Сочинение на тему композиция слово о полку игореве

9 вариантов

  1. Талантливейшее произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» было написано на рубеже XII – XIII веков, незадолго до опустошительного нашествия на Русь татаро – монгольских орд. Неудачный поход князя Игоря на половцев послужил для автора поводом к страстному обращению к князьям с призывом объединиться перед лицом общего врага.
    Проследим в общих чертах, как развивается в «Слове…» поэтический рассказ об Игоревом походе. Поэма состоит из вступления, трех основных частей и концовки. Изображение событий неоднократно прерывается авторскими размышлениями о современности и о прошлом Русской земли.
    Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна, прославлявшего воинские подвиги русских князей. Его поэтическая манера поражала слушателей свободным полетом фантазии. Принося дань уважения блестящему мастерству своего предшественника, создатель «Слова…» вместе с тем не хочет быть его подражателем. Он решает творить «не по замышлению Бояна», а по былям (действительным событиям) своего времени.
    Поэт рассказывает далее о сборах в поход и двух битвах Игоревой дружины. Вначале русские разбили половцев, но радость храбрых русичей преждевременна. Зловещей тучей надвигаются на Игореву дружину главные силы половцев. Стойко сражаются воины. Но под натиском многочисленного половецкого войска гибнет Игорева дружина, а князей кочевники уводят в плен. Это кульминация сюжета «Слова…»
    А в Киеве князь Святослав, умудренный опытом полководец и государственный деятель, узнав о поражении Игоря и Всеволода, горько упрекает этих храбрых, но безрассудных военаначальников: «Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать». По мысли Святослава, великое горе принес родине необдуманный поход северских князей. И вот уже «кричат под саблями половецкими» ни в чем не повинные русские люди.
    К «золотому слову» Святослава — к его размышлениям о судьбах Руси — присоединяет свой голос создатель поэмы. Обращаясь к князьям — Всеволоду Суздальскому, Ярославу Осмомыслу Галицкому и другим властителям обширных и могучих, но разрозненных княжеств, поэт страстно призывает их сообща выступить против половцев, отстоять землю Русскую, отомстить «за раны Игоря, храброго Святославича». Это центральное место в произведении.
    Тема сочинения личной судьбы Игоря вводится в поэму «плачем Ярославны». Жена Игоря горестно причитает в Путивле на крепостной стене, умоляя всемогущие силы природы помочь любимому вернуться на Родину. Рыдающий голос женщины, как бы преодолевая пространство, долетает до крайних границ Руси.
    Будто услышав мольбы Ярославны, князь – пленник совершает побег из «земли незнаемой». Пренебрегая опасностью вражеской погони, он находит ту единственную дорогу, которая приводит его в родные края. Осознав свою вину перед Русской землей, Игорь устремляется в Киев, к князю Святославу. Соотечественники приветствуют прощенного родиной героя. Развязка поэмы отражает желание автора видеть русских князей объединившимися для отпора общему врагу.
    Итак, композиция «Слова…» строго продумана и полностью соответствует основной авторской идее — идее объединения Руси.

  2. Вступление говорит о великом сказителе Бояне, который славит отважных русских героев.
    В первой части начинается поход князя Игоря против половцев, который он затеял, чтобы потешить свое тщеславие, не обращая внимания даже на знаки, которые ему посылает природа. Одержав первую победу, попировали витязи от души, заснули, и поплатились за это кто жизнью, а кто – попал в плен.
    Вторая часть ведёт повествование о князе Святославе, который не одобряет действия Игоря. «Золотое слово» Святослава является ключевым моментом, его устами автор озвучивает собственные мысли о том, как обезопасить земли Отчизны от вражеских набегов. Он призывает к объединению все русские княжества, малые и великие, забыть свои распри, междоусобицы и раздоры, чтобы совместными усилиями отразить врага.
    Третья глава – это плач Ярославны, жены Игоря, выражающий мысли и чувства всех жен и матерей, чьи мужья и сыновья остались в чужой земле, во вражеском плену. Ярославна призывает все силы природы, чтобы она помогла Игорю бежать из половецкого плена. Плач Ярославны достигает цели, и силы природы берут под свое покровительство русского князя, и он бежит из плена…
    Заключение описывает возвращение князя Игоря, и звучат хвалебные слова в его честь.

    Главные герои

    О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Слова о полку Игореве».

    Жанр

    Мнение о жанре «Слова о полку Игореве» являются спорными, разные исследователи дают разные определения, это и повесть, и поучительная песня. Если взглянуть на это произведение с точки зрения современной литературы, оценивая его жанровое своеобразие, то его можно отнести к жанру «эпическая поэма», так как оно соответствует всем правилам написания этого жанра.
    Невозможно судить и о направлении этого произведения, в нем такое жанровое своеобразие и композиционное построение, что можно только говорить о гениальности автора, создавшего «Слово». Об этом подтверждают и слова критика В. Г. Белинского, выражающие восторг, сравнивающие «Слово» с цветком русской поэзии, достойной уважения.

  3. Талантливейшее произведение древнерусской литературы “Слово о полку Игореве” было написано на рубеже ХП-ХШ веков, незадолго до опустошительного нашествия на Русь татаро-монгольских орд. Неудач ный поход князя Игоря на половцев послужил для автора поводом к страстному обращению к князьям с призывом объединиться перед лицом общего врага.
    Проследим в общих чертах, как развивается в “Слове…” поэтический рассказ об Игоревом походе. Поэма состоит из вступления, трех основных частей и концовки. Изображение событий неоднократно прерывается авторскими размышлениями о современности и о прошлом Русской земли.
    Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна, прославлявшего воинские подвиги русских князей. Его поэтическая манера поражала слушателей свободным полетом фантазии. Принося дань уважения блестящему мастерству своего предшественника, создатель “Слова…” вместе с тем не хочет быть его подражателем. Он решает творить “не по замышлению Бояна”, а по былям (действительным событиям) своего времени.
    Поэт рассказывает далее о сборах в поход и двух битвах Игоревой дружины. Вначале русские разбили половцев, но радость храбрых русичей преждевременна. Зловещей тучей надвигаются на Игореву дружину главные силы половцев. Стойко сражаются воины. Но под натиском многочисленного половецкого войска гибнет Игорева дружина, а князей кочевники уводят в плен. Это кульминация сюжета “Слова…”
    А в Киеве князь Святослав, умудренный опытом полководец и государственный деятель, узнав о поражении Игоря и Всеволода, горько упрекает этих храбрых, но безрассудных военаночальников: “Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать”. По мысли Святослава, великое горе принес родине необдуманный поход северских князей. И вот уже “кричат под саблями половецкими” ни в чем не повинные русские люди.
    К “золотому слову” Святослава — к его размышлениям о судьбах Руси — присоединяет свой голос создатель поэмы. Обращаясь к князьям — Всеволоду Суздальскому, Ярославу Осмомыслу Галицкому и другим властителям обширных и могучих, но разрозненных княжеств, поэт страстно призывает их сообща выступить против половцев, отстоять землю Русскую, отомстить “за раны Игоря, храброго Святославича”. Это центральное место в произведении.
    Тема личной судьбы Игоря вводится в поэму “плачем Ярославны”. Жена Игоря горестно причитает в Путивле на крепостной стене, умоляя всемогущие силы природы помочь любимому вернуться на Родину. Рыдающий голос женщины, как бы преодолевая пространство, долетает до крайних границ Руси.
    Будто услышав мольбы Ярославны, князь-пленник совершает побег из “земли незнаемой”. Пренебрегая опасностью вражеской погони, он находит ту единственную дорогу, которая приводит его в родные края. Осознав свою вину перед Русской землей, Игорь устремляется в Киев, к князю Святославу. Соотечественники приветствуют прощенного родиной героя. Развязка поэмы отражает желание автора видеть русских князей объединившимися для отпора общему врагу.
    Итак, композиция “Слова…” строго продумана и полностью соответствует основной авторской идее — идее объединения Руси.

  4. «Слово о полку Игореве» является одним из самых выдающихся памятников древнерусской литературы. Оно обладает удивительной историей. Это произведение было открыто в конце 80-ых – начале 90-ых годов 18 века и долгое время входило в коллекцию графа Мусина-Пушкина. В 1812 году, во время нашествия на Россию Наполеона, библиотека графа сгорела и сборник с рукописью «Слова» был утрачен.
    Именно поэтому на протяжении нескольких веков ведутся дискуссии о происхождении и подлинности этого произведения литературы. Но одно, безусловно, бесспорно – «Слово о полку Игореве» обладает рядом художественных достоинств, которые позволяют причислить его к шедеврам древнерусской литературы.
    Одним из таких достоинств является, на мой взгляд, композиция произведения. «Слово» построено по принципу «триад»: оно состоит из трех частей – вступления, основной (повествовательной) части и эпилога. Основная часть также состоит из трех частей.
    Во вступлении автор размышляет о том, как ему рассказать о печальном походе князя Игоря Новгород-Северского. Он мог бы пойти традиционным путем – прославлять князей и дружину, как это его делал его великий предшественник Боян. Но автор выбирает свой, новаторский, путь— он рассказывает обо всем «по былинам нашего времени», то есть достоверно, так, как было на самом деле:
    Начаться же сей песни
    По былинам сего времени,
    А не по вымыслам Бояновым.
    Кроме того, во вступлении «Слова» определяются хронологические границы повествования («от старого Владимира до нынешнего Игоря») и очень кратко сообщается о решении князя Игоря:
    Ратным духом исполнился
    И навел храбрые полки свои
    На землю Половецкую за землю Русскую.
    Первая часть произведения начинается с описания выступления новгород-северского князя в поход. Это составляет завязку сюжета. Все в природе предвещает несчастье намерениям Игоря: «солнце ему тьмою путь заграждало; ночь, стонущи ему грозою, птиц пробудила, свист звериный встал…». Но князь не хочет прислушаться к знакам природы – он одержим жаждой славы, честолюбием и самоуверенностью.
    Кульминацией действия в этой части становится вторая битва с половцами, в которой русские войска терпят поражение:
    Половцы идут от Дона, и от моря, и от всех сторон.
    Русские полки отступили.
    Бесовы дети кликом поля прегородили,
    А храбрые русские щитами червлеными.
    Тут же за этим описанием в «Слове» следует первое историко-публицистическое отступление. В нем автор вспоминает о времени Олега Гориславича, черниговского деда Игоря, который «мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял». Кроме того, в этой же части автор сообщает о поражении Игоря и последствиях этого для всей русской земли. На этом первая часть «Слова» заканчивается.
    Во второй части действие переносится в Киев, где великий киевский князь Святослав видит «мутный» сон, предвещающий несчастье. Бояре объясняют ему значение этого сна, рассказывая о поражении Игоря и Всеволода.
    Кульминацией второй части является «золотое слово» Святослава, «со слезами смешанное». В нем он призывает всех русских князей к объединению. Только так, воедино, можно, по мнению киевского князя, победить врага. Святослав, как истинный патриарх, как «старший», ратует за прекращение междоусобиц и вражды, за единство русских правителей и русских земель. В этом «золотом слове» слышатся мысли самого автора.
    Вторая часть произведения содержит еще одно лирико-публицистическое отступление, в котором автор вспоминает о судьбе родоначальника полоцких князей. Как ни «горазд» был Всеслав, его неприкаянная жизнь была судом и возмездием за его усобицы. Заканчивается вторая часть горестными восклицаниями автора:
    О, стонать тебе, земля Русская,
    Вспоминая времена первые и первых князей!
    Третья часть «Слова» начинается плачем Ярославны – жены Игоря. Юная княгиня обращается к самым могущественным силам природы – солнцу, ветру и воде (Днепру, Славутичу) – с просьбой о помощи.
    Кульминацией третьей части и, одновременно, развязкой «Слова», несомненно, является побег Игоря из плена:
    Солнце светит на небе –
    Игорь-князь в Русской земле!
    Девы поют на Дунае,
    Голоса долетают через море до Киева,
    Игорь едет по Боричеву
    Ко святой богородице Пирогощей.
    Радостны земли,
    Веселы грады! –
    В эпилоге «Слова» автор прославляет князей и дружину: «Слава князьям, а дружине аминь!»
    Таким образом, композиция «Слова» проста и строга. Но, в то же время, она мастерски продумана неизвестным автором, потому что позволяет раскрыть и донести до читателя главную, патриотическую, идею «Слова» – о необходимости прекращения кровавых междоусобиц и объединения русских земель.

  5. Талантливейшее произведение древнерусской литературы “Слово о полку Игореве” было написано на рубеже XII- XIII веков, незадолго до опустошительного нашествия на Русь татаро-монгольских орд. Разрозненная страна, терзаемая княжескими междоусобицами, была легкой добычей для воинственных кочевников. Автор с болью пишет:
    Сказал брат брату:
    “Это мое, и то мое же”.
    И стали князья про малое
    “это великое” говорить
    и сами на себя крамолу ковать.
    Неудачный поход князя Игоря на половцев послужил для автора поводом к страстному обращению к князьям с призывом объединиться перед лицом общего врага.
    “Слово…” было написано почти сразу после возвращения князя Игоря из плена, поэтому автор не считает необходимым вдаваться в подробности, хорошо известные современникам.
    Начало “Слова…” непосредственно не связано с описываемыми событиями, здесь помещены размышления автора. Возвышенный, патетический тон вступления готовит читателя к восприятию важных исторических событий.
    В экспозиции дается короткая характеристика Игоря и причины его похода в половецкие степи.
    Завязку сюжета составляет рассказ о выступлении русских войск. “Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал по чистому полю” и повел он свои “храбрые полки на землю половецкую за землю русскую”. Сведения о том, откуда вышла дружина и по какому маршруту она двигалась, в произведении отсутствуют. В пути дружинники наблюдают различные природные явления, которые как бы предсказывают их судьбу.
    В первом сражении с половцами русские полки одержали победу. Была взята богатая добыча. “Покрывалами, накидками и опашнями и разными узорочьями половецкими стали мосты мостить по болотам и топким местам”.
    Перед вторым сражением природа предвещает несчастье.
    В час ранний
    кровавые зори свет возвещают;
    черные тучи с моря идут.
    Это сражение описано очень ярко; создается ощущение, что автор сам в нем участвовал:
    С раннего утра до вечера,
    с вечера до света
    летят стрелы каленые,
    гремят сабли о шлемы.
    Трещат копья булатные
    в поле незнаемом
    среди земли половецкой.
    Поражение войска князя Игоря является кульминацией сюжета “Слова…”. Оно приводит к тяжелым последствиям для Руси.
    А в Киеве князь Святослав видит страшный сон, из которого узнает о поражении Игоря. И говорит Святослав свое “золотое слово”, в котором призывает князей постоять за “землю Русскую”, отомстить “за раны Игоревы”, прекратить междоусобицы.
    “Золотое слово” Святослава занимает центральное место в произведении. Этим автор подчеркивает свою приверженность объединительной идее.
    Для композиции “Слова…” очень важное значение имеет плач Ярославны:
    На Дунае Ярославнин голос слышится,
    кукушкою безвестною рано кукует:
    “Полечу, – говорит, – кукушкою по Дунаю,
    омочу шелковый рукав в Каяле-реке,
    утру князю кровавые его раны
    на могучем его теле”.
    Обращаясь к силам природы, прося у них помощи, Ярославна как бы подготавливает бегство князя Игоря из половецкого плена.
    Побег Игоря является развязкой произведения. Князь возвращается на родную землю.
    Композиция “Слова…” полностью соответствует основной авторской идее – идее объединения Руси.

  6. Смоленский Государственный Университет
    Реферат на тему

    Композиция «Слова о полку Игореве»

    Смоленск 2007
    Введение
    Многим вся древнерусская литература известна только по одному произведению – «Слову о полку Игореве». Традиционны мнения о низком уровне культуры Древней Руси. Как заблуждаются скептики!
    Величайшая патриотическая поэма Древней Руси посвящена страшному поражению, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался плененным, а войско почти уничтоженным. Автор «Слова» смотрит в глаза действительности, обращается ко всем русским князьям, призывает их защитить Русскую землю, поэтому в «Слове» нет уныния. «Слово» лаконично, как обращения Игоря к дружине. Это зов перед боем. Поэма обращена к будущему, пронизана заботой об этом будущем. Победа – это конец битвы, поражение же для автора «Слова» – это только начало битвы. Поражение должно объединить русских.
    Я выбрала тему «Композиция «Слова о полку Игореве» потому, что это один из самых ярких аспектов в анализе произведения. Особенность «Слова» состоит в том, что оно отличается сложным построением вопреки мнениям о несостоятельности древнерусской литературы. Целью моей работы является изучение структуры одного из величайших памятников литературы, выявление композиционных особенностей. Для этого я обращу внимание на общую характеристику композиции и рассмотрю главные элементы композиции: время и пространство и композиционные вставки.
    При работе над рефератом я использовала работы Дмитрия Сергеевича Лихачева. Его исследования в области происхождения «Слова» и его месте в литературе Древней Руси дали мне не только материал для работы, но и новую интересную информацию о древнерусской литературе вообще. Также мне повезло познакомиться со статьями различных исследователей «Слова», объединенными в специальные сборники. Это было интересно, так как каждая статья была посвящена одному аспекту в рассмотрении произведения. При этом исследователи замечательно раскрывали тему, рассматривали проблему порой с неожиданных сторон.



    Основная часть
    1. Композиции «Слова о полку Игореве»: общая характеристика
    В основе сюжета произведения – неудачный поход Игоря Святославича против половцев 1185 года, который он совершил в союзе с другими князьями. «Слово о полку Игореве» было написано почти сразу после возвращения князя Игоря из плена, поэтому автор не считает необходимым вдаваться в подробности, хорошо известные современникам. Начало «Слова» непосредственно не связано с описываемыми событиями, здесь помещены размышления автора: какую манеру повествования выбрать. Он отвергает манеру Бояна и решает придерживаться действительных событий.
    Пусть начнется же песнь эта
    по былинам нашего времени,
    а не по замышлению Бояна.
    Это – лирическое вступление, которое создает впечатление непосредственности, убеждает, что перед нами импровизация, свободная от скованности литературными традициями. Вступление к «Слову», в котором автор обращается к Бояну, кажется наибольшей странностью в произведении. Но подобные вступления к «словам», житиям или проповедям типичны для древнерусской литературы.
    В экспозиции дается короткая характеристика Игоря и причины его похода в половецкие степи. Весь рассказ о походе Игоря выдержан в чертах характеристики Святославом: безрассудный Игорь идет в поход, несмотря на то, что поход с самого начала обречен на неудачу. Главной движущей силой является стремление к личной славе.
    Завязку сюжета составляет рассказ о выступлении русских войск. «Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал по чистому полю» и повел он свои «храбрые полки на землю половецкую за землю Русскую». Сведения о том, откуда вышла дружина и по какому маршруту она двигалась, в произведении отсутствуют. В пути дружинники наблюдают различные природные явления, которые как бы предсказывают их судьбу.
    Перипетии в произведении – это сражения русских войск с половцами. В первом сражении с половцами русские полки одержали победу.
    Спозаранок в пятницу
    потоптали они поганые полки половецкие
    и, разлетевшись стрелами по полю,
    помчали красных девушек половецких,
    а с ними золото,
    и паволоки,
    и дорогие оксамиты.
    Покрывалами,
    и плащами,
    и кожухами
    стали мосты мостить по болотам
    и по топким местам,
    и всякими узорочьями половецкими.
    Перед вторым сражением природа предвещает несчастье («в час ранний кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут»). Это сражение описано очень ярко, с достоверными деталями; создается ощущение, что автор сам в нем участвовал:
    С раннего утра до вечера,
    с вечера до света
    летят стрелы каленые,
    гремят сабли о шлемы,
    трещат копья булатные
    в поле незнаемом,
    среди земли Половецкой.
    Поражение войска князя Игоря является кульминацией сюжета «Слова». Оно приводит к тяжелым последствиям для Руси.
    Очень важное место в «Слове» занимают композиционные вставки. Это сон Святослава, из которого князь узнает о поражении Игоря. Это «золотое слово» Святослава, в котором он призывает князей постоять за «землю Русскую», отомстить «за раны Игоревы», прекратить междоусобицы. «Золотое слово» Святослава занимает центральное место в произведении. Этим автор подчеркивает свою приверженность объединительной идее. Также важное место в композиции занимают «плач Ярославны» и «славы».
    Побег Игоря из плена половецкого – развязка произведения. Князь возвращается на родную землю.
    Русская литература уже с древнейших времен была пронизана высоким патриотизмом, интересом к общественно-важным темам, связью с народным творчеством. И композиция «Слова» полностью соответствует основной авторской идее – идее объединения Руси. Произведение лирично и эпично одновременно. Автор постоянно вмешивается в ход событий, прерывает самого себя восклицаниями, сравнивает прошлое с настоящим, призывает князей к активным действиям. И.П. Еремин писал: «Автор «Слова» заполняет собою все произведение от начала до конца. Голос его отчетливо слышен везде…»[1]
    Такие черты особенно характерны для литературы XII–XIII веков – для «Слова о погибели Русской земли», «Повести о разорении Рязани Батыем». Автор «Слова» обращается к князьям-современникам и в целом, и по отдельности. Через ораторские обращения и восклицания передается авторское отношение к событиям. Это – характерная черта древнерусской литературы, которая еще подвергалась сильному влиянию стихии устной речи. В «Слове» органически слиты фольклорные и книжные элементы. Больше всего книжные элементы сказываются в начале произведения. Как будто автор еще недостаточно оторвался от письменной традиции. Однако последние части «Слова», особенно «плач Ярославны», почти лишены характерных книжных элементов. Эта двойственность выразилась и в бинарности «Слова»: по мнению Лихачева, там не один, а, по крайней мере, два рассказчика; в произведении можно выделить два смысловых центра – вопрос / ответ, факт / обобщение.
    «Слово» было с самого начала написано автором, хотя автор и «слышал» то, что писал, проверял на слух его ритм, звучание, обращался к своим читателям, как оратор к слушателям, а иногда и как собеседник[2]
    . Связь «Слова» с устной народной поэзией была отмечена еще Пушкиным, который в плане своей статьи по истории русской литературы поместил между летописями и «Словом» сказки, песни, пословицы. Как доказательство того, что автор «Слова» опирается и на известную русскую письменность XI–XII столетия, могут служить следы внимательного изучения автором древнерусской летописи, подлинной энциклопедии жизни древнерусского государства[3]
    . Письменное происхождение повлияло на построение произведения. В нем смешались различные приемы устного народного творчества, используются обращение от современности к прошлому, критические выражения и черты, характерные для стиля монументального историзма.
    2. Время и пространство в «Слове»
    Понятия о времени и пространстве в «Слове» связаны, прежде всего, с понятием стиля монументального историзма, которому принадлежат XI–XIII века в истории культуры Древней Руси. Стиль монументального историзма характеризуется взглядом на предметы с больших дистанций: пространственных и временных. Это стиль, в пределах которого все значимое предстает величественным. Стремясь к подобному эффекту, летописцы, авторы житий смотрят на мир как бы с большой высоты или с большого удаления.[4]
    В этот период развито так называемое «панорамное зрение», акцент на огромность расстояний, сопряжение удаленных друг от друга географических пунктов.
    В действие «Слова» втянуты широкие географические пространства. Половецкая степь, Дон, Черное и Азовское моря, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, города Корсунь, Киев, Полоцк, Тмуторокань, Курск, Чернигов, Переяславль, Новгород, Белгород, Галич и др. Нет сомнения в том, что в поле зрения автора вся Русь. Примечательно, что автор не отделяет Русскую землю из окружающих ее народов, заставляет прислушаться к событиям немцев, греков, венецианцев, моравов. Непосредственно вовлечены в ход истории литовцы, половцы, ятвяги.
    Автор видит Русь с идеальной высоты. Раздольность Русской земли подчеркивается одновременностью действия в разных ее концах: «девицы поют на Дунае, вьются голоса через море до Киева», «кони ржут за Сулою, звенит слава в Киеве». Такими же, как у него самого, обостренным слухом и зрением, способным прозревать пространство, наделяет автор своих героев. Широкое пространство действия объединено гиперболической быстротой передвижения в нем действующих лиц. Быстрота передвижения – это символ власти над пространством. Быстрота похода – символ овладения пространством. Той же грандиозностью отличается пейзаж в «Слове», всегда, тем не менее, конкретный, взятый в движении. Наблюдая Русскую землю с такой высоты, автор видит и слышит ее во всех деталях.

  7. На мой взгляд, композиция очень важна для раскрытия творческого замысла поэта. Показывая людей и события, автор пользуется то повество­ванием, то описанием, то включает в речь монологи героев, то говорит о себе. Эпический размах повествования здесь сочетается с глубоким лиризмом. «Что ми шумить, что ми звенить далече рано пред зорями?» В этом взвол­нованном восклицании приоткрывается душевный мир поэта-гражданина.
    Автор суровым слогом рассказывает о воинском быте, пользуется вы­ражениями военной среды XII века.
    Участие природы в событиях, происходящих с героями, — одна из яр­ких особенностей фольклора. Вот картина солнечного затмения, предре­кающего беды и поражение Новгород-Северскому князю. В этом эпизоде природа Русской земли пытается остановить Игоря, заставить его оду­маться и отказаться от обреченного на неудачу замысла. Но совсем другой характер, светлый и жизнеутверждающий, носит народно-сказочный диа­лог реки Донца с князем Игорем, бежавшим из половецкого плена.
    Близок к народной лирике «Плач Ярославны» с его мелодичностью, напевностью, мольбам к силам природы.
    Поэтический стиль памятника полностью соответствует его народно-патриотическому содержанию. Чувства автора «целиком подчинены все­проникающей любви к родной ему Русской земле. Именно… Русская земля явилась главным героем произведения… Именно она, любовь к Родине, яви­лась его подлинной вдохновительницей» (Д. Лихачев).

  8. Тема: – Композиция и ее роль в раскрытии идеи “Слова о полку Игореве”

    Талантливейшие произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» было написано на рубеже 7-8 веков, незадолго до опустошительного нашествия на Русь татаро-монгольских орд.
    Разрозненная страна, терзаемая княжескими междоусобицами, была легкой добычей воинственных кочевников. Автор с болью пишет:
    Сказал брат брату:
    «Это мое, и то мое же»
    И стали князья про малое
    «Это великое» говорить
    и сами на себя крамолу ковать.
    Неудачный поход князя Игоря на половцев послужил для автора поводом для страстного обращения к князьям с призывом объединиться перед лицом общего врага.
    «Слово о полку Игореве» было написано почти сразу после возращения князя Игоря из плена, поэтому автор не считает необходимым вдаваться в подробности, хорошо известные современникам.
    «Начало Слово о полку Игореве» непосредственно не связано с описываемыми событиями, здесь помещены размышления автора. Возвышенный, патетический тон вступления готовит читателя к восприятию важных исторических событий.
    В экспозиции дается короткая характеристика Игоря и причины его похода в половецкие степи.
    Завязку сюжета составляют рассказ о выступление русских войск. «Тогда вступил Игорь–князь в золотое стремя и поехал по чистому полю» и повел он свои «храбрые полки на землю половецкую за землю русскую». Сведения о том, откуда вышла дружина и по какому маршруту она двигалась, в произведении отсутствуют. В пути дружинники наблюдают различные природные явления, которые как бы предсказывают их судьбу.
    В первом сражении с половцами русские полки одержали победу. Была взята богатая добыча. «Покрывалами, накидками и опашнями, и разными узорочьями половецкими стали мосты мостить по болотам и топким местам».
    Перед вторым сражением природа предвещала несчастие.
    В час ранний
    Кровавые зори свет возвещают;
    Черные тучи с моря идут.
    Это сражение описано очень ярко, с достоверными деталями; создается ощущение, что автор сам в нем участвовал:
    С раннего утра до вечера
    С вечера до света
    Летят стрелы каленые,
    Гремят сабли о шлемы.
    Трещат копья булатные
    В поле незнакомом
    Среди земли половецкой.
    Поражение войска князя Игоря является кульминацией сюжета «Слова о полку Игореве». Оно приводит к тяжелым последствиям для Руси.
    А в Киеве князь Святослав видит страшный сон, из которого узнает о поражении Игоря. И сказал Святослав свое «золотое слово», в котором призывает князей постоят за «Землю Русскую», отомстить «за раны Игоревы», прекратить междоусобицы.
    «Золотое слово» Святослава занимает центральное место в произведении. Этим автор подчеркивает свою приверженность объединительной идее.
    Для композиции «Слова о полку Игореве» очень важное значение имеет плачь Ярославны:
    На Дунае Ярославнин голос слышится,
    Кукушкою безвестною рано кукует:
    «Полечу, – говорит, – кукушкою по Дунаю,
    омочу шелковый рукав в Каяле – реке,
    утру князю кровавые его раны
    на могучем его теле».
    Обращаясь к силам природы, прося у них помощи, Ярославна как бы подготавливает бегство князя Игоря из половецкого плена.
    Побег Игоря являлся развязкой произведения. Князь возвращается на родную землю.
    Композиция «слово о полку Игореве» полностью соответствует основной авторской идеи – идее объединения Руси. И из-за того, что не услышали князья этого призыва, не осознали грозившей опасности, Россия была обречена на трехсотлетнее татаро-монгольское иго.
    В.Г. Белинский назвал «Слово о полку Игореве» прекрасным благоухающим цветком славянской народной поэзии, достойным внимания, памяти и уважения.

  9. Талантливейшее произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» было написано на рубеже XII – XIII веков, незадолго до опустошительного нашествия на Русь татаро – монгольских орд. Неудачный поход князя Игоря на половцев послужил для автора поводом к страстному обращению к князьям с призывом объединиться перед лицом общего врага.
    Проследим в общих чертах, как развивается в «Слове…» поэтический рассказ об Игоревом походе. Поэма состоит из вступления, трех основных частей и концовки. Изображение событий неоднократно прерывается авторскими размышлениями о современности и о прошлом Русской земли.
    Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна, прославлявшего воинские подвиги русских князей. Его поэтическая манера поражала слушателей свободным полетом фантазии. Принося дань уважения блестящему мастерству своего предшественника, создатель «Слова…» вместе с тем не хочет быть его подражателем. Он решает творить «не по замышлению Бояна», а по былям (действительным событиям) своего времени.
    Поэт рассказывает далее о сборах в поход и двух битвах Игоревой дружины. Вначале русские разбили половцев, но радость храбрых русичей преждевременна. Зловещей тучей надвигаются на Игореву дружину главные силы половцев. Стойко сражаются воины. Но под натиском многочисленного половецкого войска гибнет Игорева дружина, а князей кочевники уводят в плен. Это кульминация сюжета «Слова…»
    А в Киеве князь Святослав, умудренный опытом полководец и государственный деятель, узнав о поражении Игоря и Всеволода, горько упрекает этих храбрых, но безрассудных военаначальников: «Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать». По мысли Святослава, великое горе принес родине необдуманный поход северских князей. И вот уже «кричат под саблями половецкими» ни в чем не повинные русские люди.
    К «золотому слову» Святослава — к его размышлениям о судьбах Руси — присоединяет свой голос создатель поэмы. Обращаясь к князьям — Всеволоду Суздальскому, Ярославу Осмомыслу Галицкому и другим властителям обширных и могучих, но разрозненных княжеств, поэт страстно призывает их сообща выступить против половцев, отстоять землю Русскую, отомстить «за раны Игоря, храброго Святославича». Это центральное место в произведении.
    Тема сочинения личной судьбы Игоря вводится в поэму «плачем Ярославны». Жена Игоря горестно причитает в Путивле на крепостной стене, умоляя всемогущие силы природы помочь любимому вернуться на Родину. Рыдающий голос женщины, как бы преодолевая пространство, долетает до крайних границ Руси.
    Будто услышав мольбы Ярославны, князь – пленник совершает побег из «земли незнаемой». Пренебрегая опасностью вражеской погони, он находит ту единственную дорогу, которая приводит его в родные края. Осознав свою вину перед Русской землей, Игорь устремляется в Киев, к князю Святославу. Соотечественники приветствуют прощенного родиной героя. Развязка поэмы отражает желание автора видеть русских князей объединившимися для отпора общему врагу.
    Итак, композиция «Слова…» строго продумана и полностью соответствует основной авторской идее — идее объединения Руси.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *