Сочинение на тему кто является главным героем поэмы медный всадник

12 вариантов

  1. Вторым героем поэмы можно назвать Медного всадника. Отношение к Петру I как личности мирового масштаба, гению проскальзывает на протяжении всей поэмы. Во вступлении Пушкин не упоминает имени создателя Петербурга, называя Петра «он». Петру Пушкин отдает силу повелевать стихиями и сковывать их собственной державной волей. Перенося действие на столетию вперед Пушкин заменяет образ Творца на образ медного изваяния, который «уздой железной Россию поднял на дыбы». В отношении автора к Петру I наблюдаются два момента: восхищение волей, смелостью, упорством первого русского Императора, а также ужас и бессилие перед этим сверхчеловеком. Пушкин ставит здесь важный вопрос: как определить миссию Петра I – спаситель или тиран России?
    Подробнее: Медный всадник: характеристика и образ героя
    В произведении также появляется еще одно историческое лицо – «покойный император», то есть Александр I. Его образом автор стремится более приблизить свою поэму к документальности.

    Анализ произведения

    «Медный всадник» при своих небольших масштабах (около 500 стихов) соединяет сразу несколько планов повествования. Здесь встречаются история и современность, реальность и выдумка, подробности частной жизни и документальной хроники.
    Поэму нельзя назвать исторической. Изображение Петра I далеко от изображения исторической фигуры. Более того, Пушкин видит в петровской эпохе не столько время царствования Петра, сколько ее продолжение в будущее и итоги в современном для него мире. Поэт рассматривает первого русского императора сквозь призму недавнего наводнения ноября 1824 года.
    Наводнение и события, описанные в его связи, составляют основной план повествования, который можно назвать историческим. Он основан на документальных материалах, что Пушкин обговаривает в Предисловии к поэме. Собственно наводнение становится и главной завязкой конфликта в поэме.
    Сам конфликт можно разделить на два плана. Первый из них фактический – это гибель в снесенном водами доме невесты главного героя, вследствие чего он сходит с ума. В более широком плане конфликт задействует две стороны, такие как город и стихия. Во вступлении Петр своей волей сковывает стихии, возводя город Петербург на болотах. В основной части поэмы стихия вырывается и сметает город.
    В историческом контексте существует вымышленная история, центром которой является простой петербургский житель Евгений. Остальные жители города неразличимы: они ходят по улицам, тонут в наводнении, равнодушны к страданиям Евгения во второй части поэмы. Описание жителей Петербурга и обыкновенного течения его жизни, равно как и описание наводнения, очень детально и образно. Здесь Пушкин демонстрирует подлинное мастерство своего поэтического слога и владения языком.
    События вокруг Евгения описаны Пушкиным с документальной площадью. Поэт точно упоминает, где находится герой в различные моменты действия: Сенатская площадь, Площадь Петрова, окраина Петербурга. Такая точность в отношении деталей городского пейзажа позволяет назвать сочинение Пушкина одной из первых городских поэм русской литературы.
    В сочинении есть еще один важный план, который можно назвать мифологическим. В ее центре господствует статуя Петра, которую Евгений клянет за произошедшее наводнение и которая гонится за героем по улицам города. В последнем эпизоде город перемещается из реального пространства в условное, выходит на пределы реальности.
    Интересная мысль проскальзывает в поэме в момент появления на балконе «покойного императора», который не в силах совладать со стихией, разрушающей город. Пушкин здесь размышляет о сфере власти монархов и тех средах, которые ей не подвластны.
    Поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина представляет особое посвящение поэта Петербургу. На фоне города, ее истории и современности, разворачиваются основные события реальной части поэмы, которые сплетаются с мифологическими сценами творения города и образом Медного всадника.

  2. Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» была написана в 1833 году. В ней поэт затрагивает тему взаимоотношений простого человека и власти. Он использует прием символического противопоставления Петра I (великого преобразователя России, основателя Петербурга) и Медного всадника — памятника Петру I (олицетворения самодержавия, бессмысленной и жестокой силы). Тем самым поэт подчеркивает мысль, что безраздельная власть одного, даже выдающегося человека не может быть справедливой. Великие деяния Петра совершались на благо государства, но часто были жестокими по отношению к народу, к отдельной личности. Пушкин, признавая величие Петра, отстаивает право каждого человека на личное счастье. Столкновение «маленького человека» — бедного чиновника Евгения — с неограниченной властью государства заканчивается поражением Евгения. Автор сочувствует герою, но понимает, что бунт одиночки против «мощного властелина судьбы» безумен и безнадежен. Побеждает бездушный Медный всадник. Но его победа над Евгением — это победа силы, а не справедливости. Конфликт между государством и личностью неразрешим. Поэтому и вопрос о будущем Русского государства остается открытым: «Куда ты скачешь, гордый конь?..»
    «Воля героя и восстание первобытной стихии в природе — наводнение, бушующее у подножия Медного всадника; воля героя и такое же восстание первобытной стихии в сердце человеческом — вызов, брошенный в лицо герою одним из бесчисленных, обреченных на погибель этой волей, — вот смысл поэмы» (Дм. Мережковский).
    «В «Медном всаднике» не два действующих лица, как часто утверждали, давая им символическое значение: Петр и Евгений, государство и личность. Из-за них явственно встает образ третьей, безликой силы: это стихия разбушевавшейся Невы, их общий враг, изображению которого посвящена большая часть поэмы… Русская жизнь и русская государственность — непрерывное и мучительное преодоление хаоса началом разума и воли. В этом и заключается для Пушкина смысл империи. А Евгений, несчастная жертва борьбы двух начал русской жизни, это не личность, а всего лишь обыватель, гибнущий под копытом коня империи или в волнах революции…
    В поэме империя представлена не только Петром, воплощением ее титанической воли, но и Петербургом, его созданием. Незабываемые строфы о Петербурге лучше всего дают возможность понять, что любит Пушкин в «творении Петра»… Все волшебство этой северной петербургской красоты в примирении двух противоположных начал тяжести и строя. Почти все эпитеты парны, взаимно уравновешивают друг друга: «громады стройные», «строгий, стройный вид», «узор чугунный». Чугун решеток прорезывается легким узором; громады пустынных улиц «ясны», как «светла» игла крепости… Как торопится Пушкин набросить на гранитную тяжесть своего любимого города прозрачную ясность белых ночей. И даже суровые военные потехи марсовых полей исполнены «стройно— зыблемой», живой «красивостью»…» (Г. Федотов).

    Похожие сочинения

    Петербург глазами А. С. Пушкина по поэме «Медный всадник»
    Люблю тебя, Петра творенье.
    А. Пушкин
    Александр Сергеевич Пушкин — истинный и тонкий ценитель красоты, поэтому много в его творчестве произведений, описывающих прелесть русской природы, ее величавость и спокойную мудрость, но не меньшую дань отдает…смотреть целиком
    Поэтический образ произведения «Медный всадник»
    Пушкин и воздвиг нерукотворный памятник-поэму рукотворному — статуе. «Медный всадник», скорее по инерции, все еще часто называют поэмой и присоединяют к поэме. Но самая по объему маленькая из пушкинских «поэм», она среди них и самая большая. Кажется,…смотреть целиком
    Краткий анализ поэмы Пушкина «Медный всадник»
    «Медный всадник» (1833) был создан спустя пять лет после «Полтавы». За это время взгляд Пушкина на Петра и смысл его деятельности во многом углубился. «В «Полтаве» был один герой — Петр. Другие исторические персонажи — Мазепа, Карл XII — в идейно-эстетическом…смотреть целиком
    Поэма «Медный всадник»
    Поэма «Медный всадник» была написана Пушкиным в 1833 году. В ней Пушкин впервые в русской литературе противопоставил государство, олицетворенное в лице Петра I, и человека с его личными и частными интересами и переживаниями. Реформы Петра I в русской…смотреть целиком
    Медный Всадник. Два героя
    Суть кнфл м/д гос. властью и частным челом. Поэма “Медный всадник” была написана в 1833 году. В ней Пушкин в обобщённой образной форме противопос-тавляет две силы – государство, олицетворённое в Петре I (а затем в символическом образе ожившего…смотреть целиком
    В чем смысл противопоставления Петра I и «бедного» Евгения в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
    В центре повествования поэмы образы Петра I и дворянина Евгения. В «Медном всаднике» Петр показан не как живой деятель русского исторического процесса, а как памятник, «кумир на бронзовом коне». Поэт не раз отмечает непреодолимую мощь Петра. Среди всеобщего…смотреть целиком
    Евгений
    Евгений. Изо всего, что сказано о Петре Великом нельзя составить его определённого облика: всё расплывается во что-то громадное, ужасное, безмерное. Нет облика и у бедного Евгения, который теряется в серой, безликой массе ему подобных столичных граждан.
    …смотреть целиком

  3. «На берегу пустынных волн
    Стоял он, дум великих полн…»
    А.С. Пушкин «Медный всадник»
    В 1833 году впервые была опубликована поэма А.С. Пушкина «Медный всадник». Это произведение насчитывает 481 стих и включает в себя огромное количество ярких и высокопоэтичных эпизодов, величественных образов и живых картин, предстающих перед глазами читателя. Пушкин органично сочетает множество жанров и стилей, мотивов, художественных и композиционных приемов. Это одно из глубочайших и смелых произведений поэта, в котором он противопоставляет императора Петра Великого, символизирующий государство, и простого работящего человека, его обыденные проблемы, устремления и волнения.
    «Медный всадник» отличается от других произведений этого жанра – в том числе и от поэм Пушкина – необычайной гибкостью стиха, разнообразием стилистических приемов, где торжественность стихотворной формы сменяется простотой повседневной речи, звучащей здесь не менее поэтично. Повторение одних и тех же слов, выражений и образов придает поэме определенную музыкальность.
    Произведение можно отнести к таким литературным жанрам, как поэма, ода, утопия, антиутопия, повесть.
    Петр I во время войны со шведами приказывает построить на отвоеванной территории, на Неве, на «мшистых, топких берегах» новую столицу, которая будет поражать всех своей красотой и величием, Петроград, «полнощных стран красу и диво». Петр мечтает о том, что этот город вскоре станет культурным центром России, всей Европы. Здесь должны будут проходить судоходные торговые пути, «сюда по новым их волнам все флаги в гости будут к нам».
    Евгений – обычный русский парень, не выделяющийся из общей серой массы представитель обедневшего дворянства. Пушкин пишет о Евгении, что он «…молод и здоров, трудится день и ночь готов». Евгений работает и мечтает. Мечтает о том, что однажды заработает на дом, куда сможет привести свою невесту Парашу, и где они станут жить счастливо вдвоем.
    Однако его мечте не суждено было сбыться: во время очередного наводнения — постоянного спутника строительства Петербурга, Параша погибает. Несчастный Евгений сходит с ума.
    Именно трагическая судьба простого человека, простого рабочего, повинного исполнять работу во имя государя стала центральным сюжетом поэмы. И именно на государя, на Петра возлагает Евгений ответственность за гибель своей возлюбленной.
    Стихия взбунтовала против человека, возжелавшего ее покорить, она не желала сдаваться. Но и Петр не желал отступать. В этом обезумевший Евгений обвинил его стоя у подножия Медного всадника, воздвигнутого в честь царя, спустя месяцы бездумного блуждания.
    В какой-то момент Евгению чудится, что всадник ожил, его лицо повернулось к юноше, и государь гневно смотрит на него. Евгений бежит прочь – а за собой он слышит топот медных копыт. Погоня длится всю ночь. Всю ночь обезумевший Евгений мечется по опустевшему городу. И всю ночь всадник мчится за ним на своем медном коне.
    Жизнь Евгения не закончилась в ту ночь: он продолжает жить и трудится, селится в отдаленном домике. Но его разум никогда не восстановится: проходя мимо памятника Петру Великому, пишет Пушкин, каждый раз молодой человек снимает свой картуз в знак приветствия, вспоминая ту страшную ночь, когда они носились по Петербургу.
    Умирает Евгений так же, как умерла и Параша: случилось наводнение, и маленький ветхий домик, где автор поселил своего героя, сносит потоком. Спустя время руины дома убирают. На пороге дома рабочие находят мертвого Евгения – и хоронят тут же.
    Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» пронизана глубокой трагичностью. Высокий, патетический слог вступления, торжественность и поэтичность «скачки» по городу в кульминации сюжета сменяются скупостью повествования, подчеркивающей тяжкую обыденность смерти ни в чем не повинного Евгения.
    Никакого эпилога. Смерть героя обрывает рассказ, как будто автор говорит нам: что на этом все, и дальше и говорить не о чем. Никаких выводов и никакой морали. Пушкин не принимает чьей-либо стороны. Он избегает оценивать решения Петра, не осуждает и не оправдывает обезумевшего юношу. Не будем делать этого и мы. Ведь не может политика государства блюсти интересы только одного человека. Но и Петра не должно принимать абсолютно правым.

  4. В 1833-ьем году Александр Сергеевич Пушкин написал поэму «Медный всадник». Главными героями этого произведения стали молодой человек по имени Евгений и медный памятник всаднику. Поэт пишет в поэме об этом памятнике, как о живом, олицетворяя его образ. Медный Всадник имеет свои мысли и чувства. В поэме «Медный всадник» Пушкин при помощи памятника символизировал образ Петра Первого, который в своё время построил славный город Петербург. Пётр Первый уделял очень много внимания просвещению и образованию в России, он прорубил окно в Европу.
    Первая часть поэмы Пушкина «Медный всадник» начинается с описания Петербурга. Над городом властвует осень. В этом городе, осыпанном пожелтевшей листвой, проживает нищий, но трудолюбивый молодой человек по имени Евгений. Однажды, погожим осенним деньком главный герой произведения отправляется домой. По пути он думает о своей любимой девушке – Параше. Евгений и Параша не виделись несколько дней, молодой человек тоскует и скучает по своей любимой.
    Когда ночью, придя домой, он ложится спать, начинается наводнение. Весь город охвачен паникой. Главный герой поэмы «Медный всадник» спасается чудом, забравшись на памятник льву. Он очень обеспокоен судьбой своей любимой девушки Параши, которая в эти минуты находится в большой опасности.
    Во второй части поэмы Пушкина «Медный всадник», автор рассказывает о последствиях этого ужасного наводнения. Евгений мчится к дому своей возлюбленной, и перед его глазами встаёт страшная картина – весь дом разрушен, Параши нигде нет. Он впадает в сильнейшее отчаяние, им овладевает истерика, и Евгений заводится в диком хохоте. Уйдя оттуда, главный герой встречает на своём пути памятник Медный всадник. Ему начинает казаться, что этот памятник бежит за ним. В скором времени Евгений умирает.
    Мне очень понравилась поэма «Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина.

  5. В центре повествования поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» образы Петра I и дворянина Евгения.
    Во вступлении к поэме мы можем видеть Петра-реформатора, «полного великих дум», который сумел покорить стихию и построить великий город Петербург, затмивший даже Москву. Петербург был великолепен и прекрасен для людей высшего света, но он часто губил людей, не обличенных властью и не имевших достатка. Так и все реформы Петра были направлены на улучшение жизни знати. Простого человека они не затрагивали, а то и вовсе могли погубить.
    Далее в поэме Пушкин уже показывает Петра I не как живого человека, историческую личность, а как памятник, «кумир на бронзовом коне». Поэт отмечает непреодолимую мощь Петра. Он находится в непоколебимой вышине: его не могут испугать бушующая Нева, порывы ветра, горами встающие волны.
    Евгений — бедный дворянин, живет на окраине старого Петербурга, в Коломне, где-то служит и не думает о своих знатных предках. Он вечно испытывает нужду и лишь мечтает об удобном местечке да о женитьбе на такой же бедной девушке, как он сам. Его мечты — мечты самого обыкновенного человека о семье, доме, работе. Герой надеется, что «кое-как себе устроит / Приют смиренный и простой / И в нем Парашу успокоит». Но наводнение разрушает мечты Евгения, смыв домик его невесты. Причину своего несчастья Евгений видит в «роковой воле» того, кто основал город на «топи блат».
    В поэме «Медный всадник» Пушкин в образной форме противопоставляет государство, олицетворенное Петром I и обычного человека с его желаниями и потребностями. Вот почему, в финальной сцене он изобразил фантастическую погоню Медного всадника за несчастным безумцем Евгением. Пушкин показал нам, что «правда» человеческая не менее важна, чем «правда» власти.

  6. Александр Сергеевич Пушкин – великий человек, достояние России и всего мира. Свое превосходство и мастерство он неоднократно демонстрировал в различных
    литературных жанрах. Поэма “Медный всадник” не является исключением. Небольшая по размеру, она несет в себе глубокий смысл, психологизм, настроение, нерв.
    Ей присущ, помимо исторического, также и социально-философский аспект.
    Основу поэмы составляют две образных линии: первая принадлежит памятнику Петру I (“Медный всадник”), а вторая молодому человеку по имени Евгений. Что
    касается образа царя, то Петр I (Медный всадник) предстает в поэме в двух противоположных ипостасях. Говоря точнее, автор показывает читателям великого
    человека, прорубившего “окно в Европу”. Человека, поднявшего с колен и выведшего Россию на мировую арену из “тьмы лесов и топи блат”.
    Отсель грозить мы будем шведу,
    Здесь будет город заложен…
    Природой здесь нам суждено
    В Европу прорубить окно,
    Ногою твердой стать при море.
    Сюда по новым им волнам
    Все флаги в гости будут к нам.
    С другой стороны, Александру Сергеевичу удалось мастерски показать все беспощадную жестокость преобразований Петра I, которые весьма плачевно и дорого
    обошлись народу. Безусловно, одной из ключевых проблем считается заложение города на воде, точнее, в устье Невы и на побережье Финского залива.
    Что касается Евгения, то автор показывает нам бедного, но весьма трудолюбивого молодого человека. Возвратившись домой, он думает о своей возлюбленной
    Параше, с которой не виделся несколько дней. Евгений размышляет, а не жениться ли ему? Не начать ли взрослую жизнь.
    «Жениться? Мне? зачем же нет?
    Оно и тяжело, конечно;
    Но что ж, я молод и здоров,
    Трудиться день и ночь готов;
    Уж кое-как себе устрою
    Приют смиренный и простой
    И в нем Парашу успокою.
    Пройдет, быть может, год-другой —
    Местечко получу, Параше
    Препоручу семейство наше
    И воспитание ребят…
    И станем жить, и так до гроба
    Рука с рукой дойдем мы оба,
    И внуки нас похоронят…»
    К большому сожалению, у автора было свое мнение насчет дальнейшего продолжения поэмы. После страшного наводнения, которое случилось ночью, Евгению
    удалось найти спасение, взобравшись на мраморного льва, на котором он думал только о Параше. Примечательно то, как Пушкину удалось блестяще показать
    состояние прошедшей ночи…
    Обломки хижин, бревны, кровли,
    Товар запасливой торговли,
    Пожитки бледной нищеты,
    Грозой снесенные мосты,
    Гроба с размытого кладбища
    Плывут по улицам!
    Ключевым моментом в поэме являются события, которые начинают происходить после наводнения. Узнав о том, что возлюбленная Параша и ее мама погибли,
    Евгений теряет рассудок. При этом, автору на фоне разочарований Евгения удается блестяще показать состояние народа, пережившего наводнение.
    В порядок прежний всё вошло.
    Уже по улицам свободным
    С своим бесчувствием холодным
    Ходил народ. Чиновный люд,
    Покинув свой ночной приют,
    На службу шел. Торгаш отважный,
    Не унывая, открывал
    Невой ограбленный подвал,
    Сбираясь свой убыток важный
    На ближнем выместить. С дворов
    Свозили лодки.
    Евгению не удалось отойти от потрясения. Покинув дом, он начинает жить на пристани, питаться тем, что подадут. Со временем он направляется к Медному
    всаднику, в котором видит главную причину всех произошедших событий. Примечательно то, что Евгений не побоялся поставить себя наравне с Медным всадником.
    Обращаясь к памятнику Петра I, Евгений чувствует и осознает свою значимость, он уверен, что правда за ним. Увы, Пушкин рисует героя, сошедшего с ума,
    которому начинает казаться, что памятник начинает его преследовать, что топот копыт повсюду.
    Мгновенно гневом возгоря,
    Лицо тихонько обращалось…
    И он по площади пустой
    Бежит и слышит за собой —
    Как будто грома грохотанье —
    Тяжело-звонкое скаканье
    По потрясенной мостовой.
    И, озарен луною бледной,
    Простерши руку в вышине,
    За ним несется Всадник Медный
    На звонко-скачущем коне…
    В скором времени, Евгений старался как можно быстрее проходить мимо памятника, не замечая его.
    И с той поры, когда случалось
    Идти той площадью ему,
    В его лице изображалось
    Смятенье. К сердцу своему
    Он прижимал поспешно руку,
    Как бы его смиряя муку,
    Картуз изношенный сымал,
    Смущенных глаз не подымал
    И шел сторонкой.
    Остров малый…
    А чуть позже, Евгения не стало в общем.
    У порога
    Нашли безумца моего,
    И тут же хладный труп его
    Похоронили ради бога.
    Подводя итог, хочется отметить, что поэма “Медный всадник” является произведением для многочисленных споров и рассуждений. Одни защищают Петра I, его
    реформы и политическую деятельность, другие выступают категорически против. Александру Сергеевичу удалось показать Петра I с обеих сторон. Историю
    творит каждый из нас. Ошибки совершаем мы все.

  7. Суть кнфл м/д гос. властью и частным челом. Поэма “Медный всадник” была написана в 1833 году. В ней Пушкин в обобщённой образной форме противопос-тавляет две силы – государство, олицетворённое в Петре I (а затем в символическом образе ожившего памятника), и человека с его личными, частными переживаниями. С первых же строк вступления в поэме “Медный всадник” появляется образ Петра-реформатора, “полного великих дум”, которые гений Пушкина отчеканил в литые формулы истории: Здесь будет город заложён Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно… Вступление к “Медному всаднику”, этот гимн Петру и Петербургу, принадлежит к числу самых знаменитых произведений Пушкина. Но в этой поэме впервые поэт задумывается над тем, что с годами начинает беспокоить его все сильнее. Это противоречие “между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами”. В “Медном всаднике” есть Петр-самодержец. Он представлен не в каких-либо конкретных деяниях, а в символическом образе Медного всадника как олицетворения бесчеловечной государственности. Даже в тех строках, где Пушкин как будто бы славит дело Петра, уже слышна интонация тревоги: О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? “Железная узда” в знаменитом памятнике Петру превращается в окаменевшего, бесчувственного истукана, который, сорвавшись с места, преследует бедного обезумевшего Евгения: И во всю ночь безумец бедный, Куда стопы не обращал, За ним повсюду Всадник Медный С тяжелым топотом скакал. Медный всадник – это, конечно, не Петр, который “могущ и радостен, как бой”, который “весь, как божия гроза”. Медный всадник – это превращение Петра, которое произошло (с ним и его делом) за минувший век. Несомненно, главным для автора становится резкий контраст между вступлением и основной, сюжетной, повествовательной частью поэмы.
    Гранин в очерке “Два лика”. Через всю поэму, через весь её образный строй проходит двоение лиц, картин, смыслов: два Петра (Петр живой, мыслящий, “мощный властелин судьбы” – и его превращение, Медный всадник, застывшее изваяние), два Евгения (мелкий чиновник, бедный, забитый, униженный властью, – и безумец, поднявший руку на “строителя чудотворного”), две Невы (украшение города, “державное течение” – и главная угроза городу и жизни людей), два Петербурга (“Петра творенье”, “юный град” – и город углов и подвалов бедноты, город-убийца). В этом двоении образного строя и заключена не только главная композиционная, но и главная философская мысль Пушкина – мысль о человеке, его самоценности, будь то Петр I или Евгений. Медный всадник противостоит и живому Петру I как его трагическое превращение, и Евгению как символ бездушной государственности. Как пишет Гранин, “П-н с Петром против М-ого в-ка и с Е-ем против М-ого в-ка”. Евгений – это ещё один герой поэмы АСП “Медный всадник”, мелкий петербургский чиновник. В поэме не указаны ни его фамилия, ни возраст, ни чин, ни место службы, ничего не говорится о его прошлом, внешности, чертах характера. На этом фоне довольно многозначителен намёк на аристократи-ческое происхождение Евгения, как и само его имя (Евгений – “благородный” в переводе с греческого), напоминающее о петербургском аристократе Евгении Онегине. Несомненен глубокий художественный смысл подобных умолчаний. Лишив Евгения индивидуаль-ных примет, автор превращает его в человека толпы – заурядного, “каких встречаем всюду тьму”. Но та же обезличенность открывает возможности символического укрупнения образа мелкого чиновника, вырастающего в некий сверхтип-аналог символической фигуры “Медного всадника”. На этом противоречии и строится сюжет поэмы. Социальное и нравственное ничто-жество Евгения чётко выявлено уже в начале 1-ой части поэмы.
    Намечающаяся в его мечтах перспектива “мещанского счастья” должна как бы закрепить связь героя с разночинной средой. Но в экстремальной, критической ситуации -разыгравшейся стихии и принесённых ею несчастий – Евгений словно пробуждается ото сна и сбрасывает с себя личину “ничтожества”. И если в начале поэмы подчёркнута несоизмеримость личности Петра I, поглощенного мыслью о судьбах России, и Евгения, с его убогими планами личного благополучия, то уже в конце первой части дистанция между ними резко сокращается. Забывший о собственной безопасности, охваченный тревогой за судьбу близких, Евгений нравственно вырастает в глазах читателя, вызывает его сочувствие. Герой становится олицетворением несчастных и обездоленных людей-жертв наводнения. И это возвышение Евгения закреплено в символическом рисунке поэмы. Сидя среди бушующих волн “на звере мраморном верхом”, в классической наполеоновской позе (“руки сжав крестом”) позади бронзового монумента, герой становится в этот миг как бы подобием великана Петра, отчасти уравнивается с ним в масштабах. Затем уже во 2-ой части Евгений совершает героический поступок, отправившись в лодке “чрез волны страшные” к ветхому домику “у самого залива” – жилищу своей невесты Параши. Потрясение его при виде катастрофы таково, что он сходит с ума. Наконец в кульминации поэмы, в момент когда “прояснились в нём страшно мысли”, герой, “злобно задрожав”, обращается с прямой угрозой к Медному всаднику -“державцу полумира”. И эта мятежная вспышка вновь сталкивает и уравнивает – пусть на мгновение – Евгения и Петра I. Таким образом, в своей поэме “Медный всадник” Пушкин показывает конфликт между государством и частной личностью и отмечает, что этот конфликт неразрешим.

    Похожие сочинения

    Медный всадник Петербурга

  8. Сочинение: “Медный Всадник”: два героя
    “Медный
    Всадник”: два героя.

    Поэма
    “Медный всадник” была написана в 1833 году. В ней Пушкин в обобщённой
    образной форме противопоставляет государство, олицетворённое в Петре I (а затем
    в символическом образе ожившего памятника), и человека с его личными, частными
    переживаниями.
    С первых же
    строк вступления в поэме “Медный всадник” появляется образ
    Петра-реформатора, “полного великих дум”, которые гений Пушкина
    отчеканил в литые формулы истории: Здесь будет город заложён Назло надменному
    соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно… Вступление к
    “Медному всаднику”, этот гимн Петру и Петербургу, принадлежит к числу
    самых знаменитых произведений Пушкина. Но в этой поэме впервые поэт задумывается
    над тем, что с годами начинает беспокоить его все сильнее. Это противоречие
    “между государственными учреждениями Петра Великого и временными его
    указами”.
    В “Медном
    всаднике” есть Петр-самодержец. Он представлен не в каких-либо конкретных
    деяниях, а в символическом образе Медного всадника как олицетворения
    бесчеловечной государственности. Даже в тех строках, где Пушкин как будто бы
    славит дело Петра, уже слышна интонация тревоги: О мощный властелин судьбы! Не
    так ли ты над самой бездной На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?
    “Железная узда” в знаменитом памятнике Петру превращается в
    окаменевшего, бесчувственного истукана, который, сорвавшись с места, преследует
    бедного обезумевшего Евгения: И во всю ночь безумец бедный, Куда стопы не
    обращал, За ним повсюду Всадник Медный С тяжелым топотом скакал. Медный всадник
    это, конечно, не Петр, который “могущ и радостен, как бой”, который
    “весь, как божия гроза”. Медный всадник это превращение Петра,
    которое произошло (с ним и его делом) за минувший век. Несомненно, главным для
    автора становится резкий контраст между вступлением и основной, сюжетной,
    повествовательной частью поэмы.
    Зачем же нужен
    этот контраст? Какова его смысловая нагрузка? На этот вопрос удивительно точно
    ответил Д. Гранин в очерке “Два лика”. Через всю поэму, через весь её
    образный строй проходит двоение лиц, картин, смыслов: два Петра (Петр живой,
    мыслящий, “мощный властелин судьбы” и его превращение, Медный
    всадник, застывшее изваяние), два Евгения (мелкий чиновник, бедный, забитый,
    униженный властью, и безумец, поднявший руку на “строителя
    чудотворного”), две Невы (украшение города, “державное течение”
    и главная угроза городу и жизни людей), два Петербурга (“Петра
    творенье”, “юный град” и город углов и подвалов бедноты,
    город-убийца). В этом двоении образного строя и заключена не только главная
    композиционная, но и главная философская мысль Пушкина мысль о человеке, его
    самоценности, будь то Петр I или Евгений. Медный всадник противостоит и живому
    Петру I как его трагическое превращение, и Евгению как символ бездушной
    государственности. Как пишет Гранин, “П-н с Петром против М-ого в-ка и с
    Е-ем против М-ого в-ка”. Евгений это ещё один герой поэмы АСП “Медный
    всадник”, мелкий петербургский чиновник. В поэме не указаны ни его
    фамилия, ни возраст, ни чин, ни место службы, ничего не говорится о его
    прошлом, внешности, чертах характера. На этом фоне довольно многозначителен
    намёк на аристократическое происхождение Евгения, как и само его имя (Евгений
    “благородный” в переводе с греческого), напоминающее о петербургском
    аристократе Евгении Онегине.
    Несомненен
    глубокий художественный смысл подобных умолчаний. Лишив Евгения индивидуальных
    примет, автор превращает его в человека толпы заурядного, “каких встречаем
    всюду тьму”. Но та же обезличенность открывает возможности символического
    укрупнения образа мелкого чиновника, вырастающего в некий сверхтип-аналог
    символической фигуры “Медного всадника”. На этом противоречии и
    строится сюжет поэмы. Социальное и нравственное ничтожество Евгения чётко выявлено
    уже в начале 1-ой части поэмы. Это дворянин, вконец, кажется, забывший о
    прошлом, превратившийся в мещанина не только по своему достатку, но и по образу
    жизни, по своим идеалам. Намечающаяся в его мечтах перспектива “мещанского
    счастья” должна как бы закрепить связь героя с разночинной средой. Но в
    экстремальной, критической ситуации -разыгравшейся стихии и принесённых ею
    несчастий Евгений словно пробуждается ото сна и сбрасывает с себя личину
    “ничтожества”.
    И если в начале
    поэмы подчёркнута несоизмеримость личности Петра I, поглощенного мыслью о
    судьбах России, и Евгения, с его убогими планами личного благополучия, то уже в
    конце первой части дистанция между ними резко сокращается. Забывший о
    собственной безопасности, охваченный тревогой за судьбу близких, Евгений
    нравственно вырастает в глазах читателя, вызывает его сочувствие. Герой
    становится олицетворением несчастных и обездоленных людей-жертв наводнения. И
    это возвышение Евгения закреплено в символическом рисунке поэмы. Сидя среди
    бушующих волн “на звере мраморном верхом”, в классической
    наполеоновской позе (“руки сжав крестом”) позади бронзового
    монумента, герой становится в этот миг как бы подобием великана Петра, отчасти
    уравнивается с ним в масштабах.
    Затем уже во
    2-ой части Евгений совершает героический поступок, отправившись в лодке
    “чрез волны страшные” к ветхому домику “у самого залива”
    жилищу своей невесты Параши. Потрясение его при виде катастрофы таково, что он
    сходит с ума. Наконец в кульминации поэмы, в момент когда “прояснились в
    нём страшно мысли”, герой, “злобно задрожав”, обращается с
    прямой угрозой к Медному всаднику -“державцу полумира”. И эта
    мятежная вспышка вновь сталкивает и уравнивает пусть на мгновение Евгения и
    Петра I. Таким образом, в своей поэме “Медный всадник” Пушкин
    показывает конфликт между государством и частной личностью и отмечает, что этот
    конфликт неразрешим.
    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

    Информационная Библиотека
    для Вас!

  9. Поэма “Медный всадник” была написана в 1833 году. В ней Пушкин в обобщённой образной форме противопоставляет государство, олицетворённое в Петре I (а затем в символическом образе ожившего памятника), и человека с его личными, частными переживаниями.
    С первых же строк вступления в поэме “Медный всадник” появляется образ Петра-реформатора, “полного великих дум”, которые гений Пушкина отчеканил в литые формулы истории: Здесь будет город заложён Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно… Вступление к “Медному всаднику”, этот гимн Петру и Петербургу, принадлежит к числу самых знаменитых произведений Пушкина. Но в этой поэме впервые поэт задумывается над тем, что с годами начинает беспокоить его все сильнее. Это противоречие “между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами”.
    В “Медном всаднике” есть Петр-самодержец. Он представлен не в каких-либо конкретных деяниях, а в символическом образе Медного всадника как олицетворения бесчеловечной государственности. Даже в тех строках, где Пушкин как будто бы славит дело Петра, уже слышна интонация тревоги: О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? “Железная узда” в знаменитом памятнике Петру превращается в окаменевшего, бесчувственного истукана, который, сорвавшись с места, преследует бедного обезумевшего Евгения: И во всю ночь безумец бедный, Куда стопы не обращал, За ним повсюду Всадник Медный С тяжелым топотом скакал. Медный всадник это, конечно, не Петр, который “могущ и радостен, как бой”, который “весь, как божия гроза”. Медный всадник это превращение Петра, которое произошло (с ним и его делом) за минувший век. Несомненно, главным для автора становится резкий контраст между вступлением и основной, сюжетной, повествовательной частью поэмы.
    Зачем же нужен этот контраст? Какова его смысловая нагрузка? На этот вопрос удивительно точно ответил Д. Гранин в очерке “Два лика”. Через всю поэму, через весь её образный строй проходит двоение лиц, картин, смыслов: два Петра (Петр живой, мыслящий, “мощный властелин судьбы” и его превращение, Медный всадник, застывшее изваяние), два Евгения (мелкий чиновник, бедный, забитый, униженный властью, и безумец, поднявший руку на “строителя чудотворного”), две Невы (украшение города, “державное течение” и главная угроза городу и жизни людей), два Петербурга (“Петра творенье”, “юный град” и город углов и подвалов бедноты, город-убийца). В этом двоении образного строя и заключена не только главная композиционная, но и главная философская мысль Пушкина мысль о человеке, его самоценности, будь то Петр I или Евгений. Медный всадник противостоит и живому Петру I как его трагическое превращение, и Евгению как символ бездушной государственности. Как пишет Гранин, “П-н с Петром против М-ого в-ка и с Е-ем против М-ого в-ка”. Евгений это ещё один герой поэмы АСП “Медный всадник”, мелкий петербургский чиновник. В поэме не указаны ни его фамилия, ни возраст, ни чин, ни место службы, ничего не говорится о его прошлом, внешности, чертах характера. На этом фоне довольно многозначителен намёк на аристократическое происхождение Евгения, как и само его имя (Евгений “благородный” в переводе с греческого), напоминающее о петербургском аристократе Евгении Онегине.
    Несомненен глубокий художественный смысл подобных умолчаний. Лишив Евгения индивидуальных примет, автор превращает его в человека толпы заурядного, “каких встречаем всюду тьму”. Но та же обезличенность открывает возможности символического укрупнения образа мелкого чиновника, вырастающего в некий сверхтип-аналог символической фигуры “Медного всадника”. На этом противоречии и строится сюжет поэмы. Социальное и нравственное ничтожество Евгения чётко выявлено уже в начале 1-ой части поэмы. Это дворянин, вконец, кажется, забывший о прошлом, превратившийся в мещанина не только по своему достатку, но и по образу жизни, по своим идеалам. Намечающаяся в его мечтах перспектива “мещанского счастья” должна как бы закрепить связь героя с разночинной средой. Но в экстремальной, критической ситуации -разыгравшейся стихии и принесённых ею несчастий Евгений словно пробуждается ото сна и сбрасывает с себя личину “ничтожества”.
    И если в начале поэмы подчёркнута несоизмеримость личности Петра I, поглощенного мыслью о судьбах России, и Евгения, с его убогими планами личного благополучия, то уже в конце первой части дистанция между ними резко сокращается. Забывший о собственной безопасности, охваченный тревогой за судьбу близких, Евгений нравственно вырастает в глазах читателя, вызывает его сочувствие. Герой становится олицетворением несчастных и обездоленных людей-жертв наводнения. И это возвышение Евгения закреплено в символическом рисунке поэмы. Сидя среди бушующих волн “на звере мраморном верхом”, в классической наполеоновской позе (“руки сжав крестом”) позади бронзового монумента, герой становится в этот миг как бы подобием великана Петра, отчасти уравнивается с ним в масштабах.
    Затем уже во 2-ой части Евгений совершает героический поступок, отправившись в лодке “чрез волны страшные” к ветхому домику “у самого залива” жилищу своей невесты Параши. Потрясение его при виде катастрофы таково, что он сходит с ума. Наконец в кульминации поэмы, в момент когда “прояснились в нём страшно мысли”, герой, “злобно задрожав”, обращается с прямой угрозой к Медному всаднику -“державцу полумира”. И эта мятежная вспышка вновь сталкивает и уравнивает пусть на мгновение Евгения и Петра I. Таким образом, в своей поэме “Медный всадник” Пушкин показывает конфликт между государством и частной личностью и отмечает, что этот конфликт неразрешим.

    Похожие сочинения

    Трагедия маленького человека в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»

  10. Александр Сергеевич Пушкин – великий человек, достояние России и всего мира. Свое превосходство и мастерство он неоднократно демонстрировал в различных
    литературных жанрах. Поэма “Медный всадник” не является исключением. Небольшая по размеру, она несет в себе глубокий смысл, психологизм, настроение, нерв.
    Ей присущ, помимо исторического, также и социально-философский аспект.
    Основу поэмы составляют две образных линии: первая принадлежит памятнику Петру I (“Медный всадник”), а вторая молодому человеку по имени Евгений. Что
    касается образа царя, то Петр I (Медный всадник) предстает в поэме в двух противоположных ипостасях. Говоря точнее, автор показывает читателям великого
    человека, прорубившего “окно в Европу”. Человека, поднявшего с колен и выведшего Россию на мировую арену из “тьмы лесов и топи блат”.
    Отсель грозить мы будем шведу,
    Здесь будет город заложен…
    Природой здесь нам суждено
    В Европу прорубить окно,
    Ногою твердой стать при море.
    Сюда по новым им волнам
    Все флаги в гости будут к нам.
    С другой стороны, Александру Сергеевичу удалось мастерски показать все беспощадную жестокость преобразований Петра I, которые весьма плачевно и дорого
    обошлись народу. Безусловно, одной из ключевых проблем считается заложение города на воде, точнее, в устье Невы и на побережье Финского залива.
    Что касается Евгения, то автор показывает нам бедного, но весьма трудолюбивого молодого человека. Возвратившись домой, он думает о своей возлюбленной
    Параше, с которой не виделся несколько дней. Евгений размышляет, а не жениться ли ему? Не начать ли взрослую жизнь.
    «Жениться? Мне? зачем же нет?
    Оно и тяжело, конечно;
    Но что ж, я молод и здоров,
    Трудиться день и ночь готов;
    Уж кое-как себе устрою
    Приют смиренный и простой
    И в нем Парашу успокою.
    Пройдет, быть может, год-другой —
    Местечко получу, Параше
    Препоручу семейство наше
    И воспитание ребят…
    И станем жить, и так до гроба
    Рука с рукой дойдем мы оба,
    И внуки нас похоронят…»
    К большому сожалению, у автора было свое мнение насчет дальнейшего продолжения поэмы. После страшного наводнения, которое случилось ночью, Евгению
    удалось найти спасение, взобравшись на мраморного льва, на котором он думал только о Параше. Примечательно то, как Пушкину удалось блестяще показать
    состояние прошедшей ночи…
    Обломки хижин, бревны, кровли,
    Товар запасливой торговли,
    Пожитки бледной нищеты,
    Грозой снесенные мосты,
    Гроба с размытого кладбища
    Плывут по улицам!
    Ключевым моментом в поэме являются события, которые начинают происходить после наводнения. Узнав о том, что возлюбленная Параша и ее мама погибли,
    Евгений теряет рассудок. При этом, автору на фоне разочарований Евгения удается блестяще показать состояние народа, пережившего наводнение.
    В порядок прежний всё вошло.
    Уже по улицам свободным
    С своим бесчувствием холодным
    Ходил народ. Чиновный люд,
    Покинув свой ночной приют,
    На службу шел. Торгаш отважный,
    Не унывая, открывал
    Невой ограбленный подвал,
    Сбираясь свой убыток важный
    На ближнем выместить. С дворов
    Свозили лодки.
    Евгению не удалось отойти от потрясения. Покинув дом, он начинает жить на пристани, питаться тем, что подадут. Со временем он направляется к Медному
    всаднику, в котором видит главную причину всех произошедших событий. Примечательно то, что Евгений не побоялся поставить себя наравне с Медным всадником.
    Обращаясь к памятнику Петра I, Евгений чувствует и осознает свою значимость, он уверен, что правда за ним. Увы, Пушкин рисует героя, сошедшего с ума,
    которому начинает казаться, что памятник начинает его преследовать, что топот копыт повсюду.
    Мгновенно гневом возгоря,
    Лицо тихонько обращалось…
    И он по площади пустой
    Бежит и слышит за собой —
    Как будто грома грохотанье —
    Тяжело-звонкое скаканье
    По потрясенной мостовой.
    И, озарен луною бледной,
    Простерши руку в вышине,
    За ним несется Всадник Медный
    На звонко-скачущем коне…
    В скором времени, Евгений старался как можно быстрее проходить мимо памятника, не замечая его.
    И с той поры, когда случалось
    Идти той площадью ему,
    В его лице изображалось
    Смятенье. К сердцу своему
    Он прижимал поспешно руку,
    Как бы его смиряя муку,
    Картуз изношенный сымал,
    Смущенных глаз не подымал
    И шел сторонкой.
    Остров малый…
    А чуть позже, Евгения не стало в общем.
    У порога
    Нашли безумца моего,
    И тут же хладный труп его
    Похоронили ради бога.
    Подводя итог, хочется отметить, что поэма “Медный всадник” является произведением для многочисленных споров и рассуждений. Одни защищают Петра I, его
    реформы и политическую деятельность, другие выступают категорически против. Александру Сергеевичу удалось показать Петра I с обеих сторон. Историю
    творит каждый из нас. Ошибки совершаем мы все.

    Похожие сочинения

    Трагедия маленького человека в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»

  11. Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» была написана в 1833 году. В ней поэт затрагивает тему взаимоотношений простого человека и власти. Он использует прием символического противопоставления Петра I (великого преобразователя России, основателя Петербурга) и Медного всадника — памятника Петру I (олицетворения самодержавия, бессмысленной и жестокой силы). Тем самым поэт подчеркивает мысль, что безраздельная власть одного, даже выдающегося человека не может быть справедливой. Великие деяния Петра совершались на благо государства, но часто были жестокими по отношению к народу, к отдельной личности. Пушкин, признавая величие Петра, отстаивает право каждого человека на личное счастье. Столкновение «маленького человека» — бедного чиновника Евгения — с неограниченной властью государства заканчивается поражением Евгения. Автор сочувствует герою, но понимает, что бунт одиночки против «мощного властелина судьбы» безумен и безнадежен. Побеждает бездушный Медный всадник. Но его победа над Евгением — это победа силы, а не справедливости. Конфликт между государством и личностью неразрешим. Поэтому и вопрос о будущем Русского государства остается открытым: «Куда ты скачешь, гордый конь?..»
    «Воля героя и восстание первобытной стихии в природе — наводнение, бушующее у подножия Медного всадника; воля героя и такое же восстание первобытной стихии в сердце человеческом — вызов, брошенный в лицо герою одним из бесчисленных, обреченных на погибель этой волей, — вот смысл поэмы» (Дм. Мережковский).

  12. Поэма Медный всадник была написана в 1833 году, однако при жизни Пушкина ее так и не напечатали, поскольку император запретил. Существует мнение, что Медный всадник должен был стать лишь началом задуманного Пушкиным длинного произведения, однако точных свидетельств на этот счет нет.
    Эта поэма очень похожа на Полтаву, главные ее темы – Россия и Петр Первый. Однако она глубже, выразительнее. Пушкин активно использует такие литературные приемы, как гипербола и гротеск (ожившая статуя тому яркий пример). Поэма наполнена типично петербургскими символами: статуи львов, памятник Петру, дождь и ветер в осеннем городе, наводнения на Неве…
    Здесь больше, чем в других поэмах, используется яркая эмоциональная лексика, благодаря которой читатель и понимает, что именно происходит в душах у несчастных героев.

    Образы в поэме «Медный всадник»

    Во вступлении к поэме говорится об императоре Петре: он строил Петербург, не думая о простых людях, не думая о том, что жизнь в городе на болоте может быть опасной… Но для императора важнее было величие России.
    Главный герой поэмы – юноша по имени Евгений, чиновник. Он немного хочет: всего лишь спокойно жить своей обычной жизнью… У него есть невеста – Параша, простая девушка. Но счастье не свершается: они становятся жертвами петербургского наводнения 1824 года. Невеста погибает, а самому Евгению удается спастись, забравшись на одного из петербургских львов. Но, хоть он и выжил, после гибели невесты Евгений сходит с ума.
    Его безумие вызвано осознанием собственного бессилия перед стихией, свершившейся в Петербурге. Он начинает гневаться на императора, допустившего в городе своего имени такие беды. И тем самым гневит Петра: в одну прекрасную ночь, когда он подходит к памятнику императору, ему мерещится, что Медный всадник (конная статуя Петра Первого на Сенатской площади) сходит со своего постамента и гоняется за ним всю ночь по улицам Петербурга. После такого шока Евгений не выдерживает – потрясение оказалсь слишком сильным, в конце концов бедняга умер.
    В этой поэме Пушкин сравнивает две правды: правду Евгения, частного человека, и правду Петра – государственную. По сути, вся поэма – это их неравный конфликт. С одной строны, тут нельзя сделать однозначный вывод, кто прав: оба преследуют свои интересы, обе позиции имеют право на существование. Однако тот факт, что в итоге Евгений все-таки сдается (умирает), позволяет понять, что, по мнению самого Пушкина, прав Петр. Величие империи важнее трагедии маленьких людей. Частный человек обязан покоряться воле императора.
    Интересно, что помимо Петра, в поэме появляется и Александр Первый. Он смотрит на наводнение с дворцового балкона и понимает: с божьей стихией царям не совладать. Таким образом, Пушкин выстраивает иерархию: император выше простого человека, но бог выше императора.

    Нужна помощь в учебе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *