Сочинение на тему литература и история 8 класс

9 вариантов

  1. Сочинение на тему: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ

    Историческая наука выделилась в России в самостоятель­ную область знаний примерно в 18 столетии.
    В художественных произведениях разных писателей до­вольно часто встречаются образы различных исторических де­ятелей.
    Владимир Мономах («Поучение Владимира Мономаха»), князь Игорь («Слово о полку Игореве»), Петр I (А.С. Пушкин «Полтава», «Медный всадник»), князь Олег (А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»), Пугачев (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»), Иван Грозный (М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»), Наполеон, Кутузов, Александр I (Л.Н. Толстой «Война и мир»), император Александр 1 (Н.С. Лесков «Левша»).
    Писатели нередко воспроизводили в своих произведени­ях важные исторические события. Например, это поход князя Игоря на половцев в произведении древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Неизвестный автор с болью расска­зал об этом походе, таким образом выдвигая идею объединения русских людей.
    В поэме Пушкина «Медный всадник» показано основание Санкт-Петербурга, изображено одно из наводнений, которое унесло много жизней, разрушило судьбу главного героя Ев­гения.
    В поэме «Полтава» А.С. Пушкина изображена битва русских со шведами, где главными героями являются шведский импе­ратор Карл и русский царь Петр 1. В трагедии «Борис Годунов» показано.время Смуты, которое предшествовало восхождению на престол самозванца Лжедмитрия.
    В аллегорической (иносказательной) форме изображено в баснях нашествие французов на Россию в 1812 году. В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» показан необычайный героизм русских людей во время Бородинского сражения.

  2. Мастером сюжетной лирической повести на историческую тему показал себя Н. М. Карамзин в «Наталье, боярской дочери», послужившей переходом от «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы» к «Истории государства Российского». В этой повести читателя встречает любовная история, перенесенная во времена Алексея Михайловича, воспринимаемые условно как «царство теней». Перед нами соединение «готического романа» с семейным преданием, основанным на любовном происшествии с неизбежным благополучным исходом, ? все совершается в идеальной стране, среди самых добродушных героев.
    Автор не жалеет развернутых сопоставлений, дабы показать миловидность героини, ее чарующее совершенство: «Никакая красавица не могла сравняться с Натальею. Наталья была всех прелестнее. Пусть читатель вообразит себе белизну итальянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее ? и, представя себе цвет зефировой любовницы, все еще не будет иметь совершенного понятия об алости щек Натальиных».
    Рисуемые события отличались романтической остротой ? внезапная любовь, тайное венчание, бегство, поиски, возвращение, счастливая жизнь до гробовой доски… Перед нами скорее романтическая поэма, но повести Н. М. Карамзина вообще близки к стихам по ритму, действию, лексике. Однако в повести появилось и новое. Хотя исторические приметы довольно?таки условны, но они ? знак национальной самобытности, являющейся залогом подлинности искусства. Н. М. Карамзин сделал попытку воссоздать русский национальный характер, открывая историю как предмет художественного изображения. Действующий в повести боярин Матвей Андреев, богатый, умный, важный, великий хлебосол, судит?рядит, «кладя чистую руку на чистое сердце». И его ключевая фраза звучит как самохарактеристика: «сей прав по моей совести, сей виновен по моей совести…» Таким образом, дело решалось без замедления, и «виновный бежал в густые леса сокрыть стыд свой от человеков». Скобичевский А. М. иронизировал по поводу повести, писал, что все герои ее наивны, повествование имеет мало «точек соприкосновения с допетровской стариною». Вся литература была заполнена, особенно при обращении к истории, «ходульными олицетворениями различных страстей». Постижение времени ? предметно?определенного, вполне точного ? было делом будущего.
    Именно в этой повести Н. М. Карамзин обратился к человеку русскому во всех отношениях. Произведение начинается обращением к читателям, вспомним вступление: «Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, т. е. говорили, как думали?»
    Автор даже позволяет себе слегка подтрунивать над собственным и совсем недавним пламенным европеизмом ? его героиня «имела все свойства благовоспитанной девушки, хотя русские не читали тогда ни Локка „О воспитании“, ни Руссова „Эмиля“».
    Собственно, «Наталья, боярская дочь» ? прощание с молодостью, с ее несбыточными мечтами и заблуждениями. Н. М. Карамзин разочаровался не в «древних камнях» Европы, а в том, что последовало за Великой французской революцией. Повесть была своеобразным карамзинским заявлением о том, что у нас «особенная стать». История в повести еще довольно условна и носит статичный характер; но муза Клио, еще не вполне выявив свой лик, властно звала к себе Н. М. Карамзина. До взаимной и счастливой любви на всю жизнь оставалось лишь несколько шагов. Скрыто?насмешливое упоминание кумира юности ? Ж. Ж. Руссо означало лишь, что искать мудрости следует не только в путях?хождениях за тридевять земель, но и у себя дома.
    «Наталья, боярская дочь» ? печать излюбленной мысли писателя о том, что прошлое только тогда не прошло, когда его любишь; таланту же русскому всего ближе прославлять русское, тем более что следует приучать сограждан к уважению всего собственного, родного. Если подходить с сегодняшними мерками, то история в повести еще только панорама – сценический задник для действующих лиц, щеголяющих в пестрых кафтанах времен Алексея Михайловича. Но все уже устами возлюбленных в «Наталье, боярской дочери» заговорила ? впервые! ? простодушная допетровская Русь, и автор почувствовал себя не подражателем Лоренса Стерна, а художником, питомцем землян отчич и дедич.
    2. Образы животных в баснях И. А. Крылова
    Басня ? это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория ? воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Как правило, основные действующие лица басни ? это условные басенные звери. Принято считать, что образы зверей аллегоричны.
    В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен И. А. Крылова: философских («Два голубя»), социальных («Волк и ягненок»), исторических («Волк на псарне»), бытовых («Свинья под дубом»). Принято считать, что образ каждого животного у баснописца ? это аллегория какой?либо черты характера, например, обезьяна, свинья ? аллегория невежества; осел ? глупости; кот ? хитрости; Петух, кукушка ? бездарности и т. д. Аллегоричность образов животных берет начало свое еще из басен Эзопа. Эзоп писал басни ради утверждения в обществе морали, и аллегория помогала ему высмеять какую?то определенную человеческую черту, дурную наклонность, она служила иллюстрацией морали. В баснях И. А. Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом он последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни И. А. Крылова не из?за морали, а из?за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого?либо животного у автора ? это только аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у И. А. Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.
    Например, образ лисы складывается не из одной только хитрости и лести, а из хитрости, лести, лживости одновременно. И в соответствии с наделенным характером она ведет себя в каждой конкретной бытовой ситуации. В басне «Крестьянин и Лисица» Лиса в конце поступает так, как и подобает лисе, не противореча своему характеру:
    Лисица стала и сытней,
    Лисица стала и жирней,
    Но все не сделалась честней…
    …Выбрав ночку потемней,
    У куманька всех кур передушила.
    Осел, один из наиболее часто встречающихся героев басен И. А. Крылова, тоже наделен человеческим характером. Он тупой, глупый, невежественный, упрямый. И действует в басне он всегда как осел. Поручил мужик ему сторожить огород, «осел, гоняя птиц со всех ослиных ног ‹…› такую поднял скачку, что в огороде все примял и потоптал». Зевс сделал его больше ростом. Но все равно осел остался ослом:
    Не минуло и году,
    Как все узнали, кто Осел:
    Осел мой тупостью в пословицу вошел,
    И на осле уж возят воду.
    Из народных сказок, пословиц в сознании русского человека складываются определенные образы многих животных, например, лисы, волка, зайца. И. А. Крылов использует это в своих баснях, в этом и заключается народность крыловских басен. Но, конечно, не все звери в его баснях представляют цельные характеры. Например, пчела ? это лишь обобщенная аллегория трудолюбия.
    Всякий зверь у И. А. Крылова еще олицетворяет собой представителя какой?либо социальной группы. Лев ? это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь ? придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Лягушка, Муравей ? «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И. А. Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед читателем возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. Например, в басне «Воспитание Льва» за образом старого Льва мы видим типичный образ русского царя. Лев доверяет воспитывать своего Львенка представителю другого народа, иностранцу; он не может сам научить управлять государством собственного сына, потому что не знает, как это делать, не знает того, что в действительности творится у него в государстве. И в результате Львенок вырастает таким же, как и отец, чужим для своего народа, оторванным от национальной почвы.
    Часто в баснях И. А. Крылова за образами животных легко обнаружить конкретные исторические лица. Львенок из басни «Воспитание Льва» ? это Александр I; Волк из басни «Волк на псарне» ? это Наполеон. Можно сказать, что Волк ? это не аллегория, а скорее метафора, имеющая отношение к Наполеону.
    Художественное совершенство и реализм басен И. А. Крылова заключаются в широте обобщения, в типичности, в точности отбора факта, натолкнувшего баснописца на создание басни.
    Образы зверей у баснописца ? не просто аллегории одной человеческой черты; многие из них передают разнообразные черты человеческого характера, представляющего определенный сословный тип, и являются метафорой конкретного исторического лица. Крылов создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключаются реализм, новаторство и долговечность басен И. А. Крылова.
    3. История государства Российского в баснях И. А. Крылова (тема Отечественной войны 1812 г.)
    Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов многие свои басни написал по следам конкретных исторических событий. Горячий отклик нашла в его творчестве Отечественная война 1812 года. Несколько басен были посвящены ее важнейшим событиям. Сами участники войны высоко ценили творчество баснописца. Так, московский ополченец С. Н. Глинка отмечал: «В необычайный наш год и под пером баснописца нашего Крылова живые басни превращались в живую историю. Популярность басен И. А. Крылова в действующей армии подтверждал К. Н. Батюшков в письме к Н. И. Гнедичу: „Скажи Крылову, что ему стыдно лениться: и в армии его басни все читают наизусть. Я их часто слышал на биваках с новым удовольствием“.
    Крылов в аллегорической форме выразил свое отношение не только к событиям войны, но и к конкретным участникам этих событий. В его баснях современники узнавали Наполеона, Александра I, М. И. Кутузова. И. А. Крылов шаг за шагом следовал за русской армией. В его баснях все без труда узнавали события и действующих лиц.
    Когда Наполеон перешел с войсками через Неман и вступил на русскую землю, Александр I послал Наполеону письмо, в котором говорилось: «Ежели вы согласны вывести свои войска из русских владений, то я оставлю без внимания все происшедшее, и соглашение между нами будет возможно. В противном случае я буду принужден отражать нападение, которое ничем не было возбуждено с моей стороны. Ваше величество еще имеете возможность избавить человечество от бедствий новой войны». Но Наполеон продолжал действовать. В басне «Кот и повар» современники сразу же узнали кота ? Наполеона, повара ? Александра I.
    А я бы повару иному
    Велел на стенке зарубить:
    Чтоб там речей не тратить по?пустому,
    Где нужно власть употребить…
    В начале войны, до назначения главнокомандующим М. И. Кутузова, среди военного командования бытовали разногласия и недоразумения. Басня «Раздел» была острой реакцией на эту трагическую для России ситуацию:
    В делах, которые гораздо поважней,
    Нередко от того погибель всем бывает,
    Что чем бы общую беду встречать дружней,
    Всяк споры затевает
    О выгоде своей.
    После Бородинского сражения М. И. Кутузов был вынужден принять непопулярное решение об оставлении Москвы неприятелю. И. А. Крылов оказал поддержку главнокомандующему, откликнувшись на отступление русских войск басней «Ворона и курица»:
    Когда Смоленский князь,
    Противу дерзости искусством вооружась,
    Вандалам новым сеть поставил
    И на погибель им Москву оставил…
    Самая популярная басня И. А. Крылова, связанная с событиями Отечественной войны, ? «Волк на псарне»:
    Волк ночью, думая залезть в овчарню,
    Попал на псарню
    Аллегория сразу понятна. Это не волк ошибся и залез не туда, а Наполеон очень просчитался, думая, что для него Москва будет легкой добычей, а попал в безвыходное положение:
    Мой волк сидит, прижавшись в угол задом.
    Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
    Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
    Но, видя то, что тут не перед стадом
    И что приходит наконец
    Ему расчесться за овец, ?
    Пустился мой хитрец
    В переговоры…
    Эта басня была написана, когда стали известными попытки Наполеона вести переговоры с Россией. Волк тоже вступает в переговоры:
    Друзья! К чему весь этот шум?
    Я, вам старинный сват и кум,
    Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры,
    Забудем прошлое, уставим общий лад!
    А не только впредь не трону здешних стад,
    Но сам за них с другими грызться рад…
    Посол Наполеона Лористон уверял М. И. Кутузова: «Император, мой повелитель, имеет искреннее желание покончить этот раздор между двумя великими и великодушными народами и покончить его навсегда». Русский полководец ответил: «Я буду проклят потомством, если меня сочтут зачинщиком какого?либо соглашения, потому что таково теперешнее настроение моего народа». Так же ответил и ловчий в басне:
    Послушай?ка, сосед, ?
    Тут ловчий перервал ответ, ?
    Ты сер, а я, приятель, сед,
    И волчью вашу я давно натуру знаю:
    А потому обычай мой:
    С волками иначе не делать мировой,
    Как снявши шкуру с них долой.
    Эту басню И. А. Крылов послал М. И. Кутузову, и тот читал ее офицерам. Очевидцы рассказывали, что, когда речь дошла до слов «ты сер, а я, приятель, сед», великий полководец снял фуражку и показал седую голову.
    Когда баснописец умер, последовало высочайшее повеление воздвигнуть ему памятник. И. А. Крылову предстояло немедленно после кончины стать таким символом духовной силы, каким до него были признаны только три литератора: М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин и Н. М. Карамзин.
    Как писатель?реалист Крылов ? предшественник А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. Его басни, впитавшие в себя народную мудрость, оказали большое влияние на развитие русского общественного самосознания.
    4. «История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
    Исторический материал о Емельяне Пугачеве А. С. Пушкин собирал в течение долгого времени. Его волновал вопрос самого крупного в российской истории народного восстания. В романе «Капитанская дочка» на историческом материале проясняется судьба России и русского народа. Произведение отличается глубоким философско?историческим и нравственным содержанием.
    Главная сюжетная линия романа – это, конечно, восстание Емельяна Пугачева. Достаточно мирное течение авторского повествования в первых главах внезапно прерывается. Судьбу главных героев определяет уже не любовь и не воля родителей, а гораздо более страшная сила, имя которой «пугачевщина». Пугачевский бунт – самый страшный и широкий бунт в истории русского народа. А. С. Пушкин погружает нас в особую атмосферу, что царила тогда в нашей стране.
    Сначала образ мятежного народа возникает очень смутно – только из обрывков разговоров. Однако события развиваются достаточно стремительно. Очень скоро то, что было лишь догадками, намеками, отдаленными по времени событиями, возникает вдруг отчетливо и ясно при получении капитаном Мироновым письма о начале бунта.
    Народ в то смутное время волновался, роптал, но этот ропот не находил себе выхода. Как раз в этот период объявился Пугачев, выдававший себя за императора Петра III. Он оказался в нужном месте в нужное время. Будучи от природы наделен качествами лидера, Пугачев сумел повести за собой огромные массы народа.
    Пушкин очень живо описывает вступление Пугачева в город после взятия Белогорской крепости. Народ с хлебом?солью выходил навстречу Пугачеву, кланялся до земли, звонили колокола. Предводителя мятежников встречали как настоящего императора. Затем автор описывает сцену расправы с двумя старыми заслуженными офицерами и беззащитной Василисой Егоровной. Народ не осуждает это убийство. Хотя ни Мироновы, ни Иван Игнатович ни в чем не виноваты, хотя их знали, ценили и уважали многие, но никто не проявил к ним ни капли сочувствия или сострадания в последнюю минуту, никто не пожалел о них. О них забыли сразу, бросившись вслед за Пугачевым. Народ принял расправу над Мироновыми как законную и необходимую меру. Это событие с особенной силой подчеркивает жестокость и беспощадность восстания.
    Далее следует сцена попойки Пугачева с товарищами, при которой присутствует Гринев. В этой сцене автор утверждает очень важную мысль: среди мятежников существуют крепкие взаимоотношения, товарищество, их объединяют общая цель и уверенность в своих силах.
    Впоследствии Гринев снова станет свидетелем межличностных отношений мятежников, когда будет присутствовать на «совете», в котором принимали участие Пугачев, Белобородов и беглый каторжник Хлопуша. Пугачев здесь проявляет себя как решительный и принципиальный человек, защитник народа, Хлопуша – как умный, расчетливый и дальновидный политик, не лишенный своеобразных представлений о честности (он всегда «губил супротивника» лишь в открытом поединке). Белобородов же показывает себя ярым противником дворянства, он предлагает казнить всех людей дворянского происхождения, попавших к ним в руки, не считаясь с личными качествами дворян.
    Создавая образы трех руководителей восстания, Пушкин показал их как ярких личностей со своими индивидуальными чертами. Но все они объединены общим пониманием того, что такое справедливость.
    Трагизм судьбы Пугачева и обреченность восстания подчеркиваются в той главе, где Пугачев рассказывает о своем намерении идти на Москву. Он признается Гриневу, что опасается своих людей, так как они могут предать его в любую минуту. Это важно для понимания идеи Пушкина: Пугачев видит безнадежность борьбы, но не считает ее бессмысленной. В Пугачеве ярко проявился народный характер, ведь он и есть выразитель чаяний и надежд народа.
    Даже если бунт обречен на поражение, он закономерен, и его нельзя избежать, ведь правда истории – на стороне свободного человека. Свободолюбивый народ должен бороться за свои права. А. С. Пушкин не только не осуждает бунтарей, но и восхищается ими, подчеркивая поэтичность бунта. Однако важно помнить, что при всем этом автор вполне реалистичен. Он не скрывает темных сторон бунта: мелких грабежей, возможности предательства в рядах мятежников, жестоких расправ, бессмысленности некоторых деяний, таких как убийство Василисы Егоровны.
    Итак, А. С. Пушкин, назвав бунт «бессмысленным и беспощадным», тем не менее понимает его огромное значение. Он, прекрасно осознавая роль народа в истории, раскрыл ее и перед своими читателями. Этот роман – одно из лучших художественных произведений не только о пугачевском восстании, но и о русском национальном характере.
    5. Как принял Гринев завет отца? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (1?й вариант)
    Перед отъездом в Белогорскую крепость Гринев?старший дает своему сыну завет, говоря: «Береги честь смолоду». Его Гринев всегда помнит и точно выполняет. Честь ? это в понимании Гринева?отца мужество, благородство, долг, верность присяге. Как же проявились эти качества у Гринева?младшего? Хотелось бы, отвечая на этот вопрос, остановиться подробнее на жизни Гринева после взятия Белогорской крепости Пугачевым.
    Судьба Гринева в период восстания сложилась необычайно: жизнь его была спасена Пугачевым, больше того, Пугачев, его враг, проявляет к нему доброту, исполняет просьбы, устраивает его судьбу. И Гринев в свою очередь остро чувствует обаяние личности Пугачева. Но несмотря ни на что, Гринев сохраняет свою офицерскую честь.
    В первом разговоре с Пугачевым, требовавшим немедленного ответа на вопрос, признает ли тот его царем, Гринев колеблется. Несколько секунд продолжалась в сознании Гринева борьба. «И чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческой», ? вспоминает он с законной гордостью. Гринев преодолел внутренний барьер своей слабости. Благородство его поведения в данном случае заключается в прямоте, смелости и честности.
    Пугачев был добр и тепло относился к Гриневу, Гринев в свою очередь тоже полюбил Пугачева: «Зачем не сказать истину? В эту минуту искреннее сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, над которыми он предводительствовал». После расставания с Пугачевым в Белогорской крепости Гринев говорит: «Пугачев уехал. Я долго смотрел на белую степь, по которой неслась его тройка». Слов мало, но за ними мы чувствуем глубокую взволнованность молодого человека.
    Когда же восстание Пугачева было подавлено, а сам он схвачен, судьба его представилась Гриневу во всем ее трагизме, и радость окончания войны была отравлена для него. Издалека едет Гринев в Москву, чтобы в последний раз увидеть Пугачева перед его казнью. Капитан Миронов и Иван Игнатьевич, выполняя присягу, мужественно приняли смерть, для них Пугачев был безоговорочным врагом. На долю Гринева выпало счастье остаться жить, испытать доброту и заботу врага, полюбить его, но в то же время остаться верным присяге, не поступиться своими принципами. Мы видим, что Гринев выполнил свой долг и сохранил честь в сложных психологических обстоятельствах и остался непоколебим. Значит, мужество людей может проявляться по?разному и в разных обстоятельствах.
    Но Гринева ожидали новые испытания. Он был отдан под суд за «сношения с злодеем» и предстал перед следственной комиссией, учрежденной по делу Пугачева. Были ли основания у этой комиссии заподозрить Гринева в измене? Несомненно, были. Гринев неоднократно на глазах у всех встречался с Пугачевым, дружески с ним беседовал, действительно принял от него подарок. Он самовольно уехал из Оренбурга в военное время и больше туда не вернулся. «Главный доноситель» Швабрин, вызванный судом на очную ставку, подтвердил все обвинения в адрес Гринева.
    Сначала, несмотря на недоверие членов следственной комиссии, несмотря на волнение, Гринев отвечал правдиво и обстоятельно. Судьи, как ему казалось, уже стали выслушивать его «с некоторой благосклонностию», но вдруг он остановился и замолчал в тот момент, когда ему нужно было раскрыть причину своего внезапного отъезда из Оренбурга. Как же мог Гринев объяснить следственной комиссии свою отлучку из Оренбурга, не рассказав об отношениях с Марьей Ивановной, которая была его невестой и находилась под страшной властью Швабрина? И здесь Гринев держится с честью.
    Но почему же Гринев, не желая открываться перед судом, все рассказал Пугачеву о своей невесте, не считая нужным скрывать истину? Да потому, что тогда Марья Ивановна была в опасности, ее нужно было спасать. Это был долг Гринева. Кроме того, там, во вражеском стане, он встретил понимание, Пугачев добродушно расспрашивал Гринева о его личных делах, сочувствовал его любви.
    Теперь Маша была вне опасности. Встал вопрос его личной судьбе. Защищать себя именем любимой девушки, делать это имя предметом обсуждения на следственной комиссии, «впутать между гнусными наветами злодеев» Гринев не мог.
    Итак, там, в лагере восставших, поверили молодому офицеру и отпустили его. Здесь, в своем лагере, поверили доносу и клевете. Гринев оказался в тюрьме. Казалось бы, положение его безнадежное. Но вспомним слова Гринева: «Самое важное сохранить в тяжелых жизненных обстоятельствах доброту и благородство».
    «Доброта и благородство» Гринева проявились в выполнении долга, в его честности и преданности, в уважении к любимой девушке, в ответственности за нее, в чувстве собственного достоинства.

  3. 3
    Текст добавил: приняли в Рай

    8 КЛАСС                 ПЛАНЫ УРОКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
    УРОК № 1
    Тема:                   РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ.
    ПЕРВЫЙ ВВОДНЫЙ УРОК.
    Цели:     1. Объяснить связь литературы с историей. Вспомнить и обобщить      знания учащихся за прошлый год. Вспомнить жанры устного народного творчества.
    2. Развивать навыки самостоятельного мышления, размышления, умение вспоминать и формулировать свои мысли.
    Оборудование:  1. Оформление доски.
    2. Проигрыватель.
    Эпиграф:    «Времена не выбирают:
    В них живут и умирают…»
    Ход урока.
    1.     Организационный момент.
    2.     Слово учителя. Беседа.
    ? – Подумать и объяснить, как может быть связана художественная литература с историей.
    История и литература всегда шли рядом. Человек сызмальства связан с историческими судьбами страны и общества, частью которого он является. Кроме того, он всегда на себе испытывает воздействие мировой истории.  (Объяснить, как). Когда-то история, публицистика и литература  были вообще нерасчленимы. Достаточно назвать летописные своды: «Повесть временных лет», «Сказание о Мамаевом побоище», «Повесть о разорении Рязани Батыем». Эти сочинения одновременно исторические, литературные и публицистические. Примерно с ХVIII века историческая наука в России выделилась в самостоятельную область знания, но близость к художественной литературе сохранилась.
    ? – Какие качества присущи русской литературе?
    Народность, гражданственность, историзм. Действительно, нельзя
    правильно отразить жизнь, чувства и мысли народа, не зная пройденного им сложного исторического пути, не поняв всего того, чем он жил, что радовало и печалило его в течение многих веков, как формировался его быт и характер
    ? – Как обращались писатели к вопросам истории?
    – В отдельных произведениях. Здесь писатель выступает как историк-профессионал и тем самым вносит непосредственный вклад в развитие исторической науки в России.
    – Опосредованно, не ставя перед собой исследовательских задач по истории, но оставили в своих заметках, дневниках, письмах оригинальные мысли об историческом прошлом.
    ? – Какие важные исторические события были воспроизведены писателями в литературных произведениях?  Попытаться назвать эти произведения.
    ? – Как ощущается история Отечества в произведениях, подобных  повести В.Распутина «Уроки французского»?
    3. Повторение. Устное народное творчество.
    ? – Какие произведения устного народного творчества вы знаете?
    ? –  Какие бывают русские народные песни?
    Величальные, обрядовые, лирические, любовные (семейные), шуточные, причитания-плачи, колыбельные, хороводные, исторические, частушки, потешки, прибаутки…
    (Прослушать аудиозапись русских народных песен).Ответить на вопросы:
    ? – К каким видам относится каждая из прослушанных песен?
    ? – Почему и для чего в хороводных песнях звучит сочетание сольного пения с хоровым многоголосием?
    ? – В каких песнях более чётко доносится текст песни? Почему?
    ? – Почему фольклорный коллектив исполняет песни без музыкального сопровождения?
    Д/З – 1. Стр. 3 – 12 ( читать и ответить на вопросы).  2. Повторить информацию о песнях, загадках, скороговорках, пословицах и поговорках.

  4. Сочинение на тему литература и история

    Ответы:

    Сочинение на тему: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ Историческая наука выделилась в России в самостоятель­ную область знаний примерно в 18 столетии. В художественных произведениях разных писателей до­вольно часто встречаются образы различных исторических де­ятелей. Владимир Мономах («Поучение Владимира Мономаха»), князь Игорь («Слово о полку Игореве»), Петр I (А.С. Пушкин «Полтава», «Медный всадник»), князь Олег (А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»), Пугачев (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»), Иван Грозный (М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»), Наполеон, Кутузов, Александр I (Л.Н. Толстой «Война и мир»), император Александр 1 (Н.С. Лесков «Левша»). Писатели нередко воспроизводили в своих произведени­ях важные исторические события. Например, это поход князя Игоря на половцев в произведении древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Неизвестный автор с болью расска­зал об этом походе, таким образом выдвигая идею объединения русских людей. В поэме Пушкина «Медный всадник» показано основание Санкт-Петербурга, изображено одно из наводнений, которое унесло много жизней, разрушило судьбу главного героя Ев­гения. В поэме «Полтава» А.С. Пушкина изображена битва русских со шведами, где главными героями являются шведский импе­ратор Карл и русский царь Петр 1. В трагедии «Борис Годунов» показано.время Смуты, которое предшествовало восхождению на престол самозванца Лжедмитрия. В аллегорической (иносказательной) форме изображено в баснях нашествие французов на Россию в 1812 году. В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» показан необычайный героизм русских людей во время Бородинского сражения. Вывод: описывая различные исторические события, писате­ли осмысливали историю своего народа, тем самым вносили свой вклад в развитие науки истории. Когда-то история, публицистика и литература были нерасчленимы, они представляли собой одновременно историчес­кие, литературные и публицистические произведения. Примерно с XVIII столетия историческая наука выделилась в отдельную область знания. Но до XIX века сохраняется её бли­зость к литературе. Многие историки, например М.В. Ломоно­сов, были и писателями. Одной из черт русской литературы был её интерес к прошло­му народа. Писателей волновала история народа, потому что без ее осоз­нания нельзя правильно показывать жизнь. Так определились основные черты, присущие русской литературе, — граждан­ственность и народность. Писатели нередко видели свой гражданский долг в обличе­нии несправедливости современного общества для того, чтобы найти путь в будущее.

  5. Название: Все сочинения по литературе для 8 классов.
    Книга содержит сочинения по литературе и планы сочинений к учебнику-хрестоматии “Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. на темы, связанные с творчеством Н.М. Карамзина, И.А. Крылова, К.Ф. Рылеева, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева и др.
    Пособие предназначено для родителей, которые смогут проконтролировать правильность написания сочинений, а в случае необходимости помочь детям в выполнении домашней работы по литературе.
    История в повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»
    Мастером сюжетной лирической повести на историческую тему показал себя Н. М. Карамзин в «Наталье, боярской дочери», послужившей переходом от «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы» к «Истории государства Российского». В этой повести читателя встречает любовная история, перенесенная во времена Алексея Михайловича, воспринимаемые условно как «царство теней». Перед нами соединение «готического романа» с семейным преданием, основанным на любовном происшествии с неизбежным благополучным исходом, ? все совершается в идеальной стране, среди самых добродушных героев.
    Содержание
    1. История в повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»
    2. Образы животных в баснях И. А. Крылова
    3. История государства Российского в баснях И. А. Крылова (тема 9 Отечественной войны 1812 г.)
    4. «История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
    5. Как принял Гринев завет отца? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (1-й вариант)
    6. Как выполнил Гринев завет отца? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (2-й вариант)
    7. Гринев и Швабрин (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (1-й вариант)
    8. Гринев и Швабрин (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (2-й вариант)
    9. Проблема чести и долга в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (1-й вариант)
    10. Проблема чести и долга в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (2-й вариант)
    11. Маша Миронова – воплощение русского национального характера
    12. Маша Миронова в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
    13. Емельян Пугачев ? исторический герой романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
    14. Народное восстание в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
    15. Три дня на воле (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри)
    16. Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится?
    17. Почему не удался побег Мцыри?
    18. Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и их значение
    19. Особенности композиции в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
    20. Жизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
    21. Образы чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
    22. Хлестаков ? главный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
    23. Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
    24. Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» ( действие III, явление VI)
    25. Анализ сцены дачи взятки в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие IV, явления III?IV)
    26. Смысл немой сцены в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
    27. «Смех – благородное лицо» в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
    28. Герой повести И. С. Тургенева «Ася». Как изменилось его отношение к жизни
    29. «Русский человек на rendez vous» (Герой повести И. С. Тургенева «Ася» в оценке Н. Г. Чернышевского)
    30. Ася – одна из тургеневских девушек (по повести И. С. Тургенева «Ася»)
    31. Картины природы в повести И. С. Тургенева «Ася»
    32. Сатирическое изображение действительности в «Истории одног города» М. Е. Салтыкова-Щедрина (глава «О корени происхождении глуповцев»)
    33. Фольклорные традиции в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина (глава «О корени происхождении глуповцев»)
    34. Кто виноват в страданиях героини? (по рассказу Н. С. Лескова «Старый гений»)
    35. Русская действительность в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений»
    36. Роль композиции в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» в раскрытии его идейно-художественного содержания
    37. Нравственные категории в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»
    38. Почему Иван Васильевич нигде не служил? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)
    39. Осень в лирике русских поэтов (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова «Осень» и Ф. И. Тютчева «Осенний вечер»)
    40. Весна в лирике русских поэтов (по стихотворениям А. А. Фета «Первый ландыш» и А. Н. Майкова «Поле зыблется цветами»)
    41. Внутренний мир героя в рассказе А. П. Чехова «О любви»
    42. Проблема положительного героя в рассказе М. Горького «Челкаш»
    43. Пейзаж в рассказе М. Горького «Челкаш»
    44. Челкаш и Гаврила (по рассказу М. Горького «Челкаш»)
    45. «Прошлое страстно глядит в грядущее». Историческое прошлое России в цикле стихотворений «На поле Куликовском» А. А. Блока
    46. Стихотворение А. А. Блока «Россия»
    47. Пугачев – герой поэмы С. А. Есенина
    48. Герой и восстание в оценке А. С. Пушкина и С. А. Есенина
    49. Вещь в рассказе М. А. Осоргина «Пенсне»

  6. Несмотря на то, что в средние века, вплоть до рубежа XIX -XX веков, литература в основном служила интересам господствующих классов, в своих произведениях все-таки смогла отбить общенародные интересы и реальное состояние общественной и политической жизни украинского народа. Самый богатый источник украинского народного творчества способствовало своими темами развития художественной литературы, обогатило ее своими художественными приемами, идеями и темами , привило ей черты самобытности, народности и своеобразия.
    Развитие средневековой и современной украинской литературы всегда шел в ногу с историей и в тесной связи с украинской исторической действительностью, с реальной жизнью. Основной темой выдающихся украинских писателей всех времен была тема родной земли , ее укрепление и созидание, неустанная борьба с врагами Родины за независимость и свободу. В конце XVII века в украинской литературе появилась новая тема – описание жизни и проблем представителей средних слоев общества того времени.
    Изображая в своих произведениях исторические события, украинские писатели стремились их осмыслить и всегда сделать выводы , которые имели бы воспитательное и назидательное значение. Лучшие произведения украинской литературы до сих пор воспитывают у читателей стойкий характер, мужество в борьбе за свободу родной земли и независимость, пробуждают в них патриотические чувства. Создавая образы героев своих произведений, авторы всегда стремились осудить или унизить отрицательных героев, а положительные образы оправдывали и возвеличивали. Уже в средние века в украинской литературе была общественная направленность поэтических произведений и художественной прозы.
    Лучшие произведения украинской литературы отмечаются народной духовностью, умением авторов улавливать в жизни темы и проблемы, отвечали интересам народа. Как правило, все это выражалось в понятной и доступной художественной форме, но при этом сохранялась литературный язык, развивалась на основе общенародной речи.
    Украинская литература с начала своего существования и на протяжении многих веков своего развития накопила огромное количество выдающихся произведений самых разнообразных жанров, которые передала последующим поколениям , которые донесли их до нашего времени.
    Замечательные черты произведений украинской литературы, среди которых самобытность, народность, патриотизм, стремление к правдивому изображению жизни русского человека, общественная направленность, тесная связь с устным творчеством и многое другое – стали славной традицией украинской литературы и образцом для писателей последующих поколений. В большинстве этих произведений хорошо видно неразрывную связь литературы с жизнью украинского народа и историей нашей родной земли.

  7. Урок литературы в 8 классе. Тема: Литература и история
    Цели: кратко повторить изученное в V-VII классах; на основе прочитанных за лето книг по собственному выбору учащихся выявить их читательские интересы; обозначить цель курса литературы 8 класса; познакомить учащихся со структурой учебника; развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас.
    Методические приёмы: беседа, повторение изученного, работа с читательскими дневниками учащихся, составление таблицы «Роды и виды литературы», словарная работа, слово учителя.
    Оборудование: читательские дневники учащихся, доска, мел, рабочая тетрадь, учебник «Литература. 8 класс» под редакцией В.Я. Коровиной (1 и 2 части).
    Ход урока
    I. Организационный момент
    -Запишите тему урока.
    II. Работа с читательскими дневниками
    -Прежде, чем приступить к изучению курса литературы 8 класса, давайте поговорим о том, какие книги вы успели прочитать за лето? Откройте свои читательские дневники.
    -Давайте поговорим о тех произведениях, которые не входили в список рекомендуемых. Расскажите, что бы вы посоветовали прочитать одноклассникам: кто автор этих книг, о чём они? Чтобы освежить в памяти прочитанное, вы можете воспользоваться своими записями.
    – Почему вы выбрали для чтения именно эту книгу, кто посоветовал вам её прочесть, захотелось ли вам прочитать другие книги этого автора?
    -Какие книги из рекомендованного списка вы успели прочитать за лето?
    -Какие авторы вам не были знакомы ранее?
    -Какие герои вам запомнились? Какие произведения вы бы хотели перечитать?
    Примечание: просмотреть часть дневника, касающуюся только внепрограммных произведений, у учеников, активно участвовавших в беседе. Выставить положительные оценки за работу.
    III. Повторение изученного в 5-7 классах
    -Итак, мы снова говорим о литературе. Давайте вспомним, что же мы называем литературой? Сформулируйте и запишите определение термина.
    -Попробуйте объяснить значение слова «литературоведение». Запишем определение в рабочую тетрадь.
    -Чем занимается человек, имеющий профессию литературоведа? Запишем значение этого слова в тетрадь.
    Примечание: важно давать детям возможность самостоятельно формулировать определения на основе полученных ранее знаний и записывать получившиеся формулировки под диктовку самих учеников.
    -Назовите три рода литературы. Вспомните жанры, относящиеся к каждому роду. Представим знания в виде таблицы, перенесём её в тетрадь.
    Роды литературы
    Эпос Лирика Драма
    эпические лирические драматические
    произведения произведения произведения
    сказка стихотворение комедия
    рассказ романс трагедия
    очерк послание драма
    басня элегия
    былина
    повесть
    роман
    эпопея
    поэма
    Примечание: здесь можно использовать приём опережающего обучения и попросить учеников ответить на следующий вопрос : « Поэму часто относят к особому роду литературы, который называют лиро-эпическим. Как вы думаете, почему?».
    IV. Беседа
    -Вспомните произведения, изученные в предыдущих классах или прочитанные вами летом.
    -Назовите автора, название. К какому роду литературы относится произведение? Назовите жанр произведения.
    Примечание: положительную оценку получает ученик, назвавший не менее трёх произведений, вспомнивший авторов и правильно определивший род и жанр названных произведений.
    -Связаны ли произведения с темой урока? Каким образом?
    V. Слово учителя
    -Как мы видим, литература постоянно обращается к важнейшим историческим событиям, прославляет героев, обличает несправедливость, вдохновляет на подвиги в трудные времена. В течение всего учебного года мы с вами будем говорить о взаимосвязи литературы и истории, познакомимся с новыми интересными произведениями и попытаемся понять, почему именно исторические сюжеты встречаются во многих произведениях и русских , и зарубежных писателей.
    VI. Знакомство с учебником
    -Рассмотрите учебник. Кто его авторы?
    -Назовите поэтов и писателей, чьи портреты изображены на обложке. С какими из их произведений вы знакомы?
    -Откройте содержание учебника. Перечислите разделы курса. Какое время охватывает каждый из них? ( С XIII в. до наших дней.)
    -Какие исторические личности упоминаются в названиях произведений? (Е. Пугачёв, Ермак, Александр Невский.)
    -Какие исторические события? (ВОв, Пугачёвский бунт и т.д..)
    -Найдите раздел «Краткий словарь литературоведческих терминов», помещенный в конце второй части учебника. Полистаем его. Вспомним два-три знакомых термина. Когда нужно обратиться за помощью к этому словарю?
    -Что представляет собой справочный раздел учебника (часть 1,2)? К этим разделам мы тоже будем часто обращаться на уроках литературы.
    VII. Чтение и обсуждение статьи «Историзм литературы» (учебник, часть 2, стр. 354)
    -Давайте познакомимся с одной из статей «Справочных материалов». (Читает один из учеников.)
    -Так что же такое – «историзм»? Как вы поняли значение этого термина? Запишите следующее определение:
    Историзм литературы – способность литературы передать облик эпохи через описание судьбы или характера одного или нескольких героев.
    – Кого считают основоположником исторического жанра в русской литературе?
    -Какие произведения В. Скотта вы прочитали летом? Как связано имя В. Скотта с понятием историзма литературы?
    VIII. Итог урока
    -Что нового вы узнали на уроке? Как связаны между собой понятия «история» и «литература»? Дайте определение историзму литературы.
    Примечание: выставить оценки за работу на уроке.
    IX. Домашнее задание
    1. Прочитать статью учебника «Русская литература и история» (с.3-4), записать значение непонятных слов, встретившихся в статье ( не менее 5 слов). Ответить на вопросы. Подготовить устный пересказ.
    2. Подготовиться к мини-тесту «Фольклор». (Вспомнить жанры фольклора; повторить определения пословицы, поговорки, сказки, былины, обрядового фольклора; вспомнить типы сказок, циклы былин.)

  8. 8 КЛАСС                 ПЛАНЫ УРОКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
    УРОК № 1
    Тема:                   РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ.
    ПЕРВЫЙ ВВОДНЫЙ УРОК.
    Цели:     1. Объяснить связь литературы с историей. Вспомнить и обобщить      знания учащихся за прошлый год. Вспомнить жанры устного народного творчества.
    2. Развивать навыки самостоятельного мышления, размышления, умение вспоминать и формулировать свои мысли.
    Оборудование:  1. Оформление доски.
    2. Проигрыватель.
    Эпиграф:    «Времена не выбирают:
    В них живут и умирают…»
    Ход урока.
    Организационный момент.
    Слово учителя. Беседа.
    ? – Подумать и объяснить, как может быть связана художественная литература с историей.
    История и литература всегда шли рядом. Человек сызмальства связан с историческими судьбами страны и общества, частью которого он является. Кроме того, он всегда на себе испытывает воздействие мировой истории.  (Объяснить, как). Когда-то история, публицистика и литература  были вообще нерасчленимы. Достаточно назвать летописные своды: «Повесть временных лет», «Сказание о Мамаевом побоище», «Повесть о разорении Рязани Батыем». Эти сочинения одновременно исторические, литературные и публицистические. Примерно с ХVIII века историческая наука в России выделилась в самостоятельную область знания, но близость к художественной литературе сохранилась.
    ? – Какие качества присущи русской литературе?
    Народность, гражданственность, историзм. Действительно, нельзя
    правильно отразить жизнь, чувства и мысли народа, не зная пройденного им сложного исторического пути, не поняв всего того, чем он жил, что радовало и печалило его в течение многих веков, как формировался его быт и характер
    ? – Как обращались писатели к вопросам истории?
    – В отдельных произведениях. Здесь писатель выступает как историк-профессионал и тем самым вносит непосредственный вклад в развитие исторической науки в России.
    – Опосредованно, не ставя перед собой исследовательских задач по истории, но оставили в своих заметках, дневниках, письмах оригинальные мысли об историческом прошлом.
    ? – Какие важные исторические события были воспроизведены писателями в литературных произведениях?  Попытаться назвать эти произведения.
    ? – Как ощущается история Отечества в произведениях, подобных  повести В.Распутина «Уроки французского»?
    3. Повторение. Устное народное творчество.
    ? – Какие произведения устного народного творчества вы знаете?
    ? –  Какие бывают русские народные песни?
    Величальные, обрядовые, лирические, любовные (семейные), шуточные, причитания-плачи, колыбельные, хороводные, исторические, частушки, потешки, прибаутки…
    (Прослушать аудиозапись русских народных песен).Ответить на вопросы:
    ? – К каким видам относится каждая из прослушанных песен?
    ? – Почему и для чего в хороводных песнях звучит сочетание сольного пения с хоровым многоголосием?
    ? – В каких песнях более чётко доносится текст песни? Почему?
    ? – Почему фольклорный коллектив исполняет песни без музыкального сопровождения?
    Д/З – 1. Стр. 3 – 12 ( читать и ответить на вопросы).  2. Повторить информацию о песнях, загадках, скороговорках, пословицах и поговорках.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *