Сочинение на тему левитан

9 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: **всё будет за*бись!!!**

    Каждая пора года прекрасна по-своему: лето – это жаркое солнце и отдых, осень радует глаз золотыми деревьями, зима укрывает нас снежным одеялом и чувствуется приближение праздника, а весна…
    Я очень люблю весну! И это понятно, потому что весной пробуждается природа от зимнего сна, тепло и солнце, даже в небольшом количестве, находят приятный отклик в душе.
    Известный русский художник Исаак Левитан был пейзажистом. Среди его полотен много выдающихся работ и сегодня мы рассмотрим одну из них.
    Перед нами картина И.И. Левитана «Весна. Большая вода». Рассматривая эту картину, мы видим, что художник хотел передать нам весеннее настроение, свою любовь к природе. Краски на картине не яркие, чувствуется холод неба, и становится ясно, что это ранняя весна. Тонкие берёзки отражаются в реке, на деревьях мало листвы, но мы знаем, что как только пригреет солнышко — всё оденется в яркую зелень. Можно заметить, что деревушка и деревца затоплены водой. А это значит, что природная стихия неподвластна человеку. Закончится весенний паводок и места, которые были погружены в воду, покроются сочной травой.
    По оттенкам красок можно подумать, что это раннее утро. Автор запечатлел один момент весны, в котором всё застыло. Как будто со дня на день начнётся новый этап жизни, потому что весна – это начало.  Для многих людей это начало новых дел, хочется воплотить какую-то мечту в реальность. Чаще всего именно весной мы строим дальнейшие планы. Весной дышится легче, думается лучше, мысли свежее, а значит – всё должно получиться.
    Не зря про эту пору года существует множество пословиц и поговорок, что доказывает её важность:
    Весна – наш отец и наша мать, кто не посеет, тот не будет жать.
    Проспишь весной – заплачешь зимой.
    Сон на зиму отложи, дела в апреле сделать поспеши.
    На заднем плане картины мы видим небольшие домики. Возможно, жители небольшой деревушки, которая расположена за леском, приходят на берег речки, смотрят на воду и о чём-то мечтают… Еле заметная рябь на воде создаёт впечатление движения. Мне кажется, что лодочка оставлена на берегу каким-то рыбаком, и он должен вот-вот вернуться.
    Рассматривая внимательно эту картину, я думаю, что весна помогает нам объединить в одно целое красоту природы и наши душевные порывы, повысить духовные силы и достичь поставленной цели. Необходимо только, чтобы мысли человека были чистыми, добрыми, а мечты светлыми!

  2. Сочинение по картине «Март» Левитан

    На этом полотне художника предстает то время, когда во всем ощущается скорый приход весны. Это первый календарный весенний месяц – март. Еще лежат кругом сугробы снега, но безоблачная голубизна неба как бы говорит о том, что, хоть и не отступили еще совсем холода, но довольно скоро уже солнце будет пригревать намного сильнее. И уже пригревает понемногу.
    Один из таких ясных солнечных дней и запечатлел художник. На картине мы видим безоблачно-ясное небо. Кругом – сугробы. Видим и дорогу, на которой снег подтаял, но, скорее, не столько от солнечного тепла, сколько от того, что по ней, наверное, часто ездят.
    По правую сторону от нее стоит деревянный большой дом. Видна лишь его часть. Видно, что дом в два этажа. Перед входной дверью – крыльцо под козырьком, на котором лежит еще снег. Крышу дома видно частично.
    Неподалеку от крыльца, стоит на дороге лошадь, запряженная в небольшие санки. Снежные сугробы на картине со слегка серовато-голубым оттенком. Видны на них чьи-то следы и тени от деревьев. Красуются кругом березки. На одной из них, которая растет подле дома, висит скворечник, он в ожидании скорых весенних гостей. Не случайно, наверное, затесался он в этот пейзаж. Ведь глядя на него, сразу же думаешь о птицах, которые должны будут скоро вернуться после зимнего путешествия, возвещая приход весны. А березок много стоит возле дома и напротив – через дорогу.
    Дальше виднеется сосновый бор, в который ведет тропа, едва виднеющаяся на картине. Все пронизано солнечным светом. Погода этим мартовским днем стоит, как создается впечатление, довольно теплая для этого времени. С картины так и веет приближающейся весной. Вся природа в ожидании этих дней.
    Простота изображения того, что каждый постоянно наблюдает, очень живописна на картине Левитана. А яркость и солнечность используемых им цветов создает из этой, такой привычной и часто наблюдаемой картины, какой-то особый бодрящий настрой.

  3. ПЕЙЗАЖИ ЛЕВИТАНА

    Творчество талантливейшего русского художника-пейзажиста Исаака Левитана — одно из ярких, неповторимых явлений в истории миро­вой культуры. Признанный мастер «пейзажа на­строения», которому присущи богатство поэти­ческих ассоциаций, мажорность или скорбная одухотворенность образа, Левитан в своих рабо­тах стремился показать всю красоту, неповтори­мость, широту и безбрежность русской природы.
    В ранних произведениях художника, напи­санных скорее в повествовательно-описательном стиле, уделяется большое внимание деталям. В них часто прослеживается слегка скупой, сум­рачный колорит. Но уже в начале 1880-х годов под влиянием творчества своих учителей — Сав­расова и Поленова, художник переходит к рас­крытию тончайших состояний природы, тесно связанных с состоянием человеческой души, к дельности эмоционального образа. Работы И. Левитана порой напоминают маленькие лири­ческие новеллы с открытым концом. Автор слов­но предоставляет нам возможность домыслить, додумать продолжение его сюжета. Так, знаме­нитая картина «Осенний день. Сокольники», на­писанная в 1879 году, овеяна одновременно и теп­лотой золотой осени, и печалью, напоминающей саму русскую жизнь. Молодая женщина в чер­ных одеждах медленно ступает по вороху опав­шей листвы. Она совсем одна посреди осенней рощи, и это одиночество окутывает ее ощущени­ем спокойной грусти и глубокой задумчивости. За спиной женщины дорога уходит вдаль, слов­но унося с собой ее прошлое. Дорога впереди — неведомое будущее, которое манит ее и в то же время слегка страшит своей неизвестностью…
    «Осень на картинах Левитана очень разнооб­разна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно», — отмечал писатель Константин Паустовский. И действительно, кар­тины художника, посвященные осени, совершен­но не похожи между собой, индивидуальны: «Осенний день», «Октябрь (Осень)», «Осень. Усадьба», «Золотая осень», «Осенние листья»… Одно и то же время года предстает перед нами в различных, постоянно меняющихся состояниях. Как это похоже на состояние человека! Насколь­ко тонко ощущает художник эту связь между природой и миром людей!
    Почти во всех пейзажах Левитана присутству­ет знакомый и родной образ России. Несколько едва уловимых штрихов, особых оттенков, полу­тонов — и простой пейзажный мотив превраща­ется в обобщенный образ родины. Левитана оча­ровывало и вдохновляло величие волжских про­сторов, потому волжская тема на многие годы стала ведущей в его работах. Тишиной и удиви­тельным спокойствием веет с картины «Вечер на Волге» (1888). Величественная, могучая река со­единяется с небесной высью и словно продолжа­ется в горах и лесах необъятной России. Такие картины заставляют задуматься о жизни, о веч­ных вопросах, в любые времена волнующих че­ловечество.
    Состояние природы осмысливается автором как выражение тончайших движений человечес­кой души. Природа предстает поэтически преоб­раженной, одухотворенной незримым присут­ствием человека, ее образ навевает целую гамму душевных переживаний. Левитан написал на Волге целый ряд картин, таких как «Вечер. Зо­лотой плес», «После дождя. Плес», «Пасмурный день» и другие. Но, на мой взгляд, самый яркий образ великой русской реки запечатлен на полот­не «Свежий ветер» (1895). Ослепительно белые корабли, синяя вода, яркие солнечные блики, огромные баржи с товарами — все это создает радостное ощущение движения, жизни, напол­ненной трудом и смыслом.
    Произведения Левитана, такие как «Вечерний звон» (1892), «У омута» (1892), «Над вечным по­коем» (1893-1894) и многие другие, отражают понятные каждому человеку мысли, чувства и настроения. А здания храмов вносят в природу умиротворение или, напротив, тревогу, напоми­ная о бренности всего земного.
    Продолжая религиозную тему и вместе с тем обозначая свою гражданскую позицию, худож­ник создал в 1892 году знаменитую картину «Владимирка», где впервые ввел ставшую впослед­ствии одной из центральных в его творчестве тему дороги, ее влекущей вдаль силы. Широкая дорога, одинокая фигурка странника у придорожной иконки заставляют задуматься о величии человеческой души, о глобальности исторических событий, о предопределенности судьбы.
    Многие картины Левитана, как утверждаю настоящие ценители его творчества, по своим интонациям и настроениям близки к прозе Чехова. «Картины Левитана требуют медленного рассматривания, — утверждал К. Паустовский. — Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых ре и проселков». И это, вероятно, не случайно, так как в 1880-1890-е годы отношения художника с великим русским писателем стали особенно близкими и дружескими. И. Левитан восхищался творчеством А. П. Чехова, а писатель, в свою очередь, высоко ценил художественный дар пейзажиста: «Со мной живет Левитан, привезший… массу (штук 50) замечательных (по мнению знатоков) эскизов. Талант его растет не по дням, а по часам…» — писал Чехов одному из своих адресатов. Чувствуя родственную душу, способную понять его чувства и переживания, Левитан признавался Чехову: «Но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, покоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи».
    Пейзажи Левитана 1890-х годов отличает осо­бая цветовая насыщенность, прозрачность, чис­тота красок, внутренняя динамика. В эти годы мастер отбирает все более простые мотивы, при­давая им некое подобие будничного чуда. Так, при взгляде на картину «Март» (1895) ощущает­ся торжественный приход весны. Еще лежит на лужайке последний снег, еще деревья не одели веселый зеленый наряд, но солнце греет совсем по-весеннему и словно слышится близкое журча­ние ручьев и радостное пение птиц.
    Многие картины этого периода («Березовая роща», «Весна — большая вода», «Золотая осень») привлекают какой-то особой жизнерадо­стностью, «звонкостью» цвета, мажорными ин­тонациями. Этому же учил Левитан и своих уче­ников, будущих художников, советуя им не ог­раничиваться поисками удачной композиции, нужного колорита. Основной задачей пейзажис­та мастер считал создание образа, способного пе­редать жизнь природы.
    Часто Левитан привозил в мастерскую цветы. Он говорил своим ученикам, что цветы надо пи­сать так, чтобы от них пахло не красками, а цве­тами. «Полезно с натуры сделать два-три мазка, а остальное доделать дома, — советовал он. — За­поминать надо не отдельные предметы, а старать­ся схватить общее, то, в чем сказалась жизнь, гар­мония цветов».
    В дневнике Чехова есть лаконичная запись, помеченная декабрем 1896 года: «У Левитана расширение аорты. Носит на груди глину. Пре­восходные этюды и страстная жажда жизни ». Но в эти годы, нося на груди глину, художник напи­сал самые лучшие свои вещи — «Март», «Озеро в солнечный день», «Золотая осень».
    Последний, 1900 год был значительным и в то же время роковым в жизни Исаака Левитана. В этом году он написал едва ли не самое мажорное свое произведение — «Озеро. Русь», в котором создал великолепный монументально-эпический образ родной страны. Широкая гладь воды отра­жает облака, освещенные солнцем. На дальнем берегу раскинулись поля, деревушки, купола церквей. Все в картине пронизано ощущением счастья. Кажется, автор хотел сказать: «Это Русь, счастливая, свободная, какой она может быть и будет». В картине «Озеро. Русь» Левитан особен­но приближает чистый пейзаж к человеческой жизни. Радостный, полный солнечного света, воздуха пейзаж с торжественными просторами земли и неба кажется олицетворением празднич­ного дня в деревне.
    Пейзажи Исаака Левитана стали целой эпохой в истории мирового изобразительного искусства. В его видении природы удачно сочетались объек­тивное и личное, традиция и новаторство. Его Волга — раздольная река русских песен; во «Вла­димирке» узнается дорога ссыльных, широкий тоскливый тракт, где «колодников звонкие цепи взметают дорожную пыль»; при взгляде на таин­ственный омут («У омута») в памяти всплывают народные предания.
    Целую гамму разнообразных чувств и пережи­ваний вызывают картины «Март» или «Большая вода», с их голубыми звонами, физически ощу­тимым теплом солнца, морозной свежестью пос­леднего снега и тонкими березами в половодье! Думаю, что слова, сказанные И. Левитаном о кар­тине «Над вечным покоем»: «…в ней я весь со всей психикой, со всем моим содержанием», — можно смело отнести ко всему его творчеству.

  4. Сочинение по картине И.И. Левитана «Лесистый берег»

    Исаак Ильич Левитан черпал вдохновение для своих произведений из русской природы, окружающей его. Он смотрел на красоту российского пейзажа, и ему хотелось запечатлеть ее на холсте, чтобы еще множество людей смогло ее оценить. Одной из таких картин является «Лесистый берег».
    На этой картине я с первого взгляда не заметила ничего впечатляющего. Но чем больше всматриваюсь в изображенный пейзаж, тем больше замечаю различных мелочей, которые затрагивают мое сердце. Эта картина написана на контрастах – светлые краски контрастируют с темными, свет играет с тенью, низины с вершинами, а молодость со старостью.
    При взгляде на картину, прежде всего я вижу глубокую речку, которая в начале картины нарисована светло-голубой краской, а вдали она кажется уже практически черной от отражающегося в ней соснового леса. Эта река протекает между двух берегов. С одной стороны реки виднеется кусочек песчаного пляжа, на котором летним днем, наверняка, собирается много людей, которые хотят позагорать и искупаться в реке. А вот с другой стороны реки виднеется скалистый берег, где если и собираются для отдыха, то только самые смелые, которые любят рисковать и прыгать с обрыва в реку, чтобы доказать свою смелость.
    А на этом обрывистом скалистом берегу растут сосны и березы. Эти деревья сложились в настоящую стену, возвышающуюся над рекой. Они как будто специально растут над этим обрывом, чтобы в это опасное место никто не смог забрести по ошибке. Мне кажется, многие из этих деревьев пережили уже не одно столетие, но среди исполинских деревьев можно увидеть и совсем маленькие сосенки, которые появились еще совсем недавно. А в низине и вовсе уже нет деревьев, там остались лишь пни и коряги от тех сосен, которые были срублены.
    Мне кажется, эта картина призвана нам показать не только красоту нетронутой природы, но и преемственность поколений, которые сменяют постоянно сменяют друг дружку, поддерживая круговорот жизни.
    Сочинение по картине И.И. Левитана «Лесистый берег» | Ноябрь 2015

    Сочинение по картине И.И. Левитана «Март»

    «Март» — это одна из самых известных картин художника Исаака Левитана. Она изображает встречу и противоборство двух времен года, зимы и весны. Пока что зима явно сильнее: на картине много снега, чувствуется, что еще холодно и морозно. У крыльца стоит лошадь, запряженная в сани. Еще не скоро настанет время ездить в телеге — сугробы на обочине дороги пока что довольно высоки.
    Но все-таки власть зимы вот-вот кончится. Весна уже наступила, и теперь она постепенно набирает силу. Об этом в первую очередь напоминают проталины. Их пока не очень много — в основном они появились возле дома и в начале дороги. Однако вскоре проталин станет гораздо больше, а потом они сменятся веселыми и быстрыми ручейками. Дороги раскиснут, сделаются труднопроходимыми, но потом подсохнут. Тогда наступит время первых полевых работ. Синие и глубокие мартовские тени тоже говорят о приходе весны. Деревья ждут своего часа, чтобы распустить зеленые молодые листья. Весь мир наполнен живительным солнечным светом, и это с большим мастерством показал автор картины. Свет мягко льется с чистого и высокого неба.
    На картине нет ни одного человека, но людское присутствие мы ощущаем вполне отчетливо – по целому ряду характерных деталей. Крестьянин ненадолго оставил запряженную лошадь у крыльца, а сам зашел в дом. Кажется, что он вот-вот покажется в дверном проеме. Сама дверь распахнута настежь, а на окнах открыты ставни. Это — тоже приметы весны и приближения теплых дней.
    Также автор не случайно изобразил на своем полотне небольшой скворечник. Этот домик для пернатых певцов — еще одно напоминание о том, что весна понемногу вступает в свои права. Пройдет не так уж много времени, и его заселят хлопотливые скворцы. Прилетят из теплых стран и другие птицы. Природа наполнится их веселыми голосами, повсюду на деревьях запестреют гнезда.
    Пейзаж Левитана «Март» — красочный гимн пробуждению и обновлению природы. В нем много светлых тонов и радости жизни.
    Сочинение по картине И.И. Левитана «Март» | Ноябрь 2015

    Сочинение по картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники»

    Картина Левитана «Осенний день. Сокольники» была написана в 1879 году. На полотне изображена дорога, можно предположить, что это парк, так как стоят скамейки. Вдоль дорожки усажены кленовые деревья, листья которых уже пожелтели и начали осыпаться. По дороге идет женщина в темном платье. Она идет одна, не спеша, вероятно прогуливаясь, она о чем то размышляет. Небо художник нарисовал серого цвета, характерно для этого времени года. Кажется что вот, вот и пойдет дождь. Деревья, что находятся за спиной женщины, еще не скинули свои листья, они на них даже не пожелтели.
    Складывается впечатление, что дует сильный ветер, подгоняя деревья расстаться со своей пышной одеждой. Для меня просмотр этой картины навеивает печаль и тоску. Я не люблю мрачные и серые осенние дни. Мне нравится золотая, солнечная осень, без ветра, со своими теплыми деньками. Гулять в холодную, ветреную погоду не совсем приятно, так как можно заболеть. И тогда придется сидеть дома и пить не вкусные лекарства.
    Я узнала, что Левитан писал, свои пейзажи и рисовал на них только природу. Он никогда в своем творчестве не рисовал образы людей, даже на этой картине образ женщины дорисовывал брат А. П. Чехова. Удивительно, что картина без женщины, не имела бы такой реалистичности. Мне кажется, женщина занимает важное место в этой картине. И не важно один человек рисовал это произведение или два, оно единое в том виде, в котором мы его видим. Мне трудно представить это произведение без образа женщины. На мой взгляд, она придает загадочность, некую изюминку. Она манит прогуляться вместе с ней, как бы приглашает побеседовать на разные темы, будто говорит что ей скучно гулять одной по такому большому парку. Не смотря на то что я не люблю пасмурную осень, картина мне понравилась.
    Сочинение по картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники» | Ноябрь 2015

    Сочинение по картине И.И. Левитана «У омута»

    Исаак Левитан написал свою картину «У омута» в 1892 году. Когда я первый раз посмотрела на эту картину, то сразу представила себе летний вечер, полный освежающей прохлады, которую так приятно ощутить после жаркого дня.
    На картине я увидела такой пейзаж, который можно увидеть в любом уголке нашей необъятной Родины. Здесь изображен ручей с прозрачной водой, окруженный изумрудной зеленью рощи, которая отражается в воде, как в зеркале. Через этот ручеек проложен мостик, на середину которого хочется выбежать и присесть, опустив ножки в теплую, как паровое молоко, воду. И так легко мне было представить себя, сидящей на этом мостике, вдыхающей сладкие ароматы природы и слушающей щебетание птиц, сидящих на деревьях и так же само, радующихся вечерней свежести.
    Вот только, присмотревшись к картине, я поняла, что это было лишь первое впечатление, которое так часто бывает обманчиво. Ведь если поднять глаза и посмотреть на небо, то можно увидеть нависшие над деревьями тучи, а значит, остается совсем немного времени и на землю обрушится жуткий ливень. Да и бревнышки, которые перекинуты через речку в виде мостика, теперь не кажутся столь безопасными. Они узкие, расположены очень низко над водой, а если уж дождь начнется, то станут еще и мокрые. Нет, садится на них опасно, ведь того и гляди, они могут рухнуть.
    Да и сама картина в целом навевает тревожные ощущения. Смотришь на нее, и чувствуешь, что тебя затягивает в этот омут, а в душе появляется смутное чувство тревоги, быстро сменяющее первоначальное ощущение от картины – спокойствие и удовлетворение. Этой картиной художник передал, как мне кажется, не только все непонятную и в чем-то даже мистическую красоту летней природы, но и ее изменчивость и величие, которое одновременно притягивает меня и отталкивает.
    Сочинение по картине И.И. Левитана «У омута» | Ноябрь 2015

    Сочинение по картине И.И. Левитана «Вечерний звон»

    Будучи поклонником русской природы, Левитан создавал свои шедевры. Однако не огромные просторы безграничной Родины его вдохновляли, а прекрасные уголки российских глубинок. Он поражался этому спокойствию и умиротворенности, этой прелести рассветов и закатов, которые в городах были совершенно иными, будто ненастоящими. И, пропитавшись в XIX веке религиозным духом, автор создает свою картину «Вечерний звон». Это полотно было написано художником в то время, когда он творил на берегах Волги-матушки.
    Картина как будто разбита на сектора, но они связанны между собой одной идеей и сюжетом. Это было сделано автором для того, чтобы ни одна деталь картины не осталась незамеченной. В центре всей экспозиции река. Она написана в светло-серых и серо-голубых оттенках, чтобы воды ее казались мягче и спокойней. Зритель отчетливо ощущает холодность вод, но летний пейзаж придает реке некую теплоту и очарование. Зритель, скорее, устремит свой взгляд на монастырь, который окутан зеленью, как шарфом, и колокольню, которая высится, разнося на многие километры свой мелодичный звон. В каждой детали Бог, в каждом листке и капельке воды – Создатель. Глядя на эту роскошь природы, поражаешься тому, что всего через 50 км находится районный центр, в котором все гудит и снует, создавая тревогу и суету. А здесь, в глуши, будто остановилосьвремя, и только он – колокол извещает о начале и завершении дня.
    Дорога к монастырю широка, однако не так проста. Только истинно стремящийся приблизиться к Богу, встанет на нее и двинется в путь. Стоит также обратить внимание на голубое небо, которое в гармонии со всей картиной, подчеркивает важность и значимость, для живущих в глубинке людей, колокольни.
    Не особо заметен на полотне человек, который сидит в лодке. Потому как автор уделяет внимание больше монастырю с колокольней и реке.Показывая, таким образом, ничтожность человеческого существа перед Всевышним.
    Сочинение по картине И.И. Левитана «Вечерний звон» | Ноябрь 2015

    Сочинение по картине И.И. Левитана «Над вечным покоем»

    Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем» была написана в 1894 году, но до сих пор она будоражит сердца людей и притягивает к себе взгляды. Это полотно навевает на меня мысли о том, насколько крошечным является человек по сравнению с величием природы и ее неповторимостью и насколько незначительны все наши, казалось бы, неразрешимые проблемы.
    На этой картине мы видим небольшую и несколько клочков земли, которые кажутся очень маленькими, теряющимися в бесконечности неба и реки, которые соединились в одно целое. Глядя на это полотно, мне очень хочется оказаться на этом небольшом зеленом клочке земли рядом с церковью, чтобы насладится красотой природы, ощутить полное спокойствие и безмятежность. Мне кажется, что только находясь в таком тихом месте, начинаешь понимать, насколько незначительны все человеческие страсти, которые смиряются перед небом, которое на этой картине является отражением самой Вселенной, создающей такой удивительный пейзаж.
    На картине я вижу широкую реку, вода которой прозрачна и безмятежна, как стекло или лед. Над водой собираются тучки. Они хоть и темные, но сквозь них пробивается солнечный цвет, который прогоняет прочь мысли о том, что сейчас начнется бушующий ураган. Этот солнечный цвет дарит мне надежду на то, что тот ветерок, который качает сейчас ветки деревьев, растущих возле церкви, прогонит облака и солнышко снова ярко засияет на голубом небе.
    Мне кажется, не зря назвал художник свою картину «Над вечным покоем» и нарисовал ее в таких светлых тонах. Тем самым художник старается сказать нам всем, что любое несчастье и проблемы пройдут, нужно только немножко подождать и тогда наша жизнь снова будет спокойной и счастливой. Ведь надежда, как и солнце, никогда не должна погаснуть.
    Сочинение по картине И.И. Левитана «Над вечным покоем» | Ноябрь 2015

    Сочинение по картине И.И. Левитана «Осень. Дорога в деревне»

    Осень хоть и красивая пора, но все-таки серая и унылая. Особенно после того как все листья с деревьев опали и день за днем льют дожди. Обычно художники стремятся показать время года с наилучшей стороны, со всеми прелестями, а Левитан сумел, рискнул обнажить не лучшую сторону осени в своем пейзаже «Осень. Дорога в деревне».
    Пейзаж Левитана написан в темных красках, даже небо молочно-серого цвета на фоне черной дороги выглядит мрачно. Художнику удалось реалистично изобразить пасмурный день, точно передать серость дождливых дней. На картине мы видим дорогу, проливные дожди размыли ее. В дали стоят дома, такие же темные, как и дорога. На мой взгляд, художник хотел показать что дома тоже намокли, по этому нарисовал их темными красками, ведь когда дерево намокает, оно становится темнее обычного цвета. Мы видим, так же, что на деревьях нет листьев.
    Всматриваясь в картину, невольно становишься ее героем. Ты кутаешься теплее, чтобы осенний ветер не надул тебе в лицо. Надеваешь резиновые сапоги, и тихонько бредешь по проселочной дороге. А вон в дали виднеется дом. Осталось немного что бы добраться до него. Я представляю что бабушка, отправила меня в магазин за хлебом. Я приближаюсь к дому и глядя на небо. У самого горизонта, я вижу просветление. Там небо чисто голубое, и совсем скоро ветер разгонит облака, и лужи высохнут, На смену мерзкой, серой осени, придут первые морозы, а потом первый снег.
    Художник в своем произведении дает нам понять, что не все так мрачно как мы видим, стоит лишь окунуться в эту атмосферу, и ты уже понимаешь, что даже дождливая осень может нравиться. Левитан очень любил свою родину, и наверно, поэтому старался изобразить ее со всех сторон и ракурсов, передавая тем самым разное настроение от просмотра. Мне картина понравилась, она не только показывает ту эпоху, в которой жил художник, ее можно примерить и в повседневной жизни.
    Сочинение по картине И.И. Левитана «Осень. Дорога в деревне» | Ноябрь 2015

    Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»

    Превосходный мастер пейзажа, Исаак Левитан в основном обращался к неброским, простым видам русской природы. Именно такой вид запечатлен на полотне, носящем название «Весна. Большая вода».
    Здесь мы видим весеннюю, только что пробудившуюся природу. Стало тепло, и начался широкий разлив реки. Образ реки — центральный на этом полотне. Он показан с большой точностью, легко узнаваем для каждого зрителя. Полноводная река разливается до самого горизонта, манит нас куда-то в неясную даль.
    Мы понимаем, что половодье — в самом разгаре: оно на четверть затопило молодые березки, ель и другие деревья, подмыло домики и строения, находящиеся на дальнем берегу. Это — настоящая «весна воды» (по определению писателя М.Пришвина), предшественница зелени и цветения садов. На воде — замысловатая игра теней и солнечного света. Отчетливо видны отражения деревьев. Они — янтарного цвета, и это вносит дополнительные, очень нежные и радостные краски в изображение вешнего разлива.
    Деревья (пока что голые, не успевшие покрыться листвой) тянутся к небу. Здесь преобладают такие же янтарные, почти светящиеся краски, и на их фоне особенно ярко выделяется белизна стройных тоненьких берез. Они сразу же приковывают к себе взгляд зрителя.
    Весь этот пейзаж полон солнца — пока не очень горячего, но такого долгожданного! Все живое, соскучившись за зиму по теплу и свету, теперь наслаждается ими и славит весну. Небо — высокое, голубое и светлое — раскинулось над рекой и ее окрестностями. Оно дополняет ощущение великолепного простора, воздуха и свободы.
    Эта картина наводит на размышления о жизни, которая в юности похожа на такую вот полноводную, широкую апрельскую реку. Вот у берега ждет лодка: садись в нее и плыви, куда только захочешь. Там, за поворотом реки, откроются новые просторы и необычные впечатления, а путь обязательно будет долгим и интересным.
    Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода» | Ноябрь 2015

    Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

    Эта картина написана в 1859 году. Большую часть своих картин художник посвятил осени. Я думаю, именно осень было любимым временем года у Левитана. Эта картина отличается от других своей яркостью, нехарактерной для картин этого художника. Оказывается, художник не был доволен своим творением и спустя год, нарисовал другой пейзаж, назвав его также, но совершенно отличную от этой.
    На картине мы видим солнечный осенний день. Бежит ручеек и ветерок еле, еле колышет верхушки березок. И даже вода в реке изображена тихой и гладкой. Ничто не может нарушить тишину. Выбрав за основу желтый цвет, художник зарядил свою картину радужным настроением. Хочется на миг забыть о городской суете и окунуться в этот теплый осенний день. Прогуляться по берегу реки, почувствовать запах осенней листвы и потрогать воду в реке. Если закрыть глаза, можно услышать пение птиц, которые совсем скоро улетят в теплые страны. Люблю такие дни. Они вдохновляют на какие-то поступки, новые. Хочется творить и создавать шедевры.
    Глядя на эту картину, я увидел простор русской земли, со своими бескрайними полями и степями. Березовая роща изображена реалистично. Глядя на березы, ты будто видишь как колышется каждый листочек. Не смотря на то что, взор привлекает желтый цвет, он присутствует на картине не один, я заметила, что трава еще зеленая, и только, только начала желтеть. Если приглядеться то вдали, где виднеются деревенские избы, можно увидеть поле, оно тоже зеленого цвета. Видимо художник, хотел сделать акцент именно на березах с желтеющей листвой. Будто намекая нам, что осень начинается с того момента когда листья берез начинаю желтеть и падают с деревьев. Мне очень понравилась эта картина, я смогла окунуться в деревенскую местность, теплым осенним днем, пусть даже в воображении.
    Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» | Ноябрь 2015

    Сочинение по картине И.И. Левитана «Зимой в лесу»

    Левитан с 16 лет стал знаменитым художником. Его картины заставляли зрителя переживать. Я считаю, что успех Левитана скрывается в его любви к богатой русской природе. В жизни художника, наоборот, в это время происходили не лучшие времена. Он потерял родителей. Ему приходилось самостоятельно побеждать нищету. Это настроение не могло не оставить следа на творчестве юного художника. Картина «Зимой в лесу. Волк» была написана, когда художнику было 25 лет. Благодаря своим картинам Левитан передавал в них свои страдания, переживания и душевное состояние.
    На картине изображен лес, время года зима. Среди темных голых деревьев из снега торчат тонкие ветки кустарника. Лежит снег. Особое внимание к картине привлекает фигура волка. Мне при виде этого пейзажа стало грустно, одиноко и тоскливо. Наверно именно эти чувства испытывал художник. Фигура волка символизирует самого Левитана. Будто он показывает нам что он одинок. И сам пытается со всем справиться. Нам хочется помочь ему, но мы не знаем чем.
    Удивительный факт, что изначально картина, написанная Левитаном, не включала в себя образ волка. Его дорисовал друг художника — Алексей Степанов. И только после появления на картине волка, она стала называться «Зимой в лесу. Волк». Степанов, так же как и Левитан был известен обществу как создатель пейзажей, только у них с Левитаном была одна отличительная черта. Степанов передавал настроение своих картин через образы зверей, а Левитан наоборот старался показать природу ка можно реалистичнее, без присутствия живого.
    Эта картина произвела на меня непередаваемые впечатления. И волк символизирующий одиночество и голые деревья, пустой лес, все это заставляет задуматься о своей жизни. Найти правильный путь в решении своих проблем. Возможно, научиться чему-то новому и неизведанному.
    Сочинение по картине И.И. Левитана «Зимой в лесу» | Ноябрь 2015
    источник

  5. Рассматривая картину «Весна. Большая вода.» И. Левитана невольно задумываешься о силе и красоте русской природы. Художник изобразил на полотне момент паводка, вода затопила все вокруг.
    На переднем плане нарисована старенькая утлая лодочка. Видимо, не случайно она изображена на картине. Эта лодочка – символ бессилия человека перед природой. Но, в то же время, в картине нет ничего злого. Все очень спокойно, тихо, умиротворенно. Березки, затопленные водой, как будто застыли. Гладь разлившейся реки чиста и прозрачна, как зеркало. На заднем фоне мы видим долину с домами, где живут люди, возможно, это небольшая деревенька, или хутор. Вода не тронула дома, что, по замыслу художника, отражает единение человека и природы.
    Картина навевает зрителю ощущение патриархальности, спокойствия. Нотки нежности присутствуют везде – цвета, в композиция, сюжет. Этим произведением искусства автор хотел выразить свою любовь к родной природе.

    Третий вариант сочинения описания картины

    Передо мной картина великого русского живописца И.Левитана «Весна. Большая вода». Полная очарования и притягательности она наводит на лирические размышления о приближающемся тепле, непостоянстве и неукротимости стихии.
    На полотне изображен весенний пейзаж. Природа будто дышит первыми по-настоящему теплыми деньками, словно только что проснулась от зимнего, сковавшего её на долгие дни крепкого сна. Раскинувшееся широко сезонное половодье залило маленькую лесную чащу, еще не одевшуюся в зеленые яркие наряды.
    На переднем плане у образовавшегося бережка одиноко приютилась лодочка – единственное средство передвижения деревенского люда.
    От земли, прописанной коричневыми и оранжевыми тонами, веет прохладой. Весеннее солнце еще не нагрело её поверхность своими лучами.
    Вода – кристальная чистая, словно гладь зеркала отражает бескрайнее синее небо, слегка подернувшееся пеленой туч, предвещающих непогоду. Но, несмотря на это, робкие лучики солнца, пробиваясь через плотные облака, все же играют нестройными бликами на водной глади. Нестройные очертания молодых березок и осин в воде зрительно делает их выше, играя с их отражениях в магическую игру зазеркалья. Их колеблющиеся тени, словно застенчиво танцуют танец. Деревья словно пленники среди воды, они выглядят нелепо, но тем ни менее по своему прекрасно.
    Могучий ствол клена раскинул ветви, словно богатырь, высится он над слабыми, искривленными березами, наверняка не в первый раз переживает он весенний паводок.
    Чуть дальше расположилась вечнозеленая ель, раскинув свои мохнатые лапы.
    На заднем плане, вдалеке, можно разглядеть пару домиков застигнутых половодьем. Они совсем одинокие, оставлены до ухода воды, только и видны их черные печальные крыши. Справа от них острый глаз отыщет еще пару домов, которых обошло несчастье. Они расположены на пригорке и убереглись от своевольной весенней выходки природы.
    Тишина стоит кругом, не видно человека. Кажется, только легкий ветерок нарушает спокойствие, своим ласковым дуновением играя с ветвями деревьев.
    На этом полотне русская природа – вся её мощь, красота и величие вырисовываются в простом, но ярком пейзаже. Переливаясь десятками оттенков различных красок, волшебница-весна, пробудив ото сна все живое, стремится раскрыть свои теплые объятия.
    Чувствуется большая трепетная любовь, преданность и сопереживание художника русской природе своем творении.

  6. Родился Исаак Ильич Левитан в августе 1860 года в небольшом литовском городке Кибартай. Почти нет сведений о детстве художника. Он никогда не вспоминал о своем прошлом, а незадолго до смерти уничтожил свой архив, письма родных и близких. В его бумагах нашли пачку писем, на которых рукой Левитана было написано: “Сжечь, не читая”. Воля умершего была исполнена. Но воспоминания людей, близко, знавших Левитана, дают возможность восстановить основные факты биографии художника.
    Отец Левитана был мелким служащим. Поселившись с семьей в Москве, он стремился дать сыновьям хорошее образование. Вероятно, в выборе жизненного пути Исаака Левитана решающую роль сыграл его старший брат – художник. Он часто брал мальчика с собой на этюды, на художественные выставки. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он был принят в число учеников Училища живописи, ваяния и зодчества.
    Учителями Левитана были Алексей Саврасов и Василий Поленов. “Левитану давалось все легко, – вспоминал его товарищ, известный русский живописец Михаил Нестеров, – тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой. Как-то пришел к нам в натурный класс и написал необязательный для пейзажистов этюд голого тела, написал совершенно по-своему, в два-три дня, хотя на это полагался месяц. Вообще Левитан работал быстро, скоро усваивая то, на что другие тратили немало усилий.
    Его неоконченный “Симонов монастырь”, взятый с противоположного берега Москвы-реки, приняли как некое откровение. Тихий покой летнего вечера был передан молодым собратом нашим прекрасно”.
    Осознанный поворот новой русской живописи к демократическому реализму, национальности, современности обозначился в конце 50-х годов, вместе с революционной ситуацией в стране, с общественным возмужанием разночинной интеллигенции, с революционным просветительством Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина, с народолюбивой поэзией Некрасова. В “Очерках гоголевского периода” (в 1856 г.) Чернышевский писал: “Если живопись ныне находится вообще в довольно жалком положении, главною причиною того надобно считать отчуждение этого искусства от современных стремлений”. Эта же мысль приводилась во многих статьях журнала “Современник”.
    Но живопись уже начинала приобщатся к современным стремлениям – раньше всего в Москве. Московское Училище и на десятою долю не пользовалось привилегиями петербургской Академии художеств, зато меньше зависело от ее укоренившихся догм, атмосфера была в нем более живая. Хотя преподаватели в Училище в основном академисты, но академисты второстепенные и колеблющиеся, – они не подавляли своим авторитетом так, как в Академии Ф. Бруни, столп старой школы, в свое время соперничавший с Брюлловым картиной “Медный змий”.
    Перов, вспоминая годы своего ученичества, говорил, что съезжались туда “со всех концов великой и разноплеменной России. И откуда у нас только не было учеников!.. Были они из далекой и холодной Сибири, из теплого Крыма и Астрахани, из Польши, Дона, даже с Соловецких островов и Афона, а в заключение были и из Константинополя. Боже, какая, бывало, разнообразная, разнохарактерная толпа собиралась в стенах Училища!..”.
    Самобытные таланты, выкристаллизовавшиеся из этого раствора, из этой пестрой смеси “племен, наречий, состояний”, стремились наконец поведать о том, чем они жили, что им было кровно близко. В Москве этот процесс был начат, в Петербурге он скоро ознаменовался двумя поворотными событиями, положившими конец академической монополии в искусстве. Первое: в 1863 году 14 выпускников Академии во главе с И. Крамским отказались писать дипломную картину на предложенный сюжет “Пир в Валгалле” и просили предоставить им самим выбор сюжетов. Им было отказано, и они демонстративно вышли из Академии, образовав независимую Артель художников по типу коммун, описанных Чернышевским в романе “Что делать?”. Второе событие – создание в 1870 году Товарищества передвижных выставок, душою которого стал тот же Крамской.
    Товарищество передвижников не в пример многим позднейшим объединениям обошлось без всяких деклараций и манифестов. В его уставе лишь говорилось, что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города (“передвигать” по России), чтобы знакомить страну с русским искусством. Оба эти пункта имели существенное значение, утверждая независимость искусства от властей и волю художников к широкому общению с людьми не только столичными. Главная роль в создании Товарищества и выработке его устава принадлежала помимо Крамского Мясоедову, Ге – из петербуржцев, а из москвичей – Перову, Прянишникову, Саврасову.
    Открывшаяся в 1871 году первая выставка передвижников убедительно продемонстрировала существование нового направления, складывавшегося на протяжении 60-х годов. На ней было всего 46 экспонатов (в отличие от громоздких выставок Академии), но тщательно отобранных, и хотя выставка не была нарочито программной, общая неписаная программа вырисовывалась достаточно ясно. Были представлены все жанры – исторический, бытовой, пейзажный портретный, – и зрители могли судить, что нового внесли в них передвижники. Не повезло только скульптуре (была одна, и то мало примечательная скульптура Ф. Каменского), но этому виду искусства “не везло” долго, собственно всю вторую половину века.
    К началу 90-х годов среди молодых художников московской школы были, правда, те, кто достойно и серьезно продолжали гражданственную передвижническую традицию: С. Иванов с его циклом картин о переселенцах, С. Коровин – автор картины “На миру”, где интересно и вдумчиво раскрыты драматические (действительно драматические!) коллизии дореформенной деревни. Но не они задавали тон: близился выход на авансцену “Мира искусства”, равно далекого и от передвижничества и от Академии, – об этом новом художественном течении скажем дальше.
    Как выглядела в ту пору Академия? Ее прежние ригористические художественные установки выветрились, она больше не настаивала на строгих требованиях неоклассицизма, на пресловутой иерархии жанров, к бытовому жанру относилась вполне терпимо, только предпочитала, чтобы он был “красивым”, а не “мужицким” (пример “красивых” неакадемических произведений – сцены из античной жизни популярного тогда С. Бакаловича). В массе своей неакадемическая продукция, как это было и в других странах, являлась буржуазно-салонной, ее “красота” – пошловатой красивостью. Но нельзя сказать, чтобы она не выдвигала талантов: очень талантлив был упоминавшийся выше Г. Семирадский, рано умерший В. Смирнов (успевший создать впечатляющую большую картину “Смерть Нерона”); нельзя отрицать определенных художественных достоинств живописи А. Сведомского и В. Котарбинского. Об этих художниках, считая их носителями “эллинского духа” одобрительно отзывался в свои поздние годы Репин, они импонировали Врубелю, так же как и Айвазовский – тоже “академический” художник. С другой стороны, не кто иной, как Семирадский, в период реорганизации Академии решительно высказался в пользу бытового жанра, указывая как на положительный пример на Перова, Репина и В. Маяковского. Так что точек схода между передвижниками и Академией было достаточно, и это понял тогдашний вице-президент Академии И.И. Толстой, по инициативе которого и были призваны к преподаванию ведущие передвижники.
    Но главное, что не позволяет вовсе сбрасывать со счетов роль Академии художеств, прежде всего как учебного заведения, во второй половине века, – это то простое обстоятельство, что из ее стен вышли и Репин, и Суриков, и Поленов, и Васнецов, а позже – Серов и Врубель, причем они не повторили “бунта четырнадцати” и, по-видимому, извлекли пользу из своего ученичества. Точнее, они все извлекли пользу из уроков П.П. Чистякова, которого поэтому и называли “всеобщим учителем”. Чистякова заслуживает особого внимания.
    Есть даже что-то загадочное во всеобщей популярности Чистякова у художников очень разных по своей творческой индивидуальности. Несловоохотливый Суриков писал Чистякову длиннейшие письма из-за границы. В. Васнецов обращался к Чистякову со словами: “Желал бы называться вашим сыном по духу”. Врубель с гордостью называл себя чистяковцем. И это не смотря на то, что как художник Чистяков был второстепенным, писал вообще мало. Зато как педагог был в своем роде единственным. Уже в 1908 году Серов писал ему: “Помню вас, как учителя, и считаю вас единственным (в России) истинным учителем вечных, незыблемых законов формы – чему только и можно учить”. Мудрость Чистякова была в том, что он понимал, чему учить можно и должно, как фундаменту необходимого мастерства, а чему нельзя – что идет от таланта и личности художника, которые надо уважать и относиться с пониманием и бережно. Поэтому его система обучению рисунку, анатомии и перспективе не кого не сковывала, каждый извлекал из нее нужное для себя, оставался простор личным дарованиям и поискам, а фундамент закладывался прочный. Чистяков не оставил развернутого изложения своей “системы”, она реконструируется в основном по воспоминаниям его учеников. Эта была система рационалистическая, суть ее заключалась в сознательном аналитическом подходе к построению формы. Чистяков учил “рисовать формой”. Не контурами, не “чертежно” и не тушевкой, а строить объемную форму в пространстве, идя от общего к частному. Рисование по Чистякову, есть интеллектуальный процесс, “выведение законов из натуры” – это он и считал необходимой основой искусства, какая бы не была у художника “манера” и “природный оттенок”. На приоритете рисунка Чистяков настаивал и со своей склонностью к шутливым афоризмам выражал это так: “Рисунок – мужская часть, мужчина; живопись – женщина”.
    Уважение к рисунку, к построенной конструктивной форме укоренилось в русском искусстве. Был ли тут причиной Чистяков с его “системой” или общая направленность русской культуры к реализму была причиной популярности чистяковского метода, – так или иначе, русские живописцы до Серова, Нестерова и Врубеля включительно чтили “вечные незыблемые законы формы” и остерегались “развеществления” или подчинения аморфной красочной стихии, как бы ни любили цвет.
    В числе передвижников, приглашенных в Академию, было двое пейзажистов – Шишкин и Куинджи. Как раз в то время начиналось а искусстве гегемония пейзажа и как самостоятельного жанра, где царил Левитан, и как равноправного элемента бытовой, исторической, отчасти и портретной живописи. Вопреки прогнозам Стасова, полагающего, что роль пейзажа будет уменьшаться, она в 90-е годы возросла, как никогда. Преобладал лирический “пейзаж настроения”, ведущий свою родословную от Саврасова и Поленова.
    Одна из самых значительных страниц биографии Левитана – его дружба с А. П. Чеховым. Чехов и Левитан – ровесники. Судьбы их во многом схожи. Оба приехали в Москву из провинции.
    “Когда я узнала Левитана, – вспоминала сестра Чехова Мария Павловна, – он жил на гроши, как и мой брат Николай, да и большинство других учеников, заработанные то продажей на ученической выставке, то исполнением кое-каких заказов. Ближе всего Левитан сошелся с нашей семьей уже после окончания школы, когда мы поселились в красивом имении Бабкине, под Москвой… С утра до вечера Левитан и брат были за работой… Левитан иногда прямо поражал меня, так упорно он работал, и стены его “курятника” быстро покрывались рядами превосходных этюдов… В дни отдыха мы часами просиживали с удочками где-нибудь в тени прибрежных кустов… Левитан любил природу как-то особенно. Это была даже и не любовь, а какая-то влюбленность… Искусство было для него чем-то даже святым… Левитан знал, что идет верным путем, верил в этот путь, верил, что видит в родной природе новые красоты».
    С Антоном Павловичем Чеховым у Левитана установились своеобразные отношения. Они всегда поддразнивали друг друга, но те немногие высказывания и письма, которые дошли до нас, говорят о том, что Левитан открывал свою душу только Чехову.
    “Но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, покоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи”, – признавался Левитан Чехову в одном из писем. В это же время Чехов пишет одному из своих адресатов: “Со мной живет Левитан, привезший… массу (штук 50) замечательных (по мнению знатоков) эскизов. Талант его растет не по дням, а по часам…”
    Константин Паустовский находил в творчестве Чехова и Левитана много общего. “Картины Левитана, – писал Паустовский, – требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков”.
    В повести Чехова “Три года” есть эпизод посещения художественной выставки а Училище живописи. Героиня повести Юлия рассеянно ходит по залам, и ей кажется, что на выставке много картин одинаковых. Но вот она “остановилась перед небольшим пейзажем и смотрела на него равнодушно. На переднем плане речка, через него бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве, поле, потом справа кусочек леса, около него костер: должно быть, ночное стерегут. А вдали догорает вечерняя заря.
    Юлия вообразила, как она сама идет по мостику, потом тропинкой все дальше и дальше, а кругом тихо, кричат сонные дергачи, вдали мигает огонь. И почему-то вдруг ей стало казаться, что эти самые облачка, которые протянулись по красной части неба, и лес, и поле она видела уже давно и много раз, она почувствовала себя одинокой и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке; и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного”. Взволнованная тем, что “картина стала ей вдруг понятна”, Юлия “начала снова ходить по залам и осматривать картины, хотела понять их, и уже ей не казалось, что на выставке много одинаковых картин”.
    Пейзаж, описанный Чеховым, мог бы принадлежать Левитану, хотя это вымышленный писателем пейзаж: Чехов никогда ничего не брал прямо “из натуры”. Повесть “Три года” написана в 1894 году, когда творчество Левитана, друга Чехова, находилось в полном расцвете. Приведенный отрывок лучше всяких искусствоведческих исследований показывает, что такое “пейзаж настроения”, на какое восприятие он был рассчитан и что значило его “понимать”. Неопытная в живописи, но чуткая Юлия поняла – ее муж и знакомый, считавшие себя знатоками, не нашли в пейзаже “ничего особенного”. А она не могла им объяснить, потому что такие вещи и нельзя объяснить, их можно только почувствовать через свой душевный опыт.
    Картину “Осенний день. Сокольники” Левитан написал в 1879 году, она была одна из первых его работ. Картина экспонировалась на московской выставке и была куплена П. М. Третьяковым для его галереи. В те годы Левитан учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ему было только 19 лет, но художник уже имел богатый жизненный опыт.
    “…По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном… Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости. “Осенний день в Сокольниках” первая картина выдающегося русского художника Исаака Левитана, где серая и золотея осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце… Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно”, – так писал о творчестве выдающегося русского пейзажиста Исаака Левитана известный советский писатель Константин Паустовский.
    Летом 1890 года Левитан едет в Юрьевец и среди многочисленных пейзажей и этюдов пишет вид Кривоозерского монастыря. Так рождается замысел одной из лучших картин художника «Тихая обитель», где образ тихой обители и мостков через реку, соединявших ее с окружающим миром, выражали глубокие размышления художника о жизни. Известно, что эта картина произвела сильное впечатление на Чехова.
    Левитан не населял свой пейзажи людьми. Достаточно вспомнить, что фигуру женщины в картине “Осенний день. Сокольники” написал Николай Чехов, брат писателя. И тем не менее картины Левитана теснейшим образом связаны с переживаниями человека, они всегда воздействуют на чувства людей. Для него понять природу – означало передать самые свой сокровенные мысли, раздумья о месте человека в мироздании, о его сложных и противоречивых отношениях с окружающим миром.
    Многие произведения Левитана проникнуты грустью может быть оттого, что величественная природа находится в такой дисгармонии с жизнью человека.
    Картину “Владимирка” в 1894 году Левитан принес в дар П.Н. Третьякову для галереи. Владимирка – это большая дорога Владимировской губернии. В одном из воспоминании о Левитане читаем: “однажды, возвращаясь с охоты, мы с Левитаном вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительной тихой прелестью… и вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога… “постойте. Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда…”. И в тишине поэтической картины стала чудится нам глубокая затаенная грусть”.
    Так возник замысел пейзажа, который называют социальным. Чувство, пережитое художником, здесь с большей определенностью, чем в других картинах, превратилась в скорбную тему народного движения. Это подлинный документ эпохи, пейзаж, стоящий в одном ряду с произведениями, обличающими гнет, насилие и произвол царской России. Название картины – “Владимирка” – у людей того времени вызывала социальные ассоциации, заставляя вообразить вполне определенные картины жизни России. Но, кроме названия, картина не содержит больше никаких разъясняющих элементов, это чистый пейзаж, в котором Левитан не поступился красотой русской природы, не умолил ее поэтической прелести и величественности.
    Как удалось художнику средствами пейзажа добиться в картине социального звучания? Безусловно, главнейшим в картине для понимания ее смысла является образ дороги. Она тянется далеко-далеко в глубину среди полей, перелесков и селений и где-то у самого горизонта теряется. Кажется, что она из края в край пересекла всю страну, вдоль и поперек исхожена людьми. Чувство щемящей тоски возникает, когда смотришь на эту дорогу. И воображение создает картины людской скорби, слышатся звуки цепей и народный стон. “Стонет он по полям, по дорогам, стонет он по тюрьмам, по острогам, в рудниках, на железной цепи…” (Некрасов). Важно в картине изображение холодного, серого неба, занимающего значительную часть холста, по которому вольно бегут облака. И конечно, основную мысль произведения раскрывает его колорит. Вроде бы богата и многообразна цветовая гамма пейзажа, все краски, которые есть в природе, сохранены на полотне. Но все эти разнообразные цвета приведены к единой тональности и звучат как приглушенные краски серого сумрачного дня.
    Последнее десятилетие в жизни Левитана было особенно плодотворным. В пейзажах “У омутах”, “Вечерний звон”, “Над вечным покоем”, “Март”, “Золотая осень”, “Большая дорога”, “Сумерки. Стога”, “Летний вечер”, “Озеро, Русь” нашли отражение размышления художника о смысле жизни.
    Картина “У омута” проникнута мрачным предчувствием. Сумерки. Тяжелые облака плывут по закатному небу. Кустарники и деревья как будто прячут кого-то. Кажется, что лес полон шорохов, живет той тайной ночной жизнью, которой не знает человек. Узкая тропинка, шаткие мостки над омутом ведут в таинственную, полную неизвестности чащу. Страшно остаться одному в таком месте.
    Совсем иным чувством проникнута картина “Ветреный день”. Вероятно, это самое радостное произведение Левитана.
    “Совершенно новыми приемами и большим мастерством поражали нас всех этюды и картины, что привозил в Москву Левитан с Волги. Там, после упорных трудов, был окончен “Ветреный день” с нарядными баржами на первом плане. Этот этюд-картина не легко дался художнику. В конце концов “Ветреный день” был окончен, и, быть может, ни одна картина, кроме репинских “Бурлаков”, не дает такой яркой, точной характеристики Волги”, – эти слова принадлежат художнику Михаилу Нестерову.
    Левитан написал на Волге множество картин, изобразив и “Пасмурный день” и “После дождя. Плес” и “Вечер на Волге”, но, может быть, самый яркий образ вейкой русской реки запечатлен на полотне “Свежий ветер”. Ослепительно белые корабли, синяя вода, яркие солнечные блики, огромные баржи с товарами – все это создает радостное впечатление движения, жизни, наполненной трудом и смыслом.
    В те годы солнечные полотна у художника уступают место пейзажам, проникнутым трагическим ощущением одиночества, тоски. Левитан был тяжело болен и его не покидала мысль о близкой смерти. Врачи направляют Левитана в Италию. “Чувствую себя немного лучше, хотя все-таки неважно. В Италию не еду, а через неделю-две еду в Париж посмотреть выставки, – пишет он художнику А. М. Васнецову, – воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси, – реки разлились, оживает все… Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист”. Вернувшись на родину. Левитан едет на Удомельское озеро. Заброшенный уголок Русской земли, суровая северная природа подсказали художнику тему его знаменитой картины “Над вечным покоем”.
    Перед нами открывается грандиозная панорама: высокий мыс берега, бескрайние водные просторы озера и огромное небо с грозовыми облаками. Мыс кажется “плывущим”, мы устремляем свой взор вперед по направлению его движения к маленькому островку, к синим далям на горизонте и за тем вверх на небо. Три стихии – земля, вода и небо – охватываются разом, одним взглядом, они изображены обобщенно, большими, четко очерченными массами. И именно обобщенностью изображаемого этот пейзаж отличается от предыдущих – художник создает величественный, монументальный образ природы.
    На всех полотнах Левитана природа живет, проникнутая человеческими чувствами, настроениями, переживаниями. В этой картине “психологизм” приобретает новое качество: здесь природа тоже “живет”, но собственной жизнью, протекающей помимо воле человека. Она одухотворена, как бывает одухотворена природа в сказках, былинах. Вода – мы видим не просто поверхность воды, в которой отражается окружающее, как это привычно нам, а ощущаем как единую массу, которая колышется в громадной чаше и светится единым белесо-свинцовым цветом. Небо тоже объято движением: величественное действие развертывается на нем. Движутся беспорядочно громоздящиеся, клубящиеся, сталкивающиеся друг с другом облака, более темных свинцово-фиолетовых тонов и более светлых, более тяжелых и более легких. И только небольшое розовое облако, выходящее из возникшего между тучами просвета, облако, очертание которого напоминает островок в озере, спокойно проплывает мимо и скоро исчезнет.
    “Земная” часть картины – мыс с приютившейся на нем старой церквушкой, деревьями, раскачиваемыми ветром, и покривившимися могильными крестами. Земная жизнь, которую мы видим, включается в вечную жизнь природы. Раздумья о смысле жизни, о жизни и смерти человека, о бессмертии, о беспредельности жизни рождает это полотно.
    Левитан писал в одном из писем: “Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще… Какой ужас, какой страх!”. Картина “Над вечным покоем” заставляет задуматься над смыслом жизни и над ее быстротечностью. “В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием”, – говорил об этой картине художник.
    Часто бывал Левитан у Чеховых. Дружная и сердечная атмосфера Чеховской семьи успокаивала его. Ласково и преданно смотрела на Левитана Мария Павловна Чехова, сохранившая на всю жизнь глубокое чувство к художнику. “Милая, дорогая, любимая Маша”, -так начинал свои письма к Марии Павловне Левитан.
    Личная жизнь художника не сложилась. У него не было семьи, детей. Кто знает, может быть, единственное сильное чувство он испытал к Марии Павловне.
    У Чехова в Крыму Левитан встретил новый 1900 год, последний год своей жизни. Две недели провел Левитан с Чеховым, рассказывал писателю о новых замыслах, о еще не написанных картинах о своих учениках..
    Еще в 1898 году Левитан начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Он мечтал создать Дом пейзажей – большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. Один из учеников Левитана вспоминал: “Влияние Левитана на нас, учеников, было очень велико. Это обусловливалось не только его авторитетом как художника, но и тем, что Левитан был разносторонне образованным человеком… Левитан умел к каждому из нас подойти творчески, как художник; под его корректурой этюд, картины оживали, каждый раз по-новому, как оживали на выставках в его собственных картинах уголки родной природы, до него никем не замеченные, не открытые”.
    Когда открылась пейзажная мастерская, почти половина большой комнаты была отведена под уголок леса, в котором были ели, небольшие деревья с желтыми листьями, зеленый мох, дерн, кадки с папоротниками. Свет из окна падал так, как бы он падал на лесной поляне. И. Е. Репин в один из своих приездов в училище был поражен этой мастерской. Левитан советовал своим ученикам не ограничиваться поисками удачной композиции, нужного колорита. Главной задачей пейзажиста он считал создание образа, способного передать жизнь природы. Часто Левитан привозил в мастерскую цветы. Он говорил своим ученикам, что цветы надо писать так, чтобы от них пахло не красками, а цветами. “Полезно с натуры сделать два-три мазка, а остальное доделать дома, – говорил Левитан. – Запоминать надо не отдельные предметы, а стараться схватить общее, то, в чем сказалась жизнь, гармония цветов”. Левитан был очень внимателен к своим ученикам. От его пристального взгляда ничего нельзя было скрыть. Он видел, что одному трудно найти форму, а другой подражает признанным авторитетам. Иной раз Левитан замечал, что его ученики материально нуждаются, и немедленно оказывал им помощь. Помогал он очень тактично, не обижая. Летом ученики Левитана выезжали на этюды. Так было и летом 1900 года. Ученики Левитана поселились в Химках. Они ждали своего учителя и написали ему шуточное письмо, в котором сообщали, между прочим, что уже грачи, чьи гнезда чернели на деревьях возле дачи, соскучились и все время кричат: “Где Левитан, где Исаак Ильич?” В ответном письме Левитан, всегда ценивший шутку, писал: “Передайте грачам, что как только встану – приеду. А если будут очень надоедать, попугайте: не только приедет, но и ружье привезет”.
    Но Левитан уже не встал. “Как Левитан? Меня ужасно мучает неизвестность. Если что слышали, то напишите, пожалуйста”, – спрашивал Чехов из Ялты 0. Л. Книппер. Тревога Чехова была не напрасной. 22 июля (4 августа) 1900 года Левитан умер.
    Свою последнюю большую картину художник назвал “Озеро, Русь”. Широкая гладь воды отражает облака, освещенные солнцем. На дальнем берегу, насколько видит глаз, поля, деревушки, купола церквей. Все в картине – солнце, ветер, несущиеся облака – пронизано ощущением счастья. Трудно поверить, что это полотно писал умирающий художник. Казалось, он хотел сказать: “Это Русь, счастливая, свободная, какой она может быть и будет. Не бедность, не смирение и страдания удел России, она вся – в будущем”.
    В картине “Озеро, Русь” Левитан особенно приближает чистый пейзаж к человеческой жизни. Радостный, полный солнечного света, воздуха пейзаж картины с ее торжественными просторами земли и неба кажется олицетворением праздничного дня в деревне.
    Основой этого предельно возможного приближения образа природы к человеческой жизни была усвоенная Левитаном традиция понимания пейзажа как части общей темы народной жизни. В картине “Озеро, Русь” мы видим как бы завершение того, что так ясно выражается и в “После дождя. Плес”, и в “Тихой обители”, и в “Вечернем звоне”, и в ряде других картин.
    Левитан встретил широкое признание в обществе. Его элегичность была созвучна преобладающим настроениям русской интеллигенции, а в его видении природы счастливо сочетались объективное и личное, традиционность и новизна. Младший современник Левитана, В. Борисов-Мусатов, еще более элегичен, но он и более обособлен в своем строе меланхолических переживаний: его полотна требуют от зрителя избирательной психологической совместимости с художником. Лирика Левитана масштабнее, а потому доходчивее. Подобно своим учителям Саврасову и Поленову, он не был лириком субъективного типа, хотя элемент “личного” у него сильнее. В его искусстве есть та утонченная нервность, которая характерна для душевного склада “детей рубежа”, но вместе с тем оно вызывает общезначимые ассоциации, уходящими корнями в историю и поэзию народа. Писал ли он Волгу – эта была раздольная река русских песен. Писал Владимирскую дорогу – в ней узнавалась, не по внешним приметам, а по настроению, дорога ссыльных, широкий тоскливый тракт, где “колодников звонкие цепи взметают дорожную пыль”. Писал “У омута” – вспоминались предания об утопленницах. А какой рой воспоминаний будят у каждого, кто когда-либо чувствовал очарование русской весны, “Март” или “Большая вода”, с их голубыми звонами, физически ощутимым теплом солнца и свежестью последнего снега, с этой осоловевшей на солнце покорной лошадкой и с этими тонкими березами в половодье. Пленэр, – да, конечно, здесь сколько угодно пленэра, но все живописные категории “умирают” в неотразимом чувстве родины, родных мест.
    Какой-то перебор, какое-то чрезмерное нагнетание настроения есть, может быть, только в той картине, которой сам художник особенно дорожил, – “Над вечным покоем”. Это пейзажное memtnto mori: в огромном небе тревожно и грозно наплывают тучи над таким маленьким по сравнению с небом, таким смиренным кладбищем возле деревянной церкви. Об этой картине Левитан писал Третьякову: “…в ней я весь со всей психикой, со всем моим содержанием”.
    Левитан прожил всего сорок лет. Он был порывисто-неуравновешенным человеком, легко ранимым, подверженным приступам тоски, доводившим его до попыток самоубийства. Вместе с тем он умел радоваться и наслаждаться жизнью. Контрастность его душевных состояний сказывалась на выборе и трактовке состояний природы: он показывал русскую природу в широком диапазоне, от сумрачного минора до ясной праздничности. Воля к радости вспыхнула у него особенно в последние годы, когда он был болен тяжело и неизлечимо. В дневнике Чехова есть лаконичная запись , помеченная декабрем 1896 года: “У Левитана расширение аорты. Носит на груди глину. Превосходные этюды и страстная жажда жизни”. В эти годы, нося на груди глину, Левитан написал самые мажорные свои вещи – “Март”, “Озеро в солнечный день”, “Золотую осень”. И уже в год смерти, совпавший с последним годом века, – “Летний вечер”. Небольшая по размеру и очень простая по мотиву (дорожка, околица и лес на горизонте), эта картина написана с замечательной живописной свободой, широкими мазками, построена на отношениях немногих тонов, холодных и теплых. Но, как всегда, технику у Левитана не замечаешь. Вы чувствуете себя мирным путником, идущим из тени навстречу закатному свету через позолоченные им ворота околицы. И действительно, кажется, что “там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного”. Чехов словно предугадал настроение прощальной картины Левитана.
    В русской природе, которую Левитан любил превыше всего, ему всегда хотелось излить свое внутреннее настроение и тревогу, раствориться в ее гармонии, найти “тихую обитель”. Название этой картины – своеобразная черта времени. Кажется, русское искусство вновь проходило стадию тихого романтизма.
    “Вся недолгая творческая жизнь Левитана была наполнена вечными неустанными поисками. …Развитие его творчества – это поиски новых и новых образов русской природы, в которых раскрывались бы все новые ее черты и признаки. А вместе с этим это была и эволюция самого художнического восприятия природы, отношения к ней, ее живописной передачи. Это была богатая достижениями эволюция всего живописного строя искусства Левитана”, – пишет в своей монографии “Левитан. Жизнь и творчество” А. А. Федоров-Давыдов.
    Художественное наследие Исаака Левитана огромно, живописные полотна, акварели, пастели, графика, иллюстрации.
    Характеризуя русских пейзажистов, Игорь Грабарь особо выделяет творчество Левитана: “Он самый большой поэт среди них и самый большой чародей настроения, он наделен наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьем русских мотивов в пейзаже. Поэтому Левитан, вобравший в себя все лучшие стороны Сероват”, Коровина, Остроухова и целого ряда других своих друзей, смог из всех этих элементов создать свой собственный стиль, который явйлся вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости названного “левитановским””.
    В Петербурге шел трудный и сопряженный с большими издержками процесс взаимной адаптации позднего передвижничества и позднего академизма, художественная жизнь Москвы протекала гораздо более ярко, чем в столице. Здесь развивались свои, московские традиции, заложенные в Училище живописи и ваяния, здесь был кружок Мамонтова, галерея Третьякова, здесь в последней четверти века работали и Суриков, и Васнецов, и Поленов и формировалась плеяда новых молодых талантов. В Москве собственным путем развивалась пейзажная живопись, подарив русскому искусству несравненного Левитана.

  7. На картине кроме ив еще много зеленых объектов это и трава на переднем плане, и поле за которым идут деревенские дома, но с первого взгляда кажется, что пейзаж исполнен разными оттенками осени и взор падает в первую очередь именно на пожелтевшие, раскачивающиеся на ветру березки. Именно эти березки показывают красоту золотой осени и от просмотра этой картины на душе становится спокойно и радостно и даже мысли о дальнейших холодах не испортят хорошее настроение. Ведь осень считается, лиричным временим года.
    Левитан благодаря своей наблюдательности и чуткости передал на своем полотне настолько истинное состояние природы осенью именно в пору бабьего лета, что эти эмоции возникают, в не зависимости когда мы смотри эту картину. Если зимой то мы еще вспоминаем последние теплые деньки, весной мы задумываемся, что скоро вся зелень вокруг превратится в золото, а летом с радостью думаем, хорошо, что осенью еще будут теплые деньки.

    Полное сочинение №3, 4 класс

    Кто хоть раз посещал Третьяковскую галерею в Москве, не мог остановиться перед творениями мастера пейзажей И. Левитана, жившего и творившего в России. Художник любил воспевать природу красками, но особенно осенью.
    Очень много картин можно насчитать у автора, связанных именно с этим временем года. Самым известным полотном осенней тематики называют пейзаж «Золотая осень». Свое творение гениальный автор закончил в 1895-м году.
    Сюжет пейзажа очень прост: стоит великолепный солнечный день, небольшая голубая речка с обеих сторон оцеплена деревьями, украшенными яркой красно-желтой листвой.
    Поля и дома маленькой деревни чуть видны вдалеке. А на горизонте лес перекрашен в жёлтый цвет самых разных оттенков, красок золота. Для творчества мастера такие яркие цвета не являются характерными – обычно пейзажи он рисует в спокойных, мягких тонах. Внимание автора картины и наше притянуто именно к желтеющим березам, их листва золотом переливается в лучах солнца.
    Золотая осень – именно такое описание художественного полотна приходит на ум, когда смотришь на пейзаж. Красота осенней поры очаровывает, на душе становится спокойно и трепетно. Грусти нет, только любовь к родной природе, к ее великолепию и торжеству пылающих красок опадающей листвы.
    Пейзаж «Золотая осень» И. Левитана смело можно назвать шедевром художника, ведь здесь он не только показывает необыкновенную красоту осенней природы, он ее воспевает. Лирическое настроение передается всем. Хочется творить, мечтать, удивлять. Многие великие писатели, поэты, художники, творческие люди любили это время, любят его и сейчас.
    Золотая осень создает особое настроение, где даже приход скорой зимы не может его омрачить.
    А ведь самому автору гениальное полотно не совсем нравилась. И спустя год он написал другую картину, не изменив названия пейзажа. Но манера исполнения была для него привычной, краски спокойные и ненавязчивые. Картина не была такой успешной и выразительной. Именно не характерные для пейзажиста И. Левитана яркие мажорные краски природы сделали полотно «Золотая осень» шедевром пейзажной живописи.
    Еще не раз наше и будущее поколение, любуясь золотыми красками осени творения И.Левитана, будут вспоминать с чувством любви и гордости свои родные места, свои такие близкие уголки природы. Не надо далеко ходить или ездить, стоит лишь внимательно посмотреть вокруг, и красота родного края удивит и очарует.
    4 класс, 3 класс.

  8. Художник Исаак Левитан написал свою весеннюю картину «Март» в 1895 году, и по праву её можно считать одним из лучших его творений.
    Полотно изображает любимое время года Левитана – весну, месяц март. Как тонко и многогранно он передает обычный погожий весенний денек!
    На переднем плане – дорога, прогретая солнечным теплом. Она уже освобождается от плена холодного снега, который отступил под первыми теплыми лучиками ласкового солнышка. На ней множество следов и проталин. Сугробы по правую и левую сторону рыхлые, вот-вот превратятся в звенящие ручейки и побегут наперегонки с друг другом навстречу большой воде. Они ярко сверкают и переливаются всеми цветами радуги на солнце, словно калейдоскоп, и кажется, что если посмотришь на них, то в глазах зарябит.
    В центре картины, запряженная в сани пегая лошадка, разгруженная, она отдыхают у порога аккуратного бежевого дома в два этажа. Дверь открыта, наверняка сейчас оттуда выйдет хозяин и вновь погонит животинку по лесной тропинке в глубь леса.
    Лес охраняют могучие пушистые ели, откидывающие большие и расплывчатые синеватые тени. Словно стражи, угрюмо насупившись, молчаливо бдят на своём посту.
    Не скоро еще растает весь снег. Стройные робкие березки, еще только готовятся принарядиться в свои летние наряды, а пока набираются сил, растят почки. На одной из красавиц-берез – скворечник, ожидающий новоселов из далеких краев. Зазвенит стройной песней капель, и запоют на разные лады птицы, дождавшиеся прихода долгожданного тепла.
    Яркое чистое синее небо над головой без единой тучки или облачка, изображено невероятно глубоко и реально. Оно словно дышит весенней свежестью и лазурной прохладой, не предвещая непогоды.
    Палитра художника полна холодных оттенков – голубого, черного, коричневого, темно-зеленого, но, несмотря на это, пейзаж притягивает взор, своим задорным настроением, очаровывает житейской радостью, небывалой гармонией, таящейся в каждом мазке его кисти. Яркий контраст белого подчеркивает красоту и чистоту природы, её утонченность, пронизанную чарующим волшебством и магией этого чудного местечка на опушке леса.
    На полотне нет ничего лишнего – каждая деталь и оттенок прорисованы скрупулезно, точно, с чувством. Чувствуется что-то родное в этом пейзаже, что волнует сердце и трогает душу.
    Весна – время разительных перемен, перерождения и зарождения новой жизни – именно это хотел передать Исаак Левитан.
    4 и 5 классы. 2, 3, 6, 7 класс

  9. Если зима была снежной и с наступлением весны снег быстро растаял, то воды в реки прибывает очень много и они выходят из берегов, затапливают луга, леса, даже селения. Какое-то время вода стоит очень высоко, а потом постепенно начинает спадать, уходит, река возвращается в свое русло. Это явление – когда реки разливаются, называется весенним половодьем. Еще часто говорят: большая вода пришла.
    Исаак Левитан, великий русский художник-пейзажист, так и назвал свою картину – “Большая вода”. Она изображает весеннее половодье. Вода – разлившаяся река – занимает большую часть полотна. Она голубая, холодная, чистая, ровная, как зеркальная поверхность. В ней отражается чистое голубое небо, легкие облака и пока еще голые деревья – затопленная рекой рощица. Тонкие деревца выглядят беззащитно и трогательно. Среди них – почти обязательные для русского пейзажа деревья – березы. Подсвеченные солнцем, они кажутся розовыми.
    В левой части тщательно выписанная желтая глинистая полоска земли красиво оттеняет голубую воду и как бы уводит взгляд зрителя в глубину картины. В перспективе видны затопленные крестьянские дома и крутой, недоступный для воды берег.
    Темные тени деревьев на переднем плане говорят о том, что солнце светит сильно, ярко. Да это чувствуется и по общей тональности картины, по цвету красок, которые использовал художник. Картина наполнена светом. Именно этот эффект, особенно хорошо удавшийся Левитану здесь, передает подлинное ощущение весны, ее свежее дыхание.
    На переднем плане, но не в центре, а немного левее, один из главных элементов пейзажа – одинокая утлая лодочка, причалившая к берегу. Она пуста. Может быть, какой-то крестьянин только что приплыл на ней из тех виднеющихся домишек.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *