Сочинение на тему краткое содержание островского гроза

11 вариантов

  1. Появляется полусумасшедшая барыня с двумя лакеями и кри­чит, что красота ведет в бездну, в омут, и грозит всем геенной огненной.
    Гроза, начинается дождь.
    Далее Катерина говорит Варваре о том, что любит Бориса. Варвара в свою очередь сообщает, что Катерина тоже ему нра­вится.
    Тихон собирается в дорогу. Катерина просит его не уезжать или хотя бы взять ее с собой, но он отказывается, говорит, что ему необходимо отдохнуть от скандалов и вообще от всех домаш­них. Уезжает.
    Варвара сообщает Катерине, что отпросилась спать в сад, где есть калитка, ключ от которой она забрала, подложив вместо него другой, отдает его Катерине.
    Варвара назначает Борису свидание в овраге за садом Кабано­вых ночью. Кудряш с наступлением ночи играет там же на гитаре и поет песню. Подходит Борис и начинает спор с Иваном из-за места встречи. Затем он признается Кудряшу, что любит замуж­нюю женщину, которая похожа на ангела, когда молится в церк­ви. Кудряш догадывается, о ком идет речь.
    Приходит Варвара, они отправляются гулять, а Борис и Кате­рина остаются наедине. Героиня признается ему в любви.
    Возвращается из поездки Тихон. Варвара рассказывает Бори­су, что Катерина ходит сама не своя, и сестра опасается, что она может признаться во всем мужу. Снова начинается гроза. Ка­терина пугается этого природного явления, считая его божьей карой, которая непременно обрушится на нее. Страхи ее усугуб­ляются еще и услышанным разговором людей на улице о том, что гроза неспроста началась и что обязательно кого-нибудь убь­ет. Катерина отвечает, что убьет ее, и просит в таком случае молиться за нее.
    Тут снова появляется полусумасшедшая барыня, и с нею двое лакеев. Она кричит Катерине, чтобы та не пряталась и не боялась божьей кары, призывает ее молиться о том, чтобы бог отнял кра­соту. Катерина испугана, ей мерещится геенна огненная, и она не выдерживает — рассказывает о своей измене Кабановой и Тихо­ну. Тихон жалуется Кулигину на, измену жены, говорит, что по­бил ее по приказанию маменьки, но ему жаль Катерину.
    Дикой отсылает Бориса на три года в Сибирь к знакомому куп­цу по каким-то делам. Варвара убежала с Кудряшом, потому что мать «стала ее тиранить и на замок запирать».
    Катерина и Борис встречаются в последний раз. Она просит взять ее с собой, но тот с беспокойством оглядывается, боясь лишь того, как бы их не застали вместе. Уходит.
    Люди с берега кричат, что женщина бросилась в воду с высо­кого берега. Кулигин вместе с ними приносит мертвую Катерину. Тихон обвиняет мать в смерти жены.

  2. Краткое содержание
    Основные действующие лица:
    Савел Прокофьевич Дикой — купец, значительное лицо в го­роде.
    Борис Григорьевич — его племянник.
    Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха.
    Тихон Иванович Кабанов — ее сын.
    Катерина — его жена.
    Варвара — сестра Тихона.
    Ваня Кудряш — конторщик Дикого.
    Кулигин — мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий пер­петуум-мобиле.
    Действие происходит летом в городе Калинове, расположен­ном на берегу Волги. Кулигин сидит на скамейке в общественном саду, а Кудряш и Шапкин прогуливаются. Издали доносится ру­гань Дикого. Затем появляется сам Савел Прокофьевич, который ругает Бориса, а тот покорно его слушает. После ухода Дикого Борис рассказывает историю своей семьи. Бабушка Бориса невзлю­била его отца за то, что он женился на «благородной». Поэтому родители переехали в Москву и растили детей, не отказывая им Ни в чем. Борис учился в Коммерческой академии, а его сестра — в пансионе. Но их родители умерли от холеры. Бабушка в городе Калинове тоже умерла, оставив внукам наследство, которое им должен выплатить их дядя, когда они достигнут совершенноле­тия, однако лишь при условии, если они будут почтительно от­носиться к нему. Борис делает все, что ему прикажут, а жалова­ние не получает. Все домашние боятся Дикого.
    Затем появляются Катерина, Варвара, Тихон и Кабанова, ко­торая сетует на сына за то, что тот не держит в страхе жену.
    Тихон упрекает Катерину за то, что ему постоянно достается из-за нее от маменьки. Уходит.
    Оставшись вдвоем с Варварой, Катерина вспоминает о том, как она жила в родительском доме. Она говорит сестре Тихона, что ей кажется, как будто она стоит перед пропастью и кто-то ее туда толкает. Признается, что у нее на уме грех. Варвара обеща­ет после отъезда Тихона что-нибудь придумать.
    Появляется полусумасшедшая барыня с двумя лакеями и кри­чит, что красота ведет в бездну, в омут, и грозит всем геенной огненной.
    Гроза, начинается дождь.
    Далее Катерина говорит Варваре о том, что любит Бориса. Варвара в свою очередь сообщает, что Катерина тоже ему нра­вится.
    Тихон собирается в дорогу. Катерина просит его не уезжать или хотя бы взять ее с собой, но он отказывается, говорит, что ему необходимо отдохнуть от скандалов и вообще от всех домаш­них. Уезжает.
    Варвара сообщает Катерине, что отпросилась спать в сад, где есть калитка, ключ от которой она забрала, подложив вместо него другой, отдает его Катерине.
    Варвара назначает Борису свидание в овраге за садом Кабано­вых ночью. Кудряш с наступлением ночи играет там же на гитаре и поет песню. Подходит Борис и начинает спор с Иваном из-за места встречи. Затем он признается Кудряшу, что любит замуж­нюю женщину, которая похожа на ангела, когда молится в церк­ви. Кудряш догадывается, о ком идет речь.
    Приходит Варвара, они отправляются гулять, а Борис и Кате­рина остаются наедине. Героиня признается ему в любви.
    Возвращается из поездки Тихон. Варвара рассказывает Бори­су, что Катерина ходит сама не своя, и сестра опасается, что она может признаться во всем мужу. Снова начинается гроза. Ка­терина пугается этого природного явления, считая его божьей карой, которая непременно обрушится на нее. Страхи ее усугуб­ляются еще и услышанным разговором людей на улице о том, что гроза неспроста началась и что обязательно кого-нибудь убь­ет. Катерина отвечает, что убьет ее, и просит в таком случае молиться за нее.
    Тут снова появляется полусумасшедшая барыня, и с нею двое лакеев. Она кричит Катерине, чтобы та не пряталась и не боялась божьей кары, призывает ее молиться о том, чтобы бог отнял кра­соту. Катерина испугана, ей мерещится геенна огненная, и она не выдерживает — рассказывает о своей измене Кабановой и Тихо­ну. Тихон жалуется Кулигину на, измену жены, говорит, что по­бил ее по приказанию маменьки, но ему жаль Катерину.
    Дикой отсылает Бориса на три года в Сибирь к знакомому куп­цу по каким-то делам. Варвара убежала с Кудряшом, потому что мать «стала ее тиранить и на замок запирать».
    Катерина и Борис встречаются в последний раз. Она просит взять ее с собой, но тот с беспокойством оглядывается, боясь лишь того, как бы их не застали вместе. Уходит.
    Люди с берега кричат, что женщина бросилась в воду с высо­кого берега. Кулигин вместе с ними приносит мертвую Катерину. Тихон обвиняет мать в смерти жены.

  3. На литературе нам задали сочинение по произведению Гроза Островского за 10 класс. Гроза Островского, и ставшее символичным темное царство, было написано в 1859 году. Работа автора переносит нас во времена преддверия крестьянских реформ.

    Сочинение на тему Гроза Островского

    По пьесе Островского нам нужно написать краткое сочинение и его я начну с того, что уже вначале мы переносимся в жестокий и ужасный мир. Читая работу понимаешь, насколько мы счастливые людьми, ведь очень страшно становится, когда представляешь ту несвободу и удушающую атмосферу Темного царства, где Дикой с легкостью мог ударить, а Кабанова и того хуже. Ее смысл жизни заключается в том, как бы лишний раз кого-нибудь запугать или унизить. В пьесе Островского мы видим безвольное существо в лице сына Кабановой Тихона. Это плод Домостроя, когда во всем и везде нужно подчиняться своим родителям. Видим мы и Бориса, племянника Дикого, что не смог вырваться из мира условностей. Он не смог поступить как велит сердце, а живет и действует как положено.
    В пьесе Гроза есть и женские образы. Так, мы видим лихую Кабанову. Есть в произведении и ее дочь с сильным характером, поэтому получалось у нее изворачиваться и быть циничной.

  4. Борис, Кудряш и Кулигин обсуждают тяжёлый характер Дикого. Борис признаётся, что ему трудно быть в городе Калиново, ведь он не знает здешних обычаев. Кулигин считает, что тут нельзя заработать честным трудом. Но если бы у Кулигина были деньги, мужчина потратил бы их на благо человечеству, собрав перпету-мобиле. Появляется Феклуша, нахваливая купечество и жизнь в целом, приговаривая: «на земле обетованной живём…».
    Борису жаль Кулигина, он понимает, что мечты изобретателя о том, чтобы создавать полезные для общества механизмы, навсегда останутся лишь мечтами. Сам Борис не хочет загубить свою молодость в этом захолустье: «загнан, забит, да ещё и сдуру-то влюбляться вздумал…» в ту, с которой и поговорить не удалось. Этой девушкой оказывается Катерина Кабанова.
    На сцене Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара.
    Кабанов говорит с матерью. Этот диалог показан как типичная беседа в этой семье. Тихону надоели нравоучения матери, но он всё равно лебезит перед ней. Кабаниха просит признать сына, что жена ему стала важнее матери, будто Тихон вскоре и вовсе перестанет уважать мать. Катерина, присутствуя при этом, отрицает слова Марфы Игнатьевны. Кабанова с удвоенной силой начинает наговаривать на себя, чтобы окружающие переубеждали её в обратном. Кабанова называет себя помехой супружеской жизни, но в её словах нет искренности. Уже через мгновение она берёт ситуацию под свой контроль, обвиняя сына в слишком мягком характере: «Посмотри на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?»
    В этой фразе виден не только её властный характер, но и отношение к невестке и семейной жизни в целом.
    Кабанов признаёт, что у него нет собственной воли. Марфа Игнатьевна уходит. Тихон жалуется на жизнь, упрекая во всём деспотичную мать. Варвара, его сестра, отвечает, что Тихон сам в ответе за свою жизнь. После этих слов Кабанов уходит выпить к Дикому.
    Катерина и Варвара разговаривают по душам. «Мне иногда кажется, что я птица» – так характеризует себя Катя. Она совсем завяла в этом обществе. Особенно хорошо это прослеживается на фоне её жизни до замужества. Катерина много времени проводила с мамой, помогала ей, гуляла: «я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле». Катерина чувствует приближение смерти; признаётся, что больше не любит своего мужа. Варвара обеспокоена состоянием Кати, и, чтобы улучшить её настроение, Варвара решает устроить Катерине встречу с другим человеком.
    На сцене появляется Барыня, она указывает на Волгу: «Вот красота-то куда ведёт. В самый омут». Её слова окажутся пророческими, хотя в городе её предсказаниям никто не верит. Катерина испугалась сказанных старой женщиной слов, но Варвара скептически отнеслась к ним, так как Барыня во всём видит гибель.
    Кабанов возвращается. В то время замужним женщинам нельзя было разгуливать в одиночестве, поэтому Кате пришлось его дожидаться, чтобы уйти домой.

    Действие 2

    Варвара видит причину страданий Катерины в том, что Катино сердце «ещё не уходилось», ведь девушку рано выдали замуж. Катерине жалко Тихона, но других чувств к нему у неё нет. Варвара давно это подметила, но просит скрывать правду, потому что ложь – основа существования семьи Кабановых. Катерина не привыкла жить нечестно, поэтому говорит, что уйдёт от Кабанова, если больше не сможет быть с ним.
    Кабанову нужно срочно уехать на две недели. Карета уже готова, вещи собраны, осталось только попрощаться с родными. Тихон приказывает Катерине слушаться маменьку, повторяя фразы за Кабанихой: «скажи, чтобы не грубила свекрови…, чтобы почитала свекровь, как родную мать, …чтобы сложа руки не сидела,… чтобы на молодых парней не заглядывалась!» Эта сцена была унизительна и для Тихона, и для его жены. Слова о других мужчинах смущают Катю. Она просит мужа остаться или же взять её с собой. Кабанов отказывает жене и ему неловко за фразу матери о других мужчинах и Катерине. Девушка предчувствует надвигающуюся беду.
    Тихон, прощаясь, кланяется матери в ноги, исполняя её волю. Кабанихе не нравится, что Катерина попрощалась с мужем объятиями, ведь мужчина в семье главный, а она с ним вровень стала. Девушке приходится кланяться Тихону в ноги.
    Марфа Игнатьевна говорит, что нынешнее поколение совсем не знает порядков. Кабаниха недовольна, что Катерина не плачет после отъезда мужа. Хорошо, когда в доме есть старшие: они могут научить. Она надеется не дожить до времени, когда все старики перемрут: «на чём свет стоять будет – не знаю…»
    Катя остаётся одна. Ей нравится тишина, но одновременно она её пугает. Тишина для Катерины становится не отдыхом, а скукой. Катя жалеет, что у неё нет детей, ведь она могла бы быть хорошей матерью. Катерина вновь думает о полётах и свободе. Девушка представляет как могла бы сложиться её жизнь: «я начну работу какую-нибудь по обещанию; пойду в гостиный двор, куплю холста, да и буду шить белье, а потом раздам бедным. Они за меня богу помолят». Варвара уходит гулять, сообщая, что сменила замок на калитке в саду. С помощью этой маленькой хитрости Варвара хочет устроить Катерине встречу с Борисом. Катерина винит в своих несчастиях Кабаниху, но тем не менее не желает поддаваться «греховному искушению» и тайно встречаться с Борисом. Ей не хочется идти на поводу у своих чувств и нарушать священные узы брака.
    Сам Борис так же не хочет идти против правил морали, он не уверен, что Катя испытывает к нему похожие чувства, но всё равно желает увидеть девушку вновь.

    Действие 3

    Феклуша и Глаша беседуют о моральных устоях. Они рады, что дом Кабанихи – последний «рай» на земле, ведь у остальных жителей города настоящий «содом». Говорят они и о Москве. С точки зрения провинциалок, Москва – слишком суетливый город. Всё и все там словно в тумане, оттого и уставшие ходят, а в лицах печаль.
    Заходит пьяный Дикой. Он просит Марфу Игнатьевну поговорить с ним, чтобы облегчить душу. Он недоволен тем, что все постоянно просят у него денег. Особенно Дикого раздражает его племянник. В это время около дома Кабановых проходит Борис, он ищет своего дядю. Борис жалеет, что, будучи так близко к Катерине, не может её увидеть. Кулигин приглашает Бориса на прогулку. Молодые люди ведут разговор о бедных и богатых. С точки зрения Кулигина, богатые закрываются в своих домах для того, чтобы другие не видели их насилия над родственниками.
    Они видят Варвару, которая целуется с Кудряшом. Она же и сообщает Борису о месте и времени предстоящей встречи с Катей.
    Ночью в овраге под садом Кабановых Кудряш поёт песню о козаке. Борис рассказывает ему о своих чувствах к замужней девушке, Екатерине Кабановой. Варвара и Кудряш уходят на берег Волги, оставляя Бориса дожидаться Катю.
    Катерина напугана происходящим, девушка прогоняет Бориса, но тот успокаивает её. Катерина ужасно нервничает, сознаётся, что своей воли у неё нет, ведь «теперь над ней воля…» Бориса. В порыве чувств она обнимает молодого человека: «коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Молодые признаются друг другу в любви.
    Час расставания близок, так как скоро может проснуться Кабаниха. Влюблённые договариваются встретиться на следующий день. Неожиданно возвращается Кабанов.

    Действие 4

    (события разворачиваются спустя 10 дней после третьего действия)
    Жители города гуляют по галерее с видом на Волгу. Видно, что надвигается гроза. На стенах разрушенной галереи можно различить очертания картины геенны огненной, изображение битвы под Литвой. Кулигин и Дикой разговаривают на повышенных тонах. Кулигин воодушевлённо рассказывает о благом деле для всех, просит Савла Прокофьевича помочь ему. Дикой отказывает достаточно грубо: «так знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю». Он не понимает ценности изобретения Кулигина, а именно громоотвода, с помощью которого можно будет получать электричество.
    Все уходят, сцена пуста. Вновь слышен раскат грома.
    Катерина всё больше предчувствует, что скоро умрёт. Кабанов, замечая странное поведение жены, просит ту покаяться во всех грехах, но этот разговор быстро заканчивает Варвара. Из толпы выходит Борис, здоровается с Тихоном. Катерина бледнеет ещё больше. Кабаниха может что-то заподозрить, поэтому Варвара подаёт сигнал Борису, чтобы тот ушёл.
    Кулигин призывает не бояться стихии, ведь убивает не она, а благодать. Тем не менее жители продолжают обсуждать надвигающуюся бурю, которая «даром не пройдёт». Катя говорит мужу, что сегодня её убьёт гроза. Ни Варвара, ни Тихон не понимают внутренних мучений Катерины. Варвара советует успокоиться и помолиться, а Тихон предлагает пойти домой.
    Появляется Барыня, обращается к Кате со словами: «Куда прячешься, глупая? От Бога не уйдёшь! …в омут лучше с красотой-то! Да скорей!» В исступлении Катерина признаётся в своём грехе и мужу и свекрови. Все те десять дней, когда мужа не было дома, Катя тайно встречалась с Борисом.

    Действие 5

    Кабанов и Кулигин обсуждают признание Катерины. Часть вины Тихон опять перекладывает на Кабаниху, которая хочет закопать Катю живьём. Кабанов мог бы простить жену, но боится гнева матери. Семья Кабановых рассыпалась окончательно: даже Варвара сбежала с Кудряшом.
    Глаша сообщает о пропаже Катерины. Все отправляются на поиски девушки.
    Катерина на сцене одна. Она думает, что погубила и себя, и Бориса. Катя не видит причин жить дальше, просит прощения и зовёт возлюбленного. Борис пришёл на зов девушки, он нежен и ласков с ней. Но Борису нужно уезжать в Сибирь, а Катю он взять с собой не может. Девушка просит его подавать милостыню нуждающимся и молиться за свою душу, убеждая, что не задумала ничего плохого. После прощания с Борисом Катерина бросается в реку.
    Люди кричат, что какая-то девушка сбросилась с берега в воду. Кабанов понимает, что это была его жена, поэтому хочет прыгнуть вслед за ней. Кабаниха останавливает сына. Кулигин приносит тело Катерины. Она так же прекрасна, как была при жизни, появилась только лишь небольшая капля крови на её виске. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»
    Пьеса завершается словами Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я зачем-то остался жить на свете да мучиться!».

    Заключение

  5. «Гроза»
    (Драма)
    Пересказ
    Основные действующие лица:
    Савел Прокофьевич Дикой — купец, значительное в городе лицо.
    Борис Григорьевич — его племянник, образованный мо­лодой человек.
    Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) — вдова, богатая купчиха.
    Тихон Иваныч Кабанов — ее сын.
    Катерина — его жена.
    Варвара — сестра Тихона Кабанова.
    Кулигин — часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле, мещанин.
    Ваня Кудряш — конторщик Дикого, молодой человек. Шапкин — мещанин.
    Феклуша — странница.
    Глаша — девка в доте Кабановой.
    Барыня с двумя Лакеями — полусумасшедшая семиде­сятилетняя старуха.
    Городские жители.
    (Действие разворачивается летом на берегу Волги в городе Калинове.)
    Действие первое
    Общественный сад на берегу реки.
    Явление первое
    Кулигин любуется красотой пейзажа. Кудряш, Шапкин и Кулигин видят, как Дикой бранит своего племянни­ка. Молодые люди нелестно отзываются о Савеле Прокофье­виче и говорят, что Кабаниха ему под стать.
    Явление второе
    Дикой называет Бориса дармоедом и запрещает попа­даться себе на глаза.
    Явление третье
    Борис рассказывает Кулигину, Кудряшу и Шапкину, что его родители умерли от холеры и они с сестрой оста­лись сиротами. А вскоре и бабушка отошла в мир иной и за­вещала, чтобы Дикой выплатил им часть наследства, если брат с сестрой будут почтительно относиться к своему дяде. Дикой же теперь с племянниками делиться не хочет, ведь у него и свои дети есть. Кулигин рассуждает о жестоких нравах города Калинова: в мещанстве царят бедность и гру­бость, а люди состоятельные на бедняках наживаются. Вхо­дит Феклуша с какой-то женщиной и лицемерно говорит, что народ в городе «благочестивый, добродетелями многи­ми украшенный». Особенно странница превозносит Кабано­ву. Кулигин же называет Кабаниху ханжой, так как она ни­щим милостыню раздает, а родных своих «заела совсем».
    Явление четвертое
    Борис рассуждает о том, как счастлив Кулигин своей мечтой о перпетуум-мобиле. Сам же он влюблен в девушку, с которой даже поговорить не может, так как с ней постоян­но муж и свекровь.
    Явление пятое
    Кабанова говорит своему сыну о том, что нынче пере­стали родителей уважать, и упрекает его в лояльности по отношению к жене. Тихон же ей отвечает, что любит и ува­жает свою мать. Кабаниха начинает упрекать в нелюбви к себе невестку Катерину; она уверена, что сын лучше к ней относился, пока был холостой.
    Явление шестое
    Тихон Кабанов жалуется, что ему всегда от матери до­стается из-за Катерины, и идет к Савелу Прокофьичу, что­бы выпить с ним. Варвара просит долго не задерживаться во избежание гнева Кабанихи.
    Явление седьмое
    Варвара говорит Катерине о своей любви к ней и жа­лости. Жена Тихона сожалеет, что люди не летают, как птицы; рассказывает, какой она была в девушках весе­лой и жизнерадостной, а у Кабановых завяла совсем. Ка­терина любила в церковь ходить, маменька наряжала ее и души в дочери не чаяла. Девушку мучает какое-то смут­ное предчувствие, предчувствие смерти. Катерина при­знается Варваре Кабановой, что любит не мужа, а друго­го человека.
    Явление восьмое
    Появляется барыня с двумя лакеями и говорит девуш­кам, что красота их ведет в самый омут и что гореть им в огне неугасаемом.
    Явление девятое
    Катерина воспринимает слова женщины как пророче­ство. Варвара ее успокаивает, говоря, что бояться нечего. Начинается гроза, которой очень боится Катерина Кабано­ва. Девушка боится смерти, особенно после разговора с зо­ловкой, и убегает домой.
    Явление первое
    Глаша на вопрос Феклуши о том, что она делает, отвечает, что собирает хозяина в дорогу. Странница говорит, что един­ственный ее грех — постоянное желание вкусно поесть. Фе­клуша рассказывает Глаше о странах, где правят султаны.
    Явление второе
    Катерина признается Варваре, что любит Бориса Григо­рьевича. Варя уговаривает Катерину после отъезда Тихона ночевать с ней в беседке. Тихон собирается в дорогу на две недели, и мать отдает ему приказания. Варвара уверена, что как только он покинет дом, тут же запьет.
    Явление третье
    Кабанова говорит Тихону, чтобы он приказал жене, как жить во время отсутствия мужа. Муж просит Катерину слу­шаться свекровь, не сидеть сложа руки, в окна не смотреть и на молодых парней не засматриваться.
    Явление четвертое
    Наедине Катерина просит мужа взять ее с собой в дорогу. Тихон отвечает, что дома его совсем «заездили», он хочет вы­рваться на свободу и отдохнуть от всех. Девушка просит взять с нее какую-нибудь страшную клятву, но Кабанов верит жене.
    Явление пятое
    Провожают Тихона, и Кабаниха приказывает сыну себе в ноги кланяться.
    Явление шестое
    Кабанова рассуждает о том, что молодежь никакого по­рядка не знает и даже проститься правильно не может.
    Явление седьмое
    Кабанова упрекает невестку в том, что она не плачет по­сле отъезда мужа на крыльце.
    Явление восьмое
    Катерина рассуждает о том, какая в доме теперь ску­ка и тоска воцарятся. Сожалеет, что у них с Тихоном нет детей.
    Явление девятое
    Варвара сообщает Катерине, что мать позволила им ночевать в беседке.
    Варя подменила у матери ключ от калитки в саду и хочет отдать его Катерине для встреч с Борисом. Девуш­ка брать ключ не хочет, но золовка ее уговаривает все- таки взять и спрятать на всякий случай.
    Явление десятое
    Катерина борется с искушением. Однако, вспомнив све­кровь, мужа и свою загубленную молодость, решает ночью увидеть Бориса, так как очень сильно влюблена в него.
    Действие третье
    Сцена первая
    Скамейка перед воротами дома Кабановых.
    Явление первое
    Кабанова и Феклуша, сидя на скамейке, говорят о том, как прекрасен город Калинов: тихий и многими добродете­лями украшен.
    Явление второе
    Подходит хмельной Дикой и бранится с Кабанихой. Савел Прокофьевич жалуется, что все у него денег просят, а ему это очень не нравится.
    Явление третье
    Борис сожалеет о невозможности увидеться с Катери­ной. Встретившийся молодому человеку Кулигин говорит, что в городке все гуляют только для того, чтобы наряды свои показать, а за засовами в семьях царят пьянство, раз­врат, льются слезы. Видят Варвару, целующуюся с Кудря­шом.
    Явление четвертое
    Варвара просит Бориса ночью прийти к оврагу за садом.
    Сцена вторая
    Овраг у сада Кабановых.
    Явления первое и второе
    Борис и Кудряш ждут у оврага своих возлюбленных. Кудряш призывает молодого человека к благоразумию и осторожности.
    Явление третье
    Во время свидания Борис признается Катерине в своих чувствах. Девушка пытается прогнать возлюбленного, назы­вает его губителем, но потом тоже признается в любви.
    Явление четвертое
    Кудряш хвалит Варю за идею с калиткой. Катерина из­меняет своему мужу.
    Явление пятое
    Варвара и Катерина уходят, прощаясь со своим возлю­бленными.
    Действие четвертое
    Спустя десять дней. Узкая галерея со сводами старой постройки, вид на Волгу.
    Явление первое
    Гуляющие горожане говорят о том, что скоро будет гроза.
    Явление второе
    Кулигин просит у Дикого деньги на перпетуум-мобиле для пользы общества. Савел Прокофьевич денег не дает, а только кричит на мещанина.
    Явление третье
    Варвара сообщает Борису, что приехал Тихон. Кате­рина ходит сама не своя, и Варя опасается, что она сдела­ет какую-нибудь глупость, например все мужу расскажет. Вдали слышатся грозовые раскаты, капает дождик.
    Явление четвертое
    Катерина боится начинающейся грозы, предчувству­ет скорую смерть. Кабаниха говорит, что грехов у девушки много. Тихон пытается защитить жену.
    Явление пятое
    Люди говорят, что гроза просто так не пройдет: либо кто-нибудь умрет, либо дом сгорит. Катерина уверенна, что гроза именно ее убьет.
    Явление шестое
    Появляется барыня и говорит Катерине, что она многих своей красотой в грех введет, что ей лучше в омут. Катери­на сначала прячется, но после удара грома признается в из­мене мужу: «Все сердце изорвалось! Не могу я больше тер­петь! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!»
    Действие пятое
    Общественный сад на берегу реки.
    Явление первое
    Кабанов признается Кулигину, что всю дорогу и в Мо­скве пил, был рад, что на волю вырвался. Мать Тихону го­ворит, что Катерину убить мало, а ему жену жалко, так как он ее любит. Бориса дядя отправляет на три года к знакомо­му купцу. Варвара убежала с Кудряшом. Приходит Глаша и сообщает, что Катерина пропала.
    Явление второе
    Катерина ходит одна и думает о Борисе, хочет с ним по­прощаться перед смертью.
    Явление третье
    Появляется Борис, Катерина жалуется ему на свекровь. Молодой человек сообщает, что уезжает в Сибирь и отме­нить поездку никак нельзя.
    Явление четвертое
    Катерина не знает, куда ей деться и, попрощавшись с любимым, подходит к берегу.
    Явление пятое
    Кулигин приводит Кабановых к берегу, утверждая, что кто-то видел здесь Катерину. Девушка бросается в воду.
    Явление шестое
    Борис хочет взглянуть на Катерину, но мать его не пу­скает. Люди несут мертвую девушку, и Кабанов бежит им навстречу.
    Явление седьмое
    Кулигин говорит, что душа Катерины уже далеко. Ти­хон бросается к телу жены. Кабаниха считает, что плакать о Катерине грех, сын обвиняет ее в смерти девушки. Мать обещает дома с ним поговорить, а Тихон Кабанов сокруша­ется, что он остался жить и мучиться.

  6. 1. Мила Салбиева 415
    2. Екатерина Красновид 277
    3. Алеся Сергомазова 77
    4. Анна Матвеева 59
    5. Nyan Girl 42
    6. Малика Ильясова 39
    7. Денис Лапшин 39
    8. Александра Бурмышева 39
    9. Анна Епишина 38
    10. Ekaterina Kolesnikova 38
    1. Ramzan Ramzan 5,115
    2. Iren Guseva 4,925
    3. Мухаммад Амонов 2,739
    4. Гузель Миннуллина 2,310
    5. admin 2,040
    6. Алёна Кошкаровская 1,886
    7. Елизавета Пякина 1,772
    8. Виктория Нойманн 1,738
    9. Алёна Хубаева 1,718
    10. Bulat Sadykov 1,667
    Самые активные участники недели:
    1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
    1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    3. Михаил Воронин – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
    Сочинение-рассуждение по пьесе Островского «Гроза» Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» для нас является исторической, так как показывает быт мещанства. «Гроза» была написана в 1859 году. Она является единственным произведением задуманного, но не реализованного писателем цикла «Ночи на Волге».
    Главная тема произведения – описание конфликта, возникшего между двумя поколениями. Семья Кабанихи типична. Купечество держится за свои старые нравы, не желая понимать молодое поколение. А так как молодые не хотят следовать традициям, их подавляют.
    Я уверен, что проблема, поднятая Островским, актуальна и сегодня. Многие родители не хотят воспринимать своих детей, как личностей. Для них очень важно, чтобы их дети думали, как они и повторяли их поступки. Отец и мать считают, что они вправе решать, где их ребёнок будет учиться, с кем он должен дружить и т.д.
    Читая «Грозу», я испытывал двойственные чувства. С одной стороны, меня потрясала точность передачи образов эпохи. Потрясающе яркая и злобная Кабаниха. Островский очень чётко передал контраст образа, главным пороком которого является лицемерие. С одной стороны она набожная и готовая всем помогать, этакая самаритянка, с другой стороны, в домашних условиях она ведёт себя как тиран. На мой взгляд, это очень страшный человек. Кабанова полностью раздавила своего сына Тихона. Он представлен в пьесе в виде жалкого, беспомощного существа, не вызывающего никакого уважения.
    С другой стороны, меня потрясла безысходность ситуации, в которой оказалась Екатерина, чистая и светлая женщина. В душе она очень сильна, так как воспитана не в традициях общества города Калинова. Она противопоставлена обществу, устоям, которые, как монолит стоят на пути её свободы. Она живёт с убогим мужем, которого просто невозможно любить. Он не личность, он просто пустое место. Читая, я испытывал жалость к Екатерине и радость за себя, что живу в совершенно ином мире. Хотя черты пережитков прошлого в нашем мире ещё есть.
    Пьеса Островского «Гроза» показала кризис общества, когда прорастают ростки нового, более просвещённого сознания. Старое сознание стремится растоптать всё, что не соответствует его представлениям.
    Гроза – это символ стихии, которая скоро сметёт всё, что кажется незыблемым. Мир изменится. К сожалению, Катерина об этом уже не узнает. Её душа не вынесла разрывающих её противоречий, заставив пойти женщину на страшный грех.

    Посмотрите эти сочинения

    «Трагедия совести» в драме «Гроза»В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать?то я не умею; скрыть?то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах. Выйдя […]
    Трагедия Катерины в драме Островского «Гроза»Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «Я жила, не о […]
    Город Калинов и его обитатели в пьесе «Гроза»Драматические события пьесы А.Н. Островского «Гроза» разворачиваются в городе Калинове. Этот городок располагается на живописном берегу Волги, с высокой кручи которого открываются взгляду необъятные российские просторы и безграничные дали. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется », — восторгается местный механик самоучка Кулигин. Картины бескрайних далей, отозвавшиеся в лирической песне. Среди долины ровныя», которую он напевает, имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской […]
    Сочинение на тему протест Катерины против «темного царства»Цельная, честная, искренняя, она не способна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи – это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, дал такое имя героине «Грозы»: в переводе с греческого «Екатерина» означает «вечно чистая». Катерина – натура поэтическая. В […]
    История создания пьесы «Гроза» ОстровскогоВообще, история создания и замысел пьесы “Гроза” очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году. “Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда. Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: […]
    Изображение «жестоких нравов» «темного царства» («Гроза»)Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных перемен. Огромная заслуга Островского в том, что он открыл просвещенной […]
    Темное царство в драме «Гроза»«Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени. «Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно. «Их жизнь […]
    Образ Катерины Кабановой в пьесе Островского «Гроза»В драме «Гроза» Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ – образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой атмосфере «темного царства» купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы – это трагический конфликт живой, чувствующей души Катерины и мертвого уклада жизни «темного царства». Честная и […]
    Своеобразие конфликта в пьесе «Гроза»Конфликт – это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий “темного царства” и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует […]
    Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза»В “Грозе” Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение “отцов” и “детей”, их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная […]
    Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в таблицеКатерина Варвара Характер Искренняя, общительная, добрая, честная, набожная, но суеверная. Нежная, мягкая, в то же время, решительная. Грубоватая, веселая, но неразговорчивая: «… много разговаривать не люблю». Решительная, может дать отпор. Темперамент Страстная, вольнолюбивая, смелая, порывистая и непредсказуемая. Она сама о себе говорит «Такая я уж зародилась горячая!». Вольнолюбивая, умная, расчетливая, смелая и непокорная, не боится ни родительской, ни небесной кары. Воспитание, […]
    «Гроза» в оценке русской критикиКритическая история “Грозы” начинается еще до ее появления. Чтобы спорить о “луче света в темном царстве”, необходимо было открыть “Темное царство”. Статья под таким названием появилась в июльском и сентябрьском номерах “Современника” за 1859 год. Она была подписана обычным псевдонимом Н. А. Добролюбова – Н. – бов. Повод для этой работы был чрезвычайно существенным. В 1859 г. Островский подводит промежуточный итог литературной деятельности: появляется его двухтомное собрание сочинений. “Мы считаем за самое […]
    Характеристика героев в пьесе «Гроза»Сильное и глубокое впечатление произвела «Гроза» А. Н. Островского на его современников. Многие критики воодушевились этим произведением. Однако и в наше время оно не перестало быть интересным и злободневным. Вознесённое в разряд классической драматургии, оно и сейчас пробуждает интерес. Произвол «старшего» поколения длится многие годы, но должно произойти какое-то событие, которое могло бы преломить патриархальное самодурство. Таким событием оказывается протест и гибель Катерины, пробудившие и других […]
    Татьяна Ларина и Катерина КабановаНачнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе “Гроза” эта дама – главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика – это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
    Трагедия героини «Бесприданницы»Действие драмы происходит в волжском городе Бряхимове. И в нем, как и повсюду, царят жестокие порядки. Общество здесь такое же, как и в других городах. Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова – бесприданница. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с сильными мира сего. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса до поры до времени принимает эти правила игры, наивно надеясь, что любовь и богатство […]
    Любовь в патриархальном мире в пьесе «Бедность не порок»Александра Николаевича Островского называли «Колумбом Замоскворечья», района Москвы, где жили люди из купеческого сословия. Он показал, какая напряженная, драматическая жизнь идет за высокими заборами, какие шекспировские страсти кипят порой в душах представителей так называемого «простого сословия» – купцов, лавочников, мелких служащих. Патриархальные законы уходящего в прошлое мира кажутся незыблемыми, но горячее сердце живет по собственным законам – законам любви и добра. Герои пьесы «Бедность не порок» […]
    «Маленький человек» в пьесе Островского «Бесприданница»Особенный герой в мире Островского, примыкающий к типу бедного чиновника, обладающего чувством собственного достоинства, – Карандышев Юлий Капитонович. При этом самолюбие в нем гипертрофировано настолько, что становится заменой другим чувствам. Лариса для него – это не просто любимая девушка, она еще и «приз», дающий возможность восторжествовать над Паратовым, шикарным и богатым соперником. Одновременно Карандышев ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу, отчасти скомпрометированную отношениями […]
    Изображение чувства любви Островского и ДостоевскогоВ центре внимания писателей 19 века находится человек с богатой духовной жизнью,изменчивым внутренним миром.Новый герой отражает состояние личности в эпоху социальных преобразований.Авторы не обходят вниманием и сложную обусловленность развития человеческой психики внешней материальной обстановкой.Главная особенность изображения мира героев русской литературы – психологизм, то есть способность показать изменение души героя В центре разных произведений мы видим “лишних […]
    Любовь патриархального мира в пьесе Островского «Бедность не порок»История любви приказчика Мити и Любы Торцовой разворачивается на фоне жизни купеческого дома. Островский в очередной раз восхитил своих поклонников замечательным знанием мира и удивительно ярким языком. В отличие от ранних пьес, в этой комедии есть не только бездушный фабрикант Коршунов и кичащийся своим богатством и силой Гордей Торцов. Им противопоставлены любезные сердцам почвенников простые и душевные люди – добрый и любящий Митя и промотавшийся пьяница Любим Торцов, оставшийся, не смотря на свое падение, […]
    Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»Соня Мармеладова – героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели. Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на […]
    2017 Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс Все материалы на сайте в свободном распространении. Google Внимание, только СЕГОДНЯ!

  7. Пьесу «Гроза» написал знаменитый писатель Александр Николаевич Островский. Данное произведение считается верхом его литературной деятельности.
    Все происходит в одном очень интересном городе под названием Калинов. Рядом находится знаменитая река Волга. Кроме этого здесь идет описание природы, а также всего города и его жителей. Жители города никому никогда не помогают, а живут только для себя.
    Главной героиней в этом произведении стала Катерина, которая совсем не хочет жить как все остальные люди. Она никого никогда не обманывает, а всем старается помогать и выручать из любой ситуации. Все жители считают ее просто ненормальной. Она хочет жить спокойно, а главное – честно. Катерина никого никогда не хочет унижать или оскорблять, как это порой делает ее муж. Также она совсем не хочет прятаться ото всех. А ведь в этом произведении есть человек, который всю свою жизнь этим и занимается, и зовут ее Варвара Кабанова.
    Неожиданно в город приезжает родственник Дикого. Ему, также как и нашей главной героине, не нравятся все порядки, которые здесь установили. Как только Борис увидел Катю, то практически сразу в нее влюбился, и оказалось, что девушка тоже. Борис помог ей справиться со всем этим и теперь у нее словно выросли крылья за спиной, теперь она способна бороться со всеми, кто устанавливает такие порядки. Больше всего на свете ей хочется бросить мужа и уехать со своим любимым человеком хоть на край света. И ей совсем не важно, что про нее будут думать все окружающие. Вот только Борис оказался совсем другим человеком. Ему очень важно то, что о нем думают люди.
    В этом произведении нужно еще затронуть тему конфликта между героями. Варвара очень сильно боится того, что ее могут обокрасть, да к тому же она тайно встречается с любимым человеком, и чтобы этого никто не узнал, она запирает постоянно свою калитку.
    Тихон живет до сих пор с матерью и должен постоянно слушать все, что она ему скажет и подчиняться ей. С другой стороны Катя старается жить совсем по-другому, но жить так не получается. А остальных устраивает их жизнь и они ничего не собираются в ней менять.

  8. Как резонансный посыл всему российскому обществу писал свое сочинение Островский («Гроза»). Катерина, соответственно, (как персонаж) рассматривается столпами литературной критики не единодушно. И отзыв на этот посыл поступил, и весьма достойный.
    В отличие от Николая Добролюбова, Дмитрий Писарев воспринял героиню как угнетаемую, страдающую часть того же «темного царства». Он определил образ невестки Кабановых как меланхоличный, не умеющий сладить со своими заблуждениями и страхами. Критик утверждал: несмотря на подкупающую душевность, истинную христианскую кротость, открытое и душевное отношение к окружающим, не может Катерина, лишенная ориентиров в жизни, быть «лучом света». Соответственно, не могут русские читатели (следуя выводам Добролюбова) ее считать «героем времени».

    Кабанова Марфа Игнатьевна

    Нередко посвящается отрицательным персонажам драмы школьное сочинение по пьесе «Гроза». Учащиеся пишут о купчихе Кабанихе и о купце Диком. Характерно, что мать Тихона выступает в драме как более изощренный, более опасный апологет махровой человеконенавистнической патриархальщины.
    По словам Добролюбова, она «грызет постоянно и неотступно» чуждую себе по воспитанию и по духу Катерину, фактически единолично доводя молодую женщину до самоубийства. Кабаниха – безжалостный и последовательный тиран в своей семье, добивающийся абсолютного повиновения и подчинения.

    Дикой Савел Прокофьевич

    Сочинение по пьесе «Гроза» (касательно отрицательных героев), кроме матери Тихона, упоминает и нахрапистого, беспредельничающего, всесильного в Калинове тирана – купца Савла Прокофьевича Дикого. Вся власть города подкуплена им. Он унижает мещан и домашних, преследует их, да так немилосердно, что те от него «по чердакам да подвалам прячутся». Причем весь его гнев – искусственный, напускной. Хитрый купец давно понял, что, инсценируя неадекватную жестокость, он добивается своих целей.

  9. Второе действие, происходящее в доме Кабановых, начинается разговором Феклуши с горничной Глашей. Странница расспрашивает о домашних делах Кабановых и передаёт баснословные рассказы о дальних странах, где люди с пёсьими головами «за неверность» и т.?п. Появившиеся Катерина и Варвара, собирающие Тихона в дорогу, продолжают разговор об увлечении Катерины, Варвара называет имя Бориса, передаёт от него поклон и уговаривает Катерину спать с ней в беседке в саду после отъезда Тихона. Выходят Кабаниха и Тихон, мать велит сыну строго наказывать жене, как жить без него, Катерину унижают эти формальные наказы. Но, оставшись наедине с мужем, она умоляет его взять её в поездку, после его отказа пытается дать ему страшные клятвы в верности, но Тихон и слушать их не хочет: «Мало ли что придёт в голову…» Вернувшаяся Кабаниха приказывает Катерине кланяться мужу в ноги. Тихон уезжает. Варвара, уходя гулять, сообщает Катерине, что они будут ночевать в саду, и даёт ей ключ от калитки. Катерина не хочет его брать, потом, поколебавшись, прячет в карман.
    Следующее действие происходит на скамейке у ворот кабановского дома. Феклуша и Кабаниха беседуют о «последних временах», Феклуша говорит, что «за грехи наши» «время в умаление приходить стало», рассказывает о железной дороге («змия огненного стали запрягать»), о суете московской жизни как дьявольском наваждении. Обе ждут ещё худших времён. Появляется Дикой с жалобами на свою семью, Кабаниха упрекает его за беспорядочное поведение, он пытается ей грубить, но она это быстро пресекает и уводит его в дом выпить и закусить. Пока Дикой угощается, приходит присланный семьёй Дикого Борис, чтобы узнать, где глава семейства. Выполнив поручение, с тоской восклицает о Катерине: «Хоть бы одним глазком взглянуть на неё!» Вернувшаяся Варвара велит ему ночью приходить к калитке в овраге за кабановским садом.
    Вторая сцена представляет ночное гулянье молодёжи, на свидание к Кудряшу выходит Варвара и велит Борису подождать — «дождёшься чего-нибудь». Происходит свидание Катерины и Бориса. После колебаний, мыслей о грехе Катерина не в силах противиться проснувшейся любви. «Что меня жалеть — никто не виноват, — сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю (обнимает Бориса). Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»
    Всё четвёртое действие, происходящее на улицах Калинова, — на галерее полуразрушенного здания с остатками фрески, представляющей геенну огненную, и на бульваре, — идёт на фоне собирающейся и наконец разразившейся грозы. Начинается дождь, и на галерею входят Дикой и Кулигин, который принимается уговаривать Дикого дать денег на установку солнечных часов на бульваре. В ответ Дикой его всячески бранит и даже грозит объявить разбойником. Стерпев брань, Кулигин начинает просить денег на громоотвод. Тут уж Дикой уверенно заявляет, что от посланной в наказание грозы «шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться» грех. Сцена пустеет, затем на галерее встречаются Варвара и Борис. Она сообщает о возвращении Тихона, слезах Катерины, подозрениях Кабанихи и выражает опасение, что Катерина признается мужу в измене. Борис умоляет отговорить Катерину от признания и исчезает. Входят остальные Кабановы. Катерина с ужасом ждёт, что её, не покаявшуюся в грехе, убьёт молнией, появляется сумасшедшая барыня, грозящая адским пламенем, Катерина не может более крепиться и прилюдно признается мужу и свекрови в том, что «гуляла» с Борисом. Кабаниха злорадно заявляет: «Что, сынок! Куда воля-то ведёт;  Вот и дождался!»
    Последнее действие снова на высоком берегу Волги. Тихон жалуется Кулигину на своё семейное горе, на то, что мать говорит о Катерине: «Её надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась!» «А я её люблю, мне её жаль пальцем тронуть». Кулигин советует простить Катерину, но Тихон объясняет, что при Кабанихе это невозможно. Не без жалости говорит он и о Борисе, которого дядя посылает в Кяхту. Входит горничная Глаша и сообщает, что Катерина исчезла из дома. Тихон боится, как бы «она с тоски-то на себя руки не наложила!», и вместе с Глашей и Кулигиным уходит искать жену.

  10. «Гроза»
    (Драма)
    Пересказ
    Основные действующие лица:
    Савел Прокофьевич Дикой — купец, значительное в городе лицо.
    Борис Григорьевич — его племянник, образованный мо­лодой человек.
    Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) — вдова, богатая купчиха.
    Тихон Иваныч Кабанов — ее сын.
    Катерина — его жена.
    Варвара — сестра Тихона Кабанова.
    Кулигин — часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле, мещанин.
    Ваня Кудряш — конторщик Дикого, молодой человек. Шапкин — мещанин.
    Феклуша — странница.
    Глаша — девка в доте Кабановой.
    Барыня с двумя Лакеями — полусумасшедшая семиде­сятилетняя старуха.
    Городские жители.
    (Действие разворачивается летом на берегу Волги в городе Калинове.)
    Действие первое
    Общественный сад на берегу реки.
    Явление первое
    Кулигин любуется красотой пейзажа. Кудряш, Шапкин и Кулигин видят, как Дикой бранит своего племянни­ка. Молодые люди нелестно отзываются о Савеле Прокофье­виче и говорят, что Кабаниха ему под стать.
    Явление второе
    Дикой называет Бориса дармоедом и запрещает попа­даться себе на глаза.
    Явление третье
    Борис рассказывает Кулигину, Кудряшу и Шапкину, что его родители умерли от холеры и они с сестрой оста­лись сиротами. А вскоре и бабушка отошла в мир иной и за­вещала, чтобы Дикой выплатил им часть наследства, если брат с сестрой будут почтительно относиться к своему дяде. Дикой же теперь с племянниками делиться не хочет, ведь у него и свои дети есть. Кулигин рассуждает о жестоких нравах города Калинова: в мещанстве царят бедность и гру­бость, а люди состоятельные на бедняках наживаются. Вхо­дит Феклуша с какой-то женщиной и лицемерно говорит, что народ в городе «благочестивый, добродетелями многи­ми украшенный». Особенно странница превозносит Кабано­ву. Кулигин же называет Кабаниху ханжой, так как она ни­щим милостыню раздает, а родных своих «заела совсем».
    Явление четвертое
    Борис рассуждает о том, как счастлив Кулигин своей мечтой о перпетуум-мобиле. Сам же он влюблен в девушку, с которой даже поговорить не может, так как с ней постоян­но муж и свекровь.
    Явление пятое
    Кабанова говорит своему сыну о том, что нынче пере­стали родителей уважать, и упрекает его в лояльности по отношению к жене. Тихон же ей отвечает, что любит и ува­жает свою мать. Кабаниха начинает упрекать в нелюбви к себе невестку Катерину; она уверена, что сын лучше к ней относился, пока был холостой.
    Явление шестое
    Тихон Кабанов жалуется, что ему всегда от матери до­стается из-за Катерины, и идет к Савелу Прокофьичу, что­бы выпить с ним. Варвара просит долго не задерживаться во избежание гнева Кабанихи.
    Явление седьмое
    Варвара говорит Катерине о своей любви к ней и жа­лости. Жена Тихона сожалеет, что люди не летают, как птицы; рассказывает, какой она была в девушках весе­лой и жизнерадостной, а у Кабановых завяла совсем. Ка­терина любила в церковь ходить, маменька наряжала ее и души в дочери не чаяла. Девушку мучает какое-то смут­ное предчувствие, предчувствие смерти. Катерина при­знается Варваре Кабановой, что любит не мужа, а друго­го человека.
    Явление восьмое
    Появляется барыня с двумя лакеями и говорит девуш­кам, что красота их ведет в самый омут и что гореть им в огне неугасаемом.
    Явление девятое
    Катерина воспринимает слова женщины как пророче­ство. Варвара ее успокаивает, говоря, что бояться нечего. Начинается гроза, которой очень боится Катерина Кабано­ва. Девушка боится смерти, особенно после разговора с зо­ловкой, и убегает домой.
    Явление первое
    Глаша на вопрос Феклуши о том, что она делает, отвечает, что собирает хозяина в дорогу. Странница говорит, что един­ственный ее грех — постоянное желание вкусно поесть. Фе­клуша рассказывает Глаше о странах, где правят султаны.
    Явление второе
    Катерина признается Варваре, что любит Бориса Григо­рьевича. Варя уговаривает Катерину после отъезда Тихона ночевать с ней в беседке. Тихон собирается в дорогу на две недели, и мать отдает ему приказания. Варвара уверена, что как только он покинет дом, тут же запьет.
    Явление третье
    Кабанова говорит Тихону, чтобы он приказал жене, как жить во время отсутствия мужа. Муж просит Катерину слу­шаться свекровь, не сидеть сложа руки, в окна не смотреть и на молодых парней не засматриваться.
    Явление четвертое
    Наедине Катерина просит мужа взять ее с собой в дорогу. Тихон отвечает, что дома его совсем «заездили», он хочет вы­рваться на свободу и отдохнуть от всех. Девушка просит взять с нее какую-нибудь страшную клятву, но Кабанов верит жене.
    Явление пятое
    Провожают Тихона, и Кабаниха приказывает сыну себе в ноги кланяться.
    Явление шестое
    Кабанова рассуждает о том, что молодежь никакого по­рядка не знает и даже проститься правильно не может.
    Явление седьмое
    Кабанова упрекает невестку в том, что она не плачет по­сле отъезда мужа на крыльце.
    Явление восьмое
    Катерина рассуждает о том, какая в доме теперь ску­ка и тоска воцарятся. Сожалеет, что у них с Тихоном нет детей.
    Явление девятое
    Варвара сообщает Катерине, что мать позволила им ночевать в беседке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *