Сочинение на тему литература искусство слова

7 вариантов

  1. .C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения

    Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрица­нием «Я это никогда не полюблю».
    С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же…

    B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века…» анализ произведения

    Песня «Зарыты в нашу память на века…» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели.
    Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем — стремление предупре­дить общество от ошибок переосмысления истории. «Осто­рожно с…

    Литература

    “Антоновские яблоки” Бунина сочинение

    Творческое наследие Бунина очень интересно, впечатляюще, однако трудно для восприятия и понимания, так же как сложным и противоречивым было мировоззрение поэта и писателя. Бунин писал на различные темы современной ему русской жизни: быт русского дворянства и крестьян, судьба уходящего в прошлое дворянского уклада жизни, любовь. Легкая грусть пронизывает творчество Бунина, идущая от несколько…

    “Энеида” Вергилия сочинение-анализ

    Поэма Вергилия «Энеида» – это эпическое произведение, базирующееся на римской мифологии. Поэма рассказывает о легендарном Энее, троянце, сыне царя Трои Приама. Эней после падения Трои основал Римскую державу.Поэма полна пафоса величия и гордости за Великий Рим. Эней изображен суровым воином, основная цель которого – построить новое, мощное государство. Основание Рима Энеем подается как воля…

    Сочинения по русской литературе

    “Герой нашего времени” – главные герои

    Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать…

    “Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде

    Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее содрогание, отвратительное создание. Образ Иудушки…

    “Маленький человек” в повести Гоголя “Шинель”

    Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из…

    “Маленький человек” в произведениях Гоголя

    Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально значимого искусства, которое замечает общие элементы…

    “Судьба человека” главные герои

    Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.Много…

    1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО

    Сочинение “Война и мир” Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и…


  2. Художественная литература как искусство слова
    Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.
    Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.
    Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:
    Словом можно убить, словом можно спасти,
    Словом можно полки за собой повести.
    Словом можно продать и предать и купить,
    Слово можно в разящий свинец перелить.
    В литературных произведениях с помощью художественного слова можно срисовать все доступное уму и воображению человека: события прошлого и современного, предметы, явления. Посредством созданных словом образов автор пытается увлечь читателя, «включить» его в действие, сделать его присутствие во времени и пространстве произведения «реальным». Такое «участие» необходимо для полного и более глубоко понимания написанного.
    Слово становится особым материалом, когда к нему прикасается рука художника. И это придает ему особый характер, особое звучание. Сила слова в художественной литературе в способности раскрывать красоту мира, передавать чувства, мысли, отражать действительность. И живописец, и литератор изображают явления жизни. Но поэт это делает с помощью слов, а художник рисует предметы красками, карандашом, углем. Хотя поэт и не может буквально нарисовать предмет так, как это делает живописец, зато он может нарисовать предметы и описать словами впечатление, которое произвел этот предмет или это явление. Язык способен точно выражать мысли и чувства, вызванные впечатлениями жизни.
    Благодаря гибкости и безграничным выразительным возможностям слова литература способна вбирать в себя элементы художественного содержания любого искусства. На язык литературы можно перевести образы других видов искусства.
    Лев Толстой в «Войне и мире», например описывая танец Наташи Ростовой, создает почти зримый хореографический образ.
    Гюго в «Соборе Парижской богоматери» воспроизводит образ архитектурного произведения.
    Пушкин в «Медном всаднике» — скульптурный образ Фальконе.
    Словесное описание требует активной работы воображения читателя. Писатель рисует лишь отдельные черты, а наше воображение дорисовывает картину. Причем, естественно, картины у всех людей разные.
    Произведения искусства производят потрясающее впечатление на человеческую личность, заставляют говорить чуть ли не о магическом воздействии духовной культуры на человека. Она преобразует его мир, активирует познавательные, эмоциональные способности, раскрепощает духовные силы. Нужно сказать и об ответственности творца перед читателем, зрителем его «текстов», ведь идеи, заложенные в образах, воспринимаются и усваиваются лучше, доступнее. Благодаря тому, что литературные произведения преобразуют окружающую действительность в некий новый авторский мир, личность, обращаясь к искусству слова, обогащает своё видение.
    Роль искусства в формировании личности велика. Она и импульс к познанию нового, к творчеству, и способ формирования ценностно-ориентационных критериев, и способ воспитания, общения, и возможность получить эстетическое наслаждение, привить вкус, реализоваться как неповторимая личность, выстроить свой образ мира, возможность пережить непережитое, испытать то, что не случилось.


  3. Литература!
    Литература (лат. lit(t)eratura, буквально – написанное, от lit(t)era – буква) — в широком смысле это совокупность любых письменных текстов.
    Материальным воплощением литературных произведений является совокупность различных образов и понятий, зафиксированных автором словами и словосочетаниями. Литература принадлежит к числу предметных искусств, в котором слово является основным средством образного отражения жизни и фантазии. При помощи образов художественная литература воссоздает целые эпохи.
    При помощи созданных словом образов автор пытается увлечь читателя, «включить» его в действие, сделать его присутствие во времени и пространстве произведения «реальным».
    Такое «участие» необходимо для полного и более глубоко понимания написанного: так, читатель переживает за Татьяну в «Евгении Онегине», пытается понять причины поступков Катерины в «Грозе» и сложный духовный мир Наташи Ростовой в «Войне и мире», трагедию Григория Мелехова в «Тихом Доне».
    Именно наше восприятие и переживание судеб героев свидетельствует о том, что литература – это искусство, искусство слова.
    Художественная литература как искусство слова ведет свою историю от устного народного творчества – песен, сказок, героического эпоса и др.
    Художественную литературу можно считать самым разносторонним видом искусства: например, картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» нуждается в историческом комментарии, а роман А. Толстого «Петр I» – нет: он доносит дыхание эпохи во всех деталях. Важнейшая особенность литературы как вида искусства: способность запечатлевать «иное» и невидимое.
    Немного истории
    Литература существует с древнейших времен. Начиналось все с Античной литературы (литературы древних греков и римлян). Её письменные памятники, относятся аж к I тысячелетию до н. э. В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе.
    В поздней античности (4-5 век) зарождается Средневековая литература, которая просуществовала до 15 века. Зарождение и развитие литературы Средневековья определяется традициями народного творчества, культурным влиянием античного мира и христианством.
    С 14 по 16 век – это время литературы эпохи Возрождения, в которой писатели обращались к литературе античности, и подражали ее идеалам.
    Значимыми для русской литературы были 19 и 20 века. — Золотой (Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Фет, Тютчев и др.) и Серебряный (Блок, Ахматова, Маяковский и др.). Они стали для России временем взлета и расцвета. По богатству литературы (да и других видов искусства) эти века несравнимы ни с каким другим периодом истории не только русской, но и мировой культуры. Россия громко заявила всему миру о своем существовании и буквально ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из самых почетных мест.
    Основные литературные направления, постепенно сменяющие друг друга и отражающие русскую литературу – это классицизм (17-19 в.), романтизм (18-19 в.) и реализм (19 в.).
    Как реакция на реализм в 20 веке возникает литература модернизма и постмодернизма. Они уходят от внешней реальности к исследованию внутренних состояний.
    Литература в наши дни, роль литературы
    В 21 веке появляется много массовой литературы. Современные направления в литературе растекаются по двум направлениям: классические и модные. Классические — все то, что было перечислено ранее. А к модным можно отнести постмодернизм, концептуализм, интеллектуальную литературу, магический реализм, киберпанк, фэнтези и многочисленные книжные сериалы. Сюда же относятся графические романы (комиксы), электронный эпистолярный жанр, и новые формы фольклора в виде песен, анекдотов, скетчей и т. д.
    В наши дни выбор литературы на полках книжных магазинов просто огромен и каждый может выбрать что-то по своему вкусу. Самое главное — не переставать читать, ведь книги оказывают огромное влияние на нас, на наши ценности и понимание мира в целом.
    Художественная литература тесно связана с обществом, с его движением к идеалу. Литература является сосредоточением опыта всего народа и отдельной личности в освоении окружающего мира. Она помогает устанавливать связь между поколениями, формировать, развивать и укреплять шкалу ценностей.
    Благодаря литературе мы изучаем окружающий мир, воспитываем в себе чувство прекрасного и развиваемся. Литература — это одно из самых ценных достояний человечества за все его существование.
    Литература – искусство слова. История и роль литературы.
    Модный женский сайт Я самая красивая!

  4. Художественная литература как искусство слова
    Художественная литература (от лат. «буква») — вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни.
    Искусство — это воспроизведение жизни в художественных образах. Искусство является одним из важнейших факторов духовной жизни человечества, оно стимулирует творческую деятельность, обогащает жизнь человека эмоциональными переживаниями и размышлениями.
    Виды искусства
    Пространственные виды искусства: живопись, скульптура и архитектура, художественная фотография. Название «пространственные» они имеют потому, что объекты, которые они изображают, человек воспринимает в неподвижном виде, словно замершие в пространстве.
    Временные виды искусства: музыка, пение, танец, пантомима и художественная литература. Временными их называют потому, что, в отличие от статической формы изображения, характерной для пространственных искусств, они воспроизводят жизнь в её временном развитии.
    Синтетические виды искусства: театр, кино. Сочетают элементы как пространственных, так и временных видов (действие разворачивается как в пространстве, так и во времени).
    В разных видах искусства действует один и тот же закон: бессодержательный материал организуется художником в жизнеподобную форму, выражающую определенное идейно-эстетическое содержание. При этом каждый вид искусства использует «свой» материал: музыка — звук, живопись — краски, архитекту­ра — камень, дерево, металл и т. д. Литература работает со словом, поэтому способна не ограничиваться в изображении, раскрытии внутреннего и внешнего мира человека, его тончайших переживаний. Это главное ее отличие от других видов искусства. Божественная сущность слова была провозглашена ещё в Библии (Евангелия от Иоанна). Слово является основным элементом литературы, оно создает связь между материальным и духовным.
    Немецкий философ Гегель назвал слово наипластичнейшим материалом. Действительно, средствами слова можно воспроизводить изображаемое любым другим видом искусства. Так, поэзия приемами своей звуковой организации приближается к музыке, прозаические словесные образы могут создавать иллюзию пластического изображения и т.д. Кроме того, слово,дает возможность изображать человеческую речь. Словами можно описать звук, цвет, запах, передать настроение, «рассказать» мелодию, «нарисовать» картину. Словесный образ может соперничать с живописным и музыкальным. И все же у него есть свои пределы — литература пользуется только словами.
    В доисторические времена литература существовала в устном виде. С возникновением письменности начался новый этап развития литературы, хотя фольклор не теряет своего значения как основа литературы и до сих пор. Во многих литературных произведениях можно встретить отголоски «истоков» литературы (в произведениях Н.С. Лескова, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина и др).
    Вряд ли можно преувеличить влияние литературы на формирование личности. Искусство слова давно уже стало частью той социальной и культурной среды, в которой развивается каждый человек. Литература сохраняет и передает из поколения в поколение общечеловеческие духовные ценности, обращаясь напрямую к сознанию человека, так как материальным носителем образнос­ти в литературе является слово. Взаимосвязь слова, точнее, речи и мышления изучается давно и не вызывает сомнений: слово — результат мысли и ее инструмент. С помощью слов мы не только выражаем то, что думаем: сам мыслительный процесс имеет вербальную (словесную) основу и не­возможен вне речи. И если слово формирует мысль, значит, искусство слова способно повлиять на образ мысли. В истории литературы можно найти множество примеров, подтверждающих это. Не­редко искусство слова напрямую использовалось как мощное идеологическое оружие, литератур­ные произведения становились инструментом агитации и пропаганды (например, произведения советской литературы). Безусловно, это крайние проявления, но даже в том случае, когда лите­ратура напрямую не претендует на роль агитатора и наставника, она доносит до человека пред­ставления об определенных нормах, правилах, наконец, предлагает ему определенный способ ви­дения мира, формирует его отношение к той информации, которую человек получает ежедневно.
    Основные функции художественной литературы:
    воспитательная функция;
    эвристическая (познавательная) функция (изучение окружающего мира);
    эстетическая функция (воспитание чувства прекрасного);
    коммуникативная функция.
    Источник материала

    Copyright Myznikova E.A. © 2019
    Хостинг от uCoz

  5. наука язык речь литература
    Художественная литература – вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни. Основное понятие литературы – это образ; при помощи образов художественная литература воссоздает целые эпохи в многообразии их прошлого, настоящего и будущего: перипетии античности мы узнаем в трагедиях Софокла и Еврипида, эпохи Возрождения – у Шекспира и Лопе де Вега; в романах Л. Толстого и И. Тургенева сталкиваемся с морально-нравственными исканиями дворян начала XIX в.
    Основным средством литературы является слово. Посредством созданных словом образов автор пытается увлечь читателя, «включить» его в действие, сделать его присутствие во времени и пространстве произведения «реальным». Такое «участие» необходимо для полного и более глубоко понимания написанного: так, читатель переживает за Татьяну в «Евгении Онегине», пытается понять причины поступков Катерины в «Грозе» и сложный духовный мир Наташи Ростовой в «Войне и мире», трагедию Григория Мелехова в «Тихом Доне». Именно наше («читательское») восприятие и глубокое переживание судеб героев свидетельствует о том, что литература – это искусство, искусство слова.
    Особую эмоциональную реакцию в душе человека вызывает поэзия. Поэзия объемна и многогранна в отношении тематического плана: поэзия не значит «стихи о любви», это произведения на разные темы – интимные, философские, военные и др. Читателя не оставляют равнодушным искренние и исповедальные строки А. Ахматовой, М. Цветаевой, бессмертные слова А. Твардовского, философские размышления Б. Пастернака и О. Мандельштама и др.
    Художественная литература как искусство слова ведет свою историю от устного народного творчества – песни, сказки, героического эпоса и др. Во многих произведениях можно встретить отголоски «истоков» литературы – вспомните произведения Лескова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина и др.
    Художественную литературу можно считать самым разносторонним видом искусства: например, замечательная картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» нуждается в историческом комментарии, а роман А. Толстого «Петр I» – нет: он доносит дыхание эпохи в деталях быта и человеческих отношений.
    Первоосновой драматического театра является именно художественная литература. Национальные театры создавались на основе произведений Шекспира, Островского, Гоголя, Чехова, Ибсена, Шоу и др. Литературный текст послужил созданию оперного искусства: величайшие гении Чайковский и Мусоргский при создании своих опер обращались пушкинским текстам («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов»).
    На основе текста – сценария – создаются фильмы. Многие из них являются экранизациями художественных произведений («Мастер и Маргарита» и «Идиот» В. Бортко, «Война и мир» С. Бондарчука).
    Художественная литература тесно связана с обществом, с его движением к гуманистическому идеалу. Литература является средоточием общественно-исторического опыта и опыта личности в освоении окружающего мира. Она помогает устанавливать связь между поколениями, формировать, развивать и укреплять шкалу ценностей.

  6. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС
    Художественная литература (от лат.
    «буква», «буква») – это вид искусства, который осваивает мир в художественном слове.
    Искусством называют воспроизведения
    жизнь в художественных образах. Оно всегда было и есть одним из важнейших факторов
    духовной жизни человечества, ведь стимулирует творческую деятельность, обогащает жизнь человека
    эмоциональными переживаниями и размышлениями.
    Существуют разные виды искусства. их
    условно разделяют на три типа.
    К первому относятся так называемые
    пространственные виды искусства, к которым относят живопись, скульптуру и
    архитектуру, художественную фотографию. Название «пространственные» они имеют потому, что
    объекты, которые они изображают, человек воспринимает в неподвижном виде, словно
    замершие в пространстве.
    Второй тип – это временные виды
    искусства, к которым относятся музыка, пение, танец, пантомима и художественная
    литература. Временными их называют потому, что, в отличие от статической формы
    изображения, характерной для пространственных искусств, они воспроизводят жизнь в
    руси, в его развитии, что происходит в течение определенного времени.
    Третий тип – это так называемые синтетические
    виды искусства, сочетающие элементы как пространственных, так и временных видов.
    Форма изображения в театре, кино и на телевидении реализуется как в пространстве,
    так и во времени.
    Виды искусства отличаются и тем
    материалом, в котором стоят их произведения и которым они пользуются для
    художественного воспроизведения жизни. За такими «материальными» признаками мы определяем
    литературу как искусство слова, по сравнению, например, со скульптурой –
    искусством камня или глины, живописью – искусством краски, танком – искусством
    ритмических движений тела, пантомимой – искусством жестов и мимики, музыкой –
    искусством звуков и т.д.
    Литература – это самый высокий вид
    искусства, она имеет преимущества над другими видами, ведь работает со словом, поэтому
    способна не ограничиваться в изображении, раскрытии внутреннего и внешнего мира
    человека, его тончайших переживаний. Это главное ее отличие от других видов
    искусства. Значение слова было акцентированное еще в Библии (Евангелия от Иоанна),
    где провозглашено его божественную сущность. Слово является основным элементом
    литературы, который создает связь между материальным и духовным.
    Итак, слово – материал литературного
    образу. Еще немецкий философ Гегель назвал слово найпластичнішим материалом.
    Средствами слова – этого наиболее гибкого материала – можно воспроизводить
    изображаемое почти каждым другим видом искусства. Так, поэзия приемами своей
    звуковой организации приближается к музыке. Прозаические словесные образы могут
    создавать иллюзию пластического изображения и т.д. Кроме того, слово – единственный из
    материалов искусства, что дает возможность изображать человеческую речь. Словами можно
    описать звук, цвет, запах, передать настроение, «рассказать» мелодию,
    «нарисовать» картину. Словесный образ может соперничать с живописным и музыкальным.
    И все же у него есть свои пределы. Литература пользуется только словами.
    В доисторические времена литература
    существовала в устном виде. С возникновением письменности начался новый этап
    развития литературы, хотя фольклор не теряет своего значения как основа
    литературы и до сих пор.
    Литература существует в трех раВНОвидностях
    художественного текста (родах): эпос (дословно – рассказ), лирика (дословно – то,
    исполняемый под звуки лиры), драма (дословно – действие). Отличается один
    раВНОвидность от другой способом формирования художественного образа. Например, драма
    объединяет произведения, предназначенные для исполнения на сцене, ее жанры: трагедия, комедия,
    драма, мелодрама, фарс. Лирика чаще всего безсюжетна, отличается высокой
    эмоциональностью, субъективностью, насыщенностью художественного образа. Назначение эпоса –
    выложить последовательную рассказ о череде событий. В письменной литературе эпическими
    жанрами являются роман, повесть, новелла, рассказ, очерк. Характеристика каждого из
    этих жанров тоже требует уточнений. Так, например, исторические предания древности
    составили основу для средневековых рыцарского и комического романа, а потом
    развились в бытовой, исторический, приключенческий, любовный и другие романы.
    Никакие другие художественные впечатления не
    могут заменить художественное чтение. Это объясняется опорой литературы на естественное
    речи, в котором сконцентрирован опыт человечества, ее ориентацией на творческое
    восприятие, на работу воображения, фантазии, на улавливание глубинного смысла
    (подтекста).
    Виды искусства не являются изолированными,
    они контактируют между собой, взаимодополняют друг друга, широко и всесторонне
    раскрывая жизнь человека, глубины ее души. Каждый вид вносит в казну
    мировой художественной культуры что-то свое, новое, оригинальное. В частности мифологические
    и литературные сюжеты и мотивы часто кладут в основу многих произведений других
    видов искусства – живописи, скульптуры, театра, балета, оперы, музыки, кино.
    Всемирный литературный процесс – это
    историческое движение мировой литературы, которая развивается в сложных связях и
    взаимодействиях. Это одновременно история создания и накопления морально-этических и
    художественных ценностей от древнейших времен до современности.
    Мировая (всемирная) литература –
    термин, введенный Иоганном Вольфгангом Гете в XIX ст. Гетевське понимание
    мировой литературы предусматривает совместное развитие литератур отдельных наций, которые,
    вступая во взаимодействие, в то же время сохраняют своеобразие и уникальность.
    До определенного времени литературный процесс
    в каждой стране имел относительно замкнутый, сугубо национальный характер. Но с
    развитием экономических и культурных связей с многих национальных и местных
    литератур образуется одна всемирная литература.
    Всемирный литературный процесс
    обусловлен развитием различных национальных литератур, которые имеют собственную
    своеобразие, но в то же время существуют общие закономерности, присущие
    литературе в целом.
    Литературный процесс в разных странах
    и национальных культурах проходит похожие этапы, и развитие жанров, методов и
    стилей отражает это.
    Национальная литература – литература
    отдельной нации, народа, которой присуща собственная национальное своеобразие,
    обусловлена рядом факторов (прежде всего ментальностью народа) и воспроизведена в
    системе содержательных и формально-стилевых особенностей, присущих произведениям
    представителей определенных наций.
    Развитие и функционирование
    литературного процесса происходит как за определенной эпохи, так и на протяжении всей
    истории нации, страны, мира. В истории мировой литературы известны несколько
    этапов развития.
    Каждый писатель опирается на
    традиции как ближайших, так и отдаленных (во времени и пространстве) предшественников,
    участников литературного процесса отечественной и зарубежных литератур, определенной
    мере используя весь опыт художественного развития человечества.
    Важную роль в литературном процессе
    играет взаимодействие литературы с другими видами искусства, с культурными и
    общественными явлениями, с наукой, философией. История литературы тесно связана с
    историей общества, однако ей присущи собственные, внутренние законы развития.
    Этапы развития мировой литературы
    Мифология,
    устное народное творчество
    Античная
    литература (VIII в. до н. э. – V в. н. э.)
    Литература
    эпохи Средневековья (V-ХV вв.)
    Литература
    эпохи Возрождения (ХV-ХVII вв.)
    Литература
    XVII ст.: барокко и классицизм
    Литература
    эпохи Просвещения (конец XVII – XVIII ст.): просветительский реализм,
    просветительский классицизм, сентиментализм, рококо
    Литература
    XIX ст.: романтизм и реализм
    Литература
    конца XIX – второй половины XX вв.: модернизм (параллельно развиваются другие
    направления – реализм, романтизм)
    Литература
    последней трети XX – начала XXI вв.: постмодернизм, развитие других
    направлений

  7. Художественная литература наряду с музыкой, живописью и т. п. являет­ся одним из видов искусства. Слово «искусство» многозначно, в данном слу­чае им названа собственно художественная деятельность и то, что является ее результатом (произведение). В разных видах искусства действует один и тот же закон: бессодержательный материал организуется художником в жизнепо- добную форму, выражающую определенное идейно-эстетическое содержание. При этом каждый вид искусства использует «свой» материал: музыка — звук, живопись — краски, архитектура — камень, дерево, металл и т. д. Специфика художественной литературы заключается в том, что в качестве единственного материала используются слова и конструкции человеческого языка. Таким об­разом, литература — это искусство слова.
    Вряд ли можно преувеличить влияние литературы на формирование лично­сти. Искусство слова давно уже стало частью той социальной и культурной сре­ды, в которой развивается каждый человек. Литература сохраняет и передает из поколения в поколение общечеловеческие духовные ценности, обращаясь на­прямую к сознанию человека. Взаимосвязь речи и мышления изучается давно и не вызывает сомнений: слово — результат мысли и ее инструмент. С помощью слов мы не только выражаем то, что думаем: сам мыслительный процесс имеет вербальную (словесную) основу и невозможен вне речи. И если слово формирует мысль, значит, искусство слова способно повлиять на образ мысли. В истории литературы можно найти множество примеров, подтверждающих это. Нередко искусство слова напрямую использовалось как мощное идеологическое оружие, литературные произведения становились инструментом агитации и пропаганды (например, произведения советской литературы). Безусловно, это крайние про­явления, но литература напрямую не претендует на роль агитатора и наставни­ка, она доносит до человека представления об определенных нормах, правилах, лишь предлагает ему определенный способ видения мира, формирует его отно­шение к той информации, которую человек получает ежедневно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *