Сочинение на тему конституция узбекистана

10 вариантов

  1. Моя родина – Узбекистан, удивительная страна. Она древняя, как сама Земля, красивая, как тюльпан. Культура Узбекистана разнообразна, как узоры яркого ковра. Население нашей страны так же пестро по национальному составу, так же богато, как россыпи цветов на склонах узбекских гор или на равнинах.
    Народ Узбекистана, торжественно провозглашая свою приверженность правам человека и принципам государственного суверенитета, осознавая высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, опираясь на исторический опыт развития узбекской государственности, подтверждая свою верность идеалам демократии и социальной справедливости, признавая приоритет общепризнанных норм международного права, стремясь обеспечить достойную жизнь гражданам республики, ставя задачей создание гуманного демократического правового государства, в целях обеспечения гражданского мира и национального согласия принимает в лице своих полномочных представителей настоящую Конституцию Республики Узбекистан.
    Я не могу сказать, что Узбекистан – густонаселенная страна. Если сравнивать со многими странами Азии и Европы, то нас не так много. Однако именно наш Узбекистан может похвастаться самым большим населением в Средней Азии. Каких только интересных национальностей не проживает здесь. От узбеков и казахов, русских и украинцев, таджиков и каракалпаков до иранцев, корейцев, немцев, армян и чеченцев. Фактически, каждый человек в Узбекистане – уникальная личность с историей, непохожей на других. Общаясь с людьми разных культур, можно почерпнуть массу интересного: от рецептов вкуснейших блюд до знаний психологии разных народов.

  2. Моя родина – Узбекистан, удивительная страна. Она древняя, как сама Земля, красивая, как тюльпан. Культура Узбекистана разнообразна, как узоры яркого ковра. Население нашей страны так же пестро по национальному составу, так же богато, как россыпи цветов на склонах узбекских гор или на равнинах.
    Народ Узбекистана, торжественно провозглашая свою приверженность правам человека и принципам государственного суверенитета, осознавая высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, опираясь на исторический опыт развития узбекской государственности, подтверждая свою верность идеалам демократии и социальной справедливости, признавая приоритет общепризнанных норм международного права, стремясь обеспечить достойную жизнь гражданам республики, ставя задачей создание гуманного демократического правового государства, в целях обеспечения гражданского мира и национального согласия принимает в лице своих полномочных представителей настоящую Конституцию Республики Узбекистан.
    Я не могу сказать, что Узбекистан – густонаселенная страна. Если сравнивать со многими странами Азии и Европы, то нас не так много. Однако именно наш Узбекистан может похвастаться самым большим населением в Средней Азии. Каких только интересных национальностей не проживает здесь. От узбеков и казахов, русских и украинцев, таджиков и каракалпаков до иранцев, корейцев, немцев, армян и чеченцев. Фактически, каждый человек в Узбекистане – уникальная личность с историей, непохожей на других. Общаясь с людьми разных культур, можно почерпнуть массу интересного: от рецептов вкуснейших блюд до знаний психологии разных народов.

  3. Как
    показывает мировая практика, основное условие формирования и развития
    независимого демократического правового государства – это наличие
    Конституции. С обретением независимости возникла необходимость в создании
    Конституции республики.
    Такие актуальные задачи, как построение национального правового
    государства, демократического общества, формирование рыночных отношений,
    предусматривали разработку Конституции независимого Узбекистана. Интересы
    новых политических партий, общественных движений и объединений, обеспечение
    общественно-политической стабильности в обществе, межнационального
    сотрудничества требовали принятия новой Конституции. Это было обусловлено
    также превращением Республики Узбекистан в международно-правовой субъект,
    ставший известным миру как независимое государство.
    О необходимости разработки новой Конституции было заявлено еще на II сессии
    Верховного Совета Узбекистана, которая состоялась 20 июня 1990 года и на
    которой была принята «Декларация о суверенитете». Сессия приняла
    постановление о создании комиссии по подготовке проекта Конституции из 64
    человек во главе с Президентом Узбекистана Исламом Каримовым. В состав
    комиссии вошли депутаты Верховного Совета, представители Республики
    Каракалпакстан и областей, ученые и специалисты.
    Конституционная комиссия почти 2,5 года трудилась над разработкой
    Конституции Республики Узбекистан. На заседании Конституционной комиссии,
    которое прошло 12 апреля 1991 года, была создана рабочая группа из 32
    человек – ведущих специалистов и ученых. Для подготовки разделов Конституции
    было создано 6 небольших групп из 50 человек. Провозглашение
    государственной независимости Узбекистана 31 августа 1991 года и принятие
    Закона «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан»,
    придание этому закону статуса конституционного еще больше усилили
    ответственность Конституционной комиссии.
    При
    разработке проекта Конституции была изучена мировая практика
    конституционного развития, учтены успехи, достигнутые в мире в области прав
    человека, демократии и законодательства. В основу новой Конституции положены практика национальной государственности, идеи Амира Темура и других наших великих предков по управлению
    государством.
    26 сентября 1992 года проект Конституции Республики Узбекистан был
    опубликован в прессе для всенародного обсуждения. Обсуждение продолжалось
    около двух месяцев. Проект с исправлениями, внесенными на основе
    предложений, высказанных в процессе обсуждения, был опубликован в прессе
    26 ноября 1992 года. Во время всенародного обсуждения было внесено более 6
    тысяч предложений, которые были приняты комиссией к рассмотрению.
    Конституция стала продуктом политического мышления нашего народа.
    Президент И.А. Каримов руководил работой по разработке Конституции и вложил
    в нее много труда.
    XI сессия Верховного Совета, которая проходила в декабре 1992 года,
    обсудила вопрос принятия Конституции Республики Узбекистан. «Надо особо
    подчеркнуть, – говорил в своей речи на сессии Президент И.А. Каримов, – что
    при создании проекта новой Конституции мы руководствовались документами
    Организации Объединенных Наций, Всеобщей Декларацией прав человека, другими
    актами, признанными международным правом. При этом также творчески
    использовали конституционную практику таких развитых демократических
    государств, как Турция, Соединенные Штаты Америки, Япония, Канада,
    Германия, Франция, Португалия, Италия, Швеция, Испания и таких восточных
    стран, как Индия, Пакистан, Египет». (И.А. Каримов. Сочинения. том 1, стр.
    127.)
    На сессии депутаты внесли в проект около 80 изменений, дополнений и
    уточнений. Таким образом, 8 декабря 1992 года Конституция Республики
    Узбекистан была принята.
    В ознаменование принятия Конституции независимой Республики Узбекистан
    объявить 8 декабря всенародным праздником — Днем Конституции Республики
    Узбекистан. 8 декабря считать выходным днем. (
    Из постановления об объявлении дня принятия
    Конституции Республики Узбекистан всенародным праздником)
    Конституция Республики Узбекистан состоит из 6 разделов и 128 статей. Она
    полностью воплотила в себе принципы и идеи, закрепленные в «Декларации о
    суверенитете», Законе «Об основах государственной независимости Республики
    Узбекистан», и развила их.
    Конституция, являющаяся Основным законом, паспортом Республики Узбекистан,
    в корне отличается от всех конституций бывшего Союза. Во-первых, новая
    Конституция является Конституцией независимой Республики Узбекистан, все
    статьи которой отражают идею независимости. Прежние конституции были просто
    официальным документом, не обеспечивающим независимость Узбекистана, где
    «суверенитет» республики являлся пустым звуком, а права оставались только
    на бумаге.
    Во-вторых, новая Конституция была самостоятельно разработана на основе
    желания, воли и творчества нашего народа и учитывала самую передовую в мире
    конституционную практику и особенности национальной государственности. А
    прежние конституции копировались на основе Союзной Конституции, утвержденной
    центральной властью. И поэтому наш новый Основной закон считается первой
    Конституцией независимого Узбекистана.
    В процессе изучения Конституции Республики Узбекистан надо обратить
    внимание на ее основные принципы.
    Первый принцип Конституции
    Узбекистана – государственный суверенитет. В статьях 1-6 определено, что
    Узбекистан – суверенная демократическая республика, государство служит
    интересам народа, узбекский язык является государственным языком. В
    Конституции определено, что названия государства «Республика Узбекистан» и
    «Узбекистан» равнозначны.
    Второй конституционный
    принцип – народовластие. В статьях 7-14 указано, что народ
    Узбекистана как единственный источник государственной власти составляют
    граждане республики независимо от их национальности, а государство
    осуществляет свою деятельность в интересах человека и общества.
    Третий конституционный
    принцип – разделение государственной власти на три ветви –
    законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из трех властей нем зависима в своей деятельности и подчиняется только закону. В Узбекистане
    законодательную власть представляет Олий Мажлис, исполнительную – Президент
    и Кабинет Министров, судебную – Конституционный суд, Верховный суд и
    Верховный Хозяйственный суд Республики Узбекистан, Верховный суд и
    Верховный Хозяйственный суд Республики Каракалпакстан, областные, города
    Ташкента, районные и городские суды и хозяйственные суды. В статьях 76-88
    Конституции определены положения о составе Олий Мажлиса, его полномочиях по
    разработке и принятию законов. В статьях 89-98 установлено, что Президент
    Республики Узбекистан является главой государства и исполнительной власти,
    закреплены его полномочия и определены задачи функционирования Кабинета
    Министров.
    Четвертый конституционный
    принцип – верность демократии. В Конституции закреплено
    положение о приверженности демократии и социальной справедливости,
    предусматривается создание гуманного демократического правового государства.
    В Конституции признан приоритет общечеловеческих ценностей и
    демократических принципов, общепризнанных положений в области
    международного права. В Конституции Узбекистана определено, что
    человеческая жизнь, свобода, честь и достоинство и другие неотъемлемые права
    – самая высшая ценность.
    Пятый конституционный
    принцип – верховенство Конституции и законов. Статья 15
    гласит: «В Республике Узбекистан признается безусловное верховенство
    Конституции и законов Республики Узбекистан. Государство, его органы,
    должностные лица, общественные объединения, граждане действуют в
    соответствии с Конституцией и законами».
    В статье 16 Конституции зафиксировано, что ни один закон или иной
    нормативно-правовой акт не может противоречить конституционным нормам и
    принципам.
    Шестой конституционный
    принцип – обеспечение соблюдения гражданских прав и свобод на
    уровне мировых стандартов. Права граждан Узбекистана обеспечиваются в
    соответствии с важнейшими международно-правовыми актами – Всеобщей
    Декларацией прав человека, Международным пактом об экономических,
    социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и
    политических правах и др. Статьи 18-52 Конституции посвящены основным
    правам и свободам, а также обязанностям человека и гражданина. Права и
    свободы граждан признаны самой высшей ценностью, и они защищаются
    государством. Согласно Конституции, каждому человеку гарантируется защита
    через суд своих прав и свобод.
    В Конституции определено, что каждый человек вправе быть собственником, что
    основу экономики Узбекистана составляет собственность в ее различных
    формах, которые являются равноправными.
    Согласно статье 21 Конституции, в Республике Узбекистан устанавливается
    единое для всей территории республики гражданство. Все граждане Республики
    Узбекистан, независимо от национальности, составляют народ Узбекистана.
    Седьмой конституционный
    принцип – законность. Законность обеспечивает стабильность в
    обществе, согласованное функционирование государственных органов.
    Стабильность в обществе и прогресс обеспечиваются тогда, когда государство,
    его органы, должностные лица, общественные объединения, граждане действуют
    в соответствии с Конституцией и законами.
    Данный принцип является конституционной нормой, требующей от государства и
    его органов, политических партий и общественных объединений осуществлять
    свою деятельность на основе законов Республики Узбекистан. В Конституции
    определены правовые основы создания и деятельности политических партий,
    общественных объединений, средств массовой информации.
    Восьмой конституционный
    принцип – четкое определение основных принципов внешней
    политики Республики Узбекистан. Статья 17 Конституции гласит: «Республика
    Узбекистан является полноправным субъектом международных отношений. Ее
    внешняя политика исходит из принципов суверенного равенства государств,
    неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного
    урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств
    и иных общепризнанных принципов и норм международного права».
    Конституцией установлено, что государство в целях обеспечения интересов и
    безопасности народа может заключать союзы, входить в содружества и другие
    межгосударственные образования и выходить из них.
    Девятый конституционный принцип – местное самоуправление. В Узбекистане,
    учитывая историческую практику узбекской государственности, действует институт
    хокима. В областях, районах и городах представительными органами хокимията
    являются Кенгаши народных депутатов, которые возглавляют хокимы областей,
    районов и городов. В статьях 99-104 Конституции определены основы
    государственной власти на местах, порядок назначения и утверждения хокимов и
    задачи их деятельности.
    В Конституции установлен порядок создания органов самоуправления граждан,
    которые являются важным фактором построения гражданского общества. В статье
    105 говорится: «Органами самоуправления в поселках, кишлаках и аулах, а также в махаллях городов, поселков, кишлаков и аулов
    являются сходы граждан, избирающие на 2,5 года председателя (аксакала) и его
    советников».Десятый конституционный
    принцип – правосудие, независимость и неприкосновенность
    судей. Судьи подчиняются только закону. В статьях 106-116 определены основы
    судебной системы Узбекистана и ее задачи. В Конституции установлено, что
    судья не может быть избран депутатом, не может состоять в политических
    партиях и движениях. Заседание суда ведется открыто, судопроизводство
    осуществляется на государственном языке, а при необходимости – на другом
    языке.
    Судебная власть является важной составляющей государственной власти. В
    Конституции установлено, что решения судебных органов обязательны для всех
    государственных органов, общественных объединений, предприятий,
    учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.
    В Конституции Республики Узбекистан определены правовой статус Республики
    Каракалпакстан, правовые основы ее взаимоотношений с Узбекистаном.
    «Принятие первой в истории свободного Узбекистана Конституции означает
    возрождение нашей республики, закладку прочного фундамента нашей истиной
    независимости. Принятая нами в качестве Основного закона Конституция сделает
    наше государство государством, нацию — нацией». (И. А. Каримов. Сочинения, том 1,
    стр 122)
    Принятие Конституции Республики Узбекистан имело большое значение в жизни
    страны. Она стала основой для развития законодательства, для осуществления
    правовых реформ. На ее основе были разработаны сотни законов, кодексов,
    национальных программ, прошедших общенародное обсуждение и охватывающих все
    сферы жизни.
    Конституция Узбекистана закрепила суверенитет республики. Узбекистан
    признали все страны, с которыми были установлены дипломатические,
    экономические и культурные отношения.
    Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

  4. Двадцать один год назад, 8 декабря 1992 года наш народ под руководством Президента Ислама Каримова принял Конституцию Республики Узбекистан. Основной Закон страны, разработанный с учетом общепризнанных норм международного права, поставил во главу угла идеалы демократии и социальной справедливости. Как указано в преамбуле, Конституция выступила законодательной основой для создания гуманного демократического правового государства, гарантируя достойную жизнь гражданам нашей страны и обеспечение гражданского мира и национального согласия в Узбекистане.
    Конституция играет немаловажную роль и в судьбах конкретных людей. В преддверии празднования 21-летия принятия Конституции Узбекистана корреспондент УзА провел блиц-интервью о роли и значении Основного Закона в жизни наших соотечественников.
    Нурбек Расулов, заместитель главного редактора газеты «Камаши», Кашкадарьинская область:
    – Узбекистан твердо идет по пути построения правового демократического государства, и в этом очень важную роль играет Конституция. Одним из главных условий демократизации общества является закрепленное в статье 29 Основного Закона право на свободу мысли, слова и убеждений. Нас, журналистов, мотивирует статья 67 Конституции, гарантирующая свободу средств массовой информации и запрещающая цензуру. Президент нашей страны Ислам Каримов в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране подчеркивает, что без обеспечения информационной свободы, без превращения СМИ в арену, где люди могут свободно выражать свои мысли и идеи, позиции и отношение к происходящим событиям, нельзя говорить об углублении демократии, политической активности населения, о его реальном участии в политической и общественной жизни страны.
    Зухра Арзиева, заведующая сельского врачебного пункта “Ток-тау” Нукусского района Республики Каракалпакстан:
    – Одним из важнейших приоритетов политики нашей страны, осуществляемой под руководством Президента Ислама Каримова, является забота о здоровье населения. Эта продуманная и мудрая политика основывается, в первую очередь, на идеях гуманизма. В то же время для экономического и социального развития страны нужны здоровые, полные сил специалисты, а построение государства с великим будущим невозможно без всесторонне развитого, в том числе и физически полноценного молодого поколения. Уделяемое огромное внимание развитию здравоохранения, особенно укреплению материально-технической базы сельских врачебных пунктов, повышению квалификации медицинских работников на местах свидетельствует об обеспечении прав граждан Узбекистана на квалифицированное медицинское обслуживание, которое гарантируется в статье 40 нашей Конституции.
    Ниссо Халимова, преподаватель детской школы музыки и искусства № 14 Мирзо-Улугбекского района города Ташкента:
    – Государство, придающее большое значение образованию и воспитанию подрастающего поколения, всегда будет стабильно и динамично развиваться. Всесторонне развитое молодое поколение – это будущее страны, его сила и мощь. Поэтому глава нашего государства всегда подчеркивает, что сила – в знании и мышлении. В статье 41 Конституции Республики Узбекистан закреплено право граждан на получение образования, гарантируется общее бесплатное образование. Также здесь говорится, что школьное дело находится под надзором государства, что еще раз свидетельствует об уделяемом в нашей стране большом внимании качественному образованию детей.
    Диана Ким, учащаяся колледжа Юнгджин, город Тэгу, Южная Корея:
    – Мы, молодое поколение узбекистанцев, особенно благодарны Конституции. Обстановке благополучия и процветания нашей Родины, в которой мы выросли, могут позавидовать дети всего мира. Благодаря гарантированным правам на качественное бесплатное общее образование я смогла поступить в престижный ташкентский вуз и получила диплом банковского специалиста. Сейчас я получаю второе образование по направлению «Инженерная механика» в колледже Юнгджин. Благодаря праву на свободный выбор труда, закрепленной в статье 37 Конституции Республики Узбекистан, после окончания учебы я смогу работать как сотрудником банка, так и инженером.
    Шухрат Баротов, руководитель фермерского хозяйства «Очил Барот» Шафирканского района Бухарской области:
    – Обретение нашей страной независимости и принятие Конституции Узбекистана кардинально изменили жизненный уклад и мышление нашего народа в лучшую сторону. Установление приоритета экономики над политикой, начала перехода от планового стиля хозяйствования к рыночным отношениям открыли широкие горизонты для экономической деятельности граждан Узбекистана. Появился целый класс сельских собственников – фермеры. С созданием фермерских хозяйств в нашей стране земля обрела хозяина, в результате чего повысилась урожайность и в целом эффективность всей сельскохозяйственной отрасли. Ведь мы, фермеры, являемся полноправными игроками в рыночных отношениях, и за свой труд получаем соответствующую экономическую выгоду. Вкладывая душу в свое дело, развивая свое фермерское хозяйство, я вношу вклад и в развитие Родины и в то же время обеспечиваю достойную жизнь и перспективное будущее своим детям. Все это – результаты воплощения в жизнь свободы экономической деятельности, закрепленной в статье 53 Конституции Республики Узбекистан.
    Фарход Тураев, теолог:
    – Узбекистан – это страна, где в единстве и согласии проживают представители, исповедующие различные религиозные конфессии. Все это результат того, что с первых дней независимости наша страна взяла курс на построение демократического светского государства. В Конституции Республики Узбекистан закреплены такие общедемократические и гуманистические ценности, как уважительное отношение к религиозным чувствам верующих, признание религиозных убеждений частным делом граждан или их законных объединений, гарантирование равных прав и свобод. Как подчеркнул Президент Ислам Каримов в своем выступлении на торжествах, посвященных 22-летию независимости нашей Родины, царящая в нашем обществе атмосфера дружбы, межнационального и гражданского согласия, доброты и милосердия – наше богатство, не имеющее цены, которое будет крепнуть и впредь.
    Аброр Кадиров, филолог, Ташкент:
    – Узбекский народ издревле считал защиту Родины священным долгом каждого человека. Сегодня этот долг также считается конституциональным, так как в статье 52 Основного Закона Узбекистана закреплено: «Защита Республики Узбекистан — долг каждого гражданина Республики Узбекистан». Я очень рад, что в этом году мне довелось нести военную службу в Вооруженных Силах Узбекистана, и считаю службу в армии необходимым условием становления мужчины защитником своей Родины, семьи, родных и близких.
    Роксана Аршакян, художественный руководитель ансамбля «Эребуни» республиканского Армянского национального культурного центра:
    – На нашей Родине – в Узбекистане в мире и согласии живут представители более 130 наций и народностей, которые трудятся на благо своей страны и народа. Узбекистан – это наш общий дом и Родина всего многонационального народа нашей страны. Ведь недаром в статье 8 Основного Закона закреплено, что народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан независимо от их национальности. В Армянском национальном культурном центре изучаются армянский язык, а также история, традиции и обычаи армянского народа. Я считаю, что это служит ярким доказательством гарантированного в статье 4 Конституции уважительного отношения к языкам, обычаям и традициям наций и народностей, проживающих в Узбекистане.

  5. Принята 8 декабря 1992 года на одиннадцатой сессии
    Верховного Совета Республики Узбекистан двадцатого созыва
    Преамбула
    Народ Узбекистана,
    торжественно провозглашая свою приверженность правам человека и принципам государственного суверенитета,
    осознавая высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями,
    опираясь на исторический опыт развития узбекской государственности,
    подтверждая свою верность идеалам демократии и социальной справедливости,
    признавая приоритет общепризнанных норм международного права,
    стремясь обеспечить достойную жизнь гражданам республики,
    ставя задачей создание гуманного демократического правового государства,
    в целях обеспечения гражданского мира и национального согласия
    принимает в лице своих полномочных представителей настоящую Конституцию Республики Узбекистан.

    Раздел первый. Основные принципы

    Глава I. Государственный суверенитет

    Статья 1. Узбекистан – суверенная демократическая республика. Названия государства “Республика Узбекистан” и “Узбекистан” равнозначны.
    Статья 2. Государство выражает волю народа, служит его интересам. Государственные органы и должностные лица ответственны перед обществом и гражданами.
    Статья 3. Республика Узбекистан определяет национально-государственное и административно-территориальное устройство, систему органов государственной власти и управления, проводит свою внутреннюю и внешнюю политику.
    Государственная граница и территория Узбекистана неприкосновенны и неделимы.
    Статья 4. Государственным языком Республики Узбекистан является узбекский язык.
    Республика Узбекистан обеспечивает уважительное отношение к языкам, обычаям и традициям наций и народностей, проживающих на ее территории, создание условий для их развития.
    Статья 5. Республика Узбекистан имеет свои государственные символы – флаг, герб, гимн, утверждаемые законом.
    Статья 6. Столица Республики Узбекистан – город Ташкент.

    Глава II. Народовластие

    Статья 7. Народ является единственным источником государственной власти.
    Государственная власть в Республике Узбекистан осуществляется в интересах народа и исключительно органами, уполномоченными на то Конституцией Республики Узбекистан и законодательством, принятым на её основе.
    Присвоение полномочий государственной власти, приостановление или прекращение деятельности органов власти в не предусмотренном Конституцией порядке, создание новых и параллельных структур власти являются антиконституционными и влекут ответственность по закону.
    Статья 8. Народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан независимо от их национальности.
    Статья 9. Наиболее важные вопросы общественной и государственной жизни выносятся на обсуждение народа, ставятся на всеобщее голосование (референдум). Порядок проведения референдума определяется законом.
    Статья 10. От имени народа Узбекистана могут выступать только избранные им Олий Мажлис и Президент республики.
    Никакая часть общества, политическая партия, общественное объединение, движение или отдельное лицо не могут выступать от имени народа Узбекистана.
    Статья 11. Система государственной власти Республики Узбекистан основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
    Статья 12. В Республике Узбекистан общественная жизнь развивается на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.
    Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной.
    Статья 13. Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.
    Демократические права и свободы защищаются Конституцией и законами.
    Статья 14. Государство строит свою деятельность на принципах социальной справедливости и законности в интересах благосостояния человека и общества.

    Глава III. Верховенство конституции и закона

    Статья 15. В Республике Узбекистан признается безусловное верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан.
    Государство, его органы, должностные лица, общественные объединения, граждане действуют в соответствии с Конституцией и законами.
    Статья 16. Ни одно из положений настоящей Конституции не может толковаться в ущерб правам и интересам Республики Узбекистан.
    Ни один закон или иной нормативно-правовой акт не может противоречить нормам и принципам Конституции.

    Глава IV. Внешняя политика

    Статья 17. Республика Узбекистан является полноправным субъектом международных отношений. Ее внешняя политика исходит из принципов суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров,невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права.
    Республика может заключать союзы, входить в содружества и другие межгосударственные образования, а также выходить из них, исходя из высших интересов государства, народа, его благосостояния и безопасности.

    Раздел второй. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина

    Глава V. Общие положения

    Статья 18. Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.
    Льготы могут быть установлены только законом и должны соответствовать принципам социальной справедливости.
    Статья 19. Гражданин Республики Узбекистан и государство связаны взаимными правами и взаимной ответственностью. Права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и законах, являются незыблемыми, и никто не вправе без суда лишить или ограничить их.
    Статья 20. Осуществление прав и свобод гражданином не должно нарушать законных интересов, прав и свобод других лиц, государства и общества.

    Глава VI. Гражданство

    Статья 21. В Республике Узбекистан устанавливается единое для всей территории республики гражданство.
    Гражданство Республики Узбекистан является равным для всех независимо от оснований его приобретения.
    Гражданин Республики Каракалпакстан является одновременно гражданином Республики Узбекистан.
    Основания и порядок приобретения и утраты гражданства устанавливаются законом.
    Статья 22. Республика Узбекистан гарантирует правовую защиту и покровительство своим гражданам как на территории Республики Узбекистан, так и за ее пределами.
    Статья 23. Иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Республики Узбекистан, обеспечиваются права и свободы в соответствии с нормами международного права.
    Они несут обязанности, установленные Конституцией, законами и международными договорами Республики Узбекистан.

    Глава VII. Личные права и свободы

    Статья 24. Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Посягательство на нее является тягчайшим преступлением.
    Статья 25. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
    Никто не может быть подвергнут аресту или содержанию под стражей иначе как на основании закона.
    Статья 26. Каждый обвиняемый в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет установлена законным порядком, путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.
    Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему достоинство человека обращению.

  6. Принятая под руководством Президента Ислама Каримова в 1992 году Конституция независимого Узбекистана открыла новую эру развития нашей Родины. День ее принятия – 8 декабря – отдельным законом объявлен Днем Конституции Республики Узбекистан – всенародным праздником.
    Следует отметить, что Конституция независимого Узбекистана была принята первой на постсоветском пространстве.
    Глава нашего государства, говоря о роли и значении нашей Конституции в жизни общества и государства, отмечал, что принятая нами в качестве Основного Закона Конституция сделает наше государство – государством, нацию – нацией.
    Необходимо отметить, что роль государства в управлении обществом определяет необходимость правовой регламентации его деятельности. В свою очередь правовое регулирование осуществляется посредством разных правовых основ, центральное место среди которых, несомненно, принадлежит Конституции.
    Конституция является основополагающим правовым документом каждого государства, нормы которого определяют не только принципы государственного строя, организации государственной власти и управления, но и нормы общественной жизни. Так, в 14-й главе Конституции Узбекистана закреплены принципиальные положения, составляющие юридическую основу семейного уклада жизни. Другая ее глава (12-я) посвящена экономическим основам общества, гарантированному обеспечению свободы экономической деятельности, защите прав собственника.
    Специфика конституционного правового регулирования проявляется в том, что Конституция открывает широкий простор для полного претворения в жизнь ее основополагающих положений.
    Конституционные положения, ее принципы составляют юридическую базу, на основе которой создаются нормы всех отраслей права – финансового, гражданского, уголовного, трудового и т.д. Любой нормативно-правовой акт (законы, указы, постановления и др.) основывается на Конституции. Другими словами, она считается основой, источником всех законодательных актов.
    Следует подчеркнуть, что более совершенное с юридической точки зрения поколение конституций появилось в двадцатом веке. Наиболее древней признается английская конституция, история зарождения которой приходится на начало тринадцатого века, на 1215 год.
    Как известно, в Конституции закрепляются идеи и положения, имеющие основополагающее значение для всех текущих законов. Этим определяется ее верховенство в системе права каждого государства.
    Верховенство Конституции проявляется еще и в том, что она должна соблюдаться не только гражданами данного государства, но и самим государством. Только при таком сочетании права и государства обеспечивается действительное верховенство Конституции и законов в обществе.
    При этом возникает еще один вопрос: какие функции свойственны Конституции, каково ее влияние на развитие общественно-политической жизни?
    Ответ на этот вопрос позволяет понять роль и значение Конституции в жизни государства и каждого его гражданина.
    Во-первых, Конституция как Основной Закон оказывает непосредственное влияние на все сферы общественной жизни, считающиеся объектом правового регулирования. Вместе с тем регулирующее воздействие Конституции может быть реализовано и в опосредованной форме. Так, ее основополагающие принципы и нормы в текущем и отраслевом законодательстве оказывают свое воздействие в иной, т.е. опосредованной форме.
    В целом независимо от того, в какой форме выражается воздействие Конституции, она всегда останется средством регулирования отношений, внедрения в общественную жизнь организованности и порядка, обеспечения прав и свобод каждого члена общества.
    Во-вторых, Конституция в качестве одного из правовых источников служит средством выражения и осуществления внутренней и внешней политики государства.
    Четвертая глава Конституции Узбекистана полностью посвящена регулированию основ внешней политики. Включение данной главы в Основной Закон страны свидетельствует о том, насколько важна роль Конституции в решении политических вопросов.
    В-третьих, Конституция как политический и правовой документ, закрепляющий основные идеи, так или иначе оказывает идеологическое воздействие на мышление человека, формирование его мировоззрения. В Конституции Республики Узбекистан, как и в конституциях современных демократических государств, уделено важное значение таким принципам гуманизма, как равенство всех перед законом, верховенство личности перед государством, обязанности государства служить во благо человека и общества. В частности, статья 14 Конституции Узбекистана гласит: “Государство строит свою деятельность на принципах социальной справедливости и законности в интересах благосостояния человека и общества”. Внедрение этих идей в общественное сознание способствует формированию у граждан уважительного отношения к законам.
    В-четвертых, Конституция через учреждение соответствующих государственных властных структур оказывает большое влияние на процесс общественного развития. Конституцией Республики Узбекистан учреждены институты хокимов. Вместе с тем подтверждением этой мысли является и то, что в нашей стране исходя из требований Конституции организован институт махалли в качестве органа самоуправления, соответствующего менталитету узбекского народа и испытанного многовековой практикой развития.
    В-пятых, конституционное правовое регулирование не ограничивается созданием государственных правовых норм. Создание таких норм – не самоцель, они предназначены для внедрения в деятельность общественных и соответствующих государственных органов. Конституция, выполняя важную практическую организаторскую роль, оказывает серьезное влияние на реализацию права, укрепление законности и правопорядка, реорганизацию и усовершенствование соответствующих государственных структур.
    Известно, что конституционную основу каждого демократического государства составляют права и свободы человека. В этом смысле не случайно в Конституции нашей страны отдельным разделом выделены “Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина”. Вместе с тем в разделе нашего Основного Закона “Основные принципы” закреплены основные идеи, отражающие то, что “высшей ценностью являются человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права”.
    Все последующие разделы Конституции по своей социальной направленности раскрывают роль общественных и государственных структур по отношению к личности и обществу.
    Если учесть, что в период бывшего советского строя интересы государства превосходили интересы личности, то в Конституции независимого Узбекистана этот вопрос решен справедливо. То есть превосходство интересов личности решено с той точки зрения, что “высшей ценностью” является человек (статья 13). Последовательность подобной позиции получила свое отражение и в закреплении ею принципа, который связывает гражданина и государство “взаимными правами и взаимной ответственностью” (статья 19).
    Определение впервые в истории конституционного развития Узбекистана ответственности государственных органов и должностных лиц перед обществом и гражданами отражает суть и значение создаваемого нашим народом справедливого гражданского общества.
    Среди утверждающих демократию положений нашей Конституции следует особо отметить закрепление в ней принципа политического плюрализма, то есть признание многообразия политических институтов, мнений.
    Кроме того, отмена цензуры в нашей стране, реализация идеи разделения властей, признание верховенства закона, недопустимости присвоения кем-либо полномочий государственной власти, осуществление государственной власти в интересах народа и только теми органами, которые уполномочены на это Конституцией и законами, – все это те важнейшие основополагающие конституционные начала, которые лежат в основе общественного развития, оказывая свое воздействие на характер становления и формирования правового демократического государства и справедливого гражданского общества.
    В течение прошедших 16 лет со времени принятия Конституции Республики Узбекистан ее нормы и положения последовательно претворяются в жизнь. Во всех сферах нашей жизни достигаются весомые успехи. В нашей стране благодаря Конституции обеспечены гражданское и межнациональное согласие, с каждым годом повышается уровень жизни, достигнуты высокие рубежи в социально-культурном развитии, сферах образования, науки.
    Известно, что в соответствии с Указом главы государства от 1 мая этого года утверждена “Программа мероприятий, посвященных 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека”. Всеобщая декларация прав человека является первым международно-правовым документом, который был ратифицирован после обретения независимости Республикой Узбекистан. Наша страна, избравшая путь построения демократического правового государства, сильного гражданского общества, права и интересы человека определила в качестве самого приоритетного направления развития общества, всей внутренней и внешней политики государственного строительства.
    В годы независимости наша страна присоединилась к 60 международным документам, стала участником шести основных международных договоров, принятых ООН в этой области.
    Положения Всеобщей декларации прав человека нашли свое отражение в Конституции Республики Узбекистан, в нормах национального законодательства, обеспечивающих политические, экономические, социальные и культурные права и свободы человека.

  7. Известно, что 1 мая 2008 года принят Указ Президента страны “О программе мероприятий, посвященных 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека”.
    В исполнении программы мероприятий, утвержденной данным Указом, предусмотрено участие Министерства юстиции в 25 мероприятиях, а по 11-ти пунктам – министерство определено в качестве непосредственного ответственного исполнителя. В соответствии с этим, на основе разработанного Министерством юстиции плана, органами и учреждениями юстиции в жизнь претворяются множество практических дел.
    Отрадно, что в состоявшихся по всей республике по случаю этой знаменательной даты семинарах и встречах на тему “Значение Всеобщей декларации прав человека” наблюдалось активное участие наших граждан, особенно, молодежи. Об этом свидетельствует и тот факт, что в данные мероприятия были привлечены около 10 тысяч учащихся школ, академических лицеев и профессиональных колледжей. В ходе данных встреч и бесед были распространены четыре тысячи экземпляров брошюр “Всеобщая декларация прав человека”, а также изданная множественным тиражом на узбекском и русском языках, в удобной и компактной форме “Конституция Республики Узбекистан”.
    Подготовка и представление участникам семинаров и встреч специальных плакатов, отражающих суть и значение каждой статьи Декларации, вызвала большой интерес у представителей всех поколений.
    Выездные выставки книг и журналов о правах человека были проведены на основе намеченного графика в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте. На выставках экспонировались более тысячи видов книг и других публикаций, изданных на узбекском, русском, английском, французском, немецком и других языках народов мира.
    Министерством также уделяется особое внимание повышению правовой культуры граждан через средства массовой информации, эффективности пропагандистко-разъяснительной работы. За прошедшие 9 месяцев 2008 года осуществлено 7856 пропагандистских мероприятий в сфере защиты прав человека. Из них 1542 – это непосредственные выступления в средствах массовой информации. Проведено более 6 тысяч бесед и встреч пропагандистко-разъяснительного характера. Подобные мероприятия проводились не только в городах, но в основном в сельской местности.
    Демократические и гуманистические грани любого государства оцениваются отношением к человеку, широкой защищенностью его прав и свобод.
    С этой точки зрения процесс формирования системы национального законодательства и имплементации с международными законами ставит ответственные задачи перед представителями законотворческой сферы. В этом направлении Министерством юстиции совместно с соответствующими ведомствами осуществляется определенная работа.
    В частности, в рамках меморандума и соглашений в сфере защиты прав человека, заключенных между Министерством юстиции, Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман), Национальным центром по правам человека Республики Узбекистан, Генеральной прокуратурой, Министерством внутренних дел организуются совместные мероприятия. В течение 2007 года и первого полугодия текущего года Министерством юстиции проведена правовая экспертиза и даны соответствующие заключения по проектам законов “О гарантиях прав ребенка”, “О социальной защите населения”, “О ратификации Конвенции МОТ №138 о минимальном возрасте для приема на работу”, “О ратификации Конвенции о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда”, “О ратификации Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности”. В настоящее время большинство данных законов приняты и претворяются в жизнь. Также разработан проект закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса (Омбудсман) по правам человека Республики Узбекистан”, и в ноябре 2008 года принят Законодательной палатой в первом чтении.
    Если обратимся непосредственно к показателям 9 месяцев текущего года, то можем констатировать, что в результате осуществленных Министерством юстиции и его территориальными управлениями мероприятий были восстановлены нарушенные права граждан по 33,7 процентам обращений в сфере защиты прав человека.
    В целях защиты прав человека в соответствующие органы были внесены 663 представления, полностью обеспечено исполнение 612 представлений. Отменены 194 незаконных решений и приказов различного характера. 884 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. Любые факты правонарушений в этой сфере находятся под постоянным контролем органов юстиции.
    Вместе с тем, по фактам нарушения законодательства внесены 159 предупреждений, 195 письменных указаний, 239 предложений о привлечении к административной ответственности. Из них 233 виновных должностных лиц привлечены к административной ответственности.
    В судебные органы были внесены 1215 исковых заявлений на сумму более 308 миллионов сумов. Судами удовлетворены 980 исковых заявлений на сумму более 241 миллионов сумов, из них полностью обеспечено исполнение 801 искового заявления на сумму свыше 198 миллионов сумов. По 60 исковым заявлениям на основе судебного решения от 19 должностных лиц в пользу граждан взысканы более 9 млн.сумов материального и морального ущерба.
    Результаты реформ, осуществляемых в процессе демократизации и обновления общества, модернизации страны, во многом зависят от интеллектуального потенциала граждан. Осуществляется последовательная работа в деле совершенствования средств повышения правовой культуры населения, дальнейшего налаживания правового воспитания, повышения правовой грамотности и социальной активности населения, подготовки, повышения квалификации и укрепления знаний юридических кадров.
    Безусловно, процесс полного обеспечения защиты прав человека связан со знанием населением своих прав и обязанностей, законов, пониманием ими сути и значения законодательных документов. А это требует эффективной реализации возложенных на нас задач в области правовой пропагандистской работы. Не будет ошибкой сказать, что формирование в годы независимости правовой культуры народа, рост активности населения в этой сфере является результатом совместной деятельности правоохранительных органов и учреждений.
    Отрадно, что граждане знают не только свои права, но и с уверенностью смотрят на прочную защиту своих прав и свобод. Ибо, никто не может отрицать выражение такой веры и надежды в обращениях каждого человека в соответствующие органы.
    В выполнении этой важной задачи, в частности, проводятся различные мероприятия – часы правового просвещения, показательные семинары, открытые диалоги, направленные на разъяснение среди населения роли и значения, сути и содержания Конституции, воспитание молодого поколения в духе уважения к законам.
    Следует отметить, что Распоряжение Президента страны от 4 января 2001 года “Об организации изучения Конституции Республики Узбекистан” явилось важным шагом в деле массового внедрения в жизнь Основного закона, его изучение начиная с детских садов, в школах и высших учебных заведениях в качестве специального предмета, служит важным средством в воспитании молодого поколения в духе уважения законов.
    Вместе с тем в ходе семинара-тренинга на тему “Повышение правовой грамотности населения по Конституции Республики Узбекистан – веление времени”, организованном для ответственных сотрудников органов и учреждений юстиции по правовой пропагандистской работе, его участники получили необходимые знания в вопросах работы с общественностью в деле пропаганды и разъяснения сути и значения Конституции Республики Узбекистан, эффективного проведения различных мероприятий в этом направлении.
    В Указе Президента страны “О программе мероприятий, посвященных 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека” на Институт по изучению гражданского общества, Институт мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан, Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсман), Национальный центр по правам человека возложена задача по проведению в трехмесячный срок совместного анализа с критической точки зрения и принятию мер по дальнейшему совершенствованию деятельности подразделений по защите прав человека, созданных в Министерстве юстиции, Генеральной прокуратуре, Министерстве внутренних дел Республики Узбекистан. В этих целях осуществляющими деятельность в нашей республике негосударственными организациями, занимающимися вопросами защиты прав человека, была проанализирована деятельность Министерства юстиции в области прав человека. Коллективом Министерства юстиции в этом процессе наряду со множеством достигнутых успехов были всесторонне проанализированы также и допущенные недостатки и просчеты, разработан и реализуется на практике план мероприятий по их устранению и совершенствованию работы в сфере защиты прав человека.

  8. Конституция Республики Узбекистан
    Принята 8 декабря 1992 года на одиннадцатой сессии
    Верховного Совета Республики Узбекистан двенадцатого созыва
    В настоящую Конституцию внесены изменения в соответствии с
    Законом РУз от 18.04.2011 г. № ЗРУ-284
    ПРЕАМБУЛА
    Народ Узбекистана,
    торжественно провозглашая свою приверженность правам человека и принципам государственного суверенитета,
    осознаваявысокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями,
    опираясь на исторический опыт развития узбекской государственности,
    подтверждая свою верность идеалам демократии и социальной справедливости,
    признавая приоритет общепризнанных норм международного права,
    стремясь обеспечить достойную жизнь гражданам республики,
    ставя задачей создание гуманного демократического правового государства,
    вцелях обеспечения гражданского мира и национального согласия
    принимает в лице своих полномочных представителей настоящую Конституцию Республики Узбекистан.
    РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
    ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ
    Статья 1. Узбекистан – суверенная демократическая республика. Названия государства ”Республика Узбекистан” и ”Узбекистан” равнозначны.
    Статья 2. Государство выражает волюнарода, служит его интересам. Государственные органы и должностные лица ответственны перед обществом и гражданами.
    Статья 3. Республика Узбекистан определяет национально-государственное и административно-территориальное устройство, систему органов государственной власти и управления, проводит свою внутреннюю и внешнюю политику.
    Государственная граница и территория Узбекистана неприкосновенны инеделимы.
    Статья 4. Государственным языком Республики Узбекистан является узбекский язык.
    Республика Узбекистан обеспечивает уважительное отношение к языкам, обычаям и традициям наций и народностей, проживающих на ее территории, создание условий для их развития.
    Статья 5. Республика Узбекистан имеет свои государственные символы – флаг, герб, гимн, утверждаемые законом.
    Статья 6. Столица РеспубликиУзбекистан – город Ташкент.
    ГЛАВА II. НАРОДОВЛАСТИЕ
    Статья 7. Народ является единственным источником государственной власти.
    Государственная власть в Республике Узбекистан осуществляется в интересах народа и исключительно органами, уполномоченными на то Конституцией Республики Узбекистан и законодательством, принятым на ее основе.
    Присвоение полномочий государственной власти, приостановление илипрекращение деятельности органов власти в не предусмотренном Конституцией порядке, создание новых и параллельных структур власти являются антиконституционными и влекут ответственность по закону.
    Статья 8. Народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан независимо от их национальности.
    Статья 9. Наиболее важные вопросы общественной и государственной жизни выносятся на обсуждение народа, ставятсяна всеобщее голосование (референдум). Порядок проведения референдума определяется законом.
    Статья 10. От имени народа Узбекистана могут выступать только избранные им Олий Мажлис и Президент республики.
    Никакая часть общества, политическая партия, общественное объединение, движение или отдельное лицо не могут выступать от имени народа Узбекистана.
    Статья 11. Система государственной властиРеспублики Узбекистан основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
    Статья 12. В Республике Узбекистан общественная жизнь развивается на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.
    Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной.
    Статья 13. Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласнокоторым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.
    Демократические права и свободы защищаются Конституцией и законами.
    Статья 14. Государство строит свою деятельность на принципах социальной справедливости и законности в интересах благосостояния человека и общества.
    ГЛАВА III. ВЕРХОВЕНСТВО…

  9. |
    Реферат |
    Приоритет общепризнанных норм международного права – как принцип Конституции |
    |
    Рустам Алимов |
    |
    |
    Введение
    Взаимосвязь международного и национального права – одиниз важных вопросов правоведения, как науки. Данная работа состоит из двух частей
    1. Части и статьи Конституции Республики Узбекистан, которые устанавливают взаимосвязь с международными правовыминормами;
    2. Информация из правоведения на тему соотношения международного и национального права.
    В итоге получилось, что в данной работе приведено практическое решение вопроса на примере КонституцииРеспублики Узбекистан и далее идут теоретические рассуждения.
    Конституция Республики Узбекистан и нормы международного права
    Преамбула Конституции Республики Узбекистан
    Народ Узбекистана,торжественно провозглашая свою приверженность правам человека и принципам государственного суверенитета,
    осознавая высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями,
    опираясь на исторический опыт развитияузбекской государственности,
    подтверждая свою верность идеалам демократии и социальной справедливости,
    признавая приоритет общепризнанных норм международного права,
    стремясь обеспечить достойнуюжизнь гражданам республики,
    ставя задачей создание гуманного демократического правового государства,
    в целях обеспечения гражданского мира и национального согласия
    принимает в лице своих полномочныхпредставителей настоящую Конституцию Республики Узбекистан.
    Статья 17 Конституции Республики Узбекистан
    Республика Узбекистан является полноправным субъектом международных отношений. Ее внешняя политикаисходит из принципов суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств и иныхобщепризнанных принципов и норм международного права.
    Республика может заключать союзы, входить в содружества и другие межгосударственные образования, а также выходить из…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *