Сочинение рассуждение на тему что такое истина

9 вариантов

  1. Написал эссе по философии на тему свободную тему. Тему взять “Что такое истина”. Требовалось написать полностью от себя. Не могли бы вы посмотреть на мой бред. И высказать какие-нибудь замечания. Принимаются любые поправки.
    Вот эссе:
    Истина – весьма абстрактное и относительное понятие. Ученый, верующий или простой обыватель в понятие истины всегда дополнительно вкладывает свой особый смысл. В гуманитарных науках, например, в философии у истины может быть такое определение: истина – верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания. В религиоведении истину можно рассматривать как один из главных элементов какой-либо религиозной концепции. То есть, каждая религия толкует истину по-своему. В естественных науках свое понимание истины: истина – проверяемое утверждение. Из выше изложенного следует, понятие истины – субъективно.
    Но. Так или иначе, существует некоторое общее понятие истины, так называемая абсолютная истина, которая, как бы, является общей основой для всех. Ее смысл может быть следующий: абсолютная истина есть такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. В науке и философии это может быть такое знание, которое способно ответить на любой вопрос природы и человека. В религии истиной может быть некоторое божественное знание, который является мерилом всех вещей и ее откровения, при определенном толковании, могут так же ответить на любой вопрос природы и человека. Однако, сформулированное выше понятие абсолютной истины это только свойство самой этой абсолютной истины, какова истина и что она из себя представляет в действительности – ответа нет. И неизвестно, достижимо ли, вообще, познание абсолютной истины как таковой…
    Может быть, истина – это некоторая абстракция, возникшая в ходе духовного развития человечества, и в объективной действительности никакой истины нет и быть не может?! Допустим, что можно так предположить: существование истины – плод нашего абстрактного мышления. Но все равно, понятие истины и ее поиск возникает, как бы, естественным образом, и источником ее возникновения являются фундаментальные вопросы бытия человека, на которые он не в состоянии дать вразумительный ответ. Человек не может дать ответ на такие вопросы: зачем он живет в мире, каков глубинный смысл существования человеческой цивилизации и природы, что будет после смерти… Если даже попытаться ответить на такие вопросы с позиции чистой науки, в стиле, человек это высокоорганизованная материя и его смысл существования описывается законами биологии и эволюции. А существование и развитие Вселенной полностью описывается законами астрофизики. Все равно на более глубоком уровне рассмотрения возникают новые вопросы: а почему возникла материя, каков ее смысл, почему и зачем существует человек, и т.д. и т.п. Вот тут опять возникают эти самые фундаментально неразрешимые вопросы. Получается, при ответе на одни вопросы, возникает ряд других более сложных вопросов. И получается как бы глубоко мы не “копали” вновь и вновь приходится давать ответы на новые возникающие вопросы. И есть чувство, что, не смотря на успехи науки мы так и не получили ответа на самые сокровенные вопросы бытия. Вот отсюда и следует смысл истины как абсолютного знания, которое должно дать ответит на все то, что мы понять не в состоянии. Поэтому поиски и рассуждения об истине не прекращаются, несмотря на возможную и кажущуюся ее недостижимость.
    Наверно, поиск истины и убежденность в том, что она есть и может дать ответ на все вопросы исходит из свойства человеческого разума, стремящегося к полноте познания. Так устроен человеческий разум, он знает, что если есть вопросы, то на них обязательно должны быть ответы, а значит, существует и абсолютное знание с обретением которого, эти вопросы легко могут быть разрешимы раз и навсегда.

  2. ipt type=”text/javascript” src=”menu_3.js”>


    Сочинения по литературе:
    Что есть истина

    С древнейших времен человек задумывается над тем, что же такое истина, да
    и есть ли она вообще? Зачем человеку дана жизнь и в чем ее смысл? Это вечные
    вопросы философии. Некоторые люди считают, что истина — в знании, другие — в
    вере. Есть те, кто утверждает, что истина — в чувствах людей. И каждый из
    них будет по-своему прав. Нет четкого определения, что такое истина Каждый
    человек по-своему трансформирует это довольно абстрактное понятие.
    Всегда, во все времена люди искали истину в сложных и возвышенных вещах.
    На этом фоне особенно поражает простота, с которой это понятие раскрывается
    у Булгакова. Беседа Иешуа с Понтием Пилатом дает очень простой ответ на
    такой сложный вопрос. На вопрос прокуратора “Что такое истина?” Иешуа
    говорит: “Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так
    сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. …Ты не можешь даже и думать
    о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака,
    единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан”. Вот она,
    истина Иешуа не ищет ее в высоких словах и чувствах, а видит ее в простых и,
    на первый взгляд, обыденных вещах. Для него просто необходимо жить истинной
    жизнью, это единственно возможное для него состояние.
    Создавая этот образ, Булгаков показал, что и добро, и милосердие, и
    любовь к людям являются следствием истинной жизни, следствием честности с
    другими и с самим собой.
    В сцене разговора Иешуа с Понтием Пилатом происходит столкновение двух
    истин: вневременной, вечной истины Иешуа и “ершалаимской” истины Пилата
    Прокуратор пытается подтолкнуть арестанта ко лжи, не понимая его убеждений:
    “Отвечай! Говорил?.. Или… не… говорил?”. Лишь на мгновение он, казалось
    бы, постигает вечную истину Иешуа, но изгоняет ее, как видение. Пилят не
    принимает ее, а потому и не проявляет милосердия к своему пленнику.
    Ложная жизнь, не приемлющая истину, “во всей красе” представлена жителями
    Москвы. Они врут, никогда не являют свои истинные чувства. Только два
    человека во всем городе не боятся противопоставить всеобщему вранью
    окружающих свою собственную честность — Маргарита и Иван Бездомный.
    Последний сумел не только признать ужасными собственные стихи, но и
    отказаться, навсегда отказаться от их написания. Оба эти героя, однако, не
    выдерживают “сражения” с ложной жизнью. В эпилоге Иван Бездомный уже “знает,
    что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого
    и вылечился”. Однако истина не покидает его совершенно, как платок к Фриде,
    она постоянно возвращается к нему. И Маргарита также терпит поражение в
    городе, а истину вместе с Мастером находит уже в вечности.
    В романе “Мастер и Маргарита” изображена истинная жизнь и жизнь ложная.
    Как в свое время Толстой, Булгаков противопоставляет друг другу эти две
    жизни. В эпилоге он показывает жизнь города, которая как бы замыкается в
    круг. Город утратил все духовное и талантливое, ушедшее из него вместе с
    Мастером. Утратил все прекрасное и вечно любящее, ушедшее вместе с
    Маргаритой. Он утратил все истинное, что было. Наконец, из него ушел далее
    Воланд со своей свитой, который, как это ни странно, также является героем
    истинной жизни, ведь именно он разоблачает ложь и притворство жителей
    Москвы. Что же в результате остается в городе? Люди, живущие обыденной,
    лишенной каких-либо чувств, неистинной жизнью. Людишки, обреченные на
    общение только с материальной стороной жизни…
    Всю жизнь человек стремится к поставленной цели, ищет свою собственную
    истину, свой смысл жизни. И от того, как он проживает свою жизнь, зависит
    то, что он обретет после смерти. Это тоже истина, которую Булгаков
    раскрывает на примере всех героев “Мастера и Маргариты”. Вспомним, что
    говорит на балу Воланд: “Вы всегда были горячим проповедником той теории,
    что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в
    золу и уходит в небытие. …Ваша теория и солидна, и остроумна. Впрочем,
    ведь все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой
    каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!”.
    Сочинения по литературе:
    Булгаков М. А.
    «Все, кружась, исчезает во мгле – неподвижно лишь солнце любвипо роману М. Булгакова «Мастер и маргарита»
    Рукописи не горят
    Судьба художника и тема искусства в романе булгакова «мастер и маргарита»
    “Дни турбиных” М. Булгакова — пьеса об интеллигенции и о революции.
    «Был такой писатель.. »
    «Великий эксперимент» в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
    «Дни турбиных» — пьеса об интеллигенции и революции
    «Женщина, которая просто прекрасна»
    «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине». М. Пришвин.
    «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви.»
    «Мастер и маргарита»
    «Мысль семейная» в русской литературе по роману «Белая гвардия»
    «Разруха не в клозетах, а в головах», — главная мысль повести М. Булгакова «Собачье сердце»
    «У времени в плену.. »
    «Швондер и есть самый главный дурак»
    «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»
    Борьба добра и зла. “Мастер и маргарита” М. Булгакова
    Борьба добра и зла в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Булгаков —«Политически вредный автор»
    Булгаков — мистик в кавычках
    Булгаков и его роман «Собачье сердце»
    Булгаков о вечных ценностях..
    Булгаковская москва.
    Вера в человека и ее воплощение в одном из произведении русской литературы.
    Вечные ценности* в творчестве М. Д.булгакова
    Вечный спор иешуа с пилатом
    Возвращение писателя
    Выбор мастера и маргариты в романе М. А. Булгакова «Мастер и маргарита»
    Гоголевские традиции в произведениях М. А. Булгакова
    Добро и зло в романе булгакова «Мастер и маргарита»
    Добро и зло в романе М. А. Булгакова *Мастер и маргарита.
    Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и маргарита»
    Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и маргарита»
    Добро и зло в художественном осмыслении михаила булгакова
    Допрос во дворце ирода великого
    Евангельские мотивы в русской литературе xx века
    Евангельский сюжет в трактовке М. А. Булгакова
    Жанровые особенности романа М. Булгакова «Мастер и маргарита»
    Жизнь с собачьим сердцем
    Знакомство берлиоза и бездомного с «Иностранцем»..
    Знакомство ивана бездомного с мастером
    Идея дома в пьесе М. А. Булгакова «Дни турбиных»
    Интеллигенция в произведениях булгакова
    История создания романа булгакова “Белая гвардия”
    Как я понимаю основную идею романа М. А. Булгакова «Мастер и маргарита»
    Киев в жизни и творчестве М. А. Булгакова
    Книга, которая оставила сильное впечатление.
    Концепция личности в романе М. А. Булгакова «Мастер и маргарита»
    Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви.*
    Литературный мир 20-30-х годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и маргарита»
    Лукавый обманщик воланд
    Любовь в романе «Мастер и маргарита» М. Булгакова
    Люди как люди..
    М. А. Булгаков. «Похождения чичикова».
    М. А. Булгаков и театр
    Мастер и маргарита
    Москва в изображении М. Булгакова
    Москва М. А. Булгакова
    Начало романа М. Булгакова «Белая гвардия».
    Новое звучание главы «Морфий» из повести «Записки юного врача»
    Новозаветная история в романе М. Булгакова “Мастер и маргарита”
    Новозаветная история в романе М. Булгакова “Мастер и маргарита”.
    Нравственно-философская проблематика произведений М. А. Булгакова
    Нравственные эксперименты воланда в романе М. А. Булгакова «Мастер и маргарита»
    Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы xx века
    Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы xx века.
    Образ времени в одном из произведений русской литературы xx века.
    Образ города в одном из произведений русской литературы xx века.
    Образ шарикова в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
    Образ шарикова в повести М. Булгакова «Собачье сердце»
    Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и маргарита»
    Оригинальные философские трактовки в романе М. Булгакова “Мастер и маргарита”.
    Основные образы романа “Белая гвардия” М. Булгакова.
    Особенности развития конфликта в одном из произведений русской литературы xx века.
    Отражение гражданской войны в романе булгакова “Белая гвардия”.
    Писательская трагедия мастера.
    Писательская трагедия мастера в романе михаила булгакова “Мастер и маргарита”
    Поиски истины
    Почему эксперимент профессора преображенского можно назвать неудачным
    Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы xx века.
    Приемы создания портрета героя в од-ном из произведений русской литературы xx века.
    Проблема добра и зла как философско-нравственная в романе «Мастер и маргарита»
    Проблема искусства в «Театральном романе» М. А. Булгакова
    Проблема нравственного выбора в романе булгакова «Мастер и маргарита»
    Проблематика и художественное своеобразие повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
    Проблематика романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»
    Проблематика романа М. А. Булгакова «Мастер и маргарита»
    Проблемы творчества и творческой личности в романе М. А. Булгакова «Мастер и маргарита»
    Пространственно-временная структура романа М. А. Булгакова «Мастер и маргарита»
    Прощение и вечный приют(1)
    Прощение и вечный приют(2)
    Путь к истине
    Разговор пилата с афранием..
    Размышления о романе М. А. Булгакова “Мастер и маргарита
    Разумное и нравственное всегда совпадают*. Л. Н. Толстой.
    Рассуждения над страницами повести «Собачье сердце»
    Рассуждения о любви, дружбе, воинском долге на основе романа «Белая гвардия»
    Рождественская история на пречистенке
    Роковые эксперименты
    Роль эпиграфа в романе М. Булгакова «Мастер и маргарита»
    Роман «Мастер и маргарита» — итоговое произведение М. А. Булгакова
    Роман о дьяволе
    Рыцарское служение людям по повести «Записки юного врача»
    Сатира
    Сатирическое изображение москвы 30-х годов в романе М. Булгакова
    Сатирическое изображение москвы и москвичей в романе М. Булгакова *Мастер и маргарита*.
    Сатирическое изображение москвы и москвичей в романе М. Булгакова *Мастер и маргарита
    Своеобразие романа михаила булгакова *Мастер и маргарита*
    Силы добра и зла в «Мастере и маргарите»
    Символика лунного света в романе М. А. Булгакова «Мастер и маргарита»
    Смысл названия одного из произведений русской литературы xx века.
    Смысл эпиграфа романа мастер и маргарита
    Страшное и смешное в романе *Мастер и маргарита*
    Страшное и смешное в романе М. Булгакова “Мастер и маргарита”.
    Судьба турбиных
    Судьба художника и тема искусства в романе М. Булгакова “Мастер и маргарита
    Сюжетно-композиционное своеобразие романа булгакова *Мастер и маргарита*
    Творчество М. А. Булгакова
    Тема бессмертия и воскресения души в романе М. Булгакова «Мастер и маргарита»
    Тема власти в романе М. А. Булгакова *Мастер и маргарита
    Тема выбора в романе М. А. Булгакова «Мастер и маргарита»
    Тема добра и зла.
    Тема добра и милосердия в романе булгакова *Мастер и маргарита*
    Тема любви и прощения в романе «Мастер и маргарита»
    Тема революции и гражданской войны у М. Булгакова
    Тема свободы в романе М. А. Булгакова «Мастер и маргарита»
    Тема свободы и ее отражение в одном из произведений русской литературы
    Только человек ответственен за добро и зло
    Трагедия мастера
    Трагическая любовь мастера и маргариты в конфликте с окружающей пошлостью
    Фантастические образы в романе М. А. Булгакова *Мастер и маргарита*
    Фаустовская тема в романе булгакова “Мастер и маргарита”
    Фаустовская тема в романе М. А. Булгакова “Мастер и маргарита
    Фаустовская тема в романе М. А. Булгакова “Мастер и маргарита”.
    Философская проблематика в одном из произведений русской литературы двадцатого века блок 32 номер 6.
    Характер героя и средства его создания в одном из произведений русской литературы xx века
    Художественное своеобразие романа «Мастер и маргарита»
    Художественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и маргарита»
    Человек на изломе истории в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»
    Чем похож и непохож булгаковский дьявол на своих литературных предшественников
    Что в мире и человеке открыл мне роман М. А. Булгакова «Мастер и маргарита»
    Что есть истина
    Что несут воланд и его спутники миру зло или добро
    Шариков и шариковщина
    Шариковщина” — явление социальное
  3. Наверное,в жизни каждого из нас были такие переломные моменты,когда мы осознавали,насколько были слепыми и не видели того,что происходит прямо перед нашим носом.
    Однако,можно смело сказать,что человек,который не знает всей правды,может считаться счастливой. Ведь осознание истины – часто чрезвычайно горькое. По моему мнению,некоторым людям гораздо лучше жить в собственных іллюзіях,чем переживать страшные реаліїї своего существования. Нужно быть действительно сильным духом,чтобы суметь с достоинством воспринять правду. И лишь тот,кто сумеет это сделать, будет всегда в уважении среди окружающих. Ведь осмысление собственного неидеального положения является первым шагом на пути к совершенствованию собственных жизненных условий, на пути к цели.
    Также довольно важно быть честным с самим собой. Мы часто тешим себя ложными іллюзіями, которые родились в воображении наши. Честность перед собственным “я”,трезвая оценка положения – залог человеческого успеха.
    Наверное,каждый хочет,чтобы ему не врали. Но не кривим ли мы душой перед своими окружающими? Лишь тот,кто будет честным перед людьми,соответственно получит правду от социума.
    Быть счастливым,но жить в иллюзиях,осознавать свое неидеальное положение,но знать правду-это личный выбор каждого из нас,от которого зависит дальнейшая жизнь и стновище в суспільсьтві.

  4. 4
    Текст добавил: ^^Ти Кто ))я тебя и НЕ ЗВАЛ

    Существует ли истина в нашей жизни? Можно ли отыскать то, чего не существует? Скорее всего, нет, нельзя. Но это можно лишь создать для себя самостоятельно. Дело с истиной обстоит так же, как и со смыслом жизни. В разном возрасте истина представляется по-разному. Люди никогда не задумываются, почему в юности им хочется чего-то одного, в зрелом возрасте все резко меняется и им хочется уже чего-то другого. Возможно, что только в старости приходит осознание того, насколько противоречиво бытия и как сложно отыскать ту истину, от которой рано или поздно не захочется отказаться. Тем не менее, люди почему-то продолжают искать истину.
    Чтобы сделать поиск истины менее болезненным и более эффективным, необходимо философски относиться к страстям, которые возникают на протяжении жизни, и больше задумываться о вечном. Как мне кажется, раньше у людей это получалось гораздо лучше благодаря религии и твердому убеждению многих, что за земными страстями все же последует вечное успокоение, поэтому на земле вести себя нужно достойно и по совести. Несмотря на то, что декларативная религиозность в нашем обществе все еще существует, я считаю, что по-настоящему верующих людей сейчас очень мало. Большинство ходит в церковь бы на всякий случай, чтобы потом не попасть в ад, если оно существует. То же самое…
    касается и молитв — люди просто хотят успокоиться, таким образом, и используют Бога в своих личных интересах. В то же время мало кто соблюдает заповеди, Библию читает тоже далеко не каждый. Грех людям кажется чем-то допустимым, ведь Бог потом простит все. Через все это можно констатировать, что ценность религии и пользы поиска истины в ней очень сильно снизилась.
    Говоря о вечных ценностях и поиска истины в них, можно вспомнить и о ценности семьи. Дети — большая радость в жизни каждого, ведь они помогают человеку забыть о присущем каждому страх смерти и мысленно продолжить жизнь в виде своих детей. Впрочем, нельзя сказать, что каждый может признать этот путь истинным. Ответственных родителей гораздо больше, но все же встречаются и такие, которые не могут воспитывать и содержать детей, только портят им жизнь. Это может служить подтверждением того, что истина у каждого своя.
    Каждый человек обречен на вечный поиск истины. Взгляды на жизнь у разных людей заметно отличаются в зависимости от возраста, условий жизни и многое другое. Чтобы не разочароваться в жизни и сделать поиск истинные менее сложным, необходимо уделять больше внимания детям и задумываться о вечных вещах. Кроме того, нужно заботиться о своем здоровье, ведь оно очень сильно влияет на мировосприятие человека.

  5. эссе на тему истина зарание спасибо

    Ответы:

    Современный мир несёт в себе огромное количество знаний, приобретённых людьми ещё с древних времён. Но не все знания, полученные людьми в процессе истории,  являются точными, а значит верными. Отсюда и появились легенды, мифы, предположения. Но легенды слагают то, что люди воспринимают за правду. Это не есть факты, это только предположения о каких-то событиях, которые люди не в силах точно раскрыть. Так что же такое истина? Истина – это правда (не предположение, не миф, не легенда), которая является таковой не только для одного человека или нескольких людей, а для человечества в целом. Правда для всех одна, то есть она не изменяет действительности, её нельзя воспринимать по-разному, но можно воспринять по-своему.Таким образом, когда мы говорим, что высказывание является неверным, значит оно не истинно. В действительности понятие истины растяжимо. Её можно рассматривать как действия, не искажаемые в реальности, например: автобус едет, не летит, и вещи, принимаемые  за правду, которые являются посредством слухов. Правда не подтверждается никакой теорией, а лишь является «продуктом» происшествия или наблюдения. На данное время люди стали путать истину со слухами. Слух нельзя принять за истину, не убедившись в нём на собственном опыте. Многие древние философы писали о нахождении пути истинного в жизни каждого человека. Смысл в том, что его не так просто найти.  «Путь истинный» – путь, который будет освещать дорогу не только конкретному человеку, но и будет полезен для окружающих его людей. Нельзя заставить человека понять истину. Это исходит из духовного мира человека и связано его мировоззрением. Чем «чище» его душа, тем более он восприимчив к истине или наоборот. Примером этому может служить стихотворение А.С. Пушкина «Пророк». Не зря издавна людей, несущих окружающим истину причисляли к лику святых. К сожалению, многие людские ссоры и споры скалываются из-за разных мировоззрений, а значит и разных представлений об истине. Но с другой стороны, в мире есть много вещей, которые человек никогда не сможет раскрыть. Например: для одного человека истинным является теория происхождения человека из обезьяны (теория Дарвина), для другого – религиозная, для третьего – космическая. Никто никогда не сможет доказать превосходство одной религии  над другой и т.д. В этом и заключается скрытность истины. И не важно, какой теорией или религией  ты придерживаешься, это твоя истина, которая открывает в тебе смысл жизни и направляет на верный путь.

  6. Эта проблема хорошо рассмотрена в произведении Горького «На дне». События разворачиваются в грязной унылой ночлежке для бродяг, пьяниц и воров. Людям, которые собрались здесь, надеяться, по большому счету, не на что. Жизнь многих из них загублена окончательно. Все, что им осталось – это тихо влачить жалкое существование, доживая свои дни в таких вот ночлежках.
    Один из героев – старый проповедник Лука – изо всех сил старается скрасить жизнь присутствующих, прибегая часто ко лжи во спасение. Он уверяет умирающую Анну в том, что после смерти она отправится в рай и забудет о боли и мучениях. Пьянице Актеру он рассказывает о существовании специальной лечебницы для таких, как он, и о том, что ему там обязательно помогут.
    Лука уверен в том, что если ложь приносит человеку облегчение и спокойствие, то она не грешна и, уж конечно, она лучше горькой правды, что бьет обухом по голове, принося одни страдания. Он предпочитает дать человеку надежду, пусть даже и ложную. Свою позицию герой иллюстрирует историей о человеке, который верил в праведную землю и мечтал туда попасть, а когда узнал, что ее не существует, покончил с собой.
    Эта мысль в пьесе является одной из основных. В какой-то степени я согласен с Лукой. Возможно, человеку не всегда нужно знать правду, особенно если он ничего не может изменить.
    Я пришел к выводу, что иногда отличить что хорошо, а что плохо, бывает сложно. Истина, вымысел, сострадание, грешное и праведное так тесно переплетаются между собой, что уже и не отличишь с первого взгляда что где. Думаю, в таких случаях нужно взвешивать пользу и вред для человека от сказанного вами, тогда сделать выбор будет проще.

  7. Главная
    Рефераты – Разное
    Булгаков м. а. – Что есть истина – сочинение
    С древнейших времен человек задумывается над тем, что же такое истина, да и есть ли она вообще? Зачем человеку дана жизнь и в чем ее смысл? Это вечные вопросы философии. Некоторые люди считают, что истина – в знании, другие – в вере. Есть те, кто утверждает, что истина – в чувствах людей. И каждый из них будет по-своему прав. Нет четкого определения, что такое истина Каждый человек по-своему трансформирует это довольно абстрактное понятие.
    Всегда, во все времена люди искали истину в сложных и возвышенных вещах. На этом фоне особенно поражает простота, с которой это понятие раскрывается у Булгакова. Беседа Иешуа с Понтием Пилатом дает очень простой ответ на такой сложный вопрос. На вопрос прокуратора “Что такое истина?” Иешуа говорит: “Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. …Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан”. Вот она, истина Иешуа не ищет ее в высоких словах и чувствах, а видит ее в простых и, на первый взгляд, обыденных вещах. Для него просто необходимо жить истинной жизнью, это единственно возможное для него состояние.
    Создавая этот образ, Булгаков показал, что и добро, и милосердие, и любовь к людям являются следствием истинной жизни, следствием честности с другими и с самим собой.
    В сцене разговора Иешуа с Понтием Пилатом происходит столкновение двух истин: вневременной, вечной истины Иешуа и “ершалаимской” истины Пилата Прокуратор пытается подтолкнуть арестанта ко лжи, не понимая его убеждений: “Отвечай! Говорил?.. Или… не… говорил?”. Лишь на мгновение он, казалось бы, постигает вечную истину Иешуа, но изгоняет ее, как видение. Пилят не принимает ее, а потому и не проявляет милосердия к своему пленнику.
    Ложная жизнь, не приемлющая истину, “во всей красе” представлена жителями Москвы. Они врут, никогда не являют свои истинные чувства. Только два человека во всем городе не боятся противопоставить всеобщему вранью окружающих свою собственную честность – Маргарита и Иван Бездомный. Последний сумел не только признать ужасными собственные стихи, но и отказаться, навсегда отказаться от их написания. Оба эти героя, однако, не выдерживают “сражения” с ложной жизнью. В эпилоге Иван Бездомный уже “знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого и вылечился”. Однако истина не покидает его совершенно, как платок к Фриде, она постоянно возвращается к нему. И Маргарита также терпит поражение в городе, а истину вместе с Мастером находит уже в вечности.
    В романе “Мастер и Маргарита” изображена истинная жизнь и жизнь ложная. Как в свое время Толстой, Булгаков противопоставляет друг другу эти две жизни. В эпилоге он показывает жизнь города, которая как бы замыкается в круг. Город утратил все духовное и талантливое, ушедшее из него вместе с Мастером. Утратил все прекрасное и вечно любящее, ушедшее вместе с Маргаритой. Он утратил все истинное, что было. Наконец, из него ушел далее Воланд со своей свитой, который, как это ни странно, также является героем истинной жизни, ведь именно он разоблачает ложь и притворство жителей Москвы. Что же в результате остается в городе? Люди, живущие обыденной, лишенной каких-либо чувств, неистинной жизнью. Людишки, обреченные на общение только с материальной стороной жизни…
    Всю жизнь человек стремится к поставленной цели, ищет свою собственную истину, свой смысл жизни. И от того, как он проживает свою жизнь, зависит то, что он обретет после смерти. Это тоже истина, которую Булгаков раскрывает на примере всех героев “Мастера и Маргариты”. Вспомним, что говорит на балу Воланд: “Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. …Ваша теория и солидна, и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!”.

  8. Введение
    Что же такое истина? Все человеческое познание направлено на достижение истины. Однако путь этот нелегкий, ибо, как говорил Ж.-Ж. Руссо, «тысячи путей ведут к заблуждению, и лишь один к истине».
    Понятие истины, относится к важнейшим, в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как «справедливость», «добро», «смысл жизни», а также позволяет оптимистически смотреть на возможность познания мира, общества, науки, человека и его мышления. В этом актуальность выбранной темы контрольной работы, и её значимость для формирования логического мышления, мировоззрения и самосознания каждого человека.
    Поскольку познание есть отражение, воспроизведение действительности, то, следовательно, истинным является такое знание, которое правильно, верно отображает, воспроизводит эту действительность. (Таким образом, истина — это знание, соответствующее тому, что есть в действительности). Истинными являются такие суждения, как «снег белый», «атом имеет сложную структуру», «Луна — спутник Земли», «Волга впадает в Каспийское море», «язык есть средство общения между людьми». Содержание этих суждений образует то, что есть на самом деле, реально. Истинным может быть знание, а не объект познания.
    Истина не есть нечто застывшее, раз и навсегда данное, статичное. Она представляет собой процесс, в котором человек как субъект познания идет от незнания к знанию, от знания неполного, неточного, относительного к знанию более полному, точному, абсолютному. Истина достигается не сразу.
    Можно сказать, что вопрос, что такое истина относится к одному из вечных вопросов гносеологии. Имеются разные понимания истины. «Истина — есть соответствие знания действительности». «Истина — это опытная подтверждаемость». «Истина — это свойство самоорганизованности знаний». «Истина — это соглашение». «Истина — это полезность знания, его эффективность».
    1. Истина, заблуждение, ложь – как результат познания
    Обычно истину определяют как соответствия знанию объекту. Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного и интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует не как объективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Другими словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания.
    Знание есть отражение и существует в виде чувственного или понятийного образца — вплоть до теории как целостной системы. Известно, что образ может быть не только отражением наличного бытия, но также и прошлого, запечатленного в каких-то средах, несущих информацию. А будущее — может ли оно быть объектом отражения? Можно ли оценить как истинную идею, выступающую в виде замысла, конструктивной мысли, ориентированной на будущее? Видимо, нет. Разумеется, замысел строится на знании прошлого и настоящего. И в этом смысле он опирается на нечто истинное. Но можно ли сказать о самом замысле, что он истинен? Или здесь скорее адекватны такие понятия, как целесообразное, реализуемое, полезное — общественно полезное или полезное для какого-то класса, социальной группы, отдельной личности? Замысел оценивается не в терминах истинности или ложности, а в целях целесообразности и реализуемости.
    Таким образом, истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике его развития. То, что истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность, связанную с прогностическим изменением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее. Если бы познание с самого своего возникновения не было бы истинным отражением действительности, то человек не мог бы не только разумно преобразовывать окружающий мир, но и приспособиться к нему. Сам факт существования человека, история науки и практики подтверждают справедливость этого положения.
    Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Процесс познания — негладкий путь. По словам Д. И. Писарева, для того чтобы один человек открыл плодотворную истину, надо, чтобы сто человек испепелили свою жизнь в неудачных поисках и печальных ошибках. История науки повествует даже о целых столетиях, в течение которых за истину принимались неверные положения. Заблуждение представляет собой нежелательный, но правомерный зигзаг на пути к истине.
    Истина и заблуждение — это противоположные, но в каком-то смысле взаимосвязанные стороны научного познания. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету. Истину следует отличать от заблуждения. Заблуждение — постоянный спутник истины. Нередко знание, на протяжении длительного времени считающееся истинным, оказывается заблуждением. Яркий пример тому геоцентрическая картина мира, признававшаяся на протяжении многих веков как непререкаемая истина. Однако Н. Коперник в XVI веке показал, что истиной является гелиоцентрическая картина мира, в которой центром солнечной системы признается не Земля, а Солнце.
    Заблуждение — это содержание сознания не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Так, например, в религиозном сознании вымысел принимается за реальность. История познавательной деятельности человечества показывает, что и заблуждения отражают, — правда, односторонне — объективную действительность, имеют реальный источник, «земное» основание. Даже те суждения, которые считаются надежными и истинными, нередко содержат в себе долю заблуждения. Заблуждение — это искаженное отражение действительности, это знание, которое не соответствует тому, что есть на самом деле. Люди редко достигали истины без ошибок, минуя заблуждение. «Кто идет, — говорил И.В. Гете, — вынужден блуждать». Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в различные заблуждения. И заблуждения эти обусловлены, как правило, либо его ограниченностью, либо неадекватными претензиями.
    В принципе быть не может заблуждения, решительно ничего не отражающего — пусть и очень опосредствованно, или даже предельно извращенно. Истинны ли, к примеру, образы волшебных сказок? Ответим: да, истинны, но лишь отдаленно — они взяты из жизни и преобразованы силой фантазии их творцов. В любом вымысле содержатся нити реальности, сотканные силой воображения причудливые узоры. В целом же такие образы не есть нечто истинное.
    Бытует мнение, будто заблуждения — досадные случайности. Однако они неотступно сопровождают историю познания как плата человечества за дерзновенные попытки узнать больше, чем позволяют уровень наличной практики и возможности теоретической мысли. Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в разного рода заблуждения, обусловленные как и его исторической ограниченностью, так и претензиями, превосходящими его реальные возможности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации. В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ложность которых выявляется ходом дальнейшего развития науки. Так было, например, с геоцентрической теорией Птолемея или с трактовкой Ньютоном пространства и времени.
    Итак, заблуждения имеют и гносеологические, и психологические, и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно — психологического феномена. Ложь — это преднамеренное искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может также быть и логически неправильное мышление.
    Научное познание по самой своей сути невозможно без столкновения различных, порой противоположных воззрений, борьбы убеждений, мнений, дискуссий, так же невозможно и без заблуждений, ошибок. Проблема ошибок занимает далеко не последнее место в науке. В исследовательской практике ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. Как утверждал Галилей, избегнуть ошибок при наблюдении просто невозможно. Однако нет оснований для пессимистического воззрения на познание как на сплошное блуждание в потемках вымыслов. До тех пор пока человек стремится все вперед и вперед, говорил Гете, он блуждает. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету.
    Сказанное верно в основном по отношению к естественнонаучному познанию. Несколько иначе, и гораздо сложнее, обстоит дело в социальном познании. Особенно показательна в этом отношении такая наука, как история, которая в силу недоступности, неповторимости своего предмета — прошлого, зависимости исследователя от доступности источников, их полноты, достоверности и др., а также весьма тесной связи с идеологией и политикой господствующих классов, более всего склонна к искажениям истины, к заблуждениям и ошибкам субъективного плана. На этом основании она не раз подвергалась отнюдь не лестным отзывам, ей даже отказывали в звании науки.
    Особенно подвержена «ошибкам» история в руках антинародной власти, принуждающей ученых сознательно отказываться от истины в пользу интересов власть имущих. Хотя каждый «летописец» несет моральную ответственность перед обществом за достоверность фактов, однако хорошо известно, что ни в одной области знания нет такой их фальсификации, как в области общественной. Д.И. Писарев писал, что в истории было много услужливых медведей, которые очень усердно били мух на лбу спящего человечества увесистыми булыжниками. Люди нередко молчали об опасной правде и говорили выгодную ложь. Что только они ни делали в угоду своим интересам, страстям, порокам, тайным замыслам: жгли архивы, убивали свидетелей, подделывали документы и т.д. Поэтому в социальном познании к фактам требуется особо тщательный подход, их критический анализ.
    При изучении общественных явлений необходимо брать не отдельные факты, а относящуюся к рассматриваемому вопросу всю их совокупность. Иначе неизбежно возникает подозрение, и вполне законное, в том, что факты выбраны или подобраны произвольно, что вместо объективной связи и взаимозависимости исторических явлений в их целом преподносится, как говорил В.И. Ленин, субъективная стряпня для оправдания, быть может, грязного дела. Анализ фактов необходимо доводить до раскрытия истины и объективных причин, обусловивших то или иное социальное событие. Поэтому заведомо ложные «исследования» должны подвергаться этически ориентированному контролю со стороны общества. Подлинный человек науки должен иметь смелость высказать истину и спорные положения, если он не сомневается в их достоверности, безотносительно к давлению ненаучных факторов. Время реабилитирует перед судом научной мысли любое учение, если оно истинно.
    Обыденное сознание, мысля истину как прочно достигнутый результат познания, обычно оперирует такими безусловными истинами, как отчеканенной монетой, «которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман». Но система научных знаний, да и житейский опыт — не склад исчерпывающей информации о бытии, а бесконечный процесс, как бы движение по лестнице, восходящей от низших ступеней ограниченного, приблизительного ко все более всеобъемлющему и глубокому постижению сути вещей. Нельзя «представлять себе истину в виде мертвого покоя, в виде простой картины (образа), без стремления, без движения».
    Вопрос о том, можно ли ограничить истину от заблуждения, и каким образом, есть вопрос о критерии истины.
    2. Понятие истины. Объективность истины
    Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как «справедливость», «добро», «смысл жизни».
    От того, как трактуется истина, как решается вопрос, достижима ли она, — зависит зачастую и жизненная позиция человека, понимания им своего назначения.
    А значит, зависит и процесс научного поиска, т.к. ученый, совершающий открытие, должен быть уверен, что он действительно обогащает научную картину мира, а не вносит очередной элемент заблуждения.
    Имеются разные определения истины:
    «Истина — это соответствие знаний действительности»;
    «Истина — это опытная подтверждаемость»;
    «Истина — это свойство самосогласованности знаний»;
    «Истина — это полезность знания, его эффективность»;
    «Истина — это соглашение».
    Первое положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности, является главным в классической концепции истины. Она называется так потому, что оказывается древнейшей из всех концепций истины: именно с нее и начинается теоретическое исследование истины. Первые попытки ее исследования были предприняты Платоном и Аристотелем.
    Современная трактовка истины, которую, разделяют большинство философов, включает в себя следующие моменты:
    Во-первых, понятие «действительность» трактуется как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся.
    Во-вторых, в «действительность» входит также и субъективная действительность, познается, отражается в истине также и духовная реальность.
    В-третьих, познание, его результат — истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через практику; истина, т.е. достоверное знание сущности и ее проявлений, воспроизводима на практике.
    В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование; истина есть процесс.
    Эти моменты отграничивают диалектическо-реалистическое понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма.
    Одно из определений объективной истины таково: истина — это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания.
    3. Диалектика абсолютной и относительной истины
    Однако истина отнюдь не только движущийся без остановки процесс, а единство процесса и результата. Истина вторична. И в этом смысле она — «дитя эпохи». Понятие конечной или неизменной истины — всего лишь призрак. Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется, обладает множеством свойств и связан бесчисленными нитями взаимоотношений с окружающим миром. Считалось, к примеру, что химический состав, свойства и состояние воды изучены досконально. Однако была обнаружена так называемая тяжелая вода с неведомыми ранее свойствами.
    В поступательном движении познание человека идет от относительных истин к абсолютным. Абсолютная и относительная истины различаются лишь степенью проникновения сознания в предметы, явления и процессы внешнего мира, степенью полноты и точности их отражения.
    Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими условиями жизни общества, уровнем практики, а также познавательными способностями данного ученого, развитие которых обусловлено и конкретно-историческими обстоятельствами, и в определенной степени природными факторами. Научные знания, в том числе и самые достоверные, точные, носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом. А в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются.
    Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо. Наши знания о солнечной системе, например, представляют собой истину относительную. Они содержат массу верной информации о ней. Вместе с тем солнечная система раскрыла человеку далеко не все свои тайны. Относительной истиной являются наши знания о любом предмете и явлении, так как каждый из них бесконечно многообразен в своих признаках и свойствах, связях и отношениях. Относительным является наше знание и о мире в целом. Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется. Поэтому наше знание о нем всегда ограничено, относительно, неполно. Оно отражает этот объект в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются. Любая научная теория относительна по своей природе, поскольку рано или поздно она сменяется новой теорией, полнее, точнее и глубже объясняющей и описывающей те или иные стороны действительности.
    Парадоксально, но факт: в науке каждый шаг вперед — это открытие и новой тайны, и новых горизонтов незнания. Познание — это процесс, уходящий в бесконечность. Человечество вечно стремилось приблизиться к познанию абсолютной истины, пытаясь максимально сузить «сферу влияния» относительного в содержании научного знания. Однако даже постоянное расширение, углубление и уточнение наших знаний в принципе не может полностью преодолеть их вероятность и относительность. Но не следует впадать в крайность, как, например, К. Поппер, утверждавший, что любое научное положение — всего лишь гипотеза. Получается, что научное знание представляет собой всего лишь тянущуюся из глубины веков цепь догадок, лишенных устойчивой опоры достоверности.
    Говоря об относительном характере истины, не следует забывать, что имеются в виду истины в сфере научного знания, но отнюдь не знание абсолютно достоверных фактов, вроде того, что сегодня не существует короля Франции. Именно наличие абсолютно достоверных и потому абсолютно истинных фактов чрезвычайно важно в практической деятельности людей, особенно в тех областях деятельности, которые связаны с решением человеческих судеб. Так, судья не имеет право рассуждать: «Подсудимый либо совершил преступление, либо нет, но на всякий случай давайте его накажем». Суд не вправе наказать человека, если нет полной уверенности в наличии состава преступления. Врач, прежде чем оперировать больного или применять сильнодействующее лекарство, должен опираться в своем решении на абсолютно достоверные данные о заболевании человека.
    В отличие от относительной абсолютная истина представляет собой полное, исчерпывающее знание о предмете, явлении или мире в целом. Абсолютная истина — это истина навсегда, в последней инстанции, она не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. Сам термин «абсолютная истина» неоднозначен. Он употребляется, по меньшей мере, в трех смыслах.
    Во-первых, он используется для обозначения полного, исчерпывающего знания о мире в целом или об идеальном предмете и явлении. Это как бы достижение тех границ, за которыми уже больше нечего познавать. Но, поскольку мир полностью познать нельзя в силу его бесконечного многообразия и постоянного изменения, развития, постольку возникает вопрос: а существует ли абсолютная истина в этом смысле? Может быть это миф, за которым ничего реального просто нет. В действительности, абсолютная истина здесь выступает как некий идеал, как предельное знание, к которому стремится наше познание, никогда вместе с тем его не достигая. Термин «абсолютная истина» используется здесь для фиксации того факта, что познавательные возможности человеческого разума безграничны. Развитие науки при этом предстает как ряд последовательных приближений к абсолютной истине, каждое из которых полнее, глубже и точнее, чем предыдущие.
    Во-вторых, этот термин используется для обозначения моментов абсолютного знания, которые неизбежно содержатся в каждой относительной истине, поскольку она объективна. И в этом смысле можно сказать, что любая истина абсолютно — относительна. В совокупном знании человечества удельный вес абсолютного постоянно возрастает. Развитие любой истины — есть наращивание моментов абсолютного. Каждая последующая научная теория, по сравнению с предшествующей — является более полной, с глубоким знанием. Но новые научные истины вовсе не сбрасывают «под откос истории» своих предшественников, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и глубоких истин. Прежняя теория — это частный случай, в составе новой теории. Например, современная физическая картина мира представляет собой истину относительную, так как наука сегодня еще не располагает исчерпывающим знанием о физическом строении Вселенной. Но в этой относительной истине содержатся и абсолютные истины далее неопровержимые. К их числу, например, относятся такие суждения, как «материальные тела состоят из молекул, а молекулы из атомов», «атомы имеют сложную структуру» и др.
    В-третьих, этим термином обозначаются такие знания, в которых фиксируются какие-либо факты. Достоверность этих фактов либо очевидна, либо доказана наукой. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты (даты событий, рождения, смерти и т.п.). Примером подобных абсолютных истин могут быть суждения типа «философ Гегель родился в 1770 году», «Гавайские острова находятся в Тихом океане», «вода при нормальном атмосферном давлении кипит при 100° по Цельсию» и др. Такие истины всегда строго «привязаны» к определенному месту и времени. Они являются абсолютными истинами лишь в границах своей применимости, при точном соблюдении всех необходимых, строго определенных условий. Суждение, что «философ Гегель родился в 1770 году», верно лишь в современной системе летоисчисления. Даже то, что ” “, истинно лишь в десятеричной системе исчисления. При изменении условий эти суждения перестают быть истинными.
    Абсолютные истины, будучи раз выражены с полной ясностью и достоверностью, не встречают более доказательных возражений. Иными словами, абсолютная истина есть тождество понятия и объекта в мышлении — в смысле завершенности охвата, совпадения и сущности и всех форм ее проявления. Таковы, например, положения науки: «Ничто в мире не создается из ничего, и ничто не исчезает бесследно»; «Земля вращается вокруг солнца» и т.п. Абсолютная истина — это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Любое суждение является истинным лишь тогда, когда учитываются конкретные условия существования предмета или явления.
    Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Это значит, что оценивать факты, явления и события необходимо в конкретных, реальных условиях и обстоятельствах. Например, «дождь — это благо или зло?». Ответить на этот вопрос без учета конкретных условий невозможно, так как дождь может быть благом в одних условиях и злом в других.
    Далее встает вопрос о достижимости абсолютной истины. Существует довольно распространенное мнение, что абсолютная истина не достижима в принципе. Однако следует отметить, что в каждый конкретно-исторический момент времени познающий субъект имеет только относительную истину о мире в целом, и лишь в своей развивающейся потенции, по мере усиления познавательной мощи он способен приближаться к абсолютной истине.
    Другими словами, абсолютная истина о мире в целом существует лишь в качестве предела и идеала, к которому стремится человечество. По своему содержанию истина объективна, а по форме — относительна. Ее объективность является основой преемственности истин.
    Итак, наука располагает не только абсолютными истинами, но в ещё большей мере — истинами относительными, хотя абсолютное, всегда частично реализовано в наших актуальных знаниях. Неразумно увлекаться утверждением абсолютных истин. Необходимо помнить о безмерности ещё непознанного, об относительности нашего знания.
    истина познание диалектика практика
    4. Критерии истины в познании
    Исследования, многократно предпринимаемые учеными и методологами на современном этапе развития научной рациональности, приводят к утверждению о невозможности исчерпывающего реестра критериев истинности. Это справедливо в связи с постоянно прогрессирующим развитием науки, ее трансформацией, вступлением в новую, постнеклассическую стадию, во многом отличную от предшествующих классической и неклассической. Чтобы заполнить нишу критериев, указывают на такие новомодные понятия, как прогрессизм или нетривиальность, достоверность, критицизм, оправданность. Выделяемые прежде критерии, среди которых на первых местах оказываются предметно-практическая деятельность, объективность, а на вторых — логическая непротиворечивость, а также простота и эстетическая организованность, также корреспондируются в список критериев истинного знания.
    Проблема критерия истины всегда была центральной в теории познания, т.к. выявление такого критерия означает найти способ отделить истину от заблуждения. Субъективистски настроенные философы не в состоянии правильно решить вопрос о критерии истины. Одни из них утверждают, что критерием истины является выгода, полезность и удобство (прагматизм), другие полагаются на общепризнанность (концепция “социально-организованного опыта”), третьи ограничиваются формально-логическим критерием истинности, согласую новые знания со старыми, приводя их в соответствие с прежними представлениями (теория когеренции), четвертые вообще считают истинность знаний делом условного соглашения (конвенционализм). В любом из этих случаев критерий истины (если он признается) не выводится за пределы разума, так что знание замыкается в самом себе.
    Не выходит за пределы сознания критерий истины и в случае, когда он ограничивается в качестве одностороннего воздействия объекта на органы чувств субъекта. Однако, во-первых, все большее количество получаемых опосредованно научных понятий и положений не обладают и в силу этого не могут быть подвергнуты проверке с помощью чувственного опыта. Во-вторых, чувственный опыт индивидуального субъекта недостаточен; обращение же к чувственному опыту массы людей означает не что иное, как все ту же пресловутую общепризнанность, мнение большинства.
    Неправомерно утверждение и тех, кто мерилом истинности считал точность и строгость, ясность и очевидность. История не пощадила и эти взгляды: весь XX в. проходит под знаком определенной девальвации математической точности и формально-логической строгости в связи с обнаружением парадоксов теории множеств и логики, так что точность так называемых “описательных”, обычных наук оказалась в некотором смысле более “прочной”, чем точность самых “точных” наук — математики и формальной логики.
    Итак, ни эмпирические наблюдения, которым не свойственна так необходимая критерию истинности всеобщность, ни рационалистическая в своей основе ставка на ясность аксиом, исходных принципов и строгость логических доказательств не в состоянии дать надежный, объективный критерий истины. Таким критерием может быть только материальная деятельность, т.е. практика, понимаемая как общественно-исторический процесс.
    Выступающая в качестве критерия истины практика обладает всеми необходимыми для этого свойствами: обращенной к объекту и выходящей за пределы сферы знаний деятельностью; всеобщностью, поскольку, практика не ограничена деятельностью индивидуального субъекта познания; необходимой чувственной конкретностью. Короче говоря, практика предполагает переход от мысли к действию, к материальной действительности. При этом успех в достижении поставленных целей свидетельствует об истинности знаний, исходя из которых, эти цели ставились, а неудача — о недостоверности исходных знаний.
    Чувственная конкретность практики не означает, что она должна подтверждать истинность каждого понятия, каждого акта познания. Практическое подтверждение получают лишь отдельные звенья рассуждений того или иного познавательного цикла; большинство же актов познания осуществляется путем вывода одного знания из другого, предшествующего; процесс доказательства происходит часто логическим путем.
    Логический критерий всегда сопутствует критерию практики как необходимое условие реализации последнего. И все же логическое доказательство выступает лишь вспомогательным критерием истины, в итоге само имея практическое происхождение.
    Велик удельный вес формально-логического критерия истины (вернее, точности и непротиворечивости) в сфере математического знания. Но и здесь только в области фундаментальной, “чистой” математики он выступает непосредственным критерием истинности математических построений. Что же касается прикладной математики, то здесь практика является единственным критерием истинности математических моделей, их эффективности.
    Относительность практики как критерия истины заключается в том, что, будучи всегда исторически ограниченной, она не в состоянии до конца, полностью доказать или опровергнуть все наша знания. Практика способна осуществить это только в процессе своего дальнейшего развития.
    “Неопределенность”, относительность практики как критерия истины находится в единстве с ее противоположностью — определенностью, абсолютностью (в итоге, в принципе, в тенденции). Таким образом, относительность практики как критерия истины соответствует относительной истине, характеру знаний, которыми человечество располагает на данном этапе своего исторического развития.
    Заключение
    Подводя итог данного реферата, можно сказать, что проблемы, касающиеся истины, ее критериев, интересовали людей с глубокой древности. И первым из известных нам философов, у кого эта проблематика приобретает особое философское звучание, является Аристотель. Классифицировав и обобщив методы познания в науке, Аристотель создает учение о формах постигающего истину мышления, то есть логику. Разум человека рассматривается как особый механизм. Лишь применение законов логики позволяет ему приблизиться к истине. По Аристотелю, для применения науки логики необходимо опираться на непреходящее бытие. У Аристотеля истина рассматривается как высшая форма бытия. Человек, постигая истину, приближается к совершенному бытию.
    В дальнейшем историческом развитии учение Аристотеля стало источником многочисленных школ и направлений. После опубликования трудов И. Канта, вырисовывается направление философской мысли: истина носит «субъективный» характер, основное внимание при исследовании проблемы истины следует уделять познанию самого человека, законов его разума. Достаточно убедительно показано Кантом, что не может существовать всеобщего критерия истины. Все, чем располагает человек — это формальные законы логики. Но Кант утверждает, что эти законы строятся на основании априорных форм рассудка. Им впервые было устранено противоречие, заведшее в тупик философию того времени. Являются ли человеческие знания продуктом чувственного восприятия, или же это плоды умственной деятельности? Предложенная Кантом концепция постижения человеком окружающего мира на основе априорных форм рассудка позволила выйти из этого тупика.
    Мы никогда не овладеваем реальностью целиком, раз и навсегда. Картина её постоянно заменяется, расширяется, углубляется, корректируется, Но главное — она никогда не остаётся только чистым, отвлечённым образом мира, Она состоит из деталей, которые работают материально, практически в огромном количестве человеческих изобретений — в технике, технологиях, предметах домашнего обихода, медицинской и социальной практиках.
    Именно практика, как широчайшая система человеческой деятельности оправдывает существование познания и помогает правильно понять все его нюансы, справиться с его сложностью и противоречивостью. Именно практика становится последним аргументом в длинной цепи разнообразных возражений против скептицизма и агностицизма, которые, несомненно, внесли свой живой вклад в постижение природы познавательной деятельности человека.
    Список используемой литературы
    1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник [Текст] / М.: Проспект, 1999. – 576 с.
    2. Карпович В.Н. Проблема. Гипотеза. Закон [Текст] / Новосибирск: Наука, 1980. — 176 с.
    3. Ливанова А. Три судьбы [Текст] / М.: Знание, 1975. — 224 с.
    4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / М.: Педагогика, 1972. — 168 с.
    5. Природа научного открытия. Ред. А.Н. Панченко [Текст] / М.: Наука, 1986. — 304 с.

  9. «Всякая истина рождается как ересь и умирает как предрассудок» ( Т. Г. Гексли )
    В выбранном мною высказывании автор затрагивает проблему эволюции человеческого познания как процесса бесконечного продвижения от одной относительной истины до другой. Во все времена человек пытался докопаться до сути, добраться до истины. В этом состоит сама суть познания, которую многие философы выделяли как главную способность человека, то, что отличает его от животного.
    Английский учёный-агностик XIX века Томас Генри Гексли говорил: «Всякая истина рождается как ересь и умирает как предрассудок». Иными словами, он полагал, что любая истина, появляясь на свет, опережает своё время, кажется противоестественной, ирреальной. А по прошествии некоторого времени, при более глубоком изучении предмета, оказывается, что эта истина вовсе не даёт того полного знания, которое должна давать, и отмирает как недостоверный пережиток прошлого. Я разделяю точку зрения Т. Гексли и также считаю, что процесс познания человеком мира, окружающего его, не стоит на месте, а значит, мы постоянно узнаём что-то новое о, казалось бы, уже полностью изученных предметах и явлениях. И в таких случаях наши знания об этих предметах и явлениях устаревают, и то, что когда-то казалось невероятной ересью, не укладывалось в человеческих умах, теперь отходит в прошлое как предрассудок.
    Для более полного обоснования выбранной точки зрения обратимся к теоретическим доводам. В первую очередь это высказывание связано с таким видом человеческой деятельности, как познание. Познание, по сути, и является тем самым процессом, в ходе которого человек пытается найти упомянутую в высказывании истину. Важно отметить, что выбранное мною высказывание полностью отвечает агностическому мировоззрению относительно процесса познания. Агностицизм (в области познания) означает философское течение, которое заключается в том, что человек не способен познать мир, а способен лишь на познание своих субъективных образов. Иными словами, агностики отрицают способность человека добраться до истины.
    Так что же такое истина? Современные обществоведы определяют истину как знание, которое достоверно, то есть в полной мере соответствует познаваемому объекту или явлению. Истины можно разделить на два разряда: абсолютная и относительная. Абсолютная истина представляет собой полное, окончательное, исчерпывающее знание о предмете – идеальный конечный результат процесса познания. Относительная же истина предполагает любое достоверное знание. То есть все полученные человеком достоверные знания – относительные истины. Так же как отдельную характеристику истины выделяют её объективность. Объективная истина – знание, свободное от субъективных факторов, объективное отражение действительности.
    Для подтверждения истинности того или иного знания учёные выделяют различные критерии истины. Так, например, философы-марксисты считали, что универсальный критерий истины – подтверждение её практикой. Но, так как далеко не все знания можно проверить на практике, выделяют и другие критерии истины. Такие, как, например, построение логически непротиворечивой системы доказательств или очевидность, аксиоматичность истины. В основном эти критерии используются в математике. Другим критерием может быть здравый смысл. Также некоторые современные философы выделяют как критерий истины компетентное мнение группы учёных. Это свойственно современной науке, особенно для узких областей. В данном контексте мне хотелось бы вспомнить изречение немецкого публициста и писателя Людвига Бёрне: «Истина – это заблуждение, которое длилось столетия. Заблуждение – это истина, просуществовавшая лишь минуту».
    Помимо теоретических обоснований, можно привести также ряд конкретных аргументов. Пожалуй, самым ярким примером можно считать отказ от геоцентрической системы мира (представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды). В ходе научной революции XVII века выяснилось, что геоцентризм несовместим с астрономическими фактами и противоречит физической теории; постепенно утвердилась гелиоцентрическая система мира. То есть как сначала сенсационно и неправдоподобно появилась истина, гласящая, что Земля не просто часть Вселенной, но и её центр, так же впоследствии она уступила дорогу новому знанию.
    Можно привести и другой пример. Древние люди не могли объяснить многих природных явлений, таких, например, как дождь, гром, солнце. Но так как человеку необходимо дать объяснение происходящему, познать непонятные явления, то они были объяснены действиями небесных сил – богов. Для древних славян истинное знание о громе заключалось в том, что бог Перун гневается на свой народ. Но разве можем мы считать это истиной в наши дни, когда мы уже вроде бы досконально изучили эти явления с научной точки зрения? Конечно нет. Более того, такие точки зрения воспринимаются в современном мире не просто как предрассудок, а как глупость и невежество.
    Каждому новому знанию присуща некая дерзость. Вспомним, например, ситуацию рубежа XIX и XX веков, когда люди были уверены, что изучать уже нечего: всё изучено и открыто. Повсеместно начали закрываться кафедры физики, учёные начали забрасывать свою деятельность. Но великие открытия были ещё впереди. Были открыты делимость атомов, лучи Рентгена, Эйнштейн открыл теорию относительности, и многое другое. Тогда эти знания казались противоестественными и революционными. Однако сейчас мы воспринимаем эти вещи как очевидные и устоявшиеся.
    И, наконец, что может быть очевиднее и аксиоматичнее даже для человека не особо сведущего в математике, чем то, что через две точки пространства проходит прямая, и притом только одна? Но это является истиной только в Евклидовой геометрии (III в. до н. э.). В геометрии Лобачевского (середина XIX века) эта аксиома вовсе не является истиной. Да и вообще, вся Евклидова геометрия является лишь частным случаем геометрии Лобачевского.
    Также можно привести и пример из жизненного опыта. Думаю, у каждого человека есть или был такой друг, о котором, казалось бы, известно всё: его поведение предсказуемо, его характер хорошо изучен, как нам кажется, у нас сложилось истинное знание об этом человеке. Мы можем знать, например, о его доброте, и каково же будет наше удивление, когда мы собственными глазами увидим, что этот человек способен на жестокость. Именно в этот момент аксиома и попадёт в разряд предрассудков.
    Таким образом, проанализировав теоретические и фактические примеры, можно сделать вывод о том, что, действительно, любая истина имеет свой «срок годности». Появляясь как что-то непонятное, неприемлемое, она становится частью нашего сознания, истиной в привычном понимании этого слова, а потом умирает под напором новых идей, познания и прогресса.
    < Предыдущая Следующая >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *