Сочинение на тему любви в рассказе гранатовый браслет

12 вариантов

  1. Александр Куприн – писатель, который в каждой повести, в каждом своем рассказе раскрывает тему прекраснейшего на свете чувства – любви.
    Тема неразделенной любви – главная тема этого произведения. Прожив всю жизнь со своим мужем, Вера Николаевна не хочет менять уверенность в завтрашнем дне на страсть бедного чиновника. Становится понятно, что, спустя многие годы, в отношениях Веры и её мужа остались только дружеские чувства, а также уважение друг к другу. Но совсем другие чувства проявляет Желтков.
    Желтков – человек, который искренне любит Веру Николаевну всем сердцем. Но понимает, что его любовь не является взаимной. Они не смогут быть вместе, ведь существуют некоторые обстоятельства: они представили разных общественных сословий, замужество Веры Николаевны, эмоциональная привязка Веры к мужу. Но самая главная причина в том, что любовь проявляется только с одной стороны, стороны чиновника Желткова.
    Любовь – это чувство, которое полностью окутывает человека в свои объятия. К сожалению, любовь окутала только несчастного Желткова. Он отдавал всего себя, и при всем своем не радужном положении не переставал верить, надеяться и любить. При этом его прекрасные чувства не требовали отдачи чувств взамен. Даже при встрече с мужем Веры, он не пытался претендовать на ее чувства, на нее саму. Хотя мог, но не стал. Гранатовый браслет, который подарил Желтков, является доказательством искренних чувств чиновника.
    Именно любовь может как погубить человека, так и вернуть к жизни, быть стимулом в каких-либо начинаниях. Однако любовь несчастного чиновника оказалась пагубной для него самого. Его любви к Вере Шейн хватало, чтобы он был выше всего в этом мире. То восхищение своей возлюбленной, те чувства, которые могли быть взаимными, в настоящее время встретить очень сложно. Такая любовь способна управлять миром, будь она взаимна. Именно о такой любви мечтают девочки, любви как в сказке.
    Вера Николаевна Шейн не понимала, что именно такая любовь самая настоящая, а не пустословие. Только после смерти Желткова, слушая произведения Людвига ван Бетховена, она будет думать о нём как о самом величайшем человеке на свете.
    Александр Куприн показывает красивую, и в то же время трагическую любовь. Через эту повесть автор пытается показать, что необходимо ценить всё, что есть сейчас.

  2. В произведениях А. Куприна мы встречаемся с любовью бескорыстной, не требующей награды. Писатель считает, что любовь — не миг, а всепоглощающее чувство, способное поглотить жизнь.
    В “Гранатовом браслете” мы сталкиваемся с настоящей любовью Желткова. Он счастлив, потому что любит. Ему неважно то, что Вере Николаевне он не нужен. Как говорил И. Бунин: “Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена”. Желтков просто любил, ничего не требуя взамен. Вся его жизнь заключалась в Вере Шеин; он наслаждался каждой её вещью: забытым платком, программой художественной выставки, которую она однажды держала в руке. Единственной его надеждой были письма, с помощью них он общался с любимой. Он желал только одного, чтобы её нежные руки дотронулись до частички его души — листа бумаги. В знак своей пламенной любви Желтков подарил самое дорогое — гранатовый браслет.
    Герой отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживает не только сочувствия, но и преклонения. Желтков возвышается над всем обществом Шеиных, где никогда бы не возникла настоящая любовь. Они могут лишь смеяться над бедным героем, рисуя карикатуры, читая его письма. Даже в разговоре с Василием Шеиным и Мирза — Булат — Тугановским он оказывается в нравственном выигрыше. Василий Львович признаёт его чувство, понимает его страдания. Он не высокомерен при общении с героем, в отличие от Николая Николаевича. Он внимательно разглядывает Желткова, аккуратно кладёт на стол красный футляр с браслетом — ведёт себя как истинный дворянин.
    Упоминание о власти Мирза — Булат — Тугановским вызывает приступ смеха у Желткова, он не понимает – как власть может запретить ему любить?!!
    Чувство героя воплощает всё представление о настоящей любви, высказанное генералом Аносовым: “Любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения — вовсе не труд, а одна радость”. Эта истина, сказанная “обломком старины” говорит нам о том, что обладать даром такой любви, “сильной, как смерть”, смогут обладать лишь исключительные люди, каким является наш герой.
    Аносов оказался мудрым учителем, он помог Вере Николаевне понять глубину чувств Желткова. “В шесть часов пришёл почтальон”, Вера узнала нежный почерк Пе Пе Же. Это было его последнее письмо. Оно было проникнуто насквозь святостью чувства, не было в нём горечи прощания. Желтков желает счастья любимой с другим, “и пусть ничто житейской не тревожит Вашу душу”, наверное, себя он относил тоже к чемуто житейскому в её жизни. Невольно вспоминается Пушкинское – “Я не хочу печалить Вас ничем”.
    Недаром, Вера Николаевна, глядя на мёртвого Желткова, сравнивает его с великими людьми. Так же, как они, герой обладал мечтой, сильной волей, как они он мог любить. Вера Шеин поняла какую любовь потеряла, и, слушая сонату Бетховена, осознала, что Желтков прощает её. “Да святится имя твоё” повторяется пять раз в её сознании, как пять составных частей гранатового браслета…

  3. Тема любви в произведениях Куприна (по рассказу Гранатовый браслет)У любви тысячи аспектов и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание. К. Паустовский. Среди рассказов Александра Ивановича Куприна особое место занимает Гранатовый браслет. Паустовский называл его одним из самых благоуханных, томительных и самых печальных рассказов о любви.
    Один из главных героев, бедный застенчивый чиновник Желтков, полюбил княгиню Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства Василия Шеина. Он считал ее не доступной и потом даже не пытался встретиться с ней. Желтков писал ей письма, собиралее забытые вещи и наблюдал за ней на разных выставках и собраниях. И вот, через восемь лет после того как Желтков первый раз увидел и полюбил Веру, он присылает ей подарок с письмом, в котором он преподносит гранатовый браслет и приклоняется перед ней. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. Вера рассказала об этом подарке мужу и чтобы не попасть в смешное положение они решили вернуть гранатовый браслет. Василий Шеин с братом его жены попросили Желткова больше не посылать Вере письма и подарки, но разрешили написать последнее письмо, в котором он извиняется и прощается с Верой. Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах вашего брата, Николая Николаевича.
    Уходя, я в восторге говорю: Да святится имя твое. У Желткова не было цели в жизни, его ничего не интересовало, он не ходил в театры, не читал книги, он жил только любовью к Вере. Она была единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. И вот, когда последнюю радость в жизни у него отнимают, Желтков кончает жизнь самоубийством. Скромный канцелярист Желтков лучше и чище, чем люди светского общества, такие как Василий Шеин и Николай. Благородство души простого человека, его способность к глубоким переживаниям противопоставляется черствым, бездушным сильным мира сего.
    Как известно, Александр Иванович Куприн писатель был психолог. Свои наблюдения человеческого характера он перенес в литературу, чем обогатил и разнообразил ее. Читая его произведения, ощущаешь особенно тонкое, глубокое и чуткое осознание всего. Кажется, писатель знает то, о чем ты переживаешь, и старается помочь тебе, направляет на верный путь. Ведь тот мир, в котором мы живем, иногда настолько загрязнен ложью, подлостью и пошлостью, что нам порой необходим заряд положительной энергии, чтобы противостоять засасывающей трясине. Кто же укажет нам источник чистотыПо-моему, Куприн обладает таким талантом. Он, как мастер, шлифующий камень, открывает в наших душах богатство, о котором мы сами не догадывались. В своих произведениях для раскрытия характеров героев он использует прием психологического анализа, изображая главным персонажем человека духовно раскрепощенного, стараясь наделить его всеми теми прекрасными качествами, которые нас восхищают в людях. В особенности же чуткостью, пониманием к окружающим и требовательным, строгим отношением к себе. Примеров тому много: инженер Бобров, Олеся, Г. С. Желтков. Все они несут в себе то, что мы называем высоким нравственным совершенством. Все они любят бескорыстно, забывая себя.
    В рассказе Гранатовый браслет Куприн со всей силой своего мастерства развивает идею о настоящей любви. Он не хочет смириться с пошлыми, практичными взглядами на любовь и брак, обращая наше внимание на эти проблемы довольно необычным способом, равняясь на идеальное чувство. Устами генерала Аносова он говорит: …Люди в наше время разучились любить! Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел. Что этоВызовНеужели же то, что мы чувствуем, не истинаЕсть же у нас спокойное умеренное счастье с нужным нам человеком. Чего же большеПо Куприну, Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться. Только тогда любовь можно будет назвать настоящим чувством, до конца истинным и нравственным.
    Я до сих пор не могу забыть, какое впечатление произвели-на меня чувства Желткова. Как сильно он любил Веру Николаевну, что смог покончить с собой! Это же безумие! Любя княгиню Шеину семь лет безнадежной и вежливой любовью, он, ни разу не встречаясь с ней, говоря о своей любви только в письмах, вдруг кончает жизнь самоубийством! Не оттого же, что брат Веры Николаевны собирается обратиться к власти, и не оттого, что вернули его подарок гранатовый браслет. (Он является символом глубокой огненной любви и одновременно жутким кровавым знаком смерти.) И, наверно, уж не из-за того, что растратил казенные деньги. Для Желткова просто не было другого выхода. Он любил замужнюю женщину так, что не мог не думать о ней и минуты, существовать без того, чтобы не вспоминать ее улыбку, взгляд, звук походки. Он сам говорит мужу Веры: Остается только одно смерть… Вы хотите, я приму ее в какой угодно форме. Ужасно то, что к этому решению его подтолкнули брат и муж Веры Николаевны, пришедшие требовать оставить их семью в покое. Они оказались как бы косвенными виновниками его гибели. Они имели право требовать покой, но со стороны Николая Николаевича была недопустима, даже смешна угроза обращаться к власти. Как власть может запретить человеку любить!
    Идеалом Куприна является любовь бескорыстная, само отверженная, не ждущая награды, та, за которую можно и жизнь отдать, и что угодно вынести. Именно такой любовью, которая бывает раз в тысячу лет, любил Желтков. Это было его потребностью, смыслом жизни, и это он доказал: Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал, я перед тобою одна молитва: Да святится имя Твое. Слова эти, которыми была переполнена его душа, чувствует княгиня Вера в звуках бессмертной сонаты Бетховена. Они не могут оставить равнодушным и вселяют в нас безудержное желание стремиться к такому же бесподобно чистому чувству. Его корни восходят к нравственности и душевной гармонии в человеке.
    Княгиня Вера не жалела о том, что любовь эта, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Она плачет от того, что душа ее переполнена восхищением перед возвышенными, почти неземными чувствами.
    У человека, который смог так сильно полюбить, должно быть какое-то особое мировосприятие. Хотя Желтков был всего лишь маленьким чиновником, он оказался выше общественных норм и стандартов. Таких людей, как они, людская молва возводит в ранг святых, и долго живет о них светлая память.

  4. В конечном итоге, «не любовь» стала трагедией для главной героини повести Веры Николаевны Шеины. По ее словам, между ней и мужем уже давно не было теплых любовных чувств. Их отношения напоминали крепкую, верную дружбу. И это устраивало супругов. Они не хотели ничего менять, ведь так было удобно жить.
    Любовь – это прекрасное, но в тоже время и опасное чувство. Влюбленный человек теряет рассудок. Он начинает жить ради своего возлюбленного или возлюбленной. Влюбленный человек порой совершает необъяснимые действия, которые могут иметь трагические результаты. Любящий человек становится беззащитным и уязвимым от внешних угроз. К сожалению, любовь не может оградить нас от внешних проблем, она не решает их. Любовь приносит счастье человеку только тогда, когда она взаимная. В ином случае любовь становится трагедией.
    Чувства Желткова к Вере Николаевне стали самой большой трагедией в его жизни. Безответная любовь сгубила его. Он поставил свою любимую превыше всего в своей жизни, но, не увидев взаимности, покончил жизнь самоубийством.
    Про любовь написано миллионы произведений. Это многогранное чувство воспевали поэты и писатели, художники и артисты во все века. Но это чувство вряд ли можно понять, читая рассказы, слушая музыкальные произведения, рассматривая картины. В полной мере любовь можно ощутить только тогда, когда ты любим и любишь сам.

  5. Тема любви в произведениях Куприна (по рассказу Гранатовый браслет)У любви тысячи аспектов и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание. К. Паустовский. Среди рассказов Александра Ивановича Куприна особое место занимает Гранатовый браслет. Паустовский называл его одним из самых благоуханных, томительных и самых печальных рассказов о любви.
    Один из главных героев, бедный застенчивый чиновник Желтков, полюбил княгиню Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства Василия Шеина. Он считал ее не доступной и потом даже не пытался встретиться с ней. Желтков писал ей письма, собиралее забытые вещи и наблюдал за ней на разных выставках и собраниях. И вот, через восемь лет после того как Желтков первый раз увидел и полюбил Веру, он присылает ей подарок с письмом, в котором он преподносит гранатовый браслет и приклоняется перед ней. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. Вера рассказала об этом подарке мужу и чтобы не попасть в смешное положение они решили вернуть гранатовый браслет. Василий Шеин с братом его жены попросили Желткова больше не посылать Вере письма и подарки, но разрешили написать последнее письмо, в котором он извиняется и прощается с Верой. Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах вашего брата, Николая Николаевича.
    Уходя, я в восторге говорю: Да святится имя твое. У Желткова не было цели в жизни, его ничего не интересовало, он не ходил в театры, не читал книги, он жил только любовью к Вере. Она была единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. И вот, когда последнюю радость в жизни у него отнимают, Желтков кончает жизнь самоубийством. Скромный канцелярист Желтков лучше и чище, чем люди светского общества, такие как Василий Шеин и Николай. Благородство души простого человека, его способность к глубоким переживаниям противопоставляется черствым, бездушным сильным мира сего.
    Как известно, Александр Иванович Куприн писатель был психолог. Свои наблюдения человеческого характера он перенес в литературу, чем обогатил и разнообразил ее. Читая его произведения, ощущаешь особенно тонкое, глубокое и чуткое осознание всего. Кажется, писатель знает то, о чем ты переживаешь, и старается помочь тебе, направляет на верный путь. Ведь тот мир, в котором мы живем, иногда настолько загрязнен ложью, подлостью и пошлостью, что нам порой необходим заряд положительной энергии, чтобы противостоять засасывающей трясине. Кто же укажет нам источник чистотыПо-моему, Куприн обладает таким талантом. Он, как мастер, шлифующий камень, открывает в наших душах богатство, о котором мы сами не догадывались. В своих произведениях для раскрытия характеров героев он использует прием психологического анализа, изображая главным персонажем человека духовно раскрепощенного, стараясь наделить его всеми теми прекрасными качествами, которые нас восхищают в людях. В особенности же чуткостью, пониманием к окружающим и требовательным, строгим отношением к себе. Примеров тому много: инженер Бобров, Олеся, Г. С. Желтков. Все они несут в себе то, что мы называем высоким нравственным совершенством. Все они любят бескорыстно, забывая себя.
    В рассказе Гранатовый браслет Куприн со всей силой своего мастерства развивает идею о настоящей любви. Он не хочет смириться с пошлыми, практичными взглядами на любовь и брак, обращая наше внимание на эти проблемы довольно необычным способом, равняясь на идеальное чувство. Устами генерала Аносова он говорит: …Люди в наше время разучились любить! Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел. Что этоВызовНеужели же то, что мы чувствуем, не истинаЕсть же у нас спокойное умеренное счастье с нужным нам человеком. Чего же большеПо Куприну, Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться. Только тогда любовь можно будет назвать настоящим чувством, до конца истинным и нравственным.
    Я до сих пор не могу забыть, какое впечатление произвели-на меня чувства Желткова. Как сильно он любил Веру Николаевну, что смог покончить с собой! Это же безумие! Любя княгиню Шеину семь лет безнадежной и вежливой любовью, он, ни разу не встречаясь с ней, говоря о своей любви только в письмах, вдруг кончает жизнь самоубийством! Не оттого же, что брат Веры Николаевны собирается обратиться к власти, и не оттого, что вернули его подарок гранатовый браслет. (Он является символом глубокой огненной любви и одновременно жутким кровавым знаком смерти.) И, наверно, уж не из-за того, что растратил казенные деньги. Для Желткова просто не было другого выхода. Он любил замужнюю женщину так, что не мог не думать о ней и минуты, существовать без того, чтобы не вспоминать ее улыбку, взгляд, звук походки. Он сам говорит мужу Веры: Остается только одно смерть… Вы хотите, я приму ее в какой угодно форме. Ужасно то, что к этому решению его подтолкнули брат и муж Веры Николаевны, пришедшие требовать оставить их семью в покое. Они оказались как бы косвенными виновниками его гибели. Они имели право требовать покой, но со стороны Николая Николаевича была недопустима, даже смешна угроза обращаться к власти. Как власть может запретить человеку любить!
    Идеалом Куприна является любовь бескорыстная, само отверженная, не ждущая награды, та, за которую можно и жизнь отдать, и что угодно вынести. Именно такой любовью, которая бывает раз в тысячу лет, любил Желтков. Это было его потребностью, смыслом жизни, и это он доказал: Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал, я перед тобою одна молитва: Да святится имя Твое. Слова эти, которыми была переполнена его душа, чувствует княгиня Вера в звуках бессмертной сонаты Бетховена. Они не могут оставить равнодушным и вселяют в нас безудержное желание стремиться к такому же бесподобно чистому чувству. Его корни восходят к нравственности и душевной гармонии в человеке.
    Княгиня Вера не жалела о том, что любовь эта, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Она плачет от того, что душа ее переполнена восхищением перед возвышенными, почти неземными чувствами.
    У человека, который смог так сильно полюбить, должно быть какое-то особое мировосприятие. Хотя Желтков был всего лишь маленьким чиновником, он оказался выше общественных норм и стандартов. Таких людей, как они, людская молва возводит в ранг святых, и долго живет о них светлая память.

  6. Есть у А. И. Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви.
    Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано все. Что можно поведать о любви после шекспировской истории Ромео и Джульетты, после пушкинского «Евгения Онегина», после «Анны Карениной» Льва Толстого? Можно продолжать этот список творений, воспевших трагизм любви. Но у любви тысячи оттенков, и в каждом ее проявлении своя светоносность, своя печаль, свой излом и свое благоухание.
    Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви — и, пожалуй, самых печальных — это купринский «Гранатовый браслет».
    В этом рассказе истинный романтик Куприн обожествляет любовь. Каждое слово здесь светится, переливается, сверкая драгоценной огранкой, но в рассказе описана любовь трагическая. Как говорит в рассказе генерал Аносов, любимый дедушка Анн и Веры: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Эта великая любовь поражает самого обыкновенного человека, гнущего спину за канцелярским столом, чиновника Желткова. Он был готов издалека обожать Веру Николаевну, он ее просто боготворил:
    «Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. Да святится имя Твое».
    Желтков не мог каждый день, каждый час, каждую минуту дарить свою любовь Вере Николаевне. Наверное, поэтому он подарил ей гранатовый браслет своей прабабки — самое дорогое, что у него было, чтобы хоть как-то соединить себя с Верой. Желтков был безумно счастлив уже тем, что к его подарку прикасались руки его богини.
    Больше всего меня поразило, с какой внутренней энергией Куприн воспевает любовь. Поистине это чудо, божественное провидение встретить в жизни именно такое чувство, и тут Вере Николаевне повезло. В ее судьбе засияла любовь вечная, бескорыстная, искренняя, о которой мечтает каждая женщина и на которую не способно большинство мужчин. Наверное, просто невозможно описать словами то ощущение глубочайшей потери, которое испытала Вера Николаевна, когда поняла, что такая любовь прошла мимо нее.
    Особую силу рассказу придает то, что в нем любовь существует как нежданный подарок, озаривший вдруг жизнь, тусклую обыденность, всколыхнувший устоявшийся быт.
    Мне кажется, невозможно без душевного волнения читать конец рассказа, эти изумительные слова: «Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью овеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе. Да святится имя Твое».
    Эти слова скорее напоминают молитву. «Гранатовый браслет» — это песнь любви, и одновременно это вечная молитва о любви… Куприн говорил о «Гранатовом браслете», что ничего более целомудренного он еще не писал.
    И это его замечание верно. У Куприна есть много тонких и превосходных рассказов о любви, об ожидании любви, о трагических ее исходах, о тоске и вечной юности в душе человека. Куприн всегда и всюду благословлял любовь. Он посылал великое благословение всему сущему: земле, водам, деревьям, цветам, небесам, Людям, зверям, и вечной благости, и вечной красоте, заключенной в женщине.

  7. «Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви — и самых печальных — куприновский «Гранатовый браслет», — писал К. Паустовский. — Характерно, что великая любовь поражает самого обыкновенного человека — гнущего спину за канцелярским столом — чиновника контрольной палаты Желткова. Невозможно без тяжелого душевного волнения читать конец рассказа с его изумительно найденным рефреном «Да святится имя Твое». Особую силу «Гранатовому браслету» придает то, что в нем любовь существует как нежданный подарок…»
    Благоговейно прикасался к теме любви писатель. Он обожествляет ее, воспевает рыцарское служение женщине, считая это возвышенное чувство «величайшей тайной в мире».
    «Гранатовый браслет» — повесть о любви неразделенной, а потому трагической. Но ведь, как говорит генерал Аносов, «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Это в идеале. На деле же несколько иначе…
    Г. С. Ж., бедный чиновник Желтков, безответно влюблен в недоступную для него богатую княгиню Веру Николаевну Шеину. Женщина замужем. Однако любящему ее человеку достаточно «рабской преданности». В письме, которое он приложил к подарку, говорится: «Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите…»
    Смешного поклонника Веры домашние снисходительно терпели до определенного предела, которым и явился недорогой гранатовый браслет, фамильная драгоценность. Нарушив все приличия, Желтков на день ангела присылает Вере Николаевне Шеиной подарок, браслет, который до нее «никто… не надевал». Это был золотой браслет, на который камни были «с точностью перенесены» со старого. Терпению князя Шеина и Николая, холостого брата Веры, пришел конец. Они разыскивают чиновника с мыслью поставить его на место. Высокомерие молодых людей чрезмерно, родственник настроен категорично, хотя муж старается понять соперника. Все желают, чтобы это закончилось быстрее. Желтков не готов терпеть. Только услышав от самой княгини Веры: «Мне надоела вся эта история, пожалуйста, прекратите ее как можно скорее», — Г. С. Ж. кончает с собой. Все, что связано с именем любимой женщины, для него свято.
    Замкнутое в себе чувство обладает разрушительной силой, вытесняет все помыслы героя, не касающиеся предмета обожания. Своим же предсмертным письмом и высказанной в нем просьбой послушать бетховенскую сонату он трогает сердце княгини. Вся жизнь чиновника сфокусировалась на любви: «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто… для меня жизнь заключается только в Вас». В своем поклонении женщине Желтков начинает путать ее с богом, обращая именно к ней слова из чудесной молитвы Господней: «Да святится имя Твое».
    Г. С. Ж. добился своего: плачущая Вера Николаевна просит у мертвого чиновника прощение, понимая, что мимо прошла великая любовь.
    На Желткове висела еще растрата казенных денег, покрыть которую было невозможно. Это и подтолкнуло его к бездне.
    Интересно, что женщина у Куприна всегда сильна духом, готова взять на себя все грехи мира, понять и пожалеть слабого и бедного мужчину. Вера просит прощение за то, что проглядела любовь, не поняла. Получается так, что своей смертью Желтков добивается не просто жалости, он будто внушает женщине, что именно она ответственна за его смерть…
    Грустная, приведшая к трагедии и в то же время счастливая история. Только любовью можно ответить на любовь. Теперь же княгине Вере Николаевне Шеиной остается думать, что ее жизнь «пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

  8. «Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви — и самых печальных — куприновский «Гранатовый браслет», — писал К. Паустовский. — Характерно, что великая любовь поражает самого обыкновенного человека — гнущего спину за канцелярским столом — чиновника контрольной палаты Желткова. Невозможно без тяжелого душевного волнения читать конец рассказа с его изумительно найденным рефреном «Да святится имя Твое». Особую силу «Гранатовому браслету» придает то, что в нем любовь существует как нежданный подарок…»
    Благоговейно прикасался к теме любви писатель. Он обожествляет ее, воспевает рыцарское служение женщине, считая это возвышенное чувство «величайшей тайной в мире».
    «Гранатовый браслет» — повесть о любви неразделенной, а потому трагической. Но ведь, как говорит генерал Аносов, «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Это в идеале. На деле же несколько иначе…
    Г. С. Ж., бедный чиновник Желтков, безответно влюблен в недоступную для него богатую княгиню Веру Николаевну Шеину. Женщина замужем. Однако любящему ее человеку достаточно «рабской преданности». В письме, которое он приложил к подарку, говорится: «Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите…»
    Смешного поклонника Веры домашние снисходительно терпели до определенного предела, которым и явился недорогой гранатовый браслет, фамильная драгоценность. Нарушив все приличия, Желтков на день ангела присылает Вере Николаевне Шеиной подарок, браслет, который до нее «никто… не надевал». Это был золотой браслет, на который камни были «с точностью перенесены» со старого. Терпению князя Шеина и Николая, холостого брата Веры, пришел конец. Они разыскивают чиновника с мыслью поставить его на место. Высокомерие молодых людей чрезмерно, родственник настроен категорично, хотя муж старается понять соперника. Все желают, чтобы это закончилось быстрее. Желтков не готов терпеть. Только услышав от самой княгини Веры: «Мне надоела вся эта история, пожалуйста, прекратите ее как можно скорее», — Г. С. Ж. кончает с собой. Все, что связано с именем любимой женщины, для него свято.
    Замкнутое в себе чувство обладает разрушительной силой, вытесняет все помыслы героя, не касающиеся предмета обожания. Своим же предсмертным письмом и высказанной в нем просьбой послушать бетховенскую сонату он трогает сердце княгини. Вся жизнь чиновника сфокусировалась на любви: «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто… для меня жизнь заключается только в Вас». В своем поклонении женщине Желтков начинает путать ее с богом, обращая именно к ней слова из чудесной молитвы Господней: «Да святится имя Твое».
    Г. С. Ж. добился своего: плачущая Вера Николаевна просит у мертвого чиновника прощение, понимая, что мимо прошла великая любовь.
    На Желткове висела еще растрата казенных денег, покрыть которую было невозможно. Это и подтолкнуло его к бездне.
    Интересно, что женщина у Куприна всегда сильна духом, готова взять на себя все грехи мира, понять и пожалеть слабого и бедного мужчину. Вера просит прощение за то, что проглядела любовь, не поняла. Получается так, что своей смертью Желтков добивается не просто жалости, он будто внушает женщине, что именно она ответственна за его смерть…
    Грустная, приведшая к трагедии и в то же время счастливая история. Только любовью можно ответить на любовь. Теперь же княгине Вере Николаевне Шеиной остается думать, что ее жизнь «пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

  9. У любви тысячи аспектов и в каждом из них
    свой свет, своя печаль, свое счастье и свое
    благоухание
    К. Паустовский
    Среди рассказов Александра Ивановича Куприна особое место занимает «Гранатовый браслет». Паустовский называл его «одним из самых благоуханных, томительных и самых печальных рассказов о любви».
    Один из главных героев, бедный застенчивый чиновник Желтков, полюбил княгиню Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства Василия Шеина. Он считал ее не доступной и потом даже не пытался встретиться с ней. Желтков писал ей письма, собирал
    ее забытые вещи и наблюдал за ней на разных выставках и собраниях. И вот, через восемь лет после того как Желтков первый раз увидел и полюбил Веру, он присылает ей подарок с письмом, в котором он преподносит гранатовый браслет и приклоняется перед ней.
    «Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите».
    Вера рассказала об этом подарке мужу и чтобы не попасть в «смешное положение» они решили вернуть гранатовый браслет. Василий Шеин с братом его жены попросили Желткова больше не посылать Вере письма и подарки, но разрешили написать последнее письмо, в котором он извиняется и прощается с Верой.
    «Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах вашего брата, Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя твое».
    У Желткова не было цели в жизни, его ничего не интересовало, он не ходил в театры, не читал книги, он жил только любовью к Вере. Она была единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью.
    И вот, когда последнюю радость в жизни у него отнимают, Желтков кончает жизнь самоубийством.
    Скромный канцелярист Желтков лучше и чище, чем люди светского общества, такие как Василий Шеин и Николай.
    Благородство души простого человека, его способность к глубоким переживаниям противопоставляется черствым, бездушным «сильным мира сего».

  10. Тема любви в «Гранатовом браслете» Александра Куприна – основная. На ней построено все произведение, хотя, конечно, есть в нем и другие «нити», достойные внимания. Например, тема «маленького человека», столь любимая русскими классиками.
    Мелкий чиновник Желтков безответно влюблен в княгиню Веру. Это чувство живет в нем уже восемь лет. Наверное, если бы не оно, существование Желткова можно было бы назвать пустым. Он и есть тот самый «маленький» человек, о котором было упомянуто в начале. Однако именно на нем держится тема любви в произведении Куприна «Гранатовый браслет».
    Великое, вечное, животворящее чувство поселилось в душе мелкого чиновника. Мужчина бережно хранит его и лелеет. Оно согревает его холодными одинокими вечерами, дает силы просыпаться утром, идти на работу. Желтков прекрасно знает, что не любим, что надежды на взаимность нет. Вера Николаевна замужем.
    Однако, хоть любовь к мужу давно остыла, превратилась в дружбу, менять ее на что-то другое женщина не желает. Да и может ли обратить внимание избалованная высшим светом аристократка на такого человека как Желтков? Конечно, нет, и главный герой отдает себе в этом отчет.
    Отсутствие взаимности не преграда для истинной любви. Вера Николаевна – свет в оконце для Желткова, его ангел, кумир, почти божество. Чиновник находит счастье даже в том, чтобы писать ей. Или целовать присланную когда-то ею записку, в которой женщина просила не беспокоить ее. Держать в руках театральную программку, выроненную однажды любимой и подобранную ее воздыхателем.
    Чувства Желткова бесценны. Их нельзя перевести в какой-либо эквивалент. Гранатовый браслет, который чиновник отправляет своей возлюбленной в день ее рождения, впитал в себя все то тепло, которое живет в душе героя. Подарок не дорогой с точки зрения денег, но цены ему нет.

  11. Есть у А. И. Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви. Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано все. Что можно поведать о любви после шекспировской истории Ромео и Джульетты, после пушкинского ?Евгения Онегина, после ?Анны Карениной? Льва Толстого? Можно продолжать этот список творений, воспевших трагизм любви. Но у любви тысячи оттенков, и в каждом ее проявлении своя светоносность, своя печаль, свой излом и свое благоухание. Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви ? и, пожалуй, самых печальных ? это купринский ?Гранатовый браслет?. В этом рассказе истинный романтик Куприн обожествляет любовь. Каждое слово здесь светится, переливается, сверкая драгоценной огранкой, но в рассказе описана любовь трагическая. Как говорит в рассказе генерал Аносов, любимый дедушка Ани и Веры: ?Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!? Эта великая любовь поражает самого обыкновенного человека, гнущего спину за канцелярским столом, чиновника Желткова. Он был готов издалека обожать Веру Николаевну, он ее просто боготворил: ?Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. Да святится имя Твое?. Желтков не мог каждый день, каждый час, каждую минуту дарить свою любовь Вере Николаевне. Наверное, поэтому он подарил ей гранатовый браслет своей прабабки ? самое дорогое, что у него было, чтобы хоть как-то соединить себя с Верой. Желтков был безумно счастлив уже тем, что к его подарку прикасались руки его богини. Больше всего меня поразило, с какой внутренней энергией Куприн воспевает любовь. Поистине это чудо, божественное провидение встретить в жизни именно такое чувство, и тут Вере Николаевне повезло. В ее судьбе засияла любовь вечная, бескорыстная, искренняя, о которой мечтает каждая женщина и на которую не способно большинство мужчин. Наверное, просто? невозможно описать словами то ощущение глубочайшей потери, которое испытала Вера Николаевна, когда поняла, что такая любовь прошла мимо нее. Особую силу рассказу придает то, что в нем любовь существует как нежданный подарок, озаривший вдруг жизнь, тусклую обыденность, всколыхнувший устоявшийся быт. Мне кажется, невозможно без душевного волнения читать конец рассказа, эти изумительные слова: ?Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью овеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе. Да святится имя Твое?. Эти слова скорее напоминают молитву. ?Гранатовый браслет? ? это песнь любви, и одновременно это вечная молитва о любви… Куприн говорил о ?Гранатовом браслете?, что ничего более целомудренного он еще не писал. И это его замечание верно. У Куприна есть много тонких и превосходных рассказов о любви, об ожидании любви, о трагических ее исходах, о тоске и вечной юности в душе человека. Куприн всегда и всюду благословлял любовь. Он посылал великое благословение всему сущему: земле, водам, деревьям, цветам, небесам, людям, зверям, и вечной благости, и вечной красоте, заключенной в женщине.

  12. Любить истинно может только вполне созревшая душа…
    В. Г.Белинский
    Тема любви занимает в творчестве А. И. Куприна важное место. Ей посвящены такие произведения, как «Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет» и другие. Вводя в ряд своих произведений противопоставление любовь — смерть, Куприн сначала в «Суламифи», а затем в «Гранатовом браслете» убеждает читателя, что любовь сильнее смерти, если она настоящая. В сказках великая сила любви вознаграждается счастьем, а в жизни, к сожалению, любовь, как правило, трагична. Об этом повесть Куприна «Гранатовый браслет». «Это один из самых благоуханных рассказов о любви», — писал Паустовский.
    В повести «Гранатовый браслет» (1910) поначалу ничто не предвещает трагического поворота событий. На первых страницах произведения мы знакомимся с двумя сестрами — Верой Николаевной Шеиной и Анной Николаевной Фриессе.
    Действие происходит на северном побережье Черного моря. Несколько печальное и грустное настроение навевает осенний пейзаж, с описания которого и начинается рассказ. Автор создает у читателя неясное ощущение беспокойства. «Пустой туман», ветер, пригибающий верхушки деревьев, — все это наводит на мрачные мысли.
    Сами же события рассказа поначалу можно назвать приятными. На именины Веры Николаевны собираются гости. Но когда все сидят за столом, именинница машинально пересчитывает гостей и вдруг расстраивается, потому что их тринадцать.
    На этом тревожные предзнаменования не кончаются: в разгар веселья княгиня получает подарок — браслет со старинными камнями. Когда Вера берет его в руки, ей кажется, что камни похожи на кровь. Из письма, приложенного к подарку, она узнает, что эта вещь является семейной реликвией одного странного человека, который уже много лет обожает Веру Николаевну. Кроме того, в этом же письме сообщается, что маленький зеленый камешек в центре (редкий сорт граната) призван оберегать мужчин от насильственной смерти, а женщинам сообщает дар предвидения.
    Вера получает в подарок от мужа серьги из жемчуга. Как известно, жемчуг — символ слез. Возникает ощущение, что жемчуг и гранат не совместимы.
    Сестра Аня дарит Вере молитвенник, что тоже символично. Наверное, выход из предстоящей трагедии Вера найдет в обращении к Богу.
    Собственно гранатовый браслет и вводит в повесть тему возвышенной, «небесной» любви. Муж Веры развлекает гостей, и из его юмористического рассказа с картинками становится ясно, что история любви тайного поклонника, которого князь именует «телеграфистом», тянется уже семь лет. Более того, князь доводит свой рассказ, несмотря на протесты Веры, до логического конца — до смерти «телеграфиста» от несчастной любви. Пошлость, насмешка над «маленьким человеком», неуважение — вот что такое альбом Василия Шеина.
    Художественное своеобразие этой повести как раз и заключается в незаметном возникновении и постепенном нарастании трагической темы. Гости начинают рассуждать о святой и вечной любви. Генерал Аносов рассказывает о нескольких случаях, похожих на такую любовь. Однако он считает, что небесная любовь, может, и была когда-то, но теперь невозможна. Генерал делает вывод, что «люди разучились любить». В подтверждении этой мысли можно оценить взаимоотношения Веры и ее мужа как похожие не на любовь, а на житейское удобство. А как иначе истолковать фразу Куприна о том, что их любовь перешла в дружбу? Флирт, которому предается сестра Веры, тоже не назовешь настоящей любовью. Отношения между супругами, один из которых любит, а другая позволяет себя любить, нельзя считать правильными. Поэтому любовь должна быть высокой, яркой, необычной, любовь как смерть.
    Муж и брат Веры находят чиновника Желткова. Однако Вера, узнав об этом, почему-то не радуется, а пророчески понимает, что отныне Желтков обречен на смерть. И действительно, Желтков совершает самоубийство, послав Вере свое прощальное письмо, в котором говорит о своем счастье — счастье настоящей любви, дарованной ему Богом.
    Оказывается, незаметный чиновник был благородным и скромным и, главное, умел любить. Его не страшила смерть, потому что в женщине, которую он полюбил, для него «воплотилась вся красота земли». Вопреки запретам светлое чувство жило в душе Желткова. Оно возвышало героя, делая его значительным как в собственных, так и в чужих глазах. На лице своего мертвого поклонника Вера Николаевна увидела такую «глубокую важность», какую замечала лишь на масках великих людей — Пушкина и Наполеона.
    Несмотря на смерть, любовь торжествует. Недаром Куприн дает своему герою имя Ежий (польский вариант имени Георгий), стремясь подчеркнуть, что Желтков — победитель. Однако в повести традиционная тема «маленького человека» получает особое звучание. Желтков по-своему велик, потому что вознесен он над обыденной жизнью любовью.
    Вера Николаевна прошла мимо той чистой и возвышенной любви, которая «случается раз в тысячу лет». Но и само соприкосновение с неземным чувством имело важное значение для героини. Она узнала что-то новое и необычное, стала другой. Для нее настало внутреннее пробуждение. Вера постепенно осознала подлинную роль любви. Любовь была для Веры и Желткова как неожиданный подарок.
    Полному раскрытию темы любви способствует также и форма произведения. А. И. Куприну удалось осуществить в повести синтез двух видов искусства — литературы и музыки. Рассказу предшествует эпиграф из «Апассионаты» Бетховена. Все произведение проникнуто музыкой. В финале же тема вечной любви подтверждается бессмертным произведением великого композитора. Ритмически чередуясь, следуют аккорды сонаты, а им вторят рефреном слова вечной молитвы: «Да святится имя твое».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *