Сочинение на тему люблю отчизну я

16 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: *°•M@LENьI{ИЙ 4Е{LOVE}4игГг•°*

    «Люблю Отчизну я, но странною любовью»
    Пожалуй, тема родины является главной в творчестве всех великих русских писателей. Своеобразное преломление находит она в лирике М. Ю. Лермонтова. В чем-то его задушевные мысли о России совпадают с пушкинскими. Лермонтова так же не устраивает настоящее родины, он так же желает ей свободы. Но в его лирике нет пылкой оптимистической уверенности Пушкина в то, что «взойдет она, звезда пленительного счастья». Его проницательный и беспощадный взор художника обнажает те негативные стороны русской жизни, которые заставляют поэта испытывать чувство ненависти к ним и без всякого сожаления расстаться с отечеством.
    Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ,
    И вы, мундиры голубые,
    И ты, им преданный народ.
    В чеканных лаконичных лермонтовских строчках до предела сконцентрировано то зло, которое вызывает его гнев и возмущение. И зло это — рабство народа, деспотизм самодержавной власти, преследование инакомыслия, стеснение гражданских свобод.
    Чувство скорби об угнетенной родине пронизывает стихотворение «Жалобы турка». Острое политическое содержание заставляет поэта прибегнуть к иносказанию. Название стихотворения указывает на деспотический государственный режим Турции, в которой велась национально-освободительная борьба греков, находящихся под ее владычеством. Эти антитурецкие настроения находили сочувствие в русском обществе. Вместе с тем прогрессивно настроенным читателям был вполне понятен истинный смысл стихотворения, направленный против ненавистного самодержавно-крепостнического режима России.
    Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
    Там за утехами несется укоризна,
    Там стонет человек от рабства и цепей!..
    Друг! этот край… моя отчизна!
    Да, Лермонтова не устраивала николаевская Россия 30-х годов XIX века, на которые пришлась его творческая зрелость. Что же питало лермонтовскую любовь к отчизне? Может быть, ее славное героическое прошлое? Лермонтова, как и Пушкина, восхищали мужество, стойкость, патриотизм русского народа, отстоявшего свободу родной страны в грозные годы Отечественной войны 1812 года. Самому яркому героическому событию этой войны, которая была для Лермонтова уже историей, он посвятил замечательное стихотворение «Бородино». Восхищаясь подвигом русских богатырей прошлого, поэт невольно вспоминает о своем поколении, которое пассивно терпит гнет, не предпринимая попытки изменить жизнь своего отечества к лучшему.
    — Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри — не вы!
    Плохая им досталась доля:
    Не многие вернулись с поля…
    Не будь на то господня воля,
    Не отдали б Москвы!
    В стихотворении «Родина» Лермонтов все-таки говорит о том, что эта «слава, купленная кровью», не может дать ему «отрадного мечтанья». Но почему же это стихотворение наполнено каким-то светлым, пушкинским настроением? Здесь нет характерного для Лермонтова мятежного гневного духа. Все тихо, просто, мирно. Даже стихотворный ритм здесь придает произведению плавность, замедленность и величавость. В начале стихотворения Лермонтов говорит о своей «странной» любви к отчизне. Эта странность заключается в том, что он ненавидит самодержавно-крепостническую Россию, страну «голубых мундиров», и всей душой любит народ России, ее неброскую, но прелестную природу. В «Родине» поэт рисует Россию народную. Перед мысленным взором поэта предстают дорогие сердцу каждого русского человека картины.
    Но я люблю — за что, не знаю сам —
    Ее степей холодное молчанье,
    Ее лесов безбрежных колыханье,
    Разливы рек ее, подобные морям.
    Художник рисует здесь три последовательно сменяющихся образа-пейзажа: степь, лес и реку, которые типичны для русского фольклора. Ведь в народных песнях степь всегда широкая, привольная. Своей необъятностью, беспредельностью привлекает она поэта. Образ богатырского, могучего леса усиливает впечатление мощи и размаха русской природы. Третий образ — река. В отличие от быстрых, стремительных горных речек Кавказа они величественны, спокойны, полноводны. Их силу Лермонтов подчеркивает сравнением с морями. Значит, величие, размах и ширь родной природы вызывает в поэте «отрадные мечтанья» о великом будущем России и ее народа. Эти размышления Лермонтова перекликаются с мыслями других великих писателей России — Гоголя и Чехова, которые видели в родной природе отражение национального духа своего народа. Горячей любовью к сельской, деревенской России проникнуто все лермонтовское стихотворение.
    Люблю дымок спаленной жнивы,
    В степи кочующий обоз
    И на холме средь желтой нивы
    Чету белеющих берез.
    С отрадой многим незнакомой
    Я вижу полное гумно,
    Избу, покрытую соломой,
    С резными ставнями окно…
    Тяжесть подневольного положения народа заставляет поэта с особой отрадой увидеть немногие «следы довольства и труда», которые все-таки есть в крестьянской жизни. Он как бы ведет читателя за собой через лес и степи, по проселочной дороге к деревне, к простой избе и останавливается, чтобы полюбоваться удалой русской пляской «с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков». Его бесконечно радует искреннее народное веселье на празднике. Чувствуется горячее желание поэта увидеть русский народ счастливым и свободным. Только ее, народную Россию считает поэт своей настоящей родиной.

  2. « Люблю отчизну я …»
    Письмо М.Ю. Лермонтову.
    Здравствуйте, уважаемый Михаил Юрьевич!  Я пишу Вам из далекого 2016 года, ибо уверена, что Вы меня поймёте и поддержите в отношении к жизненным ценностям, которыми нельзя поступиться ни при каких обстоятельствах.
    У каждого человека есть 2 святыни, которые он не выбирает. Они даны ему Богом с момента рождения. Эти святыни – мать и Родина. Плохо тому, кто забывает о долге перед женщиной, подарившей ему жизнь. Ещё хуже тому, кто предаёт свою Родину.
    Наша страна переживает сейчас не самые лучшие времена. В России много нерешённых проблем. Но тем, кто пытается видеть в жизни страны только плохое, хочется сказать словами героя романа И. С. Тургенева «Рудин» Михаила Лежнёва: « Родина без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает; двойное горе тому, кто действительно без нее обходится».
    Вы, Михаил Юрьевич, не мыслили своей жизни без России. Вас никогда не тянуло за ее пределы. Достаточно было Москвы, которую Вы любили, «как сын, как русский, сильно, пламенно, и нежно», степного села Тарханы, синих гор Кавказа – «сурового царя земли», чтобы быть уверенным в завтрашнем дне.
    Ваше трепетное отношение к Родине чувствуется даже тогда, когда Вы не признаётесь ей в любви, а возмущаетесь несправедливыми порядками, царящими в ней. Гневом и болью проникнуты Ваши строки:
    Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ,
    И вы, мундиры голубые,
    И ты, им преданный народ.
    Быть может, за стеной Кавказа
    Сокроюсь от твоих пашей
    От их всевидящего глаза,
    От их всеслышащих ушей.
    Но понять Вас, Михаил Юрьевич, в данной ситуации можно. Любимая Родина обращается со своим сыном не как ласковая мать, а строгая мачеха, которой нет никакого дела до того, что творится в душе человека, разлучаемого с самым дорогим. В сердце не было бы нестерпимой боли, если бы расставание не оказалось слишком тяжёлым.
    Наверное, Михаил Юрьевич, в подобной ситуации я бы повела себя так же. Но обида всегда уступит место другому чувству. Любовь сильнее боли и разочарования. А Ваша очарованность Россией мне очень близка. Нельзя не восхищаться колыханьем безбрежных лесов, разливами рек, холодным молчанием степей нашей Родины. Невозможно не гордиться славой, «купленной кровью» наших дедов и отцов. Свою причастность к историческому прошлому я ощущаю особенно остро, когда приезжаю на Бородинское поле и представляю тот день, когда
    В дыму огонь блестел,
    Звучал булат, картечь визжала,
    Рука бойцов колоть устала,
    И ядрам пролетать мешала
    Гора кровавых тел.
    А ещё я думаю о своём прадеде, сложившем голову под Бородином осенью 1941 года, когда гитлеровцы рвались к Москве, желая любой ценой захватить нашу столицу.
    Вы знаете, Михаил Юрьевич, как помогали Вы в то время защитникам Москвы. В Вашем родном городе помнили о том, что случилось 27 июля 1841 года у подножия горы Машук. Москвичи и гости столицы готовились отметить печальную дату, но помешала война. По городу же были расклеены плакаты с изображенным на них поэтом М. Ю. Лермонтовым и надписью:
    «Ребята! Не Москва ль за нами?
    Умрёмте ж под Москвой!»
    Каждого, кто уходил на фронт защищать столицу, провожали и Вы, вселяя надежду на победу, веру в то, что враг будет разбит.
    Мужеству, стойкости, решительности, хладнокровию учились у Вас и молодые парни, которым пришлось воевать в Афганистане и Чечне спустя много лет после победы над фашистской Германией. Вы были любимым поэтом у человека, именем которого названа школа, где я учусь.
    Старший лейтенант Дмитрий Валерьевич Рябинкин служил в группе «Альфа» с 1993 года. 14 июня 1995 в г. Будённовске случилась беда. Чеченские боевики напали на данный населенный пункт, захватили РУВД, узел связи, здание администрации города, а самое страшное – людей в заложники. «Альфе» было приказано вылететь из Москвы в Будённовск. Собрали всех, кто находился тогда в городе.
    Задача перед бойцами спецподразделений «Альфа» и «Вега» была поставлена предельно ясная – освободить заложников, находящихся в больнице, а для этого надо было штурмовать здание. Плана лечебного учреждения не было, пришлось использовать данные аэрофотосъемки, сделанной вертолётчиками с высоты птичьего полёта. Боевики, вооруженные до зубов, грамотно организовали круговую оборону. Сотни заложников находились в тесном пространстве в заминированном здании.
    Альфовцы понимали, на что шли.  Командир одной из штурмующих групп, собрав бойцов, сказал: « Это не антитеррористическая операция, завтра мы идём на смерть. Тот, кто не готов, может выйти из строя. Никаких претензий к нему не будет». Никто не двинулся с места.
    Начало операции планировалось на 5 часов утра 17 июня 1995 года. Безумие и нелепость ситуации усугублялись тем, что Шамиль Басаев узнал, слушая приёмник, о готовящемся штурме минимум за 2 часа до назначенного времени.
    Группы развернулись на территории больничного городка. При первой же попытке проскочить открытое пространство альфовцы попали под шквальный огонь. Ветераны спецподразделения утверждают, что подобной плотности огня не наблюдалось даже при штурме дворца Амина в Афганистане.
    Дмитрий Рябинкин шёл на штурм в составе группы, находящейся со стороны травматологического отделения.  Огонь, который вёл чеченский пулемётчик, грозил всем верной смертью. Пулемёт с такого расстояния прошибает броню БТР, не говоря уж о бронежилетах. Обречены были бы все, если бы не старший лейтенант Д. В. Рябинкин. Снайперским выстрелом он снял чеченского пулемётчика. Офицер приподнял голову, чтобы оглядеться, и был убит спайпером боевиков.
    Дмитрий был отличным офицером и просто хорошим парнем, как и все, кто воевал в тот ужасный день, когда спецназовцы шли стеной на вооруженных до зубов бандитов. Говорят, многие бойцы «Альфы» видели тогда Божью Матерь, молящуюся за ребят. Вот только не спасла молитва Пречистой Диму и двух его товарищей – Дмитрия Бурдяева и Владимира Соловова.
    Старшего лейтенанта Д. В. Рябинкина отпевали в Елоховском соборе Москвы, а хоронили на кладбище близ посёлка Ватутинки (тогда ещё посёлок не входил в состав столицы).
    Будённовская трагедия нестерпимой болью отозвалась в сердцах всех, кто знал Дмитрия. Но горе родителей было беспредельным. Смерть сына подорвала здоровье отца Валерия Федоровича, которого не стало 29 сентября 2011 года. Он умер далеко не старым человеком.
    За подвиг, совершённый в Будённовске при спасении заложников, Д. В. Рябинкин был награждён орденом Мужества (посмертно). Теперь школа, где учился Дима, носит его имя. В вестибюле  учебного заведения установлена мемориальная доска. О Дмитрии Рябинкине учащиеся школы №1392 г. Москвы пишут стихи, сочинения, слагают песни. Я приведу фрагмент из стихотворения «Рождественская дилогия», автор которого был удостоен Гран – при районного конкурса «Рождество Христово – 2006» :
    В день светлого Рождения Христова
    Я постою у мраморной доски,
    Открытой в школе в память о герое,
    Спасавшем тех, кого терзали палачи.
    Рябинкин Дмитрий, наш земляк,
    Убит в Будённовске далёком…
    Теперь для нас он как маяк
    На жизненном пути широком.
    В Будённовске он сделал все, что мог,
    Но не вернулся с поля боя…
    Себя не пощадил, не поберёг
    И принял смерть свою, как воин.
    Вот видите, Михаил Юрьевич, какой человек вырос на Ваших стихах. Родина приказала Дмитрию защитить невинных людей, спасти их ценой даже собственной жизни, и он выполнил этот приказ. Вы как храбрый офицер были для Димы примером, да и Отчизну любить его учили тоже Вы. Мне же хочется быть хоть немножко похожей на Диму. А Вы всегда будете в моем сердце, потому что более искреннего, более исповедального в своём отношении к Родине поэта я не знаю.
    Нет, Вы бы никогда не назвали Россию «совком» или «отстоем», не отвернулись бы от неё в трудную минуту. Видя, как нелегко приходилось простому народу в эпоху царствования Николая I, Вы стремились отметить то позитивное, что было в жизни крестьянина: «полное гумно», « избу, покрытую соломой», «с резными ставнями окно».
    Мне очень понятны Ваши чувства, когда Вы пишете о «чете белеющих берёз». Русский человек не может жить вдали от белоствольных красавиц. Вспоминаю свою недавнюю поездку в Польшу. Много интересного довелось увидеть в стране Коперника и Мицкевича.  Иду по парку Лазенки в Варшаве. ( замечательное место с прекрасным памятником великому Шопену) и ловлю себя на мысли, что на аллеях чего-то не хватает. Пусто на них без чего-то. И вдруг понимаю, что не вижу родных русских берёз. В Польше растут эти деревья, правда, и «роста» они невысокого, и листья на них мелкие…
    Ваше любование пляской мужиков понимаю и разделяю. Талантлив русский народ. Какие песни он сочинил и какие танцы придумал! Некоторые наши танцевальные коллективы известны всему миру, например, ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева. Всегда с удовольствием смотрю выступления этого коллектива. Уверена, что Вам бы понравился этот ансамбль. Человеку, ценящему прекрасное, не может не доставлять удовольствие настоящее танцевальное искусство.
    А вот, что я больше всего ценю в Вашем отношении к Родине, так это уважение к простым людям, живущим в России и готовым защитить родную землю от любого врага, как старый солдат, герой бессмертного стихотворения «Бородино». «Могучее, лихое племя» богатырей на Руси не перевелось, Михаил Юрьевич. Россию есть кому защищать. Я же призываю всех, кто проживает на территории Российской Федерации, беречь Родину, гордиться её достижениями и верить, что стране, взрастившей Пушкина и Толстого, Чайковского и Репина, Королёва и Гагарина, уготовано большое будущее.
    Михаил Юрьевич! Вы ещё будете смотреть на нас с небес, где обитает Ваша светлая душа, с одобрением и уверенностью в том, что все худшее у России позади…
    А своё письмо я хочу закончить стихотворением одноклассника, посвящённого Вам:
    Нас Лермонтов учит любить и творить,
    Врагов не бояться и насмерть их бить,
    Тоске и унынию не поддаваться,
    Душою своей не оскверняться.
    До свидания, уважаемый Михаил Юрьевич! Надеюсь на скорую встречу там, где
    Волнуется желтеющая нива,
    И свежий лес шумит при  звуке ветерка,
    И прячется в саду малиновая слива
    Под тенью сладостной зелёного листка…
    Лишик Виолетта, ученица 10 «А» класса школы №1392 имени Д. В. Рябинкина города Москвы.
    27 января 2016 г.

  3. “ЛЮБЛЮ ОТЧИЗНУ Я, НО СТРАННОЮ ЛЮБОВЬЮ” (образ родины в поэзии Лермонтова)
    Все творчество М. Ю. Лермонтова пронизывает любовь к свободе и родине. Эта тема звучит не только в стихах, прославляющих бородинскую победу, строках “Люблю отчизну я…”, стихотворном рассказе “Мцыри”, но и в тех сочинениях, где поэт не говорит напрямую ни о свободе, ни о родине, но – о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о человеке, чувствующем себя лишним в обществе себе подобных, о
    пустоте жизни…
    М. Ю. Лермонтов жил в трагический, но одновременно счастливый период в истории России. Москва возрождалась из руин после сентябрьского пожара 1812 года. Для Лермонтова Москва была связана со славным прошлым его родины: “Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметричном порядке… нет! У нее есть своя душа, своя жизнь”. Кремль в изображении поэта представляется алтарем России: “На нем должны совершаться и уже совершались жертвы, достойные отечества”.
    Отечественную войну Лермонтов оценил как великое
    историческое испытание, пробудившее силу народа, событие, которое в полной мере может быть понято только в будущем. Запах пороха и огненный запал битвы были известны ему не понаслышке: поэт участвовал в военных операциях на Кавказе, слыл офицером, который “несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отличным мужеством и хладнокровием”.
    В этой смелости, отваге также проявилась любовь Лермонтова к родной земле, отчизне. Эта любовь выше славы, купленной кровью, она не подвластна рассудку, ее нельзя променять на “полный гордого доверия покой”. Он любил отчизну и родную Русскую землю сыновней любовью:
    Но я люблю – за что, не знаю сам –
    Ее степей холодное молчанье,
    Ее лесов безбрежных колыханье,
    Разливы рек ее, подобные морям.
    В его словах о родине звучит и радость, и грусть, и гордое восхищение. Читая лермонтовские стихи, мы ощущаем, как безгранично он любит широкие поля, свежую степь, дарующую свободу:
    И степь раскинулась лиловой пеленой,
    И так она свежа, и так родня с душой,
    Как будто создана лишь для свободы,.
    Но неожиданно это признание в любви к природе сменяется совершенно противоположным: степь чужда любви поэта, а летучий, серебристый снег, по его мнению, слишком чист для порочной страны.
    Возможно, причиной столь противоречивых чувств было то, что еще в детстве поэт собственным сердцем прочувствовал горькую несправедливость жизни и свое печальное одиночество среди любимых, родных людей, не нашедших взаимопонимания (как известно, бабушка будущего поэта не принимала его отца, а после смерти матери Лермонтова разгорелась настоящая битва за право воспитывать мальчика). Длившаяся долгие годы семейная распря оставила глубокий след в душе впечатлительного ребенка и сказалась на формировании его характера: от природы общительный и доверчивый, мальчик замкнулся в себе, и вскоре настороженная подозрительность стала все чаще проявляться в его отношении к окружающим.
    Но было в детстве Лермонтова немало и таких впечатлений, которые повлияли на него благотворно и способствовали раскрытию его поэтического дарования. Он рос в самом сердце России, среди бесконечных полей, пересеченных оврагами и изредка затененных дубовыми рощицами. Эти картины природы нашли отголосок в стихах:
    …тут лес пестрее, там
    Поля и степи, там встречает взгляд
    Опять дубраву или по кустам
    Рассеянные сосны…
    Родина предстает в поэзии Лермонтова во всей своей красе, географической масштабности и разнообразии. Об отчизне поэт писал не только в своей тихой комнате, но и на ночных дорогах, на постоялых дворах, на почтовых станциях, на дежурствах в полковой казарме, под арестом на гауптвахте, на биваках, в походной палатке, у солдатского костра.
    Всматриваясь в бескрайние просторы отчизны, он слышал протяжные песни ямщиков, видел огни окрестных селений:
    Проселочным путем люблю скакать в телеге
    И, взором медленным пронзая ночи тень,
    Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
    Дрожащие огни печальных деревень.
    Будничный и привычный взору пейзаж (легкий дымок над спаленной жнивой, черта белеющих берез на холме средь желтой нивы, изба с резными ставнями, крытая соломой) наполнял сердце поэта радостью, а удалая пляска и говор пьяных мужичков в праздник дарили ему ощущение покоя. Все неизменно, все вечно. Что еще, кроме этой чарующей красоты природы и природности всего, необходимо мятущейся душе поэта?
    Однако родина для него – это не только просторы бескрайних степей, дарующих волшебное ощущение свободы, это люди, их поступки и мысли, это огромная, не похожая ни на один другой город Москва, это непреодолимое одиночество и разочарование, поскольку в мире, где нет ни чести, ни любви, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, нет места страстной натуре, и поэт в отчаянии восклицает:
    Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ,
    И вы, мундиры голубые,
    И ты, им преданный народ!

  4. Любовь к родине, чувство патриотизма… Как их объяснить? За что мать любит своего ребенка? А за что мы любим своих матерей? Ведь далеко не все дети, если посмотреть со стороны, достойны материнской любви. Но это — если со стороны.
    Так и любовь к родине. Она есть, потому что есть страна, в которой родила тебя мама, где родились твои предки и покоятся с миром на погостах. Именно в этой стране, а не в другой. И невидимые нити связывают тебя с твоим родом, а значит, и с родиной. Поэтому ты и любишь ее той любовью, которую объяснить трудно: видишь все ее несовершенства и все-таки любишь. Есть родная речь, которую ты слышишь с детства, на которой ты произнес первые слова. И тебя поняли. Прочитал первую книжку на родном языке, и она тебе очень понравилась. Много книг еще прочтешь в будущем. Может, и на других языках. Но родным будет язык твоей мамы, язык, на котором говорят все вокруг в твоей стране. И родное слово, родная речь — это тоже часть твоей родины.
    Есть мир твоего детства. Из него многое запало в душу. Вот любимый дедушка вышел из подъезда посмотреть, как я первый раз иду в школу. До конца нашей улицы я чувствовал его взгляд. А вот в воскресенье поехали на озеро. Я еще не умел плавать и очень боялся, что отец в воде выпустит меня из своих рук. Но рука отца была крепкой и надежной. Мне стало стыдно за свою трусость. Так я начал учиться плавать. А крепкая рука отца — это тоже моя родина.
    Есть школа, где мы «слово «родина» впервые прочитали по слогам». Есть в школьном коридоре наше окно. Садясь на его подоконник, мы с ребятами строили планы на будущее и наблюдали за девчонками, любовались самой красивой из них — Зиной Филатовой, в которую мы были влюблены все по очереди. Эти воспоминания будут со мной всегда. Они мой школьный причал, моя родина.
    Есть в нашем городе одно заветное место: любимый нами, моими одноклассниками, гидропарк. Весной и осенью он очень красив, но главное — немноголюден. Тогда нам кажется, что он только наш. Какие ивы купают свои ветки в воде! Какие лужайки! Как там весело играть в волейбол! После выпускного вечера мы пойдем туда встречать рассвет. Хоть это может кому-то показаться странным, но наши воскресные дни в этом парке — это мое родное, моя родина.
    Совсем недавно мне стали понятнее чувства М. Ю. Лермонтова, описанные в стихотворении «Родина»:
    С отрадой, многим незнакомой,
    Я вижу полное гумно,
    Избу, покрытую соломой,
    С резными ставнями окно.
    Достаток крестьян радовал поэта. Понятие о достатке сейчас иное, а чувства те же. Когда я вижу богатые дома с усадьбами, с иномарками около красивых ворот, у меня нет желания поворчать: «Откуда у людей такие деньги?» Нет никакой зависти, только незнакомая многим отрада. Потому что чем больше богатых и обеспеченных людей — тем лучше моей родине. А развалюхи, запущенность, нищета — это должно остаться в прошлом.
    Я люблю свою страну, но любовь моя не слепа. Я вижу многое, что вызывает во мне боль и злость, досаду и негодование. Я слышу потоки лживых обещаний осчастливить народ. Но эту злость и негодование я не переношу на весь свой народ. Не надо обобщений вроде «Наш народ никогда не научится честно работать!». Да, хватает еще у нас лентяев, иждивенцев и просто нечистых на руку. Но не они олицетворяют наш народ. Мой народ — это мои любимые родители и учителя, старший брат, друзья, добрые соседи, спортивные наставники. Это мои любимые поэты и писатели, артисты и музыканты. Они — моя родина. Странными выглядят, наверное, мои рассуждения, за что я люблю родину. Но разве обязательно любить за что-то?

  5. Родина и народ… Какие короткие слова. Но какой огромный в них заложен смысл. Для каж­дого человека понятие родины связано с различ­ными аспектами и сторонами жизни. Для М. Ю. Лермонтова оно — сама жизнь, оно — часть его пламенной, страстной, искренней души. Лермонтов не мыслил себя без родины, без России. А Россию не мыслил без русского народа. Поэтому вся его лирика проникнута трепетной любовью к отчизне и великим чувством нацио­нальной героики. Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой, — признается поэт в стихотворении «Родина». Эта любовь шла от самого сердца, которому были бес­конечно дороги и «степей холодное молчанье», и «лесов безбрежных колыханье», и «разливы рек ее, подобные морям», и «дрожащие огни печаль­ных деревень». Лермонтов тонко чувствовал кра­соту русской природы, ему была близка и дорога поэтичность народной жизни: Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. Его сердце наполнялось нежностью и тепло­той, когда он видел покрытые соломой крестьян­ские избы, окна «с резными ставнями», когда наблюдал за веселыми народными гуляньями. В окружении родной природы, исконно русского крестьянского пейзажа сердце поэта наполнялось спокойствием и гармонией. Только на родине он мог, хотя бы ненадолго, почувствовать себя по- настоящему счастливым. Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка; Когда, росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой; Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, — Тогда смиряется души моей тревога… …И счастье я могу постигнуть на земле… В этих строках Лермонтов говорит самим сер­дцем, здесь выступают только истинные, сильные чувства, главное из которых — чувство любви к родной земле. Но взгляд поэта на любимую родину вовсе не был идеализированным. Его душу, стремящую­ся к гармонии и счастью, не волновали ни «сла­ва, купленная кровью», «ни полный гордого до­верия покой», «ни темной старины заветные пре­данья». Он прекрасно видел все тяготы жизни своего народа, его страдания, возмущался крепо­стными порядками, жандармской империей с ее разделением на господ и рабов, на жандармов и «послушный им народ». Лермонтов видел все язвы на теле родной земли, видел и не понимал рабской покорности народа, восставал против его смирения, безгласности и неподвижности. И сер­дце поэта разрывалось на части. Потому что он все равно любил и не мог разлюбить все то, что называл «моим домом». В этом доме он «осуж­ден страдать», но лишь в нем он может быть спо­коен. Именно потому свою любовь к родине Лер­монтов называл «странною» — в ней соединились счастье и боль, стремление сделать все возмож­ное для родной земли и сознание собственного бессилия. Любовь к России неразрывно связана в серд­це поэта с любовью к великой столице — к Моск­ве. Именно она является центральным образом стихотворения «Бородино», в котором автор от­крыто присягнул на верность родине. Именно Москва научила поэта ценить свободу и незави­симость народа, именно она показала настоящий героический характер русских людей. Именно здесь сформировался М. Ю. Лермонтов как поэт и как гражданин, здесь проявился его могучий ум, заявила о себе мысль, родились великие фи­лософские идеи. Поэт дорожил гражданскими подвигами пред­ков, умевших постоять за правду, за человечес­кое достоинство, за честь отчизны. Потому он постоянно прославляет в своих стихотворениях Россию народную, которую любит всей душой, всем сердцем, «истинно свято и разумно». И, вспоминая героическое прошлое русского на­рода, Лермонтов с грустью и сомнением смотрит на будущие поколения, которых жизнь «томит, как ровный путь без цели».

  6. 6
    Текст добавил: Цветы_для_ванны

    Из-под куста мне ландыш серебристый
    Приветливо кивает головой;
    Когда студеный ключ играет по оврагу
    И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
    Лепечет мне таинственную сагу
    Про мирный край, откуда мчится он, — Тогда смиряется души моей тревога…
    …И счастье я могу постигнуть на земле…
    В этих строках Лермонтов говорит самим сер­дцем, здесь выступают только истинные, сильные чувства, главное из которых — чувство любви к родной земле.
    Но взгляд поэта на любимую родину вовсе не был идеализированным. Его душу, стремящую­ся к гармонии и счастью, не волновали ни «сла­ва, купленная кровью», «ни полный гордого до­верия покой», «ни темной старины заветные пре­данья». Он прекрасно видел все тяготы жизни своего народа, его страдания, возмущался крепо­стными порядками, жандармской империей с ее разделением на господ и рабов, на жандармов и «послушный им народ». Лермонтов видел все язвы на теле родной земли, видел и не понимал рабской покорности народа, восставал против его смирения, безгласности и неподвижности. И сер­дце поэта разрывалось на части. Потому что он все равно любил и не мог разлюбить все то, что называл «моим домом». В этом доме он «осуж­ден страдать», но лишь в нем он может быть спо­коен. Именно потому свою любовь к родине Лер­монтов называл «странною» — в ней соединились счастье и боль, стремление сделать все возмож­ное для родной земли и сознание собственного бессилия.
    Любовь к России неразрывно связана в серд­це поэта с любовью к великой столице — к Моск­ве. Именно она является центральным образом стихотворения «Бородино», в котором автор от­крыто присягнул на верность родине. Именно Москва научила поэта ценить свободу и незави­симость народа, именно она показала настоящий героический характер русских людей. Именно здесь сформировался М. Ю. Лермонтов как поэт и как гражданин, здесь проявился его могучий ум, заявила о себе мысль, родились великие фи­лософские идеи.
    Поэт дорожил гражданскими подвигами пред­ков, умевших постоять за правду, за человечес­кое достоинство, за честь отчизны. Потому он постоянно прославляет в своих стихотворениях Россию народную, которую любит всей душой, всем сердцем, «истинно свято и разумно». И, вспоминая героическое прошлое русского на­рода, Лермонтов с грустью и сомнением смотрит на будущие поколения, которых жизнь «томит, как ровный путь без цели».

  7. Родина и народ… Какие короткие слова. Но какой огромный в них заложен смысл. Для каждого человека понятие родины связано с различными аспектами и сторонами жизни. Для М. Ю. Лермонтова оно – сама жизнь, оно – часть его пламенной, страстной, искренней души. Лермонтов не мыслил себя без родины, без России. А Россию не мыслил без русского народа. Поэтому вся его лирика проникнута трепетной любовью к отчизне и великим чувством национальной героики. Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой, – признается поэт в стихотворении “Родина”. Эта любовь шла от самого сердца, которому были бесконечно дороги и “степей холодное молчанье”, и “лесов безбрежных колыханье”, и “разливы рек ее, подобные морям”, и “дрожащие огни печальных деревень”. Лермонтов тонко чувствовал красоту русской природы, ему была близка и дорога поэтичность народной жизни: Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. Его сердце наполнялось нежностью и теплотой, когда он видел покрытые соломой крестьянские избы, окна “с резными ставнями”, когда наблюдал за веселыми народными гуляньями. В окружении родной природы, исконно русского крестьянского пейзажа сердце поэта наполнялось спокойствием и гармонией. Только на родине он мог, хотя бы ненадолго, почувствовать себя по – настоящему счастливым. Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка; Когда, росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой; Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, – Тогда смиряется души моей тревога… …И счастье я могу постигнуть на земле… В этих строках Лермонтов говорит самим сердцем, здесь выступают только истинные, сильные чувства, главное из которых – чувство любви к родной земле. Но взгляд поэта на любимую родину вовсе не был идеализированным. Его душу, стремящуюся к гармонии и счастью, не волновали ни “слава, купленная кровью”, “ни полный гордого доверия покой”, “ни темной старины заветные преданья”. Он прекрасно видел все тяготы жизни своего народа, его страдания, возмущался крепостными порядками, жандармской империей с ее разделением на господ и рабов, на жандармов и “послушный им народ”. Лермонтов видел все язвы на теле родной земли, видел и не понимал рабской покорности народа, восставал против его смирения, безгласности и неподвижности. И сердце поэта разрывалось на части. Потому что он все равно любил и не мог разлюбить все то, что называл “моим домом”. В этом доме он “осужден страдать”, но лишь в нем он может быть спокоен. Именно потому свою любовь к родине Лермонтов называл “странною” – в ней соединились счастье и боль, стремление сделать все возможное для родной земли и сознание собственного бессилия. Любовь к России неразрывно связана в сердце поэта с любовью к великой столице – к Москве. Именно она является центральным образом стихотворения “Бородино”, в котором автор открыто присягнул на верность родине. Именно Москва научила поэта ценить свободу и независимость народа, именно она показала настоящий героический характер русских людей. Именно здесь сформировался М. Ю. Лермонтов как поэт и как гражданин, здесь проявился его могучий ум, заявила о себе мысль, родились великие философские идеи. Поэт дорожил гражданскими подвигами предков, умевших постоять за правду, за человеческое достоинство, за честь отчизны. Потому он постоянно прославляет в своих стихотворениях Россию народную, которую любит всей душой, всем сердцем, “истинно свято и разумно”. И, вспоминая героическое прошлое русского народа, Лермонтов с грустью и сомнением смотрит на будущие поколения, которых жизнь “томит, как ровный путь без цели”.

  8. “Люблю Отчизну я, но странною любовью”
    Пожалуй, тема родины является главной в творчестве всех великих русских писателей. Своеобразное преломление находит она в лирике М. Ю. Лермонтова. В чем-то его задушевные мысли о России совпадают с пушкинскими. Лермонтова так же не устраивает настоящее родины, он так же желает ей свободы. Но в его лирике нет пылкой оптимистической уверенности Пушкина в то, что “взойдет она, звезда пленительного счастья”. Его проницательный и беспощадный взор художника обнажает те негативные стороны русской жизни, которые заставляют поэта испытывать чувство ненависти к ним и без всякого сожаления расстаться с отечеством.
    Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ,
    И вы, мундиры голубые,
    И ты, им преданный народ.
    В чеканных лаконичных лермонтовских строчках до предела сконцентрировано то зло, которое вызывает его гнев и возмущение. И зло это — рабство народа, деспотизм самодержавной власти, преследование инакомыслия, стеснение гражданских свобод.
    Чувство скорби об угнетенной родине пронизывает стихотворение “Жалобы турка”. Острое политическое содержание заставляет поэта прибегнуть к иносказанию. Название стихотворения указывает на деспотический государственный режим Турции, в которой велась национально-освободительная борьба греков, находящихся под ее владычеством. Эти антитурецкие настроения находили сочувствие в русском обществе. Вместе с тем прогрессивно настроенным читателям был вполне понятен истинный смысл стихотворения, направленный против ненавистного самодержавно-крепостнического режима России.
    Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
    Там за утехами несется укоризна,
    Там стонет человек от рабства и цепей!..
    Друг! этот край… моя отчизна!
    Да, Лермонтова не устраивала николаевская Россия 30-х годов XIX века, на которые пришлась его творческая зрелость. Что же питало лермонтовскую любовь к отчизне? Может быть, ее славное героическое прошлое? Лермонтова, как и Пушкина, восхищали мужество, стойкость, патриотизм русского народа, отстоявшего свободу родной страны в грозные годы Отечественной войны 1812 года. Самому яркому героическому событию этой войны, которая была для Лермонтова уже историей, он посвятил замечательное стихотворение “Бородино”. Восхищаясь подвигом русских богатырей прошлого, поэт невольно вспоминает о своем поколении, которое пассивно терпит гнет, не предпринимая попытки изменить жизнь своего отечества к лучшему.
    — Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри — не вы!
    Плохая им досталась доля:
    Не многие вернулись с поля…
    Не будь на то господня воля,
    Не отдали б Москвы!
    В стихотворении “Родина” Лермонтов все-таки говорит о том, что эта “слава, купленная кровью”, не может дать ему “отрадного мечтанья”. Но почему же это стихотворение наполнено каким-то светлым, пушкинским настроением? Здесь нет характерного для Лермонтова мятежного гневного духа. Все тихо, просто, мирно. Даже стихотворный ритм здесь придает произведению плавность, замедленность и величавость. В начале стихотворения Лермонтов говорит о своей “странной” любви к отчизне. Эта странность заключается в том, что он ненавидит самодержавно-крепостническую Россию, страну “голубых мундиров”, и всей душой любит народ России, ее неброскую, но прелестную природу. В “Родине” поэт рисует Россию народную. Перед мысленным взором поэта предстают дорогие сердцу каждого русского человека картины.
    Но я люблю — за что, не знаю сам —
    Ее степей холодное молчанье,
    Ее лесов безбрежных колыханье,
    Разливы рек ее, подобные морям.
    Художник рисует здесь три последовательно сменяющихся образа-пейзажа: степь, лес и реку, которые типичны для русского фольклора. Ведь в народных песнях степь всегда широкая, привольная. Своей необъятностью, беспредельностью привлекает она поэта. Образ богатырского, могучего леса усиливает впечатление мощи и размаха русской природы. Третий образ — река. В отличие от быстрых, стремительных горных речек Кавказа они величественны, спокойны, полноводны. Их силу Лермонтов подчеркивает сравнением с морями. Значит, величие, размах и ширь родной природы вызывает в поэте “отрадные мечтанья” о великом будущем России и ее народа. Эти размышления Лермонтова перекликаются с мыслями других великих писателей России — Гоголя и Чехова, которые видели в родной природе отражение национального духа своего народа. Горячей любовью к сельской, деревенской России проникнуто все лермонтовское стихотворение.
    Люблю дымок спаленной жнивы,
    В степи кочующий обоз
    И на холме средь желтой нивы
    Чету белеющих берез.
    С отрадой многим незнакомой
    Я вижу полное гумно,
    Избу, покрытую соломой,
    С резными ставнями окно…
    Тяжесть подневольного положения народа заставляет поэта с особой отрадой увидеть немногие “следы довольства и труда”, которые все-таки есть в крестьянской жизни. Он как бы ведет читателя за собой через лес и степи, по проселочной дороге к деревне, к простой избе и останавливается, чтобы полюбоваться удалой русской пляской “с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков”. Его бесконечно радует искреннее народное веселье на празднике. Чувствуется горячее желание поэта увидеть русский народ счастливым и свободным. Только ее, народную Россию считает поэт своей настоящей родиной.

  9. Есть мир твоего детства. Из него многое запало в душу. Вот любимый дедушка вышел из подъезда посмотреть, как я первый раз иду в школу. До конца нашей улицы я чувствовал его взгляд. А вот в воскресенье поехали на озеро. Я еще не умел плавать и очень боялся, что отец в воде выпустит меня из своих рук. Но рука отца была крепкой и надежной. Мне стало стыдно за свою трусость. Так я начал учиться плавать. А крепкая рука отца — это тоже моя родина.
    Есть школа, где мы «слово «родина» впервые прочитали по слогам». Есть в школьном коридоре наше окно. Садясь на его подоконник, мы с ребятами строили планы на будущее и наблюдали за девчонками, любовались самой красивой из них — Зиной Филатовой, в которую мы были влюблены все по очереди. Эти воспоминания будут со мной всегда. Они мой школьный причал, моя родина.
    Есть в нашем городе одно заветное место: любимый нами, моими одноклассниками, гидропарк. Весной и осенью он очень красив, но главное — не многолюден. Тогда нам кажется, что он только наш. Какие ивы купают свои ветки в воде! Какие лужайки! Как там весело играть в волейбол! После выпускного вечера мы пойдем туда встречать рассвет. Хоть это может кому-то показаться странным, но наши воскресные дни в этом парке — это мое родное, моя родина.
    Совсем недавно мне стали понятнее чувства М. Ю. Лермонтова, описанные в стихотворении «Родина»:
    С отрадой, многим незнакомой,Я вижу полное гумно,Избу, покрытую соломой,С резными ставнями окно.
    Достаток крестьян радовал поэта. Понятие о достатке сейчас иное, а чувства те же. Когда я вижу богатые дома с усадьбами, с иномарками около красивых ворот, у меня нет желания поворчать: «Откуда у людей такие деньги?» Нет никакой зависти, только незнакомая многим отрада. Потому что чем больше богатых и обеспеченных людей — тем лучше моей родине. А развалюхи, запущенность, нищета — это должно остаться в прошлом. Материал с сайта //iEssay.ru

  10. 10
    Текст добавил: Drums & Flo on Bits records

    Родина и народ… Какие короткие слова. Но какой огромный в них заложен смысл. Для каж­дого человека понятие родины связано с различ­ными аспектами и сторонами жизни. Для М. Ю. Лермонтова оно — сама жизнь, оно — часть его пламенной, страстной, искренней души. Лермонтов не мыслил себя без родины, без России. А Россию не мыслил без русского народа. Поэтому вся его лирика проникнута трепетной любовью к отчизне и великим чувством нацио­нальной героики. Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой, — признается поэт в стихотворении «Родина». Эта любовь шла от самого сердца, которому были бес­конечно дороги и «степей холодное молчанье», и «лесов безбрежных колыханье», и «разливы рек ее, подобные морям», и «дрожащие огни печаль­ных деревень». Лермонтов тонко чувствовал кра­соту русской природы, ему была близка и дорога поэтичность народной жизни: Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. Его сердце наполнялось нежностью и тепло­той, когда он видел покрытые соломой крестьян­ские избы, окна «с резными ставнями», когда наблюдал за веселыми народными гуляньями. В окружении родной природы, исконно русского крестьянского пейзажа сердце поэта наполнялось спокойствием и гармонией. Только на родине он мог, хотя бы ненадолго, почувствовать себя по- настоящему счастливым. Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка; Когда, росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой; Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, — Тогда смиряется души моей тревога… …И счастье я могу постигнуть на земле… В этих строках Лермонтов говорит самим сер­дцем, здесь выступают только истинные, сильные чувства, главное из которых — чувство любви к родной земле. Но взгляд поэта на любимую родину вовсе не был идеализированным. Его душу, стремящую­ся к гармонии и счастью, не волновали ни «сла­ва, купленная кровью», «ни полный гордого до­верия покой», «ни темной старины заветные пре­данья». Он прекрасно видел все тяготы жизни своего народа, его страдания, возмущался крепо­стными порядками, жандармской империей с ее разделением на господ и рабов, на жандармов и «послушный им народ». Лермонтов видел все язвы на теле родной земли, видел и не понимал рабской покорности народа, восставал против его смирения, безгласности и неподвижности. И сер­дце поэта разрывалось на части. Потому что он все равно любил и не мог разлюбить все то, что называл «моим домом». В этом доме он «осуж­ден страдать», но лишь в нем он может быть спо­коен. Именно потому свою любовь к родине Лер­монтов называл «странною» — в ней соединились счастье и боль, стремление сделать все возмож­ное для родной земли и сознание собственного бессилия. Любовь к России неразрывно связана в серд­це поэта с любовью к великой столице — к Моск­ве. Именно она является центральным образом стихотворения «Бородино», в котором автор от­крыто присягнул на верность родине. Именно Москва научила поэта ценить свободу и незави­симость народа, именно она показала настоящий героический характер русских людей. Именно здесь сформировался М. Ю. Лермонтов как поэт и как гражданин, здесь проявился его могучий ум, заявила о себе мысль, родились великие фи­лософские идеи. Поэт дорожил гражданскими подвигами пред­ков, умевших постоять за правду, за человечес­кое достоинство, за честь отчизны. Потому он постоянно прославляет в своих стихотворениях Россию народную, которую любит всей душой, всем сердцем, «истинно свято и разумно». И, вспоминая героическое прошлое русского на­рода, Лермонтов с грустью и сомнением смотрит на будущие поколения, которых жизнь «томит, как ровный путь без цели».

  11. Любовь к родине — тема многих стихотворении поэта («Жалоба турка», «Поле Бородина», «Бородино», «Два великана» и т. д.). Чувство родины, родной земли никогда не покидало его. Уже в 1830 году в стихотворении «Булевар» он противопоставляет народ светской черни. С того же времени начинается его увлечение русскими народными песнями, в которых, по его словам, «верно, больше поэзии, чем во всей французской словесности».
    В стихотворении «Бородино» любовь к родине выражается через восторженное восприятие одной из величайших побед русского народа. Поэт чувствует гордость за славное историческое прошлое своей страны, своего народа. Задыхаясь в тяжелой, мрачной атмосфере, он помнит о былом России, ее славе, о тех, кто принес победу. И он напоминает о ней своим современникам, которые превратились в «презренных рабов власти»:
    Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри — не вы!.
    Истинно высокая любовь к родине заставляла Лермонтова не только восхищаться ее героическим прошлым, не только грустить о ней, но и негодовать, возмущаться ее положением сумрачной «страны рабов». Почти одновременно были написаны два стихотворения, в которых выражены чувства поэта-изгнанника в момент отъезда в ссылку. Но если в стихотворении «Тучи» прощание с родиной вызывает тоску и боль разлуки, то в стихотворении «Прощай, немытая Россия» слышатся гнев, осуждение, боль. Конечно, «немытая Россия» — образ прежде всего эмоциональный. Он передает горечь поэта и за страну, отданную во власть «голубых мундиров», и за «послушный им народ», не проснувшийся от рабства. Это смелый вызов, обличающий самодержавную Россию. Вызов — в дерзости, с какой поэт говорит о своем отношении к правящей России, в откровенности обличения.
    Самодержавие стремилось как можно дольше сохранить «темной старины заветные преданья», чтобы держать народ в кабале. Лермонтов против тех поэтов, которые в своих произведениях прославляли самодержавно-крепостническую Россию, считали, что сила и величие страны в религиозности и «смирении» русского народа. Его любовь совсем иная.
    В небольшом задушевном стихотворении «Родина» раскрывается высокий патриотизм поэта. Свою любовь к родине Лермонтов называет «странной» потому, что он любит ее народ, ее природу, но ненавидит «страну господ». Равнодушен поэт к воинской славе, к величавому покою государства и даже к его прошлому. Светлый образ России народной проходит перед нами: любит он «проселочным путем скакать в телеге», любит «дрожащие огни печальных деревень», любит «дымок спаленной жнивы, в степи кочующий обоз». Ему дороги и милы
    Ее степей холодное молчанье,
    Ее лесов безбрежных колыханье,
    Разливы рек ее, подобные морям.
    При виде редкого довольства и простого веселья трудолюбивых крестьян поэта охватывает чувство радости, незнакомое и непонятное «патриотам» из высшего общества:
    С отрадой, многим незнакомой,
    Я вижу полное гумно,
    Избу, покрытую соломой,
    С резными ставнями окно.
    «Музыка и пляска» маскарадного бала («Как часто пестрою толпою окружен») вызывают в душе поэта «горечь и злость». Он видит, как во сне, «образы бездушные людей», слышит «шепот затверженных речей». Ему хочется смутить холодную веселость их «железным своим стихом».
    Не «темная старина», не ее «заветные преданья» притягивали Лермонтова. «…Она вся в настоящем и будущем», — пишет он о России незадолго до своей гибели. Лермонтов мечтал о будущем, о свободном и гордом человеке, который был бы тесно связан со своей страной. Эта его «тайная дума», которая проходит через все творчество, помогает читателям всех поколений узнать и понять Лермонтова.

    по теме:

    Почему погиб Мцыри?
    «Я знал одной лишь думы власть…» (по поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтова)
    Мятежный дух лирики Лермонтова
    «Беги, красней, презренный человек, тебя, как и других, к земле прижал наш век» (по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Дума»)
    Тема пророчества в лирике М. Ю. Лермонтова

  12. Пожалуй, тема родины является главной в творчестве всех великих русских писателей. Своеобразное преломление находит она в лирике М. Ю. Лермонтова. В чем-то его задушевные мысли о России совпадают с пушкинскими. Лермонтова так же не устраивает настоящее родины, он так же желает ей свободы. Но в его лирике нет пылкой оптимистической уверенности Пушкина в то, что “взойдет она, звезда пленительного счастья”. Его проницательный и беспощадный взор художника обнажает те негативные стороны русской жизни, которые заставляют поэта испытывать чувство ненависти к ним и без всякого сожаления расстаться с отечеством.
    Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ,
    И вы, мундиры голубые,
    И ты, им преданный народ.
    В чеканных лаконичных лермонтовских строчках до предела сконцентрировано то зло, которое вызывает его гнев и возмущение. И зло это — рабство народа, деспотизм самодержавной власти, преследование инакомыслия, стеснение гражданских свобод.
    Чувство скорби об угнетенной родине пронизывает стихотворение “Жалобы турка”. Острое политическое содержание заставляет поэта прибегнуть к иносказанию. Название стихотворения указывает на деспотический государственный режим Турции, в которой велась национально-освободительная борьба греков, находящихся под ее владычеством. Эти антитурецкие настроения находили сочувствие в русском обществе. Вместе с тем прогрессивно настроенным читателям был вполне понятен истинный смысл стихотворения, направленный против ненавистного самодержавно-крепостнического режима России.
    Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
    Там за утехами несется укоризна,
    Там стонет человек от рабства и цепей!..
    Друг! этот край… моя отчизна!
    Да, Лермонтова не устраивала николаевская Россия 30-х годов XIX века, на которые пришлась его творческая зрелость. Что же питало лермонтовскую любовь к отчизне? Может быть, ее славное героическое прошлое? Лермонтова, как и Пушкина, восхищали мужество, стойкость, патриотизм русского народа, отстоявшего свободу родной страны в грозные годы Отечественной войны 1812 года. Самому яркому героическому событию этой войны, которая была для Лермонтова уже историей, он посвятил замечательное стихотворение “Бородино”. Восхищаясь подвигом русских богатырей прошлого, поэт невольно вспоминает о своем поколении, которое пассивно терпит гнет, не предпринимая попытки изменить жизнь своего отечества к лучшему.
    — Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри — не вы!
    Плохая им досталась доля:
    Не многие вернулись с поля…
    Не будь на то господня воля,
    Не отдали б Москвы!
    В стихотворении “Родина” Лермонтов все-таки говорит о том, что эта “слава, купленная кровью”, не может дать ему “отрадного мечтанья”. Но почему же это стихотворение наполнено каким-то светлым, пушкинским настроением? Здесь нет характерного для Лермонтова мятежного гневного духа. Все тихо, просто, мирно. Даже стихотворный ритм здесь придает произведению плавность, замедленность и величавость. В начале стихотворения Лермонтов говорит о своей “странной” любви к отчизне. Эта странность заключается в том, что он ненавидит самодержавно-крепостническую Россию, страну “голубых мундиров”, и всей душой любит народ России, ее неброскую, но прелестную природу. В “Родине” поэт рисует Россию народную. Перед мысленным взором поэта предстают дорогие сердцу каждого русского человека картины.
    Но я люблю — за что, не знаю сам —
    Ее степей холодное молчанье,
    Ее лесов безбрежных колыханье,
    Разливы рек ее, подобные морям.
    Художник рисует здесь три последовательно сменяющихся образа-пейзажа: степь, лес и реку, которые типичны для русского фольклора. Ведь в народных песнях степь всегда широкая, привольная. Своей необъятностью, беспредельностью привлекает она поэта. Образ богатырского, могучего леса усиливает впечатление мощи и размаха русской природы. Третий образ — река. В отличие от быстрых, стремительных горных речек Кавказа они величественны, спокойны, полноводны. Их силу Лермонтов подчеркивает сравнением с морями. Значит, величие, размах и ширь родной природы вызывает в поэте “отрадные мечтанья” о великом будущем России и ее народа. Эти размышления Лермонтова перекликаются с мыслями других великих писателей России — Гоголя и Чехова, которые видели в родной природе отражение национального духа своего народа. Горячей любовью к сельской, деревенской России проникнуто все лермонтовское стихотворение.
    Люблю дымок спаленной жнивы,
    В степи кочующий обоз
    И на холме средь желтой нивы
    Чету белеющих берез.
    С отрадой многим незнакомой
    Я вижу полное гумно,
    Избу, покрытую соломой,
    С резными ставнями окно…
    Тяжесть подневольного положения народа заставляет поэта с особой отрадой увидеть немногие “следы довольства и труда”, которые все-таки есть в крестьянской жизни. Он как бы ведет читателя за собой через лес и степи, по проселочной дороге к деревне, к простой избе и останавливается, чтобы полюбоваться удалой русской пляской “с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков”. Его бесконечно радует искреннее народное веселье на празднике. Чувствуется горячее желание поэта увидеть русский народ счастливым и свободным. Только ее, народную Россию считает поэт своей настоящей родиной.

  13. Любовь к родине, чувство патриотизма… Как их объяснить? За что мать любит своего ребенка? А за что мы любим своих матерей? Ведь далеко не все дети, если посмотреть сбоку, достойные материнской любви. Но это – если сбоку. –
    Так и любовь к родине. Она есть, потому что есть страна, в которой родила тебя мать, где родились и покоятся с миром на кладбищах твои предки. Именно в этой стране, а не в другой. И невидимые нити связывают тебя с твоим родом, а следовательно, и с родиной. Поэтому ты и любишь ее той любовью, которую трудно объяснить: видишь все ее несовершенства и все-таки любишь. Есть родная речь, которую ты слышишь с детства, которой ты произнес первые слова. И тебя поняли. Прочитал первую книгу на родном языке и она тебе очень понравилась. Много книг еще прочитаешь в будущем. Может, и другими языками. Но родным будет речь твоей мамы, язык, на котором говорят все вокруг в твоей стране. И родное слово, родная речь – это тоже часть твоей родины.
    Мир твоего Детства. Из него много чего запало в душу. Вот милый дедушка вышел из подъезда посмотреть, как я впервые иду в школу. До конца нашей улицы я чувствовал его взгляд. А вот в воскресенье поехали на озеро. Я еще не умел плавать и очень боялся, что отец в воде выпустит меня из своих рук. Но рука отца была крепкой и надежной. Мне стало стыдно за свою трусость. Так я начал учиться плавать. А крепкая рука отца – это тоже моя родина.
    Есть школа, где мы слово “родина” впервые прочитали по слогам”. Есть в школьном коридоре наше окно. Садясь на его подоконник, мы с ребятами строили планы на будущее и наблюдали за девчонками, любовались самой красивой из них – Зиной Филатовой, в которую мы были влюблены все по очереди. Эти воспоминания будут со мной всегда. Они – мой школьный причал, моя родина.
    Есть в нашем городе одно заветное место: любимый нами, моими одноклассниками, гидропарк. Весной и осенью он очень красивый, но главное – не многолюдный. Тогда нам кажется, что он только наш. Которые ивы купают свои ветви в воде! Которые поляны! Как там весело играть в волейбол! После выпускного вечера мы пойдем туда встречать рассвет. Хотя это может кому-то показаться странным, но наши воскресенья в этом парке – это мое родное, моя родина.
    Совсем недавно мне стали более понятны чувства М. Ю. Лермонтова, описанные в стихотворении “Родина”:
    С отрадой, многим незнакомой,
    Я вижу полное гумно,
    Избу, покрытую соломой,
    С резными ставнями окно.
    Состояние крестьян радовал поэта. Понятие о состояние сейчас другое, а чувства те же. Когда я вижу богатые дома с усадьбами, с иномарками у красивых ворот, у меня нет желания пробурмотіти: “Откуда у людей такие деньги?” Нет никакой зависти, только незнакомая многим отрада. Потому что чем больше богатых и обеспеченных людей – тем лучше моей родине. А руины, заброшенность, нищета – это должно остаться в прошлом.
    Я люблю свою страну, но любовь моя не слепая. Я вижу многое, что вызывает во мне боль и злость, досаду и возмущение. Я слышу потоки лживых обещаний осчастливить народ. Но эту злость и возмущение я не переношу на весь свой народ. Не надо обобщений вроде “Наш народ никогда не научится честно работать!” Да, хватает еще у нас лентяев, иждивенцев и просто нечистых на руку. Но не они олицетворяют наш народ. Мой народ – это мои любимые родители и учителя, старший брат, друзья, хорошие соседи, спортивные наставники. Это мои любимые поэты и писатели, артисты и музыканты. Они – моя родина. Странными выглядят, наверное, мои рассуждения, за что я люблю родину. Но разве обязательно любить за что-то?

  14. Лермонтов, Михаил Юрьевич –
    Биография и творчество

    “Люблю Отчизну я, но странною любовью”

    Пожалуй, тема родины является главной в творчестве всех великих русских писателей. Своеобразное преломление находит она в лирике М. Ю. Лермонтова. В чем-то его задушевные мысли о России совпадают с пушкинскими. Лермонтова так же не устраивает настоящее родины, он так же желает ей свободы. Но в его лирике нет пылкой оптимистической уверенности Пушкина в то, что “взойдет она, звезда пленительного счастья”. Его проницательный и беспощадный взор художника обнажает те негативные стороны русской жизни, которые заставляют поэта испытывать чувство ненависти к ним и без всякого сожаления расстаться с отечеством.
    Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ,
    И вы, мундиры голубые,
    И ты, им преданный народ.
    В чеканных лаконичных лермонтовских строчках до предела сконцентрировано то зло, которое вызывает его гнев и возмущение. И зло это — рабство народа, деспотизм самодержавной власти, преследование инакомыслия, стеснение гражданских свобод.
    Чувство скорби об угнетенной родине пронизывает стихотворение “Жалобы турка”. Острое политическое содержание заставляет поэта прибегнуть к иносказанию. Название стихотворения указывает на деспотический государственный режим Турции, в которой велась национально-освободительная борьба греков, находящихся под ее владычеством. Эти антитурецкие настроения находили сочувствие в русском обществе. Вместе с тем прогрессивно настроенным читателям был вполне понятен истинный смысл стихотворения, направленный против ненавистного самодержавно-крепостнического режима России.
    Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
    Там за утехами несется укоризна,
    Там стонет человек от рабства и цепей!..
    Друг! этот край… моя отчизна!
    Да, Лермонтова не устраивала николаевская Россия 30-х годов XIX века, на которые пришлась его творческая зрелость. Что же питало лермонтовскую любовь к отчизне? Может быть, ее славное героическое прошлое? Лермонтова, как и Пушкина, восхищали мужество, стойкость, патриотизм русского народа, отстоявшего свободу родной страны в грозные годы Отечественной войны 1812 года. Самому яркому героическому событию этой войны, которая была для Лермонтова уже историей, он посвятил замечательное стихотворение “Бородино”. Восхищаясь подвигом русских богатырей прошлого, поэт невольно вспоминает о своем поколении, которое пассивно терпит гнет, не предпринимая попытки изменить жизнь своего отечества к лучшему.
    — Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри — не вы!
    Плохая им досталась доля:
    Не многие вернулись с поля…
    Не будь на то господня воля,
    Не отдали б Москвы!
    В стихотворении “Родина” Лермонтов все-таки говорит о том, что эта “слава, купленная кровью”, не может дать ему “отрадного мечтанья”. Но почему же это стихотворение наполнено каким-то светлым, пушкинским настроением? Здесь нет характерного для Лермонтова мятежного гневного духа. Все тихо, просто, мирно. Даже стихотворный ритм здесь придает произведению плавность, замедленность и величавость. В начале стихотворения Лермонтов говорит о своей “странной” любви к отчизне. Эта странность заключается в том, что он ненавидит самодержавно-крепостническую Россию, страну “голубых мундиров”, и всей душой любит народ России, ее неброскую, но прелестную природу. В “Родине” поэт рисует Россию народную. Перед мысленным взором поэта предстают дорогие сердцу каждого русского человека картины.
    Но я люблю — за что, не знаю сам —
    Ее степей холодное молчанье,
    Ее лесов безбрежных колыханье,
    Разливы рек ее, подобные морям.
    Художник рисует здесь три последовательно сменяющихся образа-пейзажа: степь, лес и реку, которые типичны для русского фольклора. Ведь в народных песнях степь всегда широкая, привольная. Своей необъятностью, беспредельностью привлекает она поэта. Образ богатырского, могучего леса усиливает впечатление мощи и размаха русской природы. Третий образ — река. В отличие от быстрых, стремительных горных речек Кавказа они величественны, спокойны, полноводны. Их силу Лермонтов подчеркивает сравнением с морями. Значит, величие, размах и ширь родной природы вызывает в поэте “отрадные мечтанья” о великом будущем России и ее народа. Эти размышления Лермонтова перекликаются с мыслями других великих писателей России — Гоголя и Чехова, которые видели в родной природе отражение национального духа своего народа. Горячей любовью к сельской, деревенской России проникнуто все лермонтовское стихотворение.
    Люблю дымок спаленной жнивы,
    В степи кочующий обоз
    И на холме средь желтой нивы
    Чету белеющих берез.
    С отрадой многим незнакомой
    Я вижу полное гумно,
    Избу, покрытую соломой,
    С резными ставнями окно…
    Тяжесть подневольного положения народа заставляет поэта с особой отрадой увидеть немногие “следы довольства и труда”, которые все-таки есть в крестьянской жизни. Он как бы ведет читателя за собой через лес и степи, по проселочной дороге к деревне, к простой избе и останавливается, чтобы полюбоваться удалой русской пляской “с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков”. Его бесконечно радует искреннее народное веселье на празднике. Чувствуется горячее желание поэта увидеть русский народ счастливым и свободным. Только ее, народную Россию считает поэт своей настоящей родиной.

    Список литературы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *