Сочинение на тему любовь софьи к молчалину

13 вариантов

  1. Молчалин И Софья. Значение Образов В Комедии А.С. Грибоедова «Горе От Ума»
    Ах! Софья! Неужли Молчалин избран ей!
    А.С. Грибоедов
    Александр Сергеевич Грибоедов – писатель, редкий даже для русской литературы, столь богатой удивительными и разнообразными талантами. Он был автором нескольких произведений, но именно комедия «Горе от ума» принесла ему известность. Прошло уже более ста семидесяти лет, а это произведение продолжает волновать читателей и зрителей. Хотя его герои и очень далеки от нас, мы воспринимаем их как живых людей, смеемся над ними, негодуем, презираем, любим. Почему же так происходит? Наверное, потому, что автор в этой пьесе поставил ряд важнейших проблем своего времени, а они и по сей день продолжают волновать людей.
    Главная тема комедии – противоречия между «веком нынешним» и «веком минувшим», то есть между прогрессивными силами общества и регрессивными элементами. Выразителем первых является главный герой комедии – Чацкий, а противостоят ему Фамусов, Скалозуб, Молчалин и другие. Между этими персонажами находится одна из центральных фигур комедии – Софья.
    Образ Софьи объединяет несколько сюжетных линий и определяет одну из главных – «любовный треугольник» Софья – Чацкий – Молчалин. Именно наличие подобной сюжетной линии являлось обязательным по канонам классицизма, который господствовал на сцене театра в начале XIX века. Однако в комедии Грибоедова образ Софьи достаточно сложен и противоречив. С одной стороны, она воспитана на сентиментальных романах, ее голова начинена любовными приключениями, и себя она воображает их героиней. Софья – мечтательница, фантазерка, приписывающая все добродетели героев французских романов далекому от идеала Молчалину. Она не обладает ни душевной простотой, ни благородством. Слова Фамусова о московских девицах: «Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой» – имеют прямое отношение и к его собственной дочери. Но все же есть в Софье нечто, привлекающее к ней того же Чацкого. В свои семнадцать лет она проявляет завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец.
    Софья не лишена смелости, бескорыстия и способна пренебречь светскими предрассудками, может глубоко переживать и искренне любить.
    Но эти положительные черты характера Софьи не смогли победить в душной атмосфере фамусовского общества. Зато капризность изнеженной барышни, избалованность, самолюбие и обидчивость прослеживаются автором по всему ходу комедии. В Софье смешались хорошие задатки с лживостью, живой ум – с отсутствием всякого намека на убеждения. Вместе с тем очевидна и сила характера героини. Уж если она привязалась сердцем, то крепко. Ни отец, ни Чацкий не могут поколебать ее. Лишь подслушанный разговор Молчалина с Лизой открывает ей глаза на подлость и низость ее возлюбленного. Но, обманутая в своих чувствах, Софья не боится суда окружающих. Она говорит Чацкому: «Я виню себя кругом», а Молчалину велит убраться из дому.
    Но жизнь в светском обществе имеет свои законы. Обидевшись на Чацкого за его нападки на Молчалина, Софья мстит ему традиционным способом – распускает сплетню о его сумасшествии. Она настолько поддалась влиянию «фамусовщины», что сама незаметно стала защитницей такого образа жизни. Так Грибоедов показал, как незаурядная девушка порабощается той средой, в которой она воспитывалась и жила. Образ Софьи важен для комедии еще и потому, что определяет сюжетную линию, связанную со стремлением Чацкого узнать, кого же Софья предпочла ему.
    Так автор сталкивает двух героев – Чацкого и Молчалина. Они сверстники, люди из одного и того же общества, а мыслят и живут совершенно по-разному.
    Молчалин – страшная фигура. Он был, есть и будет во все времена. Такие люди имеют единственную страсть – желание любой ценой сделать карьеру. Ухаживание за дочерью своего начальника – это лишь способ преуспеть. В то же время Молчалин вовсе не видит для себя предела благополучия в женитьбе на Софье, и это заметно не только по его поведению, но и в разных мелких фактах и намеках, разбросанных в пьесе.
    В отличие от Чацкого, Молчалину прислуживаться совсем не тошно, наоборот, он жизни не мыслит без этого. Для него идеал – это высокое положение в дворянском обществе, и неважно, каким путем его достичь. Молчалин – большой мастер преподносить себя в выгодном свете. Он вроде домашнего кота, мягкого и ласкового, который бродит везде по дому, и если блудит, то втихомолку и прилично.
    Этот образ очень непрост и опасен. Если Скалозуб солдафон, то Молчалина и раскусить трудно, а некоторые свойства его характера могут быть представлены даже как достоинства, особенно в устах влюбленной в него Софьи. В этом, кстати, заключено и еще одно значение образов Софьи и Молчалина в комедии. Это значение связано со взаимодействием этих героев в пьесе: Софья как бы противостоит Чацкому в его наскоках на Молчалина. При этом ее аргументы достаточно обоснованны. Таким образом, как мне кажется, Грибоедов хотел показать трудность распознавания истинных целей таких людей, как Молчалин, их хорошо скрываемое лицемерие. Живучесть подобных типов основана на том, что Молчалин – защитник чинопочитания, подхалимства, но защитник умный, тонкий и обходительный. Он чуток к любым переменам, прекрасно ориентирован в социальной среде. Если бы не приезд Чацкого в дом Фамусова, он «достиг бы степеней известных». И не пропадет, и достигнет. Не в доме Фамусова, так в другом. Знает свое место и держится его строго и определенно.
    Молчалин все делает вовремя. Когда в доме Фамусова был скандал, он выслушал Софью и за секунду до появления отца незаметно ретировался в свой чуланчик, ушел в тень.
    Таким образом, два персонажа комедии, Софья и Молчалин, – типичные представители русского общества начала XIX века. Значение этих образов для построения сюжета комедии является определяющим.
    Крах терпит Софья: «Ферзь… разочарована на счет своего сахара медовича». Может быть, она и не примирится с Молчалиным, как предсказывает Чацкий, но «другой найдется, благонравный, низкопоклонник и делец». Однако во всех случаях высокое положение в фамусовском мире будет куплено ею ценой утраты тех человеческих качеств, которые ей давали право на любовь Чацкого. А это нравственная гибель, это трагедия. Нам жаль Софью, потому что лично она не безнравственна, как писал И.А. Гончаров, она – жертва той лжи, которая характерна для фамусовского общества, погубившего ее.
    Бесспорна и нравственная гибель Молчалина, героя с темной душой и низменными целями; героя, так блестяще развенчанного Грибоедовым в комедии, но такого неистребимого в жизни, ибо «Молчалины блажентствуют на свете!».

  2. Почему Софья предпочитает дурака Молчалина умному Чацкому?
    В основе комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» лежит идейное столкновение двух разных поколений, представителей «века минувшего» и «века нынешнего». Однако не всех персонажей пьесы можно оценить однозначно.
    Софья Павловна Фамусова – неординарная натура. По выражению самого автора, она «сама не глупая» и по многим качествам противопоставлена дворянскому обществу. Это единственный персонаж, близкий главному герою Чацкому, находящийся с ним на равных. Софья от природы обладает живым умом, сильным характером, смелостью, независима от чужого мнения. Девушка получила хорошее образование и, несмотря на гнев отца («собрать все книги бы, да сжечь», «ученье – вот чума»), проводит много времени за чтением. Софья живет сильным и настоящим чувством, следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Почему же такая глубокая девушка предпочла пылкому Чацкому бездушного карьериста Молчалина?
    Большое влияние на Софью оказала атмосфера фамусовского общества, воспитавшего ее. Ей приходится строить свою жизнь по общепринятым образцам, и, подобно дамам своего круга, доминирующими в свете и семье, она мечтает о «муже-слуге». Именно таким героем является Молчалин, стремящийся «услужить» более влиятельным людям («не должно сметь свое суждение иметь»). Он удобен для нее, ведь девушка видит в нем лишь человека мягкого, тихого, скромного, безропотного, без грехов. Хотя она умна, но избалованна, а Молчалин будет делать то, что ей нужно.
    Однако Софья, выросшая на сентиментальных французских романах, на самом деле полюбила своего избранника, увидела в ничтожном Молчалине романтического героя, вообразила его своим идеалом. «Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины души вздохнет, Ни слова вольного, и так вся ночь проходит, Рука с рукой, и глаз с меня не сводит», – именно так в ее глазах должен вести себя влюбленный юноша. Как ей кажется, она нашла подходящего покорного и робкого избранника. Ей не нужна пылкая, страстная и сумасшедшая любовь Чацкого, ведь один раз он уже покинул ее, уехал, оставив скучать. Девушка до сих пор не может простить герою «охоту странствовать»: «если любит кто кого, Зачем ума искать, и ездить так далеко?». Из-за этой обиды, ослепленная «надуманной любовью», Софья не замечает глупость Молчалина, превращает все его пороки в добродетели во многом потому, что они противоположны чертам Чацкого. Она ценит, что Молчалин «за других себя забыть готов, враг дерзости – всегда застенчиво, несмело». Софья понимает, что «нет в нем этого ума», но такой ей и не нужен, ведь «эдакий ли ум семейство осчастливит?». Девушка любит и поэтому лишена возможности здраво рассуждать, не видит, что все положительные качества, которые так нравятся ей в Молчалине, объясняются его расчетливостью и равнодушием, не может отличить его поддельное чувство от искренней любви Чацкого.
    Образ Софьи крайне неоднозначен. Ее главное «горе» заключается в том, что она полюбила человека, не видя его истинного облика, только лишь под влиянием романтических произведений и сложившихся в обществе законов. Так открытость, наивность ее души оборачивается против нее самой.

  3. Одним из величайших произведений первой половины XIX века является комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”. В комедии автор поставил ряд важнейших проблем своего времени, которые и по сей день продолжают волновать человечество.
    Главный герой комедии Чацкий рассматривается как во взаимоотношениях с представителями фамусовского общества, так и с Софьей, которую он любит. Вот почему немаловажную роль в комедии играет Софья и ее отношение не только к Чацкому, но и к Молчалину.
    Образ Софьи Павловны сложен. От природы она наделена хорошими качествами: умом сильным и независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Для девушки дворянского круга она получила хорошее образование и воспитание. Героиня увлекается чтением французской литературы. Фамусов, отец Софьи, говорит:
    Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится.
    Но, к сожалению, все эти положительные черты характера Софьи не могли получить развития в фамусовском обществе. Вот как об этом писал в своем критическом этюде “Мильон терзаний” И. А. Гончаров: “К Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха”. В то же время Софья — дитя своего общества. Представления о людях и о жизни она черпала из французских сентиментальных романов, и именно эта сентиментальная литература развила в Софье мечтательность и чувствительность. Она говорит о Молчалине:
    Возьмет он руку, к сердцу жмет,
    Из глубины души вздохнет,
    Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
    Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.
    Поэтому она не случайно обратила внимание именно на Молчалина, который своими чертами и своим поведением напоминал ей ее любимых героев. Однако нельзя сказать, что героиня ослеплена: она способна оценить избранника здраво и критически:
    Конечно, нет в нем этого ума,
    Что гений для иных, а для иных чума,
    Который скор, блестящ и скоро опротивит…
    Софья любит Молчалина, но скрывает это от отца, который, конечно же, не признал бы его в качестве зятя, зная, что он беден. Героиня же в секретаре своего отца видит много хорошего:
    …уступчив, скромен, тих,
    В лице ни тени беспокойства,
    И на душе проступков никаких,
    Чужих и вкривь и вкось не рубит, —
    Вот я за что его люблю.
    Софья еще и потому полюбила Молчалина, что ей, девушке с характером, нужен был в жизни человек, которым она могла бы управлять. “Влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, несмеющему поднять на нее глаза, возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права” — вот ее цель, по мнению И. А. Гончарова.
    Поэтому Чацкий, возвратившись в Москву и увидя, как изменилась Софья под влиянием окружения, очень переживает. Ему было больно увидеть ее такой после его трехлетнего отсутствия, было тяжело осознать, что любимая избрала Молчалина. Софья также очень переживает, но из-за другого. Она невольно слышит разговор Молчалина с Лизой и вдруг видит своего избранника в ином свете. Она поняла, что на самом деле Молчалин принимал вид любовника лишь “в угодность дочери такого человека”. Софья нужна была ему только для того, чтобы в нужный момент воспользоваться ее влиянием. Его целью было также получить повыше чин, поэтому он, согласно заветам своего отца, угождал “всем людям без изъятья”. Возможно, когда-нибудь Софья узнала бы об истинных намерениях Молчалина и ей не было бы так больно. Но сейчас она потеряла человека, который очень подходил на роль мужа-мальчика, мужа-слуги. Думается, что она сумеет найти подобного человека и повторит судьбу Натальи Дмитриевны Горич и княгини Тугоуховской. Ей не нужен был такой человек, как Чацкий, но именно он открыл ей глаза на все происходящее. И если бы Софья выросла в другой среде, она, возможно, выбрала бы Чацкого. Но она выбирает такого человека, который ей больше подходит, так как не мыслит себе иного героя. И в конце концов, по замечанию Гончарова, “тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого” именно Софье.
    Грибоедов представил нам героиню комедии как лицо драматическое. Это единственный персонаж, который задуман и выполнен, как близкий Чацкому. Но в финале, когда Софья становится невольной свидетельницей “ухаживаний” Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена. И это один из самых драматических моментов всей пьесы.
    Итак, в своей комедии А. С. Грибоедов сумел показать не только время, в которое он жил, но и создал незабываемые образы, интересные и современному читателю и зрителю. Поэтому, как говорит Гончаров, “Горе от ума” держится особняком в литературе и отличается от других произведений слова моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью.

  4. 4
    Текст добавил: ..:::КнОпосьКа:::

    Фамилия у Молчалина говорящая. Она полностью соответствует его образу. Он привык «отмалчиваться» как перед Павлом Фамусовым, так и на ночных рандеву с его дочерью Софьей. Девушка, считает, что «рука в руке» и тишина, это высшее проявление чувств. На самом же деле, Молчалину, просто нечего сказать своей «возлюбленной». В его тайных мечтах, находится совершенно другая девушка – Лиза, домработница Фамусовых. Но мужчина всякий раз становится отвергнутым у своенравной служанке. Однако, он не оставляет надежду, и будет при удобном случае добиваться ее расположения снова.
    Становится понятным, почему Софья Чацкому предпочла Молчалина. Он не дерзит, не спорит и всегда действует так, как хочет девушка. Эта покладистость подкупает Фамусову. Она принимает это не за слабость и подхалимство, а за огромное уважение и «высшие чувства» к собственной персоне. Ей удобен обходительный и во всем соглашающийся Молчалин. Чацкий же своей язвительностью и дерзостью перечеркивает все отношения, которые когда-то были между парой.
    Софья, сделав окончательный выбор в пользу Молчалина, вскоре узнает «шокирующую» правду об его истинном отношении к ней. Она застает секретаря, который признается в чувствах к Лизе. Накануне этого, девушка пустила в свет слух о том, что Чацкий «сумасшедший». И вот теперь, ей кажется, что это именно она, сходит с ума. Фамусова раскаивается в «злодеянии» по отношению к Александру, и даже возможно ей захотелось бы его вернуть… Но, увы. Оскорбленный Александр, разглядев всю натуру своей бывшей «невесты», теперь рад, что она выбрала изначально не его.

  5. Любовь и расчет — таковы две опорные точки нашего сочинения. Они ставятся на одну плоскость, что быть в принципе не может. Любовь не математическая формула, которую можно рассчитать по удобной схеме. Это безграничное чувство, которое просто не имеет предела и не может его иметь. Расчетливых людей никогда не сможет охватить прекрасное чувство, оно для них просто не доступно. Да и в современном мире, говоря «расчет», мы подразумеваем деньги, карьеру, выгоду. Каждый из этих компонентов становится предлогом любви, его основой. Но все это слишком эфемерно, чтобы стать реальностью.
    Совершенно другое соотношение расчета и любви представлено А. С. Грибоедовым в комедии «Горе от ума». Какой расчет может быть у таких героев, как Софья и Молчалин? Посмотрим на каждый образ в отдельности.
    Наибольшая расчетливость характерна для Молчалина. В списке действующих лиц он предстает как Алексей Степанович Молчалин, секретарь, живущий в доме Фамусова. А кто такой Фамусов — начальник Молчалина. Сразу возникает вопрос, а почему Молчалин живет в доме своего начальника. На этот вопрос можно ответить одной фразой героя, ставшей крылатым выражением: «В мои лета не должно сметь / Свое суждение иметь». Такой человек вполне подходит Павлу Афанасьевичу. Ведь он просто на дух не переносит, чтобы ему противоречили. Это хорошо видно в его диалогах с Чацким, который, не в пример Мол- чалину, не промолчит. Фамусов называет Ачександра Андреевича Чацкого карбонари, опасным человеком. «Я знать вас не хочу, разврата не терплю». Какие-либо свободные высказывания человека соотносятся лишь с развратом, то есть человеку не следует высказывать своего мнения. А если таких мыслей не будет, то для Фамусова это просто идеальный человек. Недаром у Алексея Степановича такая фамилия — Молчалив. Молчать — вот главный завет героя.
    Однако не словами, а действиями герой привлекает внимание. Эту картинность отмечает Лиза при его падении с лошади. «Ударюсь об заклад, что вздор; / И если б не к лицу, не нужно перевязки…» И вот именно в отношении к Лизе открывается двойственность его любовного чувства.
    «Молчалин. Какое личико твое! / как я тебя люблю!
    Лиза. А барышню?
    Молчалин. Ее / По должности, тебя… (Хочет обнять)».
    Сразу видно, что в любовном стремлении Молчалина к Софье явно перевешивает расчет. Ему удобно, выгодно жить у Фамусовых, которые оценивают его молчание, ухаживать для виду за Софьей. Да и в разговоре с Чацким Молчалин говорит только о выгоде, упоминая известнейших и влиятельных людей — таких, как Татьяна Юрьевна, Фома Фомич.
    Но свою расчетливость Молчалин не мог долго скрывать от возлюбленной Софьи. Однажды он попадается при свидании с Лизой и при этом довольно-таки ясно выражается. «И вот любовника я принимаю вид / В угодность дочери такого человека…» При разоблачении Алексей Степанович «бросается на колена», а при появлении Чацкого скрывается. В итоге можно сказать, что Молчалин остается в выигрыше. Он выходит сухим из воды. Чацкий уезжает сам, Софью отец ссылает в глушь, в Саратов. А он остается на хорошей должности и при новой любви.
    Неужели такого человека могла полюбить Софья? Ведь она тот человек, в которого так искренне влюблен Чацкий. И в его действиях совершенно нет того расчета, что у Молчалина. И вообще Александр Андреевич удивлен: как Софья смогла полюбить такого ничтожного человека как Молчалин. Умеренность и аккуратность не те свойства, что ценит Софья в человеке. Хотя Чацкий до разговора с Молчалиным немного сомневается в девушке. «Ах, Софья! Неужели Молчалин избран ей! / А чем не муж? Ума в нем только мало; / Но чтоб иметь детей, / Кому ума не доставало? / Услужлив, скромненький, в лице румянец есть». Но после разговора с Молчалиным Чацкий понимает, что она не могла бы полюбить человека «с такими чувствами, с такой душой».
    Получается, что любовь Софьи к Алексею Степановичу имеет немного другую природу. И главное — это обида на исчезновение Чацкого. Она не может понять: зачем искать ума так далеко, когда любимый человек рядом. И поэтому Софья рисует Лизе совсем другой образ возлюбленного, списанного с Молчалина. «Кого люблю я не таков: / Молчалин за других себя забыть готов, / Враг дерзости, — всегда застенчиво, несмело…»
    Софья один раз обожглась на импульсивной деятельности, дерзости. Поэтому она старается избежать этого и находит подходящего избранника в Молчалине. Однако вспомним обморок девушки. Она «теряет чувства», когда видит, что Алексей Степанович упал с лошади. Софья потом ему выговаривает за беспокойство. «Молчалин, / Как во мне рассудок цел остался! / Ведь знаете; как жизнь мне ваша дорога! / Зачем же ей играть, и так неосторожно?» Получается, что все-таки молодой человек не безразличен барышне. Но любви, огромного чувства, здесь все-таки нет, хотя Софья и дорожит Молчалиным. Просто для нее он вполне покорен, особенно по сравнению с Чацким.
    Алексей Степанович — игрушка в ее руках. Это она подтверждает при Молчалине. «А кем из них я дорожу? / Хочу — люблю, хочу скажу… / При них не смела я дохнуть, / У вас спросить, на вас взглянуть». И потом она случайно оговаривается, что не сможет долго выдерживать притворства. И это притворство связано не только с падением Молчалина. Оно относится и к Чацкому, который внезапно вернулся. Софья всеми силами хочет показать «путешественнику»: она не тосковала, не печалилась и все так же окружена поклонниками.
    Следующим шагом ее расчета становится то, что она объявляет его сумасшедшим. Она злится на поступки Чацкого и в отместку распускает этот слух.
    Расчет в действиях и поступках Софьи занимает не меньше места, чем у Молчалина. Но все-таки ее расчет вредит не столько Молчалину, сколько окружающим и в какой-то мере ей самой. Да и так называемая ее любовь построена на каких-то доводах и размышлениях. И получается это чувство очень холодным, от него не веет никакой теплотой.
    Но расчет все равно не оправдывается. В конце пьесы Софье выпадает шанс узнать истинное лицо «возлюбленного», вся любовь которого была построена на расчете.
    Расчет занимает центральное место в чувствах героев. Они делают его основой такого светлого чувства. И оба они просчитываются. Следовательно, любви тоже нет. Удобство, комфорт нельзя ставить выше любви. И нельзя сочетать вместе такие далекие понятия. В пьесе есть и истинная любовь — Чацкого к Софье. Но она теперь не находит отклика в душе девушки. Та сильно обиделась на исчезновение героя и не смогла простить эту оплошность.
    Драматург нам наглядно показал, что на расчете можно построить карьеру, добиться внимания, благосклонности. Но никогда не получится сконструировать любовное чувство. Оно ведь возникает внезапно, словно легкий ветерок, набегает волнами и оставляет самые светлые и нежные воспоминания в жизни каждого человека.

  6. Почему Софья
    полюбила Молчалина?

    Героиня
    которая нарушает нравственные основы.

    Соединив в
    комедии “Гоу” черты классицизма и реализма, Г-дов отказался от
    однобокости в изображении героев. Поэтому в пьесе нет идеальных, положительных
    персонажей, зато перед нами предстали как живые Чацкий, Софья, Молчалин,
    Фамусов и другие.
    Не зря Гончаров
    отметил и оценил в Софье “черты характера живого и реалистического”.
    У Софьи есть свои плюсы и минусы, достоинства и недостатки. Она умна,
    решительна, самостоятельна. Не случайно даже само имя героини Софья –
    “мудрая”. Речь ее, яркая, образная, эмоциональная, афористическая,
    соответствует характеру молодой девушки (“Счастливые часов не наблюдают”).
    Софье в комедии отведена непростая роль отражения атаки Чацкого. В критических
    ситуациях она проявляет не только решительность и находчивость.
    Вспомним
    эпизод, когда, стремясь отвлечь внимание батюшки от присутствия Молчалина в ее
    комнате, она сочиняет сон, который якобы расстроил ее. Этот придуманный на ходу
    сон свидетельствует о тонком уме Софьи, о ее незаурядных литературных
    способностях.
    Чацкий полюбил
    Софью прежде всего за тонкий ум, независимость взглядов, самостоятельность в
    принятии решений, в отношениях с людьми. Сильный, гордый характер девушки
    вызывает симпатию. Чацкий влюбляется безумно: “Я вас без памяти
    люблю”. Не случайно, вернувшись в Москву из дальних стран, он постоянно
    взывает к ее разуму. Софья по-своему умна, она много читает (“Ей сна нет от
    французских книг”), но предмет ее чтения – сентиментальные романы, в
    которых описываются истории любви (их герои бедны и не имеют положения в
    обществе).
    Софья
    восхищается их верностью, преданностью, готовностью всем пожертвовать во имя
    любви. Под влиянием этих романов у нее складывается представление об идеальном
    герое, которого она хотела бы полюбить. И таким романтическим героем Софья
    вообразила Молчалина. Вот внешняя линия поведения Молчалина наедине с Софьей:
    “возьмет он руку, к сердцу жмет…”. Именно так ведут себя герои
    французских романов.
    Но Чацкий не
    таков. Хотя он и был влюблен в Софью, но оставил ее на целых три года и уехал
    странствовать. За это время Чацкий не написал ни строчки. А в Софье происходили
    существенные перемены, менялось ее отношение к Чацкому. Психология молодых
    девушек такова, что им требуется любовь, ласка, внимание, восхищение. Разлуку
    же они могут не перенести.
    Так произошло и
    с Софьей. Но в Чацком любовь не угасла. Отсюда и любовная драма – непонимание
    одного героя другим. В пьесе “Гоу” каждый герой составляет себе
    жизненную схему. Вот главный конфликт по Г-дову (конфликт жизни и схемы). Нет
    ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа,
    худо другое – она не видит различий между романтическим вымыслом и жизнью, не
    умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит, а вот ее избранник
    отбывает повинную: И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого
    человека…
    Следование
    литературным штампам приводит к трагической развязке, горькому прозрению,
    крушению идеалов. У Софьи есть свой план, в своей семейной жизни она хочет быть
    счастливой. Возможно, поэтому она выбрала Молчалина, которым можно командовать,
    который так соответствует роли “мужа-мальчика, мужа-слуги”. Софья отвергает
    Чацкого не только из-за чувства оскорбленного женского самолюбия, но и потому,
    что независимый, дерзкий, вольнолюбивый и непокорный Чацкий ее пугает: “Да
    этакий ли ум семейство осчастливит?” Поэтому Г-дов так писал о своей
    героине: “Девушка сама неглупая предпочитает дурака умному человеку”.
    В конце пьесы
    Чацкий обвиняет героиню в забвении “женского страха и стыда”: А
    милый, для кого забыт И прежний друг, и женский страх и стыд, – За двери
    прячется, боится быть в ответе. И Чацкий, и Катенин, и даже Пушкин обвиняли
    героиню: “Софья преступила границы поведения, поставленные барышне ее
    круга. Она нарушила приличия!” Софья бросила тем самым вызов старым
    взглядам на любовь, брак. Если Чацкий сотрясает социальные основы, то Софья –
    нравственные. И царская цензура запретила эту пьесу печатать и ставить на сцене
    не из-за крамольной речи Чацкого, а из-за нарушения Софьей нравственных норм
    поведения.
    В отличие от
    Фамусова, Молчалина, других персонажей пьесы, Софья не боится суда окружающих:
    “Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?” Софья Павловна в
    своих ошибках обвиняет себя: “Не продолжайте, я виню себя кругом”.
    Значит, есть в этой девушке чувство ответственности за собственные поступки.
    Стоит обратить внимание на то, что Чацкий, борясь за свободный образ мыслей, поведения,
    жизни, отказывает в этом праве Софье. Софья спокойно держится в последней сцене
    комедии, когда открывается подлость и низость Молчалина.
    Героине очень
    тяжело, потому что все происходит в присутствии Чацкого. Ей, красивой, умной,
    образованной дворянке, предпочли служанку. Но ведь Софья молода, простим
    молодости ошибки, ведь не зря мудрый Пушкин в романе “Евгений Онегин”
    писал: Простим горячке юных лет И юный жар и юный бред. У Г-дова все герои,
    которые намечают цели в жизни, терпят крах. Своего рода “горе от
    ума”, если понимать ум как разработанный план действий, стремление лепить
    жизнь с кого-то. Но жизнь идет не по плану.
    Любовная линия
    пьесы означает одну простую истину, жизнь – сокровенное горение, полет. Г-дов,
    по-моему, написал пьесу о жизни, а не о политике, и о самом главном в жизни – о
    любви. Гончаров писал, что в Софье “есть сильные задатки недюжинной
    натуры”. И это действительно так. Надо по достоинству оценивать в этой
    девушке “черты характера живого и реалистического”. Именно Софья Павловна
    Фамусова начинает галерею прекрасных образов русских женщин в нашей литературе.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

  7. (2-й вариант)
    Ах! если любит кто кого,
    Зачем ума искать и
    ездить так далеко?
    А. С. Грибоедов.
    Среди богатств русской классической литературы особое место занимает комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Живые образы этой комедии рассказывают о далеком прошлом, волнуя и современного читателя. В центре изображения -барская Москва, но в репликах грибоедовских героев звучат слова и о Петербурге, то есть затронуты необозримые пространства России. В комедии представлены все слои русского общества, от московской знати, представителями которой являются Фамусов и Хлестова, до крепостных слуг.
    На мой взгляд, комедия очень интересна своим композиционным своеобразием. Здесь сложно переплетаются между собой любовная и общественно-политическая линия, которые развивают идейный замысел.
    Время действия комедии охватывает чуть меньше суток. Завязка сюжета имеет любовный характер. Пьеса начинается с приезда Чацкого в Москву к своей любимой девушке Софье. В доме Фамусовых он весел, ослеплен красотой любимой. Беседуя с ней, Чацкий рисует меткие язвительные карикатуры на всех общих знакомых, но когда речь заходит о Молчалине, Софья не выдерживает и восклицает: «Не человек, змея!» Это была последняя капля, переполнившая душу девушки.
    С первого действия показаны отношения Молчалина и Софьи до приезда Чацкого и уже с начала автор иронически указывает на неискренность любви Молчалина к Софье.
    Итак, Софья – типичная московская барышня, неглупая, воспитанная на французских романах. Она часто остроумна, точностью характеристик превосходит самого Чацкого.
    Безродный Молчалин угодлив и скромен. Он живет по завету своего отца: «угождать всем людям без изъятья», никогда не высказывать своего мнения. Молчалин чуток к любым переменам и, хотя недалек умом, хорошо ориентирован в социальной структуре. Он очень хитрый и изворотливый, всегда способен найти «ключ» к каждому влиятельному человеку.
    Там моську вовремя погладит,
    Тут в пору карточку вотрет…
    Цель жизни Молчалина – идти по служебной лестнице вверх, медленно, но верно. Он мечтает стать богатым и властным. Он даже не стыдится того, что будет много унижаться, чтобы достигнуть своей цели. Молчалин и есть воплощение идеала всех московских кумушек.
    Софья же, наоборот, всегда высказывает свое мнение. Она легко распускает слух о сумасшествии Чацкого. Но Чацкий не только не отвергает слухи, но всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их, устраивая сцену на балу, потом сцену прощанья с Софьей и разоблачение Молчалина. Любовная линия пьесы завершается сценой за колонной, случайным свидетелем которой становится Софья. Здесь Молчалин признается Лизе в любви. Софья обманута, ей достается «мильон терзаний», тем более, что еще одним случайным свидетелем становится Чацкий. Любовный конфликт и общественно-политический разрешаются одновременно. Любовная пиния заканчивается отвержением Чацкого, а общественно-политическая – его бегством из Москвы: «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!».
    У Грибоедова все герои, которые намечают цель в жизни, терпят крах. Горе от ума, если понимать ум как разработанный план действий, стремление «делать жизнь» с кого-то, постигнет и Фамусова, и Молчалина, и Софью, и Чацкого.
    Молчалин, конечно, сильно осложнил свою карьеру тем, что очень уж по расчету действовал: ухаживал за Софьей, она влюбилась не на шутку, считая своим идеальным мужем Молчалина, а не Чацкого.
    Так, Софья, которой «сна нет от французских книг», пытается прожить свою жизнь, как роман. Мечтает найти себе «мужа-мальчика», «мужа-слугу», чтобы он во всем ей подчинялся. Однако роман Софьи на русский лад. История ее любви к Молчалину чиста и одухотворенна, но все же это лишь книжная выдумка. В душе Софьи тоже нет согласия. Может быть поэтому она показана в пьесе, как Софья – значит «мудрая», а Павловна-дочь Фамусова, значит в чем-то похожая на него. Молчалин не любит Софью, а использует ее как средство для достижения своих целей.
    Что же получается? Как только начинаем действовать по плану – жизнь наша не упорядочивается, а разрушается.
    Значит из любовного треугольника (Молчалин, Софья и Чацкий) выходит победителем не ум, даже не ограниченность, а разочарование. Пьеса приобретает неожиданный конец, ум оказывается несостоятельным в любви, то есть в том, что присуще живой жизни.
    Мне кажется, что Александр Сергеевич Грибоедов в своей комедии с помощью этих героев усиливает главный конфликт и передает свое отношение ко всему происходящему. Они помогают автору понять всех остальных героев пьесы, проблемы эпохи, расширить исторические рамки и показать весь Российский «свет».

  8. Сочинение: Молчалин и Софья. Значение образов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Молчалин и
    Софья. Значение образов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

    Вы помиритесь с
    ним, по размышленъи зрелом.
    А. С. Грибоедов
    Александр
    Сергеевич Грибоедов — талантливый автор комедии «Горе от ума». Вот уже 180 лет
    она не перестает удивлять и восхищать все новые и новые поколения читателей
    правдивостью образов, созданных автором, и ярким, сочным, не имеющим себе
    равных языком.
    Большое
    значение в понимании замысла автора, критической оценке современной ему
    действительности сыграли два героя комедии — Софья и Молчалин. Вообще в пьесе
    представлен классический «любовный треугольник». Грибоедов мастерски сумел
    нарисовать трагикомедию этой ситуации, выведя на сцену «вечные характеры» и
    показав их переживания, интриги, крах мечтаний. Софья — дочь богатого
    московского барина, скучая в доме отца, она обратила внимание на ничтожного
    человека, Молчалина Алексея Степановича, вообразив его «героем своего романа».
    Отъезд Чацкого толкнул Софью к Молчалину. Из-за молодости и неопытности она
    выбрала «объектом страсти» именно Алексея Степановича, а кто другой еще мог
    привлечь ее внимание, не Скалозуб же.
    Об уехавшем
    Чацком она с обидой говорит: Вот об себе задумал он высоко… Охота
    странствовать напала на него, Ах! если любит кто кого, Зачем ума искать, и
    ездить так далеко? Софья достаточно эгоистична, она хочет, чтобы мир вращался
    вокруг нее. Подобострастие, притворство и лесть Молчалина она принимает за
    любовь и безрассудно отдает душу и сердце этому холодному и расчетливому
    «лакею». Молчалин за других себя забыть готов, дерзости,— всегда застенчиво,
    несмело целую с кем можно так провесть!
    Ей невдомек,
    что сдержанность Молчалина объясняется ц любовью и почтением, а равнодушием и
    расчетливостью бесцеремонно идущего к своей цели эгоиста. Он прекрасно усвоил
    за коны общества, в «высшие сферы» которого проберется любыми способами,
    поэтому знает: Ах! Злые языки страшнее пистолета. Здесь не нужны искренность,
    пылкость души, патриотизм и добросовестная служба во имя отечества и дела, а
    совершенно иное в цене: погоня за деньгами, чинами, выгодными партиями,
    доходны. ми местами.
    Молчалин
    прекрасно знает правила этой жизни. Он приспособился к «сильным мира сего» и
    уверенно идет к намеченной цели. И при этом не может отказать себе в «маленьких
    слабостях». Ему симпатична служанка Софьи — Лиза. Алексей Степанович при всяком
    удобном случае выражает ей свою благосклонность. Ему невдомек, что его низость
    очевидна даже горничной. Он настолько самоуверен, что ухаживает за Лизой без
    всякой опаски. Какое личико твое! Как я тебя люблю!.. Приди в обед, побудь со
    мною; Я правду всю тебе открою… Мой ангелъчик, желал бы вполовину К ней то же
    чувствовать, что чувствую к тебе…
    Ослепленная
    «надуманной любовью», Софья не хочет замечать глупость, ничтожество и
    низкопоклонство Молчалина. Она возводит его пороки в добродетели, ей так
    удобно. Она не хочет видеть реальную жизнь, а, начитавшись романов, наделяет
    необходимыми чертами первого встречного, попавшегося «под руку». Софья достаточно
    умна, но она плоть от плоти этого общества и живет по его законам. Лгать,
    изворачиваться, клеветать она умеет блестяще, поэтому обводит вокруг пальца
    даже многоопытного отца. Как всякая избалованная барышня, она делает, как
    хочет. Скуки ради она обратила внимание на Молчалина, но потом искренне
    полюбила, не догадываясь, что он лжец и лицемер, а не влюбленный в нее.
    При первой же
    встрече Софья признается Чацкому, что любит Молчалина, только тот не хочет
    верить, понять очевидного. Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел. При
    батюшке три года служит, Тот часто без толку сердит, А он безмолвием его
    обезоружит, От доброты души простит, я между прочим милостей искать бы мог;
    Ничуть. от старичков не ступит за порог.. Теперь уже влюбленной Софье не
    страшны ни гнев отца, ни мнение окружающих, ее пылкая натура жаждет счастья, и
    тем страшнее ее «отрезвление», чем больше она обманывалась, видя в Молчалине
    идеал.
    Не помню
    ничего, не докучайте мне.
    Воспоминания!
    как острый нож оне.
    Не подличайте,
    встаньте.
    Ответа не хочу,
    я знаю ваш ответ,
    Солжете…
    Но так же мог
    сказать о Софье и Чацкий, в них больше разницы, чем в Софье и Молчалине.
    Александр Андреевич не зря говорит, что для Софьи это еще не катастрофа. Вы
    помиритесь с ним, по размышленьи зрелом. Себя крушить, и для чего! Подумайте,
    всегда вы можете его Беречь, и пеленать, и спосылать за делом. Муж-мальчик,
    муж-слуга, из жениных пажей — Высокий идеал московских всех мужей. Остается
    только удивляться прозорливости и гениальному предвидению А. С. Грибоедова, который
    намного лет вперед предсказал поведение людей. Образы Софьи и Молчалина —
    ключевые в комедии «Горе от ума». Они иллюстрируют взаимоотношения людей,
    связанных не искренней любовью и уважением, а корыстью и эгоистическими
    стремлениями к поставленным целям.
    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

  9. С Алексеем Степановичем Молчалиным мы встречаемся в самом начале комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». О нем с иронией и даже презрением отзывается Чацкий:
    А впрочем, он дойдет до степеней известных,
    Ведь нынче любят бессловесных.
    И сразу же мы узнаем, что его любит Софья. Возникает вопрос: Что за Софья полюбила Молчалина? Она девушка, бесспорно, умная, образованная, полюбила такое ничтожество, как Молчалин? Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно подробно рассмотреть образ Молчалина.
    Молчалин происходит из небогатой семьи. Его отец, очевидно, был мелким чиновником и поэтому, отправляя сына на службу, дал ему ценный совет, о котором тот помнил все время. Молчалин говорит об этом совете служанке Лизе:
    Мне завещал отец:
    Во-первых, угождать всем людям без изъятая —
    Хозяину, где доведется жить,
    Начальнику, с кем буду я служить,
    Слуге его, который чистит платья,
    Швейцару, дворнику для избежанья зла
    Собаке дворника, чтоб ласкова была.
    И этому «завещанию» Алексей Степанович следовал всегда на службе. Благодаря двум своим качествам — «умеренности и аккуратности», которые нужны были всякому чиновнику, а также благодаря своим деловым качествам Молчалин успешно делает карьеру. Его заметил Фамусов, перевел служить из провинциальной Твери в Москву, «дал чин асессора и взял в секретари» и даже поселил у себя в доме. Молчалин получил уже три награды по службе, и мы уверены, что он дойдет до самых вершин власти, ведь он умеет найти себе нужного покровителя. Молчалин угождает и Фамусову, и Софье, и гостям Фамусова: он «там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет».
    Молчалин, чтобы угодить Софье, принимает вид влюбленного. Он понимает, что Софья, прочитав немало французских любовных романов, воображает себя героиней такого же романа. Ей хочется, чтобы по ней тайно вздыхал скромный, благородный юноша, а она бы покровительствовала ему. Молчалин прекрасно играет такую роль:

  10. Вы помиритесь с
    ним, по размышленъи зрелом.
    А. С. Грибоедов
    Александр
    Сергеевич Грибоедов — талантливый автор комедии «Горе от ума». Вот уже 180 лет
    она не перестает удивлять и восхищать все новые и новые поколения читателей
    правдивостью образов, созданных автором, и ярким, сочным, не имеющим себе
    равных языком.
    Большое
    значение в понимании замысла автора, критической оценке современной ему
    действительности сыграли два героя комедии — Софья и Молчалин. Вообще в пьесе
    представлен классический «любовный треугольник». Грибоедов мастерски сумел
    нарисовать трагикомедию этой ситуации, выведя на сцену «вечные характеры» и
    показав их переживания, интриги, крах мечтаний. Софья — дочь богатого
    московского барина, скучая в доме отца, она обратила внимание на ничтожного
    человека, Молчалина Алексея Степановича, вообразив его «героем своего романа».
    Отъезд Чацкого толкнул Софью к Молчалину. Из-за молодости и неопытности она
    выбрала «объектом страсти» именно Алексея Степановича, а кто другой еще мог
    привлечь ее внимание, не Скалозуб же.
    Об уехавшем
    Чацком она с обидой говорит: Вот об себе задумал он высоко… Охота
    странствовать напала на него, Ах! если любит кто кого, Зачем ума искать, и
    ездить так далеко? Софья достаточно эгоистична, она хочет, чтобы мир вращался
    вокруг нее. Подобострастие, притворство и лесть Молчалина она принимает за
    любовь и безрассудно отдает душу и сердце этому холодному и расчетливому
    «лакею». Молчалин за других себя забыть готов, дерзости,— всегда застенчиво,
    несмело целую с кем можно так провесть!
    Ей невдомек,
    что сдержанность Молчалина объясняется ц любовью и почтением, а равнодушием и
    расчетливостью бесцеремонно идущего к своей цели эгоиста. Он прекрасно усвоил
    за коны общества, в «высшие сферы» которого проберется любыми способами,
    поэтому знает: Ах! Злые языки страшнее пистолета. Здесь не нужны искренность,
    пылкость души, патриотизм и добросовестная служба во имя отечества и дела, а
    совершенно иное в цене: погоня за деньгами, чинами, выгодными партиями,
    доходны. ми местами.
    Молчалин
    прекрасно знает правила этой жизни. Он приспособился к «сильным мира сего» и
    уверенно идет к намеченной цели. И при этом не может отказать себе в «маленьких
    слабостях». Ему симпатична служанка Софьи — Лиза. Алексей Степанович при всяком
    удобном случае выражает ей свою благосклонность. Ему невдомек, что его низость
    очевидна даже горничной. Он настолько самоуверен, что ухаживает за Лизой без
    всякой опаски. Какое личико твое! Как я тебя люблю!.. Приди в обед, побудь со
    мною; Я правду всю тебе открою… Мой ангелъчик, желал бы вполовину К ней то же
    чувствовать, что чувствую к тебе…
    Ослепленная
    «надуманной любовью», Софья не хочет замечать глупость, ничтожество и
    низкопоклонство Молчалина. Она возводит его пороки в добродетели, ей так
    удобно. Она не хочет видеть реальную жизнь, а, начитавшись романов, наделяет
    необходимыми чертами первого встречного, попавшегося «под руку». Софья достаточно
    умна, но она плоть от плоти этого общества и живет по его законам. Лгать,
    изворачиваться, клеветать она умеет блестяще, поэтому обводит вокруг пальца
    даже многоопытного отца. Как всякая избалованная барышня, она делает, как
    хочет. Скуки ради она обратила внимание на Молчалина, но потом искренне
    полюбила, не догадываясь, что он лжец и лицемер, а не влюбленный в нее.
    При первой же
    встрече Софья признается Чацкому, что любит Молчалина, только тот не хочет
    верить, понять очевидного. Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел. При
    батюшке три года служит, Тот часто без толку сердит, А он безмолвием его
    обезоружит, От доброты души простит, я между прочим милостей искать бы мог;
    Ничуть. от старичков не ступит за порог.. Теперь уже влюбленной Софье не
    страшны ни гнев отца, ни мнение окружающих, ее пылкая натура жаждет счастья, и
    тем страшнее ее «отрезвление», чем больше она обманывалась, видя в Молчалине
    идеал.
    Не помню
    ничего, не докучайте мне.
    Воспоминания!
    как острый нож оне.
    Не подличайте,
    встаньте.
    Ответа не хочу,
    я знаю ваш ответ,
    Солжете…
    Но так же мог
    сказать о Софье и Чацкий, в них больше разницы, чем в Софье и Молчалине.
    Александр Андреевич не зря говорит, что для Софьи это еще не катастрофа. Вы
    помиритесь с ним, по размышленьи зрелом. Себя крушить, и для чего! Подумайте,
    всегда вы можете его Беречь, и пеленать, и спосылать за делом. Муж-мальчик,
    муж-слуга, из жениных пажей — Высокий идеал московских всех мужей. Остается
    только удивляться прозорливости и гениальному предвидению А. С. Грибоедова, который
    намного лет вперед предсказал поведение людей. Образы Софьи и Молчалина —
    ключевые в комедии «Горе от ума». Они иллюстрируют взаимоотношения людей,
    связанных не искренней любовью и уважением, а корыстью и эгоистическими
    стремлениями к поставленным целям.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

  11. Но Софья сильно изменилась. Она холодна с Чацким. Ее сму­щают его «вопросы быстрые и любопытный взгляд», общие вос­поминания юности она считает ребячеством. То, что раньше при­тягивало и забавляло, теперь уже не находит отклика в ее душе. В Чацком Софья видит человека, который любого «унизить рад, кольнуть», «завистлив, горд и зол», который «свет ругает наповал» с одной лишь целью, «чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал…». «Веселость ваша не скромна, … вы желчь на всех излить гото­вы…», —обвиняет она Чацкого. Не удивительно, что, обладая таки­ми качествами, он становится для Софьи причиной «…ужасного расстройства».
    Однако характер Софьи, сложный и противоречивый, в чем-то главном под стать самому Чацкому. В свои семнадцать лет она не только «расцвела прелестно», но и проявляет завидную незави­симость, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец. Она не привыкла скрывать свои чувства. «Да что мне до кого? до них? до всей Вселенны? Смешно — пусть шутят их; до­садно? — пусть бранят», — говорит она. Молчалин упрекает Софью в излишней откровенности, но она горда, она не выносит притвор­ства, для нее невозможно «любезничать сквозь слезы».
    Софья получила хорошее образование, от природы она наде­лена сильным характером и живым умом, способностью глубоко переживать и искренне любить, но все перечисленные положитель­ные черты ее характера не могли должным образом развиться в Фамусове ком обществе. Представления о людях Софья черпала из сентиментальной французской литературы, которая и воспитала в ней мечтательность и чувствительность. И на Молчалина она обратила внимание только потому, что он некоторыми своими чертами напоминал ей любимых героев.
    Сон Софьи очень помогает разобраться в противоречивости ее характера, он как бы содержит формулу ее души и своеобразную программу действий. Он же дает нам представление и об идеале молодого человека, подходящего на роль избранника ее сердца, который должен быть «…и вкрадчив, и умен,’ио робок…», посколь­ку «в бедности рожден». Молчалин именно таков. Он беден и без- роден, «за других себя забыть готов, враг дерзости», всегда застен­чив и несмел, из «глубины души» вздыхает, «ни слова вольного…».
    «Зачем же вы его так коротко узнали?» — спрашивает Чацкий. И Софья искренне отвечает: «Я не старалась, бог нас свел. Смот­рите, дружбу всех он вдоме приобрел…», «уступчив, скромен, тих», «влице ни тени беспокойства», «и надуше проступков никаких», — перечисляет она «чудеснейшие свойства» своего избранника — «вот я за что его люблю». Софья полюбила Молчалина еще и потому, что ей, девушке с характером, нужен в жизни человек, которым она могла бы управлять. Вот она и выбирает того, кто больше все­го подходит для этой роли.
    Однако, нельзя сказать, что Софья ослеплена. Она способна оценить избранника здраво и критически, прекрасно видит, что «нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума…». Но «…этакий ли ум семейство осчастливит?» — рассуждает она даль­ше. Да, Чацкий умен, образован, способен на пылкое искреннее чувство, имеет свое собственное мнение по любому поводу и не стесняется его высказывать. Но что это может стоить в мире Фаму­совых и молчалиных? Какую пользу может принести Софье такой возлюбленный?
    Софья, при всех своих хороших душевных задатках, все же целиком принадлежит к фамусовскому миру, и она не может по­любить Чацкого, который всем складом своей души ему проти­востоит. А вот Молчалин, который любит Софью «по должнос­ти», «принимает вид… любовника» «…в угодность дочери такого человека…, который кормит и поит, а иногда и чином подарит», в этом мире принят как свой. В его лице Грибоедов создал ис­ключительно выразительный обобщенный образ подлеца и ци­ника, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до «степеней известных», стара­тельно используя свой образ подхалима, не смеющего «свое суж­дение иметь».
    Софья еще так молода, так неопытна, но «задатки недю­жинной натуры» загублены «в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». Воспитание и среда уже наложили отпечаток на ее взгляды и поступки. Очень хорошо ска­зал о ней И. А. Гончаров: «Это смесь хороших инстинктов с ло­жью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убежде­ния — путаница понятий, умственная слепота… все это не имеете ней характера личных пороков, а является как общие черты ее кру­га». В этот круг замечательным образом вписывается Молчалин и потому, как ни горько это сознавать, именно Молчалина это «жал­чайшее созданье», Софья предпочла Чацкому.[/sms]

  12. У Чацкого есть норма оценок, которую он считает общеобязательной. По его мнению, Молчалин – жалкое создание. Он не достоин ничьей любви, значит, и Софья его любить не может: она смеется над ним. Но дело не только в этом. Чацкий думал, что Софья приписала Молчалину тьму таких качеств, каких у него нет, что она любит выдуманного ею Молчалива. А то, что он услышал, опровергло его предположения: Софья воспринимает Молчалина так же, как и Чацкий, она его видит таким, каков он есть. Однако она не понимает, что за этой внешней оболочкой скрывается другой, страшный Молчалин. Но этого и Чацкий пока не видит. Софья не назвала ни одного «свойства» Молчалина, которое Чацкому было бы неизвестно. Но у них разное отношение к этим «свойствам». Вот этого Чацкий еще не понял: он верит, что Софья – та же, какой была три года назад, когда они вместе смеялись над людьми такого типа, да и над самим Молчаливым, вероятно.
    Поэтому Чацкий и решил, что Софья сейчас смеялась над Молчаливым. И ничего неестественного, странного в этом нет. Но похвалы Софьи в адрес Молчалина зародили в душе Чацкого какие-то сомнения, и он то и дело будет возвращаться к мысли о нем как возможном сопернике.
    Эта сцена является поворотным моментом в развитии «сквозного действия»: борьба Чацкого за Софью превращается в его борьбу с Софьей из-за Молчалина. Чацкий после объяснения с Софьей уже не расточает перед ней «нежных слов»; он теперь убеждает свою возлюбленную, что Молчалин не стоит ее. Он выискивает все новые и новые низкие качества Молчалина и указывает на них Софье, снова и снова причиняя ей душевную боль. И Софья в наших глазах перестает быть смешной.
    В десятой сцене Чацкий и Молчалин оценивают друг друга. Здесь наиболее определенно выражена авторская позиция по отношению к Чацкому и Молчалину.
    * Сцена начинается с размышления Чацкого о Мол-чалине как возможном муже Софьи: «Ах! Софья! Не-ужли Молчалин избран ей! А чем не муж? Ума в нем только мало». И Чацкий атакует вошедшего Молчалина вопросами, как бы еще раз проверяя свое мнение о нем: «Ну, образ жизни ваш каков? Без горя нынче? без печали?», «А прежде как живали?», «К перу от карт? и к каргам от пера?», «Взманили почести и знатность?»
    Здесь каждый вопрос – разоблачение ненавистного Чацкому Молчалина.
    Молчалин смиренно отвечает на вопросы Чацкого: «По-прежнему-с», «Нет-с, свой талант у всех…». Но в середине диалога наступает перелом, которого Чацкий не замечает: Молчалин ведь ни в грош не ставит Чацкого. Куда девалась смиренность! Молчалин переходит в атаку – задает вопросы, осуждает, советует:
    * Вам не дались чины, по службе неуспех?
    * Как удивлялись мы!
    * Татьяна Юрьевна рассказывала что-то.
    * Из Петербурга воротясь,
    * С министрами про вашу связь,
    * Потом разрыв
    * Татьяна Юрьевна!!! Известная, – притом
    * Чиновные и должностные
    Мы уже привыкли к мысли, что Молчалин – глупое и жалкое созданье. И вдруг: что ни реплика – то удар. И какой удар! «Жалели вас», «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать и весело пожить?» – Можно ли Чацкого ранить больнее? Оказывается, Молчалин имеет свои взгляды, убеждения, «таланты». Уверенный в непогрешимости избранного им пути, он показывает себя с самой неприглядной стороны и не скрывает своего превосходства над Чацким. Первая часть диалога, когда Молчалин смиренно отвечал на вопросы Чацкого, теперь переосмысляется нами как издевательство над Чацким. А Чацкий не удивлен даже: он так всегда и понимал Молчалина и, выслушав его до конца, почти громко говорит: «С такими чувствами, с такой душою любим!.. Обманщица смеялась надо мною!» Для Чацкого этот разговор важен постольку, поскольку он еще раз убеждает его в том, что Молчалина любить нельзя, что Софья, конечно, пошутила: не любит она его.
    В каком смысле Чацкий называет Молчалина глупым? Какому уму противопоставляется в комедии глупость Молчалина? Ответ на этот вопрос есть в словах Софьи:
    * Конечно нет в нем этого ума,
    * Что гений для иных, а для иных чума,
    * Который скор, блестящ и скоро опротивит,
    * Который свет ругает наповал.
    Софья не отрицает в Молчалине ума вообще, она говорит, что у него нет «этого ума». У Молчалина нет такого ума, какой есть у Чацкого. Ведь декабристы в понятие «ум» вкладывали свое значение: ум – это передовые, вольнолюбивые взгляды, умение осмыслить жизненные факты с точки зрения передовых идей. Вот такого ума у Молчалина, действительно, нет, и с этой точки зрения он – глупейшее созданье.
    Но у него есть другой ум – практический. И этого не отрицает даже Чацкий, о чем свидетельствуют две его реплики: «А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных» и «Молча-лины блаженствуют на свете!». Фамусов ценит его как делового, услужливого человека. Софья предпочла его Чацкому, потому что его практический, деловой ум может «семейство осчастливить».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *