Сочинение на тему успенский собор

8 вариантов

  1. Успенский собор, в отреставрированном здании которого в 1986 году был открыт Дом органной и камерной музыки, является одним из самых красивых мест в городе Харькове.
    Прародительницей Успенского собора была первая в Харькове деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1657 году и размещавшаяся в крепости немного южнее современного здания.
    В 1685-1687 годах на смену ей построили первый в Харькове каменный собор, который находился на месте нынешнего. Скромный “народный” вид старого храма не отвечал духу екатерининской эпохи в XVIII веке, поэтому началось строительство нового собора, продолжавшееся двенадцать лет и завершенное в 1783 году. По площади новый собор значительно превосходил старый. В нем было четыре престола: главный — Успенский, южный — во имя Казанской Божьей Матери, северный — во имя Святой великомученицы Екатерины и еще один — в честь Петра и Павла. Кроме иконостаса, гордостью собора являлись две иконы — Елецкой Божьей Матери и образ святителя Христова Николая.
    Во внешнем облике собора архитектора А. Евлашова отразились черты переходного времени от господствовавшего ранее стиля барокко к классицизму. Фасады выглядят сдержанно, но их немногие лепные украшения еще напоминают о причудливом декоре уходящего стиля. Большой пышностью отличались не дошедшие до нашего времени интерьеры. Великолепен был резной золоченый иконостас, изготовленный, по утверждению литературных источников, по эскизу зодчего барокко Растрелли.
    Решение о строительстве новой колокольни было принято в 1819 году. В колокольне предложили устроить теплый храм во имя св. Благоверного великого князя Александра Невского, в память Александра I и победы в Отечественной войне 1812 года. Проект колокольни разработал архитектор Харьковского университета Е. А. Васильев. В 1841 году на колокольне установили позолоченный крест весом 400 кг и высотой 6 метров, затем 12 колоколов. В 1862 году вверху поставили часы с боем, заказанные в Париже у фирмы “Борель”. Грандиозная колокольня стала доминантой исторического центра и до сих пор является самым высоким зданием города. Она радует глаз стройностью пропорцией, чистотой форм. Так в архитектуре комплекса собора и колокольни встретились стили двух эпох прошлого — барокко и классицизма.

  2. Этот храм – один из главным святых мест нашей родины. Сама лавра была создана в середине одиннадцатого века. А закладывался головной храм Успенского собора в 1073 г. Только спустя два года, началось основное строительство, а закончено уже в 1078 г.
    По сказанию перед тем, как начать строительство, один варяжский князь Симон увидел виденье. В нем было изображение самого храма, а потом голос повелел отнести золотые поясок и венец, чтобы украсить жертвенник. В строительстве собора участвовали четыре строителя. Они пришли из Константинополя. А средства выделил князь, которому было виденье. Украшением и иконописью занимались византийские специалисты. Смальта для мозаики была привезена греческими купцами.
    Больше десяти лет происходило украшение росписями и мозаикой этого собора. Только после завершения всех операций, этот храм освятили. Люди, которые воочию видели его, утверждали, что он был похож на небеса. На самой вершине, купол позолотой блистал, а на нем стоял крест, также сделанный из золота. Потом это великое сооружение было примером и образцом для создания других подобных построек, которые были проведены в Ростове, Суздале и других русских городах.
    Конечно, это уникальное творение архитектуры имело и трагические моменты. Ведь лавра была сооружена на высоком холме у реки Днепр. Выполнен он был по виду и подобию крестово-купольного храма. Как и везде, для соединения кладки применяли здесь розовый раствор извести.
    Техника укладывания была смешанной: камни чередовались с больше мерным кирпичом плоского вида. Высота такой конструкции была почти сорок семь метров, а в длину доходила до сорока пяти. По ширине равна была 43,6 м. Эта лавра имела большое отличие от тех храмов, которые представляли эпоху Ярослава Мудрого. Этот собор был одноглавым, не вычурным и стремился ввысь.
    Фрески и мозаики, которые украшали стены и потолок этого храма, были сделаны великими мастерами. К ним присоединились: Алимпий знаменитый русский иконописец, а также монах из монастыря. Этот храм и сейчас относится к самым важным и уникальным памятникам старорусской архитектуры и истории.

  3. Иноземец стоял у Детинца,
    Подняв свою гордую голову,
    И глядел восхищенно
    На дивный успенский собор.
    В. Полторацкий
    На рубеже XV-XVI веков на территории Московского Кремля был сооружен целый ряд каменных построек, ставших
    символом могущества единого Российского государства. И Успенский собор один из них.
    После о?ередного пожара, в 1470 году, было решено возвести новый Успенский собор на месте старого, сильно
    пострадавшего, выстроенного еще при Иване Калите. Однако, псковских мастеров Кривцова и Мышкина, взявшихся за
    сооружение собора в 1472, два года спустя постигла страшная неуда?а. Однажды ве?ером недостроенное здание с
    треском обрушилось. Тогда работу пору?или итальянскому архитектору Аристотелю Фиораванти. Образцом для нового
    храма ему был указан Успения Божьей Матери во Владимире. Полу?ив по?етный заказ, итальянский мастер поехал
    изу?ать искусство зод?их Владимира. Ему о?ень понравилась сноровка русских строителей. Однако требовались
    техни?еские поправки, ?тобы наяву воплотить класси?ескую триаду польза, про?ность, красота. Для постройки
    храма использовался тяжелый камень и кирпи?. Для изготовления кирпи?а Аристотелем был построен кирпи?ный завод
    в Калитникове.
    За ?етыре года был построен великолепный собор, похожий на Владимирский, но еще более торжественный и
    вели?авый. Он отли?ался от старинных каменных храмов; имел прямоугольное, а не квадратное основание, пять
    куполов и внушительные размеры.
    Линии Успенского собора ?удесно вписывались в северное небо Москвы. Успенский собор играл первостепенную роль
    в архитектурном ансамбле Соборной площади всего Кремля. Он был хорошо виден с Москвы-реки.
    В те?ении многих столетий в Кремле совершались важнейшие для церкви и государства церемонии.
    В Успенском соборе, в торжественное обстановке, вен?ались на царство цари. Русские воины, уходя в бой,
    клялись в Успенском соборе свято защищать свою Родину.
    Внутренняя архитектура собора поражает своей красотою.
    Внимание входящего привлекают ?етыре столба, уходящие из полумрака вверх, в серебряный свет центрального
    купола. Все покрыто стенописью, впервые выполненной русскими художниками в 1481 году, а затем дополнявшейся и
    пополнявшейся. В старину она была более яркая и нарядная, ?ем теперь.
    Таков этот древний памятник неуклонного роста русской державы, воспетой в пласти?еских образах
    каменщиками-пскови?ами, новгородскими кровельщиками, московскими живописцами и, коне?но сочинение с же,
    архитектором-болонцем.

  4. 5
    Текст добавил: Вечно молодой

    Успенский собор Московского Кремля

    Дата
    создания: 1474 г. – 1479 г.
    Автор:
    Аристотель Фиораванти
    Местонахождение:
    Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский
    Кремль”
    Материал,
    техника: кирпич, белый камень
    Археологические
    находки рассказывают, что уже в конце XII века на месте теперешнего собора
    стояла на самой высокой точке кремлевского холма деревянная церковь. В конце
    XIII века первый самостоятельный московский князь Даниил Александрович, сын Александра
    Невского, заложил на этом месте каменный храм – первое каменное строение
    Москвы. Все это позволяет высказать предположение, что Успенский собор со дня
    своего основания стал патрональным храмом города.
    В
    1326 году, когда глава русской церкви митрополит Петр навсегда перебрался в
    Москву, князь Иван Калита начал сооружение нового храма по образу и подобию
    Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. На иконе конца XV века “Митрополит
    Петр с житием”, хранящейся сейчас в Успенском соборе, в одном из клейм
    изображен момент закладки этого небольшого четырех-столпного, трехапсидного
    храма. По представлению великого князя собор должен был стать и в конце концов
    стал главным храмом Русского государства. Но через полтораста лет, к 1472 году,
    строение обветшало, и назрела необходимость в сооружении нового, большего по
    размерам собора, который своим обликом мог бы соответствовать возросшему
    могуществу Москвы.
    Возведение
    нового храма поручили мастерам Кривцову и Мышкину. А за образец велено было
    взять прославленный древний Успенский собор во Владимире, но превзойти его
    длиной и шириной. Когда новый храм возвели уже почти до сводов, он неожиданно
    рухнул вечером 20 мая 1474 года. Причин для катастрофы, скорее всего, было
    несколько – и землетрясение, случившееся в тот момент в Москве, и жидко
    разведенная известь, и кладка стен без перевязи.
    Почти
    год лежали посреди Кремля развалины, пока не прибыл в Москву приглашенный
    Иваном III из Италии один из талантливейших архитекторов своего времени
    Аристотель Фиораванти. После того как рухнувший храм разобрали, архитектор уже
    в июне 1475 года смог заложить фундамент под новое здание. 15 августа 1479 года
    новый собор торжественно освятили.
    Здание
    храма для православного христианства было не просто помещением для исполнения
    обрядов и молений Богу, а как бы обиталищем самого Бога. Храм словно воплощал
    идею земного неба, в котором пребывал Бог. А так как обряды, проводимые в церкви,
    были воплощением высших религиозных ценностей, то и архитектура храма и его
    внутреннее убранство обязаны были соответствовать особой торжественной
    обстановке. Начав строить собор как главное здание столицы “палатным
    способом”, зодчий все же вынужден был по требованию заказчика соблюсти
    строгий канон сооружения православного храма. Канон этот был окончательно
    сформулирован в Византии еще в конце IX века и оттуда перенесен в Россию. Он
    требовал обязательного пятиглавия и завершения восточной стены полукружиями
    апсид. Фиораванти выполнил эти условия, сделав небольшое отступление – он
    прикрыл апсиды с севера и юга, продолжив для этого стены. Величественный
    Успенский собор вознесся над Соборной площадью и замкнул ее с северной стороны,
    “як един камень”. Со стороны своего южного входа храм смотрелся как
    огромный монолит.
    В
    интерьере зодчий отказался от традиционных хор, квадратные колонны заменил
    круглыми, расставив их на равном расстоянии, то есть всячески старался
    раздвинуть внутреннее пространство, придав ему насколько возможно светский
    характер. Едва переступив порог огромного гулкого помещения храма, посетитель
    сразу же оказывался вовлеченным в сложный мир цветовых пятен и световых бликов.
    Его взгляд скользил снизу вверх, потом снова вниз, вправо, влево. Сегодня
    только пылкое воображение может помочь представить, как выглядел интерьер
    собора в прошлом. Летописец отмечал, что люди, впервые приходя в расписанный
    храм и “видя превеликую церковь и многочудную роспись, воистину мнили
    себя, как на небесах стоящими”.

    Список литературы

    Для
    подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

  5. Успенский собор, в отреставрированном здании которого в 1986 году был открыт Дом органной и камерной музыки, является одним из самых красивых мест в городе Харькове. Прародительницей Успенского собора была первая в Харькове деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1657 году и размещавшаяся в крепости немного южнее современного здания.
    В 1685-1687 годах на смену ей построили первый в Харькове каменный собор, который находился на месте нынешнего. Скромный «народный» вид старого храма не отвечал духу екатерининской эпохи в XVIII веке, поэтому началось строительство нового собора, продолжавшееся двенадцать лет и завершенное в 1783 году. По площади новый собор значительно превосходил старый. В нем было четыре престола: главный — Успенский, южный — во имя Казанской Божьей Матери, северный — во имя Святой великомученицы Екатерины и еще один — в честь Петра и Павла. Кроме иконостаса, гордостью собора являлись две иконы — Елецкой Божьей Матери и образ святителя Христова Николая.
    Во внешнем облике собора архитектора А. Евлашова отразились черты переходного времени от господствовавшего ранее стиля барокко к классицизму. Фасады выглядят сдержанно, но их немногие лепные украшения еще напоминают о причудливом декоре уходящего стиля. Большой пышностью отличались не дошедшие до нашего времени интерьеры.
    Великолепен был резной золоченый иконостас, изготовленный, по утверждению литературных источников, по эскизу зодчего барокко Растрелли.
    Решение о строительстве новой колокольни было принято в 1819 году. В колокольне предложили устроить теплый храм во имя св. Благоверного великого князя Александра Невского, в память Александра I и победы в Отечественнрй войне 1812 года. Проект колокольни разработал архитектор Харьковского университета Е. А. Васильев. В 1841 году на колокольне установили позолоченный крест весом 400 кг и высотой 6 метров, затем 12 колоколов. В 1862 году вверху поставили часы с боем, заказанные в Париже у фирмы «Борель».
    Грандиозная колокольня стала доминантой исторического центра и до сих пор является самым высоким зданием города. Она радует глаз стройностью пропорцией, чистотой форм. Так в архитектуре комплекса собора и колокольни встретились стили двух эпох прошлого — барокко и классицизма.

  6. Главный исторический памятник Кремля —
    Успенский собор — расположен в глубине Соборной площади. Все остальные
    здания в Кремле возводили, ориентируясь на него. На протяжении пяти
    столетий это был главный собор Российского государства.
    История храма началась в 1326 году, когда
    великий князь Иван Калита и святитель Петр заложили первый каменный
    собор в Москве, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. «Успение»
    по-старославянски означает «блаженная кончина».
    Собор прост и величествен. В плане
    представляет правильный четырехугольник. Высота с крестом 45 метров.
    Стены построены из белого камня, а своды и остальные части здания из
    кирпича. Свод храма поддерживают четыре колонны толщиной более двух
    метров.
    Архитектора собора, Аристотеля
    Фиораванти, великий князь Иван III пригласил из Италии. Строительство
    длилось четыре с небольшим года, за работу архитектор получил
    приблизительно 43 кг серебра.
    Посмотришь, голову задрав
    На пять позолоченных глав,
    Тотчас на ум
    Придут слова:
    «Золотоглавая Москва!»
    В. Борисов
    На посетителей собор производит
    неизгладимое впечатление. Его освещают двадцать два огромных паникадила.
    Когда электричества не было, то использовались свечи из чистого
    пчелиного воска. При горении свечи не плавились и давали мягкий свет,
    тепло и особый душистый аромат. Центральное серебряное паникадило в виде
    огромного снопа пшеницы весит около 330 килограммов. Серебро было
    отбито у наполеоновских войск казаками атамана Платова.
    Перед иконостасом стоят моленные места
    царя, царицы и патриарха. «Мономахов трон» — моленное место, созданное в
    1551 году для первого русского царя Ивана Грозного.
    В Успенском соборе молились Дмитрий Донской перед битвой с Мамаем, Петр Великий перед походами на шведов и турок.
    Здесь до конца XIX века проходил обряд
    венчания на царство. После него представители всех сословий присягали на
    верность государю. Здесь же была чудотворная Владимирская икона Божией
    Матери, на месте которой сейчас находится ее список. Эту икону почитали
    как покровительницу России, связывали с ней спасение Москвы от нашествия
    Тамерлана в 1395 году и окончательное освобождение от
    татаро-монгольского ига в 1480 году.
    В наше время богослужения в Успенском
    соборе совершаются на великие церковные праздники, в дни празднования
    памяти покоящихся здесь святителей.

  7. Собор — место совершения богослужений, там люди становятся ближе к высшим силам, могут получить тепло, поддержку и понимание. В соборах собираются паломники, мечтая получить духовное обогащение, исцеление или просто помолиться. Не знаю чем это объяснить, но проходя мимо любого храма или собора, от увиденного великолепия хочется сказать лишь одно: Что это за чудный собор! Об этом мы и напишем наше сочинение за 8 класс, рассуждая на тему чудного собора.

    Чудный собор

    Почти в каждом городе нашей страны имеется множество храмов и соборов. Больших и маленьких, старых и совсем новеньких, при этом многие из них имеет многовековую историю, пережив разрушение и период восстановления. Как не восхищаться этим великолепием? Вы хоть раз бывали в соборе? Не важно, будь это собор Святой Софии в Нижнем Новгороде или Успенская церковь в Угличе, храм Святого Семейства в Барселоне или собор Святой Екатерины в Крыму. Все они по-своему великолепны своей лепниной, куполами, белоснежными стенами и внутренним убранством. Невозможно без восторга смотреть на эти иконы, иконостас, расписные потолки и фрески. При этом собор чудный в любую погоду, будь сейчас солнечно или дождливо, при заходящем солнце или рассвете. Купола все равно будут сверкать, блестеть, манить своим золотым сиянием, переливаясь красными, синими, оранжевыми голубыми и зелеными оттенками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *