Моё любимое произведение Николая Васильевича Гоголя
Произведения Николая Васильевича Гоголя открывают широкому кругу читателей фантастический и интересный мир героев из сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести». Из них моим любимым сборником является «Миргород». Его подзаголовком является «Повести, служащие продолжением «Вечера на хуторе близ Диканьки». Книга вышла в двух частях. В первую часть вошли «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба». Во вторую – «Вий» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Я люблю две повести «Вий» и «Тарас Бульба».
В романтической, приподнятой тональности написаны «Тарас Бульба» и «Вий». Они являются повестями из легендарного прошлого. Н.В.Гоголь являлся довольно загадочным и даже можно сказать мистическим человеком, поэтому его произведения пропитаны той загадкой и мистикой, которыми обладал сам писатель.
«Вий» у Гоголя – есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Это произведение мне нравится своей фантастикой. Оно пропитано старыми обычаями, речью тех времён. В нем Гоголь передаёт легенды, которые ходили о различных вурдалаках, ведьмах, нечистой силе в Киеве. Для себя я могу смело сказать, что он является первым русским ужастиком. Недаром в нашей современной России до сих пор считается самым страшным фильмом «Вий» снятый по мотивам гоголевской повести. Гоголь говорил, что эта повесть и есть народное предание, и он рассказал её в такой же простоте, как и слышал.
В « Вие» мы углубляемся в древний Киев в то время когда были различные философы, риторы и богословы. В повести Гоголь хорошо описал весь учёный народ Киева. Когда учёная толпа приходила раньше положенного, то между ними затевался бой. Обыкновенно богословия побеждала всех, а философы только почёсывала бока. Главный герой повести философ Хома Брут. Он был весёлого нрава, любил курить свою люльку. Хома стал жертвой паночки-ведьмы. Когда он убил старую ведьму, она мигом превратилась в красивую девушку. Перед смертью ведьма попросила своего отца, чтобы Хома отчитывал молитвы три дня над её умершим телом. Мне очень понравилось, как Гоголь передал внешность умершей панночки, образ церкви. Благодаря такому описанию можно ещё больше углубиться в это событие, и можно даже на себе почувствовать ту неловкость и страх Хомы.
Церковь деревянная, почерневшая, убранная мхом. Внутри церкви свечи были зажжены перед каждым образом. Свет от них освещал только иконостас и половину церкви. Высокий старинный иконостас показывал глубокую ветхость. Лики святых смотрели как-то мрачно. По середине стоял чёрный гроб. С этого момента уже становится страшновато за героя, только один вид церкви наводит на мысль о страшных событиях, которые должны произойти. Мёртвая ведьма для Хомы казалась как живая. Лоб был нежный, прекрасный; брови – ровные, тонкие, а уста – рубины. Красавица, какая когда-либо бывало на земле, но тем временем ему было очень страшно и неловко от её чарующей красоты. Хома не мог устоять перед могуществом красоты ведьмы и погиб от страха. Мне очень нравится крылатая фраза самого, Вия « Подымите мне веки». На мой взгляд, это одно из лучших произведений Н.В.Гоголя.
«Тарас Бульба» — это повесть, которая относится к событиям украинской истории. Но писатель совершенно не следовал хронологии событий. Это произведение мне нравится из-за того, что Гоголь очень хорошо показал отношение между отцом и детьми. Повесть начинается с того, что Тарас Бульба отправляется со своими сыновьями в Запорожскую Сечь. В ней свои нравственные ценности, свои понятия о добре и зле. Сам Тарас Бульба старый казак, который очень предан своему товариществу, и раде него ему не жалко своей жизни и жизни своих детей. У него было два сына Андрий и Остап. Для него они в первую очередь товарищи, братья, а только потом сыновья. Мне очень понравилась сцена, где Тарас узнаёт, что Андрий предал своих. Бульба не может выдержать предательство своего сына. Ему нечего остаётся делать, как убить своего сына, за то, что предал братство, товарищество, которому Бульба всем сердцем предан. Перед тем как убить Андрия Тарас Бульба говорит, на мой взгляд, великолепные слова « Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?.. Так продать? продать веру? продать своих? Стой же; слезай с коня!.. Стой не шевелись! Я тебе породил, я тебя и убью!..»Андрий был поражён от меча своего отца. После поймали Остапа и приговорили к смертной казни. Остап был сильным и отважным, истинным героем. Тарас очень любил и гордился своим сыном. На глазах Бульбы его четвертовали. Для меня этот момент в повести является одним из самых страшных событий. Сердце просто заходится и становится очень жалко Старого Тараса, который практически сразу потерял своих сыновей. В последние моменты жизни Тарас делает всё, что бы его товарищи спаслись, и сам не замечая того, что скоро наступит мучительная смерть от огня. Эта повесть даёт огромный урок. Она учит любить, защищать свою родину чему бы ему это не стоило. Это повесть очень актуальна и сегодня.
Гоголь является великим писателем нашей России. Его повести учат смелости, доброте, отваге. Каждый человек должен хотя бы одну повесть Гоголя прочитать, так как в них заложен огромный смысл.
Почти у каждого писателя есть произведение, которое является делом всей его жизни, творением, в котором он воплотил свои искания и сокровенные думы. Для Гоголя это, без сомнения, «Мертвые души». Читая книгу впервые, я мало обращал внимание на лирические размышления автора о России и русском народе. Эти прекрасные места даже казались неуместными в сатирической поэме. Перечитав недавно «Мертвые души», я вдруг открыл Гоголя как великого патриота, убедился, как важен для всего замысла писателя исполненный образ Руси. В своей поэме Гоголь стремился создать всестороннюю картину национальной жизни.
Россия XIX века — дворянская страна. Именно дворянское сословие определяло ее судьбу, ход ее развития. Ядром сюжета «Мертвых душ» была авантюра Чичикова. Она только казалась невероятной, анекдотичной; на самом же деле была достоверной во всех мельчайших подробностях. Крепостническая действительность создавала весьма благоприятные условия для таких авантюр. Мертвые души становились обузой для
помещиков, мечтавших, естественно, от них избавиться. И это создавало психологическую предпосылку для всякого рода махинаций. Одним мертвые души были в
тягость; другие, напротив, испытывали нужду в них, рассчитывая при помощи мошеннических сделок извлечь выгоду. Именно на это уповал Павел Иванович Чичиков.
Чичиков — единственный персонаж, история жизни которого раскрыта во всех деталях.
Историческая новизна характера заставила писателя заняться его всесторонним художественным исследованием. Чтобы понять Чичикова как общественно-психологический тип, надо было осмыслить тайну его происхождения и постигнуть те жизненные условия, под влиянием которых формировался его характер. Манилов и Собакевич, Коробочка и Ноздрев показаны Гоголем более или менее статично, то есть вне развития, как характеры, олицетворяющие их уклад жизни. Статичность характера вполне
соответствовала застойности бытия и всего образа жизни подобных людей.
Среди крепостных крестьян мы не видим характеров столь же яркой художественной силы, как среди помещиков. Писатель отделяет помещиков и чиновников от народа. Лично мне кажется, что неправильно толковать, будто все помещики и чиновники, да и сам Чичиков, и есть подлинные «мертвые души». Так можно назвать из всех типов только Плюшкина, душа которого омертвела от жадности. Но и сам Гоголь поясняет, что подобное явление редко попадается на Руси. «Мертвые души» — произведение энциклопедическое по широте охвата жизненного материала. Это художественное исследование коренных проблем современной писателю общественной жизни. Здесь вскрыты ее самые острые социальные противоречия. В композиционном отношении главное место в поэме занимает изображение помещичьего и чиновничьего мира. Но идейным ее стержнем является мысль о трагической народной судьбе. Правда, «люди низкого класса» изображены не крупным планом и занимают в общей панораме событий скромное место.
Что же за человек Чичиков? Входит ли он в общую картину российской жизни или выпадает из нее? Хотя Павел Иванович отчасти чиновник и отчасти помещик, Гоголь отделяет его от этого мира, присоединяя к Руси «с одного боку». Своеобразие героя заключается в том, что он являет собой существо новое, в своей новизне неясное, возможностей своих не исчерпавшее, как помещики и чиновники.
Свое благополучие Павел Иванович строил за счет других: оскорбление учителя, обман повытчика и его дочери, взяточничество, присвоение казенного, махинация на таможне.
Причем, всякий раз терпя поражение, он с еще большей энергией осуществлял очередное
мошенничество. Интересно вспомнить, какие мысли занимали гоголевского героя после
неудавшейся сделки с контрабандистами. Чичиков сетовал на то, что все пользуются
своей должностью, «все приобретают», если бы не взял он, то взяли бы другие. Это Павел
Иванович называет «угрызениями совести», размышляя о своих детях, которым он не сможет оставить достойного состояния.
Мы не можем отрицать, что Чичиков — человек дела, не опускающий руки перед трудностями, что его судьба во многом драматична. Отрадно замечать в таких людях проявление искренних чувств. При встрече на балу с таинственной незнакомкой, губернаторской дочкой, с главным героем произошло «что-то такое страшное». Однако грустно осознавать неразвитость души героя, ее неспособность воспринимать высокое и возвышенное.
Можно сказать, что жизнь Чичикова была выполнением этого завета. Поэтому и говорим мы, что он «рыцарь копейки». Ведь ей он остался верным до конца. Вышедши из училища и предав своего учителя, Чичиков начинает более трудные дела. Он долго ухаживает за некрасивой дочерью своего начальника, делает вид, что собирается на ней жениться. Но когда обрадованный отец помогает мнимому зятю стать мелким начальником, Чичиков ловко обманывает его. Павел Иванович быстро идет в гору. Вот он уже в комиссии, которая собирается строить государственное здание.
Но члены этой комиссии занимаются лишь воровством. Не дремлет и Чичиков. Однако воров накрывают. Все равно наш герой не сдается. Он становится таможенником, ловко разоблачает контрабандистов. А потом новая афера. И она не удалась. Осталось у нашего рыцаря тысяч 10-20 да кое-что из прежней роскоши. Но он упрям: «Плачем горю не пособить, нужно дело делать». И начинает новое гениальное по своей простоте и возможности нажиться за государственный счет дело. Он скупает мертвых крестьян, которые еще числятся по переписи живыми, чтобы заложить их в Опекунский совет. Его стремление к обогащению делает из него опытного психолога. Все (даже Собакевич) отзываются о нем самым лучшим образом. Он многолик в отношениях с людьми, подстраивается под интересы и характер тех, кто ему нужен. Сама внешность, опрятная красивая одежда, хорошие манеры все говорит о его неуловимости.
Гоголю удалось показать сложный характер, который выписан с такой психологической точностью и обобщенностью, что узнаваем и сегодня. Называя Чичикова «подлецом», писатель не только высказывает свое отношение к типу таких людей, но и ясно осознает, что приобретательство становится страшным бичом общества. Приступая к самому грандиозному проекту — покупке «мертвых душ», Павел Иванович пытается учесть опыт предшествующих неудач, поэтому действия его неторопливы и в то же время целенаправленны и масштабны. Он постиг «великую тайну нравиться», производя неотразимое впечатление на губернское дворянство. Ему не откажешь в знании людей, как тонкий психолог беседует он с помещиками. Наконец, Гоголь не отказал Чичикову в таких качествах, как энергия и воля, чего лишены совершенно «мертвые души» чиновников и помещиков. Однако «живая душа» героя «Мертвых душ» несет миру не меньшее зло. На смену косности и пошлости приходит воинствующая подлость.
Николая Васильевича Гоголя всерьез тревожит глубокое проникновение Чичиковых в общество, что ведет к потере человечности. Исследование характера приобретателя автор заканчивает горьким раздумьем о том, что «миллионщик», новоявленный Наполеон Чичиков живет в каждом человеке. И потому задача писателя — помочь избавиться людям от пороков.
…Великие произведения искусства становятся вечными спутниками человечества.
С. Машинский
Николай Васильевич Гоголь – один из великих писателей XIX века. Моим любимым произведением является поэма “Мертвые души”. Это произведение – самая
значительная работа Николая Васильевича Гоголя, вершина его творчества. Читая его,
видишь, какая страшная была жизнь на русской земле. “Крик ужаса и стыд”, – так
назвал Герцен эту поэму.
В поэме “Мертвые души” писатель показал, что старая патриархальная дворянская Россия начинает разрушаться. Сюжет состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне очень связанных между собой звеньев: помещики, городское чиновничество и жизнеописание Чичикова. Образы помещиков, в частности Плюшкина: “Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух. Гораздо замечательнее был
наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на
юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых
охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое,
которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не
галстук” – яркие тому свидетельства.
Появление людей иной жизненной ориентации вызвано неумолимым ходом истории. Таков Павел Иванович Чичиков, “не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод”, – человек новой формации, делец-приобретатель.
Характер Чичикова непрост, понять его читателю нелегко. В начале повествования автор
рисует внешний облик героя: “человек средних лет”, “не красавец, но и не дурной
наружности”, – подчеркивая неопределенность и непредсказуемость этого образа.
Раскрывая читателю главного героя как социально-психологический тип, Гоголь повествует о происхождении, воспитании и жизненных условиях формирования личности Чичикова.
Павел Иванович – единственный персонаж, история жизни которого раскрыта во всех деталях, всесторонне художественно исследована. Он относится к типу “сквозных” героев, хотя с его биографией мы знакомимся лишь в конце первого тома.
Что же за человек Чичиков? Входит ли он в общую картину российской жизни или выпадает из нее? Хотя Павел Иванович отчасти чиновник и отчасти помещик, Гоголь отделяет его от этого мира, присоединяя к Руси “с одного боку”. Своеобразие героя заключается в том, что он являет собой существо новое, в своей новизне неясное, возможностей своих не исчерпавшее, как помещики и чиновники.
В одиннадцатой главе поэмы писатель открывает перед нами историю жизни
Чичикова. Автор отмечает “темное и скромное” происхождение героя. Его
начальное воспитание и обучение протекали в “маленькой горенке с маленькими окнами”,
которые никогда не открывались. Отец оставил в наследство Павлуше полтину меди
да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам, сторониться друзей,
и самое главное – беречь и копить копейку. В завещании батюшка ничего не сказал сыну о моральной ответственности перед людьми, о чести и достоинстве. Идя по дороге жизни и вырабатывая свои житейские принципы, Чичиков понял, что эти понятия только
мешают достижению корыстных целей.
Свое благополучие Павел Иванович строил за счет других: оскорбление учителя, обман повытчика и его дочери, взяточничество, присвоение казенного, махинация на таможне.
Причем, всякий раз терпя поражение, он с еще большей энергией осуществлял очередное
мошенничество. Интересно вспомнить, какие мысли занимали гоголевского героя после
неудавшейся сделки с контрабандистами. Чичиков сетовал на то, что все пользуются
своей должностью, “все приобретают”, если бы не взял он, то взяли бы другие. Это Павел
Иванович называет “угрызениями совести”, размышляя о своих детях, которым он не
сможет оставить достойного состояния.
Гоголь, пристально наблюдающий не только за поступками героя, но и за его мыслями,
отмечает, что в чичиковских рассуждениях “была некоторая сторона справедливости”.
Привычно звучит гоголевская ирония о том, что такое поведение чиновников в России
было естественно.
Мы не можем отрицать, что Чичиков – человек дела, не опускающий руки перед трудностями, что его судьба во многом драматична. Отрадно замечать в таких людях проявление искренних чувств. При встрече на балу с таинственной незнакомкой, губернаторской дочкой, с главным героем произошло “что-то такое страшное”. Однако грустно осознавать неразвитость души героя, ее неспособность воспринимать высокое и возвышенное.
Гоголю удалось показать сложный характер, который выписан с такой психологической точностью и обобщенностью, что узнаваем и сегодня. Называя Чичикова “подлецом”, писатель не только высказывает свое отношение к типу таких людей, но и ясно осознает, что приобретательство становится страшным бичом общества.
Приступая к самому грандиозному проекту – покупке “мертвых душ”, Павел Иванович пытается учесть опыт предшествующих неудач, поэтому действия его неторопливы и в то же время целенаправленны и масштабны. Он постиг “великую тайну нравиться”, производя неотразимое впечатление на губернское дворянство. Ему не откажешь в знании людей, как тонкий психолог беседует он с помещиками. Наконец, Гоголь не отказал Чичикову в таких качествах, как энергия и воля, чего лишены совершенно “мертвые души” чиновников и помещиков. Однако “живая душа” героя “Мертвых душ” несет миру не меньшее зло. На смену косности и пошлости приходит воинствующая подлость.
Николая Васильевича Гоголя всерьез тревожит глубокое проникновение Чичиковых в
общество, что ведет к потере человечности. Исследование характера приобретателя
автор заканчивает горьким раздумьем о том, что “миллионщик”, новоявленный Наполеон
Чичиков живет в каждом человеке. И потому задача писателя – помочь избавиться людям от пороков.
“Мертвые души” принадлежат к числу таких произведений, глубина мысли, немеркнущая
художественная красота, поэзия которых чрезвычайно дороги людям.
Каждая эпоха по-новому прочитывает эти произведения и всякий раз открывает в них
что-то новое и очень важное для людей, помогающее им глубже понимать прошлое и
настоящее того мира, в котором они живут, то есть приобретать понимание жизни в ее
непрестанном историческом движении.
Мое любимое произведение Николая Васильевича Гоголя – “Мертвые души”. Почти у каждого писателя есть произведение, которое является делом всей его жизни, творением, в котором он воплотил свои искания и сокровенные думы. Для Гоголя это, без сомнения, “Мертвые души”. Читая книгу впервые, я мало обращал внимание на лирические размышления автора о России и русском народе. Эти прекрасные места даже казались неуместными в сатирической поэме. Перечитав недавно “Мертвые души”, я вдруг открыл Гоголя как великого патриота, убедился, как важен для всего замысла писателя исполненный образ Руси.
В своей поэме Гоголь стремился создать всестороннюю картину национальной жизни.
Россия XIX века – дворянская страна. Именно дворянское сословие определяло ее судьбу, ход ее развития. Ядром сюжета “Мертвых душ” была авантюра Чичикова. Она только казалась невероятной, анекдотичной; на самом же деле была достоверной во всех мельчайших подробностях. Крепостническая действительность создавала весьма благоприятные условия для таких авантюр. Мертвые души становились обузой для
помещиков, мечтавших, естественно, от них избавиться. И это создавало психологическую предпосылку для всякого рода махинаций. Одним мертвые души были в
тягость; другие, напротив, испытывали нужду в них, рассчитывая при помощи мошеннических сделок извлечь выгоду. Именно на это уповал Павел Иванович Чичиков.
Чичиков – единственный персонаж, история жизни которого раскрыта во всех деталях.
Историческая новизна характера заставила писателя заняться его всесторонним
художественным исследованием. Чтобы понять Чичикова как общественно-психологический тип, надо было осмыслить тайну его происхождения и постигнуть те жизненные условия, под влиянием которых формировался его характер. Манилов и Собакевич, Коробочка и Ноздрев показаны Гоголем более или менее статично, то есть вне развития, как характеры, олицетворяющие их уклад жизни. Статичность характера вполне
соответствовала застойности бытия и всего образа жизни подобных людей.
Среди крепостных крестьян мы не видим характеров столь же яркой художественной силы, как среди помещиков. Писатель отделяет помещиков и чиновников от народа. Лично мне кажется, что неправильно толковать, будто все помещики и чиновники, да и сам Чичиков, и есть подлинные “мертвые души”. Так можно назвать из всех типов только Плюшкина, душа которого омертвела от жадности. Но и сам Гоголь поясняет, что подобное явление редко попадается на Руси.
Само общество не видит странности, необычности, в конце концов ненормальности своего
привычного образа жизни. Гоголь дает два угла зрения, два возможных восприятия
устойчивого хода жизни. Одно изнутри – восприятие тех, кто привык к этой жизни и
образует ее пласты, другое – автора, который видит все намного разностороннее,
пытаясь найти способ пробудить людей.
И вот, кажется, пробуждение готово произойти. Город узнает о том, что Чичиков скупал
мертвые души.
“Мертвые души” – произведение энциклопедическое по широте охвата жизненного материала. Это художественное исследование коренных проблем современной писателю общественной жизни. Здесь вскрыты ее самые острые социальные противоречия. В композиционном отношении главное место в поэме занимает изображение
помещичьего и чиновничьего мира. Но идейным ее стержнем является мысль о трагической народной судьбе. Правда, “люди низкого класса” изображены не крупным планом и занимают в общей панораме событий скромное место.
Великие произведения искусства становятся спутниками человечества. Они не знают
старости и увядания. Каждая эпоха по-новому прочитывает эти произведения и всякий раз
открывает в них что-то новое и очень важное для людей, помогающее глубже понимать
прошлое и настоящее того мира, в котором они живут, то есть понимать жизнь в ее
непрестанном историческом движении. “Мертвые души” принадлежат к числу таких
произведений, глубина мысли, немеркнущая художественная красота, поэзия которых
чрезвычайно дороги.
…Великие произведения искусства становятся вечными спутниками человечества.
С. Машинский
Николай Васильевич Гоголь — один из великих писателей XIX века. Моим любимым произведением является поэма «Мертвые души». Это произведение — самая значительная работа Николая Васильевича Гоголя, вершина его творчества. Читая его, видишь, какая страшная была жизнь на русской земле. «Крик ужаса и стыд», — так назвал Герцен эту поэму.
В поэме «Мертвые души» писатель показал, что старая патриархальная дворянская Россия начинает разрушаться. Сюжет состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне очень связанных между собой звеньев: помещики, городское чиновничество и жизнеописание Чичикова. Образы помещиков, в частности Плюшкина: «Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух. Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что- то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук» — яркие тому свидетельства.
Появление людей иной жизненной ориентации вызвано неумолимым ходом истории. Таков Павел Иванович Чичиков, «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод», — человек новой формации, делец-при- обретатель.
Характер Чичикова непрост, понять его читателю нелегко. В начале повествования автор рисует внешний облик героя: «человек средних лет», «не красавец, но и не дурной наружности», — подчеркивая неопределенность и непредсказуемость этого образа.
Раскрывая читателю главного героя как социально-психологический тип, Гоголь повествует о происхождении, воспитании и жизненных условиях формирования личности Чичикова.
Павел Иванович — единственный персонаж, история жизни которого раскрыта во всех деталях, всесторонне художественно исследована. Он относится к типу «сквозных» героев, хотя с его биографией мы знакомимся лишь в конце первого тома.
Что же за человек Чичиков? Входит ли он в общую картину российской жизни или выпадает из нее? Хотя Павел Иванович отчасти чиновник и отчасти помещик, Гоголь отделяет его от этого мира, присоединяя к Руси «с одного боку». Своеобразие героя заключается в том, что он являет собой существо новое, в своей новизне неясное, возможностей своих не исчерпавшее, как помещики и чиновники.
В одиннадцатой главе поэмы писатель открывает перед нами историю жизни Чичикова. Автор отмечает «темное и скромное» происхождение героя. Его начальное воспитание и обучение протекали в «маленькой горенке с маленькими окнами», которые никогда не открывались. Отец оставил в наследство Павлуше полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам, сторониться друзей, и самое главное — беречь и копить копейку. В завещании батюшка ничего не сказал сыну о моральной ответственности перед людьми, о чести и достоинстве, Идя по дороге жизни и вырабатывая свои житейские принципы, Чичиков понял, что эти понятия только мешают достижению корыстных целей.
Свое благополучие Павел Иванович строил за счет других: оскорбление учителя, обман повытчика и его дочери, взяточничество, присвоение казенного, махинация на таможне. Причем, всякий раз терпя поражение, он с еще большей энергией осуществлял очередное мошенничество. Интересно вспомнить, какие мысли занимали гоголевского героя после неудавшейся сделки с контрабандистами. Чичиков сетовал на то, что все пользуются своей должностью, «все приобретают», если бы не взял он, то взяли бы другие. Это Павел Иванович называет «угрызениями совести», размышляя о своих детях, которым он не сможет оставить достойного состояния.
Гоголь, пристально наблюдающий не только за поступками героя, но и за его мыслями, отмечает, что в чичиковских рассуждениях «была некоторая сторона справедливости». Привычно звучит гоголевская ирония о том, что такое поведение чиновников в России было естественно.
Мы не можем отрицать, что Чичиков — человек дела, не опускающий руки перед трудностями, что его судьба во многом драматична. Отрадно замечать в таких людях проявление искренних чувств. При встрече на балу с таинственной незнакомкой, губернаторской дочкой, с главным героем произошло «что-то такое страшное». Однако грустно осознавать неразвитость души героя, ее неспособность воспринимать высокое и возвышенное.
Гоголю удалось показать сложный характер, который выписан с такой психологической точностью и обобщенностью, что узнаваем и сегодня. Называя Чичикова «подлецом», писатель не только высказывает свое отношение к типу таких людей, но и ясно осознает, что приобретательство становится страшным бичом общества.
Приступая к самому грандиозному проекту — покупке «мертвых душ», Павел Иванович пытается учесть опыт предшествующих неудач, поэтому действия его неторопливы и в то же время целенаправленны и масштабны. Он постиг «великую тайну нравиться», производя неотразимое впечатление на губернское дворянство. Ему не откажешь в знании людей, как тонкий психолог беседует он с помещиками. Наконец, Гоголь не отказал Чичикову в таких качествах, как энергия и воля, чего лишены совершенно «мертвые души» чиновников и помещиков. Однако «живая душа» героя «Мертвых душ» несет миру не меньшее зло. На смену косности и пошлости приходит воинствующая подлость.
Николая Васильевича Гоголя всерьез тревожит глубокое проникновение Чичиковых в общество, что ведет к потере человечности. Исследование характера приобретателя автор заканчивает горьким раздумьем о том, что «миллионщик», новоявленный Наполеон Чичиков живет в каждом человеке. И потому задача писателя — помочь избавиться людям от пороков.
«Мертвые души» принадлежат к числу таких произведений, глубина мысли, немеркнущая художественная красота, поэзия которых чрезвычайно дороги людям.
Каждая эпоха по-новому прочитывает эти произведения и всякий раз открывает в них что-то новое и очень важное для людей, помогающее им глубже понимать прошлое и настоящее того мира, в котором они живут, то есть приобретать понимание жизни в ее непрестанном историческом движении.
Мое любимое произведение Николая Васильевича Гоголя — “Мертвые души”. Почти у каждого писателя есть произведение, которое является делом всей его жизни, творением, в котором он воплотил свои искания и сокровенные думы. Для Гоголя это, без сомнения, “Мертвые души”. Читая книгу впервые, я мало обращал внимание на лирические размышления автора о России и русском народе. Эти прекрасные места даже казались неуместными в сатирической поэме. Перечитав недавно “Мертвые души”, я вдруг открыл Гоголя как великого патриота, убедился, как важен для всего замысла писателя исполненный образ Руси.
В своей поэме Гоголь стремился создать всестороннюю картину национальной жизни.
Россия XIX века — дворянская страна. Именно дворянское сословие определяло ее судьбу, ход ее развития. Ядром сюжета “Мертвых душ” была авантюра Чичикова. Она только казалась невероятной, анекдотичной; на самом же деле была достоверной во всех мельчайших подробностях. Крепостническая действительность создавала весьма благоприятные условия для таких авантюр. Мертвые души становились обузой для
помещиков, мечтавших, естественно, от них избавиться. И это создавало психологическую предпосылку для всякого рода махинаций. Одним мертвые души были в
тягость; другие, напротив, испытывали нужду в них, рассчитывая при помощи мошеннических сделок извлечь выгоду. Именно на это уповал Павел Иванович Чичиков.
Чичиков — единственный персонаж, история жизни которого раскрыта во всех деталях.
Историческая новизна характера заставила писателя заняться его всесторонним художественным исследованием. Чтобы понять Чичикова как общественно-психологический тип, надо было осмыслить тайну его происхождения и постигнуть те жизненные условия, под влиянием которых формировался его характер. Манилов и Собакевич, Коробочка и Ноздрев показаны Гоголем более или менее статично, то есть вне развития, как характеры, олицетворяющие их уклад жизни. Статичность характера вполне соответствовала застойности бытия и всего образа жизни подобных людей.
Среди крепостных крестьян мы не видим характеров столь же яркой художественной силы, как среди помещиков. Писатель отделяет помещиков и чиновников от народа. Лично мне кажется, что неправильно толковать, будто все помещики и чиновники, да и сам Чичиков, и есть подлинные “мертвые души”. Так можно назвать из всех типов только Плюшкина, душа которого омертвела от жадности. Но и сам Гоголь поясняет, что подобное явление редко попадается на Руси.
Само общество не видит странности, необычности, в конце концов ненормальности своего привычного образа жизни. Гоголь дает два угла зрения, два возможных восприятия
устойчивого хода жизни. Одно изнутри — восприятие тех, кто привык к этой жизни и образует ее пласты, другое — автора, который видит все намного разностороннее, пытаясь найти способ пробудить людей.
И вот, кажется, пробуждение готово произойти. Город узнает о том, что Чичиков скупал мертвые души.
“Мертвые души” — произведение энциклопедическое по широте охвата жизненного материала. Это художественное исследование коренных проблем современной писателю общественной жизни. Здесь вскрыты ее самые острые социальные противоречия. В композиционном отношении главное место в поэме занимает изображение
помещичьего и чиновничьего мира. Но идейным ее стержнем является мысль о трагической народной судьбе. Правда, “люди низкого класса” изображены не крупным планом и занимают в общей панораме событий скромное место.
Великие произведения искусства становятся спутниками человечества. Они не знают старости и увядания. Каждая эпоха по-новому прочитывает эти произведения и всякий раз открывает в них что-то новое и очень важное для людей, помогающее глубже понимать прошлое и настоящее того мира, в котором они живут, то есть понимать жизнь в ее непрестанном историческом движении. “Мертвые души” принадлежат к числу таких произведений, глубина мысли, немеркнущая художественная красота, поэзия которых чрезвычайно дороги.
Мое любимое произведение Николая Васильевича Гоголя — “Мертвые души”. Почти у каждого писателя есть произведение, которое является делом всей его жизни, творением, в котором он воплотил свои искания и сокровенные думы. Для Гоголя это, без сомнения, “Мертвые души”. Читая книгу впервые, я мало обращал внимание на лирические размышления автора о России и русском народе. Эти прекрасные места даже казались неуместными в сатирической поэме. Перечитав недавно “Мертвые души”, я вдруг открыл Гоголя как великого патриота, убедился, как важен для всего замысла писателя исполненный образ Руси.
В своей поэме Гоголь стремился создать всестороннюю картину национальной жизни.
Россия XIX века — дворянская страна. Именно дворянское сословие определяло ее судьбу, ход ее развития. Ядром сюжета “Мертвых душ” была авантюра Чичикова. Она только казалась невероятной, анекдотичной; на самом же деле была достоверной во всех мельчайших подробностях. Крепостническая действительность создавала весьма благоприятные условия для таких авантюр. Мертвые души становились обузой для
помещиков, мечтавших, естественно, от них избавиться. И это создавало психологическую предпосылку для всякого рода махинаций. Одним мертвые души были в
тягость; другие, напротив, испытывали нужду в них, рассчитывая при помощи мошеннических сделок извлечь выгоду. Именно на это уповал Павел Иванович Чичиков.
Чичиков — единственный персонаж, история жизни которого раскрыта во всех деталях.
Историческая новизна характера заставила писателя заняться его всесторонним
художественным исследованием. Чтобы понять Чичикова как общественно-психологический тип, надо было осмыслить тайну его происхождения и постигнуть те жизненные условия, под влиянием которых формировался его характер. Манилов и Собакевич, Коробочка и Ноздрев показаны Гоголем более или менее статично, то есть вне развития, как характеры, олицетворяющие их уклад жизни. Статичность характера вполне
соответствовала застойности бытия и всего образа жизни подобных людей.
Среди крепостных крестьян мы не видим характеров столь же яркой художественной силы, как среди помещиков. Писатель отделяет помещиков и чиновников от народа. Лично мне кажется, что неправильно толковать, будто все помещики и чиновники, да и сам Чичиков, и есть подлинные “мертвые души”. Так можно назвать из всех типов только Плюшкина, душа которого омертвела от жадности. Но и сам Гоголь поясняет, что подобное явление редко попадается на Руси.
Само общество не видит странности, необычности, в конце концов ненормальности своего
привычного образа жизни. Гоголь дает два угла зрения, два возможных восприятия
устойчивого хода жизни. Одно изнутри — восприятие тех, кто привык к этой жизни и
образует ее пласты, другое — автора, который видит все намного разностороннее,
пытаясь найти способ пробудить людей.
И вот, кажется, пробуждение готово произойти. Город узнает о том, что Чичиков скупал
мертвые души.
“Мертвые души” — произведение энциклопедическое по широте охвата жизненного материала. Это художественное исследование коренных проблем современной писателю общественной жизни. Здесь вскрыты ее самые острые социальные противоречия. В композиционном отношении главное место в поэме занимает изображение
помещичьего и чиновничьего мира. Но идейным ее стержнем является мысль о трагической народной судьбе. Правда, “люди низкого класса” изображены не крупным планом и занимают в общей панораме событий скромное место.
Великие произведения искусства становятся спутниками человечества. Они не знают
старости и увядания. Каждая эпоха по-новому прочитывает эти произведения и всякий раз
открывает в них что-то новое и очень важное для людей, помогающее глубже понимать
прошлое и настоящее того мира, в котором они живут, то есть понимать жизнь в ее
непрестанном историческом движении. “Мертвые души” принадлежат к числу таких
произведений, глубина мысли, немеркнущая художественная красота, поэзия которых
чрезвычайно дороги.
?
Моё любимое произведение Николая Васильевича Гоголя
Произведения Николая Васильевича Гоголя открывают широкому кругу читателей фантастический и интересный мир героев из сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести». Из них моим любимым сборником является «Миргород». Его подзаголовком является «Повести, служащие продолжением «Вечера на хуторе близ Диканьки». Книга вышла в двух частях. В первую часть вошли «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба». Во вторую – «Вий» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Я люблю две повести «Вий» и «Тарас Бульба».
В романтической, приподнятой тональности написаны «Тарас Бульба» и «Вий». Они являются повестями из легендарного прошлого. Н.В.Гоголь являлся довольно загадочным и даже можно сказать мистическим человеком, поэтому его произведения пропитаны той загадкой и мистикой, которыми обладал сам писатель.
«Вий» у Гоголя – есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Это произведение мне нравится своей фантастикой. Оно пропитано старыми обычаями, речью тех времён. В нем Гоголь передаёт легенды, которые ходили о различных вурдалаках, ведьмах, нечистой силе в Киеве. Для себя я могу смело сказать, что он является первым русским ужастиком. Недаром в нашей современной России до сих пор считается самым страшным фильмом «Вий» снятый по мотивам гоголевской повести. Гоголь говорил, что эта повесть и есть народное предание, и он рассказал её в такой же простоте, как и слышал.
В « Вие» мы углубляемся в древний Киев в то время когда были различные философы, риторы и богословы. В повести Гоголь хорошо описал весь учёный народ Киева. Когда учёная толпа приходила раньше положенного, то между ними затевался бой. Обыкновенно богословия побеждала всех, а философы только почёсывала бока. Главный герой повести философ Хома Брут. Он был весёлого нрава, любил курить свою люльку. Хома стал жертвой паночки-ведьмы. Когда он убил старую ведьму, она мигом превратилась в красивую девушку. Перед смертью ведьма попросила своего отца, чтобы Хома отчитывал молитвы три дня над её умершим телом. Мне очень понравилось, как Гоголь передал внешность умершей панночки, образ церкви. Благодаря такому описанию можно ещё больше углубиться в это событие, и можно даже на себе почувствовать ту неловкость и страх Хомы.
Церковь деревянная, почерневшая, убранная мхом. Внутри церкви свечи были зажжены перед каждым образом. Свет от них освещал только иконостас и половину церкви. Высокий старинный иконостас показывал глубокую ветхость. Лики святых смотрели как-то мрачно. По середине стоял чёрный гроб. С этого момента уже становится страшновато за героя, только один вид церкви наводит на мысль о страшных событиях, которые должны произойти. Мёртвая ведьма для Хомы казалась как живая. Лоб был нежный, прекрасный; брови – ровные, тонкие, а уста – рубины. Красавица, какая когда-либо бывало на земле, но тем временем ему было очень страшно и неловко от её чарующей красоты. Хома не мог устоять перед могуществом красоты ведьмы и погиб от страха. Мне очень нравится крылатая фраза самого, Вия « Подымите мне веки». На мой взгляд, это одно из лучших произведений Н.В.Гоголя.
«Тарас Бульба» — это повесть, которая относится к событиям украинской истории. Но писатель совершенно не следовал хронологии событий. Это произведение мне нравится из-за того, что Гоголь очень хорошо показал отношение между отцом и детьми. Повесть начинается с того, что Тарас Бульба отправляется со своими сыновьями в Запорожскую Сечь. В ней свои нравственные ценности, свои понятия о добре и зле. Сам Тарас Бульба старый казак, который очень предан своему товариществу, и раде него ему не жалко своей жизни и жизни своих детей. У него было два сына Андрий и Остап. Для него они в первую очередь товарищи, братья, а только потом сыновья. Мне очень понравилась сцена, где Тарас узнаёт, что Андрий предал своих. Бульба не может выдержать предательство своего сына. Ему нечего остаётся делать, как убить своего сына, за то, что предал братство, товарищество, которому Бульба всем сердцем предан. Перед тем как убить Андрия Тарас Бульба говорит, на мой взгляд, великолепные слова « Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?.. Так продать? продать веру? продать своих? Стой же; слезай с коня!.. Стой не шевелись! Я тебе породил, я тебя и убью!..»Андрий был поражён от меча своего отца. После поймали Остапа и приговорили к смертной казни. Остап был сильным и отважным, истинным героем. Тарас очень любил и гордился своим сыном. На глазах Бульбы его четвертовали. Для меня этот момент в повести является одним из самых страшных событий. Сердце просто заходится и становится очень жалко Старого Тараса, который практически сразу потерял своих сыновей. В последние моменты жизни Тарас делает всё, что бы его товарищи спаслись, и сам не замечая того, что скоро наступит мучительная смерть от огня. Эта повесть даёт огромный урок. Она учит любить, защищать свою родину чему бы ему это не стоило. Это повесть очень актуальна и сегодня.
Гоголь является великим писателем нашей России. Его повести учат смелости, доброте, отваге. Каждый человек должен хотя бы одну повесть Гоголя прочитать, так как в них заложен огромный смысл.
Почти у каждого писателя есть произведение, которое является делом всей его жизни, творением, в котором он воплотил свои искания и сокровенные думы. Для Гоголя это, без сомнения, «Мертвые души». Читая книгу впервые, я мало обращал внимание на лирические размышления автора о России и русском народе. Эти прекрасные места даже казались неуместными в сатирической поэме. Перечитав недавно «Мертвые души», я вдруг открыл Гоголя как великого патриота, убедился, как важен для всего замысла писателя исполненный образ Руси. В своей поэме Гоголь стремился создать всестороннюю картину национальной жизни.
Россия XIX века — дворянская страна. Именно дворянское сословие определяло ее судьбу, ход ее развития. Ядром сюжета «Мертвых душ» была авантюра Чичикова. Она только казалась невероятной, анекдотичной; на самом же деле была достоверной во всех мельчайших подробностях. Крепостническая действительность создавала весьма благоприятные условия для таких авантюр. Мертвые души становились обузой для
помещиков, мечтавших, естественно, от них избавиться. И это создавало психологическую предпосылку для всякого рода махинаций. Одним мертвые души были в
тягость; другие, напротив, испытывали нужду в них, рассчитывая при помощи мошеннических сделок извлечь выгоду. Именно на это уповал Павел Иванович Чичиков.
Чичиков — единственный персонаж, история жизни которого раскрыта во всех деталях.
Историческая новизна характера заставила писателя заняться его всесторонним художественным исследованием. Чтобы понять Чичикова как общественно-психологический тип, надо было осмыслить тайну его происхождения и постигнуть те жизненные условия, под влиянием которых формировался его характер. Манилов и Собакевич, Коробочка и Ноздрев показаны Гоголем более или менее статично, то есть вне развития, как характеры, олицетворяющие их уклад жизни. Статичность характера вполне
соответствовала застойности бытия и всего образа жизни подобных людей.
Среди крепостных крестьян мы не видим характеров столь же яркой художественной силы, как среди помещиков. Писатель отделяет помещиков и чиновников от народа. Лично мне кажется, что неправильно толковать, будто все помещики и чиновники, да и сам Чичиков, и есть подлинные «мертвые души». Так можно назвать из всех типов только Плюшкина, душа которого омертвела от жадности. Но и сам Гоголь поясняет, что подобное явление редко попадается на Руси. «Мертвые души» — произведение энциклопедическое по широте охвата жизненного материала. Это художественное исследование коренных проблем современной писателю общественной жизни. Здесь вскрыты ее самые острые социальные противоречия. В композиционном отношении главное место в поэме занимает изображение помещичьего и чиновничьего мира. Но идейным ее стержнем является мысль о трагической народной судьбе. Правда, «люди низкого класса» изображены не крупным планом и занимают в общей панораме событий скромное место.
Что же за человек Чичиков? Входит ли он в общую картину российской жизни или выпадает из нее? Хотя Павел Иванович отчасти чиновник и отчасти помещик, Гоголь отделяет его от этого мира, присоединяя к Руси «с одного боку». Своеобразие героя заключается в том, что он являет собой существо новое, в своей новизне неясное, возможностей своих не исчерпавшее, как помещики и чиновники.
Свое благополучие Павел Иванович строил за счет других: оскорбление учителя, обман повытчика и его дочери, взяточничество, присвоение казенного, махинация на таможне.
Причем, всякий раз терпя поражение, он с еще большей энергией осуществлял очередное
мошенничество. Интересно вспомнить, какие мысли занимали гоголевского героя после
неудавшейся сделки с контрабандистами. Чичиков сетовал на то, что все пользуются
своей должностью, «все приобретают», если бы не взял он, то взяли бы другие. Это Павел
Иванович называет «угрызениями совести», размышляя о своих детях, которым он не сможет оставить достойного состояния.
Мы не можем отрицать, что Чичиков — человек дела, не опускающий руки перед трудностями, что его судьба во многом драматична. Отрадно замечать в таких людях проявление искренних чувств. При встрече на балу с таинственной незнакомкой, губернаторской дочкой, с главным героем произошло «что-то такое страшное». Однако грустно осознавать неразвитость души героя, ее неспособность воспринимать высокое и возвышенное.
Можно сказать, что жизнь Чичикова была выполнением этого завета. Поэтому и говорим мы, что он «рыцарь копейки». Ведь ей он остался верным до конца. Вышедши из училища и предав своего учителя, Чичиков начинает более трудные дела. Он долго ухаживает за некрасивой дочерью своего начальника, делает вид, что собирается на ней жениться. Но когда обрадованный отец помогает мнимому зятю стать мелким начальником, Чичиков ловко обманывает его. Павел Иванович быстро идет в гору. Вот он уже в комиссии, которая собирается строить государственное здание.
Но члены этой комиссии занимаются лишь воровством. Не дремлет и Чичиков. Однако воров накрывают. Все равно наш герой не сдается. Он становится таможенником, ловко разоблачает контрабандистов. А потом новая афера. И она не удалась. Осталось у нашего рыцаря тысяч 10-20 да кое-что из прежней роскоши. Но он упрям: «Плачем горю не пособить, нужно дело делать». И начинает новое гениальное по своей простоте и возможности нажиться за государственный счет дело. Он скупает мертвых крестьян, которые еще числятся по переписи живыми, чтобы заложить их в Опекунский совет. Его стремление к обогащению делает из него опытного психолога. Все (даже Собакевич) отзываются о нем самым лучшим образом. Он многолик в отношениях с людьми, подстраивается под интересы и характер тех, кто ему нужен. Сама внешность, опрятная красивая одежда, хорошие манеры все говорит о его неуловимости.
Гоголю удалось показать сложный характер, который выписан с такой психологической точностью и обобщенностью, что узнаваем и сегодня. Называя Чичикова «подлецом», писатель не только высказывает свое отношение к типу таких людей, но и ясно осознает, что приобретательство становится страшным бичом общества. Приступая к самому грандиозному проекту — покупке «мертвых душ», Павел Иванович пытается учесть опыт предшествующих неудач, поэтому действия его неторопливы и в то же время целенаправленны и масштабны. Он постиг «великую тайну нравиться», производя неотразимое впечатление на губернское дворянство. Ему не откажешь в знании людей, как тонкий психолог беседует он с помещиками. Наконец, Гоголь не отказал Чичикову в таких качествах, как энергия и воля, чего лишены совершенно «мертвые души» чиновников и помещиков. Однако «живая душа» героя «Мертвых душ» несет миру не меньшее зло. На смену косности и пошлости приходит воинствующая подлость.
Николая Васильевича Гоголя всерьез тревожит глубокое проникновение Чичиковых в общество, что ведет к потере человечности. Исследование характера приобретателя автор заканчивает горьким раздумьем о том, что «миллионщик», новоявленный Наполеон Чичиков живет в каждом человеке. И потому задача писателя — помочь избавиться людям от пороков.
…Великие произведения искусства становятся вечными спутниками человечества.
С. Машинский
Николай Васильевич Гоголь – один из великих писателей XIX века. Моим любимым произведением является поэма “Мертвые души”. Это произведение – самая
значительная работа Николая Васильевича Гоголя, вершина его творчества. Читая его,
видишь, какая страшная была жизнь на русской земле. “Крик ужаса и стыд”, – так
назвал Герцен эту поэму.
В поэме “Мертвые души” писатель показал, что старая патриархальная дворянская Россия начинает разрушаться. Сюжет состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне очень связанных между собой звеньев: помещики, городское чиновничество и жизнеописание Чичикова. Образы помещиков, в частности Плюшкина: “Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух. Гораздо замечательнее был
наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на
юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых
охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое,
которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не
галстук” – яркие тому свидетельства.
Появление людей иной жизненной ориентации вызвано неумолимым ходом истории. Таков Павел Иванович Чичиков, “не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод”, – человек новой формации, делец-приобретатель.
Характер Чичикова непрост, понять его читателю нелегко. В начале повествования автор
рисует внешний облик героя: “человек средних лет”, “не красавец, но и не дурной
наружности”, – подчеркивая неопределенность и непредсказуемость этого образа.
Раскрывая читателю главного героя как социально-психологический тип, Гоголь повествует о происхождении, воспитании и жизненных условиях формирования личности Чичикова.
Павел Иванович – единственный персонаж, история жизни которого раскрыта во всех деталях, всесторонне художественно исследована. Он относится к типу “сквозных” героев, хотя с его биографией мы знакомимся лишь в конце первого тома.
Что же за человек Чичиков? Входит ли он в общую картину российской жизни или выпадает из нее? Хотя Павел Иванович отчасти чиновник и отчасти помещик, Гоголь отделяет его от этого мира, присоединяя к Руси “с одного боку”. Своеобразие героя заключается в том, что он являет собой существо новое, в своей новизне неясное, возможностей своих не исчерпавшее, как помещики и чиновники.
В одиннадцатой главе поэмы писатель открывает перед нами историю жизни
Чичикова. Автор отмечает “темное и скромное” происхождение героя. Его
начальное воспитание и обучение протекали в “маленькой горенке с маленькими окнами”,
которые никогда не открывались. Отец оставил в наследство Павлуше полтину меди
да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам, сторониться друзей,
и самое главное – беречь и копить копейку. В завещании батюшка ничего не сказал сыну о моральной ответственности перед людьми, о чести и достоинстве. Идя по дороге жизни и вырабатывая свои житейские принципы, Чичиков понял, что эти понятия только
мешают достижению корыстных целей.
Свое благополучие Павел Иванович строил за счет других: оскорбление учителя, обман повытчика и его дочери, взяточничество, присвоение казенного, махинация на таможне.
Причем, всякий раз терпя поражение, он с еще большей энергией осуществлял очередное
мошенничество. Интересно вспомнить, какие мысли занимали гоголевского героя после
неудавшейся сделки с контрабандистами. Чичиков сетовал на то, что все пользуются
своей должностью, “все приобретают”, если бы не взял он, то взяли бы другие. Это Павел
Иванович называет “угрызениями совести”, размышляя о своих детях, которым он не
сможет оставить достойного состояния.
Гоголь, пристально наблюдающий не только за поступками героя, но и за его мыслями,
отмечает, что в чичиковских рассуждениях “была некоторая сторона справедливости”.
Привычно звучит гоголевская ирония о том, что такое поведение чиновников в России
было естественно.
Мы не можем отрицать, что Чичиков – человек дела, не опускающий руки перед трудностями, что его судьба во многом драматична. Отрадно замечать в таких людях проявление искренних чувств. При встрече на балу с таинственной незнакомкой, губернаторской дочкой, с главным героем произошло “что-то такое страшное”. Однако грустно осознавать неразвитость души героя, ее неспособность воспринимать высокое и возвышенное.
Гоголю удалось показать сложный характер, который выписан с такой психологической точностью и обобщенностью, что узнаваем и сегодня. Называя Чичикова “подлецом”, писатель не только высказывает свое отношение к типу таких людей, но и ясно осознает, что приобретательство становится страшным бичом общества.
Приступая к самому грандиозному проекту – покупке “мертвых душ”, Павел Иванович пытается учесть опыт предшествующих неудач, поэтому действия его неторопливы и в то же время целенаправленны и масштабны. Он постиг “великую тайну нравиться”, производя неотразимое впечатление на губернское дворянство. Ему не откажешь в знании людей, как тонкий психолог беседует он с помещиками. Наконец, Гоголь не отказал Чичикову в таких качествах, как энергия и воля, чего лишены совершенно “мертвые души” чиновников и помещиков. Однако “живая душа” героя “Мертвых душ” несет миру не меньшее зло. На смену косности и пошлости приходит воинствующая подлость.
Николая Васильевича Гоголя всерьез тревожит глубокое проникновение Чичиковых в
общество, что ведет к потере человечности. Исследование характера приобретателя
автор заканчивает горьким раздумьем о том, что “миллионщик”, новоявленный Наполеон
Чичиков живет в каждом человеке. И потому задача писателя – помочь избавиться людям от пороков.
“Мертвые души” принадлежат к числу таких произведений, глубина мысли, немеркнущая
художественная красота, поэзия которых чрезвычайно дороги людям.
Каждая эпоха по-новому прочитывает эти произведения и всякий раз открывает в них
что-то новое и очень важное для людей, помогающее им глубже понимать прошлое и
настоящее того мира, в котором они живут, то есть приобретать понимание жизни в ее
непрестанном историческом движении.
Мое любимое произведение Николая Васильевича Гоголя – “Мертвые души”. Почти у каждого писателя есть произведение, которое является делом всей его жизни, творением, в котором он воплотил свои искания и сокровенные думы. Для Гоголя это, без сомнения, “Мертвые души”. Читая книгу впервые, я мало обращал внимание на лирические размышления автора о России и русском народе. Эти прекрасные места даже казались неуместными в сатирической поэме. Перечитав недавно “Мертвые души”, я вдруг открыл Гоголя как великого патриота, убедился, как важен для всего замысла писателя исполненный образ Руси.
В своей поэме Гоголь стремился создать всестороннюю картину национальной жизни.
Россия XIX века – дворянская страна. Именно дворянское сословие определяло ее судьбу, ход ее развития. Ядром сюжета “Мертвых душ” была авантюра Чичикова. Она только казалась невероятной, анекдотичной; на самом же деле была достоверной во всех мельчайших подробностях. Крепостническая действительность создавала весьма благоприятные условия для таких авантюр. Мертвые души становились обузой для
помещиков, мечтавших, естественно, от них избавиться. И это создавало психологическую предпосылку для всякого рода махинаций. Одним мертвые души были в
тягость; другие, напротив, испытывали нужду в них, рассчитывая при помощи мошеннических сделок извлечь выгоду. Именно на это уповал Павел Иванович Чичиков.
Чичиков – единственный персонаж, история жизни которого раскрыта во всех деталях.
Историческая новизна характера заставила писателя заняться его всесторонним
художественным исследованием. Чтобы понять Чичикова как общественно-психологический тип, надо было осмыслить тайну его происхождения и постигнуть те жизненные условия, под влиянием которых формировался его характер. Манилов и Собакевич, Коробочка и Ноздрев показаны Гоголем более или менее статично, то есть вне развития, как характеры, олицетворяющие их уклад жизни. Статичность характера вполне
соответствовала застойности бытия и всего образа жизни подобных людей.
Среди крепостных крестьян мы не видим характеров столь же яркой художественной силы, как среди помещиков. Писатель отделяет помещиков и чиновников от народа. Лично мне кажется, что неправильно толковать, будто все помещики и чиновники, да и сам Чичиков, и есть подлинные “мертвые души”. Так можно назвать из всех типов только Плюшкина, душа которого омертвела от жадности. Но и сам Гоголь поясняет, что подобное явление редко попадается на Руси.
Само общество не видит странности, необычности, в конце концов ненормальности своего
привычного образа жизни. Гоголь дает два угла зрения, два возможных восприятия
устойчивого хода жизни. Одно изнутри – восприятие тех, кто привык к этой жизни и
образует ее пласты, другое – автора, который видит все намного разностороннее,
пытаясь найти способ пробудить людей.
И вот, кажется, пробуждение готово произойти. Город узнает о том, что Чичиков скупал
мертвые души.
“Мертвые души” – произведение энциклопедическое по широте охвата жизненного материала. Это художественное исследование коренных проблем современной писателю общественной жизни. Здесь вскрыты ее самые острые социальные противоречия. В композиционном отношении главное место в поэме занимает изображение
помещичьего и чиновничьего мира. Но идейным ее стержнем является мысль о трагической народной судьбе. Правда, “люди низкого класса” изображены не крупным планом и занимают в общей панораме событий скромное место.
Великие произведения искусства становятся спутниками человечества. Они не знают
старости и увядания. Каждая эпоха по-новому прочитывает эти произведения и всякий раз
открывает в них что-то новое и очень важное для людей, помогающее глубже понимать
прошлое и настоящее того мира, в котором они живут, то есть понимать жизнь в ее
непрестанном историческом движении. “Мертвые души” принадлежат к числу таких
произведений, глубина мысли, немеркнущая художественная красота, поэзия которых
чрезвычайно дороги.
…Великие произведения искусства становятся вечными спутниками человечества.
С. Машинский
Николай Васильевич Гоголь — один из великих писателей XIX века. Моим любимым произведением является поэма «Мертвые души». Это произведение — самая значительная работа Николая Васильевича Гоголя, вершина его творчества. Читая его, видишь, какая страшная была жизнь на русской земле. «Крик ужаса и стыд», — так назвал Герцен эту поэму.
В поэме «Мертвые души» писатель показал, что старая патриархальная дворянская Россия начинает разрушаться. Сюжет состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне очень связанных между собой звеньев: помещики, городское чиновничество и жизнеописание Чичикова. Образы помещиков, в частности Плюшкина: «Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух. Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что- то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук» — яркие тому свидетельства.
Появление людей иной жизненной ориентации вызвано неумолимым ходом истории. Таков Павел Иванович Чичиков, «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод», — человек новой формации, делец-при- обретатель.
Характер Чичикова непрост, понять его читателю нелегко. В начале повествования автор рисует внешний облик героя: «человек средних лет», «не красавец, но и не дурной наружности», — подчеркивая неопределенность и непредсказуемость этого образа.
Раскрывая читателю главного героя как социально-психологический тип, Гоголь повествует о происхождении, воспитании и жизненных условиях формирования личности Чичикова.
Павел Иванович — единственный персонаж, история жизни которого раскрыта во всех деталях, всесторонне художественно исследована. Он относится к типу «сквозных» героев, хотя с его биографией мы знакомимся лишь в конце первого тома.
Что же за человек Чичиков? Входит ли он в общую картину российской жизни или выпадает из нее? Хотя Павел Иванович отчасти чиновник и отчасти помещик, Гоголь отделяет его от этого мира, присоединяя к Руси «с одного боку». Своеобразие героя заключается в том, что он являет собой существо новое, в своей новизне неясное, возможностей своих не исчерпавшее, как помещики и чиновники.
В одиннадцатой главе поэмы писатель открывает перед нами историю жизни Чичикова. Автор отмечает «темное и скромное» происхождение героя. Его начальное воспитание и обучение протекали в «маленькой горенке с маленькими окнами», которые никогда не открывались. Отец оставил в наследство Павлуше полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам, сторониться друзей, и самое главное — беречь и копить копейку. В завещании батюшка ничего не сказал сыну о моральной ответственности перед людьми, о чести и достоинстве, Идя по дороге жизни и вырабатывая свои житейские принципы, Чичиков понял, что эти понятия только мешают достижению корыстных целей.
Свое благополучие Павел Иванович строил за счет других: оскорбление учителя, обман повытчика и его дочери, взяточничество, присвоение казенного, махинация на таможне. Причем, всякий раз терпя поражение, он с еще большей энергией осуществлял очередное мошенничество. Интересно вспомнить, какие мысли занимали гоголевского героя после неудавшейся сделки с контрабандистами. Чичиков сетовал на то, что все пользуются своей должностью, «все приобретают», если бы не взял он, то взяли бы другие. Это Павел Иванович называет «угрызениями совести», размышляя о своих детях, которым он не сможет оставить достойного состояния.
Гоголь, пристально наблюдающий не только за поступками героя, но и за его мыслями, отмечает, что в чичиковских рассуждениях «была некоторая сторона справедливости». Привычно звучит гоголевская ирония о том, что такое поведение чиновников в России было естественно.
Мы не можем отрицать, что Чичиков — человек дела, не опускающий руки перед трудностями, что его судьба во многом драматична. Отрадно замечать в таких людях проявление искренних чувств. При встрече на балу с таинственной незнакомкой, губернаторской дочкой, с главным героем произошло «что-то такое страшное». Однако грустно осознавать неразвитость души героя, ее неспособность воспринимать высокое и возвышенное.
Гоголю удалось показать сложный характер, который выписан с такой психологической точностью и обобщенностью, что узнаваем и сегодня. Называя Чичикова «подлецом», писатель не только высказывает свое отношение к типу таких людей, но и ясно осознает, что приобретательство становится страшным бичом общества.
Приступая к самому грандиозному проекту — покупке «мертвых душ», Павел Иванович пытается учесть опыт предшествующих неудач, поэтому действия его неторопливы и в то же время целенаправленны и масштабны. Он постиг «великую тайну нравиться», производя неотразимое впечатление на губернское дворянство. Ему не откажешь в знании людей, как тонкий психолог беседует он с помещиками. Наконец, Гоголь не отказал Чичикову в таких качествах, как энергия и воля, чего лишены совершенно «мертвые души» чиновников и помещиков. Однако «живая душа» героя «Мертвых душ» несет миру не меньшее зло. На смену косности и пошлости приходит воинствующая подлость.
Николая Васильевича Гоголя всерьез тревожит глубокое проникновение Чичиковых в общество, что ведет к потере человечности. Исследование характера приобретателя автор заканчивает горьким раздумьем о том, что «миллионщик», новоявленный Наполеон Чичиков живет в каждом человеке. И потому задача писателя — помочь избавиться людям от пороков.
«Мертвые души» принадлежат к числу таких произведений, глубина мысли, немеркнущая художественная красота, поэзия которых чрезвычайно дороги людям.
Каждая эпоха по-новому прочитывает эти произведения и всякий раз открывает в них что-то новое и очень важное для людей, помогающее им глубже понимать прошлое и настоящее того мира, в котором они живут, то есть приобретать понимание жизни в ее непрестанном историческом движении.
Мое любимое произведение Николая Васильевича Гоголя — “Мертвые души”. Почти у каждого писателя есть произведение, которое является делом всей его жизни, творением, в котором он воплотил свои искания и сокровенные думы. Для Гоголя это, без сомнения, “Мертвые души”. Читая книгу впервые, я мало обращал внимание на лирические размышления автора о России и русском народе. Эти прекрасные места даже казались неуместными в сатирической поэме. Перечитав недавно “Мертвые души”, я вдруг открыл Гоголя как великого патриота, убедился, как важен для всего замысла писателя исполненный образ Руси.
В своей поэме Гоголь стремился создать всестороннюю картину национальной жизни.
Россия XIX века — дворянская страна. Именно дворянское сословие определяло ее судьбу, ход ее развития. Ядром сюжета “Мертвых душ” была авантюра Чичикова. Она только казалась невероятной, анекдотичной; на самом же деле была достоверной во всех мельчайших подробностях. Крепостническая действительность создавала весьма благоприятные условия для таких авантюр. Мертвые души становились обузой для
помещиков, мечтавших, естественно, от них избавиться. И это создавало психологическую предпосылку для всякого рода махинаций. Одним мертвые души были в
тягость; другие, напротив, испытывали нужду в них, рассчитывая при помощи мошеннических сделок извлечь выгоду. Именно на это уповал Павел Иванович Чичиков.
Чичиков — единственный персонаж, история жизни которого раскрыта во всех деталях.
Историческая новизна характера заставила писателя заняться его всесторонним художественным исследованием. Чтобы понять Чичикова как общественно-психологический тип, надо было осмыслить тайну его происхождения и постигнуть те жизненные условия, под влиянием которых формировался его характер. Манилов и Собакевич, Коробочка и Ноздрев показаны Гоголем более или менее статично, то есть вне развития, как характеры, олицетворяющие их уклад жизни. Статичность характера вполне соответствовала застойности бытия и всего образа жизни подобных людей.
Среди крепостных крестьян мы не видим характеров столь же яркой художественной силы, как среди помещиков. Писатель отделяет помещиков и чиновников от народа. Лично мне кажется, что неправильно толковать, будто все помещики и чиновники, да и сам Чичиков, и есть подлинные “мертвые души”. Так можно назвать из всех типов только Плюшкина, душа которого омертвела от жадности. Но и сам Гоголь поясняет, что подобное явление редко попадается на Руси.
Само общество не видит странности, необычности, в конце концов ненормальности своего привычного образа жизни. Гоголь дает два угла зрения, два возможных восприятия
устойчивого хода жизни. Одно изнутри — восприятие тех, кто привык к этой жизни и образует ее пласты, другое — автора, который видит все намного разностороннее, пытаясь найти способ пробудить людей.
И вот, кажется, пробуждение готово произойти. Город узнает о том, что Чичиков скупал мертвые души.
“Мертвые души” — произведение энциклопедическое по широте охвата жизненного материала. Это художественное исследование коренных проблем современной писателю общественной жизни. Здесь вскрыты ее самые острые социальные противоречия. В композиционном отношении главное место в поэме занимает изображение
помещичьего и чиновничьего мира. Но идейным ее стержнем является мысль о трагической народной судьбе. Правда, “люди низкого класса” изображены не крупным планом и занимают в общей панораме событий скромное место.
Великие произведения искусства становятся спутниками человечества. Они не знают старости и увядания. Каждая эпоха по-новому прочитывает эти произведения и всякий раз открывает в них что-то новое и очень важное для людей, помогающее глубже понимать прошлое и настоящее того мира, в котором они живут, то есть понимать жизнь в ее непрестанном историческом движении. “Мертвые души” принадлежат к числу таких произведений, глубина мысли, немеркнущая художественная красота, поэзия которых чрезвычайно дороги.
Мое любимое произведение Николая Васильевича Гоголя — “Мертвые души”. Почти у каждого писателя есть произведение, которое является делом всей его жизни, творением, в котором он воплотил свои искания и сокровенные думы. Для Гоголя это, без сомнения, “Мертвые души”. Читая книгу впервые, я мало обращал внимание на лирические размышления автора о России и русском народе. Эти прекрасные места даже казались неуместными в сатирической поэме. Перечитав недавно “Мертвые души”, я вдруг открыл Гоголя как великого патриота, убедился, как важен для всего замысла писателя исполненный образ Руси.
В своей поэме Гоголь стремился создать всестороннюю картину национальной жизни.
Россия XIX века — дворянская страна. Именно дворянское сословие определяло ее судьбу, ход ее развития. Ядром сюжета “Мертвых душ” была авантюра Чичикова. Она только казалась невероятной, анекдотичной; на самом же деле была достоверной во всех мельчайших подробностях. Крепостническая действительность создавала весьма благоприятные условия для таких авантюр. Мертвые души становились обузой для
помещиков, мечтавших, естественно, от них избавиться. И это создавало психологическую предпосылку для всякого рода махинаций. Одним мертвые души были в
тягость; другие, напротив, испытывали нужду в них, рассчитывая при помощи мошеннических сделок извлечь выгоду. Именно на это уповал Павел Иванович Чичиков.
Чичиков — единственный персонаж, история жизни которого раскрыта во всех деталях.
Историческая новизна характера заставила писателя заняться его всесторонним
художественным исследованием. Чтобы понять Чичикова как общественно-психологический тип, надо было осмыслить тайну его происхождения и постигнуть те жизненные условия, под влиянием которых формировался его характер. Манилов и Собакевич, Коробочка и Ноздрев показаны Гоголем более или менее статично, то есть вне развития, как характеры, олицетворяющие их уклад жизни. Статичность характера вполне
соответствовала застойности бытия и всего образа жизни подобных людей.
Среди крепостных крестьян мы не видим характеров столь же яркой художественной силы, как среди помещиков. Писатель отделяет помещиков и чиновников от народа. Лично мне кажется, что неправильно толковать, будто все помещики и чиновники, да и сам Чичиков, и есть подлинные “мертвые души”. Так можно назвать из всех типов только Плюшкина, душа которого омертвела от жадности. Но и сам Гоголь поясняет, что подобное явление редко попадается на Руси.
Само общество не видит странности, необычности, в конце концов ненормальности своего
привычного образа жизни. Гоголь дает два угла зрения, два возможных восприятия
устойчивого хода жизни. Одно изнутри — восприятие тех, кто привык к этой жизни и
образует ее пласты, другое — автора, который видит все намного разностороннее,
пытаясь найти способ пробудить людей.
И вот, кажется, пробуждение готово произойти. Город узнает о том, что Чичиков скупал
мертвые души.
“Мертвые души” — произведение энциклопедическое по широте охвата жизненного материала. Это художественное исследование коренных проблем современной писателю общественной жизни. Здесь вскрыты ее самые острые социальные противоречия. В композиционном отношении главное место в поэме занимает изображение
помещичьего и чиновничьего мира. Но идейным ее стержнем является мысль о трагической народной судьбе. Правда, “люди низкого класса” изображены не крупным планом и занимают в общей панораме событий скромное место.
Великие произведения искусства становятся спутниками человечества. Они не знают
старости и увядания. Каждая эпоха по-новому прочитывает эти произведения и всякий раз
открывает в них что-то новое и очень важное для людей, помогающее глубже понимать
прошлое и настоящее того мира, в котором они живут, то есть понимать жизнь в ее
непрестанном историческом движении. “Мертвые души” принадлежат к числу таких
произведений, глубина мысли, немеркнущая художественная красота, поэзия которых
чрезвычайно дороги.
?