Евгений
РАЗНОЦВЕТНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ
СЛОВА – СИНОНИМЫ.
На фоне КРАСНОГО заката
Цветочек АЛЕНЬКИЙ сияет.
И песни звонкие цикада
В вечерней дымке рассыпает.
Шиповник РОЗОВЫЙ душистый
С БОРДОВОЙ розой тихо спорит:
Кто всех красИвее, пушистей,
Природой кто искусней скроен?
ПУРПУРНЫЙ занавес на солнце
Сиреневый накинул вечер.
Какой же день он нам пророчит?
С дождём? Оранжево ль беспечный?
Опустит полог свой ВИШНЁВЫЙ
Ночная мгла на город спящий.
И елей голубых ряд стройный
От снов прогонит чудищ страшных.
Цвет фиолетовый бессонниц
Рассеет утра лучик добрый.
И апельсином сочным солнце
На синем небе всходит бодро.
*
БАГРОВЫЙ край листочка клёна
Напомнит о прошедшем лете.
И золотая осень скоро
Леса в ЧЕРВОННЫЙ цвет оденет.
_____________________________________________
Синонимы – это слова, совпадающие или близкие по значению с другими словами.
Слова-синонимы: красный, алый, пунцовый, бордовый, вишнёвый, малиновый.. .
Б. ГНОМ И ВЕЛИКАН
Слова-антонимы
В белом домике под горкой
Гномик жил с подружкой Норкой.
Был красивым, чистым домик,
Дружелюбным, добрым Гномик.
Он с утра дорожки чистил,
Украшал своё жилище.
Во дворе стоял грибок,
Обвивал его вьюнок.
Норка столик накрывала,
Чашки, блюдца расставляла.
Шли из леса к ним зверюшки,
Пили чай и ели плюшки.
Пели песни соловьи
С упоеньем до зари.
А могучий Великан
В чёрном замке жил, как пан.
Он орал на всю округу –
Волки выли с перепугу.
Замок мрачен был и сыр,
На столе валялся сыр,
Весь от плесени зелёный.
Грыз его мышонок сонный.
Ночью злобный Великан
Загонял зверей в капкан.
Возле норок ставил сетки,
Певчих птиц томил он в клетках.
От него сбежал ручей,
Прихватив двух лебедей.
Всех злодей считал врагами.
Только как-то раз грибами
Отравился дядька сильно,
Было больно и обидно,
Что один в огромном замке,
Нет друзей, врача и няньки.
Выл, как зверь, он и кричал.
Гном на плач тот прибежал.
Осмотрел и дал касторку.
Помогала Гному норка,
Принесла настой из травок
И живительных пиявок.
Процедуры помогли,
Боли разом все ушли.
Стал весёлым Великан,
Гнома другом величал.
Прибежали и зверюшки,
Дядьку вымыли в кадушке.
Постирали всю одежду.
Был дикарь со всеми вежлив.
Чёрный замок побелили,
В зале коврик постелили.
Прибежал назад ручей,
И вернул двух лебедей.
Две ладошки Великана,
Словно сцена для канкана,
Птички пели и плясали,
Великана развлекали.
Он прослыл на всю округу
Самым верным, добрым другом.
__________________________________________
Слова с противоположным значением называются антонимами: ВРАГ–ДРУГ, ЧИСТЫЙ–ГРЯЗНЫЙ, ДОБРЫЙ–ЗЛОЙ,
БЕЛЫЙ–ЧЁРНЫЙ, ГНОМ–ВЕЛИКАН.
Антонимы — являются словами одной и той же части речи, которые по значению противопоставляются друг другу. Основой антонимии является наличие в значении слова некоего качественного признака, который может увеличиваться или уменьшаться, или же доходить до противоположного. Из-за этого в антонимические отношения могут вступать не все слова.
Антонимы можно разделить на два типа: образованные от разных корней или разнокорневые (белый — черный, жить — умирать, хорошо — плохо) и однокорневые (прийти — уйти, быль-небыль). Однокорневые антонимы обычно образуются при помощи приставок.
Антонимами могут быть имена существительные (день — ночь, родина — чужбина, молодость — старость), имена прилагательные (храбрый — трусливый, горячий — холодный, свой — чужой), глаголы (расцветать — увядать, приближаться — удаляться, спешить — медлить), наречия (легко — сложно, смешно — грустно, сюда — туда).
Полисемия, или же многозначность слов, обусловливает наличие у одного и того же слова разных антонимов, например: острый (нож) — тупой (топор), тупой (взгляд), тупая (боль). Поэтому несколько антонимов, которые семантически близки по функции противопоставления, образуют антонимический ряд.
Антонимы широко используются как образное средство языка в художественной литературе, в публицистике, в разговорной речи. Очень много примеров дает устное народное творчество, особенно пословицы и поговорки: слово — серебро, а молчание — золото, утро вечера мудренее, как аукнется — так и откликнется, не было бы счастья, да несчастье помогло.
Антонимические пары часто используют в названиях произведений: «Война и мир» Толстого, «Красное и черное» Стендаля, «Толстый и тонкий» Чехова.
Антонимы добавляют смысловой и эмоциональной выразительности высказыванию. Так, в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи» поэт пишет о тучах:
«Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную».
Здесь синонимический ряд образуют слова «север» и «сторона южная». Обычно ветер гоняет тучи в любых направлениях, но М.Ю.Лермонтову было важно подчеркнуть именно схожесть движения туч с собственной судьбой, когда его выслали из северной столицы — Петербурга на южный Кавказ.
Несмотря на то, что в русской лексикологии не существовало практики издания отдельных словарей антонимов, начиная с 70-х годов прошлого века, они стали периодически публиковаться.
Традиционно такие словари рассматривают существующие в языке антонимические пары как проявление системных отношений в лексике, приводятся толкования пар антонимов, контексты употребления иллюстрируются примерами из художественной и публицистической литературы.
Антонимы (от греч. anti- ‘против’ и onyma ‘имя’) — слова, относящиеся к одной части речи, противоположные по значению: широкий — узкий, правда — ложь, войти — выйти.
По внутренней структуре антонимы бывают однокоренные
(приход — уход, красивый — некрасивый, закрыть — открыть) и разнокоренные (свет — тьма, высокий — низкий, любить — ненавидеть).
По характеру противопоставления выделяются разные виды антонимов:
градуальные — это антонимы, обозначающие разные степени проявления признака или разные грани какого-то явления, которые предполагают наличие промежуточных понятий: начало — конец (между ними есть середина), бедный — богатый (между ними — зажиточный), молодой — старый (между ними — пожилой);
дополнительные (комплементарные) — это антонимы, как бы дополняющие друг друга и не предполагающие наличия между ними какого-то промежуточного элемента: да — нет, жизнь — смерть, женатый — холостой;
векторные — это антонимы, обозначающие противоположно направленные действия или свойства: вперед — назад, восход — заход, удалять — приближать.
Антонимия тесно связана с такими явлениями, как синонимия и полисемия, поскольку и в антонимические, и в синонимические отношения слова вступают отдельными лексическими значениями. Многозначное слово достаточно редко может иметь всего один многозначный антоним — такой, чтобы противоположность наблюдалась сразу во всех значениях. Как правило, для разных значений многозначного слова в языке имеются разные антонимы, например: острый — тупой (нож), острая — пресная (еда), острое — слабое (зрение); легкий — тяжелый (чемодан), легкое — трудное (задание), легкое — крепкое (вино), легкий — сильный (ветер), легкий — плотный (завтрак), легкий — глубокий (сон). В некоторых случаях слово в одних своих значениях может иметь антонимы, а в других — нет: день как часть суток противопоставлен ночи, а день в значении ‘дата’ антонима не имеет.
Евгений
РАЗНОЦВЕТНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ
СЛОВА – СИНОНИМЫ.
На фоне КРАСНОГО заката
Цветочек АЛЕНЬКИЙ сияет.
И песни звонкие цикада
В вечерней дымке рассыпает.
Шиповник РОЗОВЫЙ душистый
С БОРДОВОЙ розой тихо спорит:
Кто всех красИвее, пушистей,
Природой кто искусней скроен?
ПУРПУРНЫЙ занавес на солнце
Сиреневый накинул вечер.
Какой же день он нам пророчит?
С дождём? Оранжево ль беспечный?
Опустит полог свой ВИШНЁВЫЙ
Ночная мгла на город спящий.
И елей голубых ряд стройный
От снов прогонит чудищ страшных.
Цвет фиолетовый бессонниц
Рассеет утра лучик добрый.
И апельсином сочным солнце
На синем небе всходит бодро.
*
БАГРОВЫЙ край листочка клёна
Напомнит о прошедшем лете.
И золотая осень скоро
Леса в ЧЕРВОННЫЙ цвет оденет.
_____________________________________________
Синонимы – это слова, совпадающие или близкие по значению с другими словами.
Слова-синонимы: красный, алый, пунцовый, бордовый, вишнёвый, малиновый.. .
Б. ГНОМ И ВЕЛИКАН
Слова-антонимы
В белом домике под горкой
Гномик жил с подружкой Норкой.
Был красивым, чистым домик,
Дружелюбным, добрым Гномик.
Он с утра дорожки чистил,
Украшал своё жилище.
Во дворе стоял грибок,
Обвивал его вьюнок.
Норка столик накрывала,
Чашки, блюдца расставляла.
Шли из леса к ним зверюшки,
Пили чай и ели плюшки.
Пели песни соловьи
С упоеньем до зари.
А могучий Великан
В чёрном замке жил, как пан.
Он орал на всю округу –
Волки выли с перепугу.
Замок мрачен был и сыр,
На столе валялся сыр,
Весь от плесени зелёный.
Грыз его мышонок сонный.
Ночью злобный Великан
Загонял зверей в капкан.
Возле норок ставил сетки,
Певчих птиц томил он в клетках.
От него сбежал ручей,
Прихватив двух лебедей.
Всех злодей считал врагами.
Только как-то раз грибами
Отравился дядька сильно,
Было больно и обидно,
Что один в огромном замке,
Нет друзей, врача и няньки.
Выл, как зверь, он и кричал.
Гном на плач тот прибежал.
Осмотрел и дал касторку.
Помогала Гному норка,
Принесла настой из травок
И живительных пиявок.
Процедуры помогли,
Боли разом все ушли.
Стал весёлым Великан,
Гнома другом величал.
Прибежали и зверюшки,
Дядьку вымыли в кадушке.
Постирали всю одежду.
Был дикарь со всеми вежлив.
Чёрный замок побелили,
В зале коврик постелили.
Прибежал назад ручей,
И вернул двух лебедей.
Две ладошки Великана,
Словно сцена для канкана,
Птички пели и плясали,
Великана развлекали.
Он прослыл на всю округу
Самым верным, добрым другом.
__________________________________________
Слова с противоположным значением называются антонимами: ВРАГ–ДРУГ, ЧИСТЫЙ–ГРЯЗНЫЙ, ДОБРЫЙ–ЗЛОЙ,
БЕЛЫЙ–ЧЁРНЫЙ, ГНОМ–ВЕЛИКАН.
Антонимы — являются словами одной и той же части речи, которые по значению противопоставляются друг другу. Основой антонимии является наличие в значении слова некоего качественного признака, который может увеличиваться или уменьшаться, или же доходить до противоположного. Из-за этого в антонимические отношения могут вступать не все слова.
Антонимы можно разделить на два типа: образованные от разных корней или разнокорневые (белый — черный, жить — умирать, хорошо — плохо) и однокорневые (прийти — уйти, быль-небыль). Однокорневые антонимы обычно образуются при помощи приставок.
Антонимами могут быть имена существительные (день — ночь, родина — чужбина, молодость — старость), имена прилагательные (храбрый — трусливый, горячий — холодный, свой — чужой), глаголы (расцветать — увядать, приближаться — удаляться, спешить — медлить), наречия (легко — сложно, смешно — грустно, сюда — туда).
Полисемия, или же многозначность слов, обусловливает наличие у одного и того же слова разных антонимов, например: острый (нож) — тупой (топор), тупой (взгляд), тупая (боль). Поэтому несколько антонимов, которые семантически близки по функции противопоставления, образуют антонимический ряд.
Антонимы широко используются как образное средство языка в художественной литературе, в публицистике, в разговорной речи. Очень много примеров дает устное народное творчество, особенно пословицы и поговорки: слово — серебро, а молчание — золото, утро вечера мудренее, как аукнется — так и откликнется, не было бы счастья, да несчастье помогло.
Антонимические пары часто используют в названиях произведений: «Война и мир» Толстого, «Красное и черное» Стендаля, «Толстый и тонкий» Чехова.
Антонимы добавляют смысловой и эмоциональной выразительности высказыванию. Так, в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи» поэт пишет о тучах:
«Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную».
Здесь синонимический ряд образуют слова «север» и «сторона южная». Обычно ветер гоняет тучи в любых направлениях, но М.Ю.Лермонтову было важно подчеркнуть именно схожесть движения туч с собственной судьбой, когда его выслали из северной столицы — Петербурга на южный Кавказ.
Несмотря на то, что в русской лексикологии не существовало практики издания отдельных словарей антонимов, начиная с 70-х годов прошлого века, они стали периодически публиковаться.
Традиционно такие словари рассматривают существующие в языке антонимические пары как проявление системных отношений в лексике, приводятся толкования пар антонимов, контексты употребления иллюстрируются примерами из художественной и публицистической литературы.
Антонимы (от греч. anti- ‘против’ и onyma ‘имя’) — слова, относящиеся к одной части речи, противоположные по значению: широкий — узкий, правда — ложь, войти — выйти.
По внутренней структуре антонимы бывают однокоренные
(приход — уход, красивый — некрасивый, закрыть — открыть) и разнокоренные (свет — тьма, высокий — низкий, любить — ненавидеть).
По характеру противопоставления выделяются разные виды антонимов:
градуальные — это антонимы, обозначающие разные степени проявления признака или разные грани какого-то явления, которые предполагают наличие промежуточных понятий: начало — конец (между ними есть середина), бедный — богатый (между ними — зажиточный), молодой — старый (между ними — пожилой);
дополнительные (комплементарные) — это антонимы, как бы дополняющие друг друга и не предполагающие наличия между ними какого-то промежуточного элемента: да — нет, жизнь — смерть, женатый — холостой;
векторные — это антонимы, обозначающие противоположно направленные действия или свойства: вперед — назад, восход — заход, удалять — приближать.
Антонимия тесно связана с такими явлениями, как синонимия и полисемия, поскольку и в антонимические, и в синонимические отношения слова вступают отдельными лексическими значениями. Многозначное слово достаточно редко может иметь всего один многозначный антоним — такой, чтобы противоположность наблюдалась сразу во всех значениях. Как правило, для разных значений многозначного слова в языке имеются разные антонимы, например: острый — тупой (нож), острая — пресная (еда), острое — слабое (зрение); легкий — тяжелый (чемодан), легкое — трудное (задание), легкое — крепкое (вино), легкий — сильный (ветер), легкий — плотный (завтрак), легкий — глубокий (сон). В некоторых случаях слово в одних своих значениях может иметь антонимы, а в других — нет: день как часть суток противопоставлен ночи, а день в значении ‘дата’ антонима не имеет.