Сочинение на тему лирические песни

13 вариантов

  1. Главное содержание и основное назначение народной лирики — выражение отношения к тем или иным жизненным явлениям, передача определенных мыслей, чувств, настроений. Главными героями любовных лирических песен являются молодые люди, девушки и юноши. Основное содержание этих песен — отношения юных влюбленных сердец между собой, чувства, переживания.
    Но и в этих песнях, проникнутых чувством всепоглощающей любви, мы находим отображение народной морали. Так, например, в песне «Ах ты, мати моя, матушка «юная девушка сетует на свою красоту. Эта красота не приносит ей радости, дарит одни только переживания и беспокойство:
    Мне нельзя, мати, по улице ходить.
    Мне нельзя, мати, по широкой гулять:
    Мигуны мати, помигивают.
    Свистуны, мати, посвистывают…
    Образ красивой, умной, но в то же время скромной и гордой девушки, как видим, был идеалом наших предков. Ценилась в народе и верность любимому, хотя в условиях патриархального уклада искренняя и нежная любовь девушки-крестьянки нередко была несчастной. Во многих песнях рассказывается о том, что родители запрещали дочери любить милого, они не разрешали им встречаться, что свидетельствует о незыблемом авторитете отца и матери.
    К слову родителей прислушивались не только молодые люди, едва ставшие на длинную, полную искушений и испытаний жизненную дорогу. Даже женатый мужчина, повинуясь воле родителей, покорно соглашался бить провинившуюся жену.
    Не давай меня, батюшка, замуж,
    Не давай, государь, за неровню.
    Не мечись на большое богатство.
    Не гляди на высоки хоромы.
    Не с хоромами жить, с человеком.
    Не с богатством жить мне, с советом, —
    Умоляет девушка своего отца, предчувствуя отношение богатых родственников в семье мужа.
    Воспевается в лирической песне тяжелый крестьянский труд, при этом осуждается одно из самых страшных в истории нашего народа явлений — крепостное право. Мужик готов трудиться, но чужая недобрая воля выжимает из него все жизненные силы:
    Гонят старого, гонят малого
    Мечтами о воле вольной проникнуты песни бурлацкие, рекрутские, солдатские. Оторванный от родной земли крестьянин, втянутый в новый распорядок жизни, не мог не думать о своей сторонушке, о матери и отце, о молодой жене, о ребятках-сиротинушках.
    Мотив тоски ярко выражен в этих песнях, но вместе с тем превозносится любовь к родной земле, родной семье.
    Несмотря на тяжелый труд, рабочий человек не терял оптимизма, веселого расположения духа, о чем свидетельствуют сатирические и шуточные песни. В этих песнях осуждается глупость, жажда наживы, ложь, пустословие, бахвальство.
    Народные лирические песни, выраженные в них мысли и нравственные установки служат для нас прекрасным примером. Д. Сикейрос говорил: «Национальное прошлое служит нам для проверки того, кто мы есть на самом деле, и для того, чтобы знать, чем мы станем в будущем… необходимо посмотреть на себя в зеркале истории нации для того, чтобы изучить себя в этом зеркале, чтобы идти дальше в соответствии с реальностями нашего времени, все время смотря вперед».

  2. Народные лирические песни — одно из самых ценных духовных приобретений нашего народа. Эти песни создавались в процессе трудовой деятельности, в них проявились людские надежды и мечты, нашли свое отражение обычаи и верования, стремление к лучшему будущему. Но главное, что ценим мы в народных лирических песнях, это то, что в них отражен характер народа, его доброта, искренность, щедрость, душевность.
    Традиционные протяжные лирические песни — это крестьянские песни. Н. Г. Чернышевский справедливо отмечал, что у крестьян “в понятии “жизнь” всегда заключается понятие о работе: жить без работы нельзя, да и скучно было бы”. Поэтому в народных песнях часто поэтизируется крестьянский труд и орудия этого труда. Например, жатва “серпом — одна из самых тяжелых полевых работ, которую выполняли женщины, но с какой любовью говорит об этой работе в песне молодая жница:
    Уж я сноп-то нажала,
    Алой лентой первязала;
    Другой сноп нажала,
    Голубой первязала.
    В другой песне говорится, что “девушка траву жала” “серебряным серпочком”, а у этого серпочка была “золотая ручка”.
    Очень часто труд составляет как бы фон, на котором возникают другие темы. Например, тема труда и семейной жизни во многих песнях сливаются, переходят одна в другую. По народным понятиям, семья должна строится на основе взаимного уважения, дружбы, любви, бережного отношения друг к другу. Именно поэтому большое количество лирических песен посвящено теме лн^бви. В любовных песнях также выражаются представления народа о прекрасном, красивом, и в основе этой красоты лежат труд и здоровье. Так, в одной из песен рисуется портрет “сельской красавицы”, которая должна быть “истонка-высока”, “избела-бела”, “без румянец румяна”, “без платья толста”, “без башмаков высока”. В другой песне девушка гордится тем, что ее милый превосходит других “ростом, ростом, красотою, молодецкою походкой”.
    В основе языка лирических песен лежит живая разговорная речь народа, часто употребляются эмоционально-выразительные эпитеты: “родной батюшка”, “родная матушка”, “дорогие подруженьки”, “соколик ясный”. С помощью таких эпитетов выражаются самые разные глубокие чувства и настроения. Например, девушка со словами нежности обращается к отъезжающему милому:
    Ах ты, душечка, удаленький молодчик,
    Ты куда от меня, красной девицы, отъезжаешь,
    На кого ты меня, красну девицу, покидаешь?
    А молодец награждает любимую ласковыми эпитетами: “сердце-лапушка, сударушка моя”.
    Но любовь девушки-крестьянки не всегда была безоблачно счастливой. Иногда родители выдавали замуж дочь без ее согласия. И такие настроения печали и грусти также отразились в песнях. Например, большой печалью пронизана песня, в которой рассказывается о том, как девушка посылает “залетную птицу” к “дружку милому”, чтобы она рассказала о ее “большом несчастье”:
    Отдают меня младую
    На чужую дальнюю сторонку,
    На чужую сторонку,
    Не за милого дружка.
    Песня говорит о страхе, с которым девушка думала о замужестве, о жизни в чужой семье. Молодая женщина жалуется на свое положение, грубое обращение с ней свекра и свекрови, тоскует по родному дому и родному селу. В других песнях упоминается о нелегкой физической работе в поле и огороде, но ни в одной песне нет жалоб на тяжесть женского труда. Если герой песни мужчина, то в такой песне могут быть воспоминания о милой или ропот на “горькую долю молодецкую”, если его женили на девушке, которую он не любил. Иногда выход из этой тоски выражался в песнях “отчаянного веселья”.
    Лирические песни — это высокое поэтическое искусство, непревзойденное в своей правдивости, простоте, непосредственности и глубине чувств, которое никогда не перестанет интересовать и волновать нас.

  3. Мы не знаем, когда появились первые песни, поскольку их истоки уходят в глубину веков. Не знаем и имен первых песенников, однако можно с уверенностью сказать, что именно в песнях сокрыты духовные сокровища человечества.
    Понятие «народная песня» появилось не случайно. Так, песни раньше слагали люди, несомненно, талантливые, потому что их до сих пор поют потомки. Слова песен выходили из народа и возвращались к нему.
    Лирические народные песни отличаются особой задушевностью и поэтической красотой. Их характерными чертами являются искренность, простодушие, «сердечная тоска».
    В песнях нашли отражение горе и радости «сердца в тесном и ограниченном кругу общественных и семейных отношений». Многие из них посвящены нелегкой женской доле — разлуке с любимым или насильной выдаче замуж за немилого и постылого.
    Не давай меня, батюшка, замуж,
    Не давай, государь, за неровню,
    Не мечись на большое богатство,
    Не гляди на высоки хоромы.
    Не с хоромами жить, с человеком,
    Не с богатством жить мне, с советом.
    Распространенной является также Тема сочинения тоски по родной стороне. Главным персонажем здесь обычно выступает «добрый молодец», отданный в солдаты:
    Отдают меня, добра молодца, в царску службу
    Что во ту ль, во ту службу царскую, во солдаты.
    Часто герои песен ропщут на горькую молодецкую долю, обрекшую их скитаться на чужбине, покоряясь чужой воле:
    Сторона ль моя незнакомая!
    …Занесла меня кручинушка,
    Что кручинушка великая —
    Служба грозная государева,
    Прытость, бодрость молодецкая…
    К лирическим песням причисляют также песни воинские, разбойничьи, песни народных восстаний. В них часто звучит Тема сочинения угнетения простых людей, их страданий и бедственного положения, а также произвола бояр:
    Гонят старого, гонят малого
    На работушку ранешенько,
    А с работушки позднешенько.
    Мне очень нравятся лирические народные песни, и я надеюсь, что они никогда не будут забыты.

  4. ^ ПОЭТИКА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ
    Русская народная лирика отличается композиционным своеобразием. Рассмотрим композиционные формы лирической песни.
    Одна из основных форм изложения – монолог. Это размышление лирического героя, излияние чувств девушки, горький плач крестьянки, выданной замуж за нелюбимого:
    Менее распространенной формой композиции является диалог.
    Третья форма – повествовательные песни.
    Четвертая форма песен – песни-описания. Чаще всего эмоционально-лирическое содержание в них выражается символическими образами.
    Часто наблюдается взаимосвязь и взаимопроникновение различных композиционных форм. То есть песня может начинаться повествованием или описанием, а далее следует диалог или монолог.
    Каковы же принципы внутренней организации лирических песен, которые определяют их жанровую специфику? Широко применяется в традиционной лирической песне принцип поэтического параллелизма. В песнях, построенных по принципу параллелизма, первая символическая картина является как бы эмоциональным вступлением:
    Следующий принцип организации композиции – принцип цепочного построения. Он организован так, что отдельные картины песни связываются между собой цепочно: последний образ первой картины является первым образом второй. Эта связь осуществляется пока песня не дойдет до картины, до образа, выражающих основное содержание песни.
    Наиболее распространенным композиционным приемом в народной лирике является ступенчатое сужение образов. С помощью этого приема создается картина, в которой образы следуют друг за другом в направлении пространственного сужения.
    Четвертый композиционный прием – изречение, которое является тезисом, доказываемым в песне.
    Характерной особенностью лирической песни является зачин. Это своеобразное вступление, которое тематически подготавливает песню. Можно выделить несколько типов зачинов: а) указание времени событий; б) указание места действия; в) обращение (к близким, родным, дереву, птице, ветру, милому); г) распространенный тип зачина – психологический параллелизм.
    В лирической песне часто встречается припев. Припев может быть связан с текстом и выполнять смысловую и выразительную функции, а может быть традиционным – делить песню на части, скреплять стихи и вести тему и эмоциональный тон.
    ^ ПОЭТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК
    Для скрепления частей песни используются различные повторы: слогов, слов, нескольких слов. Это может быть повтор первого слова в строке – анафора, может быть повтор последнего слова – эпифора.
    Очень широкое употребление получили в лирической песне символические образы. Символы традиционны, смысл их устойчив Широко распространены в песнях сравнения, которые имеют выразительную функцию Нередко можно встретить эпитеты: чистое поле, сизый голубь. Употребление эпитетов может быть постпозитивным: туча темная.
    Жанровая специфика лирических песен выражается также в употреблении обращений. Часто это обращения риторические – к различным предметам и явлениям природы.
    Для народной песни характерно употребление синонимов.
    В лирических песнях много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. В традиционных необрядовых лирических песнях чаще всего встречается двухударный тонический стих.
    Все эти компоненты содержания и формы представляют собой единую художественную систему.
    Основная литература
    Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. Сост. Э.В.Померанцева, С.И.Минц.-М.,1969.-С.393-438.
    Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия под ред. А.М.Новиковой.-М.,1987.-С.263-326.
    Аникин В.П. Русское устное народное творчество. М.,2001.-С.510-555, 641-673.
    Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений.-М.,2002.-С.288-313.
    Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня.-М.-Л., 1965.
    Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора.-М., 1989. Статьи: Композиция протяжной лирической песни. Композиция игровых, хороводных и плясовых песен. Поэтическая символика русских народных лирических песен. Эпитеты в былинах, исторических, лирических песнях и частушках.
    Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике под ред. Круглова Ю.Г. – М.,1986. Статьи: Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля. Лазутин С.Г. Композиция русской народной лирической песни. Акимова Т.М. О поэтической природе народной лирической песни.
    ^ Дополнительная литература
    Лазутин С.Г. Русские народные песни.-М., 1965.

  5. Народные лирические песни — одно из самых ценных духовных приобретений нашего народа. Эти песни создавались в процессе трудовой деятельности, в них проявились людские надежды и мечты, нашли свое отражение обычаи и верования, стремление к лучшему будущему. Но главное, что ценим мы в народных лирических песнях, это то, что в них отражен характер народа, его доброта, искренность, щедрость, душевность.
    Традиционные протяжные лирические песни — это крестьянские песни. Н. Г. Чернышевский справедливо отмечал, что у крестьян «в понятии «жизнь» всегда заключается понятие о работе: жить без работы нельзя, да и скучно было бы». Поэтому в народных песнях часто поэтизируется крестьянский труд и орудия этого труда. Например, жатва серпом — одна из самых тяжелых полевых работ, которую выполняли женщины, но с какой любовью говорит об этой работе в песне молодая жница:
    Уж я сноп – то нажала,
    Алой лентой первязала;
    Другой сноп нажала,
    Голубой первязала.
    В другой песне говорится, что «девушка траву жала» «серебряным серпочком», а у этого серпочка была «золотая ручка».
    Очень часто труд составляет как бы фон, на котором возникают другие темы. Например, Тема сочинения труда и семейной жизни во многих песнях сливаются, переходят одна в другую. По народным
    Понятиям, семья должна строится на основе взаимного уважения, дружбы, любви, бережного отношения друг к другу. Именно поэтому большое количество лирических песен посвящено теме любви. В любовных песнях также выражаются представления народа о прекрасном, красивом, и в основе этой красоты лежат труд и здоровье. Так, в одной из песен рисуется портрет «сельской красавицы», которая должна быть «истонка – высока», «избела – бела», «без румянец румяна», «без платья толста», «без башмаков высока». В другой песне девушка гордится тем, что ее милый превосходит других «ростом, ростом, красотою, молодецкою походкой».
    В основе языка лирических песен лежит живая разговорная речь народа, часто употребляются эмоционально – выразительные эпитеты: «родной батюшка», «родная матушка», «дорогие подруженьки», «соколик ясный». С помощью таких эпитетов выражаются самые разные глубокие чувства и настроения. Например, девушка со словами нежности обращается к отъезжающему милому:
    Ах ты, душечка, удаленький молодчик,
    Ты куда от меня, красной девицы, отъезжаешь,
    На кого ты меня, красну девицу, покидаешь?
    А молодец награждает любимую ласковыми эпитетами: «сердце – лапушка, сударушка моя».
    Но любовь девушки – крестьянки не всегда была безоблачно счастливой. Иногда родители выдавали замуж дочь без ее согласия. И такие настроения печали и грусти также отразились в песнях. Например, большой печалью пронизана песня, в которой рассказывается о том, как девушка посылает «залетную птицу» к «дружку милому», чтобы она рассказала о ее «большом несчастье»:
    Отдают меня младую
    На чужую дальнюю сторонку,
    На чужую сторонку,
    Не за милого дружка.
    Песня говорит о страхе, с которым девушка думала о замужестве, о жизни в чужой семье. Молодая женщина жалуется на свое положение, грубое обращение с ней свекра и свекрови, тоскует по родному дому и родному селу. В других песнях упоминается о нелегкой физической работе в поле и огороде, но ни в одной песне нет жалоб на тяжесть женского труда. Если герой песни мужчина, то в такой песне могут быть воспоминания о милой или ропот на «горькую долю молодецкую», если его женили на девушке, которую он не любил. Иногда выход из этой тоски выражался в песнях «отчаянного веселья».
    Лирические песни — это высокое поэтическое искусство, непревзойденное в своей правдивости, простоте, непосредственности и глубине чувств, которое никогда не перестанет интересовать и волновать нас.

  6. Министерство образования Российской Федерации Курский государственный педагогический университет Кафедра литературы КУРСОВАЯ РАБОТА ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ ВЫПОЛНЕНА Черниковой Ольгой, студенткой 41 группы филологического факультета ОЗО ПРОВЕРИЛА Гридина Лидия Андреевна, старший преподаватель кафедры литературы Курск – 2001 П Л А Н
    |ВВЕДЕНИЕ | |
    | | |
    |СПЕЦИФИКА ЖАНРА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ: | |
    | а) особенности композиции; | |
    | б) основные мотивы сюжета; | |
    | в) основные герои; | |
    | г) поэтика. | |
    |ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
    |СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | | В В Е Д Е Н И Е Сладостные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают и чувств высокие воспитывают. М. Ломоносов Нигде нет такой литературы, как у нас, у русских. А народные песни? Они широки, как эпопея, и глубоки, как раздумье. Такие песни могли родиться только у народа великой души – в мятеже, в тоске по правде и справедливости. М. Горький Лирическая песня имеет долгую, но интересную историю. «Истоки русской
    народной песни уходят в седую древность. Уже в начале первого тысячелетия
    нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о
    славянских песнях, а самих славян называли «песнелюбцами». Историки музыки
    утверждают, что уже на ранних этапах своего развития славянские песни
    оказывали влияние на музыку соседних народов и становились фактором мировой
    музыкальной культуры. При этом в самом начале пути, то есть в раннюю
    языческую эпоху, определились два главных пласта русской народной песни –
    обрядовые и необрядовые, первые из них довольно четко разделились на
    календарно-обрядовые и семейно-бытовые» /Выходцев 1990 : 7/. В данной работе мы остановимся на лирической песне. Почему? Потому
    что, на наш взгляд, именно лирическая песня, позволяет в полной мере
    представить внутренний мир русского человека. В песне слились воедино слово
    и музыка. Слово несет информацию, музыка создает тон, влияет на то или иное
    настроение. На вопрос о возникновении лирических песен до сих пор нет однозначного
    ответа. Существует лишь предположение, что лирика – более раннее явление,
    чем эпос. Причем вначале возникли лиро-эпические жанры, а собственно лирика
    – намного позже. Лирическая песня была тесно связана с обрядами – древнейшими видами
    народной культуры. Существует мнение, что лирическая песня необходима в
    обряде для того, чтобы комментировать сам обряд. Большинство лирических
    песен – любовной или семейной тематики, «раскрывающей социально-бытовую
    жизнь народа и объясняющей тематическое своеобразие лирических обрядовых
    песен при их сравнении с необрядовыми» /Круглов 1982 : 133/. В связи с этим
    у песни была своя особенность – преобладание магического начала. Человека
    издавна окружал страшный и таинственный мир природы, животных, его «манила
    трепещущая тайна леса, седые камни точно вырастали из земли. Все это,
    казалось, старо, давно жило и правилось, довлея самому себе, тогда как
    человек только что начинал устраиваться, распознавая и борясь; за ним
    лежали более древние, сложившиеся культуры, но он сам пошел от них, потому
    что везде он видел или подозревал веяние той же жизни. И он представлял
    себе, что его праотцы выросли из камней, пошли от зверей, зародились от
    деревьев и растений» /Веселовский 1989 : 102/. Человек невольно переносил
    на предметы и явления окружающей его действительности человеческие
    возможности и способности, выражающиеся в способности двигаться,
    разговаривать, мыслить. Так в песнях мы встречаем, как разговаривают птицы,
    животные, как часто наделяются эпитетами, относящимися к человеку, растения
    и природные явления и т.п. Человек пытался усилить свои способности в
    борьбе с природой, облегчить свой труд, «вызвать необходимые изменения
    окружающего мира путем выполнения магических действий, где песня играла
    значительную роль» /Сидельников 1959 : 13/. Представления человека о
    природе, наделение предметов и явлений окружающей действительности
    человеческими качествами придавали песне магическую функцию. Обряды,
    сопровождающиеся песнями, по древним религиозным представлениям, являлись
    заклинаниями, которые помогали улучшить урожайность, принести удачу в
    охоте, сохранить семью и т.п. Но человек развивался, познавал себя. Он выявил границу между ним,
    человеком, и окружающей природой. «Древний синкретизм удалялся перед
    расчленяющими подвигами знания: уравнение молния – птица, человек – дерево
    сменились сравнениями: молния, как птица, человек, что дерево, и т.п.»
    /Веселовский 1989 : 106/. В процессе развития меняется мировоззрение
    народа, меняются принципы песенного творчества. Появляются новые темы, идеи
    и образы, в песнях отражаются новые связи с жизнью народа, новые
    общественные функции. У песни появляется иная функция – эстетическая.
    Магическое начало утрачивается, разрушается. «Фольклористы-словесники и фольклористы-музыковеды сходятся во мнении,
    что окончательное оформление жанра необрядовой традиционной лирической
    песни, выработка им тех идейно-художественных качеств, какие мы находим в
    песнях, записанных приблизительно за последние два столетия, относятся к
    XVI-XVII векам» /Лазутин 1965 : 12/. Русские народные лирические песни специфичны еще и тем, что наряду с
    богатством народных мыслей и чувств в них ярко изображены и те события,
    которые вызывали эти мысли, чувства и настроения. Связь песенного жанра с реальной действительностью проявляется не
    только в том, что «в основе песенного творчества лежали те или иные факты
    реальной действительности, но и в том, как эта действительность была
    отражена, в каких поэтических формах» /Сидельников 1959 : 3/. Каждая
    поэтическая форма отражала определенные условия жизни народа, что
    обязательно влияло на язык, стиль, композицию того или иного произведения
    народного творчества. Народно-поэтическое творчество со всем богатством своих жанров
    представляет собой «народную мудрость», так как раскрывает внутренний мир
    простого народа, его взгляды, идейную сущность, его дух, правдиво
    показывает его жизнь в контексте исторической эпохи. В русской песне
    наиболее ярко отражена история русского народа. Песня – «это народная
    история, – писал Гоголь, – живая, яркая, исполненная красок, истины,
    обнажающая всю жизнь народа…» / Цит. по: Сидельников 1959 : 5/. Народная песня имеет ряд особенностей. Прежде всего от других жанров
    народно-поэтического творчества ее отличают «краткость текста, ясность,
    простота изложения и чистота языка, близость тематики к народной жизни, к
    народным запросам и интересам» /Сидельников 1959 : 11/. Необычен и самобытен стиль русской народной песни. Песня воодушевляла
    русских композиторов, обогащая их музыку различными мелодическими
    оборотами. Мелодия в песне играет первостепенное значение. Она выражает
    чувства героя, его волнения. Например, когда лирическому героя открывается
    картина вечерней степи с ее раздольем, с ее широкими просторами, с ее
    бесконечными далями, слово сливается в песне со звуками широкой, спокойной
    мелодия, с плавными медленными переходами. Музыкальность и певучесть
    русского языка, игра слов и звуков были характерными особенностями русской
    народной лирической песни. Песня живет своей жизнью, и от исполнительского мастерства певца
    зависит и понимание песни людьми. «Талантливые певцы всегда поют «с душой».
    В их исполнении чувствуется искренность и непосредственность переживаний. С
    огромным поэтическим мастерством и художественным вкусом они передают все
    оттенки человеческих переживаний» /Сидельников 1959 : 18/. Народные певцы
    имеют не только богатую поэтическую и музыкальную одаренность, но и полную
    «коробку с песнями» (как сказано одной латышской песенницей). Имея богатый
    материал, они изменяют, соединяют, расширяют его, складывая тем самым все
    новые и новые песни. Они наполняют песни великолепными поэтическими
    сравнениями и образами, взятыми из окружающей природы, соединяют воедино
    слово и чувство. Искусные певцы ставят задачей не показ своих «певческих
    способностей», а прежде всего – «знакомство слушателей с песней, с ее
    художественным богатством» /Сидельников 1959 : 19/. Простота русской народной песни объясняется ее близостью к народу, и
    эта близость определяется тем, насколько глубоко и правдиво в песне отражен
    дух народа, его мечты, его историческое прошлое. Человек поет о том, что
    более всего его тяготит, тревожит. «Показывая теневые стороны народной
    жизни, песня… указывала на истоки, породившие их. Песня способствовала
    разрушению старых феодальных порядков, домостроевщины в быту, помогала
    подрывать основы крепостничества и капиталистического строя» /Сидельников
    1959 : 15/. Таким образом, русская лирическая песня – яркая картина исторического
    прошлого нашего народа. Она раскрывает перед нами все богатство и красоту
    «внутреннего мира» России. Лирическая песня позволяет нам понять и узнать
    источники обрядов, а также художественные вкусы крестьян и трудящихся. Роль песни в народной жизни четко охарактеризовал Гоголь: «Я не
    распространяюсь о важности народных песне. Это народная история, живая,
    яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа… Кто не
    проникнул в них глубоко, тот ничего не узнает о прошедшем быте России»
    /Лирические песни 1990 : 5/. СПЕЦИФИКА ЖАНРА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ Прежде чем приступить к исследованию лирической песни, необходимо
    сказать несколько слов о классификации этого жанра. В науке этот вопрос
    долгое время остается нерешенным и до сих пор не выработана единая точка
    зрения. Большинство ученых в основу песенной классификации положили
    тематический принцип. Так С.Г. Лазутин, выделяет бытовую крестьянскую песню и историческую.
    Бытовая песня посвящена первоначально темам любви и семейно-бытовых
    отношений. Позже в них развиваются и различного рода социальные мотивы,
    прежде всего – антикрепостническая тема. В бытовых песнях раскрываются
    социально-общественные отношения людей: крестьяне рассказывают о своей
    тяжелой жизни в условиях крепостничества, ярко представлена и нелегкая
    жизнь дворовых людей. К социально-бытовой песне С.Г. Лазутин относит также солдатские и
    рабочие песни, в которых семейные отношения никаким образом не
    затрагиваются. Сюда входит и так называемая лакейская песня. К солдатским
    песням тесно примыкают казацкие песни. С.Г. Лазутин указывает и на существование военно-исторических песен,
    куда также входили солдатские песни, отличающиеся от солдатских песен
    бытовой тематики. Здесь появляются новые герои, новые мотивы и темы. Помимо
    песен, рассказывающих о нелегкой жизни солдат и казаков, в солдатской среде
    возникают также шуточные, юмористические песни. К трудовым песням С.Г. Лазутин относит и рабочие песни, в которых
    главной темой становится тема труда, раскрывающая «взаимоотношения между
    рабочими и теми, кому они вынуждены были подчиняться (хозяин,
    предприниматель, администрация, мастера, надсмотрщики и т.п.)» /Лазутин
    1965 : 103/. Богаты сюжетами и близки к любовно-бытовой тематики отходнические
    песни, возникшие во второй половине XVIII – начале XIX века. В них девушка
    просит своего дружка, отправляющегося в Питер, отложить отъезд, но он
    отвечает, что никак не может. Опечаленная девушка клянется в вечной любви. До к.XVIII-н.XIX вв. в песнях представлен образ робкой, застенчивой
    девушки, но с указанного периода в песнях появляется и другой образ –
    девушки смелой, боевой, решительной. Выделяет также С.Г. Лазутин и городские песни, названные мещанским
    романсом, главной темой которых является несчастная любовь. Тематика фольклорного произведения также лежит в основе классификации,
    предлагаемой А.И. Соболевским. А.И. Соболевский, издавая «Великорусские
    народные песни», писал: «Печатая песни, мы расположили их в порядке по
    содержанию. Само собой разумеется, мы руководствовались нашим собственным
    пониманием песен Конечно, можно было бы разделить песни по группам:
    «беседные», «хороводные», «игровые», «плясовые», «протяжные» и т.п. Но что
    бы тогда получилось? Большинство напечатанных нами песен записано без
    отметки, которая из них «беседная», которая – «хороводная» и т.д., и нам
    пришлось бы помещать их в ту или в другую группу по своему благоусмотрению
    Отметки тех из них, которые у нас помещены в нескольких вариантах,
    очень часто различны. Так, известнейшая песня «Калинушка с малинушкой
    лазоревый свет» в одном варианте помечена «хороводною», в другом –
    «обыденною» и в двух – «протяжною» Сверх того, самое значение отметок
    «хороводная» и т.п., по нашему мнению, очень невелико. Если песня отмечена
    «хороводною», это указывает единственно на то, что она поется в хороводе;
    последнее нисколько не мешает ее употреблению в «беседе», на свадьбе и
    вообще во всяком собрании молодежи Понятно, при таком положении дела
    распределение песен по группам невозможно» /Цит. по: Круглов 1982 : 7-8/. Существует и другая классификация песенного творчества – по функции.
    Она представлена К.С. Давлетовым. Традиционная песня «распадалась на четыре
    основных жанра: песен заклинательных, игровых, величальных и лирических»
    /Давлетов 1966 : 251/. К лирическим песням он относит, например, любовные,
    семейные, или солдатские, рабочие, ямщицкие. К.С. Давлетов указывает на то,
    что именно лирические песни подверглись историческому изменению. Также им
    выделены так называемые «эмигрантские» песни, в плане профессиональном –
    бурлацкие, студенческие песни. Существует также и следующее мнение: к лирическим стихотворным жанрам
    относятся песни социального содержания, любовные песни, семейные песни,
    малые лирические жанры (частушки, припевки и проч.). Мы предлагаем свою классификацию песен, учитывая приведенные выше. 1. Семейно-бытовая песня. Сюда мы включаем песни любовной и семейной
    тематики, которые раскрывают взаимоотношения возлюбленных, а также в полной
    мере раскрывают внутрисемейные отношения, нелегкую жизнь крестьянства в
    условиях крепостничества 2. Трудовые песни. Мы считаем, что к данной группе традиционных
    крестьянских песен следует отнести антикрепостнические, поскольку они
    пронизаны ненавистью крепостных к своим угнетателям, они рассказывают о
    каторжном труде, невероятных условиях жизни. 3. Отходнические песни включают следующие: а) бурлацкие; б) чумацкие; в) ямщицкие. Мы считаем, что в данную группу песен следует отнести и солдатские
    песни. Бессрочная или двадцатипятилетняя военная служба в армии почти
    навсегда отрывала солдата от семьи. Вдали от дома складываются песни, в
    которых солдаты тоскуют по родным краям, по своей семье. 4. К удалым песням относим: а) разбойничьи; б) каторги и ссылки; в) тюремные. 5. Отдельно выделяем шуточные, сатирические, хороводные. 6. В особую группу относим песни литературного происхождения. Особенно привлекают нас лирические семейно-бытовые песни, поскольку их
    характеризует богатство тематики, образов, символов, художественно-
    выразительных средств. Особенности композиции Важную роль в лирической песне играет композиция. Она раскрывает
    характеры героев через последовательность изображения событий, через связи
    с характерами других героев. В семейно-бытовых лирических песнях можно
    выделить несколько типов композиции, которые явно прослеживаются, несмотря
    на такую особенность жанра, как вариативность и контаминация. Контаминация обычно возникает в результате сходства песен по
    содержанию, мелодии, напеву и т.д. Часто контаминированный текст песни носит отпечаток той среды, в
    которой он бытовал или бытует (песня «Лучинушка»). Песни вступают в
    контаминацию на основе их идейно-тематической близости, «и такие
    контаминированные тексты одновременно являются показателем и разрушения, и
    своеобразного развития этих песен» /Лазутин 1965 : 83/. Но нередко вступают
    в контаминацию и песни, различные по сюжетам, но близкие по своим образами.
    Это в основном песни, изображающие образы нерадивых, ленивых и
    легкомысленных жен. В контаминацию могут вступать отдельные картины и
    мотивы песни. Чаще из песни отделяется зачин. Итак, о композиции. Наиболее распространенным типом лирической семейно-
    бытовой песни является песня-монолог, «когда повествование передается от
    лица главного героя песни или певца-автора» /Сидельников 1959 : 41-42/. Вы не дуйте, ветры буйные, Над моим над новым сеням, Над высоким теремочком, Над косящатым окошком!.. /«Вы не дуйте, ветры буйные»; Соб. Т. II/; Песня-монолог прямо выражает мысли и чувства лирического героя. «Песня-
    монолог – это или излияние своих чувств девушки к милому, или, наоборот,
    его к ней, или горький плач крестьянки, выданной за нелюбимого, или жалобы
    молодца на «худую жену», или размышления бурлака о своей судьбе, или
    воспоминания ямщика о родине и т.п.» /Лазутин 1965 : 34/. Нередко песня-
    монолог начинается обращением к предметам и явлениям природы. В таких
    случаях данные обращения часто выполняют риторическую функцию, усиливая
    драматизм и эмоциональную выразительность песни. Мысли мои, мысли, мысли дорогие, Скажите вы, мысли, про мое несчастье: Долго ли нам жити в печали-напасти? Печальное сердце беспрестанно тужить, Тужить и горюеть, сам не знай, что будеть… / «Мысли мои, мысли, мысли дорогие»; Соб. Т.III/

  7. Мы не знаем, когда появились первые песни, поскольку их истоки уходят в глубину веков. Не знаем и имен первых песенников, однако можно с уверенностью сказать, что именно в песнях сокрыты духовные сокровища человечества.
    Понятие “народная песня” появилось не случайно. Так, песни раньше слагали люди, несомненно, талантливые, потому что их до сих пор поют потомки. Слова песен выходили из народа и возвращались к нему.
    Лирические народные песни отличаются особой задушевностью и поэтической красотой. Их характерными чертами являются искренность, простодушие, “сердечная тоска”.
    В песнях нашли отражение горе и радости “сердца в тесном и ограниченном кругу общественных и семейных отношений”. Многие из них посвящены нелегкой женской доле — разлуке с любимым или несильной выдаче замуж за немилого и постылого.
    Не давай меня, батюшка, замуж,
    Не давай, государь, за неровню,
    Не мечись на большое богатство,
    Не гляди на высоки хоромы.
    Не с хоромами жить, с человеком,
    Не с богатством жить мне, с советом.
    Распространенной является также тема тоски по родной стороне. Главным персонажем здесь обычно выступает “добрый молодец”, отданный в солдаты:
    Отдают меня, добра молодца, в царску службу
    Что во ту ль, во ту службу царскую, во солдаты.
    Часто герои песен ропщут на горькую молодецкую долю, обрекшую их скитаться на чужбине, покоряясь чужой воле:
    Сторона ль моя незнакомая!
    …Занесла меня кручинушка,
    Что кручинушка великая –
    Служба грозная государева,
    Прытость, бодрость молодецкая…
    К лирическим песням причисляют также песни воинские, разбойничьи, песни народных восстаний. В них часто звучит тема угнетения простых людей, их страданий и бедственного положения, а также произвола бояр:
    Гонят старого, гонят малого
    На работушку ранешенько,
    А с работушки позднешенько.
    Мне очень нравятся лирические народные песни, и я надеюсь, что они никогда не будут забыты.

  8. >>> Скачать < << Министерство образования Российской Федерации Курский государственный педагогический университет
    Кафедра литературы
    КУРСОВАЯ РАБОТА
    ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ
    ВЫПОЛНЕНА Черниковой Ольгой,
    студенткой 41 группы
    филологического факультета
    Возможно вы искали – Сочинение: Женская проза
    ОЗО
    ПРОВЕРИЛА Гридина Лидия Андреевна,
    старший преподаватель кафедры литературы
    Курск – 2001
    П Л А Н
    ВВЕДЕНИЕ
    СПЕЦИФИКА ЖАНРА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ:
    а) особенности композиции; б) основные мотивы сюжета; в) основные герои;
    Похожий материал – Сочинение: Женские образы в древнерусских житийных повестях XVII века (Повесть о Марфе и Марии, Повесть об Ульянии Лазаревской)
    г) поэтика.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    В В Е Д Е Н И Е
    Сладостные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают и чувств высокие воспитывают.

    М. Ломоносов

    Нигде нет такой литературы, как у нас, у русских. А народные песни? Они широки, как эпопея, и глубоки, как раздумье. Такие песни могли родиться только у народа великой души – в мятеже, в тоске по правде и справедливости.

    М. Горький

    Лирическая песня имеет долгую, но интересную историю. «Истоки русской народной песни уходят в седую древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли «песнелюбцами». Историки музыки утверждают, что уже на ранних этапах своего развития славянские песни оказывали влияние на музыку соседних народов и становились фактором мировой музыкальной культуры. При этом в самом начале пути, то есть в раннюю языческую эпоху, определились два главных пласта русской народной песни – обрядовые и необрядовые, первые из них довольно четко разделились на календарно-обрядовые и семейно-бытовые» /Выходцев 1990 : 7/.
    В данной работе мы остановимся на лирической песне. Почему? Потому что, на наш взгляд, именно лирическая песня , позволяет в полной мере представить внутренний мир русского человека. В песне слились воедино слово и музыка. Слово несет информацию, музыка создает тон, влияет на то или иное настроение.
    Очень интересно – Сочинение: Женские образы в романе Тургенева Отцы и дети
    На вопрос о возникновении лирических песен до сих пор нет однозначного ответа. Существует лишь предположение, что лирика – более раннее явление, чем эпос. Причем вначале возникли лиро-эпические жанры, а собственно лирика – намного позже.
    Лирическая песня была тесно связана с обрядами – древнейшими видами народной культуры. Существует мнение, что лирическая песня необходима в обряде для того, чтобы комментировать сам обряд. Большинство лирических песен – любовной или семейной тематики, «раскрывающей социально-бытовую жизнь народа и объясняющей тематическое своеобразие лирических обрядовых песен при их сравнении с необрядовыми» /Круглов 1982 : 133/. В связи с этим у песни была своя особенность – преобладание магического начала. Человека издавна окружал страшный и таинственный мир природы, животных, его «манила трепещущая тайна леса, седые камни точно вырастали из земли. Все это, казалось, старо, давно жило и правилось, довлея самому себе, тогда как человек только что начинал устраиваться, распознавая и борясь; за ним лежали более древние, сложившиеся культуры, но он сам пошел от них, потому что везде он видел или подозревал веяние той же жизни. И он представлял себе, что его праотцы выросли из камней, пошли от зверей, зародились от деревьев и растений» /Веселовский 1989 : 102/. Человек невольно переносил на предметы и явления окружающей его действительности человеческие возможности и способности, выражающиеся в способности двигаться, разговаривать, мыслить. Так в песнях мы встречаем, как разговаривают птицы, животные, как часто наделяются эпитетами, относящимися к человеку, растения и природные явления и т.п. Человек пытался усилить свои способности в борьбе с природой, облегчить свой труд, «вызвать необходимые изменения окружающего мира путем выполнения магических действий, где песня играла значительную роль» /Сидельников 1959 : 13/. Представления человека о природе, наделение предметов и явлений окружающей действительности человеческими качествами придавали песне магическую функцию. Обряды, сопровождающиеся песнями, по древним религиозным представлениям, являлись заклинаниями, которые помогали улучшить урожайность, принести удачу в охоте, сохранить семью и т.п.
    Но человек развивался, познавал себя. Он выявил границу между ним, человеком, и окружающей природой. «Древний синкретизм удалялся перед расчленяющими подвигами знания: уравнение молния – птица, человек – дерево сменились сравнениями : молния, как птица, человек, что дерево, и т.п.» /Веселовский 1989 : 106/. В процессе развития меняется мировоззрение народа, меняются принципы песенного творчества. Появляются новые темы, идеи и образы, в песнях отражаются новые связи с жизнью народа, новые общественные функции. У песни появляется иная функция – эстетическая . Магическое начало утрачивается, разрушается.
    «Фольклористы-словесники и фольклористы-музыковеды сходятся во мнении, что окончательное оформление жанра необрядовой традиционной лирической песни, выработка им тех идейно-художественных качеств, какие мы находим в песнях, записанных приблизительно за последние два столетия, относятся к XVI-XVII векам» /Лазутин 1965 : 12/.
    Русские народные лирические песни специфичны еще и тем, что наряду с богатством народных мыслей и чувств в них ярко изображены и те события, которые вызывали эти мысли, чувства и настроения.
    Вам будет интересно – Сочинение: Жизнь Гумилева
    Связь песенного жанра с реальной действительностью проявляется не только в том, что «в основе песенного творчества лежали те или иные факты реальной действительности, но и в том, как эта действительность была отражена, в каких поэтических формах» /Сидельников 1959 : 3/. Каждая поэтическая форма отражала определенные условия жизни народа, что обязательно влияло на язык, стиль, композицию того или иного произведения народного творчества.
    Народно-поэтическое творчество со всем богатством своих жанров представляет собой «народную мудрость», так как раскрывает внутренний мир простого народа, его взгляды, идейную сущность, его дух, правдиво показывает его жизнь в контексте исторической эпохи. В русской песне наиболее ярко отражена история русского народа. Песня – «это народная история, ­– писал Гоголь, – живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа…» / Цит. по: Сидельников 1959 : 5/.
    Народная песня имеет ряд особенностей. Прежде всего от других жанров народно-поэтического творчества ее отличают «краткость текста, ясность, простота изложения и чистота языка, близость тематики к народной жизни, к народным запросам и интересам» /Сидельников 1959 : 11/.
    Необычен и самобытен стиль русской народной песни. Песня воодушевляла русских композиторов, обогащая их музыку различными мелодическими оборотами. Мелодия в песне играет первостепенное значение. Она выражает чувства героя, его волнения. Например, когда лирическому героя открывается картина вечерней степи с ее раздольем, с ее широкими просторами, с ее бесконечными далями, слово сливается в песне со звуками широкой, спокойной мелодия, с плавными медленными переходами. Музыкальность и певучесть русского языка, игра слов и звуков были характерными особенностями русской народной лирической песни.
    Песня живет своей жизнью, и от исполнительского мастерства певца зависит и понимание песни людьми. «Талантливые певцы всегда поют «с душой». В их исполнении чувствуется искренность и непосредственность переживаний. С огромным поэтическим мастерством и художественным вкусом они передают все оттенки человеческих переживаний» /Сидельников 1959 : 18/. Народные певцы имеют не только богатую поэтическую и музыкальную одаренность, но и полную «коробку с песнями» (как сказано одной латышской песенницей). Имея богатый материал, они изменяют, соединяют, расширяют его, складывая тем самым все новые и новые песни. Они наполняют песни великолепными поэтическими сравнениями и образами, взятыми из окружающей природы, соединяют воедино слово и чувство. Искусные певцы ставят задачей не показ своих «певческих способностей», а прежде всего – «знакомство слушателей с песней, с ее художественным богатством» /Сидельников 1959 : 19/.
    Похожий материал – Сочинение: Жизнь в уездном городе до приезда ревизора (по произведению Гоголя «Ревизор»)
    Простота русской народной песни объясняется ее близостью к народу, и эта близость определяется тем, насколько глубоко и правдиво в песне отражен дух народа, его мечты, его историческое прошлое. Человек поет о том, что более всего его тяготит, тревожит. «Показывая теневые стороны народной жизни, песня… указывала на истоки, породившие их. Песня способствовала разрушению старых феодальных порядков, домостроевщины в быту, помогала подрывать основы крепостничества и капиталистического строя» /Сидельников 1959 : 15/.
    Таким образом, русская лирическая песня – яркая картина исторического прошлого нашего народа. Она раскрывает перед нами все богатство и красоту «внутреннего мира» России. Лирическая песня позволяет нам понять и узнать источники обрядов, а также художественные вкусы крестьян и трудящихся.
    Роль песни в народной жизни четко охарактеризовал Гоголь: «Я не распространяюсь о важности народных песне. Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа… Кто не проникнул в них глубоко, тот ничего не узнает о прошедшем быте России» /Лирические песни 1990 : 5/.
    СПЕЦИФИКА ЖАНРА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ
    Прежде чем приступить к исследованию лирической песни, необходимо сказать несколько слов о классификации этого жанра. В науке этот вопрос долгое время остается нерешенным и до сих пор не выработана единая точка зрения. Большинство ученых в основу песенной классификации положили тематический принцип.
    «
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    »

  9. В зеленом-то саду груша
    Зашумела, зашумела.
    Народная песня
    Лирическая песня выразила бесконечный в своей самоуглубленности, торжествующей красоте мир переживания простого человека, прежде всего — крестьянина. Она показала устойчивость духовных ценностей, выработанных народом вопреки давлению сил, пытающихся растоптать человеческое достоинство «податного сословия».
    Антикрепостническими были песни не только дворовых или разбойников. Такими всегда были любовные и семейно-бытовые, воплотившие утонченность эмоций «крещеной собственности» задолго до часа, когда гуманная словесность открыла: «и крестьянки любить умеют».
    Как у ключика у гремучего,
    У колодезя у студеного
    Добрый молодец сам коня поил,
    Красна девица воду черпала;
    Почерпнув, ведры и поставила.
    Как поставивши, призадумалась…
    На всем протяжении XVII-XX веков народная песня неудержимо влекла к себе деятелей отечественной культуры, желающих вместить в свое творчество могущественное дыхание народной стихии, отразить в слове и музыке беспредельную ширь народной души.
    Лирическая песня вышла из обрядовой стихии, поэтому у них так много общего, и, главное, в восприятии человека, его внутреннего мира.
    Веселая голова,
    Не ходи мимо сада;
    Не прокладывай следа,
    Дороженьки не тори,
    Худой славы не клади!
    Худа славушка придет —
    Никто замуж не возьмет.
    Жизнь песенная принимала в свое лоно из жизни настоящей какие-то «очищенные» ее проявления, идеальную красоту ликов, а не лиц. Всякая песенная девушка— «красна девица»: «Белолика, круглолика», «Без румян-то румяненькая», щеки ее—«маков цвет», брови—«черны соболя». Всякий песенный парень — «раскудрявый добрый молодец», у которого «на каждой кудринке по жемчужинке», очи «ясна сокола», бравая «поступка молодецкая» и непременно «чист-пречист». В песенной действительности была достигнута гармония состояний человека и окружающего мира:
    Полюбеши молодчика, не мил девке белый свет…
    Проклятая осинушка без ветру шумитъ…
    Зеленая ивушка приунывши стоить…
    Белая березица пригорюнивши…
    Купоресово древечко призадумавши…
    Они взаимно сочувствуют друг другу — человек, дерево, конь, птица — переговариваются между собой на равно понятном языке людей.
    Система изображения в лирической песне идеализирует реальность, она далека от конкретности внешнего и внутреннего рисунка, что придет в искусство позднее благодаря «самовыражению в стиле». Однако вся выражаемая песней жизнь вбирается в оправу определенного человеческого чувства и возникает сквозь призму достаточно определенного же характера. В песенном искусстве выделяются те зачатки истинного психологизма, с которыми далее — в частушке — фольклор сделает шаг навстречу конкретному жизнеотражению.
    А. С. Пушкин восхищался народной песней, видел в ней «лестницу чувств», использовал в своих произведениях. В народной песне нет разграничения «я» исповедующейся личности и «я» другого человека-героя, о котором заходила речь.
    «Я любить-то не люблю —
    Насмотреться не могу;
    Насмотреться, наглядеться, нарадоваться:
    Очень миленький хорош —
    Чернобров, душа, пригож!»
    А еще песня учила (и учит по сей день) языку метафор и намеков, внепове-ствовательному развертыванию сюжета, приемам композиционной градации, симметрии; интонационно обогатила не только поэзию, но и прозу, приобщила к национальной символике.
    Народная песня является неисчерпаемым кладезем, откуда во все века брали и продолжают обогащать свое творчество мастера слова, музыки, живописи.
    Ах, не одна-то, не одна,
    Эх, во поле дороженька, ах, одна пролегала…
    Эх, ельничком да березничком, эх, горьким
    Частым осинничком!

  10. Народные лирические песни — одно из самых ценных духовных приобретений нашего народа. Эти песни создавались в процессе трудовой деятельности, в них проявились людские надежды и мечты, нашли свое отражение обычаи и верования, стремление к лучшему будущему. Но главное, что ценим мы в народных лирических песнях, это то, что в них отражен характер народа, его доброта, искренность, щедрость, душевность.
    Традиционные протяжные лирические песни — это крестьянские песни. Н. Г. Чернышевский справедливо отмечал, что у крестьян «в понятии «жизнь» всегда заключается понятие о работе: жить без работы нельзя, да и скучно было бы». Поэтому в народных песнях часто поэтизируется крестьянский труд и орудия этого труда. Например, жатва серпом — одна из самых тяжелых полевых работ, которую выполняли женщины, но с какой любовью говорит об этой работе в песне молодая жница:
    Уж я сноп-то нажала,
    Алой лентой первязала;
    Другой сноп нажала,
    Голубой первязала.
    В другой песне говорится, что «девушка траву жала» «серебряным серпочком», а у этого серпочка была «золотая ручка».
    Очень часто труд составляет как бы фон, на котором возникают другие темы. Например, тема труда и семейной жизни во многих песнях сливаются, переходят одна в другую. По народным
    понятиям, семья должна строится на основе взаимного уважения, дружбы, любви, бережного отношения друг к другу. Именно поэтому большое количество лирических песен посвящено теме любви. В любовных песнях также выражаются представления народа о прекрасном, красивом, и в основе этой красоты лежат труд и здоровье. Так, в одной из песен рисуется портрет «сельской красавицы», которая должна быть «истонка-высока», «избела-бела», «без румянец румяна», «без платья толста», «без башмаков высока». В другой песне девушка гордится тем, что ее милый превосходит других «ростом, ростом, красотою, молодецкою походкой».
    В основе языка лирических песен лежит живая разговорная речь народа, часто употребляются эмоционально-выразительные эпитеты: «родной батюшка», «родная матушка», «дорогие подруженьки», «соколик ясный». С помощью таких эпитетов выражаются самые разные глубокие чувства и настроения. Например, девушка со словами нежности обращается к отъезжающему милому:
    Ах ты, душечка, удаленький молодчик,
    Ты куда от меня, красной девицы, отъезжаешь,
    На кого ты меня, красну девицу, покидаешь?
    А молодец награждает любимую ласковыми эпитетами: «сердце-лапушка, сударушка моя».
    Но любовь девушки-крестьянки не всегда была безоблачно счастливой. Иногда родители выдавали замуж дочь без ее согласия. И такие настроения печали и грусти также отразились в песнях. Например, большой печалью пронизана песня, в которой рассказывается о том, как девушка посылает «залетную птицу» к «дружку милому», чтобы она рассказала о ее «большом несчастье»:
    Отдают меня младую
    На чужую дальнюю сторонку,
    На чужую сторонку,
    Не за милого дружка.
    Песня говорит о страхе, с которым девушка думала о замужестве, о жизни в чужой семье. Молодая женщина жалуется на свое положение, грубое обращение с ней свекра и свекрови, тоскует по родному дому и родному селу. В других песнях упоминается о нелегкой физической работе в поле и огороде, но ни в одной песне нет жалоб на тяжесть женского труда. Если герой песни мужчина, то в такой песне могут быть воспоминания о милой или ропот на «горькую долю молодецкую», если его женили на девушке, которую он не любил. Иногда выход из этой тоски выражался в песнях «отчаянного веселья».
    Лирические песни — это высокое поэтическое искусство, непревзойденное в своей правдивости, простоте, непосредственности и глубине чувств, которое никогда не перестанет интересовать и волновать нас.
    .

  11. Лирическая песня имеет долгую, но интересную историю. Истоки русской народной песни уходят в седую древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли «песнелюбцами».
    Историки музыки утверждают, что уже на ранних этапах своего развития славянские песни оказывали влияние на музыку соседних народов и становились фактором мировой музыкальной культуры.
    При этом в самом начале пути, то есть в раннюю языческую эпоху, определились два главных пласта русской народной песни – обрядовые и необрядовые, первые из них довольно четко разделились на календарно-обрядовые и семейно-бытовые.
    На вопрос о возникновении лирических песен до сих пор нет однозначного ответа. Существует лишь предположение, что лирика – более раннее явление, чем эпос. Причем вначале возникли лиро-эпические жанры, а собственно лирика – намного позже.
    Лирическая песня была тесно связана с обрядами – древнейшими видами народной культуры.
    Существует мнение, что лирическая песня необходима в обряде для того, чтобы комментировать сам обряд.
    Русские народные лирические песни специфичны еще и тем, что наряду с богатством народных мыслей и чувств в них ярко изображены и те события, которые вызывали эти мысли, чувства и настроения. Народная песня имеет ряд особенностей.
    Прежде всего от других жанров народно-поэтического творчества ее отличают краткость текста, ясность, простота изложения и чистота языка, близость тематики к народной жизни, к народным запросам и интересам.
    Простота русской народной песни объясняется ее близостью к народу, и эта близость определяется тем, насколько глубоко и правдиво в песне отражен дух народа, его мечты, его историческое прошлое. Человек поет о том, что более всего его тяготит, тревожит.
    Таким образом, русская лирическая песня – яркая картина исторического прошлого нашего народа. Она раскрывает перед нами все богатство и красоту «внутреннего мира» России. Лирическая песня позволяет нам понять и узнать источники обрядов, а также художественные вкусы крестьян и трудящихся.
    Роль песни в народной жизни четко охарактеризовал Гоголь: «Я не распространяюсь о важности народных песне. Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа.

    Список использованной литературы:

    1. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М.: Высшая школа, 1989.
    2. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. Учебник для филол. фак. ун-тов. М.: Высшая школа, 1977. – 375 с.
    3. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. – М.: Высшая школа, 1982. – 272 с.
    4. Лирические песни. Составление, предисловие, подготовка текстов и примечания П.С. Выходцева. – М.: Современник, 1990. – 653 с.
    5. Народные песни. Сост. Панкеев И.А. – Олма-Пресс, 1999. – 560 с. Бесплатно скачать реферат “Лирическая песня” в полном объеме

  12. В научной литературе наряду с понятием «устное народное творчество» применяется термин «фольклор», т.е. «народная мудрость», так как в народном творчестве отразились представления народа об окружающем мире, его обычаи, стремления, надежды и мечты. Но главное, за что мы ценим народное творчество, это то, что в нем отражен характер народа, его лучшие моральные качества: доброта, искренность, щедрость и безграничная душевность.
    Особое место в русском фольклоре занимают лирические песни. Это самый распространенный жанр. К лирическим песням обращались коллективно и поодиночке, старые и молодые, в будни и в праздники, в горе и в радости. И каждая такая песня проникает в самое сердце, так как, по словам Т. Шевченко: «Она имеет то великое, единственное, что не умирает, что зовет, объединяет, дурманит страстным чувством духовности — имеет душу!»
    Народные лирические песни, одно из самых ценных духовных приобретений нашего народа, — это высокое поэтическое искусство, непревзойденное в своей правдивости, простоте, непосредственности и глубине чувств, которое никогда не перестанет интересовать и волновать нас. С глубокой древности народные песни сопровождали все важнейшие стороны трудовой деятельности людей и их быта. В таких песнях передаются различные жизненные обстоятельства, которые вызвали те или иные переживания, мысли и чувства, но это мысли и чувства не отдельного человека, а общенародное, общенациональное чувство, потому что народная песня всегда отражает представления всего народа.
    В русском народном творчестве древнейшими являются песни времен древнеславянского мира, сложенные в период образования Киевской Руси. Большинство из них — календарные обрядовые песни, которые исполнялись в определенное время года, иногда даже в определенный день. Такие старинные песни вместе с обрядами и обычаями дают нам представление не только о трудовой деятельности, но и о мировоззрении, верованиях, связанных с поклонением солнцу — источнику жизни, с одушевлением различных явлений природы.
    На протяжении веков народные певцы создали целую систему поэтических образов, земледельческих в своей основе. Характер этих образов взят из наблюдений над различными явлениями природы и возможным влиянием этих явлений на урожай. Так, предвестниками горя, несчастья, какого-либо бедствия в народных песнях служили образы грозовой тучи, бури-ненастья, бури-непогоды, буйного ветра, увядших цветов и им подобные. А с образами радости связывались такие явления, как весенний расцвет природы, солнечный свет, тепло, созревание злаков и плодов. Главной темой лирических песен были труд земледельца и те явления природы, от которых зависел успех этого труда. В некоторых песнях упоминается о нелегкой физической работе в поле и огороде, но ни в одной песне нет жалоб на тяжесть женского труда. Напротив, в лирических песнях часто поэтизируется крестьянский труд и орудия этого труда. Например, в одной из них говорится, что «девушка… жала» «серебряным серпочком», а у этого «серпочка» была «золотая ручка».
    Очень часто труд составляет как бы фон, на котором возникают другие темы. Например, темы труда и семейной жизни во многих песнях сливаются, переходят одна в другую. По народным понятиям, семья должна основываться на взаимном уважении, дружбе, любви, бережном отношении друг к другу. Именно поэтому большое количество лирических песен посвящено теме любви. В любовных песнях также выражаются представления народа о прекрасном, красивом, и в основе этой красоты лежат труд и здоровье. Так, в одной из песен встречаем портрет «сельской красавицы», которая «истонка-высока», «избела-бела», «без румянец румяна», «без платья толста», «без башмаков высока» . В другой песне девушка гордится тем, что ее милый превосходит других «ростом, красотою, молодецкою походкой».
    В народных лирических песнях выражаются самые разные чувства и настроения. Например, на Масленицу в течение недели принято было исполнять застольные, плясовые и лирические песни. Ив таких лирических песнях чаще всего пели о горькой судьбе молодой женщины, выданной замуж в отдаленную деревню, «на чужую сторону», ее тоске по родной деревне и родной семье («Отдавали молоду на чужую сторону»).
    К сожалению, любовь не всегда была счастливой. Родители могли выдавать дочь замуж без ее согласия или выбирали невесту сыну по своему усмотрению. Иногда молодая жена, попадая в дом своей свекрови, была лишена возможности видеться и общаться с родными. Поэтому многие песни пронизаны печалью и грустью, а также страхом, с которым девушка думала о замужестве и жизни в чужой семье. В некоторых песнях молодая женщина жалуется на свое положение, грубое обращение с ней свекра и свекрови.
    Если герой песни мужчина, то в такой песне могут быть воспоминания о милой или ропот на «горькую долю молодецкую», если его женили на девушке, которую он не любил. Но содержание народных лирических песен не только бытовое, они затрагивают множество разнообразных тем, потому что любые явления жизни — природы и общества — могут вызвать переживания человека. Эти личные переживания с присущей поэзии силой выражают мысли и чувства, душевную красоту многих современников и потому отражают нравственные устои всего русского народа.

  13. Народные лирические песни — одно из самых ценных духовных приобретений нашего народа. Эти песни создавались в процессе трудовой деятельности, в них проявились людские надежды и мечты, нашли свое отражение обычаи и верования, стремление к лучшему будущему. Но главное, что ценим мы в народных лирических песнях, это то, что в них отражен характер народа, его доброта, искренность, щедрость, душевность.
    Традиционные протяжные лирические песни — это крестьянские песни. Н. Г. Чернышевский справедливо отмечал, что у крестьян «в понятии «жизнь» всегда заключается понятие о работе: жить без работы нельзя, да и скучно было бы». Поэтому в народных песнях часто поэтизируется крестьянский труд и орудия этого труда. Например, жатва серпом — одна из самых тяжелых полевых работ, которую выполняли женщины, но с какой любовью говорит об этой работе в песне молодая жница:
    Уж я сноп-то нажала,
    Алой лентой первязала;
    Другой сноп нажала,
    Голубой первязала.
    В другой песне говорится, что «девушка траву жала» «серебряным серпочком», а у этого серпочка была «золотая ручка».
    Очень часто труд составляет как бы фон, на котором возникают другие темы. Например, тема труда и семейной жизни во многих песнях сливаются, переходят одна в другую. По народным
    понятиям, семья должна строится на основе взаимного уважения, дружбы, любви, бережного отношения друг к другу. Именно поэтому большое количество лирических песен посвящено теме любви. В любовных песнях также выражаются представления народа о прекрасном, красивом, и в основе этой красоты лежат труд и здоровье. Так, в одной из песен рисуется портрет «сельской красавицы», которая должна быть «истонка-высока», «избела-бела», «без румянец румяна», «без платья толста», «без башмаков высока». В другой песне девушка гордится тем, что ее милый превосходит других «ростом, ростом, красотою, молодецкою походкой».
    В основе языка лирических песен лежит живая разговорная речь народа, часто употребляются эмоционально-выразительные эпитеты: «родной батюшка», «родная матушка», «дорогие подруженьки», «соколик ясный». С помощью таких эпитетов выражаются самые разные глубокие чувства и настроения. Например, девушка со словами нежности обращается к отъезжающему милому:
    Ах ты, душечка, удаленький молодчик,
    Ты куда от меня, красной девицы, отъезжаешь,
    На кого ты меня, красну девицу, покидаешь?
    А молодец награждает любимую ласковыми эпитетами: «сердце-лапушка, сударушка моя».
    Но любовь девушки-крестьянки не всегда была безоблачно счастливой. Иногда родители выдавали замуж дочь без ее согласия. И такие настроения печали и грусти также отразились в песнях. Например, большой печалью пронизана песня, в которой рассказывается о том, как девушка посылает «залетную птицу» к «дружку милому», чтобы она рассказала о ее «большом несчастье»:
    Отдают меня младую
    На чужую дальнюю сторонку,
    На чужую сторонку,
    Не за милого дружка.
    Песня говорит о страхе, с которым девушка думала о замужестве, о жизни в чужой семье. Молодая женщина жалуется на свое положение, грубое обращение с ней свекра и свекрови, тоскует по родному дому и родному селу. В других песнях упоминается о нелегкой физической работе в поле и огороде, но ни в одной песне нет жалоб на тяжесть женского труда. Если герой песни мужчина, то в такой песне могут быть воспоминания о милой или ропот на «горькую долю молодецкую», если его женили на девушке, которую он не любил. Иногда выход из этой тоски выражался в песнях «отчаянного веселья».
    Лирические песни — это высокое поэтическое искусство, непревзойденное в своей правдивости, простоте, непосредственности и глубине чувств, которое никогда не перестанет интересовать и волновать нас.
    ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *