Сочинение на тему любовь в понимании бунина 11 класс

11 вариантов

  1. Тема любви всегда являлась и является неотъемлемой частью любого произведения. Особенно ярко ее раскрывал в своих рассказах И. А. Бунин. Писатель описывал любовь как трагичное и глубокое чувство, он пытался раскрыть перед читателем все тайные уголки этого сильного влечения.
    В произведениях Бунина, таких как «Темные аллеи», «Холодная осень», «Солнечный удар» любовь показана с нескольких сторон. С одной это чувство, способное принести великое счастье, с другой, яркое и пылкое чувство наносит душе человека глубокие раны, доставляет дни лишь страдания.
    Для автора любовь была не просто наивным чувством, оно было сильным и настоящим, часто сопровождалось трагедией, а в некоторых моментах и смертью. Тема любви, в разные годные его творческого пути, раскрывалась с разной стороны. В начале своего творчества Бунин описывал любовь между молодыми людьми, как нечто легкое, естественное и открытое. Она красива и нежна, но в то же время может принести разочарование. Например, в рассказе «Заря всю ночь» он описывает сильную влюбленность простой девушки к молодому человеку. Она готова отдать всю свою молодость и душу любимому человеку, полностью раствориться в нем. Но реальность бывает жестокой, и как часто бывает, влюбленность проходит и на многие вещи человек начинает смотреть по-другому. И в этом произведении он явно описывает разрыв отношений, принесших только боль и разочарование.
    В определенный период своего времени Бунин эмигрировал из России. Именно в это время любовь для него стала зрелым и глубоким чувством. Он начал писать о ней с грустью и тоской, вспоминая свои прошлые годы жизни. Это явно отображается в романе «Митина любовь» написанном им в 1924 году. Сначала все идет хорошо, чувства крепки и надежны, но впоследствии они же приведет главного героя к гибели. Бунин писал не только о взаимной любви двух молодых людей, но в некоторых его произведениях можно встретить и любовный треугольник: «Кавказ» и «Прекраснейшая солнца». Счастье одних неизбежно приносит душевную боль и разочарование для третьего.

  2. Цели
    Создание условий для творческого осмысления произведений И. Бунина,
    понимания индивидуальности писателя.
    Обучение умению анализировать, обобщать, соотносить восприятие
    художественного произведения со своими внутренними нравственными
    представлениями.
    Задачи
    Выяснить особенности лирики и прозы Бунина на примере анализа языковых,
    художественных средств.
    Стимулировать творческую деятельность учащихся, самостоятельность
    выводов и оценки нравственных позиций героев.
    Урок-размышление
    “Всякая любовь – великое счастье”
    И.А.Бунин
    “..любовь – это жажда вместить в свое сердце весь мир и вновь его отдать
    кому-то”
    И.А.Бунин

    Недалеко от Парижа, в маленьком городке Сен-Женевьев дю Буа, на православном
    кладбище, среди многочисленных захоронений наших соотечественников есть скромное
    надгробье, на котором начертано известное русское имя: ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН.
    Иван Бунин, как многие другие: И.Шмелев, С.Рахманинов, Ф.Шаляпин никогда не
    порывали связи с Россией, творил с любовью к ней.
    Что вам известно об этом писателе?
    Что примечательно в его творческой биографии ?
    Да, он прожил долгую жизнь (83 года), был свидетелем 3-х русских революций,
    не принял их и долгие 33 года прожил вдали от Родины. “Да, я не посрамил ту
    литературу, которую полтораста лет тому назад начали Карамзин и Жуковский…” –
    с уверенностью утверждал Бунин на склоне лет.
    В чем Бунин верен лучшим традициям русской классики?
    Какие грани творчества позволяют говорить о нем как о писателе
    общеевропейского масштаба?

    Эти вопросы мы попытаемся разобрать и ответить на них в течение
    сегодняшнего урока.
    С именем Ивана Бунина неизменно связывают такие замечательные повести и
    рассказы: “Чистый понедельник”, “Темные аллеи”, “Митина любовь”, “Суходол”,
    “Антоновские яблоки”, вспоминаются и другие не менее замечательные произведения
    бунинской прозы, замечательной, живописной по языку.
    Но Бунин был и прекрасным поэтом;
    Эпиграфом к нашему уроку взяты строки из одного рассказа “Темные аллеи”.
    “Любовь – это жажда вместить в свое сердце весь мир и вновь отдать его
    кому-то…”
    Любовь Бунин понимал масштабно – “Жизнь люблю – люблю любовь. Так люблю!|”, –
    восклицал Бунин.
    Люблю цветные стекла окон
    И сумрак от столетних лип
    Звенящей люстры серый локон
    И половиц прогнивших скрип.
    Люблю неясный винный запах
    Из шифоньеров и из книг
    В стеклянных невысоких шкафах
    Где рядом Сю и Патерик.
    Нежное чувство к любимой женщине, все его оттенки, и великая сила природы, ее
    исцеляющая красота – ведущие темы поэзии Бунина. Мы сейчас послушаем стихи
    И.Бунина.
    Подумайте, о чем они? Что замечательного в их интонации, образах,
    художественной выразительности?
    Работа в группах
    Стихотворенье “Одиночество” (выразительное чтение и анализ) Как бы вы
    определили настроение. Как оно создается?
    Стихотворенье “Свет незакатный” (выразительное чтение и анализ)
    Стихотворенье “Забытый чертог” (выразительное чтение и анализ) ветер,
    дождь, мгла, холодная пустыня воды (оксюморон) обилие названных предложений,
    безлич.
    “Мне темно”
    Осень и весна – все времена года оживали в стихах Бунина, и у каждого времени
    года свое дыхание, свои краски, запахи. И за всем этим чувство, мысль,
    настроение. Бунин не делил свои произведения на книги стихов и книги рассказов,
    а публиковал их вместе, это было ново. Исследователи его творчества говорят, что
    герои некоторых его рассказов как бы скопированы с лирических героев
    стихотворений.
    Основное настроение бунинских стихотворений – созерцательность, грусть.
    Сейчас мы обратимся к одному из рассказов Бунина, который современники называли
    жемчужиной русской прозы.
    Рассказ “Антоновские яблоки” имел подзаголовок “Картины из книги
    “Эпитафии”.

    Книги такой Бунин не создал, но картины для нее писал. Вот одно из
    стихотворений “Эпитафия”
    Подумайте, какое отношение имеет это стихотворение к рассказу“Легкое
    дыхание”?
    Попробуйте объяснить, почему об основном событии – смерти Оли Мещерской–
    рассказывается в самом начале рассказа?
    Почему в конце его появляется классная дама Оли и рассказана история ее
    жизни?

    Чтение стихотворения “Эпитафия”

    Мотив смерти усиливает переживания лирического героя. Однако прекрасный миг
    остается в памяти.
    Красота и смерть, любовь и разлука – вот вечные темы , личностное и
    просветленное выражение в поэзии
    Стихи, которые были прочитаны “Забытый чертог”, “Свет незакатный” ,
    “Эпитафия” – очень близки рассказу “Легкое дыхание”.
    1. Какое впечатление, чувство вызывает у Вас этот рассказ?
    Двойное ощущение: грустного печального кладбища, серого апрельского дня,
    голых деревьев, холодного ветра, который звенит и звенит фарфоровым венком у
    подножья креста, а на нем фотографический портрет гимназистки с радостными,
    удивительно живыми глазами. Смерть и жизнь, печаль и радость есть символ
    судьбы Оли Мещерской.


    Все в рассказе построено на выразительных контрастах. Найдите приемы
    контраста в рассказе?
    Далее такой же контраст: безоблачное детство, отрочество и трагические события пережитого Олей года.
    “Незаметно упрочилась ее гимназическая слава и уже пошли толки, что она
    ветрена.”

    Рисуется “розовый вечер” на катке в городском саду, когда Оля была самой
    счастливой, но тут же оговорка: “последнюю свою зиму она сошла с ума от веселья”
    Автор всюду подчеркивает разрыв между кажущимся, внешним и
    внутренним состоянием героини.

    Наше внимание настойчиво направляется к потаенным пружинам Олиной жизни. Для
    этого автор затягивает объяснение причин ее гибели., а затем открывается новая,
    неожиданная тайна, – ее связь с Малютиным. С другой стороны – сложная композиция
    от факта смерти к детству героини, затем к недавнему прошлому и к его истокам, и
    к еще более недавнему прошлому: – мечтательному времени позволяет сохранить
    удивительное дыхание красоты, бессмертно сияющие счастьем глаза. В самой
    трактовке образа есть двойственное, контрастность, что вызвало спорные суждения
    о рассказе. Есть ли нравственный суд, автора над героиней? И. Бунин, по
    воспоминаниям Кузнецовой, сказал: “Такая наивность и легкость во всем, и в
    дерзости, и в смерти, и есть легкое дыхание”,“недуманость””. Не случайно,
    возлюбленные героини обладают равной ущербностью; один старше ее на 40 лет,
    другой – некрасив, плебейского вида. Оля, совершая все бездумно, не замечет
    этого, как не замечает легкомысленного упоения пустыми удовольствиями. В
    трагизм героини?
    Именно это делают Олю игрушкой в руках других людей.
    В поступках Оли нет ни порока, ни мести, ни подлинного раскаяния, ни твердости
    решения. Но как раз такой поворот страшен: гибнет создание, не понимающее ужас
    своего положения. Поэтому до конца своей краткой, как миг, жизни, она сохранила
    тягу к “легкому дыханию”. И писатель “ рассеивает его в мире, в этом
    безоблачном небе, в этом холодном весеннем ветре”.

    Автор выразительно передал странную логику поведения Оли, ее кружение по
    жизни; на балах, на катке, бег по залам гимназии. Сдержано, отнюдь не
    благосклонно рисуется окружение Оли. Цепочка равнодушных к ней лиц замыкается
    последним звеном– посещением ее могилы (из-за выдуманных чувств) классной дамы.
    Картину духовного угасания Бунин пишет, как привычную. Мысль о том, что в
    однообразном механическом мире обречены и чистые порывы, вносит трагическую
    интонацию в рассказ.

    Кто ведет повествование?

    Повествование будто ведется со стороны. Тот, кто рассказывает о ней, все
    знает о ней, ее окружение, городской обстановке, его глазами увидены и сельское
    кладбище, апрельские голые деревья, могильный крест и портрет умершей. Но
    рассказчик ничем не выдает свою точку зрения. И только в завершающей фразе
    писатель как бы от себя сохраняет “нечто нетленное”, прекрасное: “Теперь это
    легкое дыхание рассеялось в мире… .”.

    2. В чем-то есть разница между образами в ст. “Эпитафия” и в концовке
    рассказа?
    Совпадающие детали: “Институтское платье” и “сияющий взор”, но лирический
    герой сохранил в памяти образ чудесной юной девушки и свою молодость тоже. В
    повествовании подлинно прекрасным остается лишь “легкое дыхание”.
    В финале произведения Оля рассказывает своей подруге: “Я в одной папиной
    книге прочла, какая красота должна быть у женщины.
    “Легкое дыхание, а ведь оно у меня есть, ты послушай, как я вздыхаю, ведь,
    правда, есть?”
    3. Какова роль финала? (Подслушанный разговор Оли Мещерской с подругой) и его
    заключительной фразы?
    4. В чем символика “легкого дыхания?”.
    5. Есть ли в рассказе нравственных суд над Олей Мещерской?
    Просто счастья желал поэт всем людям. Он хорошо знал, как тяжело бывает тем ,
    кто этого лишен. В первые месяцы на чужбине он писал:
    У зверя есть нора,
    у птицы есть гнездо,
    Как бьется сердце горестно и громко,
    Когда вхожу крестясь в чужой наемный дом,
    С своей уж ветхою котомкой.
    Хочется привести еще и такие строки Бунина: “ Разве можем мы забыть Родину?
    Она в душе. Я очень русский человек. Любовь с годами не пропадает”.
    Ему так и не пришлось вернуться в свой дом, но вернулось то , что написано им
    вдали. На всех его произведениях лежит свет России, его Родины.
    И цветы, и шмели, и колосья,
    И лазурь, и полуденный зной
    Срок настанет –
    Господь сына блудного спросит:
    “Был ли счастлив ты в жизни земной?”
    И забуду я все – вспомню только вот эти
    Полевые пути меж колосьев и трав
    И от сладостных слез не успею ответить,
    К милосердным коленям припав.
    Улыбку вызывают и вычитанные признаки красоты, и наивная вера девушки в них,
    и детская проверка себя на принадлежность к их клану. Снова открывается
    удивительная незрелость души. Уж не испытывала ли она свои чары в отношениях с
    поклонниками, среди которых один и убил ее из ревности?
    Почему же автор так почтил “легкое дыхание”?
    А странности нет. Ведь Оля действительно обладала естественным дыханием,
    жаждой особой, неповторимой судьбы.
    Олино внутреннее горение неподдельно и
    могло бы вылиться в большое чувство. Если бы…. Если бы не бездумное порхание по
    жизни, не пошлое окружение. Автор и оставляет миру не красоту девушки, а
    лишь эти потенциальные, не развернувшиеся возможности. Они, по мысли писателя, и
    не могут исчезнуть, как никогда не исчезает тяга к прекрасному, к счастью, к
    совершенству.
    Что прежде всего интересует писателя в образе героини?
    В рассказе почти отсутствует событийно-бытовой план повествования.
    Поворотные моменты в судьбе героев происходят “за сценой”.
    Писателя интересует внутреннее бытие, “загадки души”. Вот они-“вечные” темы.
    Чем для вас интересен этот рассказ?
    Что вы узнали нового о Бунине?
    Что для вас значит любовь?
    Как бы вы расшифровали эти чувства?
    “Любовь– побудительная сила духовного восхождения”,-сказал философ Платон.
    Возможно его составляющими будут:
    очищение
    жертва
    стремление
    ЛЮБОВЬ
    возвышение ?
    страдание
    ограничение
    Что бы вы добавили к этой схеме?
    Домашнее задание: Написать рассуждение “Любовь – это талант души или
    движение разума?”.

    Тексты стихотворений, использованные на уроке: “Эпитафия”, “Забытый
    чертог”, “Одиночество”, “Родине”, “Оттепель”.

    Одиночество. И. Бунин
    И ветер, и дождик, и мгла,
    Над холодной пустыней воды.
    Здесь жизнь до весны умерла.
    До весны опустели сады.
    Я на даче один. Мне темно
    За мольбертом, и дует в окно
    Вчера ты была у меня,
    Но тебе у же тоскливо со мной.
    Под вечер ненастного дня.
    Ты мне стала казаться женой…
    Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
    Проживу и один – без жены…
    Сегодня идут без конца
    Те же тучи – гряда за грядой.
    Твой след под дождем у крыльца
    Расплылся, налился водой.
    И мне больно глядеть одному
    В предвечернюю серую тьму…
    Родине. Иван Бунин
    Они глумятся над тобою,
    Они, о Родина, корят
    Тебя твоею простотою,
    Убогим видом черных хат
    Так сын, спокойный и нахальный,
    Стыдится матери своей –
    Усталой робкой и печальной
    Средь городских его друзей.
    Глядит с улыбкой состраданья
    На ту, кто сотни верст брела
    И для него, ко дню свиданья
    Последний грошик берегла.
    Оттепель
    Еще и холоден и сыр
    Февральский воздух, но над садом
    Уж смотрит небо ясным взглядом,
    И молодеет божий мир
    Прозрачно- бледный, как весной,
    Слезится снег недавней стужи
    А с неба на кусты и лужи
    Ложится отблеск голубой
    Не налюбуюсь, как сквозят
    Деревья в лоне небосклона,
    И сладко слушать у балкона,
    Как снегири в кустах звенят
    Нет, не пейзаж влечет меня,
    Не краски жадный взор подметит,
    А то, что в этих красках светит:
    Любовь и радость бытия.

  3. Например, цикл рассказов «Темные аллеи» представляет собой некое подобие альбома, где собраны жизненные зарисовки. Они как бы не завершены, однако каждая представляет собой уникальную историю любви. Одной из особенностей Бунина является то, что ни один из рассказов не заканчивается счастливо. Герои получают лишь короткие мгновенья радости, но дорого расплачиваются за нее потом. Автор пытался донести читателю не только любовь, но и последствия, которые она за собой влечет. Думаю, Бунин видел главную трагедию человека в утрате любви и веры в нее. Однако это чувство все равно оставляет незабываемый и прекраснейший след в душах людей.
    В 90-х годах Бунинские произведения наполнились демократизмом. В определенном смысле он приблизился к импрессионизму. В рассказе «Антоновские яблоки» показаны, на первый взгляд, не связанные между собой эпизоды умирающего дворянского быта. Они отдают сожалением и лирической грустью. Это подчеркивается чарующими пейзажами.
    В его произведениях постоянно присутствуют социальные моменты. Например, картины голода, описанные в рассказах «Эпитафия», «Руда» и «Новая дорога».
    В 1917 году философская лирика автора все более оттесняет пейзажную. Бунин старается заглянуть за грань реальности. В его поэзии появляются нотки обреченности. Поэт находит выход в возвращении к любви и природе.  Даже в эмиграции Иван Алексеевич остается верен своему таланту, изображая красоту русской природы, он размышляет о тайнах жизни. Но стихи его до самой смерти наполнены болью и тоской по родной земле и тяжестью этой утраты.
    Для нас его талант навсегда останется символом любви к родине и частью национальной культуры.

  4. Стоит отметить цикл новелл «Темные аллеи», в которых автор уделяет внимание исключительно самому высокому в жизни, любви. В данных рассказах Бунин экспериментирует и довольно смело, ведь так прозрачно и откровенно чувство любви ранее никто и не описывал. Любой рассказ Бунина имеет всегда уникальный и неповторимый сюжет, а также интересных лирических героев. Автор написал множество работ, но каждое произведение объединяется с другим. В каждой работе есть внезапная и бурная любовь, которая переходит в отношения и заканчивается все трагически. Бунин придерживался такого мнения. Что любовь может существовать как кратковременная вспышка, которая быстро появляется и быстро исчезает. Это и объясняет то, что в произведениях Бунина любовь быстрая и имеет трагический конец.
    Конечно, хоть и любовь у поэта быстрая и трагическая, но она является эталоном любви, совершенством, никакие беды и ссоры не мешают ее существованию, до тех пор, пока любовь не угаснет, поэтому она и коротка. Бунин показывает, что любовь не проходит просто так, у каждого человека остается след. Этот след как ориентир для дальнейшей жизни, человек еще не раз вспоминает это высокое чувство на протяжении жизни.
    Поэт старался в каждом произведении показать новый случай, новый момент в жизни героев, каждая история в рассказах поэта неповторимая ранее, которая заканчивается трагически при этом любовь была взаимной или безответной. Главная мысль, которую хотел донести Бунин заключается в том, что на протяжении жизни, человек может встретить любовь не один раз и каждый раз это будет чувство новое и неведанное ранее.

  5. Настоящим певцом любви, психологом и экспертом людских душ и сердец является И. А. Бунин. Ни одно его произведение не оставляет читателя равнодушным. Читая небольшие, но наполненные невероятным смыслом рассказы Бунина, понимаешь, что любовь не так проста, как кажется на первый взгляд.
    В большинстве своих произведений автор показывает любовь как могучую силу, которая в один момент может либо возвысить человека, либо уничтожить. Герои произведений Бунина погибают, расстаются, переживают безответную любовь и остаются несчастными. Автор подчеркивает, что настоящая любовь приходит внезапно, когда ее не ищешь и не ждешь, и остается в сердце навсегда. Несмотря на всю трагичность и боль, которую чаще всего приносит любовь героям произведений Бунина, они воспринимают ее как самое прекрасное и неповторимое чувство.
    Все произведения Бунина уникальны и не похожи друг на друга. В рассказе «Солнечный удар» герой, затевая интрижку с привлекательной попутчицей, находит настоящую любовь и страдания на всю жизнь. Из-за давления общества персонаж рассказа «Темные аллеи» Николай Алексеевич бросает Надежду, за что после расплачивается и остается несчастным. Произведение «Холодная осень» и прощание с убитым на войне женихом не оставит равнодушным ни одного читателя.
    Неразделенная любовь в повести «Чистый понедельник» и трагическая история Оли Ме­щерской, героини рассказа «Легкое дыхание», еще раз доказывают, что любовь вечна. Ничто не может разлучить влюбленных людей по-настоящему, ни расстояния в тысячи километров, ни смерть. И, несмотря на то, что любовь приносит героям много страданий, в те моменты, когда они окрылены этим чувством, они являются самыми счастливыми.

  6. Многие писатели и авторы задевают тему любви в своих произведениях. Причина тому предельно понятна. Любовь занимает важное место в жизни практически каждого человека. Она может вдохновлять его на определенные поступки, не давать отчаиваться тогда, когда, казалось бы, уныние неизбежно. Именно по этой причине писатели смело уделяют любви много внимания в своем творчестве. Впрочем, стоит обязательно отметить, что они делают это абсолютно по-разному. Думается, что причиной таким отличиям в воззрении на проблемы любви служит то, что все люди отличаются между собой, точнее говоря, отличается их опыт, это применимо также и к писателям.
    Ярким примером тому является Иван Бунин и все его творчество целиком. Стоит отметить, что любовь в творчестве БунинА занимает одно из самых главных мест. Впрочем, конечно, его произведения отнюдь не ограничиваются упоминанием одной лишь любви. Читая произведения БунинА и натыкаясь на упоминания о любви, можно сделать вывод, что они всегда достаточно интересны и способны тронуть читателя до самой глубины его души и внутреннего мира. Это так, потому что Бунин описывает любовь как человек, который прекрасно ее понимает и близок к любовным идеям….
    Впрочем, следует отметить, что в большинстве случаев в произведениях БунинА любовь оборачивается для человека неизменным разочарованием, и кроется это в том, что человек рано или поздно теряет веру в свою любовь и способность любить. В принципе, нельзя сказать, что такое отношение к любви этого писателя является полнейшим заблуждением, ведь многие люди в нашей жизни действительно разочаровываются в любви, начинают считать ее источником боли и не более того. Думается, что в жизни БунинА происходило что-то такое, что заставило его думать, что любовь, это, конечно, радость и удовольствие, но рано или поздно за это придется платить болью, разочарованием и душевными неприятностями.
    Любовь в понимании БунинА является многогранным явлением. Мне удалось разглядеть сразу две грани этого прекрасного чувства в понимании БунинА. Я думаю, что этот автор действительно верил в то, что любовь существует. И пусть она не всегда была долгой и далеко не всегда приятные моменты любви стоят той боли и разочарования, которые могут за ней последовать, Бунин был уверен, что она обязательно должна присутствовать в человеческой жизни. И это является важным элементом его творчества.

  7. Тема любви занимает едва ли не главное место в творчестве Бунина. Эта тема позволяет писателю соотнести то, что происходит в душе у человека, с явлениями внешней жизни, с требованиями общества, которое основывается на отношениях купли-продажи и в котором порой царят дикие и темные инстинкты. Бунин одним из первых в русской литературе заговорил не только о духовной, но и о телесной стороне любви, с необычайным тактом касаясь самых интимных, сокровенных сторон человеческих отношений. Бунин первым осмелился сказать о том, что не обязательно телесная страсть следует за душевным порывом, что в жизни бывает и наоборот (как это случилось с героями рассказа “Солнечный удар”). И какие бы сюжетные ходы ни выбирал писатель, любовь в его произведениях всегда великая радость и великое разочарование, глубокая и неразрешимая тайна, она — и весна, и осень в жизни человека.
    В разные годы Бунин говорил о любви с разной степенью откровенности. В его ранней прозе герои молоды, открыты и естественны. В таких рассказах, как “В августе”, “Осенью”, “Заря всю ночь”, все на редкость просто, кратко и значительно. Чувства, которые испытывают герои, двойственны, расцвечены полутонами. И хотя Бунин рассказывает о людях, чуждых нам по облику, быту, отношениям, мы сразу узнаем и по-новому понимаем собственные предощущения счастья, ожидания глубоких душевных поворотов. Сближение бунинских героев редко достигает гармонии, чаще оно исчезает, едва возникнув. Но жажда любви пылает в их душах. Печальное прощание с любимой завершается мечтами (“В августе “): “Сквозь слезы я смотрел вдаль, и где-то мне грезились южные знойные города, синий степной вечер и образ какой-то женщины, который слился с девушкой, которую я любил…”. Свидание запоминается, потому что свидетельствует о прикосновении к подлинному чувству: “Была ли она лучше других, которых я любил, я не знаю, но в эту ночь она была несравненной” (“Осенью”). А в рассказе “Заря всю ночь” говорится о предчувствии любви, о нежности, которую юная девушка готова излить на своего будущего избранника. При этом юности свойственно не только увлекаться, но и быстро разочаровываться. Бунин показывает нам этот мучительный для многих разрыв между мечтами и действительностью. После ночи в саду, полной соловьиного свиста и весеннего трепета, юная Тата вдруг сквозь сон слышит, как ее жених стреляет галок, и понимает, что она вовсе не любит этого грубого и обыденно-приземленного человека.
    И тем не менее в большинстве ранних рассказов Бунина стремление к красоте и чистоте остается главным, подлинным движением души героев. В 20-е годы, уже в эмиграции, Бунин пишет о любви, словно оглядываясь в прошлое, всматриваясь в ушедшую Россию и тех людей, которых уже нет. Именно так воспринимается нами повесть “Митина любовь” (1924). Здесь Бунин последовательно показывает, как происходит духовное становление героя, ведет его от любви к краху. В повести жизнь и любовь тесно переплетаются. Любовь Мити к Кате, его надежды, ревность, смутные предчувствия словно бы подернуты особой печалью. Катя, мечтающая об артистической карьере, закружилась в фальшивой жизни столицы и изменила Мите. Его муки, от которых не смогла спасти связь с другой женщиной — красивой, но приземленной Аленкой, привели Митю к самоубийству. Митина незащищенность, открытость, неготовность к столкновению с грубой реальностью, неумение страдать заставляют нас острее почувствовать неотвратимость и недопустимость случившегося.
    В ряде бунинских рассказов о любви описывается любовный треугольник: муж — жена — возлюбленный (“Ида”, “Кавказ”, “Прекраснейшая солнца”). В этих рассказах царит атмосфера незыблемости установленного порядка. Брак оказывается непреодолимой преградой к достижению счастья. И часто то, что дается одному, беспощадно отнимается у другого. В рассказе “Кавказ” женщина уезжает с возлюбленным, точно зная, что с момента отправления поезда для ее мужа начинаются часы отчаяния, что он не выдержит и бросится за ней следом. Он действительно ищет ее, а не найдя, догадывается об измене и стреляется. Уже здесь появляется мотив любви как “солнечного удара”, ставший особой, звенящей нотой цикла “Темные аллеи”.
    С прозой 20–30-х годов рассказы цикла “Темные аллеи” сближает мотив воспоминаний о молодости и родине. Все или почти все рассказы ведутся в прошедшем времени. Автор словно стремится проникнуть в глубины подсознания героев. В большинстве рассказов автор описывает телесные наслаждения, прекрасные и поэтичные, рожденные подлинной страстью. Даже если первый чувственный порыв кажется легкомысленным, как в рассказе “Солнечный удар”, то все равно он ведет к нежности и самозабвению, а затем — к настоящей любви. Именно так происходит с героями рассказов “Темные аллеи”, “Поздний час”, “Руся”, “Таня”, “Визитные карточки”, “В одной знакомой улице”. Писатель пишет об одиноких людях и обычных жизнях. Именно поэтому прошлое, осененное юными, сильными чувствами, рисуется поистине звездным часом, сливается со звуками, запахами, красками природы. Словно сама природа ведет к душевно-телесному сближению любящих друг друга людей. И сама природа ведет их к неизбежному расставанию, а иногда — к смерти.
    Мастерство описания бытовых деталей, а также чувственного описания любви присуще всем рассказам цикла, но написанный в 1944 году рассказ “Чистый понедельник” предстает не просто повестью о великой тайне любви и загадочной женской душе, а некой криптограммой. Слишком многое в психологической линии рассказа и в его пейзажных и бытовых деталях кажется зашифрованным откровением. Точность и обилие деталей — не просто приметы времени, не просто ностальгия по навсегда потерянной Москве, а противопоставление Востока и Запада в душе и облике героини, уходящей от любви и жизни в монастырь.
    Бунинские герои жадно ловят мгновения счастья, горюют, если оно проходит мимо, сокрушаются, если обрывается нить, связующая их с любимым человеком. Но при этом они никогда не способны сразиться с судьбой за счастье, выиграть обыкновенный житейский бой. Все истории — рассказы о бегстве из жизни, хоть на краткий миг, хоть на один вечер. Герои Бунина бывают эгоистичны и неосознанно циничны, но все равно теряют самое дорогое — своих возлюбленных. И им остается только вспоминать о жизни, от которой пришлось отказаться. Поэтому любовная тема у Бунина всегда пронизана горечью утраты, расставания, смерти. Все истории о любви заканчиваются трагически, даже если герои остаются в живых. Ведь они при этом теряют лучшую, ценную часть души, теряют смысл существования и оказываются в одиночестве.

  8. Тема любви занимает едва ли не главное место в творчестве Бунина. В ней он раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, если можно так сказать, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые главные человеческие переживания. На протяжении столетий многие «художники слова» посвящали свои произведения великому чувству любви, и каждый из них находил что-то неповторимое, индивидуальное в этой теме.
    На мой взгляд, особенность Бунина-художника состоит в том, что он считает любовь трагедией, катастрофой, сумасшествием – великим чувством, способным и беспредельно возвысить, и уничтожить человека. Любовь — таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне обыкновенных житейских историй, наполняющая особым смыслом его земное существование. Мастерство описания бытовых деталей, а также чувственного описания любви присуще многим рассказам Бунина, но написанный в 1944 году рассказ «Чистый понедельник» представляет не просто повесть о великой тайне любви и загадочной женской душе, а некую криптограмму. Слишком многое в психологической линии рассказа и в его пейзажных и бытовых деталях кажется зашифрованным откровением.
    Точность и обилие деталей — не просто приметы времени, не просто ностальгия по навсегда потерянной Москве, а противопоставление Востока и Запада в душе и облике героини, уходящей от любви и жизни в монастырь. Любовь присутствует и в рассказе “Темные аллеи” (1935). В нем изображена случайная встреча людей, любивших друг друга тридцать лет назад. Ситуация достаточно заурядная: молодой дворянин легко расстался с влюбленной в него крепостной девушкой Надеждой и женился на женщине своего круга.
    А Надежда, получив от господ вольную, стала хозяйкой постоялого двора и так и не вышла замуж. “Сколько ни проходило времени, все одним жила, – признается она Николаю Алексеевичу. — Все проходит, да не все забывается. Простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было”.
    Она не могла изменить самой себе, своему чувству. А Николай Алексеевич понял, что потерял в Надежде “самое дорогое, что имел в жизни”.
    Но это минутное прозрение. Покидая постоялый двор, он “со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку…
    ”. Все-таки ему трудно представить Надежду своей женой, хозяйкой петербургского дома, матерью своих детей. Этот господин придает слишком большое значение сословным предрассудкам, чтобы предпочесть им подлинное чувство. Но он расплатился за свое малодушие отсутствием личного счастья. Как по-разному осмысливают происшедшее с ними герои рассказа! Для Николая Алексеевича это “история пошлая, обыкновенная”, а для Надежды — неумирающие воспоминания, многолетняя преданность любви.
    Да, любовь многолика и часто необъяснима. Это вечная загадка, и каждый читатель этих произведений ищет собственные ответы, размышляя над тайнами любви.
    Это чувство очень личностно, и поэтому кто-то отнесется к изображенному в книге как к “пошлой истории”, Но кто-то, как и я, будет потрясен великим даром любви, который, как и талант поэта или музыканта, дается отнюдь не каждому. Но одно несомненно: бунинские рассказы, повествующие о самом сокровенном, не оставляют равнодушными даже читателей XX

  9. Что такое любовь? Люди издавна ищут ответ на этот вопрос. Это замечательное чувство описано в бесчисленном количестве стихотворений, песен и романов. Любовь – одна из главных тайн человечества, и никто не может ее разгадать. Именно поэтому тема любви является одной из ведущих в мировой и отечественной литературе с древнейших времен. О том, какое место занимало это чувство в жизни наших предков, мы можем судить, в частности, по произведениям русских писателей. Так, о многогранности любви немало писали И.А.Бунин и А.И.Куприн. Читая их рассказы, убеждаешься, что настоящая любовь красива, непредсказуема и прекрасна, а возможность хоть однажды испытать это чувство – великий дар.
    Одной из ключевой тем в творчестве А.И.Куприна является именно любовь. Для него нет более загадочного и всепоглощающего чувства, чем влечение двух людей друг к другу. Автор считает, что для каждого человека любовь имеет свой особенный смысл и характер, но настоящее чувство должно быть чистым, возвышенным. Такое бескорыстное, благоговейное увлечение изображено писателем в его произведениях, в частности, в повести «Олеся». По Куприну, истинная любовь обречена, потому что ей нет места в порочном мире пошлости, где она всегда осуждалась. Так, в данной повести препятствием для любви главных героев явились различия их социальных статусов, а также предрассудки общества. Олеся – девушка из полесских чащоб, внучка местной колдуньи, презираемая населением близлежащей деревни. Судьба сводит её с городским интеллигентом Иваном Тимофеевичем, восхитившимся ее самоуверенностью, красотой, естественностью, чуткой душой и красноречием. Сам герой же предстает перед нами как человек, неспособный к глубоким душевным переживаниям. Однако Олеся проникается доверием к мужчине, и тогда их обоюдное влечение перерастает в большее чувство. Влюбляясь, девушка проявляет деликатность, самоотверженность и великодушие. Она любит его безоговорочно, самозабвенно; любовь заставляет Олесю идти на любые жертвы ради Ивана Тимофеевича. Герой также питает к ней подлинные чувства, собирается женится… Однако их личное счастье, основанное на вере, надежде и всепрощении, оказывается невозможным, потому что никто из молодых людей не может расстаться с привычным образом жизни во имя любви, ведь давление общества слишком велико. В этой повести Куприн показал неизбежность столкновения и гибели естественного и хрупкого мира гармонии, когда он соприкасается с жестокой реальностью. Тем не менее, автор восхищается чистотой их чувства, удивляется прекрасному нарастанию искренней привязанности в их сердцах, подмечая, как волшебна и непредсказуема любовь. Чувство, испытанное Олесей, – величайший дар, который только может дать жизнь человеку. Девушка изначально понимает трагичность исхода их отношений, но она все равно готова полностью отдать себя возлюбленному. Она лишь благословляет те минуты счастья, что испытала с ним… Это доказывает читателю, что истинная любовь – на редкость сильное, всепоглощающее чувство.
    Тема любви в творчестве И.А.Бунина представлена очень сложными и порой противоречивыми ситуациями. Для него любовь – сумасшествие, страсть, всплеск эмоций, мгновение безудержного счастья, которое быстро обрывается и осознается лишь со временем. Взгляд Бунина на великое чувство отличен от других. Как бы сильно герои его произведений ни любили друг друга, финал оказывается трагичным. Писатель считает, что любовь похожа на вспышку, и именно этим она прекрасна. О безвозвратно ушедшем прекрасном чувстве автор пишет в рассказе «Темные аллеи», где такую «вспышку» переживают Надежда и Николай Алексеевич, простая крестьянка и барин. У них не может быть будущего. Они знают это, но совершенно не хотят этому верить. В прошлом барин, испытав мимолетное влечение, оставил Надежду, так и не став после этого счастливым в личной жизни. Девушка же пронесла свою любовь к нему через года, оставшись совершенно одна. Она не смогла простить его за причиненные страдания, однако он так и остался самым дорогим человеком в ее жизни, и Надежда просто смирилась со своей судьбой. Спустя долгое время после расставания герои встречаются вновь. Николай Алексеевич называет их историю пошлой и обыкновенной, а Надежда по-прежнему любит его и не забывает… Таким образом, любовь у Бунина не переходит в семейное русло. Автор лишает своих героев вечного счастья, потому что к нему привыкают, а привычка приводит к потере страсти. Любовь по привычке не может быть лучше, чем любовь молниеносная, но искренняя. Несмотря на кратковременность отношений в данном рассказе, испытанные чувства остаются вечными в памяти героев. Таким светлым, но, к сожалению, трагичным чувством предстает перед читателем любовь в творчестве Бунина.
    Что же такое любовь? На этот вопрос нельзя дать точный ответ. Каждый видит в любви и боль, и счастье, и радость, и страдания… Благодаря замечательным произведениям русских писателей 20 века мы можем быть уверены, что любовь – это яркое пятно, ослепительная вспышка в серости будней. Это высшее чувство, испытать которое – великий дар. Любовь в рассказах Бунина и Куприна реалистична, неидеальна, но все же прекрасна и по-своему красива. Истинное чувство обладает огромной силой и не поддается расшифровке, не имеет точного определения. Любовь – самое сложное и таинственное явление в жизни человека.
    Добавил: kindadesperate

  10. Каждая любовь по-своему прекрасна и неповторима. Я думаю, что в русской литературе настоящими экспертами в любовной теме можно назвать И. А. Бунина и А. И. Куприна. Ведь так, как писали о чудесном чувстве эти писатели, не писал и, наверное, не напишет никто.
    И. Бунин сравнивает любовь с трагедией и одновременно с самым прекрасным чувством, которое в один момент может и возвысить, и уничтожить человека. Мои любимые рассказы: «Солнечный удар», «Холодная осень», «Грамматика любви», «Митина любовь». Многие произведения писателя рассказывают о любви, которая приходит внезапно. Чувства настолько страстные и сладкие, что просто не могут длиться долго. Это мимолетное видение, которое оставляет после себя послевкусие на всю жизнь.
    Для А. Куприна любовь является всепоглощающим чувством, которое не переживает соприкосновения с жизнью. Настоящие чувства могут существовать на расстоянии, они даже не обязательно должны быть взаимными. Во многих своих произведениях писатель подчеркивает, что любовь сильнее смерти. Прочитав рассказ «Гранатовый браслет», с этим нельзя не согласиться.
    Многие любовные истории у Бунина и Куприна заканчиваются достаточно трагично, но это лишь подчеркивает, что в отличие от жизни, любовь вечна. И, несмотря на весь трагизм настоящей любви, которая чаще всего является разрушительной силой, это самое ценное, что может иметь человек. Писатели, как психологи, очень точно описывают поведение влюбленного человека. Я считаю, что каждый человек должен обязательно познакомиться с творчеством этих двух писателей. Произведения И. А. Бунина и А. И. Куприна позволяют понять, какая она – настоящая любовь.

  11. Тема любви в рассказах И. А. Бунина

    Любовь во все времена занимала ключевую позицию в творчестве многих писателе. Так это было и у И. А. Бунина. В его произведениях ей отведена особая роль: любовь всегда трагична, она обнажает сокровенное, даже то, что человек хотел бы скрыть ото всех. Об этом удивительном чувстве, способном принести как великое счастье, так и сильнейшие страдания, И. А. Бунин написал цикл рассказов “Темные аллеи”, каждый из которых понимание Бунинской любви с разных сторон.
    В рассказе “Холодная осень” главная героиня полюбила мужчину, который вскоре погиб на войне. Он знал, что это может случиться, и советовал возлюбленной жить без него, порадоваться на свете, пока он будет ждать её на другой стороне. Героиня живет, выходит замуж, заботится о племяннике своего мужа, но на собственном закате понимает, что время, прошедшее со смерти её истинной любви, жизнью назвать нельзя, это лишь существование. Героиня спрашивает себя: “Да, и что же все таки было в моей жизни? Только тот холодный осенний вечер”. Она готова умереть, потому что смерть лучше жизни без любви. Рассказ заканчивается очень сильной фразой: “Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду”. Она не боится смерти , она ждет её как спасения, возможности наконец быть с любимым, пусть и не в этой жизни.
    Также явно трагичность любви в восприятии И. А. Бунина показана в его отдельном рассказе “Солнечный удар”. Это история двух уже зрелых людей, встретивших друг друга именно в тот жизненный момент, когда эта встреча была им необходима. В творчестве Бунина нет случайностей, это была судьба. Но герои не подростки, женщина связана обязательствами, и, хотя читатель видит, что это истинная любовь, эта встреча не ведет абсолютно ни к чему. Герои сходят с парома, чтобы хоть несколько часов быть вместе, однако, расставаясь с той, кого уже успел полюбить, поручик уже не знает, что делать в этом городе. “Все это было так глупо, так нелепо, что он бежал с базара”. Больше ни в чем нет смысла. “Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет”. Любовь героев взаимна, их чувства искренние, однако их встреча ни к чему не ведет, оставляя в сердце сладкую горечь пережитых ими чувств.
    “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”, – говорит И. А. Бунин. В его понимании любовь чувство стихийное, человек не может его контролировать, но без него жизнь пуста и бессмысленна. Лучше сгореть от любви, разбить себе сердце, но полюбить, чем не испытать этого чувства вовсе!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *