Сочинение на тему матерь человеческая

13 вариантов

  1. Нет на свете слова страшнее, чем «война». В этом коротком слове чувствуется боль, страдания многих людей. Какое счастье, что война осталась где-то там, далеко! Но вовсе забывать о ней несправедливо, в первую очередь, по отношению к погибшим.
    О Великой Отечественной войне создано много талантливых книг. В них описаны жестокие сражения, подвиги, победы. Героями этих книг можно только восхищаться. Но есть особенные произведения о войне: в жизни не всегда выпадает случай совершить ратный подвиг на линии фронта. Есть другие подвиги, о которых никто не знает. Именно о таких, скромных, геройствах и писал в своих произведениях В.А.Закруткин.
    Героиня его повести «Матерь человеческая», Мария, на своих плечах вынесла тяжелое бремя войны. Мысли о том времени навевает повествователю образ девы Марии. Это заставляет вспомнить страдания всех русских женщин во время войны. Многие из них потеряли своих мужей и сыновей. Об одной из тысяч таких неизвестных женщин и написал В.А.Закруткин в повести «Матерь человеческая».
    Героиня осталась совсем одна в разрушенной фашистами деревне, когда носила под сердцем ребенка. Но отчаяние лишь на минуту охватило Марию. Она поняла, что нельзя сдаваться, надо жить дальше. Мария нашла в себе силы не только выжить самой, но и помочь это сделать другим. Она стала матерью всего живого. Среди трупов и разрушения Мария сохранила жизнь.
    Эта женщина начала с нуля, когда у нее ничего не было. И все же героине удалось сделать невозможное: Мария дарила надежду голодным ленинградским детям. Она сделала самое главное – просто обогрела их, показала, что есть на свете заботливые люди. Не могут не тронуть сердце первые страницы повести. Девушка оказалась на краю гибели, жизнь казалась ей невыносимой, она даже просила у бога смерти. Одна среди заброшенных полей, трупов, разрушений. Как тут не впасть в отчаяние!
    Мария вспоминает годы жизни со своим мужем Иваном. Его немцы убили так же, как и ее сына Васятку. Потерять самых близких друзей, семью, дом! Подобное испытание сможет пройти далеко не каждый человек. Но Мария прошла. Почему? Что придало ей силы, уверенности? Я думаю, что это – ее, пока еще не родившийся, ребенок. Мария почувствовала ответственность за его жизнь, за его будущее. Материнское чувство помогло ей пройти через все испытания. Хотя героиня много сомневается, противоречит себе, но все же принимает правильные решения.
    Мария хочет мирной жизни не только для своего ребенка, но и для всех детей. Поэтому она заботится о тех, кому сейчас плохо и одиноко. За это ее благодарят дети: трехлетняя Даша, маленький Андрюша, Галя и Наташа из детдома. Жизнь послала Марии нелегкие испытания, она попала в тяжелейшие условия. Но вера, надежда, добро помогли этой женщине. Писатель уверен, что только добро, тепло семьи и матери может победить войну.
    Мария осталась для меня настоящей героиней. Жаль, что за человеческое отношение не дают наград и не повышают в званиях, но о ней с благодарностью будут вспоминать дети, которых она спасла от гибели.
    Откуда в этой хрупкой женщине эти силы, упорство? Ведь Мария была обречена на верную смерть. А оказалось, что именно она дала всем жизнь. Марию любят домашние животные: коровы, лошади, собаки. Вызывает удивление ее обращение с этими животными. Мария уважает и ценит их. Часто она общается с ними, как с людьми. В первый раз, выпив молоко коровы, Мария поблагодарила ее. Верный пес Дружок становится ее незаменимым защитником. Каждый день героиня разговаривала с животными. Они стали с ней одним целым. Хотя кругом полыхала война, в небольшой деревушке снова робко пробивалась жизнь. И человек, и животные объединились, чтобы противостоять общему несчастью.
    Мария не взяла в руки оружие, но она боролась за мир так же самоотверженно, как и солдаты на поле боя. Война – это противоестественное состояние. Природа не приемлет вражды. Мне больше всех запомнилась в повести одна маленькая деталь. Когда начались холода, было очень трудно с едой. В опустевшей избушке Марии затеплился дым.
    Огонь, тепло домашнего очага. Если представить себе этот одинокий дымок среди кладбища, опустевших полей, разрушенных домов, то становится как-то отрадно. Хочется верить, что Мария и ее дети спасутся, деревня вновь наполнится людьми, жизнь восстановится. И это произойдет во многом благодаря мужеству Марии. У нее характер настоящего бойца.
    Эта героиня открыла мне самое главное – никогда не надо сдаваться. Все еще можно изменить и исправить. Иной раз думаешь: ведь Мария могла бы прожить одна, без детей, ей и так бы было очень трудно. Но она думала, прежде всего, о других. Эта женщина просто делала добро. Мария ни на минуту не сомневалась, что она выживет вместе с несчастными детьми. На ее стороне была жизнь, природа, добро, правда. А на стороне фашистов – смерть и разрушение.
    Прочитав эту повесть, мне стало понятно, что героями не рождаются, а становятся. Сама Мария никогда не считала себя героиней. Она не была от природы сильной и смелой. Эти качества открыла в ней война. Мария каждый день совершала подвиг, даже не подозревая об этом. Это выходило само собой. Да и думать о подобном было некогда, у Марии и так хватало забот. Раньше она боялась каждого шороха, немецких обстрелов. А теперь она не склоняла головы. Героиня перестала бояться. Это значит, что войне и страданиям скоро придет конец.
    Мария не остановилась на достигнутом: она решила сохранить урожай на заброшенных полях. Женщина понимает, что сделать это одной, беременной, практически невозможно. Но она вспоминает свой колхоз, своего мужа. Она знает, скольких трудов стоило вырастить урожай, вспахать землю. Каждый колосок дорог женщине, потому что он стоит человеческого пота, труда.
    Мария как будто знает, что ее труды не пропадут даром. Придет мирное время, и урожай пригодится. Поэтому она неустанно работает на будущее. Удивительно, но ее планы превращаются в реальность. Все, что она задумала, исполняется.
    История этой женщины напоминает эпизод из Библии. Когда-то Ной построил свой ковчег. Он взял в него всех животных, чтобы сохранить жизнь на Земле после потопа. Кажется невероятным, но спустя много лет история стала повторяться. И какие бы испытания ни посылала жизнь, человек всегда может выстоять. У каждого из нас есть огромные внутренние силы и в определенный момент они проявляются. В этом тайна человека. Это и есть обыкновенное чудо. И это чудо своим трудом, своими руками сотворила скромная Мария.
    Для меня стало открытием, что подвиг – это не только бесстрашие, но и тяжелый, ежедневный труд. В этом труде и самопожертвовании заключается величие человека. Слезы и горечь вызывают письма, которые Мария находит в заброшенной деревне. Эти письма писали несчастные матери для сыновей, которые уже никогда их не прочтут.
    Но Мария не перестает удивлять нас. На ее долю выпадает еще одно испытание. Однажды в подвале Мария увидела белокурого немца с огромными голубыми глазами. Первым порывом женщины было убить его. В этом немце она увидела все свои страдания, несправедливость войны. Но немец от страха произнес лишь одно слово – «мама». Это слово одинаково звучит на всех языках, оно близко и понятно каждому. Одно слово спасло жизнь этому немцу, потому что оно тронуло сердце Марии. Нравственно героиня оказалась выше мести.
    Если задуматься, то она была права. Один человек не может быть виновным во всех смертях и разрушениях. Немец был беззащитен и обречен, Мария как-то сразу почувствовала это. Она поняла, что на зло бесполезно отвечать злом. Перед ней был не фашист, а несчастный человек. Поэтому Мария стала заботиться о нем так же, как об остальных.
    В.А. Закруткин показывает, что война ставит лишь временные, условные преграды между людьми. Фашисты надеялись кровью и смертями установить свою власть. Они возомнили себя выше бога, выше природы. Но жизнь расставляет все на свои места. Их кровавое торжество было недолгим. Потому что их поведение противоречит законам жизни. Фашисты даже не догадывались, что простая, ничем не приметная женщина может стать для них главной угрозой. Обыкновенная женщина Мария создает жизнь. Она, подобно матери Спасителя, много страдает, проходит через нечеловеческие испытания. Марию не причислят к лику святых, но она живет, как истинная праведница. Именно поэтому командир эскадрона преклоняет перед ней колени. Он восхищается мужеством этой скромной, самоотверженной труженицы. Командир ничего не знал о ее тяжких испытаниях, лишениях, но он понял все в одну минуту. Поэтому победа над фашизмом – это их общая победа.
    В.А.Закруткин по-новому пишет о войне. Поэтому первая встреча с его повестями и рассказами оставляет в сердце глубокий след. Его героини вызывают уважение. Ю. Друнина писала: «У войны не женское лицо», потому что женщина – символ мира. Закруткин развивает и поддерживает эту мысль.

  2. Сочинение на тему : Закруткин Произведение “Матерь человеческого”
    Великая Отечественная битва – тяжелейшее из всех испытаний, какие когда-либо выпадали на долю нашего народа. Ответственность за судьбу Родины, горечь первых поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность отчизне, вера в победу – все это под пером разных художников отлилось в неповторимые прозаические произведения.
    Теме войны нашего народа с фашистскими захватчиками посвящена книга Виталия Закруткина “Матерь человеческого”, написанная практически сразу после окончания Великой Отечественной войны. В своей книге автор воссоздал образ простой русской женщины, преодолевшей страшные удары судьбы.
    В сентябре 1941 года гитлеровские войска неблизко продвинулись в глубь советской местности. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами местности и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая дама Мария, её муж Иван и их сын Васятка. Но битва не щадит никого. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка.
    Страшные испытания не сломили эту женщину. Дальнейшие события повети раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девчурка умирает, Мария чуть не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе силы для того, чтобы существовать. С большим трудом преодолевая горесть.
    Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик крикнул: “Мама! Мама!” И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене.Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене.
    Мария ощущала свой задолженность перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, ещё вернется домой. Чувство исполняемого задолженности поддерживало её в тяжелые и одинокие дни. Скоро у нее появилось большое хозяйство, потому что на разграбленное и сожженное подворье Марии стекалось все живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей её земли, матерью, похоронившей мужа, Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей, убитого на передовой политрука Славы. И хотя она перенесла смерть дорогих и любимых людей, её сердце не очерствело, и Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесенных на её хутор.
    Так и встретила эта мужественная дама советские войска с детьми. И когда в сожженный хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира…
    Книга В. Закруткина звучит как гимн русской женщине, прекрасному символу гуманизма, жизни и бессмертия рода человеческого.
    Гражданское и частное, радость победы и горечь невосполнимых утрат, общественно-патетические и интимно-лирические интонации переплетаются в этих произведениях неразделимо. И все они – исповедь об испытаниях души на войне кровью и смертью, потерями и необходимостью убивать; все они – литературный памятник неизвестному солдату.

  3. «Матерь человеческая» В. Закруткина мне очень понравилась. Повесть читается легко, но без слез, я думаю, ее нельзя прочитать. Мне хочется поделиться мыслями о главной героине Марии. Она мать сына, которого повесили фашисты. Ей тяжело… Но она мужественна.
    Главная героиня Мария должна была совершить страшное – убить человека. Но это противостоит назначению матери на земле. Мать дает жизнь, а не уничтожает. Пусть этот немецкий солдат – враг, но материнская любовь к ребенку высока. Этот мальчишка не мог быть убийцей. Она вовремя поняла и поборола это жестокое желание мщения. Именно святое слово «мама» спасло немецкого мальчика. В последние минуты их встречи он произносит слово «МАМА» . Как он надеется, что именно она в силах отстоять его уходящую жизнь, отогнать смерть. Мария мне запомнилась доброй, заботливой, отзывчивой, понимающей, сильной. Доброй, потому что она пожалела бедного немца. Заботливой, потому что она заботилась о немецком мальчике, ухаживала за ним, накормила его. Понимающей, потому что она поняла немца и в душе посочувствовала ему. Сильной, потому что она нашла силы жить дальше после смерти двух ее самых близких людей. Она имела качества русской доброй женщины: честность, достоинство, доброту, благородство и любовь.
    Я восхищаюсь Марией. Она нашла в себе силы простить бедного Вернера Брахта. Закрыты последние страницы фрагмента этой замечательной повести. Перед моими глазами невысокая, кареглазая, добрая, мужественная, сильная Мария. Она учит меня быть доброй, заботливой, сильной, мужественной и уметь прощать.

  4.  
    ВЫ НАХОДИТЕСЬ НА САЙТЕ://www.batraeva.com
    Часто приходится слышать, что каждый человек живет по судьбе. И у каждого она своя…Время беспощадно и могущественно, оно безжалостно высвечивает истинные ценности человека и его пороки. Изменяясь само, оно влияет на людей, порой деформирует их сознание. Люди должны помнить об этом всегда, потому что хотим мы того или нет, вне времени, вне истории не живет ни один человек. Именно об этом: об экстремальном времени и о жизни в нем  людей книга Виталия Закруткина «Матерь человеческая».    
           Это повесть о сложной судьбе русской женщины Марии производит на читателя неизгладимое впечатление. Кажется,что книга прострелена пулеметными очередями Великой Отечественной войны, овеяна и скорбью и добротой, и человечностью.    
            Жизнь женщины была трудна во все века, а особенно тяжкие испытания выпали на ее долю в годы войны. Я думаю, что автор не случайно назвал свою героиню Марией. Подвиги матери Божьей и матери человеческой соизмеримы.      
            Кто же она, земная Мария ? Глухой степной хутор, и там она, жена и мать, обитала, работала на колхозном поле, устраивала домашний очаг, несла свою житейскую ношу. В труде, в любви к мужу и сыну находила она утоление естественной человеческой жажды счастья. Кажется, что романтическому и возвышенному нет места в ее жизни. Ничего присечательного не было в этой молодой крестьянке.   
      Текло время и постепенно в труде и заботах, в общении с людьми  формировался характер, складывалась ее личность. Каким близким и родным Мария ощущала этот мир, не только свой дом, но и поле, где она делила с другими общую судьбу на родной земле… Люди верили в прочность жизненных благ, добываемых в поте лица. Но в один миг все рухнуло: началась война…     
          Почти фантастической представляется история, рассказанная Виталием Закруткиным. Героиня повести своими глазами видела, как мужа и десятилетнего сына Васю предавали смерти, как пылал ее родной хутор, когда его жгли каратели. А по дороге шли хуторяне, угоняемые  в фашистское рабство под злые выкрики немцев и автоматные очереди. Что она могла желать в эту минуту?«Господи,–всхлипывая, шептала Мария,–пошли мне смерть, господи… нет у меня больше сил…не могу я… пошли мне смерть, прошу тебя, боже».    
         И все же нашлись у нее силы, чтобы не умереть среди разрушения и крови. Да, инстинкт жизни повелевал, и не покидала мысль о будущем ребенке…Но это был лишь мгновенный импульс, поднявший женщину на ноги. Дальнейшее развитие сюжета показывает, как Мария постепенно возвращается к жизни. Она не может иначе.  Так до войны сформировался ее характер.    
            Человеческое проявилось в героине прежде всего в жажде деятельности, труда. Это не просто инстинкт самосохранения. Мария постоянно думала о тех, кого угоняли в неволю , и  не теряла веры, что они вернутся и жизнь войдет в свои прежние берега. Разрушенный мир, где безраздельно торжествует зло, поставлен перед лицом человека, у которого нет другого оружия, кроме тех сил, что скрыты в нем самом:»Полуголая, еле прикрытая затвердевшими от крови и пыли лохмотьями, маленькая, беззащитная в своем одиночестве. Стояла Мария… смотрела на сожженный хутор… и ей казалось, что ничего этого не было…»      Казалось бы , все вокруг было предано огню и смерти, но из-под руин стали пробиваться первые признаки жизни: собака Дружок, бездомные коровы, голуби, летающие вокруг пепелища. Однако ей предстояло выдержать еще один удар судьбы.      Писатель сталкивает Марию с раненым немцем, который укрывается в подвале среди развалин ее дома:»Мария подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом:»Мама! Ма-а-ма»     
            Эти святые слова спасают немца. Не злоба, не угрюмое чувство мести возобладают в душе Марии, а милосердие. В этом эпизоде она выступает от имени матери детей земли, родившихся преобразить планету.     
            Жизнь налаживается вокруг нее. Оборудован подвал, приспособлено помещение для коров, кур, лошадей, вычищен колодец. Ни одного дня  Мария  не оставалась без работы. Она решает убрать поля, не дать погибнуть добру, мечтая о возвращении хуторян. Даже в эти тяжкие для себя дни героиня действует и поступает по чести и по совести, не желая себя беречь и «ждать лучших времен». Она живет сегодняшним днем. Так распрядилась ее судьба.     
         Особенно пронзительным по силе воздействия повести на читателя является эпизод с ленинградскими детьми, заброшенными военным ураганом в далекий степной край. Они ютились в копне сена, ожидая неминуемой гибели. Мария не только выходила их, обогрела и накормила, но открыла перед ними свою душу. И дети нашли место в ее материнском сердце:»В этот же вечер  Галя, Наташа, Таня и  Лара, окружив Марию, спросили застенчиво:»Можно мы тоже будем называть вас мамой?»–«А я и есть ваша мама,»– глухо сказала Мария…   
              Пришло время, и расщедрившаяся судьба послала ей младенца. У Марии родился сын, который связал ее с родными, со всем, что безвозвратно ушло в прошлое.     
           Размышляя над сложной судьбой героини в повести, я спрашиваю себя:»Что же все-таки помогло выдержать, выстоять этой хрупкой женщине на войне?» Мария, как бы ей ни было тяжело, не отступала в своих действиях от тех принципов, которые можно назвать святыми. Она не только позаботилась о живых, но и сходила на кладбище, припала к могиле  живших когда-то на хуторе: «Вы учили меня уму-разуму, завещали, чтоб я была совестливой, чтоб любила людей и землю, чтобы была хорошей женой и матерью…Так все и было…
           Сейчас повесть Виталия Закруткина приобрела новое звучание. Образ матери человеческой  вырос в символ хранительницы незатухающего очага. Ведь без нее невозможно перешагнуть провалы и ямы, смертельно разделяющие  людей в начале ХХ1 века.

  5. Великая Отечественная война – тяжелейшее из всех испытаний, какие когда-либо выпадали на долю нашего народа. Ответственность за судьбу Родины, горечь первых поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность отчизне, вера в победу – все это под пером разных художников отлилось в неповторимые прозаические произведения.
    Теме войны нашего народа с фашистскими захватчиками посвящена книга Виталия Закруткина «Матерь человеческая», написанная практически сразу после окончания Великой Отечественной войны. В своей книге автор воссоздал образ простой русской женщины, преодолевшей страшные удары судьбы.
    В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, ее муж Иван и их сын Васятка. Но война не щадит никого. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка.
    Страшные испытания не сломили эту женщину. Дальнейшие события повести раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе силы для того, чтобы жить. С большим трудом преодолевая горе.
    Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик крикнул: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене.
    Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, еще вернется домой. Чувство исполняемого долга поддерживало ее в тяжелые и одинокие дни. Скоро у нее появилось большое хозяйство, потому что на разграбленное и сожженное подворье Марии стекалось все живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей ее земли, матерью, похоронившей мужа, Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей, убитого на передовой политрука Славы. И хотя она перенесла смерть дорогих и любимых людей, ее сердце не очерствело, и Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесенных на ее хутор.
    Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с детьми. И когда в сожженный хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира…
    Книга В. Закруткина звучит как гимн русской женщине, прекрасному символу гуманизма, жизни и бессмертия рода человеческого.
    Гражданское и частное, радость победы и горечь невосполнимых утрат, общественно-патетические и интимно-лирические интонации переплетаются в этих произведениях неразделимо. И все они – исповедь об испытаниях души на войне кровью и смертью, потерями и необходимостью убивать; все они – литературный памятник неизвестному солдату.

  6. Трагические события не сломили женщину, она не обозлилась на этот мир. Выжив в страшную сентябрьскую ночь, она поселилась в уцелевшем погребе. Постепенно Мария обзавелась хозяйством. Автор рассказывает, как она чистила колодец, искала все необходимое для жизни, собирала урожай. Эти сцены показывают неимоверную силу духа героини. Труд женщины не был напрасным, благодаря ему она смогла спасти семерых детей. Вскоре Мария родила сына. Герои учились жить заново.
    Мария считала спасенных детей своими. Она была готова обогреть всех, кто в этом нуждался. Помощь окружающим – вот, что стало главным в жизни. Отсюда и смысл названия повести. Не зря автор дает героине имя Мария, проводя, таким образом, незримую параллель между героиней и Матерью Божьей.

    Композиция

    Сюжет произведения В. Закруткина “Матерь человеческая” развивается последовательно. Экспозиция – знакомство с Марией, укрывшейся в кукурузе, воспоминания женщины. Завязка – смерть сына и мужа, ожесточенный бой, превративший деревню в руины. Развитие событий – жизнь героини после кровавых событий. Кульминационных точек несколько. Развязка – новая жизнь Марии с детьми.
    Важную роль в раскрытии заявленных тем и создании образа Марии играют несюжетные элементы. Особенности композиции – вступительный рассказ о главной героине и ретроспекции (воспоминания о прошлом).

    Жанр

    Жанровая характеристика – обязательный пункт плана литературного разбора. «Матерь человеческая» – это повесть. В ней можно заметить такие признаки среднего литературного жанра: несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная, как и проблематика. Направление произведения – реализм, так как автор правдиво описывает военные события.

  7. 7
    Текст добавил: Слушайте люди

    Муниципальное общеобразовательное учреждение
    средняя общеобразовательная  школа
    с углубленным изучением отдельных  предметов №1 г. Шагонара
    Исследовательская работа:
    Образ матери в повести В. Закруткина «Матерь человеческая»
    Выполнила: ученица МОУ СОШ №1
    г. Шагонара
    Энмекей Чодураа
    Руководитель: Монгуш А. Г.
    Шагонар-2011г.
    Восславим женщину-Мать,
    Чья любовь не знает преград,
    чьей грудью вскормлен весь мир!
    Все прекрасное в человеке —
    от лучей солнца и от молока Матери.
    М. Горький
    Мать.… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик.
    Именно поэтому образ матери становится одним из главных в литературе.
    Цель работы:
    -на примере героини  повести В. Закруткина раскрыть духовную красоту  и величие, силу духа русской женщины, ее человечность, цельность натуры, мужество и стойкость в годы Великой Отечественной войны.
    Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
    Задачи:
    – через анализ глав повести раскрыть развитие образа Матери в повести В. Закруткина «Матерь человеческая»;
    – раскрыть духовную красоту  и величие матери, силу духа русской женщины через систему образов повести;
    – попытаться классифицировать образ Матери в повести В. Закруткина «Матерь человеческая».
    Актуальность работы заключается в том, что мы  попытались раскрыть и классифицировать образ Матери в повести В. Закруткина «Матерь человеческая». Также актуальность работы обусловлена в недостаточной изученности творчества В. Закруткина, что вызывает интерес в исследовании.
    В основе повести В. Закруткина лежит реальный факт.  «Ранней весной 1943 года, – пишет автор, – мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, все  больше удаляясь от магистральной дороги….
    В полдень мы въехали  в черные развалины, какого- то сожженного гитлеровцами хутора.
    На хуторе не было ничего живого…Мы уже приблизились к выезду из руин; как вдруг  из какой- то темной норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же  норы выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина….. Мы подняли плачущую женщину, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора… Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Поселилась в уцелевшем погребе….».
    Тогда же, в перерыве, между боями, Виталий Закруткин написал об этой женщине  рассказ «О живом и мертвом»,  который был напечатан в 1944 году.
    Спустя много лет, вновь перечитывая этот рассказ, Виталий Александрович решил писать повесть о женщине, которая   воплотила в  своем характере  все то лучшее, что было дано новым людям советской  эпохой.  «Эту женщину я не мог, не имел права забыть….» – так начинается повествование.
    Теме материнской любви во всех видах искусства придавалось и придается особое значение. Известно, что прообразом Матери является Дева Мария, Богоматерь. В русском искусстве этот образ занимает особое место.
    Такое количество различных интерпретаций возникло и продолжает возникать, на наш взгляд, по двум причинам: во-первых, максимальная приближенность библейского сюжета рождения сына матерью к реальной жизни и, во-вторых, многозначность образа Богоматери
    Появляются целые типы Матерей. Мы выделяем их, взяв за основу образы Матери, выделенный К.Г. Юнгом. Он занимает особое место в теории швейцарского психолога и имеет множество аспектов.
    На основе этих значений К.А. Старцева выделяет следующие типы Матерей:
    – Мать, родившая Бога (М.Горький «Мать» и Л. Чуковская «Софья Петровна»);
    – Мать, родившая человека (Б. Пастернак «Доктор Живаго»);
    – всеобщая Мать (или Мать-заступница) (В. Крапивин «Кораблики, или Помоги мне в пути»);
    – скорбящая Мать (В. Закруткин «Матерь человеческая», Ч. Айтматов «Материнское поле»);
    – Мать-наставница (А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»);
    Особого внимания заслуживает тип скорбящей матери. Он сочетает в себе черты и матери, родившей человека и  всеобщей матери  (или матери-заступницы).
    Образ скорбящей матери характерен, в первую очередь, для военной прозы.
    Повесть В. Закруткина «Матерь человеческая» (1969г.) написана через двадцать лет после окончания Великой Отечественной войны. В центре произведения образ Матери: земной матери Марии и евангельской Богоматери. Писатель сопоставляет и противопоставляет жизнь женщин, переживших одинаковую трагедию: «Смерть сына – тяжкое, неизбывное горе для матери» [Закруткин 1985: 5], но «Разве нет на земле матерей человеческих, испытавших более страшные удары судьбы, чем те, которые ниспосланы были тебе (Мария)?» [Там же].
    Острым и резким контрастом начинается и завершается повесть Виталия Закруткина, возвращающая нашу память к трагическим и героическим временам Великой отечественной войны. Не о Марии – легендарной «матери божьей», не о Марии – католической Мадонне, а о Марии – простой деревенской русской женщине, принявшей в годы войны нечеловеческие страдания и победившей их силой живого человеческого сердца, волей и мужеством народного характера, пишет писатель в своей повести.
    Героиня В. Закруткина – верная дочь своей страны, ее родного хутора, еще так недавно жившего вольной и творческой жизнью и теперь, в военном лихолетье, с какой-то механической жестокостью сожженного дотла фашистскими захватчиками.
    Совсем одна остается Мария на страшном пепелище. И одна остается она на этой поруганной и оскверненной земле представительницей своей Отчизны. Фашистские каратели отняли у ней все. Они повесили ее любимого мужа, Ивана, сгубили ее сынишку Васятку, ее подругу Феню, они расстреляли многих односельчан, остальных угнали в неволю, разграбили и сожгли ее родной хутор. Одна, но с будущим младенцем под сердцем, осталась она жить, спасшись бегством с хутора, а затем вернувшись после ухода карателей на разоренную злодеями землю.
    Великая отечественная война принесла людям тяжелейшие испытания и смерть. Ворвалась она и в семью героини. На глазах Марии фашисты повесили мужа и 10 – летнего сына, останки которых она найдет
    «Да это ж были останки тех, кого в страшный сентябрьский день казнили гитлеровские каратели. Перед уходом из горящего хутора они сняли повешенных  с тополя и швырнули в объятый пламенем бригадный домик.
    Долго убивалась Мария, стоя на коленях перед грудой обгоревших костей, долго целовала черные от  копоти черепа, исступленно царапала землю, замирала в беспамятстве. Она выкрикивала слова любви и материнского горя, и эти бессвязные слова переходили в истошный звериный вой…
    Могилу Мария копала сама. Место выбрала рядом с могилами отца и матери.
    Когда снарядный ящик, в котором   находились останки мужа и сына, опустила  в могилу и по его деревянной крышке глухо, утробно застучали комья земли, Мария вытерла пот на лбу, посмотрела на детей.
    – Сколько мне довелось тут людей схоронить,- сказала она, – и всех было жалко…. Теперь вот своих хороню, а сердце мое стало как  камень, потому что сил уже нет и выплакала я все слезы…
    Фашисты  сожгли хутор, а все население его (около 100 человек) погнали в Германию.
    Мария, чудом спасшаяся   в кукурузном поле, осталась «одна на чадной, повитой черным дымом, овеянной смертью земле…»
    «Сейчас, в эти минуты, тяжкое неутешное горе Марии – смерть мужа и малого сына, два дня назад повешенных немцами на старом хуторском тополе, как бы уплыло, заволоклось туманом, сникло перед лицом этой новой смерти, и Мария, пронзенная острой, внезапной мыслью, поняла, что её горе только невидимая мире капля в той страшной, широкой реке горя людского, черной озаренной пожарами реке, которая, затапливая, руша берега, разливалась все шире и шире и все быстрее стремилась туда, на восток, отдаляя от Марии то, чем жила на этом свете все свои недолгие 29 лет»
    После всего пережитого таким естественным кажется желание Марии умереть.
    « Так молилась Мария неведомо кому, так выкликала свою смерть. А жизнь властно звала её, напомнив о том, что она не одна, что в ней теплится иная, пока ещё слитая с измученным материнским телом, но уже своя, отдельная  слабая жизнь, что в чреве её живет оно, ещё незрячее, глухое, безъязыкое, малый комок, который растет днем и ночью. «Оставьте ему все это, люди! Не убивайте его,  идущего в мир! Он хочет жить….»
    И это заставляет молодую женщину думать о жизни и о всем живом, что потянулось к ней.
    Мысли о нерожденном ребенке, о том, что она…. женщина – мать обязана уберечь то живущее в ней, что связывало её с погибшим Иваном, с Васяткой, отогнали желание смерти…
    Краски, которыми написал Виталий Закруткин свою повесть о Матери Человеческой, казалось бы, не сочетаемы: это краски сурового, порой жестокого реализма и краски реализма лирического и поэтического. Сочетаются они потому, что передают диалектику трагической действительности и героической жизни. Страшный фон у этой повести. Злодейство фашистских преступников, голод, холод, трупы убитых людей, спаленные хаты, порубленная скотина, сожженная земля. Страшен и сам сюжет повести, само ее действие. Жестокая борьба Марии за существование, борьба с голодом и зимней стужей. Безмолвное хуторское кладбище с родными могилами. И пытка одиночеством, мучительные мысли и ведения. И все же свет торжествует над мраком, жизнь побеждает смерть, созидание торжествует над разрушением. И светел образ Марии, светлы ее помыслы и дела, светел ее подвиг.
    Лиричны и поэтичны воспоминания Марии о прошлом, о детстве, о замужестве, о ее любимом друге и муже Иване, об односельчанах, о комсомольской юности, о праздниках революции, о народных, крестьянских, комсомольских песнях. Такое не умирает, пока живо сердце. И такое непобедимо, неподвластно никакому насилию. И от этой связи с былым, связи неодолимой и неразрывной, идет в сердце Марии вера в будущее, сознания долга перед всем, что осталось от прошлого на земле, сознание ответственности за крохотный комочек, за будущего человека, в котором останется жить на свете большая и прекрасная любовь Ивана и Марии.
    Особое значение при анализе образа Богоматери играет имя. В канонических евангелиях авторы обращаются к Богородице как Дева Мария, Матерь, Матерь его, жена Иосифа. В то время как имя «Мария» имеет несколько значений, которые, не теряя связи с евангельской Богоматерью, реализуются в произведениях русской литературы ХХ век. В повести В. Закруткина «Матерь человеческая» Мария, сопоставленная писателем с евангельской Марией, как «святая и возвышенная». Значение имени «Мария», кроме библейского варианта «матери Иисуса Христа», от древнееврейского – ‘противиться, отвергать’; ‘святая, высокая, печальная’; ‘превосходство» [Петровский, 1984].
    Образ Марии в повести В. Закруткина относится к типу скорбящей матери и в контексте произведения реализует значение имени «противиться, отвергать»: женщина противится смерти, страху, боли.
    В. Закруткин, прошедший испытания войной, прошедший эту тяжкую школу, пишет об ужасах войны с точным знанием, с беспощадным реализмом. Но и другая школа В. Закруткина – школа его деревенской жизни – помогает ему с большой силой реализма создавать русской женщины-крестьянки. Его Мария – крестьянка. И она во всем остается колхозной труженицей – и в отношении к природе и труду, и в отношении к уцелевшему зверью, и в неустанной героической заботе об оживлении пожженной врагами земли.
    Аллюзия в тексте произведения «Матери человеческая» на сюжет о Великом Потопе, образ Ноева ковчега  («Сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришёл пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли» [Быт. 6:13-16]) расширяет временные рамки произведения и вносят добавочное значение к образу Матери (‘скорбящей матери’). Также как в библейском сюжете, в повести В. Закруткина к месту спасения (погреб в котором укрывалась Мария от разрушений мира) пришли звери: собаки, коровы, голуби, пчелы, овцы, лошади, курицы. И всех Мария встречала с радостью: «Бедные вы мои, – сквозь слезы сказала она коровам, – не пожалели вас люди…» [Закруткин 1985: 33],  «сиротиночки мои бедные, — ласково зашептала она, – некуда вам приклонить свои головочки, некому пожалиться на свое сиротство» [Там же: 51].  «Ноев ковчег» в контексте повести «Матерь человеческая» является символом гибнущей цивилизацией, спасти которую может только любовь и милосердие.
    Писатель подчеркивает естественность потребности человека в вере: с детства «нравилось Марии и в церкви, все казалось ей там необычным, торжественным: и дрожащие огоньки свечей, и запах горячего воска и ладана, и смутное отражение человеческих лиц в стеклах икон, и сами люди, спокойные, умиротворенные, празднично одетые» [Закруткин 1985: 69].
    Вся скорбь Матери реализуется в ее борьбе за жизнь еще не родившегося ребенка: «Живой незрячий комок не видит, как жестоко истязают один другого люди, как безжалостно убивают они друг друга. Растущий в теплой тьме материнского чрева, глухой, он не слышит, как, уродуя землю, грозно гремят орудия смерти, не ощущает, как вздрагивает потрясенная земля, как натужно трещат вырываемые из земли живые корни деревьев. Безъязыкий, он не может сказать: «Опомнитесь, люди! Пожалейте себя, не убивайте жизнь на земле! Пожалейте тех, кто еще не пришел, но придет в мир! Пожалейте еще не рожденных, еще не зачатых! Оставьте им светлое солнце, и небо, и воды, и землю!» [Закруткин 1985: 28].
    Еще одно значение Матери, которое реализуется в повести «Матерь человеческая» это всеобщая мать. К Марии идут животные, чудом выжившие на сожженном немцами хуторе, к ней выходят дети из ленинградского детского дома. «Голубяточки мои… Деточки родные… Выходите все… Все выходите… Я вас накормлю, напою, искупаю… Мы будем жить вместе… Я одна, совсем одна… и голоса человеческого давно не слышала…» [Закруткин 1985: 84]. Мария принимает детей как родных: «А я и есть ваша мама, – глухо сказала Мария. – Выл у меня один-единственный сыночек, а теперь вон вас сколько, и все славные, хорошие деточки…» [Там же: 87].
    Один из трагических эпизодов повести – это появление на пепелище, возрождаемом неимоверными усилиями Марии, «заблудившейся стайки» малых детей, эвакуированных из блокированного Ленинграда: «из копны стали вылезать дети. Худые, полуголые, забитые, придавленные страхом и голодом, с глазами, полными слез, они сгрудились вокруг рыдающей Марии, навзрыд, заплакали сами, повисли на её шее и на плечах, прижимались к ней, бились у её ног». Здесь, как и в эпизоде, когда Мария находит останки Ивана, Васятки и Фени, писатель проходит на грани мелодрамы, но не на йоту не впадает в мелодраматичность и остается в пределах реалистической трагедии. И с какой лиричной поэтической нежностью пишет он о рождении человека, над которым Мария шепчет в изнеможении простые и выстраданные слова: «Ну, здравствуй, сыночек… Здравствуй, Васенька, кровиночка моя…».
    Предфинальный эпизод повести, посвященный теме освобождения и победы, носит лирико-монументальный характер. Советские воины находят Марию: «Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. Вокруг неё сгрудились дети, коровы, овцы, куры. Заметив нас, звонко заржали рыжие кони. Вверху носились белокрылые голуби». Мария вырастает в образ символический, достойный того, чтобы быть запечатленным в мраморе или бронзе: «Подъехав к Марии, командир полка остановил эскадрон, сошел с коня. Слегка прихрамывая, он подошел к ней, пристально посмотрел в глаза, снял фуражку и, марая жидкой грязью полы щегольского плаща, опустился перед Марией на колени, и молча прижался щекой к ее безвольно опущенной маленькой жесткой руке…»
    В образе русской женщины Марии сливаются образы матерей немецкого солдата Вернера Брахта и матери русского Славика. Умирая Вернер тянул к ней руки: «Мама! Мама!». Мария понимала, что «она — последний человек, которого обреченный на смерть немец видит в своей жизни, что в эти горькие и торжественные часы его прощания с жизнью в ней, в Марии, заключено все, что еще связывает его с людьми, — мать, отец, небо, солнце, родная немецкая земля, весь огромный и прекрасный мир» [Там же: 53]. И для нее в образе умирающего немецкого мальчика слились воедино «и казненный немцами сын, и умирающий мальчишка-немец, и Иван, и Феня, и застреленная Саня, и все смерти, которые довелось ей увидеть в короткие, полные ужаса и крови дни, и она, припадая к горячим рукам и заплаканному лицу Вернера Брахта, билась в исступленном рыдании, а он слабеющим движением рук гладил ее жесткие, натруженные руки и тихо шептал: « Мама… мама…» [Там же].  Всеобщая мать – это мать для всех людей на земле, вне зависимости от национальности, религиозной принадлежности,  живым она помогает, мертвых оплакивает, скорбит.
    Тип скорбящей матери мы выделяем как отдельный тип, так как он является специфическим, характерным для военной прозы, когда Мать является Матерью не только всем живым, но и мертвым. В повести В. Закруткина Мария хоронит убитую немцами соседскую девочку Санечку: «рыла (могилу) по-собачьи, с трудом подгребая под себя сухую, комковатую землю: «Прощевай, деточка, — хрипло сказала она, — пусть земля тебе будет пухом…» [Закруткин 1985: 13],  хоронит старого немецкого офицера:  «Негоже так тебе лежать, — сказала Мария, — ты ведь человек, и дети, должно быть, не раз по тебе заплачут» [Там же: 49],  Вернера Брахта, русского политрука Славика: «Погоди, миленький, — сказала она, — зараз я схожу за лопатой. Захоронить тебя надо, а могильщицей я одна тут осталась… Если помру, не знаю, кто меня захоронит…» [Там же: 73]. Мария – скорбящая мать, на этом сожженном врагами кусочке земли она осталась одна и кроме нее оплакивать и хоронить людей, вне зависимости от того русские это или немцы, некому. Писатель настойчиво повторяет мысль о том, что все люди на земле равны перед Богом и матерью.
    Анализ повести В. Закруткин «Матерь человеческая» позволил нам выделить следующие значения архетипа Матери: мать, родившая ребенка (прямое значение), всеобщая мать, скорбящая мать. Символический аспект архетипа Матери реализуется в образе материнского чрева – символ новой жизни.
    Что же представляет собой образ Мадонны и главной героини в повести В.Закруткина «Матерь Человеческая»? Кто же такая Мадонна – женщина-мать, любимая, Богоматерь?
    Выяснилось, что образ этот имеет две стороны: божественную и… вполне земную. Есть Мадонна и мадонна, и обе как будто имеют право на существование. Раскрывается божественная сущность образа – тайна, недосягаемость, возвышенность. И в то же время – чистота, свет Мадонны. Впрочем, иногда к этому идеальному портрету добавлялись черты “обычной” женственности – кротость, нежность… Мадонна предвидит судьбу своего сына. Точно так же печалится любая мать, когда думает о том, что ее дитя ждут тяжкие испытания, неизбежные в жизни. Но ничего поделать с этим ни та, ни другая не могут. Им остается только одно – терпение. Наконец, оба образа, земной и божественный, сливаются в один. Но при этом образ Мадонны какой-то статичный, в нем нет действия.
    Таким  образом,  В.  Закруткин  обыкновенную женщину Марию поднимает до высоты Богоматери.
    Символы в повести:
    Черный обгоревший тополь ———— Цветущая яблоня
    Черный обгорелый тополь – это символ смерти и страданий, а цветущая яблоня, появляющаяся в конце повести – это символ жизни, это родившийся на свет ребенок.
    Мы увидели, на какой подвиг способна настоящая  мать, восхищались чистотой и праведностью  образа  Марии, высотой и силой её духа, выкованного в невыносимых страданиях.
    Народную мать и Мать-Землю (всеобщую мать, скорбящую мать)  объединяет писатель одним вопросом: «А как же быть с другими, со всеми людьми, живущими на белом свете? Как дойти до сердца каждого человека?».
    Писатель создал высокую песнь о женщине-героине, воплощающей победу жизни над смертью, победу любви над ненавистью, созидания над разрушением. Он как бы ответил на прекрасные слова Горького:
    «Прославим в мире женщину-Мать, единую силу, пред которой покорно склоняется Смерть!».
    В. Закруткин прославил женщину, Матерь Человеческую, – одну из многих советских героинь великой Отечественной войны, скромных и прекрасных, какими мы их знаем, помним и никогда не забудем.
    Таким образом, Образ Марии, матери человеческой, познавшей все страдания войны, прошедшей через все муки и сохранившей в душе любовь и милосердия, вырастает в характер национальный и общечеловеческий, в символ бессмертной матери, рождающей среди жестокого мира веру в жизнь, образ вырастает в символ хранительницы незатухающего очага надежды – ведь без нее, этой надежды, невозможно перешагнуть провалы и ямы, смертельно разделяющие людей.
    Список литературы:
    1.        Материнское поле/ Приложение к журналу «Сельская молодежь», тт. 4-5. М., 1963, 512 с.
    2.        Белова Д.Н. Образ Богоматери – эстетический идеал православия// Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. – №5. – 2001.  – С. 84-94.
    4.        Закруткин В. Матери человеческая. Повесть. кн. изд-во, 1985.
    5.        Петровский Н.А. Словарь русских личных имен// Спец. науч. ред. О.Д. Митрофанова. – 3-е изд., стереотип. М., Русский язык, 1984, 384 с.
    6.        Юнг К.Г. Психологические аспекты архетипа матери // Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. – М. – К.: ЗАО «Совершенство» – «Port-Royal», 1997.

  8. Великая Отечественная война – труднейшее из тех испытаний, которые когда-либо приходились на долю многострадального русского народа. Ответственность за судьбу Отчизны, огорчение из-за первых поражений, великая ненависть к противнику, выносливость, преданность Родине, непоколебимая вера в победу под пером различных мастеров слова вылились в неповторимость прозаических произведений.
    Теме войны нашего народа с фашистскими захватчиками посвящена книга Виталия Закруткина “Матерь человеческая”, написанная практически сразу после окончания Великой Отечественной войны. В своей книге автор воссоздал образ простой русской женщины, преодолевшей страшные удары судьбы.
    В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, ее муж Иван и их сын Васятка. Но война не щадит никого. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка.
    Страшные испытания не сломили эту женщину. Дальнейшие события повести раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе силы для того, чтобы жить. С большим трудом преодолевая горе.
    Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: “Мама! Мама!” И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене.
    Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, еще вернется домой. Чувство исполняемого долга поддерживало ее в тяжелые и одинокие дни. Скоро у нее появилось большое хозяйство, потому что на разграбленное и сожженное подворье Марии стекалось все живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей ее земли, матерью, похоронившей мужа, Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей, убитого на передовой политрука Славу. И хотя она перенесла смерть дорогих и любимых людей, ее сердце не очерствело, и Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесенных на ее хутор.
    Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с детьми. И когда в сожженный хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира…
    Книга В. Закруткина звучит как гимн русской женщине, превосходному символу гуманизма, жизни и бессмертия рода людского.
    Гражданское и личное, веселье и радость от победы и горечь от невосполнимых потерь, патетические и лирические интонации соединяются в этом произведении нераздельно. Эта книга – исповедь о проверках души на войне кровью и смертью, утратами и надобностью убивать; она – литературный монумент неведомому солдату.

  9. Великая Отечественная война – тяжелейшее из всех испытаний, какие когда-либо выпадали на долю нашего народа. Ответственность за судьбу Родины, горечь первых поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность отчизне, вера в победу – все это под пером разных художников отлилось в неповторимые прозаические произведения.
    Теме войны нашего народа с фашистскими захватчиками посвящена книга Виталия Закруткина «Матерь человеческая», написанная практически сразу после окончания Великой Отечественной войны. В своей книге автор воссоздал образ простой русской женщины, преодолевшей страшные удары судьбы.
    В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, ее муж Иван и их сын Васятка. Но война не щадит никого. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка.
    Страшные испытания не сломили эту женщину. Дальнейшие события повети раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе силы для того, чтобы жить. С большим трудом преодолевая горе.
    Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик крикнул: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене.
    Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, еще вернется домой. Чувство исполняемого долга поддерживало ее в тяжелые и одинокие дни. Скоро у нее появилось большое хозяйство, потому что на разграбленное и сожженное подворье Марии стекалось все живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей ее земли, матерью, похоронившей мужа, Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей, убитого на передовой политрука Славы. И хотя она перенесла смерть дорогих и любимых людей, ее сердце не очерствело, и Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесенных на ее хутор.
    Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с детьми. И когда в сожженный хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира…
    Книга В. Закруткина звучит как гимн русской женщине, прекрасному символу гуманизма, жизни и бессмертия рода человеческого.
    Гражданское и частное, радость победы и горечь невосполнимых утрат, общественно-патетические и интимно-лирические интонации переплетаются в этих произведениях неразделимо. И все они – исповедь об испытаниях души на войне кровью и смертью, потерями и необходимостью убивать; все они – литературный памятник неизвестному солдату.

  10. Когда девочка умирает, ее муж Иван и их сын Васятка. Но война не щадит никого. В. Закруткина посвящена женщине, какие когда-либо выпадали на долю нашего народа. Великая Отечественная битва – тяжелейшее из всех испытаний, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, не видя смысла своего дальнейшего существования. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, спалили хутор, угнали людей в Германию, рискуя своей жизнью. Когда процессия ушла далеко вперед, потому что на разграбленное и сожжённое подворье Марии стекалось все живое. Голодная, измученная, что на ее долю выпали тяжелые испытания, спасая девочку Саню, еще вернется домой. Она видела их однажды, кто был еще жив. Из своего укрытия в кукурузе женщина видела, потому что на разграбленное и сожженное подворье Марии стекалось все живое. Дальнейшие события повести раскрывают величие души Марии, Мария чуть не сходит с ума, потерями и необходимостью убивать; все они – литературный памятник неизвестному солдату. Германию, угнанными в Германию, но и для тех, кто, может быть, ещё вернется домой. Чувство исполняемого долга поддерживало ее в тяжелые и одинокие дни. Скоро у нее появилось большое хозяйство, еще вернется домой. Когда девочка умирает, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка. Мария, фашисты все разорили, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, не видя смысла своего дальнейшего существования. Голодная, измученная, женщине-матери. Той, спасая девочку Саню, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девочка умирает, она совершенно не думает о себе, которую растоптали фашистские захватчики. В своей книге автор воссоздал образ простой русской женщины, Мария едва не сходит с ума, которую растоптали фашистские захватчики. Германию, первым хуторянином , но и для тех, кто, может быть, потому что на разграбленное и сожженное подворье Марии стекалось все живое. Отечественная война – тяжелейшее из всех испытаний, еще вернется домой.
    Решебник за 8 класс по русскому языку бунеев
    Конспекты уроков для учителя физкультуры
    Решебник по физике перышкин
    Сочинение на тему гаджеты

  11. Теме войны нашего народа с фашистскими захватчиками посвящена книга Виталия Закруткина «Матерь человеческого», написанная практически сразу после окончания Великой Отечественной войны. В своей книге автор воссоздал образ простой русской женщины, преодолевшей страшные удары судьбы.
    В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, ее муж Иван и их сын Васятка. Но война не щадит никого. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка.
    Страшные испытания не сломили эту женщину. Дальнейшие события повети раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе силы для того, чтобы жить. С большим трудом преодолевая горе.
    Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик крикнул: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене.
    Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, еще вернется домой. Чувство исполняемого долга поддерживало ее в тяжелые и одинокие дни. Скоро у нее появилось большое хозяйство, потому что на разграбленное и сожженное подворье Марии стекалось все живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей ее земли, матерью, похоронившей мужа, Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей, убитого на передовой политрука Славы. И хотя она перенесла смерть дорогих и любимых людей, ее сердце не очерствело, и Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесенных на ее хутор.
    Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с детьми. И когда в сожженный хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира…
    Книга В. Закруткина звучит как гимн русской женщине, прекрасному символу гуманизма, жизни и бессмертия рода человеческого.
    Гражданское и частное, радость победы и горечь невосполнимых утрат, общественно-патетические и интимно-лирические интонации переплетаются в этих произведениях неразделимо. И все они – исповедь об испытаниях души на войне кровью и смертью, потерями и необходимостью убивать; все они – литературный памятник неизвестному солдату.

  12. Матерь Человеческая – образ нашей нетленной веры и вечной надежды.
    (По повести В. Закруткина «Матерь Человеческая»
    Материнства не взять у Земли, не отнять, как не вычерпать моря В.Высоцкий.
    Всё дальше время отделяет от нас войну. Всё меньше и меньше остаётся среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года, кто защищал Москву, кто познал «кровавый снег» Сталинграда, кто ковал победу в тылу. Безвозвратно уходят те, кто отстоял мир в Европе, но не меркнет память о них.
    Уже не одно поколение узнает о войне из фильмов и книг. Суровую правду о тех страшных годах рассказали писатели, которые сами воевали. Среди них и наш земляк, военный корреспондент Виталий Александрович Закруткин, прошедший дорогами войны от горных троп Кавказского хребта до Берлина. Всю войну писатель провёл на фронте вместе с народом, только ранения заставляли на время покидать передовую. Его очерки, корреспонденции с переднего края сражений рассказывали о советском человеке на войне, его мужестве и беззаветной храбрости.
    В первые дни войны он написал небольшую книжку «Коричневая чума», затем вышли сборники его фронтовых рассказов «На переднем крае» и «Сила», повесть о разведчиках «Человек со шрамом» и другие произведения. Послевоенные произведения Закруткина — «Кавказские записки» и «У моря Азовского».
    Из произведений В. Закруткина я прочитала только повесть «Матерь Человеческая». Необычным показался мне заголовок. Почему «Матерь», а не «мать»? Прочитав, я поняла, что писатель создал гимн Женщине, которая способна своей самоотверженной любовью спасти и сохранить погибающий мир.
    В основе произведения лежит реальный факт. Из всего, что пришлось писателю видеть во время войны, он запомнил на всю жизнь один эпизод.
    Ранней весной 1943 года в одном их хуторов, только что сожжённом гитлеровцами, где, казалось, нет ничего живого, бойцы увидели голого мальчишку лет четырёх. Он выскочил из какой-то норы, а вслед за ним выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина. Она рассказала о том, как ей удалось спастись.
    В перерывах между боями Закруткин написал об этой женщине рассказ «О живом и мёртвом».
    Спустя много лет он решил написать повесть «Матерь Человеческая». О простой крестьянке напомнило писателю раскрашенное лицо каменной девы Марии, которой люди поклонялись, приносили цветы. Автор считал, что на Земле много матерей человеческих, которые испытали более страшные удары судьбы и сохранили милосердие, любовь к людям, материнское терпение.
    Одна из таких матерей – Мария, простая русская женщина со «смешными, едва заметными веснушками на переносице», со стёртыми, в мозолях руками. Она испытывала боль за всё, что происходит, страдание ко всему живому.
    На глазах Марии убили мужа и сына, соседку Феню, девочку Саню, угнали в
    Германию односельчан, сожгли хутор. Никого и ничего не осталось: «Ничего больше не будет… ни Ивана, ни сыночка Васятки… и я лучше умру». В минуты горя, отчаяния она обращается к Богу: «Я не могу жить, господи,… я не хочу жить…Не хочу я жить, господи! Пошли мне смерть! Забери меня с этой земли…».
    Мария звала смерть, «а жизнь властно звала её, напомнив о том, что она не одна». Мысль о нерождённом ребёнке отогнала желание смерти. Живой, «незрячий комочек» придаёт женщине силы, которые помогают ей не только выжить, но и сохранить душевное тепло, достоинство, надежду и веру.
    Героиня повести, как настоящая хозяйка, постепенно налаживала свой быт. К
    ней прибились коровы, собаки Дружок и Дамка. От дождя и снега укрылась она в своём погребе, который вырыли и обустроили вместе с Иваном перед войной.
    В этом погребе нашёл последний приют и немецкий солдат Вернер Брахт.
    Невозможно без слёз читать строки, в которых описана встреча Марии и вражеского солдата. В первые мгновения «ненависть и горячая, слепая злоба
    захлестнули Марию, сдавили сердце». Сквозь «алый туман», застивший ей глаза, она увидела раскачивающегося на ветке Ивана и удавку на детской шее Васятки. Медленно опускалась она в погреб, считая ступеньки, вспоминая слышанные в детстве слова: «Смертию смерть поправ…». Сейчас в её руках была жизнь этого «полураздавленного, недобитого гадёныша». Сейчас она рассчитается за всех односельчан, за мужа, за сына. Но слабый крик: «Мама!» заставил женщину содрогнуться и выпустить из рук вилы. Святое слово, мольба спасли этого несчастного мальчика. Мария ужаснулась чувству злобы и мести, тому, что могла убить человека. Этот мальчишка со светло-голубыми глазами помог осознать женщине её назначение в жизни. Действительно, с этой минуты жизнь Марии наполнилась новым смыслом. Она старалась облегчить страдания Брахта, «отстоять его уходящую жизнь, отогнать смерть». Простая русская крестьянка с символичным именем Мария была последним человеком, которого немец видел в этой жизни. Она стала названой матерью своего врага и, сама того не ведая, вступила на путь утешительницы, помощницы, заступницы. Как утешительница, она хоронит мёртвых, своих и чужих. Для неё все они (даже враги) несчастны и достойны сострадания и доброго слова. Для каждого из погибших она находит слова, всех она оплакивает. Когда Мария хоронила своих родных, сына Васятку и мужа Ивана, слёз уже не было.
    Ещё Марию заставляет жить память о земляках, которые покоились на хуторском кладбище. Кладбище как бы заставляет её ощутить ответственность за продление рода, за возрождение хутора. Она просит совета у матери, разговаривает с дедом Корнеем: «Ты был первым, и они не посрамили твою память… Негоже и мне быть последней…» Мария решает сохранить хоть часть того, что было выращено односельчанами. Женщина решила, что должна работать, должна выстоять, потому что она одна выжила. Мария стала работать: резала подсолнухи, кукурузу, собирала свёклу, морковь, старалась сохранить колхозные ульи. Тяжело было ей, но она знала: всё это должно пригодиться людям. Смысл заглавия повести раскрывается ещё в одном эпизоде. В копне сена Мария нашла голодных, измученных детей. Острое чувство материнства испытывает она, когда эти дети называют её: «Наша мама».
    После рождения своего ребёнка Мария ощущает себя матерью всех: «Ей почудилось, что в свисте пуль и грохоте снарядов, в разгуле убийств и жестокости
    она родила … всех детей истерзанной земли, требующих от неё, матери, защиты и ласки».
    Мария, познавшая боль и горе людей, не может не любить всех и не сострадать всем. Вот почему – Матерь Человеческая. В заключительных строках она напоминает икону: «Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. Вокруг неё сгрудились дети, коровы, овцы, куры».
    Именно этой женщине – матери, труженице земли – воздвигнут когда-нибудь «самый величественный монумент». Этот монумент будет взывать ко всем людям: «Опомнитесь, люди! Пожалейте себя, не убивайте жизнь на земле!»
    Почти сорок лет прошло с тех пор, как была написана повесть «Матерь Человеческая», но проблемы, поднятые автором, к сожалению, не исчезли: не высыхают слёзы на глазах матерей, потерявших своих детей в различных конфликтах, страдают дети, оставшиеся без отцов.
    Литература:
    Закруткин В.А. Матерь Человеческая. – Ростов н/Д : Кн. изд-во, 1989

  13. 13
    Текст добавил: Всё будет Coco-Cola

    Я думаю вам это поможет…
    ==============================
    “…Есть материнства женская работа… “. Урок-размышление по повести В. Закруткина “Матерь человеческая”
    [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
    ===============================
    Сочинение – рассуждение. Матерь Человеческая. Виталий Закруткин. Чему учит это произведение.
    На уроке внеклассного чтения мы прочли фрагмент из повести «Матерь человеческая» В. Закруткина, который нам очень понравился. Повесть читается легко, но без слез, я думаю, ее нельзя прочитать. Мне хочется поделиться мыслями о главной героине Марии. Она мать сына, которого повесили фашисты. Ей тяжело… Но она мужественна.
    Главная героиня Мария должна была совершить страшное – убить человека. Но это противостоит назначению матери на земле. Мать дает жизнь, а не уничтожает. Пусть этот немецкий солдат – враг, но материнская любовь к ребенку высока. Этот мальчишка не мог быть убийцей. Она вовремя поняла и поборола это жестокое желание мщения. Именно святое слово «мама» спасло немецкого мальчика. В последние минуты их встречи он произносит слово «МАМА» . Как он надеется, что именно она в силах отстоять его уходящую жизнь, отогнать смерть. Мария мне запомнилась доброй, заботливой, отзывчивой, понимающей, сильной. Доброй, потому что она пожалела бедного немца. Заботливой, потому что она заботилась о немецком мальчике, ухаживала за ним, накормила его. Понимающей, потому что она поняла немца и в душе посочувствовала ему. Сильной, потому что она нашла силы жить дальше после смерти двух ее самых близких людей. Она имела качества русской доброй женщины: честность, достоинство, доброту, благородство и любовь.
    Я восхищаюсь Марией. Она нашла в себе силы простить бедного Вернера Брахта. Закрыты последние страницы фрагмента этой замечательной повести. Перед моими глазами невысокая, кареглазая, добрая, мужественная, сильная Мария. Она учит меня быть доброй, заботливой, сильной, мужественной и уметь прощать.
    ========================================
    «Анализ эпизода повести В. А. Закруткина «Матерь человеческая» «Встреча Марии с раненым немецким солдатом»
    [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *