Сочинение на тему любовная драма чацкого

9 вариантов

  1. Комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума” построена на конфликте между молодыми и смелыми дворянами, несущими обществу новые смелые мысли, и людьми, которые всеми силами желали сдержать это “наступление” молодых либералов. Такими представителями дворянства в комедии являются, с одной стороны, Павел Афанасьевич Фамусов и его общество, с другой — Александр Андреевич Чацкий. Конфликт этот сложился по нескольким причинам. Во первых, из-за неприятия Чацким идеалов и целей “века минувшего”. Во-вторых, из-за желания Чацкого выставить на обозрение пороки и недостатки этого общества. Немаловажную роль в развитии конфликта сыграла и личная драма Чацкого, отвергнутого Софьей.
    Стремясь увидеть Софью Фамусову, Чацкий приезжает в дом ее отца. Чацкий как, наверное, всякий по-настоящему влюбленный человек, возвратившись из долгого путешествия, сразу стремится попасть в дом любимой девушки. Но Грибоедов не зря начинает пьесу со свидания Софьи и Молчалина, секретаря Фамусова. Оказывается, Софья любит Молчалина. Молчалин же только делает вид, что влюблен в Софью, а Чацкий остается не у дел. Он находится в неведении сложившейся ситуации и поэтому очень удивлен, что на его пылкое “. . . и я у ваших ног!” следует холодное ”Ах! Чацкий, я вам очень рада”. Именно после этого разговора с Софьей начинаются долгие и мучительные размышления Чацкого над вопросом: если не он, то кто же?
    Возможно, что если бы в доме Фамусова Чацкий встретил теплый и радушный прием со стороны Софьи, то его дальнейшие нападки на фамусовское общество были бы менее острыми. Однако Чацкий, озабоченный мыслями о Софье, сначала вовсе не хотел вступать в спор с Фамусовым. Но чувство горечи от встречи с Софьей, постоянные тревожные мысли о ней, то, что Фамусов не желает видеть Чацкого в роли жениха, разговоры о женитьбе с “кандидатом” в мужья полковником Скалозубом сделали Чацкого озлобленным, колким, готовым взорваться в любую секунду.
    Так оно и вышло, когда Чацкий, у которого вызвало раздражение восхищение Фамусова придворным вельможей Максимом Петровичем, произносит свой гневный монолог “А судьи кто?”, которым он открыто бросил вызов Фамусову и ему подобным.
    Но даже этот спор не смог отвлечь Чацкого от его тревожных мыслей, которые были связаны с Софьей. С дочерью Фамусова Чацкий рос и воспитывался в одном доме. Еще будучи юным он по-любил ее и, пробыв три года за границей, повидав много красивых женщин, он сумел сохранить верность своей юношеской любви. И это только поднимает его авторитет в глазах читателей. Но ошибка Чацкого в том, что, имея высокое представление о чести, считая, что только подлинно благородный человек достоин любви Софьи, он никак не может разглядеть среди окружающих своего соперника — человека, который мог бы называться “мужем Софьи Фамусовой”. “Шалит, она его не любит”, — говорит он про Молчалина и глубоко ошибается. Дело в том, что Софья сумела по-настоящему глубоко полюбить Молчалина. Поэтому ей с самого начала не дано рассмотреть все его ничтожество, его мелкую и грязную душонку. Именно поэтому так ранят ее справедливые замечания Чацкого в адрес Молчалина. И именно поэтому копится в ее душе злость и обида на Чацкого. Он же, ослепленный своей любовью, просто не может себе представить, что Софья любит кого-то другого (да еще и недостойного ее любви), и это мешает ему быть объективным. Однако время идет, и в дом Фамусова начинают собираться “домашние друзья потанцевать под фортепьяно”. Именно на этом вечере достигнет своей высшей точки общественная драма Чацкого, и личный конфликт сыграет в этом далеко не самую последнюю роль.
    Аристократическое общество, которое со всей Москвы съезжалось в дом Фамусова на очередной бал, представляло собой разновозрастную публику, объединенную общими интересами, идеалами, стремлениями. Чацкий, как известно, в доме Фамусова выразил свое резко отрицательное отношение, к устоям этого общества. Находясь среди гостей Фамусова, наблюдая за их поведением. Чацкий с горечью констатировал неизменность нравов этого общества. Общение с Платоном Михайловичем Горичем, ко-тпорого фамусовская система “подмяла” под себя, сделав из него “примерного” мужа и заставив его проститься с некогда вольной жизнью: беседа, хотя и короткая, с Антоном Антоновичем Заго-рецким, подхалимом и дамским угодником, все это только усилило в Чацком чувство отчужденности от общества, в котором он вырос, к которому принадлежал.
    И конечно же, нельзя не упомянуть об Алексее Степановиче Молчалине, сопернике Чацкого. Дело в том, что Молчалин — соперник Чацкого не только в любви. Он еще и один из будущих представителей “века минувшего”, против которых выступал Чацкий. Молчалин пока не дворянин, но он “с честью” готовится принять это звание. Для него, бедного и безродного, угождение Фамусову и всем окружающим было единственным способом заполучить благосклонное мнение “тузов” московского света. Поэтому и лжет Молчалин, говоря, что любит Софью. На самом деле он уже давно все просчитал, и Софья для него — лишь первая ступень в той иерархической лестнице, которая ведет к самым верхам. Вот таким был соперник Чацкого, и именно его тихая и угодливая натура ввела Чацкого в заблуждение:
    С такими чувствами, с такой душою, Любим!..
    Обманщица смеялась надо мною!
    После разговора Чацкого с Молчалиным личная драма, которая на некоторое время была вытеснена общественной, проявляется в комедии с новой силой. Чацкий, обрадованный своими выводами относительно Молчалина и не видящий больше преград на своем пути, вновь начинает разговор с Софьей, и вот тут-то он и совершает роковую ошибку: уже не раз делая в присутствии Софьи замечания по адресу Молчалина, он решает показать ей всю его сущность, его душу.
    Софья — умная девушка. Своим умом она отличается от всех присутствующих в доме ее отца. Возможно, что природа заложила в нее добрые и светлые чувства, но все хорошее в ней потеснила та среда, в которой она находилась, и мнение света стало для нее первостепенной необходимостью. Совершая низкий поступок (распространяет весть о “сумасшествии” Чацкого), Софья желает не только отомстить ему за “оскорбления” Молчалина, но и унизить его в “глазах света”. Прекрасно зная механизм распространения слухов, Софья делает удачную, на ее взгляд, ставку и остается “победительницей”.
    Однако объявление Чацкого “сумасшедшим” было еще не самым сильным ударом, который ему предстояло перенести. Сильнейшее потрясение испытал Чацкий уже после бала, став невольным свидетелем сцены, разыгравшейся между Софьей, Молчалиным и Лизой. Наверное, еще большее душевное потрясение ощутила сама Софья. Ведь на ее глазах рухнул миф об “идеальной”, на ее взгляд, личности Молчалина. Человек, которого она глубоко и по-настоящему любила, на деле оказался просто лжецом и карьеристом. Чацкому же было горько и обидно еще от того, что именно этого мерзавца предпочла ему Софья. Будь на месте Молчалина благородный человек, достойный любви Софьи, Чацкий ушел бы из дома Фамусова с высоко поднятой головой, мужественно смирившись с неизбежностью отказа. Еще обиднее стало Чацкому тогда, когда он понял, что Молчалин будет помилован (ведь на таких держалось фамусовское общество, именно такие люди были ему просто необходимы), что он сможет дальше делать свою карьеру.
    Поражение Чацкого в любви стало венцом его общественного фиаско. Но парадокс в том, что, проигрывая, Чацкий остается непобежденным. Его победа в том, что он понял невозможность существования в этом обществе, ощутил в себе потребность борьбы с “веком минувшим”, с его идеями, нравами, идеала ми.

  2. Загадка Софьи. Образ Софьи – один из самых неоднозначных в комедии, и в этом тоже достижение автора, отход от классицистической заданности характеров, четкого деления героев на отрицательных и положительных. С одной стороны, в Софье чувствуется внутренняя свобода, благородство натуры: ее чувства не зависят от морали фамусовского общества, любовь для нее – главная ценность жизни. Это Фамусов «хотел бы зятя с звездами да с чинами», а Софья полюбила бедного и безродного Молчалина по велению сердца, со всей силой первой настоящей любви. Она вынуждена скрывать свое чувство к Молчалину, однако обман для нее тягостен, жизнь во лжи не является для нее нормой («Боюсь, что выдержать притворства не сумею»). Пойти «любезничать сквозь слёз» с Чацким она готова только ради того, чтобы отвести от Молчалина опасность огласки. Свобода от общественного мнения, которого так боится Молчалин («Ах, злые языки страшнее пистолета»), возвышает Софью над фамусовским миром, делает ее достойной Чацкого: «А кем из них я дорожу? Хочу – люблю, хочу – скажу!»
    У Софьи – свой «мильон терзаний»: ее первая любовь оказалась разбитой, более того – поруганной. Благородство Софьи сказывается и в самый драматичный для нее момент открытия истинной сущности Молчалина: она не позволяет ему ни оправдаться, ни вымолить прощения. Гордость Софьи скалой встала между ними.
    «Кто разгадает Вас?» – эти слова Чацкого действительно обнаруживают загадку Софьи: почему такая, как она, полюбила Молчалина? Софья не знала истинной натуры услужливого секретаря Фамусова, она влюбилась в тот образ, который создало ее воображение, образ скромного, внутренне благородного, искренне любящего человека. Во многом образ этот был создан по общей для всего фамусовского общества мерке удобного «мужа-мальчика, мужа-слуги из жениных пажей» – и в этом сказывается зависимость Софьи от морали московского салонного мира. Чацкий, в восприятии Софьи, слишком дерзок и самостоятелен, слишком не похож на всех, чтобы быть хорошим мужем: «Да эдакий ли ум семейство осчастливит?» Софья мыслит категорией семьи, семейного счастья – и это достойно уважения, однако она еще слишком юна и неопытна, чтобы увидеть коварство Молчалина за угодливыми, скромненькими словами.
    Появление Чацкого разрушило душевное спокойствие Софьи: от его острого взгляда и ума трудно что-то скрыть, его убийственно-точные характеристики представителей фамусовского мира, особенно Молчалина, с самой первой встречи оттолкнули Софью от Чацкого. Однако Софья не мстительна, не зла, в ней нет душевной подлости, никаких планов оклеветать Чацкого она не вынашивала, всё произошло помимо её воли: сорвавшиеся с ее уст слова раздражения на Чацкого подхватил господин Н. – один из безликих разносчиков сплетен в фамусовском мире, исказил их смысл, придав им не мыслимое Софьей низкое, пошлое значение.
    Развитие внутреннего конфликта комедии. Переплетение «двух комедий» ощутимо с первого момента появления Чацкого в доме Фамусова. Встретившись с Софьей, увидев ее необъяснимую холодность, Чацкий пытается оживить в воспоминаниях их былую жизнь и былые отношения: он вспоминает общих знакомых и, как прежде, подшучивает над ними, ожидая улыбки Софьи и не подозревая, что Софья теперь воспринимает это не остроумием Чацкого, когда-то так ее восхищавшим, а желчью.
    Софья реагирует довольно резко: «Вот вас бы с тетушкою свесть, чтоб всех знакомых перечесть». «И все-таки я вас без памяти люблю! – восклицает восхищенный ее новой красотой Чацкий. – Велите ж мне в огонь: пойду как на обед», на что Софья тут же отзывается: «Да, хорошо – сгорите, если ж нет?» Ослепленный влюбленностью, Чацкий не замечает этого явного укола, он все еще надеется вернуть прежние отношения, хотя холод первой встречи уже затронул его сердце сомнением.
    Стремление Чацкого любить и быть любимым обнажает его непохожесть на фамусовское общество, обостряет конфликт с ним, ускоряет разрыв. Чацкий появляется в доме Фамусова отнюдь не для того, чтобы «длить споры» с Фамусовым, а ради Софьи, однако именно холодность Софьи, догадки – «нет ли впрямь тут жениха какого?» – прямое признание Софьи, сказавшей о Молчалине: «Вот я за что его люблю», выбивают Чацкого из равновесия. Монолог «Оставимте мы эти пренья» выявляет драматизм борьбы Чацкого с самим собой: он чувствует, что нелюбим, что сердце Софьи, возможно, занято Молчалиным, однако не хочет до конца смириться с этим, в нем все еще живет надежда на любовь, иллюзия, что в мире фамусовской Москвы он сможет найти свое человеческое счастье. «Душа здесь у меня каким-то горем сжата», – говорит Чацкий Софье, уже навсегда от него отдалившейся.
    Его иллюзии развеются окончательно лишь в последнем действии, когда Чацкий станет невольным свидетелем разоблачения Молчалина, когда в сердце главного героя вспыхнет такой пожар обиды, страсти, горечи, отчаяния, что он не сможет удержаться от горестного и страстного монолога разрыва и отторжения, обвиняя Софью в том, в чем она никогда не была виновата:
    А вы! О боже мой! Кого себе избрали!
    Когда подумаю, кого вы предпочли!
    Зачем меня надеждой завлекли?
    Зачем мне прямо не сказали,
    Что все прошедшее вы обратили в смех?
    Софья, конечно же, никакой надеждой Чацкого не завлекала с первого момента их встречи, не обращала в смех их прошлое, Чацкий ошибается, обрушиваясь на нее с этими обвинениями. Он уезжает из дома Фамусова, унося с собой «мильон терзаний», прощаясь со своими юношескими иллюзиями и надеждами. Именно оттого, что герой Грибоедова несчастлив в любви, что в любовном ослеплении совершает порою нелепости и ошибки, Чацкий становится по-человечески нам ближе, избегает участи многих положительных героев классицизма превратиться в рупор авторских идей.
    Можно сделать вывод, что жизненность комедии Грибоедова, ее современность обусловлена как раз этим нерасторжим переплетением внешнего и внутреннего конфликта.
    ⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒
    Date: 2015-10-18; view: 404; Нарушение авторских прав

  3. «Горе от ума» — единственное широко известное произведение А. С. Грибоедова. Создавая свою комедию, автор новаторски подошёл к классицистской теории трёх единств. Соблюдая принципы единства места и единства времени, драматург не счёл нужным руководствоваться принципом единства действия, которое по существовавшим правилам должно было строиться на одном конфликте и, завязавшись в начале пьесы, получить развязку в финале. Нарушение правил построения интриги вызвало в критике острые разногласия, итог которым подвел И. А. Гончаров, выделив два конфликта и соответственно две тесно переплетённые друг с другом сюжетные линии, составляющие основу сценического действия: любовную и общественную.
    Так какую же роль играет любовная драма Чацкого в общественном конфликте? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо детально проследить за развитием сюжета. Итак, Софья и Чацкий росли в одном доме и в юности были влюблены друг в друга. Затем Чацкий уехал за границу «ума искать». За три года разлуки его чувства к Софье ещё больше окрепли. Но Чацкий поступил опрометчиво, оставив свою любовь в Москве, ведь три года — серьёзный срок для проверки чувств. А Софья очень молода и наивна, любовь и внимание нужны ей сиюминутно, поэтому она и придумала себе нового героя сердца. После своего путешествия Чацкий возвращается в дом Фамусова с одной лишь целью — увидеть Софью, у него и в мыслях нет выступлений с обличительными монологами против фа-мусовского общества. Но Софья очень холодно встречает Чацкого, и в его голову закрадывается сомнение в верности Софьи. Чацкий хочет выяснить, кого же теперь любит его избранница. Но пытаясь выявить возлюблённого Софьи, Чацкий вступает в конфликт со всем фамусовс-ким обществом. Не просто так начинает Чацкий критиковать обычаи и нравы дома, где Он вырос. Его цель вовсе не состоит в том, чтобы сорвать маски притворства, лицемерия и невежества. Он всё это делает как бы походя, в минуты раздражения и ревности.
    Таким образом, любовные страдания Чацкого дают толчок развитию общественного конфликта.
    Первое идеологическое столкновение происходит между Чацким и Фамусовым, когда речь заходит о женитьбе.
    Чацкий
    Пусть я посватаюсь,
    Вы что бы мне сказали?
    Фамусов
    …поди-тка послужи.
    Чацкий
    Служить бы рад,
    Прислуживаться тошно.
    Из простого вопроса личного характера вырастает спор о справедливости идеологий «века нынешнего» и «века минувшего», продолжающийся в течение всей комедии и всё более нагнетающий обстановку.
    Далее мы видим следующий этап в развитии любовной драмы Чацкого: он подозревает, что Софья любит Молчалина. Беседуя с Молчалиным, Александр Андреич всё глубже убеждается в том, что возможный возлюблённый Софьи — просто ничтожество, не имеющее даже собственного мнения. Одна мысль о том, что Софья могла променять его на Молчалина, приводит Чацкого в ужас. Даже в разговорах с Софьей он постоянно указывает на недостатки Молчалина, что становится последней каплей в чаше терпения Софьи. Её двусмысленная фраза «он не в своём уме» порождает слух о сумасшествии Чацкого, охотно распространяющийся в фамусовском обществе. Тут и наступает кульминация общественного конфликта. Кульминация же любовного конфликта наступает чуть позже: Чацкий окончательно убеждается в том, что Софья любит Молчалина, и становится свидетелем любовной драмы, когда Софья узнает, что Молчалин, на самом деле, любит Лизу. Но ещё большее потрясение испытывает Чацкий, когда слышит, что слух о его сумасшествии распустила Софья. И только тут к Чацкому приходит прозрение:
    Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
    И, действительно, в ком? Закостенелое фамусовское общество, у которого обо всем свои понятия, глухо к Чацкому, как и ко всему новому и прогрессивному.
    Таким образом, завязавшись поначалу как любовный, конфликт осложняется противостоянием обществу, далее две линии развиваются параллельно, достигают кульминации, а затем любовная интрига получает развязку, тогда как разрешение общественного конфликта вынесено за рамки произведения — Чацкий изгнан из фамусовского общества, но он остаётся верен своим убеждениям — следовательно новое столкновение неизбежно. Можно сказать, что любовная драма Чацкого явилась своеобразным катализатором основного конфликта произведения.
    Именно об особенностях конфликта и сюжета, композиции пьесы говорил И. А. Гончаров: «Две комедии как бы вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным, Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке появляется неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и завязывается в один узел».
    Похожие сочинения:
    Образ Софьи в пьесе А. С. Грибоедова “Горе от ума”
    Софья и Лиза в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”: два характера и две судьбы
    Образ Софьи Фамусовой в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
    Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Конфликт в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
    Смысл названия комедии “Горе от Ума”
    Тема любви в “Горе от ума” А. С. Грибоедова
    Бессмертие комедии Грибоедова “Горе от ума”
    Произведение Грибоедова “Горе от ума” – комедия или трагедия?
    Своеобразие конфликта и особенности развития сюжета в комедии А. С.Грибоедова «Горе от ума»

  4. «Горе от ума» — это единственное широко известное произведение А. С. Грибоедова. Эта комедия была написана в первой четверти девятнадцатого века. В своей комедии Грибоедов сумел отразить картину общества, сильно нуждавшегося в обновлении, в ломке старого образа жизни, мышления. Короче говоря, обществу были необходимы такие революционные личности, как Чацкий. Он явился в мир фамусовского общества, как свежая струя, ворвавшаяся в застоявшийся воздух Москвы. Александр Андреевич нес с собой новые взгляды на жизнь, на существующие порядки. Но светское общество Москвы, привыкшее жить, не меняя ничего, отвергло Чацкого, объявив его сумасшедшим.
    Очень важное место для раскрытия сюжета и основного конфликта в комедии занимает любовь, любовная интрига. Я постараюсь показать всю важность любовной драмы Чацкого для действия комедии. Мы знаем, что до отъезда Чацкого из дома Фамусова Софья любила Чацкого. Это чувство началось с детской дружбы (ведь Чацкий был воспитанником в доме Фамусова), потом дружба превратилась в привязанность, которая так и не переросла в настоящую любовь.
    Чацкий, являющийся в комедии носителем новых революционных идей, оставляет на целых три года Софью, которая в то время была еще девочкой, и уезжает странствовать. Целых три года отсутствует Чацкий. Но за эти три года происходят существенные перемены в душе Софьи, меняется ее отношение к Чацкому.
    Вспомним, что в романе «Война и мир» князь Андрей оставляет Наташу Ростову всего лишь на год. Но и этот один год не смогла выдержать Наташа, сущность которой заключалась в потребности любить не когда-нибудь потом, в будущем, а сию минуту. Психология девушек в таком возрасте такова, что им требуется любовь, ласка, внимание, восхищение. Разлуку же они могут не перенести. Если любовь не достаточно сильна, то ветер разлуки задувает любовь. Но если чувство достаточно окрепло, то разлука только усугубляет страдания.
    В данном случае любовь Софьи и Чацкого не сумела вырасти, окрепнуть, потому что они были еще молоды. Разлука погубила любовь Софьи, но не смогла погубить любовь Чацкого. Отсюда и любовная драма, непонимание одного героя другим.
    Александр Андреич Чацкий поступил слишком опрометчиво, оставив свою любовь в Москве. Ведь Софья очень молода и наивна, ее душа была как бы губкой, жадно впитывающей все новое и неизвестное, в одинаковой степени и плохое и хорошее, словом, все, что ее окружало. А окружало Софью фамусовское общество, его мораль и устои.

  5. «Горе от ума» — единственное широко известное произведение А. С. Грибоедова. Создавая свою комедию, автор новаторски подошёл к классицистской теории трёх единств. Соблюдая принципы единства места и единства времени, драматург не счёл нужным руководствоваться принципом единства действия, которое по существовавшим правилам должно было строиться на одном конфликте и, завязавшись в начале пьесы, получить развязку в финале. Нарушение правил построения интриги вызвало в критике острые разногласия, итог которым подвел И. А. Гончаров, выделив два конфликта и соответственно две тесно переплетённые друг с другом сюжетные линии, составляющие основу сценического действия: любовную и общественную.
    Так какую же роль играет любовная драма Чацкого в общественном конфликте? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо детально проследить за развитием сюжета. Итак, Софья и Чацкий росли в одном доме и в юности были влюблены друг в друга. Затем Чацкий уехал за границу «ума искать». За три года разлуки его чувства к Софье ещё больше окрепли. Но Чацкий поступил опрометчиво, оставив свою любовь в Москве, ведь три года — серьёзный срок для проверки чувств. А Софья очень молода и наивна, любовь и внимание нужны ей сиюминутно, поэтому она и придумала себе нового героя сердца. После своего путешествия Чацкий возвращается в дом Фамусова с одной лишь целью — увидеть Софью, у него и в мыслях нет выступлений с обличительными монологами против фа-мусовского общества. Но Софья очень холодно встречает Чацкого, и в его голову закрадывается сомнение в верности Софьи. Чацкий хочет выяснить, кого же теперь любит его избранница. Но пытаясь выявить возлюблённого Софьи, Чацкий вступает в конфликт со всем фамусовс-ким обществом. Не просто так начинает Чацкий критиковать обычаи и нравы дома, где Он вырос. Его цель вовсе не состоит в том, чтобы сорвать маски притворства, лицемерия и невежества. Он всё это делает как бы походя, в минуты раздражения и ревности.
    Таким образом, любовные страдания Чацкого дают толчок развитию общественного конфликта.
    Первое идеологическое столкновение происходит между Чацким и Фамусовым, когда речь заходит о женитьбе.
    Чацкий
    Пусть я посватаюсь,
    Вы что бы мне сказали?
    Фамусов
    …поди-тка послужи.
    Чацкий
    Служить бы рад,
    Прислуживаться тошно.
    Из простого вопроса личного характера вырастает спор о справедливости идеологий «века нынешнего» и «века минувшего», продолжающийся в течение всей комедии и всё более нагнетающий обстановку.
    Далее мы видим следующий этап в развитии любовной драмы Чацкого: он подозревает, что Софья любит Молчалина. Беседуя с Молчалиным, Александр Андреич всё глубже убеждается в том, что возможный возлюблённый Софьи — просто ничтожество, не имеющее даже собственного мнения. Одна мысль о том, что Софья могла променять его на Молчалина, приводит Чацкого в ужас. Даже в разговорах с Софьей он постоянно указывает на недостатки Молчалина, что становится последней каплей в чаше терпения Софьи. Её двусмысленная фраза «он не в своём уме» порождает слух о сумасшествии Чацкого, охотно распространяющийся в фамусовском обществе. Тут и наступает кульминация общественного конфликта. Кульминация же любовного конфликта наступает чуть позже: Чацкий окончательно убеждается в том, что Софья любит Молчалина, и становится свидетелем любовной драмы, когда Софья узнает, что Молчалин, на самом деле, любит Лизу. Но ещё большее потрясение испытывает Чацкий, когда слышит, что слух о его сумасшествии распустила Софья. И только тут к Чацкому приходит прозрение:
    Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
    И, действительно, в ком? Закостенелое фамусовское общество, у которого обо всем свои понятия, глухо к Чацкому, как и ко всему новому и прогрессивному.
    Таким образом, завязавшись поначалу как любовный, конфликт осложняется противостоянием обществу, далее две линии развиваются параллельно, достигают кульминации, а затем любовная интрига получает развязку, тогда как разрешение общественного конфликта вынесено за рамки произведения — Чацкий изгнан из фамусовского общества, но он остаётся верен своим убеждениям — следовательно новое столкновение неизбежно. Можно сказать, что любовная драма Чацкого явилась своеобразным катализатором основного конфликта произведения.
    Именно об особенностях конфликта и сюжета, композиции пьесы говорил И. А. Гончаров: «Две комедии как бы вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным, Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке появляется неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и завязывается в один узел».

  6. Создавая свою комедию «Горе от ума», А. С. Грибоедов опирался на классицистскую теорию трёх единств, но подошёл к ней новаторски. Соблюдая принципы единства места и единства времени, драматург не руководствовался принципом единства действия, которое по правилам должно строиться на одном конфликте, завязывающемся в начале пьесы и получающем развязку в финале. Нарушение правил построения интриги вызвало в критике острые разногласия, итог которым подвёл И. А. Гончаров, выделив в пьесе два конфликта и соответственно две тесно переплетённые друге другом сюжетные линии, составляющие основу сценического действия: любовную и общественную.
    Чтобы определить место любовной драмы Чацкого в общественном конфликте, необходимо детально проследить за развитием сюжета. Софья и Чацкий росли в одном доме и в юности были влюблены друг в друга. Затем Чацкий уехал за границу «ума искать». За три года разлуки его чувства к Софье ещё больше окрепли. Чацкий возвращается в дом Фамусова с одной лишь целью — увидеть Софью, но она очень холодно его встречает. Первое противоречие между Чацким и Фамусовым происходит, когда речь заходит о женитьбе.
    Чацкий
    Пусть я посватаюсь,
    Вы что бы мне сказали?
    Фамусов
    …поди-тка послужи.
    Чацкий
    Служить бы рад,
    Прислуживаться тошно.
    Из простого вопроса личного характера вырастает спор о справедливости идеологий «веканынешнего» и «векаминувшего», продолжающийся в течение всей комедии и всё более нагнетающий обстановку.
    Следующий этап в развитии любовной драмы Чацкого: оказывается, пока он путешествовал, Софья придумала себе нового героя сердца— во всех отношениях «удобного», бессловесного
    Молчалина, типичного приспособленца и карьериста. Возмущенный, Чацкий вступает в конфликт со всем фамусовским обществом. Ему открываются истинные обычаи и нравы дома, где он вырос: он критикует их, срывает маски притворства, лицемерия и невежества. Таким образом, любовные страдания Чацкого дают толчок развитию общественного конфликта. Беседуя с Молчалиным, Чацкий лишь убеждается в том, что возможный возлюблённый Софьи — ничтожество, не имеющее даже собственного мнения. Однако в глазах расчетливой и умной Софьи он гораздо более выгодная и перспективная партия, нежели искрометный вольнодумец Чацкий. Её двусмысленная фраза «он не в своём уме» порождает слух о сумасшествии Чацкого, охотно распространяющийся в фамусовском обществе. Наступает кульминация общественного конфликта. Кульминация же любовного конфликта наступает чуть позже: Чацкий окончательно убеждается в том, что Софья выбирает Молчалина, и становится свидетелем её любовной драмы, когда Софья узнаёт, что Молчалин изменял ей с Лизой. Но ещё большее потрясение испытывает Чацкий, когда слышит, что слух о его сумасшествии распустила Софья. И только тогда к нему приходит прозрение: «Слепец! я в ком искал награду всех трудов!»
    Таким образом, завязавшись поначалу как любовный, конфликт осложняется противостоянием обществу, далее две линии развиваются параллельно, доутигают кульминации, а затем любовная интрига получает развязку, тогда как разрешение общественного конфликта вынесено за рамки произведения: Чацкий изгнан из фамусовского общества, но он остаётся верен своим убеждениям — следовательно, новое столкновение неизбежно. Можно сказать, что любовная драма Чацкого явилась своеобразным катализатором основного конфликта произведения.
    И. А. Гончаров так писал об особенностях конфликта и сюжета, композиции пьесы: «Две комедии как бы вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным, Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке появляется неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и завязывается в один узел».

  7. Категория: Горе от ума
    «Горе от ума» — это единственное широко известное произведение А. С. Грибоедова. Эта комедия была написана в первой четверти девятнадцатого века. В своей комедии Грибоедов сумел отразить картину общества, сильно нуждавшегося в обновлении, в ломке старого образа жизни, мышления. Короче говоря, обществу были необходимы такие революционные личности, как Чацкий. Он явился в мир фамусовского общества, как свежая струя, ворвавшаяся в застоявшийся воздух Москвы. Александр Андреевич нес с собой новые взгляды на жизнь, на существующие порядки. Но светское общество Москвы, привыкшее жить, не меняя ничего, отвергло Чацкого, объявив его сумасшедшим.
    Очень важное место для раскрытия сюжета и основного конфликта в комедии занимает любовь, любовная интрига. Я постараюсь показать всю важность любовной драмы Чацкого для действия комедии. Мы знаем, что до отъезда Чацкого из дома Фамусова Софья любила Чацкого. Это чувство началось с детской дружбы (ведь Чацкий был воспитанником в доме Фамусова), потом дружба превратилась в привязанность, которая так и не переросла в настоящую любовь.
    Чацкий, являющийся в комедии носителем новых революционных идей, оставляет на целых три года Софью, которая в то время была еще девочкой, и уезжает странствовать. Целых три года отсутствует Чацкий. Но за эти три года происходят существенные перемены в душе Софьи, меняется ее отношение к Чацкому.
    Вспомним, что в романе «Война и мир» князь Андрей оставляет Наташу Ростову всего лишь на год. Но и этот один год не смогла выдержать Наташа, сущность которой заключалась в потребности любить не когда-нибудь потом, в будущем, а сию минуту. Психология девушек в таком возрасте такова, что им требуется любовь, ласка, внимание, восхищение. Разлуку же они могут не перенести. Если любовь не достаточно сильна, то ветер разлуки задувает любовь. Но если чувство достаточно окрепло, то разлука только усугубляет страдания.
    В данном случае любовь Софьи и Чацкого не сумела вырасти, окрепнуть, потому что они были еще молоды. Разлука погубила любовь Софьи, но не смогла погубить любовь Чацкого. Отсюда и любовная драма, непонимание одного героя другим.
    Александр Андреич Чацкий поступил слишком опрометчиво, оставив свою любовь в Москве. Ведь Софья очень молода и наивна, ее душа была как бы губкой, жадно впитывающей все новое и неизвестное, в одинаковой степени и плохое и хорошее, словом, все, что ее окружало. А окружало Софью фамусовское общество, его мораль и устои.
    Вернувшись в Москву. Чацкий спешит к любимой в надежде, что Софья по-прежнему любит его. Но он жестоко ошибается: холодный прием Софьи выбивает почву у него из-под ног. Сомнения в верности Софьи закрадываются в его душу. И все оставшееся время Александр Андреич Чацкий пытается выяснить, кого же все-таки любит Софья, кто его соперник. Но пытаясь выяснить это, главный герой комедии вступает в конфликт со всем фамусовским обществом: самим его воспитателем Фамусовым, возлюбленным Софьи, Молчалиным, с полковником Скалозубом и другими светскими людьми Москвы.
    Таким образом, любовная драма помогает ввести читателя в русло комедии. Действительно, не просто же так начинает Чацкий критиковать обычаи и нравы дома, семью, где он вырос. Его цель вовсе не состоит в том, чтобы сорвать «маски притворства, лицемерия, невежества, глупости с обитателей фамусовского мира. Он все это делает как бы по пути, в припадке раздражения и ревности.
    В конце концов он убеждается окончательно (а до сцены объяснения Молчалина и Лизы он все никак не может поверить в то, что Софья предпочла его Молчалину) в измене Софьи, что она стала совсем другой, что нет надежды на возврат юношеского чувства. Он убеждается также и в том, что Софья — плоть от плоти своего отца, что она живет по законам ненавистного ему фамусовского общества.
    Несмотря на всю косность, фамусовское общество очень сильно. Оно сумело перетянуть на свою сторону Софью, представительницу нового поколения. Грибоедов использовал любовную драму еще и для того, чтобы показать, что такие люди, как Александр Андреич Чацкий, — еще редкость, что основная масса еще живет по старым законам.
    Итак, любовная драма в комедии не существует сама по себе, а помогает раскрыть основной конфликт произведения: социально-политический. Любовная драма в комедии «Горе от ума» явилась, бесспорно, катализатором основного конфликта.

  8. 8
    Текст добавил: ВАЖНЕЙШАЯ страница ВКонтакте

    Главный герой комедии — Чацкий. С момента появления в пьесе он участвует почти во всех сценах и везде противопоставляется другим дей­ствующим лицам.
    Любовь Чацкого к Софье — чувство искреннее, горячее. Он объясняется ей в любви при первом же появлении. В Чацком нет никакой скрытности, никакой фальши. О силе и характере его чувства можно судить по его сло­вам о Молчалине, обращенным к Софье:
    Но есть ли в нем та страстность? то чувство? пылкость та?
    Чтоб, кроме вас, ему мир целый
    Казался прах и суета?
    Тяжело переживает Чацкий разочарование в любимой девушке. В запаль­чивости он упрекает ее даже в том, в чем она совсем перед ним не виновата:
    Зачем меня надеждой завлекали?
    Зачем мне прямо не сказали,
    Что все прошедшее вы обратили в смех?
    «Тут что ни слово — то неправда, — говорит Гончаров. — Никакой на­деждой она его не завлекала. Она только и делала, что уходила от него, едва говорила с ним, призналась ему в равнодушии… Здесь изменяет ему не только ум, но и здравый смысл, даже простое приличие. Таких пустяков наделал он!» Но дело-то в том, что Чацкий отличается «искренностью и простотой… Он не франт, не лев…». В своем чувстве к Софье он непосредст­вен, искренен, честен. В то же время, ослепленный горем, он может быть запальчив и несправедлив. Но от этого образ Чацкого делается нам ближе и правдивее. Это живой человек, и он может ошибаться.
    Кто же такая Софья, которую так страстно любит Чацкий?
    Очень хорошо сказал о ней Гончаров: «Это смесь хороших инстинктов с ложью живого ума, с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, — путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга».
    Софья молода и неопытна, а воспитание и среда уже наложила отпеча­ток на ее взгляды и поступки. И Чацкому приходится признать, что он в ней горько обманулся. Впрочем, людей любят всяких, и подлых и неверных в том числе. Это не может заставить разлюбить. Здесь человеческие до­стоинства и недостатки плохо учитываются, а если и учитываются, то очень необъективно. Любовь, как говорится, зла…
    Итак, личная драма Чацкого осложняет общественную, ожесточает его против дворянской Москвы.

  9. 9
    Текст добавил: Каменное сердце

    «Горе от ума» — это единственное широко известное произведение А. С. Грибоедова. Эта комедия была написана в первой четверти девятнадцатого века. В своей комедии Грибоедов сумел отразить картину общества, сильно нуждавшегося в обновлении, в ломке старого образа жизни, мышления. Короче говоря, обществу были необходимы такие революционные личности, как Чацкий.
    Он явился в мир фамусовского общества, как свежая струя, ворвавшаяся в застоявшийся воздух Москвы. Александр Андреевич нес с собой новые взгляды на жизнь, на существующие порядки. Но светское общество Москвы, привыкшее жить, не меняя ничего, отвергло Чацкого, объявив его сумасшедшим.
    Очень важное место для раскрытия сюжета и основного конфликта в комедии занимает любовь, любовная интрига. Я постараюсь показать всю важность любовной драмы Чацкого для действия комедии. Мы знаем, что до отъезда Чацкого из дома Фамусова Софья любила Чацкого.
    Это чувство началось с детской дружбы (ведь Чацкий был воспитанником в доме Фамусова), потом дружба превратилась в привязанность, которая так и не переросла в настоящую любовь. Чацкий, являющийся в комедии носителем новых революционных идей, оставляет на целых три года Софью, которая в то время была еще девочкой, и уезжает странствовать. Целых три года отсутствует Чацкий. Но за эти три года происходят существенные перемены в душе Софьи, меняется ее отношение к Чацкому. Вспомним, что в романе «Война и мир» князь Андрей оставляет Наташу Ростову всего лишь на год. Но и этот один год не смогла выдержать Наташа, сущность которой заключалась в потребности любить не когда-нибудь потом, в будущем, а сию минуту.
    Психология девушек в таком возрасте такова, что им требуется любовь, ласка, внимание, восхищение. Разлуку же они могут не перенести. Если любовь не достаточно сильна, то ветер разлуки задувает любовь. Но если чувство достаточно окрепло, то разлука только усугубляет страдания.
    В данном случае любовь Софьи и Чацкого не сумела вырасти, окрепнуть, потому что они были еще молоды. Разлука погубила любовь Софьи, но не смогла погубить любовь Чацкого. Отсюда и любовная драма, непонимание одного героя другим. Александр Андреич Чацкий поступил слишком опрометчиво, оставив свою любовь в Москве.
    Ведь Софья очень молода и наивна, ее душа была как бы губкой, жадно впитывающей все новое и неизвестное, в одинаковой степени и плохое и хорошее, словом, все, что ее окружало. А окружало Софью фамусовское общество, его мораль и устои. Вернувшись в Москву. Чацкий спешит к любимой в надежде, что Софья по-прежнему любит его. Но он жестоко ошибается: холодный прием Софьи выбивает почву у него из-под ног. Сомнения в верности Софьи закрадываются в его душу.
    И все оставшееся время Александр Андреич Чацкий пытается выяснить, кого же все-таки любит Софья, кто его соперник. Но пытаясь выяснить это, главный герой комедии вступает в конфликт со всем фамусовским обществом: самим его воспитателем Фамусовым, возлюбленным Софьи, Молчалиным, с полковником Скалозубом и другими светскими людьми Москвы. Таким образом, любовная драма помогает ввести читателя в русло комедии. Действительно, не просто же так начинает Чацкий критиковать обычаи и нравы дома, семью, где он вырос. Его цель вовсе не состоит в том, чтобы сорвать «маски притворства, лицемерия, невежества, глупости с обитателей фамусовского мира.
    Он все это делает как бы по пути, в припадке раздражения и ревности. В конце концов он убеждается окончательно (а до сцены объяснения Молчалина и Лизы он все никак не может поверить в то, что Софья предпочла его Молчалину) в измене Софьи, что она стала совсем другой, что нет надежды на возврат юношеского чувства. Он убеждается также и в том, что Софья — плоть от плоти своего отца, что она живет по законам ненавистного ему фамусовского общества. Несмотря на всю косность, фамусовское общество очень сильно.
    Оно сумело перетянуть на свою сторону Софью, представительницу нового поколения. Грибоедов использовал любовную драму еще и для того, чтобы показать, что такие люди, как Александр Андреич Чацкий, — еще редкость, что основная масса еще живет по старым законам. Итак, любовная драма в комедии не существует сама по себе, а помогает раскрыть основной конфликт произведения: социально-политический.
    Любовная драма в комедии «Горе от ума» явилась, бесспорно, катализатором основного конфликта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *