Сочинение на тему любви и поэзии пушкина и лермонтова

8 вариантов

  1. Я помню чудное мгновенье,
    Передо мной явилась ты…
    А. С. Пушкин
    Окружи счастием душу достойную.
    М. Ю. Лермонтов
    Способность любить, может быть, самая главная способность, данная человеку Природой. Мне кажется, это мнение разделяли талантливые поэты всех времен. Вспом­ним сонеты Петрарки и Шекспира, любовную лирику Мицкевича, Байрона, Пушки­на, Лермонтова.
    Великие русские поэты, хотя их разделяет всего пятнадцать лет, жили в разное время. Гений Пушкина развивался в период общественного подъема, предшествовав­шего восстанию декабристов. Отсюда светлое мироощущение поэта, вера в жизнь и в людей. Лермонтов как человек и поэт формировался после поражения декабристов. Чувство разочарования, тоски, одиночества, презрение к «угрюмой толпе» своих со­временников — основные мотивы его лирики. Но поразительно, что для обоих поэтов любовь — чувство одинаково светлое, чистое, возвышающее душу. Конечно, у Пуш­кина это чувство окрашено в более светлые, радостные тона, оно не противоречит окружающему миру, у Лермонтова любовь печальна, иногда даже трагична, ей нет места в бездушном обществе:
    Любить…. Но кого же? … на время — не стоит труда,А вечно любить невозможно.
    Любовь (так думают оба поэта) — чувство бескорыстное. Героиня их любовной лирики — идеальное, «небесное созданье», неподвластное земным заботам и обидам. Помню, как меня, влюбленную в пушкинское «Я помню чудное мгновенье», разоча­ровал портрет А. П. Керн. Да, молода! Да, хороша собой! Но не «гений чистой красо­ты», а обыкновенная женщина. Обаятельная, милая, но… земная. Снова перечиты­ваю неповторимы пушкинские строки: «чудное мгновенье», «мимолетное виденье», «упоенье», «вдохновенье», «пробужденье». Как счастливо найдено это мягкое, нежное «нье»! Слова переливаются, поют в моей душе. Перед мысленным взором возникает лучезарное лицо. Это лик рафаэлевской мадонны, воплощенная святость и чистота. В ней нет ничего привычного, земного. «Гений чистой красоты» — иначе не скажешь.

  2. Я помню чудное мгновенье,
    Передо мной явилась ты…
    А. С. Пушкин
    Окружи счастием душу достойную.
    М. Ю. Лермонтов
    Способность любить, может быть, самая главная способность, данная человеку Природой. Мне кажется, это мнение разделяли талантливые поэты всех времен. Вспом­ним сонеты Петрарки и Шекспира, любовную лирику Мицкевича, Байрона, Пушки­на, Лермонтова.
    Великие русские поэты, хотя их разделяет всего пятнадцать лет, жили в разное время. Гений Пушкина развивался в период общественного подъема, предшествовав­шего восстанию декабристов. Отсюда светлое мироощущение поэта, вера в жизнь и в людей. Лермонтов как человек и поэт формировался после поражения декабристов. Чувство разочарования, тоски, одиночества, презрение к «угрюмой толпе» своих со­временников — основные мотивы его лирики. Но поразительно, что для обоих поэтов любовь — чувство одинаково светлое, чистое, возвышающее душу. Конечно, у Пуш­кина это чувство окрашено в более светлые, радостные тона, оно не противоречит окружающему миру, у Лермонтова любовь печальна, иногда даже трагична, ей нет места в бездушном обществе:
    Любить…. Но кого же? … на время — не стоит труда,
    А вечно любить невозможно.
    Любовь (так думают оба поэта) — чувство бескорыстное. Героиня их любовной лирики — идеальное, «небесное созданье», неподвластное земным заботам и обидам. Помню, как меня, влюбленную в пушкинское «Я помню чудное мгновенье», разоча­ровал портрет А. П. Керн. Да, молода! Да, хороша собой! Но не «гений чистой красо­ты», а обыкновенная женщина. Обаятельная, милая, но… земная. Снова перечиты­ваю неповторимы пушкинские строки: «чудное мгновенье», «мимолетное виденье», «упоенье», «вдохновенье», «пробужденье». Как счастливо найдено это мягкое, нежное «нье»! Слова переливаются, поют в моей душе. Перед мысленным взором возникает лучезарное лицо. Это лик рафаэлевской мадонны, воплощенная святость и чистота. В ней нет ничего привычного, земного. «Гений чистой красоты» — иначе не скажешь.
    Вот почему меня, плененную пушкинскими стихами, разочаровал портрет красавицы Керн. Нет, героиню таких стихов, как «Я помню чудное мгновенье», «Красавица», «Мадонна», невозможно представить себе обыкновенной земной женщиной, пусть даже прекрасной!
    «Я вас любил» — незабываемое признание в прекрасной, бескорыстной любви, на какую способен только человек великой души:
    Я вас любил так искренне, так нежно,
    Как дай вам Бог любимой быть другим.
    Может ли любящий испытывать чувство, более высокое и бескорыстное, чем это? А какая светлая печаль охватывает при чтении таких жемчужин пушкинской лири­ки, как «Погасло дневное светило…», «На холмах Грузии…», «Для берегов отчизны дальней»! Рядом с ними я могу поставить прекрасную лермонтовскую «Молитву», потому что, как мне кажется, невозможно более благоговейно и трогательно, чем это сделал Лермонтов, сказать о любви.
    Окружи счастием душу достойную,
    Дай ей сопутников, полных внимания,
    Молодость светлую, старость покойную,
    Сердцу незлобному мир упования.
    Как и у Пушкина, в «Молитве» — полное самоотречение ради счастья любимой. В каждой строке дышит такая благоговейная любовь, что непроизвольно проникаешься великим чувством поэта.
    «Молитва» поражает искренностью. Она звучит как жаркая, сбивчивая мольба израненного сердца. Но есть строка, которая безусловно является кульминационной. Это очень простая антитеза: «теплой заступницей мира холодного». За этими словами — весь жизненный опыт Лермонтова-поэта. Его лирический герой ищет в холодном, враждебном мире теплую заступницу для прекрасной души своей любимой. Слова эти не случайные, а итоговые. Идеальная возлюбленная — очень дорогой автору образ, противопоставленный бездушному окружению.
    Вспомним и другую героиню, «мечты его (поэта) созданье, с глазами, полными лазурного огня, с улыбкой розовой, как молодого дня за рощей первое сиянье» из сти­хотворения «1 января» — беспощадной сатиры, обличающей лицемерие светского об­щества, его «приличьем стянутые маски». Такая антитеза — высокая любовь, непо­рочная возлюбленная и окружающий ее холодный, чуждый мир — делает лучшие произведения любовной лирики Лермонтова трагическими.
    Тот же мотив слышится и в известном стихотворении «Они любили друг друга так долго и нежно…» Гармония любящих сердец в холодном мире невозможна: влюб­ленные опасаются открытости, искренности, боятся фальши. Отсюда внешне насмеш­ливые, ироничные, но исполненные внутреннего трагизма обращения к женщине в стихотворениях «Завещание», «Валерик». Но часто юношеская мечта о счастье по­беждает, и тогда рождаются такие прекрасные, светлые стихи, как «Из-под таинствен­ной холодной полумаски», «На светские цепи…», «К портрету» и другие, сближа­ющие двух самых великих поэтов России, читая которых, мы учимся любить самоот­верженно и преданно, воспитываем в себе Человека.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  3. Я помню чудное мгновенье,
    Передо мной явилась ты…
    А. С. Пушкин
    Окружи счастием душу достойную.
    М. Ю. Лермонтов
    Способность любить, может быть, самая главная способность, данная человеку Природой. Мне кажется, это мнение разделяли талантливые поэты всех времен. Вспомним сонеты Петрарки и Шекспира, любовную лирику Мицкевича, Байрона, Пушкина, Лермонтова.
    Великие русские поэты, хотя их разделяет всего пятнадцать лет, жили в разное время. Гений Пушкина развивался в период общественного подъема, предшествовавшего восстанию декабристов. Отсюда светлое мироощущение поэта, вера в жизнь и в людей. Лермонтов как человек и поэт формировался после поражения декабристов. Чувство разочарования, тоски, одиночества, презрение к “угрюмой толпе” своих современников – основные мотивы его лирики. Но поразительно, что для обоих поэтов любовь – чувство одинаково светлое, чистое, возвышающее душу. Конечно, у Пушкина это чувство окрашено в более светлые, радостные тона, оно не противоречит окружающему миру, у Лермонтова любовь печальна, иногда даже трагична, ей нет места в бездушном обществе:
    Любить…. Но кого же? … на время – не стоит труда,А вечно любить невозможно.
    Любовь (так думают оба поэта) – чувство бескорыстное. Героиня их любовной лирики – идеальное, “небесное созданье”, неподвластное земным заботам и обидам. Помню, как меня, влюбленную в пушкинское “Я помню чудное мгновенье”, разочаровал портрет А. П. Керн. Да, молода! Да, хороша собой! Но не “гений чистой красоты”, а обыкновенная женщина. Обаятельная, милая, но… земная. Снова перечитываю неповторимы пушкинские строки: “чудное мгновенье”, “мимолетное виденье”, “упоенье”, “вдохновенье”, “пробужденье”. Как счастливо найдено это мягкое, нежное “нье”! Слова переливаются, поют в моей душе. Перед мысленным взором возникает лучезарное лицо. Это лик рафаэлевской мадонны, воплощенная святость и чистота. В ней нет ничего привычного, земного. “Гений чистой красоты” – иначе не скажешь.
    Вот почему меня, плененную пушкинскими стихами, разочаровал портрет красавицы Керн. Нет, героиню таких стихов, как “Я помню чудное мгновенье”, “Красавица”, “Мадонна”, невозможно представить себе обыкновенной земной женщиной, пусть даже прекрасной!
    “Я вас любил” – незабываемое признание в прекрасной, бескорыстной любви, на какую способен только человек великой души:
    Я вас любил так искренне, так нежно,Как дай вам Бог любимой быть другим.
    Может ли любящий испытывать чувство, более высокое и бескорыстное, чем это? А какая светлая печаль охватывает при чтении таких жемчужин пушкинской лирики, как “Погасло дневное светило…”, “На холмах Грузии…”, “Для берегов отчизны дальней”! Рядом с ними я могу поставить прекрасную лермонтовскую “Молитву”, потому что, как мне кажется, невозможно более благоговейно и трогательно, чем это сделал Лермонтов, сказать о любви.
    Окружи счастием душу достойную,Дай ей сопутников, полных внимания,Молодость светлую, старость покойную,Сердцу незлобному мир упования.
    Как и у Пушкина, в “Молитве” – полное самоотречение ради счастья любимой. В каждой строке дышит такая благоговейная любовь, что непроизвольно проникаешься великим чувством поэта.
    “Молитва” поражает искренностью. Она звучит как жаркая, сбивчивая мольба израненного сердца. Но есть строка, которая безусловно является кульминационной. Это очень простая антитеза: “теплой заступницей мира холодного”. За этими словами – весь жизненный опыт Лермонтова-поэта. Его лирический герой ищет в холодном, враждебном мире теплую заступницу для прекрасной души своей любимой. Слова эти не случайные, а итоговые. Идеальная возлюбленная – очень дорогой автору образ, противопоставленный бездушному окружению.
    Вспомним и другую героиню, “мечты его (поэта) созданье, с глазами, полными лазурного огня, с улыбкой розовой, как молодого дня за рощей первое сиянье” из стихотворения “1 января” – беспощадной сатиры, обличающей лицемерие светского общества, его “приличьем стянутые маски”. Такая антитеза – высокая любовь, непорочная возлюбленная и окружающий ее холодный, чуждый мир – делает лучшие произведения любовной лирики Лермонтова трагическими.
    Тот же мотив слышится и в известном стихотворении “Они любили друг друга так долго и нежно…” Гармония любящих сердец в холодном мире невозможна: влюбленные опасаются открытости, искренности, боятся фальши. Отсюда внешне насмешливые, ироничные, но исполненные внутреннего трагизма обращения к женщине в стихотворениях “Завещание”, “Валерик”. Но часто юношеская мечта о счастье побеждает, и тогда рождаются такие прекрасные, светлые стихи, как “Из-под таинственной холодной полумаски”, “На светские цепи…”, “К портрету” и другие, сближающие двух самых великих поэтов России, читая которых, мы учимся любить самоотверженно и преданно, воспитываем в себе Человека.

  4. Тема любви в лирике А. Пушкина (2)

    И сердце вновь горит и любит &#151 оттого,
    Что не любить оно не может.
    А. С. Пушкин
    Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. И для каждого поэта эта тема имеет особое, личное значение. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм. Большое место тема любви занимает в творчестве поэтов-романтиков.
    Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. В лицейский период поэзия Пушкина еще во многом подражательна В это время юный поэт увлекается философией сладострастия. В стихотворении “Гроб Анакреона” поэт призывает “страстью пылкой утомляться” и провозглашает формулу всей своей лирики того периода:
    Жизнью дайте ж насладиться;
    Жизнь, увы, не вечный дар!
    В стихотворениях лицейского периода Пушкин воспевает беспечное наслаждение жизнью, дружеский пир, вино. Любовь для него &#151 это тоже одно из жизненных наслаждений, легкое, приятное чувство, стоящее в одном ряду с пиром и вином.
    Очень скоро легкая, жизнеутверждающая поэзия, понимание любви как веселого развлечения сменится гражданскими мотивами, воспеванием гражданских доблестей. Пушкин переосмысливает основные темы своей поэзии, и любовь получает у него совсем иное освещение. В послании “К Чаадаеву” Пушкин как бы пытается примирить два совершенно разных направления: сентиментализм и классицизм. Поэт соединяет гражданские идеалы с интимными чувствами. В центральных строках стихотворения любовные переживания сравниваются с гражданскими стремлениями:
    Мы ждем с томленьем упованья
    Минуты вольности святой,
    Как ждет любовник молодой
    Минуты верного свиданья.
    Любовь как интимная ценность в гражданской лирике Пушкина соединяется с патриотическими чувствами. Теперь любовь для поэта &#151 это,0 прежде всего, любовь к Родине. В стихотворении “К Чаадаеву” соединяются несовместимые раньше понятия любви к женщине и любви к родине.
    У Пушкина создается новая философия чувства любви. В послании “К Каверину” мы читаем:
    Молись и Вакху, и любви
    И черни презирай ревнивое роптанье.
    Здесь любовь &#151 это способ ухода от окружающего мира, от толпы. Об этом же Пушкин говорит и в стихотворении “К Плюсковой”:
    Любовь и тайная свобода
    Внушали сердцу гимн простой.
    Чувство любви ставится на одну линию с внутренней свободой. Любовь помогает поэту уйти от мира в глубину своих чувств, где он полностью свободен и ни от кого не зависим. В южной ссылке, в романтический период творчества, любовь для Пушкина &#151 это уже не “шалость юных лет”, не патриотическое чувство к родине, а глубокая, драматическая страсть. Любовь поэта-романтика часто безответна, всегда несчастна. Она, подобно листку из стихотворения “Сожженное письмо”, горит в душе лирическою героя и сгорает за один миг, оставляя после себя лишь пепел и опустошенную душу. Этот горький финал заставляет Пушкина разочароваться в романтической любви. Нужна ли поэту такая свободная, но разрушительная, опустошающая любовь, которая, кроме горя и боли, ничего не оставляет в душе? Такая любовь уничтожает сам источник вдохновения.
    Великий поэт отказывается от романтической любви. В Михайловском он еще раз переосмысливает тему любви в своем творчестве, возвращаясь к ранней лирике, к пониманию любви как внутренней свободы и источника вдохновения. В стихотворениях Михайловского периода Пушкин поднимается намного выше трактовки любви как преходящей, земной страсти.
    В стихотворениях Пушкина любовь становится идеальным, вечным чувством. Она приобретает оттенок жертвенности и рыцарства. В стихотворении “Я вас любил…” поэт провозглашает бескорыстную любовь:
    Я вас любил: любовь еще, быть может,
    В душе моей угасла не совсем;
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Я вас любил безмолвно, безнадежно,
    То робостью, то ревностью томим;
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Это одно из самых загадочных и проникновенных произведений пушкинской лирики. Загадочность этих строк &#151 в их простоте, безыскусности, но в тоже время в емкости и глубине выраженного чувства. Любить, пусть безответно, в понимании Пушкина, &#151 уже само по себе великое счастье. Огромную роль играет трехкратное повторение “я вас любил…”, а также повторы однотипных словесных конструкций: “безмолвно, безнадежно”, “так искренно, так нежно”. Эти повторы придают поэтическому монологу элегическое настроение. Последняя строка звучит как бы на выдохе, &#151 как страстное и прощальное пожелание.
    В стихотворении “На холмах Грузии…” лирический герой тоскует по своей возлюбленной, но печаль его “светла”, потому что она полна любовью. Такая любовь для Пушкина и есть долгожданное умиротворение и успокоение.
    Унынья моего
    Ничто не мучит, не тревожит,
    И сердце вновь горит и любит &#151 оттого,
    Что не любить оно не может.
    Великий русский поэт показал, что любовь &#151 это источник внутренней свободы и гармонии, источник творческого вдохновения. В стихотворении “Я помню чудное мгновенье…”, посвященной Анне Петровне Керн, Пушкин рисует идеальный, небесный образ любви. Этот образ чужд всему земному. В стихотворении нет ни одной конкретной черты возлюбленной лирического героя. Перед нами образ чистого, идеального проявления красоты. Только его явление способно рождать в душе поэта высокие чувства и вдохновение:
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье.
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    Мы видим, что тема любви в лирике Пушкина в разные периоды его творчества раскрывается им по-разному. В лицейский период &#151 это легкое, несерьезное чувство, одно из наслаждений жизни. В петербургский период любовь связана с патриотическими стремлениями поэта: это любовь к Родине. В период южной ссылки Пушкин изображает любовь как романтическую, опустошающую cтpacть. И только в Михайловском Пушкин приходит к пониманию любви как высшей ценности человека. Любовь теперь связана у него с внутренней свободой, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства.
    Пушкинские традиции темы любви были унаследованы другими русскими поэтами. Соединение любви с гражданскими и патриотическими чувствами, сравнение возлюбленной с Родиной свойственно патриотической лирике Некрасова. “Как женщину, ты родину любил”, &#151 говорит он в стихотворении “Памяти Добролюбова”. Также это свойственно Блоку (“Россия”) и Маяковскому (“Письмо Татьяне Яковлевой”). Романтическая любовная лирика Пушкина явилась во многом основополагающей для творчества Лермонтова. Созданная же Пушкиным в последний период творчества философия самозабвенной любви будет творчески развита не только поэтами, но и прозаиками Гончаровым, Тургеневым, Толстым.

    Пушкин А. С.

    “Поэт гармонии, согласия и счастья” На вопросы журнала “Костер” отвечает Юрий ПРОЗОРОВ &#151 директор Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской Академии наук
    Стихи
    Биография А. С. Пушкина
    Статья о жизни А. С. Пушкина в Петербурге “Демутов трактир”
    Случаи из жизни лицеистов
    Анна Керн. “Когда великие были маленькими”

    Сказки

    А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке
    А. С. Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде
    А. С. Пушкин. Сказка о золотом петушке
    А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

    Сочинения

    Тема любви в лирике А. Пушкина. Сочинение
    Тема дружбы в творчестве А. Пушкина. Сочинение
    Русская природа в лирике А. Пушкина. Сочинение
    А. С. Пушкин о роли и назначении поэта и поэзии. Сочинение
    Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина Сочинение
    Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Сочинение
    В чем сложность и противоречивость характера Онегина? Сочинение. Вариант 1
    В чем сложность и противоречивость характера Онегина? Сочинение. Вариант 2
    Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” &#151 “энциклопедия русской жизни”. Сочинение
    Онегин и Ленский. Сочинение
    Онегин и Татьяна. Сочинение
    Онегин и Чацкий &#151 разные люди одной эпохи. Сочинение. Вариант 1
    Онегин и Чацкий &#151 разные люди одной эпохи. Сочинение. Вариант 2
    “…Я так люблю Татьяну милую мою” Сочинение
    “Татьяна русская душою…” Сочинение
    Статья о поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”
    По роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Материалы к сочинению
    Где живет Черномор?
    “Летучие черты…” Портреты А. С. Пушкина
    О высоком назначении поэта и поэзии в лирике Пушкина
    Тема любви в лирике А. Пушкина (2)
    Тема дружбы в лирике Пушкина (2)
    “Евгений Онегин” &#151 “энциклопедия русской жизни” (2)
    Художественное своеобразие пушкинского романа в стихах
    “Татьяны милый идеал”
    “Лишний человек” Онегин
    Береги честь смолоду (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”)
    Народ и власть (По трагедии А. С. Пушкина “Борис Годунов”)
    Мой первый друг… Статья о Пущине

  5. Я помню чудное мгновенье,
    Передо мной явилась ты…
    А. С. Пушкин
    Окружи счастием душу достойную.
    М. Ю. Лермонтов
    Способность любить, может быть, самая главная способность, данная человеку Природой. Мне кажется, это мнение разделяли талантливые поэты всех времен. Вспом­ним сонеты Петрарки и Шекспира, любовную лирику Мицкевича, Байрона, Пушки­на, Лермонтова.
    Великие русские поэты, хотя их разделяет всего пятнадцать лет, жили в разное время. Гений Пушкина развивался в период общественного подъема, предшествовав­шего восстанию декабристов. Отсюда светлое мироощущение поэта, вера в жизнь и в людей. Лермонтов как человек и поэт формировался после поражения декабристов. Чувство разочарования, тоски, одиночества, презрение к «угрюмой толпе» своих со­временников — основные мотивы его лирики. Но поразительно, что для обоих поэтов любовь — чувство одинаково светлое, чистое, возвышающее душу. Конечно, у Пуш­кина это чувство окрашено в более светлые, радостные тона, оно не противоречит окружающему миру, у Лермонтова любовь печальна, иногда даже трагична, ей нет места в бездушном обществе:
    Любить…. Но кого же? … на время — не стоит труда,
    А вечно любить невозможно.
    Любовь (так думают оба поэта) — чувство бескорыстное. Героиня их любовной лирики — идеальное, «небесное созданье», неподвластное земным заботам и обидам. Помню, как меня, влюбленную в пушкинское «Я помню чудное мгновенье», разоча­ровал портрет А. П. Керн. Да, молода! Да, хороша собой! Но не «гений чистой красо­ты», а обыкновенная женщина. Обаятельная, милая, но… земная. Снова перечиты­ваю неповторимы пушкинские строки: «чудное мгновенье», «мимолетное виденье», «упоенье», «вдохновенье», «пробужденье». Как счастливо найдено это мягкое, нежное «нье»! Слова переливаются, поют в моей душе. Перед мысленным взором возникает лучезарное лицо. Это лик рафаэлевской мадонны, воплощенная святость и чистота. В ней нет ничего привычного, земного. «Гений чистой красоты» — иначе не скажешь.
    Вот почему меня, плененную пушкинскими стихами, разочаровал портрет красавицы Керн. Нет, героиню таких стихов, как «Я помню чудное мгновенье», «Красавица», «Мадонна», невозможно представить себе обыкновенной земной женщиной, пусть даже прекрасной!
    «Я вас любил» — незабываемое признание в прекрасной, бескорыстной любви, на какую способен только человек великой души:
    Я вас любил так искренне, так нежно,
    Как дай вам Бог любимой быть другим.
    Может ли любящий испытывать чувство, более высокое и бескорыстное, чем это? А какая светлая печаль охватывает при чтении таких жемчужин пушкинской лири­ки, как «Погасло дневное светило…», «На холмах Грузии…», «Для берегов отчизны дальней»! Рядом с ними я могу поставить прекрасную лермонтовскую «Молитву», потому что, как мне кажется, невозможно более благоговейно и трогательно, чем это сделал Лермонтов, сказать о любви.
    Окружи счастием душу достойную,
    Дай ей сопутников, полных внимания,
    Молодость светлую, старость покойную,
    Сердцу незлобному мир упования.
    Как и у Пушкина, в «Молитве» — полное самоотречение ради счастья любимой. В каждой строке дышит такая благоговейная любовь, что непроизвольно проникаешься великим чувством поэта.
    «Молитва» поражает искренностью. Она звучит как жаркая, сбивчивая мольба израненного сердца. Но есть строка, которая безусловно является кульминационной. Это очень простая антитеза: «теплой заступницей мира холодного». За этими словами — весь жизненный опыт Лермонтова-поэта. Его лирический герой ищет в холодном, враждебном мире теплую заступницу для прекрасной души своей любимой. Слова эти не случайные, а итоговые. Идеальная возлюбленная — очень дорогой автору образ, противопоставленный бездушному окружению.
    Вспомним и другую героиню, «мечты его (поэта) созданье, с глазами, полными лазурного огня, с улыбкой розовой, как молодого дня за рощей первое сиянье» из сти­хотворения «1 января» — беспощадной сатиры, обличающей лицемерие светского об­щества, его «приличьем стянутые маски». Такая антитеза — высокая любовь, непо­рочная возлюбленная и окружающий ее холодный, чуждый мир — делает лучшие произведения любовной лирики Лермонтова трагическими.
    Тот же мотив слышится и в известном стихотворении «Они любили друг друга так долго и нежно…» Гармония любящих сердец в холодном мире невозможна: влюб­ленные опасаются открытости, искренности, боятся фальши. Отсюда внешне насмеш­ливые, ироничные, но исполненные внутреннего трагизма обращения к женщине в стихотворениях «Завещание», «Валерик». Но часто юношеская мечта о счастье по­беждает, и тогда рождаются такие прекрасные, светлые стихи, как «Из-под таинствен­ной холодной полумаски», «На светские цепи…», «К портрету» и другие, сближа­ющие двух самых великих поэтов России, читая которых, мы учимся любить самоот­верженно и преданно, воспитываем в себе Человека.

  6. М. Ю. Лермонтов — ярчайший представитель русской романтической литературы. В его творчестве отразилась реальность — но сквозь призму отречения, неприятия, как это характерно для представителей романтизма.
    Тема любви является одной из самых главных в твор­честве Лермонтова. Но как не похожа она на ту любовь, которую читатель привык видеть в стихотворениях Пуш­кина! Порожденное современной ему гнетущей эпохой чувство страдания, отчуждения, неприятия реального, обыденного наложило свой отпечаток и на любовную ли­рику поэта. В стихотворении «Сон» автор говорит о «ре­бенке», сидящем у ног девы, прекрасной, «как последний сон” Души, на небо призванной»:
    …рано начал он любить,
    Во цвете лет, с привязчивой душой,
    Зачем ты здесь, страдалец молодой?
    В этих строках звучит вся тоска, все страдание чувст­вительного сердца поэта, освященного — и поражен­ного — возвышенной, неземной любовью. Куда проще было бы утешиться мимолетными увлечениями, как принято в окружающем его обществе! Но, обращаясь к люби­мой женщине во «фронтовом письме» — стихотворении «Валерик», — Лермонтов говорит:
    В наш век все чувства лишь на срок;
    Но я вас помню — да и точно,
    Я вас никак забыть не мог!
    О, как же просто жить, не страдая, не мучаясь, не любя! Но поэт-романтик выбирает боль и терзания, воз­вышающие его над обыденностью, вместо обманчивых сиюминутных радостей:
    И к мысли этой я привык,
    Мой крест несу я без роптанья. ( «Валерик» )
    Страдание — привычное состояние души Лермонтова, и не могло быть оно иным у тонко чувствующего, жи­вущего в поисках идеала (и неминуемо разочаровываю­щегося) молодого поэта. И в устах его звучат слова, про­изнести которые пристало бы седовласому старцу, а не полному сил молодому мужчине:
    Уж не жду от жизни ничего я,
    И не жаль мне прошлого ничуть;
    Я ищу свободы и покоя!
    Я б хотел забыться и заснуть!
    («Выхожу один я на дорогу…»)
    Измученный своими чаяниями, обманутыми надежда­ми, разочарованиями, Лермонтов ищет успокоения в не­земном сне, но не в холодном сне могилы, а таком:
    Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
    Про любовь мне сладкий голос пел…
    («Выхожу один я на дорогу…»)
    Не найдя того, что он искал на земле, в реальности, Лермонтов согласен искать идеал любви в мечтах, в за­предельных, таинственных мирах, — но только не подме­нять свою прекрасную мечту дешевым ее подобием!
    Таким образом, любовь Лермонтова — жгучая любовь-страдание, любовь-боль, любовь-мечта. Она парит где-то в недосягаемых высотах, не касаясь бренного мира, от которого отрекается романтик. Его можно не понимать, называть, как и современники, странным в его пережива­ниях, но нельзя не восхищаться глубиной его чувства, ко­торое он ценил превыше всего. Ведь именно оно дало миру такого Лермонтова, которым зачитываются по сей день.

  7. 7
    Текст добавил: ДеВуШкА ДьЯвОлА

    ЛЕРМОНТОВ И ПУШКИН

    Наверное, трудно назвать писателя, который внес в развитие отечественной литературы боль­ший вклад, чем А. С. Пушкин и М. Ю. Лермон­тов. У каждого из этих великих поэтов, свой стиль, свое видение мира. Но поэзия их уже на протяжении долгого времени продолжает вызы­вать восхищение и преклонение перед неповто­римым поэтическим талантом, невероятным да­ром художественного слова, перед силой чувства и возвышенностью мыслей.
    Главное, что объединяет двух великих гениев художественного слова, это сознание собственно­го высокого предназначения, своего долга перед человечеством.
    Как для Пушкина, так и для Лермонтова по­эзия — это не просто способ выражения собствен­ных чувств и настроений. Это средство для про­буждения умов и душ народа, это оружие битвы за свободу, независимость и счастье, это факел, зажигающий огонь в благородных сердцах и выс­ветляющий пороки недостойных и пустых душ.
    Хочу воспеть Свободу миру,
    На тронах поразить порок, — писал А. С. Пушкин. Он был готов всего себя по­святить делу свободы и до последней минуты слу­жил народу. Ради свободы народа М. Ю. Лермон­тов также готов был пожертвовать своим соб­ственным счастьем и даже жизнью:
    За дело общее, быть может, я паду Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу…
    Поэт несет людям свое вещее, пророческое слово. Он является для народа путеводной звез­дой, освещающей путь, возрождает надежду и веру в будущее, поднимает на битву и сам, с по­мощью своего меткого слова разит врага:
    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей, — такова, по убеждению Пушкина, основная задача каждого поэта, который, подобно эху, должен чут­ко откликаться на все события жизни, пробуждать людей к действию, быть грозным оружием.
    С оружием, с кинжалом сравнивает поэтиче­ское слово и Лермонтов. Твердым и несгибаемым, упорно стремящимся к высокой цели должен быть каждый поэт — эту уверенность оба автора пронес­ли через всю свою жизнь, через все свое творче­ство. «Но ты останься тверд, спокоен и уг­рюм», — обращался к поэту А. С. Пушкин. «Да, я не изменюсь, и буду тверд душой», — словно отве­чая великому предшественнику, обещал М. Ю. Лер­монтов. По мнению обоих авторов, творчеству чужда корысть. Поэт должен творить, «не требуя наград за подвиг благородный», убежден Пушкин. Голос поэта, продолжает мысль Лермонтов, должен зву­чать «как колокол на башне вечевой во дни тор­жеств и бед народных».
    Наделенные пылким сердцем, охваченные по­стоянным стремлением к свободе, оба поэта были нетерпимы к пассивности, равнодушию народа. Пушкин обрушивался с гневными обвинениями на толпу, которая не умеет ценить красоту, посте­пенно утрачивает духовность, не умеет и не хочет жить настоящей полноценной жизнью.
    Молчи, бессмысленный народ,
    Поденщик, раб нужды, забот!
    Несносен мне твой ропот дерзкий,
    Ты червь земли, не сын небес…
    Бездеятельность и бездуховность народа, жи­вущего без цели и без мечты, вызывали возмуще­ние и у Лермонтова. В своей «Думе» он упрекает современников за душевный холод, за отсутствие твердых убеждений, за неспособность к действию, за творческое бесплодие. Он сравнивает молодое поколение с «тощим плодом», «до времени созре­лым», который висит меж цветов, не радуя «ни вкуса», «ни глаз».
    В их жизни нет ни радостей, ни стремлений, ни увлечений. Они проживают свою короткую жизнь, не оставив ни «шума», ни «следа».
    Жизнь и творчество обоих поэтов пришлись на период великих преобразований в России. Оба они были свидетелями восстания декабристов и его трагических последствий. Крах декабрист­ских идеалов вызвал разочарование в душах мно­гих людей. Повлиял он и на лирику, в которой все чаще стали появляться мотивы одиночества и отверженности обществом. «Холодная толпа взирает на поэта, как на заезжего фигляра», — говорит Пушкин. Но если Александр Сергеевич приходит к такому разочарованию в понимании людьми назначения поэта только к концу своей жизни, то Михаил Юрьевич Лермонтов с самого начала сознавал себя «изгнанником».
    Один среди людского шума Возрос под сенью чуждой я.
    И гордо творческая дума На сердце зрела у меня, — писал он в 1830 году. Эти же мысли он пронес через все свое творчество, признавшись в конце пути:
    Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья, — В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
    А. С. Пушкин видел несправедливость совре­менной ему жизни, косность и фальшивость ок­ружающего общества, пассивность и равнодушие масс. Но при всем при этом он сохранял светлую веру в народ и в его будущее. Он верил также в силу своего поэтического слова, утверждая, что при жизни возвел себе своими стихами «памят­ник нерукотворный». В лирике Лермонтова нет подобной уверенности. На смену жизнеутверж­дающей, светлой поэзии Пушкина приходят скорбь и одиночество лермонтовских стихов. Он глубоко страдал от невозможности быть понятым современниками. Не было у него уверенности и в том, что его по достоинству оценят потомки:
    Гляжу на будущность с боязнью,
    Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью,
    Ищу кругом души родной…
    Великий голос Пушкина трагически оборвал­ся в 1837 году. И его молодой соотечественник не мог остаться равнодушным к этой трагедии. Лер­монтов написал свое знаменитое стихотворение «Смерть поэта», в котором выразил любовь к ве­ликому поэту и ненависть к его подлым убийцам, глубокую скорбь и пламенный гнев, восхищение гением и презрение к палачам. Для него Пушкин — идеал поэта и человека, увенчанный при жиз­ни «торжественным венком» славы. Это «дивный гении» с «чудной силой» таланта и «чудесными песнями». Но, вступив «в этот свет завистливый и душный для сердца вольного и пламенных стра­стей», поэт, по мнению автора, сразу же обрек себя на гибель. «Свободный, смелый» поэтичес­кий дар Александра Сергеевича Пушкина восхи­щал Лермонтова. Он восторженно относится к поэту и глубоко скорбит в связи с его гибелью. При этом он бросает гневное обвинение в лицо «жадной толпы, стоящей у трона». Он бичует «свет завистливый и душный», «свободы пала­чей»:
    А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов!
    Таитесь вы под сению закона,
    Пред вами суд и правда — все молчи!..
    Но есть и Божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет…
    Автор обещает, что смерть великого гения бу­дет отомщена:
    И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!
    Этим стихотворением М. Ю. Лермонтов зая­вил о себе не только как о поэтическом наследни­ке Пушкина, но и как о преемнике его вольнолю­бия. «Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова», — писал А. И. Гер­цен. С этого момента судьба Пушкина стала его судьбой. Продолжив лучшие традиции своего «творческого наставника» в вопросах понимания места поэзии в жизни общества, Лермонтов внес и новое, свое понимание поэзии, утверждая пред­ставление о ней как об остром боевом оружии.

  8. А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов внесли значительный вклад в отечественную литературу, положили начало развитию новых традиций в русской словесности.
    Пушкин и Лермонтов — почти современники. Но формирование пушкинской поэзии происходило в момент подъема общественного самосознания после победы в войне 1812 года. Лермонтов же начал писать после разгрома декабристов, в 30-е годы. “Ничто не может с большей наглядностью свидетельствовать о перемене, происшедшей в умах с 1825 года, чем сравнение Пушкина с Лермонтовым”, — писал А. И. Герцен. Поэтому у двух великих поэтов, живших в разные исторические эпохи, были свои особенности в постановке жизненных вопросов, в том числе и проблемы назначения поэта и поэзии.
    В своих ранних стихотворениях, написанных до декабристского восстания (“Лицинию”, “Вольность”, “Андрей Шенье”), Пушкин видит назначение поэта как вдохновителя идей “вольности святой”, прославляющего “свободу мыслей”, чувств и творчества:
    Хочу воспеть Свободу миру,
    На тронах поразить порок.
    Но после поражения восстания декабристов Пушкин почувствовал себя одиноким и вместе с тем лично ответственным за судьбу народа и Родины. Он переосмысляет свои воззрения на то, какими особыми свойствами должен обладать поэт, чтобы достойно выполнять свое назначение. В стихотворении “Пророк” показано, как посланник Бога преобразует человека, всю его природу, чтобы сделать из него истинного поэта, пророка:
    И он мне грудь рассек мечом,
    И сердце трепетное вынул,
    И угль, пылающий огнем,
    Во грудь отверстую водвинул.
    Но этого недостаточно: только пройдя через мучения и страдания, обретя цель, к которой призывает “Бога глас”, человек становится поэтом-пророком и может нести людям свое вещее слово:
    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.
    По убеждению Пушкина, душу поэта пробуждает глас Бога, который наполняет ее вдохновением, высокими и благородными чувствами. Только тогда поэт становится несравненно выше обычных людей, он ищет уединения, общения с природой. Об этом Пушкин говорит в стихотворении “Поэт”:
    Но лишь божественный глагол
    До слуха чуткого коснется,
    Душа поэта встрепенется,
    Как пробудившийся орел.
    Тоскует он в забавах мира,
    Людской чуждается молвы,
    К ногам народного кумира
    Не клонит гордой головы…
    Стихотворения молодого Пушкина пользовались успехом у читателей. Но после восстания 1825 года отношение к творчеству поэта изменилось. Массовому читателю, запуганному жестокой реакцией, пушкинская поэзия стала чуждой и непонятной. Критики ругали каждое новое произведение великого поэта. Пушкин это глубоко переживал. В стихотворении “Эхо” он сравнивает поэта с эхом, которое чутко откликается на все окружающие звуки жизни, но на его голос никто и ничто не отзывается:
    Ты внемлешь грохоту громов,
    И гласу бури и волов,
    И крику сельских пастухов —
    И шлешь ответ;
    Тебе же нет отзыва… Таков
    И ты, поэт!
    Обида на читателя, чувство непонятости звучит и в стихотворении “Ответ анониму”. Поэта огорчает, что “толпа” видит в нем лишь шута, развлекающего ее:
    Холодная толпа взирает на поэта,
    Как на заезжего фигляра…
    Но тем не менее Пушкин не призывал поэта порвать с читателем, жить в одиночестве. По убеждению Пушкина, поэт не должен поддаваться соблазну восторженных похвал, изменять своим убеждениям, своему высокому предназначению. Об этом он писал в стихотворении “Поэту”:
    Поэт! не дорожи любовию народной.
    Восторженных похвал пройдет минутный шум;
    Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:
    Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
    Пушкин говорит, что поэт должен идти “дорогою свободной”, бескорыстно трудиться, “усовершенствуя плоды любимых дум”, относиться к своему творчеству самым строгим образом, обнародовать такие произведения, которыми он сам остался бы доволен. И тогда его творчество будет благородным подвигом во имя человечества.
    Пушкин в стихотворении “Поэт и толпа” спорит с реакционными обывателями, критикой, называя их “чернью”. Пушкин обрушивается с упреками на “толпу”, которая понимает “пользу” только как материальную выгоду, не умеет ценить красоту:
    Молчи, бессмысленный народ,
    Поденщик, раб нужды, забот!
    Несносен мне твой ропот дерзкий,
    Ты червь земли, не сын небес;
    Тебе бы пользы все — на вес
    Кумир ты ценишь Бельведерский,
    Ты пользы, пользы в нем не зришь.
    Но мрамор сей ведь Бог!..
    Пушкин считает, что поэт должен стоять выше такой толпы, что он рожден “для вдохновенья, для звуков сладких и молитв”, а “не для житейского волненья, не для корысти, не для битв”.
    В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, написанном незадолго до трагической гибели, Пушкин подводит итог своей поэтической деятельности. Он видит свою заслугу перед Россией в том, что его поэзия пробуждала и воспитывала в людях “добрые чувства”, что она всегда была связана с идеалами свободы:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    Великое дело гениального Пушкина продолжал Лермонтов, его достойный преемник. “Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова”, — писал А. И. Герцен.
    В один день стихотворение “Смерть Поэта” сделало Лермонтова знаменитым. Разнообразные чувства, отраженные в этом произведении, волновали душу Лермонтова: любовь к Пушкину, восхищение его гениальным даром, глубокая скорбь о его гибели и ненависть к подлым убийцам. Пушкин — это гений (“…угас, как светоч, дивный гений…”), свободолюбивый, смелый и независимый поэт с “гордой головой”, с “сердцем вольным и пламенными страстями”. А погубили его “жадною толпой стоящие у трона надменные потомки известной подлостью прославленных отцов”, которые направляли пистолет Дантеса:
    Не вы ль сперва так злобно гнали
    Его свободный, смелый дар
    И для потехи раздували
    Чуть затаившийся пожар?
    Это они таятся “под сенью закона”, перед ними “суд и правда — все молчи”. Но Лермонтов грозит им суровым судом небес и потомков: “Есть грозный судия: он ждет…”.
    В стихотворении “Поэт” Лермонтов ратует за возрождение лучших традиций русской поэзии. Он сравнивает поэзию с кинжалом. Когда-то грозное боевое оружие, верно служившее своему господину на поле битвы, кинжал теперь превратился в золотую игрушку, бесславную и безвредную. С такой судьбой сопоставляет Лермонтов и судьбу поэта в современном ему обществе:
    В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье?
    Лермонтов вспоминает прошлое, времена Рылеева и раннего Пушкина, когда поэт был великой силой, которая звала и вдохновляла, указывала цели борьбы:
    Твой стих, как божий дух, носился над толпой
    И, отзыв мыслей благородных,
    Звучал, как колокол на башне вечевой
    Во дни торжеств и бед народных.
    Такого поэта не видит Лермонтов среди своих современников. Новые поэты разобщены с народом, замкнуты в своих личных переживаниях; они пишут исполненные внешней красивости, бессодержательные стихи. В конце стихотворения Лермонтов призывает современников возродить традиции гражданской поэзии, возвращаясь к пушкинскому образу:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк”!
    Иль никогда на голос мщенья
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?
    Лермонтов пишет стихотворение “Памяти А. И. Одоевского”, узнав о его гибели на Кавказе. Самое ценное для Лермонтова в друге — вера в людей и в будущее. Его судьба как поэта и гражданина трагична:
    Из детских рано вырвался одежд
    И сердце бросил в море жизни шумной,
    И свет не пощадил — и Бог не спас!
    И все же Одоевский до конца остался настоящим человеком, поэтом, гражданином:
    Он сохранил и блеск лазурных глаз,
    И звонкий детский смех, и речь живую,
    И веру гордую в людей и жизнь иную.
    Как и Пушкин, Лермонтов обращается в своем стихотворении “Не верь себе” к теме “поэт и толпа”, но с далеко не традиционным подходом. Лермонтов сочувствует “молодому мечтателю”, ценит его способность открывать в своей душе “родник простых и сладких звуков”. Поэт не склонен презрительно отталкиваться от “толпы”, которая предстает здесь не только как безликая масса, но и в скрытых драмах, трагедиях отдельных людей:
    А между тем из них едва ли есть один,
    Тяжелой пыткой не измятый,
    До преждевременных добравшийся морщин
    Без преступленья иль утраты!..
    “Пророк” завершает тему “поэт и общество”. Лермонтовский поэт, наделенный “всевиденьем пророка”, начинает с того, чем пушкинский заканчивает: он идет к людям, но обречен на одиночество.
    Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья:
    В меня все ближние мои
    Бросали бешено каменья.
    Поэт-гражданин вызывает ненависть к себе. Люди относятся к его проповеди любви и правды с озлоблением, они глухи к подлинной поэзии. Это была драма и Грибоедова, и Пушкина, и Лермонтова.
    Пушкин и Лермонтов при всех имеющихся между ними различиями решали вопрос о назначении поэта и его поэзии, исходя из взглядов на поэта как на гражданина, борца за общественное благо, выразителя высоких идеалов и “добрых чувств”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *