Сочинение на тему луч света в темном царстве по драме островского гроза

12 вариантов

  1. Александр Николаевич Островский написал огромное количество работ. Самой запоминающейся по своему праву можно считать его пьесу «Гроза».
    Главной героиней драмы Островского является Катерина Петровна Кабанова. Но для того, чтобы понять и узнать ее характер, нам нужно окунуться в ее прошлое и заглянуть к ней в душу. В детстве Катя не знала забот. Она росла счастливым и послушным ребенком. Родители очень любили свою дочь и предоставляли ей полную свободу: « Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю». Героиня все время витала в облаках. Катя – искренняя девушка, которая любит правду. Большое количество времени девушка проводила в мечтах, поэтому ее можно смело назвать мечтательницей. Катерина была очень умной девушкой, хотя образование она так и не получила. Все знания она черпала из рассказов странниц и богомолок.
    Главную героиню выдали замуж за Тихона Кабанова. Так как брак был заключен не по любви, Катя чувствовала себя несчастной. Со своей свекровью она не могла найти общий язык. Кабаниха – мать Тихона, постоянно обижала Катерину. Муж не смел перечить маменьке и поэтому не заступался за супругу. Однажды Катя влюбилась в Бориса, жизнь снова заиграла цветными красками. Когда муж был в отъезде, Катерина изменила ему. Но так как она честная девушка с достойным воспитанием, то она призналась во всем Тихону. Если бы не свекровь, он ее бы простил. Катя хотела уехать с Борисом в Сибирь, но тот не захотел ее взять с собой. Ей ничего не оставалось, как прыгнуть в Волгу. Катерина умерла, прожив не так много лет. Она была лучиком света в этом темном царстве.
    Главная героиня имела очень мужественный характер. Она не смогла исправить свою жизнь в лучшую сторону и не побоялась с ней расстаться. Катерина так и не смогла победить это “Темное царство”, но ее смерть говорит о том, что она не стала побежденной.

  2. КАТЕРИНА — «ЛУЧ СВЕТА В «ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ». А. Н. Островский, великий русский драматург, являлся «Колумбом Замоскворечья». Он впервые в русской литерату­ре приоткрыл завесу над страшным бытом купечества, пока­зал бесправность женщины в этой среде. Жена, по господ­ствующим понятиям того времени, должна была во всем повиноваться мужу. Женщина должна была позабыть, что она такой же человек, с такими же правами, как и мужчина. Н, А. Добролюбов писал, что самый сильный протест подни­мается из груди самых слабых и терпеливых. Таким слабым существом в то время и являлась женщина. Ее бесправие и героический протест ценой собственной гибели Островский по­казывал во многих своих пьесах. Так возникает тема «горяче­го сердца» — того положительного героя, которого не испор­тила среда самодуров, у которого достало сил ей сопротивляться. Особенно ярко эта тема раскрывается в пьесах «Бесприданница» и «Гроза».
    Добролюбов считает Катерину «решительным, цельным русским характером». Это натура героическая, протестую­щая против произвола и устоев «темного царства». Детство и юность Катерины прошли в такой же купеческой среде, но там ее окружали ласка, любовь матери, взаимоуважение в семье. Попав в дом Кабановых, Катерина оказалась в ат­мосфере жестокости, унижения, подозрительности, ханже­ства. Она пытается отстаивать свое право на уважение, она не хочет никому угождать, она хочет любить и быть люби­мой. Но Тихон отталкивает ее, а свекровь упрекает за то, что в порыве нежности Катерина бросается на шею мужу.” «Что на шею-то виснешь, бесстыдница!.. В ноги кланяй­ся!». И вот проснувшееся чувство любви к Борису сливает­ся для героини с мечтой о воле, о настоящей человеческой жизни. Образ птицы, неоднократно встречающийся на страницах пьесы, помогает понять главное в характере Катерины. В народной поэзии птица — это символ свободы. Вы­росшая на волжских берегах, Катерина как бы вобрала с себя весь могучий простор этой реки, и в доме Кабановых ей казалось тесно, мрачно, она тосковала по воле. «…Отчего люди не летают как птицы?» — говорит она.
    С детства Катерина была религиозной, и в доме Кабановых это было единственным ее утешением. Но религиозность Ка­терины отличалась от набожности свекрови, для которой ре­лигия была средством держать в повиновении окружающих. Катерина же воспринимала церковь, иконопись, песнопения как встречу с прекрасным, уносящим ее далеко из мрачного мира Кабановых. Душа ее очищалась, она забывала реальную жизнь со всеми ее невзгодами.
    Характер Катерины, ее нравственная чистота противо­поставляется морали «темного царства». Она не может, как Варвара, бороться с «темным царством» его же способами: ложью, лицемерием, лестью. И потому так мучительна борь­ба Катерины с собой. Поневоле возникает вопрос: сила или слабость Катерины видна в сцене покаяния перед народом? Кто пред нами — жертва или сильный характер? Нежела­ние принять мораль «темного царства», ее способность со­хранить чистоту своей души — свидетельство силы и цель­ности характера Катерины, Она сама о себе говорит: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня ни­какой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь». Проявле­нием силы ее характера является протест, брошенный «тем­ному царству», выразившийся в самоубийстве. Свою смерть Катерина считает освобождением от земных мук и униже­ний, «грустно, горько такое освобождение, но что же де­лать, когда другого выхода нет». Смерь Катерины — это начало крушения «темного царства». Даже такие рабские души, как Кулигин и Тихон, воодушевленные примером, начинают роптать.
    «Гроза», как говорил Добролюбов, «самое решительное про­изведение Островского, потому что оно знаменует собой на­ступающий конец «самодурной силы». Главный конфликт пьесы — столкновение героини, ощутившей свои человече­ские права, с миром «темного царства» — выражал существен­ные стороны народной жизни в пору революционной ситуа­ции. Критик считает образ Катерины близким к положению и сердцу каждого порядочного человека в подобном обществе. Именно поэтому драма «Гроза» считается истинно народным произведением.
    В пьесе А, Н. Островского «Гроза» изображена эпоха 60-х годов девятнадцатого столетия. В это время в России назрева­ют революционные выступления народа. Они направлены на улучшение жизни и быта простых людей, на свержение ца­ризма. Произведения великих русских писателей и поэтов также участвуют в этой борьбе, среди них и пьеса Островского «Гроза», которая потрясла всю Россию. На примере образа Катерины изображена борьба всего народа против «темного царства» и его патриархальных порядков.
    Главным персонажем в пьесе А. И. Островского «Гроза» является Катерина. Ее протест против «кабановских» поряд­ков, борьбу за свое счастье и изображает в драме автор.
    Катерина выросла в доме небогатого купца, там возмужа­ла духовно и морально. Катерина была незаурядной лично­стью, и в чертах ее лица была какая-то необычайная пре­лесть. Вся она «дышала» русской, истинно народной красотой; вот как говорит о ней Борис: «Какая-то у ней $а лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».
    До своего замужества Катерина «жила, ни об чем не тужи­ла, точно птичка на воле», занималась чем хотела и когда хотела, никто и никогда не заставлял ее и не принуждал де­лать то, что ей, Катерине, не хотелось.
    Ее духовный мир был очень богат и многообразен. Катери­на была очень поэтической натурой с богатым воображением. В ее разговорах мы слышим народную мудрость и народные высказывания. Ее душа стремилась к полету: «Отчего люди не летают как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Ког­да стоишь на горе, так тебя и тянет лететь, Вот так бы разбе­жалась, подняла руки и полетела».
    Душа Катерины «воспитывалась» и на рассказах богомо­лок, которые каждый день были в доме, и на шитье по барха­ту (шитье воспитало ее и привело в мир красоты и добра, в мир искусства).
    После замужества резко изменилась жизнь Катерины. В доме Кабановых Катерина была одна, ее мир, ее душу ник то не мог понять, Это одиночество было первым шагом к трагедии. Резко изменилось и отношение домашних к герои­не. Дом Кабановых придерживался таких же порядков и обычаев, как родительский дом Катерины, но здесь «все как будто из-под неволи». Жестокие порядки Кабанихи приту­пили в Катерине стремление к возвышенному, с этих пор душа героини падала в бездну.
    Еще одна боль Катерины — непонимание ее мужем. Тихон был добрым, ранимым человеком, очень слабым по сравне­нию с Катериной, у него не было никогда своего мнения — он подчинялся мнению другого, более сильного человека, Тихон не мог понять стремления своей жены: «Не разберу я тебя, Катя». Это непонимание приблизило Катерину еще на один шаг к катастрофе.
    Трагедией для Катерины стала и любовь к Борису. По словам Добролюбова, Борис был таким же как и Тихон, толь­ко образованным. Из-за своей образованности он и попал в поле зрения Катерины, Из всей толпы «темного царства» она выбрала его, отличавшегося немного от остальных. Од- нако Борис оказался еще хуже Тихона, он печется только о себе: он думает только о том, что скажут о нем окружаю­щие. Он бросает Катерину на произвол судьбы, на расправу «темного царства»: «Ну, бог с тобой! Только одно и надо просить у бога, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не му­читься долго! Прощай!».
    Катерина же искренне любит Бориса, беспокоится о нем: «Что-то он теперь, бедный, делает?.. За что я его в беду вве­ла? Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье — ему вечный позор!».
    Нравы города Калинова, его грубость да «бедность наголь­ная» были не приемлемы для Катерины: «Коль захочу, так и уйду, куда глаза глядят. Никто не остановит меня, уж таков характер у меня».
    Высокую оценку произведению дал Добролюбов. Кате­рину он назвал «лучом света в «темном царстве». В ее тра­гическом конце «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине мы видим протест против Кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозгла­шенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина». В образе Катерины Добролю­бов видит воплощение «русской живой натуры», Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. Поступок Кате­рины неоднозначен.
    Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза» является пре­красным образом русской женщины в русской литературе.
    Александр Николаевич Островский — великий русский драматург» автор множества пьес, описывающих русскую жизнь. «Гроза» является, без сомнения» вершиной его творче­ства» где он поставил актуальнейший вопрос своей эпохи — освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепоще­ние. Создание «Грозы» издавна связывали с впечатлениями Островского от пребывания в Костроме, где в ноябре 1859 года разыгрались трагические события, которые во многом совпа­дают с сюжетом драмы. Молодая женщина из купеческой се­мьи покончила жизнь самоубийством, бросившись в Волгу. Она не хотела мириться со своеволием властной и недоброже­лательной свекрови. Удивительно совпадала и история ее тай­ной любви с обстоятельствами жизни Катерины, и основные черты характера мужа с образом Тихона. Драма «Гроза» ос­нована на фактах достоверных.
    Основное внимание Островский уделяет образам Марфы Игнатьевы Кабановой и ее невестки Катерины. Два противо­положных характера. Кабаниха тиранит своих близких, она «поедом ест», «точит, как ржа железо», подавляя мысль, живое существо, стремление к воле, утверждая страх и повинове­ние. Лицемерная, хитрая и злая ханжа, она оделяет нищих, окружает себя льстивыми странницами, говорит о любви к детям и в то же время делает их жизнь невыносимой.
    С особенной глубиной раскрывает Островский образ Катери­ны — прекрасной русской женщины, в характере которой соче­тается поэтичность, непосредственность и нежность с огромной волей и способностью к решительному бунту против гнета и бес­правия. Страстная и вольнолюбивая Катерина не могла смириться с грубым произволом, не могла довольствоваться жизнью, кото­рую вели окружающие. «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь;», — говорит она Варваре. В ее рассказах о пре­жней жизни, в мечтах отражается цельная» поэтическая нату­ра, ее стремление к воле, любви, счастью. Она не может лгать и приспосабливаться, как Варвара; и вместе с тем, сила ее чувства такова, что она готова пренебречь общественными обычаями и религиозными понятиями и бежать с Борисом. В образе Катери­ны Островский создал самобытный, цельный русский характер, который, по утверждению Добролюбова, «выдержит себя» не­смотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то по­гибнет, но не изменит себе».
    Автор наделяет героиню такими человеческими качества­ми, которые не ценятся в мире Кабановых и Диких.
    Катерина ни в ком и нигде не находит поддержки, Лавина неприятностей обрушилась на нее. И конфликт становится неразрешимым. Катерина настолько совестливый человек, что не может жить во лжи» с грехом в душе. Она не приемлет сочетание любви и лжи. Внутренний конфликт терзает ее душу и перед самоубийством. До последней минуты пронесла Кате­рина горячую веру в любовь, надежду на сострадание. «Друг мой! Радость моя! Прощай!»— ее последние слова» подчерки­вающие трагическую высоту духа героини, делающие ее иде­алом русской женщины.

  3. Главной героиней в пьесе А.Н. Островского «Гроза» является Катерина. Это добрая, религиозная, свободолюбивая девушка. Тяжело ей живется в доме у Кабановой. Муж Катерины — слабовольный человек, ни в чем не смеет перечить своей матери, которая заправляет всем в доме. Он и сам мечтает хоть иногда вырваться из дома. А когда ему это удается, то уходит в загул. Тихон по-своему любит Катерину и жалеет ее. Но отказывается взять ее с собой в Москву: «Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то; а ты еще навязываешься со мной». Дома ее постоянно — день за днем, за дело и без дела — поедом ест свекровь, пилит несчастную девушку. Катерина попала в среду, где лицемерие и ханжество очень сильны. Это подтверждает и Варвара, сестра Тихона, говоря, что на обмане у них «весь дом держится». И ее позиция такова: «А по-моему делай что-хочешь, только бы шито да крыто было». «Грех не беда, молва нехороша!» — так рассуждали многие. Но не такая Катерина. Она очень честный, религиозный человек. Девушка искренне боится согрешить, даже в мыслях изменить мужу.
    Катерина, со своей чистой душой, не смогла приспособиться к этому миру, не смогла носить тяжелые кандалы, которые сковывали ее тело, душу, мысли. Слишком дорога ей свобода. Не случайно в произведении «Гроза» Катерина часто сравнивает себя с птицей, хочет взмыть в небо и полететь. Ведь птица в народной поэзии — это символ свободы.
    Свою жизнь в родительском доме Катерина вспоминает как прекрасный рай именно потому, что у матери она жила «точно птичка на воле», а в доме Кабановой вроде все то же, да не так: и молятся здесь лицемерно, и добро делают будто «из-под неволи». Катерина привыкла к другому — открытости, доброте, уважению к человеку. Она не может выдержать унизительные упреки свекрови, смириться с такой жизнью. В разговоре с Варварой девушка говорит, что та не знает ее характера. И если случится так, что ей окончательно надоест жить у Кабановой, то никто не сможет ее удержать. Катерина будет готова выброситься в окно, кинуться в Волгу, но жить против воли она не станет. В этих словах девушка выражает свой протест всему происходящему. В какой-то мере ее любовь к Борису тоже своеобразный протест, попытка вырваться из «темного царства». Она любит Бориса не так, как принято любить в «темном царстве», она хочет открытости, свободы. Вместе с этим Катерина понимает, что не сможет быть с ним вечно. Ее сковывают узы брака с нелюбимым Тихоном. «Ведь мне с мужем жить до гробовой доски», — говорит она. Поэтому свою измену мужу девушка воспринимает как трагическую, неискупимую вину. А будучи человеком религиозным, она мучается еще больше. Катерина, как натура сильная, не боится осуждения народа. Во время грозы девушка при всех кается перед Тихоном в своем грехе. Гораздо больнее ей осознавать свою вину, свой грех. И она знает, что этот страшный грех ей никогда не удастся замолить, он камнем ляжет ей на душу. Для нее единственным выходом является смерть. И Катерина решается на самоубийство.
    Но все же нравственная победа героини пьесы над «темным царством» не вызывает сомнений. Эта девушка ушла из жизни, чтобы порвать со старыми порядками, которые уже отжили свое. Трудности жизни не сломили ее волю, не заставили ее разлюбить свободу. Она предпочла умереть, но не стать рабыней того общества, в котором она жила. И это достойно восхищения.

  4. А. Н. Островский написал много пьес о купечестве. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов называл их “пьесами жизни”. В этих произведениях жизнь купечества описывается как мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового молчания. А если и появляется глухой, бессмысленный ропот, то он замирает уже при своем рождении. Свою статью, посвященную разбору пьес Островского, критик Н. А. Добролюбов назвал “Темное царство”. Он высказал мысль о том, что самодурство купечества держится только на невежестве и покорности. Но выход будет найден, потому что в человеке нельзя уничтожить стремление жить достойно. Не долго будет он покорен.
    “Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак темного царства?” — спрашивал Добролюбов. Ответом на этот вопрос послужила новая пьеса драматурга “Гроза”.
    Написанная в 1860 году, пьеса и духом своим, и названием как бы символизировала процесс обновления общества, которое стряхивало с себя оцепенение. И в пьесе гроза не только явление природы, но и яркий образ внутренней борьбы, начавшейся в темной жизни.
    В пьесе много действующих лиц. Но главным из них является Катерина. Образ этой женщины не только самый сложный, он резко отличается от всех других. Недаром критик назвал ее “лучом света в темном царстве”. Чем же так отличается Катерина от других жителей этого царства?
    В этом мире нет свободных людей! Ни самодуры, ни их жертвы такими не являются. Здесь можно обманывать, как Варвара, но жить по правде и совести, не кривя душой, нельзя.
    Хотя Катерина воспитывалась в купеческой семье, дома она “жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”. Но после замужества эта свободная натура попала в железную клетку самодурства свекрови.
    В доме Катерины всегда было много странниц и богомолок, рассказы которых (да и вся обстановка в доме) сделали ее очень религиозной, искренне верящей в заповеди церкви. Неудивительно, что свою любовь к Борису она воспринимает как тяжкий грех. Но Катерина в религии — “поэт” (по выражению горьковского героя). Она наделена ярким воображением, она мечтательна и эмоциональна. Слушая различные истории, она как бы видит их наяву. Ей часто снились райские сады и птицы, а когда она входила в церковь, то видела ангелов. Даже речь ее музыкальна и напевна, напоминающая народные сказания и песни.
    Однако религия, замкнутая жизнь, отсутствие выхода для ее незаурядной натуры способствовали пробуждению в Катерине нездоровой чувствительности. Поэтому во время грозы, услышав проклятья полоумной барыни, она стала молиться. Когда же она увидела на стене рисунок “геенны огненной”, ее нервы не выдержали, и она призналась Тихону в своей любви к Борису.
    Ее религиозность даже как-то оттеняет такие черты, как стремление к независимости и правде, смелость и решительность. Самодур Дикой и вечно попрекающая родных Кабаниха вообще не способны понять других людей. В сравнении с ними или с бесхарактерным Тихоном, лишь иногда позволяющим себе загулять на несколько дней, с ее возлюбленным Борисом, не способным оценить истинную любовь, Катерина становится особенно привлекательной. Она не хочет и не может обманывать и прямо заявляет: “Обманывать-то я не умею; скрыть-то я ничего не могу!” Любовь к Борису — это все для Катерины: тоска по воле, мечты о настоящей жизни. И во имя этой любви она вступает в неравный поединок с “темным царством”. Она не воспринимает свой протест как возмущение против целой системы, даже не задумывается об этом. Но так устроено “темное царство”, что любое проявление независимости, самостоятельности, достоинства личности воспринимается им как смертельный грех, как восстание против их основ господства самодуров. Именно поэтому пьеса заканчивается смертью героини: ведь она не только одинока, но и раздвоена внутренним сознанием своего “греха”.
    Гибель такой женщины — это не крик отчаяния. Нет, это нравственная победа над “темным царством”, сковывающим свободу, волю, разум. Самоубийство, по учению церкви, непрощаемый грех. Но Катерина уже не боится этого. Полюбив, она заявляет Борису: “Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда”. А последними ее словами были: “Друг мой! Радость моя! Прощай!”
    Можно оправдывать или обвинять Катерину за ее решение, приведшее к трагическому финалу, но нельзя не восхищаться цельностью ее натуры, жаждой свободы, решимостью. Смерть ее потрясла даже таких людей, как Тихон, который уже в глаза обвиняет мать в гибели жены.
    Значит, поступок Катерины был действительно “страшным вызовом самодурной силе”. Значит, в “темном царстве” могут рождаться светлые натуры, которые своей жизнью или смертью могут осветить это “царство”.

  5. А. Н. Островский, великий русский драматург, являлся «Колумбом Замоскворечья». Он впервые в русской литературе приоткрыл завесу над страшным бытом купечества, показал бесправность женщины в этой среде. Жена, по господствующим понятиям того времени, должна была во всем повиноваться мужу. Женщина должна была позабыть, что она такой же человек, с такими же правами, как и мужчина. Н.А.Добролюбов писал, что самый сильный протест поднимается из груди самых слабых и терпеливых. Таким слабым существом в то время и являлась женщина. Ее бесправие и героический протест ценой собственной гибели Островский показывал во многих своих пьесах. Так возникает тема «горячего сердца» — того положительного героя, которого не испортила среда самодуров, у которого достало сил ей сопротивляться. Особенно ярко эта тема раскрывается в пьесах «Бесприданница» и «Гроза».
    Добролюбов считает Катерину «решительным, цельным русским характером». Это натура героическая, протестующая против произвола и устоев «темного царства». Детство и юность Катерины прошли в такой же купеческой среде, но там ее окружали ласка, любовь матери, взаимоуважение в семье. Попав в дом Кабановых, Катерина оказалась в атмосфере жестокости, унижения, подозрительности, ханжества. Она пытается отстаивать свое право на уважение, она не хочет никому угождать, она хочет любить и быть любимой. Но Тихон отталкивает ее, а свекровь упрекает за то, что в порыве нежности Катерина бросается на шею мужу: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница!.. В ноги кланяйся!». И вот проснувшееся чувство любви к Борису сливается героини с мечтой о воле, о настоящей человеческой жизни. Образ птицы, неоднократно встречающийся на страницах пьесы, помогает понять главное в характере Катерины. В народной поэзии птица — это символ свободы. Выросшая на волжских берегах, Катерина как бы вобрала в себя весь могучий простор этой реки, и в доме Кабановых ей казалось тесно, мрачно, она тосковала по воле. «…Отчего люди не летают как птицы?» — говорит она.
    С детства Катерина была религиозной, и в доме Кабановых это было единственным ее утешением. Но религиозность Катерины отличалась от набожности свекрови, для которой религия была средством держать в повиновении окружающих. Катерина же воспринимала церковь, иконопись, песнопения как встречу с прекрасным, уносящим ее далеко из мрачного мира Кабановых. Душа ее очищалась, она забывала реальную жизнь со всеми ее невзгодами.
    Характер Катерины, ее нравственная чистота противопоставляется морали «темного царства». Она не может, как Варвара, бороться с «темным царством» его же способами: ложью, лицемерием, лестью. И потому так мучительна борьба Катерины с собой. Поневоле возникает вопрос: сила или слабость Катерины видна в сцене покаяния перед народом? Кто пред нами — жертва или сильный характер? Нежелание принять мораль «темного царства», ее способность сохранить чистоту своей души — свидетельство силы и цельности характера Катерины. Она сама о себе говорит: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь»; Проявлением силы ее характера является протест, брошенный «темному царству», выразившийся в самоубийстве. Свою смерть Катерина считает освобождением от земных мук и унижений, «грустно, горько такое освобождение, но что же делать, когда другого выхода нет». Смерь Катерины — это начало крушения «темного царства». Даже такие рабские души, как Кулагин и Тихон, воодушевленные примером, начинают роптать.
    «Гроза», как говорил Добролюбов, «самое решительное произведение Островского, потому что оно знаменует собой наступающий конец «самодурной силы». Главный конфликт пьесы — столкновение героини, ощутившей свои человеческие права, с миром «темного царства» — выражал существенные стороны народной жизни в пору революционной ситуации. Критик считает образ Катерины близким к положению и сердцу каждого порядочного человека в подобном обществе. Именно поэтому драма «Гроза» считается истинно народным произведением.

  6. А.Н. Островский — великий русский драматург. Он первый в Русской литературе приоткрыл завесу над бытом купечества, показал бесправие женщины в этой среде, которая, по господствующим понятиям того времени, должна была во всем повиноваться мужу, забыть что она такой же человек, с такими же правами, как и мужчина. Н.А. Добролюбов писал, что «самый сильный протест поднимается из груди самых слабых и терпеливых».
    Бесправие и героический протест женщины ценой собственной гибели Островский показывал во многих своих пьесах. Так возникает тема «горячего сердца» — того положительного героя, которого не испортила среда самодуров, у которого хватило сил ей сопротивляться. Особенно ярко эта тема звучит в пьесах «Бесприданница» и «Гроза».
    Добролюбов считает Катерину «решительным цельным русским характером». Это натура героическая, протестующая против произвола и устоев «темного царства». Детство и юность Катерины прошли в купеческой среде, но дома ее окружали ласка, любовь матери, взаимоуважение в семье. Как она сама говорит: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». В доме же мужа ее окружает атмосфера жестокости, унижения, подозрительности. Она пытается отстаивать свое право на уважение, не хочет никому угождать, хочет любить и быть любимой. Но Тихон отталкивает ее. Когда Катерина просит его, чтобы он взял ее с собой в поездку, Тихон говорит: «Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной». Он настолько слаб, что не может противостоять матери, поэтому он и уезжает с желанием обрести свободу хоть на две недели. Кабанова же упрекает Катерину за то, что в порыве нежности та бросается на шею мужу.
    Проснувшееся чувство любви к Борису сливается для героини с мечтой о воле, о настоящей человеческой жизни. Образ птицы, неоднократно встречающийся на страницах пьесы, помогает понять главное в характере Катерины. В народной поэзии птица — это символ свободы. Выросшая на волжских берегах, девушка как бы вобрала в себя весь могучий простор этой реки, и в доме Кабановых ей казалось тесно, мрачно, она тосковала по воле. «…Отчего люди не летают так, как птицы?» — говорила она.
    Катерина религиозна, но религиозность героини отличалась от набожности свекрови, для которой религия была средством держать в повиновении окружающих. Катерина же воспринимала церковь, иконопись, песнопения, как встречу с прекрасным, уносящим ее далеко из мрачного мира Кабановых. Душа ее очищалась, она забывала реальную жизнь со всеми ее невзгодами.
    Характер Катерины, ее нравственная чистота противопоставляются морали «темного царства». Она не может, как Варвара, бороться с «темным царством» его же способами: ложью, лицемерием, лестью. И потому так мучительна борьба Катерины с самой собой. Поневоле возникает вопрос: сила или слабость Катерины видна в сцене покаяния перед народом? Кто перед нами — жертва или сильный характер? Нежелание принять мораль «темного царства», ее способность сохранить чистоту своей души — свидетельство силы и цельности характера героини. Она сама о себе говорит: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь».
    Проявлением силы ее характера является протест, брошенный «темному царству», освобождение от земных мук и унижений. «Грустно, грустно такое освобождение, но что же делать, когда другого выхода нет». Смерть героини — это начало крушения «темного царства». Даже Кулигин и Тихон, воодушевленные ее примером, начинают роптать.
    «Гроза», — как говорил Добролюбов, — самое решительное произведение Островского, потому что оно знаменует собой наступающий конец «самодурной силы». Главный конфликт пьесы — столкновение героини, ощутившей свои человеческие права, с миром «темного царства» — выражал существенные стороны народной жизни в пору революционной ситуации. Критик считает образ Катерины близким к положению и сердцу каждого порядочного человека в подобном обществе. Именно поэтому драма «Гроза» считается истинно народным произведением.

  7. Тема: – Катерина – луч света в темном царстве

    “В “Грозе” есть что-то освежающее и ободряющее .Это “что-то” и есть по-нашему , фон пьесы , указанный нами и обнаружи вающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели”.
    Н.А. Добролюбов
    В 1859 году на страницах “Современника” появилась статья Добролюбова “Темное царство”. Эта статья глубоко взволнова-ла драматурга Островского. “Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак “темного царства” ?”- спрашивал Добролю-бов . На этот вопрос Островский ответил новой пьесой , которую написал в течение лета и осени этого же года. Драма “Гроза” была напечатана в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в душной тревожной атмосфере действительно собиралась гроза. В своей пьесе Островский поставил один из важнейших вопросов своего времени – освобождение женщины от семейного рабства.
    Необузданный произвол и насилие царит в изображаемом драматургом городе Калинове , олицетворяющем всю Россию. Черты, характеризующие быт города – невежественность, замкнутость, грубость, произвол, властвующий в общественных отношениях и в семье, умственный застой. Чтобы раскрыть Картину гнета в купеческой семье и показать всю гнилость жизни в городе Калинове, Островский дает ряд контрастных образов своих героев.
    Образ Катерины является центральным образом в драме. Она по своим взглядам и интересам резко отличается от представи-телей “темного царства”. В родительском доме ей жилось привольно и беззаботно. Мать ее очень любила, “наряжала как куклу, работать не принуждала”. Катерина любила ходить в церковь, вышивать. Девушкам ее общества в те времена не давали образования, поэтому Катерина с удовольствием слушает суеверные рассказы богомолок и бессмысленные бредни странниц. Эти рассказы превращаются в “золотые поэтические образы”, потому что материалы, представляемые действительностью, однообразны. Она религиозна, сны ее забавляют, ей все нравится. Воображение Катерины работает неутомимо. Оно уносит ее в небо, заоблачный мир райской жизни.
    Катерина выходит замуж. И вот такая поэтически – мечтательная натура попадает в семью злой и жестокой Кабанихи. Катерина придавлена окружающей ее обстановкой. Ее прежние чувства подавила властолюбивая Кабаниха. Здесь же и проис-ходит неизбежный конфликт между душевным миром Катери-ны и “темным царством” Кабановой. Кабаниха властно, безжалостно, надоедливо точит Катерину , скрывая свою злобу и спесь под маской внешнего благочестия. Душная и напряжен-ная атмосфера города начинает отравлять жизнь Катерины. Всем существом ненавидя окружающие быт, задыхаясь в нем, Катерина стремится к воле, к свету, к любви. Рассматривая отношение Катерины к Тихону, мы замечаем, что она не любит его, потому что ее выдали замуж по сговору родителей. Катерина пытается найти отзыв в сердце мужа, но в ответ на это он всего лишь жалеет ее. Слепо повинуясь матери, Тихон постепенно меркнет в глазах Катерины.
    Но вот на ее жизненном пути становится новый человек, который отличается от всех окружающих и сходится с настроениями, близкими ей самой. Это Борис. Превосходя Катерину по образованию, он уступает ей по силе воли, ненависти к гнетущим обстоятельствам. Это слабохарактерный, безвольный человек., по психологии раб. Борис, в отличие от Катерины, не может пойти на разрыв с окружающим его миром, поэтому хочет скрыть свои отношения с Катериной. Но та решительно отвечает: “Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?”
    Захваченная впервые вспыхнувшим чувством, Катерина пошла навстречу любви, но открытая, правдивая, она не могла скрывать своих тайных встреч с Борисом. Она религиозна, поэтому считает великим грехом любить другого человека. Ее угнетает украденное счастье. Во время грозы ,в полубреду, в состоянии помрачения, она признается в своей неверности мужу.
    Отстаивая права человеческой личности на свободу, ища выхода из создавшегося жизненного тупика, Катерина пытается опереться на Бориса.
    На просьбу взять ее с собой , он отвечает отказом. И Борис покидает Катерину в очень трудный для нее момент, подчиняясь воли дядюшки.
    Катерина вновь чувствует себя одинокой. Никто не может прийти ей на помощь, а поэтому ей самой приходится решать свою судьбу. Вот Катерина стоит перед диллемой: идти домой или броситься в омут. И она выбирает второе.
    В положении Катерины гибель в омуте было выражением не трусости, не слабости, не покорности , а ненависти к угнетаю-щим порядкам , проявлением рвущегося наружу стремления к воле, внутреннего осознания своих человеческих прав, духов-ной силы, смелости. Ее смелость сказалась в частности в том, что кончая жизнь самоубийством, она пренебрегла законам религии, думая в тот момент не о спасении души, а о любви, которая открылась ей. Катерина- одна из наиболее замечатель-ных образов русских женщин. Она отражает своим поведением стихийный протест народных масс. Гибель Катерины , укре-пившая и усилившая возмущение Кулигина, вызвавшая к “бунту” против своей маменьки робкого и забитого Тихона, несомненно содействовала разрушению старого порядка.
    В ответ на произведение Островского “Гроза” в 1860 году Добролюбов написал статью, которая называлась “Луч света в темном царстве”, где раскрыл художественный смысл и общественное значение пьесы. Пьеса и статья как бы соединились в сознании читателей и приобрели громадную силу воздействия.
    В образе Катерины по мнению Добролюбова, воплотилась “великая народная идея” – идея освобождения.

  8. Катерина – луч света в темном царстве.
    “Гроза” ( Островский А.Н. )
    Катерина – луч света в темном царстве. В “Грозе” есть что-то освежающее и ободряющее. Это “что-то” и есть по-нашему, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на насновой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели”.
    В 1859 году на страницах “Современника” появилась статья Добролюбова “Темное царство”. Эта статья глубоко взволновала драматурга Островского. “Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак “темного царства?” – спрашивал Добролюбов. На этот вопрос Островский ответил новой пьесой, которую написал в течение лета и осени этого же года.
    Драма “Гроза” была напечатана в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в душной тревожной атмосфере действительно собиралась гроза.
    В своей пьесе Островский поставил один из важнейших вопросов своего времени – освобождение женщины от семейного рабства. Необузданный произвол и насилие царит в изображаемом драматургом городе Калинове, олицетворяющем всю Россию. Черты, характеризующие быт города – невежественность, замкнутость, грубость, произвол, властвующий в общественных отношениях и в семье, умственный застой.
    Чтобы раскрыть картину гнета в купеческой семье и показать всю гнилость жизни в городе Калинове, Островский дает ряд контрастных образов своих героев. Образ Катерины является центральным образом в драме. Она по своим взглядам и интересам резко отличается от представителей “темного царства”. В родительском доме ей жилось привольно и беззаботно. Мать ее очень любила, “наряжала как куклу, работать не принуждала”. Катерина любила ходить в церковь, вышивать. Девушкам ее общества в те времена не давали образования, поэтому Катерина с удовольствием слушает суеверные рассказы богомолок и бессмысленные бредни странниц.
    Эти рассказы превращаются в “золотые поэтические образы”, потому что материалы, представляемые действительностью, однообразны. Она религиозна, сны ее забавляют, ей все нравится. Воображение Катерины работает неутомимо. Оно уносит ее в небо, заоблачный мир райской жизни. Катерина выходит замуж. И вот такая поэтически – мечтательная натура попадает в семью злой и жестокой Кабанихи. Катерина придавлена окружающей ее обстановкой. Ее прежние чувства подавила властолюбивая Кабаниха. Здесь же и происходит неизбежный конфликт между душевным миром Катерины и “темным царством” Кабановой. Кабаниха властно, безжалостно, надоедливо точит Катерину, скрывая свою злобу и спесь под маской внешнего благочестия.
    Душная и напряженная атмосфера города начинает отравлять жизнь Катерины. Всем существом ненавидя окружающие быт, задыхаясь в нем, Катерина стремится к воле, к свету, к любви. Рассматривая отношение Катерины к Тихону, мы замечаем, что она не любит его, потому что ее выдали замуж по сговору родителей. Катерина пытается найти отзыв в сердце мужа, но в ответ на это он всего лишь жалеет ее. Слепо повинуясь матери, Тихон постепенно меркнет в глазах Катерины.
    Но вот на ее жизненном пути становится новый человек, который отличается от всех окружающих и сходится с настроениями, близкими ей самой. Это Борис. Превосходя Катерину по образованию, он уступает ей по силе воли, ненависти к гнетущим обстоятельствам. Это слабохарактерный, безвольный человек, по психологии раб. Борис, в отличие от Катерины, не может пойти на разрыв с окружающим его миром, поэтому хочет скрыть свои отношения с Катериной. Но та решительно отвечает: “Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?” Захваченная впервые вспыхнувшим чувством, Катерина пошла навстречу любви, но открытая, правдивая, она не могла скрывать своих тайных встреч с Борисом. Она религиозна, поэтому считает великим грехом любить другого человека. Ее угнетает украденное счастье. Во время грозы, в полубреду, в состоянии помрачения, она признается в своей неверности мужу.
    Отстаивая права человеческой личности на свободу, ища выхода из создавшегося жизненного тупика, Катерина пытается опереться на Бориса. На просьбу взять ее с собой , он отвечает отказом. И Борис покидает Катерину в очень трудный для нее момент, подчиняясь воли дядюшки. Катерина вновь чувствует себя одинокой. Никто не может прийти ей на помощь, а поэтому ей самой приходится решать свою судьбу.
    Вот Катерина стоит перед диллемой: идти домой или броситься в омут. И она выбирает второе. В положении Катерины гибель в омуте было выражением не трусости, не слабости, не покорности , а ненависти к угнетающим порядкам , проявлением рвущегося наружу стремления к воле, внутреннего осознания своих человеческих прав, духовной силы, смелости. Ее смелость сказалась в частности в том, что кончая жизнь самоубийством, она пренебрегла законам религии, думая в тот момент не о спасении души, а о любви, которая открылась ей.
    Катерина – одна из наиболее замечательных образов русских женщин. Она отражает своим поведением стихийный протест народных масс. Гибель Катерины , укрепившая и усилившая возмущение Кулигина, вызвавшая к “бунту” против своей маменьки робкого и забитого Тихона, несомненно содействовала разрушению старого порядка.
    В ответ на произведение Островского “Гроза” в 1860 году Добролюбов написал статью, которая называлась “Луч света в темном царстве”, где раскрыл художественный смысл и общественное значение пьесы. Пьеса и статья как бы соединились в сознании читателей и приобрели громадную силу воздействия. В образе Катерины по мнению Добролюбова, воплотилась “великая народная идея” – идея освобождения.
    Еще сочинения по произведениям Островского

  9. Отчего люди не летают?
    Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?
    Знаешь, мне иногда кажется, что я птица.
    Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь.
    Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела.
    В драме А. Н. Островского “Гроза” ярко раскрывается картина ложных отношений, их последствия. В “Грозе” показаны жизнь и живая русская натура.
    Главным героем в драме “Гроза”, написанной А. Н. Островским, является Катерина. Образ Катерины наиболее сложный из всех образов драмы. Катерина живет в доме матери мужа. Живется ей очень плохо. Выходя замуж за Тихона Кабанова, Катерина его не любила, она еще не понимала этого чувства. Она вышла за Тихона не по собственному желанию. Показали ей Тихона, сказав, что каждой девушке надо замуж выходить, она и вышла. В рассказе Катерины о своём детстве и о жизни мы видим, что в доме ее матери она была любимой дочерью: Катерина с матерью ходила в церковь, слушала странниц, гуляла по саду, молилась. Варвара, слушая рассказ Катерины, говорит, что у них то же самое. Катерина видит разницу: “Да здесь все как будто из-под неволи!”
    По натуре Катерина не похожа на других. Она не умеет выставиться и похвалиться, но готова всему подчиняться.
    Катерина любит Бориса. Такая любовь, такое чувство не уживаются в доме Кабановых, в доме с притворством и обманом. Обстановка, в которой живет Катерина после отъезда Тихона, заставляет ее обманывать и вести совсем иной образ жизни, чем при муже. Варвара говорит, что “без этого нельзя… на этом весь дом держится”. Из этой реплики можно понять, что Варвара уже давно обманывает мать, она говорит: “И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”.
    Катерина смиряется со своим положением: ходит по ночам к Борису, обманывает свекровь, скрывая от нее свои чувства. Вдруг неожиданно приезжает Тихон. Он ничего не подозревает, но тем не менее Катерина все чаще вспоминает свой “грех”. И в конце концов она признается во всем. Варвара и Тихон пытаются помешать рассказу Катерины, но Кабаниха их одергивает, и бедной женщине приходится поведать все людям.
    После этого случая, спустя несколько дней, исчезла Варвара. Видно, Варе тоже надоела матушкина “опека”, вот она и решила покинуть дом.
    Катерина, оставшись совсем одна, кончает жизнь самоубийством.
    , Катерина и Варвара — это две абсолютно разные натуры. Образ Катерины противопоставляется не только Варваре, но и всем действующим лицам. Это сильная, волевая натура.
    Проснувшись, любовь приходит к Катерине вместе с тоской по воле, мечтой о настоящем, человеческой жизни. Катерина любит не так, как Варвара: скрытно, словно делая одолжение Кудряшу своими приходами на свидание.
    В прощании этих молодых людей есть что-то холодное: уходя, Варвара небрежно целует Кудряша, как старого знакомого, лучше сказать, как постороннего человека. Отсюда можно сделать вывод, что настоящей любви между ними нет, и что Варвара, в отличие от Катерины, ходит к Кудряшу только для того, чтобы погулять, чтоб молодость веселей прошла. А вот Катерина на слова Бориса: “Никто и не знает про нашу любовь …” — отвечает: “Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!..” И во имя этой любви она готова на все, даже на самоубийство.

  10. В своих произведениях Островский Александр Николаевич неоднократно описывал быт купцов. Его творчество было настолько реалистичным и искренним, что литературный критик Добролюбов недаром назвал его пьесы – «пьесами жизни». Купеческий быт в этих пьесах показан с его печальной стороны – скорбь, боль и отчаяние владеет сердцами возданных им персонажей.
    Всё тот же Добролюбов в своей критической статье «Луч света в тёмном царстве», посвящённой творчеству Островского, спрашивал о том, кто сможет пролить свет на тёмное царство невежества и покорности людей. И Островский дал этот ответ, написав в 1860-ом году свою знаменитую пьесу «Гроза». В это название драматург вкладывал особый смысл, символизируя грозу, как борьбу и обновление настроений людей.
    Главным действующим лицом пьесы становится Катерина, порабощенная мерзким мужем и его матерью. Она коренным образом отличается от иных персонажей, верит в Бога и пр. Естественно, её влюблённость в Бориса гложет её, ведь это тяжкий грех. Не смотря на измену мужу, Катерина вызывает искреннее уважение и сострадание. Она не умеет и не желает врать.
    При этом любовь Катерины к Боре – это не более чем стремление к свободе и мечте. Выступив против целого общества, его порядков, традиций и обычаев, Катерина, естественно, проигрывает этому обществу.
    Её можно сколько угодно осуждать и за измену супругу, и за самоубийство, но она, действительно вызывает уважение за свою решительность, стремление к свободе. Своей гибелью Катерина заставляет измениться маменькиного сыночка Тихона, который всю жизнь молчавший, открыто обвиняет мать в убийстве жены. А значит, пусть и не большой, но всё же лучик света Катерина пролила на это «тёмное царство»…

  11. В основу пьесы А.Н. Островского “Гроза” положен конфликт “темного царства” и светлого начала, представленного автором в образе Катерины Кабановой. Гроза — это и символ душевного смятения героини, борьбы чувств, нравственного возвышения в трагичной любви, и в то же время — воплощение бремени страха, под игом которого живут люди.
    В произведении изображена затхлая атмосфера провинциального городка с ее грубостью,
    ханжеством, властью богатых и “старших”. “Темное царство” — это зловещая среда
    бессердечности и тупого, рабского преклонения перед могуществом старых порядков. Так, Кабанова тщетно пытается внушить Катерине “основу домашнего благополучия”: беспрекословное подчинение воле мужа, покорность, исполнительность и уважение к старшим, а главное — никогда не сметь “свое суждение иметь”. Царству покорности и слепого страха противостоят силы разума, здравого смысла, просвещения, проповедуемые
    Кулигиным, а также чистая душа Катерины, которая пусть и бессознательно, одним велением искренней, цельной натуры, этому миру враждебна. “Лучом света в темном царстве”назвал Катерину Н.А. Добролюбов.
    Катерина —одинокая молодая женщина, которой не хватает человеческого участия, сочувствия, любви. Потребность в этом и влечет ее к Борису. Она видит, что внешне он не похож на других жителей города Калинова, и, не имея возможности узнать его внутреннюю суть, считает его человеком другого мира. В ее воображении Борис представляется прекрасным принцем, который увезет ее из “темного царства” в сказочный мир, существующий в ее снах.
    Катерина, грустная и веселая, уступчивая и строптивая, мечтательная, подавленная и гордая. Такие различные душевные состояния объясняются естественностью каждого душевного движения этой одновременно сдержанной и порывистой натуры, сила которой состоит в способности всегда быть самой собою. Катерина и осталась верна самой себе, то
    есть изменить саму сущность своего характера так и не смогла.
    Я думаю, что самая важная черта характера Катерины — честность перед собой, мужем, окружающим ее миром; это ее нежелание жить во лжи. Она говорит Варваре: “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”. Она не хочет и не может хитрить, притворяться, врать, таиться. Это подтверждает сцена признания Катерины в измене. Не гроза, не пугающее пророчество сумасшедшей старухи, не страх перед геенной огненной побудили героиню сказать правду. “Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!” — так начала она свое признание. Для ее честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить лишь бы жить — не для нее. Жить — это значит быть самой собою. Ее самая дорогая ценность — это личная свобода, свобода души.
    С таким характером не могла Катерина после измены мужу оставаться в его доме, вернуться к однообразно-тоскливой жизни, выносить постоянные упреки и “нравоучения”
    Кабанихи, потерять свободу. Но любому терпению приходит конец. Катерине трудно
    находиться там, где ее не понимают, унижают и оскорбляют ее человеческое достоинство,
    игнорируют ее чувства и желания. Перед смертью она говорит: “Что домой, что в могилу
    — все равно… В могиле лучше…” Ей не смерть желанна, а жизнь невыносима.
    Катерина — человек глубоко религиозный и богобоязненный. Так как согласно
    христианской религии самоубийство является большим грехом, то сознательно
    совершив его, она показала не слабость, а силу характера. Ее смерть — вызов “темной
    силе”, желание жить в “светлом царстве” любви, радости и счастья.
    Н.А. Добролюбов дал высокую оценку героине: “Решительный, цельный русский характер… сосредоточенно-решителен, неуклонно верен чутью естественной правды,
    исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны…Вот истинная сила характера!”
    ?

  12. “В “Грозе” есть что-то освежающее и ободряющее .Это “что-то” и есть по-нашему , фон пьесы , указанный нами и обнаружи вающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели”.
    Н.А. Добролюбов
    В 1859 году на страницах “Современника” появилась статья Добролюбова “Темное царство”. Эта статья глубоко взволнова-ла драматурга Островского. “Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак “темного царства” ?”- спрашивал Добролю-бов . На этот вопрос Островский ответил новой пьесой , которую написал в течение лета и осени этого же года. Драма “Гроза” была напечатана в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в душной тревожной атмосфере действительно собиралась гроза. В своей пьесе Островский поставил один из важнейших вопросов своего времени – освобождение женщины от семейного рабства.
    Необузданный произвол и насилие царит в изображаемом драматургом городе Калинове , олицетворяющем всю Россию. Черты, характеризующие быт города – невежественность, замкнутость, грубость, произвол, властвующий в общественных отношениях и в семье, умственный застой. Чтобы раскрыть Картину гнета в купеческой семье и показать всю гнилость жизни в городе Калинове, Островский дает ряд контрастных образов своих героев.
    Образ Катерины является центральным образом в драме. Она по своим взглядам и интересам резко отличается от представи-телей “темного царства”. В родительском доме ей жилось привольно и беззаботно. Мать ее очень любила, “наряжала как куклу, работать не принуждала”. Катерина любила ходить в церковь, вышивать. Девушкам ее общества в те времена не давали образования, поэтому Катерина с удовольствием слушает суеверные рассказы богомолок и бессмысленные бредни странниц. Эти рассказы превращаются в “золотые поэтические образы”, потому что материалы, представляемые действительностью, однообразны. Она религиозна, сны ее забавляют, ей все нравится. Воображение Катерины работает неутомимо. Оно уносит ее в небо, заоблачный мир райской жизни.
    Катерина выходит замуж. И вот такая поэтически – мечтательная натура попадает в семью злой и жестокой Кабанихи. Катерина придавлена окружающей ее обстановкой. Ее прежние чувства подавила властолюбивая Кабаниха. Здесь же и проис-ходит неизбежный конфликт между душевным миром Катери-ны и “темным царством” Кабановой. Кабаниха властно, безжалостно, надоедливо точит Катерину , скрывая свою злобу и спесь под маской внешнего благочестия. Душная и напряжен-ная атмосфера города начинает отравлять жизнь Катерины. Всем существом ненавидя окружающие быт, задыхаясь в нем, Катерина стремится к воле, к свету, к любви. Рассматривая отношение Катерины к Тихону, мы замечаем, что она не любит его, потому что ее выдали замуж по сговору родителей. Катерина пытается найти отзыв в сердце мужа, но в ответ на это он всего лишь жалеет ее. Слепо повинуясь матери, Тихон постепенно меркнет в глазах Катерины.
    Но вот на ее жизненном пути становится новый человек, который отличается от всех окружающих и сходится с настроениями, близкими ей самой. Это Борис. Превосходя Катерину по образованию, он уступает ей по силе воли, ненависти к гнетущим обстоятельствам. Это слабохарактерный, безвольный человек., по психологии раб. Борис, в отличие от Катерины, не может пойти на разрыв с окружающим его миром, поэтому хочет скрыть свои отношения с Катериной. Но та решительно отвечает: “Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?”
    Захваченная впервые вспыхнувшим чувством, Катерина пошла навстречу любви, но открытая, правдивая, она не могла скрывать своих тайных встреч с Борисом. Она религиозна, поэтому считает великим грехом любить другого человека. Ее угнетает украденное счастье. Во время грозы ,в полубреду, в состоянии помрачения, она признается в своей неверности мужу.
    Отстаивая права человеческой личности на свободу, ища выхода из создавшегося жизненного тупика, Катерина пытается опереться на Бориса.
    На просьбу взять ее с собой , он отвечает отказом. И Борис покидает Катерину в очень трудный для нее момент, подчиняясь воли дядюшки.
    Катерина вновь чувствует себя одинокой. Никто не может прийти ей на помощь, а поэтому ей самой приходится решать свою судьбу. Вот Катерина стоит перед диллемой: идти домой или броситься в омут. И она выбирает второе.
    В положении Катерины гибель в омуте было выражением не трусости, не слабости, не покорности , а ненависти к угнетаю-щим порядкам , проявлением рвущегося наружу стремления к воле, внутреннего осознания своих человеческих прав, духов-ной силы, смелости. Ее смелость сказалась в частности в том, что кончая жизнь самоубийством, она пренебрегла законам религии, думая в тот момент не о спасении души, а о любви, которая открылась ей. Катерина- одна из наиболее замечатель-ных образов русских женщин. Она отражает своим поведением стихийный протест народных масс. Гибель Катерины , укре-пившая и усилившая возмущение Кулигина, вызвавшая к “бунту” против своей маменьки робкого и забитого Тихона, несомненно содействовала разрушению старого порядка.
    В ответ на произведение Островского “Гроза” в 1860 году Добролюбов написал статью, которая называлась “Луч света в темном царстве”, где раскрыл художественный смысл и общественное значение пьесы. Пьеса и статья как бы соединились в сознании читателей и приобрели громадную силу воздействия.
    В образе Катерины по мнению Добролюбова, воплотилась “великая народная идея” – идея освобождения.
    ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *