Сочинение на тему кто виновен в гибели катерины

9 вариантов

  1. Враждуют друг с другом, залучают в свои высокие хоромы пьяных приказных… А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы стро­чат на ближних». Мещан здесь вообще за людей не считают. Это хорошо видно в диалоге Кулигина и Дикого. Вот реплика Дикого: «Что я тебе — ровный, что ли? Так прямо с рылом-то и лезет разго­варивать… Для других ты честный человек, адля меня разбойник, вот и все… Так и знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».
    Катерина своей натурой, светлым миром своих чувств не смогла смириться с «темным царством». Добролюбов писал- «Живет она очень мирно и готова всему подчиниться, что толь­ко не противно ее натуре… Но признавая и уважая стремление других, она требует того же уважения к себе, и всякое насилие, всякое стеснение возмущает ее кровно, глубоко. Она терпит до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, осо­бенно близкий ее сердцу, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною». И такое требование у Катерины появилось.
    Она встретила человека, который, как ей казалось, достоин ее любви. Эта любовь озарила ее жизнь, разбудила заложенное с дет­ства стремление к счастью, добру, красоте, воле. И Катерина, испы­тав, что такое настоящее счастье, отчетливо увидела, насколько без­отрадна ее жизнь в доме Кабанихи, и поняла, что уже не сможет вернуться к этой жизни. В разговоре с Варварой она сама признает­ся в этом: «Если я хоть раз с ним увижусь^ говорит она, — я убегу из дому, я не пойду домой ни за что на свете!».
    Можно было скрывать любовь к Борису, обманывать свекровь, мужа. Но Катерина не хотела и не могла этого делать. «Если ей нельзя наслаждаться своим чувством законно и свято, при свете белого дня, перед всем народом, если у нее вырываюгто, что нашла она и что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет», — отмечал в своей статье Добролюбов.
    Был ли у Катерины другой выход из сложившейся ситуации? Катерина была готова уехать с Борисом. Ее не пугает далекая Си­бирь, трудный путь. Она просит Бориса взять ее с собой, но получа­ет отказ. Борис слаб, зависим, он не может оградить Катерину от гнева Кабанихи. Тем более не способен защитить ее Тихон, кото­рый вообще ни шагу не ступит наперекор воле маменьки.
    Итак, путь к вольной жизни, к счастью отрезан. «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно», — говорит Катерина в своем последнем монологе.’И, кончая жизнь самоубийством, совершая с точки зрения церкви страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви. Последнее ее сло­во обращено не к Богу, а к Борису: «Друг мой! Радость моя! Про­щай!» — восклицает она.
    Этим поступком брошен «страшный вызов» всему «темному царству», которое и погубило Катерину, не дав ей возможности жить так, как требовала ее натура, и не оставив ей другого способа осво­бождения, кроме освобождения смертью.[/sms]

  2. Второй причиной можно считать вину Катерины. Девушка ни в коем случае не выгораживает себя и понимает, что совершила. Правда, чувство вины вряд ли толкнуло бы барышню на самоубийство. Зная сильный характер Катерины, скорее можно предположить, что она стала бы бороться и искать выход из сложившейся ситуации. Но тут-то как раз приходит на ум Борис, тот, ради кого она бросилась в омут с головой. И тот, кто оставил ее один на один с проблемами и нападками. Последняя встреча явно дает понять, что Катерина не нужна Борису, он бежит из этих мест, совершенно не переживая, что будет с молодой женщиной. Девушка просит взять ее с собой, она готова ради любимого на все, но ему это совсем неинтересно, он уже получил то, что хотел. Катерина видит, что поддержки нет и здесь. Поэтому выход только один – броситься с крутого берега в воду. Сопоставив все названные детали, можно с уверенностью заключить, что Борис – первый и главный виновник смерти Катерины.
    Правда, не следует снимать со счетов и Тихона. Безропотно подчиняясь матери, он унижает свою жену, не может ее защитить, отстоять. И уезжая по делам, мечтает только расслабиться, вырваться, просящуюся с ним Катю он не хочет брать. А ведь это могло бы не дать свершиться случившемуся. Тихон сам толкает Катерину на измену, поэтому в ее смерти есть его косвенная вина.
    Ну и, конечно, общество. Катерина резко противопоставлена окружению. Она другая, она не умеет жить по принятым законам. Девушка несчастлива. Постоянное командование свекрови, придирки на пустом месте угнетают молодую женщину. Родители далеко о той радужной жизни в родном доме остается только вспоминать. Муж не может заступиться. Что делать Кате? Как вырваться из этого круга? Любовь становится спасением, но лишь на то время, пока муж в отъезде. А потом еще хуже, и уже нет выхода, нет надежды.
    Островский показывает трагедию не отдельно взятой девушки, а всего того общества, в котором сильные люди становятся заложниками устаревших порядков и своеволия. И не могут вырваться из этих оков.

  3. Кто виноват в гибели Катерины?
    Кто виноват в гибели Катерины? Борис? Тихон? Кабаниха? Я думаю, что виновато все  «темное царство», которое губит, душит в людях все человеческое, убивает естественные порывы и стремления.
    Но Катерина не могла смириться с этим и превратиться в бездушное существо. С детства привыкла она к свободе, с детства жила без притеснений. И в этих условиях сформировались у Катерины естественные для такой обстановки черты характера: доброта и сила воли, мечтательность и решительность в поступках, любовь к жизни, ко всему прекрасному, светлому, высокому и в то же время гордость и чувство собственного достоинства. Катерина говорит Варваре: «Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно – я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять».
    И вот Катерина попадает совсем в другой мир, где все основано на страхе, зависти, на слепом авторитете силы, на произволе старших. Здесь никому не нужна нежность, искренность Катерины, от нее требуется лишь покорность и послушание. В этом мире и к людям отношение отличное от того, к какому привыкла Катерина. Здесь к окружающим относятся в зависимости от их положения в обществе, состояния, происхождения. Кулигин рассказывает Борису о взаимоотношениях купцов: «Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга, залучают в свои высокие хоромы пьяных приказных. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних». Мещан здесь вообще за людей не считают. Это хорошо видно в диалоге Кулигина и Дикого. Вот реплика Дикого: «Что я тебе – равный, что ли? Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать… Для других ты честный человек, а для меня разбойник, вот и все… Так и знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю»,
    Поэтому неудивительно, что Катерина своей натурой, светлым миром своих чувств не смогла  смириться с «темным царством». Добролюбов писал: «Живет она очень мирно и готова всему подчиниться, что только не противно ее натуре… Но признавая и уважая стремления других, она требует того же уважения к себе, и всякое насилие, всякое стеснение возмущает ее кровно, глубоко. Она терпит до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною». И такое требование у Катерины появилось.
    Она встретила человека, который, как ей казалось, достоин ее любви. Эта любовь озарила ее жизнь, разбудила заложенное с детства стремление к счастью, добру, красоте,  воле. И Катерина, испытав, что такое настоящее счастье, отчетливо увидела, насколько безотрадна ее жизнь в доме Кабанихи, и поняла, что уже не сможет вернуться к этой жизни. В разговоре с Варварой она сама признается в этом: «Если я хоть раз с ним увижусь, – говорит она, – я убегу из дому, я не пойду домой ни за что на свете!»
    Можно было скрывать любовь к Борису, обманывать свекровь, мужа. Но Катерина не хотела и не могла этого делать. «Если ей нельзя наслаждаться своим чувством законно и свято, при свете белого дня, перед всем народом, если у нее вырывают то, что нашла она и что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет», – отмечал в своей статье Добролюбов.
    Был ли у Катерины другой выход из сложившейся ситуации? Катерина была готова уехать с Борисом. Ее не пугает далекая Сибирь, трудный путь. Она просит Бориса взять ее с собой, но получает отказ. Борис слаб, зависим, он не может оградить Катерину от гнева Кабанихи . Тем более не способен защитить ее Тихон, который вообще ни шагу не ступит вопреки воле маменьки.
    Итак, путь к вольной жизни, к счастью обрезан. «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – все – равно», – говорит Катерина в своем последнем монологе. И, кончая жизнь самоубийством, совершая с точки зрения церкви страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви. Последнее ее слово обращено не к Богу, а к Борису: «Друг мой! Радость моя! Прощай!»  – восклицает она.
    Этим поступком брошен «страшный вызов» всему «темному царству», которое и погубило Катерину, не дав ей возможности жить так, как требовала ее натура и не оставив ей другого способа освобождения, кроме освобождения смертью.
    P.S. Сочинение в принципе дает верный ответ на вопрос темы. Основным его содержанием является анализ, близкий к пересказу основной сюжетной линии пьесы, событийной ее стороны.

  4. А.Н. Островский является не только замечательным драматургом, но и истинным новатором в области пьес. Никто до него не рассматривал так многогранно купеческую среду, ее характеры, типажи, судьбы.
    Островский ввел в русскую литературу проблему «темного царства». Он показал, что за стенами благообразных купеческих домов творится беспредел, тирания, жестокость. Здесь губятся молодые жизни и судьбы, пресекаются любые попытки внести в жизнь что-то новое, свободное, индивидуальное.
    Особенно тяжело в этой атмосфере приходится женщинам. Одним из самых ярких и известных женских образов А.Н. Островского является Катерина, главная героиня пьесы «Гроза». Это молодая женщина, попавшая в дом Кабановых, выйдя замуж за безвольного Тихона. В семье мужа Катерина встретилась с бездной непонимания, неприятия, атмосферой «темного царства». Все это ее гнетет, но Катерина терпит, потому что считает это своим долгом и божьим промыслом.
    Катерине особенно тяжело в семье мужа из-за особенностей ее характера. Никому не желая зла, героиня мечтала о счастье и благополучии. Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, девушка рассказывает Варваре о том, как формировался мир ее чувств и настроений. Ласка матери, которая в дочери «души не чаяла», уход за любимыми цветами, которых у Катерины было «много-много», вышивание по бархату, посещение церкви, рассказы странниц – такова была жизнь героини до замужества. Она жила в замкнутом мире, погружаясь порой в сказочные грезы и мечты: «В солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют».
    Катерина добра к окружающим, которые, к сожалению, не замечают этого. Она очень много общается с Варварой, доверяет ей свои сокровенные мысли. Девушка пытается найти отзывчивость в сердце мужа, изо всех сил старается быть ему любящей и верной женой. Но все попытки разбиваются о рабскую приниженность Тихона и грубость его интересов. Тихон думает только о том, как бы забежать к Дикому «выпить», покутить…
    Натура мечтательная, впечатлительная, с характером «любящим, идеальным», по определению Добролюбова, Катерина в то же время обладала пылкой и страстной душой: «Такая уж я зародилась горячая! Я лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» Ее решительность, ее настрой бороться за свое счастье достигают пика, когда Катерина встречает Бориса. Борис, с первого взгляда, не похож на окружающих, он подарил ей новые впечатления и надежду на счастье. К сожалению, только надежду… Любовь к Борису у девушки была безоглядной, пылкой, не знающей преград. Так любить могут немногие! Весь смысл существования Катерины сошелся в этом человеке. Эта любовь открывала ей дорогу в иную, лучшую жизнь: «Кабы моя воля, каталась бы я теперь на Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись». Мечтательность, безграничная любовь, решительность и искренность непременно помогли бы Катерине обрести счастье, но не в обществе Кабаних и Диких, самодуров и лицемеров. Чистая душа девушки не смогла выжить в этом удушливом обществе. Смерть оказалась предпочтительнее.
    Какое же общество окружало Катерину? Большинство жителей города Калинова отличаются редкостным самодурством, тиранией, фанатичной приверженностью к старине, нежеланием принимать ничего нового. И в этом нет ничего удивительного, ведь таковыми являются самые влиятельные и богатые люди в городе – Дикой и Кабаниха.
    Дикой изображен как законченный самодур. Он куражится перед племянником, перед домашними, но отступает перед теми, кто способен дать ему отпор.
    Марфа Игнатьевна Кабанова – это характер сильный и властный. Она ярая сторонница домостроевских порядков. Кабаниху искренне расстраивает то, что ее жизненные принципы уходят в прошлое, молодежь живет своим умом. Ей кажется, что если рухнут ее устои, то наступит конец света: «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Поэтому она и тиранит всех окружающих. А эти качества вместе с сильным и властным характером делает жизнь в ее доме просто невыносимой.
    Так кто же виноват в смерти Катерины? Я считаю, что нельзя назвать какого-то отдельного человека. Катерину погубила сама атмосфера города Калинова, где нет места новому, светлому, хорошему. Виноват в смерти молодой женщины, безусловно, и Борис. Его слабость, безволие, страх остаться без наследства вынуждают его оставить Катерину. Получается, герой только использовал ее, толкнул своей страстью и увлеченностью на грех, а дальше «ночных свиданий» пойти был не способен.
    Виновен в смерти Катерины и Тихон. Он мог бы больше внимания уделять своей жене, поддерживать ее, оберегать от нападок Кабанихи.
    Считаю, что необходимо здесь упомянуть и Варвару. Она также сыграла свою роль в гибели Катерины. Ведь именно из-за «сладких» речей Варвары в голову героини начали закрадываться мысли об измене мужу, именно Варвара помогла устраивать свидания Катерине и Борису. Но она исходила из своих жизненных представлений. Думаю, Варвара никогда никого не любила. Она не способна пожертвовать своей жизнью ради любви. У этой героини на первом месте стоит она сама, ее желания и прихоти. Варваре незнакома жизнь «по божьим законам», она даже любит для себя, не умея отдавать, жертвовать. Поэтому ее никогда не постигнет участь Катерины.

  5. Автор: Евгения Кошечкина
    Сочинение по пьесе А.Н.Островского “Гроза”.
    В пьесе Островского «Гроза» показана обычная провинциальная жизнь захолустного купеческого городка Калинова. Образ жизни здесь тоже самый обыкновенный, со своими устоями и порядками, привычными для всех. Только лишь одному человеку все это чуждо – Катерине. Она попала сюда, как только вышла замуж за Кабанова. Раньше, когда она жила с матерью, она была по-настоящему счастлива. Эти времена, прошедшие навсегда, она вспоминает с грустью: «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем». «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью». Она вспоминает, как прекрасно жилось ей на воле. Но, попав в дом Кабанихи, она погрузилась в мир зла, жадности, обмана. Сама Кабаниха постоянно оскорбляет и унижает Катерину, презирая ее, она опасается, что Тихону «жена милее матери». Она его ревнует: «С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу». Кабаниха все время твердит сыну, чтобы тот и прикрикнул на Катерину, и пригрозил ей. От той же ревности она не дает ей покоя угрозами и намеками, хотя Катерина ей не перечит. У Кабанихи такой характер, что она может усмирить самого Дикого.
    Ее сын Тихон – абсолютно безвольный человек, он полностью подчиняется матери и, уезжая от нее, ведет разгульный образ жизни. Хотя он и любит Катерину, он все равно ничего не может сделать, чтобы ей помочь, т.к. боится Кабанихи. Он не понимает ее души, ее стремлений и не думает ее защищать, а выполняет волю матери, причем, повторяя при этом каждое ее слово. Уезжая, он делает все так, как велела Кабаниха.
    Сестра Тихона Варвара уже давно привыкла ко всяким предрассудкам и запретам Кабанихи. Она поставила себе цель и добивается ее несмотря ни на что. В разговоре с Варварой Катерина рассказывает ей обо всем, о чем думает, полностью ей доверяя. Когда Варвара узнает, что Катерина любит не мужа, а другого человека, она ее не осуждает, а, напротив, говорит: «Вот погоди, завтра братец уедет, подумаем; может быть, и видеться можно будет». Она считает, что человек должен строить свое счастье сам: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся! Так какая ж неволя себя мучить-то!» Она же устраивает Катерине и встречу с Борисом, всячески способствуя ей.
    Борис может быть и любит Катерину, но он также не понимает ее и не может ничем ей помочь. Он не может бежать с ней, потому что зависит от своего дяди Дикого. Встречаясь с ней тайно, он знает, что все это не приведет к добру и рано или поздно всем будет известно об их связи, вся ответственность падет на Катерину.
    Так все и произошло. Сама же Катерина рассказала всем об этом. Велика была ее вера в Бога, она боялась кары. Гроза и слова старухи-графини только подтолкнули ее рассказать правду. Кабаниха, узнав обо всем, взбесилась, Тихон же уговаривает Катерину не рассказывать об этом на людях. Она, не выдержав оскорблений и унижений, больше не может возвратиться домой. Поделиться с кем-то своими горестями она не может. Раньше она рассказывала все Варваре, но та убежала с Кудряшом. При последней встрече с Борисом она надеется на какую-нибудь поддержку с его стороны, но все напрасно – он покидает ее. Катерина остается одна, ей некуда деться. Не осталось никого, кто мог бы понять ее. Отчаявшись, она бросается в Волгу.
    Так кто же виноват в гибели Катерины? Все люди, окружавшие ее, были или злыми и жестокими, или безвольными и непонимающими. После прежней радостной и счастливой жизни она погрузилась в беспросветную, полную упреков и обид пустоту. В ее окружении она одна была непохожа на других. И после всего того, что причинили ей эти люди, оставив ее со всеми переживаниями, ей не оставалось больше ничего, кроме смерти.

  6. Драма “Гроза” — это вершина творчества Островского. В своем произведении писатель показывает несовершенство патриархального мира, влияние строя на нравы людей, он раскрывает перед нами общество со всеми его пороками и недостатками, и вместе с тем он вводит в драму героя, отличного от этой общины, чуждого ей, выявляет влияние общества на этого человека, то, как персонаж входит в круг этих людей. В “Грозе” этим новым, отличным от других героем, “лучом света” становится Катерина. Она принадлежит к старому патриархальному миру, но вместе с тем вступает в непримиримый конфликт с ним. На ее примере писатель показывает, насколько ужасно находиться в “царстве деспотов и самодуров” человеку с такой чистой душой, как Катерина. Женщина вступает в конфликт с этим обществом, и, наряду с внешними проблемами, в душе Катерины назревают внутренние противоречия, которые в совокупности с роковыми обстоятельствами приводят Катерину к самоубийству.
    Катерина — женщина с сильным характером, но между тем даже она не может противостоять “царству самодуров и деспотов”.
    Свекровь (Кабаниха) — натура грубая, властная, деспотичная, невежественная, она закрыта для всего прекрасного. Из всех действующих лиц Марфа Игнатьевна оказывает наиболее сильное давление на Катерину. Сама героиня признается: “Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел: стены-то даже противны”. Кабаниха постоянно обвиняет Катерину чуть ли не во всех смертных грехах, упрекает и придирается к ней по поводу и без повода. Но Кабаниха не имеет морального права издеваться и осуждать Катерину, ведь внутренние качества жены ее сына по своей глубине и чистоте не могут сравниваться с огрубевшей, черствой, низкой душой Марфы Игнатьевны, а между тем Кабаниха является одной из тех, по чьей вине Катерина приходит к мысли о самоубийстве. После смерти главной героини Кулигин говорит: “…душа теперь не ваша: она перед судьей, который милосерднее вас”. Катерина не может смириться с гнетущей, давящей атмосферой, которая господствует в Калинове. Ее душа стремится к свободе любой ценой, она говорит, “что мне захочется, так и сделаю”, “я уйду, да и была такова”. С замужеством жизнь Катерины превратилась в сущий ад, это существование, в котором нет радостных мгновений, и даже любовь к Борису не избавляет ее от тоски.
    В этом “темном царстве” все ей чуждо, все гнетет ее. Она, по обычаям того времени, вышла замуж не по своей воле и за немилого человека, которого она никогда не полюбит. Катерина вскорости поняла, насколько слаб и жалок ее супруг, он сам не может противостоять своей матери, Кабанихе, и, естественно, не способен защитить Катерину от постоянных выпадов со стороны свекрови. Главная героиня пытается убедить себя и Варвару в том, что любит мужа, но все-таки позже признается сестре мужа: “Мне жалко его очень”. Жалость — единственное чувство, которое испытывает она к мужу. Катерина сама прекрасно понимает, что ей никогда не полюбить мужа, а слова, произнесенные ею при отъезде супруга (“как бы я тебя любила”), — это слова отчаяния. Катериной завладело уже другое чувство — любовь к Борису, и попытка ее ухватиться за мужа, чтобы предотвратить беду, грозу, приближение которой она чувствует, тщетна и бесполезна. Тиша не внемлет ей, он стоит рядом с супругой, но в своих мечтах уже далек от нее — его мысли о пьянках и гулянье за пределом Калинова, сам же он говорит жене: “Не разберу я тебя, Катя!” Да уж куда ему “разобрать” ее! Внутренний мир Катерины слишком сложен и непонятен для людей, подобных Кабанову. Не только Тихон, но и сестра его говорит Катерине: “Я не понимаю, что ты говоришь”.
    В “темном царстве” нет ни одного человека, душевные качества которого были бы равны Катерининым, и даже Борис — герой, выделенный женщиной из всей толпы, недостоин Катерины. Ее любовь — это бурная река, его же — маленький ручеек, который вот-вот грозит пересохнуть. Борис собирается всего лишь погулять с Катериной во время отъезда Тихона, а потом… потом видно будет. Его не слишком заботит, чем обернется увлечение для Катерины, Бориса не останавливает даже предупреждение Кудряша: “Вы ее совсем загубить хотите”. На последнем свидании он говорит Катерине: “Кто же это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой”, — ведь при первой встрече женщина сказала ему: “Загубил, загубил, загубил”.
    Причины, побудившие Катерину на самоубийство, скрываются не только (да даже и не столько) в обществе, окружающем ее, а в ней самой. Ее душа — это драгоценный камень, и вторжение в нее инородных частиц невозможно. Она не может, подобно Варваре, действовать по принципу “лишь бы все было шито да крыто”, не может жить, храня в себе такую страшную тайну, и даже признание перед всеми не приносит ей облегчения, она понимает, что никогда не искупит вину перед собой, и не может смириться с этим. Она встала на путь греха, однако не будет усугублять его, солгав себе и всем, и понимает, что единственное избавление от ее душевных мук — это смерть. Катерина просит Бориса взять ее в Сибирь, но даже если она убежит из этого общества, ей не суждено спрятаться от себя, от угрызения совести. В какой-то мере это, возможно, понимает и Борис и говорит, что “только одного и надо у Бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!” Одна из проблем Катерины в том, что “обманывать-то она не умеет, скрыть-то ничего не может”. Ни обманывать, ни скрывать ни от себя, ни тем более от других она не может. Катерина постоянно мучается сознанием своей греховности.
    В переводе с греческого имя Екатерина означает “всегда чистая”, и наша героиня, безусловно, всегда стремится к душевной чистоте. Ей чужда всякого рода ложь и неправда, даже попав в подобное опустившееся общество, она не изменяет своему внутреннему идеалу, она не хочет стать такой же, как многие люди того круга. Катерина не впитывает грязь, ее можно сравнить с цветком лотоса, который растет на болоте, но, несмотря ни на что, расцветает неповторимыми белоснежными цветами. Катерина не доживает до пышного цветения, ее полураспустившийся цветок завял, но в него не проникли никакие отравляющие вещества, он умер невинным.

  7. Очень долго девушка решалась на свидание с Борисом, и всё же пошла ночью в сад. Автор не даёт описание тем десяти дням, когда Катерина виделась с возлюбленным. Это, собственно, и не нужно. Легко представить их досуг и растущее ощущение теплоты, которое было в Катерине. Сам Борис говорил «только те десять деньков и пожил». Приезд Тихона Кабанова выявил новые стороны в характерах персонажей. Оказалось, что Борис вовсе не хочет огласки, он лучше откажется от Кати, чем вовлечёт себя в интриги и скандалы. Катя же, в отличие от молодого человека, хочет рассказать о сложившейся ситуации и мужу, и свекрови. Будучи несколько мнительным и впечатлительным человеком, Катя, подгоняемая раскатами грома и словами полоумной барыни, признаётся во всём Кабановым.
    Сцена обрывается. Далее мы узнаём, что Марфа Игнатьевна стала ещё жёстче и требовательней. Она унижает, оскорбляет девушку намного сильнее, чем прежде. Катя понимает, что виновата не так сильно, как хочет убедить её свекровь, ведь такая тирания нужна Кабанихе лишь для самоутверждения и контроля. Именно свекровь становится главным катализатором трагедии. Тихон, скорее всего, простил бы Катю, но он может только подчиняться матери и уходить пить к Дикому.
    Представьте себя на месте героини. Представьте всё то, с чем ей ежедневно приходилось справляться. То, как поменялось к ней отношение после признания. Муж, который не может перечить матери, но при любой удобной возможности находит утешение в алкоголе. Свекровь, олицетворяющее всю ту грязь и мерзость, от которой чистый и честный человек хочет держаться как можно дальше. Сестру мужа, единственную, кто интересуется твоей жизнью, но при этом не может до конца понять. И любимого человека, для которого общественное мнение и возможность получения наследства оказались гораздо важнее, чем чувства к девушке.
    Катя мечтала стать птицей, улететь навсегда из тёмного мира самодурства и ханжества, вырваться на волю, лететь, быть свободной. Гибель Катерины была неизбежна.
    Однако, как было указано выше, на самоубийство Катерины существуют несколько различных точек зрения. Ведь с другой стороны, неужели Катя не могла просто сбежать, не принимая таких отчаянных решений? В том-то и дело, что не могла. Не для неё было это. Быть честной перед собой, быть свободной — вот то, чего так страстно желала девушка. К сожалению, всё это можно было получить лишь ценой собственной жизни. Смерть Катерины — это поражение или победа над «тёмным царством»? Катерина не победила, но и не осталась побеждённой.

  8. Кто виноват в гибели Катерины? (по пьесе “Гроза” Островского)
    В пьесе Островского «Гроза» показана обычная провинциальная жизнь захолустного купеческого городка Калинова. Образ жизни здесь тоже самый обыкновенный, со своими устоями и порядками, привычными для всех. Только лишь одному человеку все это чуждо – Катерине. Она попала сюда, как только вышла замуж за Кабанова. Раньше, когда она жила с матерью, она была по-настоящему счастлива. Эти времена, прошедшие навсегда, она вспоминает с грустью: «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем» . «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью» . Она вспоминает, как прекрасно жилось ей на воле. Но, попав в дом Кабанихи, она погрузилась в мир зла, жадности, обмана. Сама Кабаниха постоянно оскорбляет и унижает Катерину, презирая ее, она опасается, что Тихону «жена милее матери» . Она его ревнует: «С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу» . Кабаниха все время твердит сыну, чтобы тот и прикрикнул на Катерину, и пригрозил ей. От той же ревности она не дает ей покоя угрозами и намеками, хотя Катерина ей не перечит. У Кабанихи такой характер, что она может усмирить самого Дикого.
    Ее сын Тихон – абсолютно безвольный человек, он полностью подчиняется матери и, уезжая от нее, ведет разгульный образ жизни. Хотя он и любит Катерину, он все равно ничего не может сделать, чтобы ей помочь, т. к. боится Кабанихи. Он не понимает ее души, ее стремлений и не думает ее защищать, а выполняет волю матери, причем, повторяя при этом каждое ее слово. Уезжая, он делает все так, как велела Кабаниха.
    Сестра Тихона Варвара уже давно привыкла ко всяким предрассудкам и запретам Кабанихи. Она поставила себе цель и добивается ее несмотря ни на что. В разговоре с Варварой Катерина рассказывает ей обо всем, о чем думает, полностью ей доверяя. Когда Варвара узнает, что Катерина любит не мужа, а другого человека, она ее не осуждает, а, напротив, говорит: «Вот погоди, завтра братец уедет, подумаем; может быть, и видеться можно будет» . Она считает, что человек должен строить свое счастье сам: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся! Так какая ж неволя себя мучить-то! » Она же устраивает Катерине и встречу с Борисом, всячески способствуя ей.
    Борис может быть и любит Катерину, но он также не понимает ее и не может ничем ей помочь. Он не может бежать с ней, потому что зависит от своего дяди Дикого. Встречаясь с ней тайно, он знает, что все это не приведет к добру и рано или поздно всем будет известно об их связи, вся ответственность падет на Катерину.
    Так все и произошло. Сама же Катерина рассказала всем об этом. Велика была ее вера в Бога, она боялась кары. Гроза и слова старухи-графини только подтолкнули ее рассказать правду. Кабаниха, узнав обо всем, всбесилась, Тихон же уговаривает Катерину не рассказывать об этом на людях. Она, не выдержав оскорблений и унижений, больше не может возвратиться домой. Поделиться с кем-то своими горестями она не может. Раньше она рассказывала все Варваре, но та убежала с Кудряшом. При последней встрече с Борисом она надеется на какую-нибудь поддержку с его стороны, но все напрасно – он покидает ее. Катерина остается одна, ей некуда деться. Не осталось никого, кто мог бы понять ее. Отчаявшись, она бросается в Волгу.
    Так кто же виноват в гибели Катерины? Все люди, окружавшие ее, были или злыми и жестокими, или безвольными и непонимающими. После прежней радостной и счастливой жизни она погрузилась в беспросветную, полную упреков и обид пустоту. В ее окружении она одна была непохожа на других. И после всего того, что причинили ей эти люди, оставив ее со всеми переживаниями, ей не оставалось больше ничего, кроме смерти.

  9. А.Н. Островский является не только замечательным драматургом, но и истинным новатором в области пьес. Никто до него не рассматривал так многогранно купеческую среду, ее характеры, типажи, судьбы.
    Островский ввел в русскую литературу проблему «темного царства». Он показал, что за стенами благообразных купеческих домов творится беспредел, тирания, жестокость. Здесь губятся молодые жизни и судьбы, пресекаются любые попытки внести в жизнь что-то новое, свободное, индивидуальное.
    Особенно тяжело в этой атмосфере приходится женщинам. Одним из самых ярких и известных женских образов А.Н. Островского является Катерина, главная героиня пьесы «Гроза». Это молодая женщина, попавшая в дом Кабановых, выйдя замуж за безвольного Тихона. В семье мужа Катерина встретилась с бездной непонимания, неприятия, атмосферой «темного царства». Все это ее гнетет, но Катерина терпит, потому что считает это своим долгом и божьим промыслом.
    Катерине особенно тяжело в семье мужа из-за особенностей ее характера. Никому не желая зла, героиня мечтала о счастье и благополучии. Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, девушка рассказывает Варваре о том, как формировался мир ее чувств и настроений. Ласка матери, которая в дочери «души не чаяла», уход за любимыми цветами, которых у Катерины было «много-много», вышивание по бархату, посещение церкви, рассказы странниц – такова была жизнь героини до замужества. Она жила в замкнутом мире, погружаясь порой в сказочные грезы и мечты: «В солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют».
    Катерина добра к окружающим, которые, к сожалению, не замечают этого. Она очень много общается с Варварой, доверяет ей свои сокровенные мысли. Девушка пытается найти отзывчивость в сердце мужа, изо всех сил старается быть ему любящей и верной женой. Но все попытки разбиваются о рабскую приниженность Тихона и грубость его интересов. Тихон думает только о том, как бы забежать к Дикому «выпить», покутить…
    Натура мечтательная, впечатлительная, с характером «любящим, идеальным», по определению Добролюбова, Катерина в то же время обладала пылкой и страстной душой: «Такая уж я зародилась горячая! Я лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» Ее решительность, ее настрой бороться за свое счастье достигают пика, когда Катерина встречает Бориса. Борис, с первого взгляда, не похож на окружающих, он подарил ей новые впечатления и надежду на счастье. К сожалению, только надежду… Любовь к Борису у девушки была безоглядной, пылкой, не знающей преград. Так любить могут немногие! Весь смысл существования Катерины сошелся в этом человеке. Эта любовь открывала ей дорогу в иную, лучшую жизнь: «Кабы моя воля, каталась бы я теперь на Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись». Мечтательность, безграничная любовь, решительность и искренность непременно помогли бы Катерине обрести счастье, но не в обществе Кабаних и Диких, самодуров и лицемеров. Чистая душа девушки не смогла выжить в этом удушливом обществе. Смерть оказалась предпочтительнее.
    Какое же общество окружало Катерину? Большинство жителей города Калинова отличаются редкостным самодурством, тиранией, фанатичной приверженностью к старине, нежеланием принимать ничего нового. И в этом нет ничего удивительного, ведь таковыми являются самые влиятельные и богатые люди в городе – Дикой и Кабаниха.
    Дикой изображен как законченный самодур. Он куражится перед племянником, перед домашними, но отступает перед теми, кто способен дать ему отпор.
    Марфа Игнатьевна Кабанова – это характер сильный и властный. Она ярая сторонница домостроевских порядков. Кабаниху искренне расстраивает то, что ее жизненные принципы уходят в прошлое, молодежь живет своим умом. Ей кажется, что если рухнут ее устои, то наступит конец света: «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Поэтому она и тиранит всех окружающих. А эти качества вместе с сильным и властным характером делает жизнь в ее доме просто невыносимой.
    Так кто же виноват в смерти Катерины? Я считаю, что нельзя назвать какого-то отдельного человека. Катерину погубила сама атмосфера города Калинова, где нет места новому, светлому, хорошему. Виноват в смерти молодой женщины, безусловно, и Борис. Его слабость, безволие, страх остаться без наследства вынуждают его оставить Катерину. Получается, герой только использовал ее, толкнул своей страстью и увлеченностью на грех, а дальше «ночных свиданий» пойти был не способен.
    Виновен в смерти Катерины и Тихон. Он мог бы больше внимания уделять своей жене, поддерживать ее, оберегать от нападок Кабанихи.
    Считаю, что необходимо здесь упомянуть и Варвару. Она также сыграла свою роль в гибели Катерины. Ведь именно из-за «сладких» речей Варвары в голову героини начали закрадываться мысли об измене мужу, именно Варвара помогла устраивать свидания Катерине и Борису. Но она исходила из своих жизненных представлений. Думаю, Варвара никогда никого не любила. Она не способна пожертвовать своей жизнью ради любви. У этой героини на первом месте стоит она сама, ее желания и прихоти. Варваре незнакома жизнь «по божьим законам», она даже любит для себя, не умея отдавать, жертвовать. Поэтому ее никогда не постигнет участь Катерины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *