Сочинение на тему красота россии в произведениях любимых авторов

12 вариантов

  1. Россия Средней Полосы Её природа. Как дороги эти слова всем живущим в этой климатической зоне! Говорят, что эту неяркую красоту могут понять только русские люди.
    В 1839 году французский литератор и путешественник Астольф де Кюстен посетил Россию. И по возвращении во Францию он написал книгу “Николаевская Россия”. В этой книге он выражал все свои впечатления об увиденном. Но это не восторг, это разочарование: “В России нет расстояний”, – говорят русские и за ними повторяют все путешественники. Я принял это изречение на веру, но грустный опыт заставляет меня убеждать диаметрально противоположное: только расстояния и существуют в России” (Астольф де Кюстен, “Николаевская Россия”, 1839 год. ) Далее путешественник отмечает: «в России нет ничего кроме пустынных равнин, ничего грандиозного, ничего величественного, все голо, все бледно, ничто не оживляет ландшафта, бесконечная, плоская, как ладонь равнина, без красок, без очарований. Это страна без пейзажей!» Вот так француз-путешественник оценил природу Средней Полосы России.
    Но мы живем в этой климатической зоне России. И нам дороги с детства картины родной природы. Да, они не очень яркие, да, они не изобилуют чудными формами и красками. В природу средней полосы нужно “вглядеться”, чтобы понять ее красоту, и воспринять ее как художественный образ России. В этом нам помогают российские художники и поэты, создавшие произведения о природе Средней полосы России. Что “рассмотрели” они? Что стало для них художественным образом Средней Полосы России? Что помешало французскому путешественнику разглядеть красоту русской природы? На эти и многие другие вопросы я попытаюсь найти ответы.
    Средняя полоса России как географическое понятие
    «Каждому особенно дорог тот уголок земли, где рос, где стал человеком. И все-таки на вопрос о «лучшем месте на земном шаре» я всегда говорю: Средняя полоса. Рязанские поля и березы возле Оки, калужские и тульские перелески с тихой водой в маленьких речках, Подмосковье, владимирские проселки, земли тамбовские и воронежские, где леса иссякают и начинаются степи, – это все в обиходе мы зовем Средней полосой, имея ввиду широкий пояс России, идущий с запада до Урала.
    Я очень люблю этот пояс земли. И объяснения в этой любви должны быть понятны всем, кто сумел приглядеться к неброской, но тонкой красоте Средней России, до самых глубин понятой Левитаном, Нестеровым, Чайковским, Тютчевым, Фетом, Есениным, Паустовским.
    В году мы знаем и длинные ночи, и длинные дни, когда они отделяются друг от друга только светом двух зорь. Мы знаем снег и синий июльский зной. Каждый год мы видим зеленый дым зарождения жизни и желтое увядание. Одна из прелестей жизни – контрасты и перемены Летом мы ожидаем осень. Потом рады первому снегу, первым проталинам, первым цветам. Непрерывная цепь перемен
    Снег, покрывший землю за одну ночь Белый снег белым почти не бывает, он бывает то пепельным, то розовым, то почти синим, смотря по тому, какое в этот час было небо. Снег скрипит под ногами капустой и пахнет арбузом. Снег, снег Короткие дни без теней. Копны сена на опушке. Цепочка лисьего следа. В лесу глухо. Спешишь за светло вернуться домой.
    Какими ослепительно синими бывают лоскутки неба, когда дни начинают прибавлять, как звенит прокалённый морозом снег и как постепенно весь снежный мир становится синим!
    Сколько дождей разных и непохожих видел я у себя дома! У этих дождей тоже названия есть: «проливной», «грибной», «обложной», «долгий», «осенний», «зимний», от которого снег покрывается сверкающей коркой, и на деревьях остаются прозрачные ледяные бусы.
    Град. Иней. Туманы и росы. Облака, прозрачные, как тонкая пряжа, и тяжелые, как свинец. Изморозь, белой солью лежащая по утрам на траве. Зимний узор на окнах
    Июль с васильками, ромашками и желтизною хлебов незаметно, совсем незаметно сменяется тихим задумчивым августом
    Сенокосы и листопады, разливы рек, первый снег и первые ландыши Есть на земле волшебная Средняя полоса».
    В. Песков
    Вот такими строками, полными восторга и очарования родной природой, отзывается русский писатель Песков о природе Средней полосы. Его мнение совершенно противоположно мнению французского путешественника Астольф де Кюстена.
    Он в своих записках пишет: «Что за страна! Бесконечная, плоская, как ладонь, равнина, без красок, без очертаний, вечные болота, изредка перемежающиеся ржаными полями да чахлым овсом; там и сям, в окрестностях Москвы, прямоугольники огородов не нарушающие монотонности пейзажа; на горизонте – низкорослые жалкие рощи и вдоль дороги – серые, точно вросшие в землю лачуги деревень Вот вам, в сотый раз, Россия, какова она есть. По этой стране без пейзажей текут реки огромные, но лишенные намека на колорит. Они катят свои свинцовые воды в песчаных берегах, поросших мшистым перелеском, и почти не приметны, как от неба, которое отражается в их тусклой глади. Зима и смерть, чудится нам, бессменно парят над этой страной. Северное солнце и климат придают могильный оттенок всему окружающему. Спустя несколько недель ужас закрадывается в сердце путешественника. Уж не похоронен ли он заживо, мерещится ему, и он хочет разорвать окутавший его саван, бежать без оглядки из этого сплошного кладбища, которому не видно ни конца, ни края» (Астольф де Кюстен. Николаевская Россия. 1839).
    Что стоит за восторгом одного человека и разочарованием другого? Очень уж противоречивые впечатления двух людей! Возможно, прав поэт Николай Заболоцкий, написав такие строки:
    В очарованье русского пейзажа
    Есть подлинная радость, но она
    Открыта не для каждого, и даже
    Не каждому художнику дана.
    Как же открыли для себя это «очарование русского пейзажа» поэты и художники. Была ли «дана» эта радость открытия им? Какова она, природа Средней полосы в творчестве русских поэтов? Попытаемся проиллюстрировать поэтические строки полотнами русских художников.
    Часть вторая
    Художественный образ России в произведениях русских поэтов
    Стихотворения, в которых изображаются картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики. Природа для поэзии – зеркало, в котором она ясно видит свой облик. Природа является не только темой поэзии, но и ее идеалом – примером истинной красоты, гармонии, целесообразности. Поэты обращаются к теме природы не только для того, чтобы изобразить, запечатлеть ее красоту, но и наполнить содержание пейзажной лирики размышлениями об очень сложных вопросах человеческой жизни, человеческого бытия. Как мы учимся читать смысл картин, так и, читая пейзажную лирику, ищем ключи к отгадке тех идейно-нравственных посланий, которые через годы и века «отправили» нам поэты, или подбираем ключи к разгадке вечных тайн в строках любимых русских поэтов. Но, прежде всего, пейзажная лирика русских поэтов создает художественный образ России.
    Русская природа в творчестве А. С. Пушкина
    А. С. Пушкин с особым трепетом относился к русской природе. Он как истинный художник рисовал прекрасные картины зимнего утра, вечернего «мутного неба» короткого зимнего дня, голубые небеса гад прозрачными лесами, «в багрец и золото одетые леса» Поэт даже высказывал свое отношение к временам года, признаваясь, что осень его любимое время года. Пушкину-художнику подвластно все: он умело кладет «слова»-мазки на полотно своих стихотворений и одновременно передает всю гамму человеческих чувств от восприятия этого пейзажа.
    Перед нами стихотворение «Зимнее утро». Это замечательная лирическая миниатюра. Очень важно то, что и в живописи и в литературе эти слова используются почти в одинаковом лексическом значении.
    Сопоставьте строки второй строфы стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» с впечатлениями французского путешественника. Поэт создает мрачный пейзаж, который словно является стихотворной иллюстрацией к путевому дневнику француза -путешественника:
    Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
    На мутном небе мгла носилась;
    Луна, как бледное пятно
    Сквозь тучи мрачные желтела
    Если бы не было этой строфы, не было бы и того острого восприятия, чувства удивления и восторга, неожиданности от картины природы, созданной поэтом-художником в следующих строках:
    Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит;
    Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.
    Насколько богата цветовая гамма Пушкина! Голубой, зеленый, серебристый, блестяще-черный цвет залит потоками яркого солнечного золотого цвета. Поэт использует однокоренные слова «блестя», «блестит», «блеском», которые добавляют к нашим образам ощущение праздничной нарядности природы, а эпитет «милый» встречается дважды: «друг милый» и «берег милый для меня», этот эпитет рождает настроение восторга и умиления от увиденного, теплоту чувства к родной природе. Недаром дети в младших классах это сразу чувствуют и так легко рисуют иллюстрации к стихотворению поэта. Они видели этот пейзаж. Он близок им. Он радует их каждой зимой – это картины родной природы. Пушкин подчеркивает особенность русского человека: понимать родную природу и любить ее, потому что она «милая» сердцу русского человека.
    Чувство любви к родной природе в творчестве М. Ю. Лермонтова
    Удивительно по-разному воспринимали картины природы два русских поэта: Пушкин и Лермонтов. У Пушкина – это восторг, ликование, удивление, постижение красоты и силы природы. У Лермонтова – осмысление и соединение с природой. Лермонтов одним из первых с удивительной точностью передал могучие масштабы России, которые так поразили и нашего путешественника. Так у Кюстена мы читаем: «Бесконечная, плоская, как ладонь. Равнина, тянущаяся во все стороны. Насколько хватает глаз безграничное пустое пространство» У Лермонтова в стихотворении «Родина» мы видим «лесов безбрежных колыханье», разливы рек, «подобные морям». «Холодное молчанье» степей выражает бескрайность, безлюдность пространства. Здесь как бы сошлись мнения поэта с впечатлениями путешественника. И мы, живущие в средней полосе России, осознаем в себе это ощущение родины: ее шири, мощи, необъятности и бескрайности. Но вот чего же не смог рассмотреть путешественник-иностранец и понять, полюбить до глубины души: «чету белеющих берез», «желтую ниву», «вечер росистый».
    Лермонтов тонко подметил, что мы сами порой не можем объяснить наше чувство любви к неповторимым деталям пейзажа Средней полосы («люблю – за что, не знаю сам»). Лирический герой Лермонтова близок каждому из нас своими переживаниями и чувствами: кто из русских людей не любит «проселочным путем» шагать к далекой деревеньке, вдыхать запах трав, подставлять ласковому солнцу и игривому летнему ветерку свое лицо?! Неудивительно, что наш земляк, житель тульской земляк Л. Н. Толстой, так хорошо знавший и воспевший на страницах своих произведений родную природу, называл стихотворение Лермонтова «Родина» одним из самых близких ему произведений.
    Художественный образ России в творчестве Фета
    Работая над подбором стихотворений к полотнам русских художников, обратила внимание на особенность лирики Тютчева и Фета. Их лирические миниатюры так и «просятся» материализоваться в зрительные образы и быть запечатленными на картине или рисунке. Природа – любимая тема Фета. Он сумел рассмотреть неброскую красоту русской природы и своеобразно отразить ее в своем творчестве. Фет замечает неуловимые ее переходные состояния: как художник-пейзажист, он «рисует» словами, находя все новые и новые оттенки звуки. Для поэта родная природа – источник радости и неожиданных открытий:
    Прозвучало над ясной рекою,
    Прозвенело в померкшем лугу.
    Прокатилось над рощей немою.
    Засветилось на том берегу.
    «Вечер»
    Фет вслед за Пушкиным и Лермонтовым помог понять ощущения русского человека, его внутреннее, душевное состояние восторга и радости от подарков природы, когда после долгой изнурительной зимы, непогоды она одаривает ярким теплым маем. Мы не привыкли к роскоши тепла и вечного цветения, поэтому столь радостны и неоценимы для нас ясные, теплые дни и ночи:
    Какая ночь! На всем какая нега!
    Благодарю, родной полночный край!
    Из царства льдов, из царства вьюг и снега
    Как свеж и чист твой вылетает май!
    «Еще майская ночь»
    Лирика Фета очень живописна. В ней преобладают светлые, жизнерадостные тона. Поэт видит в природе то, что не замечают другие: он в восторге замирает перед печальной березкой, любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину Строки стихотворений «Печальная береза. », «Чудная картина», «осень», «Я пришел к тебе с приветом» убеждают читателей в безграничной любви к родной природе, они создают неповторимый образ России. Как и многие поэты, Фет создает стихотворения – календарь времен года («Весна», «Лето», «Осень», «Снега» и др. ) Через природу Фет постигает тайну человеческой души, характер русского человека. Фет пытается в стихах совершить даже невозможное, например, прийти с приветом и «рассказать, что солнце встало». Согласитесь, можно увидеть восход солнца. Рассказать об этом невозможно, как и невозможно, впрочем, и пересказать стихотворение прозой. Опорными словами являются такие слова, как «привет», «свет», «солнце», «трепет листьев». По эмоциональному смыслу они близки друг к другу, создают представление о сильном переживании радости, счастье, любви. Это как звонкий музыкальный аккорд, от которого идет постоянное нарастание, усиление.
    Это стихотворение Фета – самая яркая иллюстрация соединения наших чувств с состоянием природы. Мы, как дети природы, не отделимы от нее. Природа грустит, грустим и мы, все бушует, ликует в природе – ликуем и светимся от счастья и мы, люди.
    Это стихотворение нельзя разделить на части. Оно отличается неделимой цельностью. Все в нем внутренне связано друг с другом, говорится в едином порыве чувства, точно на одном дыхании. Радость лирического героя – мир, залитый солнцем, – проснувшийся лес и каждая его ветка, жаждущая весны, – человеческое сердце, открывшееся счастью и готовое ему служить, – зреющая в душе песня любви, торжественная песня:
    Я пришел к тебе с приветом,
    Рассказать, что солнце встало,
    Что оно горячим светом
    По листам затрепетало;
    Рассказать, что лес проснулся,
    Весь проснулся, веткой каждой,
    Каждой птицей встрепенулся
    И весенней полон жаждой;
    «Я пришел к тебе с приветом»
    Есть у Фета стихотворение-миниатюра, читая которое словно смотришь в детскую игрушку калейдоскоп. Чуть повернешь его – меняется рисунок-картинка. Вспомним строки стихотворения:
    Шепот, робкое дыханье.
    Трели соловья.
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья,
    Свет ночной, ночные тени,
    Тени без конца.
    Ряд волшебных изменений
    Милого лица,
    В дымных тучках пурпур розы,
    Отблеск янтаря,
    И лобзания, и слезы,
    И заря, заря!
    Итак, рассмотрим меняющиеся картинки: в начале – вечер, встреча влюбленных, затем ночь любви, затем утро, слезы счастья и расставанья. Фет на приеме параллелизма построил это стихотворение: мир природы и мир человека. В стихотворении нет ни одного глагола, но оно насыщено действием. Стихотворение состоит из одного сложного предложения, включающего в себя простые назывные предложения. Поэт вызывает нас на ассоциации. Мы видим, мы слышим, мы чувствуем. Чувства эти тончайшие, словами невыразимые, невыразимо сильные.
    Литературоведы соотносят эти строки с творчеством художников импрессионистов. (Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, а не складывается в цельную картину. ) Но разве они не соответствуют духу, силе, движению полотен Куинджи, Левитана, Шишкина, Поленова?! Огромное значение в стихотворении имеет концовка – финал стихотворения. Как всегда у Фета, он очень значим и истинно завершает лирический сюжет. Последние слова стихотворения – «И заря, заря» – звучат не в ряду с другими, а выделено. Заря- это и явление природы, апофеоз утра, заря это и сильная метафора – высшее выражение чувства, свет любви.
    В языке стихотворения можно отметить наряду с метафорой заря, серебро ручья, эпитеты: робкое дыханье, пурпур розы, дымные тучки, волшебные изменения лица; олицетворение: сонный ручей. Стихотворение написано хореем, женская рифма придает ему мелодичность и выразительность. Интересно полное бессоюзие в первых двух строфах, передающее динамику происходящего и, как бы завершая сцену свидания в последней строфе тройное употребление союза и снимает напряжение в динамике и вводит спокойную мелодику, передающую красоту наступающего утра и состояние души возлюбленных.
    Мы невольно возвращаемся к строкам «Записок путешественника» Кюстена и вспоминаем тот ужас, который охватил путешественника перед необозримыми просторами России, особенно зимними, которые он назвал «снежной пустыней». Но простеем маленький шедевр Фета о все той же русской зиме, все о той же русской равнине и поразимся чувству художественного мастерства и разнообразию художественной палитры поэта:
    Чудная картина.
    Как ты мне родна:
    Белая равнина,
    Полная луна.
    Свет небес высоких,
    И блестящий снег.
    И саней далеких
    Одинокий бег.
    Наверное, нужно быть русским человеком, чтобы так воспринимать красоту русской зимы, эту поистине церковную тишину и величие в природе, которые делают человека лучше, чище, духовнее.
    Поэтический мир природы Федора Тютчева
    Художественный образ природы Средней полосы создает величайший лирик и романтик Федор Иванович Тютчев. Встречая первый весенний гром, мы восклицаем знаменитые тютчевские строки:
    Люблю грозу в начале мая.
    Когда весенний первый гром,
    Как бы резвяся и играя.
    Грохочет в небе голубом.
    Кода мы замираем в восторге от красоты осеннего леса, на память опять же приходят строки стихотворений Тютчева:
    Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора –
    Весь день стоит как бы хрустальный,
    И лучезарны вечера
    Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
    Но далеко еще до первых зимних бурь –
    И льется чистая и теплая лазурь
    На отдыхающее поле
    Поэтический мир Федора Иванович Тютчева – это тихая и грустная, яркая и прекрасная – такая разная родная природа. У Тютчева она изменчива, динамична. Она не знает покоя, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Характерны начала его стихотворений: «как весел грохот летних бурь», «как неожиданно и ярко», «люблю грозу в начале мая! Тютчева привлекают переходные, промежуточные моменты природы. Он рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне
    Природа у Тютчева очеловечена. Одухотворена. Она словно живое существо, она дышит, чувствует, радуется и грустит. Само по себе одушевление природы обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину». Пейзажи поэта западают в душу неповторимыми образами. Его стихотворения – словно картины. Их видишь наяву и даже ощущаешь аромат цветов, запахи леса, поля. Зримость, осязаемость (когда нарисованные поэтом картины встают перед тобой как живые) – одно из отличительных свойств поэтического мира Тютчева.
    Лирический герой Тютчева близок нам, мы разделяем его чувства любви, восторга, очарования родной природой, его способность удивиться, замереть в восторге от увиденного, вслушаться и вглядеться в окружающий и волнующий мир природы Средней полосы России:
    Как неожиданно и ярко.
    На влажной неба синеве,
    Воздушная воздвиглась арка
    В своем минутном торжестве!
    Один конец в леса вонзила,
    Другим за облака ушла –
    Она полнеба обхватила
    И в высоте изнемогла.
    «Как неожиданно и ярко»
    Живописная поэзия Сергея Есенина
    Яркий, неповторимый художественный образ России создает в своей лирике русский поэт, рязанец, Сергей Есенин. В его стихах затаенное чувство любви к родной природе Средней полосы России. Строки его стихотворений могут стать названием ко многим полотнам русских художников, настолько сумел он подметить, рассмотреть милые сердце уголки природы у небольшого деревенского пруда, ветви березы, развивающие ветви-косы над журчащим ручьем, «пожар рябины красной» у деревенской околицы, голубую синюю даль за рекой Окой, березовый ситец лесов и рощ
    Поэзия Есенина очень живописна, в строках его стихотворений ярко и зримо проходит мелодия цвета, сравнимая с палитрой художника. Если коротко определить, то можно сказать так: «Сергей Есенин – живописец слова». Мало кто из поэтов приблизился в мастерстве словесной живописи к творчеству Есенина.
    У Сергея Есенина вся поэзия многоцветна и многокрасочна. Прочтем такие строки:
    О Русь – малиновое поле
    И синь, упавшая в реку
    Почему «малиновое»? Все просто! Поэт смотрит взглядом художника на поле, заросшее клевером или Иван-чаем, а небо отражается в воде.
    Сочетания красок в есенинских стихах самые разнообразные: порой гармоничные, порой контрастные, порой редкостные. Иногда целая строфа выражена в едином колорите:
    Васильками сердце светится,
    Горит в нем бирюза.
    Я играю на тальяночке
    Про синие глаза.
    О дорогом, милом поэт рассказывает в теплых, золотистых тонах, о печальном и проникновенном – в бело-золотистых сочетаниях. Все помнят такие строки:
    Не жалею, не зову, не плачу,
    Все пройдет, как с белых яблонь дым.
    Увяданья золотом охваченный,
    Я не буду больше молодым.
    Контрастные цвета несут у Есенина настроение тревоги, беды:
    Покраснела рябина,
    Посинела вода,
    Месяц, всадник унылый,
    Уронил повода.
    В есенинских стихах встречаются редкостные, изысканные сочетания красок, передающие необыкновенную тонкость состояния природы или души, что у Есенина и тоже неразделимо:
    Закружилась листва золотая
    В розоватой воде на пруду,
    Словно бабочек легкая стая
    С замираньем летит на звезду.
    Вот это «замиранье» и есть тот точный мазок, положенный художником куда надо. От него в картине есть воздух.
    Цветовая палитра Есенина создает порой не только зримую картину природы, но и несет в себе глубокий человеческий, патриотический, философский смысл. Они помогают понять географию русской души, наши потаенные чувства к Родине. Интересно сопоставить строки французского путешественника со строками Есенина. Так в «Записках путешественника» мы читаем: «Что за страна! Бесконечная, плоская как ладонь, равнина, без красок, без очертаний, вечные болотана горизонте – низкорослые жалкие рощи и вдоль дороги – серые, точно вросшие в земля лачуги деревень и мертвые, как будто покинутые жителями города, тоже серые и унылые Вот вам, в сотый раз, Россия, какова она есть». Что главное в этих записках? Разочарование и отчуждение. Отсюда и равнодушие к этой новой для Кюстена и такой «неприглядной» стране.
    А теперь перед нами «белый» шедевр поэта, на первый взгляд, созвучный со строками Кюстена:
    Снежная равнина, белая луна.
    Саваном покрыта наша сторона.
    И березы в белом плачут по лесам.
    Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли вам?
    Но здесь звенит, сквозит чувство родины, здесь и предчувствие своей судьбы и сопричастность судьбы поэта с судьбой России, всея эта гамма чувств передана с потрясающей силой. И слов не надо. Достаточно цвета!
    Многие цветные образы есенинской поэзии проходят через все творчество, становясь яркими символами, иносказаниями, крылатыми выражениями:
    Я покинул родимый дом,
    Голубую оставил Русь.
    Сине-голубой – один из любимейших цветов Есенина. Он отдает этот цвет своей любимой Родине. Именно такой, прекрасно голубой, видим мы есенинскую Русь, читая его стихотворения. Поэт сумел создать неповторимый образ природы Средней полосы России, поэтому так особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о родной природе:
    Нивы сжаты, рощи голы,
    От воды туман и сырость,
    Колесом за сини горы
    Солнце тихое скатилось.
    Дремлет взрытая дорога.
    Ей сегодня примечталось,
    Что совсем-совсем немного
    Ждать зимы седой осталось.
    Ах, и сам я в чаще звонкой
    Увидал вчера в тумане:
    Рыжий месяц жеребенком
    Запрягался в наши сани.
    Заключение
    Я считаю, что французский путешественник не прав: Россия – это не «страна без пейзажей»! На мой взгляд, он не смог увидеть красоту природы Средней полосы России, не смог «вглядеться» и «всмотреться» в неброское очарование русского пейзажа. Наверное, только русский человек имеет этот дар:
    Здесь надо увидеть,
    Здесь надо всмотреться,
    Чтоб светлой любовью наполнилось сердце.
    Здесь надо услышать, Здесь вслушаться нужно,
    Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.
    А. Рыленков
    А вслед за поэтом Рыленковым эту мысль продолжил Ф. И. Тютчев, подметив, что
    Не поймет и не заметит
    Гордый взор иноплеменный,
    Что сквозит и тайно светит
    В наготе твоей смиренной.
    Удрученный ношей крестной,
    Всю тебя, земля родная,
    В рабском виде царь небесный
    Исходил, благословляя.
    Средняя полоса – центр нашей бескрайней Родины, именно эти места ассоциируются со словами «Русь», «Россия». Это наше Отечество. Рязанские поля и березы возле Оки, калужские и тульские перелески с тихой водой в маленьких речках, Подмосковье, владимирские проселки, земли тамбовские и воронежские, где леса иссякают и начинаются степи, – все это бескрайнее пространство нашло свое поэтическое воплощение в строках русских поэтов, в полотнах русских художников. Они создали поэтический художественный образ природы России, который созвучен нашему восприятию Родины, ментальности нашей души.
    Русская земля сформировала характер русского человека. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев так написал о географии русской души: «Широкое пространство всегда владело сердцем русским Тем, что воля вольная, это свобода, соединенная с простором, с ничем не огражденным пространством. А теперь взгляните на карту мира: русская равнина самая большая на свете. Равнина ли определила русский характер или восточнославянские племена остановились на равнине, потому что она пришлась им по душе?»
    Русские поэты, художники разгадали «русскую душу» в своих произведениях. А душа русского человека – это та же загадка очарования, глубины, непостижимости, как те строки и картины, что мы слышим и видим, как та музыка, которую создают русские музыканты.
    Краткий словарь терминов
    Лирика – род литературный, предмет отображения которого – содержание внутренней жизни, собственное “я” поэта, а речевая форма – внутренний монолог, преимущественно в стихах.
    Поэзия – изящество в письменности; все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами, и притом более мерною речью.
    Художественный образ – это образ, созданный автором в произведении
    Лирический герой – это тот герой, чей голос мы слышим в лирическом произведении.
    Лирическое стихотворение – один из жанров лирики.
    Пейзажная лирика – лирика, описывающая красоту пейзажей.
    Строфа – это группа стихотворных строк.
    Мотив (тема) – устойчивая тема, проблема, идея в творчестве писателя или в литературном направлении.
    Поэтический мир – автопортрет автора.
    Пейзаж- -вид, изображение какой-либо местности; в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), в котором основной предмет изображения – природа.
    Образ-категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством; способ бытия художественного произведения.

  2. Живая природа России поражает своим многообразием. Наиболее узнаваемыми представителями русской фауны можно считать: медведя, лисицу, волка, зайца, белку, росомаху, соловья, тетерева, сову, осетра, щуку. Конечно, их намного больше, в каждой климатической зоне есть свои, типичные для нее, животные.
    Мне кажется, не любить нашу природу невозможно. Она прекрасна во всех своих проявлениях и в любое время года. Есть в ней какая-то особая душевность. Оказавшись в березовой роще, сразу забываешь обо всех проблемах и просто наслаждаешься красотой и покоем. А как приятно поутру услышать соловьиную трель!
    Я очень люблю ходить летом на речку вместе с дедушкой и удить рыбу. Сидишь на травянистом склоне, наблюдаешь за неспешным движением воды, и так спокойно на душе. А еще приятно бывает побродить по осеннему лесу в погожий денек, выглядывая спрятавшиеся под листками грибы. Воздух вокруг наполнен запахом палой листвы, сырости и мокрой коры.
    К сожалению, жителям городов такая красота часто бывает недоступна. Мы окружены бетоном и асфальтом, заключаем реки в рамки каменных набережных, дышим загрязненным воздухом и, в лучшем случае, пару раз в год выбираемся на природу. В таких условиях легко забыть о том, насколько она хрупка и беззащитна и насколько страдает от нашей небрежности.
    Каждый из нас должен помнить, что прекрасная природа дана нам один раз и навсегда. Если мы ее погубим, другой уже не будет. Нам есть чем гордиться, нужно теперь сохранить всю эту красоту для следующих поколений.

  3. 19.09.2012, 21:03
    Русь моя, жизнь моя…
    А. Блок
    Александр Александрович Блок жил и творил на рубеже двух столетий — девятнадцатого и двадцатого. Он был последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, и вместе с тем его именем открывается первая страница истории русской советской поэзии.
    Меня больше всего привлекает в Поэзии Блока тема России. Ее любили и ей отдавали свой талант, посвящали свои стихи многие крупнейшие поэты, но у Блока было свое отношение к Родине. А. Блок писал К. С. Станиславскому: “Стоит передо мной моя тема, тема о России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это— первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни”. Он не просто любит свою страну, ее природу, народ, он пытается разгадать душу России, понять ее настоящее и определить будущее.
    Внимание его сосредоточивается на судьбе народа, на взаимоотношениях интеллигенции и народа. Для Блока Россия оставалась тайной, но тайной манящей и незабываемой. Все его стихи этого времени — влечение к Родине, ее болям и радостям, к ее светлой и нищей красоте:
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы черные твои,
    Твои мне песни ветровые —
    Как слезы первые любви.
    Очень ярко и своеобразно выражено отношение к России, представление поэта об исторических судьбах Родины в цикле “На поле Куликовом”. В нем поэт обращается к прошлому, но создает произведение о современности. Вместе с поэтом и я уношусь в то далекое прошлое и вижу настороженные полки накануне битвы, слышу гул, который стоит над татарским станом. Цикл этих стихотворений рождает веру в светлое будущее Родины. Хотя путь к нему труден и кровав. Однако с особой широтой и яркостью тема России проявилась в стихах Блока в годы первой русской революции. Отвергая Россию официальную, Россию “сытых” фабрикантов, лукавых церковников и слабовольных интеллигентов, художник с надеждой всматривается в глаза России трудового люда, Россию нищую и забитую, тихую и буйную, Россию дремлющую до поры свежих, нерастраченных сил.
    Разгулялась осень в мокрых долах,
    Обнажила кладбища земли,
    Но густых рябин в проезжих селах
    Красный цвет зареет издали.
    Вот оно, мое веселье, пляшет.
    И звенит, звенит, в кустах пропав!
    И вдали, вдали призывно машет
    Твой узорный, твой цветной рукав.
    За блоковской символикой угадываются тревожные мысли о грядущих днях России, о непоколебимой вере в победу света над тьмой — революции над черными силами царизма. Его взор, открытый и светлый, обращен в будущее!
    И вечный бой!
    Покой нам только снится.
    Сквозь кровь и пыль…
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль.
    Ненавидя “страшный мир” царской России, Блок горячо любил родную землю, с ней он связывал свои лучшие надежды, для нее находил самые проникновенные слова:
    Русь моя, жизнь моя.
    Вместе ль нам маяться?
    В ряде стихотворений Блока образы России и женщины переплетаются, вырастая в единый символический образ самого дорогого для человека.
    Россия — красавица, невеста;
    О, Русь моя! Жена моя!
    Поэзия Блока обогатила не только русскую литературу, но оставила огромный след в жизни всех литератур нашей страны. Самая ценная память Блоку — любовь к его поэзии, в которой живет его мысль, его чувства, его боль и радость.
    Благословляю все, что было.
    Я лучшей доли не искал.
    О, сердце, сколько ты любило!
    О,разум, сколько ты пылал!
    Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ

  4. У многих любимое время года – лето. Конечно, в этот период все растет и цветет, пестрит красками. Это время буйства жизни природы. Цветущие луга, леса – все это прекрасно.
    Но, вот приходит осень. Все начинает увядать и готовиться к зимнему покою. И здесь природа не теряет своей привлекательности. И в это время выглядит она восхитительно и торжественно. Немного печально, но красиво и горделиво выглядит все. Есть своя особая и неповторимая красота и в свинцовом оттенке небес, и в облетающих деревьях, и в серых дождливых днях. А какое чувство может быть вызвано, когда, идя по лесу, в ворохе листвы встретишь поздний цветок. Стоит он одиноко в этой груде природного золота. При виде его станет и грустно, и теплые чувства всколыхнутся в душе.
    Приходит зима. И вновь не перестаешь удивляться красоте. Первый снег. Чуть позже – уже огромные серебристые сугробы на месте недавних зеленых ковров. Ясное морозное небо. Снегопады. Все это изумительно красиво.
    Весна. Она всегда вызывает чувство возбуждения. Особенно, когда скорый приход ее уже начинает ощущаться. Воздух наполняется каким-то особым ароматом, присущим лишь природе. Не один парфюмер не смог бы повторить его.
    Природой можно бесконечно любоваться и восхищаться. А какой силой обладает она, раз способна вдохновить служителей искусства на великие творения? Ведь природа – муза и для художников, и для поэтов. Даже любое прозаическое произведение станет живее, только стоит упомянуть в нем о ее красотах.
    Как же способна она так завораживать, вдохновлять и восхищать? Может, потому, что она всегда разнообразна, ей удается это делать. Одна картина постоянно сменяется другой. И каждая из них настолько насыщена природными красками, что поневоле любой художник отметит для себя, что никогда его кисть не сможет сотворить ничего подобного. Но, желая передать хоть частичку этого великолепия, он будет снова и снова подбирать цвета и оттенки. Получается, что природа – это не только вдохновитель, но и учитель.
    Да и вовсе не обязательно обладать какими-то талантами. Можно просто бесконечно созерцать ее. Но, невольно, все же, наблюдая эти природные чудеса, приходят в голову строки, или возникают образы даже у людей, далеких от искусства. Пусть это будут даже и не стихи, а просто добрые слова, которые хочется сказать близкому человеку. Вот и еще одно удивительное свойство природы. Она наталкивает людей на добрые и светлые мысли.
    15.3 егэ Огэ

  5. Я очень люблю природу. Ее красота завораживает и в любое время года она по-своему прекрасна.
    Несмотря на то, что городская природа значительно отличается от деревенской, я очень люблю выезжать с родителями за город и гулять по лесу, собирая цветы летом и еловые ветки зимой. Весной природа только начинает пробуждаться. Распускаются бутоны, и деревья будто разговаривают друг с другом, покачиваясь в такт легкому весеннему ветру.
    Начинают бежать ручьи, исполняя звонкую мелодию, которую я слушаю с наслаждением. Радуются птицы, напевая веселую песню, и словно в танце порхают с ветки на ветку. Даже жить весной начинаешь по-другому: вместе с цветением природы хочется делать приятные вещи, дарить подарки и жить по-новому. Весенняя природа так и говорит тебе: «Просыпайся. Пора расцветать». Все вокруг обновляется и с нетерпением ждет лета. Это жаркое время года я провожу с родителями на даче.
    Мне нравится наблюдать, как краснеет вишня, давая нам сочные и сладкие ягоды, как прыгают кузнечики, стрекочут стрекозы и порхают бабочки. Но еще больше летом мне нравятся ночи. Они такие теплые и звездные, что можно хоть до утра просидеть, слушая песни сверчков и ночных птиц. А с рассветом на траве появляется кристально чистая роса, которая сверкает в свете восходящего солнца. Я люблю рассветы и если есть возможность, то обязательно встречаю их. В рассветной летней тишине можно услышать звуки, которые не слышны днем. Это звон цветов-колокольчиков, кваканье лягушек на озере вдалеке или писк проснувшихся птенцов, ждущих в гнезде свою маму.
    Говорят, что осень не самая лучшая пора, но я с этим не согласна, так как в это время года вся природа украшена золотом и вызывает настоящее восхищение. Осенний воздух – самый чистый, самый свежий. На смену ярким цветам, растущих в клумбе или на лугу, приходит властная золотая царица, дающая долгий отдых всем растениям, чтобы они смогли набраться сил и на следующий год расцвести с новой силой.

  6. Красота – это понятие неоднозначное и каждый человек видит ее в чем-то своем. Для кого-то красота – это окружающая его природа: реки, горы, леса, миловидные пейзажи, восход солнца или закат. Кто-то красоту видит в человеке – стройное здоровое тело, правильные черты лица, румянец, большие глаза или определенный цвет волос. Для меня же: красота – это что-то более высокое, что не осязается зрением, а ощущается душой.
    Никогда не могу назвать красивым то, что несет в себе зло или недобрые намерения. Многие восхищаются инкрустированным драгоценными камнями оружием, а для меня оно никогда не будет прекрасным, поскольку несет в себе смерть. Аналогично и с человеком: он может обладать великолепными и правильными по всем меркам моды чертами лица, безупречной внешностью и иметь превосходный стиль, но если его помыслы наполнены негативом, он никогда не будет восприниматься мной как красивый. Вывод очевиден, красота, в моем понимании, – это добро, искренность, сочувствие и умение поддержать.
    Я люблю и природу: свежий воздух, зеленые луга, высокие густые леса и цветущие весной сады. Но самыми красивыми местами для меня являются те, где я могу полноценно отдохнуть душой, где мое сердце спокойно, а глаза радуются тому, что видят.
    Стоит уточнить, что красота находится не в чем-то глобальном, а в мелочах – в цветке, что первым расцвел весной, в маленьком котенке, который едва успел открыть глаза, в ароматном только испеченном хлебе, в улыбке близкого человека, в глазах счастливой матери, в добрых делах.

  7. Русская литература играет огромную роль в мировой культуре. Еще Горький справедливо замечал, что это «наша гордость». Сегодняшние школьники часто не знают, как писать сочинение на тему: «Русская литература», так как не обладают достаточными навыками и знаниями. В чем же заключено значение произведений наших писателей?Русскую литературу часто называют «вершиной мирового гуманизма». Все классики так не похожи друг на друга, каждый из них внес в развитие культуры свое, что живо до сих пор. Достаточно упомянуть имена Пушкина, Лермонтова, Островского, Достоевского, Толстого… Их знает весь мир. Это наши учителя и пророки. Это совесть нации.
    Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова с уверенностью можно назвать не просто писателями, но великими психологами. Их произведения реалистичны, они учат различать добро и зло. Право выбора есть у каждого человека, и классики показывают, к чему ведет неправильное решение. С их помощью человек способен понять, что такое соблазн и что он ведет к нравственному падению.
    И.С.Тургенева один из литературных критиков В.Г.Белинский охарактеризовал как писателя, раскрывающего «скорбь… русского народа». Кроме того, Тургенев чувствовал русскую природу и умел ее изобразить так, как иной художник не изобразит на полотне. Писатель раскрывал красоту женской души, ее величие, жертвенность и умение любить.
    И.С.Пушкин… Редкий человек не только в России – в мире не знает этого имени. Детство проходит под сказки поэта, юность – под его любовную лирику, более зрелые годы встречают с прозой Пушкина. Он видел все аспекты русской жизни и умело, тонко раскрывал их в своих произведениях: будь то русская зима или народные традиции, политика или любовь. Не даром Белинский называл роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Многие вопросы, поднятые в творчестве поэта, актуальны и сегодня.
    А Ф.И.Тютчев или А.А.Фет? Это поэты-художники, запечатлевшие неповторимые мгновения русской природы. С раннего детства люди слушают их пейзажную лирику и учатся ценить окружающую их красоту. Это играет огромную роль в воспитании эстетического чувства. Описания природы в стихотворениях поэтов просты, но точны.
    Стоит упомянуть и о Н.А.Некрасове. Простая и вместе с тем могучая душа русского народа воплощена в каждой строке его стихотворений. Некрасов – первый гражданский поэт в России, призывающий не терпеть, восстать против произвола чиновников. Он знал жизнь народа изнутри.
    Многому, о чем говорит поэт, он был свидетелем лично. Так, события, описанные в стихотворении «Размышления у парадного подъезда», Некрасов наблюдал практически каждый день, ведь жил он как раз напротив такого подъезда. Нельзя не сказать и трагической судьбе русской женщины в творчестве поэта, о том, с каким сочувствием он писал о ней.
    Русская литература учит быть не просто человеком, а Личностью. Поэтому не стоит расстраиваться, получив домашним заданием сочинение на тему «Русская литература». Как писать его, подскажет опыт, полученный при чтении.
    Статьи

  8. “Годы запахли по-другому…” — такими словами характеризовал украинский писатель А. Малышко процессы, которые происходили в России в 20-30-е годы XX столетия. Это было время коренных социальных и экономических преобразований, которые отразились на всех слоях русского общества, затронули и большие города, и провинцию, и деревню. Тема деревни заняла особенно значительное место в творчестве писателей и поэтов того времени. К их числу относился и Й. А. Бунин. Судьба родины, России настолько органично вошла в его творчество, что со страниц произведений на нас глянули живые русские души — открытые, искренние, правдивые, знакомые и понятные любому из нас. Не случайно в 1933 году именно Бунин был удостоен Нобелевской премии “за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер”.
    Иван Бунин был неразрывно связан с родной страной. Писатель всем сердцем переживал те изменения, те трудности, которые выпали на долю России. И он был твердо уверен, что великая русская литература — это тот единственный путь, который может спасти и его, и его любимый народ от всего ужаса, что царил вокруг. Да, И. Бунин не любил “тысячелетней русской нищеты”, убожества и длительного разорения русской деревни. Но он никогда не оставался равнодушным к страданию людей, вынужденных терпеть рабство, безмерную жестокость и унижение, к бесконечной боли и горю деревенских жителей. Он не мог не любить “смиренные, родимые черты”, не мог не преклоняться перед святостью русской души.
    Мысли о любимой многострадальной России вызывали у писателя различные, но всегда искренние, добрые, теплые чувства — будь то сожаление об ушедших добрых старых временах в “Антоновских яблоках”, или грусть по вырождающемуся знатному роду в “Суходоле” (1911), или тяжелые раздумья о судьбе России в “Деревне” (1910). С любовью описывает автор в своих произведениях и быт русского человека, и особенно великолепную природу России, которая стала для Бунина целительной и благотворной силой, дающей человеку все: и радость, и красоту, и мудрость, и наслаждение.
    Погружаясь в мир русской природы, писатель наиболее полно ощущает свою связь с этим бесконечным миром, свое единение с родной землей, со своим народом. Он искренне любил весь этот разнообразный, но такой родной мир, где “пахнет… и коровами, и дегтем, и сеном, которым набиты тележные задки, больше же всего — городом и ярмарочным станом, уже раскинувшимся на громадном выгоне перед монастырем. Там, на этом выгоне, белеют балаганы, дымят собранные на скорую руку походные печки, набралось порядочное количество скотины и телег с поднятыми оглоблями…” (“Подторжье”)”
    Но главное, что постоянно занимало мысли И. Бунина, что заставляло сжиматься его сердце, — это размышления о судьбе русского народа. Россия была для писателя нераздельно связана именно с русским человеком, русским характером, потому на страницах его произведений мы встречаем так много обычных тружеников. Автор раскрывает перед нами все стороны души и поведения простого человека, размышляет над истоками национального характера. Выходец из семьи помещиков, Бунин, тем не менее, никогда не делал различия между помещиком и мужиком, считал эту разницу “искусственной и мнимой”. Да, он искренне считал дворянство источником духовной культуры, но при этом никогда не отрицал духовных исканий среди простого народа, представители которого точно так же могут овладевать грамотой, постигать науки, обладать всевозможными талантами (писать стихи, например) и добиваться успехов в других видах творчества.
    Другое дело, что крестьянину, мужику для возможности реализации своих талантов нужно приложить гораздо больше усилий, — да и тогда не всегда он добьется такой возможности. Писатель возмущается той социальной разницей, которую искусственно навязали русским людям. Он показывает в своих рассказах трагическое противоречие между богатствами России, ее неисчерпаемыми внутренними ресурсами, плодородием родной земли и глубокой, ужасающей нищетой русского народа. Именно эта нищета ведет к страшным последствиям — гибели традиционного крестьянского уклада жизни, нравственных народных устоев. А это, по мнению Бунина, впоследствии приведет к “окаянным дням” России.
    Трагическое предчувствие губительных для родины перемен ощущается во многих произведениях писателя. “Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была Масленица…” Все это было. Но существует ли будущее у этой великой страны — такое же светлое, радужное, героическое, как ее прошлое? Этот вопрос Бунин задавал себе постоянно. И часто приходил к неутешительным выводам. Он не принял революционных преобразований страны именно потому, что был твердо уверен, что они отбросят Россию на много лет назад. И еще труднее будет восстановить исконно русское, национальное, народное, то, что мы называем словом Родина.
    В период гражданской войны и первые годы после нее Бунин выражал свое неприятие новой России на страницах дневника “Окаянные дни”, в рассказе “Конец” и некоторых других произведениях. “России — конец, да и всему, всей моей прежней жизни тоже конец, даже если случится чудо и мы не погибнем в этой злой и ледяной пучине!” — писал он в рассказе “Конец”. Но эмиграция ни в коем случае не стала для писателя разрывом с родиной. Он неоднократно подчеркивал, что Россия всегда была и остается частицей его души: “Россию, наше русское естество мы унесли С собой, и где бы мы ни были, мы не можем не чувствовать ее”. Во всех произведениях периода эмиграции (“Косцы”, “Лапти”, “Божье дерево” и др.) отчетливо слышны лирические воспоминания молодости. Бунин бережно хранил в памяти картины дореволюционной русской жизни, поэтизировал красоту родной природы, мир русского крестьянства, тосковал по безвозвратно ушедшему: “Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой мы жили в то время, не вернется уже вовеки”.
    Самым значительным произведением Бунина в период эмиграции стал роман “Жизнь Арсеньева” (1927-1933). Герой романа, Арсеньев, от лица которого ведется повествование, близок автору, и это делает произведение лирическим и отчасти биографическим. Герой, как и сам Бунин, остро и постоянно испытывает свою связь с историческим прошлым России, с национальными корнями, с русским характером, находя в себе и русскую склонность к бродяжничеству, и непонятную любовь ко всему тому, на чем “лежит печать увядания и запустения”, и “русскую потребность праздника”. “Так чувственны мы, так жаждем упоения жизнью, — не просто наслаждения, а именно упоения, так тянет нас к непрестанному хмелю, запою, так скучны нам будни и планомерный труд!” Это прошлое с его разнообразными проявлениями влечет Арсеньева, как и автора. Знак древности, старины для него — непременный критерий прекрасного. Вот, например, характерная для этого произведения освещенная лиризмом картина маленького провинциального городка и одновременно — всей “старинной уездной Руси”: “Ах, хорошо, почувствовал я, ах, как все хорошо — и та дикая, неприветливая ночь и поле, и эта вечерняя дружелюбная городская жизнь, эти пьющие и едящие мужики и мещане, то есть вся эта старинная уездная Русь со всей ее грубостью, сложностью, домовитостью”. В своей всеобъемлющей любви к родине Бунин идеализировал даже малопривлекательные стороны ее жизни. Говоря о России, “погибшей на наших глазах в такой волшебно краткий срок”, писатель всем художественным строем романа преодолевает мысль о конце и смерти. Это преодоление — во всем: в бунинских пейзажах, в той любви к России и ее культуре, которую мы ощущаем в каждом эпизоде романа, и, конечно, в любви, преодолевающей мрак и хаос жизни.
    В годы Второй мировой войны, когда Бунин жил крайне бедственно материально и тяжело духовно, переживая за судьбу России, воюющей с фашистской Германией, он создал настоящий шедевр — цикл рассказов о любви “Темные аллеи”. В эту книгу вошел и рассказ “Чистый понедельник”, который сам автор считал лучшим из всего, что им было написано. Писатель тосковал по родине. В нем происходил мучительный процесс переоценки ценностей, но великая любовь к родной стране не позволила ему потерять веру в ее будущее.
    В рассказе “Чистый понедельник” (1944) он постарался иносказательно, символически выразить мысль об историческом пути России. Героиня рассказа, в характере которой загадочным образом сочетаются восточное и западное начала как отражение этого сочетания в жизни России, воплощает тоску Бунина по нравственному идеалу, а уход героини в монастырь символизирует “третий путь”, который Бунин избрал для России. Символично и название рассказа— у православных христиан с чистого понедельника начинается Великий пост — время смирения и труда. Бунин воплотил в этом названии свою надежду на возрождение духовности русского народа, на скорую счастливую перемену российской жизни.
    Насколько сильной была любовь Бунина к родной стране, насколько неразрывной была его связь с родиной, мы можем судить из его слов о России: “Все корни мои, ушедшие в русскую почву, до мельчайшего корешка чувствую… и дальше, дальше чувствую свою связь со “зверем”, со “зверями” — и нюх у меня, и глаза, и слух — на все не просто человеческий, а нутряной — “звериный”.
    Поэтому “по-звериному” люблю я жизнь. Все проявления ее — связаны, с ней, с природой, с землей, со всем, что в ней, под ней, над ней”. Да, Россия для Бунина — это не только родная земля, не только русский народ, не только его история — это сама жизнь — во всей красоте и убожестве, радостях и бедах, величии и смиренности. И своими произведениями писатель подарил этой жизни вечность. Потому что все свои душевные и творческие усилия направил на то, чтобы сохранить и приумножить духовные богатства русского народа, чтобы показать и позитивные и негативные стороны русской жизни, возродить в сердцах людей такую же искреннюю любовь, какую испытывал к России он сам.

  9. Иногда красота природы просто завораживает, кажется, что нет ничего в мире прекраснее. Красота мира не с чем не может сравниться. Многие художники и поэты пытаются воспеть в своих произведениях красоту природы. Как она прекрасна. В каждую пору года природа прекрасно по-своему будь-то лето, осень, зима, или весна. Но это касается не только поры года, но и времени суток. Особенно красива природа на рассвете и на закате дня. Именно в эти минуты ощущаешь какое-то волшебство, словно природы раскрывает перед тобою всю свою душу.
    Нужно уметь улавливать настроение природы. Иногда она бывает взволнованна, иногда сердита. Человек являются частью природы, и он не может ею не восхищаться, ее разнообразием и неповторимостью. Сколько картин, сколько стихов, песен написано в честь природы.Но, к сожалению, многие не ценят природу, они готовы уничтожать ее ради денег, ради собственно комфорта. Их не волнует, что приносят вред не только природе, но и себе, своим детям, правнукам. Наше богатство это природа, и очень печально осознавать, что многие этого не понимают и не ценят. Для современного человека очень важно научиться жить в гармонии с природой. Но, к сожалению, многие не ценят природу, они готовы уничтожать ее ради денег, ради собственно комфорта. Их не волнует, что приносят вред не только природе, но и себе, своим детям, правнукам. Наше богатство это природа, и очень печально осознавать, что многие этого не понимают и не ценят. Для современного человека очень важно научиться жить в гармонии с природой.

  10. Сочинение про Россию задали нам в качестве домашнего задания, и вот я задумалась о том, какой же я представляю себе Россию.

    Сочинение о России

    Очень сложно написать небольшое сочинение на тему России, ведь о нашей стране можно говорить часами, но все же я попытаюсь свои мысли изложить в кратком сочинении на эту тему. Итак, что же я вижу, когда слышу название своей страны? Когда я слышу Россия, передо мной простираются необъятные просторы. Наша страна является самым огромным государством во всем мире, и эту страну, мою Родину, невозможно не любить.
    Эти живописные просторы, что возникают перед нашим взглядом, эти многовековые леса, которые прекрасны в любое время года и завораживают своей красотой, огромные поля, прекрасные цветы. Как же я люблю красоту русской природы, ее яркие и пестрые краски, ее пышное убранство. Наша природа настолько красива, что вдохновляла ни одно поколение творческих людей. Так писатели описывали природу русского края в своих знаменитых произведениях, а художники создавали свои шедевры на полотнах, изображая с помощью кисти и красок всю многогранность нашей природы.
    Россия — это многовековая история, с ее развитием, войнами и победами. Да, нашей стране досталось много испытаний, пришлось пережить и разруху, и возрождение, пришлось терять замечательных людей, которые ради свободы и светлого будущего жертвовали своими жизнями. Мы же теперь помним и чтим память погибших, принося цветы и возлагая их у могил неизвестных солдат, а также у памятников нашим героям.

  11. Думаю, большинство из нас хотя бы один раз в жизни задавались этим вопросом. Это так же, как спросить: “Что такое хорошо и что такое плохо?” — ответ будет сложным и неоднозначным. Потому что существуют четкие представления о добре и зле, и в то же время есть спорные моменты, разные мнения. Есть вещи, о которых один скажет — “хорошо”, а другой — “плохо”. То же самое относится и к красоте.
    На мой взгляд, красивы дикие цветы в поле. И чистый ручеек, струящийся среди скалистых гор. И заснеженный лес, сверкающий миллионами искорок в лучах зимнего солнца. И маленький пушистый котенок, забавно протирающий утром свои удивленные сонные глазки. И желтенький утенок, среди высокой травы спешащий за мамой-уткой получить первые уроки жизни. Все это — естественная красота природы, в которой все прекрасно и гармонично.
    Такой же гармонией обладают и бесценные произведения искусства — картины выдающихся художников, памятники зодчества, великие музыкальные шедевры. Их красота оценена и подтверждена историей, веками, жизнью. Именно красота — истинная, неоспоримая — является главным критерием значимости таких произведений.
    Ведь бездарные и “неживые” картины или песни не будут жить в веках, через год-два о них уже никто не вспомнит. А те произведения, в которые автор вкладывает всю свою душу, по-настоящему красивы и поэтому бессмертны. Их могут понимать или не понимать, о них могут спорить, по-разному трактовать и оценивать, но к ним невозможно относиться равнодушно, они задевают глубинные струны человеческих душ.
    Конечно, у каждого человека свое понимание прекрасного. Одному может нравиться лето, другому — зима. Кто-то восхищается портретами Леонардо да Винчи, а кто-то — пейзажами Шишкина.
    Есть ценители древнего искусства и классической школы, а есть приверженцы модернизма. Вкусы у людей разные, и о них не принято спорить. Но одно можно сказать точно: тот, кто сам не обладает внутренней красотой, в ком не живет понимание прекрасного, не сможет оценить ее ни в какой сфере жизни, потому что искусство призвано возвышать человека, проявлять в нем самые лучшие стороны, показывать его собственную духовную красоту.
    Что такое красота человека? В чем заключается истинная гармония, привлекающая всеобщее внимание и вызывающая восхищение? Замечательный русский писатель А. П. Чехов писал: “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…”
    Согласитесь, часто бывает так: мы видим внешне красивого человека, а присмотревшись, думаем: “Нет, есть в нем что-то отталкивающее, неприятное”, и не всегда можно понять, что именно. Просто этот красивый человек не вызывает у нас симпатии.
    А все очень просто: не может быть красивым тот, в чьем сердце живет злоба, жестокость, зависть, подлость, жадность или лицемерие. Все эти низкие качества обязательно наложат свой отпечаток даже на самое идеальное и красивое лицо. Не можем мы назвать красивым и лентяя, который целые дни проводит в “ничегонеделании”, чья жизнь абсолютно бесцельна и бесполезна. На мой взгляд, не может быть по-настоящему красивым человек равнодушный. На его лице не отражается мысль, в его взгляде нет искорки, в его речах отсутствуют эмоции. Человек с пустым взглядом и отпечатком скуки на лице — непривлекателен.
    И наоборот, даже самый скромный, неприметный человек, не обладающий от природы идеальной красотой, но наделенный красотой душевной, без сомнения, прекрасен. Доброе, отзывчивое сердце, значительные поступки, полезные дела украшают и озаряют внутренним светом любое лицо. В человеке все должно быть прекрасно. Это значит, что должна существовать гармония между телом и душой, мыслями и поступками, стремлениями и образом жизни. Именно такого человека окружающие назовут по-настоящему красивым.
    “Красота спасет мир!” Я думаю, истинная красота — это гармония. И если она будет существовать всегда и во всем, то действительно не даст погибнуть нашему сложному и неоднозначному, кипящему страстями, безумному и такому прекрасному миру!

  12. Россия – страна с многовековой историей, в которой было всё: мир и война, горе и радость. Она дружелюбно раскрыла свои объятья для всех, кто искал приюта и нашёл его в её просторах. Земля богата, и все свои дары Россия щедро отдаёт тем, кто в них нуждается. Моя Родина, как открытая книга, позволяющая себя прочесть. Но и как любая книга она нуждается в бережном пользовании, особенно в хранении. Я, как гражданин своей страны, делаю всё, чтобы она процветала, чтобы больше не знала ни горя, ни слёз, ни войны, ведь этого было предостаточно.
    Россия вынесла такие страшные испытания, как беспощадные кровопролитные войны. Их на мою страну обрушилось очень много, и каждая последующая страшнее предыдущей. Ведь наши враги видели в ней потенциальный источник ресурсов, больших территорий с прекрасной землёй. Но, как говорится, в чём слабость, в том сила. Именно в этой беспомощности зарождалась вера, воплотившаяся в сердцах и душах всех живущих и любящих свою Россию в огромный источник силы и мощи, способных отстоять свою землю. И поэтому никто, хотя нередко выходя победителем, не мог сокрушить этот комок мощи у отдельно живущего человека и присвоить себе полную победу над противником. Это качество  (любовь и преданность)  присуще только русскому человеку, только ему дано чувство патриотизма, только русский народ никогда не скажет об отречении от своей Родины. Он гордится, что родился именно здесь, в России. Конечно, были и такие периоды в истории нашей страны, о которых хочется забыть и не вспоминать, но всё же мы её любим. И это чувство пытаемся воплотить во что-то важное. Так, к примеру, великие наши художники и поэты. Они выразили любовь к Родине через своё творчество, которое пользуется популярностью даже за границей. Например, роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Это произведение – жемчужина русской прозы. И не даром его любят во многих странах. Так как именно русский человек смог передать всю красоту, страдание и счастье своих граждан. Таких примеров можно привести тысячи, и все они будут воплощением любви великих людей к России.
    Я – гражданин России, я очень люблю свою Родину. Постараюсь, чтобы она никогда не нуждалась ни в чём. И это обязанность всех сделать всё возможное  для процветания своей страны. Каждый по мере своих сил и способностей должен приносить пользу окружающим, стараться сделать много полезного и доброго для своей любимой Отчизны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *