Сочинение на тему классицизм в литературе

8 вариантов

  1. В литературе классицизм зародился и получил распространение во Франции в XVII веке. Теоретиком классицизма считается Никола Буало, сформировавший основные принципы стиля в статье «Поэтическое искусство». Название происходит от латинского «classicus» – образцовый, что подчеркивает художественный базис стиля – образы и формы античности, к которым начали питать особый интерес на исходе эпохи Возрождения. Появление классицизма связывают с формированием принципов централизованного государства и идей «просвещенного» абсолютизма в нём.
    Классицизм воспевает понятие разума, считая, что лишь с помощью ума можно получить и упорядочить картину мира. Поэтому главным в произведении становится его идея (то есть, главная мысль и форма произведения должны быть в гармонии), а главным в конфликте разума и чувств – разум и долг.
    Основные принципы классицизма, характерные как для зарубежной, так и для отечественной литературы:
    Формы и образы из античной (древнегреческой и древнеримской) литературы: трагедия, ода, комедия, эпос, поэтические одические и сатирические формы.
    Четкое разделение жанров на «высокие» и «низкие». К «высоким» относятся ода, трагедия и эпопея, к «низким», как правило, смешное – комедия, сатира, басня.
    Отличительное деление героев на хороших и плохих.
    Соблюдение принципа триединства времени, места, действия.

    Классицизм в русской литературе

    XVIII век

    (Михаил Васильевич Ломоносов)
    В России классицизм появился намного позже, чем в европейских государствах, так как его «завезли» вместе с европейскими произведениями и просвещением. Существование стиля на русской почве принято укладывать в следующие рамки:
    1. Конец 1720-х годов, литература петровского времени, светская литература, отличающаяся от церковной литературе, до этого господствующей в России.
    Стиль стал развиваться вначале в переводных, затем и в оригинальных произведениях. С развитием российской классической традиции связаны имена А. Д. Кантемира, А. П. Сумарокова и В. К. Тредиаковского (реформаторы и разработчики литературного языка, они работали над стихотворными формами – над одами и сатирами).
    1730-1770 года – расцвет стиля и его эволюция. Связывается с именем М. В. Ломоносова, который писал трагедии, оды, поэмы.
    Последняя четверть XVIII века – появление сентиментализма и начало кризиса классицизма. Время позднего классицизма связывают с именем Д. И. Фонвизина, автора трагедий, драм и комедий; Г. Р. Державина (стихотворные формы), А. Н. Радищева (прозаические и стихотворные произведения).

  2. Классицизм как направление складывается на рубеже XVI — XVII вв. Истоки его лежат в деятельности итальянской и отчасти испанской академических школ, а также объединения французских писателей «Плеяда», которые в эпоху позднего Возрождения обратились к античному искусству, стремясь найти в его гармоничных образах новую опору для испытавших глубокий кризис идей гуманизма. Появление классицизма в полной мере связано со становлением абсолютной монархии — переходной формы государства, когда ослабевшая аристократия и еще не набравшая силы буржуазия одинаково заинтересованы в неограниченной власти короля. Наивысшего расцвета классицизм достиг во Франции. И здесь особенно ясно можно показать его связь с абсолютизмом.
    Деятельностью классицистов руководила Французская Академия, основанная в 1635 г. первым министром кардиналом Ришелье и выполнявшая все указания правительства. Творчество крупнейших писателей, художников, музыкантов, актеров классицизма находилось в зависимости от благосклонного взгляда короля.
    Классицизм как направление по-разному развивался в странах Европы. Во Франции он складывается к 1590-м годам, становится господствующим направлением к середине XVII в., достигая наивысшего расцвета в 60 — 70-е годы, затем переживает кризис.
    В первой половине XVIII в. его преемником становится просветительский классицизм, который во второй половине XVIII в. утрачивает ведущие позиции в литературе. Однако в период Великой французской революции 1789— 1794 гг. возникший на его основе «революционный классицизм» господствует во всех основных сферах искусства. Классицизм как направление, утратив свое прогрессивное содержание, терпит поражение в борьбе с романтизмом вырождается в начале XIX в., но различные неоклассицистические течения продолжают существовать до наших дней.
    В рамках классицистического направления шла борьба между различными течениями. Так, во Франции последователи философии Декарта (Буало, Расин) расходились в ряде эстетических вопросов с последователями материалиста Гассенди (Мольером, Лафонтеном). Существовали разные драматургические школы (Корнеля, Расина), разные театральные течения (борьба Мольера с театральной эстетикой Расина) и т. д.
    Эстетика классицизма. Главным теоретическим трудом, в котором излагаются принципы классицистической эстетики, является книга Никола Буало «Поэтическое искусство» (1674).
    Цель искусства классицисты видели в познании истины, вы ступающей как идеал прекрасного. Они выдвигают метод его достижения, основываясь на трех центральных категориях своей эстетики: разум, образец, вкус4. Все эти категории считались объетивными критериями художественности. С точки зрения классицистов, великие произведения — плод не таланта, не вдохновения, не художественной фантазии, а упорного следования велениям разума, изучения классических произведений древности знания правил вкуса. Таким образом, они сближают художественную деятельность с научной. Вот почему для них оказался приемлемым рационалистический метод французского философа Рене Декарта (1596—1650), ставший основой художественного познания в классицизме.
    Декарт утверждал, что разум человека обладает врожденными идеями, истинность которых не вызывает никаких сомнений. И если от этих истин переходить к недоказанным и более сложным положениям, расчленяя их на простые, методически продвигаясь от известного к неизвестному и не допуская при этом логических пропусков, то можно выяснить любую истину. Так, разум становится центральным понятием философии рационализма, а затем и искусства классицизма.
    Это имело большое значение в борьбе с религиозными представлениями о ничтожестве человека, в борьбе с философами, утверждавшими непознаваемость мира. Слабой же стороной такого представления было отсутствие диалектического взгляда. Мир считался неподвижным, сознание и идеал неизменными.
    Классицисты считали, что эстетический идеал вечен и во все времена одинаков, но лишь в античности он был воплощен в искусстве с наибольшей полнотой. Поэтому, чтобы вновь воспроизвести идеал, нужно обратиться к античному искусству и тщательно изучить его законы. Вот почему подражание образцам ценилось классицистами выше, чем оригинальное творчество.
    Обратившись к античности, классицисты тем самым отказались от подражания христианским образцам, продолжив борьбу гуманистов Возрождения за искусство, свободное от религиозной догматики. Необходимо отметить, что от античности классицисты заимствовали внешние черты. Под именами античных героев ясно виделись люди XVII — XVIII вв., а древние сюжеты служили для постановки самых острых проблем современности.
    Культ разума потребовал коренной перестройки содержания и формы произведений, принципов типизации, системы жанров. Классицисты провозгласили принцип подражания природе, строго ограничивая право художника на фантазию. Искусство сблизилось с политической жизнью, его важнейшей задачей было объявлено воспитание гражданина. Поэтому в центре произведений классицизма оказываются проблемы, представляющие общенациональный интерес.

  3. Что такое классицизм? Понятие «классицизм» применимо практически ко всем видам искусства. Оно встречается в архитектуре, в музыке, в литературе, в живописи. Поэтому на вопрос, что такое классицизм, мы будем отвечать в зависимости от того, какой вид искусства имеется в виду. Если же говорить в общем, что такое классицизм — определение в этом случае будет следующее: это художественный стиль или система, которая господствовала в Европе на протяжении двух веков — с XVII по XIX век. По сути — это целая эпоха. А теперь поговорим классицизме через призму отдельных видов искусства. Что такое классицизм в литературе Литературный классицизм берет свое начало от идей эпохи Просвещения, господствовавшей в Европе в XVI-XVII вв.
    В произведениях, написанных в духе классицизма читатель найдет восхваление свободы, призывы к освобождению от религиозной тирании и гнета абсолютной монархии. Писатели эпохи классицизма в своих трудах выражали надежду на формирование нового общества, которое будет жить по иным законам — законам равенства и справедливости, а члены этого общества будут добрее и снисходительнее по отношению друг к другу. Что касается структуры классического произведения, то, в первую очередь, в нем должен соблюдаться так называемый принцип трех единств: единства действия, единства места и единства времени. Это означает, что в действии должна быть одна сюжетная линия, одно должно происходить в определенном месте, а также произведение обязательно должно разворачиваться во времени строго последовательно.
    Что касается конкретных временных рамок, то в идеале действие пьесы или романа, написанных в духе классицизма, должно разворачиваться за один день. Из западных авторов, произведения которых относят к этому стилю, выделим Корнеля, Расина, Лафонтена, Мольера, Буало, Вольтера, Сэмюэла Джонсона, Босуэлла и Гиббона. В России… наиболее яркими представителями классицизма являлись такие выдающиеся писатели, как А. П.Сумароков, Д. И.Фонвизин, М. В.Ломоносов, Г. Р.Державин и А. Д.Кантемир. Что такое классицизм в музыке Прежде всего, давайте разграничим такие понятия, как «классическая музыка» и «музыка классицизма». Под классической музыкой искусствоведы и все образованные люди понимают такие музыкальные произведения, которые прошли проверку временем. В этом смысле к классике можно причислить достаточно большое количество композиторов — начиная с эпохи Средневековья и заканчивая XX веком (в России это, например, Д. Д.Шостакович, С. С.Прокофьев, С. В.Рахманинов, за рубежом — Ш. М.Видор, М. Дюпре, Дж. Гершвин, Д. Эллингтон). Что же касается музыки классицизма, то к ней можно отнести музыку европейских композиторов середины XVIII — середины XIX вв. — сроки эти, конечно, весьма условны.
    Зато более чем реальны личности, творившие в духе музыкального классицизма. Это, прежде всего, такие выдающиеся композиторы, как Гайдн, Моцарт и Бетховен, которых в музыкальных кругах нередко называют «венскими классиками». Именно они определелили дальнейшее развитие музыки на много лет вперед. Именно их идеями пользовались впоследствии многие знаменитые композиторы, писавшие музыку уже в более современном романтическом стиле. Классицизм в архитектуре Монументальность, строгость, простота, логически выстроенная структура и гармония — с помощью именно этих слов можно охарактеризовать архитектурные сооружения, несущие на себе печать классицизма.
    Это стиль ведет свою историю из глубокой древности, если точнее — со времен античности. В то время строили именно так. Архитектурный классицизм пришел в Европу на смену вычурному стилю барокко. В России классицизм в полной мере расцвел в середине XVIII — XIX вв. Самыми яркими европейскими памятниками эпохи классицизма являются, по сути, целые города — Санкт-Петербург, Хельсинки и Варшава.

  4. 4
    Текст добавил: ХайповыйКошаК

    Содержание
    Введение
    1.Характеристика классицизма
    2.Основы классицизма и его значение
    3.Особенности классицизма в России и его
    сторонники
    3.1 Кантемиров А.Д.
    3.2 Тредиаковский В.К.
    3.3 Ломоносов М.В.
    4.Русский классицизм как литературное
    направление
    Заключение
    Список литературы


    Введение

    От латинского classicus
    – образцовый. Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19
    вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм
    сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением;
    основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной
    закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению
    большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных
    идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.
    Соответственно
    возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика
    классицизма устанавливала иерархию жанров – «высоких» (трагедия, эпопея, ода;
    историческая, мифологическая, религиозная картина и т.д.) и «низких» (комедия,
    сатира, басня; жанровая картина и т.д.). В литературе (трагедии П. Корнеля, Ж. Расина,
    Вольтера, комедии Мольера, поэма «Поэтическое искусство» и сатиры Н. Буало,
    басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество
    Веймарского периода И.В. Гёте и Ф. Шиллера в Германии, оды М.В. Ломоносова и Г.Р.
    Державина, трагедии А.П. Сумарокова и Я.Б. Княжнина в России) ведущую роль
    играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. Для
    театрального искусства [Мондори (Mondory),
    Т. Дюпарк (T. Duparc),
    М. Шанмеле, А.Л. Лекен, Ф.Ж. Тальма, Рашель во Франции, Ф.К. Нейбер в Германии,
    Ф.Г. Волков, И.А. Дмитревский в России] характерны торжественный, статичный
    строй спектаклей, размеренное чтение стихов. В музыкальном театре утвердились
    героика, приподнятость стиля, логическая ясность драматургии, доминирование
    речитатива (оперы Ж.Б. Люлли во Франции) или вокальная виртуозность в ариях
    (итальянская опера-сериа), благородная простота и возвышенность (реформаторские
    оперы К.В. Глюка в Австрии). Архитектуре классицизм (Ж. Ардуэн – мансар, Ж.А. Габриель,
    К.Н. Леду во Франции, К. Рен в Англии, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, А.Н. Воронихин,
    А.Д. Захаров, К.И. Росси в России) присуще чёткость и геометризм форм,
    рациональная ясность планировки, сочетания гладкой стены с ордером
    и сдержанным декором. Изобразительное искусство
    (живописцы Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж.Л. Давид, Ж.О.Д. Энгр, скульпторы Ж.Б.
    Пигаль, Э.М. Фальконе во Франции, И.Г. Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в
    Дании, А. Канова в Италии, живописцы А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмов, скульпторы
    М.П. Матрос в России) отличается логическим развертыванием сюжета, строгой
    уравновешенностью композиции, пластичной ясностью форм, чёткой гармонией
    линейных ритмов.



    1.Характеристика классицизма
    Для
    этого направления характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение
    определенных творческих норм и правил. Классицизму, как определенному
    художественному направлению, свойственно отражать жизнь в образах идеальных,
    тяготеющих к определенной «норме», образцу. Отсюда и культ античности в
    классицизме: классическая древность выступает в нем как образец современного и
    гармонического искусства. По правилам эстетики классицизма, строго
    придерживающейся так называемой «иерархии жанров», трагедия, ода и эпопея
    относились к «высоким жанрам», и должны были разрабатывать особенно важные
    проблемы, прибегая к античным и историческим сюжетам, и отображать только
    возвышенные, героические стороны жизни. «Высоким жанрам» противостояли
    «низкие»: комедия, басня, сатира и другие, призванные отражать современную
    действительность.
    Каждому жанру
    соответствовала своя тематика (подбор тем), и каждое произведение строилось по
    правилам, для этого выработанным. Смешивать в произведении приемы различных
    литературных жанров строго запрещалось.
    Наиболее
    разрабатываемыми жанрами в период классицизма были трагедии, поэмы и оды.
    Трагедия, в понимании классицистов, — это такое драматическое произведение, в
    котором изображается борьба выдающейся по своим душевным силам личности с
    непреодолимыми препятствиями; такая борьба обычно кончается гибелью героя. В
    основу трагедии писатели-классицисты ставили столкновение (конфликт) личных
    чувств и стремлений героя с его долгом перед государством. Разрешался этот
    конфликт победой долга. Сюжеты трагедии заимствовались у писателей древней
    Греции и Рима, иногда брались из исторических событий прошлого. Героями были
    цари, полководцы. Как и в греко-римской трагедии, действующие лица изображались
    или положительными, или отрицательными, при чем каждое лицо представляло собой
    олицетворение какой-либо одной душевной черты, одного качества: положительное
    мужества, справедливости и т.п., отрицательное — честолюбия, лицемерия. Это
    были условные характеры. Также условно изображались и быт, и эпоха. Не было
    верного изображения исторической действительности, национальности (неизвестно,
    где и когда происходит действие).
    Трагедия должна была
    иметь пять действий.
    Драматург должен был
    строго соблюдать правила «трех единств»: времени, места и действия. Единство
    времени требовало, чтобы все события трагедии укладывались в срок, не
    превышающий одних суток. Единство места выражалось в том, что все действие пьесы
    происходило в одном месте — во дворце или на площади. Единство действия
    предполагало внутреннюю связь событий; в трагедии не разрешалось ничего
    лишнего, необязательного для развития сюжета. Трагедию нужно было писать
    стихами торжественно-величавыми.
    Поэма представляла
    собой эпическое (повествовательное) произведение, излагавшее стихотворным
    языком важное историческое событие или воспевавшее подвиги героев и царей.
    Ода — торжественная
    хвалебная песнь в честь царей, полководцев или победы, одержанной над врагами.
    Ода должна была выразить восторг, воодушевление автора (пафос). Поэтому ей были
    присущи приподнятый, торжественный язык, риторические вопросы, восклицания,
    обращения, олицетворение отвлеченных понятий (науки, победы), образы богов и
    богинь и сознательные преувеличения. В плане оды допускался «лирический
    беспорядок», который выражался в отступлении от стройности изложения основной
    темы. Но это было сознательное, строго обдуманное отступление («правильный
    беспорядок»).


    2.Основы классицизма и его значение
    классицизм литература стиль
    В основе доктрины
    классицизма лежало представление о дуализме природы человека. В борьбе
    материального и духовного раскрывалось величие человека. Личность утверждалась
    в борьбе со «страстями», освобождалась от эгоистических материальных интересов.
    Разумное, духовное начало в человеке рассматривалось как важнейшее качество
    личности. Идея величия разума, объединяющего людей, нашла выражение и в
    создании классицистами теории искусства. В эстетике классицизма оно рассматривается
    как способ подражания сущности вещей. «Добродетелью, — писал Сумароков, —
    должны мы не естеству нашему. Мораль и политика делают нас по размеру
    просвещения, разума и очищения сердец полезными общему благу. А без того бы
    человеки давно уже друг друга без остатка истребили».
    Классицизм — поэзия
    городская, столичная. Изображения природы в ней почти нет, а если и даются
    пейзажи, то городские, рисуются картины искусственной природы: скверы, гроты,
    фонтаны, подстриженные деревья.
    Это направление
    формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним
    общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему
    эстетики Возрождения
    и противоборствует активно сосуществующему с ним искусству барокко,
    проникнутому сознанием всеобщего разлада, порожденного кризисом идеалов
    минувшей эпохи. Продолжая некоторые традиции Возрождения (преклонение перед
    древними, вера в разум, идеал гармонии и меры), классицизм являлся своеобразной
    антитезой ему; за внешней гармонией в нем скрывается внутренняя антиномичность
    мироощущения, роднившая его с барокко (при всем их глубоком различии). Родовое
    и индивидуальное, общественное и личное, разум и чувство, цивилизация и
    природа, выступавшие (в тенденции) в искусстве Ренессанса как единое
    гармоничное целое, в классицизме поляризуются, становятся взаимоисключающими
    понятиями. В этом отразилось новое историческое состояние, когда политическая и
    частная сферы начали распадаться, а общественные отношения превращаться в
    обособленную и абстрактную для человека силу.
    Для своего времени
    классицизм имел положительное значение. Писатели провозглашали важность
    исполнения человеком своих гражданских обязанностей, стремились воспитать
    человека-гражданина; разработали вопрос о жанрах, их композиции, упорядочили
    язык. Классицизм нанес сокрушительный удар по средневековой литературе, полной
    веры в чудесное, в привидения, подчинявшей сознание человека учению церкви.
    Ранее других в зарубежной литературе формировался просветительский классицизм.
    В трудах, посвященных XVIII
    веку, то направление нередко оценивается как пришедший в упадок «высокий»
    классицизм XVII века. Это не совсем
    так. Конечно, между просветительским и «высоким» классицизмом существует
    преемственная связь, но просветительский классицизм — это цельное
    художественное направление, раскрывающее не использованные до того
    художественные потенции классицистского искусства и обладающее
    просветительскими чертами. Литературная доктрина классицизма была связана с
    передовыми философскими системами, представлявшими реакцию на средневековую
    мистику и схоластику. Этими философическими системами были, в частности,
    рационалистическая теория Декарта и материалистическое учение Гассенди.
    Особенно большое влияние на формирование эстетических принципов классицизма
    оказала философия Декарта, объявившего разум единственным критерием истины. В
    теории Декарта материалистические начала, опиравшиеся на данные точных наук,
    своеобразно сочетались с началами идеалистическими, с утверждением решительного
    превосходства духа, мышления над материей, бытием, с теорией так называемых
    «врожденных» идей. Культ разума лежит в основе эстетики классицизма. Поскольку
    всякое чувство в представлении приверженцев теории классицизма было случайным и
    произвольным, то мерилом ценности человека служило для них соответствие его
    поступков законам разума. Выше всего в человеке классицизм ставил «разумную»
    способность подавить в себе личные чувства и страсти во имя своего долга перед
    государством. Человек в произведениях последователей классицизма — это, прежде
    всего слуга государства, человек вообще, ибо отказ от внутренней жизни личности
    закономерно вытекал из провозглашенного классицизмом принципа подчинения
    частного общему. Классицизм изображал не столько людей, сколько характеры,
    образы-понятия. Типизация осуществлялась в силу этого в виде образов-масок,
    которые являлись воплощением человеческих пороков и добродетелей. Столь же
    абстрактной была обстановка вне времени и пространства, в которой действовали
    эти образы. Классицизм был внеисторичен даже в тех случаях, когда он обращался
    к изображению исторических событий и исторических деятелей, ибо писателей
    интересовала не историческая достоверность, а возможность устами
    псевдоисторических героев вечные и общие истины, вечные и общие свойства
    характеров, якобы присущие людям всех времен и народов.


    3.Особенности классицизма
    в России и его сторонники

    В России становление классицизма
    происходит почти на три четверти века позже того, как он сложился во Франции.
    Для русских писателей Вольтер, представитель современного им французского
    классицизма, являлся ничуть не меньшим авторитетом, чем такие основоположники
    этого литературного направления, как Корнель или Расин.
    Русский классицизм имел
    много общих черт с западным, в частности с французским классицизмом, поскольку
    он тоже возник в период абсолютизма, однако он не был простым подражанием.
    Русский классицизм зародился и развился на самобытной почве, с учетом опыта,
    который накопил раньше его сложившийся и развившийся западноевропейский
    классицизм. Своеобразные черты русского классицизма следующие: во-первых, с
    самого начала в русском классицизме сильно сказывается связь с современной
    действительностью, которая в лучших произведениях освещается с точки зрения
    передовых идей. Второй особенностью русского классицизма является обусловленная
    передовыми общественными идеями писателей обличительно-сатирическая струя в их
    творчестве. Наличие сатиры в творчестве русских писателей классицистов придает
    их произведение жизненно правдивый характер. Живая современность, русская
    действительность, русские люди и русская природа в известной степени отражаются
    в их произведениях. Третей особенностью русского классицизма, обусловленной
    горячим патриотизмом русских писателей, является их интерес к истории своей
    родины. Все они изучают русскую историю, пишут произведения на национальные,
    исторические темы. Они стремятся создать художественную литературу и ее язык на
    национальных основах, придать ей свое, русское лицо, проявляют внимание к
    народной поэзии и народному языку. Наряду с общими особенностями, присущими как
    французскому, так и русскому классицизму, в последнем наблюдаются и такие
    черты, которые придают ему характер национального своеобразия. Например, это
    повышенный гражданско-патриотический пафос, значительно более резко выраженная
    обличительно-реалистическая тенденция, меньшая отчужденность от устного
    народного творчества. Бытовые и торжественные канты первых десятилетий XVIII
    века во многом подготовили развитие разнообразных жанров лирики середины и
    второй половины XVIII столетия.
    Главное в идеологии
    классицизма — государственный пафос. Государство, созданное в первые
    десятилетия XVIII в., было объявлено высшей ценностью. Классицисты,
    воодушевленные Петровскими реформами, верили в возможность его дальнейшего
    совершенствования. Оно представлялось им разумно устроенным общественным
    организмом, где каждое сословие выполняет возложенные на него обязанности.
    «Крестьяне пашут, купцы торгуют, воины защищают отечество, судии судят, ученые
    взращивают науки», — писал А.П. Сумароков. Государственный пафос русских
    классицистов — явление глубоко противоречивое. В нем отразились и прогрессивные
    тенденции, связанные с окончательной централизацией России, и вместе с тем —
    утопические представления, идущие от явной переоценки общественных возможностей
    просвещенного абсолютизма.
    Утверждению классицизма способствовали четыре крупнейших
    литературных деятеля: А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов и А.П.
    Сумароков.
    3.1 Кантемиров А.Д.
    Он жил в
    эпоху, когда только закладывались первые основы современного русского
    литературного языка; его сатиры написаны по доживавшей уже в то время свой век
    силлабической системе стихосложения, и тем не менее имя Кантемира, выражаясь
    словами Белинского, «уже пережило много эфемерных знаменитостей, и классических
    и романтических, и еще переживет их многие тысячи», так как Кантемир «первый на
    Руси свел поэзию с жизнью». «Симфония на Псалтырь» — первое печатное
    произведение А. Кантемира, но не первый литературный труд его вообще, что
    подтверждается авторизованной рукописью мало известного перевода Антиоха
    Кантемира под названием «Господина философа Константина Манассиса Синопсис
    историческая», датированного 1725 годом.
    В «Переводе некоего
    итальянского письма», сделанном А. Кантемиром только на один год позднее
    (1726), просторечие присутствует уже не в виде случайных элементов, а в
    качестве господствующей нормы, хотя язык и этого перевода был назван
    Кантемиром, по привычке, «славено-российским».
    Быстро совершившийся
    переход от церковнославянской лексики, морфологии и синтаксиса к просторечию,
    как норме литературной речи, который прослеживается в наиболее ранних
    произведениях А. Кантемира, отразил эволюцию не только его инди-иидуального
    языка и стиля, но также и развитие языкового сознания эпохи и становление
    русского литературного языка в целом. К 1726—1728 годам следует отнести работу
    А. Кантемира над не дошедшими до нас стихотворениями на любовную тему, о
    которых с чувством некоторого сожаления он писал потом во второй редакции IV
    сатиры. В этот период Антиох Кантемир проявляет усиленный интepeс к французской
    литературе, что подтверждается как названным выше «Переводом некоего итальянского
    письма», так и заметками Кантемира в его календаре 1728 года, из которых мы
    узнаем о знакомстве молодого писателя с французскими сатирическими журналами
    английского образца вроде «Le Mentor moderne», равно как и с творчеством
    Мольера («Мизантроп») и комедиями Мариво. К этому же периоду следует отнести и
    работу А. Кантемира над переводом на русский язык четырех сатир Буало и
    написание оригинальных стихотворений «О жизни спокойной» и «На Зоила».
    Ранние переводы А.
    Кантемира и его любовная лирика были лишь подготовительным этапом в творчестве
    поэта, первой пробой сил, выработкой языка и стиля, манеры изложения,
    собственного способа видения мира.
    Стихи из философских
    писем
    Почитаю здесь закон,
    повинуясь правам;

    Впрочем, волен я живу
    по своим уставам:

    Дух спокоен, ныне жизнь
    идет без напасти,

    Всякий день искоренять
    учась мои страсти

    И взирая на предел, так
    жизнь учреждаю,

    Безмятежно свои дни к
    концу направляю.

    Не скучаю никому, нужды
    нет взысканий,

    Счастлив тем, что
    сократил дней моих желаний.

    Тленность века моего
    ныне познаваю,

    Не желаю, не боюсь,
    смерти ожидаю.

    Когда вы милость свою
    ко мне неотменно

    Явите, то я счастлив
    буду совершенно.

    С 1729 года начинается
    период творческой зрелости поэта, когда он вполне сознательно сосредоточивает
    свое внимание почти исключительно на сатире:
    Одним словом, в сатирах
    хочу состарети,

    А не писать мне нельзя:
    не могу стерпети.

    (IV сатира, I ред.)
    Первая сатира
    Кантемира, «На хулящих учение» («К уму своему»), явилась произведением
    огромного политического звучания, так как она была направлена против невежества
    как определенной социальной и политической силы, а не абстрактного порока;
    против невежества «в шитом платье», выступающего против преобразований Петра I
    и просвещения, против учения Коперника и книгопечатания; невежества
    воинствующего и торжествующего; облеченного авторитетом государственной и
    церковной власти.
    Гордость, леность,
    богатство — мудрость одолело,Невежество знание уж местом посело;То под митрой
    гордится, в шитом платье ходит,Оно за красным сукном судит, полки водит.Наука
    ободрана, в лоскутах обшита,Из всех знатнейших домов с ругательством сбита.

    Вопреки предисловию к
    сатире, в котором автор пытался уверить читателя, что все в ней «в забаву
    написано» и что он, автор, «никого партикулярно себе не представлял», — первая
    сатира Кантемира была направлена против вполне определенных и «партикулярных»
    лиц, — это были враги дела Петра и «ученой дружины». «Характер епископа, —
    писал в одном из примечаний к сатире Кантемир, — хотя с неизвестного лица
    автором описан, однако много сходства имеет с Д***, который в наружных
    церемониях поставлял всю первосвященства должность». Высмеивая в сатире
    церковника, вся образованность которого ограничивается усвоением «Камня веры»
    Стефана Яворского, Кантемир недвусмысленно указывал на собственную идейную
    позицию — сторонника «ученой дружины». Созданным Кантемиром образам церковников
    соответствовали вполне реальные прототипы, и тем не менее это были
    образы-обобщения, они волновали умы, в них продолжали узнавать себя реакционные
    церковники новых поколений, когда имя Антиоха Кантемира стало достоянием
    истории и когда имена Георгия Дашкова и его соратников были преданы полному
    забвению.
    3.2 Тредиаковский В.К.
    Если Кантемир дал
    образцы русской сатиры, то Тредиаковскому принадлежит первая русская ода,
    которая вышла отдельной брошюрой в 1734 г. под названием «Ода торжественная о
    сдаче города Гданска» (Данцига). В ней воспевалось русское воинство и
    императрица Анна Иоанновна. В 1752 г., в связи с пятидесятилетием со дня
    основания Петербурга, было написано стихотворение «Похвала Ижерской земле и
    царствующему граду Санкт-Петербургу». Это одно из первых произведений,
    воспевающих северную столицу России.
    Кроме победных и
    похвальных, Тредиаковский писал также «духовные» оды, т. е. стихотворные
    переложения («парафразисы») библейских псалмов. Самая удачная из них —
    парафразис «Вторые песни Моисеевы», начинавшийся стихами:

    Вонми о! Небо, и реку,
    Земля да слышит уст
    глаголы:

    Как дождь я словом
    потеку;

    И снидут, как роса к
    цветку,

    Мои вещания на долы.

    Очень проникновенными
    стихами являются «Стихи похвальные России», в которых Тредиаковский находит
    ясные и точные слова, чтобы передать и свое безмерное восхищение Отчизной, и
    тоску по родной земле.
    Начну на флейте стихи
    печальны,

    Зря на Россию чрез
    страны дальны:

    Ибо все днесь мне ее
    доброты

  5. Русский классицизм характеризуется обращением к нацио­нальным истокам, а не к античности. Он тоже развивался пре­имущественно в рамках «низких жанров».
    3) Литературное направление, зародившееся в XVII в. но Франции в условиях становления абсолютистского государства. В качестве образца для подражания писатели-классицисты избрали античное искусство, но истолковали его по-своему. В основу классицизма положен принцип рационализма (racio). Все должно подчиняться разуму и в государстве, и в личной жизни, причем эгоистические чувства, страсти именно разумом долж­ны вводиться в рамки гражданского и нравственного долга. Тео­ретиком классицизма был французский поэт Николя Буало, изложивший программу направления в книге «Поэтическое искусство». В классицизме устанавливались определенные твор­ческие правила (нормы):
    Основной конфликт произведений — борьба между эгои­стическим чувством и гражданскими долгом или между стра­стью и разумом. При этом долг и разум всегда побеждают.
    В соответствии со своим отношением к общественному долгу действующие лица подразделялись на положительные и отрица­тельные. В персонажах запечатлевалось только одно качество, одна доминирующая черта (трусость или храбрость, коварство или благородство и т.д.), т.е. характеры были однолинейны.
    В литературе устанавливалась строгая иерархия жанров. Все они делились на высокие (ода, героическая поэма, трагедия) и низкие (басня, сатира, комедия). В высоких жанрах изобража­лись выдающиеся события, героями были монархи, государст­венные деятели, полководцы. В них прославлялись деяния во благо государства и монархии. Язык в произведениях высоких жанров должен был быть торжественным, величавым.
    В низких жанрах изображалась жизнь людей средних сосло­вий, высмеивались бытовые явления и отдельные черты харак­тера человека. Язык басен, комедий был близок к разговорному.
    Драматические произведения в эстетике классицизма под­чинялись требованию трех единств: времени, места и действия. Единство времени и места означало, что действие в пьесе долж­но занимать не больше суток и причем происходить в одном месте. Единство действия предписывало линию сюжета, не осложненную побочными эпизодами. Материал с сайта //iEssay.ru

  6. Почему А. Н. Радищев называет «осьмнадцатое столетие» одновременно безумным и мудрым?
    Восемнадцатый век Радищев оценивал как век противоречий. С одной стороны, Россия достигла большого прогресса в по­литической сфере, в укреплении государ­ственности, авторитета на международ­ной арене. Расширились и укрепились границы России. Радищев, несомненно, высоко оценивал распространение и раз­витие идей просвещения и их влияние на общественную и интеллектуальную жизнь страны. Мудрость века проявилась также в больших научных достижениях, сказавшихся и на прогрессе в промышлен­ности, в создании замечательных произве­дений русской литературы, скульптуры, градостроительства, живописи. «Осьмнадцатое столетие» в то же время «безумно» из-за постоянных кровопролитий. Это в первую очередь крестьянские войны, крупнейшей из которых стало восстание Пугачева, их жесточайшее подавление, дальнейшее усиление крепостнического гнета, произвола «власть имущих». Это и безумная реакция властей на стремление передовой части общества к духовной свободе. Вспомним судьбы просветителя Н. И. Новикова и самого Радищева, за свою литературную деятельность подверг­шихся репрессиям.
    Охарактеризуйте классицизм как литератур­ное направление. Назовите черты русского класси­цизма.
    Классицизм прежде всего следует рас­сматривать как художественное направ­ление, объединившее по своим философ­ским, политическим и эстетическим пози­циям деятелей искусства, выражавших идею поддержки сильного централизован­ного государства во главе с абсолютным монархом, укрепляющим единство стра­ны. Во Франции XVII века, а затем и в России XVIII века классицизм становится единым общегосударственным стилем в литературе и других видах художествен­ного творчества. Классицисты испове­довали философию Р. Декарта, согласно которой отдавали предпочтение разуму перед чувствами и эмоциями. Любой кон­фликт в их произведениях решался в пользу разума, долга перед отечеством, служения обществу, верности традициям. Слово «классицизм» в переводе с латин­ского означает «образцовый». Писатели этого направления таковыми образцами считали произведения античной литера­туры — древнегреческой и римской. По­тому часто их собственные эпические, драматические и стихотворные произве­дения были написаны на античные сюже­ты, содержали в себе указания на них, имена героев и мифологических персона­жей античного мира. Классицисты также использовали основы античной эстетики при построении своих творений, напри­мер трехчастную композицию в оде и ар­хитектурных сооружениях, три единства в драме, прямые ораторские обращения, строгое деление согласно античной эсте­тике на роды и жанры, притом каждому жанру соответствовал свой стиль: коме­дии и сатире — низкий, оде, трагедии — высокий, драме — средний. Герои также делились на возвышенных и низких. Эс­тетические требования, которыми руко­водствовались классицисты, были сфор­мулированы еще Аристотелем в трактате «Поэтика» и закреплены в «Поэтическом искусстве» французского теоретика клас­сицизма Н. Буало.
    Литература русского классицизма раз­вивалась в середине XVIII века. Учитывая опыт и принципы западноевропейской ли­тературы, имела ряд своих особенностей. Их можно кратко сформулировать сле­дующим образом: а) повышенный интерес к русским национальным традициям, к историческому прошлому нашего отече­ства, а также и к некоторым актуальным проблемам современников; б) большее развитие, чем на Западе, в классицизме получило сатирическое направление, об­личавшее пороки российского общества; в) перенесение идеи абсолютной монар­хии на идею просвещенного абсолютизма, что привело к возникновению новой в ис­тории классицизма антидеспотической, тираноборческой направленности произ­ведений, выразившейся в обличении по­роков людей, наделенных властью и не исполнявших должным образом свои обя­занности; г) наконец, проявление интере­са к судьбе простого русского человека, крепостного крестьянина, а также интере­са к русскому народному творчеству.

  7. Классицизм (от лат. classicus — образцовый)
    1) Литературно-художественное направление (а также эпоха и стиль) XVII— XVIII вв., сформировавше­еся во Франции и взявшее за образец античное искусство с присущими ему представлениями о прекрасном и принципами «подражания природе», соблюдения чувства меры, стремления к гармонии. Литература классициз­ма выработала свод четких законов и правил, предполагавший разделение жанров, тем и стилей.
    2) Художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII — начала XVIII века. Важнейшей чертой его было обращение к образцам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону. Писатели ориентировались на сочине­ния греческого философа Аристотеля и римского поэта Гора­ция. Эстетика классицизма устанавливала строгую иерархию жанров и стилей.
    Высокие жанры — трагедия, эпопея, ода.
    Низкие жанры — комедия, сатира, басня.
    Классицизм как культурное явление зародился в XVII веке в Северной Италии, в эпоху позднего Возрождения. Во Фран­ции преимущественное распространение получили низкие жанры, которые достигли такого высокого уровня, что коме­дии Мольера даже получили название «высоких комедий». Классицизм пришёл в упадок после Великой французской ре­волюции 1789-1794 годов.
    Русский классицизм характеризуется обращением к нацио­нальным истокам, а не к античности. Он тоже развивался пре­имущественно в рамках «низких жанров».
    3) Литературное направление, зародившееся в XVII в. но Франции в условиях становления абсолютистского государства. В качестве образца для подражания писатели-классицисты избрали античное искусство, но истолковали его по-своему. В основу классицизма положен принцип рационализма (racio). Все должно подчиняться разуму и в государстве, и в личной жизни, причем эгоистические чувства, страсти именно разумом долж­ны вводиться в рамки гражданского и нравственного долга. Тео­ретиком классицизма был французский поэт Николя Буало, изложивший программу направления в книге «Поэтическое искусство». В классицизме устанавливались определенные твор­ческие правила (нормы):
    Основной конфликт произведений — борьба между эгои­стическим чувством и гражданскими долгом или между стра­стью и разумом. При этом долг и разум всегда побеждают.
    В соответствии со своим отношением к общественному долгу действующие лица подразделялись на положительные и отрица­тельные. В персонажах запечатлевалось только одно качество, одна доминирующая черта (трусость или храбрость, коварство или благородство и т.д.), т.е. характеры были однолинейны.
    В литературе устанавливалась строгая иерархия жанров. Все они делились на высокие (ода, героическая поэма, трагедия) и низкие (басня, сатира, комедия). В высоких жанрах изобража­лись выдающиеся события, героями были монархи, государст­венные деятели, полководцы. В них прославлялись деяния во благо государства и монархии. Язык в произведениях высоких жанров должен был быть торжественным, величавым.
    В низких жанрах изображалась жизнь людей средних сосло­вий, высмеивались бытовые явления и отдельные черты харак­тера человека. Язык басен, комедий был близок к разговорному.
    Драматические произведения в эстетике классицизма под­чинялись требованию трех единств: времени, места и действия. Единство времени и места означало, что действие в пьесе долж­но занимать не больше суток и причем происходить в одном месте. Единство действия предписывало линию сюжета, не осложненную побочными эпизодами.
    Во Франции ведущими писателями классицизма были дра­матурги П. Корнель и Ж. Расин (в жанре трагедии), Мольер (ко­медия), Ж. Лафонтен (басня).
    В России классицизм развивался с XVIII в. Хотя русский клас­сицизм имел много общего с западноевропейским, в частности с французским, но в литературе отчетливо проявлялась нацио­нальная специфика. Если западноевропейский классицизм об­ращался к античным сюжетам, то русские писатели брали мате­риал из национальной истории. В русском классицизме отчетли­во звучала критическая нота, резче было обличение пороков, более выраженным был интерес к народному языку и в целом к народному творчеству.
    Представители классицизма в русской литературе — А.Д. Кан­темир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *