Сочинение на тему майская ночь или утопленница

10 вариантов

  1. В 1831 году повесть Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» была впервые напечатана в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» и открывалась эпиграфом на украинском языке. Гоголь с первых же слов стремится погрузить читателя в атмосферу украинского села, он помогает нам ясно представить беленые хаты-мазанки, нарядные украинские вышивки на одежде весёлых жизнерадостных парубков и дивчат. Писатель сразу очаровывает нас песенным складом украинской речи.
    Мир, открывающийся в повести, совсем не похож на реальную действительность, в которой жил Гоголь. Это удивительный мир поэтической сказки, радостный, весёлый, счастливый. Атмосфера, царящая в повести, светлая ж мажорная. А главные герои — люди, всем сердцем ощущающие поэзию и красоту жизни, связанные с народом общностью интересов и помыслов. Читая повесть, мы с головой окунаемся в самобытную, удивительно яркую народную стихию. «Звонкая песня лилась рекою по улицам села…» Уже в первой фразе писатель даёт читателю понять близость повести украинской народно-песенной традиции. Все произведение читается на одном дыхании, как красивая песня или сказка. Влияние народнопоэтической традиции сказывается в повести в художественно-изобразительных средствах — в характере сравнений, эпитетов, метафор, даже в эмоционально-приподнятой тональности повествования, в лирически ярком языке. Так страницы, рассказывающие о любви Левко и Ганны, очень лиричны, песенны, им как бы аккомпанирует пейзаж. Главный, доминирующий цвет описания украинской ночи — серебряный, блестяще-белый, сияющий. Это цвет серебряной луны, заливающей все вокруг своим сиянием. Так серебрятся зеленоватые волны Днепра и блестят огоньки в окнах низких, крытых соломой хат. Даже сами беленые стены домов излучают серебряное сияние. Гоголь создаёт загадочную, таинственную, сказочную атмосферу. Да, украинская ночь сказочна, и писатель стремится передать всю сочность красок и звуков мира, особую таинственность природы, её волшебные чары. Счастье и любовь в повести торжествуют только вследствие вмешательства волшебных сил, чудес, вмешивающихся в человеческую жизнь. Особая, неповторимая прелесть этого произведения как раз и заключается в переплетении фантастического с реальным, при котором они не образуют двух противоположных начал, а сливаются в одно поэтическое целое. Такое слияние несёт в себе глубокий смысл. Народная жизнь по внутренней своей сущности не противоречит красоте, правде фантастики. Наверное, поэтому народ и породил сказку.
    Почему же повесть названа «Майская ночь, или Утопленница»? Майская ночь — это ночь чистой, светлой любви двух реальных героев. Утопленница же — указание на чудеса, возможные в жизни. Сказка, фантастика на страницах повести начинается с легенды Левко о русалках, в которой зло наказывается, а добро, как в любой сказке, побеждает. В легенду попадает помощник, им у Гоголя становится герой из жизни — Левко. Он находит ведьму по главному признаку отрицательного характера — черной душе. Заметим, что происходит это во время народного действа — хоровода, в народной игре «В чёрного ворона». Так же, как и в сказке, главный герой повести награждается, но не золотом и не исполнением желания, а реалистичной наградой — запиской царского чиновника. Этим Гоголь отходит от обычного понимания концовки сказки. Несмотря на это, именно таинственные, волшебные силы помогают любящим. Реальная жизнь становится продолжением сказки. Таким образом, фольклорное начало в повести становится ведущим.
    Особенно отчетливо народнопоэтическая традиция проявляется в образах главных героев повести, Левко и Ганны.
    Их речь поэтична, в ней много образных выражений которые встречаются в песнях. Речь героев напевна, в ней заложен свой особый ритм, народно-песенный склад.
    Портрет героев в повести также дан Гоголем в духе народной песни, сказки: в нём больше сравнений, чем конкретных деталей. Нарисовать портреты Левко и Ганны довольно сложно, потому что описание их внешности не отличается конкретностью: писатель даёт мало подробностей, заменяя их обилием красочных фольклорных эпитетов, сравнений, метафор.
    Фольклорные традиции проявляются не только в портретах главных героев, но особенно в их характерах. Ган-на — гордая, восторженная, поэтичная. Она любуется природой и мечтает быть птицей, девушка верит в далекую страну, в которой все счастливы. У Ганны высокая душа и чистое, доброе сердце, она умеет искренне любить. Её образ олицетворяет собой народные представления о женщине.
    Левко — смелый парубок. Важными чертами его характера являются его непреклонность в достижении целей, стремление к независимости, твердая воля. У Левко есть чувство собственного достоинства, он никогда не станет рабом. В этом герое Гоголь воплотил лучшие черты народного характера.
    Вся повесть пропитана вольнолюбием. Озорная уда-лость хлопцев, потешающихся над паном головой, решимость, с какой Левко освобождает панночку-утопленницу от пагубной власти её мачехи, — все здесь дышит ненавистью к насилию и гнету. И наоборот, все доброе, человеческое одухотворено стремлением к свободе. Интересно, что идеал свободы выражен в повести в лёгкой и непринуждённой, иногда шутливой форме, свойственной волшебной сказке.
    По мнению писателя, зло, тьма, всё то, что враждебно счастью Левко и Ганны, прямодушию, красоте, песне, слабее человека. Оно боится человеческой, народной силы. И все это осмеяно, одурачено в повести. Но Гоголь относит это не только к нечистой силе, но и к образам реальных сил, угнетающих народ. Гоголь использует черты комических персонажей, комические ситуации, характерные для представлений вертепа. Таким образом, фольклорное начало проявляется не только в словесном народном твор-№ Ре, но и в описании народной игры, танца, а также краинского кукольного театра. Пьяница, сварливая баба, .заносчивый казак, болтун. Ссора, перебранка, переполох, путаница, прятанье. Гоголь не упустил из виду ни одной характерной народному театру черты. Так писатель нередко пользуется комическими приёмами, рисующими смешные сценки из народной жизни, ситуации вертепа. Например, дьячиха в повести плюет в ткачиху, та снова в дьячиху, но попадает прямо в лицо сельского головы.
    Однако, несмотря на это, образ угрюмого, злобного, да ещё и кривого пана головы имеет не только комические, добродушные, но и сатирические черты. Гоголь берёт лишь один штрих из биографии головы: некогда пан был удостоен чести сидеть рядом на козлах с царицыным кучером. Писатель рисует яркий портрет головы в лаконичной, насмешливо-иронической форме. Его «соколиный взгляд исподлобья» и умение переключить любой разговор на горделивое воспоминание о сидении на козлах царской кареты — эти иронические штрихи дают нам удивительно точное видение образа головы, выступающего здесь как воплощение антинародной власти, жестокой и ограниченной. Выведенные из терпения самоуправством хлопцы бунтуют. А Левко, выступающий в повести как её лирический герой, неожиданно раскрывается новыми гранями своего характера — сильного и волевого. Гоголь рисует перед читателем народную точку зрения а власть. В повести она одурачена, веселые парубки, ощущающие себя «вольными козаками», издеваются над ней, она не вызывает ни капли уважения к себе. Насмешка и ирония писателя чувствуется уже лишь в том, что от лица власти выступает глупый и никчемный старик, угроз которого никто давно не боится. История о том, как парубки ловко одурачили пана голову, отчего при вмешательстве утопленницы Левко и Ганна стали счастливы, является центральной в сюжете повести. В идейном же содержании повести «Майская ночь, или Утопленница» главным можно назвать мотив вольнолюбия, юной дерзости, вызова тёмным силам. Наряду с этим, сквозь всё произведение Гоголь проводит идею торжества правды, света и красоты. В повести звучит мечта о чудесной майской ночи на всей земле. Только благодаря обращению к украинской народнопоэтической традиции и, конечно, природному таланту писателя, повесть наполнена необычайным лиризмом. Фольклорное начало, лежащее в основе всего произведения, раскрывает перед читателем неограниченные возможности человека в духовном развитии, утверждает его веру в победу добрых сил. Переплетение реальности и фантастики делает повесть удивительно яркой и самобытной. Каждый раз, беря в руки эту книгу, мы с удовольствием погружаемся в восхитительный мир сказки и волшебства.

  2. Настоящий герой книг в этом рассказе является народ, его характер, проявляющийся в сказках и легендах. Украинские сказки – страшные, захватывающие и удручающие, в них добро не всегда вознаграждается, но в конце концов каждый получает своё.
    Майская ночь, или Утопленница основывается на многих легендах о неупокоенных душах, безвинно погибших. Прекрасная добрая панночка терпит издевательства ведьмы-мачехи. Не выдержав издевательств, она бросается в воду и становиться прекрасной русалкою. Но мачеха очень коварна, она тоже обернулась русалкой и бедная панночка не может больше плавать как рыба.
    Русалочка обращается за помощью к Левку, сыну головы, у которого не складывается счастье. Левко любит красивую девушку Галю, но и его отец не прочь с ней поживиться и поэтому он даже не хочет думать о его женитьбе. Левко и русалочка встречаются во сне, где русалочка просит его найти её злую мачеху.
    Левко понял, что это будет не очень сложно, и когда он увидел как русалочки играют в коршунов, то рассмотрел самого хищного и злого коршуна, для которой это была даже вовсе не игра. Благодарная панночка помогает ему соединиться с Галей.
    История рассказанная Гоголе, пронизана лиризмом, народным песенным творчеством. Во всех сказках Гоголя очень много добра. Гоголь вырос в атмосфере украинских песен и народных сказок, и поэтому он смог передать всю атмосферу жизни читателю в этих сказках. .

  3. Н. В. ГОГОЛЬ
    МАЙСКАЯ НОЧЬ, ИЛИ УТОПЛЕННИЦА
    В украинском селе – прекрасная пора цветения и тепла. Парубки и девушки никак не могут заснуть… Вот и сын сельского головы – Левко – вызвал на свидание юную красавицу Ганну. Голубит он ее, целует, обнимает. Вместе смотрят они на небо, беседуют об ангелах и Боге. А еще – о будущей свадьбе. Только отец хлопца притворился глухим – на вопрос о благословении на брак не дал ответа, лишь начал браниться, что сын гуляет по ночам.
    Ганна расспрашивает парня о старом заброшенном доме над
    прудом. С ним связана какая-то мрачная история. Какая?
    Жил в этом доме некогда сотник с молодой дочкой. Жена у него давно умерла, после долгого вдовства сотник женился на красивой молодой женщине. Оказалась она ведьмой. Невзлюбила ведьма падчерицу, обернулась черной кошкой, пришла ночью в девичью комнатку и кинулась девушке на шею, чтобы задушить ее своими железными когтями. В отчаянии девушка сорвала отцовскую саблю, висевшую на ковре, и рубанула кошку по лапе…
    Утром мачеха вышла с перевязанной рукой. Падчерица догадалась, что за кошка приходила к ней ночью. Сотник по наущению мачехи велел дочке работать,
    как простой мужичке, и не показывать носа в панские покои. А потом и вовсе прогнал из дому. Панночка с горя утопилась в том самом пруду – и стала главной среди русалок. Однажды она подстерегла мачеху на берегу и с криком утащила ее в воду. Но ведьма мигом обернулась на одну из русалок – и никак не узнать, которая из них злодейка.
    Простился Левко со своею Ганною. А ночь все длилась…
    “Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Вглядитесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раскинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудесный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь!.. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посереди неба…”
    Распрощавшись с веселой ватагой хлопцев, Левко решил еще раз пройти мимо хаты любимой девушки. Оказывается, Ганна не спит – некто объясняется ей в любви. Девушка отвечает, что любит Левка, а голос отвечает, что Левко – молокосос. Странно знаком парню этот голос. Ишь ты, грозится выдрать его за чуб! Левко собрался было как следует отколотить нахала – “и остолбенел: перед ним стоял отец его”.
    Тогда Левко сзывает хлопцев, чтобы “хорошенько побесить голову”.
    “Гей, хлопцы! Гей, гуляй!”
    Голова беседует с гостем об устройстве в селе винокурни. К ним вваливается сельский пьяница Каленик: заплутал он и над ним подшутили девчата, вместо его хаты указали жилище головы. Много хлопот этой майской ночью у головы. Не успел примириться с тем, что пьяница в его хате распоряжается, как в своей, а тут еще большая неприятность: в окно влетел камень и хлопцы заорали оскорбительную песню про кривого голову, который волочится за девчатами. Да, голова крив на один глаз, стар и любит притворяться глухим, когда не хочет слышать того, что ему говорят. Эта особенность даже вошла в поговорку: “Глух, как гоголевский голова”.
    Бесчинствуют хлопцы – особенно один, в вывороченном тулупе и с рожею, перемазанной сажей. Голова думает, что схватил его и впихнул в комору (кладовку), глядь – а там его свояченица, та, что после смерти жены ведет хозяйство. И еще несколько раз приспешники головы ловят “черта в вывороченном тулупе” – и всякий раз это оказывается то та же свояченица, которая уже костерит голову на чем свет стоит, то пьяный Каленик, что всем попадается под руку.
    А Левко, который затеял всю эту кутерьму, брел себе в черном тулупе к старому пруду. Он устал, глаза смежались. Запах цветущих яблонь кружил голову.
    Внимание парня привлекло отражение старого господского дома в пруду: странно, но вместо ставен были нарядные окна и двери, поблескивала позолота.
    В окне показалась русоволосая панночка. Левко перевел взгляд с отражения на самый дом: диво! Дом был новый, краски свежие. А в окне – та же самая панночка. Слезы катились по бледному лицу ее: “Парубок! Найди мне мою мачеху!”
    Девушки-русалки, легкие, как прозрачные тени, играли при свете месяца в “ворона” – “ворон” должен был поймать “цыплят”. Одна девушка сама вызвалась на роль ворона – и так хищно кидалась на своих товарок, что Левко сразу распознал в ней мачеху и с криком “Ведьма!” указал на нее пальцем. Русалки увели ее, а панночка протянула парубку записку: “Отдай ее своему отцу – и ты сможешь жениться на Ганне”.
    Тут Левка схватили. Отец со своими прислужниками жаждал выпороть сына, но тот протянул ему записку.
    “Комисарова рука!”
    Сам комиссар велел голове немедленно женить сына на Ганне. На вопрос, откуда записка, Левко сказал, что встретил комиссара, вылезавшего из брички. Важный начальник передал записку и сказал, что на обратном пути заедет к голове пообедать. Голова раздулся от гордости: “Сам комиссар заедет к нему обедать!” – и дал обещание завтра же обвенчать Левка и Ганну.
    Только любимой своей Ганне решил парубок рассказать о случившемся чуде: “Ты одна только поверишь мне и вместе со мною помолишься за упокой души несчастной утопленницы!”
    Майская ночь еще длилась, а на селе все уже погрузилось в сон. Молчание изредка только “прерывалось лаем собак, и долго еще пьяный Каленик шатался по уснувшим улицам, отыскивая свою хату”.
    (No Ratings Yet)
    Loading…

    Похожие сочинения:

    Анализ стихотворения Фета “Майская ночь Стихотворение “Майская ночь” , созданное Афанасием Фетом в 1870 году, относится к позднему периоду творчества поэта. К этому времени автор решил полностью завязать с литературой, разорвал отношения с журналом “Современник”,…
    РОМАНТИКА УКРАИНСКИХ СКАЗОК И ЛЕГЕНД В ТВОРЧЕСТВЕ Н. В. ГОГОЛЯ “Поздравляю публику с истинно веселою книгою”, – такими словами А. С. Пушкин встретил “Записки пасечника Рудого Панька”, изданные Н. В. Гоголем. Книга очаровала читателей украинским плутоватым юмором, необыкновенной поэтичностью и…
    Анализ повести “Ночь перед Рождеством” История создания повести “Ночь перед Рождеством”. Николай Гоголь показал российскому миру совсем неоткрытый раньше украинский край, который имеет свою уникальную национальную мифологию, традиции, фольклор и обычаи. Он утверждал тем самым…
    НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ Н. В. ГОГОЛЬ НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ “Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить всем добрым людям и всему миру, чтобы…
    “ЗИМНЯЯ НОЧЬ” Б. Л. ПАСТЕРНАК ЗИМНЯЯ НОЧЬ Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора…
    Двадцать первое. Ночь. Понедельник Акмеисты А. А. Ахматова *** Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле. И от лености или со скуки Все поверили,…
    Сияла ночь. Луной был полон сад А. А. ФЕТ * * * Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,…
    Сон в летнюю ночь АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Уильям Шекспир (williame shakespeare) 1564-1616 Сон в летнюю ночь (A Midsummer Night Dream) – Комедия (1595) Действие происходит в Афинах. Правитель Афин носит имя Тесея, одного из популярнейших…
    Анализ стихотворения Бунина “Крещенская ночь Работая корректором в орловской газете, Иван Бунин очень много путешествует. Его маршруты пролегают, в основном, по ближайшим лесам, так как начинающий литератор обожает охоту и все свободное время предпочитает проводить…
    Анализ стихотворения Тютчева “День и ночь Федор Тютчев в душе был не только романтиком, но и философом. Его, как и любого творческого человека, интересовали вопросы мироздания. Поэтому, наблюдая за окружающим миром, поэт пытался постичь его законы…
    Анализ стихотворения Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека…” (1) “Ночь, улица, фонарь, аптека…” – составная часть поэмы “Пляски смерти” из цикла “Страшный мир”. Поэма повествует о жизни и смерти безжалостной и леденящей. А своенравный ритм смерти словно hубленый ритм…
    УКРАИНСКИЙ ФОЛЬКЛОР В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ” УКРАИНСКИЙ ФОЛЬКЛОР В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ” 1 вариант Мне очень нравится повесть Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”, потому что в ней чудесным образом сочетаются реальность…
    Сочиненин по картине Куинджи “Лунная ночь на Днепре” “Лунная ночь на Днепре” одно из моих любимых произведений этого автора. По мнению экспертов, она считается его лучшим творением, вызвала неописуемый восторг у публики. Картина была нарисована в 1880 году….
    Анализ стихотворения Байрона “Мой дух как ночь” Стихотворение “Мой дух как ночь…” относится к циклу “Еврейские мелодии”, Байрон создал его под впечатлением от Ветхого Завета Библии, которой тогда увлекся. Известные библейские истории заинтересовали его не столько драматизмом…
    Анализ стихотворения Бориса Пастернака “Зимняя ночь” В 1946 г. Борис Пастернак пишет стихотворение “Зимняя ночь”. Совсем недавно закончилась война. Казалось, наступило спокойствие! Но бури мировых потрясений не утихли. Давайте вернемся к стихотворению и посмотрим, что хотел…
    Анализ стихотворения Маяковского “Ночь Начало 20 века ознаменовалось в русской литературе возникновением различных течений, одним из которых являлся футуризм. Поэт Владимир Маяковский, чье творчество в этот период было известно лишь небольшому кругу почитателей, также…
    Анализ стихотворения Фета “Какая ночь! Как воздух чист Поздняя любовная Лирика Афанасия Фета наполнена трагизмом и глубокими личными переживаниями, которые он умело маскирует за более возвышенными чувствами. Тем не менее, после гибели его возлюбленной Марии Лазич, в чем…
    Анализ стихотворения Есенина “Какая ночь! Я не могу В последний год жизни Сергей Есенин уже не скрывал своих чувств и открыто писал о том, что наболело у него на душе. Вероятно, по этой причине он все дальше и…
    ЛЮБОВЬ ТВОРИТ ЧУДЕСА (по повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”) ЛЮБОВЬ ТВОРИТ ЧУДЕСА (по повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”) 1 вариант На что способен влюбленный человек, чтобы добиться благосклонности своей возлюбленной? Как мы видим из повести Н. В….
    Легенда о Сонной Лощине АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Вашингтон Ирвинг (Washington Irving) Легенда о Сонной Лощине. Из бумаг покойного Дидриха Никербокера (Legend of Sleepy Hollow) Новелла (1822) На восточном берегу Гудзона, в глубине одной из бухт,…
    Не позволяй душе лениться! Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ *** Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Гони ее от дома к…
    Кот Цезарь (деловое описание) План 1. Кот Цезарь. 2. Телосложение кота. 3. Хорошо развитая мускулатура и конечности. 4. Утонченные линии головы. 5. Окрас и пушистость шерсти. 6. Признание породы разными ассоциациями кошек. 7. Кот…
    Типы градоначальников в “Истории одного города” Выдающийся мастер слова Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем романе “История одного города” беспощадно изображает российскую действительность. В образах градоначальников воплощены основные, наиболее устойчивые отрицательные черты реальных правителей и градоначальников. Для…
    “О доблестях, о подвигах, о славе” А. А. БЛОК * * * О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе. Но час…
    Рассказ о любимом домашнем животном собаке Мое любимое животное – это собака. В нашей семье уже шесть лет живет лохматый пес Боцман. Он не имеет породы, следовательно, называется он беспородным. Боцман небольшой, невзрачный с себя собака….
    Выхожу один я на дорогу М. Ю. ЛЕРМОНТОВ * * * Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и…
    СКРИПКА И НЕМНОЖКО НЕРВНО В. В. МАЯКОВСКИЙ СКРИПКА И НЕМНОЖКО НЕРВНО Скрипка издергалась, упрашивая, И вдруг разревелась Так по-детски, Что барабан не выдержал: “Хорошо, хорошо, хорошо!” А сам устал, Не дослушал скрипкиной речи, Шмыгнул…
    РАЗЛУКА А. В. КОЛЬЦОВ РАЗЛУКА На заре туманной юности Всей душой любил я милую: Был у ней в глазах небесный свет; На лице горел огонь любви. Что пред нею утро майское,…
    Диктант на тему “Зима” Мы каждый год встречаемся с декабрем, а он очень часто не похож на другие зимние месяцы. То суровыми морозами пугает и длинную декабрьскую ночь так настудит, что утром воздух обжигает…
    Амфитрион РИМ Тит Макций Плавт (titus maccius plautus) ок. 250-184 дон. э. Амфитрион (Amphitruo) – Комедия Самым любимым героем греческих мифов был Геракл, могучий труженик, спасший богов от гибели, а людей…
    МАЙСКАЯ НОЧЬ, ИЛИ УТОПЛЕННИЦА

  4. Панночка-русалка, утопленница, — героиня старинной легенды, которую в 1-й главе рассказывает своей возлюбленной «формально-главный» герой повести, бандурист Левко. Позже, в 5-й главе, — волшебная помощница Левко. П.-Р. у Гоголя должна напомнить читателю и о фольклорной традиции (недаром впервые она появляется в «обрамлении» местной легенды), и о таинственно-эротических нимфах немецкого романтизма, и об оперных персонажах.
    Указывая на брошенный дом возле леса (в 1820-е гг. шел спор о том, какими «нимфами» были русалки, речными или лесными), Левко передает своей возлюбленной Ганне «сказ» старых людей. Некогда у вдового сотника была дочь, ясная панночка, «белая, как снег»; пообещав дочери, что будет холить ее по-прежнему, сотник приводит в дом новую жену, румяную и белую. «Ведьмовство» мачехи несомненно; в первую же ночь в светлицу падчерицы прокрадывается страшная черная кошка с горящей шерстью и железными когтями; отрубив кошке лапу отцовской саблей, П.-Р. наутро замечает, что рука у мачехи замотана тряпкою. Отца как будто подменяют; на пятый день он выгоняет дочь «босою» и без куска хлеба; оплакав «погибшую душу» отца, та бросается с высокого берега в реку — и становится главною над утопленницами, которые в лунную ночь выходят в панский сад греться на месяце. В одну из таких ночей они утаскивают ведьму под воду, но та обращается в одну из утопленниц. С тех пор каждую ночь П.-Р. собирает всех русалок и заглядывает им в лица, стараясь угадать ведьму. «И если попадет из людей кто, тотчас заставляет его угадывать, не то грозит утопить в воде».
    Приурочив действие повести к «недавней» послеекатеринин-ской старине с ее безопасной демонологией, а не к давним временам (которым принадлежит П.-Р.) с их «взаправдашней», погибельной чертовщиной, Гоголь должен был избрать счастливую развязку и невольно соотнести свою П.-Р. с балетными нимфами начала XIX в.Левко, переживший потрясение (выясняется, что отец не дал согласие на брак с Ганной, поскольку сам имеет на нее виды), мстит отцу-обидчику, инсценировав «бесовские» игрища. Затем он приходит к заброшенному дому П.-Р. Левко не верит «бабьим» россказням; на нем вывороченный тулуп, — но это не знак настоящего оборотничества, а всего лишь «маскарадный костюм», который был необходим для мести отцу. Да и сама месть «парубка», в отличие от русалочьей мести мачехе, была всего лишь игрой. Однако в свете странной ночи старый дом словно преобразился; «странное, упоительное» сияние, запах цветущих яблонь, мелькнувший в окне белый локоть сливаются в мертвенно-прекрасный лунный образ. Левко не может удержаться, чтобы не заиграть на бандуре и не запеть. Перед ним — П.-Р.: «Парубок, найди мне мою мачеху!» Русалки затевают игру в ворона; в отличие от той, которую устроили в селе парубки, эта обрядовая игра — серьезна; та утопленница, которая сама вызывается быть вороном, чтобы «отнимать цып ленков у бедной матери», и есть — ведьма. Мачеха схвачена; отныне П.-Р. свободна от наваждения, русалочье уныние покидает ее; Левко награжден и возвращается с подаренной ею запиской от «комиссара» к грозному отцу с приказом немедленно женить сына на Ганне.
    Повесть, начавшаяся разговором героев о звездах как ангелах Божиих, глядящих из своих окошек, и о пасхальной победе над темными силами, завершается мысленным пожеланием Левко: «Дай тебе Бог небесное царство, добрая и прекрасная панночка…» Это пожелание полностью расходится с церковной традицией (самоубийц далеко не всегда отпевают и не хоронят в церковной ограде), но совпадает с полуфольклорным образом рая, каким его воображают герои «Вечеров». В этом раю (где небо подобно «надземной» реке) не просто может найтись место для доброй П.-Р., которая тоже смотрит на мир из своего светящегося «окошка», но ей необязательно и расставаться с «русалочьим» обликом: «Пусть тебе на том свете вечно усмехается между ангелами святыми!»

  5. Настоящий герой книг в этом рассказе является народ, его характер, проявляющийся в сказках и легендах. Украинские сказки – страшные, захватывающие и удручающие, в них добро не всегда вознаграждается, но в конце концов каждый получает своё. Майская ночь, или Утопленница основывается на многих легендах о неупокоенных душах, безвинно погибших. Прекрасная добрая панночка терпит издевательства ведьмымачехи. Не выдержав издевательств, она бросается в воду и становиться прекрасной русалкою.
    Но мачеха очень коварна, она тоже обернулась русалкой и бедная панночка не может больше плавать как рыба. Русалочка обращается за помощью к Левку, сыну головы, у которого не складывается счастье. Левко любит красивую девушку Галю, но и его отец не прочь с ней поживиться и поэтому он даже не хочет думать о его женитьбе. Левко и русалочка встречаются во сне, где русалочка просит его найти её злую мачеху. Левко понял, что это будет не очень сложно, и когда он увидел как русалочки играют в коршунов, то рассмотрел самого хищного и злого коршуна, для которой это была даже вовсе не игра.
    Благодарная панночка помогает ему соединиться с Галей. История рассказанная Гоголе, пронизана лиризмом, народным песенным творчеством. Во всех сказках Гоголя очень много добра.
    Гоголь вырос в атмосфере украинских песен и народных сказок, и поэтому он смог передать всю атмосферу жизни читателю в этих сказках.

  6. 6
    Текст добавил: незатыкаемый фонтан

    Настоящий герой книг в этом рассказе является народ, его характер, проявляющийся в сказках и легендах. Украинские сказки – страшные, захватывающие и удручающие, в них добро не всегда вознаграждается, но в конце концов каждый получает своё.
    Майская ночь, или Утопленница основывается на многих легендах о неупокоенных душах, безвинно погибших. Прекрасная добрая панночка терпит издевательства ведьмы-мачехи. Не выдержав издевательств, она бросается в воду и становиться прекрасной русалкою. Но мачеха очень коварна, она тоже обернулась русалкой и бедная панночка не может больше плавать как рыба.
    Русалочка обращается за помощью к Левку, сыну головы, у которого не складывается счастье. Левко любит красивую девушку Галю, но и его отец не прочь с ней поживиться и поэтому он даже не хочет думать о его женитьбе. Левко и русалочка встречаются во сне, где русалочка просит его найти её злую мачеху.
    Левко понял, что это будет не очень сложно, и когда он увидел как русалочки играют в коршунов, то рассмотрел самого хищного и злого коршуна, для которой это была даже вовсе не игра. Благодарная панночка помогает ему соединиться с Галей.
    История рассказанная Гоголе, пронизана лиризмом, народным песенным творчеством. Во всех сказках Гоголя очень много добра. Гоголь вырос в атмосфере украинских песен и народных сказок, и поэтому он смог передать всю атмосферу жизни читателю в этих сказках.

  7. Повесть “Майская ночь, или Утопленница” входит в книгу “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Это первая книга великого русского писателя, которая принесла ему большой успех. В ней Гоголь пишет об украинском народе, о его жизни, традициях, помыслах. Автор также использует легенды и сказки украинского народа. Они бывают разные: веселые и смешные, страшные и жуткие. В них всегда действует всякая нечисть: черти, русалки и др. Я хочу рассказать о повести “Майская ночь, или Утопленница”. В ней Гоголь использует легенды о душах невинно погибших людей.
    Главная героиня здесь – прекрасная добрая панночка, превратившаяся в русалку. Она была так красива, что злая мачеха-ведьма решила сжить ее со свету. Девушка не выдержала и утопилась, а это – большой грех. Так она стала русалкой. Но вредная ведьма-мачеха не оставила ее в покое: она повредила ей хвост. Бедная паиночка не может даже плавать! В повести есть влюбленные: Левко и Ганна. Они любят друг друга, но не могут соединиться, потому что отец Левко сам не прочь с ней поразвлечься, Влюбленные страдают, а Левко даже собирает своих друзей, чтобы они помогли ему совладать с отцом. Паиночка является к Левко во сне и говорит, что она поможет ему, если он найдет ее злую мачеху и справится с нею. Левко помог ей в этом: он посмотрел, как русалки превращаются в коршунов и играют, и увидел, что один из них дерется по-настоящему. Панночка тогда помогла влюбленным соединиться. Эта повесть хоть и страшная, но она заканчивается хорошо. Так часто бывает в народных легендах: каждый получает по заслугам. Если ты добрый и смелый, то твои мечты сбудутся. Гоголь считал, что в людях из народа заключены все хорошие черты характера: преданность, доброта, честность, любовь к Родине, смелость. Он и пишет свои повести для того, чтобы молодые люди подражали его героям.

  8. Сюжет. Майский вечер наполнен пением девушек и парубков. И возле хаты красавицы Ганны поет парубок Левко, ожидая, когда дивчина выйдет. Ганна медлит, её останавливает завистливость девушек, пугает проказливость парубков, да и мать строга — не прогневить бы. Девушку пугает ещё что-то, она не понимает сама— что. Левко несколько раз подходил к отцу своему, сельскому голове, с вопросом о женитьбе на полюбившейся ему Ганне, но суровый отец, прикидываясь глухим, на просьбы сына не отвечал. Сельский голова был вдовцом под опекой свояченицы, напускал на себя важность, но одинокий глаз его зорко высматривал хорошеньких селянок.
    Ганна спросила Левко про дом с заколоченными окнами, который мрачно отражался в пруду. Левко поведал давнюю историю: жил в этом доме сотник, была у него дочка, красивая панночка, сотник привёл в дом молодую жену, которая была ведьмой и не взлюбила падчерицу (хотела задушить её, обернувшись черной кошкой), отец под влиянием жены выгнал дочь, а та с горя утопилась. Левко еще добавил, что стала панночка во главе утопленниц и один раз утянула мачеху в воду, но та обернулась одной из утопленниц, и наказание её миновало. Услышал Левко, что его приятели возвращаются и простился с Ганной.
    Далее Гоголь воспевает великолепную украинскую ночь, после чего в центре внимания оказывается пьяный Каленик, безуспешно пытающийся танцевать гопака. При этом он разыскивает свою хату и в пух и прах ругает голову. Девушки подшутили над ним и показали ему хату головы, Каленик направляется в неё как в свою.
    А Левко расстался с парубками и пошел обратно. На обратном пути увидел он Ганну и услышал, что она с кем-то говорит о нём. Скрытый темнотой человек нелестно отзывался о Левко и сулил Ганне более основательную любовь. И тут при содействии луны на небосклоне и весёлых парубков рассерженный Левко разглядел в сопернике своего отца. Голова вынужден ретироваться. Левко договаривается с хлопцами проучить голову. А сельский голова между тем уже в своей хате занят разговором с винокуром, и тут через порог вваливается пьяный Каленик, не уставая поносить голову, и располагается спать на лавке.
    К ещё большему неудовольствию хозяина вдребезги разлетелось стекло от брошенного кем-то камня. Винокур смягчает гнев головы подходящим к случаю анекдотом о своей тёще, но тут за окном раздается совершенно непотребная песня с оскорблениями головы. Оскорбленный перешел к активным действиям, и скоро два якобы зачинщика были найдены. Чуть позже выяснилось, что это свояченица и Каленик. Разгневанный голова велит десятским сыскать зачинщика, обещая в случае невыполнения приказа строго наказать.
    Левко тем временем в таком же костюме, как у схваченных озорников, с лицом в саже задремал у пруда возле старого дома, овеянного легендой. И видит он, как в отраженном доме сотника окно раскрылось. Запел Левко, и появилась в окне панночка-красавица. С плачем стала сетовать она на затаившуюся мачеху-ведьму. Обещала панночка отблагодарить Левко, если поможет он найти её. Смотрит Левко на девушек в хороводе, прозрачны они и светлы. Начали утопленницы играть в ворона. Видит Левко, что та, которая была вороном, словно чернеет изнутри, и злоба вспыхивает в её глазах, когда набрасывается она на жертву. И показал Левко панночке ведьму. Обрадованная панночка благодарит Левко запиской для головы. Прошел сон у Левко.
    Увидел Левко в руке своей бумагу, сожалеет, что не знает он грамоты. В это время налетают на него разыскивающие зачинщика беспорядков. Левко вручает голове записку. В ней говорится, что писал её комиссар, который приказывает голове среди прочих поручений женить сына на Ганне. Ошарашенный голова стал вопрошать Левко, что и как. Тот на ходу сочинил, как он встретился с комиссаром, собиравшимся будто бы завернуть к голове отобедать. Голова приободрился и посулил сыну назавтра свадьбу. Счастливый Левко бежит до Ганны, видит её в окошке спящей, крестит и идет домой. А подгулявший Каленик так и бродит по селу в поисках своей хаты.
    Отзыв о произведении. Очень поэтичное, с изрядной долей юмора, светлое произведение, несколько омраченное изображением тёмных сил.

  9. Свежие записи

    Манилов 2 — Сочинение по произведению Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Манилов 4 — Сочинение по произведению Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Ифигения — характеристика литературного героя

    Популярное

    Музыка и кино — сочинение по творчеству Свободной темы
    Капитан Немо — Сочинение по произведению Ж. Верна «Двадцать тысяч лье под водой»
    Сравнение образов Катерины Кабановой и Катерины Измайловой — Сочинение по произведению Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
    Загадка Любви и Красоты в рассказе И. Бунина «Легкое дыхание»
    Уважение к старшим — закон нашей жизни — Сочинение по произведению Свободной темы «9 класс»
    Стихотворение Блока «О, я хочу безумно жить…»
    Проблемы любви и счастья в трагедии Вильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» — Сочинение по произведению У. Шекспира «Ромео и Джульетта»
    Поездка в город моей мечты — Париж — Сочинение по произведению Свободной темы «Памятники, достопримечательности»
    Характеристика образа Егора Прокудина — Сочинение по произведению В. М. Шукшина «Калина красная»
    «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» (по произведениям Н. А. Некрасова) — сочинение по творчеству Н. А. Некрасова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *