Сочинение на тему м горький

5 вариантов

  1. ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ И РЕФЕРАТОВ
    1. Судьбы русской интеллигенции в произведениях А. П. Чехова и М. Горького.
    2. “Безумство храбрых” и “мудрость жизни” в произведениях М. Горького.
    3. Пафос романтических произведений Горького.
    4. Идеи и стиль романтических произведений М. Горького.
    5. Тема человека в ранних рассказах М. Горького.
    6. Поиски правды и смысла жизни в произведениях М. Горького.
    7. Трагические судьбы “людей дна” в произведениях М. Горького.
    8. “Человек” в произведениях М. Горького (“Фома Гордеев”, “На дне” и др.).
    9. “Свинцовые мерзости” русской жизни в ранних рассказах М. Горького.
    10. Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве М. Горького.
    11. Спор о правде и человеке в пьесе М. Горького “На дне”.
    12. Проблемы гуманизма в пьесе М. Горького “На дне”.
    13. Тема революционного насилия и нравственной ценности христианства в романе М. Горького “Мать”.
    14. “Очень своевременная книга” и “Несвоевременные мысли” М. Горького (по роману “Мать” и “Несвоевременным мыслям”).
    15. Жизнь, подобная смерти, и бессмертие (Ларра и Данко).
    16. Кто из ночлежников вызывает у меня симпатии и почему? (по пьесе “На дне”),
    17. “Человек- вот правда!” (по пьесе “На дне”).
    18. Проблема нравственного выбора в романе-эпопее “Жизнь Клима Самгина”.
    19. Художественное своеобразие пьесы М. Горького “На дне”.
    20. Роль афоризмов в раскрытии характеров героев в пьесе “На дне”.
    21. Традиции русской классики в творчестве М. Горького (на примере одного или нескольких произведений).
    22. Что я принимаю и с чем спорю в произведениях М. Горького?
    23. Согласны ли вы с высказыванием Горького: “Каждый сам себе судьба” (по рассказу М. Горького “Старуха Изергилъ”).
    24. Устарел ли Максим Горький?
    По  одной из последних трех тем написать сочинение – эссе.
    ТЕЗИСНЫЕ ПЛАНЫ СОЧИНЕНИЙ
    СПОР О ПРАВДЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ”
    Честь безумцу, который навеет  человечеству сон золотой.
    Беранже
    Пожалуй, и в наши дни на проходе через томительно жгучую            неизвестность, горькое да упреждающее словцо
    куда полезнее усыпительных гуслей.
    Л. Леонов
    I. Мечта М. Горького о Человеке. Гордые и сильные, красивые и вольные, люди “с солнцем в крови” герои ранних произведений писателя.
    II. Человека Горький ищет везде, даже “на дне” жизни. Поиски смысла жизни, совести, назначения человека на земле, возвышенной любви занимают ночлежников, которые, казалось бы, утратили все (многие даже имя), но не утратили надежды.
    III. Что может дать надежду на возрождение: суровая правда или красивая, утешительная ложь?
    IV. Противопоставление утешительной, сострадательной лжи Луки и горькой, обличительной правды Сатина – основной драматургический конфликт пьесы.
    V. Жизненная философия Луки: “Не всегда правдой душу вылечишь”. Лука убежден, что люди нуждаются в жалости, потому что на земле все люди “странники” и найти здесь справедливость невозможно. Он призывает к терпению, состраданию, потому что человек переустроить жизнь не может, а может лишь “устроиться” в ней, “приспособиться”. Его надежды связаны не с разумом, а с верой (притча о “праведной земле”).
    VI. Позиция Сатина в споре о правде. Сатин – обличитель лжи как “религии рабов и
    хозяев”, прибежища нищих духом. Правда Сатина – “бог свободного человека”, правда Человека, который звучит гордо, верит в возможность переустройства жизни на земле, в возможность уничтожения зла.
    VII. Человек Луки – отдельная, конкретная личность (“я всякого уважаю”), Человек-Сатина – это общность людей, человечество (“Это не ты, не я, не они… нет! Это – ты, они, старик” Наполеон, Магомет… в одном”).
    VIII. На чьей стороне Горький в споре о правде и человеке? Художественная правда характера и замысел писателя не совпали в изображении Луки – это утверждал первый исполнитель его роли И. Москвин, чья талантливая игра заставила многих критиков утверждать, что автор на стороне Луки, а не Сатина. Споры продолжаются.
    XI. Гуманизм Горького в пьесе “На дне”, философский смысл пьесы (разработка им в пьесе вечных тем; смысл бытия человека, ответственность перед собой и миром). Современные постановки и трактовки пьесы.
    ЧТО Я ПРИНИМАЮ И С ЧЕМ Я СПОРЮ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ГОРЬКОГО
    I. Посещение музея-квартиры М. Горького. Противоречивые впечатления; роскошный особняк в стиле модерн (реквизированный у миллионера купца-мецената Рябушинского) – для пролетарского писателя, редкая коллекция миниатюрных фигурок из кости и нефрита. Строгие шкафы с книгами до самого потолка, дорогие картины, фотографии сына, внучек, друзей и знакомых… Известно, что Горький не любил этот дом, чувствовал себя в нем как в золотой клетке. Побывавший у него в 1925 г. Р. Роллан записал в дневнике: “Он очень одинок, хотя никогда не бывает один”, “в его душе происходит жестокая борьба, о которой никто ничего не знает”. И уж совсем красноречивый вывод: “у старого медведя на губе кольцо”.
    II. Разные версии о гибели сына и смерти самого М. Горького. Секретарь Горького, оказывается, был агентом ГПУ… Все это требует осмысления и переоценки того, что знал раньше о Горьком и что знал? То, что в учебнике, особенного интереса не вызывало. Из прочитанного запомнилось лишь что-то из раннего творчества… Вероятно, написано талантливо.
    III. Романтические песни “Старуха Изер-гиль” – все это, на мой взгляд, подлинное искусство; прекрасный, “цветистый” язык, сказочная метафоричность, яркость, необычайность героев, возвышенные мечты и чувства, великолепная пейзажная живопись.
    IV. Ранние реалистические рассказы перекликаются с тем, что описано в автобиографической трилогии (“Детство”, “В людях”, “Мои университеты”). “Свинцовые мерзости русской жизни” и в то же время “здоровое, яркое, творческое”, что есть в русском народе. Все это написано в традициях русской классики XIX в. и близко мне.
    V. Драматургия Горького, по-моему, сродни чеховской, но более заострена социально. “Дачники”, “Дети солнца”, “Васса Железнова”, увиденные по телевизору, достаточно интересны. “На дне” – пьеса, заставляющая спорить, размышлять о правде и лжи, о смысле человеческого существования, о сострадании,- об ответственности за свою личную судьбу. Афористичность языка привлекает, многое запоминается надолго. Поражает мастерство речевых характеристик: ночлежники – живые человеческие типы. Спорным представляется Сатин как антипод Луки. Он гораздо менее убедителен, чем Лука, к тому же сам признает его правоту (“молодец старик”).
    VI. Больше всего спорить хочется с романом “Мать”. Многие страницы написаны с большой художественной выразительностью (описание жизни рабочей слободки, история жизни и смерти слесаря Михаила Власова, интересен Андрей Находка, волнуют переживания Ниловны, ее загадочный сон и др.), но в целом читать довольно скучно, а уж идея насильно осчастливить все человечество, оправдание революционного террора (чего стоит Николай Весовщиков, готовый “забрызгать кровью небеса” во имя идеи) – абсолютно неприемлема для меня. Думается, что “своевременность” этой книги в прошлом, и сухой, схематичный, холодный Павел никого уже увлечь не сможет. А вот материнская великая любовь Ниловны, которая, как библейская Мария, приносит своего сына в жертву людям, не может не привлечь.
    VII. Послеоктябрьское творчество Горького мало знакомо мне. Изучено обзорно “Дело Артамоновых”, “Жизнь Клима Самгина”, последний роман, судя по телевизионной версии, грандиозное и, возможно, самое важное и талантливое из всего, что написано Горьким. Обязательно надо прочитать, если осилю.
    VIII. Несмотря на то что я не все принимаю в Горьком, я думаю, не правы те, кто заявляет о том, что нужно отбросить его за ненадобностью. Мне интересна личность Горького, поскольку он один из тех, кто “сделал себя сам”. Как это ни банально звучит, в разное время
    Горький был разным (это доказывают его “Несвоевременные мысли”), и, следовательно, справедливо будет сказать, что никакой эпизод из жизни писателя не может характеризовать его полностью, что он лишь звено в цепи сложной, но исполненной глубокого смысла судьбы.
    РАННИЕ РОМАНТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ М. ГОРЬКОГО
    Он выдумал жизнь сильную, радостную, полную волнующих предчувствий… Этого невероятного и ожидала изнемогающая от самой себя действительность.
    А. Н. Толстой
    I. Своеобразие романтизма ранних произведений М. Горького. Романтика не уводит от жизни, а зовет к действию. Сокол, Данко, старуха Изергиль – герои, зовущие к подвигу.
    II. Голос Горького-романтика был услышан, он помог многим обрести крылья в романтическом полете над пошлостью и косностью жизни.
    III. Что такое подвиг в горьковском понимании. Ларра и Данко – подвиг есть следствие огромной любви к людям.
    IV. “Безумство храбрых” и “мудрость жизни” в ранних произведениях А. М. Горького.
    V. Концепция человека в романтических произведениях Горького. Человек творит подвиг, подвиг творит Человека.
    VI. Афористичность языка, гиперболы, сравнения, емкость и выразительность метафор служат формированию идейного смысла произведений. И то и другое, как в фокусе, соединяется в понятие подвига, рисуя его в ярких, жизнеутверждающих тонах.
    VII. Роль пейзажа в творчестве Горького романтического периода (море, постоянно меняющееся – “свободная стихия”. Буря, бескрайние степи и неприступные горы, ущелья, колдовская ночь и непроницаемая темнота леса, во тьме которого вспыхивает гордое сердце Данко и т. д.). Символика пейзажных зарисовок.
    VIII. Антитеза как основной композиционный прием ранних произведений Горького (Девушка – смерть, Уж – Сокол, Ларра – Данко, Буревестник– глупый пингвин и т. д.).
    IХ. Остро современное и вечное в романтических произведениях Горького. Написанные в период подготовки первой русской революции, они сыграли пропагандистскую роль. Однако размышления героев о смысле жизни, любви и смерти, чести и подвиге, высокие художественные достоинства этих произведений представляют ценность и для наших современников.

  2. СОЧИНЕНИЕ: Ранние рассказы М. Горького
    Максим Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес у читателей. Современники с изумлением писали, что народ России, не знавший Достоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя, не знающий Лермонтова, больше других, но только кусочками знающий Толстого, знает Максима Горького. Правда, в этом интересе был и некоторый налет сенсационности. Людей из низов привлекала сама мысль, что в литературу пришел писатель из их среды, не понаслышке знавший жизнь с самых мрачных и страшных ее сторон. Литераторов и читателей, принадлежащих к элитарному кругу, личность Горького привлекала, помимо таланта, своей экзотичностью: человек видел такие глубины «дна жизни», которые до него никто из писателей не знал изнутри, на личном опыте.
    Этот богатый личный опыт дал М. Горькому обильный материал для его ранних произведений. В эти же ранние годы вырабатываются магистральные идеи и темы, которые позднее сопровождали писателя на всем протяжении его творчества. Это, прежде всего, идея активной личности. Писателя всегда интересовала жизнь в ее развитии, брожении. У М. Горького вырабатывается новый тип взаимоотношений человека с окружающей средой. Вместо формулы «среда заела», которая была во многом определяющей для литературы предшествовавших 90-м годам XIX столетия, у писателя звучит мысль о том, что человека создает сопротивление окружающей среде. С самого начала произведения М. Горького распадаются на два типа: ранние романтические тексты и реалистические рассказы. Идеи же, высказываемые автором в них, во многом близки.
    Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». В первом из них писатель по всем законам романтического жанра рисует образы красивых, смелых и сильных людей. Опираясь на традицию русской литературы, М. Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей. В произведении возникает романтический конфликт между чувством любви и стремлением к воле. Разрешается он гибелью героев, но эта гибель воспринимается не как трагедия, а скорее, как торжество жизни и воли.
    В рассказе «Старуха Изергиль» повествование также строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерный мотив двоемирия: герой-повествователь — носитель общественного сознания. Ему говорят: «… стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны». Ему противостоит мир романтических героев — опять же красивых, смелых, сильных людей: «Они шли, пели и смеялись». В рассказе ставится проблема этической направленности характера романтической личности. Романтический герой и другие люди — как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, традиционная тема: человек и среда. Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде. Это очевидно проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларры, который открыто нарушил закон человеческой жизни, противопоставил себя людям и наказан вечным одиночеством.
    Ему противопоставлен Данко. Рассказ о нем построен как аллегория, люди ищут путь к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету. В Данко М. Горький воплотил образ вождя народных масс. И образ этот написан по канонам романтической традиции. Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, враждебен ей. Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом масса, как и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками («Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства»). Данко — герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования. М. Горький реализует, делает буквальной распространенную в языке метафору: огонь сердца. Подвиг героя перерождает людей, увлекает их за собой. Но от этого сам он не перестает быть одиночкой, у людей, им же увлеченных вперед, остается к нему не только чувство равнодушия, но и враждебности: «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек, заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».
    Горьковская легенда о Данко была активно использована как материал для революционной пропаганды, образ героя приводился как пример для подражания, позднее широко использовался официальной идеологией, усиленно внедрялся в сознание молодого поколения (были даже конфеты с названием «Данко» и с изображением на обертке горящих сердец). Однако у М. Горького все не так просто и однозначно, как пытались это представить подневольные комментаторы. Молодой писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки и драматическую ноту непонятности и враждебности ему среды, массы. В рассказе «Старуха Изергиль» явственно ощущается присущий М. Горькому пафос учительства.
    Еще явственнее он в особом жанре — песнях («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»), Сегодня они воспринимаются скорее как забавная страница истории литературы. Они и в прошлом не раз давали материал для пародийного осмысления (так, в период эмиграции М. Горького появилась статья с названием «Бывший Главсокол, ныне Центроуж»). Но на одну важную для писателя в ранний период его творчества проблему, сформулированную в «Песне о Соколе», мне бы хотелось обратить внимание: проблема столкновения героической личности с миром обыденности, с обывательским сознанием. Эта проблема во многом развита М. Горьким и в его реалистических рассказах раннего периода.
    Одним из художественных открытий писателя стала тема человека дна, опустившегося, нередко спившегося бродяги — в те годы их принято было называть босяками, М. Горький хорошо знал эту среду, проявлял к ней большой интерес и широко отразил ее в своих произведениях, заслужив определение «певец босячества». В самой этой теме не было полной новизны, к ней обращались многие писатели XIX-века. Новизна была в авторской позиции. Если раньше люди вызывали, прежде всего, сострадание как жертвы жизни, то у М. Горького все иначе. Его босяки — это не столько несчастные жертвы жизни, сколько бунтари, которые сами эту жизнь не принимают. Они не столько отверженные, сколько отвергающие. Пример этого можно видеть в рассказе «Коновалов».
    Уже в начале писатель подчеркивает, что у его героя была профессия, он «прекрасный пекарь, умелец», им дорожит хозяин пекарни. Коновалов представляет собой одаренную натуру — одарен живым умом. Это человек, который задумывается о жизни и не принимает в ней обыденного, безгеройного существования: «Тоска она, канитель: не живешь, а гниешь!». Коновалов мечтает о героической ситуации, в которой могла бы проявиться его богатая натура. Он говорит о себе: «Не нашел я себе места!». Его увлекают образы Стеньки Разина, Тараса Бульбы. В обыденной жизни Коновалов чувствует себя ненужным и уходит от нее, в конце концов, трагически погибая.
    Сродни ему и другой горьковский герой из рассказа «Супруги Орловы». Григорий Орлов — один из самых ярких и противоречивых характеров в раннем творчестве М. Горького. Это человек сильных страстей, горячий и порывистый. Он напряженно ищет смысл жизни. Временами ему кажется, что он его нашел, — например, когда он работает санитаром в холерном бараке. Но затем Григорий видит иллюзорность этого смысла и возвращается к своему естественному состоянию бунта, противостояния среде. Он способен многое сделать для людей, даже жизнью своей для них пожертвовать, но жертва эта должна быть мгновенной и яркой, героической, вроде подвига Данко. Недаром он говорит о себе: «А горит сердце большим огнем».
    М. Горький относится к таким людям, как Коновалов, Орлов и им подобные, с пониманием. Однако, если вдуматься, можно увидеть, что писатель уже на раннем этапе подметил явление, которое стало одной из проблем российской жизни XX века: стремление человека к героическому деянию, к подвигу, самопожертвованию, порыву и неспособность к повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням, лишенным героического ореола. Люди такого типа, как это предугадал писатель, могут оказаться великими в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, войн, революций, но они чаще всего нежизнеспособны в нормальном течении человеческой жизни. Сегодня проблемы, поставленные М. Горьким в его раннем творчестве, воспринимаются как актуальные и насущные для решения проблем нашего времени.
    СОЧИНЕНИЕ:Человек в творчестве М. Горького
    Человек как огромный неисследованный мир, как величайшая загадка природы интересовал М. Горького на протяжении всего творческого пути. Человеческие мысли и чувства, надежды и их крушение, сила и слабость, его духовная и социальная природа находят свое отражение в образах, созданных писателем.
    Персонажи Горького — это не наши современники, это люди начала XX века, эпохи трех революций и мировой войны, эпохи крушения старого мира и начала новой жизни.
    Человек Горького — это герой того времени. Но, изображая своего современника, автор пытается угадать, каким будет сын этой новой бурной эпохи, Человек завтра. В его образе Горький воплощает все самое лучшее, что есть в его современниках.
    «Человек» для Горького не просто слово, обозначающее животное вида Homo sapiens, но почетное имя, звание, которое нужно заслужить. «Превосходная должность — быть на земле человеком», — говорится в рассказе «Рождение человека». И для того чтобы именоваться Человеком, прежде всего, нужно обладать гордостью и личной духовной свободой, которых так боятся и ненавидят Зевс, Иегова, Аллах, другие боги и божки различных религий, и «великие вожди и учителя» — диктаторы всех мастей и времен. Все они известны у Горького под общим именем «черное чудовище власти». Это чудовище, объявив гордость первейшим грехом, руками своих жрецов во все времена убивало свободных, гордых, сильных духом.
    Гордость — чудеснейшая черта характера. Она делает раба свободным, слабого — сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит ничего обывательского и «общепринятого». Герои рассказа «Макар Чудра» Лойко и Радда предпочитают смерть несвободной жизни, потому что сами горды и свободны. Но гипертрофированная гордость, гордыня порождает абсолютную свободу, свободу от общества, свободу от всех моральных устоев. Эта мысль Горького звучит в рассказе старухи Изергиль о Ларре, который, будучи именно таким абсолютно свободным индивидуумом, умирает для всех (и, прежде всего, для себя), оставаясь в наказание жить вечно. Герой обрел в бессмертии смерть. Горький напоминает о вечной истине: нельзя жить в обществе и быть свободным от него.
    Другое качество человека, по Горькому, — это способность всеобъемлюще, всеохватывающе чувствовать, полностью отдааясь своим чувствам, не слушая голос разума. «Безумство храбрых — вот мудрость жизни». Я думаю, что в этой фразе писатель сделал ударение на слове «безумство». «Расчет — вот энтузиазм мудрого» — эти слова автор обращает к тем, кого презирает. Поэтому у Горького в числе главных и любимых им персонажей не встретишь разумных, холодных, полуположительных субъектов типа Базарова или Ставрогина (хотя такие люди существовали всегда). Слишком рассудочные люди — обычно нравственно мертвые, а Человек Горького — живой. Это Homo Sentiense, Человек чувствующий. Таковы Фома Гордеев и Пелагея Ниловна Власова, Коновалов и Чел-каш, Сатин и Тетерев — все главные и даже не очень главные герои его произведений. У всех них чувства больше, чем разума. Впрочем, сам Горький считает чувственность уделом слабых, полагая, что она не должна мешать Человеку на его пути. Самым же главным качеством Человека писатель считает умение жить. Жить в самом полном смысле этого слова. Всех живущих Горький разделяет на две группы: «горячих» и «гниющих». «Гниющие» — это люди слабые и ограниченные, которые не пытаются изменить жизнь и вполне довольны своим положением. Таких — большинство. И типичный представитель их образ-символ Серый «любит только жизнь теплую, жизнь сытую, жизнь уютную… Он готов рабски служить всякой силе, только бы она охраняла его сытость и покой. Вся жизнь для него — зеркало, в котором он видит только себя. Он очень живуч, ибо обладает всеми талантами паразита… Его душа — трон скользкой жабы, которую зовут пошлостью, его сердце — вместилище трусливой осторожности. Он хочет много наслаждаться и боится беспокойства — это делает его раздвоенным и фальшивым».
    Образы-символы Уж и Серый, Сатин, Яков Маякин — это и есть те самые слабые и глупо-пошлые существа, косные и инертные — уродливый пасквиль на настоящего Человека. Но есть и другие люди — «горящие». Они бурно расходуют свою энергию, отдаются жизни и берут ее, поют ей гимн. «Большое это удовольствие — жить на земле!» — говорит Нил, один из главных героев пьесы «Мещане». Ему вторят Сокол и Буревестник, герои романтических рассказов, и революционеры из романа «Мать», и многие другие «горящие» герои Горького.
    Но для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно «гореть», недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь главное — цель, цель, оправдывающую существование человека, ибо «цена человека — дело его».
    «В жизни всегда есть место подвигу», «Вперед! и — выше! все — вперед! и — выше — вот кредо настоящего Человека».
    Бесцельно, бессмысленно «горит» жизнь Изергиль, ничего не освещая. В противоположность ей ярко вспыхивает и гаснет жизнь Данко, осветившая людям путь к новой жизни. Погибая, Данко обретает бессмертие, т. к. бессмертие есть плата за высокую, великую цель. Человек должен стремиться к высокой, великой цели, и на пути ее осуществления ему ничто не должно мешать: ни слепая вера, стремящаяся поработить его, ни баюкающая, сладкая надежда, успокаивающая его, ни унижающая его любовь. Ради этой цели нужно принести любые жертвы, лишь бы цель оправдывала их.
    Итак, Человек, оружие которого «твердая уверенность в свободе мысли, в ее бессмертии и в вечном росте творчества ее» — неисчерпаемый источник его силы. Человек, призвание которого «новое создать на выкованных мыслью незыблемых устоях свободы, красоты и уважения к людям!». Человек, смысл жизни которого «… в творчестве, а творчество само довлеет и безгранично!» Вот он — настоящий Человек, Человек-Бог, нет, Человек — выше любых придуманных им богов! Человек — Вселенная, идеал, созданный Горьким, вложившим в него все самое лучшее из всех героев своего времени. «Все — в Человеке, все — для Человека!.. Существует только Человек, все же остальное — дело его рук и мозга. Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!»

    Похожие статьи:

    Учебный зал > СОЧИНЕНИЯ по роману Лермонтова “Герой нашего времени”Учебный зал > СОЧИНЕНИЯ по творчеству А. И. КупринаУчебный зал > СОЧИНЕНИЯ по роману А.С. Пушкина “Евгений Онегин”Учебный зал > СОЧИНЕНИЯ по роману М. Шолохова “Тихий Дон”Учебный зал > СОЧИНЕНИЯ по комедии Грибоедова «Горе от ума»

  3. Страница: [ 1 ] 2
    Необычна жизненная и творческая судьба Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова). Родился он 16(28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. Рано лишившись родителей, Максим Горький провел детство в мещанской семье деда Каширина, испытал тяжелую жизнь «в людях», много странствовал по Руси. Он узнал быт босяков, безработных, тяжелый труд рабочих и беспросветную нищету, которая с ещё большей силой раскрыла перед будущим писателем противоречия жизни. Чтобы заработать на пропитание, ему пришлось быть и грузчиком, и пекарем, и садовником, и хористом. Все это дало ему такое знание быта низов, которым не обладал в то время ни один писатель. Впечатления этих лет он воплотил позже в трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».
    В 1892 году первый рассказ Горького – «Макар Чудра» открыл читателям России нового писателя.
    А двухтомный сборник очерков и рассказов, вышедший в 1898 году, принес ему широкую известность. Было что-то удивительное в той быстроте, с которой его имя разнеслось по всем уголкам России.
    Молодой писатель, в тёмной косоворотке, подпоясанный тонким ремешком, с угловатым лицом, на котором выделялись неуступчиво горящие глаза, выступил в литературе как провозвестник нового мира. Пусть на первых порах он сам ещё отчётливо не сознавал, что это будет за мир, но каждая строчка его рассказов призывала бороться против «свинцовых мерзостей жизни».
    Необычайная популярность начинающего писателя в России и далеко за её пределами объясняется главным образом тем, что в произведениях раннего Горького выведен новый герой – герой-боец, герой-бунтарь.
    Для творчества молодого Горького характерны настойчивые поиски героического в жизни: «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», поэма «Человек». Беспредельная и гордая вера в человека, способного на высшее самопожертвование, составляет одно из важнейших свойств гуманизма писателя.
    «В жизни… всегда есть место подвигам.
    Передовая молодёжь России восторженно встретила эти гордые горьковские слова. Вот что рассказывает рабочий Пётр Заломов, прототип Павла Власова в романе Максима Горького «Мать», об огромной силе революционного воздействия горьковских романтических образов: «Песня о Соколе» была для нас ценнее десятков прокламаций… Разве только мёртвый или неизмеримо низкий, трусливый раб мог от неё не проснуться, не загореться гневом и жаждой борьбы».
    В эти же годы писатель, рисуя людей из народа, раскрывал их неудовлетворённость жизнью и неосознанное стремление изменить её (рассказы «Челкаш», «Супруги Орловы», «Мальва», «Емельян Пиляй», «Коновалов»).
    В 1902 году Горький пишет пьесу «На дне». Она проникнута протестом против социальных порядков капиталистического общества и страстным призывом к справедливой и свободной жизни.
    «Свобода во что бы то ни стало! – вот её духовная сущность». Так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший её на сцене МОСАТа. Мрачный быт костылевской ночлежки изображён Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей «дна» – грозный обвинительный акт против капиталистического строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, – жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестаёт быть человеком, и обречён влачить жалкое существование.
    Обитатели «дна» выброшены из жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит «дно», неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Умерла Анна, кончает с собой Актёр, да и остальные изломаны и изуродованы жизнью. Но под тёмными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, о его силе и красоте.
    В пьесе «Мещане» (1901) главный герой рабочий Нил при первом появлении на сцене сразу приковывает к себе внимание зрителей. Он сильнее, умнее и добрее других персонажей, выведенных в «Мещанах». По отзыву Чехова, Нил – самая интересная фигура в пьесе. Горький подчёркивал в своём герое целеустремлённую силу, твёрдое убеждение, что «права не дают» – «права берут», веру Нила в то, что человек в силах делать жизнь прекрасной.
    Горький понимал, что осуществить мечту Нила может только пролетариат и только революционной борьбой. Поэтому писатель подчинил и своё творчество, и общественную деятельность служению революции. Он писал прокламации, издавал марксистскую литературу. За участие в революции 1905 года Горького арестовали и заключили в Петропавловскую крепость.
    И тогда в защиту писателя со всех концов Земли полетели гневные письма. «Люди просвещенные, люди науки России, Германии, Италии, Франции, соединимся. Дело Горького – дело наше общее. Такой талант, как Горький, принадлежит всему миру. Весь мир заинтересован в его освобождении», – писал в своём протесте крупнейший французский писатель Анатоль Франс. Царскому правительству пришлось освободить Горького.
    По выражению писателя Леонида Андреева, Горький в своих произведениях не только предсказывал грядущую бурю, он «бурю звал за собой». В этом и состоял его подвиг в литературе.
    История Павла Власова («Мать», 1906) показывает сознательное вступление молодого рабочего в революционную борьбу. В борьбе с самодержавием мужает характер Павла, крепнут сознательность, сила воли, настойчивость.
    Не менее примечателен жизненный путь матери Павла. Из робкой, забитой нуждой женщины, смиренно верующей в бога, Ниловна превратилась в сознательного участника революционного движения, свободного от суеверия и предрассудков, сознающего свое человеческое достоинство.
    «Собирай, народ, силы свои во единую силу!» – с этими словами обращается Ниловна во время ареста к людям, призывая новых бойцов под знамя революции.
    Устремленность в будущее, поэтизация героической личности сочетаются в романе «Мать» с реальными событиями и реальными бойцами за светлое будущее. Так в романе полностью раскрывался новый метод изображения жизни – метод социалистического реализма.
    В первые годы после революции Максим Горький публикует ряд литературных портретов своих современников, воспоминаний, рассказов «о великих людях и благородных сердцах».
    Перед нами словно оживает галерея русских писателей: Лев Толстой, «самый сложный человек 19 века», Короленко, Чехов, Леонид Андреев… Рассказывая о них, Горький находит точные, живописные, неповторимые краски, раскрывает и своеобразие писательского таланта, и характер каждого из этих выдающихся людей.
    У Горького, жадно тянувшегося к знаниям, людям, всегда было много преданных друзей и истинных почитателей. Их притягивало личное обаяние Горького, многогранность его талантливой натуры.
    В конце 1921 года у Алексея Максимовича обострился давний туберкулёзный процесс. Горький уезжает лечиться за границу, на остров Капри. И хотя связь с родиной затруднена, Горький по-прежнему ведёт обширную переписку, редактирует многочисленные издания, внимательно читает рукописи молодых литераторов, помогает каждому найти своё творческое лицо. Трудно сказать, кто из писателей того времени обошёлся без поддержки и дружеских советов Горького.
    Поражает творческий подъём Горького в эти годы.
    В них он продолжает повествование о России, о русском народе, смело перестраивающем мир.
    В 1925 году Горький опубликовал роман «Дело Артамоновых», где раскрыл полную обречённость собственнического мира. Он показал, как хозяевами жизни становятся подлинные создатели «дела» – рабочие, совершившие в октябре 1917 года великую революцию. Тема народа и его труда всегда оставалась ведущей в творчестве Горького.
    Хроника-эпопея Максима Горького «Жизнь Клима Самгина» (1926–1936), посвящённая судьбам русского народа, русской интеллигенции, охватывает значительный период русской жизни – от 80-х годов XIX века до 1918 года. Луначарский назвал это произведение «движущейся панорамой десятилетий». Личные судьбы героев писатель раскрывает в связи с историческими событиями. В центре повествования – Клим Самгин, буржуазный интеллигент, маскирующийся под революционера.
    Страница: [ 1 ] 2

  4. Алексей Максимович Пешков родился 28-ого марта 1868-ого года. Спустя года весь мир узнает его как великого русского писателя, творящего под псевдонимом Максим Горький. Родители будущего писателя умерли, когда он был ещё ребёнком, и юный Горький воспитывался у своего деда, в очень тяжёлой и жёсткой обстановке.
    Своё образование он начал в Нижегородском училище, где и проучился всего лишь два года. Вынужденный искать средства к существованию, Максим Горький был вынужден бросить учёбу и отправиться на заработки. При этом он всегда тянулся к знаниям, и всё своё свободное время уделял самообразованию.1887-ой год можно назвать одним из самых ужасных периодов жизни писателя, «чёрная полоса» довела его до попытки самоубийства. Слава Богу, Горький остался в живых.
    Видя и понимая всю несправедливость в жизни простого русского народа, писатель рано встал на сторону революционеров. Он ездил по царской России, пропагандируя революцию среди народа. В результате этой деятельности он стал пристальным объектом внимания полиции, а потом его и арестовали.
    Первый рассказ Максима Горького «Макар Чудра» был опубликован в 1892-ом году. И уже через шесть лет свет увидели два тома Горького – «Очерки и рассказы», которые и принесли ему огромную славу. После этого он стал членом Академии наук. Увы, император Николай Второй отменил членство Горького.
    Максим Горький эмигрируют на запад, сначала он проживает в Соединённых Штатах Америке, потом переезжает в Италию. Пребывая за границей он много писал о несправедливости и социальном неравенстве. В 1913-ом году он возвращается на родину, устраивается на работу в издательство.
    За свою жизнь Максим Горький написал огромное множество известных произведений, которые навсегда вошли в Золотой фонд мировой литературы – «На дне», «Детство», «Старуха Изергиль», «Мещане» и многие другие.
    Умер Максим Горький 18-ого июня 1936-ого года в Москве.

  5. Горький, Максим – литературное имя известного писателя Алексея Максимовича
    Пешкова. Родился в Нижнем-Новгороде 14 марта 1868 г. По своему
    происхождению
    Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он
    выступил в литературе. Апологет босячества вышел из вполне буржуазной
    среды.
    Рано умерший отец его из обойщиков выбился в управляющие большой пароходный
    конторы; дед со стороны матери, Каширин, был богатый красильщик. В 7 лет
    Горький остался круглым сиротой, а дед начал разоряться, и для
    заброшенного,
    почти не знавшего ласки мальчика наступила та эпопея скитаний и тяжелых
    невзгод, которая побудила его избрать символический псевдоним Горького.
    Сначала его отдают в “мальчики” в магазин обуви, затем он попадает в
    ученики
    к родственнику – чертежнику. Житье было такое сладкое, что мальчик,
    унаследовавший от отца и дедов энергию и страсть к приключениям, сбежал, и
    с
    тех пор начались для него борьба за существование и постоянная смена
    занятий
    и профессий. Лучше всего ему жилось поваренком на волжском пароходе. В лице
    своего ближайшего начальника – пароходного повара, отставного гвардейского
    унтера Смурого – Горький нашел и первого настоящего наставника, о котором
    всегда вспоминал с величайшей благодарностью. До тех пор Горький,
    научившийся грамоте у деда по Псалтыри и Часослову и всего несколько
    месяцев
    неудачно походивший в школу, был далек от умственных интересов. Смурый,
    человек сказочной физической силы и грубый, но вместе с тем страстный
    любитель чтения, частью лаской, частью побоями привил любовь к чтению и
    своему поваренку, который до того “ненавидел всякую печатную бумагу”.
    Теперь
    поваренок стал “до безумия” зачитываться книгами Смурого, которых у того
    накопился целый сундук. Одолеть этот сундук было делом не легким. “Это была
    самая странная библиотека в мире”: мистик Эккартгаузен рядом с Некрасовым ,
    Анна Радклиф – с томом “Современника”; тут же “Искра” за 64 год, “Камень
    Веры”, Глеб Успенский , Дюма, многие книжки франк-масонов и т. д. Из
    поварят
    Горький попал в садовники, пробовал еще разные профессии, на досуге
    “усердно
    занимаясь чтением классических произведений” лубочной литературы (“Гуак,
    или
    Непреоборимая верность”, и т. п.). Интерес к лубочной литературе оставил
    глубокий след на творчестве Горького; ее героический пошиб воспитал в нем
    тот романтизм, ту наклонность к эффектам “в стиле Марлинского”, которую
    ставит Горькому в упрек часть критики. Способность Горького переноситься в
    волшебную область красивого вымысла не только скрасила его жизнь, но внесла
    воодушевление в его лучшие литературные произведения, помогла ему увидеть
    яркие краски там, где наблюдатель-реалист видел только безнадежную серость
    и
    тусклую грязь. “В 15 лет, – говорит Горький в своей автобиографии, –
    возымел
    свирепое желание учиться, с какой целью поехал в Казань, предполагая, что
    науки желающим даром преподаются. Оказалось, что оное не принято,
    вследствие
    чего я поступил в крендельное заведение за 2 р. в месяц. Это – самая тяжкая
    работа из всех опробованных мной”. Казанский период вообще принадлежит к
    числу самых тяжких в жизни Горького. Тут-то он по горькой необходимости
    свел
    тесное знакомство с миром “бывших людей”, в разных трущобах и ночлежках.
    Тем
    временем продолжалось, однако, и страстное увлечение книгой, но характер
    его
    значительно изменился. Познакомившись со студентами, Горький начинает
    читать
    по общественным вопросам. Начинает он также вдумываться в общественные
    отношения. Это порожденное новым чтением раздумье уже не вносило того
    успокоения, какое давала красивая ложь лубочного романтизма. А тут подоспел
    период особо острой нужды и прямой голодовки, и 19-летний пролетарий
    пускает
    в себя пулю, к счастью, без особого вреда. “Прохворав сколько требуется”,
    он
    “ожил, дабы приняться за торговлю яблоками”. Из Казани Горький попадает в
    Царицын линейным сторожем на железную дорогу. В одну из снежных ночей он
    жестоко простудился и потерял тенор, благодаря которому еще недавно был
    принят хористом. Затем он отправляется в Нижний, где ему предстояло
    отбывать
    воинскую повинность. Но для солдатчины он оказался непригодным – “дырявых
    не
    берут” – и стал продавать квас на улицах. В Нижнем снова завязались у него
    сношения с интеллигенцией, и на этот раз очень прочные. Он становится
    писцом
    у нижегородского присяжного поверенного М.А. Лапина, которому “обязан
    больше
    всех”. Скоро, однако, “почувствовал себя не на месте среди интеллигенции и
    ушел в путешествие”. Пешком исходил он весь юг России, снискивая себе
    пропитание чем попало и не брезгуя никакой работой. Изнурительная под
    палящим солнцем работа в портах на каспийских рыбных промыслах, на
    постройке
    мола и т. д., описанная в “Коновалове”, “Мальве”, “Челкаше” и др. – все это
    листки из автобиографии. Во время этих странствий, порой страшно тягостных,
    но вместе с тем поднимавших настроение обилием новых и интересных
    впечатлений, Горький сблизился с третьим наставником, имевшим решающее на
    него влияние – с человеком “вне общества”, А.Ф. Калюжным. Тот распознал в
    нем писателя. Начало литературной деятельности Горького относится к 1892 г.
    По паспорту “подмастерье малярного цеха”, по временному занятию рабочий
    железнодорожных мастерских, Горький в то время был в Тифлисе. Он снес в
    редакцию “Кавказа” полусказочный очерк из знакомой ему по бессарабским
    странствованиям цыганской жизни “Макар Чудра”, который и был напечатан в №
    от 12 сентября. Рассказ имел успех. Вернувшись в Нижний, Горький поместил
    несколько очерков в казанских и нижегородских газетах, а рассказ “Емельян
    Пыляй” был принят в “Русские Ведомости”. К 1893 – 94 г. относится
    знакомство
    Горького с жившим в то время в Нижнем В.Г. Короленко , которому, как с
    признательностью отмечает Горький в своей автобиографии, он “обязан тем,
    что
    попал в большую литературу”. Роль, которую сыграли в литературной судьбе
    Горького как Короленко, так и другие покровительствовавшие ему литераторы,
    отнюдь, однако, не следует преувеличивать. Все они, несомненно, распознали
    некоторый талант в Горьком, но никому из них не приходило в голову и самое
    отдаленное представление о том, какая судьба ждет талантливого, но
    “неуравновешенного” самородка. В 1895 г. в “Русском Богатстве” помещен
    рассказ Горького “Челкаш”; затем в течение 1895, 1896 и 1897 годов
    появились
    рассказы: “Ошибка” и “Супруги Орловы” – в “Русской Мысли”; “Тоска”,
    “Коновал”, “Бывшие люди” – в “Новом Слове”; “Мальва” и “Озорник” – в
    “Северном Вестнике”. В 1895 г. Горький напечатал в “Самарской Газете” ряд
    рассказов под заглавием “Теневые Картинки”. В фельетоне этой же газеты
    появились рассказы Горького “Старуха Изергиль”, “На плотах”, “Скуки ради”,
    “Однажды осенью” и “Песня о Соколе”, ряд рассказов, не вошедших в собрание
    его сочинений (“На соли”, “Сказка”, “О маленькой Фее и молодом Чабане” и
    др.) и стихотворений. Наконец, в “Самарской же Газете” Горький в течение
    1895 и 1896 годов, под псевдонимом Иегудиил Хламида, вел ежедневный
    “маленький фельетон”. Писал также корреспонденции в “Одесские новости”. В
    сейчас приведенном перечне названо все лучшее в первом периоде литературной
    деятельности Горького. И все-таки не только его покровители, но и сам он до
    такой степени не имел верного представления о внутренней силе его
    произведений, что в автобиографическом очерке, составленном для
    литературного архива автора настоящей статьи, Горький писал в самом конце
    1897 г.: “До сей поры еще не написал ни одной вещи, которая бы меня
    удовлетворяла, а потому произведений моих не сохраняю”. Между тем уже через
    полгода Горький, подражая Байрону, мог бы сказать, что в одно прекрасное
    утро он проснулся знаменитостью. Вопрос о том, кто создал эту внезапную
    популярность, представляет большой интерес для определения общего характера
    литературного значения Горького. Успех Горького создала исключительно
    публика, доставив небывалый книгопродавческий успех сначала вышедшим в
    середине 1898 г. двум томам сборника рассказов Горького, а затем собранию
    его сочинений, изданному товариществом “Знание”. Правда, и критика на
    первых
    порах с редким единодушием похвал отнеслась к молодому писателю; но это все
    еще в значительной степени покровительственное похваливание не идет ни в
    какое сравнение с лихорадочным темпом роста популярности Горького. Впервые
    за все время существования русской книжной торговли томики Горького стали
    расходиться в десятках тысяч экземпляров, скоро достигнув колоссальной
    цифры
    100000. В 1900 г. пьеса “Мещане” в 15 дней разошлась в количестве 25000
    экземпляров. Впервые также публика стала высказывать небывалый интерес к
    личности писателя. Каждое появление Горького в публике возбуждало настоящую
    сенсацию; ему проходу не давали интервьюеры, его восторженно провожали и
    встречали на вокзалах, ему посылали с литературных вечеров телеграммы, его
    портреты и даже статуэтки появились во всевозможных видах. Из России
    интерес
    к Горькому быстро перебросился за границу. В один-два года Горький был
    переведен на все языки и с той же небывалой в истории литературы быстротой
    стал знаменитостью мировой. Уже в 1901 г. президент Соединенных Штатов
    Рузвельт, принимая профессора Мартенса , сообщал ему впечатления,
    вынесенные
    из чтения Горького. Особенно прочен и велик был успех Горького в Германии,
    где сразу его поставили на ряду с Толстым . Когда несколько позднее, в 1903
    г., в Берлине поставили пьесу “На дне” (Nacht-Asyl), это было настоящим
    триумфом. Пьеса шла в Kleines Theater ежедневно в течение 11/2 года и
    выдержала более 500 представлений. С огромным успехом шла она также в Вене,
    Мюнхене. Типы “На дне” стали нарицательными в немецкой печати. Возникло
    вместе с тем целое движение, боровшееся с влиянием Горького. С 1898 г.
    Горький становится ближайшим сотрудником марксистского журнала “Жизнь”.
    Здесь появились самое крупное по объему произведение его – роман “Фома
    Гордеев”, начало неоконченного романа “Мужик”, роман “Трое” и несколько
    рассказов. Горький много содействовал крупному успеху журнала, но он же
    содействовал и закрытию его весной 1901 г., поместив в нем, после
    студенческой демонстрации 4 марта, написанную ритмической прозой известную
    аллегорию “Буревестник”. Этим апофеозом грядущей бури начинается открытое
    выражение сочувствия Горького революционному движению. Вскоре он был
    арестован в Нижнем, но фактических данных к обвинению его не нашлось, и
    пришлось ограничиться высылкой его из Нижнего с воспрещением жить в
    столицах
    и университетских городах. В конце февраля 1902 г. Горький удостоился
    чести,
    которая для других писателей является наградой за десятилетия литературной
    деятельности: он был избран почетным академиком. Но не успел еще недавний
    обитатель ночлежек получить подписанный Августейшим президентом академии
    диплом, как к нему явился полицейский чин с предписанием отдать диплом
    обратно. Оказалось, что уже 10 марта в “Правительственном Вестнике”
    появилось следующее, неизвестно от кого исходившее сообщение: “В виду
    обстоятельств, которые не были известны соединенному собранию отделения
    русского языка и словесности и разряда изящной словесности, выборы в
    почетные академики Алексея Максимовича Пешкова, привлеченного к дознанию в
    порядке ст. 1035 устава уголовного судопроизводства, – объявляются
    недействительными”. Между тем, вся Россия знала об аресте Горького, да и не
    было никакого основания приписывать членам академии готовность руководиться
    в определении литературного ранга писателя полицейскими соображениями о
    политической его благонадежности. Инцидент с Горьким имел печальные
    последствия для только что созданного разряда “изящной словесности”:
    Короленко и Чехов , возмущенные мотивировкой неутверждения выбора Горького,
    вернули свои академические дипломы. С начала 1900-х годов Горький почти
    исключительно посвящает себя театру. На первых порах и здесь его ждал
    огромный успех. “Мещане” (1901) и, особенно, “На дне” (1902), поставленные
    с
    поразительным совершенством театром Станиславского , обошли все сцены мира.
    Дальнейшие его пьесы: “Дачники”, “Дети Солнца” имели уже успех средний. Это
    совпадает с общим ослаблением успеха Горького; спрос на сочинения его,
    насколько он был делом моды, чрезвычайно упал. В начале 1905 г. Горький
    снова приковал к себе внимание всего мира, в связи с кровавыми событиями 9
    января. Накануне этого дня Горький принял участие в известной писательской
    депутации, которая сочла своим нравственным долгом отправиться к князю
    Святополк-Мирскому и просить его не допускать кровопролития. Мудрая полиция
    усмотрела в депутации “временное правительство”: почти все члены ее были
    схвачены и посажены в крепость. Горький больше всех был “скомпрометирован”,
    потому что при обыске у него нашли набросок призыва общества к протесту
    против событий 9 января. Весть об аресте Горького произвела огромную
    сенсацию в Европе, где она распространилась вместе с известием, будто бы
    Горького ждет смертная казнь. Везде, не исключая отдаленной Португалии,
    собирались митинги, и образовывались комитеты, посылавшие телеграммы и
    адресы царю и министрам с просьбой о помиловании знаменитого писателя.
    Страна Ибсена надеялась, что “гениальное перо” Горького не будет вырвано из
    рук его. Горький был освобожден после нескольких недель заключения, очень
    дурно повлиявших на его шаткое здоровье. После 17 октября при ближайшем
    участии Горького была основана в Петербурге социал-демократическая газета
    “Новая Жизнь”. Горький выступил в ней с рядом фельетонов, в которых всей
    современной культуре в чрезвычайно резкой и беспощадной форме бросались
    упреки в пошлом, себялюбивом, трусливом, фарисейском “мещанстве”. Не
    делалось никакого исключения для литературы и искусства; Лев Толстой попал
    в
    число “мещан”. Эти нападки, в свою очередь, вызвали не менее страстные
    ответные упреки Горькому в “хамстве”. В начале 1906 г. Горький отправился
    за
    границу через Финляндию, где он пользуется широкой популярностью; затем с
    большим вниманием он был приветствуем в Швеции, Дании и Берлине, где в его
    честь устраивались собрания и банкеты. В Германии Горький начал энергичную
    кампанию против подготовлявшегося министерством Витте -Дурново внешнего
    займа. В страстном воззвании, озаглавленном “Не давайте денег русскому
    правительству”, Горький доказывал европейским капиталистам, что,
    поддерживая
    представителей русского старого режима в один из самых критических для него
    моментов, они душат молодую свободу русского народа. Той же страстной
    ненавистью к правительству проникнуто письмо Горького к председателю
    французского “Общества друзей русского народа”, Анатолю Франсу. Весной 1906
    г. Горький отправился в Америку. Первые шаги его на американской почве
    прошли блестяще. Всякое его слово подхватывалось, за каждым шагом следили;
    составился особый комитет американских писателей, с Марком Твеном во главе,
    чтобы дать ему торжественный банкет. И все это через несколько дней
    сменилось всеобщим негодованием. Содержатель отеля, где поселился Горький,
    узнав, что “законная” жена Горького осталась в России, а сопровождавшая его
    дама – только “гражданская” его жена, попросил его оставить отель. Этот
    отказ повлиял не на одних только содержателей других отелей, тоже не
    пустивших к себе Горького. Твен поспешил отказаться от банкета; печать
    ополчилась против “безнравственности” Горького. Ему пришлось оставить
    Америку, все еще не освободившуюся от гнета условной мещанской морали и
    лицемерного англо-саксонского cant’a. Вернувшись в Европу, Горький
    поселился
    на острове Капри, где, как и вообще во всей Италии, пользуется чрезвычайной
    популярностью. Став эмигрантом, Горький тесно примкнул к партийной работе
    русской социал-демократии, принимая деятельное участие в съездах, изданиях
    и
    других начинаниях партии. Было бы очень неосторожно приписать громкую
    известность Горькому одним непосредственным свойствам его таланта. В наше
    время усиленного общения даже между самыми отдаленными пунктами земного
    шара
    всякое явление, которому по тем или иным причинам удалось обратить на себя
    внимание, приобретает известность, о которой прежде не могло быть речи. К
    каждому источнику света приставлен теперь огромнейший рефлектор, к каждому
    источнику звука – гигантский рупор. Несомненно, что элемент моды,
    помноженный на увеличительную силу новейшего междуобластного и
    международного обмена, сыграл крупнейшую роль в размерах успеха,
    доставшегося на долю Горького. Тем не менее самый успех заслужен им вполне
    законно. Он обусловлен прежде всего тем, что у Горького яркое,
    истинно-художественное дарование, которого не решаются отрицать самые злые
    ненавистники его. Основные свойства его таланта: замечательная
    наблюдательность и колоритность, заражающая читателя свежесть восприятия,
    высокое развитие чувства природы, первостепенная меткость афоризма.
    Наблюдательность Горького особого рода: он никогда не тонет в
    реалистических
    мелочах, схватывая немного, но зато самые основные черты. Отсюда
    замечательная сжатость: лучшие вещи Горького очень невелики, это все очерки
    от 20-ти до 60-ти страниц. В связи с даром чрезвычайно сгущенного
    творчества
    находится и удивительная колоритность Горького. Жизнь сера, а русская в
    особенности; но зоркий глаз Горького скрашивает тусклость обыденщины.
    Полный
    романтических порывов, Горький сумел найти живописную яркость там, где до
    него видели одну бесцветную грязь, и вывел пред изумленным читателем целую
    галерею типов, мимо которых прежде равнодушно проходили, не подозревая, что
    в них столько захватывающего интереса. Горькому “новы все впечатления
    бытия”; это сообщает силу его лиризму и дает ему душевный подъем. Неизменно
    воодушевляет Горького природа. Почти в каждом из удачных рассказов его есть
    прекрасные и чрезвычайно своеобразные описания природы. Это – не обычный
    пейзаж, связанный с чисто эстетической эмоцией. Как только Горький
    прикасается к природе, он весь поддается очарованию великого целого,
    которое
    ему всего менее кажется бесстрастным и равнодушно-холодным. В какой бы
    подвал судьба ни забросила героев Горького, они всегда подсмотрят “кусочек
    голубого неба”. Чувство красоты природы – особенно яркое и манящее в
    “Коновалове” и “Мальве” – захватывает Горького и его героев тем сильнее,
    что
    эта красота – самое светлое из доступных босяку наслаждений. Стремление
    Коновалова к бродяжеству имеет основой желание видеть новое и “красоту
    всякую”. Любовь к природе у Горького совершенно лишена сентиментальности;
    он
    изображает ее всегда мажорно, природа его подбодряет и дает смысл жизни.
    “Максим, давай в небо смотреть”, – приглашает Коновалов автора, и они
    ложатся на спину и часами созерцают “голубую бездонную бездну”. Оба они
    сливаются в одном чувстве “преклонения перед невыразимо ласковой красой
    природы”. При таком глубоком отношении к красоте, эстетизм Горького не
    может
    ограничиться сферой художественных эмоций. Как это ни удивительно для
    “босяка”, но Горький через красоту приходит к правде. В пору почти
    бессознательного творчества Горького, в самых ранних вещах его – “Макаре
    Чудре”, “Старухе Изергиль”, – искренний порыв к красоте отнимает у
    “марлинизма” Горького главный недостаток всякой вычурности –
    искусственность. Конечно, Горький – романтик; но в этом главная причина,
    почему он так бурно завоевал симпатии изнывшего от гнета строй обыденщины
    русского читателя. Заражала его гордая и бодрая вера в силу и значение
    личности, отразившая в себе один из знаменательнейших переворотов русской
    общественной психологии. Горький – органический продукт и художественное
    воплощение того индивидуалистического направления, которое приняла
    европейская мысль последних 20 – 25 лет. Ничего не значит, что герои его
    рассказов “босяки” и всяческие отбросы общества. У Пушкина в начале его
    деятельности, место действия – разбойничьи вертепы и цыганские таборы: и,
    однако, это было полным выражением байронизма, т. е. умственного и
    душевного
    течения, вышедшего из недр самых культурных слоев самой культурной из
    европейских наций. Нет ничего необычного и в том, что устами босяков
    Горького говорит самая новая полоса европейской и русской культуры.
    Философия этих босяков – своеобразнейшая амальгама жесткого ницшеанского
    поклонения силе с тем безграничным, всепроникающим альтруизмом, который
    составляет основу русского демократизма. Из ницшеанства тут взята только
    твердость воли, из русского народолюбия – вся сила стремления к идеалу. В
    результате получилось свежее, бодрое настроение, манящее к тому, чтобы
    сбросить ту апатию, которой характеризуется унылая полоса 80-х годов.
    Горький пришел в литературу, когда нытье и половинчатость, нашедшие свое
    художественное воплощение в “сумеречных”, надорванных героях Чехова, стали
    уступать место совсем иному настроению, когда страстная потребность жить
    полной жизнью снова воскресла, а вместе с тем воскресла и готовность
    отстоять свои идеалы. Прилив общественной бодрости, которым знаменуется
    вторая половина 90-х годов, получил свое определенное выражение в
    марксизме.
    Горький – пророк его или, вернее, один из его создателей: основные типы
    Горького создались тогда, когда теоретики русского марксизма только что
    формулировали его основные положения. Кардинальная черта марксизма – отказ
    от народнического благоговения пред крестьянством – красной нитью проходит
    через все первые рассказы Горького. Ему, певцу безграничной свободы,
    противна мелкобуржуазная привязанность к земле. Устами наиболее ярких
    героев
    своих – Пыляя, Челкаша, Сережки из “Мальвы” – он не стесняется даже
    говорить
    о мужике с прямым пренебрежением. Один из наиболее удачных рассказов
    Горького, “Челкаш”, построен на том, что романтичный контрабандист Челкаш –
    весь порыв и размах широкой натуры, а добродетельный крестьянин – мелкая
    натуришка, вся трусливая добродетель которой исчезает при первой
    возможности
    поживиться. Еще теснее связывает Горького с марксизмом полное отсутствие
    той
    барской сентиментальности, из которой исходило прежнее народолюбие. Если
    прежний демократизм русской литературы был порывом великодушного отказа от
    прав и привилегий, то в произведениях Горького перед нами яркая “борьба
    классов”. Певец грядущего торжества пролетариата нимало не желает
    апеллировать к старонародническому чувству сострадания к униженным и
    оскорбленным. Перед нами настроение, которое собирается само добыть себе
    все, что ему нужно, а не выклянчить подачку. Существующий порядок
    Горьковский босяк, как социальный тип, сознательно ненавидит всей душой.
    Тоскующий в условиях серой обыденщины пролетарий Орлов (“Супруги Орловы”)
    мечтает о том, чтобы “раздробить всю землю в пыль или собрать шайку
    товарищей или вообще что-нибудь этакое, чтобы стать выше всех людей и
    плюнуть на них с высоты… И сказать им: ах вы, гады! Зачем живете? Как
    живете? Жулье вы лицемерное и больше ничего”. Идеал Горького –
    “буревестник”. Унылые и робкие “чайки стонут перед бурей”; не то –
    буревестник, в крике которого страстная “жажда бури”. “Силу гнева, пламя
    страсти и уверенность победы слышат тучи в этом крике”. Буревестник “реет
    смело и свободно над седым от пены морем”; все его вожделения сводятся к
    одному – “пусть сильнее грянет буря”. Основные черты художественной и
    социально-политической физиономии Горького определенно и ярко сказались в
    его первых небольших рассказах. Они вылились без малейшей надуманности и
    потому свободно и не напряженно, т. е. истинно-художественно, отразили
    сокровенную сущность нарождавшихся новых течений. Все, что писал Горький
    после того, как вошел в славу – за исключением драм, – ни в художественном,
    ни в социально-политическом отношениях ничего нового не дало, хотя многое в
    этих позднейших произведениях написано с тем же первоклассным мастерством.
    В
    самом крупном по объему произведении Горького – “Фома Гордеев” – романа
    собственно нет. Перед нами проходят отдельные сцены поволжского быта и
    купеческой жизни, написанные замечательно сочно и ярко. Гораздо менее
    удачна
    идейная сторона романа – обличительные речи озлобленного фельетониста
    Ежова,
    самого Гордеева и других; но, вместе с тем, весь присущий Горькому блеск
    афоризма сказался в образных речах старого практика Маякина. Роман “Трое”
    представляет собой ряд ярких картин из жизни обитателей подвалов больших
    приволжских городов, которая дала Горькому материал для лучших его
    рассказов. И там, и здесь перед нами не этнография, а та же
    общечеловеческая
    психология, что и в “Преступлении и наказании” Достоевского, с которым
    критика сопоставляла роман Горького; но убийца, выведенный Горьким,
    открывает на награбленные деньги лавку и нимало не терзается угрызениями
    совести. Кругом столько мерзости, что он считает себя не хуже других
    непойманных воров и легальных грабителей. Лишая себя жизни, чтобы не
    отдаться в руки власти, он умирает с проклятием обществу. Особую группу
    представляют собой театральные пьесы Горького. Драматического таланта в
    непосредственном смысле – уменье завязать драматический узел, а затем
    развязать его, сконцентрировать внимание зрителя на одном пункте и вообще
    дать нечто цельное, – у Горького совсем нет. Он дает ряд отдельных картин,
    отдельных характеристик и блестящих, врезающихся в память афоризмов и ярких
    словечек. В литературно-художественной иерархии пьес первого периода
    деятельности Горького довольно слабы “Дачники”, “Дети Солнца”. По
    содержанию
    все это чрезмерно жестокие нападки на интеллигенцию за отсутствие глубины и
    искренности и, в лучшем случае, за беспочвенность. Серьезный литературный
    интерес представляет только первая пьеса Горького, “Мещане”, и, несомненно,
    крупное место в русской драме занимает “На дне”. В “Мещанах” интересно
    разработаны разложение старого мещанско-купеческого быта и трагедия разлада
    между старым и молодым поколением. Автор выдвигает появление на арене жизни
    здоровой трудовой интеллигенции, верящей в свои силы и свою способность
    устроить свою жизнь по собственному идеалу. Представители этой бодрости не
    лишены, однако, известной дозы самодовольства и впадают, таким образом, в
    мещанство нового рода. Коронная пьеса Горького “На дне” тесно связана с
    типами “бывших людей”, блестяще разработанными в прекрасном рассказе, так и
    озаглавленном “Бывшие люди”. Перед нами опять ночлежка, опять мнимые
    босяки,
    ярко и образно философствующие о смысле жизни. С одной стороны, герои пьесы
    – большей частью люди, которых никак нельзя причислить к сентиментальной
    породе “униженных и оскорбленных”. Они нимало не жаждут сострадания, они –
    принципиальные враги существующего порядка; работу презирают, в
    благотворность ее не верят. Но, помимо их воли, все существо их проникнуто
    тоской по чему-то положительному, хотя бы в форме какого-нибудь красивого
    призрака. Центральной фигурой является своеобразный праведник, странник
    Лука, создающий целую стройную теорию возвышающего обмана. В лице Луки
    индивидуализм доведен до крайних пределов. Все существует постольку,
    поскольку я тут причастен. Есть ли Бог? “Коли веришь, есть; не веришь,
    нет… Во что веришь, то и есть”. Нужна ли истина даже в смысле простой
    достоверности? Если она разрушает приятную мне иллюзию – будь она проклята.
    Проститутка Наташа, начитавшись бульварных романов, с жаром рассказывает
    сотоварищам по ночлежке, что в нее был когда-то влюблен студент “Гастоша”,
    который от безнадежной любви к ней застрелился. Ночлежники хохочут, но Лука
    ласково ей говорит: “Я – верю! твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь,
    была у тебя настоящая любовь… значит, была она! Была”. Умирающую жену
    сапожника он с жаром уверяет, что ее ждет рай, и что “смерть нам – как мать
    малым детям”. Спившийся актер живет мечтой о чудной санатории с мраморными
    полами. И это сосредоточение всего мира в сознании личности получает свое
    центральное выражение в ставшем знаменитым изречении мнимого циника Сатина:
    “Человек – это звучит гордо!” Яркое сознание личности и составляет тот
    лейтмотив, который проходит через всю литературную деятельность Горького.
    Но
    столь же важно для характеристики Горького и то, что сознание личности
    теснейшим образом связано в нем со стремлением к идеалу. Устами актера из
    “Дна” он с увлечением повторяет: “Слава безумцу, который навеял
    человечеству
    сон золотой”. И в общем, лучшею частью своей литературной деятельности,
    Горький входит в историю литературы как человек, пропевший могучую песнь
    “безумству храбрых”. – По возвращении из Америки Горький поселился на
    острове Капри, не имея возможности вернуться в Россию, как потому, что ему
    угрожала тюрьма по литературному делу, так и потому, что он все теснее
    примыкал к учению социал-демократии. Амнистия 1913 г. не изменила его
    эмигрантского положения. Интерес к личности Горького все еще продолжается,
    и
    вилла его на Капри стала местом своего рода паломничества; популярность его
    в Италии очень велика. Но литературное положение значительно изменилось. С
    1906 – 07 годов против Горького было воздвигнуто формальное гонение со
    стороны представителей “новых течений” с Мережковским , Гиппиус и Д.В.
    Философовым во главе, которые выставили тезис: “конец Горького”. В такой
    форме тезис, безусловно, неверен. Прежде всего очень велика продуктивность
    Горького. За время своего изгнанничества он написал, кроме пьес, правда,
    слабых (“Враги”, “Последние”, “Васса Железнова”, “Чудаки”, “Встреча”), ряд
    вещей, которые, значительно уступая его прежним произведениям, все же, по
    тем или другим причинам привлекали к себе внимание. Таков слабый в
    художественном отношении роман “Мать” (1908 – 1909), очень, однако,
    читаемый
    в рабочей среде (в России в целом виде запрещен). Много говорили об
    “Исповеди” (1908), “Городке Окурове” (1910), “Лете” (1910), “Андрее
    Кожемякине” (1911) и др. Собственно писательская техника не ослабела у
    Горького. Все так же сочен и колоритен его язык, метки афоризмы, и не
    чувствуется никакой усталости, этого единственного признака действительного
    “конца”. И благодаря не изменившей Горькому сочности, на долю двух его
    произведений выпал настоящий успех. Заинтересовала всех “Исповедь” попыткой
    отразить народный порыв к религии в высшем необрядовом смысле. В ней
    правильно усмотрели и отражение собственных стремлений автора к весьма
    своеобразному “богостроительству”. А в “Городке Окурове” Горький дал
    интересную бытовую вещь. Но в общем, однако, и долгая оторванность от
    родной
    почвы, и чрезмерное тяготение к правоверным партийно-марксистским схемам,
    лишили Горького той непосредственности, того “заражающего” нечто, которое
    создало горьковской колоритности такой колоссальный успех в начале его
    литературной карьеры. Тогда он органически был связан со средой, которую
    изображал, был плотью от плоти ее, жил ее радостями, ее горем, передавал ее
    трепетания. За бытом поэтому ясно проступало общечеловеческое, которое и
    волновало читателя независимо от его социального положения. Даже в своих
    недостатках Горький захватывал тогда. В нем была масса примитивной
    романтики, но это было нечто вполне искреннее и естественное,
    следовательно,
    литературно интересное. Этой-то силы примитива сейчас совсем нет у
    Горького-доктринера, у Горького, подавленного требованиями, которые к нему
    предъявляются в качестве всемирной знаменитости. Он смотрит на изображаемое
    как-то сверху вниз и, главное, холодно и надуманно. Оттого, в лучшем
    случае,
    остался только быт, чем никого взволновать нельзя. – Ср. Айхенвальд ,
    “Силуэты”; Андреевич (Евг. Соловьев), “Книга о М. Горьком и Чехове” (СПб.,
    1900); Арабажин , “Этюды”; Батюшков , “Критические очерки” (СПб., 1900);
    Боцяновский , “М. Горький” (СПб., 1901, 2-е изд., 1903); Вотюэ, “М.
    Горький”
    (М., 1902 и 1903 и Одесса, 1903); Волынский , “Борьба за идеализм”;
    Гельрот,
    “Горький и Ницше” (“Русск. Бог.”, 1903, № 5); Горнфельд , “Книги и люди”;
    Dillon, “M. Gorkij” (Л., 1902. Рус. перевод: “Иностранная критика о
    Горьком”, СПб., 1904); Измайлов , “Литературный Олимп” (1911);
    Львов-Рогачевский, “На Рубеже” (СПб., 1909); Мережковский, “Сочинения”;
    Меньшиков , “Критические статьи”; Михайловский (“Отклики” и “Последние
    сочинения”); З. К., “М. Горький в иностранной критике” (сборник
    “Литературное Дело”, 1902, много данных); Коробка , “Очерки литературных
    настроений” (СПб., 1903); сборник “Критические статьи о произведениях М.
    Горького” (СПб., 1901, статьи Михайловского, Скабичевского и др); Л.
    Оболенский , “М. Горький и причины его успеха” (СПб., 1903);
    Овсянико-Куликовский , “Сочинения”, т. V; Hans Ostwald (Б., 1904);
    Протопопов , в “Русской Мысли”, 1898, № 5; 1900, № 3 и 4. Стечкин, “М.
    Горький” (СПб., 1904); Философов, “Слова и Жизнь” (СПб., 1909); Чуковский,
    “От Чехова до наших дней”. Другие статьи указаны у Владиславлева , “Русские
    писатели” (1913). С. Венгеров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *