Сочинение на тему мавзолей ходжи ахмеда ясави

9 вариантов

  1. Фото мавзолея Арыстан-баба

    Пара резных деревянных колонн, сохранившихся с 14 века

    Рядом с мавзолеем построена очень красивая белая мечеть
    Фото мавзолея Ходжа Ахмета Яссауи

    Следует отметить, что мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи – это целый комплекс, который представляет собой изнутри саму усыпальницу, мечеть, асхану, библиотеку, казанлык, также усыпальницу хана Абылая, а снаружи баню, мавзолей хана Есима и т.д
    Мечеть внутри мавзолея
    Двери, которые когда-то составляли главную защиту мавзолея

    На следующем фото можно заметить разницу между старой и новой плиткой после ремонта

    Знаменитый тайказан, слитый то ли из бронзы, то ли из сплава семи металлов. Предание гласит, что он был слит так, чтобы края его были на уровне рта человека, т.к. тому, кто выпьет воду из него, будут прощены все грехи.

    Место захоронения хана Абылая
    Снаружи построена баня
    Мавзолей хана Есима
    Как Вы могли уже заметить, что все наружные стены и купола расписаны изречениями на арабском языке
    История всегда состоит из мифов, загадок, преданий. Верить им или нет – решать вам. Но прикоснуться к духу истории всегда интересно и познавательно

  2. Маршрут большого фотопутешествия по Южному и Западному Казахстану был составлен так, чтобы запечатлеть максимальное количество святых мест. После посещения мавзолея Арыстан-Баба, поздно вечером мы прибыли в Туркестан. Ещё до восхода мы отправились на съёмку главной святыни Южного Казахстана, мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи. Живописное небо подчеркнуло всю величественность этого архитектурного памятника.
    Фотография № 02
    29.04.2013, 06:19
    История строительства
    Современный мавзолей был построен на месте погребения суфийского поэта Ходжи Ахмеда Ясави имевшего большой авторитет среди мусульман региона и оказавшего значительное влияние на ислам в Средней Азии. Он умер в 1166 (67) и был похоронен с большой честью в маленьком мавзолее.
    Фотография № 03
    29.04.2013, 06:21
    Ныне существующий мавзолей был возведен спустя 233 года после его смерти по приказу Тамерлана. В 1395 году Тамерлан нанес поражение хану Тохтамышу, правителю Золотой Орды и сжёг столицу орды Сарай-Берке. В честь этой победы полководец решил построить новый, грандиозный мемориальный комплекс на месте старого мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, который к тому времени стал очень ветхим. В этом решении Тамерлан руководствовался как религиозными убеждениями, так и политическими целями. Возводя мавзолей на могиле уважаемого человека, он утверждал свою власть и укреплял свой авторитет среди кочевников степи. Некоторые историки считают, что Тамерлан сам принял личное участие в составлении проекта для будущего мавзолея и давал инструкции его строителям.
    Тамерлан сам определил основные размеры здания, в частности, диаметр большого купола должен был равняться 30 гязам (единица меры длины, равная 60,6 см). Этим модулем (гязом) определялись размеры всех остальных частей сооружения. В указе Тамерлана содержались также рекомендации относительно некоторых декоративных деталей здания и его внутреннего убранства.
    Фотография № 04
    29.04.2013, 06:21
    Ещё в 1385 году по приказу Тамерлана на месте могилы Ясави было заложен монастырь суфиев, последователей Ясави, но завершение строительства мечети прекратилось сразу после его смерти в 1405 году. После смерти Тамерлана недостроенным остался лишь входной портал.
    Фотография № 05
    29.04.2013, 06:28
    План мавзолея
    Позже после завоевания Туркестана Бухарскими ханами, входной портал был надстроен, после вхождения Туркестана в состав Кокандского ханства на входном портале были надстроены зубчатые бойницы.
    При сооружении этого здания персидские зодчие применяли ряд новаторских архитектурных и строительных решений, которые были использованы при возведении Самарканда, столицы империи Тимуридов. Сегодня мавзолей является одним из самых значительных и хорошо сохранившихся сооружений той эпохи.
    Фотография № 06
    29.04.2013, 06:28
    Особенности мавзолейного комплекса
    Мемориальный комплекс Азрет-султан помимо самого мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави включает в себя множества других сооружений построенных рядом с ним в разные годы, а именно средневековую баню (монша), келья (хильвет) где жил Ясави после исполнения ему 63 лет, мавзолей правнучки Тамерлана и дочери астронома Улугбека Рабии — Султан Бегим, мавзолей казахского хана Есима, шильдехана и другие памятники старины, среди которых чудом сохранившийся подземный дом для размышлений Кумшик-ата. В целом весь комплекс объектов иногда именуется как «историко-культурная резервация».
    Фотография № 07
    29.04.2013, 06:30
    Мавзолей Ясави состоит из огромного, прямоугольного здания (46,5×65,5 метров) с порталами и куполами. Высота арочного портала 37,5 метров, высота главного купола 44 метра, диаметр 22 метра. Толщина внешних стен — почти 2 метра, стены центрального зала — 3 метра толщиной. Здание имеет огромный входной портал и множество куполов. Вокруг центрального зала расположено более чем 35 помещений. Дверь усыпальницы украшена прекрасной резьбой по слоновой кости и дереву.
    Мавзолей имеет один из самых больших кирпичных куполов в Центральной Азии. Купол для мусульман был символом единства и гостеприимства. Именно поэтому было уделено особое внимание размеру и внешности купола.
    Фотография № 08
    29.04.2013, 06:39
    Комплекс дворцов и храмов является одним из самых больших, возведённых в эпоху Тимуридов. Над входом в здание хорошо сохранилась надпись которая гласит: «Это святое место сооружено по велению властелина, любимого Аллахом, Эмира Тимура гурагана… — да продлит Аллах его повеления на века!»
    По своим масштабам мавзолей Ахмеда Ясави равен мечети Биби-Ханым в Самарканде (Узбекистан).
    Фотография № 09
    29.04.2013, 06:45
    Помещения мавзолея
    Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави состоит из восьми помещений различного характера, которые группируются вокруг центрального, самого большого в комплексе зала для тай казана (каз. казандыка): мавзолей, мечеть, большой и малый дворцовые залы (каз. аксарай), библиотека (каз. кiтапхана) и хозяйственный комплекс, в который входят колодезная (каз. кудукхана), столовая (каз. асхана), жилые и другие помещения.
    Фотография № 10
    29.04.2013, 06:53
    Казандык
    Казандык — помещение для тай казана. Это парадное помещение комплекса, квадратное в плане со сторонами, равными 18,2 м, покрыто самым большим из сохранившихся в Средней Азии сфероконическим куполом с одинарной оболочкой. По осям стен помещения устроены высокие стрельчатые ниши, декорированные ганчевыми сталактитами. Пропорции помещения, его высота (39 м), белизна стен в тусклом освещении создают атмосферу покоя, благоговения и торжественности.
    Фотография № 11
    29.04.2013, 07:04
    Усыпальница
    Усыпальница (каз. кабырхана) Ходжи Ахмеда Ясави — это квадратное (7,5х7,5) купольное помещение, с неглубокими, но широкими, в половину длины каждой стены, арочными нишами. В центре помещения надгробие (3,25х2х2,2 м), облицованное бледно-зелёным орнаментом. Паломники, как правило, сюда не допускались. Они совершали молитву у входа в усыпальницу.
    Фотография № 12
    29.04.2013, 07:14
    Малая мечеть
    Малая мечеть (место для молитв) — одно из самых интересных помещений комплекса по конструкции и декору. Крестообразное в плане, оно увенчано совершенно необыкновенным куполом, будто вырезанным из перламутра и установленным на сравнительно высоком барабане, в котором имеются световые проемы.
    Фотография № 13
    29.04.2013, 07:16
    Малый и большой дворцы
    Дворцы, большой и малый, представляют собой двусветные залы. В XVI—XVIII веках, когда в городе Туркестане находилась резиденция казахских ханов Старшего и Среднего жузов, они использовались как дворцовые помещения.
    Малый дворец — помещение, где на протяжении шестисот лет хоронили самых уважаемых людей. Всего здесь 43 надгробных камня. Самое старое захоронение 1431 года, самое последнее — 1917 года.
    Большой дворец — это уникальное дворцовое помещение первоначально предназначалось для сбора дервишей, собраний религиозных общин. В зале проводились дипломатические приёмы, военные переговоры, собрания феодальной знати. Здесь находятся ханское кресло и скипетр.
    На входе в помещение большого дворца можно увидеть надгробный камень известного казахского правителя Абылай хана, умершего в 1781 году.
    Фотография № 14
    29.04.2013, 07:35
    Библиотека
    Библиотека (каз. кiтапхана) примыкает к главному залу с запада, как бы уравновешивая в плане примыкающий с востока малый дворец. В этом зале размещалась библиотека древних рукописных книг, печатных изданий. Также здесь переписывались книги и велось делопроизводство.
    Столовая
    Столовая (каз. асхана), название зала связано с приготовлением особого ритуального кушанья для паломников. Еда готовилась в течение суток, готовили еду из пшеницы и баранины. Тут сохранились старинные печи, котёл, деревянная посуда.
    Колодезная
    Колодезная (каз. удукхана) — помещение с колодцем (каз. кудук), который, по одной версии был вырыт во время строительства комплекса, чтобы обеспечить строителей водой; по другой версии — во время сопротивления городского населения джунгарам, вторгшимся в пределы Казахского ханства в XVIII в. Воду из этого колодца считали священной, ею наполняли тай казан и раздавали паломникам в дни мусульманских праздников.
    Реликвии
    Одной из главных достопримечательностей этого мавзолея является тай казан — самая большая по всему восточному мусульманскому миру чаша для воды[5]. Она была, по преданиям, отлита из сплава семи металлов в селе Карнак, в 25 километрах от города Туркестана. Поверхность тайказана украшена тремя поясами рельефных надписей на фоне растительного орнамента. Верхняя гласит, что этот казан для воды — дар Тимура сооружению, воздвигнутому в память о Ходже Ахмеде Ясави. В средней слова: «Будь благословен», год изготовления казана — 1399 и имя мастера — Абдульгазиз ибн Шарафутдин из Тебриза. В нижней сказано: «Царство аллаху». Ручки котла имеют вид цветков лотоса и чередуются с круглыми выступами. С 1934 года эта чаша экспонировалась в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург, Россия) в Государственном Эрмитаже. В 1988 году усилиями казахстанского правительства тай казан был возвращен в мавзолей.
    В помещении «казандык» установлены светильники, некоторые из них до сих пор хранятся здесь, а два из них хранятся в Лувре и Эрмитаже. Среди них наибольшую художественную ценность представляет монументальный бронзовый светильник — также дар Тимура. Он украшен растительной орнаментацией, гравированными надписями и инкрустацией серебром и золотом. Надписи сообщают имя мастера — Изуддин ибн Таджундин и год изготовления — 1397.
    Фотография № 15
    29.04.2013, 07:41
    Легенды
    Как говорится в легенде, по распоряжению Тамерлана над могилой Ходжа Ахмеда Ясави началось строительство мечети (1338—1405). Все попытки возвести стены терпели неудачу, сильная буря сносила их, по другой версии появление зелёного быка, который все разрушал. Явившийся во сне Тимуру святой сказал, что сначала нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан-Баба, а затем над могилой Ходжи Ахмеда Ясави. Тимур так и сделал. Поэтому паломники первым посещают мавзолей Арыстан-Баба, а потом мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави.
    Фотография № 16
    29.04.2013, 07:42
    Предания называют Арыстан-Баба учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Ясави. Именно Ясави Арыстан-Баб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы. По легенде, Арыстан-Баб был сподвижником (Сахаба) пророка Мухаммада. Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан-Баб ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму».
    Согласно народным преданием и письменным источникам («Рисолаи Сарем-Исфижоб» и книга Куприлозада), Арыстан-Баб через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмеда Ясави и действительно передал ему косточку хурмы.
    Фотография № 17
    29.04.2013, 11:05
    См. отчёты о других путешествиях
    Все фотографии сняты и обработаны Ильёй Афанасьевым. © 2014. Все права защищены.
    Фотоистория подготовлена и свёрстана Ильёй Афанасьевым. © 2014. Все права защищены.
    При подготовке отчёта использована карта Google Earth.
    Справочная информация предоставлена сайтом Википедия.
    Курсы по постобработке и цветокоррекции фотографий от автора этой статьи. Приходите, будет интересно!

  3. 3
    Текст добавил: ДеВуШкА ДьЯвОлА

    [ Back ] [ Up ] [ Next ]
    Туркестан – 1500
    История города
    Яссы-Туркестана
    | Туркестан – столица
    Казахского ханства | Археологические
    памятники Туркестана
    История Туркестана в
    средневековых рукописях и письменных
    источниках
    Ходжа Ахмед Яссави: Жизнь
    и философское наследие | “Диван-иХикмет”
    |
    Вклад М.Е.Массона в
    изучение Мавзолея Ходжа Ахмеда Яссави
    Архитектурный комплекс Ходжи
    Ахмеда Ясави
    Архитектурный комплекс Ходжи
    Ахмеда Ясави (кон. XIV
    в.) – яркий образец архитектуры
    тимуридского времени, объединивший в
    своих стенах различные по функции
    помещения: джамаатхану, гурхану (усыпальницу),
    большой и малый аксараи, китапхану,
    асхану, кудукхану и многочисленные
    худжры. Из-за такого разнообразия
    функций здания ученые никак не могут
    прийти к единому мнению по поводу его
    названия, а потому называют его по-разному:
    мавзолей, мечеть, мемориальный
    комплекс, ханака. Каждое из названий
    характеризует лишь одну из функций
    этого грандиозного комплекса и не
    отражает всех служб и ритуалов,
    предусмотренных в нем. В последнее
    время в кругу специалистов его чаще
    всего называют “ханакой” –
    термином, которым принято называть
    странноприимные дома (монастыри)
    дервишей.

    Ханака сооружена по указанию
    эмира Тимура в 1399 г. на месте
    захоронения Ходжи Ахмеда Ясави,
    умершего в XII в. Официальная история Тимура
    “Книга побед” (“Зафар-наме”)
    связывает повествование о закладке
    здания с событиями конца 1397 г., когда
    Тимур торжественно совершил зиарат (поклонение)
    на могиле Ахмеда Ясави. Согласно “Книге
    побед”, именно во время пребывания в
    городе Ясы Тимур дал указание о
    создании здесь, на окраине его владений,
    грандиозного сооружения, достойного
    памяти Ходжи Ахмеда Ясави. Оно должно
    было возвеличить ислам, способствовать
    его дальнейшему распространению,
    облегчить правление обширным краем.

    Тимур сам
    определил основные размеры здания, в
    частности, диаметр большого купола
    должен был равняться 30 гязам (гяз – мера
    длины, равная 60,6 см). В указе Тимура
    содержались также рекомендации
    относительно некоторых декоративных
    деталей здания и его внутреннего
    убранства. Осуществление указа о
    сооружении возлагалось на Мауляну
    Убайдуллу Садра, ведавшего при эмире
    делами благотворительности. В
    специальной грамоте (вакуф-наме)
    перечислялись арыки и земли,
    отчужденные в пользу памятника. Доходы
    от этих владений и пожертвования
    верующих должны были использоваться на
    ремонт здания и содержание штата
    служителей. В их число входили
    проповедник, два чтеца Корана,
    управляющий имуществом, водонос,
    садовник и уборщик. Хорошо
    сохранившаяся надпись над входом в
    здание гласит: “Это святое место
    сооружено по велению властелина,
    любимого аллахом эмира Тимура Гургана…
    – да продлит аллах его повеления на века!”.

    Указания
    Тимура о строительстве исполнялись
    неукоснительно. По преданию, когда
    воздвигали мавзолей, от хумдана (кирпичного
    завода), находившегося в Сауране, были
    расставлены рабочие, которые из рук в
    руки передавали кирпич для
    строительства. В 1405 году Тимур умер, и
    работы на мавзолее Ахмеда Ясави
    прекратились. Незаконченными остались
    портальная часть (пештак) и отделка
    интерьеров некоторых помещений здания.

    Как было
    сказано в начале, ханака Ахмеда Ясави –
    многофункциональное сооружение,
    включающее целый ряд помещений:
    джамаатхану – зал для собраний,
    усыпальницу – место захоронения Ахмеда
    Ясави, мечеть, большой и малый аксараи –
    помещения для совещаний, диспутов;
    китабхану – комнату для переписи бумаг,
    хранения книг и документов; асхану –
    помещение, где приготовлялось
    ритуальное кушанье; кудукхану – комнату
    с колодцем; худжры – комнаты для
    служителей ханаки и паломников.
    Композиционно все помещения ханаки
    сгруппированы в прямоугольник
    размером около 50 ( 60 м и высотой 15 м.
    Купола и арки портала возвышаются до 38
    м.

    Главным
    помещением в архитектурной композиции
    постройки является усыпальница Ахмеда
    Ясави, расположенная в глубине здания.
    Над входом в усыпальницу сказано: “Повелел
    построить эту священную усыпальницу –
    “раудат” (дословно – сад шерифов)…
    амир Тимур Гурган…”. Термин “раудат”
    принят в переводах как “усыпальница”,
    хотя дословно с арабского языка он
    означает “сад”, что применительно
    к усыпальнице должно означать “райский
    сад”. Таким образом, усыпальница,
    предназначавшаяся для обитания духа
    похороненного здесь Ахмеда Ясави,
    названа райским садом. Соответственно
    и убранство этого помещения решено
    самым изысканным образом. Посреди
    крестообразного в плане зала
    установлено надгробие шейха,
    представляющее трехступенчатый подиум,
    облицованный плитами серпентинита (змеевика).
    Угловые гульдасты и карниз надгробия
    декорированы резьбой в виде жгутов и
    сталактитов. Надписей на надгробии нет.
    Помещение перекрыто двойным куполом,
    внутренним высотой 17 м и наружным около
    28 м. В основании стен на каменный резной
    цоколь поставлена панель из
    шестигранных зеленых плиток,
    расписанных золотом.

    В северо-западном
    углу здания расположена мечеть.
    Помещение перекрыто куполом, высоко
    поставленным на барабан, прорезанный
    световыми проемами. Мечеть –
    единственное помещение памятника, где
    сохранились фрагменты настенных
    росписей, выполненных голубыми
    красками и представляющих собой
    геометрические и растительные
    орнаменты, заключенные в пояски, рамы,
    картуши. Уникальным памятником
    мозаичного искусства является михраб
    мечети, выполненный в технике наборной
    глазурованной мозаики.

    Связывающее
    звено всех помещений – джамаатхана – это
    парадное помещение комплекса,
    квадратное в плане со сторонами,
    равными 18,2 метра, покрыто самым крупным
    из сохранившихся в Средней Азии
    сфероконическим куполом с одинарной
    оболочкой. Здесь проходили собрания и
    групповые радения (зикры) дервишей. В
    центре зала находится ритуальный казан
    (отсюда другое, более употребляемое
    название зала – казанлык), отлитый, по
    преданию, из сплава семи металлов.
    Казан – символ единения и
    гостеприимства. Диаметр его 2.2 метра,
    вес две тонны. Преувеличенные размеры
    казана продиктованы древними
    верованиями тюркских племен: край
    казана должен находиться на высоте рта
    человека, который к нему направляется.
    Поверхность казана украшена тремя
    поясами рельефных надписей на фоне
    растительного орнамента. Верхняя
    гласит, что этот казан для воды – дар
    Тимура сооружению, воздвигнутому в
    память о Ходже Ахмеде Ясави. В средней
    слова: “Будь благословен”, год
    изготовления казана – 1399 и имя мастера –
    Абдульгазиз ибн Шарафутдин из Тебриза.
    В нижней сказано: “Царство аллаху”.
    Ручки котла имеют вид цветков лотоса и
    чередуются с круглыми выступами.

    Благодаря полихромным
    глазурованным облицовкам, бирюзовой
    гамме, сплошь покрывающим фасады,
    здание выглядит нарядно. В основе
    декора лежит преимущественно
    эпиграфический орнамент. Все стены
    памятника заполнены текстами
    религиозного содержания, часто
    закомпанованными в геометрические
    сетки-гирихи. Тексты из Корана занимают
    места на подкупольных фризах, в
    обрамлении михраба и выполнены
    канонизированным почерком сульс; особо
    выделены на памятнике хадисы,
    использованные в оформлении оконных и
    дверных проемов. Ковровые заполнения
    стен со стилизацией букв содержат
    часто повторяемые богословские
    сентенции. Единственный фасад ханаки,
    оставшийся необлицованным, – это южный
    или главный фасад здания, решенный в
    виде гигантского портала.

    Туркестанская ханака – сложное
    инженерное сооружение. Большой массив
    здания с двухсветными залами, 2-х и даже
    3-ярусным расположением помещений
    предопределили весьма ответственные
    конструктивные решения. Основаниями
    памятника служат многослойные
    глиняные заливы глубиной до 1,5 м,
    одновременно служащие гидроизоляцией
    стен. Наиболее загруженные части
    памятника – пилоны портала, устои
    джамаатханы опираются на глинобитные
    фундаменты. Стены сложены из
    квадратного обожженного кирпича на
    ганчевом растворе (разновидность гипса).

    Ханака Ахмеда Ясави сыграла
    значительную роль в формировании
    туркестанского некрополя,
    сложившегося на месте
    раннесредневекового кладбища,
    представленного несколькими
    надмогильными постройками и
    мавзолеями с традиционной ориентацией
    их входов на юго-запад – в направлении
    на Мекку. Появление ханаки
    предопределило формирование здесь
    ханских захоронений. Так, в конце XV в. в Туркестане сооружается
    мавзолей Раби’и Султан Бегим – дочери
    знаменитого тимурида Улугбека, жены
    хана Абулхаира. Позже возле ханаки
    Ахмеда Ясави сооружались мавзолеи Есим-хана,
    Аблай-хана, Джангир-хана и др.
    Незначительная часть захоронений
    сделана в самой ханаке, однако уже в
    более позднее время. По мусульманским
    поверьям погребение около могилы
    святого сулило покровительство (заступничество)
    последнего в загробном мире, и желающих
    быть похороненными поближе к мавзолею
    было очень много.

    Ханака Ахмеда Ясави – одно из
    уникальных архитектурных сооружений
    на территории Казахстана. Научное
    обследование ханаки началось в конце XIX
    в., хотя описания постройки встречаются
    в разных источниках начиная с XV
    в. Первой научной экспедицией в город
    Туркестан (в 1905 г.) для изготовления
    чертежей памятника стала экспедиция
    Русского Комитета для изучения Средней
    и Восточной Азии, возглавляемая
    профессором Н. И. Веселовским. Начиная с
    1922 г., несколько комиссий участвовало в
    техническом осмотре постройки.
    Наиболее глубокие исследования
    памятника выполнены в 1952-1958 гг. (Б. Н.
    Засыпкин, Т. Ш. Карумидзе, Л. Ю.
    Маньковская, К. А. Шахурин), а также в
    1970-80 гг. (Б. Т. Туякбаева, А. Н. Проскурин).

  4. ?Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави, Южный Казахстан
    Казахстан – страна древней цивилизации. С незапамятных времен его жители, предки современных казахов, создавали свою уникальную и самобытную культуру.Некоторые выдающиеся памятники их культурного наследия сохранились в форме могильных холмов, крепостей, мавзолеев и даже целых городов.
    Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави в Туркестане (до XVI столетия городЯсси) в Южном Казахстане – уникальный памятник прошлого казахского народа.
    Город Ясси располагался на одной из ветвей Великого шелкового пути – торговой дороги между Даштикипчакской степью и оазисомСредней Азии – городами Хорезм, Ташкент, Бухара, Самарканд. Здесь всегда велась оживленная торговля: Китай экспортировал фарфор, Персия – шкуры тигров, золотые и серебряные изделия, Византия – все виды тканей.Караваны увозили в Россию цветное Туркестанское стекло, тончайший шелк, семена хлопчатника. Ежедневно Туркестан посещали караваны из 500 верблюдов. В XV – X столетиях Туркестан был местом жительстваказахских ханов.
    В своих проповедях Ходжа Ахмед Яссави убеждал людей быть честными, учил презирать жадность и алчность. Его поэмы обладали большой популярностью, их учили наизусть и распевали далеко за пределамиДаштикипчака. Известность поэта росла из года в год. Поэмы Яссави вошли в мировое культурное наследие народов Центральной Азии.
    По преданию, Яссави был последователем пророка Мухаммеда. И достигнув шестидесятитрех лет, возраст, в котором пророк умер, Яссави стал добровольным затворником в подземелье мечети, где и провел остаток жизни молитвах и проповедях.
    Он умер в 1166 (67) и был похоронен с большой честьюв маленьком мавзолее, который впоследствии стал местом массового паломничества для мусульман всего мира. Посещение этого мавзолея три раза приравнивалось Хаджу к Мекке.
    Существующий сегодня мавзолейбыл установлен спустя 233 года после его смерти по приказу Тамерлана.
    В 1389, 1391, 1394, 1395 в многочисленных кровавых сражениях Тамерлан разрушил Золотую Орду и…

  5. Город Туркестан является одним из древнейших городов на Великом шелковом пути. Он был духовно-политическим центром тюркоязычных народов и древнейшей столицей казахских ханов.
    По народному поверью, дорога паломника, посетившего Туркестан, обязательно должна лежать через мавзолей, возведенный над могилой Ходжа Ахмеда Яссауи — известного суфия, поэта, философа и духовного наставника тюркских народов.
    Ходжа Ахмед Яссауи умер в 1167 году и был похоронен с большими почестями в сооруженном для него небольшом мавзолее, который впоследствии стал местом массового паломничества и поклонения мусульман. Кстати, его трехкратное посещение приравнивалось к хаджу в Мекку.
    Хан Тимур (Тамерлан), защитник ислама, очарованный учением Яссауи и его гуманизмом, в конце XIV века, спустя 233 года после смерти Ходжа Ахмеда, приказал построить новый мавзолей. Строительство осуществлялось под непосредственным руководством Тимура: указания строителям, зодчим, мастерам он отдавал лично. Гениальный стратег и полководец своего времени, жесткий военачальник, не проигравший ни одной битвы, защитник ислама, родоначальник империи Тимуридов и строитель многих дошедших до наших дней памятников архитектуры, он также прекрасно понимал, что этим мирным деянием укрепляет свой авторитет и власть.
    Здесь, в ханаке (суфийском храме), воздвигнутой по приказу Тимура, в XV—XVI веках действует ставка казахских ханов. В Туркестане ханы принимали посланников из разных государств, в том числе из России и Китая. Здесь высшая казахская знать проводит собрания по решению важнейших государственных вопросов — курултаи, на которые собираются самые влиятельные лица Великой степи. Туркестан был не только духовным, но и политическим центром казахской земли. Ханы, восходившие на престол, в стенах мавзолея давали клятву верности своему народу, здесь же их потом и хоронили. Мавзолей стал пантеоном казахской знати: здесь покоится прах Абылай-хана, Богенбай батыра и многих других великих ханов, батыров и полководцев.
    Сейчас, учитывая огромные размеры мавзолея, его архитектурную сложность и монументальность, и зная, что он является одним из самых больших исторических памятников Средней Азии, можно лишь поражаться тому короткому сроку, за который он был создан, — не более десяти лет. Мавзолей строили по самым передовым технологиям того времени. Работа средневековых зодчих, не имевших привычных для нас современных строительных инструментов и техники, не может не вызывать восхищения. На подходе к мавзолею нас встретят оборонительные сооружения комплекса, крепостная стена, вал и курганы, большая часть которых была восстановлена реставраторами в 1976 году. Первоначально эта стена была воздвигнута в XIX веке по приказу кокандского хана. Благодаря ей мавзолей превратился в настоящую крепость.
    Мавзолей Яссауи — удивительный комплекс дворцов и храмов из 30 различных комнат и залов. Внешний диаметр главного купола — более 40 м, окружность — 130 м, высота минаретов — 12 м. Высота центрального зала — более 37 метров. Не каждый вошедший сюда через арку грандиозного портала — пештака, сразу сможет почувствовать гармонию и монументальность. Необходимо какое-то время, чтобы осознать удивительную атмосферу внутри мавзолея, привыкнуть к его мощной энергетике. Гулкое эхо разносит звуки шагов посетителей, мягкий свет проникает через забранные деревянной решеткой окна, расположенные у самого свода внутреннего кирпичного купола, самого большого из сохранившихся в Казахстане и Средней Азии: его диаметр — около 18 метров. Лабиринт переплетенных переходов, вечный полумрак комнат, прохлада стен — все это создает мистическую атмосферу.
    Центральный зал, казанлык, называется так потому, что здесь стоит бронзовый котел – казан емкостью 60 ведер и весом 2 тонны. Когда-то его наполняли сладкой водой, которую раздавали верующим после пятничной молитвы. Если верить преданиям, то этот огромный казан, который был для древних тюрков символом единения, творил чудеса. Говорят, что если помещенный в него жертвенный баран принимался Аллахом, то его мясом можно было наполнить котел-великан до краев и накормить всех прихожан!
    Пройдя через казанлык, вы увидите величественную резную дверь, которая ведет в усыпальницу Ходжа Ахмеда Яссауи. Дверь перекрывает огромное увесистое древко знамени Тимура высотой порядка 5 метров. Сложно поверить, что один человек мог поднимать и нести его: знамя должны были видеть многочисленные ряды конницы грозного воителя. Впечатляют медные подсвечники и оригинальные деревянные массивные двери с серебряной инкрустацией, когда-то охранявшие вход в мавзолей. Помимо центрального зала и усыпальницы Яссауи под куполами мавзолея есть другие помещения, в которые ведут двухэтажные коридоры. Через них можно попасть в Ак-Сарай — место, где когда-то собирались казахские ханы на курултаи для решения государственных дел, приема послов и просителей. Здесь же, в мавзолее, находятся мечеть и ха-лимхана — место, где когда-то готовили ритуальную пишу, а в стенных нишах стояли на огне казаны с похлебкой. Мавзолей под своей крышей раньше хранил библиотеку — кытабхану, где хранилась большая коллекция книг, а также выступал в качестве школы — медресе. Здесь же находится средневековая баня, которая использовалась по прямому назначению вплоть до 1975 года. Витиеватые каменные коридоры с низкими потолками ведут в парильни, где до сих пор хранятся старинные медные тазы и кувшины.
    Такая уникальная многофункциональность – свидетельство прогрессивности мавзолея. Во времена Тимура все вошедшие в единый ансамбль Мавзолея Яссауи сооружения задумывались и воплощались раздельно.
    Внутренние стены центрального зала и мечети покрыты голубой плиткой и украшены мозаичными розетками-медальонами. Большая часть этого великолепия — дело рук современных реставраторов, которые попытались раскрыть секрет узора. Пытливый взгляд сможет обнаружить здесь и оригинальные старинные плитки — не такие яркие и гладкие, как новые, но их оцарапанная, выщербленная поверхность хранит частичку души средневековых зодчих, создавших эти шедевры. Наружные стены мавзолея расписаны орнаментированной вязью, на каменных плитах — майоликовые вставки. Надписи голубого цвета содержат хвалу Всевышнему и пророку Мухаммеду.
    На территории комплекса находится подземная келья, сооруженная еще при жизни Ходжа Ахмеда Яссауи. Здесь, пол землей, собирались проповедники и дервиши и, сидя на циновках и кошмах, при свете мерцающих огней возносили свои молитвы. Глубоко под землю уходят таинственные ходы, здесь царят мрак и сырость, и именно здесь приходишь к осознанию святости этих людей, ибо жизнь, проводимая в постоянных молитвах и ночных бдениях, была пол силу только сильным духом.
    Не так давно Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи включен в список всемирного наследия. Он стал первым историческим памятником Республики Казахстан в перечне величайших творении человечества. Времена, когда Туркестан был политическим и культурным центром Казахстана, — в далеком прошлом.Но даже сегодня этот город может претендовать на особое место в вашей душе, благодаря тому, что он, как и прежде, является духовным сердцем страны.
    Ссылка на источник: http://www.kazakh.ru/news/articles/?a=846

  6. ?Аксиологический анализ мавзолея Ходжа Ахмеда Яссави
    Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — (каз. ?ожа Ахмет Ясауи кесенесі) мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городеТуркестане в Южно-Казахстанской области Казахстана. Является центральным объектом на территории историко-культурного музея-заповдника «Азрет-султан». Одно из главных мест поклонения мусульманрегиона.
    Мавзолея Ходжа Ахмеда Яссауи – непревзойденный шедевр средневековой архитектуры и удивительного комплекса дворцов и храмов. Изящная обстановка хранилища и красочная черепичная мозаика захватываютвоображение.
    Туркестан стал известным благодаря проповедованию самого известного суфия-шейха, выдающегося поэта и гуманиста Ходжы Ахмеда Яссауи, названного Хазрет-султаном. Тогда город был известен как Яссы. Понародному поверью, дорога паломника, посетившего Туркестан, обязательно должна лежать через мавзолей, возведенный над могилой Ходжа Ахмеда Яссауи — известного суфия, поэта, философа и духовного наставникатюркских народов.
    Теологическая школа, основанная Яссауи, привлекла тех, кто жаждут знания, из соседних городов и отдаленных степей Казахстана. Город стал самым существенным центром просвещения в Казахстане.Мемориальный комплекс, который появился на могиле Яссауи, превратился в наиболее посещаемые храмы в Средней Азии.
    В конце XIV Туркестан приобрел уникальное сооружение – большой комплекс помещений,сосредоточенных вокруг Мавзолея Ходжы Ахмеда, построенный Великим Тимуром.
    В мусульманском мире Мавзолей Ходжи Ахмеда считается как вторая Мекка.
    История строительства
    Современный мавзолей был построен наместе погребения суфийскогопоэта Ходжи Ахмеда Ясави имевшего большой авторитет среди мусульман региона и оказавшего значительное влияние на ислам в Средней Азии. Он умер в 1166 и был похоронен сбольшой честью в маленьком мавзолее.
    Ныне существующий мавзолей был возведен спустя 233 года после его смерти по приказу Тамерлана. В 1395 году Тамерлан нанес поражение…

  7. Туркестан с полным основанием можно назвать главным культовым местом Казахстана, вовлеченным в мировую паломническую сеть. Его с одинаковым благоговением посещают и казахи (как древнюю столицу своих ханов), и жители Средней Азии (особенно приверженцы суфизма и почитатели Ахмеда Ясави), и граждане далекой Турции (считающие эти места «родиной отцов»), и все, кого в той или иной мере волнует прошлое, как таковое.
    Личность: роль и культ
    Роль личности в историческом процессе, так живо волновавшая русскую литературу и советскую педагогику, тут, в Туркестане, не вызывает никаких сомнений. Не будь в местной истории личности Ходжи Ахмеда, не быть бы и этой истории.
    Прижизненная судьба популярного суфийского шейха создавала вокруг Ахмеда Ясави ореол святости и особой озаренности, близостью к Богу. Его посмертная судьба – яркий пример традиционного во всех религиях канонического мифотворчества. Магическая тяга погрязшего в грехах человечества к чистому и светлому, – желание приобщиться к высшему через близость к святому, и въехать в рай на чужом авторитете, – выразилась тут со всей очевидностью.
    Ранее, когда общественность еще не знала об истинном возрасте города, высказывалось предположение, что началом ему послужила именно дервишеская община («селение суфиев»), возникшая при могиле почившего Учителя. И, как это часто бывает, к наиболее белому и светлому в истории неодолимо тянется наиболее темное и мрачное. (От сего-то общая тональность истории в основном серая.) Пример соседства Тимура Хромого и Ахмеда Святого в общечеловеческой истории, отнюдь не уникален. Но для Туркестана эта связь фундаментальна. Не будь предмогильного страха всесильного диктатора (и патологического садиста) перед «кровавыми мальчиками» и суетного желания подстраховаться пред скорым судом Всевышнего – не было бы, в конце концов, удивительного человеческого творения, мавзолея Ахмеда Ясави.
    Негры на строительстве
    История строительства культового комплекса Ходжи Ахмеда Ясави сохранилась лишь в официальном отчете, созданном на основе бодрых рапортичек со стройплощадки. Нереальные сроки, установленные грозным заказчиком (Железным Хромцом!), оказались однако вполне по плечу чудо-строителям, собранным на объект со всех завоеванных Тимуром стран. И удивительно, если бы было по-другому. Подвергнуться недовольству железного начальника и при этом остаться лишь без работы – вот то сокровенное, о чем могли мечтать тимуровы работники. Все знали и помнили случай с главными прорабами главной стройки столицы – соборной мечети Самарканда. Разгневанный патрон, лишил их не только должностей, но и ненужных более голов.
    Куда более интересная и захватывающая – неофициальная история появления над Степью колоссального памятника достославному Ходже. Напомню, что севернее, до самого Ледовитого океана, за Уралом ничего подобного туркестанскому раритету никогда не встречалось. От того-то и опутано его явление таким количеством легенд и домыслов, от которых волевой акт самаркандского самодержца облекается в форму чего-то волшебного – и джино-достойного и тыще-одноночного.
    Говорят, к примеру, что кирпичи для строительства производились не на месте, а за тридцать верст – в хумданах (кирпичных заводах) Саурана. А для транспортировки использовали живой человеческий транспортер, по которому и доставляли стройматериал на объект. Передавая из рук в руки.
    Для такого процесса, понятно, людской силы нужно было иметь немеряно. Потому-то, предвосхищая изобретательность американских плантаторов, на строительство в Ясы, прямиком из Африки, привезли лучшую бесплатную рабочую силу. В виде негров-рабов.
    Поговаривают и о том, что для перевозки камней использовались и еще другие, не менее экзотические импортные грузовые средства. Индийские слоны, которые после набега на Индию широко использовались на стройплощадках Самарканда.
    А еще говорят о том, что где-то под землей, параллельно, шло рытье многокилометровых подземных ходов. Якобы, такое средневековое «метро» было прокопано от Туркестана, до берегов Сырдарьи и самого Отрара.
    Биография достройки (краткий курс)
    Сколько успели построить при Тамерлане – толком не знает никто. Есть мнение, что примерно половину того, что мы имеем сегодня. Якобы, та четкая граница, которая разделяет минареты пополам и есть высота, достигнутая при Тимуре. Во всяком случае, портал, большой купол и внутреннюю отделку помещений к моменту смерти Железного Хромца (1405 год) так и не закончили.
    Наибольший вклад по завершению здания принадлежит бухарскому правителю Абдуллахану (1538 –1598 годы). Именно после этого оно в основном приняло тот облик, с которым знакомы мы. Есть легенда, что после достройки портальной арки, на самом верху, под «замком», был укреплен медный шар с золотом. Таким образом, Абдулла, не очень доверяя строителям, подстраховался на тот случай, если арка рухнет, и срочно понадобятся средства на ее восстановление.
    Свою лепту во внутреннюю перепланировку внесли и казахские ханы, во времена которых здание исполняло роль и дворца, и верховного совета и конгресс-холла. С малоприметного балкона в середине портальной ниши, куда выходили внутренние дворцовые покои, властители обозревали войска, общались с народом и произносили программные речи.
    Последний штрих в строительстве – кокандский. Воинственные зубцы, венчающие недостроенные минареты, свидетели тех времен, когда всё здание было частью крепости. Отсюда велось наблюдение за окрестными степями. Отсюда стреляли пушки по осаждавшему Туркестан противнику.
    Первые деньги на капитальный ремонт были выделены из царской казны почти сразу после вхождения Туркестана в состав Российской империи. От тех ремонтов сохранились «царские контрфорсы», построенные дабы уберечь стены от «расползания».
    А далее началась длительная и полная драматизма советская эпоха реставрации. Памятник к этому времени «врос» в землю более чем на два метра. Говорят, что денег выделенных в разное время на реставрационные работы, хватило бы на возведение точно такого же нового здания. Но к окончанию советской власти работы закончены так и не были.
    А потом пришли турки, и к юбилею города мемориал Ахмеда Ясави засиял как новенький!
    Но портальная часть памятника не будет завершена никогда. Такова уж историческая судьба. Об этой незавершенке и сегодня напоминают старые белесые бревна, торчащие из стен под аркой – это остов исторических строительных лесов. Но, кто видел вычурные изразцовые порталы медересе и мечетей Средней Азии, тот может представить себе, как бы великолепно и празднично все это выглядело под глазурью облицовки. Проживи Тимур немного долее и, как знать, сегодня бы мы любовались совершенно иным творением…

  8. Архитектурный комплекс Ходжи Ахмеда Ясави
    Архитектурный комплекс Ходжи Ахмеда Ясави (кон. XIV в.) – яркий образец архитектуры тимуридского времени, объединивший в своих стенах различные по функции помещения: джамаатхану, гурхану (усыпальницу), большой и малый аксараи, китапхану, асхану, кудукхану и многочисленные худжры. Из-за такого разнообразия функций здания ученые никак не могут прийти к единому мнению по поводу его названия, а потому называют его по-разному: мавзолей, мечеть, мемориальный комплекс, ханака. Каждое из названий характеризует лишь одну из функций этого грандиозного комплекса и не отражает всех служб и ритуалов, предусмотренных в нем. В последнее время в кругу специалистов его чаще всего называют «ханакой» – термином, которым принято называть странноприимные дома (монастыри) дервишей.
    Ханака сооружена по указанию эмира Тимура в 1399 г. на месте захоронения Ходжи Ахмеда Ясави, умершего в XII в. Официальная история Тимура «Книга побед» («Зафар-наме») связывает повествование о закладке здания с событиями конца 1397 г., когда Тимур торжественно совершил зиарат (поклонение) на могиле Ахмеда Ясави. Согласно «Книге побед», именно во время пребывания в городе Ясы Тимур дал указание о создании здесь, на окраине его владений, грандиозного сооружения, достойного памяти Ходжи Ахмеда Ясави. Оно должно было возвеличить ислам, способствовать его дальнейшему распространению, облегчить правление обширным краем.
    Тимур сам определил основные размеры здания, в частности, диаметр большого купола должен был равняться 30 гязам (гяз – мера длины, равная 60,6 см). В указе Тимура содержались также рекомендации относительно некоторых декоративных деталей здания и его внутреннего убранства. Осуществление указа о сооружении возлагалось на Мауляну Убайдуллу Садра, ведавшего при эмире делами благотворительности. В специальной грамоте (вакуф-наме) перечислялись арыки и земли, отчужденные в пользу памятника. Доходы от этих владений и пожертвования верующих должны были использоваться на ремонт здания и содержание штата служителей. В их число входили проповедник, два чтеца Корана, управляющий имуществом, водонос, садовник и уборщик. Хорошо сохранившаяся надпись над входом в здание гласит: «Это святое место сооружено по велению властелина, любимого аллахом эмира Тимура Гургана… – да продлит аллах его повеления на века!».
    Указания Тимура о строительстве исполнялись неукоснительно. По преданию, когда воздвигали мавзолей, от хумдана (кирпичного завода), находившегося в Сауране, были расставлены рабочие, которые из рук в руки передавали кирпич для строительства. В 1405 году Тимур умер, и работы на мавзолее Ахмеда Ясави прекратились. Незаконченными остались портальная часть (пештак) и отделка интерьеров некоторых помещений здания.
    Как было сказано в начале, ханака Ахмеда Ясави – многофункциональное сооружение, включающее целый ряд помещений: джамаатхану – зал для собраний, усыпальницу – место захоронения Ахмеда Ясави, мечеть, большой и малый аксараи – помещения для совещаний, диспутов; китабхану – комнату для переписи бумаг, хранения книг и документов; асхану – помещение, где приготовлялось ритуальное кушанье; кудукхану – комнату с колодцем; худжры – комнаты для служителей ханаки и паломников. Композиционно все помещения ханаки сгруппированы в прямоугольник размером около 50 ( 60 м и высотой 15 м. Купола и арки портала возвышаются до 38 м.
    Главным помещением в архитектурной композиции постройки является усыпальница Ахмеда Ясави, расположенная в глубине здания. Над входом в усыпальницу сказано: «Повелел построить эту священную усыпальницу – «раудат» (дословно – сад шерифов)… амир Тимур Гурган…». Термин «раудат» принят в переводах как «усыпальница», хотя дословно с арабского языка он означает «сад», что применительно к усыпальнице должно означать «райский сад». Таким образом, усыпальница, предназначавшаяся для обитания духа похороненного здесь Ахмеда Ясави, названа райским садом. Соответственно и убранство этого помещения решено самым изысканным образом. Посреди крестообразного в плане зала установлено надгробие шейха, представляющее трехступенчатый подиум, облицованный плитами серпентинита (змеевика). Угловые гульдасты и карниз надгробия декорированы резьбой в виде жгутов и сталактитов. Надписей на надгробии нет. Помещение перекрыто двойным куполом, внутренним высотой 17 м и наружным около 28 м. В основании стен на каменный резной цоколь поставлена панель из шестигранных зеленых плиток, расписанных золотом.
    В северо-западном углу здания расположена мечеть. Помещение перекрыто куполом, высоко поставленным на барабан, прорезанный световыми проемами. Мечеть – единственное помещение памятника, где сохранились фрагменты настенных росписей, выполненных голубыми красками и представляющих собой геометрические и растительные орнаменты, заключенные в пояски, рамы, картуши. Уникальным памятником мозаичного искусства является михраб мечети, выполненный в технике наборной глазурованной мозаики.
    Связывающее звено всех помещений – джамаатхана – это парадное помещение комплекса, квадратное в плане со сторонами, равными 18,2 метра, покрыто самым крупным из сохранившихся в Средней Азии сфероконическим куполом с одинарной оболочкой. Здесь проходили собрания и групповые радения (зикры) дервишей. В центре зала находится ритуальный казан (отсюда другое, более употребляемое название зала – казанлык), отлитый, по преданию, из сплава семи металлов. Казан – символ единения и гостеприимства. Диаметр его 2.2 метра, вес две тонны. Преувеличенные размеры казана продиктованы древними верованиями тюркских племен: край казана должен находиться на высоте рта человека, который к нему направляется. Поверхность казана украшена тремя поясами рельефных надписей на фоне растительного орнамента. Верхняя гласит, что этот казан для воды – дар Тимура сооружению, воздвигнутому в память о Ходже Ахмеде Ясави. В средней слова: «Будь благословен», год изготовления казана – 1399 и имя мастера – Абдульгазиз ибн Шарафутдин из Тебриза. В нижней сказано: «Царство аллаху». Ручки котла имеют вид цветков лотоса и чередуются с круглыми выступами.
    Благодаря полихромным глазурованным облицовкам, бирюзовой гамме, сплошь покрывающим фасады, здание выглядит нарядно. В основе декора лежит преимущественно эпиграфический орнамент. Все стены памятника заполнены текстами религиозного содержания, часто закомпанованными в геометрические сетки-гирихи. Тексты из Корана занимают места на подкупольных фризах, в обрамлении михраба и выполнены канонизированным почерком сульс; особо выделены на памятнике хадисы, использованные в оформлении оконных и дверных проемов. Ковровые заполнения стен со стилизацией букв содержат часто повторяемые богословские сентенции. Единственный фасад ханаки, оставшийся необлицованным, – это южный или главный фасад здания, решенный в виде гигантского портала.
    Туркестанская ханака – сложное инженерное сооружение. Большой массив здания с двухсветными залами, 2-х и даже 3-ярусным расположением помещений предопределили весьма ответственные конструктивные решения. Основаниями памятника служат многослойные глиняные заливы глубиной до 1,5 м, одновременно служащие гидроизоляцией стен. Наиболее загруженные части памятника – пилоны портала, устои джамаатханы опираются на глинобитные фундаменты. Стены сложены из квадратного обожженного кирпича на ганчевом растворе (разновидность гипса).
    Ханака Ахмеда Ясави сыграла значительную роль в формировании туркестанского некрополя, сложившегося на месте раннесредневекового кладбища, представленного несколькими надмогильными постройками и мавзолеями с традиционной ориентацией их входов на юго-запад – в направлении на Мекку. Появление ханаки предопределило формирование здесь ханских захоронений. Так, в конце XV в. в Туркестане сооружается мавзолей Раби’и Султан Бегим – дочери знаменитого тимурида Улугбека, жены хана Абулхаира. Позже возле ханаки Ахмеда Ясави сооружались мавзолеи Есим-хана, Аблай-хана, Джангир-хана и др. Незначительная часть захоронений сделана в самой ханаке, однако уже в более позднее время. По мусульманским поверьям погребение около могилы святого сулило покровительство (заступничество) последнего в загробном мире, и желающих быть похороненными поближе к мавзолею было очень много.
    Ханака Ахмеда Ясави – одно из уникальных архитектурных сооружений на территории Казахстана. Научное обследование ханаки началось в конце XIX в., хотя описания постройки встречаются в разных источниках начиная с XV в. Первой научной экспедицией в город Туркестан (в 1905 г.) для изготовления чертежей памятника стала экспедиция Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии, возглавляемая профессором Н. И. Веселовским. Начиная с 1922 г., несколько комиссий участвовало в техническом осмотре постройки. Наиболее глубокие исследования памятника выполнены в 1952-1958 гг. (Б. Н. Засыпкин, Т. Ш. Карумидзе, Л. Ю. Маньковская, К. А. Шахурин), а также в 1970-80 гг. (Б. Т. Туякбаева, А. Н. Проскурин).
    Источник

  9. Казахстан – страна древней цивилизации. С незапамятных времен его жители, предки современных казахов, создавали свою уникальную и самобытную культуру. Некоторые выдающиеся памятники их культурного наследия «выжили» в форме могильных холмов, крепостей, мавзолеев и даже целых городов.
    Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави в Туркестане (до XVI столетий город Ясси) в Южном Казахстане – уникальный памятник прошлого казахского народа.
    Архитектурный комплекс Ходжи Ахмеда Ясави (кон. XIV в.) — яркий образец архитектуры тимуридского времени, объединивший в своих стенах различные по функции помещения: джамаатхану, гурхану (усыпальницу), большой и малый аксараи, китапхану, асхану, кудукхану и многочисленные худжры. Из-за такого разнообразия функций здания ученые никак не могут прийти к единому мнению по поводу его названия, а потому называют его по-разному: мавзолей, мечеть, мемориальный комплекс, ханака. Каждое из названий характеризует лишь одну из функций этого грандиозного комплекса и не отражает всех служб и ритуалов, предусмотренных в нем. В последнее время в кругу специалистов его чаще всего называют «ханакой» — термином, которым принято называть странноприимные дома (монастыри) дервишей.
    Ханака сооружена по указанию эмира Тимура в 1399 г. на месте захоронения Ходжи Ахмеда Ясави, умершего в XII в. Официальная история Тимура «Книга побед» («Зафар-наме») связывает повествование о закладке здания с событиями конца 1397 г., когда Тимур торжественно совершил зиарат (поклонение) на могиле Ахмеда Ясави. Согласно «Книге побед», именно во время пребывания в городе Ясы Тимур дал указание о создании здесь, на окраине его владений, грандиозного сооружения, достойного памяти Ходжи Ахмеда Ясави. Оно должно было возвеличить ислам, способствовать его дальнейшему распространению, облегчить правление обширным краем.
    Тимур сам определил основные размеры здания, в частности, диаметр большого купола должен был равняться 30 гязам (гяз — мера длины, равная 60,6 см). В указе Тимура содержались также рекомендации относительно некоторых декоративных деталей здания и его внутреннего убранства. Осуществление указа о сооружении возлагалось на Мауляну Убайдуллу Садра, ведавшего при эмире делами благотворительности. В специальной грамоте (вакуф-наме) перечислялись арыки и земли, отчужденные в пользу памятника. Доходы от этих владений и пожертвования верующих должны были использоваться на ремонт здания и содержание штата служителей. В их число входили проповедник, два чтеца Корана, управляющий имуществом, водонос, садовник и уборщик. Хорошо сохранившаяся надпись над входом в здание гласит: «Это святое место сооружено по велению властелина, любимого аллахом эмира Тимура Гургана… — да продлит аллах его повеления на века!».
    Указания Тимура о строительстве исполнялись неукоснительно. По преданию, когда воздвигали мавзолей, от хумдана (кирпичного завода), находившегося в Сауране, были расставлены рабочие, которые из рук в руки передавали
    кирпич для строительства. В 1405 году Тимур умер, и работы на мавзолее Ахмеда Ясави прекратились. Незаконченными остались портальная часть (пештак) и отделка интерьеров некоторых помещений здания.
    Как было сказано в начале, ханака Ахмеда Ясави — многофункциональное сооружение, включающее целый ряд помещений: джамаатхану — зал для собраний, усыпальницу — место захоронения Ахмеда Ясави, мечеть, большой и малый аксараи — помещения для совещаний, диспутов; китабхану — комнату для переписи бумаг, хранения книг и документов; асхану — помещение, где приготовлялось ритуальное кушанье; кудукхану — комнату с колодцем; худжры — комнаты для служителей ханаки и паломников. Композиционно все помещения ханаки сгруппированы в прямоугольник размером около 50 ( 60 м и высотой 15 м. Купола и арки портала возвышаются до 38 м.
    Главным помещением в архитектурной композиции постройки является усыпальница Ахмеда Ясави, расположенная в глубине здания. Над входом в усыпальницу сказано: «Повелел построить эту священную усыпальницу — „раудат“ (дословно — сад шерифов)… амир Тимур Гурган…». Термин «раудат» принят в переводах как «усыпальница», хотя дословно с арабского языка он означает «сад», что применительно к усыпальнице должно означать «райский сад». Таким образом, усыпальница, предназначавшаяся для обитания духа похороненного здесь Ахмеда Ясави, названа райским садом. Соответственно и убранство этого помещения решено самым изысканным образом. Посреди крестообразного в плане зала установлено надгробие ше
    йха, представляющее трехступенчатый подиум, облицованный плитами серпентинита (змеевика). Угловые гульдасты и карниз надгробия декорированы резьбой в виде жгутов и сталактитов. Надписей на надгробии нет. Помещение перекрыто двойным куполом, внутренним высотой 17 м и наружным около 28 м. В основании стен на каменный резной цоколь поставлена панель из шестигранных зеленых плиток, расписанных золотом.
    В северо-западном углу здания расположена мечеть. Помещение перекрыто куполом, высоко поставленным на барабан, прорезанный световыми проемами. Мечеть — единственное помещение памятника, где сохранились фрагменты настенных росписей, выполненных голубыми красками и представляющих собой геометрические и растительные орнаменты, заключенные в пояски, рамы, картуши. Уникальным памятником мозаичного искусства является михраб мечети, выполненный в технике наборной глазурованной мозаики.
    Связывающее звено всех помещений — джамаатхана — это парадное помещение комплекса, квадратное в плане со сторонами, равными 18,2 метра, покрыто самым крупным из сохранившихся в Средней Азии сфероконическим куполом с одинарной оболочкой. Здесь проходили собрания и групповые радения (зикры) дервишей.
    В центре зала находится ритуальный казан (отсюда другое, более употребляемое название зала — казанлык), отлитый, по преданию, из сплава семи металлов. Казан — символ единения и гостеприимства. Диаметр его 2.2 метра, вес две тонны. Преувеличенные размеры казана продиктованы древними верованиями тюркских племен: край казана должен находиться на высоте рта человека, который к нему направляется. Поверхность казана украшена тремя поясами рельефных надписей на фоне растительного орнамента. Верхняя гласит, что этот казан для воды — дар Тимура сооружению, воздвигнутому в память о Ходже Ахмеде Ясави. В средней слова: «Будь благословен», год изготовления казана — 1399 и имя мастера — Абдульгазиз ибн Шарафутдин из Тебриза. В нижней сказано: «Царство аллаху». Ручки котла имеют вид цветков лотоса и чередуются с круглыми выступами.
    Благодаря полихромным глазурованным облицовкам, бирюзовой гамме, сплошь покрывающим фасады, здание выглядит нарядно. В основе декора лежит преимущественно эпиграфический орнамент. Все стены памятника заполнены текстами религиозного содержания, часто закомпанованными в геометрические сетки-гирихи. Тексты из Корана занимают места на подкупольных фризах, в обрамлении михраба и выполнены канонизированным почерком сульс; особо выделены на памятнике хадисы, использованные в оформлении оконных и дверных проемов. Ковровые заполнения стен со стилизацией букв содержат часто повторяемые богословские сентенции. Единственный фасад ханаки, оставшийся необлицованным, — это южный или главный фасад здания, решенный в виде гигантского портала.
    Туркестанская ханака — сложное инженерное сооружение. Большой массив здания с двухсветными залами, 2-х и даже 3-ярусным расположением помещений предопределили весьма ответственные конструктивные решения. Основаниями памятника служат многослойные глиняные заливы глубиной до 1,5 м, одновременно служащие гидроизоляцией стен. Наиболее загруженные части памятника — пилоны портала, устои джамаатханы опираются на глинобитные фундаменты. Стены сложены из квадратного обожженного кирпича на ганчевом растворе (разновидность гипса).
    Ханака Ахмеда Ясави сыграла значительную роль в формировании туркестанского некрополя, сложившегося на месте раннесредневекового кладбища, представленного несколькими надмогильными постройками и мавзолеями с традиционной ориентацией их входов на юго-запад — в направлении на Мекку. Появление ханаки предопределило формирование здесь ханских захоронений. Так, в конце XV в. в Туркестане сооружается мавзолей Раби’и Султан Бегим — дочери знаменитого тимурида Улугбека, жены хана Абулхаира. Позже возле ханаки Ахмеда Ясави сооружались мавзолеи Есим-хана, Аблай-хана, Джангир-хана и др. Незначительная часть захоронений сделана в самой ханаке, однако уже в более позднее время. По мусульманским поверьям погребение около могилы святого сулило покровительство (заступничество) последнего в загробном мире, и желающих быть похороненными поближе к мавзолею было очень много.
    Ханака Ахмеда Ясави — одно из уникальных архитектурных сооружений
    на территории Казахстана. Научное обследование ханаки началось в конце XIX в., хотя описания постройки встречаются в разных источниках начиная с XV в. Первой научной экспедицией в город Туркестан (в 1905 г.) для изгот
    овления чертежей памятника стала экспедиция Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии, возглавляемая профессором Н. И. Веселовским. Начиная с 1922 г., несколько комиссий участвовало в техническом осмотре постройки. Наиболее глубокие исследования памятника выполнены в 1952—1958 гг. (Б. Н. Засыпкин, Т. Ш. Карумидзе, Л. Ю. Маньковская, К. А. Шахурин), а также в 1970-80 гг. (Б. Т. Туякбаева, А. Н. Проскурин).
    Информация с сайта
    Фото с сайта
    Место на карте

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *