Сочинение на тему космическая держава

6 вариантов

  1. Человечество не останется вечно на земле,
    но в погоне за светом и пространством
    сначала робко проникнет за пределы атмосферы,
    а затем завоюет себе все околосолнечное пространство.
    К.Э.Циолковский
    Я, представитель нового поколения, и мне интересно: насколько у нас мощная космическая держава и какой силой и целеустремлённостью обладают люди, живущие в ней?
    ВСЕЛЕННАЯ – извечная загадка бытия, манящая тайна навсегда. Она настолько огромна, что астрономы до сих пор не смогли установить, насколько она велика!
    Стремление проложить дорогу к звездам – заветная, сокровенная мечта человечества.  Наша страна была и по-прежнему остается ведущей космической державой мира. Именно с Россией связаны важнейшие открытия в области космонавтики.
    Благодаря последним достижениям науки и техники мы узнали много нового о космосе и нашем месте в нем.
    Россия – страна, родившая и воспитавшая героев. Юрий Алексеевич Гагарин был первым человеком, покорившим космос, шагнувшим в бездну, приблизившим тайну к разгадке. Его полет положил начало новой, космической эре. Полет Гагарина открыл эру практического освоения человеком космического пространства. В след за ним стояла целая плеяда звезд: Алексей Леонов – первый шагнул в космос, Валентина Терешкова – первая женщина-космонавт, Герман Титов – самый молодой космонавт (он совершил первый полет в возрасте двадцати пяти лет).
    Россия была и останется великой космической державой. В развитие космонавтики сделал большой вклад Константин Эдуардович Циолковский. Он обосновал использование ракет для полётов в космос. У него возникла гениальная идея – в космос на реактивной тяге, но свою идею он не осуществил. Однако его исследования продолжил Сергей Павлович Королев, и уже 4 октября 1957 года был запущен на орбиту первый искусственный спутник. Вслед за первым спутником был отправлен второй спутник, на котором находился первый «космонавт» – собака Лайка.
    Российские космонавты стали первопроходцами во многих космических событиях XX века, ими были установлены абсолютные мировые рекорды по длительности орбитального полета, продолжительности пребывания в космосе, выходам в открытый космос. Самый длительный выход в открытый космос в истории отечественной космонавтики – 7 часов, осуществили 17 июля 1990 года российские космонавты Анатолий Соловьев и Александр Баландин со станции «Мир».
    За последние годы в России сделаны огромные шаги в исследовании и освоении космоса.  Сейчас наши ученые и космонавты серьезно участвуют в работе Международной космической станции. Там от них многое зависит, потому что не все страны-участники имеют такой «космический опыт», как Россия.
    Когда на Земле все ложатся спать, на небе просыпаются звёзды. Они светят на огромной небесной картине, которая называется Вселенной. Звезды мигают пролетающим космическим кораблям, а из иллюминаторов ракет улыбаются им наши парни, и каждый дарит знаменитую улыбку Гагарина.
    «Россия – великая
    космическая держава»
    Выполнила:
    Хайрушева Райхана,
    ученица 8 класса,
    14 лет,
    МОУ-СОШ с. Каменка.
    Руководитель:
    Гончарова Наталья Анатольевна.

  2. Основные вехи советской пилотируемой космонавтики.

    12 апреля в России празднуется День космонавтики. 55 лет назад, 12 апреля 1961 года, с космодрома Байконур стартовал советский космический корабль «Восток» с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным на борту. Его полет положил начало новой, космической эре – эре пилотируемой космонавтики. Советский Союз стал лидером в исследованиях космоса. Стремление проложить дорогу к звездам – заветная, сокровенная мечта человечества, уходящая своими корнями в далекое прошлое. Многотруден и тернист был путь к покорению космических высот. Тем более велика оказалась радость побед, одержанных над могущественными силами земного притяжения.
    Основоположник современной космонав-тики К.Э. Циолковский, обосновавший вывод о необходимости использования «ракетных поездов» – прототипов многоступенчатых ракет, он показал возможность достижения космических скоростей и иных небесных тел с помощью ракеты на жидком топливе. Впоследствии Циолковский опубликовал еще ряд работ, посвященных ракетной технике и освоению космоса.
    Ученик Циолковского С.П. Королев внес поистине неоценимый вклад в достижения отечественной космонавтики. В 1931 году Королев и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф.А. Цандер добились создания в Москве группы изучения реактивного движения, через два года ставшей частью Реактивного научно-исследовательского института. В нем, в 1933 году, были разработаны и успешно произведены запуски первых советских ракет на твердом и жидком топливе. В конце 30-х годов под руководством Сергея Королева был построен и испытан ракетоплан. Тогда же была испытана первая автоматическая крылатая ракета 212 его конструкции.
    Государство поддерживало ракетчиков отнюдь не из желания приблизить выход человечества в мировое космическое пространство, а из оборонных соображений – уже тогда было ясно, что ракета – это грозное оружие, и другие страны, особенно Германия, вели активные исследования в этом направлении.
    Во время Второй мировой войны наиболее совершенная ракетная техника была создана в фашистской Германии, где под руководством Вернера фон Брауна были построены одноступенчатая баллистическая ракета с жидкостным реактивным двигателем ФАУ-2 и двухступенчатая ФАУ-3.
    В 1946 году С.П. Королев был назначен главным конструктором ОКБ, занимав-шегося проектированием многоступенчатых баллистических ракет. В 1948 году была запущена первая отечественная баллистическая ракета Р-1 с дальностью полета 600 км, которая в 1951 году была принята на вооружение, а в 1956 году – ракеты Р-5М с дальностью полета 1200 км.
    Помимо боевых ракет в Советском Союзе с 1949 года регулярно запускались научно- исследовательские ракеты (созданные на базе баллистических ракет), с помощью которых исследовались верхние слои атмосферы, космические лучи, а также поведение подопытных животных (собак) во время полета. Таким образом закладывался фундамент для будущего полета человека в космос.
    С появлением в стране ядерного оружия одноступенчатые ракеты не могли удовлетворить военных – им требовалась многоступенчатая межконтинентальная ракета, способная доставить ядерный заряд в любую точку земного шара. Ее разработка велась в ОКБ Королева, но для запуска такой ракеты старый полигон Капустин Яр уже не годился, и в 1955 году в казахской степи, недалеко от железнодорожной станции Тюра-Там, началось строительство нового космодрома Байконур.
    В 1957 году строительство космодрома завершилось, и начались летные испытания новой двухступенчатой баллистической ракеты Р-7 – самой большой и мощной ракеты того времени. «Семерка» оказалась чемпионом долголетия в такой новой и быстро развивающейся отрасли, как космонавтика. Ракета «Союз», по сей день доставляющая космонавтов на орбиту, есть не что иное, как усовершенствованная «семерка» с добавленной третьей ступенью.
    Создание мощной ракеты-носителя позволило нашей стране выйти на лидирующие позиции в исследовании космоса.
    4 октября 1957 года Р-7 вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. Это был алюминиевый шар диаметром 58 см и массой 83 кг, снабженный радиопередатчиком. Впервые созданный человеком аппарат достиг первой космической скорости. Это событие принято считать началом космической эры – эры практической космонавтики. Связь с первым спутником продолжалась 20 суток, после чего он еще около двух с половиной месяцев кружил над Землей, пока не сгорел в плотных слоях атмосферы. В ходе этого эксперимента изучались ионосфера Земли и возможность установления связи с космическим аппаратом, а также верхние слои атмосферы.
    Вслед за первым спутником 3 ноября 1957 года был отправлен второй спутник, на котором находился первый «космонавт» – собака Лайка. Исследовалась жизнедея-тельность животного в космических условиях. Третий спутник имел массу 1327 кг и был предназначен для исследования космического пространства и геофизических исследований. На спутнике впервые были установлены солнечные батареи.
    В январе 1958 года ракета-носитель «Молния» впервые достигла второй космической скорости и вывела в космос на орбиту вокруг Солнца станцию «Луна-1» массой 1472 кг. В сентябре того же года станция «Луна-2» впервые достигла поверхности Луны, а в октябре станция «Луна-3», снабженная фотокамерой, совершив облет Луны, передала на Землю снимки лунной поверхности, в том числе ее обратной стороны, не видимой с Земли.
    Запуски первых спутников и «лунников», безусловно, произвели громадное впечатление на мировую общественность и продемонстрировали высокий уровень развития науки и техники в Советском Союзе. Но полет человека в космос стал бы, безусловно, еще более значимым событием. Необходимо было в короткий срок построить аппарат, в котором человек мог несколько суток находиться в космосе, а затем благополучно вернуться на землю. Для этой цели был разработан корабль «Восток».
    Первые корабли этой серии были беспилотными. На них отрабатывался сход с орбиты, а также изучалось поведение подопытных собак. На корабле «Спутник-5» 20 августа 1960 года благополучно слетали в космос собаки Белка и Стрелка, которые стали первыми живыми существами, благополучно вернувшимися на Землю после орбитального полета. Полет в космос никак не повлиял на генетику животных: через несколько месяцев после полета у Стрелки родились шесть здоровых щенков.
    В начале 1960 года в СССР был создан Центр подготовки космонавтов, и из летчиков-истребителей набран первый отряд космонавтов. Первый полет человека в космос должен был состояться в декабре 1960 года, но был отложен из-за взрыва на космодроме Байконур баллистической ракеты Р-14, в результате чего погибли десятки человек.
    Первый в мире полет человека в космос состоялся 12 апреля 1961 года. В 6 часов 7 минут с космодрома Байконур был осуществлен пуск ракеты-носителя «Восток-К72К», которая вывела на околоземную орбиту советский космический корабль «Восток». Космический корабль пилотировал гражданин СССР – первый летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (позывной первого космонавта Земли – «Кедр»). Дублером был Герман Титов, запасным космонавтом – Григорий Нелюбов. Полет продолжался 1 час 48 минут. После совершения одного оборота вокруг Земли с космической скоростью около 29000 км/час спускаемый аппарат корабля успешно совершил посадку на территории СССР в Саратовской области.
    В ознаменование первого космического полета, совершенного Юрием Гагариным, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР № 3018-Х от         1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях» и Федерального закона      № 32-Ф3 от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России» ежегодно 12 апреля в России отмечают как День космонавтики.
    Юрий Алексеевич Гагарин летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, полковник. Родился 9 марта 1934 года в городе Гжатск (ныне Гагарин) Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области в семье колхозника. В Советской армии с 1955 г. окончил Первое Чкаловское военное авиационное училище летчиков имени К.Е. Ворошилова в городе Оренбурге, Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского. С 1957 года до зачисления в отряд космонавтов служил летчиком-истребителем в истребительном авиационном полку Северного флота.
    В 1960 году приказом главнокомандующего ВВС зачислен в отряд космонавтов.
    12.04.1961 г. впервые в истории челове-чества совершил полет в космос на космическом корабле «Восток». С 23 мая 1961 года – командир отряда космонавтов. С 20 декабря 1963 года – заместитель начальника Центра подготовки космонавтов.
    Дублер пилота космического корабля «Союз» (В.М. Комаров) при старте 23 апреля 1967 года. Почетный член Международной академии по астронавтике и исследованию космического пространства.
    Трагически погиб 27 марта 1968 года в авиационной катастрофе вблизи деревни Новоселове Киржачского района Владимирской области при выполнении тренировочного полета на самолете УТИ МиГ-15. Похоронен у Кремлевской стены на Красной площади в Москве.
    Полет Гагарина открыл эру практического освоения человеком космического пространства, дал мощный импульс техническому прогрессу, развитию современных технологий, фундаментальной и прикладной науки.
    Развитие пилотируемых полетов в СССР проходило поэтапно, с учетом достигнутых научно-технических результатов и появления новых научных, хозяйственных и технических задач.
    На начальном этапе освоения космического пространства в основном решались вопросы конструирования космических кораблей и их систем, отрабатывались наземные системы управления полетами, методика спуска кораблей с орбиты, поиска и встречи космонавтов на земле.
    После полета Ю. Гагарина достижения последующих космонавтов с каждым разом становились еще более впечатляющими. В том же 1961 году 6-7 августа первый суточный космический полет совершил летчик-космонавт Герман Титов на космическом корабле «Восток-2», сделав 17 оборотов вокруг Земли. В Книгу рекордов Гиннесса Герман Титов вошел как самый молодой космонавт. Тогда ему было без одного месяца 26 лет. В ходе этого полета выяснялось влияние на человеческий организм длительного пребывания в космосе. Титову первым пришлось столкнуться со «спутниковой болезнью» – когда человека начинает «укачивать» в невесомости.
    Первый групповой полет двух кораблей –«Востока-3» (космонавт А. Н. Николаев) и «Востока-4» (космонавт П. Р. Попович) – состоялся 11-15 августа 1962 года. Корабли летели на небольшом удалении, так что космонавты могли видеть корабли друг друга, и между ними была установлена двусторонняя связь. Впервые изображение космонавта в кабине во время полета было передано по центральному телевидению. Космонавты провели в космосе четверо и трое суток соответственно.
    Наша страна в последующем установила немало рекордов, связанных с освоением космоса: это и полет первой в мире женщины-космонавта В. Терешковой с 16 по 19 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6», и первый в мире космический полет многоместного космического корабля «Восход» 12 октября 1964 года с космонавтами В.М. Комаровым, К.П. Феоктистовым, Б.Б. Егоровым на борту, и первый в истории выход человека в открытый космос, осуществленный Алексеем Леоновым во время экспедиции 18-19 марта 1965 года на космическом корабле «Восход-2».
    Следующий этап советской пилотируемой космонавтики – создание многоцелевого корабля «Союз», способного совершать сложные маневры на орбите, сближаться и состыковываться с другими кораблями, и долговременных многоцелевых орбитальных станций «Салют». На семи станциях «Салют» и в автономных полетах на космических кораблях «Союз» была реализована большая программа исследований и экспериментов по изучению околоземного космического пространства, Земли и Вселенной, проведен ряд практических работ в интересах народного хозяйства.
    Первый полет на новом корабле «Союз-1» совершил 23-24 апреля 1967 года космонавт Владимир Комаров. При завершении программы полета, когда во время спуска на Землю не вышел основной парашют спускаемого аппарата, Владимир Комаров погиб.
    16 января 1969 года произошло знаменательное событие – осуществлена первая ручная стыковка космических кораблей «Союз-4» с космонавтом В.А. Шаталовым и кораблем «Союз-5» с экипажем в составе Б.В. Волынова, А.С. Елисеева, Е.В. Хрунова. Корабли образовали первую орбитальную станцию – прообраз будущих орбитальных комплексов.
    С 1 по 19 июня 1969 года первый длительный космический автономный полет совершили Андриян Николаев и Виталий Севастьянов на космическом корабле «Союз-9».
    В 1971 году в Советском Союзе была запущена первая в мире долговременная орбитальная станция «Салют». Этот почти 20 тонный аппарат был выведен на орбиту новым мощным носителем «Протон». В июне 1971 года к нему успешно пристыковался космический корабль «Союз-11». Впервые космонавты командир Г.Т. Добровольский, бортинженер В.Н. Волков и инженер-исследователь В.И. Пацаев осуществили переход из корабля в станцию. После расконсервации оборудования они в течение 22 суток находились на станции и провели различные биологические эксперименты. Там же находились первая космическая оранжерея «Оазис-1», гамма-телескоп «Анна» и астрофизическая система телескопов «Орион-1». Первая экспедиция на «Салют» доказала возможность долговременных полетов на орбитальном комплексе. К сожалению, из-за разгерметизации спускаемого аппарата экипаж погиб.
    За первое десятилетие космической эры в нашей стране было запущено 254 космических аппарата. Только в 1971 году в Советском Союзе стартовало около 100 космических аппаратов различного назначения: спутники Земли, межпланетные автоматические станции к Луне, Марсу и Венере, космические корабли «Союз-10» и «Союз-11», орбитальная научная станция «Салют». Более 10 месяцев в лунном Море Дождей работал первенец среди самоходных автоматических аппаратов – «Луноход-1».
    С 15 по 21 июля 1975 года состоялся первый международный космический полет. На орбите была произведена стыковка космического корабля «Союз-19», пилотируемого Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым, с американским кораблем «Аполлон», пилотируемым астронавтами Т. Стаффором, Д. Слейтоном, В. Брандом.
    В сентябре 1977 года на орбиту была выведена орбитальная станция нового поколения «Салют-6», у которой было два стыковочных узла, что позволяло наряду с основными экспедициями организовать экспедиции посещения, а также пристыковывать к станции транспортные корабли. Система дозаправки топливом позволяла пополнять его запасы в космосе. Все это делало срок службы станции довольно большим – порядка нескольких лет. На станцию «Салют-6» с 1977 по 1981 год было совершено 5 основных экспедиций, более десяти раз причаливал транспортный беспилотный корабль «Прогресс». В том числе были осуществлены полеты по программе «Интеркосмос» космонавтов из Чехословакии, Польши, ГДР, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Кубы. В ходе экспедиций на «Салют-6» впервые на орбите был собран комплекс, состоящий из орбитальной станции и двух кораблей и пилотируемый четырьмя космонавтами. Были осуществлены выходы в открытый космос в новом скафандре «Орлан», перестыковка кораблей с одного узла на другой.
    В декабре 1979 года на орбиту был запущен новый корабль «Союз-Т» – модификация «Союза», предназначенный для доставки на орбиту трех человек (в скафандрах), а в 1982 году – станция «Салют-7», на которой были осуществлены 4 длительные экспедиции и 5 экспедиций посещения, в том числе и советско-французская. В 1985 году станция потеряла пространственную ориентацию на Солнце, и ее аккумуляторы полностью разрядились, но летчикам-космонавтам В.А. Джанибекову и В.П. Савиных, причалившим к станции на «Союзе», удалось восстановить жизнедеятельность комплекса. Эта операция по вводу в строй практически полностью вышедшей из строя станции до сих пор не имеет аналогов.

    От «Мира» до МКС – триумф отечественной космонавтики

    Триумфом советской космонавтики явился запуск 20 февраля 1986 года на орбиту Земли орбитальной научной станции «Мир»  третьего поколения околоземных лабораторий, пришедших на замену «Салютам».
    Станция «Мир» представляла собой базовый блок для построения многоцелевого постоянно действующего пилотируемого комплекса со специализированными орбитальными модулями научного и народнохозяйственного значения.
    В дальнейшем к станции были пристыкованы и начали работу модули «Квант», «Квант-2», «Кристалл», «Спектр». Строительство постоянно обитаемого орбитального комплекса было полностью завершено 26 апреля 1996 года, когда к «Миру» был пристыкован пятый, последний модуль «Природа» со сложнейшей научной аппаратурой для разностороннего исследования суши, океана и атмосферы. Одним из важнейших достоинств конструктивно-компоновочной схемы станции «Мир» являлась заложенная при проектировании высокая ремонтопри-годность. Благодаря удачно подобранной стратегии регламентно-профилактических работ удалось значительно увеличить ресурс ее активного существования.
    Так появилось космическое око страны, от которого не могли укрыться ни один авианосец, ни одна пусковая ракетная установка, ни одно крупное передвижение войск. За 14,5 года эксплуатации станции на ней побывали 28 космических экспедиций, 139 российских и зарубежных космонавтов из 11 стран мира, получившие бесценные научные и технологические результаты, недосягаемые в земных условиях. На «Мире» было размещено 11,5 т научного оборудования двухсот сорока наименований из 27 стран мира. За время существования этой космической лаборатории на ее борту были выполнены 24 международные программы экспериментальных исследо-ваний, проведено более 16,5 тыс. экспериментов, что позволило пилотируемой космонавтике выйти на принципиально новый этап развития. В процессе создания комплекса разработано более 600 новейших технологий. Всего за время работы «Мира» в пилотируемом режиме космонавты и астронавты совершили свыше 75 выходов в открытый космос – за бортом проведено в общей сложности около 15 суток. Важным результатом программы «Мир» явилось создание системы транспортно-технического обеспечения космических объектов на орбите. 23 марта 2001 года станция была затоплена в районе островов Фиджи.
    Во время космических экспедиций были отработаны новые методы сборки в космосе крупногабаритных конструкций с исполь-зованием термодинамических соединений из материалов, обладающих эффектом памяти формы – будущих элементов новой Международной космической станции. Также проводилось изучение природы серебристых облаков, аэрозольных слоев в атмосфере и мезосфере, исследование межзвездного газа, была получена научная информация о взаимосвязи физических процессов, происходящих во Вселенной и околоземном пространстве, а также организовано множество экспериментов по космической медицине, биотехнологии, астро- и геофизике, материаловедению и других.
    Знаменательным событием в освоении космоса стал запуск 15 ноября 1988 года самой новой ракеты-носителя «Энергия», которая вывела на орбиту первый советский многоразовый космический корабль «Буран». Пробыв в космосе 205 минут и совершив два витка вокруг Земли, он благополучно совершил посадку в автоматическом режиме.
    Преемницей советской станции «Мир» стала Международная космическая станция (МКС), в создании которой участвуют 16 стран мира.
    Строительство МКС на околоземной орбите началось 20 ноября 1998 года запуском функционально-грузового блока «Заря». В этом же году к нему был пристыкован американский соединительный модуль «Юнити», доставленный на орбиту шаттлом «Индевор». Постоянно обитаемой МКС стала 2 ноября 2000 года, когда «Союз ТМ-31» успешно доставил на МКС первую основную экспедицию в составе российских космонавтов Ю. Гидзенко и С. Крикалева, а также американского астронавта Уильяма Шеперда.
    Наша страна была и по-прежнему остается ведущей космической державой мира. Именно с Россией связаны важнейшие вехи освоения космического пространства.
    Советские и российские космонавты стали первопроходцами во многих эпохальных космических событиях XX века, ими были установлены абсолютные мировые рекорды по длительности орбитального полета, продолжительности пребывания в космосе, выходам в открытый космос. Так, врач-исследователь летчик-космонавт Валерий Поляков провел в космосе в составе трех космических экспедиций подряд 437 суток 18 часов. Мировой рекорд по общей продолжительности пребывания на косми-ческой орбите принадлежит С. Авдееву – суммарно за три полета он находился в космосе 747 суток. Мировой рекорд по количеству выходов в космос – 16 раз принадлежит А. Соловьеву – в общей сложности он провел в открытом космосе 82 часа 21 минуту. Самый длительный выход в открытый космос в истории отечественной космонавтики – 7 часов осуществили 17 июля 1990 года российские космонавты Анатолий Соловьев и Александр Баландин со станции «Мир».
    25 июля 1984 года первой женщиной, вышедшей в открытое космическое пространство, стала летчик-космонавт Светлана Савицкая.
    Россия построила восемь орбитальных станций, аналогичных которым нет ни в одной стране мира. Семь станций «Салют» проработали в космосе 20 лет.
    Созданные в России ракеты-носители «Союз» и «Протон» получили мировое признание. «Протон» считается на сегодняшний день самым мощным и надежным в мире носителем.
    Сегодня Россия использует пять космодромов: Байконур, который находится на территории Казахстана, Плесецк, Капустин Яр, Свободный, Баренцево море. Принято решение о строительстве космодрома Восточный в Амурской области.
    В настоящее время построена стартовая площадка для запусков «Союзов-СТ» на космодроме Куру во Французской Гвиане. Определено, что с экваториальной стартовой площадки будет осуществлено не менее 50 пусков российских «Союзов» за 15 лет.
    В 2009 году Россия начала проектирование пилотируемого корабля будущего. Предполагается, что на новом корабле, который проектируется как многоразовая система, отправляться на орбиту и возвращаться смогут сразу шесть человек.
    За последние 50 лет в России сделаны огромные шаги в исследовании и освоении космоса. Помимо полетов пилотируемых космических аппаратов осуществлены исследования Луны с помощью автоматических станций и полеты автоматических станций к планетам Солнечной системы – Венере и Марсу, посадки спускаемых аппаратов на их поверхность с передачей изображений окружающего ландшафта. Созданы обитаемые орбитальные станции, многоразовые транспортные средства, системы космической связи, метеорологии, дистанционного зондирования Земли, координатно-метрические комплексы и многое другое.
    Успехи в освоении космоса обусловили резкое и на качественно новом уровне развитие самых актуальных и передовых областей науки и техники: микроэлектроники, вычислительной техники, радиотехники и телевидения, систем автоматического управления и телеуправления, робототехники, физики, геологии, энергетики и др.
    Особо широко космическая техника применяется в системах связи: созданы и эксплуатируются государственные и коммерческие спутниковые системы связи и ретрансляции, обеспечивающие двустороннюю глобальную связь со стационарными и мобильными объектами, передачу широкополосной информации высокого качества, включая передачу телевизионных программ в любую точку Земли.
    На современном этапе космическая деятельность России занимает одно из ключевых мест в геополитике страны, является одним из важнейших факторов, определяющих ее статус как великой державы и как страны высоких технологий, а также относится к категории высших государственных приоритетов России. Государственные интересы Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства включают в себя прежде всего сохранение Россией этого статуса, а также использование и наращивание конкурентных преимуществ, применение космических средств для обороны и безопасности страны. Исследование и использование космического пространства играют все более важную роль в экономическом, научном и социальном развитии страны, в обеспечении ее национальной безопасности.

  3. Вопросы:
    1. Начало практического освоения космоса.
    2. Развитие отечественной космонавтики.
    Издревле человека волновала и манила бездонная высь неба, усыпанная
    миллиардами звезд. Звезды указывали путь мореходам и путешественникам, давали
    вдохновение поэтам. Их движение и влияние на жизнь на Земле изучали ученые.
    Однако лететь к иным мирам легко и просто было только в фантастических
    произведениях. В жизни путь человечества к первому полету в космос занял многие
    столетия.
    Как известно, преодолеть силу притяжения Земли возможно, только развив
    скорость летательного аппарата до первой космической скорости (7,9 км/с),
    позволяющей телу стать ее искусственным спутником. Чтобы улететь к другим
    планетам, необходимо развить вторую космическую скорость (11,2 км/с).
    Достижение таких скоростей возможно при движении с использованием силы тяги,
    создаваемой при истечении продуктов сгорания топлива из полузамкнутого сосуда
    (камеры). Этот принцип использовался человечеством уже около трех тысяч лет
    назад, в древнем Китае. В древних рукописях этой страны упоминаются «огненные
    стрелы», представлявшие собой обычные стрелы, оснащенные пороховым ракетным
    двигателем, изготовленным из бамбука.
    Но основные работы по развитию ракетной техники и воздухоплавания в целом
    начались в начале XX века.
    1
    История космонавтики содержит много выдающихся страниц, рассказывающих о
    грандиозных свершениях наших соотечественников на пути освоения космоса. Кто же
    стоял у истоков звездной одиссеи?
    Почти за сто лет до первого полета человека в космос ученый, революционер
    Николай Иванович Кибальчич (1853-1881) разработал проект оригинального
    пилотируемого летательного аппарата. Уже находясь в тюрьме, ученый продолжал
    работу над проектом создания реактивного ракетного двигателя. Ему было всего 28
    лет, когда его казнили. Его просьба о передаче проекта в Академию наук не была
    удовлетворена, а работа увидела свет только в 1918 году.
    Всем известно имя Константина Эдуардовича Циолковского (1857- 1935) –
    гениального ученого-самоучки, изобретателя, основоположника современной
    космонавтики. К.Э. Циолковский – основатель теории межпланетных сообщений, он
    первым предложил использовать для исследования и покорения космоса ракеты,
    рассмотрел возможность достижения космических скоростей, выдвинул идею создания
    околоземных станций, использующих энергию Солнца. Трудно перечислить все
    проблемы, связанные с будущими космическими полетами, которые исследовал ученый,
    и нельзя переоценить его вклад в развитие не только отечественной, но и мировой
    космонавтики.
    Поистине неоценимый вклад в достижения отечественной космонавтики внес Сергей
    Павлович Королев (1907-1966). В 1931 году Королев и талантливый энтузиаст в
    области ракетных двигателей Фридрих Артурович Цандер (1887- 1933) добились
    создания в Москве Группы изучения реактивного движения (ГИРД), через два года
    ставшей частью Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ). В нем в
    1933 году были разработаны и успешно произведены запуски первых советских ракет
    на твердом и жидком топливе ГИРД-09 конструкции М.К. Тихонравова и ГИРД-Х
    конструкции Ф.А. Цандера. В конце 30-х годов под руководством Сергея Королева
    был построен и испытан ракетоплан РП-318-1. Тогда же была испытана первая
    автоматическая крылатая ракета 212 его конструкции.
    Первой задачей, поставленной правительством перед С.П. Королевым как главным
    конструктором ОКБ-1 и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением,
    было создание аналога немецкой ракеты Фау-2 из советских материалов. Но уже в
    1947 году вышло постановление о разработке новых баллистических ракет с большей,
    чем у Фау-2, дальностью полета – до 3000 км.
    В 1948 году С.П. Королев начал летно-конструкторские испытания баллистической
    ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 году успешно сдал ее на вооружение.
    В 1956 году под руководством С.П. Королева была создана двухступенчатая
    межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 с отделяющейся головной частью
    массой 3 тонны и дальностью полета 8 тыс. км. Ракета была успешно испытана в
    1957 году на построенном для этой цели полигоне № 5 в Казахстане (нынешний
    космодром Байконур). Для боевого дежурства этих ракет в 1958-1959 годах была
    построена боевая стартовая станция (объект «Ангара») в районе поселка Плесецк
    (Архангельская область, нынешний космодром Плесецк). Модификация ракеты Р-7А с
    увеличенной до 11 тыс. км дальностью состояла на вооружении РВСН СССР с 1960 по
    1968 год.
    В 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли (ИСЗ-1). Это событие
    считается началом новой космической эры человечества. Спутник представлял собой
    шар с торчащими антеннами общей массой 83,6 кг.
    Спутник находился на орбите до 4 апреля 1958 г., совершив 1440 оборотов
    вокруг Земли.
    Запуск первого спутника и его полет имели ошеломляющий мировой резонанс.
    Практически вся мировая пресса говорила об этом событии, а население страны, над
    которой пролетал спутник, ночами с восторгом вглядывалось в звездное небо,
    надеясь увидеть маленькую светящуюся движущуюся точку. По приемникам слушали
    сигналы спутника.
    Вслед за первым спутником 3 ноября 1957 года был отправлен второй спутник, на
    котором находился первый «космонавт» – собака Лайка. Исследовалась
    жизнедеятельность животного в космических условиях.
    Третий спутник имел массу 1327 кг и был предназначен для исследования
    космического пространства и геофизических исследований. На спутнике впервые были
    установлены солнечные батареи.
    В январе 1958 года ракета-носитель «Молния» впервые достигла второй
    космической скорости и вывела в космос на орбиту вокруг Солнца станцию «Луна-1»
    массой 1472 кг. В сентябре того же года станция «Луна-2» впервые достигла
    поверхности Луны, а в октябре станция «Луна-3», снабженная фотокамерой, совершив
    облет Луны, передала на Землю снимки лунной поверхности, в том числе ее обратной
    стороны, не видимой с Земли.
    Первые корабли были беспилотными. На них отрабатывался сход с орбиты, а также
    изучалось поведение подопытных собак. На корабле «Спутник-5» 20 августа 1960
    года слетали в космос собаки Белка и Стрелка, которые стали первыми живыми
    существами, благополучно вернувшимися на Землю после орбитального полета. Вот
    как о них писали: «Собаки прошли все виды испытаний. Они были обязаны долго
    находиться в кабине без движения, переносить большие перегрузки, вибрации.
    Животные не пугались, умели сидеть в своем экспериментальном снаряжении,
    позволяющем записывать биотоки сердца, мышц, артериального давления и т.д.».
    После приземления 20 августа 1960 года простые дворняги Белка и Стрелка стали
    знаменитыми на весь мир, стали всеобщими любимцами.
    Запуски первых спутников и «лунников», безусловно, произвели громадное
    впечатление на мировую общественность и продемонстрировали высокий уровень
    развития науки и техники в Советском Союзе. Но полет человека в космос стал бы,
    безусловно, еще более значимым событием. Необходимо было в короткий срок
    построить аппарат, в котором человек мог несколько суток находиться в космосе, а
    затем благополучно вернуться на землю. Для этой цели был разработан корабль
    «Восток».
    В работах над созданием космического корабля и ракеты-носителя, в подготовке
    к запуску и обеспечений полета корабля с человеком на борту принимали участие
    коллективы более 100 организаций.
    Среди них – возглавляемые главным теоретиком отечественной космонавтики
    академиком М.В. Келдышем, академиками В.П. Глушко, В.П. Барминым, Н.А.
    Пилюгиным, В.И. Кузнецовым, членом- корреспондентом АН СССР М.С. Рязанским.
    6 марта 1960 года был сформирован первый отряд советских космонавтов, куда
    вошли 20 молодых летчиков. Они прошли специальный отбор. Их предупредили об
    опасности, которая может подстерегать. Они были согласны лететь в космос. Среди
    этих летчиков был и будущий космонавт № 1 – Юрий Алексеевич Гагарин (1934-1968).
    12 апреля 1961 года в Советском Союзе был выведен на орбиту Земли первый в
    мире космический корабль с человеком на борту – «Восток». Пилотом-космонавтом
    этого корабля являлся летчик Ю.А. Гагарин. Один из руководителей отряда
    космонавтов СССР на вопрос: «Почему совершить первый рейс в космос доверили Ю.А.
    Гагарину?» ответил так: «Были приняты во внимание следующие неоспоримые
    гагаринские достоинства: беззаветный патриотизм, непреклонная вера в успех
    полета, отличное здоровье, неистощаемый оптимизм, гибкость ума и
    любознательность, смелость и решительность, аккуратность, трудолюбие, выдержка,
    простота, скромность, большая человеческая теплота и внимательность к окружающим
    его людям».
    Гагарин первым из землян осуществил мечту человечества – увидел Землю из
    космоса. Через 108 минут после старта «Восток» благополучно приземлился.
    Так начиналась космическая эра. Одна из ведущих американских газет вынуждена
    была признать: «Русские вывели на орбиту вокруг Земли человека и благополучно
    вернули его обратно раньше нас. Значение их достижения неизмеримо. Это одна из
    величайших побед в истории науки и техники».
    Полет Гагарина открыл эру практического освоения человеком космического
    пространства, дал мощный импульс техническому прогрессу, развитию современных
    технологий, фундаментальной и прикладной науки.
    Космонавтом № 2 был Герман Степанович Титов. В дальнейшем последовали первый
    групповой полет в космос, первый выход человека в космическое пространство,
    первая женщина-космонавт. Первых космонавтов весь мир знал по именам.
    В соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 г. N° 32-Ф3 «О днях
    воинской славы и памятных датах России» день 12 апреля в настоящее время
    является памятной датой России – Днем космонавтики.
    2
    Вторая половина двадцатого столетия – несомненно «звездный час» человечества.
    Преодолев земное притяжение, в космическое пространство устремились сотни
    космических кораблей.
    Спустя 10 лет после первого космического полета, совершенного Юрием
    Гагариным, в апреле 1971 года была выведена на орбиту первая в мире космическая
    орбитальная станция «Салют-1». Долговременные обитаемые станции (ДОС) были
    необходимы для научных исследований. Их создание явилось необходимым этапом при
    подготовке будущих полетов человека к другим планетам. В ходе выполнения
    программы «Салют» с 1971 по 1986 год СССР имел возможность апробировать основные
    архитектурные элементы космических станции и впоследствии использовать их в
    проекте новой долговременной орбитальной станции «Мир».
    Особое место в этом ряду занимает грандиозная программа по исследованию
    космического пространства с помощью орбитального комплекса «Мир» и
    ознаменовавшая новый этап развития программы пилотируемых космических полетов.
    Работы по созданию орбитального комплекса «Мир» были начаты в Советском Союзе в
    1976 году. Для ракетно- космической отрасли страны эта разработка стала
    приоритетной, так как позволяла в определенной степени восстановить паритет с
    Соединенными Штатами. К тому времени американцы уже отправили человека на Луну и
    были близки к созданию кораблей многоразового использования. Но, несмотря на
    грандиозность этих проектов, это были лишь эпизодические проникновения человека
    в космос. В то время как орбитальный комплекс «Мир» позволял сделать это
    присутствие в космическом пространстве сначала длительным, а потом и постоянным.
    Головным разработчиком комплекса «Мир» было одно из старейших предприятий
    космической отрасли – Научно- производственное объединение «Энергия» (ныне ОАО
    «Ракетно- космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева»).
    Станция «Мир» представляла собой базовый блок для построения многоцелевого
    постоянно действующего пилотируемого комплекса со специализированными
    орбитальными модулями научного и народнохозяйственного значения.
    Знаменательным событием в освоении космоса стал запуск 15 ноября 1988 года
    самой новой ракеты-носителя «Энергия», которая вывела на орбиту первый советский
    многоразовый космический корабль «Буран». Советская МКС «Энергия-Буран»
    опередила свое время и по большинству показателей была лучше американской
    системы «Спейс-Шаттл». «Буран» мог находиться на орбите вдвое дольше «Шаттла»:
    30 суток против пятнадцати, брать на борт 30 т груза («Шаттл» – 24 т) и 10
    членов экипажа (7 астронавтов). В отличие от американской системы советский
    корабль был способен выполнять полет и осуществлять посадку в автоматическом
    режиме. Да и точность посадки «Бурана» была обеспечена лучше. Американцы
    позволили себе решать задачу посадки своего «Шаттла» на полосу высохшего
    соленого озера авиабазы Эдварде с точностью до километра. Перед создателями
    «Бурана» стояла задача обеспечить гарантированную посадку с точностью не более
    трех метров в стороны и до 30 метров вперед-назад. Весь мир увидел, как она была
    успешно решена.
    Ракетно-космический комплекс «Энергия-Буран» был подготовлен к запуску на
    космодроме Байконур в октябре 1988 года. Старт состоялся 15 ноября 1988 года в
    06.00.01 московского времени. Орбитальный корабль был выведен на орбиту высотой
    263-251 км. После выполнения двух неполных витков в 09.24.42 космический корабль
    коснулся специальной ВПП на космодроме Байконур при скорости 260 км/ч и
    полностью остановился в 09.25.24, пробежав 1620 м. Отклонение от расчетной точки
    касания на ВПП оказалось равным 15 м в продольном направлении и 1,5 м от оси
    полосы. Программа первого полета была полностью выполнена, несмотря на сложные
    метеоусловия.
    Распад Советского Союза привел к сокращению финансирования космической
    программы, поэтому Россия в одиночку не могла не только построить новую
    орбитальную станцию, но и поддерживать работоспособность станции «Мир». В 1993
    году вице-президент США Альберт Гор и премьер-министр России Виктор Черномырдин
    подписали соглашение о космическом сотрудничестве «Мир – Шаттл». Американцы
    согласились финансировать постройку последних двух модулей станции «Мир»:
    «Спектр» и «Природа». Кроме того, США с 1994 по 1998 год совершили 11 полетов к
    «Миру». Также договор предусматривал создание совместного проекта –
    Международной космической станции (МКС). Кроме Федерального космического
    агентства России (Роскосмоса) и Национального аэрокосмического агентства США
    (NASA) в проекте приняли участие Японское агентство аэрокосмических исследований
    (JAXA), Европейское космическое агентство (ESA, в него входят 17
    стран-участниц), Канадское космическое агентство (CSA), а также космическое
    агентство Бразилии (АЕВ). Заинтересованность в участии в проекте МКС высказывали
    Индия и Китай. 28 января 1998 года в Вашингтоне было подписано окончательное
    соглашение о начале строительства МКС.
    МКС имеет модульную структуру: разные ее сегменты созданы усилиями стран –
    участниц проекта и имеют свою определенную функцию: исследовательскую, жилую или
    используются как хранилища. Некоторые из модулей, например, американские модули
    серии «Unity», являются перемычками или служат для стыковки с транспортными
    кораблями.
    На звездном небе ее можно наблюдать невооруженным глазом – иногда станция
    является самым ярким небесным телом после Солнца и Луны.
    МКС вращается вокруг Земли на высоте около 340 километров, совершая вокруг
    нее 16 оборотов в сутки. На борту станции проводятся научные эксперименты по
    следующим направлениям:
    – исследования новых медицинских
    методов терапии и диагностики и средств жизнеобеспечения в условиях невесомости;
    – исследования в области биологии,
    функционирования живых организмов в космическом пространстве под воздействием
    солнечной радиации;
    – опыты по изучению земной атмосферы,
    космических лучей, космической пыли и темной материи;
    – исследование свойств материи, в том числе
    сверхпроводимость.
    Первый модуль станции – «Заря» (весит 19,323 тонны) – был выведен на орбиту
    ракетой-носителем «Протон-К» 20 ноября 1998 года. Данный модуль использовался на
    раннем этапе строительства станции как источник электроэнергии, также для
    управления ориентацией в пространстве и поддержания температурного режима.
    Впоследствии эти функции были переданы другим модулям, а «Заря» стала
    использоваться как склад.
    Модуль «Звезда» является главным жилым модулем станции, на его борту
    находятся системы жизнеобеспечения и управления станцией. К нему
    пристыковываются российские транспортные корабли «Союз» и «Прогресс». Модуль с
    опозданием в два года был выведен на орбиту ракетой-носителем «Протон-К» 12 июля
    2000 года и состыкован 26 июля с «Зарей» и ранее выведенным на орбиту
    американским стыковочными модулем «Unity-1».
    Стыковочный модуль «Пирс» (весит 3,480 тонны) был запущен на орбиту в
    сентябре 2001 года, служит для стыковки кораблей «Союз» и «Прогресс», а также
    для выхода в открытый космос. В ноябре 2009 года со станцией состыковался почти
    идентичный «Пирсу» модуль «Поиск».
    За первые 10 лет работы МКС посетили более 200 человек из 28 экспедиций, что
    является рекордом для космических станций (на «Мире» побывали только 104
    человека). МКС стал первым примером коммерциализации космических полетов.
    Роскосмос совместно с компанией «Space Adventures» впервые отправил на орбиту
    космических туристов. Кроме того, в рамках контракта на закупку Малайзией
    российского вооружения Роскосмос в 2007 году организовал полет на МКС первого
    малазийского космонавта – шейха Музафара Шукора (Muszaphar Shukor).
    На сегодняшний день Россия остается великой космической державой.
    Запуск космического корабля – плод труда миллионов людей. В нашей стране
    десятки предприятий сотрудничают с госкорпорацией «Роскосмос» и тысячи людей
    имеют непосредственное отношение к космической отрасли.
    В составе орбитальной группировки Космических войск России насчитывается
    более 110 космических аппаратов. Из них около 80 процентов составляют
    космические аппараты военного и двойного назначения.
    Благодаря развитию глобальной спутниковой навигационной системы (ГЛОНАСС)
    планируется оптимизировать состав и структуру средств наземного
    автоматизированного комплекса управления, уменьшить их номенклатуру, снизить
    эксплуатационные затраты по поддержанию его средств в готовности и повысить
    надежность управления орбитальной группировкой космических аппаратов.
    Перед Роскосмосом стоят задачи по реализации ряда амбициозных проектов в
    области космоса, планируются пилотируемые полеты на Луну и Марс.
    Также в России создается перспективная пилотируемая транспортная система –
    новый пилотируемый космический корабль, который разрабатывается РКК «Энергия».
    Планируется, что этот корабль заменит нынешние «Союзы» и будет доставлять
    космонавтов на МКС. Кроме того, реализуется проект по созданию семейства новых
    ракет-носителей «Ангара», которые будут стартовать с космодрома Восточный.
    Космодром Восточный призван сохранить за Россией звание космической державы.
    В «научном» космосе планируется реализация программы «Луна-Глоб», разработчиком
    которой является НПО им. С.А. Лавочкина. Проект направлен на исследование и
    практическое использование Луны и окололунного пространства автоматическими
    беспилотными аппаратами.
    Кроме того, в России разрабатывается «Венера-Д» – российская автоматическая
    межпланетная станция для изучения Венеры, которая планируется к запуску не ранее
    2024 г. Одной из целей проекта является полномасштабное радиолокационное
    картографирование Венеры и исследование верхних слоев атмосферы этой планеты.
    Принята Стратегия развития космической деятельности России до 2030 года и на
    дальнейшую перспективу. Согласно этой программе 2015 г. объявлен «рубежом
    восстановления возможностей», 2020 г. – «рубежом закрепления возможностей», 2030
    г. – «рубежом прорыва».
    Методические рекомендации.
    При изучении первого вопроса необходимо обратить внимание, что освоение
    космического пространства – величайшее научно-техническое достижение
    человечества в XX веке. Техническому исследованию космоса предшествовало
    развитие астрономии и создание крупных и относительно эффективных ракет в начале
    XX века. Освоение космоса было одним из направлений соперничества между СССР и
    США в «холодной войне». Началом эпохи освоения космоса можно считать запуск
    первого искусственного спутника Земли, осуществленный Советским Союзом 4 октября
    1957 года.
    Также в ходе изучения первого вопроса необходимо подробно остановиться на
    биографии Ю.А. Гагарина.
    Во время изучения второго вопроса необходимо подчеркнуть, что Россия –
    великая космическая держава, осуществившая первый запуск человека в космическое
    пространство, первый выход человека в космос. В настоящее время наша страна
    осуществляет огромный объем работ по содержанию и эксплуатации стационарной
    орбитальной международной космической станции. Россия имеет богатые традиции и
    колоссальный опыт в области исследования космоса и, бесспорно, является мировым
    лидером в освоении космического пространства.
    Рекомендуемая литература:
    1. Официальный сайт Государственной корпорации
    по космической деятельности «Роскосмос».
    2. Официальный сайт Ракетно-космической
    корпорации «Энергия» имени С.П. Королева:
    http://www.energia.ru.
    3. Космонавтика СССР. М., 1986.
    4. Готовится программа стратегических
    преобразований Байконура. // «Известия», 25 ноября 2015 г.
    Майор Борис ИВАНОВ
    Ориентир 03 2016

  4. Стремление проложить дорогу к звездам –
    заветная, сокровенная мечта человечества, уходящая своими корнями в далекое
    прошлое. Многотруден и тернист был путь к покорению космических высот. Тем более
    велика оказалась радость побед, одержанных над могущественными силами земного
    притяжения.
    У истоков космонавтики в нашей стране стоял выдающийся философ Николай Федорович
    Федоров (1829 – 1903), выдвинувший идею управления космическими процессами. Он
    был предшественником многих ученых, в том числе и основоположника современной
    космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского (1857 – 1935), обосновавшего
    вывод о необходимости использования «ракетных поездов» – прототипов
    многоступенчатых ракет. Сначала свои мысли он изложил в научно-фантастических
    повестях, а затем, в 1903 году, опубликовал знаменитую работу «Исследование
    мировых пространств реактивными приборами», в которой показал возможность
    достижения космических скоростей и иных небесных тел с помощью ракеты на жидком
    топливе. Впоследствии Циолковский опубликовал еще ряд работ, посвященных
    ракетной технике и освоению космоса.
    Ученик Циолковского Сергей Павлович Королев (1907 – 1966) внес поистине
    неоценимый вклад в достижения отечественной космонавтики. В 1931 году 24-летний
    Королев и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Фридрих Артурович
    Цандер (1887 – 1933) добились создания в Москве группы изучения реактивного
    движения, через два года ставшей частью Реактивного научно-исследовательского
    института. В нем в 1933 году были разработаны и успешно произведены запуски
    первых советских ракет на твердом и жидком топливе ГИРД-09 конструкции М.К.
    Тихонравова и ГИРД-Х конструкции Ф.А. Цандера. В конце 30-х годов под
    руководством Сергея Королева был построен и испытан ракетоплан РП-318-1. Тогда
    же была испытана первая автоматическая крылатая ракета 212 его конструкции.
    Государство поддерживало ракетчиков отнюдь не из желания приблизить выход
    человечества в мировое космическое пространство, а из оборонных соображений –
    уже тогда было ясно, что ракета – это грозное оружие, и другие страны, особенно
    Германия, вели активные исследования в этом направлении.
    Во время Второй мировой войны наиболее совершенная ракетная техника была создана
    в фашистской Германии, где под руководством Вернера фон Брауна были построены
    одноступенчатая баллистическая ракета с жидкостным реактивным двигателем ФАУ-2 и
    двухступенчатая ФАУ-3.
    В 1946 году С.П. Королев был назначен главным конструктором ОКБ, занимавшегося
    проектированием многоступенчатых баллистических ракет. В 1948 году была запущена
    первая отечественная баллистическая ракета Р-1 с дальностью полета 600 км,
    которая в 1951 году была принята на вооружение, а в 1956 году – ракеты Р-5М с
    дальностью полета 1200 км.
    Помимо боевых ракет в Советском Союзе с 1949 года регулярно запускались научно-
    исследовательские ракеты В-1Е, В-2А, В-1А (созданные на базе баллистических
    ракет) и др., с помощью которых исследовались верхние слои атмосферы,
    космические лучи, а также поведение подопытных животных (собак) во время полета.
    Таким образом закладывался фундамент для будущего полета человека в космос.
    С появлением в стране ядерного оружия одноступенчатые ракеты не могли
    удовлетворить военных – им требовалась многоступенчатая межконтинентальная
    ракета, способная доставить ядерный заряд в любую точку земного шара. Ее
    разработка велась в ОКБ Королева, но для запуска такой ракеты старый полигон
    Капустин Яр уже не годился, и в 1955 году в казахской степи, недалеко от
    железнодорожной станции Тюра-Там, началось строительство нового космодрома
    Байконур.
    В 1957 году строительство космодрома завершилось, и начались летные испытания
    новой двухступенчатой баллистической ракеты Р-7 – самой большой и мощной ракеты
    того времени. «Семерка» оказалась чемпионом долголетия в такой новой и быстро
    развивающейся отрасли, как космонавтика. Ракета «Союз», по сей день доставляющая
    космонавтов на орбиту, есть не что иное, как усовершенствованная «семерка» с
    добавленной третьей ступенью.
    Создание мощной ракеты- носителя позволило нашей стране выйти на лидирующие
    позиции в исследовании космоса. 4 октября 1957 года Р-7 вывела на орбиту первый
    искусственный спутник Земли. Это был алюминиевый шар диаметром 58 см и массой 83
    кг, снабженный радиопередатчиком. Впервые созданный человеком аппарат достиг
    первой космической скорости. Это событие принято считать началом космической эры
    – эры практической космонавтики. Связь с первым спутником продолжалась 20 суток,
    после чего он еще около двух с половиной месяцев кружил над Землей, пока не
    сгорел в плотных слоях атмосферы. В ходе этого эксперимента изучались ионосфера
    Земли и возможность установления связи с космическим аппаратом, а также (в ходе
    наблюдения за движением спугни- ка) верхние слои атмосферы.
    Вслед за первым спутником 3 ноября был отправлен второй спутник, на котором
    находился первый «космонавт» – собака Лайка. Исследовалась жизнедеятельность
    животного в космических условиях. Третий спутник имел массу 1327 кг и был
    предназначен для исследования космического пространства и геофизических
    исследований. На спутнике впервые были установлены солнечные батареи.
    В январе 1958 года ракета- носитель «Молния» впервые достигла второй космической
    скорости и вывела в космос на орбиту вокруг Солнца станцию «Луна-1» массой 1472
    кг. В сентябре того же года станция «Луна-2» впервые достигла поверхности Луны,
    а в октябре станция «Луна-3», снабженная фотокамерой, совершив облет Луны,
    передала на Землю снимки лунной поверхности, в том числе ее обратной стороны, не
    видимой с Земли.
    Запуски первых спутников и «лунников», безусловно, произвели громадное
    впечатление на мировую общественность и продемонстрировали высокий уровень
    развития науки и техники в Советском Союзе. Но полет человека в космос стал бы,
    безусловно, еще более значимым событием. Необходимо было в короткий срок
    построить аппарат, в котором человек мог несколько суток находиться в космосе, а
    затем благополучно вернуться на землю. Для этой цели был разработан корабль
    «Восток».
    Первые корабли этой серии были беспилотными. На них отрабатывался сход с орбиты,
    а также изучалось поведение подопытных собак. На корабле «Спутник-5» 20 августа
    1960 года благополучно слетали в космос собаки Белка и Стрелка, которые стали
    первыми живыми существами, благополучно вернувшимися на Землю после орбитального
    полета. Полет в космос никак не повлиял на генетику животных: через несколько
    месяцев после полета у Стрелки родились шесть здоровых щенков.
    В начале 1960 года в СССР был создан Центр подготовки космонавтов, и из
    летчиков- истребителей набран первый отряд космонавтов. Первый полет человека в
    космос должен был состояться в декабре 1960 года, но был отложен из-за взрыва на
    космодроме Байконур баллистической ракеты Р-14, в результате чего погибли
    десятки человек.
    Первый в мире полет человека в космос состоялся 12 апреля 1961 года. В 6 часов 7
    минут с космодрома Байконур был осуществлен пуск ракеты-носителя «Восток-К72К»,
    которая вывела на околоземную орбиту советский космический корабль «Восток».
    Космический корабль пилотировал гражданин СССР – первый летчик-космонавт Юрий
    Алексеевич Гагарин (позывной первого космонавта Земли – «Кедр»). Дублером был
    Герман Титов, запасным космонавтом – Григорий Нелюбов. Полет продолжался 1 час
    48 минут. После совершения одного оборота вокруг Земли с космической скоростью
    около 29000 км/час спускаемый аппарат корабля успешно совершил посадку на
    территории СССР в Саратовской области.
    В ознаменование первого космического полета,
    совершенного Юрием Гагариным, в соответствии с Указом Президиума Верховного
    Совета СССР № 3018-Х от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях» и
    Федерального закона № 32-Ф3 от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и
    памятных датах России» ежегодно 12 апреля в России отмечают как День
    космонавтики.
    Юрий Алексеевич Гагарин (1934 – 1968 гг.), летчик- космонавт СССР, Герой
    Советского Союза (1961 г.), полковник (1963 г.).
    Родился 9 марта 1934 года в городе Гжатск (ныне Гагарин) Гжатского (ныне
    Гагаринского) района Смоленской области в семье колхозника.
    В Советской армии с 1955 г. Окончил Первое Чкаловское военное авиационное
    училище летчиков имени К.Е. Ворошилова в городе Оренбурге (1957 г.),
    Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского (1968 г.).
    С 1957 года до зачисления в отряд космонавтов служил летчиком-истребителем в
    истребительном авиационном полку Северного флота.
    В 1960 году приказом главнокомандующего ВВС зачислен в отряд космонавтов.
    12.04.1961 г. впервые в истории человечества совершил полет в космос на
    космическом корабле «Восток». С 23 мая 1961 года – командир отряда космонавтов.
    С 20 декабря 1963 года – заместитель начальника Центра подготовки космонавтов.
    Дублер пилота космического корабля «Союз» (В.М. Комаров) при старте 23 апреля
    1967 года. Почетный член Международной академии по астронавтике и исследованию
    космического пространства.
    Трагически погиб 27 марта 1968 года в авиационной катастрофе вблизи деревни
    Новоселове Киржачского района Владимирской области при выполнении тренировочного
    полета на самолете УТИ МиГ-15. Похоронен у Кремлевской стены на Красной площади
    в Москве.
    Полет Гагарина открыл эру
    практического освоения человеком космического пространства, дал мощный импульс
    техническому прогрессу, развитию современных технологий, фундаментальной и
    прикладной науки.
    Развитие пилотируемых полетов в СССР проходило поэтапно, с учетом достигнутых
    научно- технических результатов и появления новых научных, хозяйственных и
    технических задач.
    На начальном этапе освоения космического пространства (полеты на кораблях
    «Восток» и «Восход») в основном решались вопросы конструирования космических
    кораблей и их систем, отрабатывались наземные системы управления полетами,
    методика спуска кораблей с орбиты, поиска и встречи космонавтов на земле.
    После полета Ю. Гагарина достижения последующих космонавтов с каждым разом
    становились еще более впечатляющими. В том же 1961 году 6-7 августа первый
    суточный космический полет совершил летчик-космонавт Герман Титов на космическом
    корабле «Восток-2», сделав 17 оборотов вокруг Земли. В Книгу рекордов Гиннесса
    Герман Титов вошел как самый молодой космонавт. Тогда ему было без одного месяца
    26 лет. В ходе этого полета выяснялось влияние на человеческий организм
    длительного пребывания в космосе. Титову первым пришлось столкнуться со
    «спутниковой болезнью» – когда человека начинает «укачивать» в невесомости.
    Первый групповой полет двух кораблей – «Востока-3» (космонавт А. Н. Николаев) и
    «Востока-4» (космонавт П. Р. Попович) – состоялся 11-15 августа 1962 года.
    Корабли летели на небольшом удалении, так что космонавты могли видеть корабли
    друг друга, и между ними была установлена двусторонняя связь. Впервые
    изображение космонавта в кабине во время полета было передано по центральному
    телевидению. Космонавты провели в космосе четверо и трое суток соответственно.
    Наша страна в последующем установила немало рекордов, связанных с освоением
    космоса: это и полет первой в мире женщины- космонавта Валентины Терешковой с 16
    по 19 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6», и первый в мире
    космический полет многоместного космического корабля «Восход» 12 октября 1964
    года с космонавтами В.М. Комаровым, К.П. Феоктистовым, Б.Б. Егоровым на борту, и
    первый в истории выход человека в открытый космос, осуществленный Алексеем
    Леоновым во время экспедиции 18-19 марта 1965 года на космическом корабле
    «Восход-2».
    Следующий этап советской пилотируемой космонавтики – создание многоцелевого
    корабля «Союз», способного совершать сложные маневры на орбите, сближаться и
    состыковываться с другими кораблями, и долговременных многоцелевых орбитальных
    станций «Салют».
    На семи станциях «Салют» и в автономных полетах на космических кораблях «Союз»
    была реализована большая программа исследований и экспериментов по изучению
    околоземного космического пространства, Земли и Вселенной, проведен ряд
    практических работ в интересах народного хозяйства.
    Первый полет на новом корабле «Союз-1» совершил 23 – 24 апреля 1967 года
    космонавт Владимир Комаров. При завершении программы полета, когда во время
    спуска на Землю не вышел основной парашют спускаемого аппарата, Владимир Комаров
    погиб.
    16 января 1969 года произошло знаменательное событие – осуществлена первая
    ручная стыковка космических кораблей «Союз-4» с космонавтом В.А. Шаталовым и
    кораблем «Союз-5» с экипажем в составе Б.В. Волынова, А.С. Елисеева, Е.В.
    Хрунова. Корабли образовали первую орбитальную станцию – прообраз будущих
    орбитальных комплексов.
    С 1 по 19 июня 1969 года первый длительный космический автономный полет
    совершили Андриян Николаев и Виталий Севастьянов на космическом корабле
    «Союз-9».
    В 1971 году в Советском Союзе была запущена первая в мире долговременная
    орбитальная станция «Салют». Этот почти 20 тонный аппарат был выведен на орбиту
    новым мощным носителем «Протон». В июне 1971 года к нему успешно пристыковался
    космический корабль «Союз-11». Впервые космонавты командир Г.Т. Добровольский,
    бортинженер В.Н. Волков и инженер-исследователь В.И. Пацаев осуществили переход
    из корабля в станцию. После расконсервации оборудования они в течение 22 суток
    находились на станции и провели различные биологические эксперименты. Там же
    находились первая космическая оранжерея «Оазис-1», гамма-телескоп «Анна» и
    астрофизическая система телескопов «Орион-1». Первая экспедиция на «Салют»
    доказала возможность долговременных полетов на орбитальном комплексе. К
    сожалению, из-за разгерметизации спускаемого аппарата экипаж погиб.
    За первое десятилетие космической эры в нашей стране было запущено 254
    космических аппарата. Только в 1971 году в Советском Союзе стартовало около 100
    космических аппаратов различного назначения: спутники Земли, межпланетные
    автоматические станции к Луне, Марсу и Венере, космические корабли «Союз-10» и
    «Союз-11», орбитальная научная станция «Салют». Более 10 месяцев в лунном Море
    Дождей работал первенец среди самоходных автоматических аппаратов – «Луноход-1».
    С 15 по 21 июля 1975 года состоялся первый международный космический полет. На
    орбите была произведена стыковка космического корабля «Союз-19», пилотируемого
    Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым, с американским кораблем «Аполлон»,
    пилотируемым астронавтами Т. Стаффором, Д. Слейтоном, В. Брандом.
    В сентябре 1977 года на орбиту была выведена орбитальная станция нового
    поколения «Салют-6», у которой было два стыковочных узла, что позволяло наряду с
    основными экспедициями организовать экспедиции посещения, а также пристыковывать
    к станции транспортные корабли. Система дозаправки топливом позволяла пополнять
    его запасы в космосе. Все это делало срок службы станции довольно большим –
    порядка нескольких лет. На станцию «Салют-6» с 1977 по 1981 год было совершено 5
    основных экспедиций, более десяти раз причаливал транспортный беспилотный
    корабль «Прогресс». .В том числе были осуществлены полеты по программе «Интеркосмос»
    космонавтов из Чехословакии, Польши, ГДР, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Кубы. В
    ходе экспедиций на «Салют-6» впервые на орбите был собран комплекс, состоящий из
    орбитальной станции и двух кораблей и пилотируемый четырьмя космонавтами. Были
    осуществлены выходы в открытый космос в новом скафандре «Орлан», перестыковка
    кораблей с одного узла на другой.
    В декабре 1979 года на орбиту был запущен новый корабль «Союз-Т» – модификация
    «Союза», предназначенный для доставки на орбиту трех человек (в скафандрах), а в
    1982 году – станция «Салют-7», на которой были осуществлены 4 длительные
    экспедиции и 5 экспедиций посещения, в том числе и советско-французская. В 1985
    году станция потеряла пространственную ориентацию на Солнце, и ее аккумуляторы
    полностью разрядились, но летчикам-космонавтам В.А. Джанибекову и В.П. Савиных,
    причалившим к станции на «Союзе», удалось восстановить жизнедеятельность
    комплекса. Эта операция по вводу в строй практически полностью вышедшей из строя
    станции до сих пор не имеет аналогов.

  5. Мы не раз слышали слово «Вселенная». В словарях под этим словом обычно понимают космическое пространство и все, что его заполняет: космические, или небесные, тела, газ, пыль. Другими словами, это весь мир. Наша планета Земля является частью этого огромного необъятного мира, одним из бесчисленных тел.
    Наверно каждый человек хоть раз в жизни задумывается, что там в космосе? Есть ли другие существа, которые, как и мы ходят в школу, играют в куклы, мечтают о будущем.
    В своих мечтах я представляю себя в скафандре летящей на огромной ракете, а вокруг сотни, тысячи, миллионы звезд и планет. Сначала я посещу планеты солнечной системы Меркурий, Венеру и Марс.
    Меркурий – самая близкая к солнцу планета. Свое название она получила в честь одного из древнеримских богов. Она похожа на луну там много кратеров и гор.
    Следующая планета моего космического путешествия Венера, которая получила свое название в честь римской богини любви и красоты. И это не случайно. На небе она сияет ярче всех звезд и хорошо видна невооруженным взглядом.
    Марс планета красноватого цвета, напоминающая огонь и кровь, получила свое название в честь древнеримского бога войны.
    Иногда читаешь газету или смотришь телевизор и узнаешь, что космонавты видели жителей других планет, но самое интересное они встречаются разных цветов зеленые, фиолетовые, синие и т. д. Я бы хотела встретить инопланетян добрых по характеру, интересных, веселых. Я с ним поиграла бы в игры, которые придумали они, а затем показала бы игры, в которые мы играем на Земле. Думаю, если планеты земной группы называют карликами, то и жители будут небольшого роста примерно, такие как мы. Они путешествуют, так же как и я на другие планеты и знакомятся с их жителями. Они летают на космических аппаратах, которые мы называем тарелками.
    Потом я бы посетила так называемые планеты гиганты это Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. Это гигантский быстровращающийся шар. А самое главное у него есть кольцо, но она узкое и еле заметное.
    Следующая планета это Сатурн названа в честь древнеримских богов, покровителей земледелия. Это самая необычайная по внешнему виду планета: ее окружают яркие кольца. Ширина колец десятки тысяч километров.
    Уран и Нептун планеты-близнецы. Уран назван в честь древнейшего греческого божества, олицетворяющего небо, а Нептун – в честь древнеримского бога моря.
    Плутон назван в честь греческого божества, владыки подземного мира. Жителей этих планет я представляю высокими худыми существами возможно хладнокровными, потому что мы знаем, что чем дальше эти планеты от солнца, тем холоднее. Они, наверное, очень умные, гордые и строгие. Я очень люблю животных и представляю, что у инопланетян они будут необычными, очень интересными, может некоторых взяла бы собой домой.
    Но самая для меня любимая планета это Земля. Здесь я родилась, здесь живет моя семья и мои друзья. Если посмотреть на снимки из космоса, то невозможно оторвать глаз, она прекрасна. Есть много мест на Земле, которые я еще не видела, но мечтаю увидеть. Так что пока я останусь здесь попутешествую, а когда вырасту, обязательно свои мечты реализую.
    Источник: shkolnie.ru

  6. Муниципальное образовательное учреждение
    «Средняя общеобразовательная школа № 11
    с углубленным изучением отдельных предметов»
    Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан
    Эссе  на тему
    «Космос – Земля – Человек»
    Работу выполнил
    учащийся 8 класса «В»
    МБОУ «СОШ № 11» ЗМР РТ
    Бадрутдинов Артур Дамирович
    Руководитель учитель русского
    языка и литературы
    Галимуллина Гульназ Наильевна
    Зеленодольск, 2013
    …человек полетит,
    опираясь не на силу   своих
    мускулов, а на силу своего
    разума.
    Н. Е. Жуковский
    Скажите, кто из нас в детстве не мечтал стать космонавтом, бороздить на космических кораблях бескрайние просторы космоса, открывать новые звёзды и галактики? Безусловно, всех мальчишек манили загадочные глубины космоса и далекие таинственные звёзды…   Как показали результаты исследования, проведенного компанией HeadHunter, больше всего мечты о космосе не давали покоя нынешним работникам добывающей отрасли, директорам, айтишникам и инженерам.  Космонавтами хотели быть 10% мужчин и 2% женщин. 14% нынешних работников добывающей отрасли, 10% представителей сфер “Информационные технологии”, “Высший менеджмент” и “Промышленность” также мечтали пополнить ряды космонавтов.
    Редакция RB.ru, опросив своих информационных партнеров, выяснила, что детские мечты “о высоком”, по всей видимости, помогли нашим спикерам достичь высоких потов.
    Космонавты всегда были народными героями, которые вызывают неподдельное, искреннее, а не сформированное усилиями пропаганды уважение.
    Мальчишек всегда влечет новое, мечты о дальних странах, приключениях. На Земле, как кажется, все уже  открыто и освоено, а космос, он ведь бескрайний – это такое бесконечное приключение.
    Вот уже  более пятидесяти лет отделяют нас от первого полёта человека в космос, но мы  помним, что 12 апреля 1961 года космический корабль «Восток» поднялся с космодрома Байконур, и первым космонавтом нашей планеты был Юрий  Алексеевич Гагарин. Проходят десятилетия, меняются многие поколения, но планета Земля не забудет о герое, жизнь которого, как и его первый  космический виток, промелькнула перед глазами изумленного человечества, как одно яркое и незабываемое мгновение. О первом Космонавте написано и рассказано  много, но  в первую очередь, он стал для меня символом и личным примером.  Мне он  представляется  как человек  доброй и красивой души, твердой воли и целеустремленности.
    Я узнал, что Юрий Алексеевич  никогда не терял самообладания и был настойчив в достижении задуманной цели. Он знал и любил жизнь, был одержим в работе. Ценил свое время и время других людей. Любимым его словом было «работать». Часто при этом он приговаривал: «Как учили!».  Гагарин получил «надежное образование», он успешно начал свой путь в науку с  Люберецкого ремесленного   училища, которое окончил  в  1951 году по специальности формовщик-литейщик.  За все время своей учебы он совершенствовался, рос и  набирал новые высоты.
    Недаром  С.П. Королев,  выдающийся конструктор   космических  ракет  и кораблей, сказал о Гагарине: «Гагарин доказал, на что способен человек. Он открыл людям Земли дорогу в неизведанный мир. А самое главное, он дал  людям веру в их собственные  силы, в их возможности, дал стимул  идти увереннее, смелее.  Это –  Прометеево  деяние».
    Прометеево  деяние  20 века. Вот как определил  подвиг первопроходца космоса академик Королев. Его взгляд проник в самую суть грандиозного свершения. Я считаю, что он прав!
    В древней легенде о Прометее порой мне  видится лишь трагическая судьба. Но она и жизнеутверждающая, счастливая. Не только муки ожидали Прометея в битве за огонь. И разве он подарил людям лишь огонь? Прометей показал, что человек всемогущ. Ему посильны самые великие свершения в жизни. Он гигант, хозяин мира, всей Вселенной.
    Юрий Гагарин, первооткрыватель сурового и казавшегося неприступным космоса, подтвердил это своим беспримерным подвигом весной 1961 года. Его полет в космос олицетворяет все лучшее, что создано человеческим разумом. Мне запомнились слова Юрия Гагарина, которые он говорил  в предстартовый час: «Счастлив ли я, отправляясь в космический полет? Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях».
    Я согласен с мнением Юрия Гагарина,  что  путь в космос для каждого из нас начинается  здесь, на земле.  И убежден, что самая большая победа придет только к тому, кто умеет одерживать над собой самые маленькие, незаметные для других победы.   В настоящее время нам, учащимся школ, приходится почти каждый день одерживать победу над собой,  телефоны, Интернет, всёпоглощающие сообщества, айпады, айфоны, смартфоны, планшеты и многое другое по-страшному «затягивают» в свой мир, с которым приходиться бороться. А мне есть у кого поучиться: и Гагарин был из тех,  кому успехи в жизни и учебе давались нелегко. Вот, например, что он писал в 1966 году в своем дневнике: «Тяжело учиться в академии, но бросать нельзя. Все это нам очень нужно. И английский язык, и лабораторные работы, и лекции… Ничего, надо поднатужиться. У всего есть конец, зато мы станем инженерами… С таким багажом знаний будет легче…».  Гагарин быстро стал лидером, так как  в учебе он был одержимым.  Ночь или день, утро или вечер – он мог просиживать за книгами и конспектами, склоняться над листом ватмана. Учеба для него была долгом и совестью, радостью и необходимостью. На всех занятиях он сидел впереди, за первым столом, и  благодаря упорному труду добивался  успеха.  Мне тоже нелегко учиться, но я уверен, что все знания, которые я получаю в школе, мне пригодятся, ведь школа даёт не только знания и умения по определённым областям наук, но также она учит жить и выживать в современном обществе.
    Уверен, что каждому человеку  нужно  учиться  преданности своему делу.  Гагарин говорил: «Главная  сила  в человеке – это сила духа.  В нашей повседневной жизни мы часто сами не замечаем, как приходит и накапливается такая сила.  Но вот наступает день, и она вырывается наружу». Поэтому во всем и всегда каждому человеку  нужно стремиться к большой  цели, тренировать  свою волю и не отступать ни перед чем, что кажется трудным!
    И нужно помнить, что после заката наступает рассвет, после дождя часто бывает радуга, а чёрная полоса всегда сменяется белой.  Обязательно наступит время, когда наши корабли снова будут бороздить космическое пространство, будут новые открытия и новые дальние полеты. Нужно в это обязательно верить и приближать светлое будущее отечественной космонавтики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *