Учитель: Добрый день! Сегодня у нас необычный урок. Нас ждет встреча с
прекрасным, встреча с куклами. Кто из вас, ребята, любит играть с куклами? Учитель: Дети всегда любили играть. А для игр нужны игрушки. Для
игрушек годился любой материал: веточки, камешки, ленточки, тряпочки, прутики.
Когда появилась 1 кукла? Вероятно, с доисторических времен. Были дети. Были и
куклы. Индейские дети пользовались для этого куском дерева с утолщением вместо
головы. В Японии примитивная детская кукла изготовлялась из ивовой ветки, на
которую надевалась бумажная одежда.
Маленькая эскимоска играет куклой, вырезанной из кости. Девочка из Мексики –
куклой, сделанной из обожженной глины.
Первые куклы для театра появилась в Индии или Египте. Ими управляли с помощью
веревок (куклы – марионетки). Были тростевые куклы, куклы для театра теней,
перчаточные куклы.
Игрушки каждого народа уникальны. В них отражается уклад, быт, нравы, обычаи.
Во многом они сходны: по конструкции, форме, оформлению. А произошло это потому,
что игрушки рождались в труде. И известный умелец, и простой крестьянин учились
у одного мастера-природы.
Русская народная игрушка – одно из ярких проявлений народной культуры. Разные
роли она выполняла. Прежде всего, она связана с детским бытом, с игрой. Другая
ее функция – эстетическая , а также обрядовая, магическая.
В игрушках передавались ребенку понятия об окружающем мире, о добре и зле, о
счастье и красоте. Игрушки в старину называли “тарарушками”, бирюльками, “балбешками”.
А кукла следовала за нашими предками с самого рождения. Крестьянская игрушка
отличалась от городской. Кукол делали из пучка соломы быстро и просто.
В древней Руси до появления ребенка на свет мать делала куклу – берегиню,
соблюдая одно условие: изготавливать ее без ножниц и иголки. Ведь куколку нельзя
было уколоть, ни порезать, считалось, что в ней сохраняется материнская любовь и
забота.
У такой куклы не было лица. Считалось, что нельзя, чтобы кукла походила на
человека. Ведь у куклы внутри пусто. Вот в эту пустоту и может вселиться
какой-нибудь дух. Куклу давали в дорогу мужу, сыну, дочери (перед замужеством),
невесте дарили на свадьбу кукол, чтобы было побольше детей. Нарядная кукла на
капоте автомобиля во время свадьбы – это отголосок того обряда (показываю куклу
– оберег). Ученица: А я хочу рассказать вам сказку про одного удивительного
человека. Учитель: Вернее, даже не сказку, а историю жизни человека, которая
похожа на сказку. Ученица рассказывает сказку “Жил игрушечник Бартрам”.
Жил на свете добрый человек, который придумывал, мастерил и изучал игрушки.
Звали его Николай Бартрам. Он был фантазером, сказочником, чудаком и известным
ученым. Многие взрослые улыбались, глядя на него: “Ну и наука – в куклы играть!”
А он отвечал: “Игрушки – это серьезное дело!”
С рюкзаком за спиной он бродил по городам и селам, лазил по чердакам и по
подворотням, собирал безногих и безруких кукол, чинил их, подбадривал и утешал
их.
Часто он говорил: “Изучая игрушку, можно узнать историю человечества”. “Если
хочешь узнать историю человечества, читай книги, зачем лазить по чердакам”,-
слышал Бартрам, Но ему язык игрушек казался интересней. Он умер 80 лет назад.
Вот такая сказка об игрушечнике Бартрам. Учитель: Понравилась вам сказка?
Ребята, если вы когда-нибудь будете в старинном руссом городе
Сергиеве-Посаде, посетите музей игрушек, который в 1920 г. создал добрый
замечательный человек Николай Бартрам. В музее хранятся игрушки всех времен и
народов. Там вы увидите погремушки, кукольные домики с кукольной посудой и
мебелью, музыкальные игрушки, куклы-петрушки, глиняные (дымковские и
каргопольские) свистульки. Такую коллекцию собрать было, конечно, нелегко. Но
главное место в коллекции музея занимают особые игрушки. Сообщение ученика об истории создания игрушки-матрешки.
Придумал такую куколку 100 лет назад Сергей Малютин, после того как
познакомился с традиционным японским искусством прятать одну фигурку в другую.
Предшественником краснощекой красавицы был толстенький мудрец Фукуруму. Вот так
удивительное изобретение восточных игрушечников подарило России амулет –
расписную деревянную куклу. Малютин переодел куклу в русский костюм. Нарисовал
ей голубые глазки, яблоками положил на щеки румянец, свесил из-под алого
платочка толстую косу. И назвал эту красавицу Матрешей – старинным русским
именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника.
Делают такие чудесные игрушки, воспевают красоту добрые люди, искусные
мастера. Учитель: Издавна развивалось на Руси рукотворное ремесло. Обратите
внимание на слово рукотворный. Ребята, как вы понимаете значение этого слова?
(Сделанный руками.) Но корень взят не от слова сделать, а от слова творить.
Запишите в тетрадь слова: творец, творчество, олицетворение.
Как же создавали мастера игрушку-матрёшку? Обратимся к текстам-образцам,
прочитаем их выразительно
Для многих иностранцев образ матрёшки является единственным символом
России. Фигурка матрёшки вытачивается из деревянного бруска. Для её
изготовления используется сухая берёза или липа. Дерево спиливается весной,
и очищенные от коры брёвнышки заготавливают впрок. Затем из высушенных
заготовок вытачиваются фигурки, причём сначала делается самая маленькая
куколка, Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают
лаком. Наиболее известны матрёшки, сделанные в городах Семёнове, Загорске.
Прочитайте отрывок из очерка К. Паустовского “Толпа на набережной”
Когда ты сойдёшь… на берег в Неаполе, – сказала мне моя дочь…, – то под…ри
эту матрёшку первой же итальянской девочк…. Я согл…сился. До моего от…езда
матрёшка в шали пышного алого цвета ст…яла на письме…ом столе. Она была
густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. Солнечная , нарядная
толстушка в ярком с…р…Фане с узорами, а на голове пёстрый платоч…к. В ней
было скрыто ещё пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной, ж…лтой, ф…олетовой
и самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального
золота. Деревенский мастер нагр…дил Матрёш…к ру…кой красотой соболи…ыми
бровями и рдеющим, как угли румянцем. Синие глаза он пр…крыл дли…ыми
ресницами. (К. Паустовский)
Докажите, что это тексты. Чем они отличаются?
Русскую деревянную разъёмную куклу назвали матрёшкой. В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из самых распространённых русских имён, в основе которого лежит латинское слово “матер”, означающее мать. Это имя ас социировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей отменным здоро вьем и дородной фигурой. И по сей день, матрёшка остается символом материнства.
На первой матрёшке была изображена девушка в простонародном городском костю ме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур.
Матрешка – пышная, нарядная толстушка, улыбающаяся. Губы – алые, бантиком, горят как пламя…Нос – маленький, курносый…Щёки – румяные, будто яблочки, алые…
Нам кажется, что матрёшка пришла из седой древности, из мира легенд и сказок. Но на самом деле этой деревянной куколке всего-то ничего – чуть больше ста лет.
2 вариант:Матрёшка (уменьшительное от имени Матрёна) – русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют овоидную (“яйцеподобную”) форму с плоским донцем и состоят из двух частей – верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей.
Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Самое правдоподобное предположение – русский мастер изобразил славянские образы или понятия из сказаний. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни
Описание:
Матрешка – это небольшая деревянная расписная кукла, внутри которой находятся несколько ее копий более мелких размеров.
Первый прообраз матрешки был привезен из Японии А. Мамонтовой в конце XIX века и представлял собой вставляемые друг в друга фигурки мудреца Фукурума. Тогда Сергей Малютин предложил эскизы для деревянной куклы с лицом обычной крестьянской девушки в нарядном сарафане и цветном расписном платке.
Название “матрешка” произошло от самого популярного в те времена женского имени Матрена. Имя это было выбрано не случайно, ведь именно оно было символом плодородия и ассоциировалось с матерью многочисленной семьи. Поэтому первые отечественные матрешки состояли из восьми фигурок детей разных возрастов вплоть до младенцев.
Сейчас матрешка – это известный на весь мир традиционный сувенир из России. Поэтому в начале XX века начался массовый вывоз матрешек за границу. Тогда появились матрешки с разными изображениями: не только с изображениями девушек, но и юношей, стариков, жениха и невесты. Чуть позже художники стали изображать на матрешках персонажей сказок или даже их сюжеты.
В 1900 году матрешка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где и получила мировое призвание.
По всей России работают несколько музеев Матрешки, где можно познакомиться с ее историей и способами ее изготовления. После подбора древесины, ее обработки и сушки, вырезают фигурки, начиная от самой маленькой. После их покрывают лаком и приступают к раскраске.
Сейчас большой популярностью у иностранцев пользуются матрешки с изображениями политических лидеров или портретные матрешки.
Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Обычно они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей. Сравнительно недавно стала набирать популярность матрёшка с изображением портрета на ней — портретная матрёшка.
Набор из 37 матрёшек
Версия возникновения Править
Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны. Это было время подъёма национального самосознания, когда в обществе всё настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к искусству в частности. В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль». Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды. В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859—1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С. В. Малютину японской игрушкой, привезённой с острова Хонсю женой С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.
Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.
Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было неслучайно. В дореволюционной провинции имена Матрёна, Матрёша считались одними из наиболее распространённых женских имён, в основе которых лежит слово «матерь». Эти имена ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.
Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С. В. Малютина лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным, была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.
Технологию изготовления матрёшки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до настоящего времени, сохранив все приёмы токарного искусства русских умельцев.[1]
Музеи матрёшки Править
В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москве — в Леонтьевском переулке, в Нижнем Новгороде, в Нолинске, Калязине, Вознесенском и в Сергиевом Посаде.
Изготовление матрёшек Править
Сейчас матрёшки делают в различных мастерских.
Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем брёвна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте.
К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу — неразборную — делают первой.
Когда матрешка готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы бо?льшего размера, в которую войдут две предыдущие и т. д. Количество кукол может быть различным.
В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется акварель, гуашь, темпера, реже масляные краски. Несмотря на разнообразие красок, мастера по-прежнему отдают предпочтение гуаши.
Сочинение на тему Матрёшка
Ответы:
Русскую деревянную разъёмную куклу назвали матрёшкой. В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из самых распространённых русских имён, в основе которого лежит латинское слово «матер», означающее мать. Это имя ас социировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей отменным здоро вьем и дородной фигурой. И по сей день, матрёшка остается символом материнства.
На первой матрёшке была изображена девушка в простонародном городском костю ме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур.
Матрешка – пышная, нарядная толстушка, улыбающаяся. Губы- алые, бантиком, горят как пламя…Нос- маленький, курносый…Щёки- румяные, будто яблочки, алые…
Нам кажется, что матрёшка пришла из седой древности, из мира легенд и сказок. Но на самом деле этой деревянной куколке всего-то ничего – чуть больше ста лет.2 вариант:Матрёшка (уменьшительное от имени Матрёна) — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей.
Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Самое правдоподобное предположение — русский мастер изобразил славянские образы или понятия из сказаний. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни
Помогите пожалуйста!
Сочинение-описание на тему “Русская матрёшка”
Огромной спасибо!
Ответы:
1.У меня матрешка есть,
Новая игрушка,
В жёлтом сарафанчике
Славная толстушка.
А её откроешь –
В неё сидит вторая,
Вся в зеленом, как весной
Травка молодая…
А вторую отвернешь –
Там еще матрешка.
Та матрешка вовсе крошка,
То – любимая матрешка.
Вся она как маков цвет –
Сарафан на ней надет
Алый, как цветочек,
И под цвет платочек.
Пуще всех её храню,
Больше всех её люблю,
Маленькую крошку –
Красную матрешку.
Мифов о происхождении русской матрешки много. На Руси любят сказки да вымыслы. И какой бы она ни была – эта сказка о матрешке, в любой семье есть эта замечательная игрушка. Она ничего вам не напоминает?
Матрёшка – она же мать, которая символизирует собой, СЕМЬЮ, да ещё состоящую из разного количества фигурок, которые символизируют детей разного возраста.
А может идея деревянной игрушки, которая состоит из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была навеяна мастеру, создавшему матрёшку, русскими сказками?
Мы знают и помнят сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич. Помните, как он искал смерь Кащееву? Смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает.
Речь идёт о том – где спрятана истина? Кощей сообщает тайну своей смерти в форме загадки; чтобы разрешить её, нужны усилия и терпение.
Другими словами, одно в другом спрятано, заключено – и чтобы найти истину, необходимо дойти до сути, открыв, одну за другой, все «шапочки-нахлобучки» . Может быть, именно в этом и заключается истинный смысл такой замечательной русской игрушки, как матрёшка.
2.Матрёшка (уменьшительное от имени Матрёна) — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют овоидную («яйцеподобную» ) форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей.
Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Самое правдоподобное предположение — русский мастер изобразил славянские образы или понятия из сказаний. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни (см. Дарума и Кокэси) .
Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин. Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек. [1] Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся и требует более пристального изучения.
В 1900 году М. А. Мамонтова, жена С. И. Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России.
Также в Семёнове, на художественной фабрике «Семёновская роспись» , в 1922 году появилась на свет традиционная русская семёновская матрёшка, которую сегодня знает весь мир. В 1970 году на выставке «Экспо-70» в Токио была представлена самая большая когда-либо изготовленная матрёшка: 72-х местная.
Сейчас матрёшки делают в различных мастерских.
Чтобы изготовить матрёшку, требуется большое мастерство. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем тщательно складируют брёвна и хранят несколько лет в хорошо вентилируемом месте, чтобы они высыхали.
К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу — неразборную — делают первой.
Когда «малышка» готова, мастер начинает следующую фигурку, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом он повторяет процесс, делая немного бо?льшую куклу, в которую войдут две предыдущие.
Количество кукол колеблется от 2 до 60. Когда готова каждая кукла, её покрывают маслянным лаком, чтобы залить все шероховатости. После окончательной сушки и полировки гладкая поверхность позволяет художнику равномерно нанести краски. В качестве красок используется водянистая гуашь.
Сделай лучшим!!!
Ход урока
Учитель: Добрый день! Сегодня у нас необычный урок. Нас ждет встреча с
прекрасным, встреча с куклами. Кто из вас, ребята, любит играть с куклами?
Учитель: Дети всегда любили играть. А для игр нужны игрушки. Для
игрушек годился любой материал: веточки, камешки, ленточки, тряпочки, прутики.
Когда появилась 1 кукла? Вероятно, с доисторических времен. Были дети. Были и
куклы. Индейские дети пользовались для этого куском дерева с утолщением вместо
головы. В Японии примитивная детская кукла изготовлялась из ивовой ветки, на
которую надевалась бумажная одежда.
Маленькая эскимоска играет куклой, вырезанной из кости. Девочка из Мексики –
куклой, сделанной из обожженной глины.
Первые куклы для театра появилась в Индии или Египте. Ими управляли с помощью
веревок (куклы – марионетки). Были тростевые куклы, куклы для театра теней,
перчаточные куклы.
Игрушки каждого народа уникальны. В них отражается уклад, быт, нравы, обычаи.
Во многом они сходны: по конструкции, форме, оформлению. А произошло это потому,
что игрушки рождались в труде. И известный умелец, и простой крестьянин учились
у одного мастера-природы.
Русская народная игрушка – одно из ярких проявлений народной культуры. Разные
роли она выполняла. Прежде всего, она связана с детским бытом, с игрой. Другая
ее функция – эстетическая , а также обрядовая, магическая.
В игрушках передавались ребенку понятия об окружающем мире, о добре и зле, о
счастье и красоте. Игрушки в старину называли “тарарушками”, бирюльками, “балбешками”.
А кукла следовала за нашими предками с самого рождения. Крестьянская игрушка
отличалась от городской. Кукол делали из пучка соломы быстро и просто.
В древней Руси до появления ребенка на свет мать делала куклу – берегиню,
соблюдая одно условие: изготавливать ее без ножниц и иголки. Ведь куколку нельзя
было уколоть, ни порезать, считалось, что в ней сохраняется материнская любовь и
забота.
У такой куклы не было лица. Считалось, что нельзя, чтобы кукла походила на
человека. Ведь у куклы внутри пусто. Вот в эту пустоту и может вселиться
какой-нибудь дух. Куклу давали в дорогу мужу, сыну, дочери (перед замужеством),
невесте дарили на свадьбу кукол, чтобы было побольше детей. Нарядная кукла на
капоте автомобиля во время свадьбы – это отголосок того обряда (показываю куклу
– оберег).
Ученица: А я хочу рассказать вам сказку про одного удивительного
человека.
Учитель: Вернее, даже не сказку, а историю жизни человека, которая
похожа на сказку.
Ученица рассказывает сказку “Жил игрушечник Бартрам”.
Жил на свете добрый человек, который придумывал, мастерил и изучал игрушки.
Звали его Николай Бартрам. Он был фантазером, сказочником, чудаком и известным
ученым. Многие взрослые улыбались, глядя на него: “Ну и наука – в куклы играть!”
А он отвечал: “Игрушки – это серьезное дело!”
С рюкзаком за спиной он бродил по городам и селам, лазил по чердакам и по
подворотням, собирал безногих и безруких кукол, чинил их, подбадривал и утешал
их.
Часто он говорил: “Изучая игрушку, можно узнать историю человечества”. “Если
хочешь узнать историю человечества, читай книги, зачем лазить по чердакам”,-
слышал Бартрам, Но ему язык игрушек казался интересней. Он умер 80 лет назад.
Вот такая сказка об игрушечнике Бартрам.
Учитель: Понравилась вам сказка?
Ребята, если вы когда-нибудь будете в старинном руссом городе
Сергиеве-Посаде, посетите музей игрушек, который в 1920 г. создал добрый
замечательный человек Николай Бартрам. В музее хранятся игрушки всех времен и
народов. Там вы увидите погремушки, кукольные домики с кукольной посудой и
мебелью, музыкальные игрушки, куклы-петрушки, глиняные (дымковские и
каргопольские) свистульки. Такую коллекцию собрать было, конечно, нелегко. Но
главное место в коллекции музея занимают особые игрушки.
Сообщение ученика об истории создания игрушки-матрешки.
Придумал такую куколку 100 лет назад Сергей Малютин, после того как
познакомился с традиционным японским искусством прятать одну фигурку в другую.
Предшественником краснощекой красавицы был толстенький мудрец Фукуруму. Вот так
удивительное изобретение восточных игрушечников подарило России амулет –
расписную деревянную куклу. Малютин переодел куклу в русский костюм. Нарисовал
ей голубые глазки, яблоками положил на щеки румянец, свесил из-под алого
платочка толстую косу. И назвал эту красавицу Матрешей – старинным русским
именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника.
Делают такие чудесные игрушки, воспевают красоту добрые люди, искусные
мастера.
Учитель: Издавна развивалось на Руси рукотворное ремесло. Обратите
внимание на слово рукотворный. Ребята, как вы понимаете значение этого слова?
(Сделанный руками.) Но корень взят не от слова сделать, а от слова творить.
Запишите в тетрадь слова: творец, творчество, олицетворение.
Как же создавали мастера игрушку-матрёшку? Обратимся к текстам-образцам,
прочитаем их выразительно
Для многих иностранцев образ матрёшки является единственным символом
России. Фигурка матрёшки вытачивается из деревянного бруска. Для её
изготовления используется сухая берёза или липа. Дерево спиливается весной,
и очищенные от коры брёвнышки заготавливают впрок. Затем из высушенных
заготовок вытачиваются фигурки, причём сначала делается самая маленькая
куколка, Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают
лаком. Наиболее известны матрёшки, сделанные в городах Семёнове, Загорске.
Прочитайте отрывок из очерка К. Паустовского “Толпа на набережной”
Когда ты сойдёшь… на берег в Неаполе, – сказала мне моя дочь…, – то под…ри
эту матрёшку первой же итальянской девочк…. Я согл…сился. До моего от…езда
матрёшка в шали пышного алого цвета ст…яла на письме…ом столе. Она была
густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. Солнечная , нарядная
толстушка в ярком с…р…Фане с узорами, а на голове пёстрый платоч…к. В ней
было скрыто ещё пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной, ж…лтой, ф…олетовой
и самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального
золота. Деревенский мастер нагр…дил Матрёш…к ру…кой красотой соболи…ыми
бровями и рдеющим, как угли румянцем. Синие глаза он пр…крыл дли…ыми
ресницами. (К. Паустовский)
Докажите, что это тексты. Чем они отличаются?
Русскую деревянную разъёмную куклу назвали матрёшкой. В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из самых распространённых русских имён, в основе которого лежит латинское слово “матер”, означающее мать. Это имя ас социировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей отменным здоро вьем и дородной фигурой. И по сей день, матрёшка остается символом материнства.
На первой матрёшке была изображена девушка в простонародном городском костю ме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур.
Матрешка – пышная, нарядная толстушка, улыбающаяся. Губы – алые, бантиком, горят как пламя…Нос – маленький, курносый…Щёки – румяные, будто яблочки, алые…
Нам кажется, что матрёшка пришла из седой древности, из мира легенд и сказок. Но на самом деле этой деревянной куколке всего-то ничего – чуть больше ста лет.
2 вариант:Матрёшка (уменьшительное от имени Матрёна) – русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют овоидную (“яйцеподобную”) форму с плоским донцем и состоят из двух частей – верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей.
Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Самое правдоподобное предположение – русский мастер изобразил славянские образы или понятия из сказаний. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни
Описание:
Матрешка – это небольшая деревянная расписная кукла, внутри которой находятся несколько ее копий более мелких размеров.
Первый прообраз матрешки был привезен из Японии А. Мамонтовой в конце XIX века и представлял собой вставляемые друг в друга фигурки мудреца Фукурума. Тогда Сергей Малютин предложил эскизы для деревянной куклы с лицом обычной крестьянской девушки в нарядном сарафане и цветном расписном платке.
Название “матрешка” произошло от самого популярного в те времена женского имени Матрена. Имя это было выбрано не случайно, ведь именно оно было символом плодородия и ассоциировалось с матерью многочисленной семьи. Поэтому первые отечественные матрешки состояли из восьми фигурок детей разных возрастов вплоть до младенцев.
Сейчас матрешка – это известный на весь мир традиционный сувенир из России. Поэтому в начале XX века начался массовый вывоз матрешек за границу. Тогда появились матрешки с разными изображениями: не только с изображениями девушек, но и юношей, стариков, жениха и невесты. Чуть позже художники стали изображать на матрешках персонажей сказок или даже их сюжеты.
В 1900 году матрешка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где и получила мировое призвание.
По всей России работают несколько музеев Матрешки, где можно познакомиться с ее историей и способами ее изготовления. После подбора древесины, ее обработки и сушки, вырезают фигурки, начиная от самой маленькой. После их покрывают лаком и приступают к раскраске.
Сейчас большой популярностью у иностранцев пользуются матрешки с изображениями политических лидеров или портретные матрешки.
Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Обычно они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей. Сравнительно недавно стала набирать популярность матрёшка с изображением портрета на ней — портретная матрёшка.
Набор из 37 матрёшек
Версия возникновения Править
Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны. Это было время подъёма национального самосознания, когда в обществе всё настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к искусству в частности. В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль». Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды. В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859—1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С. В. Малютину японской игрушкой, привезённой с острова Хонсю женой С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.
Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.
Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было неслучайно. В дореволюционной провинции имена Матрёна, Матрёша считались одними из наиболее распространённых женских имён, в основе которых лежит слово «матерь». Эти имена ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.
Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С. В. Малютина лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным, была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.
Технологию изготовления матрёшки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до настоящего времени, сохранив все приёмы токарного искусства русских умельцев.[1]
Музеи матрёшки Править
В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москве — в Леонтьевском переулке, в Нижнем Новгороде, в Нолинске, Калязине, Вознесенском и в Сергиевом Посаде.
Изготовление матрёшек Править
Сейчас матрёшки делают в различных мастерских.
Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем брёвна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте.
К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу — неразборную — делают первой.
Когда матрешка готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы бо?льшего размера, в которую войдут две предыдущие и т. д. Количество кукол может быть различным.
В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется акварель, гуашь, темпера, реже масляные краски. Несмотря на разнообразие красок, мастера по-прежнему отдают предпочтение гуаши.
Сочинение на тему Матрёшка
Ответы:
Русскую деревянную разъёмную куклу назвали матрёшкой. В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из самых распространённых русских имён, в основе которого лежит латинское слово «матер», означающее мать. Это имя ас социировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей отменным здоро вьем и дородной фигурой. И по сей день, матрёшка остается символом материнства.
На первой матрёшке была изображена девушка в простонародном городском костю ме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур.
Матрешка – пышная, нарядная толстушка, улыбающаяся. Губы- алые, бантиком, горят как пламя…Нос- маленький, курносый…Щёки- румяные, будто яблочки, алые…
Нам кажется, что матрёшка пришла из седой древности, из мира легенд и сказок. Но на самом деле этой деревянной куколке всего-то ничего – чуть больше ста лет.2 вариант:Матрёшка (уменьшительное от имени Матрёна) — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей.
Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Самое правдоподобное предположение — русский мастер изобразил славянские образы или понятия из сказаний. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни
Помогите пожалуйста!
Сочинение-описание на тему “Русская матрёшка”
Огромной спасибо!
Ответы:
1.У меня матрешка есть,
Новая игрушка,
В жёлтом сарафанчике
Славная толстушка.
А её откроешь –
В неё сидит вторая,
Вся в зеленом, как весной
Травка молодая…
А вторую отвернешь –
Там еще матрешка.
Та матрешка вовсе крошка,
То – любимая матрешка.
Вся она как маков цвет –
Сарафан на ней надет
Алый, как цветочек,
И под цвет платочек.
Пуще всех её храню,
Больше всех её люблю,
Маленькую крошку –
Красную матрешку.
Мифов о происхождении русской матрешки много. На Руси любят сказки да вымыслы. И какой бы она ни была – эта сказка о матрешке, в любой семье есть эта замечательная игрушка. Она ничего вам не напоминает?
Матрёшка – она же мать, которая символизирует собой, СЕМЬЮ, да ещё состоящую из разного количества фигурок, которые символизируют детей разного возраста.
А может идея деревянной игрушки, которая состоит из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была навеяна мастеру, создавшему матрёшку, русскими сказками?
Мы знают и помнят сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич. Помните, как он искал смерь Кащееву? Смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает.
Речь идёт о том – где спрятана истина? Кощей сообщает тайну своей смерти в форме загадки; чтобы разрешить её, нужны усилия и терпение.
Другими словами, одно в другом спрятано, заключено – и чтобы найти истину, необходимо дойти до сути, открыв, одну за другой, все «шапочки-нахлобучки» . Может быть, именно в этом и заключается истинный смысл такой замечательной русской игрушки, как матрёшка.
2.Матрёшка (уменьшительное от имени Матрёна) — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют овоидную («яйцеподобную» ) форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей.
Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Самое правдоподобное предположение — русский мастер изобразил славянские образы или понятия из сказаний. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни (см. Дарума и Кокэси) .
Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин. Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек. [1] Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся и требует более пристального изучения.
В 1900 году М. А. Мамонтова, жена С. И. Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России.
Также в Семёнове, на художественной фабрике «Семёновская роспись» , в 1922 году появилась на свет традиционная русская семёновская матрёшка, которую сегодня знает весь мир. В 1970 году на выставке «Экспо-70» в Токио была представлена самая большая когда-либо изготовленная матрёшка: 72-х местная.
Сейчас матрёшки делают в различных мастерских.
Чтобы изготовить матрёшку, требуется большое мастерство. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем тщательно складируют брёвна и хранят несколько лет в хорошо вентилируемом месте, чтобы они высыхали.
К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу — неразборную — делают первой.
Когда «малышка» готова, мастер начинает следующую фигурку, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом он повторяет процесс, делая немного бо?льшую куклу, в которую войдут две предыдущие.
Количество кукол колеблется от 2 до 60. Когда готова каждая кукла, её покрывают маслянным лаком, чтобы залить все шероховатости. После окончательной сушки и полировки гладкая поверхность позволяет художнику равномерно нанести краски. В качестве красок используется водянистая гуашь.
Сделай лучшим!!!