Сочинение на тему кто виноват в смерти ларисы

6 вариантов

  1. Героями пьес Островского чаще всего становятся женщины. Безусловно, эти женщины являются незаурядными и неординарными личностями. Достаточно вспомнить героиню драмы “Гроза” Катерину. Она настолько эмоциональна, впечатлительна, что особняком стоит среди других героев пьесы. Судьба Катерины чем-то похожа на судьбу другой героини Островского. В данном случае речь идет о пьесе “Бесприданница”.
    Ларисе Огудаловой пришлось испытать равнодушие и жестокость окружающих, пережить любовную драму, и в результате она гибнет, так же как и героиня “Грозы”. Но при кажущейся схожести Лариса Огудалова — обладательница совсем иного характера, нежели Катерина Кабанова. Девушка получила великолепное образование. Она умна, утонченна, образованна, мечтает о красивой любви, но изначально ее жизнь складывается совсем иначе. Она бесприданница. Мать Ларисы очень корыстолюбива. Она торгует красотой и молодостью своих дочерей. Старшие сестры Ларисы уже “пристроены” благодаря заботам оборотистой родительницы, но, к сожалению, их жизнь складывается весьма и весьма трагично.
    Лариса Огудалова влюбляется в “блестящего барина” Сергея Сергеевича Паратова. Она искренне считает его идеалом мужчины. Барин обладает состоянием, он полностью соответствует представлению о знатном и образованном человеке. Внутренняя сущность его раскрывается позже. Лариса молода, неопытна, поэтому она попадается в ловушку Паратова, губит себя. Она не обладает сильным характером и становится игрушкой в руках окружающих. Дело доходит до того, что девушку разыгрывают в орлянку. Окружающие считают ее вещью, дорогой и красивой забавой, а ее возвышенная душа, красота и талант оказываются не важны. Карандышев говорит Ларисе: “Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека.. . они смотрят на вас, как на вещь”.
    Она сама соглашается с этим: “Вещь.. . да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек… ”.
    Лариса обладает пылким сердцем, она искренна и эмоциональна Она щедро дарит свою любовь, но что получает взамен? Для своего любимого человека Лариса является очередным развлечением, забавой. От отчаяния она даже соглашается принять условия Кнурова.
    Гибель является своего рода спасением для Ларисы, спасением духовным, разумеется. Столь трагичный финал спасает ее от тяжелого выбора, который она пытается сделать, спасает от нравственной гибели и падения в пропасть, именуемую развратом.

  2. Кто виноват в смерти Ларисы? План и цитаты

    План сочинения:
    1. Загадка смерти Ларисы Огудаловой
    2. Образ Ларисы Огудаловой
    3. Тема любви и искушения в «Бесприданнице»
    4. Женские образы «Бесприданницы»
    Загадка гибели Ларисы
    Мне задали написать сочинение о героине «Бесприданницы», Ларисе Огудаловой. Эта красивая и талантливая девушка погибла в расцвете лет. Но что же случилось? Кто виноват в смерти Ларисы?
    Казалось бы, в смерти девушки виноват только ее жених. Это мелкий чиновник Карандышев. Красавица изменила ему с другим. Обиженный жених выстрелил в нее. Но не все здесь так просто.
    Образ Ларисы в пьесе «Бесприданица»
    Образ Ларисы Огудаловой в произведении очень богат и многогранен. Девушка не просто красива, как была бы симпатична картинка. Она – личность. Прекрасно поет, очень одарена в музыкальном плане. Но только приданого у Ларисы нет. А женихи хотят от невесты денег.
    Красив и приятен ее характер. Девушка самостоятельна, ни на кого не валит своих проблем, хотя их хватает. Она добра и смотрит на мир светло. «Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь. Я всех люблю» – говорит она.
    Тема любви и тема искушения в пьесе «Бесприданница»
    Тема любви пронизывает все произведение и раскрывается трагично. Ведь кто погубил эту прекрасную даму? Я считаю, что погубил Ларису как раз ее любимый человек.
    Это Сергей Паратов, богатый горожанин. Он попользовался девушкой и бросил ее. Это видел весь город. А в те времена после такого события девушка не могла больше выйти замуж. Тот, кого любила Лариса, сломал ее судьбу.
    В «Бесприданице» громко звучит тема искушения, зла. Ведь не Лариса гонится за Паратовым, а он ее искушает. Именно Паратов унижает ее жениха, убирает его с дороги, приглашает к себе Ларису, преследует ее. А потом хочет жениться на другой, богатой. Это человек ничего не ценит, кроме монет.
    Перед Ларисой после предательства милого стоит один путь – она станет дорогой вещью для мужчин. Но ведь она мечтала о семье, детях и счастье с любимым Сергеем. И когда дурачок Карандышев стреляет в нее, Лариса благодарит его перед смертью.
    Женские образы в пьесе «Бесприданница»
    Другие женские образы «Бесприданницы» тоже полны печали и трагичности. Мать Ларисы, Харита Игнатьевна, любит дочь и заботится о ней по-своему. Но только та ее любви не понимает. Это любовь со скандалами и насилием. Забота матери выражается в том, что она выставила дочь будто на витрину, привлекая женихов. Она гонится за деньгами и пытается найти дочери богача.
    Мама замучена бедностью и глуха к чувствам Ларисы. Она искренне не понимает, почему та не хочет улыбаться банде навязанных женихов. «Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно…» – говорит Лариса. Ей хочется бежать от матери.
    О сестрах Ларисы мало что известно. Но образы тоже трагичны. Одну, говорят, убил ревнивый муж. Вторая оказалась замужем за шулером, который представился Харите Игнатьевне иностранцем. Вот и нежную Ларису сгубили те, кто жаждал ее красоты, не умея согреть ее душу.

  3. Обратимся прежде всего к характеру героини. Лариса — мягкая, чистая девушка. Она способна чувствовать прекрасное, одарена художественным талантом — певческим и музыкальным. Лариса с трудом может понять, что в обществе, где она по воле матери должна вращаться, все определяют деньги, деньги и еще раз деньги. Она ищет подлинной, возвышенной любви и, как ей кажется, находит ее в лице «блестящего барина» Сергея Сергеевича Паратова, из помещика в соответствии с духом времени переквалифицировавшегося в предпринимателя-судовладельца, но целиком сохранившего барскую психологию. Лариса думает, что Паратов любит ее так же искренне и безоглядно, как она его. Лариса бедна, приданого за ней нет, и в мире, где хотят купить все, товаром становится ее красота, о чем героиня до поры даже не подозревает. Но избранник Ларисы, не обладая деловой хЬаткой миллионщиков из купцов, вроде Кнурова и Вожеватова, уже успел вполне усвоить их мораль. Неслучайно он признается Кнурову: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Лариса верит, что ее возлюбленный — человек широкой души, способный подняться над узкими материальными интересами. Она прямо заявляет своему жениху мелкому чиновнику Юлию Капитонычу Карандышеву: «Сами по себе вы что-нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все… Сергей Сергеич… это идеал мужчины». Здесь любовь застила глаза Ларисе. Критически взглянуть на Паратова она уже не в состоянии. Между тем Сергей Сергеич — вовсе не тот идеальный человек, каким представляет его влюбленная девушка. Даже так поразивший Ларису эпизод с кавказским офицером, когда Паратов, дабы продемонстрировать свое хладнокровие и меткость, стрелял в монету, которую она держала в руке, говорит просто о бахвальстве, ради которого Сергей Сергеич, не колеблясь, рискует и своей и чужой жизнью. И бедным помогает Паратов не по зову души, а из стремления сработать на публику, продемонстрировать той же Ларисе бескорыстие и широту натуры. В финале героиня прозревает, что и приводит ее к трагедии. Паратов соблазняет Ларису, уже решившую выйти замуж за Карандышева. Сергей Сергеич публично унижает ее жениха. Лариса окончательно разочаровывается в Юлии Капитоныче и говорит Паратову: «У меня один жених: это вы». Однако разорившийся помещик-предприниматель, хотя и любит девушку, но уже давно не волен в своих поступках. Сначала он пытается уверить Ларису, что его страсть к ней была лишь минутным увлечением, но потом признается, что вынужден был жениться на нелюбимой женщине ради богатого наследства: «Паратов… . Допускаете ли вы, что человек, скованный по рукам и по ногам неразрывными цепями, может так увлечься, что забудет все на свете, забудет и гнетущую его действительность, забудет и свои цепи? Лариса. Ну, что же! И хорошо, что он забудет. Паратов. Это душевное состояние очень хорошо, я с вами не спорю; но оно непродолжительно. Угар страстного увлечения скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок, который говорит, что этих цепей разорвать нельзя, что они неразрывны. Лариса (задумчиво). Неразрывные цепи! (Быстро.) Вы женаты? Паратов. Нет. Л ар и с а. А всякие другие цепи — не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя. Паратов. Я обручен. Лариса. Ах! Паратов (показывая обручальное кольцо). Вот золотые цепи, которыми я скован на всю жизнь. Лариса. Что же вы молчали? Безбожно, безбожно! (Садится на стул.)


  4. Цель урока:

    создать условия для решения проблемного
    вопроса о причине гибели главной героини пьесы
    А.Н.Островского “Бесприданница”.

    Задачи:

    формировать нравственную позицию обучающихся
    на основании сравнения мира их собственных
    ценностей и духовного мира героев;
    развивать навыки владения активной лексикой,
    характеризующей нравственно- психологические
    особенности человеческой личности;
    совершенствовать навыки работы с
    художественным текстом: выделять главное,
    аргументировать высказывание, делать выводы;
    развивать умения учащихся анализировать
    отрывки из критических статей, формировать свой
    взгляд на мир, аргументировать свою точку зрения.

    Место урока в системе учебных занятий по теме:

    3 урок по драме “Бесприданница”.

    Ход урока
    1. Вступительная часть.

    – Здравствуйте! Зависит ли что-либо в нашей
    жизни от таких простого на первый взгляд слова:
    здравствуйте? Обращаем ли мы внимание на первые
    слова, произнесенные нами вслух при первом
    появлении на публике? Если да, то почему?

    (Ответы учащихся разные, но суть сводится к
    одному: желая друг другу здоровья, люди выражают
    доброе расположение к собеседнику, входят в
    новый день с хорошим настроением, а значит, все в
    этот день должно сложиться удачно).

    – Давайте проследим по тексту пьесы
    А.Н.Островского “Бесприданница”, с какими
    словами входит Лариса Огудалова?

    (До свидания:Героиня, вместо приветствия,
    произносит слова прощания).

    -Скажите, могли ли вы предполагать, читая
    впервые текст, что пьеса закончится трагически?

    (Варианты: Нет, Лариса ведет себя спокойно,
    уверенно, непринужденно:
    Да, в ее голосе звучат нотки тревоги:).

    2. Постановка проблемы.

    -Итак, мнения в классе разошлись. Попробуем
    решить вопрос:
    “Роковой выстрел: неизбежность или
    случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы
    Огудаловой?” Какие предложения появились у
    ребят?

    (Необходимо проанализировать реплики героев,
    их поступки, афишу:).

    3. Пути решения проблемы.

    -Предложения разные, но все они связаны с
    главной героиней пьесы. Может быть, ее имя
    подскажет решение проблемы или название драмы?

    (По словарю ребята находят толкование слова
    “бесприданница” и зачитывают значение имени
    “Лариса”. Из уст детей звучит вывод о том, что
    Лариса – греческое имя, означающее “белая
    чайка”, а бесприданница – в старое время: бедная
    девушка, не имеющая приданого. Вывод о том, что
    Лариса, как чайка, живет не по законам мира, ее
    окружающего. А по своим собственным, какие
    диктует ей ее сердце. Она парит над миром, как
    птица, ищет свободы и любви:).

    -Почему же Ларисе так сложно жить в мире
    зарождающихся капиталистических отношений, что
    не принимает она в новой жизни? (Рассказ ученика
    о героине пьесы Островского. В рассказе
    отмечается музыкальность, поэтичность,
    мечтательность, артистичность, приводятся
    примеры из текста. Лариса не видит в людях пошлых
    сторон, смотрит на жизнь глазами героини
    русского романса).

    -“Я на распутье:” Что означают эти слова
    героини?

    (Работа со словом: подбор однокоренных слов,
    лексический анализ. Вывод учащихся о
    безвыходности ситуации, в которую попадает
    героиня).

    Составление схемы на доске.
    -Какие пути могли бы стать решающими в судьбе
    Ларисы?

    (Все варианты, предложенные учащимися,
    записываются на доску).

    4. Отработка версий учащихся.

    – “Мой дом – моя крепость”, – принято говорить о
    месте, в котором родился человек, где он живет.
    Что для Ларисы означает слово “дом”?

    (Работа с текстом. Учащиеся приводят примеры из
    текста, подтверждающие, что для Ларисы дом – это
    тихий уголок, о котором она пока только мечтает,
    место, в котором она сможет укрыться от людей,
    наслаждаться природой, петь. “Я ослепла, я все
    чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне
    вижу, что кругом меня происходит. Нет, уехать
    надо. Вырваться отсюда”. “Бежала б я отсюда, куда
    глаза глядят”. “Скоро и лето пройдет, а я хочу
    гулять по лесам, собирать ягоды и грибы”. ” Я по
    крайней мере душой отдохну”. “Для меня после той
    жизни, которую я здесь испытала. Всякий тихий
    уголок покажется раем”. Утраченную гармонию в
    своей жизни Лариса мечтает воссоздать в
    деревенской глуши). Вывод: путь соединения с
    домом, который называет Карандышев “цыганским
    табором”, закрыт для Ларисы, эта нить порвана в
    ее судьбе, эта связь призрачна).

    – Может быть, Харита Игнатьевна, мать Ларисы,
    является для дочери точкой опоры в жизни?
    Проверим эту версию.

    (Нет, мать заботится лишь о выгодном замужестве,
    отыскивает покровителей дочери, насмехается над
    ее порывами поселиться в Заболотье. “Без
    хитрости не проживешь” – вот ее девиз в жизни.
    После побега Ларисы из дома она размышляет:
    “Догонять мне ее или нет? Нет, зачем! Что бы там ни
    было, все-таки кругом нее люди: А здесь хоть и
    бросить. Так потеря не велика”. Игрой ва-банк
    становится для нее поступок дочери. Вывод: и эта
    нить рвется, слишком уж не прочна связь с
    матерью”).

    – Можно ли назвать настоящими друзьями Кнурова
    и Вожеватова? Есть ли надежда, что именно они
    могут спасти Ларису?

    (Отчасти да, они вмешиваются в жизнь семьи,
    поддерживают внешний интерес к Огудаловым. Но
    что движет ими? Расчет. Их ценностные ориентиры
    смещены в сторону экономических выгод. Они
    восторгаются красотой и талантом Ларисы, но
    именно они считают ее товаром. “Дорогой
    бриллиант дорогой оправы требует”, оценивают ее
    они).

    Инсценировка торга между купцами (д. 4, явл. 6) со
    слов Вожеватова “Что вам угодно?” до слов “Вы
    меня обижаете. Я сам знаю, что такое купеческое
    слово”.
    Анализ эпизода:
    – Что поражает больше всего в этом диалоге
    “друзей” Ларисы?

    (Деловитость разговора о судьбе Ларисы, торг
    ведется по всем правилам коммерческого
    искусства и заканчивается розыгрышем женщины в
    орлянку Вывод: вместо сострадания, поддержки,
    Лариса сталкивается с расчетом и цинизмом.
    Рвется еще одна нить с жизнью).

    – Почему же ни Паратов, которого любит Лариса, ни
    Карандышев, которого она пытается полюбить, не
    смогли стать для нее спасательными кругами в
    огромном море жизни?

    (Выступления учащихся. Их всех объединяет
    расчет и цинизм по отношению к Ларисе. Паратов
    жесток по-своему: удовлетворяя свои амбиции, он
    обольщает Ларису, обнадеживает ее, использует ее
    чистую, наивную натуру в своих интересах и так же,
    как Кнуров и Вожеватов, ставит выше всего деньги:
    женится на “золотых приисках”. Карандышев же
    наслаждается своей властью над Ларисой,
    использует свое положение “жениха”, для того
    чтобы “покрасоваться” перед гостями. Он мстит
    за обиду, нанесенную ему Паратовым, играет роль
    шута, которого не жалко, а за которого стыдно. И
    Паратов, и Карандышев, стоят друг друга. После
    признания Паратова о своей помолвке последняя
    ниточка с жизнью рвется в душе Ларисы).

    – Ответим на первый вопрос темы урока: можно ли
    считать случайностью смерть героини?

    (Да, ведь Карандышев не хотел ее убивать, он лишь
    вернуть ее хотел.
    Нет, это неизбежный финал, так как все нити с
    жизнью у Ларисы порваны, нет ценностей, которые
    удержали бы ее на земле, расчет, цинизм погубили
    тонкую чувствительную душу человека, ей не
    выжить в мире, где все продается и покупается.
    Финал неизбежен).

    – Найдите художественные детали в тексте,
    подтверждающие мысль о том, что финал неизбежен.

    (Выстрел, звучащий во время приезда Паратова в
    город Бряхимов, роковые случайности в семье
    Огудаловых, рассказ Вожеватова о Карандышеве на
    костюмированном вечере: “оделся разбойником,
    взял в руки топор и бросал на всех зверские
    взгляды” и т. д. Вывод о том, что деталь играет
    важную роль в тексте: предвещает трагическую
    развязку).

    – Обратимся ко второму вопросу: кто виноват в
    смерти Ларисы?

    (Мать, Паратов, Карандышев:все виноваты).

    -Чтобы определиться с ответом, обратитесь за
    помощью к героям пьесы и критикам.
    Варианты ответов старшеклассников:
    “Мы не виноваты, наше дело сторона:”
    “Никто не виноват, никто:это я сама”.
    “В основе драмы – социальная тема: Лариса
    бедна, она бесприданница, и этим определяется ее
    трагическая судьба” (Ю.В. Лебедев).
    “Источник трагедии Ларисы – роковая
    страсть:” (Н.А. Добролюбов).
    “В слабости героини отражены черты времени,
    практичного и жестокого:” (И.А. Овчинина).
    Обсуждение разных точек зрения учащихся.
    -За что же благодарит Лариса перед смертью
    Карандышева?

    (За то, что избавил ее от страданий, от
    разочарования в людях и в жизни)

    5. Формулировка выводов.

    Работа со словом “разочарование”, подбор
    синонимов к слову. (Разочарование – чувство
    неудовлетворенности по поводу чего – либо,
    несбывшегося, неудавшегося, не оправдавшего
    себя. То же, что и разуверение – потеря веры во
    что-то, разочарование.)

    Чтение монолога Ларисы (4 действие, 11 явление) “Я
    любви искала и не нашла: ее нет на свете, нечего и
    искать”.

    Подбор эпиграфа к уроку на основе текста
    романса Е.Баратынского.

    (В начале урока эпиграф закрыт, после выбора
    нужных слов обучающимися открывается).

    Разочарованному чужды
    Все уверенья прежних дней!
    Работа с элегией Е.Баратынского
    “Разуверение”.
    -Почему именно этот романс исполняет героиня
    А.Островского?

    (Романс в исполнении Ларисы помогает понять
    тонкую женскую натуру. Строки подтверждают
    безысходность героини, неизбежность
    трагического финала).

    6. Подведение итогов урока.

    Отметки за урок. Домашнее задание:
    Сопоставьте текст романса в пьесе А.Н.
    Островского и текст элегии Е.Баратынского.
    Почему драматург изменил текст?
    Подготовьтесь к письменному ответу на вопрос:
    “Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?”

    Литература:

    Журавлева А.И. Драматургия Островского. – М., 1974.
    Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского.
    – М., 1986.
    Костельянц Б.О. “Бесприданница”
    А.Н.Островского. – М., 1982.
    Лакшин В.Я. А.Н. Островский. – М., 1982.
    Островский в школе: Книга для учителя. Авт.-сост.
    Н.Н. Прокофьева. – М: Дрофа, 2001.
    Штейн А.Л. Мастер русской драмы. – М., 1973.

  5. 5
    Текст добавил: ^^Ти Кто ))я тебя и НЕ ЗВАЛ

    А.Н.Островский – мастер русской драмы  19 века. В своих пьесах он поднимал актуальные для своего времени вопросы. Многие из них и сегодня волнуют читателя .Не случайно  пьесы драматурга  повсеместно идут в наших театрах, его произведения широко экранизируются .Например ,блистательный фильм «Жестокий романс « снят по пьесе Островского «Бесприданница».Проблемы ,поднятые автором в этом произведении ,важны во все времена .Это разговор о предательстве и верности ,о  бездуховности  и власти денег ,о смысле жизни  и ценности человека ,о богатстве и бедности .Но главная ,на мой взгляд ,проблема – это власть чистогана, бездуховных богачей над неимущим человеком ,превращение его в предмет купли – продажи, в вещь.История очень известная .Красивая ,молодая ,образованная девушка полюбила богача .Поверила в возможность счастья с  прожигателем жизни .Девушка небогата, поэтому зависима. И всё кончается трагически .Кто же виноват в её гибели?Главная героиня пьесы Лариса Огудалова –восторженная ,романтическая натура,  живёт сердцем ,стремится испытать яркие сильные ,страстные  чувства. Её любовь к негодяю Паратову искренна и уникальна .Она любит одного – единственного ,верит ему безраздельно ,готова на любые жертвы .Друге дело ,что её избранник не достоин её любви и преданности. Да и вообще ни один из претендентов на её внимание не достоин её : ни Паратов ,но Кнуров ,ни Вожеватов ,ни Карандышев .Она противопоставлена им всем ,потому что каждый из них расценивает её как предмет исполнения своих прихотей .Паратов  пользуется её красотой и невинностью . Для  Вожеватова  и Кнурова  Лариса – яркая и роскошная игрушка ,предмет торга и розыгрыша в орлянку ,даже для Карандышева – она не предмет любви ,а лишь мостик  для попадания в мир имущих ,поближе к таким ,как Паратов .Автор рисует свою героиню отчаявшейся и потерянной девушкой .Все надежды на счастье – рухнули после откровений возлюбленного ,который признаётся в скорой женитьбе ради поправления своих материальных проблем.  Ларисе в новой жизни Паратова места нет.Девиз мира ,в котором благоденствуют подлецы ,в котором потеряли ценность честь ,любовь ,верность  таков :»Всякому товару – цена есть «Товаром же оказывается живой человек – Лариса . Паратов выступает в драме как продавец живого .Он продаёт  пароход «Ласточка» ,а имя Лариса означает «чайка « .Светский щёголь продаёт ( предаёт ) и ещё одну птицу ,на сей раз живую – Чайку -Ларису .Нет предела человеческому бездушию и цинизму .И перенести это тоже нет сил .Именно поэтому выстрел Карандышева  Лариса воспринимает как  избавление от испепеляющей душевной боли .Перед смертью она осознает ,что её все воспринимают как вещь .Автор не только сам сочувствует своей героине ,но и вызывает сочувствие к ней у своих читателей. Мы скорбим по безвременно ушедшей и не обретшей счастья девушке .Мы ненавидим её обидчиков ,мы сожалеем о её горьком   одиночестве, понимая .что если в обществе всё меряется деньгами ,то  чистому , светлому ,искреннему  человеку нет в нём  места ,поэтому он обречён на гибель .Лариса гибнет из – за равнодушия близких ей людей ,для которых она лишь игрушка,пригодившаяся на время.Об этом говорил  и  Карамзин в повести «Бедная Лиза». Героиня ,полюбив светского молодого человека ,гибнет после того ,как он бросает её ради богатой невесты . Известна «Американская трагедия « Драйзера .Сюжет предательства любви – один из вечных сюжетов .Для нас сегодня важно ,чтобы в наших сердцах жили милосердие ,сострадание и чувства  чести  и долга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *