Сочинение на тему лирика блока есенина и маяковского

12 вариантов

  1. Тема любви всегда была одной из главных в творчестве любого поэта и писателя. Это прекрасное чувство вдохновляло творцов на создание удивительных шедевров мировой литературы.
    Начало 20 века для истории России — время очень тяжелое, переломное. Но именно в эти годы, как никогда ранее, расцветает литературная жизнь страны. Этот период принято называть Серебряным веком. Блок, Есенин, Маяковский — совершенно самобытные поэты, не похожие друг на друга. Творчество каждого уникально. И каждый из них, безусловно, особое место в своем творчестве выделял теме любви, но у каждого это чувство раскрывалось по-особенному.
    Начало творческого пути Блока ознаменовано восторженным, священным отношением к женщине. Стихи этого периода связаны с именем Л. Д. Менделеевой, в которую он был влюблён и которая вдохновляла его («Дева», «Заря», «Величавая Вечная Жена», «Непостижимая», «Стихи о Прекрасной Даме» и другие). Первая книга Блока создана под влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекают представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности — красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дает имя — Прекрасная Дама. Она и Древняя Дева, и Заря, Купина, Вечная жена, и просто «ласковая, милая», «вечно молодая».
    Развитие темы любви мы наблюдаем в цикле «Снежная маска», посвященном актрисе Наталье Николаевне Волоховой, игравшей одну из ролей в первой драме Блока «Балаганчик», поставленной в театре Комиссаржевской Всеволодом Мейерхольдом. Прекрасная Дама здесь превращается в Снежную Деву, а, следовательно, и изменяется чувство героя к ней. Теперь это уже не обожествляющее преклонение. Мы видим перед собой женщину с более отчетливо проступающими чертами. Если в первом цикле не было и намека на то, чтобы приблизиться к объекту своей любви, то здесь герой общается с ней как с живым реальным человеком:
    Я так устал от ласк подруги
    На застывающей земле.
    И драгоценный камень вьюги
    Сверкает льдиной на челе.
    В цикле «Кармен» любовь снова изменяется и выходит на новую ступень. Это уже не любовь, а страсть, жгучая, как воронье крыло и волосы Кармен, и опасная, как испанский разбойничий клинок. Восьмое стихотворение «Ты — как отзвук забытого гимна…» можно назвать главным в цикле, потому что именно в нем наиболее ярко показано «плененное» сердце. Весь сборник посвящен Любови Александровне Дельмас — оперной певице, исполнявшей роль Кармен в петербургском Театре музыкальной драмы.
    Тема любви у Есенина раскрывается иначе.
    В любовной лирике поэта ярко видны мотивы, сливающие воедино поэзию любви с поэзией природы, передающие возвышенную одухотворенность чувства и его целомудренность. Так, в стихотворении «Зеленая прическа…», посвященном Л. И. Кашиной, хрупкая девушка сравнивается с тонкой, заглядевшейся в пруд березкой, ее косички — с ветвями, прибранными лунным гребешком. Девушка-березка открывает «тайну …древесных дум», рассказывает о пастухе, приходящим к ней «ночью звездной». Это первое чувство девушки, неискушенной в любовных утехах: «Луна стелила тени, // Сияли зеленя. // За голые колени // Он обнимал меня».
    Совсем иная «любовь» появляется в «Москве кабацкой». Начало 20 годов — время душевного кризиса поэта, мечущегося между старой и новой Россией, чувствующего свою ненужность. Утешения он искал в пьянстве и разгуле. Кажется, герой не способен на светлое чувство. В «Письме к женщине» Есенин признается:
    И я склонился над стаканом,
    Чтоб, не страдая ни о ком,
    Себя сгубить
    В угаре пьяном…
    Любовь теперь видится ему не прекрасным светлым чувством, а бедой, омутом: «я не знал, что любовь — зараза, Я не знал, что любовь — чума». Это разочарование рождает циничные, вульгарные, грубые строки: «Сыпь, гармоника. Скука… Скука…\ Гармонист пальцы льет волной. \ Пей со мной, паршивая сука, \ Пей со мной. \ Излюбили тебя, измызгали — \ Невтерпеж».
    Цикл «Любовь хулигана» посвящен Августе Миклашевской. Любовь к этой женщине была целительной для больной и опустошённой души поэта. Одухотворенное чувство к Миклашевской просветляет, возвышает и вдохновляет Есенина на творчество, заставляет снова и по-новому поверить в значимость идеального чувства.
    Стихи последнего периода творчества полны презрения к неискренности отношений, неприятия женского лукавства. Поэт осуждает «легкодумных, лживых и пустых женщин». Есенин всегда мечтал о чистой, возвышающей человека любви, в последние годы в своем творчестве воспевает идеал радостного, светлого чувства. «Листья падают, падают листья…» — стихотворение, написанное человеком, уставшим от ударов судьбы, человеком, ищущим надежную гавань: «Я хотел бы теперь хорошую // Видеть девушку под окном». Лишь такое настоящее чувство способно успокоить «сердце и грудь».
    Любовная лирика Есенина полностью автобиографична, как и все его творчество. К концу жизни он, к сожалению, разочаровался в любви, так и не сумев найти по-настоящему «той единственной», что успокоила бы его мятущуюся душу.
    Что касается восприятия любви у Маяковского, то можно сказать, что это чувство для него — всегда страдание. Так, в стихотворении «Ко всему» поэт рассказывает о прошедшем чувстве, о душевных переживаниях лирического героя, который искренне верил любимой:
    Любовь!
    Только в моем
    воспаленном
    мозгу была ты!
    Глупой комедии остановите ход!
    Смотрите —
    срываю игрушки-латы
    я,
    величайший Дон-Кихот!
    Лирический герой романтичен в своих чувствах. Но разочарование и внутреннее страдание делают его жестоким и циничным. Боль души настолько сильна, что Маяковский перестает верить в любовь земную:
    Дайте
    любую
    красивую,
    юную, —
    души не растрачу,
    изнасилую
    и в сердце насмешку плюну ей!
    Человеческая любовь, по мнению поэта, невозможна в мире материальном и поверхностном. В своих стихах Маяковский рисует высокий идеал любви-созидания, которая обогащает человека, делает его лучше и чище. По мнению автора, человек не может быть счастлив для себя одного, даже в таком исключительном чувстве.
    Особое место в творчестве Маяковского занимает стихотворение «Лиличка! Вместо письма». Здесь автор показывает безответную любовь, которая является счастьем и трагедией лирического героя. Данное произведение становится своеобразным откровением персонажа. Мне кажется, что это стихотворение очень яркое и искреннее. Написано оно в виде монолога:
    Все равно
    любовь моя —
    тяжкая гиря ведь —
    висит на тебе,
    куда ни бежала б.
    Дай в последнем крике выреветь
    Горечь обиженных жалоб.
    Это чувство настолько сильно, что лирический герой не видит без любимого человека смысла жизни и красоты окружающего мира.
    Любовная поэзия Маяковского совершенно особенная. По его мнению, это чувство принадлежит идеальному миру, а в мире реальном, дисгармоничном, любовь выжить не может, поэтому приносит, в основе своей, только страдания.
    Таким образом, каждый из поэтов самобытен. И Блок, и Есенин, и Маяковский оставили свои имена в истории русской литературы. Но творчество каждого, восприятие ими чувства любви совершенно уникально. Думаю, это во многом зависело от личного опыта.

  2. Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.
    А.Блок
    Я буду воспевать
    Всем существом в поэте
    Шестую часть земли
    С названьем кратким «Русь».
    С.Есенин
    Пою мое отечество…
    В.Маяковский
    Тема любви к Родине всегда была близка русскому человеку. Ведь все мы желаем, чтобы страна жила хорошо, а каждый ее гражданин был счастлив. Но особенно сильны такие мечты в тяжкие для России периоды – во время войн, голода, революций. И именно тогда появляются великие поэты и писатели, которые своим словом выражают мечты о лучшей жизни для родной страны. В трудные для России времена были созданы такие произведения, как «Слово о полку Игореве», призывавшее объединиться против сильного врага, поэма «Кому на Руси жить хорошо», предлагавшая задуматься о проблемах русской деревни, а также множество других произведений, которые с глубоким чувством патриотизма воспевали родную природу или рассуждали о русской душе и проблемах России.
    Подобными произведениями пополнилась и отечественная литература начала XX века. В это время в стране назревали серьезные перемены, близилась Октябрьская революция. И снова стали актуальны размышления о дальнейшей судьбе России. В творчестве таких замечательных русских поэтов, как Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, тема Родины заняла особое место. Каждый из них по-своему понимал историю и роль поэзии в обществе, они по-разному приняли революцию и наступившие перемены. Но всех этих поэтов объединяла общая Родина, любовь к которой позволяла им создавать замечательные стихотворения и поэмы.
    Александр Блок проникся любовью к Родине уже в раннем детстве. Каждое лето, приезжая в Шахматово, будущий поэт еще ребенком начал понимать красоту сельской природы. Поэтому сюжет многих его ранних стихотворений разворачивается на фоне русского пейзажа:
    Видно, дни золотые пришли.
    Все деревья стоят, как в сияньи.
    Ночью холодом веет с земли;
    Утром белая церковь вдали
    И близка и ясна очертаньем.
    Ранняя лирика Блока близка к фольклору. Например, его героиня обретает черты царевны из русских сказок, жилище ее – заколдованный терем, а герой – царевич, князь, жених. Мир ранней поэзии А.Блока – это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ России. Так, в стихотворении «Русь» перед нами предстает чудная, таинственная, волшебная страна, которая появилась из сказки:
    Где ведуны с ворожеями
    Чаруют злаки на полях,
    И ведьмы тешатся с чертями
    В дорожных снеговых столбах.
    Но постепенно отношение поэта к России как к чарующей сказке меняется. В его творчестве появляются страшные картины. Лирический герой попадает в мир, где звезды и зори сменяет царство мхов, болот, ржавых кочек и пней. Ужасен и облик людей, обитающих в этом мире. Это герои зловещего балагана, носители «всемирной пошлости», живые мертвецы, как, например, в цикле стихов «Пляски смерти». Страшный мир, созданный А.Блоком, – это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть, принять и полюбить страну в таком неприглядном виде.
    Революционные события вплотную подвели А.Блока к теме Родины, настоящей, а не выдуманной. Теперь образ России поэт связывает не с мистическими, а реальными, земными представлениями. В новых произведениях Блока отражены поиски путей к народному сознанию, постижению судеб страны. В 1905 году было написано стихотворение «Осенняя воля», в котором ярко прозвучал патриотический настрой лирики Блока.
    Приюти ты в далях необъятных!
    Как и жить и плакать без тебя! –
    так восклицал поэт, обращаясь к России.
    Александр Блок говорит о Родине с бесконечной любовью, проникновенной нежностью, щемящей болью и светлой надеждой. Все эти чувства отразились в его стихотворении «Россия»:
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые –
    Как слезы первые любви!
    Широкая, многоцветная, полная жизни и движения картина родной земли слагается в стихах поэта. Необъятные русские дали, пылающие рябины, буйные вьюги и метели, крики лебедей – такова блоковская Россия.
    Александр Блок создал особенный лирический образ Родины – не матери, каким он был у поэтов прошлого, а красавицы, возлюбленной, невесты, «светлой жены»:
    О, Русь моя! Жена моя!
    По мнению поэта, каков русский народ, такова и истинная Русь. В цикле стихов «На поле Куликовом» идея народного подвига, народной силы, идея могучей Родины, ее непобедимости выражена поэтом страстно и убежденно:
    И, к земле склонившись головою,
    Говорит мне друг: «Остри свой меч,
    Чтоб недаром биться с татарвою,
    За святое дело мертвым лечь!»
    Напоминая о подвиге былых времен, А.Блок призывает к новому подвигу – возрождению России.
    Таким образом, если сначала поэт воспевал романтически необычайную, дремучую, колдовскую Русь, то в дальнейшем эти сказочные мотивы уступают место представлениям о реальной, живой и могучей Родине.
    Еще одним певцом России, ее удивительной природы, является выдающийся русский поэт Сергей Есенин. Его неповторимый талант признан практически всеми. С.Есенин родился на рязанской земле. Здесь прошло детство поэта, затем юность, здесь он написал свои первые стихи. И костер зари, и серебристая луна, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края отразилась в стихах, наполненных любовью к русской земле:
    О Русь – малиновое поле
    И синь, упавшая в реку, –
    Люблю до радости и боли
    Твою озерную тоску.
    В сердце Есенина с юных лет запала Россия, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль, сельская тишина и девичий смех. Все это можно найти в есенинских стихах, каждая строчка которых согрета чувством безграничной любви к родному краю. «Моя лирика жива одной лишь любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве», – говорит поэт.
    Ранние стихи Есенина полны звуков, красок. В них природа живет неповторимой поэтической жизнью. Она вся в бесконечном движении, в непрерывном развитии и изменении. Подобно человеку она поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует образы народной поэзии, часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него спит «в белой накидке», вербы плачут, тополя шепчут, «пригорюнились девушки-ели», «заря окликает другую», «березы в белом плачут по лесам».
    С приходом революции начинается новый этап в творчестве С.Есенина. Теперь его волнует судьба Родины и народа в революционную эпоху:
    О Русь, взмахни крылами!
    Поставь иную крепь!
    С иными именами
    Встает иная степь.
    Есенин приветствовал революционное обновление России, но, когда начались преобразования в деревне, поэт с неприязнью отнесся к вторжению цивилизации, «железного гостя» в деревенские просторы. Лишь после зарубежной поездки изменились взгляды Есенина на те перемены, которые произошли в жизни русского крестьянства. Теперь он готов всем сердцем воспеть красоту рождающейся «стальной» Руси, потому что за ней будущее:
    Полевая Россия! Довольно
    Волочиться сохой по полям!
    Нищету твою видеть больно
    И березам и тополям.
    Я не знаю, что будет со мною…
    Может, в новую жизнь не гожусь,
    Но и все же хочу я стальною
    Видеть бедную, нищую Русь.
    Таким образом, ни тяжелое революционное положение, ни страдание и смерть крестьян не смогли погасить в сердце поэта любовь к Родине. В самое трудное время он остается всей душой, всем сердцем с Россией, русским народом:
    Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
    Лишь к тебе я любовь берегу.
    Совсем иначе тема Родины отражена в творчестве другого русского поэта – Владимира Маяковского. Этот своеобразный поэт все свое творчество поставил на службу Родине, своему народу и революции. Он активно участвовал в жизни страны, был в курсе всех политических событий, искренне радовался достижениям советских людей, стремился к искоренению пережитков прошлого.
    По мнению поэта, для того, чтобы старый мир стал вчерашним днем, нужно активно строить мир новый, хотя это очень сложно в обстановке голода, разрухи и нищеты, воцарившихся в первые годы после революции. Но эта же революция породила нового советского человека, свободного и сильного, преображающего свою землю, проявляющего при этом небывалый героизм. Маяковский чувствует свою крепкую связь с такими людьми, с теми, «кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден». Ему по душе и «громадье» планов строителей новой жизни, и «размаха шаги саженьи», и марш, «которым идем в работу и в сраженья». Трудолюбие советских людей, их готовность к лишениям во имя построения нового мира вселяют в сердце поэта радость, оптимизм и веру в создание на земле «города-сада»:
    Я знаю –
    город
    будет,
    Я знаю –
    саду
    цвесть,
    когда
    такие люди
    в стране
    в советской
    есть!
    Маяковский верил в новую страну Советов. Он посвятил ей не только творчество, но и всю свою жизнь. Поэт невероятно гордился тем, что живет в единственной на свете социалистической стране. Горячей любовью к своему отечеству наполнены строки:
    Читайте,
    завидуйте,
    я –
    гражданин
    Советского Союза.
    Маяковский искренне верил, что все трудности будут преодолены, навсегда исчезнут разруха, голод, войны и настанет светлое и счастливое будущее. Поэтому стихи поэта проникнуты гордостью за свою Родину, чувством глубокого патриотизма:
    …главное в нас
    это – наша
    Страна Советов,
    советская воля,
    советское знамя,
    советское солнце.
    Таким образом, в творчестве и А.Блока, и С.Есенина, и В.Маяковского теме Родины уделено огромное внимание. Все они воспевали в своих стихах Россию, ее народ, природу. Являясь истинными патриотами, они не отвернулись от своей страны в нелегкое для нее время, остались верны своему Отечеству. В поэзии А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского отразилась бесконечная любовь к Родине, вера в ее могущество, тесная связь с природой и русским народом. Поэтому на их стихах, которые всегда помогали и будут помогать людям жить, любить, творить, бороться, и следует воспитывать патриотов.
    Добавил: Arbel

  3. 3
    Текст добавил: РеАлЬнЫй ПаЦаН

    Блок, Есенин и Маяковский являются крупнейшими русскими поэтами начала 20 века. Волею судеб, они стали свидетелями крупнейших исторических событий, впавших на долю России: революции 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Октябрьской революции 1917 года. Будучи большими патриотами, искренне переживая за свою родину, эти поэты не могли не отразить в своем творчестве узловые моменты истории России. Больше того, мне кажется, что именно из описаний таких моментов и складывается патриотическая лирика Блок, Есенина, Маяковского.
    С октября 1917 года начинается новый этап в творчестве Маяковского, резко меняется его тональность стихов. Характерный для поэта пафос решительного отрицания враждебной человеку реальности, её гротескное изображение сменяется полным принятием начавшихся в стране коренных перемен. «Ода революции», «Левый марш», «Мистерия-буфф», «Потрясающие факты» – в этих произведениях открывается другая Родина, озаренная верой в прекрасное будущее, ожидающая человечество.
    Маяковский, как и прежде, остался романтиком, но теперь романтизм поэта направлен на утверждение созидания нового мира. «Необычайнейшее», почти фантастическое в его произведениях тех лет рождено окружающей его обстановкой. Именно поэтому образы его творчества так объёмны. Для Маяковского революция была возможностью сделать жизнь легче и светлее, она должна была избавить народ от ненавистной власти сытых. Вот как он пишет в стихотворении «Потрясающие факты»:
    Напрасно пухлые руки взмолены,–
    не остановить в его неслышном карьере.
    Раздавил
    и дальше ринулся Смольный,
    республик и царств беря барьеры.
    Сергей Есенин по-другому воспринял перемены, настигнувшие его «голубую Русь». Лирика этого поэта сосредоточена на изображении драматической судьбы личности в переломную эпоху, представляет своего рода лирический роман, сюжетом которого поэт сделал свою биографию, превратив её в историю «поэта Сергея Есенина». Его стихи – это летопись жизни с её взлётами и падениями.
    Читая «Небесного барабанщика», «Иорданскую голубицу», «Преображение» мы чувствуем, что Есенин приветствует великие перемены. Но в чём он видит их смысл? Что означает – «принимал с крестьянским уклоном»? Произведения, написанные в первые годы революции, полны радостных надежд на преображение действительности в «деревенский рай», где «злачные нивы», «стада буланых коней», где с пастушеской дудкой «бродит апостол Андрей» («Иорданская голубица»).
    Какие же существенные стороны революции отразились в творчестве Есенина? Поэт выразил те противоречия, которые были присущи русскому крестьянству, принявшему революцию, защищавшему её завоевания, но питавшему порой несбыточные социальные иллюзии.
    Своё представление о революции поэт передаёт образом красного коня – образом романтическим, фантастическим, но родственным миру берёз, черёмух и клёнов, миру русской природы, то есть всему тому, что составляло почву есенинской поэзии, воплощало его представления о прекрасном, его стремления к гармонической жизни.
    Сойди, явись нам, красный конь!..
    …О, вывези наш шар земной
    На колею иную.
    Когда Есенин убедился, что революция ускорит переход России с патриархальной колеи на магистрали современной машинной техники, он болезненно воспринял это. Реальные революционные события, резкие перемены в деревне, даже элементарная машинизация села – всё это в представлении Есенина говорило о гибели кроткой, созданной, главным образом, воображением поэта патриархальной Руси. Крушение этого иллюзорного представления о деревенской России было закономерно, но при этом поэту казалось, что исчезла целая область жизни, а значит, и область чувств. Таким образом, он боялся не пришествия нового, а ухода старого.
    Своё восприятие новой действительности было у Александра Блока. В январе 1918 года Блок опубликовал статью «Интеллигенция и революция», в которой писал о великих задачах, стоящих перед страной. В это же время им была написана поэма «Двенадцать». Она стала итогом раздумий Блока о революции.
    С огромным мастерством передаёт он революционную бурю, охватившую всю страну. Картины разрушенной жизни, разбушевавшейся природы, образы старого мира составляют реальную обстановку, в которой совершается революция. Характерное для Блока отрицание старого мира проявилось в сатирическом изображении буржуазии, символа прошлого. Против прошлого, навстречу ветру, через разруху и голод идут двенадцать человек, двенадцать «апостолов революции», исполненные гнева народного. Революционная страсть, охватившая этих людей, преображает их в солдат.
    Главная тема и главный герой поэмы – народ в революционную эпоху. Повествование о красногвардейском дозоре, идущем по улицам революционного Петрограда, приобретает космические масштабы. Блок выводит идею об очистительном огне революции с идеей возмездия. С помощью образа Христа Блок пытался утвердить революцию, так как Христос – это символ морали, а с ним неразрывно связаны двенадцать гвардейцев.
    Таким образом, тема Родины в творчестве Блока, Есенина, Маяковского выражена по-разному. Но всех этих поэтов роднит то, что они тесным образом переплели данную тему с темой революции. Каждый из поэтов переживал за судьбу своей страны, пытался увидеть, что ждет Россию, что несут ей глобальные перемены, свершившиеся в начале 20 века.

  4. «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой», – писал Пушкин. Не об этом ли мечтает каждый поэт? Но «Русь великая» оставит в памяти только имена истинных своих сынов, любящих и воспевающих свою Отчизну. Поэты «золотого века – Пушкин, Лермонтов, Некрасов – оставили прекрасные строки, в которых выражена безмерная любовь к Родине: к народу, красотам природы, славной ее истории.
    Патриотические мотивы нашли свое продолжение в лирике поэтов «серебряного века». И Блок, и Есенин, и Маяковский обогатили тему Родины своим творчеством. И хотя они такие разные по мировосприятию, непохожие по таланту поэты, Россия была дорога каждому из них, и каждый воспел ее по-своему. Каждый поэт воспринимал по-своему и красоту природы русской, и боль, и надежды, и судьбу народа России, и ее будущее.
    В стихах Блока образ России «проявляется постепенно». В разные периоды его жизни восприятие Родины было различным. Россия раннего Блока это прежде всего любование «ее таинственной красой»:
    Русь опоясана реками
    И дебрями окружена,
    С болотами и журавлями,
    И с мутным взором колдуна.
    Параллельно с таким образом («Русь») Родины у раннего Блока существует иной образ – безжалостного государства-молоха, ежеминутно требующего жертв:
    Я слышу все с моей вершины:
    Он медным голосом зовет
    Согнуть измученные спины
    Внизу собравшийся народ.
    Блок чувствует, что «Родина больна», с этим связано его убеждение о невозможности своего, отдельного от России счастья:
    Пускай зовут: Забудь, поэт!
    Вернись в красивые уюты!
    Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
    Уюта – нет. Покоя – нет.
    Постепенно поэт подходит к созданию такого образа России, в котором переплетено «прекрасное и уродливое», «высокое и низкое». («Родина», «О, я хочу безумно жить…», «Да, так диктует вдохновенье…»):
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые –
    Как слезы первые любви!
    Лучшее, что написал Блок об историческом прошлом России, – это цикл «На поле Куликовом». Минуты опасности, тяжелых испытаний помогают осмыслить свое назначение:
    Вздымаются светлые мысли
    В растерзанном сердце моем,
    И падают светлые мысли,
    Сожженные темным огнем.
    Октябрьская революция не принесла долгожданной свободы, и Блок скорбит вместе с Россией, «потерявшей себя»: «…родной простор печален! Изнемогаю на кресте! И челн твой будет ли причален к моей распятой высоте?»
    Слово «Русь», судьба ее всегда волновали Сергея Есенина. Его сердце навсегда было отдано Родине. Трудно назвать другого поэта, который так, как Есенин, воспел красоту русской природы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, березовые рощи, зеркальную гладь озер. «Гой ты, Русь моя родная!», «Край любимый», «Отговорила роща золотая», «Радуница» – это все о Руси, о поэтических картинах ее природы. Называя себя последним поэтом деревни, Есенин в цикле «Русь уходящая» скорбел об уходе России из патриархальной старины, об исчезновении страны «березового ситца».
    Но более всего
    Любовь к родному краю
    Меня томила,
    мучила и жгла.
    Но жизнь России «круто изменилась» после Октября 1917 года. Размышляя о «Руси советской», поэт мучился от непонимания того, «куда несет нас рок событий». Но что бы ни происходило в России, он провозглашал себя «верным и любящим» ее сыном. Родина, истерзанная социальными передрягами, – это боль поэта.
    Не ты ль так плачешь в небе, Русь?
    Никакая родина другая
    Не вольет мне в грудь
    Мою теплынь…
    Несмотря на трагичность восприятия и неприятия того, что происходило в России, Есенин не устает подчеркивать гордость за свою Родину:
    Но и тогда,
    Когда во всей планете
    Пройдет вражда племен,
    Исчезнет ложь и грусть,
    Я буду воспевать
    Всем существом в поэте
    Шестую часть земли
    С названьем кратким «Русь».
    Совсем по-другому, чем у Блока и Есенина, складывалось восприятие родины у Маяковского. У него мы не видим «белого перезвона берез», «розовой воды», «песен ветровых» и «первых слез любви», отданных России. Поэт социального звучания, Маяковский – сторонник революционной, новой России. Он критикует «Россию-уродину» дореволюционного времени, ему не жаль того, что составляло ценность «старой Руси». Он готов вытерпеть все революционные бури, но увидеть новую Россию: «Но землю, с которой вдвоем голодал, – нельзя никогда забыть». Маяковский стал певцом революционной России и ее прославлял в своих произведениях «Ода революции». «Левый марш», «Хорошо!». «Я землю эту люблю», – сказал поэт и гордился тем, что «коммуны ростки прорастают», что он, имея «молоткастый, серпастый паспорт», является гражданином Советского Союза. Можно не понимать или осуждать за слепоту талантливого поэта, но, слыша его страстные стихи гражданина, следует с уверенностью сказать, что он любил свою Родину и делал все, чтобы «страна-подросток» крепла «сильна и стройна».
    Я хотел бы жить и умереть в Париже,
    Если б не было такой земли – Москва.
    Любовь к России великих русских поэтов, к сожалению, не уберегла ее от страшных трагедий. Сыновняя (у Есенина), мужская (у Блока), братская (у Маяковского) любовь к «Руси великой» светла и искренна. Судьба не дала возможности увидеть Россию такой, о которой они мечтали. При их жизни страна так и осталась «неприкаянной». «Но винить в этом мы ведь не можем поэтов» наоборот, мы восхищаемся тем, что они «до слез», «до боли» любили нищую, убогую страну. Мы благодарны за тот поэтический образ Родины, который они создали. Величественная, многоликая, многоцветная, ощутимая, полная жизни и движения вырисовывается на страницах произведений Блока, Есенина, Маяковского наша Россия. И мы, читатели, любим и верим в Россию, надеемся дожить до того времени, когда, протягивая «свою паспортину», сможем сказать: «читайте, завидуйте», я – гражданин великой России.

  5. Блок, Есенин и Маяковский являются крупнейшими русскими поэтами начала 20 века. Волею судеб, они стали свидетелями крупнейших исторических событий, впавших на долю России: революции 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Октябрьской революции 1917 года. Будучи большими патриотами, искренне переживая за свою родину, эти поэты не могли не отразить в своем творчестве узловые моменты истории России. Больше того, мне кажется, что именно из описаний таких моментов и складывается патриотическая лирика Блок, Есенина, Маяковского.
    С октября 1917 года начинается новый этап в творчестве Маяковского, резко меняется его тональность стихов. Характерный для поэта пафос решительного отрицания враждебной человеку реальности, её гротескное изображение сменяется полным принятием начавшихся в стране коренных перемен. «Ода революции», «Левый марш», «Мистерия-буфф», «Потрясающие факты» – в этих произведениях открывается другая Родина, озаренная верой в прекрасное будущее, ожидающая человечество.
    Маяковский, как и прежде, остался романтиком, но теперь романтизм поэта направлен на утверждение созидания нового мира. «Необычайнейшее», почти фантастическое в его произведениях тех лет рождено окружающей его обстановкой. Именно поэтому образы его творчества так объёмны. Для Маяковского революция была возможностью сделать жизнь легче и светлее, она должна была избавить народ от ненавистной власти сытых. Вот как он пишет в стихотворении «Потрясающие факты»:
    Напрасно пухлые руки взмолены,–
    не остановить в его неслышном карьере.
    Раздавил
    и дальше ринулся Смольный,
    республик и царств беря барьеры.
    Сергей Есенин по-другому воспринял перемены, настигнувшие его «голубую Русь». Лирика этого поэта сосредоточена на изображении драматической судьбы личности в переломную эпоху, представляет своего рода лирический роман, сюжетом которого поэт сделал свою биографию, превратив её в историю «поэта Сергея Есенина». Его стихи – это летопись жизни с её взлётами и падениями.
    Читая «Небесного барабанщика», «Иорданскую голубицу», «Преображение» мы чувствуем, что Есенин приветствует великие перемены. Но в чём он видит их смысл? Что означает – «принимал с крестьянским уклоном»? Произведения, написанные в первые годы революции, полны радостных надежд на преображение действительности в «деревенский рай», где «злачные нивы», «стада буланых коней», где с пастушеской дудкой «бродит апостол Андрей» («Иорданская голубица»).
    Какие же существенные стороны революции отразились в творчестве Есенина? Поэт выразил те противоречия, которые были присущи русскому крестьянству, принявшему революцию, защищавшему её завоевания, но питавшему порой несбыточные социальные иллюзии.
    Своё представление о революции поэт передаёт образом красного коня – образом романтическим, фантастическим, но родственным миру берёз, черёмух и клёнов, миру русской природы, то есть всему тому, что составляло почву есенинской поэзии, воплощало его представления о прекрасном, его стремления к гармонической жизни.
    Сойди, явись нам, красный конь!..
    …О, вывези наш шар земной
    На колею иную.
    Когда Есенин убедился, что революция ускорит переход России с патриархальной колеи на магистрали современной машинной техники, он болезненно воспринял это. Реальные революционные события, резкие перемены в деревне, даже элементарная машинизация села – всё это в представлении Есенина говорило о гибели кроткой, созданной, главным образом, воображением поэта патриархальной Руси. Крушение этого иллюзорного представления о деревенской России было закономерно, но при этом поэту казалось, что исчезла целая область жизни, а значит, и область чувств. Таким образом, он боялся не пришествия нового, а ухода старого.
    Своё восприятие новой действительности было у Александра Блока. В январе 1918 года Блок опубликовал статью «Интеллигенция и революция», в которой писал о великих задачах, стоящих перед страной. В это же время им была написана поэма «Двенадцать». Она стала итогом раздумий Блока о революции.
    С огромным мастерством передаёт он революционную бурю, охватившую всю страну. Картины разрушенной жизни, разбушевавшейся природы, образы старого мира составляют реальную обстановку, в которой совершается революция. Характерное для Блока отрицание старого мира проявилось в сатирическом изображении буржуазии, символа прошлого. Против прошлого, навстречу ветру, через разруху и голод идут двенадцать человек, двенадцать «апостолов революции», исполненные гнева народного. Революционная страсть, охватившая этих людей, преображает их в солдат.
    Главная тема и главный герой поэмы – народ в революционную эпоху. Повествование о красногвардейском дозоре, идущем по улицам революционного Петрограда, приобретает космические масштабы. Блок выводит идею об очистительном огне революции с идеей возмездия. С помощью образа Христа Блок пытался утвердить революцию, так как Христос – это символ морали, а с ним неразрывно связаны двенадцать гвардейцев.
    Таким образом, тема Родины в творчестве Блока, Есенина, Маяковского выражена по-разному. Но всех этих поэтов роднит то, что они тесным образом переплели данную тему с темой революции. Каждый из поэтов переживал за судьбу своей страны, пытался увидеть, что ждет Россию, что несут ей глобальные перемены, свершившиеся в начале 20 века.

  6. Тема Родины волновала русских поэтов еще со времен Ломоносова и Державина. Они хотели видеть свою страну сильной и могучей, любовались и гордились ею. Для них понятия страны и государства были единым целым, пусть сегодня их пытаются разделить. Как будто бывает страна без формы государственного устройства…
    О «странной любви» к Отечеству первым заговорил Лермонтов, а подхватил Некрасов. Именно с него берет начало двойственное восприятие России – страны и убогой и обильной, и могучей, и бессильной одновременно, которую каким-то образом возможно так глубоко ненавидеть и так бескорыстно любить.
    В творчестве А.Блока тема Родины проявилась далеко не сразу. Он вошел в литературу певцом Прекрасной Дамы. И только спустя несколько лет Блок увидел страну и людей. Нет, он тоже далеко не всем восхищался. Однако поэт умел находить особое очарование в красоте среднерусского пейзажа, в «разбойной» красе «нищей» России, где среди серых изб и ветровых песен, среди «острожной тоски», среди бескрайних лесов и полей вдруг испытываешь вдохновение, не сравнимое ни с чем. Блок быстро ушел от романтизации языческой Руси, которая «с болотами, и с журавлями, и с мутным взором колдуна», с «разноликими народами», ведущими хороводы. «Заплаканную и древнюю красу» России поэт берег в душе до последних дней. Показательно стихотворение «Грешить бесстыдно, непробудно…» Картина, нарисованная в нем, откровенно неприглядна, но очень она русская – с глубокого похмелья человек кается, потом грешит снова и заваливается в тяжелый сон. Наверно, Блок, как никто, умел любить Россию такой, какая она есть – со всеми язвами и уродствами, да и за них тоже.
    Первым, к кому пришел совсем еще юный Сергей Есенин в Петербурге, был именно Александр Блок. И Блок отметил для себя певучесть и чистоту ранних есенинских стихов. Есенин никогда не стеснялся откровенно и незамысловато признаваться в любви к родному краю, Рязанщине, а через него – выходить к широким поэтическим обобщениям. Он был уверен, что чувство Родины необходимо любому поэту. Без этого чувства большой поэт состояться не может. Вот почему позднее Есенин решительно разошелся с имажинистами. «Я люблю Родину. Я очень люблю Родину!» — что может быть безыскуснее и трогательнее этого признания?
    Образ Родины в стихах Есенина почти всегда неотрывен от природных реалий. Девушка-березка, подгулявший клен, ветер-отрок, заря-котенок – этот метафорический ряд можно продолжать очень долго. Природен человек и человекоподобна природа.
    И пусть некоторые стихи Есенина чересчур риторичны, например, знаменитая концовка стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…», где содержится противопоставление рая и земной Родины и выбор поэта однозначен – «дайте Родину мою!», но какая поэзия обходится без риторики?
    Наконец, Владимир Маяковский, который долго не мог выбрать между поэзией и живописью. Футурист и авангардист в галстуковой рубашке и рубашковом галстуке желтого цвета. Человек, ворвавшийся вместе с другими футуристами в литературу на волне скандала и вызова. Было ли в нем чувство Родины и как оно проявлялось?
    «Я не твой, снеговая уродина!» — такое шокирующее признание можно найти в одном из ранних стихотворений Маяковского. И пусть последнее слово все-таки рифмуется с «родиной», но читатель понимает: никакого поклонения, трепетной любви от Маяковского ждать пока не приходится. Он весь находится в стихии борьбы, неприятия того, что существует, и ждет перемен. И вот они происходят – сначала Февраль, потом Октябрь.
    «Землю, с которой вдвоем голодал, нельзя никогда забыть» — это написано о голодных годах, проведенных в Петрограде. А затем наступает время мирного строительства, и Маяковский включается в этот процесс вместе со всеми. «Пою мое Отечество, республику мою!» Он, как когда-то Ломоносов с Державиным, опять сопрягает понятия государства и страны. Он считает за честь называться советским человеком. И самоубийство в 1930-м году произошло на личной почве, а не из-за разочарования в идеалах. Маяковский искренне отдал всю свою силу поэта «атакующему классу», добился того, чтобы «к штыку приравняли перо». И все-таки большинство его стихов советского периода остались в своем времени. Они недостойны пера Маяковского, писались на злобу дня, по конкретному поводу.
    А тема Родины – «вечная» тема. Она не стареет. Можно не сомневаться – профессиональные поэты и самодеятельные стихотворцы еще немало напишут на эту тему. Не всегда умело, лишь бы совершенно искренне. Чтобы могли повторить вслед за С.Есениным: «Я сердцем никогда не лгу».

  7. ?Темы сочинений
    1. Лики “страшного мира” в поэзии Блока.
    2. Образ Незнакомки и его развитие в творчестве Блока разных лет.
    3. Личность и история в цикле Блока “На поле Куликовом”
    4. Тема святости и греха в поэме “Двенадцать”
    5. Лирический герой раннего Маяковского
    6. Поэт и революция в творчестве Маяковского
    7. Любовь и быт в произведениях Маяковского
    8. Темы, образы и мотивы раннего Есенина.
    9. Революция с крестьянским уклоном (по произведениям Есенина)
    10. “Анна Снегина” как лироэпическая “поэма итогов”
    11. В чем секрет песенной популярности Есенина?
    12. Бог, природа, человек в поэзии Есенина.
    13. Земное и небесное в художественном мире Есенина.
    Темы сочинений
    1. Лики “страшного мира” в поэзии Блока.
    2. Образ Незнакомки и его развитие в творчестве Блока разных лет.
    3. Личность и история в цикле Блока “На поле Куликовом”
    4. Тема святости и греха в поэме “Двенадцать”
    5. Лирический герой раннего Маяковского
    6. Поэт и революция в творчестве Маяковского
    7. Любовь и быт в произведениях Маяковского
    8. Темы, образы и мотивы раннего Есенина.
    9. Революция с крестьянским уклоном (по произведениям Есенина)
    10. “Анна Снегина” как лироэпическая “поэма итогов”
    11. В чем секрет песенной популярности Есенина?
    12. Бог, природа, человек в поэзии Есенина.
    13. Земное и небесное в художественном мире Есенина.
    Темы сочинений
    1. Лики “страшного мира” в поэзии Блока.
    2. Образ Незнакомки и его развитие в творчестве Блока разных лет.
    3. Личность и история в цикле Блока “На поле Куликовом”
    4. Тема святости и греха в поэме “Двенадцать”
    5. Лирический герой раннего Маяковского
    6. Поэт и революция в творчестве Маяковского
    7. Любовь и быт в произведениях Маяковского
    8. Темы, образы и мотивы раннего Есенина.
    9. Революция с крестьянским уклоном (по произведениям Есенина)
    10. “Анна Снегина” как лироэпическая “поэма итогов”
    11. В чем секрет песенной популярности Есенина?
    12. Бог, природа, человек в поэзии Есенина.
    13. Земное и небесное в художественном мире Есенина.
    Темы сочинений
    1. Лики “страшного мира” в поэзии Блока.
    2. Образ Незнакомки и его развитие в творчестве Блока разных лет.
    3. Личность и история в цикле Блока “На поле Куликовом”
    4. Тема святости и греха в поэме “Двенадцать”
    5. Лирический герой раннего Маяковского
    6. Поэт и революция в творчестве Маяковского
    7. Любовь и быт в произведениях Маяковского
    8. Темы, образы и мотивы раннего Есенина.
    9. Революция с крестьянским уклоном (по произведениям Есенина)
    10. “Анна Снегина” как лироэпическая “поэма итогов”
    11. В чем секрет песенной популярности Есенина?
    12. Бог, природа, человек в поэзии Есенина.
    13. Земное и небесное в художественном мире Есенина.

  8. Страница: [ 1 ] 2 3
    Поэзия XX века значительно отличалась от поэзии XIX века. В XX веке сформировались различные литературно-художественные направления (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм). Поэты, принадлежащие к тому или иному направлению, по-разному определяли принципы поэтики, цели творчества, а также свое место в литературе.
    Исходя из этого, понимание темы поэта и поэзии будет различным у Есенина, Маяковского, Блока, Ахматовой и Пастернака.
    С. Есенин был близок к поэтам-имажинистам. Имажинизм, возникший в России в 1920-х годах, декларировал самоценность не связанного с реальностью слова-образа. Особую позицию в этом кружке занимал Есенин, утверждавший необходимость связи поэзии с естественной образностью русского языка, со стихией народного творчества. Это течение, усваивая крайности поэтики раннего футуризма, было во многом ему противоположным.
    Обшей основой футуризма, возникшего в России приблизительно в то же время, что и имажинизм, было стихийное ощущение крушения старого мира и стремление осознать через искусство грядущий переворот и создать “нового человека”. Это не противоречило принципам имажинизма. У Есенина также прослеживается мотив гибели прежней, “полевой России”, на смену которой приходит “гость железный”.
    Однако, по мнению футуристов, художественное творчество должно было стать не подражанием, а продолжением природы. Отсюда – разрушение условной системы литературных жанров и стилей, возвращение к фольклорно-мифологическим началам, когда язык являлся неотъемлемой частью природы. На базе живого разговорного языка футуристы разрабатывали тонический стих, фонетическую рифму, экспериментировали с языковой графикой, предельно расширяя диапазон литературного языка. Их поэзия, в отличие от поэзии имажинистов, характеризовалась конкретностью образов, активным использованием метафор, неологизмов.
    Так, понимание темы творчества у Есенина и Маяковского разнится. Есенин осознает себя поэтом уходящей России. Это очень четко прослеживается в стихотворении “Я последний поэт деревни” (1920). Здесь присутствует множество слов-символов, напоминающих о смерти, неизбежной гибели как всего уклада прежней России, так и отдельного человека, поэта, творчество которого было направлено на то, чтобы воспевать патриархальность и православие этой страны: “И луны часы деревянные прохрипят мой двенадцатый час ”.
    Маяковский же осознает себя поэтом настоящего, и поэтому в его произведениях преобладает мажорность. Он принимает настоящее, верит в будущее и отвергает все то, что уходит в прошлое: “Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!” (“Юбилейное”, 1924). Это светлое восприятие жизни Маяковским во многом схоже с пушкинским. Такое отношение к реальности и обусловило характер творчества поэта.
    В поэме “Во весь голос” (1930) Маяковский декларирует собственное поэтическое право: “Я сам расскажу о времени и о себе”. Он принимает классовые, революционные, а потом советские интересы за высшие, общечеловеческие, за “веленье божие”. Во вступлении в поэму “Во весь голос” прозвучали и трагические строки:
    И мне
    агитпроп
    в зубах навяз,
    И мне бы
    строчить
    романсы на вас —
    Доходней оно
    и прелестней.
    Но я
    себя
    смирял,
    становясь
    На горло
    собственной песне.
    Есенин же видел цель творчества в том, чтобы показать всю красоту “полевой России”, ее природу и краски. И хотя сам он понимал всю обреченность старого, крестьянского уклада с его религиозностью и традициями, писал: “И не отдам я эти цепи, и не расстанусь с долгим сном” (“Запели тесаные дроги…”, 1916). Пастернак писал о Есенине: “Самое? драгоценное в нем – образ русской природы – лесной, среднерусской, рязанской, переданный с ошеломляющей свежестью, как она далась ему в детстве”. Именно с этой Россией были связаны воспоминания о деревенском детстве на Рязанщине в юности. “Я последний поэт деревни”, – говорит, он в одноименном стихотворении 1920 года. И до конца жизни Есении будет осознавать себя “поэтом золотой бревенчатой избы”, да и сама его поэзия, “половодье чувств”, будет проникнута грустью, тоской, ностальгией о прежней родине. И все же, невзирая на такое трагическое ощущение, он будет “воспевать всем существом в поэте шестую часть с названьем; кратким — “Русь”.
    Глубоко понимая, что и сам он уходит в прошлое, предчувствуя свой конец, Есенин не принимал поэзию нового времени – поэзию, которая придет на смену его творчеству и будет устремлена в будущее:
    По ночам, прижавшись к изголовью,
    Вижу я, как сильного врага,
    Как чужая юность брызжет кровью
    На мои поляны и луга.
    (“Спит ковыль. Равнина дорогая…”, 1925)
    Именно такой была поэзия Маяковского. “Я ассенизатор и водовоз” “агитатор, горлан-главарь”, – заявляет он о себе. Непривычные сочетания слов, новые выражения обнажают бунтарский дух всего творчества поэта.
    В стихотворении “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче” (1920) Маяковский подчеркивает направленность своей поэзии:
    Светить всегда,
    светить везде,
    до дней последних донца,
    светить —
    и никаких гвоздей!
    Вот лозунг мой —
    и солнца.
    Роль поэта осмысливается так же, как и роль солнца. Поэт и солнце – тождественно равные понятия: “И скоро, дружбы не тая, бью по плечу его я”.
    По мнению Маяковского, его труд “любому труду родствен”: работа его столь же родственная и важная, как работа любого другого человека. Стихосложение – не такое простое занятие, как это кажется на первый взгляд:
    Начнешь это
    слово
    в строчку всовывать,
    а оно не лезет –
    нажал и сломал.
    Для описания этого процесса Маяковский опять же использует свой излюбленный литературный прием – реализованную метафору: “Рифма -/бочка… /строчка – /фитиль. Строка додымит, взрывается строчка, – / и город /на воздух / строфой летит”. (“Разговор с фининспектором о поэзии, 1926).
    Поэзия, по Маяковскому, сочетает два начала: материальное (“поэту в копеечку влетают слова”) и возвышенное (“поэзия- вся езда в незнаемое”), символом чего является крылатый конь, соединивший в своем образе космос и землю:
    А что,
    Если я
    Десяток пегасов
    Загнал
    За последние 15 лет?!
    Кульминационным в процессе стихосложения является момент, когда “из зева до звезд взвивается слово золоторожденной кометой”. Поистине, это- “стих, летящий на крыльях к провиденциальному собеседнику” (О. Мандельштам).
    В 1933 году Цветаева предрекла: “Своими быстрыми ногами Маяковский угнал за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго еще нас будет ждать”. И действительно, сам Маяковский со своим незаурядным пониманием творчества не принимал поэтов, для которых были важны гармония и благозвучность стиха:
    Кто стихами льет из лейки,
    Кто кропит,
    Набравши в рот –
    Кудреватые Митрейки,
    Мудреватые Кудрейки –
    Кто их к черту разберет!
    Так, поэзия Есенина была неприемлемой для него: “Я к вам приду в коммунистическое далеко не так, как песенно-есенинный провитязь”.
    Однако, несмотря на то, что поэты по-разному видели цели поэзии, в их отношении к окружающему миру наблюдается нечто общее. Во многом это обусловливалось временем, на которое приходилось их творчество. Система отторгала все то, что ей противоречило, ей были чужды и враждебны яркие индивидуальности, независимость, бунтарство, нелицеприятная правда. Отсюда и следовало трагическое осознание одиночества у Есенина:
    Какого ж я рожна
    Орал в стихах, что я с народом дружен?
    Моя поэзия здесь больше не нужна,
    Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
    Маяковский, видевший свою неординарность, тоже понимал свое одиночество в поэтическом мире, но осмысление его было несколько иного плана: противопоставляя себя “толпе”, “стоглавой воши”, он считал себя выше нее: “Я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам” (“Нате”, 1913).
    Место своих произведений в литературе Есенин и Маяковский определяли по-разному. Есенин подсознательно чувствовал, что он и его время терпят крах, и крестьянскую культуру заменит другая.
    Страница: [ 1 ] 2 3

  9. 1.В сочинении должна быть раскрыта тема и четко прослеживаться идея. То есть вы должны дать прямой ответ на поставленный вопрос, а не выкладывать на лист всё, что знаете о произведении.Объём работы 250 слов.
    2.В сочинении должен быть изложен традиционный (то есть общепринятый, зафиксированный в учебниках) взгляд на проблему. Вы можете изложить свою позицию или солидаризироваться с неким исследователем-«бунтарём», но лишь после того, как покажете знание «стандартной» версии.
    3.Сочинение должно быть логичным по форме и доказательным по содержанию. Каждый абзац должен работать на доказательство главного тезиса по принципу «от очевидного – к неочевидному».Не следует излишне увлекаться характеристиками героев или описаниями перипетий сюжета. Правильный ответ на вопрос должен быть основан на анализе, а не на пересказе.Помните, что композиция сочинения должна включать содержательное вступление, основную часть (собственно доказательство) и содержательное заключение. При этом все части сочинения должны быть связаны между собой.
    4.Не забудьте подтвердить каждый тезис своего сочинения цитатой – прямой или косвенной.Не следует приводить излишне развёрнутые цитаты. Во-первых, потому что в них легко ошибиться, а во-вторых, потому что цитата – всего лишь подтверждение, а не замена вашей мысли. Однако без постоянных апелляций к тексту произведения в сочинении не обойтись.Если вы не помните дословно нужную вам цитату, изложите её своими словами. Однако учтите: этот совет касается только эпических и драматических произведений; лирику пересказывать нельзя!
    5.Пользуйтесь научной терминологией. Сочинение – школьный вариант литературоведческого исследования, и владение базовыми понятиями этой академической дисциплины необходимо.
    6. В идеале сочинение должно быть написано литературным языком, без грамматических, стилистических и лексических ошибок. В сочинении равно недопустимы категоричность, патетика, чрезмерная эмоциональность, канцеляризмы, штампы и панибратское обращение с великими (никаких «Александр Сергеевич» и «маленький Саша» – только «А.С. Пушкин», «автор», «поэт»).
    Итак, в своей работе вы должны решить следующие задачи: дать чёткий ответ на поставленный вопрос, продемонстрировать владение текстом произведения, показать теоретико-литературные знания и проявить свою грамотность.

  10. 10
    Текст добавил: Мамина радость

    Блок, Есенин и Маяковский являются крупнейшими русскими поэтами начала 20 века. Волею судеб, они стали свидетелями крупнейших исторических событий, впавших на долю России: революции 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Октябрьской революции 1917 года. Будучи большими патриотами, искренне переживая за свою родину, эти поэты не могли не отразить в своем творчестве узловые моменты истории России. Больше того, мне кажется, что именно из описаний таких моментов и складывается патриотическая лирика Блок, Есенина, Маяковского.
    С октября 1917 года начинается новый этап в творчестве Маяковского, резко меняется его тональность стихов. Характерный для поэта пафос решительного отрицания враждебной человеку реальности, её гротескное изображение сменяется полным принятием начавшихся в стране коренных перемен. «Ода революции», «Левый марш», «Мистерия-буфф», «Потрясающие факты» – в этих произведениях открывается другая Родина, озаренная верой в прекрасное будущее, ожидающая человечество.
    Маяковский, как и прежде, остался романтиком, но теперь романтизм поэта направлен на утверждение созидания нового мира. «Необычайнейшее», почти фантастическое в его произведениях тех лет рождено окружающей его обстановкой. Именно поэтому образы его творчества так объёмны. Для Маяковского революция была возможностью сделать жизнь легче и светлее, она должна была избавить народ от ненавистной власти сытых. Вот как он пишет в стихотворении «Потрясающие факты»:
    Напрасно пухлые руки взмолены,–
    не остановить в его неслышном карьере.
    Раздавил
    и дальше ринулся Смольный,
    республик и царств беря барьеры.
    Сергей Есенин по-другому воспринял перемены, настигнувшие его «голубую Русь». Лирика этого поэта сосредоточена на изображении драматической судьбы личности в переломную эпоху, представляет своего рода лирический роман, сюжетом которого поэт сделал свою биографию, превратив её в историю «поэта Сергея Есенина». Его стихи – это летопись жизни с её взлётами и падениями.
    Читая «Небесного барабанщика», «Иорданскую голубицу», «Преображение» мы чувствуем, что Есенин приветствует великие перемены. Но в чём он видит их смысл? Что означает – «принимал с крестьянским уклоном»? Произведения, написанные в первые годы революции, полны радостных надежд на преображение действительности в «деревенский рай», где «злачные нивы», «стада буланых коней», где с пастушеской дудкой «бродит апостол Андрей» («Иорданская голубица»).
    Какие же существенные стороны революции отразились в творчестве Есенина? Поэт выразил те противоречия, которые были присущи русскому крестьянству, принявшему революцию, защищавшему её завоевания, но питавшему порой несбыточные социальные иллюзии.
    Своё представление о революции поэт передаёт образом красного коня – образом романтическим, фантастическим, но родственным миру берёз, черёмух и клёнов, миру русской природы, то есть всему тому, что составляло почву есенинской поэзии, воплощало его представления о прекрасном, его стремления к гармонической жизни.
    Сойди, явись нам, красный конь!..
    …О, вывези наш шар земной
    На колею иную.
    Когда Есенин убедился, что революция ускорит переход России с патриархальной колеи на магистрали современной машинной техники, он болезненно воспринял это. Реальные революционные события, резкие перемены в деревне, даже элементарная машинизация села – всё это в представлении Есенина говорило о гибели кроткой, созданной, главным образом, воображением поэта патриархальной Руси. Крушение этого иллюзорного представления о деревенской России было закономерно, но при этом поэту казалось, что исчезла целая область жизни, а значит, и область чувств. Таким образом, он боялся не пришествия нового, а ухода старого.
    Своё восприятие новой действительности было у Александра Блока. В январе 1918 года Блок опубликовал статью «Интеллигенция и революция», в которой писал о великих задачах, стоящих перед страной. В это же время им была написана поэма «Двенадцать». Она стала итогом раздумий Блока о революции.
    Главная тема и главный герой поэмы – народ в революционную эпоху. Повествование о красногвардейском дозоре, идущем по улицам революционного Петрограда, приобретает космические масштабы. Блок выводит идею об очистительном огне революции с идеей возмездия. С помощью образа Христа Блок пытался утвердить революцию, так как Христос – это символ морали, а с ним неразрывно связаны двенадцать гвардейцев.
    Таким образом, тема Родины в творчестве Блока, Есенина, Маяковского выражена по-разному. Но всех этих поэтов роднит то, что они тесным образом переплели данную тему с темой революции. Каждый из поэтов переживал за судьбу своей страны, пытался увидеть, что ждет Россию, что несут ей глобальные перемены, свершившиеся в начале 20 века.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *