Сочинение на тему матренин двор

14 вариантов

  1. Писатель Солженицын в своих работах старался рассказать правду будущим поколениям, изображая русскую действительность в годы тоталитарного режима. Сегодня на уроке мы изучали рассказ Солженицына Матренин двор. В нем писатель показывает жизнь простого люда, изображая глупости послесталинских порядков. Поработав над произведением Солженицына, давайте напишем сочинение по рассказу Матренин двор, приведя аргументы из произведения.

    Матренин двор сочинение

    Работая над сочинением по теме Матренин двор, мы видим рядом доброту и жестокость. Рассказ ведется от лица Игнатьевича — человека, вернувшегося из лагеря. Он пытается начать жизнь с чистого листа, приехав в деревню Тальново, устроившись работать учителем. Остановился рассказчик в доме главной героини произведения. Это Матрена — шестидесятилетняя женщина с нелегкой судьбой, которая не потеряла человеческих качеств, в отличие от окружающих ее людей. Для односельчан она была непонятной, но Матрена живет по совести, делает добро по велению сердца, и это ей очень нравится. Я бы назвала в своем сочинении героиню праведницей. Ведь в действительности Матрена была подобно библейской Марии. Кем же на самом деле является главная героиня из рассказа Матренин двор?
    Мы видим трудолюбивую женщину, которая с легкостью может встать в четыре утра, занимаясь хозяйством. Если ее кто-то просил помочь, она тут же отзывалась, помогала безвозмездно, и ни одна пахота не проходила без нее. Матрена была волевым человеком, к тому же это смелая и сильная женщина, которая не побоялась остановить напуганного коня. А главное, Матрена была сильна духом. Она сумела выстоять перед трудностями, которые бросала ей судьба, сумела найти в себе силы, и после смерти детей жить дальше. Выдержала Матрена и известие о без вести пропавшем на войне возлюбленном. Женщина выходит замуж за его брата Ефима, но тот сделать счастливой женщину не сумел. А тут еще судьба возвращает пропавшего Фадея. Тот не понял женщину, и не простил ее поступка. Так и жила Матрена в одиночестве, никем не понятая, но не сломленная.
    Матрена не думает о себе, а живет ради других. При этом ее доброту никто не ценит, наоборот, она всех раздражает. Лишь один рассказчик понимает женщину. Другие только используют ее доброту, не пытаясь заглянуть в ее душу, и не выказывая благодарности. Не нужны Матрене ни деньги, ни продукты, ей нужно лишь уважение и понимание, чего героиня так и не дождалась. В конце концов Матрена умирает, а деревня теряет праведницу, человека, без которого не стоит село. Только селяне осознают это слишком поздно, а ведь на таких людях держится не только деревня, но и вся страна.

    Аргументы для сочинения

    В своем сочинении по рассказу Солженицына Матренин двор на тему доброты и жестокости хочется привести аргументы. Так, добро раскрывается через призму образа главной героини, которая не жалуется на судьбу, никому не желает зла, и безвозмездно помогает окружающим. Даже в разгар зимы она не жалеет своей избы для воспитанницы Киры. Не думая о себе, соглашается на разборку горницы. А при перевозке груза, помогая перевезти сани через железную дорогу, женщина погибает под колесами поезда.

  2. Сочинения: Солженицын А.И.

    Сочинение по произведению на тему: Комплексный анализ произведения “Матренин двор” А.И. Солженицына.

    В произведении «Матренин двор» Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины — Матрёны, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться её трудолюбием и отзывчивостью.
    Само название рассказа «Матренин двор» можно истолковать по-разному. В первом случае, например, слово «двор» может означать просто уклад жизни Матрёны, её хозяйство, её чисто бытовые заботы и трудности. Во втором случае, пожалуй, можно сказать, что слово «двор» акцентирует внимание читателя на судьбе самого дома Матрёны, самого Матрёниного хозяйственного двора. В третьем случае — «двор» символизирует тот круг людей, которые были так или иначе заинтересованы в Матрене.
    В каждом из приведенных выше мною значений слова «двор» заключен безусловно тот трагизм, который присущ, пожалуй, образу жизни каждой женщины, похожей на Матрёну, но все же в третьем значении, как мне кажется, трагизм наиболее велик, так как здесь речь уже идет не о трудностях жизни и не об одиночестве, а о том, что даже смерть не может заставить людей задуматься однажды о справедливости и должном отношении к достоинствам человека. Гораздо сильнее в людях преобладает страх за себя, свою жизнь, без помощи того, другого, судьба которого их никогда не волновала. «Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода пометина. Слетелись три сестры Матрены, захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкие».
    Я думаю, что в этом случае складываются все три значения слова «двор», и каждое из этих значений отражает ту или иную трагическую картину: бездушность, мертвенность «живого двора», который окружал Матрену при жизни и в дальнейшем делил ее хозяйство; судьба самой Матрениной избы после смерти Матрены и при жизни Матрены; нелепая гибель Матрены.
    Главной особенностью литературного языка Солженицына является то, что Александр Исаевич сам дает пояснительную трактовку по многим репликам героев рассказа, и это приоткрывает нам ту завесу, за которой кроется само настроение Солженицына, его личное отношение к каждому из героев. Впрочем, у меня сложилось такое впечатление, что авторские трактовки имеют несколько ироничный характер, но в то же время они как бы синтезируют реплики и оставляют в них только подноготный, ничем не прикрытый, истинный смысл. «Ах, тетенька-тетенька! И как же ты себя не берегла! И, наверно, теперь они на нас обиделись! И родимая же ты наша, и вина вся твоя! И горница тут ни при чем, и зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла — не думала! И что же ты нас не слушалась? (И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти её мы не виноваты, а насчет избы ещё поговорим!)».
    Читая между строк рассказ Солженицына, можно понять, что и сам Александр Исаевич делает совсем иные выводы из услышанного, чем те, которых можно было ожидать. «И только тут — из этих неодобрительных отзывов золовки — выплыл передо мной образ Матрёны, какой я не понимал её, даже живя с нею бок о бок». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село». Невольно вспоминаются слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, смысл которых заключается в том, что на самом деле всё не так, как в действительности.
    Матрёна — это противопоставление той действительности, которая в рассказе Солженицына выражена через злобу, зависть и стяжательство людей. Своим образом жизни Матрена доказала, что любой, кто живет в этом мире, может быть честным и праведным, если он живет праведной идеей и крепок духом.

  3. Эссе по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор».
    В людях так мало света,
    что нам чаще приходится обращаться к небу….
    Эльчин  Сафарли.
    Давайте посмотрим вокруг. Просто присмотримся,  идя по улице,  к окружающим нас людям. Что творится в их жизнях? Что они пережили? Счастливы ли они? А теперь задумайтесь, часто ли мы задаем себе эти вопросы просто так, про окружающих нас людей. Зачастую мы задумываемся только о себе, о своем благополучии, и людей, которые выбиваются хоть чуть-чуть из общего фона, критикуем, обходим стороной….
    Так непонятой оказалась и героиня рассказа  Солженицына «Матренин
    двор» –  Матрена Васильевна.  Она бескорыстная, трудолюбивая, всегда
    готовая прийти на помощь, тем не менее оказывается «странной» по меркам окружающих ее людей. «За обзаводом не гналась… даже поросенка не держала… и,  глупая, помогала чужим людям бесплатно» – вот что сказали после смерти Матрены. А ведь все это достоинства чистой, бескорыстной души главной героини.
    Когда я читала это произведение, меня больше всего поразила
    в нем непокорность главной героини к обстоятельствам. Насколько это сильная  женщина. Потеряла шестерых детей, муж не вернулся с войны…  По сути она осталась совсем одна… Но Матрена  находит в себе силы жить дальше, найдя в помощи людям свое истинное призвание.
    Сравнивая ее с собой, я прекрасно понимаю, что не смогла бы так. Зачастую мнение  окружающих очень важно в нашей жизни. Мы всегда задумываемся, что о нас скажут, поймут ли нас, а бескорыстно помогать, не заботясь о себе способны лишь единицы.
    Рассказ Солженицына является очень современным рассказом, поднимающим проблемы нашего общества. Черствость, низость и эгоистичность  каждого  из  нас.
    Матрена  Васильевна  остается  источником  света,  к  которому стоит стремиться и равняться. Даже  после  смерти  она остается непонятой и неоцененной.  Только рассказчик осознает всю уникальность этой женщины, ее ценность не только для деревни, но и для всего русского народа. Как мало остается  таких  людей,  они исчезают – это издержки современного общества. Больно и обидно…
    Не смотря на это, я надеюсь, что каждый прочитавший этот рассказ не останется равнодушным к этой проблеме в современной жизни. Я надеюсь, что каждый из нас присмотрится  к  окружающим и в людях появится «больше света»…

  4. “Затеряться в самой нутряной России”. (По рассказу А.И.Солженицына “Матрёнин двор”.)
    «Не стоит село без праведника» (образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»)
    «Не стоит село без праведника» (по рассказу «Матренин двор» )
    Анализ рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор»
    Изображение деревни в рассказе «Матренин двор» (по рассказу А.И.Солженицына)
    Изображение русского национального характера в произведении Солженицына «Матренин двор»
    Какие художественные средства использует автор при создании образа Матрены? (по рассказу Солженицына «Матренин двор»)
    Комплексный анализ произведения А. Солженицына «Матренин двор»
    Крестьянская тема в рассказе А. Солженицына «Матренин двор»
    Не стоит земля без праведника
    Не стоит земля без праведника – вариант 2
    Нравственная проблематика рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»
    Нравственные проблемы в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»
    Образ человека-праведника в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»
    Проблема нравственного выбора в одном из произведений А.И.Солженицына (“Матренин двор”)
    Проблема нравственного выбора в рассказе А.И. Солженицына “Матренин двор”
    Рецензия на рассказ А. Солженицына «Матренин двор»
    Русская деревня в изображении А.И. Солженицына
    Смысл названия рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор»
    Сочинение по рассказу А.И.Солженицына “Матренин двор”
    Судьба главной героини в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор»
    Судьба человека (по рассказам М.А. Шолохова «Судьба человека» и А.И. Солженицына «Матренин двор»)
    Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин “Прощание с Матерой”, А. Солженицын “Матренин двор”)
    Тема праведничества в рассказе А. Солженицына «Матренин двор»
    Тема разрушения дома (по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»)
    Тема Родины в повести И.А. Бунина «Суходол» и рассказе А.И Солженицына. «Матренин двор»
    Фольклорные и христианские мотивы в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»

  5. Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями, фруктовыми садами, но и незаурядными людьми, праведниками, одарёнными чистой, божественной энергией. Они смотрят на нас ясными глубокими глазами, будто заглядывают в душу, да так, что ничего от них не скроешь. Праведники жертвуют многими жизненными прелестями ради чистоты души, с радостью помогают окружающим достойно преодолеть все невзгоды, выйти победителем из борьбы с самим собой, духовно очиститься. И что бы о них ни говорили, сколько бы ни удивлялись их неприхотливости, на русской земле всегда найдётся место таким людям, ибо они проповедуют правду.
    Железная дорога чёрной змейкой убегает за горизонт, по ней всё так же проносятся поезда, где-то быстрее, где-то медленнее. Но “на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по ветке, что идёт к Мурому и Казани, ещё с добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход”. Нет, пути уже давно починили, и, пройдя переезд, поезд опять набирал скорость. Только машинисты знали и помнили, отчего это всё. Да Игна-тич, повествующий о той горько-нелепой трагедии от первого лица.
    “Матренин двор” — это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, злого рока, о глупости советских послесталинских порядков, о жизни простых людей, далёких от городской суеты и спешки, — о жизни в социалистическом государстве. Этот рассказ, как замечал сам автор, “полностью автобиографичен и достоверен”, отчество рассказчика — Игнатич — созвучно с отчеством А. Солженицына — Исаевич.
    Действие происходит в 1956 году, через три года после смерти тирана. Люди ещё не знают, как жить дальше: из “пыльной горячей пустыни” бесчисленных лагерей они попадают “просто в Россию”, чтобы навсегда затеряться где-нибудь в средней полосе — “без жары, с лиственным рокотом леса”. Ещё год назад, вернувшись из неволи, человек мог устроиться разве что носилки таскать. Даже электриком на порядочное строительство его бы не взяли. А теперь извольте — можете учительствовать. В отделе кадров, куда следовало обратиться по вопросу трудоустройства, “кадры уже не сидели за чёрной кожаной дверью, а за остеклённой перегородкой, как в аптеке”. Воздух был просто наэлектризован свободой. Подождёшь, пока объяснение всем твоим странностям найдут, каждую букву в документах “перещупают” , походят из комнаты в комнату, куда-то позвонят, — и ты трудоустроен.
    В тот год быстрых перемен, когда “повелось по две — по три иностранных делегации в неделю принимать”, рассказчик возвращается в новый мир из тех краёв, откуда ещё недавно живым мало кто мог вернуться. Устроился он учителем в местечке, “где не обидно бы и жить и умереть”, в Высоком Поле. Ночью лишь тихий шелест ветвей по крышам, днём ниоткуда не слышно радио и всё в мире молчит. Но человек нуждается каждый день в завтраке и обеде, а хлеба в Высоком Поле не пекли, да и ничем съестным не торговали. Что ж, благородные работники отдела кадров смилостивились над рассказчиком и направили его судьбу в Торфопродукт, куда легко можно было приехать, но уехать — невозможно. В этом посёлке смешались две эпохи — “однообразные худо штукатуренные бараки тридцатых годов и, с резьбой по фасаду, с остеклёнными верандами, домики пятидесятых”. Но жители и тех и других в равной степени вдыхали вонь и копоть из фабричной трубы. Вот куда может завести мечта о тихом уголке России! А ведь там, откуда приехал рассказчик, “дул такой свежий ветер ночами и только звёздный свод распахивался над головой”. Но лучше свободно вдыхать фабричные выхлопы, чем наслаждаться красотами природы за колючей проволокой.
    На торфяном посёлке скитания рассказчика не закончились. Судьбе было угодно, чтобы остановился он в соседней деревушке с ничего не говорящим названием — Тальново, в доме “с четырьмя оконцами вряд на холодную не красную сторону и с украшенным под теремок чердачным окошком”. Избу построили давно и добротно, на большую семью, а жила в ней теперь одинокая женщина лет шестидесяти. Безмолвную, с кругловатым жёлтым, больным лицом — хозяйку звали Матрёна. О ней мы узнаём гораздо больше, чем о рассказчике. Эта женщина с незатейливым, деревенским именем много работала, несмотря на болезнь, работала бесплатно: “не за деньги — за палочки”. Пенсию ей не платили. У Матрёны в избе жили колченогая кошка, подобранная из жалости, мыши и тараканы. “Но не потому были мыши в избе, что колченогая кошка с ними не справлялась: она как молния за ними прыгала в угол и выносила в зубах. А недоступны были мыши для кошки из-за того, что кто-то когда-то оклеил Матрёнину избу зеленоватыми обоями, да не просто в слой, а в пять слоев. Друг с другом обои склеились хорошо, от стены же во многих местах отстали — и получилась как бы внутренняя шкура на избе. Между брёвнами избы и обойной шкурой мыши и проделали себе ходы и нагло шуршали, бегая по ним даже и под потолком”. Солженицын описывает деревенский быт с изрядной долей иронии. Желание выполнить работу наверняка, чтобы потом переклеивать не пришлось, оборачивается многочисленными неудобствами для животного (“кошка сердито смотрела вслед шуршанию мышей, а достать не могла”) и людей. Матрёна Васильевна избу не жалела — ни для мышей, ни для тараканов, ибо в шуршанье мышей, непрерывном, как далёкий шум океана, шорохе тараканов не было ничего злого, не было лжи. Шуршанье было их жизнью.
    Матрёна отличалась трудолюбием: вставала в четыре-пять утра, “тихо, вежливо, стараясь не шуршать, топила русскую печь, ходила доить козу, по воду ходила и варила в трёх чугунках”. Наверное, жребий Матрёны был жить в то время, когда люди работали бескорыстно, не думая о пенсии. А деньги и награды получал тот, кто о высоких результатах докладывал. Матрёна никому не могла отказать: без неё ни одна пахота огорода не обходилась. Денег она не брала, получала удовольствие, прилив сил от работы. Матрёнина покорность шла от сердца. Она не прислуживала, но служила окружающим, всегда была готова поделиться последним.
    Матрёна Васильевна — человек не от мира сего. Её дети умерли в младенчестве, на войне без вести пропал муж. Ей долго не оформляли за него пенсию. И всё же женщина не озлобилась, осталась радушной, открытой и бескорыстно отзывчивой. Матрёна напоминает библейскую героиню Марию.
    Матрёна у Солженицына- — воплощение идеала русской крестьянки. Её облик подобен иконе, жизнь — житию святой. Её дом — сквозной символический образ рассказа — как бы ковчег библейского праведника Ноя, в котором он спасается от потопа вместе с семьёй и парами всех земных животных — чтобы продолжить род людской.
    Матрёна — праведница. Но односельчане не ведают о её утаённой святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. Подобно Лукерье из рассказа Тургенева “Живые мощи”, Матрёна на свою жизнь не жаловалась, Богу не докучала, ведь он и так знает, чего ей надобно.
    Житие святой должно завершаться счастливой смертью, соединяющей её с Богом. Однако смерть героини — горько-нелепая. Брат покойного мужа, алчный старик Фаддей, принуждает Матрёну отдать ему её горницу. Безотказная Матрёна остро ощущает вину перед Фаддеем: незадолго до Первой мировой войны она стала его невестой, но, уверенная, что тот погиб на фронте, вышла замуж за Фаддеева брата. Потеря горницы и внезапная пропажа кошки предвещают гибель дома Матрёны и её смерть. Быть может, она и предчувствовала неладное: боялась пожара, боялась молнии, а больше всего почему-то — поезда. Под поезд она и попала… Гибель героини символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила.
    Первоначально рассказ назывался “Не стоит село без праведника” — по русской пословице. Праведница-крестьянка жила в окружении недоброжелательных и корыстных колхозников. Их убогая и несчастная судьба мало чем отличалась от существования лагерных узников. Они жили по искони заведённым порядкам. Даже после смерти Матрёны, сделавшей для всех так много добра, соседи не особенно переживали, хотя и плакали, в избу шли с детьми, будто на спектакль. “Те, кто считал себя покойнице роднее, начинали плач ещё с порога, а достигнув гроба, наклонялись голосить над самым _лицом усопшей”. Плач родственников был “своего рода политикой”: в нём каждый излагал свои собственные мысли и чувства. И все эти причитания сводились к тому, что “в смерти её мы не виноваты, а насчёт избы ещё поговорим!” Жаль, что добром, народным или своим, называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо.
    Рассказ “Матрёнин двор” невозможно читать без слёз. Эта грустная история праведницы-крестьянки не художественный вымысел автора. Солженицын доверяет жизни и её творцу — Богу больше, чем художественному вымыслу. Оттого с таким сопереживанием и гордостью читается рассказ: ведь остались ещё на земле русской праведники, без которых не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша.

  6. Александр Исаевич родился в 1918 году в Кисловодске. После средней школы закончил физико-математический факультет университета в Ростове-на-Дону. Воевал, командовал батареей. Был арестован в 1945 году в звании капитана. В 1953 году был освобожден и сослан в Казахстан. В 1956 году его реабилитировали, но не надолго. В 1974 году, после опубликования за рубежом первого тома книги «Архипелаг ГУЛАГ», он был выслан из страны. Таким образом были не только нарушены права человека, но и нанесен удар по русской культуре. Писателя оторвали от родной земли, от народа. Сначала он жил в Цюрихе, затем переехал в Америку и поселился там, где все напоминало Россию.
    «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Раковый корпус» -эти произведения направлены на борьбу за права человека, но в нашей стране они появились легально лишь сравнительно недавно. На страницах этих книг разворачиваются перед читателем трагические страницы истории нашей страны. Те же мотивы прослеживаются и в рассказах.
    Герой возвращается из ссылки в Россию, он стремится преподавать и становится учителем в сельской школе. Вначале его направляют в деревню Высокое Поле. И здесь мы видим страшные последствия сталинского периода. «Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Вся деревня волокла снедь мешками из областного города». Деревня, которая кормит город, не имеет продуктов своего труда. Как это контрастно выделяется на фоне прекрасной природы: «На взгорке между лужков, а потом других взгорков, цельно-обомкнутое лесом, с прудом и пло-тинкой». Учитель вынужден перевестись. Его направили на станцию Торфпродукт, где он поселился в деревне Тальново у Матрены Васильевны Григорьевой. В ее доме мы сталкиваемся с крайней беднотой: «Многие годы ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля, пенсии ей не платили… В колхозе она работала не за деньги — за палочки». Все имущество ее состояло из сундука, козы и колченогой кошки. Эта бедность не ее вина. «…Она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе — не полагалось ей пенсии», государство несправедливо отнеслось к этой женщине, а у нее не хватило характера, чтобы требовать. Помимо бедности мы видим бесхозяйственность: «Председатель новый… первым делом обрезал всем инвалидам огороды. Пятнадцать соток песочка оставил Матрене, а десять соток так и пустовало за забором». Быт и существование простых людей государство не беспокоило: «…не продавалось торфу жителям… Топлива не было положено», и такое отношение порождало воровство: «…воровали раньше лес у барина, теперь тянули торф у треста».
    Страшным бедствием является бюрократия: «Из канцелярии в канцелярию гоняли ее два месяца — то за точкой, то за запятой». Это уничтожило веру государству: «Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет». Но самое страшное – это гибель человеческой души. Этой проблеме отводится значительное место, и не только в рассказе «Матренин двор», но и во всем творчестве писателя.
    После смерти Матрены ее подруга Маша приходит к учителю и, поплакав, просит у него… кофточку покойной. То же происходит и на похоронах: «…плач над покойной не просто есть плач, а своего рода политика… Так плачи сестер были обвинительные плачи против мужниной родни…» — на похоронах шел спор, кому владеть домом. После похорон о Матрене почти не вспоминают, а если и вспомнят, то «все отзывы о Матрене были неодобрительные: и нечистоплотная она была; и за обзаврдом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала; …и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрену выпал – некого было дозвать огород вспахать на себе сохою)». Кого же могут воспитать такие люди? Неудивительно, что из детей бездушных вырастут преступники, ведь воспитание — это важнейшая ступень создания человеческой личности. В одном из своих рассказов Александр Исаевич описывает такой случай. Во время войны на одной из станций к ее начальнику приходит солдат, отставший от своего эшелона. Вначале они беседуют. Начальника станции, в недавнем прошлом студента, а теперь офицера, интересует бывший до войны артистом солдат. Они уже расставались, были выписаны проездные документы, когда солдат вдруг случайно произнес слово «господа», употребив его в разговоре о командирах. На наших глазах происходит разительная перемена. Только что бывший радушным хозяином, офицер становится подозрителен, он вспоминает все мелочи в разговоре, и приходит мысль, что перед ним шпион. Дальнейшее ясно: солдат попадает в НКВД. Смысл понятен: людям с детства внушили, что, если человек использует хотя бы раз слово, не употребляемое в обиходе большинства, он враг, несмотря на все другие положительные качества.
    Книги Солженицына проникнуты безграничной любовью к Родине и в то же время полны боли и сострадания за нее. В его творчестве мы встречаем трагедию тюрем и лагерей, арестов невиновных граждан, раскулачивание трудолюбивых крестьян. Это та трагическая страница отечественной истории, которая нашла отражение на страницах этого автора. Он учит нас тому, чтобы трагедия 1936—1953годов не повторилась.

  7. Действие рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» происходит в середине 50-х годов XX века. Изложенные в нем события показаны глазами рассказчика, человека необычного, мечтающего затеряться в самой нутряной России, в то время как основная масса населения хочет перебраться в большие го­рода. Позже читатель поймет причины, по которым герой стре­мится в глубинку: он сидел в тюрьме и хочет спокойной жизни.
    Герой едет учительствовать в небольшое местечко «Торф-продукт», из которого, как иронично замечает автор, было трудно уехать. Ни однообразные бараки, ни ветхие пятиэтаж­ки не привлекают главного героя. Наконец, он находит себе жилье в деревне «Тальново». Так читатель знакомится с глав­ной героиней произведения — одинокой больной женщиной Матреной. Живет она в темноватой избе с тусклым зеркалом, в которое нельзя было ничего разглядеть, и двумя яркими плакатами о книжной торговле и урожае. Контраст этих дета­лей интерьера очевиден. В нем предугадывается одна из клю­чевых проблем, поднятых в произведении, — конфликт между показной бравадой официальной хроники событий и реальной жизнью обычных русских людей. В рассказе звучит глубокое понимание этого трагического несоответствия.
    Другим, не менее ярким противоречием в рассказе высту­пает контраст между предельной нищетой крестьянского бы­та, среди которого проходит жизнь Матрены, и богатства ее глубокого внутреннего мира. Женщина всю жизнь проработа­ла в колхозе, а теперь не получает даже пенсии ни за свой труд, ни по утере кормильца. И добиться этой пенсии из-за бюрократизма практически невозможно. Несмотря на это, она не утратила жалости, человечности, любви к природе: выра­щивает фикусы, подобрала колченогую кошку. Автор подчер­кивает в своей героине смиренное, беззлобное отношение к жизни. Она никого не обвиняет в своем бедственном положе­нии, ничего не требует.
    Солженицын постоянно подчеркивает, что жизнь Матрены могла сложиться по-другому, ведь дом ее был построен для большой семьи: на табуретках вместо фикусов могли бы си­деть дети и внуки. Через описание жизни Матрены мы узнаем о нелегком быте крестьянства. Из продуктов в деревне одна картошка да ячневая крупа. В магазине продают только мар­гарин да комбинированный жир. Лишь раз в году для пастуха покупает Матрена в сельпо местные «деликатесы», которые сама не ест: рыбные консервы, сахар да масло. А уж когда справила она пальто из ношеной железнодорожной шинели да пенсию начала получать, соседи ей стали даже завидовать. Эта деталь не только свидетельствует о нищенском положении всех жителей поселка, но и приоткрывает свет на непригляд­ные отношения между людьми.
    Парадоксально, но в поселке с названием «Торфопродукт» у людей не хватает на зиму даже торфа. Торф, которого вокруг уйма, продавался только начальству да по одной машине — учителям, врачам, рабочим завода. Когда герой рассказывает об этом, у него щемит сердце: страшно подумать, до какой степе­ни забитости и униженности можно довести в России простого человека. По такой же бестолковости хозяйственной жизни не может Матрена завести корову. Травы кругом — море, а косить ее без разрешения нельзя. Вот и приходится старой больной женщине выискивать траву для козы по островкам среди боло­та. А уж для коровы сена взять негде.
    А.И. Солженицын последовательно показывает, с какими трудностями сопряжена жизнь обыкновенной работящей женщины-крестьянки. Если и попытается она поправить свое бед­ственное положение, всюду оказываются препоны и запреты.
    В то же время в образе Матрены А.И. Солженицын вопло­тил лучшие черты русской женщины. Рассказчик часто любу­ется ее доброй улыбкой, замечает, что лекарством от всех бед для героини была работа, в которую она с легкостью включа­лась: то копала картошку, то отправлялась по ягоды в дальний лес. Не сразу, только во второй части рассказа, узнаем мы о прошлой жизни Матрены: было у нее шестеро детей. Одиннадцать лет ждала она с войны пропавшего без вести мужа, ко­торый и верен ей, как выяснилось, не был.
    В рассказе А.И. Солженицына то и дело звучит резкая критика местных властей: на носу зима, а председатель кол­хоза говорит о чем угодно, кроме топлива. Секретаря сельсо­вета вообще на месте не сыщешь, а уж если и получишь ка­кую-нибудь бумажку, то ее потом придется переделывать, так как работают все эти люди, призванные обеспечивать в стране законность и порядок, спустя рукава, а управы на них не найдешь. С возмущением пишет А.И. Солженицын о том, что новый председатель «первым делом обрезал всем инва­лидам огороды», хоть обрезанные сотки все равно пустовали за забором.
    Даже травы на колхозной земле не имела права накосить Матрена, а зато когда случалась в колхозе проблема, приходи­ла к ней жена председателя и, не здороваясь, требовала выйти на работу, да еще и со своими вилами. Помогала Матрена не только колхозу, но и соседям.
    Рядом художественных деталей А.И. Солженицын под­черкивает в рассказе, как далеки достижения цивилизации от реальной жизни крестьянина в российской глубинке. Об изо­бретении новых машин и искусственных спутников Земли слушают по радио как о чудесах света, от которых ни толку ни проку не прибавится. Все также вилами будут грузить кресть­яне торф да есть пустую картошку или кашу.
    Также попутно рассказывает А.И. Солженицын и о ситуа­ции в школьном образовании: круглый двоечник Антошка Григорьев даже и не пытался что-либо учить: знал, что все равно переведут в следующий класс, так как главное для шко­лы — не качество знаний учащихся, а борьба за «высокий про­цент успеваемости».
    Трагический конец рассказа подготовлен в ходе развития сюжета примечательной деталью: у Матрены кто-то украл ко­телок со святой водой на водосвятии: «Всегда у нее бывала святая вода, а на этот год не стало».
    Помимо жестокости государственной власти и ее предста­вителей по отношению к человеку, А.И. Солженицын поднимает проблему людской черствости по отношению к ближне­му. Родственники Матрены заставляют ее разобрать и отдать племяннице (приемной дочери) горницу. После этого сестры Матрены обругали ее дурой, а со двора пропала колченогая кошка — последняя отрада старой женщины.
    Вывозя горницу, гибнет на переезде под колесами поезда и сама Матрена. С горечью в сердце рассказывает автор, как слетелись разругавшиеся с ней перед смертью сестры Матре­ны делить ее убогое наследство: избу, козу, сундук да двести похоронных рублей.
    Только лишь фраза одной старухи переводит план повест­вования из бытового в бытийный: «Две загадки в мире есть: как родился — не помню, как умру — не знаю». Ославили люди Матрену и после смерти. Пошли разговоры о том, что муж ее не любил, гулял от нее, да и вообще глупая она была, так как бесплатно людям огороды вскапывала, а своего иму­щества так и не нажила. Авторскую же точку зрения предель­но емко выражает фраза: «Все мы жили рядом с ней и не по­няли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

  8. Главной героиней рассказа Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор» является шестидесятилетняя женщина Матрёна Васильевна, жительница села Тальново. Описываемый писателем персонаж можно охарактеризовать как очень хорошего, доброго и отзывчивого человека, который всегда и всем стремился помочь. Причём, всё это Матрёна Васильевна всегда делала от чистого сердца, совершенно искренне.
    Для того чтобы показать все положительные стороны характера Матрёны Васильевны, Солженицын описал несколько эпизодов. В одном из таких эпизодов Фадей и его сыновья рушили горницу Матрёны, потому что она решила помочь Кире и отдать её горницу. При этом, главная героиня, по словам автора, не жалела ни своего добра, ни своего собственного труда.
    О чём бы её ни просили – она всегда бескорыстно помогала окружающим. Помогала колхозу по просьбе супруги председателя, помогала соседке докопать картофель и многое, многое другое. При этом, Матрёна Васильевна делала всё это, действительно, бескорыстно – ни разу не приняв денег в знак благодарности за свои труды. Её душа была открыта, чиста и невинна.
    Увы, как это порою и бывает, эта самая доброта и сгубила главную героиню рассказа Солженицына «Матренин двор». Не понятая окружающими, Матрёна Васильевна была лишь инструментом злых людей, которые пользовались её бескорыстием, достигая собственных целей.
    Недаром Солженицын назвал рассказ «Матренин двор» — он выглядит как символ одиночества, разрухи и людской неблагодарности, которую сполна получила главная героиня этого произведения – Матрёна Васильевна.

  9. “Нет Матрены. Убит родной человек”, — с горечью говорит автор, понимая, что никаким чудом нельзя уже вернуть к жизни эту светлую, чистую душу. Но даже Игнатьич, бывший квартирант Матрены, сумел по-настоящему оце­нить душевную красоту этой женщины только после ее смерти, когда услышал неодобрительные отзывы о ней со стороны родственников: “за обзаводом не гналась… даже поросенка не держала… и, глупая, помогала чужим людям бесплатно”. Осуждают соседи недостатки Матрены, не понимая, что это на самом деле ее достоинства.
    “Не стоит село без праведника” хотел первоначально назвать свой рассказ А. Солженицын. Истинным правед­ником, на котором держался поселок, была Матрена Васи­льевна, всю свою жизнь сумевшая подарить людям так, что они не чувствовали себя должниками. “Не понятая и брошенная даже мужем своим”, “смешная, по-глупому ра­ботающая на других бесплатно”, Матрена никогда не бу­дет забыта Кирой, которой подарила всю свою материнс­кую любовь и нежность, и Игнатьичем, которому, не беспо­коясь о том специально, вернула веру в человеческое бла­городство, добро, чистоту.
    Такие люди, как Матрена Васильевна, живут среди нас и сегодня, бескорыстно и незаметно творя добро, находя свое счастье и предназначение в самоотдаче — на них и держится вся жизнь человеческая, полная бессмысленной торопливости, забывчивости, эгоизма и несправедливости.[/sms]

  10. Сочинение по рассказу Солженицына «Матренин двор»
    Главной героиней рассказа Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор» является шестидесятилетняя женщина Матрёна Васильевна, жительница села Тальново. Описываемый писателем персонаж можно охарактеризовать как очень хорошего, доброго и отзывчивого человека, который всегда и всем стремился помочь. Причём, всё это Матрёна Васильевна всегда делала от чистого сердца, совершенно искренне.
    Для того чтобы показать все положительные стороны характера Матрёны Васильевны, Солженицын описал несколько эпизодов. В одном из таких эпизодов Фадей и его сыновья рушили горницу Матрёны, потому что она решила помочь Кире и отдать её горницу. При этом, главная героиня, по словам автора, не жалела ни своего добра, ни своего собственного труда.
    О чём бы её ни просили – она всегда бескорыстно помогала окружающим. Помогала колхозу по просьбе супруги председателя, помогала соседке докопать картофель и многое, многое другое. При этом, Матрёна Васильевна делала всё это, действительно, бескорыстно – ни разу не приняв денег в знак благодарности за свои труды.
    Её душа была открыта, чиста и невинна.
    Увы, как это порою и бывает, эта самая доброта и сгубила главную героиню рассказа Солженицына «Матренин двор». Не понятая окружающими, Матрёна Васильевна была лишь инструментом злых людей, которые пользовались её бескорыстием, достигая собственных целей.
    Недаром Солженицын назвал рассказ «Матренин двор» — он выглядит как символ одиночества, разрухи и людской неблагодарности, которую сполна получила главная героиня этого произведения – Матрёна Васильевна.

    На этой странице искали :

    сочинение матренин двор
    матренин двор сочинение
    сочинение по рассказу матренин двор
    сочинение по матренин двор
    сочинение по матрениному двору

  11. Произведения А. И. Солженицына отмечены суровой жизненной правдой. В рассказе «Матренин двор» он повествует о судьбах русской деревни, о тех нравственных сдвигах, которые происходят в душах крестьян.
    Главной героине рассказа пришлось испытать на своем веку много горя и несправедливости: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. В судьбе Матрены сконцентрирована трагедия русской деревенской женщины. Из отдельных деталей складывается В рассказе целостный образ русской деревни. Вот, например* название места действия — станция Торфопродукт. Оно показывает нарушение, искажение исконно русских традиций. Здесь «стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса». Но потом их вырубили, свели под корень, на чем председатель соседнего колхоза свой колхоз возвысил, а себе получил Героя Социалистического Труда.
    А. И. Солженицын показывает, как постепенно произошла в деревне подмена интересов конкретного человека интересами государственными, казенными. Уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным — стол стал скуден и беден. Колхозники в до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз», а сено для своих коров приходилось выбирать уже из-под снега. Новый председатель начал с того, что обрезал всем инвалидам огороды, а огромные площади пустовали за заборами. Долгие годы жила Матрена без рубля, а когда надоумили ее добиваться пенсии, она уже и не рада была: несколько месяцев гоняли ее по канцеляриям — «то за точкой, то за запятой». А более опытные в жизни соседки подвели итог ее мытарствам: «Государство — оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет». Все это привело к тому, что произошло смещение, искажение самого главного в жизни — нравственных устоев и понятий. «Как получилось, — горько размышляет автор, — что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».
    Жадность, зависть друг к другу, озлобленность движут людьми. Когда разбирали Матренину горницу, «все работали, как безумные, в том ожесточении, какое бывает у людей, когда пахнет большими деньгами или ждут большого угощения. Кричали друг с другом, спорили».
    Сцена похорон Матрены — центральный момент в рассказе. В доме Матрены в последний раз собрались все родные и знакомые, в чьем окружении прожила Матрена всю жизнь. И оказалось, что уходит она из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Даже из народных обрядов прощания с человеком ушло настоящее чувство, человеческое начало. Плач превратился в своего рода политику, обрядные нормы неприятно поражают своей «холодно-продуманной» упорядоченностью.
    Все, что говорит А. И. Солженицын в рассказе «Матренин двор » о судьбах русской деревни, показывает, что его творчество было не столько оппозицией к той или иной политической системе сколько к ложным нравственным основаниям общества. Он стремился вернуть вечным нравственным понятиям их глубинное, исконное значение.

  12. Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями, фруктовыми садами, но и незаурядными людьми, праведниками, одарёнными чистой, божественной энергией. Они смотрят на нас ясными глубокими глазами, будто заглядывают в душу, да так, что ничего от них не скроешь. Праведники жертвуют многими жизненными прелестями ради чистоты души, с радостью помогают окружающим достойно преодолеть все невзгоды, выйти победителем из борьбы с самим собой, духовно очиститься. И что бы о них ни говорили, сколько бы ни удивлялись их неприхотливости, на русской земле всегда найдётся место таким людям, ибо они проповедуют правду.
    Железная дорога чёрной змейкой убегает за горизонт, по ней всё так же проносятся поезда, где-то быстрее, где-то медленнее. Но “на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по ветке, что идёт к Мурому и Казани, ещё с добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход”. Нет, пути уже давно починили, и, пройдя переезд, поезд опять набирал скорость. Только машинисты знали и помнили, отчего это всё. Да Игна-тич, повествующий о той горько-нелепой трагедии от первого лица.
    “Матренин двор” — это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, злого рока, о глупости советских послесталинских порядков, о жизни простых людей, далёких от городской суеты и спешки, — о жизни в социалистическом государстве. Этот рассказ, как замечал сам автор, “полностью автобиографичен и достоверен”, отчество рассказчика — Игнатич — созвучно с отчеством А. Солженицына — Исаевич.
    Действие происходит в 1956 году, через три года после смерти тирана. Люди ещё не знают, как жить дальше: из “пыльной горячей пустыни” бесчисленных лагерей они попадают “просто в Россию”, чтобы навсегда затеряться где-нибудь в средней полосе — “без жары, с лиственным рокотом леса”. Ещё год назад, вернувшись из неволи, человек мог устроиться разве что носилки таскать. Даже электриком на порядочное строительство его бы не взяли. А теперь извольте — можете учительствовать. В отделе кадров, куда следовало обратиться по вопросу трудоустройства, “кадры уже не сидели за чёрной кожаной дверью, а за остеклённой перегородкой, как в аптеке”. Воздух был просто наэлектризован свободой. Подождёшь, пока объяснение всем твоим странностям найдут, каждую букву в документах “перещупают” , походят из комнаты в комнату, куда-то позвонят, — и ты трудоустроен.
    В тот год быстрых перемен, когда “повелось по две — по три иностранных делегации в неделю принимать”, рассказчик возвращается в новый мир из тех краёв, откуда ещё недавно живым мало кто мог вернуться. Устроился он учителем в местечке, “где не обидно бы и жить и умереть”, в Высоком Поле. Ночью лишь тихий шелест ветвей по крышам, днём ниоткуда не слышно радио и всё в мире молчит. Но человек нуждается каждый день в завтраке и обеде, а хлеба в Высоком Поле не пекли, да и ничем съестным не торговали. Что ж, благородные работники отдела кадров смилостивились над рассказчиком и направили его судьбу в Торфопродукт, куда легко можно было приехать, но уехать — невозможно. В этом посёлке смешались две эпохи — “однообразные худо штукатуренные бараки тридцатых годов и, с резьбой по фасаду, с остеклёнными верандами, домики пятидесятых”. Но жители и тех и других в равной степени вдыхали вонь и копоть из фабричной трубы. Вот куда может завести мечта о тихом уголке России! А ведь там, откуда приехал рассказчик, “дул такой свежий ветер ночами и только звёздный свод распахивался над головой”. Но лучше свободно вдыхать фабричные выхлопы, чем наслаждаться красотами природы за колючей проволокой.
    На торфяном посёлке скитания рассказчика не закончились. Судьбе было угодно, чтобы остановился он в соседней деревушке с ничего не говорящим названием — Тальново, в доме “с четырьмя оконцами вряд на холодную не красную сторону и с украшенным под теремок чердачным окошком”. Избу построили давно и добротно, на большую семью, а жила в ней теперь одинокая женщина лет шестидесяти. Безмолвную, с кругловатым жёлтым, больным лицом — хозяйку звали Матрёна. О ней мы узнаём гораздо больше, чем о рассказчике. Эта женщина с незатейливым, деревенским именем много работала, несмотря на болезнь, работала бесплатно: “не за деньги — за палочки”. Пенсию ей не платили. У Матрёны в избе жили колченогая кошка, подобранная из жалости, мыши и тараканы. “Но не потому были мыши в избе, что колченогая кошка с ними не справлялась: она как молния за ними прыгала в угол и выносила в зубах. А недоступны были мыши для кошки из-за того, что кто-то когда-то оклеил Матрёнину избу зеленоватыми обоями, да не просто в слой, а в пять слоев. Друг с другом обои склеились хорошо, от стены же во многих местах отстали — и получилась как бы внутренняя шкура на избе. Между брёвнами избы и обойной шкурой мыши и проделали себе ходы и нагло шуршали, бегая по ним даже и под потолком”. Солженицын описывает деревенский быт с изрядной долей иронии. Желание выполнить работу наверняка, чтобы потом переклеивать не пришлось, оборачивается многочисленными неудобствами для животного (“кошка сердито смотрела вслед шуршанию мышей, а достать не могла”) и людей. Матрёна Васильевна избу не жалела — ни для мышей, ни для тараканов, ибо в шуршанье мышей, непрерывном, как далёкий шум океана, шорохе тараканов не было ничего злого, не было лжи. Шуршанье было их жизнью.
    Матрёна отличалась трудолюбием: вставала в четыре-пять утра, “тихо, вежливо, стараясь не шуршать, топила русскую печь, ходила доить козу, по воду ходила и варила в трёх чугунках”. Наверное, жребий Матрёны был жить в то время, когда люди работали бескорыстно, не думая о пенсии. А деньги и награды получал тот, кто о высоких результатах докладывал. Матрёна никому не могла отказать: без неё ни одна пахота огорода не обходилась. Денег она не брала, получала удовольствие, прилив сил от работы. Матрёнина покорность шла от сердца. Она не прислуживала, но служила окружающим, всегда была готова поделиться последним.
    Матрёна Васильевна — человек не от мира сего. Её дети умерли в младенчестве, на войне без вести пропал муж. Ей долго не оформляли за него пенсию. И всё же женщина не озлобилась, осталась радушной, открытой и бескорыстно отзывчивой. Матрёна напоминает библейскую героиню Марию.
    Матрёна у Солженицына- — воплощение идеала русской крестьянки. Её облик подобен иконе, жизнь — житию святой. Её дом — сквозной символический образ рассказа — как бы ковчег библейского праведника Ноя, в котором он спасается от потопа вместе с семьёй и парами всех земных животных — чтобы продолжить род людской.
    Матрёна — праведница. Но односельчане не ведают о её утаённой святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. Подобно Лукерье из рассказа Тургенева “Живые мощи”, Матрёна на свою жизнь не жаловалась, Богу не докучала, ведь он и так знает, чего ей надобно.
    Житие святой должно завершаться счастливой смертью, соединяющей её с Богом. Однако смерть героини — горько-нелепая. Брат покойного мужа, алчный старик Фаддей, принуждает Матрёну отдать ему её горницу. Безотказная Матрёна остро ощущает вину перед Фаддеем: незадолго до Первой мировой войны она стала его невестой, но, уверенная, что тот погиб на фронте, вышла замуж за Фаддеева брата. Потеря горницы и внезапная пропажа кошки предвещают гибель дома Матрёны и её смерть. Быть может, она и предчувствовала неладное: боялась пожара, боялась молнии, а больше всего почему-то — поезда. Под поезд она и попала… Гибель героини символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила.
    Первоначально рассказ назывался “Не стоит село без праведника” — по русской пословице. Праведница-крестьянка жила в окружении недоброжелательных и корыстных колхозников. Их убогая и несчастная судьба мало чем отличалась от существования лагерных узников. Они жили по искони заведённым порядкам. Даже после смерти Матрёны, сделавшей для всех так много добра, соседи не особенно переживали, хотя и плакали, в избу шли с детьми, будто на спектакль. “Те, кто считал себя покойнице роднее, начинали плач ещё с порога, а достигнув гроба, наклонялись голосить над самым _лицом усопшей”. Плач родственников был “своего рода политикой”: в нём каждый излагал свои собственные мысли и чувства. И все эти причитания сводились к тому, что “в смерти её мы не виноваты, а насчёт избы ещё поговорим!” Жаль, что добром, народным или своим, называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо.
    Рассказ “Матрёнин двор” невозможно читать без слёз. Эта грустная история праведницы-крестьянки не художественный вымысел автора. Солженицын доверяет жизни и её творцу — Богу больше, чем художественному вымыслу. Оттого с таким сопереживанием и гордостью читается рассказ: ведь остались ещё на земле русской праведники, без которых не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша.

  13. “Затеряться в самой нутряной России”. (По рассказу А.И.Солженицына “Матрёнин двор”.)
    «Не стоит село без праведника» (образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»)
    «Не стоит село без праведника» (по рассказу «Матренин двор» )
    Анализ рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор».
    Дом Матрены
    Изображение деревни в рассказе «Матренин двор» (по рассказу А.И.Солженицына)
    Изображение русского национального характера в произведении Солженицына «Матренин двор»
    Какие художественные средства использует автор при создании образа Матрены? (по рассказу Солженицына «Матренин двор»).
    Комплексный анализ произведения А. Солженицына «Матренин двор».
    Крестьянская тема в рассказе А. Солженицына «Матренин двор»
    Не стоит земля без праведника (По рассказу А. И. Солженицына “Матренин двор”)
    Не стоит земля без праведника (по рассказу А.Солженицына «Матренин двор»)
    Нравственная проблематика рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»
    Нравственные проблемы в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»
    Образ человека-праведника в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»
    Проблема нравственного выбора в одном из произведений А.И.Солженицына (“Матренин двор”).
    Проблема нравственного выбора в рассказе А.И. Солженицына “Матренин двор”
    Проблематика произведений Солженицина
    Рецензия на рассказ А. Солженицына «Матренин двор»
    Русская деревня в изображении А.И. Солженицына (по рассказу «Матренин двор»)
    Русская деревня в изображении Солженицына
    Смысл названия рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор»
    Сочинение по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор
    Судьба главной героини в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор»
    Судьба человека (по рассказам М.А. Шолохова «Судьба человека» и А.И. Солженицына «Матренин двор»)
    Судьба человека (по рассказам М.А. Шолохова «Судьба человека» и А.И. Солженицына «Матренин двор»)
    Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин “Прощание с Матерой”, А. Солженицын “Матренин двор”)
    Тема праведничества в рассказе А. Солженицына «Матренин двор»
    Тема разрушения дома (по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»)
    Тема Родины в повести И.А. Бунина «Суходол» и рассказе А.И Солженицына. «Матренин двор»
    Фольклорные и христианские мотивы в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *