Сочинение на тему ложь и правда в пьесе на дне

12 вариантов

  1. В пьесе Горького «На дне» представлены герои, которые опустились на дно. Все туда попали по разным причинам. Одна из главных- это время в котором они живут, безработица. Большинство обитателей ночлежки выпивают, пытаясь «закрасить», забыть ту жизнь в которой они существуют. Так можно только существовать, а не жить. Но Клещ, например, ищет выход со дна, борется хоть как-то с этой ситуацией. Им всем не хватает поддержки, уверенности, помощи, заботы, цели и даже толчка, как впрочем каждому из нас, но ситуация у них очень плачевная.
    Они смотрят на жизнь с негативной стороны, с настоящей! С появлением Луки, происходит какое-то движение в душах обитателей. Ангел он или чёрт? Лука принёс веру и поддержку. Актёру он рассказал про бесплатную больницу, которая его вылечит. вселив в него надежду и дав цель, но так и не указав точный путь. Анне он рассказывал о спокойной и беззаботной жизни после смерти. Эти «сказки» Анне были очень нужны. Лука всем обещает хорошую, нормальную, человеческую жизнь, он их понимает и испытывает сострадание абсолютно к каждому. Все его «басни» придуманы, ничего не было на самом деле, но это никому не важно. Вся ложь сильно контрастна по сравнению с настоящей жизнью. Возможно это и привлекло Луку ко всем обитателям, они устали от этой муки, а тут рассказы и надежды о будущей жизни. С ним всем хорошо. Получается он святой, только когда лукавит. Старик внезапно уходит и все понимают, что ничего абсолютно не изменилось. Всё осталось как прежде. Возможно, те дни обитания Луки в ночлежке, были лучшие в жизни на дне. Да он лжёт, но плохо это или хорошо? Он лжет во спасение. Горький показал читателям яркий пример, когда «сладкая лож лучше, чем горькая правда».

  2. 2
    Текст добавил: ___{ХулИ}ГанкА___

    Главная
    Сочинения
    Сочинения по произведению Максима Горького
    Сочинения по произведению “На дне”
    Сочиненине на тему “Правда и ложь в пьесе «На дне»”
    Сочиненине на тему “Правда и ложь в пьесе «На дне»”
    Скорее всего, когда Максим Горький трудился над пьесой «На дне», вопрос правды и лжи был принят им за основу произведения. То, что в пьесе описывается быт низших слов населения – это просто фон и экспозиция. А вопрос правды и лжи – кульминация. Люди, которые живут на дне жизни, по замыслу писателя сталкиваются с правдой и ложью. Но главное то, что они не могут разобраться, чему верить, а чему нет. Скорее всего, Максим Горький и сам не смог бы ответить на этот вопрос. Да и нужно ли? Ведь пьеса о выборе между Правдой и Ложью. Между Добром и Злом.
    Что представляют собой персонажи пьесы? Обычные обитатели дешевой ночлежки, которые, волею судеб, вынуждены кое-как сводить концы с концами. За спиной каждого из них – личная трагедия. Актеру сломал жизнь алкоголь. Барон – бывший дворянин, но судьба лишила его всех привилегий и наследства. Сатин – бывший арестант, а Васька Пепел – человек, у которого по законам описанного времени нет будущего: он сын вора. На каждом персонаже – печать суровой жизни. Им свойственен цинизм, отсутствие приятного морального облика и мрачные мысли. Персонаж по имени Андрей Митрич, например, ждет смерти своей жены. И подобные размышления в той или иной степени присутствуют практически у каждого. Это – правда. Суровая правда жизни начала двадцатого века.
    Где же в произведении ложь? Она появляется вместе с появлением старого странника Луки. И здесь возникает самый главный вопрос произведения, в котором нужно разобраться. Звучит он так: а ложь ли принес Лука в ночлежку? Ведь суровая правда в том, что эти люди действительно на дне. А Лука дает понять, что это не так. Он пробуждает волю к жизни в супруге Андрея Митрича, видит в безнадежном воре и преступнике хорошего человека и даже так влияет на спившегося актера, что тот приходит к мысли прекратить пить. С появлением Луки ночлежка оживает и начинает жить, потому что в людях просыпаются чувства.
    Есть ли в словах Луки ложь и в чем заключается его конфликт с жизненной правдой? Ведь согласно общепринятым правилам – эти люди на дне и глупо это отрицать. Однако, странник совершает невозможное и указывает на то, что дна… не существует. Это просто угол, в который постояльцы загнали себя сами. И даже более того: не хотят из этого угла выходить. То есть слова Луки – это не ложь, а всего лишь вторая половинка правды, от которой, по каким-то причинам, жители ночлежки отказались.
    Кульминация пьесы ясно показывает, как устроена психология человека. Люди настолько отвыкли от того, что они хорошие, что попали в зависимость от слов Луки. Доброе слово делает их души лучше и светлее, но усилий одного странника – ничтожно мало. Поэтому после того, как Лука уходит – возникает конфликт двух половинок правды, в одну из которых пропадает вера, и она, в понимании обитателей ночлежки, снова становится ложью. Все возвращается на «свои» места и заканчивается убийством.
    Вряд ли Максим Горький имел в виду конфликт правды и лжи. Скорее всего, в своем произведении он пытался сказать о том, что правда не может быть категоричной. А человек становится плохим и опускается на дно общества тогда, когда ему не хватает добрых слов, которые тоже являются правдой и придают ему сил. Без этой правды, которую окружающие считают ложью, опускаются руки даже у самого сильного человека. Обыкновенные слова поддержки могут быть ложью только тогда, когда они фальшивы. Но если человек, под влиянием этих слов, бросает пить или находит свою любовь, желая изменить свою жизнь и стать счастливым… то какая же это ложь? Просто на примере этой пьесы ясно видно, что людям просто мешают услышать эту Правду и выдают ее за ложь. А человек, от отчаяния, верит в то, что он плохой и начинает вести себя соответственно. Вплоть до преступлений.

  3. Испокон веков правда и ложь переплеталась между собой. Они всегда идут рядом и они неотделимы, как неотделимо добро и зло. Люди давно пытаются понять, что лучше для них, что принесет им счастье. Напускная ложь или вовремя сказанная правда? Какую сторону выбрать? Правда и ложь как спутники жизни, а люди пытаются сделать свой выбор, при этом рассуждая на тему правды и лжи пытались многие писатели, раскрывая эту проблематику в своих произведениях. Например, свои рассуждения попытался выразить в социально-философской пьесе Максим Горький, написав произведение На дне.

    Правда и ложь в пьесе Горького

    Писатель рассуждает о правде и необходимости лжи со стороны своих персонажей Луки и Сатина. Так, знакомясь с работой Горького На дне и раскрывая тему правды и лжи, мы попадаем в душную атмосферу подвального помещения, где и проживают герои. Они живут в убогой обстановке, окружены затхлым воздухом, в атмосфере ругани и разврата. Худшего дна и не представить. Люди, откинутые обществом, так нуждаются в поддержке. И вот она. К ним попадает странник Лука, который считал, что небольшая ложь будет во спасение. Он уверен, что правда не принесет облегчения и не спасет человеческую душу. Он считает, что утешительная ложь куда лучше, поэтому не призывает людей менять что-то в своей жизни, а лишь сеет ложные надежды. И здесь мы видим, насколько ложен его гуманизм. Ведь все равно людям придется столкнуться с действительностью, которая не заставила себя ждать. Вот только, подарив людям иллюзии, Лука вызвал в людях еще большую безнадегу.

  4. В своей пьесе «На дне» писатель пишет о том, что человек должен для себя выбрать, что для него в жизни важнее правда, которая иногда бывает убийственной и ложь, которую так приятно слушать, словно песнь. В произведении два главных персонажа Лука и Сатина, которые и представляют две эти истины. Выделяют три разновидности лжи, ложь во спасение, ложь для того чтобы достичь своих каких-либо целей и просто ложь, как не истина.
    Позиция Луки в сострадании людям и к их несчастья, он пытается помочь людям пережить жестокую правду жизни. Лука пытается дать всем надежду и утешить, так Анне он говорит о загробной жизни как об отдыхе, верит Насте о том, что она по-настоящему была влюблена и говорит Актеру, что его пьянство можно вылечить бесплатно. Он навеивает людям золотой сон мечты, чтобы дать им опору в этой жизни, которой им так не хватало. Разговаривая с Пеплом, он ему говорит о том, что правда не всегда действует положительно на человека, иногда ее лучше не знать, ведь она может и убить.
    С появлением Луки в ночлежке у него возникает конфликт с Сатиным, который привык говорить всем правду и пропагандирует ее везде и всюду. Лишь в правде Сатина находит истину и не тешить себя бесполезными иллюзиями. Разговаривая с Лукой, он конечно в разговоре с самим собой рассуждает о том, что это дело каждого человека, во что верить и стоит ли верить в то, о чем им говорит Лука. Лука заставляет верить людей в счастливую, хорошую и беззаботную жизнь, но Сатина в итоге оказался прав, когда говорил о том, что даже если и тяжело принять слова правды, то лучше принять ее, чем тешить себя непонятными надеждами, а по итогу разочаровываться. Лука никому не сделал лучше, Анна с Актером все же умерли, Пепла арестовали, а Наташа исчезла, даже клещ разочаровался и смирился со своей нищетой. Лука обманул их не во всем, действительно лечат от алкоголя, просто Актер не захотел расставаться со своей пагубной привычкой.
    Горький вначале своей пьесы пишет о том, что люди верят и надеяться на хорошую жизнь, а к концу пьесы все столкнулись с суровой правдой жизни, которая убила последнюю веру в человеке. Своей пьесой Горький хотел донести читателю, что не стоит обманываться, ведь когда раскроется правда, будет намного больнее ее принять. Максим Горький призывает выстраивать свои отношения между людьми на правде и не вводить никого в заблуждение, каждый человек имеет право знать правду, какой бы она ни была.

  5. Лука врет людям, но делает ли он это со зла? Я так не думаю. Он просто не очерствел душой. Но нельзя не заметить, что позиция героя принижает человека: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…» Его философия заключается в том, что человека необходимо всегда поддерживать внутренней верой. Наглядной картиной к этому является рассказ Луки о поисках праведной земли. В этой притче речь идет о том, что ученый, разрушивший веру в праведную землю у одного ее искателя, погубил этого человека: тот повесился после того, как рассеялась его иллюзия. Тем самым Лука хотел показать слабость этого человека в том случае, когда у того нет цели в жизни, хотя бы призрачной.
    Лука покидает ночлежку, и герои, переставшие слышать «сладкие речи», срываются. Настя и Клещ запивают вместе с остальными, Васька Пепел убивает Костылева и попадает в тюрьму, Актер понимает, что бесплатной клиники для алкоголиков нет, и кончает жизнь самоубийством. И никто из этих героев не подумал, что силу нужно искать не в речах странника, а в самом себе.
    В конце пьесы звучит монолог Сатина о сильном и гордом Человеке. Сатин осуждает позицию утешительной лжи: «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека!» Но при этом герой понимает и позицию Луки: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей… Старик? Он – умница. Старик – не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» Сатин понимает, что Лука врал обитателям ночлежки лишь из жалости. Но он не принимает такой позиции. Хотя… Все высокопарные фразы Сатина о Человеке и великой правде опровергаются его жизнью. Ведь он не просто упал на «дно», а сам добровольно сошел туда. Герой ничего не делает для того, чтобы выбраться из этих нечеловеческих условий. Он махнул рукой на себя и на жизнь в целом. Ему удобней спиваться и растрачивать свою жизнь, свои таланты впустую. Вот настоящая правда его жизни.
    В пьесе М.Горького нет однозначного ответа на вопрос о правде и лжи. На мой взгляд, правда – это хорошо, она нужна людям. Но при этом не стоит забывать и о сострадании, отзывчивости, душевной чуткости.
    0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Горький М. / На дне / Правда и ложь в драме Горького «На дне»

    Смотрите также по произведению “На дне”:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Сочинение на тему «Правда и ложь в произведении Горького «На дне»В чем суть правды и лжи? С давних пор человечество задает себе этот вопрос. Где проходит грань между правдой и ложью, добром и злом?
    В основе пьесы М. Горького “На дне” лежит столкновение этих понятий, которое проявляется в столкновении взглядов и жизненных позиций различных персонажей.
    Два вида гуманизма
    Автор предлагает читателю задуматься над вопросами о двух противоположных видах гуманизма, о том, как каждый из них трактует понятия правды и лжи.
    Гуманизм Луки основан на жалости и сострадании, на примирении с трудностями жизни, прибегая ко “лжи во спасение”. Гуманизм Сатина призывает смело взглянуть правде в глаза и не мириться с несправедливостью, а отстаивать свои права.
    Кто из них прав? Что каждый из них вкладывает в понятия правды и лжи?
    Герои произведения – это жители ночлежки. Они живут в невыносимой атмосфере беспробудного пьянства, разврата и ругани. Это самое дно жизни.
    И вот в этом душном месте появляется Лука, человек, у которого найдется доброе слово для каждого обитателя ночлежки. Этот человек дал этим людям то, чего им больше всего не хватало.
    Главное – не сдаваться!
    Жалость и сострадание жизненно необходимы тем, кто оказался на самом дне жизни. Однако, очень важно соблюсти меру. В разумных пределах сочувствие и ободрение могут придать человеку уверенности в себе, ему станет легче справляться со своими проблемами.
    Главное не застревать на этих чувствах, а использовать их в качестве отправной точки на пути к изменению своей жизни к лучшему.
    Однако, Лука не подталкивал обитателей ночлежки к каким-либо изменениям в их жизни, он лишь утешал их и внушал ложные надежды. Он изначально относился к ним, как к безвозвратно потерянным людям.
    В итоге, философия странствующего проповедника терпит поражение. Таким образом, Горький раскрывает свою позицию и убеждает читателя в ложности гуманизма Луки. Автор поддерживает теорию Сатина.
    ЛУЧШЕ ГОРЬКАЯ ПРАВДА, ЧЕМ СЛАДКАЯ ЛОЖЬ.
    Однако, одной лишь теории тоже недостаточно. Сатин бессилен. Он не способен изменить ни свою жизнь, ни жизнь окружающих. Какой бы теории ни придерживался человек, ничего не изменится, пока он не начнет действовать.
    Сочинение » На дне – Горький » Сочинение на тему «Правда и ложь в произведении Горького «На дне»
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  6. Что лучше «сладкая ложь» или «горькая правда»? Думаю, у каждого будет свой ответ на этот вопрос. В пьесе «На дне» Максим Горький поднимает перед нами эту же проблему «сладкой лжи» и «горькой правды», но прямо так и не дает ответ на поставленный вопрос.
    Мне кажется, что для героев пьесы «На дне» «сладкая ложь» оказалась лучше «горькой правды», ведь она подарила им надежду на лучшую жизнь.
    Все они: Сатин, Клещ, Актер, Бубнов, Настя сами захотели оказаться на дне жизни, они сами выбрали свою семью. Горький показывает их, как людей лишенных мечты, цели в жизни. Они попросту прожигают свои жизни в душной ночлежке.
    Но все меняется с приходом старика Луки. Он стал неким катализатором, подтолкнул всех к действию. Проявив сострадание и утешив их, Лука подарил многим надежду на лучшую жизнь. Становится удивительным, как за очень короткое время, благодаря теплым словам, Лука получил огромное влияние на героев пьесы. К примеру, он смог успокоить умирающую Анну, рассказав ей о лучшей жизни в загробном мире. Девушка умирает с определенной надеждой, с верой в то, что на том свете у нее будет безбедная жизнь, лишенная страданий и лишений.
    Не остался без внимания Луки и бывший служащий театра Актер. Старик показал ему, что не все потеряно, что можно все вернуть. Он также подарил ему надежду на новую жизнь. К сожалению, этому не суждено было случиться. Надежду можно потерять так же быстро, как быстро ты ее приобрел.
    Мне кажется, что Актер закончил жизнь самоубийством не по вине Луки. Это случилось из-за слабости духа и отсутствия веры в себя. Лука хотел своим состраданием хоть так-то скрасить тяжелую участь героев произведения. Он не стал снова показывать им реальный порядок вещей, тем самым толкая их еще дальше, этим он бы ничего не поменял. Благодаря своей «сладкой лжи» он хотел показать им, что путь наверх существует, стоит только поверить в себя.
    В пьесе Горький показывает нам свое негативное отношение ко лжи, он не советует жить мечтами и иллюзиями. Но, не смотря на это, слова старика Луки имели такое воздействие потому, что были «посеяны» в почву иллюзий главных героев.

  7. Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького “На дне”. Суть ее — в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей.
    Автор задается характерным для русской литературы вопросом о двух видах гуманизма и его связи с понятиями правды и лжи, которые можно трактовать по-разному. Гуманизм Луки призывает к жалости и состраданию, примиряет с трудностями жизни, предлагая “ложь во спасение”. Гуманизм же Сатина призывает не бояться смотреть правде в глаза, не примиряться с несправедливостью, а бороться за свои права человека. Кто же прав — Лука или Сатин? Что для каждого из них правда и что ложь? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся непосредственно к тексту произведения.
    “Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой”. Затхлый и душный воздух, убогая обстановка. Место действия, лаконично обозначенное в первой же ремарке, сразу создает образ давящего на людей, невыносимого мира. Люди живут в душной атмосфере беспробудного пьянства, ругани и разврата. Большего “дна” и представить себе трудно. И вот в ночлежке появляется Лука, который несет с собой доброе, ласковое слово для каждого ее.обитателя. Именно доброго к себе отношения так не хватало им. Этим несчастным людям, отверженным обществом, был нужен человек, который пожалел и утешил бы их. Ночлежники, привыкшие жить в своем подвале по пещерным законам, давно отвыкли от нормальных человеческих отношений. Жалость и сострадание, бесспорно, необходимы в суровом мире действительности. Сочувствие помогает человеку понять, что он не один, что его понимают и поддерживают окружающие. Возможно, он вновь приобретет уверенность в себе и в своих силах. А тогда ему будет легче справиться со своими проблемами. Но я считаю, что все хорошо в меру. Как каждого лекарства, жалости должно быть определенное количество. Главное — не перейти тонкую грань между пользой и явным вредом. Лука полагал, что правдой вряд ли можно вылечить человеческую душу, что боль можно смягчить лишь утешительной ложью. Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей изменить что-либо в их жизни, а лишь утешал и сеял ложные надежды. Он сразу стал относиться к ночлежникам как к непоправимо потерянным людям. Разве так поступает человек, который искренне хочет помочь! Да, смертельно больной Анне нужна была лишь такая помощь. Необходимо было скрасить ей последние минуты жизни, успокоить, но даже с этой задачей старик не справился. Что уж говорить о “здоровых” людях! Своими сладкими пилюлями Лука поселил героев в мир заблуждений и иллюзий. Пожилой странник, призывавший к терпению и примирению, еще больше воспитывал в ночлежниках слабость и неспособность бороться. Бедные люди и до его прихода бездействовали в силу привычки, не сопротивлялись обстоятельствам. Лука же, по-моему, своим ложным гуманизмом еще больше навредил им, окончательно “сзязав” руки и ноги. “Ты — надейся! Ты — верь!” — внушал он. Но человек не может постоянно жить иллюзиями, и рано или поздно придется опять столкнуться с горькой правдой. Так не лучше ли как можно скорее открыть глаза на жизненные противоречия и проблемы и перейти к решительным действиям! Ведь кто живет лишь надеждой, рискует умереть голодной смертью. И Горький выстраивает сюжетную линию пьесы так, чтобы читатели смогли разобраться в его позиции по этому вопросу и убедиться в том, что гуманизм Луки — ложный гуманизм. Философия странствующего проповедника проверяется на героях пьесы и в итоге терпит поражение: повесился Актер, Пепел попал на каторгу, загублена судьба Наташи… Иначе говоря, автор больше симпатизирует теории Сатина. Правда, пусть даже самая горькая, всегда должна побеждать. Я считаю, что не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она принесет вред тому, кто верит в это заблуждение. Ложь, даже “во спасение”, — чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда; кем бы он ни был, он прежде всего человек. В этом я, безусловно, соглашусь с Сатиным. Но, к сожалению, одной лишь теории бывшего телеграфиста тоже недостаточно. Он ничего не может изменить ни в своей жизни, ни в жизни других обитателей “дна”. И, очевидно, проблема здесь не в правильности теорий, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или без, так и не возродились бы. Большая часть того, чего мы добиваемся в жизни, зависит от нас самих. И в этом — жизненно важная правда пьесы.

  8. Лука: добрый человек или лжец?
    ( по пьесе А.М.Горького «На дне»)
    А.М.Горький своей пьесой «На дне» произвел в литературном мире настоящий переворот. Раньше в произведениях писали только о величественных людях, положительных, служащих примером для подражания. Если же и развивалась тема «маленького человека», то герои произведений представали перед нами достойными людьми, которые в силу целого ряда причин просто не занимали в обществе высокого положения и поэтому были обречены на унижения.
    В пьесе “На дне” писатель показал всему свету людей «дна»: воров, алкоголиков, ветреных женщин, картежников. Эти люди искали истину.
    Среди них есть человек по имени Лука, который как-то не вписывается в общую картину безнадежности и безысходности. Этот неведомо откуда появившийся странник и неизвестно как, когда и куда исчезнувший, всех «утешает». О нем проходило много споров. Кто же он: лжец или добрый человек? На этот вопрос я постараюсь ответить в своем сочинении.
    Народ, который оказался на «дне», озлоблен, он уже не понимает, что такое хорошо и что такое плохо. Конечно, где-то в глубине души эти люди еще умеют чувствовать, но хорошие качества у них проявляются все реже и реже. И вот именно этим людям нужен кто-то, кто сумел бы сказать им теплое слово, одобрить их, вселить уверенность, что все они люди.
    Во всех поступках Луки мы видим честного, доброго старца. С первых его слов при появлении в ночлежке веет учтивостью: «Доброго здоровья, народ честной!» – а ведь известно, что люди на «дне» не такой уж и честной народ. Барон жалуется Луке на свое житье: «Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье». На что Лука отвечает: «А все – люди! Как ни притворяйся, как ни выхваляйся, а человеком родился, человеком и помрешь». Барон уже мало чувствует себя человеком, он приравнивается к собаке, Лука же его морально поддерживает, уверяет, что независимо от образа жизни человека – все они люди, а это главное. Ведь если человек теряет веру в себя, то это уже не человек, его действительно можно сравнить с животным.
    Анну в ее последние минуты жизни он утешает: «Ничего! Отдохнешь там!.. Потерпи еще!» Ведь предсмертный час – самый тяжелый для человека. Страшно умирать одной, хочется, чтобы рядом был кто-то близкий или, как в случае с Анной, просто живая человеческая душа. Лука облегчает смерть Анны, готовит ее к неизбежному концу. Он считает, что человек не должен бояться вечности, « все оттуда вышли, все туда уйдут». Если человек боится, его душа мечется, не может найти покоя, даже умереть спокойно невозможно: «Тишина, спокой…лежи себе! Смерть – она все успокаивает…она для нас ласковая».
    Лука пытается пробудить в этих людях доброту и сочувствие к окружающим: «…если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил», – говорит он. Разъясняет Пеплу порочность воровского ремесла. Ведь вор – это не ремесло. За такие промыслы могут запросто отправить на каторжные работы в Сибирь, тогда уж точно ничего хорошего не выйдет. « А если самому туда пойти, – говорит Лука, – кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике!» Если бы Лука был человеком безразличным, тогда он не то чтобы утешать, но и разговаривать с людьми дна не стал бы. А по его участию в их проблемах можно понять, что он бескорыстно хочет помочь людям.
    С годами у Луки выработалось верное чутье, и он понимает душу человека. Поэтому он говорит Пеплу, чтобы тот не слушал « дьяволицу» Василису. А ведь как он оказался прав! Мы то знаем, чем все у них закончилось.
    Завершить же характеристику Луки можно его же словами, обращенными к Наташе: «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть…жалеть людей надо! Христос – он всех жалел и нам так велел…я те скажу – вовремя человека пожалеть…хорошо бывает!»
    Нельзя осуждать человека только за его образ жизни. Никто не знает, что произойдет с нами завтра. Поэтому если ты хочешь, чтобы в твой трудный час нашлось у кого-то доброе слово для тебя, то уже сегодня старайся помочь людям, для которых трудный период их жизни уже настал.
    Я думаю, что А.М.Горький был бы со мною согласен. Он не просто так ввел в свою пьесу образ Луки. Он воплотил в этом образе всю человечность, доброту, сострадание, все лучшие качества души, на которые только способен человек. На вопрос темы сочинения я отвечу так: Лука – добрый человек, ведь существует же ложь во спасение, которая в народе называется « святая ложь».

  9. Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького “На дне”. Суть ее — в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей.
    Автор задается характерным для русской литературы вопросом о двух видах гуманизма и его связи с понятиями правды и лжи, которые можно трактовать по-разному. Гуманизм Луки призывает к жалости и состраданию, примиряет с трудностями жизни, предлагая “ложь во спасение”. Гуманизм же Сатина призывает не бояться смотреть правде в глаза, не примиряться с несправедливостью, а бороться за свои права человека. Кто же прав — Лука или Сатин? Что для каждого из них правда и что ложь? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся непосредственно к тексту произведения.
    “Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой”. Затхлый и душный воздух, убогая обстановка. Место действия, лаконично обозначенное в первой же ремарке, сразу создает образ давящего на людей, невыносимого мира. Люди живут в душной атмосфере беспробудного пьянства, ругани и разврата. Большего “дна” и представить себе трудно. И вот в ночлежке появляется Лука, который несет с собой доброе, ласковое слово для каждого ее.обитателя. Именно доброго к себе отношения так не хватало им. Этим несчастным людям, отверженным обществом, был нужен человек, который пожалел и утешил бы их. Ночлежники, привыкшие жить в своем подвале по пещерным законам, давно отвыкли от нормальных человеческих отношений. Жалость и сострадание, бесспорно, необходимы в суровом мире действительности. Сочувствие помогает человеку понять, что он не один, что его понимают и поддерживают окружающие. Возможно, он вновь приобретет уверенность в себе и в своих силах. А тогда ему будет легче справиться со своими проблемами. Но я считаю, что все хорошо в меру. Как каждого лекарства, жалости должно быть определенное количество. Главное — не перейти тонкую грань между пользой и явным вредом. Лука полагал, что правдой вряд ли можно вылечить человеческую душу, что боль можно смягчить лишь утешительной ложью. Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей изменить что-либо в их жизни, а лишь утешал и сеял ложные надежды. Он сразу стал относиться к ночлежникам как к непоправимо потерянным людям. Разве так поступает человек, который искренне хочет помочь! Да, смертельно больной Анне нужна была лишь такая помощь. Необходимо было скрасить ей последние минуты жизни, успокоить, но даже с этой задачей старик не справился. Что уж говорить о “здоровых” людях! Своими сладкими пилюлями Лука поселил героев в мир заблуждений и иллюзий. Пожилой странник, призывавший к терпению и примирению, еще больше воспитывал в ночлежниках слабость и неспособность бороться. Бедные люди и до его прихода бездействовали в силу привычки, не сопротивлялись обстоятельствам. Лука же, по-моему, своим ложным гуманизмом еще больше навредил им, окончательно “сзязав” руки и ноги. “Ты — надейся! Ты — верь!” — внушал он. Но человек не может постоянно жить иллюзиями, и рано или поздно придется опять столкнуться с горькой правдой. Так не лучше ли как можно скорее открыть глаза на жизненные противоречия и проблемы и перейти к решительным действиям! Ведь кто живет лишь надеждой, рискует умереть голодной смертью. И Горький выстраивает сюжетную линию пьесы так, чтобы читатели смогли разобраться в его позиции по этому вопросу и убедиться в том, что гуманизм Луки — ложный гуманизм. Философия странствующего проповедника проверяется на героях пьесы и в итоге терпит поражение: повесился Актер, Пепел попал на каторгу, загублена судьба Наташи… Иначе говоря, автор больше симпатизирует теории Сатина. Правда, пусть даже самая горькая, всегда должна побеждать. Я считаю, что не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она принесет вред тому, кто верит в это заблуждение. Ложь, даже “во спасение”, — чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда; кем бы он ни был, он прежде всего человек. В этом я, безусловно, соглашусь с Сатиным. Но, к сожалению, одной лишь теории бывшего телеграфиста тоже недостаточно. Он ничего не может изменить ни в своей жизни, ни в жизни других обитателей “дна”. И, очевидно, проблема здесь не в правильности теорий, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или без, так и не возродились бы. Большая часть того, чего мы добиваемся в жизни, зависит от нас самих. И в этом — жизненно важная правда пьесы.

  10. Правда и ложь в пьесе М. Горького «На дне».
    Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой философской пьесы М. Горького “На дне”. Автор с понятиями правды и лжи связывает два вида гуманизма, которые можно трактовать по-разному. Гуманизм Луки призывает к жалости и состраданию, примиряет с трудностями жизни, предлагая “ложь во спасение”. Гуманизм же Сатина призывает не бояться смотреть правде в глаза, не примиряться с несправедливостью, а бороться за свои права человека. Кто же прав — Лука или Сатин? Что для каждого из них правда и что ложь?
    Действие пьесы «На дне» происходит в мрачном полутемном подвале, похожем на пещеру с низким потолком, где темно, нет простора и трудно дышать. Здесь собрались воры, нищие, калеки – все, кто был выброшен из жизни, различные по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные. У них нет ничего, все отнято, потеряно и затоптано в грязь. Они живут в атмосфере беспробудного пьянства, ругани и разврата. Большего “дна” и представить себе трудно.
    И вот в ночлежке появляется Лука, который несет с собой доброе, ласковое слово для каждого ее обитателя. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири. Актеру – о чудесной клинике, в которой бесплатно лечат от алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны старик находит другие слова: «Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться – нечего!.. Смерть – она все успокаивает… Помрешь – отдохнешь…». Его правда – утешительная ложь. Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей изменить что-либо в их жизни, а лишь утешал и сеял ложные надежды. Он относился к ночлежникам как к непоправимо потерянным людям. Разве так поступает человек, который искренне хочет помочь!
    Совсем другая жизненная позиция показана в образе Сатина. Сатин – карточный шулер не боится ни жизни, ни смерти. Он потерял имя, работу, но он независим от обстоятельств, ценит свободу: “Хорошо это – чувствовать себя человеком!”. Сатин – борец за истину. Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но не видит выхода – облегчения страданий – в простом утешении людей. Какова же его правда? Правда у Сатина – человек. Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором он говорит о необходимости уважать человека, утверждает иную жизненную позицию: «Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Человек! Надо уважать человека. Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» Сатин сам лжёт, но он имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в будущем – в перспективе. Вместо любви к ближнему Сатин предлагает любовь к дальнему абстрактному человеку.
    Я считаю, что не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она принесет вред тому, кто верит в это заблуждение. Ложь, даже “во спасение”, — чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать человека надо всегда; кем бы он ни был, он прежде всего человек. В этом я, безусловно, соглашусь с Сатиным. Но, к сожалению, одной лишь теории бывшего телеграфиста тоже недостаточно. Он ничего не может изменить ни в своей жизни, ни в жизни других обитателей “дна”. И, очевидно, проблема здесь не в правильности теорий, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или без, так и не возродились бы. Большая часть того, чего мы добиваемся в жизни, зависит от нас самих. И в этом — жизненно-важная правда пьесы.

  11. Что лучше «ложь во спасение» или «горькая» правда? Этим вопросом человечество задается на протяжении столетий. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, они неотделимы. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького “На дне”. Суть ее — в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей.
    В драме «На Дне» действие происходит в ночлежке, похожей на пещеру с низким потолком, где темно, нет простора и трудно дышать. Здесь собрались воры, нищие, калеки — все, кто был выброшен из жизни, измученные и никому не нужные. Проживая вместе, они обсуждают насущные жизненные вопросы. Самая важная, мучительная проблема для обитателей ночлежки — это проблема правды и лжи. В чём заключается “правда” ночлежки? В том, что у людей отнято будущее, надежда, смысл. Почти все ночлежники как могут спасаются от этой “правды”, выдумывают себе суррогаты будущего, надежды, смысла. Так, живущая в ночлежке девушка Настя грезит “роковой любовью”. Торговка Квашня гордится своей мнимой женской свободой, Васька Пепел — ещё более мнимой свободой воровской, а сапожник Алёшка — совсем уже отчаянной свободой загула. Актёр надеется на свой талант и на то, что его трудности, вызванные алкоголизмом, временные. Клещ цепляется за своё классовое самосознание, гордится своей принадлежностью к рабочему классу и всеми силами рвётся из ночлежки. Татарин пытается держаться за Коран, а умирающая Анна с надеждой ждёт воздаяния в загробной жизни. Даже самые отчаявшиеся из ночлежников на что-то ещё опираются, за что-то держатся: Барон живёт своим прошлым, а у Наташи остаётся ещё последняя надежда на спасительную любовь. Только два персонажа из обитателей “дна” лишены иллюзий — это Сатин и Бубнов.
    Сатин — борец за истину. Какова же его правда? Правда у Сатина – человек. Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором он говорит о необходимости уважать человека, утверждает иную, по сравнению с Бубновым, жизненную позицию: «Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Человек! Надо уважать человека. Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» Сатин сам лжёт, но он имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в будущем – в перспективе слияния человечества на основах разумного преобразования жизни. Вместо любви к ближнему Сатин предлагает любовь к дальнему абстрактному человеку. Горький понимал, что в устах Сатина речь о гордом и свободном человеке звучала искусственно, но она должна была звучать в пьесе, выражая сокровенные идеалы самого автора.
    Позиция Сатина утешительна – противостоит позиция Бубнова. Это наиболее мрачная фигура в пьесе. Бубнов никогда явно в спор не вступает, словно разговаривает с самим собой («А ниточки-то гнилые…»). Бубнов относится к жизни со злым пессимизмом («Люди все живут, как щепки по реке плывут…»). Но всё-таки в отчаянном Бубнове под зачерствелостью и безразличием можно обнаружить страдающую человеческую душу. В конце пьесы его наивная мечта разбогатеть и открыть бесплатный трактир для бедных сближает его с товарищами по несчастью.
    Таким образом, правда, пусть и самая горькая, всегда должна побеждать. Ложь, даже «во спасение», — чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда: кем бы он ни был, ведь он в первую очередь – человек.

  12. Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького «На дне». Главное в ее сюжете — столкновение жизненных позиций и взглядов людей. В пьесе «На дне» автор поднимает характерный для русской литературы вопрос о двух видах гуманизма. Гуманизм Луки призывает к жалости и состраданию, примиряет с трудностями жизни. Гуманизм же Сатина призывает не бояться правды, не примиряться с несправедливостью, а бороться за свои права.
    Кто же прав — Лука или Сатин? Что для каждого из них правда и что ложь? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к тексту произведения. «Подвал, похожий на пещеру». Затхлый и душный воздух. Каменные закопченные своды, нары, грязь, и люди, живущие в атмосфере беспробудного пьянства, грабежей, ругани и разврата. Вот, что мы видим с первых страниц пьесы. Большего «дна» и представить себе трудно.
    Спустя некоторое время в ночлежке появляется Лука, который несет с собой «ласковое» слово для каждого ее обитателя. Именно доброго к себе отношения так им не хватало. Этим несчастным людям, отверженным обществом, был нужен человек, который пожалел и утешил бы их. Ночлежники, привыкшие жить в своем подвале по пещерным законам, давно отвыкли от нормальных человеческих отношений. Лука им говорил слова, которые им были очень нужны: «Христос всех жалел и нам так велел».
    Жалость и сострадание, бесспорно, необходимы в суровом мире действительности. Сочувствие помогает человеку понять, что он не один, что его понимают и поддерживают окружающие. Возможно, он вновь приобретет уверенность в себе и в своих силах. А тогда ему будет легче справиться со своими проблемами. Но все хорошо в меру. Как каждого лекарства, жалости должно быть определенное количество. Главное — не перейти тонкую грань между пользой и явным вредом.
    Лука полагал, что правдой вряд ли можно вылечить человеческую душу, что можно боль смягчить утешительной ложью. Он с самого начала выбрал ложный курс. Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей изменить что-либо в их жизни, он лишь утешал и жалел их. Лука сразу стал относиться к ночлежникам как к непоправимо потерянным людям. Разве так поступает человек, который искренне хочет помочь! Да, смертельно больной Анне нужна была именно такая помощь. Необходимо было скрасить ей последние минуты жизни, успокоить.
    Но свою «утешительную» философию Лука примерил и к здоровым людям. Своими «сладким пилюлями» он поселил героев в мир заблуждений и иллюзий. Пожилой странник, призывавший к терпению и примирению, убаюкивал в ночлежниках слабость и неспособность бороться. Бедные люди и до его прихода бездействовали в силу привычки, не сопротивлялись обстоятельствам. Лука же своим ложным гуманизмом еще больше им навредил, «связав» окончательно руки и ноги. «Ты — надейся! Ты — верь!» — внушал он им.
    Человек не может постоянно жить иллюзиями, и рано или поздно придется услышать горькую правду, которая «всегда поднимается над ложью, как масло над водою». Так не лучше ли как можно скорее открыть глаза на жизненные противоречия и проблемы и перейти к решительным действиям? Ведь «кто живет лишь надеждой, рискует умереть голодной смертью».
    Очевидно, и сам автор придерживается подобного мнения. Он выстраивает сюжетную линию пьесы так, чтобы читатели смогли разобраться в его позиции по этому вопросу и убедиться в том, что гуманизм Луки — ложный гуманизм. Философия странствующего проповедника проверяется на героях пьесы и в итоге терпит поражение. Художественное развенчание ее сопровождается развалом ночлежки: повесился Актер, Пепел попал в Сибирь на каторгу, загублена судьба Наташи…
    Автор больше симпатизирует теории Сатина. По его словам, ничто так не радует глаз, как правдивость; ничто так не безобразно и непримиримо с разумом, как ложь. Правда, пусть даже самая горькая, всегда должна побеждать. Не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она принесет вред тому, кто верит в это заблуждение. А ложь — чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда; кем бы он ни был, он прежде всего человек. В этом, безусловно, можно согласиться с Константином Сатиным. Но, к сожалению, одной лишь теории бывшего телеграфиста тоже оказалось недостаточно. Он тоже ничего не смог изменить ни в своей жизни, ни в жизни других обитателей «дна». И, возможно, проблема здесь не в правильности теорий, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или тоже без него, так и не поднялись бы со «дна». Большая часть того, чего человек добивается в жизни, зависит от него самого.
    Проблема истинного и ложного гуманизма не решается раз и навсегда. Время не стоит на месте, меняются обстоятельства, меняются люди. Каждое последующие поколение решает для себя эту проблему в соответствии с нравственными идеалами времени. Поэтому пьеса М. Горького актуальна во все времена, и сейчас можно говорить о своевременности спора о гуманизме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *