Сочинение на тему любви в поэзии серебряного века

16 вариантов

  1. Тема любви в творчестве поэтов серебряного века.                                                                                  Тема любви – одна из ведущих тем в творчестве любого поэта. и это не удивительно. Ведь любовь, какой бы она ни была, – источник жизни и вдохновения, то, что определяет человеческую сущность.
    Сергей Есенин и Владимир Маяковский – два великих мастера слова своего времени. Они как нельзя лучше смогли описать в своих стихах все величие,  красоту, все тонкости такого чувства как любовь.
    “Письмо к женщине” и “Лиличка” уже сотню лет являются литературными памятниками, посвященными любимым женщинам поэтов – Зинаиде Райх и Лилии Брик.
    “Письмо к женщине” было написано Есениным уже после развода с Райх. В начале произведения лирический герой описывает сцену расставания с любимой:
    Вы говорили:
    Нам пора расстаться,
    Что вас измучила
    Моя шальная жизнь…
    Дальнейшая фраза “Любимая! Меня вы не любили” не случайна, потому что любовь является для поэта синонимом доверия, которого не было между супругами. В этих словах нет упрека, есть только оттенок горечи, разочарования.
    Подзаголовок стихотворения “Лиличка” – “Вместо письма”. Между Маяковским и Лилей Брик был бурный роман, и почти все произведения того периода Владимир Владимирович посвящал только ей. Однако, женщина играла чувствами поэта, то приближая, то отдаляя его от себя.
    При чтении “Лилички” больше испытываешь жалость к лирическому герою, нежели радость за него. Уже сама обстановка, с которой начинается стихотворение, напоминает “главу в крученыховском аде”. Поэт вспоминает, как именно здесь, в комнате, где “дым табачный воздух выел”, он “руки ее, исступленный, гладил”.
    Казалось бы, лирический герой испытывает романтическое настроение, уподобляя свою любовь морю, солнцу, таланту. Но после слов “Все равно любовь моя – тяжкая гиря ведь…” становится ясно, что все эти чувства доставляют мучения обоим.
    Лирические герои обоих стихотворений для передачи их состояния души сравниваются с животными: “лошадь, загнанная в мыле” у Есенина и “уставший слон” у Маяковского.
    Герои во многом похожи – оба переживают расставание с любимой женщиной. И ни один из них не держит зла на ту, что нашла счастье в своей жизни. Счастье с другим.
    Дай хоть
    последней нежностью выстелить
    твой уходящий шаг.
    Как молитва звучат последние строчки Маяковского. Получается, что все уже высказанные слова о любви – не что иное, как “сухие листья” – мертвые и ненужные.
    Такими же горькими чувствами наполнены и заключительные строки “Письма к женщине”:
    Простите мне…
    Я знаю: вы не та –
    Живете вы
    С серьезным, умным мужем;
    Что не нужна вам наша маета,
    И сам я вам
    Ни капельки не нужен.
    Жизни Маяковского и Есенина сложились по-разному. Но объединяло их то, что в своем сердцу они хранили образ одной единственной, любимой и неповторимой.

  2. 2
    Текст добавил: Иванов-Петров

    Литература конца XIX и начала XX века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получи­ла название Серебряного века. Определение «Сереб­ряный век» относили к русскому искусству в целом. Однако в литературоведении термин «серебряный век» постепенно закрепился за той частью художест­венной культуры России, которая была связана с но­выми, модернистскими течениями — символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» и футуристической литературой. К этому периоду относится творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, Мая­ковского и других великих художников слова.
    В раннюю пору жизни, как солнце утром, восходит в душе человека любовь. «Только влюбленный имеет право на звание человека»,— с гордой уверенностью говорил молоденькой девушке Лизе Пиленко Алек­сандр Блок в феврале 1908 года. На языке сегодняшнего дня это означает «бесконечную ценность челове­ческой личности». Вне чувства любви нет настоящего высокого человеческого существования. Устами раз­ных поэтов говорится и о могуществе, и о красоте люб­ви, о сопричастности любви всем другим человече­ским порывам и помыслам.
    Первая половина XX века полна событиями, по­трясшими мир. Поэзия «никогда не стояла в стороне от бурь времени» Все социальные потрясения прохо­дили через сердце поэта. Стихи о любви, так же как и гражданская лирика, отражают время, судьбу стра­ны. Вот почему так много тревожных предчувствий, так много горести и боли в этих нежных, интимных стихах поэтов первой половины XX века.
    Многие читатели полагают, что любовная лири­ка — это область частная, узкая, интимная. Какое за­блуждение! Один и тот же поэт может писать и боевые политические стихи, и переполненные любовью и разочарованием элегии.
    Владимир Маяковский — поэт, «революционно мобилизованный и призванный», гневно и страстно взрывает представление о любовной лирике как о чем-то узком, частном. В автобиографии «Я сам» (1922 г.) он упоминает о замысле поэмы «Про это»: « Задумано: о любви. Громадная тема!»…
    В этой теме, и личной
    и мелкой,
    перепетой не раз
    и не пять,
    я кружил поэтической белкой
    и хочу кружиться опять.
    «Эта тема», как и весь наш реальный мир, не может оставаться в своем развитии. Эта тема входит даже в космос, во вселенную. Она огромна, «эта тема».
    Если Марс,
    и на нем хоть один сердцелюдый,
    то и он
    сейчас
    скрипит
    про то ж.
    У многих других русских поэтов любовная лирика не отгорожена от гражданской лирики какой-то глу­хой стеной. Напротив, лирика гражданская и лирика любовная у великих поэтов едина. Надо просто уметь прочитать поэта.
    И у поэтов XIX века, и у поэтов XX века в стихотво­рениях присутствует своеобразная лирическая точка зрения. И чем она индивидуальнее, тем она интерес­нее.
    Мне кажется, что среди лириков XX века, писав­ших о любви, А. Блок еще не превзойден. Его творче­ство составляет важнейшую главу во всей истории русской поэзии. Шедевром любовной лирики являет­ся цикл «Кармен». Он посвящен оперной певице пе­тербургского Театра Музыкальной драмы Л. А. Дельмас-Андреевой, замечательной исполнительнице роли Кармен. Любовь трактуется здесь поэтом как мо­гучая, прекрасная, освобождающая все духовные силы человека страсть. Она так велика, эта страсть, что поэт хочет приравнять ее к служению чему-то неземному, может быть, солнцу, может быть звездам. Возлюбленная — это ведь для поэта «кусочек солн­ца»:
    Я буду петь тебя, я небу
    Твой голос передам!
    Как иерей, свершу я требу
    За твой огонь — звездам!
    Предметом любви в «Стихах о Прекрасной Даме» является Вечная Жена, Дева Радужных Ворот, вопло­щающая собой идеал женской души.
    На следующем этапе творчества поэта — любовь трагическая, лишь воспоминание с чувством горькой утраты:
    Приближается звук. И, покорна щемящему
    звуку
    Молодеет душа.
    И во сне прижимаю к губам твою прежнюю
    руку —
    Не дыша.
    Снится — снова я мальчик, И снова любовник,
    И овраг, и бурьян…
    С изменениями в миросозерцании поэта происхо­дят изменения и в его творчестве. Тема любви эволю­ционирует, отражая весь духовный путь, пройденный поэтом.
    Рядом с Блоком жил и творил К. Брюсов. Но Брю­сов, писавший небольшие лирические стихотворе­ния, был все же эпическим поэтом. Поэтому и в сти­хах о любви он говорит не о себе и своей возлюблен­ной, а о других людях, как это бывает в романе или рассказе. Иногда его темы — это любовь вообще, но любовь, роднящая дух человека «с мировым нача­лом». Не случайно он написал единственное в своем роде стихотворение, которое переводится с латинско­го как «Она понесла во чреве», где воспето и опоэтизи­ровано то, что обычно считается «прозой» любви, скрываемой от всех.
    Ее движенья непроворны,
    Она ступает тяжело,
    Неся сосуд нерукотворный,
    В который небо снизошло.
    Без темы любви невозможно представить поэзию Марины Цветаевой. Всю жизнь она писала о трагизме и величии женской любви в XX веке. То это трагедия «обманутой верности», то жертвенность и рок, то без­выходность драматических конфликтов.
    Любовь (как и всякое большое чувство) Марина Цветаева понимала как действие.
    Любовь! Любовь!
    И в судорогах и в гробе
    Насторожусь — прельщусь — смущусь —
    рванусь…
    Любить — для нее всегда значит мочь! И поэтому когда возлюбленный не отвечает этой бурной энергии души и сердца,— любовь становится поединком, спо­ром, конфликтом, смертью и почти всегда кончается разрывом. Однажды ее муж, Сергей Эфрон, сказал о ней: «Она — голая душа! Даже страшно».
    Невероятная открытость, откровенность — непо­вторимые черты лирики Цветаевой. Героиня убежде­на, что чувствам подвластны и время, и расстояния: Нежней и бесповоротней Никто не глядел вам в след Целую вас — через сотни Разъединяющих лет. В драматическом стихотворении «Рас — стояние: версты, мили…» (1925) — не грусть разлуки, а гнев, ярость, противостояние стихии разрушению челове­ческих связей.
    Любовь может противостоять даже смерти: …Стан упругий
    Единым взмахом из твоих пелен, Смертью выбью! — Верст на тысячу в округе Растоплены снега — и лес спален. Любовь остается в мире, умирает «лишь затем, что­бы, смеясь над тленом, стихом восстать — иль роза­ном расцвесть!» («Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе…», 1920).
    Поэзия Серебряного века оставила нам счастливые и несчастливые человеческие судьбы. Но всегда это судьбы живых людей, сыновей и дочерей своего вре­мени. Произведения, созданные тем или иным по­этом, иногда перешагивают далеко за временные пределы его жизни, остаются в наследство новым поколе­ниям. И уже эти новые поколения перечитывают их строки с благодарностью и считают этих поэтов свои­ми современниками.

  3. Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов)
    На рубеже 19 и 20 веков жизнь России радикально меняется. Это касается всех сторон существования русского человека – и экономической, культурной, и политической…. Происходит острый поворот и в литературе, отличающийся драматизмом и небывалым динамизмом. Особенно быстро развивается в это время русская поэзия.
    Александр Александрович Блок – великий русский поэт, национальная гордость России. С его именем связана целая эпоха в развитии отечественной поэзии. Но как ни модернизируется поэзия в это время, одной из тем, никогда не выпадающих из поля зрения творцов, является тема любви, и она, конечно же, занимает большое место в творчестве Блока.
    В 1898-1904 годах поэт создает первый цикл – «Стихи о Прекрасной Даме». Позднее эти стихи составят первую книгу Блока. Прекрасная Дама – воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Эта ранняя юношеская лирика возникла на основе философских идеалистических учений, в которых утверждалось, что наряду с реальным миром существует и идеальный, к постижению которого и следует стремиться. И лирический герой – весь в ожидании лучшего, неведомых духовных и душевных преобразований. Ясно видно, да и не скрывает это писатель, что он не удовлетворен окружающей его действительностью. Поэт хочет замкнуться в себе, сосредоточиться на своих личных переживаниях:
    Предчувствую Тебя. Годы проходят мимо –
    Все в облике одном предчувствую Тебя.
    Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
    И молча жду, – тоскуя и любя.
    Блок надеется на пришествие «вечной женственности», пока не посещавшей землю.
    Не только тематика, но даже построение и лексика, используемая в стихотворениях, соответствует загадочности и фантастичности изображаемого. Очень часто используются такие слова, как: кто-то, где-то, что-то и т.д. Если руки, то «незримые», если сны, то – «невозможные», шаги -«несуществующие»…. Отвлеченное толкование получали самые реальные предметы: «Пять изгибов сокровенных добрых линий на земле» – это улицы Васильевского острова в Петербурге. Условен и образ самого автора. Это скромный «инок», «покорный раб», смиренный певец Прекрасной Дамы.
    Но, несмотря, на такую отвлеченность «Стихов о Прекрасной Даме», прототипом Героини является самая реальная, земная девушка – Л. Д. Менделеева, дочь великого русского ученого. Она стала впоследствии женой Блока.
    Образный строй стихов весьма метафоричен. Метафоры у Блока играют особую роль. Они используются поэтом не столько для того, чтобы показать внешние особенности изображаемого, сколько для того, чтобы передать всю эмоциональность, переживаемого им, настроение поэта. Стихи весьма образны и наполнены символами. Заря, сон, знак, сумрак, тьма, берег, круг становятся устойчивыми, успешно переходят из одного стихотворения в другое, не теряя своей значимости. Цвета так же имеют огромное значение в поэзии Блока. Так, например, синий цвет – это цвет романтической мечты, красный -тревоги. Иногда, чтобы выделить отдельное слово, имеющее определяющее значение, автор пишет его с большой буквы.
    Отдельное слово, имеющее определяющее значение, автор пишет его с большой буквы.
    Иногда в стихотворениях образ реальной женщины преобладает над образностью, и тогда возникают прекрасные картины, ни в чем не уступающие красивым метафорам:
    Мы встречались с тобой на закате,
    Ты веслом рассекала залив.
    Я любил твое белое платье,
    Утонченность мечты разлюбив.
    Темы и проблемы, поднятые в этом цикле стихов, будут волновать Блока на протяжении всей его жизни.
    К началу 1900х годов начинает видеть весь окружающий его мир в более реальных красках, нежели раньше. Отражается это в цикле стихотворений «Распутья» (1902-1904). Блок действительно на распутье – меняются его прежние идеалы, и поэтому Прекрасная Дама становится более земной, но вместе с тем, и более реальной. Новый облик у лирического героя. Появляются в стихах и новые странные образы: черный человек, красный карлик, бледные девушки, умирающий на цыганском возу бедняк и женщина-самоубийца. Цикл заканчивается смертью героини, которой поклонялся поэт.
    1906-1907 – цикл стихотворений «Снежная маска», посвященный, как и следующий – «Фаина» (1906-1908) -актрисе театра Комиссаржевской Н. Н. Волоховой. Знакомство с ней произвело неизгладимое впечатление на поэта. Чувство влюбленности вызвало новый всплеск вдохновения. Только здесь уже вновь иной образ Дамы – сильной личности, женщина здесь – символ стихийного начала («С неразгаданным именем бога / На холодных и сжатых губах», буйный ветер «в змеиных кудрях»).
    Ненавидя, кляня и любя:
    За мученья, за гибель – я знаю –
    Все равно: принимаю тебя.
    Поэт готов бороться с этой стихийной силой, так как именно в борьбе проявляется жизнь.
    Но лишь любовь к одной женщине – к своей жене – Блок пронес через всю жизнь. Одним из самых замечательных его стихотворений является «О доблестях, о подвигах, о славе…». Оно было написано осенью 1908 года. Героиня милая, нежная, но несчастная, неудовлетворенность терзает ее нестерпимо:
    Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла…
    Стихотворение поражает своей гармоничностью. Его можно поставить в один ряд с пушкинским «Я вас любил…».
    Хоть и потерпела крах юношеская мечта об идеальном мире, поэт во всех своих произведениях не отступается от поисков возвышенного в повседневном.
    А. А. Блок навсегда останется одним из любимейших поэтов огромного количества русских людей.

  4. На рубеже 19 и 20 веков жизнь России радикально меняется. Это касается всех сторон существования русского человека – и экономической, и культурной, и политической… Происходит острый поворот и в литературе, отличающийся драматизмом и небывалым динамизмом. Особенно быстро развивается в это время русская поэзия.
    Александр Александрович Блок – великий русский поэт, национальная гордость России. С его именем связана целая эпоха в развитии отечественной поэзии. Но как ни модернизируется поэзия в это время, одной из тем, никогда не выпадающих из поля зрения творцов, является тема любви. Она, конечно же, занимает большое место и в творчестве Блока.
    В 1898-1904 годах поэт создает свой цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Позднее эти стихи составят первую книгу Блока. Прекрасная Дама – воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты.
    Эта ранняя юношеская лирика возникла на основе философских идеалистических учений, в которых утверждалось, что наряду с реальным миром существует и идеальный, к постижению которого и следует стремиться. И лирический герой – весь в ожидании лучшего, неведомых духовных и душевных преобразований. Ясно видно, да и не скрывает это писатель, что он не удовлетворен окружающей его действительностью. Поэт хочет замкнуться в себе, сосредоточиться на своих личных переживаниях:
    Предчувствую Тебя. Годы проходят мимо –
    Все в облике одном предчувствую Тебя.
    Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
    И молча жду, – тоскуя и любя.
    Блок надеется на пришествие «вечной женственности», пока не посещавшей землю.
    Не только тематика, но даже построение и лексика, используемая в стихотворениях, соответствует загадочности и фантастичности изображаемого. Очень часто используются такие слова, как: кто-то, где-то, что-то и т.д. Если руки, то «незримые», если сны, то – «невозможные», шаги – «несуществующие».
    Отвлеченное толкование получали самые реальные предметы. Так, «Пять изгибов сокровенных добрых линий на земле» – это улицы Васильевского острова в Петербурге. Условен и образ самого лирического героя. Это скромный «инок», «покорный раб», смиренный певец Прекрасной Дамы.
    Но, несмотря на такую отвлеченность «Стихов о Прекрасной Даме», прототипом Героини является самая реальная, земная девушка – Л. Д. Менделеева, дочь великого русского ученого. Она стала впоследствии женой Блока.
    Образный строй стихов весьма метафоричен. Метафоры у Блока играют особую роль. Они используются поэтом не столько для того, чтобы показать внешние особенности изображаемого, сколько для того, чтобы передать всю эмоциональность, переживаемого им, настроение поэта. Стихи весьма образны и наполнены символами. Заря, сон, знак, сумрак, тьма, берег, круг становятся устойчивыми, успешно переходят из одного стихотворения в другое, не теряя своей значимости.
    Цвета так же имеют огромное значение в поэзии Блока. Так, например, синий цвет – это цвет романтической мечты, красный – тревоги. Иногда, чтобы выделить отдельное слово, имеющее определяющее значение, автор пишет его с большой буквы.
    Иногда в стихотворениях образ реальной женщины преобладает над образностью, и тогда возникают прекрасные картины, ни в чем не уступающие красивым метафорам:
    Мы встречались с тобой на закате,
    Ты веслом рассекала залив.
    Я любил твое белое платье,
    Утонченность мечты разлюбив.
    Темы и проблемы, поднятые в этом цикле стихов, будут волновать Блока на протяжении всей его жизни.
    К началу 1900-х годов поэт начинает видеть весь окружающий его мир в более реальных красках, нежели раньше. Отражается это в цикле стихотворений «Распутья» (1902-1904). Блок действительно на распутье – меняются его прежние идеалы, и поэтому Прекрасная Дама становится более земной, но, вместе с тем, и более реальной. Новый облик преобретает лирический герой. Появляются в стихах и новые странные образы: черный человек, красный карлик, бледные девушки, умирающий на цыганском возу бедняк и женщина-самоубийца. Цикл заканчивается смертью героини, которой поклонялся поэт.
    1906-1907 – цикл стихотворений «Снежная маска», посвященный, как и следующий – «Фаина» (1906-1908) – актрисе театра Комиссаржевской Н. Н. Волоховой. Знакомство с ней произвело неизгладимое впечатление на поэта. Чувство влюбленности вызвало новый всплеск вдохновения. Только здесь уже вновь иной образ Дамы – сильной личности. Женщина здесь – символ стихийного начала («С неразгаданным именем бога / На холодных и сжатых губах», буйный ветер «в змеиных кудрях»):
    Ненавидя, кляня и любя:
    За мученья, за гибель – я знаю –
    Все равно: принимаю тебя.
    Поэт готов бороться с этой стихийной силой, так как именно в борьбе проявляется жизнь.
    Но лишь любовь к одной женщине – к своей жене – Блок пронес через всю жизнь. Одним из самых замечательных его стихотворений является «О доблестях, о подвигах, о славе…». Оно было написано осенью 1908 года. Героиня милая, нежная, но несчастная, неудовлетворенность терзает ее нестерпимо:
    Ты в синий плащ печально завернулась,
    В сырую ночь ты из дому ушла…
    Стихотворение поражает своей гармоничностью. Его можно поставить в один ряд с пушкинским «Я вас любил…».
    Терерь, хоть и потерпела крах юношеская мечта об идеальном мире, поэт во всех своих произведениях не отступается от поисков возвышенного в повседневном.

  5. Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов) На рубеже 19 и 20 веков жизнь России радикально меняется. Это касается всех сторон существования русского человека — и экономической, культурной, и политической. Происходит острый поворот и в литературе, отличающийся драматизмом и небывалым динамизмом. Особенно быстро развивается в это время русская поэзия. Александр Александрович Блок — великий русский поэт, национальная гордость России.
    С его именем связана целая эпоха в развитии отечественной поэзии. Но как ни модернизируется поэзия в это время, одной из тем, никогда не выпадающих из поля зрения творцов, является тема любви, и она, конечно же, занимает большое место в творчестве Блока. В 1898-1904 годах поэт создает первый цикл — «Стихи о Прекрасной Даме». Позднее эти стихи составят первую книгу Блока. Прекрасная Дама — воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Эта ранняя юношеская лирика возникла на основе философских идеалистических учений, в которых утверждалось, что наряду с реальным миром существует и идеальный, к постижению которого и следует стремиться. И лирический герой — весь в ожидании лучшего, неведомых духовных и душевных преобразований. Ясно видно, да и не скрывает это писатель, что он не удовлетворен окружающей его действительностью. Поэт хочет замкнуться в себе, сосредоточиться на своих личных переживаниях: Предчувствую Тебя. Годы проходят мимо — Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду, — тоскуя и любя. Блок надеется на пришествие «вечной женственности», пока не посещавшей землю. Не только тематика, но даже построение и лексика, используемая в стихотворениях, соответствует загадочности и фантастичности изображаемого. Очень часто используются такие слова, как: кто-то, где-то, что-то и т. д. Если руки, то «незримые», если сны, то — «невозможные», шаги -«несуществующие». Отвлеченное толкование получали самые реальные предметы: «Пять изгибов сокровенных добрых линий на земле» — это улицы Васильевского острова в Петербурге.
    Условен и образ самого автора. Это скромный «инок», «покорный раб», смиренный певец Прекрасной Дамы. Но, несмотря, на такую отвлеченность «Стихов о Прекрасной Даме», прототипом Героини является самая реальная, земная девушка — Л. Д. Менделеева, дочь великого русского ученого. Она стала впоследствии женой Блока. Образный строй стихов весьма метафоричен. Метафоры у Блока играют особую роль. Они используются поэтом не столько для того, чтобы показать внешние особенности изображаемого, сколько для того, чтобы передать всю эмоциональность, переживаемого им, настроение поэта. Стихи весьма образны и наполнены символами. Заря, сон, знак, сумрак, тьма, берег, круг… становятся устойчивыми, успешно переходят из одного стихотворения в другое, не теряя своей значимости. Цвета так же имеют огромное значение в поэзии Блока. Так, например, синий цвет — это цвет романтической мечты, красный — тревоги. Иногда, чтобы выделить отдельное слово, имеющее определяющее значение, автор пишет его с большой буквы. Иногда в стихотворениях образ реальной женщины преобладает над образностью, и тогда возникают прекрасные картины, ни в чем не уступающие красивым метафорам: Мы встречались с тобой на закате, Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье, Утонченность мечты разлюбив. Темы и проблемы, поднятые в этом цикле стихов, будут волновать Блока на протяжении всей его жизни.
    К началу 1900х годов начинает видеть весь окружающий его мир в более реальных красках, нежели раньше. Отражается это в цикле стихотворений «Распутья» (1902-1904). Блок действительно на распутье — меняются его прежние идеалы, и поэтому Прекрасная Дама становится более земной, но вместе с тем, и более реальной. Новый облик у лирического героя. Появляются в стихах и новые странные образы: черный человек, красный карлик, бледные девушки, умирающий на цыганском возу бедняк и женщина-самоубийца. Цикл заканчивается смертью героини, которой поклонялся поэт. 1906-1907 — цикл стихотворений «Снежная маска», посвященный, как и следующий — «Фаина» (1906-1908) — актрисе театра Комиссаржевской Н. Н. Волоховой. Знакомство с ней произвело неизгладимое впечатление на поэта. Чувство влюбленности вызвало новый всплеск вдохновения. Только здесь уже вновь иной образ Дамы — сильной личности, женщина здесь — символ стихийного начала («С неразгаданным именем бога / На холодных и сжатых губах», буйный ветер «в змеиных кудрях»). Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель — я знаю — Все равно: принимаю тебя. Поэт готов бороться с этой стихийной силой, так как именно в борьбе проявляется жизнь. Но лишь любовь к одной женщине — к своей жене — Блок пронес через всю жизнь.
    Одним из самых замечательных его стихотворений является «О доблестях, о подвигах, о славе. «. Оно было написано осенью 1908 года. Героиня милая, нежная, но несчастная, неудовлетворенность терзает ее нестерпимо: Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла. Стихотворение поражает своей гармоничностью. Его можно поставить в один ряд с пушкинским «Я вас любил. «. Хоть и потерпела крах юношеская мечта об идеальном мире, поэт во всех своих произведениях не отступается от поисков возвышенного в повседневном. А. А. Блок навсегда останется одним из любимейших поэтов огромного количества русских людей.

  6. На рубеже 19 и 20 веков жизнь России радикально меняется. Это касается всех сторон существования русского человека – и экономической, и культурной, и политической… Происходит острый поворот и в литературе, отличающийся драматизмом и небывалым динамизмом. Особенно быстро развивается в это время русская поэзия.
    Александр Александрович Блок – великий русский поэт, национальная гордость России. С его именем связана целая эпоха в развитии отечественной поэзии. Но как ни модернизируется поэзия в это время, одной из тем, никогда не выпадающих из поля зрения творцов, является тема любви. Она, конечно же, занимает большое место и в творчестве Блока.
    В 1898-1904 годах поэт создает свой цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Позднее эти стихи составят первую книгу Блока. Прекрасная Дама – воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты.
    Эта ранняя юношеская лирика возникла на основе философских идеалистических учений, в которых утверждалось, что наряду с реальным миром существует и идеальный, к постижению которого и следует стремиться. И лирический герой – весь в ожидании лучшего, неведомых духовных и душевных преобразований. Ясно видно, да и не скрывает это писатель, что он не удовлетворен окружающей его действительностью. Поэт хочет замкнуться в себе, сосредоточиться на своих личных переживаниях:
    Предчувствую Тебя. Годы проходят мимо –
    Все в облике одном предчувствую Тебя.
    Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
    И молча жду, – тоскуя и любя.
    Блок надеется на пришествие «вечной женственности», пока не посещавшей землю.
    Не только тематика, но даже построение и лексика, используемая в стихотворениях, соответствует загадочности и фантастичности изображаемого. Очень часто используются такие слова, как: кто-то, где-то, что-то и т.д. Если руки, то «незримые», если сны, то – «невозможные», шаги – «несуществующие».
    Отвлеченное толкование получали самые реальные предметы. Так, «Пять изгибов сокровенных добрых линий на земле» – это улицы Васильевского острова в Петербурге. Условен и образ самого лирического героя. Это скромный «инок», «покорный раб», смиренный певец Прекрасной Дамы.
    Но, несмотря на такую отвлеченность «Стихов о Прекрасной Даме», прототипом Героини является самая реальная, земная девушка – Л. Д. Менделеева, дочь великого русского ученого. Она стала впоследствии женой Блока.
    Образный строй стихов весьма метафоричен. Метафоры у Блока играют особую роль. Они используются поэтом не столько для того, чтобы показать внешние особенности изображаемого, сколько для того, чтобы передать всю эмоциональность, переживаемого им, настроение поэта. Стихи весьма образны и наполнены символами. Заря, сон, знак, сумрак, тьма, берег, круг становятся устойчивыми, успешно переходят из одного стихотворения в другое, не теряя своей значимости.
    Цвета так же имеют огромное значение в поэзии Блока. Так, например, синий цвет – это цвет романтической мечты, красный – тревоги. Иногда, чтобы выделить отдельное слово, имеющее определяющее значение, автор пишет его с большой буквы.
    Иногда в стихотворениях образ реальной женщины преобладает над образностью, и тогда возникают прекрасные картины, ни в чем не уступающие красивым метафорам:
    Мы встречались с тобой на закате,
    Ты веслом рассекала залив.
    Я любил твое белое платье,
    Утонченность мечты разлюбив.
    Темы и проблемы, поднятые в этом цикле стихов, будут волновать Блока на протяжении всей его жизни.
    К началу 1900-х годов поэт начинает видеть весь окружающий его мир в более реальных красках, нежели раньше. Отражается это в цикле стихотворений «Распутья» (1902-1904). Блок действительно на распутье – меняются его прежние идеалы, и поэтому Прекрасная Дама становится более земной, но, вместе с тем, и более реальной. Новый облик преобретает лирический герой. Появляются в стихах и новые странные образы: черный человек, красный карлик, бледные девушки, умирающий на цыганском возу бедняк и женщина-самоубийца. Цикл заканчивается смертью героини, которой поклонялся поэт.
    1906-1907 – цикл стихотворений «Снежная маска», посвященный, как и следующий – «Фаина» (1906-1908) – актрисе театра Комиссаржевской Н. Н. Волоховой. Знакомство с ней произвело неизгладимое впечатление на поэта. Чувство влюбленности вызвало новый всплеск вдохновения. Только здесь уже вновь иной образ Дамы – сильной личности. Женщина здесь – символ стихийного начала («С неразгаданным именем бога / На холодных и сжатых губах», буйный ветер «в змеиных кудрях»):
    Ненавидя, кляня и любя:
    За мученья, за гибель – я знаю –
    Все равно: принимаю тебя.
    Поэт готов бороться с этой стихийной силой, так как именно в борьбе проявляется жизнь.
    Но лишь любовь к одной женщине – к своей жене – Блок пронес через всю жизнь. Одним из самых замечательных его стихотворений является «О доблестях, о подвигах, о славе…». Оно было написано осенью 1908 года. Героиня милая, нежная, но несчастная, неудовлетворенность терзает ее нестерпимо:
    Ты в синий плащ печально завернулась,
    В сырую ночь ты из дому ушла…
    Стихотворение поражает своей гармоничностью. Его можно поставить в один ряд с пушкинским «Я вас любил…».
    Терерь, хоть и потерпела крах юношеская мечта об идеальном мире, поэт во всех своих произведениях не отступается от поисков возвышенного в повседневном.

  7. Серебряный век внёс большой вклад в развитие литературы XX столетия, подарив творцов, которые открыли новую страницу в поэзии, сломали традиции стихотворного творчества, создали совершенно новые направления. Но в тоже время, такие поэты, как Блок, Ахматова, Есенин, ещё раз показали красоту классического русского стиха.
    Из вышеперечисленных поэтов больше всех я люблю Блока. Его стихи поражают меня своей глубиной и символичностью. Особенно мне нравятся стихи Блока о любви. Любовь – определяющая тема в творчестве великого русского поэта. От первого цикла «Стихи о Прекрасной Даме» до «Кармен» проносит Блок сложное и противоречивое чувство любви. Нельзя определить его однозначно, так как с течением времени оно изменялось.
    Первую книгу поэт создал под сильным влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекали представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности – красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дает имя – Прекрасная Дама.
    Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» пронизан искренним чувством любви. Но в чем его особенность? Несмотря на то, что в основе цикла лежит автобиографический факт, (роман поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой) необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ:
    Недоступна в Своем терему.
    Я примчуся вечерней порою,
    В упоеньи мечту обниму…
    Герой любит Прекрасную Даму не как мужчина любит женщину, а как человек любит и преклоняется перед чем-то ему недоступным, прекрасным и великим. Эту любовь можно назвать божественной. В ней нет ни капли пошлости и приземленности. Характерным произведением этого цикла можно считать стихотворение «Предчувствую Тебя».
    Изменение темы любви мы наблюдаем в цикле «Снежная маска», посвященном актрисе Наталье Николаевне Волоховой. Прекрасная Дама здесь превращается в Снежную Деву, и, следовательно, изменяется чувство героя к ней. Теперь это не обожествляющее преклонение. Мы видим перед собой женщину с более отчетливо проступающими чертами. Если в первом цикле не было и намека на то, чтобы приблизиться к объекту своей любви, то в этом цикле герой общается с ней как с реальным человеком:
    И как, глядясь в живые струи
    Не увидать себя в венце?
    Твои не вспомнить поцелуи
    На запрокинутом лице?
    Любовь в «Снежной маске» лишилась той светлой силы, какой она была наполнена в «Стихах о Прекрасной Даме». Это новое чувство похоже на снежную вьюгу, оно уносит героя в темные дали, но не дает счастья и удовлетворения:
    Я так устал от ласк подруги
    На застывающей земле.
    В следующем цикле «Кармен» любовь качественно изменяется и выходит на новую ступень. Это уже не любовь, а страсть. Жгучая, как волосы Кармен, и опасная, как испанский разбойничий клинок. Стихотворение «Ты — как отзвук забытого гимна…» можно назвать ключевым звеном всего цикла, потому что именно в нем выражен апофеоз «плененного» сердца. Весь цикл посвящен Любови Александровне Дельмас – оперной певице. Так, в образе Кармен воплощена, с одной стороны, стихия сжигающей безумной страсти, с другой – стихия творческая, дающая надежду на просветление. Сон в стихотворении – пленительный и страстный прорыв через сказочное забытье к «одичалой прелести».
    Но в перечисленных стихотворениях нет моего самого любимого. Оно называется «Незнакомка» и принадлежит циклу «Город». В нем образ Прекрасной Дамы претерпел серьезные изменения, приобрел реальные черты.
    Сюжетно речь идет о вечере в ресторане, где завсегдатай встречает незнакомую девушку. С помощью вина лирический герой пытается примириться с действительностью. Мир не устраивает его, он разочаровался в своих мечтах и потерял смысл жизни.
    Стихотворение делится на две части. В первой части рисуется картина мещанского, пошлого быта. Перед лирическим героем впервые предстает Она. Девушка является частью этого мира. Мы догадываемся, что незнакомка – девушка легкого поведения («ее упругие шелка», «шляпа с траурными перьями», «в кольцах узкая рука»), кроме того, она всегда одна и спокойно чувствует себя в обществе пьяных мужчин.
    Во второй части стихотворения внезапно в этом полумещанском, «дешевом» образе незнакомки герой начинает различать черты Прекрасной дамы:
    И странной близостью закованный,
    Смотрю за темную вуаль,
    И вижу берег очарованный
    И очарованную даль.
    Вечная Женственность взглянула на него из-под этой темной вуали. Блок использует также интересный кинематографический приём монтажа. Читатель сначала видит дачи, затем сразу ресторан, далее – столик, где сидит незнакомка. За счет этого действие становится очень динамичным. Именно этим меня поражает стихотворение «Незнакомка». Особенно мне нравится в нем то, что здесь как бы заключено всё мировоззрение поэта – видеть удивительное в обычном и пошлом.
    Таким образом, для Блока образ Прекрасной Дамы – не конкретная женщина, а идеальная сущность, воплощение красоты и божественности. Такова и его любовь – чистая, возвышенная и безграничная.

  8. Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов)
    На рубеже 19 и 20 веков жизнь России радикально меняется. Это касается всех сторон существования русского человека – и экономической, культурной, и политической…. Происходит острый поворот и в литературе, отличающийся драматизмом и небывалым динамизмом. Особенно быстро развивается в это время русская поэзия.
    Александр Александрович Блок – великий русский поэт, национальная гордость России. С его именем связана целая эпоха в развитии отечественной поэзии. Но как ни модернизируется поэзия в это время, одной из тем, никогда не выпадающих из поля зрения творцов, является тема любви, и она, конечно же, занимает большое место в творчестве Блока.
    В 1898-1904 годах поэт создает первый цикл – «Стихи о Прекрасной Даме». Позднее эти стихи составят первую книгу Блока. Прекрасная Дама – воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Эта ранняя юношеская лирика возникла на основе философских идеалистических учений, в которых утверждалось, что наряду с реальным миром существует и идеальный, к постижению которого и следует стремиться. И лирический герой – весь в ожидании лучшего, неведомых духовных и душевных преобразований. Ясно видно, да и не скрывает это писатель, что он не удовлетворен окружающей его действительностью. Поэт хочет замкнуться в себе, сосредоточиться на своих личных переживаниях:
    Предчувствую Тебя. Годы проходят мимо –
    Все в облике одном предчувствую Тебя.
    Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
    И молча жду, – тоскуя и любя.
    Блок надеется на пришествие «вечной женственности», пока не посещавшей землю.
    Не только тематика, но даже построение и лексика, используемая в стихотворениях, соответствует загадочности и фантастичности изображаемого. Очень часто используются такие слова, как: кто-то, где-то, что-то и т.д. Если руки, то «незримые», если сны, то – «невозможные», шаги -«несуществующие»…. Отвлеченное толкование получали самые реальные предметы: «Пять изгибов сокровенных добрых линий на земле» – это улицы Васильевского острова в Петербурге. Условен и образ самого автора. Это скромный «инок», «покорный раб», смиренный певец Прекрасной Дамы.
    Но, несмотря, на такую отвлеченность «Стихов о Прекрасной Даме», прототипом Героини является самая реальная, земная девушка – Л. Д. Менделеева, дочь великого русского ученого. Она стала впоследствии женой Блока.
    Образный строй стихов весьма метафоричен. Метафоры у Блока играют особую роль. Они используются поэтом не столько для того, чтобы показать внешние особенности изображаемого, сколько для того, чтобы передать всю эмоциональность, переживаемого им, настроение поэта. Стихи весьма образны и наполнены символами. Заря, сон, знак, сумрак, тьма, берег, круг становятся устойчивыми, успешно переходят из одного стихотворения в другое, не теряя своей значимости. Цвета так же имеют огромное значение в поэзии Блока. Так, например, синий цвет – это цвет романтической мечты, красный -тревоги. Иногда, чтобы выделить отдельное слово, имеющее определяющее значение, автор пишет его с большой буквы.
    Иногда в стихотворениях образ реальной женщины преобладает над образностью, и тогда возникают прекрасные картины, ни в чем не уступающие красивым метафорам:
    Мы встречались с тобой на закате,
    Ты веслом рассекала залив.
    Я любил твое белое платье,
    Утонченность мечты разлюбив.
    Темы и проблемы, поднятые в этом цикле стихов, будут волновать Блока на протяжении всей его жизни.
    К началу 1900х годов начинает видеть весь окружающий его мир в более реальных красках, нежели раньше. Отражается это в цикле стихотворений «Распутья» (1902-1904). Блок действительно на распутье – меняются его прежние идеалы, и поэтому Прекрасная Дама становится более земной, но вместе с тем, и более реальной. Новый облик у лирического героя. Появляются в стихах и новые странные образы: черный человек, красный карлик, бледные девушки, умирающий на цыганском возу бедняк и женщина-самоубийца. Цикл заканчивается смертью героини, которой поклонялся поэт.
    1906-1907 – цикл стихотворений «Снежная маска», посвященный, как и следующий – «Фаина» (1906-1908) -актрисе театра Комиссаржевской Н. Н. Волоховой. Знакомство с ней произвело неизгладимое впечатление на поэта. Чувство влюбленности вызвало новый всплеск вдохновения. Только здесь уже вновь иной образ Дамы – сильной личности, женщина здесь – символ стихийного начала («С неразгаданным именем бога / На холодных и сжатых губах», буйный ветер «в змеиных кудрях»).
    Ненавидя, кляня и любя:
    За мученья, за гибель – я знаю –
    Все равно: принимаю тебя.
    Поэт готов бороться с этой стихийной силой, так как именно в борьбе проявляется жизнь.
    Но лишь любовь к одной женщине – к своей жене – Блок пронес через всю жизнь. Одним из самых замечательных его стихотворений является «О доблестях, о подвигах, о славе…». Оно было написано осенью 1908 года. Героиня милая, нежная, но несчастная, неудовлетворенность терзает ее нестерпимо:
    Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла…
    Стихотворение поражает своей гармоничностью. Его можно поставить в один ряд с пушкинским «Я вас любил…».
    Хоть и потерпела крах юношеская мечта об идеальном мире, поэт во всех своих произведениях не отступается от поисков возвышенного в повседневном.
    А. А. Блок навсегда останется одним из любимейших поэтов огромного количества русских людей.

  9. Серебряный век внёс большой вклад в развитие литературы XX столетия, подарив творцов, которые открыли новую страницу в поэзии, сломали традиции стихотворного творчества, создали совершенно новые направления. Но в тоже время, такие поэты, как Блок, Ахматова, Есенин, ещё раз показали красоту классического русского стиха.
    Из вышеперечисленных поэтов больше всех я люблю Блока. Его стихи поражают меня своей глубиной и символичностью. Особенно мне нравятся стихи Блока о любви. Любовь — определяющая тема в творчестве великого русского поэта. От первого цикла «Стихи о Прекрасной Даме» до «Кармен» проносит Блок сложное и противоречивое чувство любви. Нельзя определить его однозначно, так как с течением времени оно изменялось.
    Первую книгу поэт создал под сильным влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекали представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности — красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дает имя — Прекрасная Дама.
    Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» пронизан искренним чувством любви. Но в чем его особенность? Несмотря на то, что в основе цикла лежит автобиографический факт, (роман поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой) необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ:
    Недоступна в Своем терему.
    Я примчуся вечерней порою,
    В упоеньи мечту обниму…
    Герой любит Прекрасную Даму не как мужчина любит женщину, а как человек любит и преклоняется перед чем-то ему недоступным, прекрасным и великим. Эту любовь можно назвать божественной. В ней нет ни капли пошлости и приземленности. Характерным произведением этого цикла можно считать стихотворение «Предчувствую Тебя».
    Изменение темы любви мы наблюдаем в цикле «Снежная маска», посвященном актрисе Наталье Николаевне Волоховой. Прекрасная Дама здесь превращается в Снежную Деву, и, следовательно, изменяется чувство героя к ней. Теперь это не обожествляющее преклонение. Мы видим перед собой женщину с более отчетливо проступающими чертами. Если в первом цикле не было и намека на то, чтобы приблизиться к объекту своей любви, то в этом цикле герой общается с ней как с реальным человеком:
    И как, глядясь в живые струи
    Не увидать себя в венце?
    Твои не вспомнить поцелуи
    На запрокинутом лице?
    Любовь в «Снежной маске» лишилась той светлой силы, какой она была наполнена в «Стихах о Прекрасной Даме». Это новое чувство похоже на снежную вьюгу, оно уносит героя в темные дали, но не дает счастья и удовлетворения:
    Я так устал от ласк подруги
    На застывающей земле.
    В следующем цикле «Кармен» любовь качественно изменяется и выходит на новую ступень. Это уже не любовь, а страсть. Жгучая, как волосы Кармен, и опасная, как испанский разбойничий клинок. Стихотворение «Ты — как отзвук забытого гимна…» можно назвать ключевым звеном всего цикла, потому что именно в нем выражен апофеоз «плененного» сердца. Весь цикл посвящен Любови Александровне Дельмас — оперной певице. Так, в образе Кармен воплощена, с одной стороны, стихия сжигающей безумной страсти, с другой — стихия творческая, дающая надежду на просветление. Сон в стихотворении — пленительный и страстный прорыв через сказочное забытье к «одичалой прелести».
    Но в перечисленных стихотворениях нет моего самого любимого. Оно называется «Незнакомка» и принадлежит циклу «Город». В нем образ Прекрасной Дамы претерпел серьезные изменения, приобрел реальные черты.
    Сюжетно речь идет о вечере в ресторане, где завсегдатай встречает незнакомую девушку. С помощью вина лирический герой пытается примириться с действительностью. Мир не устраивает его, он разочаровался в своих мечтах и потерял смысл жизни.
    Стихотворение делится на две части. В первой части рисуется картина мещанского, пошлого быта. Перед лирическим героем впервые предстает Она. Девушка является частью этого мира. Мы догадываемся, что незнакомка — девушка легкого поведения («ее упругие шелка», «шляпа с траурными перьями», «в кольцах узкая рука»), кроме того, она всегда одна и спокойно чувствует себя в обществе пьяных мужчин.
    Во второй части стихотворения внезапно в этом полумещанском, «дешевом» образе незнакомки герой начинает различать черты Прекрасной дамы:
    И странной близостью закованный,
    Смотрю за темную вуаль,
    И вижу берег очарованный
    И очарованную даль.
    Вечная Женственность взглянула на него из-под этой темной вуали. Блок использует также интересный кинематографический приём монтажа. Читатель сначала видит дачи, затем сразу ресторан, далее — столик, где сидит незнакомка. За счет этого действие становится очень динамичным. Именно этим меня поражает стихотворение «Незнакомка». Особенно мне нравится в нем то, что здесь как бы заключено всё мировоззрение поэта — видеть удивительное в обычном и пошлом.
    Таким образом, для Блока образ Прекрасной Дамы — не конкретная женщина, а идеальная сущность, воплощение красоты и божественности. Такова и его любовь — чистая, возвышенная и безграничная.

  10. Серебряный век внёс большой вклад в развитие литературы XX столетия, подарив творцов, которые открыли новую страницу в поэзии, сломали традиции стихотворного творчества, создали совершенно новые направления. Но в тоже время, такие поэты, как Блок, Ахматова, Есенин, ещё раз показали красоту классического русского стиха.
    Из вышеперечисленных поэтов больше всех я люблю Блока. Его стихи поражают меня своей глубиной и символичностью. Особенно мне нравятся стихи Блока о любви. Любовь – определяющая тема в творчестве великого русского поэта. От первого цикла «Стихи о Прекрасной Даме» до «Кармен» проносит Блок сложное и противоречивое чувство любви. Нельзя определить его однозначно, так как с течением времени оно изменялось.
    Первую книгу поэт создал под сильным влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекали представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности – красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дает имя – Прекрасная Дама.
    Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» пронизан искренним чувством любви. Но в чем его особенность? Несмотря на то, что в основе цикла лежит автобиографический факт, (роман поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой) необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ:
    Недоступна в Своем терему.
    Я примчуся вечерней порою,
    В упоеньи мечту обниму…
    Герой любит Прекрасную Даму не как мужчина любит женщину, а как человек любит и преклоняется перед чем-то ему недоступным, прекрасным и великим. Эту любовь можно назвать божественной. В ней нет ни капли пошлости и приземленности. Характерным произведением этого цикла можно считать стихотворение «Предчувствую Тебя».
    Изменение темы любви мы наблюдаем в цикле «Снежная маска», посвященном актрисе Наталье Николаевне Волоховой. Прекрасная Дама здесь превращается в Снежную Деву, и, следовательно, изменяется чувство героя к ней. Теперь это не обожествляющее преклонение. Мы видим перед собой женщину с более отчетливо проступающими чертами. Если в первом цикле не было и намека на то, чтобы приблизиться к объекту своей любви, то в этом цикле герой общается с ней как с реальным человеком:
    И как, глядясь в живые струи
    Не увидать себя в венце?
    Твои не вспомнить поцелуи
    На запрокинутом лице?
    Любовь в «Снежной маске» лишилась той светлой силы, какой она была наполнена в «Стихах о Прекрасной Даме». Это новое чувство похоже на снежную вьюгу, оно уносит героя в темные дали, но не дает счастья и удовлетворения:
    Я так устал от ласк подруги
    На застывающей земле.
    В следующем цикле «Кармен» любовь качественно изменяется и выходит на новую ступень. Это уже не любовь, а страсть. Жгучая, как волосы Кармен, и опасная, как испанский разбойничий клинок. Стихотворение «Ты — как отзвук забытого гимна…» можно назвать ключевым звеном всего цикла, потому что именно в нем выражен апофеоз «плененного» сердца. Весь цикл посвящен Любови Александровне Дельмас – оперной певице. Так, в образе Кармен воплощена, с одной стороны, стихия сжигающей безумной страсти, с другой – стихия творческая, дающая надежду на просветление. Сон в стихотворении – пленительный и страстный прорыв через сказочное забытье к «одичалой прелести».
    Но в перечисленных стихотворениях нет моего самого любимого. Оно называется «Незнакомка» и принадлежит циклу «Город». В нем образ Прекрасной Дамы претерпел серьезные изменения, приобрел реальные черты.
    Сюжетно речь идет о вечере в ресторане, где завсегдатай встречает незнакомую девушку. С помощью вина лирический герой пытается примириться с действительностью. Мир не устраивает его, он разочаровался в своих мечтах и потерял смысл жизни.
    Стихотворение делится на две части. В первой части рисуется картина мещанского, пошлого быта. Перед лирическим героем впервые предстает Она. Девушка является частью этого мира. Мы догадываемся, что незнакомка – девушка легкого поведения («ее упругие шелка», «шляпа с траурными перьями», «в кольцах узкая рука»), кроме того, она всегда одна и спокойно чувствует себя в обществе пьяных мужчин.
    Во второй части стихотворения внезапно в этом полумещанском, «дешевом» образе незнакомки герой начинает различать черты Прекрасной дамы:
    И странной близостью закованный,
    Смотрю за темную вуаль,
    И вижу берег очарованный
    И очарованную даль.
    Вечная Женственность взглянула на него из-под этой темной вуали. Блок использует также интересный кинематографический приём монтажа. Читатель сначала видит дачи, затем сразу ресторан, далее – столик, где сидит незнакомка. За счет этого действие становится очень динамичным. Именно этим меня поражает стихотворение «Незнакомка». Особенно мне нравится в нем то, что здесь как бы заключено всё мировоззрение поэта – видеть удивительное в обычном и пошлом.
    Таким образом, для Блока образ Прекрасной Дамы – не конкретная женщина, а идеальная сущность, воплощение красоты и божественности. Такова и его любовь – чистая, возвышенная и безграничная.
    «
    1
    2
    »

  11. У каждого из больших русских поэтов начала XX века был свой поэтический опыт. Почти каждый из них на­чинал свой творческий дебют со стихов. У каждого был свой голос, свой стиль, то, что делало одного непохожим на других.
    Творчество И. Анненского мало знакомо нашим совре­менникам. Да и при жизни поэта лишь немногие крити­ки и поэты по достоинству оценивали его творчество.
    Одно из его стихотворений — подлинный шедевр лю­бовной лирики — дошло до наших дней, но не прослави­ло автора и не сделало его широко известным:
    Среди миров, в мерцании светил
    Одной Звезды я повторяю имя…
    Не потому, чтоб я Ее любил,
    А потому, что я томлюсь с другими.
    И если мне сомненье тяжело,
    Я у Нее одной ищу ответа,
    Не потому, что от Нее светло,
    А потому, что с Ней не надо света.
    Ни описаний чувств, ни вздохов, ни восторгов. Все очень просто, даже буднично, а сказано так много. Этим и характерно творчество поэта: сдержанность тона при всей внутренней эмоциональности, отсутствие громких слов, преобладание слов привычных, порою подчеркну­тая разговорность и даже будничность речи.
    Для И. Анненского примечательна и краткость, сжа­тость выражения, поэтической мысли. У поэта редки сти­хотворения, занимающие целые страницы. Он умел в не­многих необходимых словах сказать многое:
    Еще не царствует река,
    Но синий лед она уж топит;
    Еще не тают облака,
    Но снежный кубок солнцем допит.
    Через притворенную дверь
    Ты сердце шелестом тревожишь…
    Еще не любишь ты, но верь:
    Не полюбить уже не можешь…
    Современников поэта, товарищей по перу поражала искренность и человеческая подлинность стихов Аннен­ского. Так Брюсов, характеризуя его поэзию, отмечал «лица не общее выраженье». А сам Анненский сказал о принципах поэтического творчества, что слова не толь­ко текут, но и светятся.
    Своеобразие стихотворений Анненского заметил и Гу­милев, подчеркнув, что у поэта сама мысль становится чувством, живым до боли.
    Те свойства поэзии, которые не оставили равнодуш­ными его современников — искренность, нравственная глубина, отсутствие позы, внешних эффектов, — сделали Анненского близким и нашему времени. Его стихи впе­чатляют художественным совершенством, и без них нельзя представить русскую литературу XX века.

  12. О, Святая, как ласковы свечи,
    Как отрадны Твои черты!
    Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
    Но я верю: Милая – Ты.
    А.Блок
    Любовная тема всегда занимает одно из главных мест в творчестве большинства поэтов. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев отдавали многие строки этому прекрасному чувству. Чувство к избраннице высекало искру вдохновения, и в огне вспыхнувшего пламени рождались шедевры любовной лирики. Чтобы лучше понять автора и его творение, нужно узнать, из чего возник замысел, как он воплотился. Прав был Блок, когда писал, что любовную лирику следует рассматривать как дневник, написанный стихами.
    Творчество Александра Александровича Блока уже давно стало частью нашей культуры и жизни. Одной из определяющих тем в лирике великого русского поэта по праву можно считать тему любви. От первого цикла – «Стихи о Прекрасной Даме» – до «Кармен» проносит поэт это сложное и противоречивое чувство. Нельзя определить его однозначно, так как с течением времени оно изменялось.
    Первые стихотворения Блока о любви восторженные. Они связаны с именем Л. Д. Менделеевой, в которую поэт был влюблён и которая вдохновляла его. Своему идеальному образу Блок дает имя – Прекрасная Дама. Она – и Древняя Дева, и Заря, и Купина, и Вечная жена, и просто «ласковая, милая», «вечно молодая». Героиня одухотворена, она появляется в вышине, на вечернем небосклоне, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает с появлением солнца.
    Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» пронизан искренним чувством любви. Но каково оно? В чем его особенность? Несмотря на то, что в основе цикла лежит реальный факт – роман поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, – необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ:
    Ты горишь над высокой горою,
    Недоступна в Своем терему.
    Я примчуся вечерней порою,
    В упоеньи мечту обниму.
    Развитие темы любви мы наблюдаем в цикле «Снежная маска», посвященном актрисе Наталье Николаевне Волоховой, игравшей одну из ролей в первой драме Блока «Балаганчик». Прекрасная Дама здесь превращается в Снежную Деву, а, следовательно, и изменяется чувство героя к ней. Теперь это уже не обожествляющее преклонение. Чувства похожи теперь на снежную вьюгу, уносящую героя в темные дали, но не приносящую счастья и удовлетворения:
    Я так устал от ласк подруги
    На застывающей земле.
    И драгоценный камень вьюги
    Сверкает льдиной на челе.
    В цикле «Кармен» любовь снова изменяется и выходит на новую ступень. Это уже не любовь, а страсть, жгучая, как воронье крыло и волосы Кармен, и опасная, как испанский разбойничий клинок. Восьмое стихотворение «Ты — как отзвук забытого гимна…» можно назвать главным в цикле, потому что именно в нем наиболее ярко показано «плененное» сердце. В образе Кармен воплощена, с одной стороны, стихия сжигающей безумной страсти, с другой – стихия творческая, дающая надежду на просветление. Сон в стихотворении – пленительный и страстный прорыв через сказочное забытье к «одичалой прелести».
    Человек, который никогда не любил, не испытал все прелести жизни. Возможно, если бы не любовь, то у Блока не родились бы такие прекрасные стихи.
    Романтическая лирика Александра Александровича Блока не утратила своего значения и в наши дни. Приобщаясь к высокой культуре чувств через творчество великих поэтов, познавая примеры их сердечных переживаний, мы учимся душевной тонкости и чуткости, способности сопереживать. А это так необходимо в наш рациональный век.

  13. Любовная лирика Б.Л. Пастернака, по-моему, является одной из составных частей глобального гуманизма творчества поэта. В стихах, посвященных любимым женщинам, как бы присутствует призыв всмотреться, вслушаться, вчувствоваться в мир его души, но ни в коем случае не вторгаться в него. И сам поэт никогда не вторгался в души любимых, но именно – вчувствовался и вслушивался. Вот фрагмент одного из первых стихотворений о любви:
    Я тоже любил, и она жива еще.
    Все так же, катясь в ту начальную рань,
    Стоят времена, исчезая за краешком
    Мгновенья. Все так же тонка эта грань…
    Лирический герой говорит о любви в прошедшем времени, но разочарования нет. Он понимает, что сама по себе любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира и потому о погасшей когда-то искре любви глупо сожалеть. Это все равно хоть и краткое, но освобождение духа от нелюбви. Пастернак с философской глубиной отображал в своих стихах именно это достоинство самого высокого человеческого чувства.
    Пастернак считал, что достижение смысла любви равносильно разгадке смысла бытия, и, наученный горьким опытом, писал:
    Любить иных – тяжелый крест…
    Боль разрыва испытал и он. В его цикле «Разрыв» слышится настоящий стон души, теряющей любовь. Но хочу отметить вновь, что и здесь чувства лирического героя Пастернака далеки от разочарования, сарказма и т.д. Он превозмогает, а не преодолевает свою боль:
    О стыд, ты в тягость мне! О совесть, в этом раннем
    Разрыве столько грез, настойчивых еще!
    Когда бы, человек, – я был пустым собраньем
    Висков и губ, и глаз, ладоней, плеч и щек.
    Лирический герой, наоборот, видя разочарование любимой, остерегает ее от этого губительного чувства:
    Разочаровалась? Ты думала – в мире нам
    Расстаться за реквиемом лебединым?
    В расчете на горе, зрачками расширенными
    В слезах, примеряла их непобедимость?
    Поэт строит метафору на вопросах любимой, которые уже сами в себе несут ответ.
    Стихам о любви Пастернака свойственны особая музыкальность и, я бы сказал, волшебная подсветка ассоциативности: «Никого не будет в доме…»; «Ты как будущность войдешь».
    Чуткое сердце поэта с особенной теплотой открывалось навстречу женщинам, души которых, были равны ему по художественному восприятию мира и любви. Это – Анна Ахматова и Марина Цветаева. Поэт обеим посвятил стихи. Они интересны не страстью физической, но духовной.
    Анне Ахматовой:
    Мне кажется, я подберу слова,
    Похожие на вашу первозданность.
    А ошибусь, – мне это трынь-трава,
    Я все равно с ошибкой не расстанусь.
    И – Марине Цветаевой:
    Ты вправе, вывернув карман,
    Сказать: ищите, ройтесь, шарьте.
    Мне все равно, чем сыр туман.
    Любая быль, как утро в марте.
    Каким преклонением перед огромностью душевной красоты этих женщин струятся посвящения. Рефреном в том и другом посвящении проходит – «все равно», как бы подтверждением, что величие души человеческой в любви и благородстве не зависит ни от каких внешних обстоятельств, кроме Бога, а Бог всегда за любовь.
    Единосущность любви и поэзии Пастернака всегда будет созвучна читателям его стихов.

  14. Страница: [ 1 ] 2
    Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов)
    На рубеже 19 и 20 веков жизнь России радикально меняется. Это касается всех сторон существования русского человека – и экономической, культурной, и политической…. Происходит острый поворот и в литературе, отличающийся драматизмом и небывалым динамизмом. Особенно быстро развивается в это время русская поэзия.
    Александр Александрович Блок – великий русский поэт, национальная гордость России. С его именем связана целая эпоха в развитии отечественной поэзии. Но как ни модернизируется поэзия в это время, одной из тем, никогда не выпадающих из поля зрения творцов, является тема любви, и она, конечно же, занимает большое место в творчестве Блока.
    В 1898-1904 годах поэт создает первый цикл – «Стихи о Прекрасной Даме». Позднее эти стихи составят первую книгу Блока. Прекрасная Дама – воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Эта ранняя юношеская лирика возникла на основе философских идеалистических учений, в которых утверждалось, что наряду с реальным миром существует и идеальный, к постижению которого и следует стремиться. И лирический герой – весь в ожидании лучшего, неведомых духовных и душевных преобразований. Ясно видно, да и не скрывает это писатель, что он не удовлетворен окружающей его действительностью. Поэт хочет замкнуться в себе, сосредоточиться на своих личных переживаниях:
    Предчувствую Тебя. Годы проходят мимо –
    Все в облике одном предчувствую Тебя.
    Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
    И молча жду, – тоскуя и любя.
    Блок надеется на пришествие «вечной женственности», пока не посещавшей землю.
    Не только тематика, но даже построение и лексика, используемая в стихотворениях, соответствует загадочности и фантастичности изображаемого. Очень часто используются такие слова, как: кто-то, где-то, что-то и т.д. Если руки, то «незримые», если сны, то – «невозможные», шаги -«несуществующие»…. Отвлеченное толкование получали самые реальные предметы: «Пять изгибов сокровенных добрых линий на земле» – это улицы Васильевского острова в Петербурге. Условен и образ самого автора. Это скромный «инок», «покорный раб», смиренный певец Прекрасной Дамы.
    Но, несмотря, на такую отвлеченность «Стихов о Прекрасной Даме», прототипом Героини является самая реальная, земная девушка – Л. Д. Менделеева, дочь великого русского ученого. Она стала впоследствии женой Блока.
    Образный строй стихов весьма метафоричен. Метафоры у Блока играют особую роль. Они используются поэтом не столько для того, чтобы показать внешние особенности изображаемого, сколько для того, чтобы передать всю эмоциональность, переживаемого им, настроение поэта. Стихи весьма образны и наполнены символами. Заря, сон, знак, сумрак, тьма, берег, круг становятся устойчивыми, успешно переходят из одного стихотворения в другое, не теряя своей значимости. Цвета так же имеют огромное значение в поэзии Блока. Так, например, синий цвет – это цвет романтической мечты, красный -тревоги. Иногда, чтобы выделить отдельное слово, имеющее определяющее значение, автор пишет его с большой буквы.
    Страница: [ 1 ] 2

  15. Любовная лирика Б.Л. Пастернака, по-моему, является одной из составных частей глобального гуманизма творчества поэта. В стихах, посвященных любимым женщинам, как бы присутствует призыв всмотреться, вслушаться, вчувствоваться в мир его души, но ни в коем случае не вторгаться в него. И сам поэт никогда не вторгался в души любимых, но именно — вчувствовался и вслушивался. Вот фрагмент одного из первых стихотворений о любви:
    Я тоже любил, и она жива еще.
    Все так же, катясь в ту начальную рань,
    Стоят времена, исчезая за краешком
    Мгновенья. Все так же тонка эта грань…
    Лирический герой говорит о любви в прошедшем времени, но разочарования нет. Он понимает, что сама по себе любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира и потому о погасшей когда-то искре любви глупо сожалеть. Это все равно хоть и краткое, но освобождение духа от нелюбви. Пастернак с философской глубиной отображал в своих стихах именно это достоинство самого высокого человеческого чувства.
    Пастернак считал, что достижение смысла любви равносильно разгадке смысла бытия, и, наученный горьким опытом, писал:
    Любить иных — тяжелый крест…
    Боль разрыва испытал и он. В его цикле «Разрыв» слышится настоящий стон души, теряющей любовь. Но хочу отметить вновь, что и здесь чувства лирического героя Пастернака далеки от разочарования, сарказма и т.д. Он превозмогает, а не преодолевает свою боль:
    О стыд, ты в тягость мне! О совесть, в этом раннем
    Разрыве столько грез, настойчивых еще!
    Когда бы, человек, — я был пустым собраньем
    Висков и губ, и глаз, ладоней, плеч и щек.
    Лирический герой, наоборот, видя разочарование любимой, остерегает ее от этого губительного чувства:
    Разочаровалась? Ты думала — в мире нам
    Расстаться за реквиемом лебединым?
    В расчете на горе, зрачками расширенными
    В слезах, примеряла их непобедимость?
    Поэт строит метафору на вопросах любимой, которые уже сами в себе несут ответ.
    Стихам о любви Пастернака свойственны особая музыкальность и, я бы сказал, волшебная подсветка ассоциативности: «Никого не будет в доме…»; «Ты как будущность войдешь».
    Чуткое сердце поэта с особенной теплотой открывалось навстречу женщинам, души которых, были равны ему по художественному восприятию мира и любви. Это — Анна Ахматова и Марина Цветаева. Поэт обеим посвятил стихи. Они интересны не страстью физической, но духовной.
    Анне Ахматовой:
    Мне кажется, я подберу слова,
    Похожие на вашу первозданность.
    А ошибусь, — мне это трынь-трава,
    Я все равно с ошибкой не расстанусь.
    И — Марине Цветаевой:
    Ты вправе, вывернув карман,
    Сказать: ищите, ройтесь, шарьте.
    Мне все равно, чем сыр туман.
    Любая быль, как утро в марте.
    Каким преклонением перед огромностью душевной красоты этих женщин струятся посвящения. Рефреном в том и другом посвящении проходит — «все равно», как бы подтверждением, что величие души человеческой в любви и благородстве не зависит ни от каких внешних обстоятельств, кроме Бога, а Бог всегда за любовь.
    Единосущность любви и поэзии Пастернака всегда будет созвучна читателям его стихов.

  16. «Тема любви в поэзии Серебряного века»

    Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов)
    На рубеже 19 и 20 веков жизнь России радикально меняется. Это касается всех сторон существования русского человека — и экономической, культурной, и политической… Происходит острый поворот и в литературе, отличающийся драматизмом и небывалым динамизмом. Особенно быстро развивается в это время русская поэзия.
    Александр Александрович Блок — великий русский поэт, национальная гордость России. С его именем связана целая эпоха в развитии отечественной поэзии. Но как ни модернизируется поэзия в это время, одной из тем, никогда не выпадающих из поля зрения творцов, является тема любви, и она, конечно же, занимает большое место в творчестве Блока.
    В 1898-1904 годах поэт создает первый цикл — «Стихи о Прекрасной Даме». Позднее эти стихи составят первую книгу Блока. Прекрасная Дама — воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Эта ранняя юношеская лирика возникла на основе философских идеалистических учений, в которых утверждалось, что наряду с реальным миром существует и идеальный, к постижению которого и следует стремиться. И лирический герой — весь в ожидании лучшего, неведомых духовных и душевных преобразований. Ясно видно, да и не скрывает это писатель, что он не удовлетворен окружающей его действительностью. Поэт хочет замкнуться в себе, сосредоточиться на своих личных переживаниях:
    Предчувствую Тебя. Годы проходят мимо —
    Все в облике одном предчувствую Тебя.
    Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
    И молча жду, — тоскуя и любя.
    Блок надеется на пришествие «вечной женственности», пока не посещавшей землю.
    Не только тематика, но даже построение и лексика, используемая в стихотворениях, соответствует загадочности и фантастичности изображаемого. Очень часто используются такие слова, как: кто-то, где-то, что-то и т.д. Если руки, то «незримые», если сны, то — «невозможные», шаги -«несуществующие»… Отвлеченное толкование получали самые реальные предметы: «Пять изгибов сокровенных добрых линий на земле» — это улицы Васильевского острова в Петербурге. Условен и образ самого автора. Это скромный «инок», «покорный раб», смиренный певец Прекрасной Дамы.
    Но, несмотря, на такую отвлеченность «Стихов о Прекрасной Даме», прототипом Героини является самая реальная, земная девушка — Л. Д. Менделеева, дочь великого русского ученого. Она стала впоследствии женой Блока.
    Образный строй стихов весьма метафоричен. Метафоры у Блока играют особую роль. Они используются поэтом не столько для того, чтобы показать внешние особенности изображаемого, сколько для того, чтобы передать всю эмоциональность, переживаемого им, настроение поэта. Стихи весьма образны и наполнены символами. Заря, сон, знак, сумрак, тьма, берег, круг становятся устойчивыми, успешно переходят из одного стихотворения в другое, не теряя своей значимости. Цвета так же имеют огромное значение в поэзии Блока. Так, например, синий цвет — это цвет романтической мечты, красный -тревоги. Иногда, чтобы выделить отдельное слово, имеющее определяющее значение, автор пишет его с большой буквы.
    Отдельное слово, имеющее определяющее значение, автор пишет его с большой буквы.
    Иногда в стихотворениях образ реальной женщины преобладает над образностью, и тогда возникают прекрасные картины, ни в чем не уступающие красивым метафорам:
    Мы встречались с тобой на закате,
    Ты веслом рассекала залив.
    Я любил твое белое платье,
    Утонченность мечты разлюбив.
    Темы и проблемы, поднятые в этом цикле стихов, будут волновать Блока на протяжении всей его жизни.
    К началу 1900х годов начинает видеть весь окружающий его мир в более реальных красках, нежели раньше. Отражается это в цикле стихотворений «Распутья» (1902-1904). Блок действительно на распутье — меняются его прежние идеалы, и поэтому Прекрасная Дама становится более земной, но вместе с тем, и более реальной. Новый облик у лирического героя. Появляются в стихах и новые странные образы: черный человек, красный карлик, бледные девушки, умирающий на цыганском возу бедняк и женщина-самоубийца. Цикл заканчивается смертью героини, которой поклонялся поэт.
    1906-1907 — цикл стихотворений «Снежная маска», посвященный, как и следующий — «Фаина» (1906-1908) -актрисе театра Комиссаржевской Н. Н. Волоховой. Знакомство с ней произвело неизгладимое впечатление на поэта. Чувство влюбленности вызвало новый всплеск вдохновения. Только здесь уже вновь иной образ Дамы — сильной личности, женщина здесь — символ стихийного начала («С неразгаданным именем бога / На холодных и сжатых губах», буйный ветер «в змеиных кудрях»).
    Ненавидя, кляня и любя:
    За мученья, за гибель — я знаю —
    Все равно: принимаю тебя.
    Поэт готов бороться с этой стихийной силой, так как именно в борьбе проявляется жизнь.
    Но лишь любовь к одной женщине — к своей жене — Блок пронес через всю жизнь. Одним из самых замечательных его стихотворений является «О доблестях, о подвигах, о славе…». Оно было написано осенью 1908 года. Героиня милая, нежная, но несчастная, неудовлетворенность терзает ее нестерпимо:
    Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла…
    Стихотворение поражает своей гармоничностью. Его можно поставить в один ряд с пушкинским «Я вас любил…».
    Хоть и потерпела крах юношеская мечта об идеальном мире, поэт во всех своих произведениях не отступается от поисков возвышенного в повседневном.
    А. А. Блок навсегда останется одним из любимейших поэтов огромного количества русских людей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *