Сочинение на тему кого можно назвать главным героем слова о полку игореве
8 вариантов
Не странный вопрос , и ( простите за дерзость ) , но главный герой памятника славянской литературы “Слово о полку Игоревом ” , полное название которого :
не князь Игорь , а автор произведения . К сожалению неизвестный . Есть предположения , что автор “Девгениева деяния”, (это переработанное древняя византийская поэма на древне – русский язык ), и автор “Слова о полку Игореве” – одно и то же лицо.
Почему я так считаю ?
Потому что , если разобраться , (по современной терминологии) , это произведение следует отнести к историческому очерку. Представляется мне , что ходили устные сказы . о том , что же произошло с полком князя Игоря, и сказы эти были противоречивыми . Потому и обращается в вступлении к Баяну ( сказителю) автор , и говорит, что не измышления расскажет , а как оно было на самом деле.
И далее рассказывает историю Игоря. И не только рассказывает , но и дает оценку произошедшему , и героям , участником тех событий , причем в уста одного из героев вкладывает осуждение поступка Игоря.
Самый сильный момент в этом произведении , это рассказ о плаче Ярославны.
Читая это произведение можно предположить , что автор проводил изыскания, что бы рассказать , что же все таки произошло .События , описанные в повести произошли в 1185 году. Повесть написана предположительно в конце 12 -ого века. Может быть автор был сам свидетелем и участником тех событий?
Очень жаль , что не сохранился подлинник ,(он считается погибшим во время пожара),и уже нельзя провести исследований.Что же касается высказываний о том , что это всего лишь подделка , то мне кажется , что свидетельство такого историка, как Н.М.Карамзин , не должно вызывать сомнений в том , что подлинник существовал. И по всей вероятности правы те , кто считает , что представивший впервые эту повесть граф Алексей Мусин-Пушкин , действительно обнаружил её в хранилище библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря и …не захотел возвращать , понимая его историческую ценность .
После трагической битвы на реке Каяле «черная земля под копытами была костьми усеяна, а кровью полита: тоской изошлася вся Русская земля!», а храбрые русичи «полегли за землю Русскую». После этого, по словам автора, «тоска разлилась по Русской земле, печаль неизбывная потекла средь земли Русской». Узнав о поражении, киевский князь Святослав в своем «золотом слове», смешаном со слезами, несколько раз заклинает соотечественников постоять «за землю Русскую, за раны Игоря».
Одновременно в поэме живет и образ русского народа: народа-ратая, народа-воина, народа-защитника родной земли. Князь Всеволод о своих дружинниках с гордостью говорит, что они под трубами были спеленуты, под шлемами взрощены, с кончика копья вскормлены. Они выходят в поход не как завоеватели, которые ищут себе славы. Для них половецкое богатство ничего не стоит, к трофеям они относятся пренебрежительно. Воины храбро умирают за Русскую землю. Автор с печалью говорит об этом, сетуя на княжеские раздоры, которые влекут за собой смерть и разорение.
В «Слове» воссозданы образы древнерусских князей. Наиболее ярко выписаны образы мужественных воинов — братьев Игоря и Всеволода. Про них автор говорит с симпатией, восторгается их храбростью, одновременно упрекая их за своеволие и славолюбие, за несогласованность их действий с политикой других князей и киевского князя.
Автор отступает от исторической правды, идеализируя и героизируя образ великого киевского князя Святослава, но делает это с определенной политической целью, поскольку рассматривает верховную власть Киева как центр объединения русских княжеств в едином феодальном государстве. Образ Святослава — Мудрого, уравновешенного правителя и полководца и грозного
соперника половцев, опечаленного «отца» разбитых русичей — раскрывается в его символическом «темном» сне и «золотом» слове, «со слезами смешанном», который является центральной частью поэмы. Этот традиционный художественный прием дает автору возможность оценить деятельность русских князей XI— XII веков.
Яркими являются и женские образы поэмы — Ярославна, оплакивающая на валу в Путивле поражение и пленение своего мужа, нежная Глебовна, жена Всеволода, — которые являются воплощением верности и вечности жизни, ожидания, освященного любовью, и непреложности добра на залитой кровью земле.
Природу в поэме также можно рассматривать как образ деятельный и влиятельный. Природа в «Слове» символична и обожествлена язычески. Так, Ярославна обращается за помощью к ветру, солнцу, Днепру, воспринимая их как живые существа; затмение солнца вещует Игорю поражение, а все живое стремится предупредить его об опасности. Таким образом, можно сказать, что из реальности действие поэмы словно переносится в пласт символическо-мифологический, расширяя границы возможного.
Автору удается подняться выше эгоистичных интересов князей, их корыстолюбивой и честолюбивой политики и выразить интересы всего русского народа, его стремление к единству и миру, желание сохранить свою целостность и культуру. [/sms]
Представлен в произведении древнерусским поэтом и певцом. Боян не принадлежит к действующим лицам, но является незаменимым элементом в слове. Автор часто упоминает его, как известного певца того времени, воспевающего великих князей, их славные подвиги, битвы, походы.
В «Слове о полку Игореве» Боян играет на струнном инструменте, скорее всего на гуслях. Автор так же называет его вещим, чародеем.
Вариант 2
“Слово о полку Игореве” — это одно из немногих величайших произведений в отечественной литературе. Это произведение было найдено в библиотеке, и многие истории считают, что это творение написал старый, но образованный монах в 10 веке, который знал достоверные события и как проходили этот поход. Это произведение одно в нашей истории, которое описывает события далекого прошлого, русский народный и его быт. “Слово о полку Игореве” потрясающие изыскание, о геройстве и самоотверженности русских князей и войска, которые готовы для счастья собственного народа, пойти на все:
Главные герои
Князь Игорь
Главным героем творения «Слово о полку Игоре» является сам князь Игорь. Государство уважает и любит своего самодержца и надеяться, что именно он принесет в их страну просветление и радость. Однажды он отправился в поход против половцев. Князь Игорь был бесстрашным и крепким, его с детства учили побеждать врагов, поэтому правителя всегда тянуло к приключениям, и он, никогда не мог усидеть на месте. Именно поэтому князь не обратил внимание на знаки судьбы и пошел в бой. Именно из за собственной решимости, Князь Игорь проиграл и угодил в полон половцев. После Игорю повезло сбежать и вернуться к жене домой.
Князь Всеволод
Всеволод – является, братом князя Игоря. Князь прославился своим богатырским нравом и силой. Всеволод благодаря силе и мужеству заработал прозвище Буй-Тур. Однажды князь отправился со своим братом в поход против половцев, воевать за свою землю. Всеволод любит и уважает свой край, поэтому готов за него умереть. Всеволод позабыл во время похода и о жене, о детях, о родителях, все его мысли только о смерти врага. В конце концов, ярость князя приводит в рабство к половцам.
Князь Святослав Всеволодович Киевский
Святослав является, двоюродным братом Игоря и Всеволода, но они его называют «отцом». Все этот зависит не от родственных уз, а от иерархии среди русских князей. Он любит Русь, заботиться о ней, хочет земле просветления и лучшего будущего, но не через войну, а миром. Святослав понимал, что постоянные войны только разрушат их землю, а не сплотят. Он добрый и любящий правитель, который хочет для своей родины только лучшего.
Княгиня Ярославна
Ярославна является женой Игоря. Княгиня любящая и верующая женщина. Княгиня всем сердцем любит своего мужа и ждет его из поля битвы живым и здоровым. Сам образ Ярославны передает состояние всех женщин на Руси, которую ждут своих мужей и сыновей с войны. Это и старенькие матери, которые плачут по сыновьям, их жены скучающие по теплу мужей, а также маленькие дети. Ее вид передает всю надежду самого народа, веру в будущее, а главное в своих правителей, который и приведут страну к просветлению. Она готова всегда прийти на помощь своему народу и мужу. Сам эпизод из произведения «Плачь Ярославны» является, одним из самых лирических и знаменитых из произведения.
Боян
Боян – это древнерусский писатель и поэт. Он воспевает славу и подвиги, великих русских князей. Он описывает их подвиги на войне и великие правительские решения. Многие считают, что Боян обладает даром предвидения и может описать будущее и все что произойдет. Он не является главным героем, но упоминается там очень часто. Боян является полной противоположностью автора. Он восхваляет подвиги Князей, их великие битвы, как они смогли победить всех врагов и сделать страну процветающей. А автор описывает лишь действительно происходящие события
Автор «Слова о полку Игореве»
Автор – является неизвестной личностью, которую до сих пор никто не знает. Он был талантливым и начитанным человеком, так как смог всеми красками передать смысл и великолепие битвы с половцами. Автор является настоящим патриотом, но который не бессмысленно восхваляет родину, а на самом деле описывает все ее плюсы. Благодаря Автору мир увидел это произведение, которое можно назвать чуть ли не лучшим того времени. С помощью его таланта описания, мы можем узнать силу и мужество русского войска.
«Слово о полку Игореве» принято считать памятником древнерусской литературы. Произведение неспроста получило такое высокое звание, ведь роль этой эпической поэмы заключается не только в описании исторических событий, но и в отражении русской культуры.
Повествование затрагивает события конца XII-го века, а именно поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев. И это историческое достояние характеризуется одной отличительной особенностью: несмотря на то, что эпос, как правило, прославляет подвиги героев и их великие дела, в «Слове о полку Игореве» речь идет о военном походе с неудачным исходом.
И пусть не все битвы оканчиваются успехом и триумфом, военное дело для русского народа всегда играло немаловажную роль. В средневековье и древности русские неоднократно подвергались нападениям племен-захватчиков, и тогда им, разумеется, приходилось биться за свободу, за свою родину, за защиту своих жен и детей. Между прочим, важность образа жены, ожидающей своего воина-супруга дома, также отражена в поэме. Плач Ярославны воплощает в себе горе всех матерей и жен, тоскующих по воинам, ушедшим на поле брани.
Помимо исторических данных, поэма включает в себя также довольно значительную культурную составляющую. Самый очевидный культурный элемент – это знамения. На древней Руси существовали такие явления, которые считались знаками свыше (например, солнечное затмение). Было принято относиться к ним с должной внимательностью и следовать им, но главный герой поэмы пренебрег знамением и впоследствии потерпел неудачу.
Таким образом, «Слово о Полку Игореве» — это не только описание исторического события, но и достойный материал для исследования культурных особенностей древнерусского народа, что по праву позволяет называть поэму памятником литературы.
«Слово в полке Игоре» – удивительная памятка древней литературы, которая поражает нас своим художественным совершенством. Автор рассказывает нам об исторических событиях, мы воображаем их себе так ярко благодаря богатому языку произведения и эмоциональности ту, которую так искренне привнес в свою поэму неизвестный нам художник. Современного читателя захватывают образы «Слова…»: мужественный Игорь, отданная любящая Ярославна, храбрые войны, величественная Русь. Я уверен, что «Слово в полке Игоре» не оставит равнодушным ни одного как в наше время, так и через много лет или веков, все настоящие произведения, написанные не пером, а сердцем, не подвластные влиянию времени. В глубину веков уходит история могущественного славянского государства, воспетая в летописных легендах и древнерусских былинах, описанная отечественными и зарубежными историками.
«Слово в полке Игоре» – это высокохудожественное произведение, в котором рассказывается о неудачном походе 1185 года новгород-северского князя Игоря Святославовича и его брата Всеволода, князя Трубчевського, против половцев, которые своими набегами наносили донимающие удары Русской земля. Ярославна ждет в Путивл-Граде своего любимого, она понимает важность похода, в котором принимает участие князь Игорь. В этом оказывается патриотизм мужественной и красивой женщины. Образ Ярославны использовали писатели разных времен, наверное, известнейшим является настоящий шедевр Большого Кобзарь» «Плач Ярославны».
Но центральным образом «Слова в полке Игоре» есть не Игорь и не Ярославна. Центральным образом исторической поэмы есть Русская земля. Для каждого это историческая радость, о которых рассказывается в «Слове..,». Киевская Русь, родная Мать, она является не просто главным образом поэмы, а главным смыслом их жизни, ведь ни один из их не сознает личного счастья без благосостояния и свободы Родителей. Любовь к родной земля сопровождает все действия персонажей произведения, их мысли и поступки. Автор поэмы также мастерски описал природу родного края. Читая «Слово…», ощущаем увлечение автора красотой пейзажей, задумчивостью озер, гневом гроз и грома. Склонность к персонификации природы, к предоставлению ей человеческих черт только помогает автору подчеркнуть красоту окружающего мира и его личное отношение к увиденным пейзажам.
Кто же выступает главным героем «Слова…»? Князь Игорь? О нем в произведении говорится больше, чем о других князьях. Игорево войско? Но оно испытало поражения и открыло путь Степи на Русь. Ярославна? Она прекрасная, отданная, любящая, персонаж лучшего, но единого раздела произведения. Святослав Киевский? Но в поэме он только высказывает соображения по поводу событий и является другим поэтическим «я». Недаром же его слова переходят в авторское обращение к князьям.
Настоящий герой поэмы – это Русская земля. Ей певец отдает весь жар своего сердца, большую любовь, сыновою верность. Храбрые воины княжьей жены для автора – «русские сыны», «русские полки», «русичи», которых ждут «жен русских». Патриотичный пафос автора поэмы – это личные представления хорошего для родной земли. Он высказал то, что зрело в уме лучших людей той эпохи: надо жить совета Родины и, если выпадет – умереть в бою за Русскую землю. В «Слове…» перед глазами автора, будто впервые возникает Русь. Он по-новому показывает родные и давно обжитые места:
* По берегам Дуная и Днепра славяне,
* Которые начали свой исторический путь между Вислой и Карпатами,
* Одрой и Балтийским морем,
* Селились из античных «возрастов Трояновых».
Вопросы и ответы теме «Устное народное творчество». Назовите тематику древнейших дум. В древнейших думах обрисовано страдания народа в неволе; показанная борьба за освобождение; увеличено предводители национально-освободительной борьбы.
Чем народные думы близкие к историческим песням? Народные думы и исторические песни имеют подобную тематику, связанную с героической борьбой народа против врагов.
Как выполнялись думы? Думы выполнялись в сопровождении кобзы, бандуры или лиры речитативом. Творцами дум были люди хорошо осведомленные с жизнью и бытом народа, участники событий, бывшие невольники, которые испытали мучений в плену. Когда возникли баллады? Баллады возникли в средние века как песни к танцу. Постепенно текст вместе с мелодией отделились от танца, и баллада с начала XIX ст. становится одним из видов народных песен и распространяется на Руси. Чем баллады отличаются от исторических песен? В исторических песнях на первом месте – правдивое отображение конкретного события или героя, а в балладе основным есть высказывания глубоких переживаний, вызванных этими событиями.
Рукописный оригинал «Слова» обнаружен А.И. Мусиным-Пушкиным, известным собирателем русских древностей, в сборнике, который был получен им из Спасо-Ярославского монастыря. Находка его заинтересовала, он изучил текст рукописи и показал его директору Московского архива Коллегии иностранных дел, историку Н.Н. Бантыш-Каменскому и его помощнику А.Ф.Малиновскому. Консультантом стал известный историк Н.М. Карамзин. По их совету, граф в 1800 году издал “Слово”. Сей факт стал неординарным событием в культурной жизни России начала 19 века. Многие известные историки начали изучать этот литературный памятник. Сам оригинал рукописи сгорел в московском пожаре 1812 г.
Произведение “Слово о полку Игореве” относится к жанру поэма, является своим родом памятником древнерусской литературы. Оно посвящено событиям 1185 г. и описывает поход князя Игоря Святославича Новгород-Северского против половцев. События развивались следующим образом. За год до этого похода объединённые русские полки под руководством князя киевского Святослава Всеволодовича на реке Ореле нанесли поражение наступавшей на Русь большой орде половцев. Игорь не смог тогда принять участие в сражении, о чём тяжело переживал, так как не смог продемонстрировать свою преданность союзу русских князей. Поэтому через год он решил сам пойти на половцев, чтобы открыть дорогу к Чёрному морю, которая уже более ста лет закрыта половцами для Руси.
Воинская честь, желание доказать приверженность новой общерусской политике – вот основные причины организованного Игорем похода. Подробности этого похода есть в древних летописях. Однако личное мужество в решении подобных вопросов может принести только вред. Что, в итоге, и произошло. Кратковременная победа над передовым отрядом половцев закончилась встречей с основными силами противника, в результате чего войско Игоря было разгромлено, а сам он, раненый, попал в плен. Это поражение русских войск спровоцировало новое нападение половцев на Русь. Объединённые русские войска отбросили половцев в степь. Князю Игорю с помощью крещёного половца Овлура удалось бежать из плена и добраться до Новгород-Северского. На основе этих исторических событий и было написано неизвестным автором “Слова о полку Игореве”.
Анализ произведения
Основная идея «Слова»
Это призыв к русским князьям объединяться. Феодально раздробленная Русь страдала от междоусобиц князей и от постоянных нападений внешних врагов. Основныыми противоборствующими силами являлись потомки Маномаха и князя Олега, потомком коего и является Игорь. Автор мечтает об объединении русских земель под властью Киева. Современные исследования практически доказывают, что автор «Слова» принадлежал к «Олегову гнезду».
У него была довольно сложная задача, ведь он должен был, с одной стороны, возвеличивать своего князя. С другой осудить за необдуманный шаг. Поэтому образ князя так неоднозначен. Но, подлинным мерилом всех ценностей является Русская земля. Именно она и является главным героем произведения и его идейно-композиционным центром. История Русской земли является составной часть образа. Автор постоянно сравнивает прошлое и настоящее, делает выводы устами Святослава о необходимости единения русских князей перед лицом врага.
Все страницы проникнуты патриотизмом, который выражает основную идею автора. «Слово» это пламенная речь патриота. Иногда гневная и скорбная, взволнованная и лирическая, но, всегда полная веры в Русь и её светлое будущее. Основная тема «Слова» скорбь о постигшей родину беде, поиск выхода из ситуации. Анализируя политическую ситуацию, автор приходит к выводу, что поражение Игоря, следствие разобщённости между князьями.
Герои произведения
Образы основных персонажей в «Слове о полку Игореве» Стиль произведения символичен. Каждый герой являет собой образ-символ, который выражает какое-то одно качество.
Князь Святослав
Например, образ киевского князя Святослава несколько идеализирован. Он показан во главе всех Русских княжеств в традиционном представлении идеального правителя. Старый князь грозен, мудр и опытен. Автор отзывается о нём, как о соколе «в мытех». Именно в «золотом слове» Святослава автор раскрывает свои мечты о единении Руси. Он призывает князей забыть распри и обиды, встать на защиту родной земли от грозного врага, «вступить в золотое стремя и затворить ворота степи своими острыми стрелами». Старый князь порицает мужественных, но безрассудных князей, которые в одиночку выступили против сильного врага.
Подробнее: Князь Святослав: характеристика и образ героя
Олег Гориславич
Следующий герой, Олег Гориславич, представляет образ князя-крамольника, провоцирующего на Руси раздоры среди князей.
Подробнее: Олег Гориславич: характеристика и образ героя
Князь Всеслав Полоцкий
(266 слов)
«Слово о полку Игореве» — один из самых из самых известных и уникальных памятников русской литературы. Несмотря на то, что произведение повествует о событиях почти тысячелетней давности, оно трогает читателей, мастерство неизвестного автора заставляет сопереживать таким далеким, но таким понятным и любимым героям.
Святослав Киевский – мой любимый персонаж в «Слове». Он является двоюродным братом главного героя – князя Игоря. Святослав – пожилой человек, но сохранивший ясность и мудрость в мыслях. Этот князь успешно боролся с половцами, обеспечил относительную стабильность и внутри, и снаружи Руси. Главные качества персонажа – беззаветный патриотизм в сочетании с осторожностью. Да, он всей душой болеет за родную страну, но не бросается безрассудно на подвиги, в отличие от Игоря. Он относился к молодому человеку с отеческой заботой, это явление символизирует то, что Киев – отец русских городов, древний защитник и глава. Святослав не изображается слабовольным дедушкой, «божьим одуванчиком», в своих действиях он руководствуется интересами Родины и справедливости, поэтому сурово карает врагов и не смягчает своего осуждения необдуманного похода Игоря против половцев. В своем «золотом слове» он говорит о вредности действий двоюродного брата и осуждает усобицы, истощившие Русь.
Более восьми веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве» – несомненно, самое значительное произведение древнерусской литературы, наиболее яркий в художественном отношении ее памятник. Открытое впервые русскому читателю лишь в начале XIX века, «Слово…» с тех пор не раз привлекало исследователей, читателей, знатоков и ценителей древней русской литературы. За протекшие с момента открытия «Слова…» А.И. Мусиным-Пушкиным два столетия это произведение было не раз переведено на современный русский язык и продолжает оставаться актуальным для новых поколений специалистов в этой области.
И все же главное в этом удивительном произведении то, что интерес к нему обусловлен не только научными задачами изучения литературы, но и тем, что «Слово…» продолжает волновать все новые поколения читателей, заставляя восхищаться его удивительной красотой и совершенством. Почему же это произведение оказалось столь долговечным, что в нем близко нам – людям, живущим уже в XXI веке?
Давно утвердилась мысль о том, что «Слово о полку Игореве» посвящено не какому-то отдельному герою, а всей Русской земле в целом. Читая это необыкновенное произведение, действительно понимаешь, что перо его автора вдохновляла любовь к своей родине, а центральный образ Русской земли предстает во всей своей полноте и масштабности.
Но все же герой, чье имя стоит в названии произведения, занимает в нем особое место, среди других героев «Слова…» его образ особенно ярок и выразителен. Мне кажется, что именно князь Игорь, личность сложная и противоречивая, наиболее близок современному человеку, а потому вызывает искренний интерес, хотя он отделен от нас огромной временной дистанцией.
Отношение автора «Слова…» к русским князьям, изображенным в нем, двойственное, что сказалось и в образе князя Игоря. С одной стороны, автор видит в князьях представителей Руси, он им сочувствует, гордится их успехами и переживает за неудачи. С другой стороны, он осуждает их эгоизм, раздоры и местническую политику, их нежелание отстаивать общерусские интересы.. На примере похода на половцев Новгород-Северского князя Игоря Святославича автор показывает, к чему приводит отсутствие единения, а потому для выражения главной идеи «Слова…» образ князя Игоря имеет очень большое значение.
Игорь действует по формуле: «мы собе, а ты собе». Он идет в поход на половцев один, а потому и терпит поражение. Святослав Киевский, с которым солидарен автор, говорит Игорю, что он самостоятельно отправляется в поход потому, что ищет себе славу, которую не желает ни с кем делить, кроме нескольких верных ему князей:
Русичи великие поля червлеными щитами перегородили.
Ища себе чести, а князю – славы.
Храбрый, но недальновидный Игорь идет в поход, несмотря на то, что с самого начала его предупреждают о поражении многочисленные «знамения»:
Солнце ему тьмою путь заступало;
Ночь стонами грозы птиц пробудила:
Свист звериный встал,
Взбился див –
Кличет на вершине дерева.
Велит прислушаться…
Но Игорь не желает ничего и никого слушать, он верит в свою звезду и с небольшим отрядом соратников идет в поход. Он, безусловно, любит родину, но желание личной славы «заступает ему знамение». Перед походом он обращается к своей дружине:
Лучше ведь убитым быть,
Чем плененным быть;
Сядем же, братья,
На борзых коней
Да посмотрим хоть
На синий Дон.
Автор «Слова…» так комментирует речь князя:
Ум князя уступил
Желанию,
И охота отведать Дон великий
Заслонила ему предзнаменование.
Но все же создается впечатление, что автор симпатизирует князю. Недаром читатель так живо переживает все, что происходит с героем «Слова…», сочувствует ему. Ведь князь действительно отважен и храбр, он настоящий воин и готов сложить свою голову в борьбе с врагом «за землю Русскую». Метафорические определения подчеркивают эти качества князя, который
Скрепил ум силою своею
И поострил сердце свое мужеством;
Исполнившись ратного духа,
Навел свои храбрые полки
На землю Половецкую
За землю Русскую.
Но князь – человек своего времени. Привлекательные качества его личности вступают в противоречие с безрассудством и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорь, автор все же подчеркивает в герое не индивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к междоусобной борьбе, раздорам и в конечном результате к потере единства Руси как государства.
Недаром рядом с образом князя Игоря появляется образ его деда Олега Святославича, которого автор выразительно называет «Горисла- вичем». Конечно, речь идет не о личном горе этого князя, а о народном горе, вызванном его усобицами. Автор, вспоминая о нем, говорит, что Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял. Имя этого князя, одного из зачинателей междоусобной борьбы, стоит даже в заглавии произведения: «Слово о полку Игореве, Игоря Святославича, внука Ольгова». Так от отца к сыну, от деда к внуку передается дух «крамолы», которая ведет к гибели людей и поруганию земли русской.
Так и Игорь, отправившийся в поход на половцев добывать «себе славы», принес только горе русской земле: его дружина и дружины союзных ему князей разгромлены, на кровавом «пиру» полегли «храбрые русичи», а князья оказались в плену или тоже были убиты. Но страшнее всего то, что затем последовало опустошительное нашествие половцев на Русскую землю.
И все же финал повествования дает несколько иной поворот в трактовке образа князя Игоря. Переломным моментом служит центральный эпизод третьей части – плач Ярославны, юной жены Игоря, которая представляет собой образ идеальной русской женщины. Она оплакивает не только пленение мужа, но скорбит о всех павших русских воинах. В народно-песенных традициях она призывает на помощь силы природы: «ветер, ветрило», Днепр Словутич, «светлое и трисветлое солнце». Ее плач – это удивительное по красоте и выразительности символическое олицетворение плача всей земли Русской о погибших и плененных своих защитниках.
Но плач Ярославны имеет и еще одну очень важную функцию: он призван освятить бегство Игоря из плена, что считалось поступком, наносящим урон чести князя. Здесь его бегство как бы освящено космическими, природными силами, которые призваны плачем Ярославны.
Как верно заметил Д.С. Лихачев, в финале не только рассказывается о возвращении Игоря и о посещении им Киева, но и – главное – показывается, что в душе героя происходит переворот. Теперь он осознает гибельность подобных необдуманных походов, он сам готов принять участие в будущих походах русских князей против половцев, а значит, эгоистические устремления Игоря оказываются побеждены сознанием важности единения всех князей для спасения земли русской.
Так и князь Игорь неожиданно оказываются сопричастен основной идее «Слова…». Именно потому возвратившегося князя так радостно приветствует народ: «Страны рады, грады веселы». И завершается все повествование радостным приветствием не только ему, но и всем князьям и дружинам, сражающимся за Русскую землю:
Здравы будьте, князья и дружина,
борясь за христиан
Против нашествий поганых!
Князьям слава и дружине!
Аминь.
Не странный вопрос , и ( простите за дерзость ) , но главный герой памятника славянской литературы “Слово о полку Игоревом ” , полное название которого :
не князь Игорь , а автор произведения . К сожалению неизвестный . Есть предположения , что автор “Девгениева деяния”, (это переработанное древняя византийская поэма на древне – русский язык ), и автор “Слова о полку Игореве” – одно и то же лицо.
Почему я так считаю ?
Потому что , если разобраться , (по современной терминологии) , это произведение следует отнести к историческому очерку. Представляется мне , что ходили устные сказы . о том , что же произошло с полком князя Игоря, и сказы эти были противоречивыми . Потому и обращается в вступлении к Баяну ( сказителю) автор , и говорит, что не измышления расскажет , а как оно было на самом деле.
И далее рассказывает историю Игоря. И не только рассказывает , но и дает оценку произошедшему , и героям , участником тех событий , причем в уста одного из героев вкладывает осуждение поступка Игоря.
Самый сильный момент в этом произведении , это рассказ о плаче Ярославны.
Читая это произведение можно предположить , что автор проводил изыскания, что бы рассказать , что же все таки произошло .События , описанные в повести произошли в 1185 году. Повесть написана предположительно в конце 12 -ого века. Может быть автор был сам свидетелем и участником тех событий?
Очень жаль , что не сохранился подлинник ,(он считается погибшим во время пожара),и уже нельзя провести исследований.Что же касается высказываний о том , что это всего лишь подделка , то мне кажется , что свидетельство такого историка, как Н.М.Карамзин , не должно вызывать сомнений в том , что подлинник существовал. И по всей вероятности правы те , кто считает , что представивший впервые эту повесть граф Алексей Мусин-Пушкин , действительно обнаружил её в хранилище библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря и …не захотел возвращать , понимая его историческую ценность .
После трагической битвы на реке Каяле «черная земля под копытами была костьми усеяна, а кровью полита: тоской изошлася вся Русская земля!», а храбрые русичи «полегли за землю Русскую». После этого, по словам автора, «тоска разлилась по Русской земле, печаль неизбывная потекла средь земли Русской». Узнав о поражении, киевский князь Святослав в своем «золотом слове», смешаном со слезами, несколько раз заклинает соотечественников постоять «за землю Русскую, за раны Игоря».
Одновременно в поэме живет и образ русского народа: народа-ратая, народа-воина, народа-защитника родной земли. Князь Всеволод о своих дружинниках с гордостью говорит, что они под трубами были спеленуты, под шлемами взрощены, с кончика копья вскормлены. Они выходят в поход не как завоеватели, которые ищут себе славы. Для них половецкое богатство ничего не стоит, к трофеям они относятся пренебрежительно. Воины храбро умирают за Русскую землю. Автор с печалью говорит об этом, сетуя на княжеские раздоры, которые влекут за собой смерть и разорение.
В «Слове» воссозданы образы древнерусских князей. Наиболее ярко выписаны образы мужественных воинов — братьев Игоря и Всеволода. Про них автор говорит с симпатией, восторгается их храбростью, одновременно упрекая их за своеволие и славолюбие, за несогласованность их действий с политикой других князей и киевского князя.
Автор отступает от исторической правды, идеализируя и героизируя образ великого киевского князя Святослава, но делает это с определенной политической целью, поскольку рассматривает верховную власть Киева как центр объединения русских княжеств в едином феодальном государстве. Образ Святослава — Мудрого, уравновешенного правителя и полководца и грозного
соперника половцев, опечаленного «отца» разбитых русичей — раскрывается в его символическом «темном» сне и «золотом» слове, «со слезами смешанном», который является центральной частью поэмы. Этот традиционный художественный прием дает автору возможность оценить деятельность русских князей XI— XII веков.
Яркими являются и женские образы поэмы — Ярославна, оплакивающая на валу в Путивле поражение и пленение своего мужа, нежная Глебовна, жена Всеволода, — которые являются воплощением верности и вечности жизни, ожидания, освященного любовью, и непреложности добра на залитой кровью земле.
Природу в поэме также можно рассматривать как образ деятельный и влиятельный. Природа в «Слове» символична и обожествлена язычески. Так, Ярославна обращается за помощью к ветру, солнцу, Днепру, воспринимая их как живые существа; затмение солнца вещует Игорю поражение, а все живое стремится предупредить его об опасности. Таким образом, можно сказать, что из реальности действие поэмы словно переносится в пласт символическо-мифологический, расширяя границы возможного.
Автору удается подняться выше эгоистичных интересов князей, их корыстолюбивой и честолюбивой политики и выразить интересы всего русского народа, его стремление к единству и миру, желание сохранить свою целостность и культуру. [/sms]
Представлен в произведении древнерусским поэтом и певцом. Боян не принадлежит к действующим лицам, но является незаменимым элементом в слове. Автор часто упоминает его, как известного певца того времени, воспевающего великих князей, их славные подвиги, битвы, походы.
В «Слове о полку Игореве» Боян играет на струнном инструменте, скорее всего на гуслях. Автор так же называет его вещим, чародеем.
Вариант 2
“Слово о полку Игореве” — это одно из немногих величайших произведений в отечественной литературе. Это произведение было найдено в библиотеке, и многие истории считают, что это творение написал старый, но образованный монах в 10 веке, который знал достоверные события и как проходили этот поход. Это произведение одно в нашей истории, которое описывает события далекого прошлого, русский народный и его быт. “Слово о полку Игореве” потрясающие изыскание, о геройстве и самоотверженности русских князей и войска, которые готовы для счастья собственного народа, пойти на все:
Главные герои
Князь Игорь
Главным героем творения «Слово о полку Игоре» является сам князь Игорь. Государство уважает и любит своего самодержца и надеяться, что именно он принесет в их страну просветление и радость. Однажды он отправился в поход против половцев. Князь Игорь был бесстрашным и крепким, его с детства учили побеждать врагов, поэтому правителя всегда тянуло к приключениям, и он, никогда не мог усидеть на месте. Именно поэтому князь не обратил внимание на знаки судьбы и пошел в бой. Именно из за собственной решимости, Князь Игорь проиграл и угодил в полон половцев. После Игорю повезло сбежать и вернуться к жене домой.
Князь Всеволод
Всеволод – является, братом князя Игоря. Князь прославился своим богатырским нравом и силой. Всеволод благодаря силе и мужеству заработал прозвище Буй-Тур. Однажды князь отправился со своим братом в поход против половцев, воевать за свою землю. Всеволод любит и уважает свой край, поэтому готов за него умереть. Всеволод позабыл во время похода и о жене, о детях, о родителях, все его мысли только о смерти врага. В конце концов, ярость князя приводит в рабство к половцам.
Князь Святослав Всеволодович Киевский
Святослав является, двоюродным братом Игоря и Всеволода, но они его называют «отцом». Все этот зависит не от родственных уз, а от иерархии среди русских князей. Он любит Русь, заботиться о ней, хочет земле просветления и лучшего будущего, но не через войну, а миром. Святослав понимал, что постоянные войны только разрушат их землю, а не сплотят. Он добрый и любящий правитель, который хочет для своей родины только лучшего.
Княгиня Ярославна
Ярославна является женой Игоря. Княгиня любящая и верующая женщина. Княгиня всем сердцем любит своего мужа и ждет его из поля битвы живым и здоровым. Сам образ Ярославны передает состояние всех женщин на Руси, которую ждут своих мужей и сыновей с войны. Это и старенькие матери, которые плачут по сыновьям, их жены скучающие по теплу мужей, а также маленькие дети. Ее вид передает всю надежду самого народа, веру в будущее, а главное в своих правителей, который и приведут страну к просветлению. Она готова всегда прийти на помощь своему народу и мужу. Сам эпизод из произведения «Плачь Ярославны» является, одним из самых лирических и знаменитых из произведения.
Боян
Боян – это древнерусский писатель и поэт. Он воспевает славу и подвиги, великих русских князей. Он описывает их подвиги на войне и великие правительские решения. Многие считают, что Боян обладает даром предвидения и может описать будущее и все что произойдет. Он не является главным героем, но упоминается там очень часто. Боян является полной противоположностью автора. Он восхваляет подвиги Князей, их великие битвы, как они смогли победить всех врагов и сделать страну процветающей. А автор описывает лишь действительно происходящие события
Автор «Слова о полку Игореве»
Автор – является неизвестной личностью, которую до сих пор никто не знает. Он был талантливым и начитанным человеком, так как смог всеми красками передать смысл и великолепие битвы с половцами. Автор является настоящим патриотом, но который не бессмысленно восхваляет родину, а на самом деле описывает все ее плюсы. Благодаря Автору мир увидел это произведение, которое можно назвать чуть ли не лучшим того времени. С помощью его таланта описания, мы можем узнать силу и мужество русского войска.
«Слово о полку Игореве» принято считать памятником древнерусской литературы. Произведение неспроста получило такое высокое звание, ведь роль этой эпической поэмы заключается не только в описании исторических событий, но и в отражении русской культуры.
Повествование затрагивает события конца XII-го века, а именно поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев. И это историческое достояние характеризуется одной отличительной особенностью: несмотря на то, что эпос, как правило, прославляет подвиги героев и их великие дела, в «Слове о полку Игореве» речь идет о военном походе с неудачным исходом.
И пусть не все битвы оканчиваются успехом и триумфом, военное дело для русского народа всегда играло немаловажную роль. В средневековье и древности русские неоднократно подвергались нападениям племен-захватчиков, и тогда им, разумеется, приходилось биться за свободу, за свою родину, за защиту своих жен и детей. Между прочим, важность образа жены, ожидающей своего воина-супруга дома, также отражена в поэме. Плач Ярославны воплощает в себе горе всех матерей и жен, тоскующих по воинам, ушедшим на поле брани.
Помимо исторических данных, поэма включает в себя также довольно значительную культурную составляющую. Самый очевидный культурный элемент – это знамения. На древней Руси существовали такие явления, которые считались знаками свыше (например, солнечное затмение). Было принято относиться к ним с должной внимательностью и следовать им, но главный герой поэмы пренебрег знамением и впоследствии потерпел неудачу.
Таким образом, «Слово о Полку Игореве» — это не только описание исторического события, но и достойный материал для исследования культурных особенностей древнерусского народа, что по праву позволяет называть поэму памятником литературы.
«Слово в полке Игоре» – удивительная памятка древней литературы, которая поражает нас своим художественным совершенством. Автор рассказывает нам об исторических событиях, мы воображаем их себе так ярко благодаря богатому языку произведения и эмоциональности ту, которую так искренне привнес в свою поэму неизвестный нам художник. Современного читателя захватывают образы «Слова…»: мужественный Игорь, отданная любящая Ярославна, храбрые войны, величественная Русь. Я уверен, что «Слово в полке Игоре» не оставит равнодушным ни одного как в наше время, так и через много лет или веков, все настоящие произведения, написанные не пером, а сердцем, не подвластные влиянию времени. В глубину веков уходит история могущественного славянского государства, воспетая в летописных легендах и древнерусских былинах, описанная отечественными и зарубежными историками.
«Слово в полке Игоре» – это высокохудожественное произведение, в котором рассказывается о неудачном походе 1185 года новгород-северского князя Игоря Святославовича и его брата Всеволода, князя Трубчевського, против половцев, которые своими набегами наносили донимающие удары Русской земля. Ярославна ждет в Путивл-Граде своего любимого, она понимает важность похода, в котором принимает участие князь Игорь. В этом оказывается патриотизм мужественной и красивой женщины. Образ Ярославны использовали писатели разных времен, наверное, известнейшим является настоящий шедевр Большого Кобзарь» «Плач Ярославны».
Но центральным образом «Слова в полке Игоре» есть не Игорь и не Ярославна. Центральным образом исторической поэмы есть Русская земля. Для каждого это историческая радость, о которых рассказывается в «Слове..,». Киевская Русь, родная Мать, она является не просто главным образом поэмы, а главным смыслом их жизни, ведь ни один из их не сознает личного счастья без благосостояния и свободы Родителей. Любовь к родной земля сопровождает все действия персонажей произведения, их мысли и поступки. Автор поэмы также мастерски описал природу родного края. Читая «Слово…», ощущаем увлечение автора красотой пейзажей, задумчивостью озер, гневом гроз и грома. Склонность к персонификации природы, к предоставлению ей человеческих черт только помогает автору подчеркнуть красоту окружающего мира и его личное отношение к увиденным пейзажам.
Кто же выступает главным героем «Слова…»? Князь Игорь? О нем в произведении говорится больше, чем о других князьях. Игорево войско? Но оно испытало поражения и открыло путь Степи на Русь. Ярославна? Она прекрасная, отданная, любящая, персонаж лучшего, но единого раздела произведения. Святослав Киевский? Но в поэме он только высказывает соображения по поводу событий и является другим поэтическим «я». Недаром же его слова переходят в авторское обращение к князьям.
Настоящий герой поэмы – это Русская земля. Ей певец отдает весь жар своего сердца, большую любовь, сыновою верность. Храбрые воины княжьей жены для автора – «русские сыны», «русские полки», «русичи», которых ждут «жен русских». Патриотичный пафос автора поэмы – это личные представления хорошего для родной земли. Он высказал то, что зрело в уме лучших людей той эпохи: надо жить совета Родины и, если выпадет – умереть в бою за Русскую землю. В «Слове…» перед глазами автора, будто впервые возникает Русь. Он по-новому показывает родные и давно обжитые места:
* По берегам Дуная и Днепра славяне,
* Которые начали свой исторический путь между Вислой и Карпатами,
* Одрой и Балтийским морем,
* Селились из античных «возрастов Трояновых».
Вопросы и ответы теме «Устное народное творчество». Назовите тематику древнейших дум. В древнейших думах обрисовано страдания народа в неволе; показанная борьба за освобождение; увеличено предводители национально-освободительной борьбы.
Чем народные думы близкие к историческим песням? Народные думы и исторические песни имеют подобную тематику, связанную с героической борьбой народа против врагов.
Как выполнялись думы? Думы выполнялись в сопровождении кобзы, бандуры или лиры речитативом. Творцами дум были люди хорошо осведомленные с жизнью и бытом народа, участники событий, бывшие невольники, которые испытали мучений в плену. Когда возникли баллады? Баллады возникли в средние века как песни к танцу. Постепенно текст вместе с мелодией отделились от танца, и баллада с начала XIX ст. становится одним из видов народных песен и распространяется на Руси. Чем баллады отличаются от исторических песен? В исторических песнях на первом месте – правдивое отображение конкретного события или героя, а в балладе основным есть высказывания глубоких переживаний, вызванных этими событиями.
Рукописный оригинал «Слова» обнаружен А.И. Мусиным-Пушкиным, известным собирателем русских древностей, в сборнике, который был получен им из Спасо-Ярославского монастыря. Находка его заинтересовала, он изучил текст рукописи и показал его директору Московского архива Коллегии иностранных дел, историку Н.Н. Бантыш-Каменскому и его помощнику А.Ф.Малиновскому. Консультантом стал известный историк Н.М. Карамзин. По их совету, граф в 1800 году издал “Слово”. Сей факт стал неординарным событием в культурной жизни России начала 19 века. Многие известные историки начали изучать этот литературный памятник. Сам оригинал рукописи сгорел в московском пожаре 1812 г.
Произведение “Слово о полку Игореве” относится к жанру поэма, является своим родом памятником древнерусской литературы. Оно посвящено событиям 1185 г. и описывает поход князя Игоря Святославича Новгород-Северского против половцев. События развивались следующим образом. За год до этого похода объединённые русские полки под руководством князя киевского Святослава Всеволодовича на реке Ореле нанесли поражение наступавшей на Русь большой орде половцев. Игорь не смог тогда принять участие в сражении, о чём тяжело переживал, так как не смог продемонстрировать свою преданность союзу русских князей. Поэтому через год он решил сам пойти на половцев, чтобы открыть дорогу к Чёрному морю, которая уже более ста лет закрыта половцами для Руси.
Воинская честь, желание доказать приверженность новой общерусской политике – вот основные причины организованного Игорем похода. Подробности этого похода есть в древних летописях. Однако личное мужество в решении подобных вопросов может принести только вред. Что, в итоге, и произошло. Кратковременная победа над передовым отрядом половцев закончилась встречей с основными силами противника, в результате чего войско Игоря было разгромлено, а сам он, раненый, попал в плен. Это поражение русских войск спровоцировало новое нападение половцев на Русь. Объединённые русские войска отбросили половцев в степь. Князю Игорю с помощью крещёного половца Овлура удалось бежать из плена и добраться до Новгород-Северского. На основе этих исторических событий и было написано неизвестным автором “Слова о полку Игореве”.
Анализ произведения
Основная идея «Слова»
Это призыв к русским князьям объединяться. Феодально раздробленная Русь страдала от междоусобиц князей и от постоянных нападений внешних врагов. Основныыми противоборствующими силами являлись потомки Маномаха и князя Олега, потомком коего и является Игорь. Автор мечтает об объединении русских земель под властью Киева. Современные исследования практически доказывают, что автор «Слова» принадлежал к «Олегову гнезду».
У него была довольно сложная задача, ведь он должен был, с одной стороны, возвеличивать своего князя. С другой осудить за необдуманный шаг. Поэтому образ князя так неоднозначен. Но, подлинным мерилом всех ценностей является Русская земля. Именно она и является главным героем произведения и его идейно-композиционным центром. История Русской земли является составной часть образа. Автор постоянно сравнивает прошлое и настоящее, делает выводы устами Святослава о необходимости единения русских князей перед лицом врага.
Все страницы проникнуты патриотизмом, который выражает основную идею автора. «Слово» это пламенная речь патриота. Иногда гневная и скорбная, взволнованная и лирическая, но, всегда полная веры в Русь и её светлое будущее. Основная тема «Слова» скорбь о постигшей родину беде, поиск выхода из ситуации. Анализируя политическую ситуацию, автор приходит к выводу, что поражение Игоря, следствие разобщённости между князьями.
Герои произведения
Образы основных персонажей в «Слове о полку Игореве» Стиль произведения символичен. Каждый герой являет собой образ-символ, который выражает какое-то одно качество.
Князь Святослав
Например, образ киевского князя Святослава несколько идеализирован. Он показан во главе всех Русских княжеств в традиционном представлении идеального правителя. Старый князь грозен, мудр и опытен. Автор отзывается о нём, как о соколе «в мытех». Именно в «золотом слове» Святослава автор раскрывает свои мечты о единении Руси. Он призывает князей забыть распри и обиды, встать на защиту родной земли от грозного врага, «вступить в золотое стремя и затворить ворота степи своими острыми стрелами». Старый князь порицает мужественных, но безрассудных князей, которые в одиночку выступили против сильного врага.
Подробнее: Князь Святослав: характеристика и образ героя
Олег Гориславич
Следующий герой, Олег Гориславич, представляет образ князя-крамольника, провоцирующего на Руси раздоры среди князей.
Подробнее: Олег Гориславич: характеристика и образ героя
Князь Всеслав Полоцкий
(266 слов)
«Слово о полку Игореве» — один из самых из самых известных и уникальных памятников русской литературы. Несмотря на то, что произведение повествует о событиях почти тысячелетней давности, оно трогает читателей, мастерство неизвестного автора заставляет сопереживать таким далеким, но таким понятным и любимым героям.
Святослав Киевский – мой любимый персонаж в «Слове». Он является двоюродным братом главного героя – князя Игоря. Святослав – пожилой человек, но сохранивший ясность и мудрость в мыслях. Этот князь успешно боролся с половцами, обеспечил относительную стабильность и внутри, и снаружи Руси. Главные качества персонажа – беззаветный патриотизм в сочетании с осторожностью. Да, он всей душой болеет за родную страну, но не бросается безрассудно на подвиги, в отличие от Игоря. Он относился к молодому человеку с отеческой заботой, это явление символизирует то, что Киев – отец русских городов, древний защитник и глава. Святослав не изображается слабовольным дедушкой, «божьим одуванчиком», в своих действиях он руководствуется интересами Родины и справедливости, поэтому сурово карает врагов и не смягчает своего осуждения необдуманного похода Игоря против половцев. В своем «золотом слове» он говорит о вредности действий двоюродного брата и осуждает усобицы, истощившие Русь.
Более восьми веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве» – несомненно, самое значительное произведение древнерусской литературы, наиболее яркий в художественном отношении ее памятник. Открытое впервые русскому читателю лишь в начале XIX века, «Слово…» с тех пор не раз привлекало исследователей, читателей, знатоков и ценителей древней русской литературы. За протекшие с момента открытия «Слова…» А.И. Мусиным-Пушкиным два столетия это произведение было не раз переведено на современный русский язык и продолжает оставаться актуальным для новых поколений специалистов в этой области.
И все же главное в этом удивительном произведении то, что интерес к нему обусловлен не только научными задачами изучения литературы, но и тем, что «Слово…» продолжает волновать все новые поколения читателей, заставляя восхищаться его удивительной красотой и совершенством. Почему же это произведение оказалось столь долговечным, что в нем близко нам – людям, живущим уже в XXI веке?
Давно утвердилась мысль о том, что «Слово о полку Игореве» посвящено не какому-то отдельному герою, а всей Русской земле в целом. Читая это необыкновенное произведение, действительно понимаешь, что перо его автора вдохновляла любовь к своей родине, а центральный образ Русской земли предстает во всей своей полноте и масштабности.
Но все же герой, чье имя стоит в названии произведения, занимает в нем особое место, среди других героев «Слова…» его образ особенно ярок и выразителен. Мне кажется, что именно князь Игорь, личность сложная и противоречивая, наиболее близок современному человеку, а потому вызывает искренний интерес, хотя он отделен от нас огромной временной дистанцией.
Отношение автора «Слова…» к русским князьям, изображенным в нем, двойственное, что сказалось и в образе князя Игоря. С одной стороны, автор видит в князьях представителей Руси, он им сочувствует, гордится их успехами и переживает за неудачи. С другой стороны, он осуждает их эгоизм, раздоры и местническую политику, их нежелание отстаивать общерусские интересы.. На примере похода на половцев Новгород-Северского князя Игоря Святославича автор показывает, к чему приводит отсутствие единения, а потому для выражения главной идеи «Слова…» образ князя Игоря имеет очень большое значение.
Игорь действует по формуле: «мы собе, а ты собе». Он идет в поход на половцев один, а потому и терпит поражение. Святослав Киевский, с которым солидарен автор, говорит Игорю, что он самостоятельно отправляется в поход потому, что ищет себе славу, которую не желает ни с кем делить, кроме нескольких верных ему князей:
Русичи великие поля червлеными щитами перегородили.
Ища себе чести, а князю – славы.
Храбрый, но недальновидный Игорь идет в поход, несмотря на то, что с самого начала его предупреждают о поражении многочисленные «знамения»:
Солнце ему тьмою путь заступало;
Ночь стонами грозы птиц пробудила:
Свист звериный встал,
Взбился див –
Кличет на вершине дерева.
Велит прислушаться…
Но Игорь не желает ничего и никого слушать, он верит в свою звезду и с небольшим отрядом соратников идет в поход. Он, безусловно, любит родину, но желание личной славы «заступает ему знамение». Перед походом он обращается к своей дружине:
Лучше ведь убитым быть,
Чем плененным быть;
Сядем же, братья,
На борзых коней
Да посмотрим хоть
На синий Дон.
Автор «Слова…» так комментирует речь князя:
Ум князя уступил
Желанию,
И охота отведать Дон великий
Заслонила ему предзнаменование.
Но все же создается впечатление, что автор симпатизирует князю. Недаром читатель так живо переживает все, что происходит с героем «Слова…», сочувствует ему. Ведь князь действительно отважен и храбр, он настоящий воин и готов сложить свою голову в борьбе с врагом «за землю Русскую». Метафорические определения подчеркивают эти качества князя, который
Скрепил ум силою своею
И поострил сердце свое мужеством;
Исполнившись ратного духа,
Навел свои храбрые полки
На землю Половецкую
За землю Русскую.
Но князь – человек своего времени. Привлекательные качества его личности вступают в противоречие с безрассудством и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорь, автор все же подчеркивает в герое не индивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к междоусобной борьбе, раздорам и в конечном результате к потере единства Руси как государства.
Недаром рядом с образом князя Игоря появляется образ его деда Олега Святославича, которого автор выразительно называет «Горисла- вичем». Конечно, речь идет не о личном горе этого князя, а о народном горе, вызванном его усобицами. Автор, вспоминая о нем, говорит, что Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял. Имя этого князя, одного из зачинателей междоусобной борьбы, стоит даже в заглавии произведения: «Слово о полку Игореве, Игоря Святославича, внука Ольгова». Так от отца к сыну, от деда к внуку передается дух «крамолы», которая ведет к гибели людей и поруганию земли русской.
Так и Игорь, отправившийся в поход на половцев добывать «себе славы», принес только горе русской земле: его дружина и дружины союзных ему князей разгромлены, на кровавом «пиру» полегли «храбрые русичи», а князья оказались в плену или тоже были убиты. Но страшнее всего то, что затем последовало опустошительное нашествие половцев на Русскую землю.
И все же финал повествования дает несколько иной поворот в трактовке образа князя Игоря. Переломным моментом служит центральный эпизод третьей части – плач Ярославны, юной жены Игоря, которая представляет собой образ идеальной русской женщины. Она оплакивает не только пленение мужа, но скорбит о всех павших русских воинах. В народно-песенных традициях она призывает на помощь силы природы: «ветер, ветрило», Днепр Словутич, «светлое и трисветлое солнце». Ее плач – это удивительное по красоте и выразительности символическое олицетворение плача всей земли Русской о погибших и плененных своих защитниках.
Но плач Ярославны имеет и еще одну очень важную функцию: он призван освятить бегство Игоря из плена, что считалось поступком, наносящим урон чести князя. Здесь его бегство как бы освящено космическими, природными силами, которые призваны плачем Ярославны.
Как верно заметил Д.С. Лихачев, в финале не только рассказывается о возвращении Игоря и о посещении им Киева, но и – главное – показывается, что в душе героя происходит переворот. Теперь он осознает гибельность подобных необдуманных походов, он сам готов принять участие в будущих походах русских князей против половцев, а значит, эгоистические устремления Игоря оказываются побеждены сознанием важности единения всех князей для спасения земли русской.
Так и князь Игорь неожиданно оказываются сопричастен основной идее «Слова…». Именно потому возвратившегося князя так радостно приветствует народ: «Страны рады, грады веселы». И завершается все повествование радостным приветствием не только ему, но и всем князьям и дружинам, сражающимся за Русскую землю:
Здравы будьте, князья и дружина,
борясь за христиан
Против нашествий поганых!
Князьям слава и дружине!
Аминь.