Сочинение на тему кому на руси жить хорошо 10 класс по плану

8 вариантов

  1. Н.А.Некрасов закрепился в памяти читателей как писатель, рассказывающий в своих произведениях о жизни простого русского народа. Произведение «Кому на Руси жить хорошо» является одним из ярких примеров его творчества, в нём он знакомит нас с жизнью и бытом русских крестьян.
    Автор начал работать над этой поэмой в 1863 году, спустя два года после отмены крепостного права, именно тогда крестьяне стали жить совсем по-другому. Главный философский вопрос, который волнует писателя: «Народ свободен, но счастлив ли народ?». Видно, что писателя сильно беспокоит судьба страны, её будущее. В данном произведении семеро крестьян путешествуют по Руси в поисках по-настоящему счастливого человека.
    Некрасов знакомит нас с различными образами простых мужиков, среди которых нет счастливых людей. Мы видим нищету, пьянство, изнурительный труд, необразованность. Также мы видим и трудолюбие, нравственную чистоту, порядочность, честность и стремление к прекрасному. Автор доносит до читателя то, что, даже находясь в рабстве, русский народ сохранил своё живое сердце и чистую душу.
    Один персонаж произведения видит счастье в том, чтобы все люди были здоровы и сыты, для другого счастье – это просто остаться живым, побывав в двадцати сраженьях, для третьего счастье – это вырастить богатый урожай на небольшом участке. Странники решают, что это недостаточное счастье и начинают искать счастливого человека среди более высоких сословий. На что поп отвечает им, что счастье – это богатство, покой и честь, то, чего у него у самого нет. По мнению помещика, счастье – это весёлая и сытая жизнь, власть, которую он не имеет. Так почти во всём произведении автор придерживается позиции, что на Руси счастья нет. Но потом он всё же вводит образ счастливца, человека, который счастлив, хоть и не имеет ничего за душой, кроме таланта передать увиденное словами.
    С точки зрения помещика или попа Григория Добросклонова нельзя считать счастливым человеком. Но, если верить мнению автора, он истинно счастлив. И счастье его заключается в простой вещи – в возможности увидеть и принять жизнь страны и её жителей такой, какая она есть. Счастье его заключается в осознанной борьбе, в осознанном выборе пути народного защитника, в том, что для него приемлемо жить той жизнью, для которой он был создан. Данный персонаж не заинтересован в богатстве, славе, почёте или власти. Главное для него – доля народа. Он готов пожертвовать жизнью ради справедливости, чтобы все крестьяне на Руси жили весело и вольготно.
    В произведении «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов показал, что русскому народу далеко до счастья, но есть и такие люди, для которых главное счастье – это счастье для каждого. Такие люди будут бороться, делать всё возможное для того, чтобы приблизиться к своему счастью, и обязательно его добьются.
    Поделиться:

  2. «Кому живется весело, вольготно на Руси?» – этим вопросом задаются главные герои поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Они проделали непростой путь, чтобы узнать ответ и для нас остается загадкой, поняли ли они его.
    На написание этой поэмы автора вдохновила отмена крепостного права в 1861. Несмотря на всю свою прогрессивность и необходимость этот процесс повлек за собой множество проблем. Николай Алексеевич решил выразить эти проблемы в своих произведениях «Элегия» и «Кому на Руси жить хорошо». Первое написано непосредственно в 1861 году, а второе автор начал в 1863 году и закончил спустя четырнадцать лет. Поэма состоит из четырех разрозненных частей из восьми запланированных, потому что, к сожалению, при жизни Некрасов не успел их дописать и соединить, поэтому, когда книга издавалась, возникло множество споров, в каком порядке они должны располагаться. Разрешил их Корней Иванович Чуковский, расположив их так, как мы сейчас привыкли читать: «Последыш», затем «Крестьянка» и далее «Пир на весь мир».
    Жанр этого произведения определить не очень просто, но и сам автор и большинство критиков сошлись на мысли, что это поэма-эпопея. В ней соблюдены все отличительные особенности этого жанра: оно наполнено одной общей идеей, показывает жизнь простого русского народа и изображает исторически значимые события, в данном случае – процесс приспособления крестьянского люда к жизни без крепостного права. В произведении нет одного главного героя, есть семь странников-крестьян, находящихся в центре сюжета, объединенные одной общей идеей и целью: найти же все-таки того, кому живется хорошо и счастливо на Руси?
    Сюжет произведения достаточно прост и весьма незамысловато изложен непосредственно в начале произведения: собрались на дороге мужики и начали спорить, кому же лучше всех живется на земле русской? Попу, помещику, чиновнику, купцу, боярину или, может быть, царю? Самостоятельно они так и не смогли прийти к единому мнению и поэтому начали путешествовать и спрашивать людей. За время своих странствий они успели повидать множество людей, услышать большое количество мнений, но, как автор дал понять читателям, так и не смогли найти ответ на свой вопрос. А этот ответ был очень прост и нам он открылся благодаря Грише Добросклонову – сыну дьячка, семинаристу. Его счастье заключалось в том, что он искренне любил свою родину – Русь-матушку, думал о ее судьбе, необъятной мощи и силе, обо всех ее жителях. Именно образ этого героя и дает нам понимание смысла счастливой, хорошей жизни – жить не ради себя, а ради других; думать не только о себе, но и о других; заботиться не только о своем счастье, но и о всеобщем счастье.

  3. Тема Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо»
    Цель урока:
    Образовательная: проверить степень понимания поэмы.
    Развивающая: продолжение обучения навыкам написания классного сочинения.
    Воспитательная: воспитывать патриотические чувства.
    Ход урока
    I.Выбор и бсуждение  темы
    « Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
    Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
    О двух великих грешниках. (Анализ легенды из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).
    Как понимают счастье герои и автор «Кому на Руси жить хорошо»?
    Изображение народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
    II.Составление плана сочинения
    Развернутый план сочинения на тему «Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:
    Н.А. Некрсов – певец народа.
    «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»
    а) Нищая, темная, забитая Россия (описание жизни народа в песнях, названиях деревень, губерний, в пейзаже).
    б) Народное понятие счастья:
    – счастье в понимании Матрены Тимофеевны и крестьян;
    – Яким Нагой. Стихийность в понимании причин зла и виновности в нем «дольщиков народного добра»;
    – сознательное служение Ермила Гирина интересам крестьян;
    – Савелий – богатырь Святорусский, как новая ступень пробуждающегося сознания, как отражение мощи крестьянской рати, поднимающейся на борьбу.
    в) Две возможные дороги к счастью:
    – дорога, по которой, «громадная, к соблазну жадная идет толпа»; сатирическое отношение Некрасова к таким людям;
    – другая – тесная, дорога «честная» – это путь славного заступника, борца за народное счастье.
    3) «Рать подымается – неисчислимая, сила в ней скажется несокрушимая» или «Кто жизнь свою всецело отдает на борьбу за брата – человека, только тот себя переживет».
    Комментарий учителя:
    Произведения Некрасова  – это произведения о народе, его судьбе и борьбе. Поэт показывает, что положение народа после отмены крепостного права не изменилось, но изменились сами люди; растет в них чувство протеста.
    До некрасова многие писатели изображали народ. Это было важным для того времени, так как они показывали, что под серым мужицким армяком бьется горячее человеческое сердце. Но они лишь показывали тяжелое положение народа, его счастье «дырявое с заплатою. Горбатое с мозолями». Некрасов же сумел подметить в народе его скрытую силу во весь голос сказать: «рать подымается неисчислимая».
    III.Написание сочинения.
    Литература
    Прийма Ф.Я. К характеристике фольклоризма Н.А. Некрасова //      Русская литература. Л.,
    1981. № 2. С. 89 – 90.
    Невидимая брань. Блаженной памяти старца Никоднма Свягогорца. М., 1998. С. 24-25.
    Дунаев М.М. Указ. соч. Ч. Ш. С. 184-185.
    Базанов В.Г. От фольклора к народной книге. Изд. 2-е. Л, 1983. С. 257.
    Викторович В. Некрасов, прочитанный Достоевским// Карабиха. Вып.2. Ярославль.
    Гин М.М. Спор о великом грешнике// Русский фольклор. Материалы и исследования.
    Т. 7. М.-Л., 1962. С. 87.
    Нольман М.Л. Легенда и жизнь в некрасовском сказе “О двух великих
    грешниках”//Русская литература, 1971. № 2. С. 138.
    Карело-Мурманский край, 1928. № 2. С. 30-32.
    Пруцков Н.И. Русская литература Х1Х века и революционная Россия. М., 1979. С. 79.

  4. В произведении «Кому на Руси жить хорошо» автор прославляет русский народ. Это произведение по праву можно назвать вершиной творчества Н. А. Некрасова. Поэма была написана писателем в зрелые годы, в ней он отражает любовь к простым людям, сочувствие к их нелёгкой судьбе, глубокое знание крестьянского быта и обычаев.
    Некрасов начал работать над своей небезызвестной поэмой вскоре после «освобождения» крестьян от крепостного гнета. Он нередко бывал в деревнях, беседовал с крестьянами, так он понял, что жизнь простых людей никак не улучшилась. В своём произведении он решил правдиво показать тяжёлую судьбу русских крестьян.
    Героем поэмы «Кому на Руси жить хорошо» стал не один конкретный человек, а весь многострадальный и героический русский народ. Согласно незамысловатому сюжету поэмы, семеро странников из разных деревень отправляются на поиски счастливых людей на Руси. Однако найти их им не удаётся. Крестьяне проживают тяжёлую и весьма непростую жизнь, о счастье здесь не может быть и речи. Даже названия деревень, в которых происходит действие, как будто отражают судьбу простых людей: Заплатово, Горелово, Дырявино, Разутово, Неелово, Неурожайка…
    Многие крестьяне не могут справиться с безысходностью, поглотившей народ, поэтому просто топят горе и тоску в вине. Однако большинство крестьян всё же имеют чувство собственного достоинства, и никакие тяготы жизни не смогут уничтожить его в простой русской душе. Особую симпатию сам Некрасов испытывает к тем героям, которые оказались настолько стойкими, что их не смогла сломить невыносимая жизнь и они сохранили силы для протеста. Один из таких персонажей – Савелий. Этот человек воплощает в себе физическую и нравственную силу русского народа. На примере его самого и его сподвижников мы видим как стремятся крестьяне к свободе, они хотят самостоятельно распоряжаться скромными плодами своего нелёгкого труда.
    Мне больше всего в поэме понравился образ Гриши Добросклонова. Гриша одним из первых почувствовал, что «над Русью оживающей иная песня слышится», которая «души сильные зовет на честный путь». Благодаря таким людям как Савелий, Ермила и Григорий появляется надежда на лучшее будущее.
    Лично у меня поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» не вызвала ощущение безысходности. Автор настолько мастерски изобразил духовную красоту и величие русского народа, что, читая произведение, невольно начинаешь верить в то, что у героев произведения обязательно всё сложится хорошо.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Кому на Руси жить хорошо», 10 класс» читают:
    Сочинение на тему любовь с аргументами из литературы
    Сочинение на тему «Разум и чувства» – «Отцы и дети»

  5. История создания
    Жанр произведения, композиция
    Тема и идея произведения, герои, проблематика
    Художественные средства
    Вывод
    19 февраля 1861 года в России произошла долгожданная реформа – отмена крепостного права, сразу же всколыхнувшая все общество и вызвавшая волну новых проблем, главную из которых можно выразить строчкой из стихотворения Некрасова: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?..». Певец народной жизни, Некрасов и в этот раз не остался в стороне – с 1863 г. начинает создаваться его поэма «Кому на Руси жить хорошо», повествующая о жизни в пореформенной Руси. Произведение считается вершинным в творчестве писателя и до сегодняшнего дня пользуется заслуженной любовью читателей. Одновременно, несмотря на свой кажущимся простым и стилизованный под сказочный сюжет, оно является очень непростым для восприятия. Поэтому проведем анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо», чтобы глубже понять его смысл и проблематику.

    История создания

    Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов создавал с с 1863 по 1877 год, а отдельные замыслы, по свидетельству современников, возникли у поэта еще в 1850-х годах. Некрасов хотел изложить в одном произведении все, что, как он говорил, «я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его», накопленное «по словечку» за 20 лет жизни.
    К сожалению, из-за смерти автора поэма осталась неоконченной, вышло только четыре части поэмы и пролог.
    После смерти автора издатели поэмы столкнулись со сложной задачей – определить, в какой последовательности публиковать разрозненные части произведения, т.к. Некрасов не успел соединить их в одно целое. Задача была разрешена К. Чуковским, который, опираясь на архивы писателя, принял решение печатать части в таком порядке, в каком они известны современному читателю: «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир».

    Жанр произведения, композиция

    Существует много различных жанровых определений «Кому на Руси жить хорошо» – о ней говорят, как о «поэме-путешествии», «Русской Одиссее», известно даже такое запутанное определение как «протокол своеобразного всероссийского крестьянского съезда, непревзойденная стенограмма прений по острому политическому вопросу». Тем не менее, имеется и авторское определение жанра, с которым соглашается большинство критиков: поэма-эпопея. Эпопея предполагает изображение жизни целого народа в какой-либо решающий для него момент истории, будь то война или иное социальное потрясение. Автор описывает происходящее глазами народа и зачастую обращается к фольклору как средству показать народное видение проблемы. Эпопея, как правило, не имеет одного героя – героев много, и они играют больше соединяющую, чем сюжетообразующую роль. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» подходит под все эти критерии и смело может быть названа эпопеей.

    Тема и идея произведения, герои, проблематика

    Сюжет поэмы прост: «на столбовой дороженьке» сходятся семеро мужиков, которые заспорили, кому лучше всего живется на Руси. Чтобы это выяснить, они отправляются в странствие.
    В связи с этим тему произведения можно определить как широкомасштабное повествование о жизни крестьян в России. Некрасов охватил почти все сферы жизни – за время своих странствий мужики познакомятся с разными людьми: попом, помещиком, нищими, пьяницами, торговцами, перед их глазами пройдет круговорот человеческих судеб – от израненного солдата до некогда всесильного князя. Ярмарка, острог, тяжелый труд на барина, смерть и рождение, праздники, свадьба, торги и выборы бургомистра – ничего не укрылось от пристального взгляда писателя.
    Неоднозначным является вопрос о том, кого же считать главным героем поэмы. С одной стороны, формально она имеет семеро главных героев – мужиков, странствующих в поисках счастливого человека. Выделяется также образ Гриши Добросклонова, в лице которого автор изображает будущего народного спасителя и просветителя. Но помимо этого, в поэме явственно прослеживается образ народа как образ главного действующего лица произведения. Народ появляется как единое целое в сценах ярмарки, массовых гуляний («Пьяная ночь», «Пир на весь мир»), сенокоса. Всем миром принимаются различные решения – от помощи Ермила до выборов бургомистра, даже вздох облегчения после смерти помещика вырывается у всех одновременно. Не индивидуализированы и семь мужиков – они описаны максимально кратко, не имеют своих отдельных черт и характеров, преследуют одну и ту же цель и даже говорят, как правило, все вместе. Второстепенные персонажи (холоп Яков, сельский староста, Савелий) прописаны автором куда более детально, что позволяет говорить о специальном создании с помощью семи странников условно-аллегорического образа народа.
    Жизни народа так или иначе касаются и все проблемы, подымаемые Некрасовым в поэме. Это проблема счастья, проблема пьянства и моральной деградации, греха, взаимоотношений старого и нового уклада жизни, свободы и несвободы, бунта и терпения, а также характерная для многих произведений поэта проблема русской женщины. Проблема счастья в поэме является основополагающей, и понимается разными персонажами по-разному. Для попа, помещика и других наделенных властью персонажей счастье представляется в виде личного благосостояния, «почета и богатства». Мужицкое счастье состоит из различных несчастий – медведь пытался задрать, но не смог, на службе били, но до смерти не убили… Но есть и такие персонажи, для которых не существует своего, личного счастья отдельно от счастья народного. Таков Ермил Гирин, честный бургомистр, таков и появляющийся в последней главе семинарист Гриша Добросклонов. В его душе любовь к бедной матери переросла и слилась с любовью к такой же бедной родине, для счастья и просвещения которой и планирует жить Гриша.
    Из Гришиного понимания счастья вырастает главная идея произведения: настоящее счастье возможно лишь для того, кто не думает о себе, и готов потратить всю свою жизнь для счастья всеобщего. Призыв любить свой народ таким, каким он есть, и бороться за его счастье, не оставаясь равнодушным к его проблемам, отчетливо звучит на протяжении всей поэмы, и в образе Гриши находит свое окончательное воплощение.

    Художественные средства

    Анализ «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова не может считаться полным без рассмотрения средств художественной выразительности, использованных в поэме. В основном это использование устного народного творчества – одновременно и как объект изображения, для создания более достоверной картины крестьянской жизни, так и как объект изучения (для будущего народного заступника, Гриши Добросклонова).
    Фольклор в текст вводится либо прямо, как стилизация: стилизация пролога под сказочный зачин (мифологическое число семь, скатерть-самобранка и другие детали красноречиво об этом говорят), либо же косвенно – цитаты из народных песен, отсылки к различным фольклорным сюжетам (чаще всего к былинам).
    Стилизована под народно-песенную и сама речь поэмы. Обратим внимание на большое число диалектизмов, на уменьшительно-ласкательные суффиксы, многочисленные повторы и использование устойчивых конструкций в описаниях. Благодаря этому «Кому на Руси жить хорошо» может восприниматься как народное творчество, и это не случайно. В 1860-е годы как раз возник повышенный интерес к народному творчеству. Изучение фольклора воспринималось не только как научная деятельность, но и как открытый диалог интеллигенции с народом, что, безусловно, было Некрасову близко в идейном плане.

    Вывод

    Итак, рассмотрев произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», можно с уверенностью заключить, что, несмотря на то, что оно осталось неоконченным, оно все же представляет огромную литературную ценность. Поэма остается актуальной вплоть до сегодняшнего дня и может вызвать интерес не только у исследователей, но и у обычного читателя, интересующегося историей проблемами русской жизни. «Кому на Руси жить хорошо» неоднократно интерпретировалось и в других видах искусства – в виде сценической постановки, различных иллюстраций (Соколов, Герасимов, Щербакова), а также лубочной картинки на данный сюжет.
    Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» – сочинение по теме | источник

  6. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877)-вершина творчества Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение, грандиозное по широте замысла, глубине проникновения в психологию людей различных классов тогдашней России, правдивости, яркости и многообразию типов. Поэме Некрасов отдал долгие годы неустанного труда, вложив в неё все сведения о русском народе, накопленные, как говорил поэт, «по словечку» в течение двадцати лет. Пожалуй, ни в одном произведении русской литературы не проявились с такой силой и правдой характер, привычки, взгляды, надежды русского народа, как в этой поэме. Тяжёлая болезнь и смерть прервали работу Некрасова, но и то, что он успел создать, ставит поэму «Кому на Руси жить хорошо» в один ряд с самыми замечательными творениями русской и мировой художественной литературы. Замысел и сюжет поэмы очень близок к народному сказу. Герои поэмы ищут «Непоротой губернии, Непотрошённой волости, Избыткова села». Поэма открывается обычным сказочным зачином: «В каком году – рассчитывай, в какой земле – угадывай…»; столбовая «дороженька», на которой «сошлись семь мужиков», – именно то место, где начинается действие многих народных сказок о правде и кривде. И как в сказках, спорщики расходятся во мнениях, ссорятся, а потом, при помощи чудесной птички, говорящей человечьим языком, мирятся и отправляются искать счастливого. Эти поиски им облегчает та же чудесная птичка: благодарная мужикам за то, что они спасли её птенчика, она даёт им скатерть-самобранку.
    Описание того, что видели правдоискатели во время странствования по Руси, рассказы о себе воображаемых счастливых, к которым обращаются крестьяне, и составляют содержание поэмы. Замысел поэмы несколько раз изменялся Некрасовым за время работы над ней. Поэт начал её после «освобождения» крестьян и первоначально хотел показать, что в «раскрепощённой» России все несчастливы. «Счастливым» себя должен был назвать только пьяный бедняк, пропившийся догола. С горькой иронией Некрасов тем самым как бы говорил, что, только одурманив себя водкой, могут несчастные найти себе минутное забвение. Но поэма дописывалась в 70-е годы, годы подъёма революционного движения в стране, когда сотни и тысячи юношей и девушек шли «в народ» для революционной работы и в служении народу находили высшее счастье. Некрасов знал эту самоотверженную молодёжь и гооячо сочувствовал её работе. Молодое поколение чутко откликалось на поэтические призывы Некрасова и поддерживало с ним тесную связь. Об этом свидетельствует, например, письмо, полученное поэтом от сельской учительницы Мало-ёмовой, которая, говоря о поэме Некрасова, называла себя счастливой и указывала, что нашла счастье в служении народу. Тяжело больной поэт ответил ей тёплым письмом, в котором, между прочим, говорилось: «Счастье, о котором вы пишете, составило бы предмет продолжения моей поэмы. Ей не суждено окончиться». Поэме, действительно, было «не суждено окончиться», но в последней её части всё же дан настоящий счастливец: это Гриша Добросклонов, «народный заступник», «воплощение счастья народного».
    Правдиво изображая тягостное положение, думы и чаяния народных масс, Некрасов ставил и разрешал важнейшие вопросы своего времени: кто виноват з народном горе, что делать, чтобы народ стал свободным и счастливым? Положение народа с предельной отчётливостью рисуется уже в начале поэмы названиями тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели. Они – «временно обязанные», «Подтянутой губернии, уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень -Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Странствуя в поисках счастливого человека, мужики проходят через Испуганную, Подстреленную и Безграмотную губернии, встречаются с жителями деревень: Босово, Адовщина, Столбняки, Дымоглотово, Наготино и т. п. Эти названия говорят сами за себя. На многих страницах поэмы изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. Деревни – «селенья незавидные, что ни изба – с подпоркою, как нищий с костылём; а с крыш солома скормлена скоту». У мужиков «запасы скудные», на крестьянских полях «всходы бедные», на которые «невесело глядеть»-Немудрено,-что целые селения «на попрошайство осенью, как на доходный промысел, идут».
    Мужицкое «счастье», с горечью восклицает поэт, «дырявое с заплатами, горбатое с Особое место в поэме занимают образы борцов за народное дело. Таковы Ермил Г и р и и, попавший в острог за защиту интересов крестьян, Савелий, богатырь святорусский, и разбойник Кудеяр.
    Савелий – один из тех крестьян, которые «за вотчину стояли хорошо». Это бунтарь, которого не сломили ни каторга, ни ссылка. Он «гнётся, да не ломится, не ломится, не валится». Когда иссякает народное терпение, крестьяне, подобные Савелию, поднимаются на открытую борьбу с угнетателями. Так было и с Савелием, который «з землю немца Фогеля… живого закопал». «Наши топоры лежали до поры!» – говорит он о себе. До конца своих дней Савелий сохранил твёрдость духа, мужество, сильную волю, ясный ум, нравственное достоинство, гордость и благородство. «Клеймёный, да не раб»,- отвечает он домашним, которые «честят» его «клеймёным», «каторжным». Савелий – олицетворение лучших черт характера народа: трудолюбия, бодрости, неугасимого стремления к свободе и независимости. Его «слова любимые»: «Недотерпеть – пропасть, перетерпеть – пропасть»; «Наддай! Наддай! Наддай!» – звучит призывом к борьбе за народное счастье. Люди, подобные Савелию, достойны славы, и недаром Матрёне Тимофеевне памятник народному герою Ивану Сусанину напоминает Савелия: Стоит из меди кованный, Точь-в-точь Савелий дедушка, Мужик на площади. Борцом за униженных и бесправных является и разбойник Кудеяр. Убийство угнетателя, по мнению Некрасова,- святое дело; Кудеяру, убившему угнетателя, пана Глуховского, прощаются все грехи. Кудеяр убивает пана «богатого, знатного, первого в той стороне». Думая о судьбе крестьянской женщины сказалось и в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Судьбе крестьянки посвящены многие отдельные эпизоды поэмы и целиком – вся вторая её часты На судьбе Матрёны Тимофеевны, героини второй части поэмы, поэтом показана типичная биография русской крестьянки. Радостной была её жизнь только в раннем детстве и то потому, что ей «счастье в девках выпало»: у неё была «хорошая, непьющая семья», говорит Матрёна Тимофеевна. Но даже в этой заботливой, ласковой семье ей пришлось начать трудиться «по пятому годку».
    * Тяжёлый труд, однако, не сломил её.
    * И добрая работница, И петь-плясать охотница Я смолоду была…-
    * говорит о себе Матрёна Тимофеевна.
    «Многокручинной», «многострадальной» женщине-крестьянке нет счастья на Руси – к такому выводу приводит Некрасов читателя. О том же говорит странникам и сама Матрёна Тимофеевна. «Не дело – между бабами счастливую искать». Но мучительная, полная лишений и страданий жизнь не принизила характера крестьянки, не превратила её в бессловесную покорную рабыню. В ней зреет протест, она живёт «с гневом на сердце», помнит, что «обиды смертные» прошли по ней «неотпла-ченные». «Я потупленную голову, сердце гневное ношу»,- говорит Матрёна Тимофеевна. Этот святой гнев – залог грядущего счастья русской женщины, в душе которой таятся сокровища добра, любви, верности, ума и благородства. Вот почему, как ни велика скорбь поэта, когда он думает о бесправной жизни придавленной горем русской крестьянки, он твёрдо верит в её будущее.
    Целая галерея образов помещиков проходит перед читателем поэмы Некрасова. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьянина, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы. Сатирически-гневно рассказывает Некрасов о паразитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда «дышала грудь помещичья свободно и легко». Барин, владевший «крещёной собственностью», был полновластным царьком в своей вотчине, где всё ему «покорствовало».
    * Ни в ком противоречия, Кого хочу – помилую. Кого хочу – казню…-
    Итак, Некрасов был идейным соратником великих революционных демократов – Чернышевского и Добролюбова. В течение тридцати лет (1847-1877) он стоял во главе двух лучших русских журналов («Современник» и «Отечественные записки»). В его „поэзии нашла своё бессмертное воплощение целая эпоха нашего общественного развития. Он явился поэтическим вождём боевого поколения 60-70-х годов. Его гневная, страдальческая поэзия оказала могучее воздействие не только на революционную молодёжь, но и на великих реалистов кисти – художников-«передвижников», для которых он был признанным учителем и другом. Некрасов сблизил поэзию с народом, ввёл в литературу новые темы и образы, обновил и расширил поэтический словарь. Его поэтический голос, как и голос Пушкина.

  7. «Мое любимое детище», – так писал Некрасов в своей рукописи о поэме «Кому на Руси жить хорошо». В дальнейшем, в одном из писем к журналисту П. Безобразову поэт сам определил жанр поэмы «Кому на Руси жить хорошо»: «Это будет эпопея современной крестьянской жизни».
    И тут у современного читателя сразу же возникнет множество вопросов, ведь при слове эпопея нам вспоминаются масштабные произведения, например, эпопеи Гомера или многотомники Толстого. Но вот имеет ли право даже не оконченное произведение называться эпопеей?
    Для начала разберемся, что понимать под понятием «эпопея». Проблематика жанра эпопеи предполагает рассмотрение жизни не единичного героя, а целого народа. Для изображения выбирается какие-либо значительные события в истории этого народа. Чаще всего таким моментом служит война. Однако во время создания Некрасовым поэмы в России не идет никакой войны, и в самой поэме о военных действиях не упоминается. И все же в 1861 году в России происходит другое, не менее значительное для народной жизни событие: отмена крепостного права.
    Оно вызывает волну полемики в высших кругах, а также смятение и полное переустройство жизни среди крестьян. Этому-то переломному моменту и посвящает Некрасов свою поэму-эпопею.
    Жанр произведения «Кому на Руси жить хорошо» требовал от автора соблюдения определенных критериев, прежде всего – масштабности. Задача показать жизнь целого народа является совсем непростой, и именно она повлияла на выбор Некрасовым сюжета с путешествием как основным сюжетообразующим элементом. Путешествие – распространенный мотив в русской литературе. К нему обращались и Гоголь в «Мертвых душах», и Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»), даже в средние века бытовал популярный жанр «хождения» – «Хождение за три моря». Такой прием позволяет изобразить в произведении полноценную картину народной жизни, со всеми ее обычаями, радостями и горестями. Основной сюжет при этом отходит на второй план, и повествование распадается на множество отдельных калейдоскопичных частей, из которых в то же время исподволь вырисовывается объемная картина жизни. Рассказы крестьян о своих судьбах сменяются протяжными лирическими песнями, читатель знакомится с сельской ярмаркой, видит народное гуляние, выборы, узнает об отношении к женщине, печалится вместе с нищим и веселится с пьяным.
    Характерно, что части порою настолько сильно отходят друг от друга по сюжету, что могут быть поменяны местами без вреда для композиции произведения. Это в свое время вызвало долгие споры по поводу правильного расположения глав поэмы (Некрасов не оставил на это счет четких указаний). В то же время такая «лоскутность» произведения компенсируется внутренним беспрестанным развитием сюжета – одно из обязательных условий для жанра эпопеи. Народную душу, порою весьма противоречивую, порою отчаявшуюся под гнетом бед и все же не сломленную до конца, более того – непрестанно мечтающую о счастье – вот что показывает поэт читателю.
    Среди особенностей жанра «Кому на Руси жить хорошо» можно назвать также включенный в текст поэмы огромный пласт фольклорных элементов, от напрямую введенных песен, пословиц, присказок и до неявных отсылок на ту или иную былину, использование оборотов вроде «Савелий, богатырь русский». Здесь отчетливо видна любовь Некрасова к простому народу, его искренняя заинтересованность темой – не зря же столько лет (более 10) длился сбор материала для поэмы! Отметим, что включение в текст фольклорных элементов также считается признаком эпопеи – это позволяет полнее изобразить особенности народного характера и уклада жизни.
    Жанровым своеобразием поэмы считается и причудливое совмещение в ней исторических фактов со сказочными мотивами. В зачине, написанном по всем законам сказок, в путь отправляется семеро (магическое число) крестьян. Начало их путешествия сопровождается чудесами – с ними говорит пеночка, в лесу они находят скатерть-самобранку. Но дальнейший их путь будет проходить отнюдь не по сказке.
    Умелое сочетание сказочного, необременительного сюжета с серьезными политическими проблемами пореформенной Руси выгодно отличало произведение Некрасова сразу же после издания частей поэмы: оно интересно смотрелось на фоне одноликих памфлетов и в то же время заставляло задуматься. Это же позволило поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо» не потерять своего интереса для читателя и сегодня.
    «Кому на Руси жить хорошо» жанр поэмы Некрасова | источник

  8. Урок – Сочинение по поэме Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
    Разработала : Раменская Е.В.
    учитель русского языка
    и литератруры МАОУ СШ №17
    Тема: Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо»
    Цель урока:
    Образовательная: проверить степень понимания поэмы.
    Развивающая: продолжение обучения навыкам написания классного сочинения.
    Воспитательная: воспитывать патриотические чувства.
    Ход урока
    I.Выбор и бсуждение темы
    « Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
    Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
    О двух великих грешниках. (Анализ легенды из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).
    Как понимают счастье герои и автор «Кому на Руси жить хорошо»?
    Изображение народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
    II.Составление плана сочинения
    Развернутый план сочинения на тему «Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:
    Н.А. Некрсов – певец народа.
    «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»
    а) Нищая, темная, забитая Россия (описание жизни народа в песнях, названиях деревень, губерний, в пейзаже).
    б) Народное понятие счастья:
    – счастье в понимании Матрены Тимофеевны и крестьян;
    – Яким Нагой. Стихийность в понимании причин зла и виновности в нем «дольщиков народного добра»;
    – сознательное служение Ермила Гирина интересам крестьян;
    – Савелий – богатырь Святорусский, как новая ступень пробуждающегося сознания, как отражение мощи крестьянской рати, поднимающейся на борьбу.
    в) Две возможные дороги к счастью:
    – дорога, по которой, «громадная, к соблазну жадная идет толпа»; сатирическое отношение Некрасова к таким людям;
    – другая – тесная, дорога «честная» – это путь славного заступника, борца за народное счастье.
    3) «Рать подымается – неисчислимая, сила в ней скажется несокрушимая» или «Кто жизнь свою всецело отдает на борьбу за брата – человека, только тот себя переживет».
    Комментарий учителя:
    Произведения Некрасова – это произведения о народе, его судьбе и борьбе. Поэт показывает, что положение народа после отмены крепостного права не изменилось, но изменились сами люди; растет в них чувство протеста.
    До некрасова многие писатели изображали народ. Это было важным для того времени, так как они показывали, что под серым мужицким армяком бьется горячее человеческое сердце. Но они лишь показывали тяжелое положение народа, его счастье «дырявое с заплатою. Горбатое с мозолями». Некрасов же сумел подметить в народе его скрытую силу во весь голос сказать: «рать подымается неисчислимая».
    III.Написание сочинения.
    Литература
    Прийма Ф.Я. К характеристике фольклоризма Н.А. Некрасова // Русская литература. Л.,
    1981. № 2. С. 89 – 90.
    Невидимая брань. Блаженной памяти старца Никоднма Свягогорца. М., 1998. С. 24-25.
    Дунаев М.М. Указ. соч. Ч. Ш. С. 184-185.
    Базанов В.Г. От фольклора к народной книге. Изд. 2-е. Л, 1983. С. 257.
    Викторович В. Некрасов, прочитанный Достоевским// Карабиха. Вып.2. Ярославль.
    Гин М.М. Спор о великом грешнике// Русский фольклор. Материалы и исследования.
    Т. 7. М.-Л., 1962. С. 87.
    Нольман М.Л. Легенда и жизнь в некрасовском сказе “О двух великих
    грешниках”//Русская литература, 1971. № 2. С. 138.
    Карело-Мурманский край, 1928. № 2. С. 30-32.
    Пруцков Н.И. Русская литература Х1Х века и революционная Россия. М., 1979. С.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *