Сочинение на тему лирический герой ранней лирики пушкина

15 вариантов

  1. Поэтому-то анализ творчества поэта принято проводить по периодам его недолгой, но полной и яркой жизни. С каждым годом менялись взгляды поэта, идейная нагрузка его произведений, их проблематика, эстетические вкусы и манера письма.
    если в начале своего творческого пути (лицейский и петербургский периоды (1813-1820 гг.) поэту были свойственны эмоциональность и сентиментализм,
    то южный период (1820-1824) ознаменовал переход к романтизму,
    а начиная с 1824 года художественный метод и стиль Пушкина становятся реалистичными.
    Сам же поэт называл свой стиль «истинным романтизмом». Любимым жанром поэта-романтика была поэзия, а зрелый Пушкин-реалист становится прозаиком.
    Романтической юношеской восторженности на смену приходят сначала разочарования, разоблачение нелегкой правды жизни, а потом и новое воодушевление, поиск способов служения народу и Отчизне, духовность.
    Поэт затрагивает темы любви, верности, дружбы, природы, исторической памяти народа. Его беспокоят размышления о значении его творчества, месте поэзии в его жизни, любви к своей малой родине, роли человека в истории государства. Пушкин не зацикливается на одной из тем. В его поэзии на протяжении всего творческого пути появляются все новые образы, мотивы и проблемы.

    Любовная лирика Пушкина

    Любовная лирика в ранние периоды творчества была легкой и безоблачной, наполненной юношескими эмоциями и мечтами. Воспевалась мимолетная влюбленность и страсть, а образ любимой чуть ли не обожествлялся. Герой его поэзий был молод, влюблен и счастлив
    (прочтем начало стихотворения «Я помню чудное мгновенье…»).
    В ранних анакреонтических стихах поэт выражал не столько свои чувства, сколько представления о них. Не то испытывает уже зрелый Пушкин. Данью романтической традиции стало то, что любовь его лирического героя иногда становится несчастной, безумной, а потому и трагической
    («Черная шаль»).
    Пушкин выражает свои глубокие размышления о человеке, которого любит в действительности. Поэт осознает, что истинная любовь – это дар небес, и готов этот дар хранить и лелеять. Поэтому и пытается понять внутренний мир другого человека, проявляя тем самым свою мудрость и великодушие
    («Я вас любил: любовь еще, быть может…»).

    Гражданская лирика — образ поэта

    В некоторых стихах, таких как «К Чаадаеву», послание «Н. Я. Плюсковой», поэт новаторски объединяет любовную и гражданскую лирику. Ожидание свободы, пробуждение и другие душевные порывы подаются на «языке любви».
    Пушкин задумывается теперь о значении своего творчества для народа. Он осуждает поэзию на заказ, которую широко практиковали поэты-классицисты. Только вдохновение и искренность должны диктовать строчки истинному поэту.
    И если образ поэта в юности — это несчастный влюбленный, то с возрастом Пушкин понимает свою гражданскую миссию.
    Его дар дан ему свыше не только для того, чтобы воспевать интимные чувства и природу, но и чтобы влиять на людей, нести народу огонь — передовые идеи и высокие цели. Именно такими идеями и заразили его дворяне-революционеры. Теперь лирический герой Пушкина отчаянно борется за правду, стремится к справедливости, мечтает о свободе. Этой тематике посвящены такие стихи, как
    «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», Деревня», «В. Ф. Раевскому», ода «Вольность».

    Особенности поздней лирики поэта

    В поздней лирике А.С. Пушкина слились два образа:
    поэт-пророк, служащий людям
    («Пророк»),
    и поэт, который служит красоте и искусству, презирая мнение черни
    («Поэт и толпа», «Поэт! не дорожи любовию народной…»).
    При этом и самого Пушкина-пророка далеко не всегда понимали его соотечественники. Об этом непонимании – стихотворение
    «Свободы сеятель пустынный…».
    Поэт испытывает разочарование в пассивности народа и народов, которые привыкли и готовы жить в рабстве.
    Поэт-пророк Пушкин ощутил на себе все тяготы, которые несет за собой желание служить простым людям, а не великим мира сего
    («К Овидию», «Наполеон»).
    Его свободолюбивая гражданская лирика, содержащая призывы к общественному согласию между бунтующими декабристами и непреклонной монархией, стала причиной ссылок поэта. Несмотря на то, что пафос его лирики на тот момент был не революционным, а скорее просветительским, А.С. Пушкин был вынужден немало времени провести вдали от своей родины. В южной ссылке его бунтарские настроения вылились в стихотворениях
    «Кинжал» и «В. Л. Давыдову».
    Кинжал упоминается как символ карающего меча, а само стихотворение содержит призыв к действию, потому что законным способом справедливости добиться уже невозможно.
    Не обделял поэт своим вниманием и красоту природы, которая его окружала. Пейзажная лирика ранних периодов была романтической.
    Ее черты:
    Необычный лирический герой в необычных обстоятельствах, экзотические пейзажи, отражающие внутренний мир лирического героя.
    Образ орла символизирует стремление к свободе
    («Узник»),
    А разъяренная стихия – социальную борьбу
    («Кто, волны, вас остановил?..»).
    Со временем для Пушкина родные русские пейзажи становятся символом родины, а его лирика теперь обретает черты реализма. Он описывает природу среднерусской полосы, деревенские пейзажи и места, привычные взору, но родные сердцу
    («Зимнее утро», «Осень»).

    Философские мотивы

    Творчество Пушкина в поздний период – это прежде всего глубокие философские раздумья и работа над прозаическими произведениями.
    Социальная тематика затрагивается
    в «Повестях Белкина» и романе «Дубровский»,
    историческая –
    в поэмах «Полтава», «Моцарт и Сальери», «Медный всадник», повести «Капитанская дочка».
    В этих произведениях поднимаются проблемы значения одного конкретного человека для хода всей истории и столкновения их интересов. В романе в стихах «Евгений Онегин» Пушкин мастерски обрисовал широкую панораму жизни дворянства, подробно описал историко-культурные пространства Петербурга, Москвы, провинциальной деревни. Но в центре его внимания – судьба конкретного человека, который ищет себя в жизни, и проблема самопознания.
    Великий русский поэт жил и творил, впитывая в себя особенности своего времени. Творчество Пушкина не стояло в стороне от проблем и событий, происходящих вокруг него. Прогрессивные искания, вопросы культуры, истории, духовный выбор нашли свое отражение в огромном наследии, оставленном нам поэтом. Он писал и верил, что когда-нибудь его поймут и полюбят, «ведь чувства добрые» он «лирой пробуждал».
    Попробовать разгадать онлайн кроссворды:
    по лирике А.С.Пушкина — здесь
    по роману «Евгений Онегин» — здесь
    по прозаическим произведениям — здесь

  2. Вероятно, есть какая-то символика в том. что Пушкин родился накануне нового столетия. Все. что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычным для многих его современников.
    Пушкину выпало жить и творить в эпоху, которая стала для России столь же славной, сколь и трагичной. Его лира воспела победу русского оружия над Наполеоном и запечатлела небывалый патриотический и духовный подъем в лучшей части русского общества. Но Музе поэта суждено было и оплакивать. тех, кто вышел в декабре 1825 года на Сенатскую площадь,чтобы свергнуть царя и деспотию, а потом поддержать их словами, прозвучавшими на всю Россию: “Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье”, и до конца дней своих он остался верен идеалам своей вольнолюбивой юности.
    Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его лирическим героем. Применительно к Пушкину тем более важно понять, что, пожалуй, впервые и в русской, и в мировой поэзии авторское “я” предстало перед читателем столь ярко, сильно, гибко и разнопланово. Лирический голос Пушкина менялся с годами вместе со своим автором, зрел, мужал, но никогда не сливался с ним.
    Жизнелюбие — вот основное качество поэзии Пушкина. Но жизнь многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому “распределять” стихи Пушкина по темам (хотя это, к сожалению, принято). В самом деле, разве в знаменитой миниатюре “На холмах Грузии…” не сплетены воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою:
    На холмах Грузии лежит ночная мгла
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою…
    Да, лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его стихах торжествует разум. Пушкин остается верен своей декларации, провозглашенной в юные годы: “Да здравствуют музы! Да здравствует разум!” Вспомним знаменитые послания лицейским друзьям. восторженные в молодости и печально-мудрые в зрелости. Вспомним едкие эпиграммы и проникновенные поэтические пейзажи всех времен года. А торжественные стихи, воспевающие поэта и высокое назначение поэзии? А страстные слова признания в любви? Лирический герой Пушкина — отзывчивый, преданный друг. Вспомним послание лицейскому другу — декабристу И. Пущину:
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный.
    Твой колокольчик огласил…
    Без сомнения, пушкинское стихотворное “я” — это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой — как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть кризис.
    Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя:
    Дни поздней осени бранят обыкновенно.
    Но мне она мила, читатель дорогой,—
    Красою тихою, блистающей смиренно… Или:
    Лора, мой друг, пора! Покоя сердце просит —
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить…
    Перед нами стихи середины -30-х годов. Как же изменился лирический голос Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла зрелая мудрость, торжественная и печальная. Это особенно хорошо чувствуешь, если читать стихи поэта подряд. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально на глазах, но все же “сердце” остается пушкинским — солнечным, оптимистическим.
    Вот он, восемнадцатилетний, мечтающий о будущем, временно расстается с лицейским братством:
    …Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
    При мирных ли брегах родимого ручья,
    Святому братству верен я..,
    “Разлука”
    Проходит почти два десятилетия, и рождаются совершенно иные по звучанию строки:
    Припомните, о други, с той поры,
    Когда наш круг судьбы соединили,
    Чему, чему свидетели мы были!
    Игралища таинственной игры,
    Металися смущенные народы;
    И высились, и падали цари…
    “Была пора…”
    Не изменилось главное — верность своей четкой и ясной жизненной позиции.
    В каждой литературе есть то золотое начало, которое делает ее великой и неповторимой. В русской поэзии это Пушкин. Его лирика настолько органично слилась с нашей жизнью, нашими мыслями и чувствами, нашим ощущением Родины, что мы справедливо считаем поэта своим современником. Читая Пушкина, хочется просто жить, ибо стихи его — сама жизнь…
    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…
    “Элегия”
    Беру!

  3. Вероятно, есть какая-то символика в том. что Пушкин родился накануне нового столетия. Все. что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычным для многих его современников.
    Пушкину выпало жить и творить в эпоху, которая стала для России столь же славной, сколь и трагичной. Его лира воспела победу русского оружия над Наполеоном и запечатлела небывалый патриотический и духовный подъем в лучшей части русского общества. Но Музе поэта суждено было и оплакивать. тех, кто вышел в декабре 1825 года на Сенатскую площадь,чтобы свергнуть царя и деспотию, а потом поддержать их словами, прозвучавшими на всю Россию: “Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье”, и до конца дней своих он остался верен идеалам своей вольнолюбивой юности.
    Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его лирическим героем. Применительно к Пушкину тем более важно понять, что, пожалуй, впервые и в русской, и в мировой поэзии авторское “я” предстало перед читателем столь ярко, сильно, гибко и разнопланово. Лирический голос Пушкина менялся с годами вместе со своим автором, зрел, мужал, но никогда не сливался с ним.
    Жизнелюбие — вот основное качество поэзии Пушкина. Но жизнь многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому “распределять” стихи Пушкина по темам (хотя это, к сожалению, принято). В самом деле, разве в знаменитой миниатюре “На холмах Грузии…” не сплетены воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою:
    На холмах Грузии лежит ночная мгла
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою…
    Да, лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его стихах торжествует разум. Пушкин остается верен своей декларации, провозглашенной в юные годы: “Да здравствуют музы! Да здравствует разум!” Вспомним знаменитые послания лицейским друзьям. восторженные в молодости и печально-мудрые в зрелости. Вспомним едкие эпиграммы и проникновенные поэтические пейзажи всех времен года. А торжественные стихи, воспевающие поэта и высокое назначение поэзии? А страстные слова признания в любви? Лирический герой Пушкина — отзывчивый, преданный друг. Вспомним послание лицейскому другу — декабристу И. Пущину:
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный.
    Твой колокольчик огласил…
    Без сомнения, пушкинское стихотворное “я” — это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой — как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть кризис.
    Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя:
    Дни поздней осени бранят обыкновенно.
    Но мне она мила, читатель дорогой,—
    Красою тихою, блистающей смиренно… Или:
    Лора, мой друг, пора! Покоя сердце просит —
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить…
    Перед нами стихи середины -30-х годов. Как же изменился лирический голос Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла зрелая мудрость, торжественная и печальная. Это особенно хорошо чувствуешь, если читать стихи поэта подряд. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально на глазах, но все же “сердце” остается пушкинским — солнечным, оптимистическим.
    Вот он, восемнадцатилетний, мечтающий о будущем, временно расстается с лицейским братством:
    …Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
    При мирных ли брегах родимого ручья,
    Святому братству верен я..,
    “Разлука”
    Проходит почти два десятилетия, и рождаются совершенно иные по звучанию строки:
    Припомните, о други, с той поры,
    Когда наш круг судьбы соединили,
    Чему, чему свидетели мы были!
    Игралища таинственной игры,
    Металися смущенные народы;
    И высились, и падали цари…
    “Была пора…”
    Не изменилось главное — верность своей четкой и ясной жизненной позиции.
    В каждой литературе есть то золотое начало, которое делает ее великой и неповторимой. В русской поэзии это Пушкин. Его лирика настолько органично слилась с нашей жизнью, нашими мыслями и чувствами, нашим ощущением Родины, что мы справедливо считаем поэта своим современником. Читая Пушкина, хочется просто жить, ибо стихи его — сама жизнь…
    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…
    “Элегия”

  4. Душа стесняется лирическим волненьем…
    А. С. Пушкин
    Вероятно, есть какая-то символика в том, что Пушкин родился накануне нового столетия. Все, что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычным для многих его современников.
    Пушкину выпало жить и творить в эпоху, которая стала для России столь же славной, сколь и трагичной. Его лира воспела победу русского оружия над Наполеоном и запечатлела небывалый патриотический и духовный подъем в лучшей части русского общества. Но Музе поэта суждено было и оплакивать тех, кто вышел в декабре 1825 года на Сенатскую площадь, чтобы свергнуть Царя и деспотию, а потом поддержать их словами, прозвучавшими на всю Россию: «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье», и до конца дней своих он остался верен идеалам своей вольнолюбивой юности.
    Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его лирическим героем. Применительно к Пушкину тем более важно понять, что, пожалуй, впервые и в русской, и в мировой поэзии авторское «я» предстало перед читателем столь ярко, сильно, гибко и разнопла- ново. Лирический голос Пушкина менялся с годами вместе со своим автором, зрел, мужал, но никогда не сливался с ним.
    Жизнелюбие — вот основное качество поэзии Пушкина. Но жизнь многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому «распределять» стихи Пушкина по темам (хотя это, к сожалению, принято). В самом деле, разве в знаменитой миниатюре «На холмах Грузии…» не сплетены воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою:
    На холмах Грузии лежит ночная мгла
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою…
    Да, лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его стихах торжествует разум. Пушкин остается верен своей декларации, провозглашенной в юные годы: «Да здравствуют музы! Да здравствует разум!» Вспомним знаменитые послания лицейским друзьям, восторженные в молодости и печально-мудрые в зрелости. Вспомним едкие эпиграммы и проникновенные поэтические пейзажи всех времен года. А торжественные стихи, воспевающие поэта и высокое назначение поэзии? А страстные слова признания в любви? Лирический герой Пушкина — отзывчивый, преданный друг. Вспомним послание лицейскому другу — декабристу И. Пущину:
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный,
    Твой колокольчик огласил…
    Без сомнения, пушкинское стихотворное «я» — это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой — как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть кризис.
    Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя:
    Дни поздней осени бранят обыкновенно,
    Но мне она мила, читатель дорогой,—
    Красою тихою, блистающей смиренно…
    Или:
    Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит —
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить…
    Перед нами стихи середины 30-х годов. Как же изменился лирический голос Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла зрелая мудрость, торжественная и печальная. Это особенно хорошо чувствуешь, если читать стихи поэта подряд. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально на глазах, но все же «сердце» остается пушкинским — солнечным, оптимистическим.
    Вот он, восемнадцатилетний, мечтающий о будущем, временно расстается с лицейским братством:
    …Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
    При мирных ли брегах родимого ручья,
    Святому братству верен я…
    «Разлука»
    Проходит почти два десятилетия, и рождаются совершенно иные по звучанию строки:
    Припомните, о други, с той поры,
    Когда наш круг судьбы соединили,
    Чему, чему свидетели мы. были!
    Игралища таинственной игры,
    Металися смущенные народы;
    И высились, и падали цари…
    «Была пора…»
    Не изменилось главное — верность своей четкой и ясной жизненной позиции.
    В каждой литературе есть то золотое начало, которое делает ее великой и неповторимой. В русской поэзии это Пушкин. Его лирика настолько органично слилась с нашей жизнью, нашими мыслями и чувствами, нашим ощущением Родины, что мы справедливо считаем поэта своим современником. Читая Пушкина, хочется просто жить, ибо стихи его — сама жизнь…
    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…
    «Элегия»

  5. Вероятно, есть какая-то символика в том. что Пушкин родился накануне нового столетия. Все. что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычным для многих его современников.
    Пушкину выпало жить и творить в эпоху, которая стала для России столь же славной, сколь и трагичной. Его лира воспела победу русского оружия над Наполеоном и запечатлела небывалый патриотический и духовный подъем в лучшей части русского общества. Но Музе поэта суждено было и оплакивать. тех, кто вышел в декабре 1825 года на Сенатскую площадь, чтобы свергнуть царя и деспотию, а потом поддержать их словами, прозвучавшими на всю Россию: «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье», и до конца дней своих он остался верен идеалам своей вольнолюбивой юности.
    Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его лирическим героем. Применительно к Пушкину тем более важно понять, что, пожалуй, впервые и в русской, и в мировой поэзии авторское «я» предстало перед читателем столь ярко, сильно, гибко и разнопланово. Лирический голос Пушкина менялся с годами вместе со своим автором, зрел, мужал, но никогда не сливался с ним.
    Жизнелюбие — вот основное качество поэзии Пушкина. Но жизнь многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому «распределять» стихи Пушкина по темам (хотя это, к сожалению, принято). В самом деле, разве в знаменитой миниатюре «На холмах Грузии…» не сплетены воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою:
    На холмах Грузии лежит ночная мгла
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою…
    Да, лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его стихах торжествует разум. Пушкин остается верен своей декларации, провозглашенной в юные годы: «Да здравствуют музы! Да здравствует разум!» Вспомним знаменитые послания лицейским друзьям. восторженные в молодости и печально-мудрые в зрелости. Вспомним едкие эпиграммы и проникновенные поэтические пейзажи всех времен года. А торжественные стихи, воспевающие поэта и высокое назначение поэзии? А страстные слова признания в любви? Лирический герой Пушкина — отзывчивый, преданный друг. Вспомним послание лицейскому другу — декабристу И. Пущину:
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный.
    Твой колокольчик огласил…
    Без сомнения, пушкинское стихотворное «я» — это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой — как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть кризис.
    Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя:
    Дни поздней осени бранят обыкновенно.
    Но мне она мила, читатель дорогой, —
    Красою тихою, блистающей смиренно… Или:
    Лора, мой друг, пора! Покоя сердце просит —
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить…
    Перед нами стихи середины -30-х годов. Как же изменился лирический голос Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла зрелая мудрость, торжественная и печальная. Это особенно хорошо чувствуешь, если читать стихи поэта подряд. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально на глазах, но все же «сердце» остается пушкинским — солнечным, оптимистическим.
    Вот он, восемнадцатилетний, мечтающий о будущем, временно расстается с лицейским братством:
    …Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
    При мирных ли брегах родимого ручья,
    Святому братству верен я.,
    «Разлука”
    Проходит почти два десятилетия, и рождаются совершенно иные по звучанию строки:
    Припомните, о други, с той поры,
    Когда наш круг судьбы соединили,
    Чему, чему свидетели мы были!
    Игралища таинственной игры,
    Металися смущенные народы;
    И высились, и падали цари…
    «Была пора…”
    Не изменилось главное — верность своей четкой и ясной жизненной позиции.
    В каждой литературе есть то золотое начало, которое делает ее великой и неповторимой. В русской поэзии это Пушкин. Его лирика настолько органично слилась с нашей жизнью, нашими мыслями и чувствами, нашим ощущением Родины, что мы справедливо считаем поэта своим современником. Читая Пушкина, хочется просто жить, ибо стихи его — сама жизнь…
    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…
    «Элегия»

  6. Вероятно, есть какая-то символика в том. что Пушкин родился накануне нового столетия. Все. что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычным для многих его современников.
    Пушкину выпало существовать и творить в эпоху, которая стала для России столь же славной, сколь и трагичной. Его лира воспела победу русского оружия над Наполеоном и запечатлела небывалый патриотический и сердечный подъем в лучшей части русского общества. Но Музе поэта суждено было и оплакивать. тех, кто вышел в декабре 1825 года”на Сенатскую- площадь,1 чтобы свергнуть царя и деспотию, а потом поддержать их словами, прозвучавшими на всю Россию: “Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье”, и до конца дней своих он остался верен идеалам своей вольнолюбивой юности.
    Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его лирическим героем. Применительно к Пушкину тем более важно понять, что, пожалуй, в первый раз и в русской, и в мировой поэзии авторское “я” предстало перед читателем столь ослепительно, сильно, гибко и разнопланово. Лирический звук Пушкина менялся с годами сообща со своим автором, зрел, мужал, но никогда не сливался с ним.
    Жизнелюбие — вот основное свойство поэзии Пушкина. Но жизнь многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому “распределять” стихи Пушкина по темам (хотя это, к сожалению, принято). В самом деле, разве в знаменитой миниатюре “На холмах Грузии…” не сплетены воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою:
    На холмах Грузии лежит ночная мгла
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне уныло и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою…
    Да, лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его стихах торжествует разум. Пушкин остается верен своей декларации, провозглашенной в юные годы: “Да здравствуют музы! Да здравствует разум!” Вспомним знаменитые послания лицейским дру зьям. восторженные в молодости и печально-мудрые в зрелости. Вспомним едкие эпиграммы и проникновенные поэтические пейзажи всех времен года. А торжественные стихи, воспевающие поэта и высокое назначение поэзии? А страстные слова признания в любви? Лирический герой Пушкина — отзывчивый, преданный приятель. Вспомним послание лицейскому другу — декабристу И. Пущину:
    Мой первый приятель, мой приятель бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный.
    Твой колокольчик огласил…
    Без сомнения, пушкинское стихотворное “я” — это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой — как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор вечно находил в себе силы вылезти из трудного положения, преодолеть кризис.
    Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя:
    Дни поздней осени бранят обыкновенно.
    Но мне она мила, читатель дорогой,—
    Красою тихою, блистающей смиренно… Или:
    Лора, мой приятель, пора! Покоя сердце просит —
    Летят за днями дни, и всякий час уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем существовать…
    Перед нами стихи середины -30-х годов. Как же изменился лирический звук Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла зрелая мудрость, торжественная и печальная. Это особенно хорошо чувствуешь, если читать стихи поэта подряд. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально на глазах, но все же “сердце” остается пушкинским — солнечным, оптимистическим.
    Вот он, восемнадцатилетний, мечтающий о будущем, временно расстается с лицейским братством:
    …Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
    При мирных ли брегах родимого ручья,
    Святому братству верен я..,
    “Разлука”
    Проходит почти два десятилетия, и рождаются совершенно иные по звучанию строки:
    Припомните, о други, с той поры,
    Когда наш круг судьбы соединили,
    Чему, чему свидетели мы были!
    Игралища таинственной игры,
    Металися смущенные народы;
    И высились, и падали цари…
    “Была пора…”
    Не изменилось главное — верность своей четкой и ясной жизненной позиции.
    В каждой литературе есть то золотое начало, которое делает ее великой и неповторимой. В русской поэзии это Пушкин. Его лирика настолько органично слилась с нашей жизнью, нашими мыслями и чувствами, нашим ощущением Родины, что мы справедливо считаем поэта своим современником. Читая Пушкина, хочется просто существовать, потому как стихи его — сама жизнь…
    Но не хочу, о други, умирать;
    Я существовать хочу, чтоб мыслить и страдать…
    “Элегия”

  7. Тема: – Лирический герой поэзии Пушкина

    Вероятно, есть какая-то символика в том. что Пушкин родился накануне нового столетия. Все. что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычным для многих его современников.
    Пушкину выпало жить и творить в эпоху, которая стала для России столь же славной, сколь и трагичной. Его лира воспела победу русского оружия над Наполеоном и запечатлела небывалый патриотический и духовный подъем в лучшей части русского общества. Но Музе поэта суждено было и оплакивать. тех, кто вышел в декабре 1825 года’на Сенатскую- площадь,1 чтобы свергнуть царя и деспотию, а потом поддержать их словами, прозвучавшими на всю Россию: “Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье”, и до конца дней своих он остался верен идеалам своей вольнолюбивой юности.
    Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его лирическим героем. Применительно к Пушкину тем более важно понять, что, пожалуй, впервые и в русской, и в мировой поэзии авторское “я” предстало перед читателем столь ярко, сильно, гибко и разнопланово. Лирический голос Пушкина менялся с годами вместе со своим автором, зрел, мужал, но никогда не сливался с ним.
    Жизнелюбие — вот основное качество поэзии Пушкина. Но жизнь многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому “распределять” стихи Пушкина по темам (хотя это, к сожалению, принято). В самом деле, разве в знаменитой миниатюре “На холмах Грузии…” не сплетены воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою:
    На холмах Грузии лежит ночная мгла
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою…
    Да, лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его стихах торжествует разум. Пушкин остается верен своей декларации, провозглашенной в юные годы: “Да здравствуют музы! Да здравствует разум!” Вспомним знаменитые послания лицейским дру зьям. восторженные в молодости и печально-мудрые в зрелости. Вспомним едкие эпиграммы и проникновенные поэтические пейзажи всех времен года. А торжественные стихи, воспевающие поэта и высокое назначение поэзии? А страстные слова признания в любви? Лирический герой Пушкина — отзывчивый, преданный друг. Вспомним послание лицейскому другу — декабристу И. Пущину:
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный.
    Твой колокольчик огласил…
    Без сомнения, пушкинское стихотворное “я” — это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой — как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть кризис.
    Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя:
    Дни поздней осени бранят обыкновенно.
    Но мне она мила, читатель дорогой,—
    Красою тихою, блистающей смиренно… Или:
    Лора, мой друг, пора! Покоя сердце просит —
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить…
    Перед нами стихи середины -30-х годов. Как же изменился лирический голос Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла зрелая мудрость, торжественная и печальная. Это особенно хорошо чувствуешь, если читать стихи поэта подряд. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально на глазах, но все же “сердце” остается пушкинским — солнечным, оптимистическим.
    Вот он, восемнадцатилетний, мечтающий о будущем, временно расстается с лицейским братством:
    …Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
    При мирных ли брегах родимого ручья,
    Святому братству верен я..,
    “Разлука”
    Проходит почти два десятилетия, и рождаются совершенно иные по звучанию строки:
    Припомните, о други, с той поры,
    Когда наш круг судьбы соединили,
    Чему, чему свидетели мы были!
    Игралища таинственной игры,
    Металися смущенные народы;
    И высились, и падали цари…
    “Была пора…”
    Не изменилось главное — верность своей четкой и ясной жизненной позиции.
    В каждой литературе есть то золотое начало, которое делает ее великой и неповторимой. В русской поэзии это Пушкин. Его лирика настолько органично слилась с нашей жизнью, нашими мыслями и чувствами, нашим ощущением Родины, что мы справедливо считаем поэта своим современником. Читая Пушкина, хочется просто жить, ибо стихи его — сама жизнь…
    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…
    “Элегия”

  8. Всю жизнь Александр Сергеевич поклонялся красоте, воплощала которую Женщина. Возможно, именно благодаря этому тема любви в пушкинской лирике так многогранна. Его жизнь была полна увлечений: и глубоких, и мимолетных. Каждое из них рождало в душе мастера стихи.
    Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» родилось как гимн высокого и светлого чувства Любви. Пушкин посвятил его А. П. Керн. Начинается стихотворение с воспоминаний о близком сердцу и прекрасном образе – «мимолетном видении», которое навсегда вошло в сознание автора. Это воспоминание подогревается горячим и трепетным чувством и мы невольно проникаемся этим благоговейным поклонением святыне красоты. Пушкин всецело отдается чувству, охватившему его, и отметает мелкие житейские неурядицы, считая их незначительными и ненужными, если речь идет о любви.
    Как ни удивительно, но самые привычные и обыкновенные слова, которые мы употребляем ежедневно, в произведениях Пушкина создают ощущение возвышенности, любви и радости.
    Недаром композитор М. И. Глинка написал романс на стихи великого поэта. Примечательно, что посвящен он был дочери Анны Петровны Керн. Так стихи и музыка были соединены с помощью любви, это создало гимн высокому чувству.
    Любовная лирика поэта являлась отражением его жизни, всего того, что было действительно пережито им и прочувствовано. Но каким бы это чувство ни было, оно всегда несет отпечаток нравственной чистоты и душевного благородства. Именно поэтому благодаря пушкинской лирике у многих поколений пробуждаются и будут пробуждаться «чувства добрые».
    Больше всего я люблю лирику этого великого поэта за её искренность, которую ощущаешь в каждой строчке.

    Вариант 2:

    Оцените этот вариант сочинения:
    1
    1
    1
    1
    1
    Рейтинг 3.98 [104 Голоса (ов)]
    Поклонники творчества Александра Сергеевича Пушкина безошибочно узнают его произведения с первых строк. И дело не в том, что они знакомы нам еще со школьной поры. Дело в особой подаче мысли, в стремлении сердечных порывов и искреннем повествовании автора.
    Многие стихотворения этого замечательного русского поэта звучат, как лирические песни. Переплетения боли и ликования, любви и отчаяния, логики и фантазии — в творениях автора каждый найдет для себя то, что неизменно затронет струны души.
    «Душе настало пробужденье:
    И вот опять явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты…»
    Слышите? Здесь звучат переливы колокольчика, и тихое шуршание снежинок, и чуть слышная песнь утренней пташки… А в сердце зарождается радость и хочется лететь навстречу к чему-то новому, прекрасному! Каждая строка произведений Пушкина изящна и прекрасна. Только безгранично талантливый человек может создать такое чудо, которое даже спустя века будет понятно и актуально!
    Пушкину удавалось даже то, что не под силу другим именитым мастерам пера. Как можно творить, создавая лирические произведения, в которых затронуты различные темы? При этом каждое из них остается родственным по духу любому читателю.
    Восточная мудрость веет от его «Фонтана Бахчисарайского дворца» и «Подражания Корану», поражают воображение философские размышления поэта на тему библейских персонажей в произведениях «Демон» и «Свободы сеятель…», «Пророк»…
    Бесценный талант А. С. Пушкина позволял ему создавать уникальные шедевры литературного искусства, где даже злободневные темы превращались в лирику и она по сей день находит отклик в сердцах наших современников.

  9. Александр Пушкин
    Александр Сергеевич Пушкин — русский поэт, драматург и прозаик, создатель современного русского литературного языка.
    Родился: 06.06.1799, Москва
    Умер: 10.02.1837 (37 лет)
    Популярные произведения А.С. Пушкина
    К морю
    Кавказ
    Когда за городом, задумчив я брожу
    Паж, или Пятнадцатый год
    Повести Белкина: Станционный смотритель
    Поэт
    Узник
    Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
    Деревня
    Капитанская дочка
    Медный всадник
    Евгений Онегин
    Другие сочинения по произведению Пушкина
    Свободолюбивая лирика Пушкина
    Пушкин – наше все.
    Чему учат нас сказки
    Моё отношение к творчеству Пушкина
    Мои Пушкин (1)
    Как отразилась любовь к родине в лирике Пушкина?
    Значение творчества А.С. Пушкина
    Сочинение “Школа будущего”
    Стихотворения А.С.Пушкина о любви.«Я вас любил…».
    Вклад Пушкина в русскую и мировую культуру
    Сочинение по сказкам А. С. Пушкина
    Тема любви в творчестве Пушкина
    ТЕМА ИСТОРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА
    Что в имени тебе моем? (по творчеству Пушкина)
    Тема свободы в лирике Пушкина
    Любовь в творчестве Пушкина
    Основные темы лирики Пушкина
    Лирика Пушкина
    О судьбе России в творчестве Пушкина
    Значение лирики Пушкина для развития русской литературы
    Сочинение «Лирический герой в произведениях русских поэтов»
    Пушкин – все сочинения
    Ранняя лирика Пушкина, передавая, переживания самого поэта, в то же время создает образ не только гениального юноши поэта, но типического представителя передовой дворянской молодежи того времени, выраставшего и духовно формировавшегося в раскаленной атмосфере пред декабрьской действительности.
    Поэзия же Лермонтова, при надлежаще его уже к следующей за пушкинской эпохе русской жизни, рисует яркий в своей конкретности и обобщенности образ человека, духовно формировавшегося в мрачной обстановке декабрьской реакции и не утратившего при этом связей с традициями предшествовавшего героического поколения. Таким образом, в лирике любого значительного поэта возникает образ человека времени и определенной среды, с его особенными вкусами, симпатиями и антипатиями, характерными» именно для этого времени и для этой среды, человека, вступающего в определенные взаимоотношения с действительностью на разных этапах своего» индивидуального развития. О соотношениях поэзии Державина с историческим содержанием его эпохи Белинский писал: «Могучий гений Державина явился слишком не во время и не мог найти в народной жизни своего отечества какие-нибудь элементы, какое-нибудь содержание для поэзии. Общество его времени хорошо понимало поэзию лести и угодничества; но о другой поэзии не имело решительно никакого понятия и, следовательно, не имело в ней никакой потребности, никакой нужды… Где ж тут было явиться истинной поэзии и великому поэту?».
    Если Державин с его гениальным дарованием не мог найти в обществе своего времени особенно значительное содержание для поэзии, то какими возможностями в этом отношении располагал Пушкин? Что нового появилось в обществе пушкинского времени по сравнению с державинским временем? Какие чувства и переживания возбуждало это время в душе Пушкина? Что из жизни своего общества и окружающей его действительности Пушкин отразил в своей лирике и возвратил миру в преображенном искусством виде?
    Имя Пушкина неотделимо от освободительного движения его времени. Проблема русского освободительного движения 1810—1830-х годов, являвшегося частью общеевропейского общественного развития, несравненно шире истории тайных декабристских организаций. Сама же дворянская революционность, возникшая до организации первых тайных декабристских обществ, продолжала существовать и после разгрома движения декабристов. Активный народный протест против крепостничества, проявлявшийся в самых различных формах, продолжал оставаться основой всех многообразных проявлений освободительного движения в России вплоть до шестидесятых годов. Возникшая на русской национальной почве общественных антикрепостнических и антифеодальных устремлений эпохи, особенно активизировавшихся после Отечественной войны 1812 года, дворянская революционность явилась своеобразным отражением этого процесса в духе просветительской философии XVIII века и демократических идей западноевропейского общественного развития. Борьба с крепостничеством и феодальным строем свидетельствовала о вступлении России на путь развития, по которому уже шли «траны Западной Европы. В силу этого передовые устремления западноевропейской общественной мысли, в первую очередь демократические идеи великой французской революции, были близки первым русским дворянам. «Возьмите великую французскую революцию,— писал Писарев.— Она недаром называется великой. Для своего класса, для которого она работал

    Похожие сочинения

    Природа в поэзии Пушкина
    Удивительный мир природы находит свое отражение в творчестве каждого поэта. Ведь именно способность человека ощущать окружающую красоту и гармонию жизни и соотносить с ними свои чувства и настроения делают его поэтом. А. С. Пушкин открывает нам неповторимую…смотреть целиком
    Мои Пушкин (1)
    То Пушкин, наш поэт великий,
    Задумчиво явился нам
    И утешеньем, и уликой
    Наставшим смутным временам.
    В. Сологуб
    Каждый человек живет в своем отрезке времени. У каждого из нас — свой Пушкин. Александр Сергеевич для меня — поэт вечного…смотреть целиком
    Тема свободы в лирике Пушкина Новое!
    Свобода – одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже для человека, чем сильнее он чувствует ее недостаток. Для поэта, человека, который воспринимает все, что его окружает, острее других, свобода во всех ее проявлениях является одним из…смотреть целиком
    Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина.
    Высшая и истинная цель изучения истории состоит не в заучивании дат, событий и имен – это лишь первая ступень. Историю изучают, чтобы понять ее законы, разгадать какие-то сущностные черты характера народа. Идея закономерности событий истории, их глубокой…смотреть целиком
    Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина
    Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал в своей поэзии А. С. Пушкин. Наиболее ярко это проявилось в теме предназначения поэта и поэзии.
    Этот…смотреть целиком
    ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА ПУШКИНА
    “…Что
    составляет содержание мелких пьес Пушкина?
    Почтя всегда – любовь и дружба, как чувства,
    наиболее обладавшие поэтом и бывшие
    непосредственным источником счастия и горя
    всей его жизни”, – считал В. Г. Белинский.
    Любовная
    лирика…смотреть целиком
    Свобода поэта
    Понятие свободы практически не менялось, но постоянно обогащалось новыми толкованиями в процессе жизни поэта. В лицейский период она виделась держащей в руке “кубок пуншевой” на дружеском собрании, противопоставляющей себя малейшей попытке…смотреть целиком

  10. Вероятно, есть какая-то символика в том. что Пушкин родился накануне нового столетия. Все. что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычным для многих его современников.
    Пушкину выпало жить и творить в эпоху, которая стала для России столь же славной, сколь и трагичной. Его лира воспела победу русского оружия над Наполеоном и запечатлела небывалый патриотический и духовный подъем в лучшей части русского общества. Но Музе поэта суждено было и оплакивать. тех, кто вышел в декабре 1825 года на Сенатскую площадь,чтобы свергнуть царя и деспотию, а потом поддержать их словами, прозвучавшими на всю Россию: “Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье”, и до конца дней своих он остался верен идеалам своей вольнолюбивой юности.
    Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его лирическим героем. Применительно к Пушкину тем более важно понять, что, пожалуй, впервые и в русской, и в мировой поэзии авторское “я” предстало перед читателем столь ярко, сильно, гибко и разнопланово. Лирический голос Пушкина менялся с годами вместе со своим автором, зрел, мужал, но никогда не сливался с ним.
    Жизнелюбие — вот основное качество поэзии Пушкина. Но жизнь многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому “распределять” стихи Пушкина по темам (хотя это, к сожалению, принято). В самом деле, разве в знаменитой миниатюре “На холмах Грузии…” не сплетены воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою:
    На холмах Грузии лежит ночная мгла
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою…
    Да, лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его стихах торжествует разум. Пушкин остается верен своей декларации, провозглашенной в юные годы: “Да здравствуют музы! Да здравствует разум!” Вспомним знаменитые послания лицейским друзьям. восторженные в молодости и печально-мудрые в зрелости. Вспомним едкие эпиграммы и проникновенные поэтические пейзажи всех времен года. А торжественные стихи, воспевающие поэта и высокое назначение поэзии? А страстные слова признания в любви? Лирический герой Пушкина — отзывчивый, преданный друг. Вспомним послание лицейскому другу — декабристу И. Пущину:
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный.
    Твой колокольчик огласил…
    Без сомнения, пушкинское стихотворное “я” — это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой — как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть кризис.
    Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя:
    Дни поздней осени бранят обыкновенно.
    Но мне она мила, читатель дорогой,—
    Красою тихою, блистающей смиренно… Или:
    Лора, мой друг, пора! Покоя сердце просит —
    Летят за днями дни, и каждый час уносит

  11. Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Печальным снегом занесенный,
    Твой колокольчик огласил… [25, 99].
    Без сомнения, пушкинское стихотворное “я” – это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой – как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть кризис. Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя:
    Дни поздней осени бранят обыкновенно.
    Но мне она мила, читатель дорогой, –
    Красою тихою, блистающей смиренно…Или:
    Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить… [36, 66].
    Перед нами стихи середины 30-х годов. Как же изменился лирический голос Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла зрелая мудрость, торжественная и печальная. Это особенно хорошо чувствуешь, если читать стихи поэта подряд. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально на глазах, но все же “сердце” остается пушкинским, солнечным, оптимистическим.
    Лирический герой ? это тот герой, который сопоставляется с другими персонажами, а также c обычным человеком. Если более конкретно изучать “образ лирического героя”, то можно подходить к двумя путями к пониманию этого термина – узким и широким. Согласно узкому пониманию, лирический герой ? это своего рода двойник автора, обладающий определенными биографическими чертами. Лирический герой в узком смысле есть не у каждого поэта. В лирическом стихотворении всегда присутствует авторское сознание, но говорить о лирическом герое имеет смысл лишь тогда, когда образ автора обладает личностными свойствами.
    Для конкретного изучения “образа лирического героя” в современном литературоведении как раз и утвердилось два понимания термина лирический герой ? узкое и широкое. Согласно узкому пониманию, лирический герой ? это своего рода двойник автора, обладающий определенными биографическими чертами. Лирический герой в узком смысле есть не у каждого поэта. В лирическом стихотворении всегда присутствует авторское сознание, но говорить о лирическом герое имеет смысл лишь тогда, когда образ автора обладает личностными свойствами. Наиболее наглядно лирический герой проявляется в литературной мистификации. Так понимаемый лирический герой присутствует не в отдельном стихотворении, а в цикле стихов или во всем творчестве поэта в целом:
    Как рано мог он лицемерить,
    Таить надежду, ревновать,
    Разуверять, заставить верить,
    Казаться мрачным, изнывать,
    Являться гордым и послушным,
    Внимательным иль равнодушным [36, 59].
    По моему мнению лирический герой в узком смысле ? это целиком завоевание поэзии рубежа XIX и XX веков. Двойник, который берет на себя “груз” лирического содержания поэтического творчества. Лирический герой в широком смысле ? это образ автора в лирике. Личность автора как текстовая категория присутствует в любом стихотворении любого поэта:
    Замечу кстати: все поэты-
    Любви мечтательной друзья.
    Бывало, милые предметы
    Мне снились, и душа моя
    Их образ тайный сохранила;
    Их после муза оживила:
    Так я, беспечен, воспевал… [36, 80].
    И эта личность вовсе не обязательно должна иметь свою биографию или обладать явно выраженными чертами внешнего облика. Более того, герой лирического стихотворения – это голый человек на голой земле, инкогнито, освобожденное от бытового контекста. Более того, я считаю, что для каждого лирического текста задано отношение между “я” текста и “я” (образа) биографического автора. По мнению исследователей, в лирике дистанция между этими двумя “я” минимальна. Но на каком-то этапе исследования рассмотрение образа лирического героя без обращения к биографии автора не только возможно, но и необходимо. Лирический герой рассматривается в работе на фоне других действующих лиц:
    Высокой страсти не имея
    Для звуков жизни не щадить,
    Не мог он ямба от хорея,
    Как мы не бились отличить [36, 106].
    Итак, лирический герой – это единство личности, не только стоящей за текстом, но и наделенной сюжетной характеристикой, которую все же не следует отождествлять с характером. Лирический герой как особая форма выявления авторского сознания, существовал впоследствии в разных литературных системах, но вышла эта форма из романтизма.
    Лирический герой у Пушкина – двупланен. Возникал он тогда, когда читатель, воспринимая лирическую личность, одновременно постулировал в самой жизни бытие ее двойника. Речь здесь идет не о читательском произволе, но о двойном восприятии, заложенном в художественной системе данного поэта. Притом это лирический двойник, это живая личность поэта.
    Что же касается поэзии Некрасова, то его лирический герой дан не как норма, не как этико-эстетический идеал или выражение нравственного образа любви в ее самом чистом, свободном и высоком явлении, а как конкретный типичный характер живого человека, человека хорошего, но отравленного “дурной” эпохой, несущего в себе и в своей любви душевные болезни больного века. Герой поэзии Некрасова был поразительно нов прежде всего по своей биографии и судьбе. Детали, намеки, сжатые упоминания об обстоятельствах жизни и событиях, рассеянные по отдельным стихотворениям, складывались в жизненную теорию разночинца:
    Не вини меня, друг мой, – я сын наших дней,
    Сын раздумья, тревог и сомнений… [34, 77].
    Этапы жизненного пути героя – уход из родительского дома, голодная молодость, изнурительный, нелюбимый труд ради куска хлеба, скитания, болезнь, одиночество. С необыкновенным постоянством повторяет Некрасов эти мотивы, образующие опорные пункты для читательского воображения. Все эти мотивы, все эти черты судьбы лирического героя были ориентированы на особую область читательского опыта.
    Читатели раскрывали стихи Некрасова – и с радостным удивлением узнавали в лирическом герое себя, свою биографию и судьбу; и в обстоятельствах жизни лирического героя они с чувством огромного освобождения узнавали свое – ведомое с детства, не дававшее покоя, въевшееся в душу. Все это, казалось, было так далеко от поэзии, от высокой сферы идеального, но в лирике Некрасова стало достоянием подлинного искусства.
    Однако изображение условий формирования и существования героя, какую бы важную роль оно ни играло у поэта, остается все же для лирики не основным, а дополнительным, побочным средством изображения мира. Лирическая поэзия как таковая внешний мир поскольку, поскольку он запечатлелся в душе человека, поскольку он сказывается в самом строе душевной жизни, типе эмоций, форме чувств, логике их зарождений, смены, взаимосвязи.
    Мотивы голода, одиночества, бедности, болезни имели в лирической поэзии Некрасова не только житейские обстоятельства лирического героя:
    Его ли горе не скорбит? –
    Он бодр, он за сохой шагает.
    Без наслажденья он живет.
    Без сожаленья умирает [34, 46].
    Лирический герой – это и носитель речи и предмет изображения: он открыто стоит между читателем и изображаемым миром; внимание читателя сосредоточено преимущественно на том, каков лирический герой.
    Что с ним происходит, каково его отношение к миру, состояние.
    Лирический герой отличается от собственно автора и повествователя известной определенностью бытового, житейского, биографического облика и резкой характерностью эмоционально – психологического склада.
    На лирического героя вполне можно распространить очерк лирического “я”:
    В ошибках юности не вольна:
    Без слез ей горе непонятно,
    Без смеху радость не видна… [34, 51].
    Лирический герой Некрасова – поэт – видит себя обычным человеком, одним из многих, таких же, как он, тружеников. Смысл и оправдание творчества лирический герой видит в том, чтобы выражать мысли и чувства, общие для этого нового, демократического читателя. Он очень далек от преувеличенно высокого представления о своей поэзии: наоборот, он готов не признавать за ней каких бы то ни было художественных достоинств. Низкая оценка своего таланта у лирического героя находилась в вопиющем противоречии с реальным общественным и эстетическим значением поэтической деятельности Некрасова.
    Герой постоянно соотносит свою поэтическую деятельность с потребностями общественного развития, с положением народа. Недовольство собой, чувство вины, самообличение, нашедшие выражение в стихотворениях о лирическом – герое – поэте, становятся центральным идейно-эмоциональным мотивом в так называемых покаянных стихах:
    Умру я скоро. Жалкое наследство,
    О родина! Оставлю я тебя.
    Под гнетом роковым провел я детство
    И молодость – в мучительной борьбе.
    Не торговал я лирой, но, бывало,
    Когда грозил неумолимый рок.
    Я призван был воспеть твои страданья,
    Терпеньем изумляющий народ!
    И бросить хоть единый луч сознанья
    На путь, которым бог тебя ведет… [34, 52].
    Герой очень сложен по составу. В нем сочетаются более простые мотивы, связанные между собой. Порой переходящие друг в друга, но все-таки разные. В нескольких стихотворениях лирический герой с горечью и определенной искренностью, не щадя себя, говорит о каких – то недостойных поступках, ошибках, которых он стыдится, которые делают его похожим на презираемых им врагов (“Ликует враг”, “Зачем меня на части рвете”). Он выступает здесь перед нами как человек, не удержавшийся на уровне тех нравственных принципов, которые он считает для себя обязательными, и карает себя за отступление от этих принципов.
    Весь жизненный путь кажется герою ошибкой, и расплачиваться приходится не за какое-то отступление от принятых норм, а за ложный выбор всей жизненной позиции. Лирический герой Некрасова преклоняется перед подвигами революционеров; непосредственное участие в революционной борьбе он считает высшим назначением человека, но сам не находит в себе достаточно сил, чтобы идти по революционному пути. Лирический герой знает, что революционная деятельность требует постоянной готовности жертвовать собой; о себе же он говорит:
    Я к цели шел колеблющимся шагом,
    Я для нее не жертвовал собой [34, 88].
    Итак, если бы мы изучали других писателей: Добролюбова, Михайлова, Огарева, то у них лирический герой объединяет всю поэтическую систему; его изображению, раскрытию его внутреннего мира служат все формы лирической композиции. У Некрасова же лирический герой – лишь из субъективных лирических форм; с ним соотнесены собственно автор и повествователь, образующие особую субъектную сферу.
    С одной стороны лирический герой – революционер; жизнью своею он утверждает высокий идеал революционного подвига, и это дает ему право призывать, поучать, поднимать на борьбу других, а с другой – это подвиг революционного служения – высочайшая норма, идеал, которого он так и не достиг. Революционное сознание непосредственно воплощается в субъектной сфере собственно автора и повествователя, и именно здесь звучат прямые призывы к революционному делу. У Пушкина автор совмещается с лирическим героем; у Некрасова же автор вмещает в себя лирического героя как одну из субъектных форм: авторский образ вырастает из совокупности субъектных сфер лирического героя, собственно автора и повествователя, героев “ролевой лирики”.
    Лирическому герою Некрасова в высшей степени свойственно качество – добросовестность – нежелание тешить себя иллюзиями, стремление сказать себе о своем положении и душевном состоянии правду, какой бы непривычной она ни была, какой бы неприятной она ни казалась. Трезвость взгляда, положительность, стремление к ясности, определяют, однако, не только содержание, но и формы внутренней жизни лирического героя. Герой дан не как норма, не как этико – эстетический идеал или выражение нравственного образа любви в ее самом чистом, свободном и высоком явлении, а как конкретный и типичный характер живого человека, человека хорошего, но отравленного “дурной” эпохой, несущего в себе и в своей любви душевные болезни больного века.
    Для лирического героя у Некрасова область быта выступает в двойственной роли: она и объект исследования, анализа, и порок собственной жизни. Лирический герой выступает как аналитик, как исследователь, описывающий некий процесс; он и объект изучения, тот, кто вмещен в быт и живет в нем – любит, ревнует, страдает. Быт здесь не только исследуемый элемент двуединства “среда и человек”, но и фон и атмосфера лирического действия.

  12. Пушкин А. С.

    Сочинение по произведению на тему: Лирический герой поэзии Пушкина

    Вероятно, есть какая-то символика в том. что Пушкин родился накануне нового столетия. Все. что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычным для многих его современников.
    Пушкину выпало жить и творить в эпоху, которая стала для России столь же славной, сколь и трагичной. Его лира воспела победу русского оружия над Наполеоном и запечатлела небывалый патриотический и духовный подъем в лучшей части русского общества. Но Музе поэта суждено было и оплакивать. тех, кто вышел в декабре 1825 года’на Сенатскую – площадь,1 чтобы свергнуть царя и деспотию, а потом поддержать их словами, прозвучавшими на всю Россию: “Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье”, и до конца дней своих он остался верен идеалам своей вольнолюбивой юности.
    Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его лирическим героем. Применительно к Пушкину тем более важно понять, что, пожалуй, впервые и в русской, и в мировой поэзии авторское “я” предстало перед читателем столь ярко, сильно, гибко и разнопланово. Лирический голос Пушкина менялся с годами вместе со своим автором, зрел, мужал, но никогда не сливался с ним.
    Жизнелюбие — вот основное качество поэзии Пушкина. Но жизнь многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому “распределять” стихи Пушкина по темам (хотя это, к сожалению, принято). В самом деле, разве в знаменитой миниатюре “На холмах Грузии.” не сплетены воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою:
    На холмах Грузии лежит ночная мгла
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою.
    Да, лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его стихах торжествует разум. Пушкин остается верен своей декларации, провозглашенной в юные годы: “Да здравствуют музы! Да здравствует разум!” Вспомним знаменитые послания лицейским дру зьям. восторженные в молодости и печально-мудрые в зрелости. Вспомним едкие эпиграммы и проникновенные поэтические пейзажи всех времен года. А торжественные стихи, воспевающие поэта и высокое назначение поэзии? А страстные слова признания в любви? Лирический герой Пушкина — отзывчивый, преданный друг. Вспомним послание лицейскому другу — декабристу И. Пущину:
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный.
    Твой колокольчик огласил.
    Без сомнения, пушкинское стихотворное “я” — это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой — как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть кризис.
    Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя:
    Дни поздней осени бранят обыкновенно.
    Но мне она мила, читатель дорогой,—
    Красою тихою, блистающей смиренно. Или:
    Лора, мой друг, пора! Покоя сердце просит —
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить.
    Перед нами стихи середины -30-х годов. Как же изменился лирический голос Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла зрелая мудрость, торжественная и печальная. Это особенно хорошо чувствуешь, если читать стихи поэта подряд. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально на глазах, но все же “сердце” остается пушкинским — солнечным, оптимистическим.
    Вот он, восемнадцатилетний, мечтающий о будущем, временно расстается с лицейским братством:
    .Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
    При мирных ли брегах родимого ручья,
    Святому братству верен я,
    “Разлука”
    Проходит почти два десятилетия, и рождаются совершенно иные по звучанию строки:
    Припомните, о други, с той поры,
    Когда наш круг судьбы соединили,
    Чему, чему свидетели мы были!
    Игралища таинственной игры,
    Металися смущенные народы;
    И высились, и падали цари.
    “Была пора.”
    Не изменилось главное — верность своей четкой и ясной жизненной позиции.
    В каждой литературе есть то золотое начало, которое делает ее великой и неповторимой. В русской поэзии это Пушкин. Его лирика настолько органично слилась с нашей жизнью, нашими мыслями и чувствами, нашим ощущением Родины, что мы справедливо считаем поэта своим современником. Читая Пушкина, хочется просто жить, ибо стихи его — сама жизнь.
    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
    “Элегия”
    http://www.school-essays.info/pushkin/raznoe26


  13. Сочинения по литературе:
    Лирический герой поэзии пушкина

    Вероятно, есть какая-то символика в том. что Пушкин родился накануне
    нового столетия. Все. что принес он с собой не только в литературу, но и в
    миропонимание, было необычным для многих его современников.
    Пушкину выпало жить и творить в эпоху, которая стала для России столь
    же славной, сколь и трагичной. Его лира воспела победу русского оружия над
    Наполеоном и запечатлела небывалый патриотический и духовный подъем в лучшей
    части русского общества. Но Музе поэта суждено было и оплакивать. тех, кто
    вышел в декабре 1825 года’на Сенатскую- площадь,1 чтобы свергнуть царя и
    деспотию, а потом поддержать их словами, прозвучавшими на всю Россию: “Не
    пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье”, и до конца дней своих
    он остался верен идеалам своей вольнолюбивой юности.
    Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его
    лирическим героем. Применительно к Пушкину тем более важно понять, что,
    пожалуй, впервые и в русской, и в мировой поэзии авторское “я” предстало
    перед читателем столь ярко, сильно, гибко и разнопланово. Лирический голос
    Пушкина менялся с годами вместе со своим автором, зрел, мужал, но никогда не
    сливался с ним.
    Жизнелюбие — вот основное качество поэзии Пушкина. Но жизнь
    многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому
    “распределять” стихи Пушкина по темам (хотя это, к сожалению, принято). В
    самом деле, разве в знаменитой миниатюре “На холмах Грузии…” не сплетены
    воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их
    неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою:
    На холмах Грузии лежит ночная мгла
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою…
    Да, лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится
    познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его
    в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его
    стихах торжествует разум. Пушкин остается верен своей декларации,
    провозглашенной в юные годы: “Да здравствуют музы! Да здравствует разум!”
    Вспомним знаменитые послания лицейским дру зьям. восторженные в молодости и
    печально-мудрые в зрелости. Вспомним едкие эпиграммы и проникновенные
    поэтические пейзажи всех времен года. А торжественные стихи, воспевающие
    поэта и высокое назначение поэзии? А страстные слова признания в любви?
    Лирический герой Пушкина — отзывчивый, преданный друг. Вспомним послание
    лицейскому другу — декабристу И. Пущину:
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный.
    Твой колокольчик огласил…
    Без сомнения, пушкинское стихотворное “я” — это не двойник поэта, а
    его верный союзник. Не будь им лирический герой — как одиноко звучала бы
    лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых)
    автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть
    кризис.
    Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя:
    Дни поздней осени бранят обыкновенно.
    Но мне она мила, читатель дорогой,—
    Красою тихою, блистающей смиренно… Или:
    Лора, мой друг, пора! Покоя сердце просит —
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить…
    Перед нами стихи середины -30-х годов. Как же изменился лирический
    голос Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла зрелая мудрость,
    торжественная и печальная. Это особенно хорошо чувствуешь, если читать стихи
    поэта подряд. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально
    на глазах, но все же “сердце” остается пушкинским — солнечным,
    оптимистическим.
    Вот он, восемнадцатилетний, мечтающий о будущем, временно расстается
    с лицейским братством:
    …Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
    При мирных ли брегах родимого ручья,
    Святому братству верен я..,
    “Разлука”
    Проходит почти два десятилетия, и рождаются совершенно иные по
    звучанию строки:
    Припомните, о други, с той поры,
    Когда наш круг судьбы соединили,
    Чему, чему свидетели мы были!
    Игралища таинственной игры,
    Металися смущенные народы;
    И высились, и падали цари…
    “Была пора…”
    Не изменилось главное — верность своей четкой и ясной жизненной
    позиции.
    В каждой литературе есть то золотое начало, которое делает ее великой
    и неповторимой. В русской поэзии это Пушкин. Его лирика настолько органично
    слилась с нашей жизнью, нашими мыслями и чувствами, нашим ощущением Родины,
    что мы справедливо считаем поэта своим современником. Читая Пушкина, хочется
    просто жить, ибо стихи его — сама жизнь…
    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…
    “Элегия”

  14. В лирике Пушкина с удивительной поэтической силой раскрываются богатство и одаренность его натуры. Среди многих талантов, щедро отпущенных ему природой, есть талант любить, видеть и ощущать красоту, высоко ценить одно из самых сильных и прекрасных человеческих чувств.
    Когда читаешь его стихи о любви, то возникает ощущение беспредельности этого чувства, которому нет границ, которое не подчиняется ничему, даже собственной воле человека.
    Любовная лирика Пушкина невольно приводит к мысли о том, что «любви все возрасты покорны». Она околдовывает своими чарами и юношу, только начинающего жить, и зрелого, умудренного опытом человека. Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передает все основные оттенки и этапы развития любовного чувства. Они помогают проследить, как меняется отношение к любви в лирике Пушкина.
    Юношеское стихотворение «Желание», написанное в лицейские годы, передает только одну грань этого чувства — печаль, уныние, тоску первой несчастливой любви. Но даже эти страдания и слезы дороги лирическому герою. Несмотря на то, что любовь причиняет боль, он не хочет избавиться от нее.
    Мне дорого любви моей мученье —
    Пускай умру, но пусть умру любя!
    Значит, даже само страдание любви способно одухотворить жизнь человека — в этом смысл стихотворения.
    Проходят годы. Меняется восприятие любви поэтом. Новое звучание этой темы мы встречаем в стихотворении «Редеет облаков летучая гряда…» В нем соединяются две равноценные могучие стихии — природа и любовь. Величественный, полный гармонии пейзаж напоминает о любви.
    Звезда печальная, вечерняя звезда,
    Твой луч осеребрил увядшие равнины,
    И дремлющий залив, и черных скал вершины.
    Люблю твой слабый свет в небесной вышине:
    Он думы разбудил, уснувшие во мне.
    Здесь любовь — уже не источник страдания, а источник самой жизни, в которой человеку предстоит испытать и радость, и горе, и тревоги, и несвободу. Что же поможет ему противостоять гонениям судьбы? Конечно, любовь, которая может творить чудеса. Именно таков смысл замечательного пушкинского шедевра «Я помню чудное мгновенье». Оно написано под впечатлением встречи поэта в Михайловском с А. П. Керн, с которой он познакомился в Петербурге и которая произвела на него незабываемое поэтическое впечатление. Одиночество ссылки, «мрак заточенья», однообразие пустых унылых дней, казалось, смогли убить любовь. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. Вместе с любовью гибнет и душа поэта. Но новая встреча с «гением чистой красоты» совершает настоящее чудо — воскрешает любовь, которая несет с собой творческое вдохновение, ощущение полноты жизни. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. Любовь открывает перед поэтом прелесть и богатство мира, формирует его идеал красоты, который замечательно воплотил Пушкин в стихотворении «Мадонна», посвященном Наталье Гончаровой. В светлом, божественном лике, изображенном на картине, поэт узнает прекрасные черты любимой женщины; он преисполнен благодарности за эту встречу, которую даровала ему судьба. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, моя мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. С годами к Пушкину приходит понимание гуманной основы любви, которое находит выражение в небольшом стихотворении «Я вас любил». Оно передает переживания лирического героя, который расстается с любимой женщиной. Это один из самых грустных моментов любви. Именно тогда в человеке нередко просыпается обида, ревность, мстительность. Но ничего этого в стихотворении нет. Есть только вполне естественная печаль, вызванная расставанием с женщиной, любовь к которой «угасла не совсем», благодарность за те счастливые мгновения, которые она ему подарила, и искреннее пожелание когда-то любимой женщине счастья и любви с другим. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. Эти простые лаконичные строки заставляют задуматься о многом, о том, что настоящая любовь не может быть эгоистическим чувством, о том, что именно в этой интимной сфере нужно суметь сохранить щедрость, широту души, доброжелательность, благородство. К подобным мыслям приводит нас изумительная пушкинская поэзия, побуждая становиться лучше, чище, добрее, делая мир вокруг нас богатым и прекрасным. Каждое стихотворение Пушкина содержит обобщение того, что было пережито и прочувствовано им. Поэтому его стихотворения о любви стали школой истинной гуманности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *