сам себя воспитать должен”

    По
    произведениям Тургенева и Чернышевского

    Период,
    охватывающий конец пятидесятых – начало шестидесятых годов прошлого века, ознаменовавшийся
    подъемом революционной активности (первая русская революционная ситуация), был
    назван историками разночинским. И действительно, главным лицом общественной
    жизни пореформенной России стал демократ-разночинец, отличавшийся от своих
    предшественников-дворян не только происхождением, но и, поведением, идеями и
    др. Философской и общественной позицией основной части молодежи шес-тидесятых
    годов был нигилизм. Первый образ нигилиста в литературе был дан Иваном
    Сергеевичем Тургеневым в его романе “Отцы и дети”, отра-зившем
    главный идейный конфликт эпохи – конфликт между воззрения-ми поместного
    дворянства и молодого разночинского поколения, испове-дующего демократическими
    устремлениями и активно несущего в обще-ство новые взгляды. Итак, нигилизм. Каковы
    его основные черты? Во-первых, отрицание всех и всяческих авторитетов,
    первоначальный, примитивный материализм, крайний эмпиризм. Базаров так
    определяет, что такое нигилист: “Нигилист – это человек, который не
    склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа
    на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. Такая позиция
    неизбежно приводила к отрицанию существующего порядка (а точнее сказать,
    вытекала из него), но не давала никакой позитивной программы. Среди прочих черт
    нигилизма отметим сведение чувств к нервной деятельности, вообще привязанность
    естественным наукам (Базаров – выпускник медицинско-хирургическсой академии –
    “в принципы не верит, а в лягушек верит”), отрицание искусства,
    материалистические взгляды и пр. Базаров – типичный нигилист, а идея
    самовоспитания вытекает из самой сущности нигилизма: отрицание авторитетов,
    опора на опыт и есть, собственно говоря, самовоспитание, так что в это смысле
    Базаров “сам себя воспитывает”: поскольку он живет, ориентируясь лишь
    на себя и на свой опыт, то в процессе любого выбора (а человек постоянно что-то
    выбирает: например, ставить или не ставить запятую – мой выбор в данный момент)
    он осуществляет акт самовоспитания. Но говорит о самовоспитании в полном смысле
    этого слова по отношению к Базаров нельзя: у него нет цели, его не устраивает
    существующее, но нет идеала – некуда стремиться (одно лишь отрицание не
    способно привести к идеалу). Его существование в конечном итоге бесцельно, он
    должен совершить Главный Выбор (выбор идеала, выбор пути) или умереть. Как
    главный метод воспитания, одно из необходимых условий развития, самовоспитание
    выдвигается в программном произведении шестидесятых годов – в романе “Что
    делать?”. Это не нигилистический роман это произведение, написанное революционером-практиком,
    зовущее ни борьбу, оно несет четкую позитивную позицию. Роман “Что
    делать?” был написан Чернышевским в Алексеевском равелине и является
    воплощением подвига человека и гражданина. “Новые люди” – Лопухов и
    Кирсанов – также “воспитывают сами себя”, но теория самовоспитания
    была дана Чернышевским в главе “Особенный человек”. Образ Рахметова
    основан на идее самовоспитания. Поставив перед собой цель, он методично и
    последовательно идет к ней, подвергая себя самым суровым испытаниям (а порою и
    истязаниям), если ему кажется, что это необходимо для достижения идеала. В
    главе “Особенный человек” есть очень важные слова о Рахметове:
    “Когда он увидел, что приобрел систематический образ мыслей в том духе,
    принципы которого он нашел справедливыми, он…” (и т. д.). То есть речь
    идет уже не о нигилисте (это и есть те самые принципы, из-за которых спорили
    Базаров и Павел Петрович), а о человеке демократических убеждений, имеющем
    позитивную программу, и это не случайно. Именно в отношении к такому человеку,
    революционеру, идея самовоспитания раскрывается до конца, потому что только
    осознанное движение и целенаправленность создают “воспитание самого
    себя” в настоящем смысле этого слова. Самовоспитание Рахметова, таким
    образом, качественно отличается от самовоспитания Базарова: у Базарова оно
    интуитивно, у Рахметова же оно превращается в целенаправленное построение
    собственной личности вплоть до мельчайших подробностей. Образы таких людей, как
    Рахметов, и сегодня не оставляют нас равнодушными. Именно о таких людях
    написаны стихи Некрасова:
    Природа – мать
    Когда б таких
    людей
    Ты иногда не
    посылала миру,
    Заглохла б нива
    жизни…
    И понимание
    роли самовоспитания в формировании таких ярких личностей позволяет и нам
    немного приблизиться к совершенству.
    Список литературы
    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

  6. Всякий человек сам себя воспитать должен
    (По произведениям И.С. Тургенева и Н. Г. Чернышевского)
    Период, охватывающий конец пятидесятых начало шестидесятых годов прошлого века, ознаменовавшийся подъемом революционной активности (первая русская революционная ситуация), был назван историками разночинским. И действительно, главным лицом общественной жизни пореформенной России стал демократ-разночинец, отличавшийся от своих предшественников-дворян не только происхождением, но и, поведением, идеями и др.
    Философской и общественной позицией основной части молодежи шестидесятых годов был нигилизм. Первый образ нигилиста в литературе был дан Иваном Сергеевичем Тургеневым в его романе Отцы и дети, отразившем главный идейный конфликт эпохи конфликт между воззрениями поместного дворянства и молодого разночинского поколения, исповедующего демократическими устремлениями и активно несущего в общество новые взгляды.
    Итак, нигилизм. Каковы его основные черты? Во-первых, отрицание всех и всяческих авторитетов, первоначальный, примитивный материализм, крайний эмпиризм. Базаров так определяет, что такое нигилист: Нигилист это человек, который не склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. Такая позиция неизбежно приводила к отрицанию существующего порядка (а точнее сказать, вытекала из него), но не давала никакой позитивной программы. Среди прочих черт нигилизма отметим сведение чувств к нервной деятельности, вообще привязанность естественным наукам (Базаров выпускник медицинско -хирургическсой академии в принципы не верит, а в лягушек верит), отрицание искусства, материалистические взгляды и пр. Базаров типичный нигилист, а идея самовоспитания вытекает из самой сущности нигилизма: отрицание авторитетов, опора на опыт и есть, собственно говоря, самовоспитание, так что в это смысле Базаров сам себя воспитывает: поскольку он живет, ориентируясь лишь на себя и на свой опыт, то в процессе любого выбора (а человек постоянно что-то выбирает: например, ставить или не ставить запятую мой выбор в данный момент) он осуществляет акт самовоспитания. Но говорит о самовоспитании в полном смысле этого слова по отношению к Базаров нельзя: у него нет цели, его не устраивает существующее, но нет идеала – некуда стремиться (одно лишь отрицание не способно привести к идеалу). Его существование в конечном итоге бесцельно, он должен совершить Главный Выбор (выбор идеала, выбор пути) или умереть.
    Как главный метод воспитания, одно из необходимых условий развития, самовоспитание выдвигается в программном произведении шестидесятых годов в романе Что делать?. Это не нигилистический роман это произведение, написанное революционеромпрактиком, зовущее ни борьбу, оно несет четкую позитивную позицию. Роман Что делать? был написан Чернышевским в Алексеевском равелине и является воплощением подвига человека и гражданина.
    Новые люди Лопухов и Кирсанов также воспитывают сами себя, но теория самовоспитания была дана Чернышевским в главе Особенный человек. Образ Рахметова основан на идее самовоспитания. Поставив перед собой цель, он методично и последовательно идет к ней, подвергая себя самым суровым испытаниям (а порою и истязаниям), если ему кажется, что это необходимо для достижения идеала. В главе Особенный человек есть очень важные слова о Рахметове: Когда он увидел, что приобрел систематический образ мыслей в том духе, принципы которого он нашел справедливыми, он… (и т. д.). То есть речь идет уже не о нигилисте (это и есть те самые принципы, из-за которых спорили Базаров и Павел Петрович), а о человеке демократических убеждений, имеющем позитивную программу, и это не случайно. Именно в отношении к такому человеку, революционеру, идея самовоспитания раскрывается до конца, потому что только осознанное движение и целенаправленность создают воспитание самого себя в настоящем смысле этого слова.
    Самовоспитание Рахметова, таким образом, качественно отличается от самовоспитания Базарова: у Базарова оно интуитивно, у Рахметова же оно превращается в целенаправленное построение собственной личности вплоть до мельчайших подробностей.
    Образы таких людей, как Рахметов, и сегодня не оставляют нас равнодушными. Именно о таких людях написаны стихи Некрасова: Природа-мать Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни…
    И понимание роли самовоспитания в формировании таких ярких личностей позволяет и нам немного приблизиться к совершенству.

  7. (По произведениям И.С. Тургенева и Н. Г. Чернышевского)
    Период, охватывающий конец пятидесятых — начало шестидесятых годов прошлого века, ознаменовавшийся подъемом революционной актив­ности (первая русская революционная ситуация), был назван историками разночинским. И действительно, главным лицом общественной жизни по­реформенной России стал демократ-разночинец, отличавшийся от своих предшественников-дворян не только происхождением, но и, поведением, идеями и др.
    Философской и общественной позицией основной части молодежи шес­тидесятых годов был нигилизм. Первый образ нигилиста в литературе был дан Иваном Сергеевичем Тургеневым в его романе “Отцы и дети”, отра­зившем главный идейный конфликт эпохи — конфликт между воззрения­ми поместного дворянства и молодого разночинского поколения, испове­дующего демократическими устремлениями и активно несущего в обще­ство новые взгляды.
    Итак, нигилизм. Каковы его основные черты? Во-первых, отрицание всех и всяческих авторитетов, первоначальный, примитивный материа­лизм, крайний эмпиризм. Базаров так определяет, что такое нигилист:“Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважениемни был окружен этот принцип”. Такая позиция неизбежно приводила к отрицанию существующего порядка (а точнее сказать, вытекала из него), но не давала никакой позитивной программы. Среди прочих черт нигилизма отметим сведение чувств к нервной деятельности, вообще привязанность естественным наукам (Базаров — выпускник медицинско -хирургическсой академии — “в принципы не верит, а в лягушек верит”), отрицание искусства, материалистические взгляды и пр. Базаров — типичный нигилист, а идея самовоспитания вытекает из самой сущности нигилизма: отрицание авторитетов, опора на опыт и есть, собственно говоря, самовоспитание, так что в это смысле Базаров “сам себя воспитывает”: поскольку он живет, ориентируясь лишь на себя и на свой опыт, то в процессе любого выбора (а человек постоянно что-то выбирает: например, ставить или не ставить запятую — мой выбор в д
    анный момент) он осуществляет акт самовоспитания. Но говорит о самовоспитании в полном смысле этого слова по отношению к Базаров нельзя: у него нет цели, его не устраивает существующее, но нет идеала – некуда стремиться (одно лишь отрицание не способно привести к идеалу). Его существование в конечном итоге бесцельно, он должен совершить Главный Выбор (выбор идеала, выбор пути) или умереть.
    Как главный метод воспитания, одно из необходимых условий развития, самовоспитание выдвигается в программном произведении шестидесятых годов — в романе “Что делать?”. Это не нигилистический роман это произведение, написанное революционером—практиком, зовущее ни борьбу, оно несет четкую позитивную позицию. Роман “Что делать?” былнаписан Чернышевским в Алексеевском равелине и является воплощением подвига человека и гражданина.
    “Новые люди” — Лопухов и Кирсанов — также “воспитывают сами себя”, но теория самовоспитания была дана Чернышевским в главе “Особенный человек”. Образ Рахметова основан на идее самовоспитания. Поставив перед собой цель, он методично и последовательно идет к ней, подвергая себя самым суровым испытаниям (а порою и истязаниям), если ему кажется, что это необходимо для достижения идеала. В главе “Особенный человек” есть очень важные слова о Рахметове: “Когда он увидел, что приобрел систематический образ мыслей в том духе, принципы которого он нашел справедливыми, он…” (и т. д.). То есть речь идет уже не о нигилисте (это и есть те самые принципы, из-за которых спорили Базаров и Павел Петрович), а о человеке демократических убеждений, имеющем позитив­ную программу, и это не случайно. Именно в отношении к такому челове­ку, революционеру, идея самовоспитания раскрывается до конца, потому что только осознанное движение и целенаправленность создают “воспита­ние самого себя” в настоящем смысле этого слова.
    Самовоспитание Рахметова, таким образом, качественно отличается от самовоспитания Базарова: у Базарова оно интуитивно, у Рахметова же оно превращается в целенаправленное построение собственной личности вплоть до мельчайших подробностей.
    Образы таких людей, как Рахметов, и сегодня не оставляют нас равно­душными. Именно о таких людях написаны стихи Некрасова:Природа-матьКогда б таких людейТы иногда не посылала миру,Заглохла б нива жизни…
    И понимание роли самовоспитания в формировании таких ярких лич­ностей позволяет и нам немного приблизиться к совершенству.

  8. Сочинение: Всякий человек сам себя воспитать должен

    Всякий человек сам себя воспитать должен

    (По произведениям И.С. Тургенева и Н. Г. Чернышевского)

    Период, охватывающий конец пятидесятых — начало шестидесятых годов прошлого века, ознаменовавшийся подъемом революционной активности (первая русская революционная ситуация), был назван историками разночинским. И действительно, главным лицом общественной жизни пореформенной России стал демократ-разночинец, отличавшийся от своих предшественников-дворян не только происхождением, но и, поведением, идеями и др.
    Философской и общественной позицией основной части молодежи шестидесятых годов был нигилизм. Первый образ нигилиста в литературе был дан Иваном Сергеевичем Тургеневым в его романе “Отцы и дети”, отразившем главный идейный конфликт эпохи — конфликт между воззрениями поместного дворянства и молодого разночинского поколения, исповедующего демократическими устремлениями и активно несущего в общество новые взгляды.
    Итак, нигилизм. Каковы его основные черты? Во-первых, отрицание всех и всяческих авторитетов, первоначальный, примитивный материализм, крайний эмпиризм. Базаров так определяет, что такое нигилист: “Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. Такая позиция неизбежно приводила к отрицанию существующего порядка (а точнее сказать, вытекала из него), но не давала никакой позитивной программы. Среди прочих черт нигилизма отметим сведение чувств к нервной деятельности, вообще привязанность естественным наукам (Базаров — выпускник медицинско -хирургическсой академии — “в принципы не верит, а в лягушек верит”), отрицание искусства, материалистические взгляды и пр. Базаров — типичный нигилист, а идея самовоспитания вытекает из самой сущности нигилизма: отрицание авторитетов, опора на опыт и есть, собственно говоря, самовоспитание, так что в это смысле Базаров “сам себя воспитывает”: поскольку он живет, ориентируясь лишь на себя и на свой опыт, то в процессе любого выбора (а человек постоянно что-то выбирает: например, ставить или не ставить запятую — мой выбор в данный момент) он осуществляет акт самовоспитания. Но говорит о самовоспитании в полном смысле этого слова по отношению к Базаров нельзя: у него нет цели, его не устраивает существующее, но нет идеала – некуда стремиться (одно лишь отрицание не способно привести к идеалу). Его существование в конечном итоге бесцельно, он должен совершить Главный Выбор (выбор идеала, выбор пути) или умереть.
    Как главный метод воспитания, одно из необходимых условий развития, самовоспитание выдвигается в программном произведении шестидесятых годов — в романе “Что делать?”. Это не нигилистический роман это произведение, написанное революционером—практиком, зовущее ни борьбу, оно несет четкую позитивную позицию. Роман “Что делать?” был написан Чернышевским в Алексеевском равелине и является воплощением подвига человека и гражданина.
    “Новые люди” — Лопухов и Кирсанов — также “воспитывают сами себя”, но теория самовоспитания была дана Чернышевским в главе “Особенный человек”. Образ Рахметова основан на идее самовоспитания. Поставив перед собой цель, он методично и последовательно идет к ней, подвергая себя самым суровым испытаниям (а порою и истязаниям), если ему кажется, что это необходимо для достижения идеала. В главе “Особенный человек” есть очень важные слова о Рахметове: “Когда он увидел, что приобрел систематический образ мыслей в том духе, принципы которого он нашел справедливыми, он…” (и т. д.). То есть речь идет уже не о нигилисте (это и есть те самые принципы, из-за которых спорили Базаров и Павел Петрович), а о человеке демократических убеждений, имеющем позитивную программу, и это не случайно. Именно в отношении к такому человеку, революционеру, идея самовоспитания раскрывается до конца, потому что только осознанное движение и целенаправленность создают “воспитание самого себя” в настоящем смысле этого слова.
    Самовоспитание Рахметова, таким образом, качественно отличается от самовоспитания Базарова: у Базарова оно интуитивно, у Рахметова же оно превращается в целенаправленное построение собственной личности вплоть до мельчайших подробностей.
    Образы таких людей, как Рахметов, и сегодня не оставляют нас равнодушными. Именно о таких людях написаны стихи Некрасова: Природа-мать Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни…
    И понимание роли самовоспитания в формировании таких ярких личностей позволяет и нам немного приблизиться к совершенству.

  9. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
    ПО ТЕМЕ: ««Каждый человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например» – как вы относитесь к этому высказыванию Базарова?»
    Ученика 10а класса
    Гимназии №9
    Семенова Артемия
    «Каждый человек должен воспитать себя сам – ну хоть как я, например» – говорит Базаров в повести Тургенева «Отцы и дети». Эта фраза затрагивает крайне сложную область человеческих взаимоотношений – воспитание. Как, кого и сколько воспитывать – эти вопросы всегда рождали много споров: у каждого на сей счет свое мнение. Что же имел ввиду Базаров, говоря о самовоспитании, «как я»?
    «Воспитать себя» значит выработать свою собственную систему мировоззрения, стремиться к идеалу, определенному самим собой. Это делает личность яркой, непохожей на остальных; такая личность может привнести в этот мир что-то новое.
    Но чем является самовоспитание в понимании Базарова – нигилиста и романтика одновременно? Базаров не признает авторитетов и верит только в факты, подтверждение которых он видел воочию. Человек, воспитавший себя САМ, по-базаровски, слепо отрицая все остальные идеи и ценности, будет крайне односторонним: как верно подметил Павел Петрович, отрицание чего-либо до ознакомления с ним – только попытка скрыть собственное невежество. Человек, не имеющий авторитетов и ценностей бывает двух типов: тургеневский Базаров – «я отрицаю все»; «в наш век отрицание полезнее всего», отрицающий потому что не желает знать, и «фловеры» Стругацких, отрицающие потому что знающие. Первый тип желает «крушить… потому что сила», второй же уходит от общества, в котором они не нуждаются. Оба приходят к отрицанию, но первые – слепо, не зная от чего и к чему идут; вторые же знают, от чего идут, но не хотят идти никуда. Этих «отрицающих» объединяет только их нежизнеспособность, что и показали авторы.
    Базаров говорит о самоопределении, но в то же время поучает и наставляет Аркадия и считает свое мировоззрение единственно верным для всех. Это придает его фразе совсем иной окрас: «как я, например» превращается в «я – пример для всех».
    Как же воспитывал себя Базаров? Это легко представить. Время декабристов давно прошло, до 1917 года еще далеко, но молодежь – уже против существующего порядка вещей и всего, что с ним связано. Базаров, не желая становиться «погибшей, растраченной силой», занимается естественными науками – единственным в этом мире, что не отрицает его мировоззрение. Он – материалист и скептик в самой последней степени.
    Если бы кто-то обсудил вышенаписанное с Базаровым, то, я уверен, услышал бы в ответ: «Всякий разумный человек, не попавший под пагубное влияние так называемых авторитетов, поступил бы также, как и я; человека же, прислушивающегося к авторитетам, нельзя назвать воспитывающим себя сам». К сожалению, Базаров отрицал и общечеловеческие ценности, и толерантность до самой смерти, и нам остается только жалеть, что такой интеллигентный человек как Базаров не мог понять, что то, от чего он отказался в своем самовоспитании, не уничтожает самобытность, а помогает увидеть все целостнее и стать лучше.
    В заключение я хочу сказать, что обсуждаемая фраза верна в общем, но из уст Базарова она звучит абсурдно; пройдя через призму души Базарова, она искажается до неузнаваемости и полностью меняет свой смысл.

  10. Человек должен научиться подчиняться самому себе и повиноваться своим решениям.
    ЦИЦЕРОН Итак, вы решили заняться самовоспитанием! В чем его суть и каковы его задачи?
    Самовоспитание – это сознательная, планомерная работа над собой, она направлена на формирование таких свойств личности, которые отвечают требованиям общества и личному развитию.
    Прежде чем приступать к этой нелегкой работе, необходимо проанализировать черты своего характера, подумать, какие именно надо изменить, какие новые качества воспитать в себе. И только потом можно ставить перед собой практические цели самосовершенствования.
    И есть первая преграда, первое препятствие – лень. Не зря говорят: “Лень – мать всех пороков”. Не поддавайся соблазну сделать перерыв в работе над собой, перенести намеченное на другой день, не иди на компромисс с собой. Пусть ваше “НАДО” перейдет в “ХОЧУ”, “ХОЧУ” – в “МОГУ”, а “МОГУ” – в ДЕЛО. Если вы хотите, чтобы определенная манера поведения стала привычкой – упражняйтесь в этом поведении изо дня в день, систематически.
    Одна из составных частей самовоспитания – самовнушение, т.е. внушение себе определенных мыслей и связанных с ними состояний. С самовнушением различной силы и глубины люди сталкиваются на каждом шагу: подавление страха перед препятствиями, преодоление чувства неуверенности, борьба с посторонними желаниями, мешающими работать, – все это в разной степени результат самовнушения. Механизм самовнушения прост: “Мне хорошо”, “Я бодр”, “Я спокоен” и т.д. В самовнушении основная роль принадлежит слову как средству воздействия на состояние организма.
    Слова и фразы самовнушения должны мысленно произноситься от первого лица и обязательно в утвердительной форме, повелительным тоном. Причем, отрицательная частица “не” в словесных формулах исключена.
    При самовнушении нельзя произносить длинные монологи, но в то же время каждую фразу в разных вариациях необходимо повторять несколько раз. Фразы должны быть короткими, произносить их нужно медленно, при полном сосредоточении внимания на предмете внушения. Во время проговаривания каждой фразы самовнушения нужно ярко представлять, образно видеть то.что внушается. Не надо торопиться: после каждой фразы самовнушения нужно ярко представлять, образно видеть то, что внушается. После каждой фразы следует делать паузу.
    Только соблюдая эти правила, систематически тренируясь, вы сможете овладеть навыком психологической саморегуляции и путем самовнушения сформировать у себя желаемые результаты.
    Приведу формулу для самовнушения собранности и веры в свои силы, например, перед серьезным, ответственным мероприятием. Накануне вечером, перед сном, а также утром, после пробуждения, сделайте следующее самовнушение: “…Я спокоен… Я совершенно спокоен… Я готов к этому дню… Я готов к этому мероприятию… Все основные моменты продуманы… Я собран и внимателен… Я способен сосредоточиться на любом вопросе… Я хорошо подготовлен к этому мероприятию… Я верю в свои силы… Верю в свои возможности… Все хорошо… Я спокоен…”
    Принцип тот же: не навреди Самовнушение бывает разным: неосознанным (пассивным) и осознанным (активным), полезным и вредным. Известны факты, когда самовнушение надолго приковывало человека к больничной кровати, делало его инвалидом, а иногда и сводило в могилу. И напротив, в ряде случаев самовнушение помогало исцелению, выздоровлению человека.
    Серьезное влияние оказывает и режим дыхания. Ритмическое, спокойное полное дыхание понижает возбудимость не только дыхательного центра, но и некоторых других центров, например эмоционального. Между дыханием и эмоциональным состоянием человека есть как прямая, так и обратная связь.
    Например, при волнениях и сильных эмоциональных переживаниях происходит задержка дыхания: оно становится прерывистым, и наоборот, человеку в спокойном состоянии свойственно ровное дыхание. И наоборот – ритм и глубина дыхания могут вызвать определенные эмоциональные состояния.
    Чтобы успокоиться, снять мешающее волнение, установите ровное и глубокое дыхание. Не забывайте делать паузы между вдохом и выдохом. Это снимет волнение или значительно ослабит его, поможет сосредоточиться.
    Помни о законах Ритма!
    Все земные процессы протекают в определенном ритме. Так, например, лунный месяц, или промежуток между полнолуниями, равен 29,53 дня. В определенном ритме чередуются день и ночь, приливы и отливы. Биологическим процессам также свойственна ритмичность – повторение того или иного явления через определенные промежутки времени. Организм человека приспособился к ритмическим изменениям среды и выработал свой биологический ритм, соответствующий этим изменениям. В его работе наблюдаются как суточные, так и сезонные, годовые ритмы. Отличается определенная ритмичность и в проявлении физической, эмоциональной, интеллектуальной активности человека.
    Есть основание считать, что цикл активности физических функций длится 23 дня, эмоциональных – 28 дней, интеллектуальных – 33 дня.
    Знание этой закономерности имеет большое практическое значение. Напомню, что согласно существующему мнению в каждом цикле различают положительные и отрицательные полупериоды. Дни перехода от положительного к отрицательному полупериоду и обратно названы нулевыми, или критическими, днями. В это время активность основных функций организма значительно снижается, а значит, снижается и работоспособность человека. Иногда критические дни всех трех циклов (физической, интеллектуальной, эмоциональной активности человека) или же двух из них совпадают. Именно в эти дни люди наиболее уязвимы и предрасположены к заболеваниям, менее работоспособны.
    Обнаружены и полуторачасовые цикличные изменения активности функционирования организма. Этот цикл продолжается 90-100 минут независимо от того, спите вы или работаете. А в каждом цикле можно еще выделить подъем и спад интенсивности функций. Существуют и суточные биологические ритмы. В течение суток наблюдаются не только циклическая смена сна и бодрствования, но и периоды повышенной эмоциональной возбудимости, спады настроения, а также цикличные физиологические изменения, от которых зависит, например, восприимчивость человека к лекарствам в разное время суток.
    Выделяется также недельный цикл изменения активности жизненных функций организма. В течение недельного цикла заметно изменяется работоспособность, причем не только физическая, но и умственная.
    Обычно в понедельник она наиболее низкая (не случайно говорят: “Понедельник – день тяжелый&quot, затем постепенно возрастает, а в пятницу и субботу мы наблюдаем спад работоспособности. Это значит, что организму необходим отдых.
    Итак, все процессы в организме протекают ритмично. Ритм является своеобразным счетчиком времени жизни и деятельности организма – его биологическими часами. Не нужно считать эти “часы”, надо использовать их с целью психологической саморегуляции.
    Побереги свой внутренний режим Наиболее четко биологический ритм проявляется в смене процессов сна и бодрствования. Если человек привык засыпать в строго определенное время, то независимо от места нахождения в это время его будет клонить ко сну. Но если волевым усилием он систематически будет заставлять себя в это время работать, вместо того чтобы спать, то может нарушиться свойственный ему биологический ритм жизнедеятельности.
    Со временем станет все трудней и трудней засыпать, затем появится раздражительность, повысится утомляемость, и в конечном итоге может развиться болезнь. Если рассмотреть физическую и психическую активность человека в зависимости от суточного ритма, то можно увидеть ряд закономерностей.
    Во-первых, с двух до пяти часов утра и между 13 и 14 часами дня человек наиболее слаб физически и интеллектуально. Эти данные подтверждены многими экспериментами.
    Установлено, что дважды в сутки у человека падает работоспособность мышц сердца: около тринадцати часов и двадцати одного часа. Поэтому не рекомендуется в это время выполнять большую физическую работу. Между двумя и четырьмя часами ночи у человека снижается активность памяти, внимания. Одновременно в это время падает мышечная сила. К 18 часам температура нашего тела максимальна, а между часом ночи и пятью – наиболее низкая.
    Биологические ритмы человека вырабатывались на протяжение миллионов лет и являются одной из форм приспособления к условиям существования. Поэтому всякие “искусственные сбои”, нарушения привычных ритмов очень часто приводят к переутомлению и возникновению излишнего напряжения систем организма, а иногда и к болезни.
    Особенно это заметно при нарушении суточного ритма сна и бодрствования.
    Ночью человек отдыхает и накапливает запасы энергии для будущего дня. Как только он проснулся, “запускается” биологический ритм.
    Есть простое правило: не ешьте много на ночь – к вечеру деятельность желудка минимальна, а ночью почти равна нулю. А утром хорошо работает не только желудок, но и голова. Поэтому важное решение принимается утром.
    Наиболее подвластен нашей воле и сильнее зависит от социальных причин биологический ритм сна и бодрствования. Сон спасает человека от истощения. Человек без пищи может прожить дольше, чем без сна. Особенно необходим сон (отдых) центральной нервной системе.
    И в заключении, мы хотели бы сказать, что прочитав эту статью, вы не станете сразу внимательными, собранными, спокойными и решительными. Для того чтобы научиться управлять своей психикой, необходимо время, упроство и систематические тренировки. И нам бы хотелось, чтобы эта статья помогла вам серьезно заняться самовоспитанием и научила управлять собой – концентрировать свои желания и поступки.
    Желаем успехов в самосовершенствовании!
    Владимир Кулганов, доктор медицинских наук, Петр Юнацкевич, кандидат педагогических наук (Военная инженерно-космическая академия им. А.Ф. Можайского, Лидия Косолапова, Екатерина Зайцева (студентки ВПУ N 8)
    Я – сам! “Каждый человек сам себя воспитать должен”
    добавлено : 01.01.2003
    обращений к странице: 45638
    автор: http://www.pressa.spb.ru || комментарии [2] || распечатать || обсудить в форуме
    загрузка…

  11. Сочинение: “Всякий человек сам себя воспитать должен”
    “Всякий
    человек сам себя воспитать должен”

    По
    произведениям Тургенева и Чернышевского

    Период,
    охватывающий конец пятидесятых – начало шестидесятых годов прошлого века, ознаменовавшийся
    подъемом революционной активности (первая русская революционная ситуация), был
    назван историками разночинским. И действительно, главным лицом общественной
    жизни пореформенной России стал демократ-разночинец, отличавшийся от своих
    предшественников-дворян не только происхождением, но и, поведением, идеями и
    др. Философской и общественной позицией основной части молодежи шес-тидесятых
    годов был нигилизм. Первый образ нигилиста в литературе был дан Иваном
    Сергеевичем Тургеневым в его романе “Отцы и дети”, отра-зившем
    главный идейный конфликт эпохи – конфликт между воззрения-ми поместного
    дворянства и молодого разночинского поколения, испове-дующего демократическими
    устремлениями и активно несущего в обще-ство новые взгляды. Итак, нигилизм. Каковы
    его основные черты? Во-первых, отрицание всех и всяческих авторитетов,
    первоначальный, примитивный материализм, крайний эмпиризм. Базаров так
    определяет, что такое нигилист: “Нигилист – это человек, который не
    склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа
    на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. Такая позиция
    неизбежно приводила к отрицанию существующего порядка (а точнее сказать,
    вытекала из него), но не давала никакой позитивной программы. Среди прочих черт
    нигилизма отметим сведение чувств к нервной деятельности, вообще привязанность
    естественным наукам (Базаров – выпускник медицинско-хирургическсой академии –
    “в принципы не верит, а в лягушек верит”), отрицание искусства,
    материалистические взгляды и пр. Базаров – типичный нигилист, а идея
    самовоспитания вытекает из самой сущности нигилизма: отрицание авторитетов,
    опора на опыт и есть, собственно говоря, самовоспитание, так что в это смысле
    Базаров “сам себя воспитывает”: поскольку он живет, ориентируясь лишь
    на себя и на свой опыт, то в процессе любого выбора (а человек постоянно что-то
    выбирает: например, ставить или не ставить запятую – мой выбор в данный момент)
    он осуществляет акт самовоспитания. Но говорит о самовоспитании в полном смысле
    этого слова по отношению к Базаров нельзя: у него нет цели, его не устраивает
    существующее, но нет идеала – некуда стремиться (одно лишь отрицание не
    способно привести к идеалу). Его существование в конечном итоге бесцельно, он
    должен совершить Главный Выбор (выбор идеала, выбор пути) или умереть. Как
    главный метод воспитания, одно из необходимых условий развития, самовоспитание
    выдвигается в программном произведении шестидесятых годов – в романе “Что
    делать?”. Это не нигилистический роман это произведение, написанное революционером-практиком,
    зовущее ни борьбу, оно несет четкую позитивную позицию. Роман “Что
    делать?” был написан Чернышевским в Алексеевском равелине и является
    воплощением подвига человека и гражданина. “Новые люди” – Лопухов и
    Кирсанов – также “воспитывают сами себя”, но теория самовоспитания
    была дана Чернышевским в главе “Особенный человек”. Образ Рахметова
    основан на идее самовоспитания. Поставив перед собой цель, он методично и
    последовательно идет к ней, подвергая себя самым суровым испытаниям (а порою и
    истязаниям), если ему кажется, что это необходимо для достижения идеала. В
    главе “Особенный человек” есть очень важные слова о Рахметове:
    “Когда он увидел, что приобрел систематический образ мыслей в том духе,
    принципы которого он нашел справедливыми, он…” (и т. д.). То есть речь
    идет уже не о нигилисте (это и есть те самые принципы, из-за которых спорили
    Базаров и Павел Петрович), а о человеке демократических убеждений, имеющем
    позитивную программу, и это не случайно. Именно в отношении к такому человеку,
    революционеру, идея самовоспитания раскрывается до конца, потому что только
    осознанное движение и целенаправленность создают “воспитание самого
    себя” в настоящем смысле этого слова. Самовоспитание Рахметова, таким
    образом, качественно отличается от самовоспитания Базарова: у Базарова оно
    интуитивно, у Рахметова же оно превращается в целенаправленное построение
    собственной личности вплоть до мельчайших подробностей. Образы таких людей, как
    Рахметов, и сегодня не оставляют нас равнодушными. Именно о таких людях
    написаны стихи Некрасова:
    Природа – мать
    Когда б таких
    людей
    Ты иногда не
    посылала миру,
    Заглохла б нива
    жизни…
    И понимание
    роли самовоспитания в формировании таких ярких личностей позволяет и нам
    немного приблизиться к совершенству.
    Список литературы
    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

    Информационная Библиотека
    для Вас!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *