Сочинение на тему литература 20 века

6 вариантов

  1. Писатели России начала XX века жили в обстановке всевозможных кризисов и войн. И вполне закономерно, что эти события повлияли (уж не говорю, что отразились) в их творчестве. Писатели и поэты, о которых мы будем говорить, стремились понять смысл жизни и объяснить постигшие Россию потрясения. И неудивительно, что эти искания обрели невиданную доселе напряженность, ведь события проносились с фантастической скоростью и фатальными последствиями: гибли миллионы людей, разрушались империи, образовывались новые государства… На фоне этих страшных и невероятных событий тема отдельной личности кажется по крайней мере мелочной. Или ругательно-идиалистической, направленной на развенчание образа роли личности в истории, созданного Толстым. Но, нет! Такого не было. Просто пытались понять писатели-поэты-философы, как воспринимает личность эти потрясения, как реагирует и т. д. Ведь личность личностью, но «зеркало жизни» демонстрирует нам собирательные образы. Таким способом и пытались понять — по реакции образов как будут развиваться события.
    Мы с вами знаем, что, сколько людей, столько и мнений. Поэтому подобно тому, как у трех главных рек Руси есть множество притоков, так и у трех главных творческих течений: символизм, акмеизм, футуризм существует множество последователей с различными устремлениями и точками зрения. Вот, например, в символизме; течение наблюдалось в 1870—1910 годах. Художественное выражение происходило посредством символа. Символ — многозначно-иносказательный, логически непроницаемый образ. Выражал символизм неприятие буржуазного образа жизни, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социальных сдвигов. Целью литературного символизма было с помощью философии и прикладными ей науками дойти до цитирую «скрытой реальности», «идеальной сущности мира», «идеальной красоты». В общем, и целом к вечному идеалу. Приверженцами течения были А. Блок, А. Белый, В. Иванов, Ф. Сологуб.
    Далее рассмотрим акмеизм, в смысле как он отразился на литературе. Течение 1910-х годов. Его приверженцы не ставили перед собой какой-то глобальной цели, оно было преимущественно направленным на очищение поэзии от символистских порывов, от многозначности, текучести и сложности метафорического слога, то есть в противовес всему этому акмеизм культивировал точное значение слова, его естественность. Этому течению когда-то следовали А. Ахматова, А. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Кузьмин.
    Футуризм — последнее течение, о котором я вам расскажу. Приверженцы течения творили в 1910—1920-х годах. Они, своим искусством старались создать «искусство будущего». Для достижения этой благой цели они отрицали традиционную культуру, культивировали урбанизацию (эстетика машинной индустрии и большого города). Для него характерно переплетение документального материала с фантастикой. Футуризм допускал для достижения благой цели даже разрушение естества языка. В нем творили, как вы уже наверное догадались В. Маяковский, может быть менее известный вам В. Хлебников и многие другие.

  2. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА XX века

    Начало XX в. характеризуется обогащением литературы кри­тического реализма, появлением произведений социалистиче­ского реализма, развитием модернистских течений. Фоном ли­тературных поисков было бурное развитие капиталистических отношений и революционного движения марксистского харак­тера, а наряду с этим — глубокие религиозно-философские тео­рии, возникающие в условиях тотального кризиса всех сторон жизни. В литературе усилилось стремление дойти до самых глу­бин человеческой души, понять не только социальную сущность личности, но и ее психологию и подсознание, т.е. усилилось антропологическое начало.
    В реализме начала XX века переплетались различные тенден­ции, связанные с усвоением писателями традиций Л. Толстого, Ф. Достоевского. В творчество реалистических писателей орга­нично вписывались импрессионистические, экспрессионистские стилевые черты, усиливалась роль жизнеощущений самого пи­сателя в повествовании.
    Поэзия начала XX в. переживает небывалый взлет. Недаром этот период назван «серебряным веком» русской поэзии. Наибо­лее яркими в это время были модернистские течения: симво­лизм, акмеизм и футуризм.

  3. В русской литературе XX столетия можно выделить несколько периодов. Первые два десятилетия получили название “серебряного века”: это эпоха бурного развития литературных направлений, появления целой плеяды гениальных Мастеров Слова. Литература этого периода обнажила глубокие противоречия, возникшие в обществе того времени. Писателей перестали устраивать классические каноны, начался поиск новых форм, новых идей. На передний план выходят общечеловеческие, философские темы о смысле бытия, о нравственности, о духовности. Все больше стало появляться религиозных тем.
    Четко обозначились три основных литературных направления: реализм, модернизм и русский авангард. Возрождаются и принципы романтизма, особенно ярко это представлено в творчестве В. Короленко и А. Грина.
    В 30-е годы наметился “великий перелом”: тысячи представителей интеллигенции были подвергнуты репрессиям, а существование жесточайшей цензуры замедлило развитие литературных процессов.
    С началом Великой Отечественной войны в русской литературе появилось новое направление — военное. Изначально были популярны жанры, близкие к журналистике – очерки, эссе, репортажи. Позднее появятся монументальные полотна, запечатлевшие все ужасы войны и борьбы с фашизмом. Это произведения Л. Андреева, Ф. Абрамова, В. Астафьева, Ю. Бондарева, В. Быкова.
    Вторая половина XX столетия характеризуется многоплановостью и противоречивостью. Во многом это обусловлено тем, что развитие литературы во многом определялось правящими структурами. Оттого такая неравномерность: то идеологическое засилие, то полное раскрепощение, то командный окрик цензуры, то послабление.

    Русские писатели XX века

    Максим Горький

    М. Горький — один из самых значительных писателей и мыслителей начала столетия. Признан основателем такого литературного направления, как социалистический реализм. Его произведения стали “школой мастерства” для литераторов новой эпохи. А творчество Горького оказало огромное влияние на развитие мировой культуры. Его романы и рассказы переводились на множество языков и стали мостом, соединившим русскую революцию и мировую культуру.
    Биография:
    Максим Горький: жизнь и творчество
    Избранные произведения:
    “Мещане”
    “На дне”
    “Старуха Изергиль”

    Леонид Андреев

    Л.Н.Андреев. Творчество этого писателя – одна из первых “ласточек” эмигрантской русской литературы. Творчество Андреева гармонично укладывается в концепцию критического реализма, обнажавшего трагедию социальной несправедливости. Но, примкнув к рядам белой эмиграции, Андреев на долгое время был забыт. Хотя значение его творчества оказало большое влияние на развитие концепции реалистического искусства.
    Биография:
    Леонид Андреев: жизнь и творчество
    Избранное произведение:
    “Кусака”

    Александр Иванович Куприн

    А.И. Куприн. Имя этого величайшего писателя незаслуженно ставят рангом ниже, чем имена Л. Толстого или М. Горького. Вместе с тем, творчество Куприна – яркий образчик самобытного искусства, искусства истинно русского, интеллигентного. Главные темы в его произведениях: любовь, особенности русского капитализма, проблемы русской армии. Вслед за Пушкиным и Достоевским А. Куприн огромное внимание уделяет теме “маленького человека”. Также писателем написано немало рассказов специально для детей.
    Биография:
    Александр Иванович Куприн: жизнь и творчество
    Избранные произведения:
    “Гранатовый браслет”
    “Олеся”

    Константин Георгиевич Паустовский

    К.Г.Паустовский — удивительный писатель, которому удалось остаться самобытным, остаться верным самому себе. В его произведениях нет революционного пафоса, громких лозунгов или социалистических идей. Главная заслуга Паустовского в том, что все его рассказы и романы представляются эталонами пейзажной, лирической прозы.
    Биография:
    Константин Георгиевич Паустовский: жизнь и творчество
    Избранные произведения:
    “Теплый хлеб”
    “Телеграмма”

    Михаил Александрович Шолохов

    М.А. Шолохов — великий русский писатель, чей вклад в развитие мировой литературы трудно переоценить. Шолохов, вслед за Л. Толстым создает удивительные монументальные полотна жизни России в самые переломные моменты истории. Также Шолохов вошел в историю русской литературы как певец родного края – на примере жизни донского края писатель сумел показать всю глубину исторических процессов.
    Биография:

  4. Литература XX века ярко отражает противоре­чивую действительность этого столетия. XX век — эпоха роста самосознания народов, мощных нацио­нально-освободительных движений. В этот период создаются произведения прозы, драматургии, по­эзии, литературно-критические статьи, литератур­ные манифесты. Наблюдается не только разнообра­зие жанров, но и появление различных течений, на­правлений, школ, характеризующих литературный процесс и общественную жизнь века. В литературе дальнейшее воплощение получил реализм. Картина его развития, однако, неоднородна. Развитие реа­лизма в ряде литератур начала XX века отмечено рядом кризисных явлений: сказывалось влияние об­щекультурных факторов, которые определили суще­ственные изменения в реализме и вызвали к жизни новые направления. Возникают такие авангардист­ские течения, как экспрессионизм, футуризм, ку­бизм, дадаизм и др. Реализм также не отмежевывается от эстетических исканий. Он становится значительно богаче в жанрово-стилевом отношении. Появляются новые формы изображения действительности, расши­ряется круг тем. Социально-бытовое начало произве­дений XIX века постепенно сменяется философско-интеллектуальной, духовно-личностной проблематикой. «Поэтика жизнеподобия», служившая воспроизведе­нию «жизни в формах самой жизни» и определявшая облик реалистической литературы XIX века, усту­пает место иным структурообразующим тенденци­ям; существенную роль начинает играть условность (А. Франс, Б. Шоу, Г. Уэллс и др.). конкретно-эмпирическое изображение действительности в творчест­ве этих и других авторов органически соединяется с обобщенно-символическим. В психологизации искус­ства слова, наблюдаемой в ранней прозе К. Гамсуна, новеллах Т. Манна, драмах Г. Ибсена и А. Стриндберга, отчетливо просматривается перспектива литера­туры новейшего времени. Большое место в реалис­тической прозе XX века занимают масштабные, мо­нументальные полотна («Жан-Кристоф» Р. Роллана, «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси, «Будденброки» Т. Манна и др.). Поражает многообразие романных форм: социально-психологический роман (Т. Манн, Р. Роллан), социально-политический (Дж. Лондон, Т. Драй­зер), исторический (М. Твен, А. Франс), сатиричес­кий (Г. Манн) и др. Однако определить форму того или иного произведения без возможных оговорок и уточнений почти немыслимо: каждому из них присущи качества различных жанровых модифи­каций.
    Среди новаторских течений начала XX века до­статочно широкое распространение получил экспрес­сионизм (Германия, Австрия). Экспрессионизм воз­ник как оппозиция искусству XIX века, и прежде всего — импрессионизму, натурализму, романтизму, хотя можно найти линии, связующие его с романти­ками, с поэзией А. Рембо, М. Метерлинка. Экспресси­онизм провозглашал целью искусства спонтанное, взрывоподобное выражение «я» художника, высво­бождение энергии творца, по возможности не связан­ного с материальным миром, ибо тот олицетворяет хаос, зло. Происходит сознательное искажение форм действительности. Для стиля экспрессионизма ха­рактерны: тяготение к абстракциям, замена конкрет­ных персонажей символами (Женщина, Неистовый Воин, Отчаяние и т. д.). Элементы поэтики экспрес­сионизма есть в произведениях немецких писателей, драмах Б. Брехта.
    Все громче заявляют о себе художники других модернистских направлений. Среди наиболее после­довательных модернистов первой половины XX века самыми признанными стали Дж. Джойс (литература «потока сознания»), Ф. Кафка. Кафка — модернист прежде всего по мироощущению: замкнутость на се­бе, изолированность от людей, неверие в возможности человека что-либо изменить к лучшему, вырваться из круга унизительной рабской зависимости от сил зла. Человек обречен на одиночество, он слаб и уязвим, он незащищен перед бедой, перед всемогущим и непо­стижимым роком. В 40-50-е годы имя Ф. Кафки по­лучает международную известность, которой немало способствовала высокая оценка его произведений Ж. Сартром и А. Камю — общепризнанными мэтрами набиравшего силу и входившего в моду экзистенциа­лизма.
    Экзистенциализм пользовался необыкновенной популярностью в послевоенные годы, особенно попу­лярен был его французский вариант, который попы­тался идею абсолютной свободы человека связать с идеей «ангажированности», вовлеченности в исто­рический процесс — идеей, которая была прямым порождением антифашистского Сопротивления. В буржуазных странах экзистенциализм возник в ре­зультате кризиса общественной системы. Он оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада, на умонастроения буржуазной интеллиген­ции. Характерные черты экзистенциализма — пес­симизм, субъективистское толкование свободы, от­рицание рационального познания и утверждение интуитивного (непосредственного) постижения ре­альности. Человеческое существование (экзистенция) проявляется через заботу, страх, решимость, совесть; все они определяются через смерть; человек постигает экзистенцию в пограничных ситуациях (борьба, страдания, смерть). Постигая свое существо­вание, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя.
    Большой интерес представляют смелые эксперимен­ты в области драматургии. В ряде пьес и постановок 50-60-х годов доминирует экзистенциалистская идея абсурдного бытия, изображение одинокого человека во враждебном мире. Возникает «театр абсурда» (француз А. Адамов, румын Э. Ионеско, ирландец С. Беккет). Бы­тие в пьесах предстает лишенным смысла и цели, ра­зум — бессильным и порабощенным ложными идеями, над всем возвышается абсурд как альтернатива непре­одолимой смерти.
    Еще одним направлением, противопоставившим себя реализму, стал сюрреализм. Это был своеоб­разный бунт против буржуазного общества, который нередко граничил с лингвистической «алхимией» и чистым экспериментом. Целью искусства провоз­глашались абсолютно свободное творчество, высво­бождение психической энергии, достижение сверх­ реальности. Разрушение логики, загадочные снови­дения, случайные ассоциации — таково проявление индивидуалистической «сюрреалистической револю­ции» (ранние творческие опыты Л. Арагона, П. Элю­ара; Ф. Г. Лорка и др.).

  5. В мировой литературе, именно русская литература в целом занимает значимое место. Если рассуждать о русской литературе 20 века, то именно начало столетия знаменуется как серебряный век расцвета литературы на Руси. В этом периоде происходили самые сложные для России той эпохи, существенные противоречия. В этот момент стал постепенно оживать интерес к изучению религии, которая в свою очередь и оказывала основное влияние на столь стремительное развитие русской литературы. Начались проявляться всё новые талантливые люди. Практически всех литераторов той эпохи стали тревожить вопросы о сущности добра и зла, жизни и смерти, а также внутренней природы человека.
    Научные открытия, которые были сделаны в тот период, сильно пошатнули современные представления о жизни. НОВЫЕ ВЗГЯДЫ НА МИР, СТАЛИ ОПРЕДЕЛТЬ И НОВЫЕ ПОНИМАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ 20 ВЕКА. Он весьма чувствительно отличался по сравнению с видением жизни их предшественников. Это всё стало первым и основным шагом к самому глубокому кризису в сознании. Практически в каждый сложный момент жизни, человек попросту нуждается в сильном всплеске эмоций, а тем боле, если человек творческой натуры. В эти года не каждый мог просто и свободно высказывать свои переживания. Могли это делать лишь писатели да и то на бумаге, ведь она всё может стерпеть. Литература внесла огромный вклад в происходящую переоценку жизненных ценностей.
    Влияние литературы 20 века на Руси довольно быстро распространялась за её пределы. Это довольно хорошо почувствовалось сразу же после окончания Октябрьской революции. Она сделала очевидным то, что русская литература 20 века оказывает поступательные влияния на сознание человека. Благодаря написанным произведениям в этом веке, за границей Руси все считали русского человека настоящим и храбрым бойцом с сильными духовными качествами самопознания. Просто гигантскими тиражами стали выходить произведения, которые написали классики русской литературы 20 века. Таким образом каждый день появлялось всё больше новых людей, которые их читали.
    В этот знаменательный период расцвета русской литературы, большинство писателей той эпохи были изгнаны из страны, а некоторые добровольно решили эмигрировать, но культурное общество России и её литературная жизни с тех пор не замирала ни на секунду. Стали появляться весьма талантливые молодые писатели, которые принимали участие в Гражданской войне.
    Нельзя обойти стороной творчество гениальных писателей как Есенин, Маяковский, Толстой, Платонов, а также десятки многих других писателей, чьи произведения и по сей день остаются мировой классикой и примером для подражания начинающих поэтов и писателей. Во времена Великой Отечественной Войны, в литературе всё больше стало появляться патриотизма, который взывал к народу. В них довольно ярко описывались сцены сражения русского народа с фашистскими захватчиками и оккупантами.

  6. Темы сочинений по литературе ХХ века
    1. Женские образы в рассказах И. А. Бунина.
    2. Тема жизни и смерти в прозе И. А. Бунина.
    3. Проблема человека и цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из
    Сан-Франциско».
    4. Образ России в прозе И. А. Бунина.
    5. В чем смысл противопоставления Данко и Ларры? (По рассказу М.
    Горького «Старуха Изергиль».)
    6. Сюжеты и герои ранней романтической прозы М. Горького.
    7. Социальная проблематика пьесы М. Горького «На дне».
    8.Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне».
    9. Тема веры и безверия в драме М. Горького «На дне».
    10. Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького «На дне».
    11. «Горький нагромоздил гору жесточайших страданий… и объединил
    жгучим стремлением к правде и справедливости» (Л. Н. Андреев о пьесе «На
    дне»).
    12. Роль женских образов в драме М. Горького «На дне».
    13. Люди «дна»: характеры и судьбы. (По пьесе М. Горького «На дне».)
    14. Спор ночлежников о человеке. (Анализ диалога в начале третьего
    действия пьесы М. Горького «На дне».)
    15. Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии А. А. Блока.
    16.Прекрасная Дама в лирике А. А. Блока.
    17.Образ Руси в поэзии А. А. Блока.
    18. Образ революционной эпохи в поэме А. А. Блока «Двенадцать».
    19. Роль символов в поэме А. А. Блока «Двенадцать».
    20. «Старый мир» в поэме А. А. Блока «Двенадцать».
    21. Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать».
    22. Христианские мотивы в поэме А. А. Блока «Двенадцать».
    23. «Вечные» вопросы и их решение в поэме А. А. Блока «Двенадцать».
    24.Лирический герой поэзии С. А. Есенина.
    25. Человек и природа в лирике С. А. Есенина.
    26. Тема любви в лирике С. А. Есенина.
    27. Мир природы в лирике С. А. Есенина.
    28. Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме В. В. Маяковского «Во весь
    голос».
    29.Своеобразие сатиры В.В.Маяковского. (На примере 2 – 3 произведений.)
    30. Тема назначения поэта в обществе в лирике В. В. Маяковского.
    31. Герой и толпа в лирике В. В. Маяковского.
    32. Тема любви в лирике В. В. Маяковского.
    33. а) Тема творчества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». б)
    Образ Города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия». в) «Шариковщина»
    как социальное и моральное явление. (По повести М. А. Булгакова «Собачье
    сердце».)
    34. Проблема нравственного выбора в прозе М. А. Булгакова. (По романам
    «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия».)
    35. а) Судьба художника в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». б)
    Проблема нравственного выбора в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия».
    36. Нравственная проблематика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».
    37. а) Сатирические мотивы в романе М. А. Булгакова «Мастер и
    Маргарита». б) Тема семьи и дома в романе М. А. Булгакова «Белая
    гвардия».
    38. Образ профессора Преображенского. (По повести М. А. Булгакова
    «Собачье сердце».)
    39. Темы и мотивы поэзии Серебряного века. (На примере творчества одного
    из поэтов.)
    40. Тема любви в поэзии Серебряного века. (На примере творчества одного
    из поэтов.)
    50. Мир природы и мир человеческой души в лирике Б. Л. Пастернака.
    51. Тема России в поэзии М. И. Цветаевой.
    52. Мир женской души в лирике А. Ахматовой.
    53. Поэт и родина в лирике А. А. Ахматовой.
    54. Тема Петербурга в творчестве А. А. Ахматовой.
    55. Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием».
    56. а) Тема войны в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон». б) Судьбы
    крестьянства в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина».
    57. Любовь в жизни героев М. А. Шолохова. (По одному из романов
    писателя.)
    58. Тема поиска жизненной правды в прозе М. А. Шолохова. (По одному из
    романов: «Тихий Дон» или «Поднятая целина».) Образ воина-труженика в
    рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».
    59. а) Трагедия гражданской войны. (По роману М. А. Шолохова «Тихий
    Дон».) б) Давыдов и Половцев в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина».
    в) Анализ финала рассказа М. А. Шолохова» Судьба человека».
    60. Проблема нравственного выбора человека в прозе М. А. Шолохова. (По
    одному из романов: «Тихий Дон» или «Поднятая целина».)
    61. Особенности народного характера в прозе А. П. Платонова.
    62. Нравственная проблематика лирики А. Т. Твардовского.
    63. Тема памяти в лирике А. Т. Твардовского.
    64. Образ «русского труженика-солдата» в поэме А. Т. Твардовского
    «Василий Теркин».
    65. Темы, идеи, образы лирики Н. А. Заболоцкого.
    66. Проблема человека и власти в прозе А. И. Солженицына.
    67. Русская деревня в изображении А. И. Солженицына. (По рассказу
    «Матренин двор».)
    68. Правда о войне в современной отечественной прозе. (По произведению
    одного из писателей.)
    69. Нравственная проблематика произведений конца ХХ века. (По 1 – 2
    произведениям русской и родной литературы.)
    70. Тема русской деревни в современной отечественной прозе. (На примере 1
    -2 произведений.)
    71. Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *