Сочинение на тему левша

10 вариантов

  1. Конкурс творческих работ по сказу Н.С.Лескова «Левша»
    Сочинение ученицы 7 «В» класса Романовой Софьи
    (учитель Кравец Н.В.)
    Личные впечатления после прочтения сказа.
    Произведение Николая Семёновича Лескова «Левша» рассказывает  о мастере с золотыми руками.
    Рассказ начинается с путешествия Александра l по Европе, где англичане пытаются удивить его и показывают очень маленькую , искусно сделанную блоху, которую можно рассмотреть только в микроскоп. К тому же она и танцует «дансье». Императору она очень понравилась, он покупает её, считая, что иностранцы «умелее» русских. После его смерти она попадает к новому государю Николаю Павловичу, но никто о ней ничего не знает. И только казак Платов может рассказать о блохе хоть что-то. Николай Павлович просит Платова найти в Туле умельцев, чтобы сделали что-нибудь этакое с блохой английской. Тульские мастера подковывают блоху. Император отправляет блоху обратно в Англию вместе с  Левшой.
    Левша очень любознательный человек, он  интересуется всеми новинками или секретами мастерства. Любит и ружья, а также все, с ними связанное. Ведь Тула – это оружейная мастерская России! Узнав секрет чистки ружья, герой хочет вернуться домой, чтоб доложить государю. Левша пытается донести до государя мысль о том, что в России неправильно чистят ружья, понимая, что если будет война, пострадают люди. Но до государя он так и не добрался, поскольку заболевает, а впоследствии  и умирает.
    Автор в произведении показывает не только талант русского человека, но и его характер.  В первую очередь, характер  православного человека, который очень любит свою страну и готов сделать для неё всё возможное. И даже невозможное.  Да и сам государь Николай Павлович был в русских людях уверен, понимал, что они знают свое ремесло  не хуже иностранцев и ради страны постараются.
    C верой и Божьим благословением русский человек приступал к любой  работе. Но не только это помогало выполнять труднейшие задания. Терпение – вот та черта, которой восхищается автор сказа.
    Мне очень понравился сказ о Левше, который пробуждает патриотизм, показывая русского человека умельцем, добрым и простодушным, который не льстит, а всегда честен, трудолюбив, талантлив и терпелив.

  2. Тульский мастер. Его внешняя характеристика довольно скудна: “косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны”. Он один из трех мастеров, которым поручили создать изделие более удивительное, чем английская танцующая блоха. И эти три умельца подковывают блоху. А Л. делает гвоздики для подков. Образ Л. очень неоднозначный: и положительный, и иронически-негативный. С одной стороны, он очень искусный мастеровой, замечательный умелец. С другой стороны, он чрезвычайно забит, считает себя абсолютно незначительным существом. Англичане предлагают Л. остаться у них, но он отвергает это предложение. И здесь играет большую роль не только чувство патриотизма, но еще и неверие в возможность жить лучше, в человеческих условиях. Л. полностью забитое существо, которому даже в голову не приходит мысль о каком-то малейшем сопротивлении обстоятельствам. Жизнь его заканчивается трагично. Он заболевает и умирает безызвестным, никому не нужным, лишенный всякой заботы. Трагическая судьба Л. противопоставлена истории англичанина, приехавшего в Петербург вместе с ним. Того очень заботливо приняли в английском посольстве. Лесков отмечает, что безразличие к человеческой жизни – чисто русское качество. Погиб человек из народа, редкостный умелец с золотыми руками, и никто об этом не узнал. Важно заметить, что в описании Л. есть много комического. Этот искусный мастер был не только левшой, но и еще и косым. И это не помешало ему сделать невероятно тонкую работу, не заметную человеческому глазу.
    Левша — герой рассказа Н.С.Лескова «Левша» (1881, первая публикация под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (цеховая легенда)»). Произведение, созданное в духе лубка, обычно называют гимном таланту русского народа, олицетворенного в образе тульского мастера Л., который даже блоху сумел подковать. Но сам автор возражал против такой трактовки. В рассказе, стилизованном под легенду, говорится не только о соревновании искусных англичан и даровитых русских, но и о тех условиях, в которых вынужден жить талантливый человек в России. Лесков говорит об отношении самодержцев Александра и Николая к своим подданным, о жестокости «промежуточной» власти в лице атамана Платова. Л. и его товарищи-ремесленники сумели без «мелкоскопа», без «расчета силы» не только подковать блоху, но и написать на подковках имя мастера. Не тщеславие двигало Л. к цели, а патриотизм. Не англичан хотел он посрамить, а Россию возвысить. Потому, приступая к делу, молился Л. Николе Мценскому и совершил фантастическую по ювелирное™ работу. Однако истинный народный талант в России живет в нищете, им помыкают; Платов швыряет Л. «к себе в коляску в ноги». Для сравнения Лесков показывает жизнь менее дерзостных в своей фантазии и своем таланте англичан. Глазами прибывшего в Англию Л. мы видим условия, о каких и мечтать не может русский мастеровой. Англичане ценят сноровку, опыт, талант Л., заботятся о нем, обращаются с ним, как с барином, стараются угодить во всем, предлагают остаться у них на постоянное (и сытое) жительство. Но, узнав английский секрет хранения оружия, тульский мастер просит лишь об одном — поскорее отправить его в Россию. Единственное его желание — сообщить об этом секрете царю, ибо эти сведения действительно государственной важности. Однако если в Англии «другие правила жизни, науки и продовольствия», то в России — все то же беззаконие и безразличие. Стоило Л. оказаться на родной земле, как у него, заболевшего, отобрали не только английские богатые подарки, но и остатки здоровья. Никому нет дела до секрета, которым владеет мастер, до его поразительных способностей, до его жизни. Так и умирает он, всеми брошенный, в больнице для бедных. Больше всего страдает Л. от того, что уносит с собою в могилу выведанный у англичан секрет. «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»,— говорит о своем русском «камраде» Л. «аглицкий полшкипер». Несмотря на то что «собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства» (автор подчеркивал, что «левша есть лицо, мною выдуманное»), предпринимаются попытки найти прообраз оружейника.
    Образ Левши имеет двоякий смысл: одновременно и позитивный и иронический, негативный. С одной стороны, Левша – искусный мастеровой, воплощающий поразительное умение русского народа; но вместе с тем он лишен технических знаний, известных английским мастерам: подкованная Левшой и его товарищами блоха перестает исполнять танец. Левша отвергает выгодные предложения англичан и возвращается в Россию; однако бескорыстие и неподкупность Левши, думающего лишь о благе Родины, неотрывно связаны с забитостью, ощущением собственной незначительности в сравнении с российскими чиновниками и вельможами. Левша воплощает в себе и достоинства, и пороки простого русского человека. Возвратившись на родину, Левша заболевает и умирает, лишенный всякой заботы.

  3. Главным героем рассказа знаменитого русского писателя Лескова становиться самый простой русский человек, который из-за своей особенности получил народное прозвище Левша. Сам по себе данный герой является обычным человеком, который живет довольно бедной жизнью и работает мастером самоучкой в небольшом тульском селении.
    Стоит отметить, что прозвище Левша закрепилось за этим героем из-за того, что он привык всё делать только левой рукой утверждая, что ему так намного удобнее. Так же нельзя не отметить и то, что данный герой был косым с рождения. К слову сказать эта особенность и поражала многих людей, ведь те изделия, которые он делал очень сложно давались и здоровым людям, которые к тому же имели специальное образование.
    Именно это разрешает сделать вывод, что этот герой является народным, ведь в мире очень много подобных людей, которые живут такой ни чем не примечательной жизнью, но являются людьми с большой буквы.
    Левша становиться одним из любимых героев писателя Лескова, и это можно понять, ведь такие герои очень быстро попадают в душу как автору, так и читателям. И многие люди утверждают, что завоевывают любовь и уважение такие люди, своим ни чем не примечательным, но таким понятным многим людям.

    Сочинение на тему Левша – народный герой

    Левша – живет в городе Тула и не представляет своей жизни без своего любимого дела. На щеке у него имеется родимое пятнышко, косит, кое, где выдраны волосы. Носит старую потрепанную одежду. Сам мужчина вечно испачканный, не аккуратный, в себе очень не уверен, образования никакого нет, но это не лишает его способности творить интересные вещи.
    Рассказчик сообщает, что настоящее его имя давно всеми позабыто, в целом это происходит со всеми гениальными людьми. Левша – собирательный пример русского населения, где есть и способности, и знание продемонстрировать свой родной край, увлечь собеседника, любовь к родине, способность защитить свои взгляды. Левша сумел доказать правительству, что русский люд, даже не имеющий образования умеет создавать уникальные вещи. Не имея представления о законах физики, он способен подковать фактически минимизированную блоху и указать имя творца.

  4. Можно с уверенностью сказать, что произведение Лескова «Левша «является единственным в своем роде. Его главной особенностью стало появление «народного героя». Под этим значением следует подразумевать не человека, который кидается в различные сражения и междоусобицы, совсем нет.
    Герой в этом случае подразумевается, как человек проживающий в конкретном отрезке времени . В нем воедино слилась вся сущность русского народа.
    Наш главный герой появляется только в шестой главе. Когда в руки великого государя попала диковинная вещица, он очень поражается. Казалось бы, на первый взгляд это была обычная блоха, насекомое от которого принято сразу же избавляться. Государь приходит в недоумение от того, что человек мог так долго ее хранить у себя в шкатулке с драгоценностями. Но один из приглашенных мастеров говорит о том, что блоха не живая, а состоит из метала, а так же имеет при себе механизм, который заставляет ее прыгать словно живая. Это очень поражает государя, поэтому он приказывает Платову ехать в Тулу, где он должен будет отыскать самых лучших мастеров ювелирного дела.
    Вот здесь то мы впервые и встречаемся с Левшой, который поначалу не привлекает взгляда читателя. Автор описывает его следующими словами :»Худой, волосья при ученье выдрана, косой, на щеке пятно родимое, а одет в опрочках…». Благодаря данному портрету перед нашими глазами встает образ человека, который ничем не выделяется среди других. Это происходит из-за того, что «народный герой» не может быть слишком красив или слишком уродлив. Он должен быть невзрачен, мы не должны останавливаться на отдельных чертах его лица, так как образ является собирательным, в нем собраны лица всего народа.
    Очень важным фактом является отсутствии имени главного героя, его просто именую Левшой, а настоящее имя уже давно было позабыто, это призывает читателя не заострять внимание на личности героя. Помимо неприметной внешности мы так же знаем, что Левша был очень трудолюбивым человеком, автор объясняет это тем, что родился он в Туле и потому ему свойственна усидчивость, спокойствие и любовь к своему делу. Именно благодаря этим качествам, ему удается подковать маленькую блоху, которую и при близком расстоянии рассмотреть оказывается сложно.
    Но не только талант привлекает читателя к данному герою, помимо него, Левша искренне любит свою страну. Им движет слепая вера и долг перед своей страной. Левша старается не ради славы и почтения, а ради своей родины им движет желание прославить ее, показать, что и среди русского народа есть люди талантливые и достойные.
    Левша очень любит Русь, даже возвращаясь домой, он постоянно смотрел на горизонт ведь там в далеке виднелась его Отчизна.Возвращаясь домой, Левша думает о секрете, который хочет рассказать лично государю. Но ему не удаётся сделать задуманное, так как он умирает на пути домой. Из-за отсутствия документов, его отправляют в страшное место, где обычно люди без сословия пропадают из виденья. Левша умирает очень трагично и на мой взгляд несправедливо, ведь люди, которые случайно опрокинули его на носилках, даже не сожалеют о своем поступке и даже больше не придают этому никакого значения.
    Человек, который так сильно любил свою страну, оказывается ею же предан. Даже умирая, он не перестает думать о своем родном крае, о судьбах русского народа. Он успевает рассказать тот самый секрет, который хранил для государя. Вот только секрет не дошел до императора и ружья продолжали чистить кирпичом. Так умирает талантливый и никому не нужный человек, которого как и многих других забывают и не признают, в этом состоит главная трагедия произведения.

  5. Он не знает законов физики и не имеет, каких бы то ни было, подходящих условий, но, несмотря на это, все равно создает шедевры. Даже имя его написано с маленькой буквы, чтобы показать, что это не какой-то конкретный человек, а весь народ, живущий в серости и нищете. Кроме того, автор указывает еще и на то, что в России имена многих гениальных людей незаслуженно забыты.
    Левша родился в Туле, он был усидчив и трудолюбив. За две недели ему удалось подковать блоху и написать на ней имя создателя. Работа была необычайно тонкой и выверенной. Однако правительство, к сожалению, не смогло по достоинству оценить талант мастера, как и тысяч таких же, как он. Лесков хочет показать то, что талантливые люди вынуждены распыляться на мелочи.
    Несмотря на все это, Левша остается патриотом, он самоотверженно любит свою родину и даже в Англию отправляется, чтобы показать русские умения. При этом он голоден и не имеет документов. Герой мог бы остаться на чужбине и получить все условия для достойной жизни и труда, но любовь к отечеству толкает его вернуться обратно. Он хотел донести до государя важный секрет о том, как нужно хранить оружие, но родина встретила его холодно. Левшу ограбили, раздели и «уронили» на парапет, в результате этого он скончался, так и не успев рассказать царю то, что узнал за границей. Умирая, он попросил врача сказать, что ружья не нужно чистить кирпичом, но того даже не стали слушать, сказав, что для этого есть генералы.
    Читая рассказ, я проникся судьбой несчастного, непонятого мастера, который принес себя в жертву ради отечества, но это, к сожалению, так и не дало результата. Левша умер зря, а Россия потеряла в его лице невероятно талантливого умельца, хотя этого никто и не заметил.

  6. (288 слов) В самой известной повести Николая Лескова образ Левши выступает центральным и является ключевым для понимания всего творчества писателя.
    Образ народного героя Левши характеризуется несколькими составляющими. Мастеровой из Тулы обладает незаурядным талантом. В подковке крошечной «нимфозории» — блохи, Левша делает самую трудную работу – изготавливает крошечные гвоздики для подковы. Среди других мастеров рассказчик первоначально выделяет внешние качества умельца: «косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны». Подобное описание порождает противоречие, ведь как умелец, на которого полагается император, может быть «косым»? Однако одной из составляющих образа Левши является его юродивость, и все свои поступки он делает в соответствии с христианской системой ценностей. Народного героя характеризуют скромность, доброта, простота души, принятие всех оскорблений. Вера в Бога у него тесно переплетается с патриотизмом, который лучше всего проявляется во время поездки в Англию. Англичане искушают Левшу, но ему не нужны английские одежды, англичанка-жена, просвещение и чужая вера. Он убежден, что его место — на родной земле. Образ Левши сопоставим своей патриотической составляющей с образом Атамана Платова и императора Николая. Все эти герои уверены в способностях своего народа, любят и почитают его (в противовес образу Александра I). Местами ироническое повествование показывает героя то косым, то пьяницей. Но образ народного умельца, страдальца, битого всеми, кем только можно, сочетает в себе любовь к отечеству, праведность, преданность своему делу. Все это делает Левшу в глазах читателя не грубым и необразованным крестьянином, напротив – возвышенным патриотом из народа.

  7. Елена
    а тема и план какой нибудь у сочинения есть?
    посмортите во это
    Материал для сочинения. Левша – характеристика литературного героя (персонажа)
    Левша
    ЛЕВША — герой рассказа Н. С. Лескова «Левша» (1881, первая публикация под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (цеховая легенда)») . Произведение, созданное в духе лубка, обычно называют гимном таланту русского народа, олицетворенного в образе тульского мастера Л. , который даже блоху сумел подковать. Но сам автор возражал против такой трактовки. В рассказе, стилизованном под легенду, говорится не только о соревновании искусных англичан и даровитых русских, но и о тех условиях, в которых вынужден жить талантливый человек в России. Лесков говорит об отношении самодержцев Александра и Николая к своим подданным, о жестокости «промежуточной» власти в лице атамана Платова. Л. и его товарищи-ремесленники сумели без «мелкоскопа» , без «расчета силы» не только подковать блоху, но и написать на подковках имя мастера. Не тщеславие двигало Л. к цели, а патриотизм. Не англичан хотел он посрамить, а Россию возвысить. Потому, приступая к делу, молился Л. Николе Мценскому и совершил фантастическую по ювелирное™ работу. Однако истинный народный талант в России живет в нищете, им помыкают; Платов швыряет Л. «к себе в коляску в ноги» . Для сравнения Лесков показывает жизнь менее дерзостных в своей фантазии и своем таланте англичан. Глазами прибывшего в Англию Л. мы видим условия, о каких и мечтать не может русский мастеровой. Англичане ценят сноровку, опыт, талант Л. , заботятся о нем, обращаются с ним, как с барином, стараются угодить во всем, предлагают остаться у них на постоянное (и сытое) жительство. Но, узнав английский секрет хранения оружия, тульский мастер просит лишь об одном — поскорее отправить его в Россию. Единственное его желание — сообщить об этом секрете царю, ибо эти сведения действительно государственной важности. Однако если в Англии «другие правила жизни, науки и продовольствия» , то в России — все то же беззаконие и безразличие. Стоило Л. оказаться на родной земле, как у него, заболевшего, отобрали не только английские богатые подарки, но и остатки здоровья. Никому нет дела до секрета, которым владеет мастер, до его поразительных способностей, до его жизни. Так и умирает он, всеми брошенный, в больнице для бедных. Больше всего страдает Л. от того, что уносит с собою в могилу выведанный у англичан секрет. «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина», — говорит о своем русском «камраде» Л. «аглицкий полшкипер» . Несмотря на то что «собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства» (автор подчеркивал, что «левша есть лицо, мною выдуманное») , предпринимаются попытки найти прообраз оружейника.

  8. Одна из тем, которая довольно часто встречается в творчестве Н.С.Лескова – это тема русского трудового человека, талантливого умельца, мастера с золотыми руками. Таков герой произведения Левша, тульский мастер, подковавший стальную блоху.
    Произведение Левша состоит из девятнадцати глав. Повествование начинается с описания путешествия императора Александра I по Европе. Когда император посещает Англию, ему показывают много чудесного, что весьма его печалит – ему кажется, что в России никто на такое не способен. В одну из поездок по Англии императору предлагают осмотреть удивительную блоху, созданную английскими мастерами настолько маленькую, что видно ее только в мелкоскоп. К ней прилагается ключик, повернув который у нее в пузике можно заставить блоху танцевать. Удивлению императора нет придела, и он покупает блоху.
    После смерти императора стальная блоха попадает в руки Елизаветы II, но та, лишь немного усмехнувшись, убирает блоху подальше, а вскоре и отдает новому государю. Государь, осмотрев блоху, приказывает выяснить, чье это создание… К нему приводят генерала Платова, некогда путешествовавшего вместе с Александром I. Платов и рассказывает историю приобретения блохи, добавив, что прежний государь считал, что чужие люди способнее наших. … В ответ на это Николай Павлович отдает стальное творение Платову с просьбой съездить в Тулу, к тульским оружейникам, отдать им блоху, чтобы сделали они с нею что – нибудь такое, необыкновенное … В Туле три оружейника берутся выполнить просьбу императора и … подковывают лапки блохи подковками. Конечно, теперь блоха не танцует, но император отправляет это создание снова в Англию, как сувенир. Вместе с блохой отправляют и левшу, одного из тех мастеров, что подковывал английскую блоху.
    В Англии удивлению англичан нет предела. Левшу оставляют погостить в Англии. Но так как левша – оружейник, то он больше занимается тем, что рассматривает английские ружья.

  9. Патриотический образ левши
    Произведение Н.С.Лескова «Левша» не может не нравиться, ведь сам писатель умел описать красиво и, используя просторечные выражения так ловко, что всем становился понятен сюжет и то, как разворачивается действие. Но любое сочинение на тему образ левши, конечно же, приведет к тому, что прозвучит фамилия Сурнин, который как раз и считается прототипом главного героя.
    Левша по содержанию сказа появляется не сразу, а вначале писатель как бы подводит читателя к тому, что образ главного героя имеет много положительных качеств, среди которых самое главное – это патриотизм. Именно в таком сравнении с императором, который едет в Англию, чтобы восхищаться «англицкими» мастерами и совсем забывает о своих умельцах. И только по прошествии многих лет уже наследник императора решает рассмотреть блоху и доказать всему миру, что русские мастера – самые умелые и ловкие. И для этого Платов едет в тульскую деревню, где находит лохматого, грязного левшу, который может неделями не выходить из дома, работая, чтобы доказать, что Россия – великая страна.
    Образ левши – это образ человека, который не имеет даже определенного имени. О нем известно немного: волосы местами вырваны, так как его учили работать, на щеке родинка и свое прозвище он получил, скорее всего, из – за своего умения работать не столько правой рукой, сколько левой. А ведь в преобразовании блохи ему принадлежит маленькая и незаметная роль, но очень важная. А он, выполнив положенную и самую сложную работу в срок, еще постоянно получает тумаки да оплеухи от Платова, а все потому, что он крепостной. А затем его и вовсе бросают в темницу, где он мог бы и погибнуть. А когда уже немного разобрались, что блоху – то подковали, да мастера еще и на подковочках и свои имена выбили, то стали разбираться и дальше. И заинтересовались тем, а что же сам левша делал. Его – то работу никто поначалу и не замечает и только лишь когда ему задают вопрос, что же он сделал для блохи, то оказывается, что именно он и выковал гвоздики для подковок, которые даже самый мелкий микроскоп может рассмотреть. И как здесь при чтении сказа Лескова не испытать гордость русскому человеку!
    Но не только тема патриотизма затронута в произведении Лескова. Сказ заканчивается очень грустно. Судьба левши оказывается просто трагичной. Русские умельцы и мастера должны пробивать себе дорогу сами. Но, даже доказав свои умения, как, например, левша, они становятся никому не нужными. Ведь образ левши в некотором смысле даже символичен. Так, он отправляется в Англию, чтобы показывать свою работу и работу других умельцев, подковавших блоху. Он доказывает всему миру, насколько ловок, умен и трудолюбив русский человек.
    Удивившись его мастерству, умению видеть то, чтоб обычный человек может не заметить, русской смекалки и находчивости, англичане предлагают левше остаться и пользоваться всеми благами, чтобы трудиться на пользу их государства. Но при этом левша не перестает ездить и смотреть все дивные палаты англичан, где выставлены самые удивительные работы их мастеров. Но он ценит работу других мастеров, все-таки не принижает своего, русского мастера. Да еще пытается во всем разобраться, да понять устройство, чтобы потом это у себя на родине и сотворить.
    Но у русского человека тема Родины – это главное. И левша отказывается от всего, стремится домой. А ведь он мог жить на всем готовом, безбедно, его бы ценили и уважали и никто и никогда не посмел бы его ударить, таскать за волосы, вырывая их клоками или бросать в темницу. Но он не может отречься от родины, от всего, что так дорого и мило ему, от тех мест, где он вырос и где все так знакомо, от тех мастеров, которые учили его и помогали, когда ему было трудно. Наверное, все-таки левша – патриот.
    И что же он в итоге получает на родине? Забытый и заброшенный, не получив даже должной награды или хотя бы признания, левша просто умирает на улице под каким-то забором. Его тело уже находят потом, но ничего не может уже помочь герою. И в этом трагедия русского человека.
    Одаренность и мастерство не востребовано и в современном мире, и талант иногда просто не может пробиться из-за многих запретов и законов. А ведь на Руси всегда было много народных промыслов и умельцев, есть они и сейчас. Но вот только остается оно обычно никому не нужным и хорошо, если передается еще из поколения в поколение, а не уходит в неизвестность и остаются лишь только в памяти.

  10. Отличительные свойства прозы Н. С. Лескова – сказочные мотивы, сплетение комического и трагического, неоднозначность авторских оценок персонажей – в полной мере появились в одном из самых известных произведений писатель “Левше”. Заглавный герой, внешне ничем особенным не выделяющийся (”на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны”), является в то же время, по утверждению самого автора, самым искусным среди тульских оружейников. Однако Лесков не идеализирует героя, показывая, что при великолепном мастерстве он в науках не силен “и вместо четырех правил сложения из арифметики все берет по Псалтырю да по Полусоннику”.
    Левша – искусный мастеровой, один из тех, кто участвовал в подковывании блохи, олицетворяет талантливость русского народа. Но подкованная блоха перестает танцевать: у русских умельцев нет элементарных технических знаний, которые есть у любого английского мастера. Лесков не дает имени своему герою, подчеркивая тем самым собирательный смысл и значение его характера (”Там, где стоит “Левша”, надо читать русский народ”, – говорил Лесков). Левша, будучи в Англии, отвергает выгодные предложения англичан и возвращается в Россию. Он бескорыстен и неподкупен, но он “забит”, чувствует собственную незначительность рядом с чиновниками и вельможами. Левша привык к постоянным угрозам и побоям.
    Одной из основных тем в рассказе является тема творческой одаренности русского человека, что уже не раз было изображено в творчестве Лескова (рассказы “Тупейный художник”, “Запечатленный ангел”). Талант, по Лескову, не может существовать самостоятельно, он обязательно должен основываться на нравственной, духовной силе человека. Левша, неказистый мужичок, не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы.
    Образ Левши стоит в ряду других образов праведников, созданных Лесковым. Он пожертвовать собой ради Отечества, во имя Дела. Он едет в Англию без документов, голодный (ему в дороге “на каждой станции пояса на один значок еще перетягивали, чтобы кишки с легкими не перепутались”), чтобы показать иностранцам русскую смекалку и умение, и вызывает уважение англичан своим нежеланием остаться в их стране. Левша обладает целым рядом качеств, присущих галерее праведников Лескова: он истинный патриот, патриот в душе, одарен от рождения, ему присуща высокая нравственность и религиозность. Он прошел через множество испытаний, но даже в смертный час он помнит о том, что должен сообщить военный секрет англичан, незнание которого отрицательно отражается на боеспособности русской армии.
    В невнимании власти к судьбе национальных талантов, в дремучести и необразованности самого русского народа составляют, по Лескову, причину отсталости России. Интересно сравнить беседу Николая с Левшой, до которого император снисходит, и встреча героя с англичанами, которые уважают в нем мастера, разговаривают на равных. Когда Левша возвращается на родину, он заболевает и умирает, никому не нужный. Брошенный на пол в “простонародной” больнице, он олицетворяет собой негуманность, недальновидность и неблагодарность царской власти – причину неустроенности России, как считает автор.
    Из всего рассказа становится очевидным, что Лесков сочувствует Левше, жалеет его; авторские комментарии наполнены горечью. В образе Левши отразились поиски Лесковым положительного героя, и, думается, этот образ наиболее близок к этой цели.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *