Сочинение на тему в чем сила и художественная привлекательность базарова
2 варианта
Молодой человек, по имени Евгений базаров, был явным приверженцем нигилизма, он отрицал все действующие порядки каких-либо авторитетов. Но все события, которые стали последствиями его бурной личной жизни, со временем, заставили его отказаться от некоторых своих взглядом.
Сила нигилизма Базарова.
Нигилизм – это слово было модным, и обозначало философское течение XIX века.
Описано в литературе это было следующими словами: «Это слово означает человека,… который ничего не признает…ничего не уважает…».
Базаров был студентом-медиком, и не чтил никаких авторитетов, все достижения и выводы, которые сделали люди, жившие на свете до его появления, ничего не значили.
«Да зачем же мне это признавать? И чему именно мне нужно поверить? Мне говорят дело, я это принимаю, вот и все» – именно так выражал Базаров свою точку зрения.
Чаще всего, подобные его рассуждения и высказывания, ставили всех оппонентов Базарова в тупик, никто не мог ответить на его, порой безжалостные и беспринципные вопросы. Базаров считал себя умнее и «выше» всех, с кем имел дело. Оправдывал такие мысли он тем, что ему не интересны и не важны те вещи, которые окружающие считали ценными и важными для человечества. Он старался утвердить свою независимость от каких-либо условностей, и даже от разумных границ. Он был полным материалистом, и эта его черта не знала границ : «Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше».
Вследствие его мировоззрений, он перестал признавать даже любовь, хотя был человеком молодым, привлекательным и бодрым. А свое отношение к женщинам, весьма презрительное, он выражал следующими словами: «свободно мыслят между женщинами только уроды».
Но нигилизм Базарова имел и свои уязвимые стороны.
Важным стало то, что как бы Базаров не отрицал высокие материи, они существовать не прекратили. И после знакомства с Анной Одинцовой, вся жизнь Базарова «круто развернулась», так как ему открылась любовь. И то с какой страстью, горячностью и необузданностью он окунулся в это чувство, доказало Анне, что именно такого непредсказуемого человека она не хочет допускать в свою жизнь. И своими поступками он разрушил это чувство, которое только начал познавать. Вследствие чего, Базарову пришлось учиться жить по тем правилам, которые диктует общество.
Многое привлекало Тургенева в его герое: внутренняя независимость, последовательность, стойкость в отстаивании своих убеждений, критическое отношение к действительности. Но многое все же писателя или прямо отталкивало, или внушало очень серьезные опасения. В этом проявлялась не столько либеральная ограниченность Тургенева, сколько прозорливость его как писателя-реалиста. Не случайно как в тексте произведения, так и в высказываниях, статьях, письмах писателя все время ощущается некая двойственность, неопределенность в отношении автора к герою. Тургенев писал А. А. Фету:
* «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу». В другом письме Тургенев высказывался более определенно: «Мне металась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на погибель — потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего,— мне метался какой-то странный препарат с Пугачевым…».
Странное соответствие с Пугачевым само по себе чрезвычайно показательно и важно при выяснении авторского отношения к такому герою. Мысль о том, что Базаров — трагическое лицо, не один раз встречается в письмах Тургенева. Но, как известно, величие трагического героя не исключает наличия у него и трагической вины… Трагизм Базарова — в бесплодности его желания подавить в себе человеческие стремления, в обреченности его попыток противопоставить свой разум стихийным и властным законам жизни, неудержимой силе чувств и страстей. В этом отношении очень важны главы, рассказывающие о пребывании Базарова у Одинцовой, когда, по справедливому наблюдению Ю. В. Лебедева,
* «конфликт романа из внешнего (Базаров и аристократия) постепенно переводится во внутренний план, в душу героя…», и чем дальше, тем сильнее проявляется душевное одиночество Базарова — даже в общении с Аркадием, даже в родительском доме. Его смерть должна была, по замыслу автора, «наложить последнюю черту на трагическую фигуру».
Тургенев наделил Базарова нетерпимостью ко всему прошлому не потому, что он искажал действительность. В действительности были такие «нигилисты» в русской жизни, и писатель всеми силами души, всем своим талантом стремился предупредить своих читателей о драматических последствиях пренебрежительного отношения к тем духовным ценностям, которые были выработаны в прошлом. Ведь и природа не только мастерская, как утверждает Базаров, но и храм. Речь идет вообще обо всей полноте человеческого существования, человеческих взаимоотношений, о любви, которую Базаров попытался, было свести к физиологии, но именно тут-то и потерпел самое сокрушительное поражение, потому что редко кто из тургеневских героев смог достойно пройти испытание любовью. Базаров не был здесь исключением, хотя его поражение, естественно, зависело от совершенно иных причин, чем, например, поражение Рудина. Вот почему в последние годы советские литературоведы выдвигают на первый план в романе Тургенева очень важную и сегодня идею органической преемственности культурных ценностей в ходе смены одних поколений другими.
Общественное и историко-литературное значение романа. «Отцы и дети» — одна из вершин художественного мастерства писателя. Накал споров о романе сам по себе свидетельствовал, что он никого не оставлял равнодушным, а это является верным признаком действенности произведения.
Как и в других тургеневских романах, содержание «Отцов и детей» разворачивается в ограниченном пространстве и всего лишь на протяжении нескольких недель. Но это не помешало писателю дать целую картину русской жизни — более широкую и объемную, чем в его предшествующих произведениях. Важное место в романе занимают идейные споры, которые становятся важным структурным элементом его.
Герой, представляющий русскую демократическую молодежь со всеми достоинствами и недостатками, силой и слабостью, знаменовал собой начало нового этапа в истории русской литературы. Во многих произведениях последующих десятилетий будет продолжена художественная разработка проблем, образов, мотивов, впервые поднятых Тургеневым. В литературе роману подражали, с ним резко спорили (как, например, Чернышевский в «Что делить?» но в любом случае уже невозможно было пройти мимо тех Художественных открытий, которые совершил Тургенев. Другой великий русский писатель, Достоевский в 1863 г. с сочувствием упоминал «беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на в эгоизм».
Молодой человек, по имени Евгений базаров, был явным приверженцем нигилизма, он отрицал все действующие порядки каких-либо авторитетов. Но все события, которые стали последствиями его бурной личной жизни, со временем, заставили его отказаться от некоторых своих взглядом.
Сила нигилизма Базарова.
Нигилизм – это слово было модным, и обозначало философское течение XIX века.
Описано в литературе это было следующими словами: «Это слово означает человека,… который ничего не признает…ничего не уважает…».
Базаров был студентом-медиком, и не чтил никаких авторитетов, все достижения и выводы, которые сделали люди, жившие на свете до его появления, ничего не значили.
«Да зачем же мне это признавать? И чему именно мне нужно поверить? Мне говорят дело, я это принимаю, вот и все» – именно так выражал Базаров свою точку зрения.
Чаще всего, подобные его рассуждения и высказывания, ставили всех оппонентов Базарова в тупик, никто не мог ответить на его, порой безжалостные и беспринципные вопросы. Базаров считал себя умнее и «выше» всех, с кем имел дело. Оправдывал такие мысли он тем, что ему не интересны и не важны те вещи, которые окружающие считали ценными и важными для человечества. Он старался утвердить свою независимость от каких-либо условностей, и даже от разумных границ. Он был полным материалистом, и эта его черта не знала границ : «Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше».
Вследствие его мировоззрений, он перестал признавать даже любовь, хотя был человеком молодым, привлекательным и бодрым. А свое отношение к женщинам, весьма презрительное, он выражал следующими словами: «свободно мыслят между женщинами только уроды».
Но нигилизм Базарова имел и свои уязвимые стороны.
Важным стало то, что как бы Базаров не отрицал высокие материи, они существовать не прекратили. И после знакомства с Анной Одинцовой, вся жизнь Базарова «круто развернулась», так как ему открылась любовь. И то с какой страстью, горячностью и необузданностью он окунулся в это чувство, доказало Анне, что именно такого непредсказуемого человека она не хочет допускать в свою жизнь. И своими поступками он разрушил это чувство, которое только начал познавать. Вследствие чего, Базарову пришлось учиться жить по тем правилам, которые диктует общество.
Многое привлекало Тургенева в его герое: внутренняя независимость, последовательность, стойкость в отстаивании своих убеждений, критическое отношение к действительности. Но многое все же писателя или прямо отталкивало, или внушало очень серьезные опасения. В этом проявлялась не столько либеральная ограниченность Тургенева, сколько прозорливость его как писателя-реалиста. Не случайно как в тексте произведения, так и в высказываниях, статьях, письмах писателя все время ощущается некая двойственность, неопределенность в отношении автора к герою. Тургенев писал А. А. Фету:
* «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу». В другом письме Тургенев высказывался более определенно: «Мне металась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на погибель — потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего,— мне метался какой-то странный препарат с Пугачевым…».
Странное соответствие с Пугачевым само по себе чрезвычайно показательно и важно при выяснении авторского отношения к такому герою. Мысль о том, что Базаров — трагическое лицо, не один раз встречается в письмах Тургенева. Но, как известно, величие трагического героя не исключает наличия у него и трагической вины… Трагизм Базарова — в бесплодности его желания подавить в себе человеческие стремления, в обреченности его попыток противопоставить свой разум стихийным и властным законам жизни, неудержимой силе чувств и страстей. В этом отношении очень важны главы, рассказывающие о пребывании Базарова у Одинцовой, когда, по справедливому наблюдению Ю. В. Лебедева,
* «конфликт романа из внешнего (Базаров и аристократия) постепенно переводится во внутренний план, в душу героя…», и чем дальше, тем сильнее проявляется душевное одиночество Базарова — даже в общении с Аркадием, даже в родительском доме. Его смерть должна была, по замыслу автора, «наложить последнюю черту на трагическую фигуру».
Тургенев наделил Базарова нетерпимостью ко всему прошлому не потому, что он искажал действительность. В действительности были такие «нигилисты» в русской жизни, и писатель всеми силами души, всем своим талантом стремился предупредить своих читателей о драматических последствиях пренебрежительного отношения к тем духовным ценностям, которые были выработаны в прошлом. Ведь и природа не только мастерская, как утверждает Базаров, но и храм. Речь идет вообще обо всей полноте человеческого существования, человеческих взаимоотношений, о любви, которую Базаров попытался, было свести к физиологии, но именно тут-то и потерпел самое сокрушительное поражение, потому что редко кто из тургеневских героев смог достойно пройти испытание любовью. Базаров не был здесь исключением, хотя его поражение, естественно, зависело от совершенно иных причин, чем, например, поражение Рудина. Вот почему в последние годы советские литературоведы выдвигают на первый план в романе Тургенева очень важную и сегодня идею органической преемственности культурных ценностей в ходе смены одних поколений другими.
Общественное и историко-литературное значение романа. «Отцы и дети» — одна из вершин художественного мастерства писателя. Накал споров о романе сам по себе свидетельствовал, что он никого не оставлял равнодушным, а это является верным признаком действенности произведения.
Как и в других тургеневских романах, содержание «Отцов и детей» разворачивается в ограниченном пространстве и всего лишь на протяжении нескольких недель. Но это не помешало писателю дать целую картину русской жизни — более широкую и объемную, чем в его предшествующих произведениях. Важное место в романе занимают идейные споры, которые становятся важным структурным элементом его.
Герой, представляющий русскую демократическую молодежь со всеми достоинствами и недостатками, силой и слабостью, знаменовал собой начало нового этапа в истории русской литературы. Во многих произведениях последующих десятилетий будет продолжена художественная разработка проблем, образов, мотивов, впервые поднятых Тургеневым. В литературе роману подражали, с ним резко спорили (как, например, Чернышевский в «Что делить?» но в любом случае уже невозможно было пройти мимо тех Художественных открытий, которые совершил Тургенев. Другой великий русский писатель, Достоевский в 1863 г. с сочувствием упоминал «беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на в эгоизм».