Сочинение на тему мцыри 8 класс по плану

11 вариантов

  1. Центральное место в поэме “Мцыри” занимает образ главного героя, самого Мцыри. Трактуется он необычно. Нет четких внешних признаков, каких-то индивидуальных черт, загадочности, что обычно присваивают романтическим героям. Зато превосходно передано состояние души Мцыри. Нам показываются не только поступки героя, но и объясняется, отчего это происходит. Мцыри мечтает о простом человеческом понимании и очень хочет быть услышан хоть кем-то.
    В поэме так же присутствует противоречие индивида миру, который его окружает. Например, у Мцыри есть цель: “Взглянуть на дальние поля, узнать, прекрасна ли земля…”, находясь в заточении. Он мечтает увидеть другой мир, другие просторы и других людей. Хочет найти ту землю, где ему будет свободно и хорошо жить.
    Мцыри уходит не от самого себя, а от мира, который держит его в заточении. Отечество для него – истинный дар, поэтому вырваться на свободу – одна из главных целей Мцыри. Когда он сбегает из своей “тюрьмы”, шумит буря, но герой считает это знаком, желает “обняться с бурей”, окунуться в перемены с головой.
    Как говорит Мцыри, “три блаженных дня”, которые он провел на воле, дали ему многое. Эти дни раскрывают всю натуру героя: любовь к свободе, желание жить, бороться, достигать поставленных целей.
    Лермонтов не стал делать героя романтическим. Он считает, что любовь испортит юношу. Когда Мцыри встречает грузинку у реки, он тает от ее пения, но сразу вспоминает о своей цели и закрывается от романтики. Даже здесь он не отходит от своей задачи – прийти к себе домой, туда, где можно встретиться с матерью и отцом, где можно быть собой. Он предпочитает свободу, а не любовь.
    Сражение с барсом – ключевой момент в поэме. Мцыри побеждает, но терпит поражение перед судьбой. Он умирает на чужбине, но никого не винит, считая, что во всех своих бедах виноват он сам. Умирая, он просит отнести его в сад, дабы умереть свободным.

  2. “Однажды русский генерал
    Из гор к Тифлису проезжал;
    Ребенка пленного он вез”
    Эти строки являются началом известного рассказа Мцыри. В нём идет речь о горце, который по сути можно считать примером свободы и непокорности. Несколькими строками автор описал детство и юношество главного героя. Мцыри был взят в плен и его увозили в Россию, но в пути он заболел. Приютить его решился некий монарх, он ухаживал за больным и воспитывал. Несмотря на тяжелую болезнь и серьезные испытания в жизни это закалило в ребенке могучий дух. Рос мальчик одиночкой, он не общался со сверстниками, не интересовался ими и никому не доверял свои переживания. С самого детства героя можно выделить две главные характеристики, это сильный дух и слабое тело. Ведь он очень слабый, тонкий и гибкий, но это не мешало ему стойко переносить страдания.
    Читая произведение, мы видим, что Лермонтов показывает Мцыри как героя-мятежника, который решается бунтовать против общества. Освобожденный Мцыри теперь на свободе и теперь ему нужно привыкать к новой жизни. Его внимание приковывает абсолютно всё, он с любопытством наблюдает за деревьями, росой на листьях и даже обычной тенью. Описывая эти сцены Лермонтов показывает истинную душу Мцыри, он не может считаться только диким горцом, ведь внутри его есть философ и поэт, и всё это проявляется по мере ощущения героем свободы.
    Чувство любви так же не является чужим для Мцыри. Он с горестью вспоминает своих отца и сестер, для него эти люди были самыми драгоценными и святыми. Не прошла мимо парня и встреча с красивой девушкой, увидев её, он долго не мог перестать думать. Её образ являлся Мцыри даже во сне. Конечно можно предположить, что если б не определенная цель молодого человека, то его любовь могла развиваться достаточно хорошо, он смог бы любить долго и быть счастливым. Держа путь на свою родину, Мцыри следует на Кавказ. Поэтому влюбленность стала для него неким испытанием, через которое он прошел ради мечты.
    Свобода для главного героя длилась три дня, после чего он был изранен и ему пришлось вернуться в монастырь. Но эти три дня всё же много изменили в нем, поэтому в монастырь вернулось только тело Мцыри, а душа его была свободна от плена. Характеризуя Мцыри можно выделить разносторонность героя, автор совместил в нем своеобразные черты, которые в какой-то степени заставляют видеть противоречивого героя.
    Характеристика главного героя поэмы Мцыри для 8 класса. По литературе. Черты характера.
    8 класс

  3. Почему же он пытается оттуда сбежать? Его не пытали и не делали ничего плохого. Парню было одиноко и хотелось найти близкого по духу человека.  Он был сиротой и никогда не чувствовал тепло и любовь. Юноша стремиться, быстрее освободиться и готов ради этого даже  пожертвовать своей жизни. Лучшими днями в его жизни были те 3 дня на воле. Юноша смог почувствовать свою свободу в действиях, ему никто не говорил как и что нужно делать. Он не переживает что у него не получилось выбраться на волю. Он рад, что в его жизни были эти три дня свободы.
    Сначала молодой человек вспоминает свое детство и своего отца. Потом он встречает красивую грузинку. После этого у него случится встреча с барсом. Герой должен будет сражаться с ним, хотя в монастыре никто не научил его драться. Юноша сумел победить врага. Весь избитый и опустошённый бродя 3 дня, юноша смог прийти только к своему монастырю. Умирая, он просил похоронить его в саду.
    Поэма мотивирует нас никогда не сдаваться и всегда пробовать воплотить свою мечту. Читатель считает юношу настоящим героем, он мужественно сражался за свою свободу. Даже если у него не вышло, это не значит что он трус и неудачник. В каждом возрасте произведение можно понимать по-разному. При взрослении оно набирает все больше и больше философского смысла. Не обязательно тюрьма должна быть в прямом смысле. Многие люди чувствуют моральное заточение и не могут никуда от этого сбежать. Нужно чувствовать себя уверенно и делать только то, что нравится вам. Нельзя чувствовать моральное и физическое заточение. Такое насилие не приведет ни к чему хорошему. Мцыри познавательное произведение, которое позволяет о многом задуматься, в том числе и о жизни в целом.

    Вариант 2

    Великий русский поэт. М.Ю. Лермонтов задумал создать поэму о скитаниях юного горца, лишенного Родины и семьи, еще в юности. Он часто в детстве бывал на Кавказе с бабушкой, которая привозила его для оздоровления. Маленький Лермонтов был слаб здоровьем. Поэт от всей души полюбил горы и природу Кавказа. Однажды в 23-х летнем возрасте он в очередной раз посетил Кавказ, в частности город Мцхету, старую столицу Грузии. Там он встретил монаха, поведавшего Михаилу удивительную и грустную историю. Поэт давно мечтал написать нечто подобное. Поэма «Мцыри» была издана в 1840 году, через год после создания. Вначале он дал ей название «Бэри», что на грузинском означает «монах». Но потом заменил более подходящим для своего творения словом «Мцыри», в переводе с грузинского – «послушник», чужеземец».
    В поэме описываются события не в хронологическом порядке. Вначале описан старинный монастырь, уже заброшенный давно, где воспитывался главный герой. Потом автор возвращается к детству мальчика и его воспоминаниям о далекой Родине, к тому, как он оказался в чужом краю:
    Шестилетнего ребенка, взятого в плен, русский генерал вез в Тифлис. Но по дороге мальчик сильно заболел, и генерал бросил его в монастыре под присмотром монахов. Несмотря на возраст, мальчик был терпеливым и гордым: ни словом не пожаловался на свои муки. Один из монахов выходил умирающего, и его оставили послушником при монастыре. Он научился чужому языку, чужой религии, но видно не мог забыть отчий дом. Всегда был печален и молчалив. Мальчик незаметно превратился в юношу, и пришло время принять ему монашеский обет. Но вдруг темной осенней ночью он исчез. Три дня искали его монахи, но тщетно. Исхудавшего и обессиленного, его нашли в степи какие-то люди и принесли в обитель. Когда юноша пришел в себя, он отказывался от пищи и не хотел говорить.
    Тогда к нему пришел чернец, который вылечил его когда-то. Собрав последние силы, Мцыри поведал монаху о своих мыслях и чувствах, о том, что он делал вне монастыря. Прежде всего, Мцыри упрекал своего наставника за то, что в детстве он спас ему жизнь. С горечью вспоминал, что его оторвали от родной земли, от отца и матери, сделали рабом! Но он всегда мечтал хоть на миг оказаться там, где родился.
    И тогда он сбежал! На волю, долой из мрачных стен, к свободе! Он вспомнил все: отца и мать, своих сестер, свой дом в ущелье. Встретив у ручья девушку с кувшином, он был смущен ее красотой. И так захотелось жить настоящей жизнью, какой жили его предки: любить, сражаться, наслаждаться красотой природы.
    И вот он повстречал барса, изумительно красивого, но опасного хищника. В юноше проснулся инстинкт охотника, он решил сразиться со зверем. Закипел смертельный бой:
    «И мы, сплетясь, как пара змей,
    Обнявшись крепче двух друзей,
    Упали разом, и во мгле
    Бой продолжался на земле».
    В этой битве победил человек. Мцыри понял, каким бы он мог быть героем в своей стране. Он отправился дальше искать родные горы, но оказалось, что сделал круг и вернулся в окрестности монастыря. Его охватило отчаянье. Тогда и решил умереть. Ведь лучше смерть, чем вечный плен. Он сознательно отказывается от пищи и просит лишь о том, что бы его предали земле в том месте монастырского сада, откуда можно видеть Кавказ.
    Вначале критики восприняли поэму, как призыв к революции. Но позже рассмотрели эту тему более широко: воспевается любовь к Родине, к своим историческим корням, стремление к любви и семье. Осуждается рабство, навязывание определенной духовности. Человек стремиться быть свободным и счастливым.  «Доверие к жизни и к внутренним силам личности провозглашает и поэтизирует Лермонтов в «Мцыри»» (В.И. Коровин).

  4. Мцыри был юношей, которого взял с собой русский генерал в одном из аулов во время Кавказской войны. Тогда ему было примерно шесть лет. В пути он заболел и отказывался от пищи. Тогда генерал оставил его в монастыре.
    Однажды русский генерал
    Из гор к Тифлису проезжал;
    Ребенка пленного он вез.
    Тот занемог, не перенес
    Трудов далекого пути;
    Он был, казалось, лет шести…
    …Он знаком пищу отвергал
    И тихо, гордо умирал.
    Из жалости один монах
    Больного призрел…
    Мальчик вырос в монастыре, но накануне принятия монашеского обета в сильную грозу бежал. Нашли его три дня спустя, умирающим, неподалеку от монастыря. С большим трудом удалось его разговорить.
    …Уже хотел во цвете лет
    Изречь монашеский обет,
    Как вдруг однажды он исчез
    Осенней ночью. Темный лес
    Тянулся по горам кругом.
    Три дня все поиски по нем
    Напрасны были, но потом
    Его в степи без чувств нашли…
    Он на допрос не отвечал…
    …Тогда пришел к нему чернец
    С увещеваньем и мольбой;
    И, гордо выслушав, больной
    Пристав, собрал остаток сил, И долго так он говорил…
    Говоря о причинах бегства, Мцыри сказал о своей молодой жизни, которая почти целиком проведена была в монастыре и все это время воспринималась им как плен. Он не хотел окончательно превратить ее в жизнь монаха:
    Я мало жил, и жил в плену.
    Он стремился узнать свободную жизнь,
    «Где в тучах прячутся скалы,
    Где люди вольны как орлы».
    Он вовсе не раскаивается в своем поступке, наоборот, сожалеет о том, что так мало успел изведать за эти три дня. Монахи не могли дать ему человеческого тепла и участия, к которому он так стремился и так жаждал все эти годы.
    Я никому не мог сказать
    Священных слов «отец» и «мать».
    Я видел у других
    Отчизну, дом, друзей, родных,
    А у себя не находил
    Не только милых душ – могил!
    Он считал себя «рабом и сиротой» и упрекал чернеца за то, что вольно или невольно, но монахи лишили его полноценной жизни. Можно уйти от мира, изведав его и устав от него, но ничего этого у него не было.
    Я молод, молод…Знал ли ты
    Разгульной юности мечты?
    Что за нужда? Ты жил, старик!
    Тебе есть в мире что забыть,
    Ты жил,- я также мог бы жить!
    Мцыри вырвавшись на волю, полностью доверился миру, который его окружал, стал воспринимать его совсем иначе, нежели в монастыре. Теперь он ощутил себя частью этого мира, он даже не чувствовал себя человеком.
    …Я сам, как зверь, был чужд людей
    И полз и прятался как змей.
    И все природы голоса
    Сливались тут; не раздался
    В торжественный хваленья час
    Лишь человека гордый глас.
    …И я висел над глубиной.
    Но юность вольная сильна,
    И смерть казалась не страшна!
    Новые впечатления пробудили в нем давно забытую память о прошлом, о детстве. Он вспомнил свой аул, родных, и смутно понял направление, в котором необходимо двигаться. У него появилась цель.
    «И вспомнил я отцовский дом…»
    Но он избегал людей и не желал их помощи. Его единение с природой было бы нарушено вмешательством человека, он полностью отдался судьбе.
    Но верь мне, помощи людской
    Я не желал…Я был чужой
    Для них навек, как зверь степной;
    И если б хоть минутный крик
    Мне изменил – клянусь, старик,
    Я б вырвал слабый мой язык.
    Поединок с барсом заставил Мцыри напрячь все оставшиеся силы, и он же показал всю переменчивость дикой природы. Мцыри вступает в борьбу без оружия, как первобытный человек. Зверь побежден, человек оказался сильнее. Израненный Мцыри понял, что его поступок был явно обречен на неудачу: он сравнил себя с тепличным цветком, попавшим под солнечные лучи.
    Но что ж? Едва взошла заря,
    Палящий луч ее обжег
    В тюрьме воспитанный цветок…
    Раненый. Измученный, голодный юноша выходит из лесу, слышит знакомые колокола, и понимает, что вернулся к монастырю.
    Мцыри умирает. Смерть физическая от ран, полученная в схватке с барсом, смерть духовная – возвращение в монастырь. Рушатся романтические идеалы. Умирая, Мцыри нисколько не раскаивается в своем поступке, никого не проклинает; если что и вызывает его сожаление – так это то, что до родины он не добрался. Он просит похоронить его на месте, откуда видны вершины Кавказа.
    Судьба Мцыри закономерна, потому что он бросился в большой мир безо всякой подготовки, узнавая его на ходу странствия. Он протестовал против угнетения личности, но протест его был хаотичен, а цели призрачны и непродуманны. Он попытался опереться на дикую природу внутри себя, но дикая природа темна и смертоносна, полна игры слепого случая. Трагедия Мцыри – трагедия стихийного протеста, наглядный пример для каждого, кто пытается восставать против существующего положения вещей без ясного понимания, зачем он это делает. Четкое понимание и осознание своих поступков – привилегия человека.

  5. Но вместе с тем образ героя Мцыри — это образ, носящий отпечаток трагической раздвоенности. Для понимания этого необходимо обратиться к имени героя, не случайно выбранного Лермонтовым. «Мцыри» по-грузински — не только «послушник», но еще и «чужак». Так исподволь, через имя, в поэму вводится романтический мотив одиночества и отверженности.
    Мцыри чужд тому месту, где он вырос. Монахи, в силу своей религии отрицающие не только свободный человеческий дух, но и любые земные радости, не могут понять его страстной натуры. Жизнелюбие Мцыри, его поиск свободы и счастья вызывает у них лишь недоумение, недаром исповедь Мцыри монах не раз «хладно» прерывал. Но и совершив долгожданный побег, герой не приблизился к своему идеалу. Да, он наслаждается вольной жизнью, но натура Мцыри такова, что он не может довольствоваться малым. Вернуться домой, на родину! — вот чего он по-настоящему желает. Однако возможно ли это возвращение?
    … Но скоро в глубине лесной
    Из виду горы потерял
    И тут с пути сбиваться стал.

    Я стал влезать на дерева;
    Но даже на краю небес
    Все тот же был зубчатый лес.
    Мцыри сбился с пути, его родной Кавказ так близко: он может его видеть, и в тоже время несказанно далеко, ведь Мцыри не знает пути туда. Он не имеет природного чутья, по которому мог бы найти дорогу через темный лес, долгие годы взаперти в монастырских стенах отбили это чутье. Да и кто ждет Мцыри в родном, но давно разоренном ауле? Мертвы его близкие, он остался последним, гордый, но одинокий пленник обстоятельств. Внешне полный жизненных сил и устремлений, внутри Мцыри — «тюремный цветок», для которого воздух свободы оказался губительным. Постепенное осознание самим героем этого факта подымает образ Мцыри к высотам трагического образа:
    … понял я тогда,
    Что мне на родину следа
    Не проложить уж никогда…
    Для того, чтобы подчеркнуть трагизм ситуации, Лермонтов вводит две сцены: битву с барсом и предсмертный бред героя. Они, каждая по-своему, глубже раскрывают образ главного героя. Из эпизода с битвой можно увидеть, сколько еще нерастраченных сил, которые можно бы было использовать во благо, таится в Мцыри. И всему этому суждено погибнуть! Здесь образ Мцыри сливается в представлении поэта с образом его поколения 1830-х годов в целом. Его современники, как и Мцыри, имели много идей и устремлений, но, как и у Мцыри, у них не хватало сил их осуществить.
    Перед смертью Мцыри снится сон, в котором он говорит с золотой рыбкой. Эта рыбка предлагает ему забыться глубоким сном на дне озера, обещая покой, «привольное житье» и свою любовь. Но разве покой нужен Мцыри? Нет, единственное, что его по-настоящему интересует, это его родина, и не страх смерти, ни какой-либо соблазн не могут заставит его ее позабыть. Перед смертью он глядит на Кавказ, надеясь на то, что «Быть может, он с своих высот / Привет прощальный мне пришлет, / Пришлет с прохладным ветерком…».
    Вот так из мелких сцен и складывается художественно достоверный образ главного героя в поэме «Мцыри». Мцыри предстает перед читателем свободным и несломленным, и вместе с тем очень разносторонним юношей, судьба которого могла бы сложиться совсем по-другому. Обстоятельства погубили его, но так и не смогли себе подчинить, они даже не смогли озлобить его естественную, близкую к природе душу. Перед смертью он прощается с далекими родными горами, и выражает надежду на то, что «я засну, / И никого не прокляну!…».

  6. Сочинение по поэме Лермонтова Мцыри
    План
    1.Введение
    2.Особенности конфликта в поэме
    3.Был ли предопределен трагический финал судьбы героя
    4.Тема патриотизма в поэме
    «Мцыри» – одна из самых лучших, глубоких и прочувствованных поэм Лермонтова. В ней наиболее ярко отражена сложная идейная борьба эпохи романтизма. Это произведение о свободе, которая никогда не достаётся легко и нередко сопряжена со смертью.
    Основной конфликт в поэме «Мцыри» – противостояние судьбы, того положения, в котором герою пришлось оказаться, и стремления к свободе. Поэтому, кстати, Лермонтов и дал такое название поэме – в переводе с грузинского это слово означает «неслужащий, недоучившийся монах»; одним из первоначальных вариантов названия было «Бэри», то есть просто «монах». Новое название куда лучше отражает основную проблему произведения.
    Так уж получилось, что Мцыри всю свою жизнь просуществовал в закрытом от внешнего мира монастыре, будучи лишён радостей жизни. И под конец жажда этой самой жизни взяла верх. Сбежав из монастыря, он принялся навёрстывать упущенное – влюбился в девушку, сразился с барсом, ощутил массу новых запахов, вкусов, увидел горы, леса, реки и долины. В финале его настигла смерть, и настигла она его у стен родного монастыря, однако дух Мцыри даже в этот момент оказался не сломлен.
    Ключевым моментом, объясняющим суть трагедии героя, является его беседа со старым монахом, который в молодости вёл полнокровную жизнь. Монах привёл его в чувство и принялся исповедовать, однако Мцыри упрекает его. Ведь он не желает умереть рабом, в обители, которая погубила его душу ещё в детском возрасте. Старому монаху легко говорить о покое, безмятежности и тишине, ведь он прожил настоящую жизнь, а вот он, Мцыри, сыт этой тишиной и безмятежностью по горло.
    О своём поступке – побеге из монастыря – он не жалеет, считая его не грехом, а подвигом. На свободе он пробыл всего три дня, но они показались ему более полными жизни, чем всё его предшествующее существование.
    Мцыри с детства был болезненным и слабым ребёнком, так что недолгая его жизнь была, в сущности, предопределена. Это перекликается с детством самого Лермонтова, который также рос болезненным. Важно отметить, что герой убежал из монастыря «осенней ночью», в момент, когда бежать было нежелательно.
    Недостаток сил, жизненного опыта и враждебный характер внешнего мира и привели его к гибели. Видимо, о чём-то таком и подозревал Мцыри. Он решился на побег в неподходящее время, наверное, потому, что боялся, что до более благоприятной поры он мог и не дожить. Тем более что в тот миг он готовился окончательно принять монашеский постриг и, таким образом, полностью оторвать себя от мира.
    Герой хотел хоть немного вкусить жизни перед смертью. Важно и то, что Мцыри всегда одинок. Его порыв не получает поддержки со стороны, остальные монахи и прислужники не понимают его мотивов. Лишь старый инок, исповедовавший его перед смертью, находит путь к его душе и, кажется, понимает его. «Один в поле не воин», вот и Мцыри, какой бы сильной волей, отчаянной решимостью и смелостью он ни обладал, не способен вырваться на свободу насовсем.
    В поэме Лермонтов поднимает и тему патриотизма, однако трактует её своеобразно. Монастырь стал для Мцыри родиной – здесь его приютили, вскормили, дали образование и определили для него дальнейший жизненный путь; он даже не знает, кем были его родители – их место заняли монахи. Однако он чувствует, что это не настоящая родина. А настоящая его отчизна находится там, далеко, в той стороне, куда он, собственно, и пытался убежать.
    Таким образом, понятие отечества для Лермонтова неотделимо от свободы; если же в «отечестве» человек чувствует себя бесправным рабом, значит, это отечество ненастоящее. Найдя родителей и деревню, в которой он появился на свет, герой смог бы понять самого себя, открыть своё истинное предназначение. Здесь же, в монастырских стенах, его личность с самого детства подавляли, заменяя её некими чуждыми установками.

  7. 7
    Текст добавил: комп ремонт железо

    Мужественность и воинственность героя отчетливо просматривается в поэме. Он не побоялся сразиться с барсом, провел три дня в голоде. Ничто не смогло сломить в нем жажду свободы, он не жалел о побеге, напротив, еще неистовей тянулся к воле. За эти дни, проведенные в боли, он увидел и почувствовал жизнь – то, чего не смог бы увидеть за долгие годы в монастыре. Мцыри понял: смысл жизни заключается не в существовании, а в борьбе. Необходимо бороться за свою личность, за право зваться человеком.
    Для того чтобы рассказ приобрел искренность и глубину, автор ведет повествование от имени героя, в форме исповеди. Таким образом, читатель глубже проникается его переживаниями и понимает мотивы.
    Юноша страстен от природы, он не стыдится своих чувств и эмоций. Натура его поэтична. Его имя по-грузински означает «чужак», что отражает его одиночество и отверженность. Мцыри не хочет довольствоваться простой свободой, ему необходимо найти свою родину. Однако он, выросший взаперти, не может самостоятельно найти дорогу. В сцене с барсом показано, какое количество нерастраченных сил есть в этом парне, к сожалению, им суждено пропасть вместе с ним.
    В конце поэмы Мцыри погибает. Он так и не сумел достичь родного Кавказа. Но вместе с тем, обстоятельства, заложником которых он стал, не смогли сломить его дух и озлобить душу.
    Лермонтову удалось создать достоверный образ главного героя, наполнить его живыми эмоциями и переживаниями, и когда читаешь поэму, невольно проникаешься состраданием к нему.

  8. В произведении “Мцыри”, Лермонтов затрагивает диалектику души человека, который волею судьбы попал в строгий патриархальный уклад жизни монашеской обители.
    Сам монастырь, изначально в романе, показан как нечто светлое и гуманистическое, что дарует жизнь человеку. Причем такое спасение, происходит наглядно, когда юного мальчика, реально выхаживают монахи спасая его от неминуемой смерти, так как хворь и его состояние от нее не позволили бы ему выжить.
    Однако преодолев смерть, главный герой, начинает жить и взращиваться в условиях, которые по сути, надевают на него духовные кандалы. Причем культура и патриархальные порядки, чужды юному мцыри и от безысходности которая его порабощает своим бытием, он становится настоящим пленником и идеологическим антагонистом общества, которому он как бы всем обязан.
    Саму эту помощь, можно расценивать, только как благо чисто с материальной точки зрения, так как даруя жизнь его телу, она по сути, забирает жизни у его души пленяя ее. При этом, сама обитель, действуя крайне авторитарно, и за счет этого не входя и не вникая в душевные переживания и чаяния героя, с моральной точки зрения, однозначно показана самим автором, как классическая поработитель.
    Такие условия, по сути чужды как самому романтизму, в стиле которого писал сам Лермонтов свое произведение, так и человеку, который имеет свои идеалы нравственности и культуры и хочет в них жить, ощущая подлинную своду, а в месте с ней и гармонию души. При этом сам такой дисбаланс, который вызван гнетом обители, неминуемо сам по себе, ничего кроме вызова от морального антагонизма, вызвать не может.
    Этот вызов, трансформируется в побег, в самый крайней момент его жизни, когда им должен был быть принят обед, сигнализирующий о его окончательном смирении и интеграции в чужеродную для него культуру и все что из нее вытекает.
    Случается побег, где Лермонтов с помощью своего потрясающего описания лона природы родной для автора и точного описания красок чувств которые вызвала она. Его романтическую идиллию усиливает прекрасный образ грузинки и ее кувшин с водой, представленный автором как ключ к потенциальному спасению для тела истощенного юноши.
    Кроме того, автор показывает то, как совершенно незначительный по временному интервалу промежуток времени, может стать целой жизнью и затмить то рабство души, которое порождало в главном герое тотальный конформизм. При этом самому мцыри, удалось воплотить свою мечту о побеги, которая зрела в нем в какие то моменты обостренно, а в какие то подспудно, но в итоге при ее реализации, дала герою ощущение самодостаточности и удовлетворение первостепенных надежд и чаяней во всех смыслах благодати жизни.
    В завершении рома, главного героя, находят и на фоне попытки монахов увещевать и вновь порабощая его внушать о его неправильности в выборе он умирает. При этом, его смерть так же наполнена яркими красками идеализма и превосходства его души, над гнетом патриархальных идей обители. Ему гордо удается умереть, устремив свой взор на далеки, но таки родные места, которые виднеются в виде далеких гор и в обстановки гармонии которую ему дарует прекрасный сам монастыря.

  9. Мцыри был юношей, которого взял с собой русский генерал в одном из аулов во время Кавказской войны. Тогда ему было примерно шесть лет. В пути он заболел и отказывался от пищи. Тогда генерал оставил его в монастыре.
    Однажды русский генерал
    Из гор к Тифлису проезжал;
    Ребенка пленного он вез.
    Тот занемог, не перенес
    Трудов далекого пути;
    Он был, казалось, лет шести…
    …Он знаком пищу отвергал
    И тихо, гордо умирал.
    Из жалости один монах
    Больного призрел…
    Мальчик вырос в монастыре, но накануне принятия монашеского обета в сильную грозу бежал. Нашли его три дня спустя, умирающим, неподалеку от монастыря. С большим трудом удалось его разговорить.
    …Уже хотел во цвете лет
    Изречь монашеский обет,
    Как вдруг однажды он исчез
    Осенней ночью. Темный лес
    Тянулся по горам кругом.
    Три дня все поиски по нем
    Напрасны были, но потом
    Его в степи без чувств нашли…
    Он на допрос не отвечал…
    …Тогда пришел к нему чернец
    С увещеваньем и мольбой;
    И, гордо выслушав, больной
    Пристав, собрал остаток сил, И долго так он говорил…
    Говоря о причинах бегства, Мцыри сказал о своей молодой жизни, которая почти целиком проведена была в монастыре и все это время воспринималась им как плен. Он не хотел окончательно превратить ее в жизнь монаха:
    Я мало жил, и жил в плену.
    Он стремился узнать свободную жизнь,
    “Где в тучах прячутся скалы,
    Где люди вольны как орлы”.
    Он вовсе не раскаивается в своем поступке, наоборот, сожалеет о том, что так мало успел изведать за эти три дня. Монахи не могли дать ему человеческого тепла и участия, к которому он так стремился и так жаждал все эти годы.
    Я никому не мог сказать
    Священных слов “отец” и “мать”.
    Я видел у других
    Отчизну, дом, друзей, родных,
    А у себя не находил
    Не только милых душ – могил!
    Он считал себя “рабом и сиротой” и упрекал чернеца за то, что вольно или невольно, но монахи лишили его полноценной жизни. Можно уйти от мира, изведав его и устав от него, но ничего этого у него не было.
    Я молод, молод…Знал ли ты
    Разгульной юности мечты?
    Что за нужда? Ты жил, старик!
    Тебе есть в мире что забыть,
    Ты жил, – я также мог бы жить!
    Мцыри вырвавшись на волю, полностью доверился миру, который его окружал, стал воспринимать его совсем иначе, нежели в монастыре. Теперь он ощутил себя частью этого мира, он даже не чувствовал себя человеком.
    …Я сам, как зверь, был чужд людей
    И полз и прятался как змей.
    И все природы голоса
    Сливались тут; не раздался
    В торжественный хваленья час
    Лишь человека гордый глас.
    … И я висел над глубиной.
    Но юность вольная сильна,
    И смерть казалась не страшна!
    Новые впечатления пробудили в нем давно забытую память о прошлом, о детстве. Он вспомнил свой аул, родных, и смутно понял направление, в котором необходимо двигаться. У него появилась цель.
    “И вспомнил я отцовский дом…”
    Но он избегал людей и не желал их помощи. Его единение с природой было бы нарушено вмешательством человека, он полностью отдался судьбе.
    Но верь мне, помощи людской
    Я не желал…Я был чужой
    Для них навек, как зверь степной;
    И если б хоть минутный крик
    Мне изменил – клянусь, старик,
    Я б вырвал слабый мой язык.
    Поединок с барсом заставил Мцыри напрячь все оставшиеся силы, и он же показал всю переменчивость дикой природы. Мцыри вступает в борьбу без оружия, как первобытный человек. Зверь побежден, человек оказался сильнее. Израненный Мцыри понял, что его поступок был явно обречен на неудачу: он сравнил себя с тепличным цветком, попавшим под солнечные лучи.
    Но что ж? Едва взошла заря,
    Палящий луч ее обжег
    В тюрьме воспитанный цветок…
    Раненый. Измученный, голодный юноша выходит из лесу, слышит знакомые колокола, и понимает, что вернулся к монастырю.
    Мцыри умирает. Смерть физическая от ран, полученная в схватке с барсом, смерть духовная – возвращение в монастырь. Рушатся романтические идеалы. Умирая, Мцыри нисколько не раскаивается в своем поступке, никого не проклинает; если что и вызывает его сожаление – так это то, что до родины он не добрался. Он просит похоронить его на месте, откуда видны вершины Кавказа.
    Судьба Мцыри закономерна, потому что он бросился в большой мир безо всякой подготовки, узнавая его на ходу странствия. Он протестовал против угнетения личности, но протест его был хаотичен, а цели призрачны и непродуманны. Он попытался опереться на дикую природу внутри себя, но дикая природа темна и смертоносна, полна игры слепого случая. Трагедия Мцыри – трагедия стихийного протеста, наглядный пример для каждого, кто пытается восставать против существующего положения вещей без ясного понимания, зачем он это делает. Четкое понимание и осознание своих поступков – привилегия человека.

  10. Лермонтов показывает нам Мцыри, как противоречивую личность. Слабый и робкий с наружи, сильный и непокорный внутри. В монастыре у Мцыри не было друзей. Он практически ни с кем не общался. Мцыри жил смутными воспоминаниями о родном доме. Мальчик мечтал вновь увидеть своего отца – могучего и сильного воина, услышать песни своих сестер. Мцыри был не тем человеком, который, приклонив колено, будет просить у господа милости. Скорее всего, из него вырос бы храбрый воин, который совершил бы немало подвигов.
    И вот в один из дней, Мцыри решается на побег из монастыря. В это время на город обрушилась страшная гроза. Мцыри не последовал за остальными в укрытие, он бежал на восток, в сторону своего дома. За те три дня, которые мальчик провел на свободе, он увидел другую жизнь. Мцыри чувствовал себя частью природы и наслаждался этим. Он не предал свою детскую клятву, Мцыри шел домой. Его не остановила ни встреча с грузинской девушкой, которая очаровала его своей красотой, ни схватка с барсом, из которой Мцыри вышел победителем.
    К сожалению, судьба распорядилась иначе. Израненный и изнеможенный Мцыри вышел к тому монастырю, из которого бежал три дня назад.
    Перед смертью Мцыри скажет, что ни на минуту не пожалел о своем поступке, что по-настоящему ощутил жизнь только в эти три дня. Он жалел о том, что не смог осуществить свою детскую клятву. Мцыри был сломлен физически, но не духовно. Он стал символом борьбы за свободу и независимость.

  11. 11
    Текст добавил: Дмитрий Дмитриев

    Поэма «Мцыри», написанная М. Лермонтовым в 1839 г., рассказывает читателю о нескольких днях из жизни молодого послушника, о его бегстве из монастыря и последующей гибели. Главные герои в произведении сведены до минимума: это сам Мцыри и его пожилой воспитатель-монах. Образ Мцыри в поэме Лермонтова является ключевым — благодаря ему и раскрывается основная идея произведения.
    Для создания образа Мцыри в поэме Лермонтов использовал целый ряд художественно-композиционных приемов, первым из которых становится выбранный им жанр. «Мцыри» написана в форме исповеди, и главному герою дается возможность самому рассказать о себе. От себя автор прибавит лишь несколько строк о детстве героя. Из них читатель узнает, что Мцыри еще ребенком был привезен в монастырь из разрушенного войной горного аула, перенес тяжелую болезнь и был воспитан как послушник. Правда, уже и из этого краткого описания можно составить некоторое представление о том, как относится автор к образу своего героя: он описывает его с безусловной симпатией.
    Так, говоря о болезни Мцыри-ребенка, Лермонтов пишет: «Но в нем мучительный недуг / Развил тогда могучий дух». Мцыри «гоним неясною тоской», нелюдим, и при это обладает сильным духом — это образ идеального романтического героя, столь любимого Лермонтовым. Но дальнейший рассказ о Мцыри автор предоставляет ему самому. Благодаря этому образ приобретает глубину и искренность, читатель вслед за автором может заглянуть в потаенные уголки души героя и составить о нем безошибочное впечатление.
    Каков же Мцыри? Первое, что можно отметить в его характере, это страстность и горячее желание жизни: « Что за нужда? Ты жил, старик!/ Ты жил, – я также мог бы жить!». Его речь наполнена риторическими вопросами и восклицаниями (в поэме их насчитывается не один десяток), она поэтична и образна. Мцыри не стыдится «кричать и плакать», переживая горе, не стыдится рассказать о своем страхе и радости. Он с живым любопытством наблюдает за открывающейся перед ним природа. Все, от легкого дуновения полуденного ветерка до бушующей грозы, пробуждает в его душе отклик.
    Кругом меня цвел божий сад;
    Растений радужный наряд
    Хранил следы небесных слез,
    И кудри виноградных лоз
    Вились, красуясь меж дерев…
    Так мог сказать лишь человек с тонкой, поэтичной натурой, и то, что Лермонтов вкладывает свои высокохудожественные стихи в уста Мцыри, характеризует его с наилучшей стороны. Перед читателем вырисовывается образ тонко воспринимающего этот мир юноши, наделенного всеми положительными чертами характера, переживающего прекрасную пору юности.
    Но вместе с тем образ героя Мцыри — это образ, носящий отпечаток трагической раздвоенности. Для понимания этого необходимо обратиться к имени героя, не случайно выбранного Лермонтовым. «Мцыри» по-грузински — не только «послушник», но еще и «чужак».
    Так исподволь, через имя, в поэму вводится романтический мотив одиночества и отверженности.
    Мцыри чужд тому месту, где он вырос. Монахи, в силу своей религии отрицающие не только свободный человеческий дух, но и любые земные радости, не могут понять его страстной натуры. Жизнелюбие Мцыри, его поиск свободы и счастья вызывает у них лишь недоумение, недаром исповедь Мцыри монах не раз «хладно» прерывал. Но и совершив долгожданный побег, герой не приблизился к своему идеалу. Да, он наслаждается вольной жизнью, но натура Мцыри такова, что он не может довольствоваться малым. Вернуться домой, на родину! — вот чего он по-настоящему желает. Однако возможно ли это возвращение?
    … Но скоро в глубине лесной
    Из виду горы потерял
    И тут с пути сбиваться стал.

    Я стал влезать на дерева;
    Но даже на краю небес
    Все тот же был зубчатый лес.
    Мцыри сбился с пути, его родной Кавказ так близко: он может его видеть, и в тоже время несказанно далеко, ведь Мцыри не знает пути туда. Он не имеет природного чутья, по которому мог бы найти дорогу через темный лес, долгие годы взаперти в монастырских стенах отбили это чутье. Да и кто ждет Мцыри в родном, но давно разоренном ауле? Мертвы его близкие, он остался последним, гордый, но одинокий пленник обстоятельств. Внешне полный жизненных сил и устремлений, внутри Мцыри — «тюремный цветок», для которого воздух свободы оказался губительным. Постепенное осознание самим героем этого факта подымает образ Мцыри к высотам трагического образа:
    … понял я тогда,
    Что мне на родину следа
    Не проложить уж никогда…
    Для того, чтобы подчеркнуть трагизм ситуации, Лермонтов вводит две сцены: битву с барсом и предсмертный бред героя. Они, каждая по-своему, глубже раскрывают образ главного героя. Из эпизода с битвой можно увидеть, сколько еще нерастраченных сил, которые можно бы было использовать во благо, таится в Мцыри. И всему этому суждено погибнуть! Здесь образ Мцыри сливается в представлении поэта с образом его поколения 1830-х годов в целом. Его современники, как и Мцыри, имели много идей и устремлений, но, как и у Мцыри, у них не хватало сил их осуществить.
    Перед смертью Мцыри снится сон, в котором он говорит с золотой рыбкой. Эта рыбка предлагает ему забыться глубоким сном на дне озера, обещая покой, «привольное житье» и свою любовь. Но разве покой нужен Мцыри? Нет, единственное, что его по-настоящему интересует, это его родина, и не страх смерти, ни какой-либо соблазн не могут заставит его ее позабыть. Перед смертью он глядит на Кавказ, надеясь на то, что «Быть может, он с своих высот / Привет прощальный мне пришлет, / Пришлет с прохладным ветерком…».
    Вот так из мелких сцен и складывается художественно достоверный образ главного героя в поэме «Мцыри». Мцыри предстает перед читателем свободным и несломленным, и вместе с тем очень разносторонним юношей, судьба которого могла бы сложиться совсем по-другому. Обстоятельства погубили его, но так и не смогли себе подчинить, они даже не смогли озлобить его естественную, близкую к природе душу. Перед смертью он прощается с далекими родными горами, и выражает надежду на то, что «я засну, / И никого не прокляну!…».
    Раскрытие образа главного героя поэмы и история его судьбы, пригодятся ученикам 8 классов при написании сочинения на тему «Образ Мцыри в поэме Лермонтова»
    Образ Мцыри в поэме Лермонтова – описание для сочинения по теме | источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *