Сочинение на тему лирический герой блока

8 вариантов

  1. Имя Александра Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Это литературное течение, придя в Россию из Западной Европы на рубеже 19 и 20 веков, обогатившись достижениями русской стихотворной традиции, дало литературе множество замечательных произведений, среди которых поэзия Блока. Образы, созданные им, занимают особое место.
    Своеобразие позиции поэта во многом уже отразилось в первые годы его творчества в образах лирического героя. Характерно в этом отношении стихотворение «Фабрика». С одной стороны, обращение поэта-символиста к реальности, к социальной тематике уже говорит само за себя. Но, с другой стороны, символическая философия, понимание своего места в жизни также весьма показательны.
    Стихотворение рисует три образа: собравшихся у ворот людей, кого-то недвижного, черного, считающего пришедших, и, наконец, лирического героя, говорящего: «Я вижу все с моей вершины…» Нахождение на вершине — это как бы начальная точка творчества самого поэта, из которой он шел вместе со своим лирическим героем к реализму.
    Ранние стихотворения Блока пронизаны образом Прекрасной Дамы.
    Его раскрытию и постижению поэт посвятил целый цикл стихов. Перед читателем открывается особый мир влюбленного человека, влюбленного поэта (ведь не секрет, что этот цикл был посвящен Любови Дмитриевне Менделеевой, жене поэта). Поэт преклоняется перед идеалом красоты и женственности и ощущает себя рыцарем, отдающим жизнь служению своей Даме. В стихотворении «Вхожу я в темные храмы…», поводом для создания которого стала встреча Блока с Л.Д.Менделеевой в Исаакиевском соборе, перед лирическим героем появляется образ, который сравним с пушкинской Мадонной. Это «чистейшей прелести чистейший образец». Лирический герой этого периода творчества Блока — романтик, для которого любовь — высшая ценность.
    Образ-символ получил другое освещение в стихотворении, ставшем символом самого поэта, «Незнакомке». Тему этого стихотворения можно определить следующей фразой: идеал, потребность красоты приходит в соприкосновение с отталкивающей реальностью.
    Эту двойственность поэт отразил и в композиции произведения: оно делится на две части. Первая часть пронизана настроением ожидания «друга единственного» — мечты, идеального образа Незнакомки. Но место встречи с ней — трактир. Умело нагнетая описанием пейзажа, использованием звукового ряда ощущение пошлости происходящего, автор мотивирует состояние лирического героя. Появление Незнакомки во второй части на время преображает действительность для героя, что в художественном плане выражается в перемене всех оценочных эпитетов, образов природы на противоположные. Они как бы освещены с другой стороны. Итог же — возврат в реальный мир, невозможность спрятаться в забытьи. Единственное возможное — продлевать его: «Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине».
    В этом стихотворении проявляется тонкий психологизм в раскрытии образа лирического героя, смена его состояний очень важна для Блока. Разработка подобных образов в малой стихотворной форме все же не давала возможности полно раскрыть их внутренний мир, эволюцию во времени. Это удалось сделать в поэме «Соловьиный сад». Основа сюжета этой поэмы — неизбежность возврата лирического героя из мира сладких грез и любви в реальность. Герой обретает новое, общечеловеческое значение. Так, многие образы поэмы имеют библейское звучание. На осле ехал
    Иисус, чтобы указать праведный путь, истину. Сад и его хозяйка — это Адам и Ева. Сад и остальной мир разделены только ог? радой, но, войдя в него, лирический герой теряет свое место в той жизни, куда он потом неизбежно должен вернуться.
    В поэме решаются философские проблемы: выбора жизненного пути, любви. Герой обогащен новым знанием, но он и опустошен беззаботным счастьем.
    Образ опустошенного жизнью, с нелегкой судьбой человека появляется в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе». Это стихотворение автобиографично. Ведь незадолго до создания этого стихотворения Блока покинула жена. Поэтому становится ясна неразрывная связь лирического героя с самим поэтом. В каждом его стихотворении этот образ несет не только конкретную лирическую нагрузку, но и становится провозвестником общечеловеческих идей, вечных ценностей. Но Блок не уходит и от конкретных, реальных событий. В синтезе реального и идеального, в отражении внутреннего мира поэта во всей его глубине и состоит сущность лирического героя. Он полностью отразил эволюцию поэта, при этом сам многократно изменяясь.

  2. Текст сочинения:
    Лирический герой Блока это постоянно меняющийся человек, ведомый жаждой познания истины, отдающийся сполна чувству любви и прекрасного. В поэзии Александра Блока живой, яркий характер самого поэта.
    Лирический герой Блока проходи? через все, что испытал сам поэ?. Это жажда жизни и уныние, взлеты и разочарования, вера и опустошенность… Ранние стихотворения А. Блока полны роман?ики и оп?имизма:

    Я шел к блаженству. Путь блестел
    Росы вечерней красным светом…

    Путь раннего Блока безмятежен. Поэ? не думает, что что-либо может нарушить его внутреннюю гармонию, ?ворческий настрой. Он пишет, что в его душе любви весна. И действительно, лирический герой Блока это человек любящий. По у?верждению самого поэта только влюбленный имеет право на звание человека. Любовная лирика Блока широко представлена в одном из его первых сборников С?ихи о Прекрасной Даме. В э?их стихотворениях много возвышенного, роман?ики и даже мистики. Они проникну?ы глубокой нежностью:

    Мы встречались с тобой на закате.
    Ты веслом рассекала залив.
    Я любил ?вое белое платье,
    Утонченность мечты разлюбив.

    Поэ? преклоняется перед идеалом красоты и женственности. Лирический герой Блока выступает здесь в качестве рыцаря, отдающего жизнь служению своей Даме. И как же иначе? Ведь она чистейшей прелести чистейший образец. Почти все любовные стихи Блока роман?ичны. Таково и его известнейшее стихотворение Незнакомка. Но в нем возвышенный образ Незнакомки сталкивается с реальностью, с пошлостью окружающей действительности. Символично, что прекрасная Незнакомка, дыша духами и ?уманами, появляется в трактире, среди пьяниц с глазами кроликов. Лирический герой этого стихотворения ожидает таинственную Незнакомку, друга единственного свою мечту. Ее появление в трактире на время преображает действительность для героя. Итог же возврат в реальный мир, невозможность забыться. Единственно возможным представляется герою лишь продлить видение: Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине.
    Но мы видим и другого Блока. Его лирический герой может быть активным, его ведет желание что-то изменить, чем-то помочь:

    О, я хочу безумно жить:
    Все сущее
    увековечить,
    Безличное вочеловечи?ъ,
    Несбывшееся воплотить.

    Лирический герой Блока отличается большой любовью к людям, в нем нет злости, он не таи? обид:

    Земное сердце стынет вновь,
    Но стужу я встречаю грудью.
    Храню я к людям на безлюдье
    Неразделенную любовь.

    Под?верждение этой мысли находим и в его стихотворном шедевре О доблестях, о подвигах, о славе. Оно передает всю глубину душевных переживаний поэта, которого покинула любимая женщина: Я звал тебя, но ?ы не оглянулась, Я слезы лил, но ?ы не снизошла. Но поэ? ни обронил в ее адрес ни одного гневного слова. Любящему человеку чужда резкость, он по-прежнему превозноси? женщину. И жизнь по-прежнему дорога лирическому герою Блока во всех ее проявлениях. Жизнь продолжается:

    Нет! Все, что есть, что было,
    живо!
    Мечты, виденья, думы прочь!
    Волна возвратного прилива
    Бросает в бархатную ночь!

    Все, что человек пережил в прошлом, навсегда остается в его памяти. Он дорожи? э?им. Такой и лирический герой Блока:

    Но верю
    не пройдет бесследно
    Все, что так страстно я любил.

    Описывая лирику Александра Блока, нельзя обой?и стороной его стихотворные произведения, посвященные России. Его отношение к собы?иям, происходившим в России в начале XX века, были порой противоречивы, но любовь к родине Блок пронес через всю свою жизнь. Он люби? ее всей душой, как женщину. Россия у Блока красавица, повязанная в плат узорный до бровей, лик которой светел навсегда:
    О, Русь моя! Жена моя!
    До боли Нам ясен долгий путь!..
    И нет конца!

    Родина это не только большая любовь поэта, но и источник жизненных сил. В стихотворении Последнее напу?ствие, лирический герой которого полон отчаяния и безысходной тоски, поэ? говори? о том единственном, что выводи? из постылого круга бы?ия, наполняет жизнь смыслом:
    Это единственное Россия.
    еще леса, поляны, И проселки, и шоссе,
    Наша русская дорога, Наши русские ?уманы,
    Наши
    шелесты в овсе…

    В стихотворении Осенняя воля поэ? говори? о нерасторжимости судьбы лирического героя с судьбой родины: Прию?и ?ы в далях необъятных! Как и жить и плакать без тебя!
    Лирический герой Блока вызывает у нас сопереживание, как близкий человек, настолько открыто и искренне говори? автор о своих чувствах. Лирика Блока, наверное, еще и потому близка нам, что в ее основе лежат общечеловеческие ценности. С?ихи этого поэта пробуждаю? в человеке самые лучшие чувства, учат быть мудрым, дарят надежду.
    Права на сочинение “Лирический герой А. Блока” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  3. Блок – все сочинения
    Лирический герой Блока — это постоянно меняющийся человек, ведомый жаждой познания истины, отдающийся сполна чувству любви и прекрасного. В поэзии Александра Блока — живой, яркий характер самого поэта.
    Лирический герой Блока проходит через все, что испытал сам поэт. Это жажда жизни и уныние, взлеты и разочарования, вера и опустошенность… Ранние стихотворения А. Блока полны романтики и оптимизма:
    Я шел к блаженству. Путь блестел
    Росы вечерней красным светом…
    Путь раннего Блока безмятежен. Поэт не думает, что что-либо может нарушить его внутреннюю гармонию, творческий настрой. Он пишет, что в его душе “любви весна”. И действительно, лирический герой Блока — это человек любящий. По утверждению самого поэта “только влюбленный имеет право на звание человека”. Любовная лирика Блока широко представлена в одном из его первых сборников “Стихи о Прекрасной Даме”. В этих стихотворениях много возвышенного, романтики и даже мистики. Они проникнуты глубокой нежностью:
    Мы встречались с тобой на закате.
    Ты веслом рассекала залив.
    Я любил твое белое платье,
    Утонченность мечты разлюбив.
    Поэт преклоняется перед идеалом красоты и женственности. Лирический герой Блока выступает здесь в качестве рыцаря, отдающего жизнь служению своей Даме. И как же иначе? Ведь она — “чистейшей прелести чистейший образец”. Почти все любовные стихи Блока романтичны. Таково и его известнейшее стихотворение “Незнакомка”. Но в нем возвышенный образ Незнакомки сталкивается с реальностью, с пошлостью окружающей действительности. Символично, что прекрасная Незнакомка, “дыша духами и туманами”, появляется в трактире, среди пьяниц “с глазами кроликов”. Лирический герой этого стихотворения ожидает таинственную Незнакомку, “друга единственного” — свою мечту. Ее появление в трактире на время преображает действительность для героя. Итог же — возврат в реальный мир, невозможность забыться. Единственно возможным представляется герою лишь продлить видение: “Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине”.
    Но мы видим и другого Блока. Его лирический герой может быть активным, его ведет желание что-то изменить, чем-то помочь:
    О, я хочу безумно жить:
    Все сущее — увековечить,
    Безличное — вочеловечитъ,
    Несбывшееся — воплотить.
    Лирический герой Блока отличается большой любовью к людям, в нем нет злости, он не таит обид:
    Земное сердце стынет вновь,
    Но стужу я встречаю грудью.
    Храню я к людям на безлюдье
    Неразделенную любовь.
    Подтверждение этой мысли находим и в его стихотворном шедевре “О доблестях, о подвигах, о славе”. Оно передает всю глубину душевных переживаний поэта, которого покинула любимая женщина: Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. Но поэт ни обронил в ее адрес ни одного гневного слова. Любящему человеку чужда резкость, он по-прежнему превозносит женщину. И жизнь по-прежнему дорога лирическому герою Блока во всех ее проявлениях. Жизнь продолжается:
    Нет! Все, что есть, что было, — живо!
    Мечты, виденья, думы — прочь!
    Волна возвратного прилива
    Бросает в бархатную ночь!
    Все, что человек пережил в прошлом, навсегда остается в его памяти. Он дорожит этим. Такой и лирический герой Блока:
    Но верю — не пройдет бесследно
    Все, что так страстно я любил.
    Описывая лирику Александра Блока, нельзя обойти стороной его стихотворные произведения, посвященные России. Его отношение к событиям, происходившим в России в начале XX века, б

    Похожие сочинения

    Тема любви в лирике А.А. Блока
    Литературное наследие Блока обширно и многообразно, оно уже давно стало частью нашей культуры и жизни. Любовь – определяющая тема в творчестве великого русского поэта. От первого цикла «Стихи о Прекрасной Даме» до «Кармен» проносит поэт сложное и противоречивое…смотреть целиком
    Смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге”. А.А.Блок. (По произведениям русской литературы. — Александр Блок. Стихи.)
    В целом поэзия Александра Блока воспринимается как на редкость откровенная и искренняя лирическая исповедь, раскрывающая душевный мир человека, потрясенного предельно обострившимися в его ^поху общественно-историческими противоречиями. /
    Связующим…смотреть целиком
    Любовная лирика А. А. Блока
    Александр Блок – известная личность, гениальный поэт. Каким он был? Любил ли он свой народ? Природу? Кого любил? О чем мечтал? На все эти вопросы можно найти ответы в строках его произведений. Я хотела бы рассказать о юношеской лирике Блока, его раннем…смотреть целиком
    Контрастность образов в поэтике Блока
    Необходимо учесть, что речь пойдет о музыке не как о форме искусства, а как об особой, выражаясь словами Блока, «форме чувствования», эмоциональной настроенности поэта. Речь пойдет о музыке в том смысле, как это выразил Гоголь: «…музыка – страсть и…смотреть целиком
    Романтический мир раннего Блока
    А. Блок – поэт очень тонкий, сложный и противоречивый. Его ранние стихи связаны с романтическим мировоззрением.
    Романтический герой – личность творческая, живущая в своем личном мире, который не имеет ничего общего с тем, в котором живут обыкновенные…смотреть целиком
    Мелодией одной звучат печаль и радость…” (Тема любви в лирике А.А. Блока.)
    Александр Блок прежде всего поэт эпохи. Тема любви в его стихах также пронизана духом времени. Блок жил и писал в тревожные дни накануне и во время Октябрьской революции. Его лирика — это душевные переживания поэта о происходящих на Родине событиях Блок…смотреть целиком
    «Женские лики» в творчестве А. А. Блока
    “Женские лики” во многом определили направленность лирики А. А. Блока, хотя это далеко не основной мотив его творчества.
    Творческая судьба поэта всегда была неразрывно связана с его личной жизнью. Через всю жизнь он пронес чувство безграничной любви…смотреть целиком

  4. Лирический герой Блока. Стихотворения настоящего поэта являются его дневником, отражением мыслей человека в момент создания очередного ше­девра. Ведь любое стихотворение подлинного поэта — это ше­девр. Его очень трудно написать так, чтобы оно не соответство­вало состоянию творца. В свои стихотворения поэт вкладывает всю душу. И быть поэтом — особый дар. Нужно уметь выра зить состояние души и чувства словами, а это может не каж дый. Чем больше читаешь книги поэта, тем больше начинаешь понимать его как человека. На первый взгляд, он не очень мно гим отличается от остальных: те же мысли, те же желания.  Только все это отражается не так, как у всех, с особой специфичностью, быть может, более скрыто и в основном через стихи обладающий божеским даром, даром, даю­щим ему способность писать стихи, не может иначе. Таким поэтом, обладающим божественным даром, был Александр Блок.
    Очень важно то, что Блок понимает назначение свое как по­эта. А цель его — сделать мир лучше, прекраснее.
    В литературу начала первого десятилетия XX века Блок вхо­дит как певец «туманной» любви, неземной и возвышенной. Его лирический герой не отдается непосредственному чувству, а со­вершает обряд — поклоняется Ей, Прекрасной Даме.
    Строй поэтической речи в самых туманных, зашифрованных картинах передает «неизъяснимую прелесть» интимного чув­ства:
    Я скрыл лицо, и проходили годы.
    Я пребывал в служеньи много лет.
    Сквозь отточенную поэтику неуловимых символов прорыва­ется жизненная основа лирического переживания. Неожиданно открывшийся душевный порыв лирического героя неоспоримо говорит о постоянной борьбе поэта с декадентским видением и образным мышлением, о первых победах в этой борьбе:
    Погружался я в море клевера,
    Окруженный сказками пчел.
    Но ветер, зовущий с севера.
    Мое детское сердце нашел.
    Подлинной же выразительности поэт достиг, когда полно­стью отказался от заранее заданных теоретических установок, и радость бытия врывается в его стих «Встану я в утро туман­ное…»:
    Настежь ворота тяжелые!
    Ветром пахнуло в окно!
    Песни такие веселые
    Не раздавались давно!
    Нас пленяет гармоничность стихотворной речи, одухотворен­ность и изысканность чувств в ранней лирике Блока. Мы вхо­дим в новый для нас мир, где герои живут светлой любовью и искренностью. Для своего времени Блок стал таким же певцом интимного чувства, каким для своего был Пушкин. Но в этот духовно устойчивый, полный гармонии мир поэтичной души вры­вается социально-трагическая тема. Так, в стихотворении «Из газет» говорится о смерти женщины, оставившей сиротами де­тей («Мамочке хорошо. Мама умерла»). У Блока — или напря­женное ощущение счастья, вера в любовь, или провалы на дно, в «страшный мир».
    А какое прекрасное стихотворение «Незнакомка». В драма­тическом столкновении с пошлым буржуазным дачным бы­том возникает романтически возвышенное любовное пережива­ние, рождающееся в душе лирического героя. Одухотворенность лирической героини Блока воспринимается как протест против мира пьяниц, котелков, присяжных остряков.
    Драматизм ситуации здесь не столько в непримиримости возникшего в душе лирического героя конфликта, сколько н кон­трастной несовместимости мира «пьяниц с глазами кроликов» и женского облика, несущего в себе «древние поверки» и очаро­вание «дальних берегов».
    Исторически конфликт может быть разрешен, поэтическую несовместимость преодолеть невозможно И  в этом сложном духовном столкновении в стихотворении возникает мотив глухой и заветной, доверенной герою тайны («Глухие тайны мне поручены, мне чье-то солнце вручено…»).
    Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…» можно сравнить с шедеврами русской и мировой лирики. Интимные переживания лирического героя становятся значительно слож­нее: поэт с удивительной нравственной чистотой показывает состояние человека, охваченного всеобъемлющим чувством люб­ви. Поэтический миг, схваченный в стихотворении, — это как бы вся жизнь — прошлое, и будущее — в настоящем. Здесь и воспоминание о промелькнувшем счастье («Летели дни, кру­тясь проклятым роем…»), и безнадежность будущего («Уж не мечтать о нежности, о славе…»), и горькая мимолетность сию­минутного состояния («…мне снится плащ твой синий, в кото­ром ты в сырую ночь ушла…»).
    Противоречие лирического героя с любимой непреодолимо, утрата неизбежно, но в конфликте нет трагизма отречения («…Я слезы лил, но ты не снизошла…»). Вековая культура изобра­жения человеческого переживания, восходящая к светлой пуш­кинской лирике, делает эти стихи непревзойденными по нрав­ственно-эстетической силе.
    Чувством любви и сострадания к ближнему исполнено сти­хотворение «На железной дороге». Тема страданий личности, раз­давленной «железной действительностью», навеяна поэту толстов­ским «Воскресением». Трагедия одинокой, отвергнутой и раз­давленной личности, история оскорбленной девушки приобрета­ет обобщенное социальное содержание, превращаясь в трагедию поколения,народа.
    В стихотворении «На железной дороге», сочувствуя унижен­ному и оскорбленному человеку, поэт утверждает свою любовь к России.
    Блок создал особенный поэтическйй образ Родины. Это об раз красавицы женщины, возлюбленной, невесты. Ее лик ст- тел, она хранит первоначальную чистоту души поэта:
    О, Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!..
    И нет конца.
    Она никогда не пропадет и не сгинет, с нею «невозможное возможно», — она «ведет на вечный бой», перед ней лежит дол­гий путь вперед, в будущее. Лирический герой чувствует себя неотделимым от красоты, тишины. Пусть он только путник, затерявшийся на ее гибельных, но всегда любимых просторах, но с Россией ничего не страшно.
    Да, поэзия Блока прекрасна. Творческий гений поэта, его бессонная тревога, обостренная совестливость, честность перед жизнью обеспечили ему бессмертие. До нас дошел его обличаю­щий голос:
    Испепеляющие годы!
    Безумья ль в вас, надежды ль весть?
    От дней войны, от дней свободы
    Кровавый отсвет в лицах есть.
    Притягательная сила стихов Блока проверена временем. Они тревожат, печалят, радуют, волнуют, воодушевляют, заставляют почувствовать могущество гармонии, внесенной в мир великим и благородным поэтом.
    Страстной правдой горевшее слово
    Он от пламени сердца зажег.
    И народ не забудет простого,
    Благородного имени — Блок.

    читать похожие:

    Лирический герой Лермонтова
    Лирический герой в поэзии С. Есенина
    «Мира восторг беспредельный сердцу спевучему дан» (по стихотворениям А. А, Блока)
    Ліричний герой Блока

  5. Главная
    Рефераты – Сочинения по литературе
    Лирический герой А. Блока – сочинение
    Наивный читатель склонен отождествлять автора с героями его произведений. Ему видится я автора всегда, когда речь идет от первого лица. Это не так. Вернее не всегда так. Ведь, например, А. Блок. Мы стараемся не видеть любовь, слезы, раскаянье автора в его стихах, не его чувства. Но это ошибка!
    Впервые термин «лирический герой» был введен Ю. Н. Тыняновым, и именно о Блоке он писал: «Блок – самая большая лирическая тема Блока. Эта тема притягивает как тема романа еще новой, нерожденной (или неосознанной) формации. Об этом лирическом герое и говорят сейчас. Он был необходим, его уже окружает легенда, и не только теперь – она окружала его с самого начала, казалось даже, что она предшествовала самой поэзии Блока, что его поэзия только развила и дополнила постулированный образ…когда говорят о его поэзии, почти всегда невольно за поэзией представляют человеческое лицо – и все полюбили лицо, а не искусство». Но вся жизнь Блока – это его искусство. Его лирический герой не отстранен от мира, и не идеален. Он – сам автор, такой, какой есть, или каким бы он хотел себя видеть.
    Блок живет на стыке времен. Бурные события рубежа веков не могли не отразится в его творчестве. Как известно «поэт в России больше чем поэт». Потому и бродит он по полю Куликову, потому и хочет отыскать там ответы на свои вопросы:
    Закат в крови! Из сердца кровь струится.
    Плачь, сердце, плачь…
    Покоя нет! Степная кобылица
    Несется вскачь.
    На поле Куликовом. 1908
    Степная кобылица – Русь действительно мчится вскачь, кто сможет оседлать ее? Как известно впоследствии Блок принял революцию и даже благословил (вспомним Иисуса Христа впереди роты военных из поэмы «Двенадцать»). Но пока не зазвенели литавры великого переворота, лирический герой – еще молодой человек, не убеленный сединами переживаний о судьбах Родины, ищет любовь, и любовная трагедия, измена, недосягаемость идеала кажутся ему самым ужасным, что может случиться в жизни:
    Моей ли жалкой, слабой речи
    Бороться с пламенем твоим
    На рубеже безвестной встречи
    С началом близким и чужим.
    Поиск идеала – это лейтмотив блоковской лирики. Он ищет его повсюду. Идеал недостижим, он знает это, но все равно, в глубине души, лелеет надежду на встречу с ним. Он даже не знает ту «прекрасную даму», рассыпающую «кругом жемчуга», он даже не ищет ее, он просто ждет и слагает ей гимны. Исцеляющее одиночество, рождающее шедевры. Лирический герой избавлен от страданий, он не мучается неизвестностью, он просто влюблен в идеал, в ту, которая и «терем зажжет» и «отопрет ворота». Другой жизни лирический герой Блока не приемлет.
    И весь исполнен торжества,
    Я упоен великой тайной,
    И твердо знаю – не случайно
    Сбывались вещие слова.
    И Родина в стихах Блока такая же как Прекрасная дама: идеальная, святая. Его герой не всегда понимает ее, не всегда осознает, что происходит, но, тем не менее, он всегда стоит перед ней, преклонив колена, и принимает ее такой, какая она есть. Всегда.
    Да ночные пути, роковые,
    Развели нас и вновь свели,
    И опять мы к тебе Россия,
    Добрели из чужой земли.
    В лирике Блока очень часто звучит слово «я», но это, быть может, литературный прием. Мы, читатели, как бы видим все происходящее своими глазами. Мы даже уже не смешиваем понятия «лирический герой» и «автор произведения», мы сами – субъекты действия. Это мы слышим скрип отворяющихся дверей и свист ветра, это вокруг нас водят хороводы русалки, это мы сами едем в этом поезде жизни:
    В этом поезде тысячью жизней цвели
    Боль разлуки, тревоги любви,
    Сила, юность, надежда… В закатной дали
    Были дымные тучи в крови.
    На протяжении всех стихов и поэм Блока лирический герой и для нас остается недосягаемым идеалом. Мы недоумеваем: как же можно так сильно любить? Как же можно в любой мелочи, в любой вещи видеть душу и смысл. Герой Блока просто берет нас за руку и ведет в свой мир, чтобы научить так любить, и так верить, и так жить.
    Чтобы звуки чуть тревожа
    Легкой музыкой земли,
    Прозвучали, потомили
    Над последним миром ложа
    И в иное увлекли…
    Именно в лирике Блока, и никого другого, создается наиболее полно иллюзия отсутствия раздвоения говорящего на автора и героя, а сам автор растворяется в своем создании, как Бог в своем творении.

  6. Лирический герой А. А. Блока Блоку — верьте. Это настоящий — волею Божией — поэт и человек бесстрашной ис­кренности. М. Горький Стихотворения настоящего поэта являются его дневни­ком, отражением мыслей человека в момент создания очередного шедевра. Ведь любое стихотворение подлинного поэта — это шедевр. Его очень трудно написать так, чтобы оно не соответствовало состоянию творца.
    В свои стихотворения поэт вкладывает всю душу. И быть поэтом — особый дар. Нужно уметь выразить состояние души и чувства словами, а это мо­жет не каждый. Чем больше читаешь произведения поэта, тем больше начинаешь понимать его как человека. На пер­вый взгляд, он не очень многим отличается от остальных: те же мысли, те же желания. Только все это выражается не так, как у всех, а с особой специфичностью, быть может, более скрыто и в основном через стихотворения. Но человек с бо­жьим даром, даром, дающим ему способность писать стихи, не может иначе. Таким поэтом, обладающим божественным даром, был Александр Блок.
    Очень важно то, что Блок понимал назначение свое как поэта: его цель — сделать мир лучше, прекраснее. В литературу начала первого десятилетия XX века Блок входит как певец “туманной” любви, неземной и возвышен­ной. Его лирический герой не отдается непосредственному чувству, а совершает обряд — поклоняется Ей, Прекрасной Даме. Строй поэтической речи в самых туманных, зашифрован­ных картинах передает “неизъяснимую прелесть” интимного чувства: Я скрыл лицо, и проходили годы. Я пребывал в служеньи много лет. Сквозь отточенную поэтику неуловимых символов проры­вается жизненная основа лирического переживания. Неожи­данно открывшийся душевный порыв лирического героя нео­споримо говорит о постоянной борьбе поэта с декадентским видением и образным мышлением, о первых победах в этой борьбе: Погружался я в море клевера, Окруженный сказками пчел, Но ветер, зовущий с севера, Мое детское сердце нашел. Подлинной же выразительности поэт достиг, когда полно­стью отказался от заранее заданных теоретических устано­вок. Радость бытия врывается в его стих “Встану я в утро туманное…”: Настежь ворота тяжелые!
    Ветром пахнуло в окно! Песни такие веселые Не раздавались давно! Нас пленяет гармоничность стихотворной речи, одухотво­ренность и изысканность чувств в ранней лирике Блока. Мы входим в новый для нас мир, где герои живут светлой любовью и искренностью. Для своего времени Блок стал таким же певцом интимного чувства, каким для своего был Пушкин.
    Но в этот духовно устойчивый, полный гар­монии мир поэтичной души врывается социально-трагичес­кая тема. Так, в стихотворении “Из газет” говорится о смерти женщины, оставившей сиротами детей (“Мамочке хорошо. Мама умерла”). У Блока восприятие построено во многом на контрастах — от напряженного ощущения сча­стья, веры в любовь, до совершенных провалов на дно, в “страшный мир”. А какое прекрасное стихотворение “Незнакомка”. В дра­матическом столкновении с пошлым буржуазным дачным бытом возникает романтически возвышенное любовное пере­живание, рождающееся в душе лирического героя. Одухотво­ренность героини Блока воспринимается как протест против мира пьяниц, котелков, испытанных остряков. Драматизм ситуации здесь не столько в непримиримости возникшего в душе героя конфликта, сколько в несовмести­мости мира “пьяниц с глазами кроликов” и женского облика, несущего в себе “древние поверья” и очарование “дальних берегов”.
    Исторически конфликт может быть разрешен, поэтиче­скую несовместимость преодолеть невозможно. И в этом слож­ном духовном столкновении в стихотворении возникает мо­тив глухой и заветной, доверенной герою тайны (“Глухие тай­ны мне поручены, мне чье-то солнце вручено…”). Стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе…” мож­но поставить в один ряд с шедеврами русской и мировой лирики. Интимные переживания лирического героя стано­вятся значительно сложнее: поэт с удивительной нравствен­ной чистотой показывает состояние человека, охваченного всеобъемлющим чувством любви. Поэтический миг, схва­ченный в стихотворении, — это как бы вся жизнь: прошлое и будущее в настоящем.
    Здесь и воспоминание о промель­кнувшем счастье (“Летели дни, крутясь проклятым роем…”), и безнадежность будущего (“Уж не мечтать о нежности, о славе…”), и горькая мимолетность сиюминутного состояния (“…Мне снится плащ твой синий, в котором ты в сырую ночь ушла…
    “). Противоречие лирического героя с любимой непреодолимо, утрата неизбежна, но в конфликте нет трагизма отречения (“…Я слезы лил, но ты не снизошла…”). Вековая культура изображения человеческого переживания, восходящая к свет­лой пушкинской лирике, делает эти стихи непревзойденными по нравственно-эстетической силе. Чувством любви и сострадания к ближнему исполнено стихотворение “На железной дороге”. Тема страданий лично­сти, раздавленной “железной действительностью”, навеяна поэту толстовским “Воскресением”. Трагедия одинокой, от­вергнутой души, история оскорбленной девушки приобретает обобщенное социальное содержание, превращаясь в трагедию поколения, народа.
    В стихотворении “На железной дороге”, сочувствуя уни­женному и оскорбленному человеку, поэт утверждает свою, любовь к России. Блок создал особенный поэтический образ Родины. Это образ красавицы женщины, возлюбленной, невесты. Ее лик светел, она хранит первоначальную чистоту души поэта: О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!.. И нет конца. Она никогда не пропадет и не сгинет, с нею “невозможное возможно”, она “ведет на вечный бой”, перед ней лежит дол гий путь вперед, в будущее. Лирический герой чувствует себя неотделимым от красоты, тишины. Пусть он только путник, затерявшийся на ее гибельных, но всегда любимых просторах, но с Россией ничего не страшно.
    Да, поэзия Блока прекрасна. Творческий гений поэта, его бессонная тревога, обостренная совестливость, честность пе­ред жизнью обеспечили ему бессмертие. До нас дошел его обличающий голос: Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы, Кровавый отсвет в лицах есть. Притягательная сила стихов Блока проверена временем. Они тревожат, печалят, радуют, волнуют, воодушевляют, за­ставляют почувствовать могущество гармонии, внесенной в мир великим и благородным поэтом. Страстной правдой горевшее слово Он от пламени сердца зажег.
    И народ не забудет простого, Благородного имени — Блок. Р. Рождественский

  7. Сочинение по произведению на тему: Лирический герой А. Блока
    Лирический герой Блока — это постоянно меняющийся человек, ведомый жаждой познания истины, отдающийся сполна чувству любви и прекрасного. В поэзии Александра Блока — живой, яркий характер самого поэта.
    Лирический герой Блока проходит через все, что испытал сам поэт. Это жажда жизни и уныние, взлеты и разочарования, вера и опустошенность… Ранние стихотворения А. Блока полны романтики и оптимизма:
    Я шел к блаженству. Путь блестел
    Росы вечерней красным светом…
    Путь раннего Блока безмятежен. Поэт не думает, что что-либо может нарушить его внутреннюю гармонию, творческий настрой. Он пишет, что в его душе “любви весна”. И действительно, лирический герой Блока — это человек любящий. По утверждению самого поэта “только влюбленный имеет право на звание человека”. Любовная лирика Блока широко представлена в одном из его первых сборников “Стихи о Прекрасной Даме”. В этих стихотворениях много возвышенного, романтики и даже мистики. Они проникнуты глубокой нежностью:
    Мы встречались с тобой на закате.
    Ты веслом рассекала залив.
    Я любил твое белое платье,
    Утонченность мечты разлюбив.
    Поэт преклоняется перед идеалом красоты и женственности. Лирический герой Блока выступает здесь в качестве рыцаря, отдающего жизнь служению своей Даме. И как же иначе? Ведь она — “чистейшей прелести чистейший образец”. Почти все любовные стихи Блока романтичны. Таково и его известнейшее стихотворение “Незнакомка”. Но в нем возвышенный образ Незнакомки сталкивается с реальностью, с пошлостью окружающей действительности. Символично, что прекрасная Незнакомка, “дыша духами и туманами”, появляется в трактире, среди пьяниц “с глазами кроликов”. Лирический герой этого стихотворения ожидает таинственную Незнакомку, “друга единственного” — свою мечту. Ее появление в трактире на время преображает действительность для героя. Итог же — возврат в реальный мир, невозможность забыться. Единственно возможным представляется герою лишь продлить видение: “Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине”.
    Но мы видим и другого Блока. Его лирический герой может быть активным, его ведет желание что-то изменить, чем-то помочь:
    О, я хочу безумно жить:
    Все сущее — увековечить,
    Безличное — вочеловечитъ,
    Несбывшееся — воплотить.
    Лирический герой Блока отличается большой любовью к людям, в нем нет злости, он не таит обид:
    Земное сердце стынет вновь,
    Но стужу я встречаю грудью.
    Храню я к людям на безлюдье
    Неразделенную любовь.
    Подтверждение этой мысли находим и в его стихотворном шедевре “О доблестях, о подвигах, о славе”. Оно передает всю глубину душевных переживаний поэта, которого покинула любимая женщина: Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. Но поэт ни обронил в ее адрес ни одного гневного слова. Любящему человеку чужда резкость, он по-прежнему превозносит женщину. И жизнь по-прежнему дорога лирическому герою Блока во всех ее проявлениях. Жизнь продолжается:
    Нет! Все, что есть, что было, — живо!
    Мечты, виденья, думы — прочь!
    Волна возвратного прилива
    Бросает в бархатную ночь!
    Все, что человек пережил в прошлом, навсегда остается в его памяти. Он дорожит этим. Такой и лирический герой Блока:
    Но верю — не пройдет бесследно
    Все, что так страстно я любил.
    Описывая лирику Александра Блока, нельзя обойти стороной его стихотворные произведения, посвященные России. Его отношение к событиям, происходившим в России в начале XX века, были порой противоречивы, но любовь к родине Блок пронес через всю свою жизнь. Он любит ее всей душой, как женщину. Россия у Блока — красавица, повязанная в “плат узорный до бровей”, лик которой “светел навсегда”:
    О, Русь моя! Жена моя!
    До боли Нам ясен долгий путь!..
    И нет конца!
    Родина — это не только большая любовь поэта, но и источник жизненных сил. В стихотворении “Последнее напутствие”, лирический герой которого полон отчаяния и безысходной тоски, поэт говорит о том единственном, что выводит из “постылого “круга бытия”, наполняет жизнь смыслом:
    Это “единственное” — Россия. …
    еще леса, поляны, И проселки, и шоссе,
    Наша русская дорога, Наши русские туманы,
    Наши шелесты в овсе…
    В стихотворении “Осенняя воля” поэт говорит о нерасторжимости судьбы лирического героя с судьбой родины: “Приюти ты в далях необъятных! Как и жить и плакать без тебя!”
    Лирический герой Блока вызывает у нас сопереживание, как близкий человек, — настолько открыто и искренне говорит поэт о своих чувствах. Лирика Блока, наверное, еще и потому близка нам, что в ее основе лежат общечеловеческие ценности. Стихи этого поэта пробуждают в человеке самые лучшие чувства, учат быть мудрым, дарят надежду.
    blok/raznoe_114/

  8. Сочинение: Лирический герой А. Блока
    Лирический
    герой А. Блока

    Наивный
    читатель склонен отождествлять автора с героями его произведений. Ему видится я
    автора всегда, когда речь идет от первого лица. Это не так. Вернее не всегда
    так. Ведь, например, А. Блок. Мы стараемся не видеть любовь, слезы, раскаянье
    автора в его стихах, не его чувства. Но это ошибка!
    Впервые
    термин «лирический герой» был введен Ю. Н. Тыняновым, и именно о Блоке он
    писал: «Блок – самая большая лирическая тема Блока. Эта тема притягивает как
    тема романа еще новой, нерожденной (или неосознанной) формации. Об этом
    лирическом герое и говорят сейчас. Он был необходим, его уже окружает легенда,
    и не только теперь – она окружала его с самого начала, казалось даже, что она
    предшествовала самой поэзии Блока, что его поэзия только развила и дополнила
    постулированный образ…когда говорят о его поэзии, почти всегда невольно за
    поэзией представляют человеческое лицо – и все полюбили лицо, а не искусство».
    Но вся жизнь Блока – это его искусство. Его лирический герой не отстранен от
    мира, и не идеален. Он – сам автор, такой, какой есть, или каким бы он хотел
    себя видеть.
    Блок
    живет на стыке времен. Бурные события рубежа веков не могли не отразится в его
    творчестве. Как известно «поэт в России больше чем поэт». Потому и бродит он по
    полю Куликову, потому и хочет отыскать там ответы на свои вопросы:
    Закат в
    крови! Из сердца кровь струится.
    Плачь,
    сердце, плачь…
    Покоя
    нет! Степная кобылица
    Несется
    вскачь.
    На поле
    Куликовом. 1908
    Степная
    кобылица – Русь действительно мчится вскачь, кто сможет оседлать ее? Как
    известно впоследствии Блок принял революцию и даже благословил (вспомним Иисуса
    Христа впереди роты военных из поэмы «Двенадцать»). Но пока не зазвенели
    литавры великого переворота, лирический герой – еще молодой человек, не
    убеленный сединами переживаний о судьбах Родины, ищет любовь, и любовная
    трагедия, измена, недосягаемость идеала кажутся ему самым ужасным, что может
    случиться в жизни:
    Моей ли
    жалкой, слабой речи
    Бороться
    с пламенем твоим
    На
    рубеже безвестной встречи
    С
    началом близким и чужим.
    Поиск
    идеала – это лейтмотив блоковской лирики. Он ищет его повсюду. Идеал
    недостижим, он знает это, но все равно, в глубине души, лелеет надежду на
    встречу с ним. Он даже не знает ту «прекрасную даму», рассыпающую «кругом
    жемчуга», он даже не ищет ее, он просто ждет и слагает ей гимны. Исцеляющее
    одиночество, рождающее шедевры. Лирический герой избавлен от страданий, он не
    мучается неизвестностью, он просто влюблен в идеал, в ту, которая и «терем зажжет»
    и «отопрет ворота». Другой жизни лирический герой Блока не приемлет.
    И весь
    исполнен торжества,
    Я упоен
    великой тайной,
    И
    твердо знаю – не случайно
    Сбывались
    вещие слова.
    И
    Родина в стихах Блока такая же как Прекрасная дама: идеальная, святая. Его
    герой не всегда понимает ее, не всегда осознает, что происходит, но, тем не
    менее, он всегда стоит перед ней, преклонив колена, и принимает ее такой, какая
    она есть. Всегда.
    Да
    ночные пути, роковые,
    Развели
    нас и вновь свели,
    И опять
    мы к тебе Россия,
    Добрели
    из чужой земли.
    В
    лирике Блока очень часто звучит слово «я», но это, быть может, литературный
    прием. Мы, читатели, как бы видим все происходящее своими глазами. Мы даже уже
    не смешиваем понятия «лирический герой» и «автор произведения», мы сами –
    субъекты действия. Это мы слышим скрип отворяющихся дверей и свист ветра, это
    вокруг нас водят хороводы русалки, это мы сами едем в этом поезде жизни:
    В этом
    поезде тысячью жизней цвели
    Боль
    разлуки, тревоги любви,
    Сила,
    юность, надежда… В закатной дали
    Были
    дымные тучи в крови.
    На
    протяжении всех стихов и поэм Блока лирический герой и для нас остается
    недосягаемым идеалом. Мы недоумеваем: как же можно так сильно любить? Как же
    можно в любой мелочи, в любой вещи видеть душу и смысл. Герой Блока просто
    берет нас за руку и ведет в свой мир, чтобы научить так любить, и так верить, и
    так жить.
    Чтобы
    звуки чуть тревожа
    Легкой
    музыкой земли,
    Прозвучали,
    потомили
    Над
    последним миром ложа
    И в
    иное увлекли…
    Именно
    в лирике Блока, и никого другого, создается наиболее полно иллюзия отсутствия
    раздвоения говорящего на автора и героя, а сам автор растворяется в своем
    создании, как Бог в своем творении.
    Список
    литературы

    Для
    подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/

    Информационная Библиотека
    для Вас!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *