Сочинение на тему мечеть

12 вариантов

  1. Уже в конце VII века установилось различие в зависимости от назначения и функций между:
    квартальная мечеть— мечеть ежедневной пятикратной молитвы;
    соборная мечеть— мечеть для коллективной пятничной молитвы, совершаемой всей общиной;
    кабире— центральная столичная мечеть;
    мусалла(перс. намазгох?)— общегородская мечеть, в виде открытой площади (для богослужений в праздник Курбан-байрам).
    Соборная мечеть переживает расцвет в эпоху Омейядов, когда её архитектурные формы и богатства декоративного убранства должны были продемонстрировать величие правителей и материальное благополучие, процветание мусульманской общины— уммы.
    Параллельно с этим, простые мечети приобретают большое разнообразие форм и часто имеют районное (квартальное) значение, выполняют роль придворного святилища встроенного во дворец правителя, служат местом ежедневной индивидуальной молитвы и проведения похорон.
    У всех мусульманских культовых сооружений есть одна общая черта— они ориентированы строго на Мекку, или, точнее, на Каабу, то место, куда посылаются молитвы. Это направление на Каабу называется кибла (дословно «то, что находится напротив»). От него получила своё название и задняя, обращённая к Каабе, стена любого молитвенного здания в исламе, которая тоже называется кибла.

    2. Архитектура мечетей

    Мечеть с угловой постановкой минарета— в зодчестве казанских татар наиболее распространена в городской черте;
    Мечеть с двумя минаретами— купольное здание с главным входом, фланкированными двумя высокими цилиндрическими минаретами. Более характерна для Ближнего и Среднего Востока, Малой и Средней Азии;
    Мечеть с минаретом на крыше— прямоугольное одно- и двухэтажное здание с двухскатной крышей, ориентированное с севера на юг. Крышу прорезал восьмигранный или иногда цилиндрический минарет, завершенный высоким пирамидальным или коническим шатром. Минарет располагался в большинстве случаев над геометрическим центром здания и представлял собой двух-трехъярусную башню.

    3. Элементы мечети

    кибла— («то, что находится напротив») направление на Каабу, задняя, обращённая к Каабе, стена мечети;
    михраб— ориентированная на Каабу ниша (плоская, условная или вогнутая), перекрытая аркой, небольшим сводом или конхой и вставленная в раму;
    аназа («стрела»)— стена, резная мраморная доска или деревянная ниша вблизи от входа в мечеть, своего рода михраб во дворе;
    минбар— отличительный признак соборной мечети— кафедра, с которой имам (глава мусульманской общины) произносит пятничную проповедь, аналог амвона в раннехристианской и византийской базилике;
    максура— её появление было обусловлено присутствием в мечети правителя или представителей административной власти. Это— квадратное в плане, отгороженное резным деревянным или металлическим простенком от основного пространства помещение в непосредственной близости от михраба и минбара;
    дикка— специальные платформы, стоя на которых муэдзины повторяют движения имама и тем самым направляют движения верующих;
    кюрси— пюпитр для Корана.
    Необходимость совершать перед входом в мечеть ритуальные омовения привела к появлению специально предназначенных для этого зал, помещений за пределами мечети или фонтанов во дворе, называемых— хаузы.

    4. Требования к посещению мечети

    Если одежда посетителя не соответствует предписаниям ислама, ему (ей) могут предложить надеть халат или хиджаб.
    Перед входом в молитвенный зал снимают обувь
    Перед намазом надо обязательно совершить ритуальное омовение

    5. Возникновение

    Общепринятая этимология слова «мечеть» производит его от «масджид», в свою очередь происходящего от арабского корня «саджада»— падать ниц— в значении места, и означает «место поклонения». Оно указывает на место, где верующий может поклониться Богу во время молитвы, и не предполагает ничего, кроме ритуально чистого пространства. Наряду с исламской версией существует альтернативная, согласно которой слово “мечеть” может происходить от древнерусского “мъчта” (“дух”, “образ”). В этом случае, “мъчеть” — это место встречи с духами. В пользу этой этимологии свидетельствуют “восточное” прошлое Москвы (архитектура, история) и наличие полумесяцев на крестах самых древних православных храмов, а так же факт того, что понятие “мечети” в Европу пришло как слово Москва (“moscue”, “mosche”, “moscu”). На раннем этапе истории Ислама культовые сооружения покоренных народов победители называли словом “мечеть”.

    6. Интересные факты

    Мечетью, самой высоко расположенной от поверхности Земли (хотя и не самой высокой в мире) станет мечеть, занимающая один из верхних этажей Дубайской башни— самого высокого сооружения в мире.
    Самая северная в мире мечеть — Курд-Намаль в Норильске.
    Стены мечети Туркменбаши Рухы украшены не только изречениями из Корана, но и цитатами из книги Сапармурата Туркменбаши «Рухнама».
    Кошки являются единственными животными, которым доступен вход в мечеть.

    7. Галерея

    Мечеть в Лахоре, построенная Аурангзебом
    Мечеть Кул-Шариф в Казани
    Интерьер Мескиты в Кордове
    Парижская соборная мечеть
    Мечеть Джами-уль-Альфар в Коломбо, Шри-Ланка
    Мусульмане в мечети Сринагара, Джамму и Кашмир
    Сианьская соборная мечеть, Китай
    Суннитская мечеть Владикавказа
    Уфимская мечеть-медресе «Ляля-Тюльпан»
    Уфимская мечеть «Хамза-Хаджи»
    Мечеть в Белорецке (Башкортостан)
    Мечеть в комплексе дворца Ширваншахов в Баку
    Мечеть Туркменбаши Рухы главная мечеть Туркменистана.
    Мечеть Хатам Аль-Анбия в Москве

    Примечания

    Большая Советская Энциклопедия. Мечеть. Бартольд В.В. — bse.sci-lib.com/article076177.html
    А. Д. Михельсон. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.

    Немного про мечеть

    — 1865 — dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/41952/МЕЧЕТЬ
    Dunyanin en yuksek camii — http://www.yeniasya.com.tr/2009/12/30/dunya/h1.htm. Yeni Asya Gazetesi (30 декабря 2009).
    Мусульмане на Крайнем Севере — http://www.islamnews.ru/news-6406.html. Islam News.
    ВЕДОМОСТИ — Наследство “отца всех туркмен” — http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2006/12/22/118145
    Мечеть Селимие в Эдирне
    Мечеть Султанахмет, Стамбул
    Мечеть Омейядов в Дамаске была византийской церковью перед арабским завоеванием Сирии
    Мечеть Хаcсан II

  2. Тема: Соборные мечети Башкирии
    Содержание:
    1). Введение……………………………………………. стр. 3
    2). Первая соборная мечеть…………………………..стр. 5
    3). Вторая соборная мечеть…………………………….стр. 7
    4). Третья соборная мечеть……………………………стр. 8
    5). Четвёртая соборная мечеть………………………стр. 10
    6). Пятая соборная мечеть……………………………стр. 12
    7). Шестая соборная мечеть………………………….стр. 14
    8). Медресе”Гусмания”………………………………стр. 15
    9). Заключение…………………………………………стр. 19
    10). Использованная литература……………………стр. 20
    Введение:
    Мечети это культовые здания мусульман, где совершают моления, читают Коран,
    проповеди и распространяют религиозные знания. Первая мечеть была построена
    в Медине (в городе пророка Мухаммада). Главная мечеть мусульман считается
    мекканская “Масджидаль Харам”. Бывают мечети “соборные” – для коллективных
    молений в праздники и в пятницу, пятивременные, сельские, квартальные. Их
    строят при медресе, на вокзалах, при аэропортах, в богатых домах.
    Большинство мечетей имеет один или несколько минаретов – башен, с которых
    провозглашается призыв к молитве. При каждой мечети имеется помещения для
    ритуальных омовений, книгохранилище и специальноеотгороженное место в
    общем зале и на галереях для молитв женщин. В Башкортостане мечети
    строились по мере распространения ислама и перехода башкир к оседлой жизни.
    Мечети в основном строились деревянные, размеры зависели от числа мужской
    части верующих села. Внутреннее убранство мечети отличалось простотой.
    Стены ничем не прикрывались, местами встречались изречения из Корана, полы
    застилалисьвойлоком, половиками и коврами.
    С 18 века на территории Башкортостана начинается интенсивное строительство
    мечетей. При каждой мечети действовали медресе. На добровольное
    пожертвование зажиточных мусульман на рубеже 19-20 веков были построены
    десятки мечетей, каждая из которых была уже 3-й, 4-й или даже 5-й мечетью.
    С конца 20-х годов, на протяжении 30-х осуществлялось массовое закрытие
    культовыхзданий и уничтожение культовых приходов. На январь 1998 года в
    Башкортостане насчитывается более 400 мечетей, которые находятся в ведении
    трех мусульманских духовных управлений: Духовное управление мусульман
    Республики Башкортостан, Центральное духовное управление мусульман России,
    Европейских стран СНГ.
    Медресе – мусульманское учебное заведение. Первое медресе возникли в 10
    веке для подготовкислужителей исламских институтов. Традиционно учебная
    программа медресе включала мусульманское право, догматику, коранические
    дисциплины, хадисоведение, арабские языки, логику. Дополнительно могли
    изучаться арифметика, медицина, астрономия и риторика. Медресе обычно
    действовали при мечетях. Обучение, как правило, было бесплатным и доступным
    для желающих. Первое упоминание о постояннодействующих медресе на
    территории Башкортостана относится к 17 веку. Располагались вне городов,
    были небольшими по размеру, размещались в деревенских домах. Они были не
    устойчивые, смерть заведующего, главного преподавателя или богатого
    покровителя, пожар или неурожай могли привести к их закрытию. В начале 20
    века в Уфимской губернии насчитывалось около 40 медресе. На рубеже 19-20
    веков в крае развернулосьдвижение за их обновление – джадидизм. В городах
    возникли джадидистские медресе: “Хусаиния”(Оренбург), “Гусмания” и “Галия”
    (Уфа),”Расулия” и “Мухаммадия” (Троицк), в которых наряду с классическими
    религиозными дисциплинами изучались и светские предметы.
    ПЕРВАЯ СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ
    Находится в Уфе на ул. Тукаева, 52.
    Построена в 1830 году близ Случевской горы по ходатайству муфтия
    Оренбургскогомагометанского духовного собрания Габдессаляма Габдрахимова.
    Он стал муфтием в 1825 году после смерти первого муфтия Мухамеджана
    Хусаинова, которому приходилось отправлять богослужение по пятницам в своем
    доме. Дом его находился на Телеграфной ул. (ныне Цюрупы), где впоследствии
    размешалось уфимское уездное училище. 29 апреля 1827 года муфтий…

  3. Молитвенный дом ислама по-арабски называется «масджид» (отсюда слово «мечеть» в нашем языке) — «место, где совершают земные поклоны». Первоначально пророк Мухаммед называл так храмы всех, кто исповедует веру в единого Бога; впоследствии слово «масджид» стало употребляться исключительно в исламском мире.
    Самая первая мечеть появилась в 622 году в селении Куба — на пути Мухаммеда из Мекки в Медину. Это было не здание, а квадратный двор с навесом вдоль стен, ориентированный на восток (подобно христианским храмам). Вместе с тем предание утверждает, что первые полтора года пребывания Мухаммеда в Медине мусульмане соблюдали во время молитвы направление на Иерусалим. Затем, когда Мухаммеду открылось отличие проповеди Корана от христианского и иудейского учений, он провозгласил перемену направления молитвы и с тех пор михраб — священная ниша в стене мечети — указывает на Мекку, на святую Каабу.
    Именно Кааба является в буквальном смысле священной территорией, храмом; все другие мечети — это молитвенные здания. Главные среди них: мечеть в Медине (там находится могила Мухаммеда) и мечеть аль-Акса в Иерусалиме — на горе Мориа, откуда во время «ночного путешествия» Мухаммед был вознесен на небеса (Коран 17:1). К числу древнейших относятся мечети в Дамаске, Самарре (Ирак), Сусе (Тунис).
    Первоначально мечеть выполняла и общественные функции — здесь объявлялись указы, происходили судебные разбирательства, шло обучение детей. После X века она постепенно утрачивает эти функции, становясь поистине «домом Аллаха» (байт Аллах), хотя особый обряд освящения молитвенного здания в исламе отсутствует. В мечети необходимо соблюдать ритуальную чистоту, поэтому при ней обязательно есть водоем для омовения.
    Помимо соборных мечетей, которые могут вместить сотни и тысячи молящихся, уже с VII века появляются небольшие, домашние молитвенные здания.
    Облик мечети сложился не сразу. Но уже в VIII веке ее обязательными признаками становятся михраб, минарет и максура (огороженное пространство или резной павильон возле михраба) Позднее рядом с михрабом появляется минбар — возвышение для проповедника. Некоторые мечети напоминают самую первую из них — в виде двора (такова мечеть, где находится Кааба), другие развивают общую для Средиземноморья и Ближнего Востока архитектурную форму купольного здания. Исламское зодчество выработало (около XIV века) тип мечети с двумя или четырьмя минаретами; эти мечети придают неповторимый облик городам исламского мира. Архитектура некоторых мечетей оказала воздействие и на искусство Европы, прежде всего Испании. А уникальный спиралеобразный минарет мечети в Самаре, по-видимому, повлиял на формирование образа Вавилонской башни в европейской живописи.

  4. Мече?ть (араб. ?????? [?m?sd??d] — «место поклонения») — мусульманское богослужебное архитектурное сооружение.
    Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор (Мечеть Аль-Харам). Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти (число минаретов должно быть меньше, чем в мечети аль-Харам). Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной молитвы. При мечетях, как правило, работают школы-медресе.

    1. Типы мечетей

    Уже в конце VII века установилось различие в зависимости от назначения и функций между :
    квартальная мечеть — мечеть ежедневной пятикратной молитвы;
    соборная мечеть — мечеть для коллективной пятничной молитвы, совершаемой всей общиной;
    кабире — центральная столичная мечеть;
    мусалла (перс. намазгох?)— общегородская мечеть, в виде открытой площади (для богослужений в праздник Курбан-байрам).
    Соборная мечеть переживает расцвет в эпоху Омейядов, когда её архитектурные формы и богатства декоративного убранства должны были продемонстрировать величие правителей и материальное благополучие, процветание мусульманской общины — уммы.
    Параллельно с этим, простые мечети приобретают большое разнообразие форм и часто имеют районное (квартальное) значение, выполняют роль придворного святилища встроенного во дворец правителя, служат местом ежедневной индивидуальной молитвы и проведения похорон.
    У всех мусульманских культовых сооружений есть одна общая черта — они ориентированы строго на Мекку, или, точнее, на Каабу, то место, куда посылаются молитвы. Это направление на Каабу называется кибла (дословно «то, что находится напротив»). От него получила своё название и задняя, обращённая к Каабе, стена любого молитвенного здания в исламе, которая тоже называется кибла.

    2. Архитектура мечетей

    Мечеть с угловой постановкой минарета — в зодчестве казанских татар наиболее распространена в городской черте;
    Мечеть с двумя минаретами — купольное здание с главным входом, фланкированными двумя высокими цилиндрическими минаретами. Более характерна для Ближнего и Среднего Востока, Малой и Средней Азии;
    Мечеть с минаретом на крыше — прямоугольное одно- и двухэтажное здание с двухскатной крышей, ориентированное с севера на юг. Крышу прорезал восьмигранный или иногда цилиндрический минарет, завершенный высоким пирамидальным или коническим шатром. Минарет располагался в большинстве случаев над геометрическим центром здания и представлял собой двух-трехъярусную башню.

    3. Элементы мечети

    кибла — («то, что находится напротив») направление на Каабу, задняя, обращённая к Каабе, стена мечети;
    михраб — ориентированная на Каабу ниша (плоская, условная или вогнутая), перекрытая аркой, небольшим сводом или конхой и вставленная в раму;
    аназа («стрела») — стена, резная мраморная доска или деревянная ниша вблизи от входа в мечеть, своего рода михраб во дворе;
    минбар — отличительный признак соборной мечети — кафедра, с которой имам (глава мусульманской общины) произносит пятничную проповедь, аналог амвона в раннехристианской и византийской базилике;
    максура — её появление было обусловлено присутствием в мечети правителя или представителей административной власти. Это — квадратное в плане, отгороженное резным деревянным или металлическим простенком от основного пространства помещение в непосредственной близости от михраба и минбара;
    дикка — специальные платформы, стоя на которых муэдзины повторяют движения имама и тем самым направляют движения верующих;
    кюрси — пюпитр для Корана.
    Необходимость совершать перед входом в мечеть ритуальные омовения привела к появлению специально предназначенных для этого зал, помещений за пределами мечети или фонтанов во дворе, называемых — хаузы.

    4. Требования к посещению мечети

    Если одежда посетителя не соответствует предписаниям ислама, ему (ей) могут предложить надеть халат или хиджаб.
    Перед входом в молитвенный зал снимают обувь
    Перед намазом надо обязательно совершить ритуальное омовение

    5. Возникновение

    Общепринятая этимология слова «мечеть» производит его от «масджид», в свою очередь происходящего от арабского корня «саджада» — падать ниц — в значении места, и означает «место поклонения».[1][2] Оно указывает на место, где верующий может поклониться Богу во время молитвы, и не предполагает ничего, кроме ритуально чистого пространства. Наряду с исламской версией существует альтернативная, согласно которой слово “мечеть” может происходить от древнерусского “мъчта” (“дух”, “образ”). В этом случае, “мъчеть” – это место встречи с духами. В пользу этой этимологии свидетельствуют “восточное” прошлое Москвы (архитектура, история) и наличие полумесяцев на крестах самых древних православных храмов, а так же факт того, что понятие “мечети” в Европу пришло как слово Москва (“moscue”, “mosche”, “moscu”). На раннем этапе истории Ислама культовые сооружения покоренных народов победители называли словом “мечеть”.

    6. Интересные факты

  5. По своей архитектуре современная мечеть для мусульман удивляет восхитительными решениями в плане оформления и масштаба. Крыша мечети, как правило, представляет собой купол. Есть что-то схожее с церковью. Отличительной чертой мечети являются минареты. В зависимости от масштаба построения самой мечети, число минаретов варьируется от 2 и больше, однако не позволительно их возводить более 9. Одной из самых больших мечетей считается Аль-Харам. Эта мечеть построена вокруг одной из самых главных святынь в исламском мире, Каабы. Строительство и доработки в плане архитектуры в мечети Аль-Харам идут по сей день.

    Правила и основы совершения молитв в мечети

    В каждой мечети имеется угол для проведения проповедей, этот угол называется Минбар. Имам мечети каждую пятницу проводит наставляющие проповеди для мусульман. Также важным атрибутом любой мечети является Михраб, это угол, направленный в сторону Каабы. Во время совершения молитвы мусульмане встают строго по направлению к Каабе. Так повелено в исламе, совершать любую молитву необходимо, обратившись в сторону священной Мекки-Каабы.

    Условия, которые необходимо выполнить для входа в мечеть

    Во дворе мечети устанавливаются специальные раковины для совершения омовения, в больших мечетях таких раковин может насчитываться до 10 штук. Обустроены эти умывальные приспособления очень комфортно, дабы у верующего были все условия для полноценного омовения. Для мусульман вход в мечеть без омовения не приветствуется.

  6. Мечеть в жизни мусульман играет огромную роль. У многих настоящая жизнь начинается как раз именно с посещения Дома Аллаха.
    Для мусульман мечеть – это что-то большее, чем просто красивая архитектурная постройка с куполами и минаретами.
    Каждый для себя ищет ответы на жизненноважные вопросы непосредственно в мечети, чтобы побыть наедине с собой и Господом, многие мусульмане тоже предпочитают мечеть.
    Мечеть – это олицетворение духовности, чистоты, и её внутреннее наполнение неизвестным образом переходит на наши сердца, мысли, намерения, поступки. Выходя из Дома Аллаха, чувствуешь себя совсем по-другому и мыслить начинаешь иначе. Каждый может найти себе здесь приют от бесконечной череды жизненных проблем, здесь можно предаться размышлениям, поговорить со своим Господом. Дома может кто-то отвлечь, могут прийти гости, которым придётся уделить время и внимание, а в мечети существует связь только между рабом и его Творцом.
    Если исходить из истории самой мечети, то она никогда не являлась лишь местом для молитвы. Хотя основное её предназначение – поклонение Всевышнему Аллаху, но поклонение это выражалось далеко не всегда в намазах. И от этого важность мечетей только возрастает, ведь помолиться можно и дома, особенно женщинам. На самом деле мечеть несёт на себе многофункциональное предназначение, и всё это неразрывно связано с ибадатом – поклонением Всевышнему Аллаху.
    О достоинстве пребывания в мечети Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пребывание в мечети для меня предпочтительнее, чем пребывание в раю, ибо, находясь в раю, я ублажаю себя, а находясь в мечети – Создателя». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) о ценности строительства мечети говорил: «Блажен тот, кто построит мечеть и прочитает в нём Коран, стоя или сидя. Такой человек несравним с теми, которые лишь наблюдают за работой, боясь запылить свои одежды» (имам Бухари).
    Мечеть – это центр жизни мусульман, и на протяжении многих столетий она не утратила своей ценности или значения, напротив, с каждым днём она всё больше и больше наполняется. Стоит отметить, что большее число прихожан сейчас составляет молодёжь, которая тянется сюда лишь с одной благой целью – стать ближе к своему Господу, стать более покорным и послушным.
    Разумеется, как выше мы уже отметили, мечеть в первую очередь предназначена для совершения молитвы.
    Посмотрите, как она бывает заполнена, особенно в пятничный день, когда мужчины спешат совершить пятничную джума-молитву! Мечети уже не вмещают число всех желающих отдать долг Аллаху, поэтому многие из них расширяются, перестраиваются. Радует, когда с намаза выходят отец и ещё несовершеннолетний сын, который уже твёрдо знает, зачем он сюда пришёл, радует, когда в такие коллективные намазы молодёжь пропускает стариков в первые ряды, радует, что молодёжь успевает со школьных или вузовских занятий занять хотя бы последний ряд и успеть совершить намаз за имамом.
    Это не может не радовать. Религия открыта для нас, мы стоим лицом к ней, двери мечетей открыты и готовы принять любого, кто пришёл сюда с благими намерениями.
    В мечетях есть специально выделенные этажи или места для женщин, которые также могут прийти в Дом Аллаха и помолиться. Это допустимо, единственная оговорка при этом делается, чтобы не смешиваться с мужчинами, вести себя прилично, громко не разговаривать, тем более не смеяться, одеваться скромно.
    Женщинам важно понимать, что мечеть – это не место праздника, не место приёма и встречи гостей, не место для посиделок. Увы, но частенько замечаешь, что девушки не соблюдают положенную этику посещения мечети. Если уж так душа рвётся помолиться здесь, то это намерение не должно пересекаться с другими: только ибадат и больше ничего. Следует тихонечко зайти, выполнить свой фарз, сунну, сделать дуа и также скромно покинуть Дом Аллаха.
    Конечно, алимы не запрещают женщинам посещать мечеть, но, тем не менее, предпочтительней для них будет совершать намаз дома.

    Мечеть и образование

    Мечеть была для мусульман ещё и школой. Читать и писать мусульмане учились в мечети. Мечеть Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине стала первым центром образования. Развитие мусульманской мысли, науки, знаний пошло именно из этой мечети, тем самым значимость Дома Аллаха ещё более возрастает.
    История примечетского образования не закончилась и поныне, хотя сегодня есть официальные общеобразовательные школы, в мечетях также обучаются знаниям в области религии. Любые знания о своём Господе, о Его Посланнике можно получить в мечети. С утра и до вечера муалимы (учителя) ждут своих учеников и готовы поделиться теми знаниями, которыми обладают сами. В течение всего года процесс образования не прерывается, особенно ярко он бывает выражен в летнее время. Просто толпы детворы спешат в мечеть, чтобы научиться правильно совершать намаз, читать Коран, получить самые важные сведения о своей религии.

    Мечеть – место призыва

    История Ислама свидетельствует, что ещё во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) мечеть была открыта для любого, у кого возникали те или иные вопросы. Более того, сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) собирал верующих непосредственно в мечети, дабы обсудить волнующие проблемы, возникающие вопросы, разрешить конфликтные ситуации, просто встретиться с братьями по вере и пообщаться. К такому порядку мусульмане того времени привыкли до того, что бывали случаи, если кто-либо из прихожан отсутствовал более чем один-два дня подряд, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) начинал беспокоиться за него и обязательно навещал, а вдруг тот заболел или у него случилось ещё чего-нибудь и ему нужна помощь единоверцев.
    Мечеть служила и пунктом сбора. Когда мусульмане отправлялись на войну, они собирались в мечети и отправлялись в путь оттуда. Возвращалась армия после похода тоже в мечеть.
    Война неизбежно ассоциируется с некоторыми потерями. До того, как были созданы специальные медицинские госпитали, мечеть служила пунктом «скорой помощи», где всем пострадавшим оказывалась соответствующая медицинская помощь.
    Ну, конечно, нельзя ни сказать о том, что мечеть – это призыв к праведному пути. Проповеди в мечети читаются как непосредственно в пятничный день, так и в любой другой.
    Так было приятно, когда будучи на хадже после утреннего намаза спустя некоторое время имамы начинали чтение различных проповедей. Разумеется, читались они на арабском языке, и хоть далеко не всегда понимался весь смысл сказанного, но то приятное состояние, которое овладевало человеком, не может ни с чем сравниться. Нет ничего прекраснее, чем когда из мечети звучит слово Аллаха, слово Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Духовный заряд передаётся моментально и сохраняется надолго, а воспоминания и желание услышать проповеди ещё и ещё раз живут в памяти и дольше.
    Мечеть в разные века, исторические эпохи играла немного разную роль в жизни мусульман, но единственное неизменным её качеством осталось то, что она служит моральному исправлению мусульманина, его духовному росту, его становлению на путь покорности Единому Богу – Всевышнему Аллаху.
    Мечеть – это центр жизни мусульманской уммы, она служит и дальнейшему её становлению, развитию.
    Мечеть – это Дом Аллаха, и мы никогда не должны забывать об этом. Здесь мы всегда найдём помощь, понимание, умиротворение.
    И да поможет нам Аллах! Амин!

  7. Шейх
    Абдальхамид Махмуд Тахмаз

    Мечети в сочинении «Ханафитский фикх»

    Установления относительно мечетей
    Мечети являются домами Аллаха Всевышнего и принадлежат Ему. В знак уважения к
    мечетям, находясь там, необходимо соблюдать известные правила поведения согласно
    особым установлениям. Аллах Всевышний сказал: «(Славят Господа) в домах,
    которые Аллах позволил возвести и в которых поминается Его имя. Славят Его в них
    по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от
    поминания Аллаха, совершения молитвы и выплаты закята и которые страшатся Дня,
    когда заколеблются сердца и глаза, (желая) чтобы Аллах воздал им за лучшее из
    того, что они делали, и добавил им по милости Своей, ведь Аллах дарует, кому
    пожелает, без счёта!»
    (Коран, 24:36–38).
    Таким образом, уважение к мечетям должно находить своё выражение в поклонении
    Аллаху Всевышнему, очищении их от грязи, всего нечистого и дурно пахнущего, а
    также в отказе от сквернословия и занятости любыми мирскими делами, например
    торговлей.
    Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал:
    «(Пусть человек) поевший лука, чеснока, ни в коем случае не приближается к нашей
    мечети, ибо, поистине, ангелам причиняет страдания то же, что и сынам Адама»

    (Муслим).
    Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха
    велел нам устраивать мечети в домах, поддерживать чистоту таких мечетей и
    использовать благовония, чтобы там приятно пахло»
    (Ахмад; ат-Тирмизи).
    Слова Аллаха Всевышнего «Славят Его в них по утрам и перед закатом мужи»
    указывают на то, что женщинам предпочтительнее молиться дома. Передают со слов
    Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха сказал:
    «Не запрещайте вашим жёнам посещать мечети, хотя дома их лучше для них»
    (Абу
    Дауд).
    Порицается закрывать двери мечети, за исключением таких случаев, когда есть
    основания опасаться за сохранность находящихся там вещей. Порицается вносить в
    мечети что-либо нечистое, и поэтому не разрешается использовать для их освещения
    светильники, заправленные нечистым маслом или жиром. Стены мечети не следует
    обмазывать ничем нечистым, а в самой мечети нельзя ни мочиться, ни делать
    кровопускания даже в сосуды. В мечеть запрещается приводить маленьких детей или
    безумцев, если есть основания полагать, что там они, скорее всего, осквернятся,
    в противном же случае делать это нежелательно. Каждому входящему в мечеть
    следует убедиться в чистоте своей обуви или кожаных носков.
    Закрывать двери мечети порицается ввиду того, что это подобно созданию
    препятствий для молитвы, а Аллах Всевышний сказал: «Кто же несправедливее
    запрещающего поминать имя Аллаха в местах поклонения Ему и стремящегося к их
    разрушению? Не следовало бы им входить туда, иначе как испытывая страх; (ждёт)
    их бесчестье в мире этом, а в мире ином (уготована) им великая мука»
    (Коран,
    2:114).
    Аль-Мунзири приводит хадис, в котором сообщается, что Пророк сказал: «Не
    пускайте в ваши мечети ваших малых детей и безумцев, не занимайтесь в мечетях
    торговлей, не повышайте там голос, не обнажайте мечи и не подвергайте в них
    наказанию (виновных), но окуривайте их благовониями и ставьте у дверей (мечетей)
    сосуды с водой для очищения».
    Каждому приходящему в мечеть необходимо
    следить за чистотой своего тела и одежды, ведь Аллах Всевышний сказал: «О
    сыны Адама! Украшайтесь у каждого места совершения земных поклонов; ешьте и
    пейте, но не впадайте в крайности, ибо, поистине, Он не любит впадающих в
    крайности»
    (Коран, 7:31).
    Согласно сунне, входя в мечеть, желательно сказать: «С именем Аллаха! О
    Аллах, прости мне мои грехи и открой для меня врата Твоего
    милосердия!/Бисми-Ллях! Аллахумма-гфир ли зунуби ва-фтах ли абваба рахматикя!/»

    и призвать благословения на Пророка. Покидая мечеть, желательно сказать: «С
    именем Аллаха! О Аллах, прости мне мои грехи и открой для меня врата Твоей
    милости! /Аллахумма-гфир ли зунуби ва-фтах ли абваба фадликя!/»
    , а потом
    призвать благословения на Пророка. Входя в мечеть, следует переступать через
    порог сначала правой ногой, а выходя из неё – левой.
    Наиболее достойными мечетями являются: мечеть в Мекке (аль-масджид аль-харам),
    мечеть Пророка в Медине (масджид ан-Набий), мечеть в Иерусалиме (аль-масджид
    аль-акса), мечеть Куба. Достоинство прочих мечетей тем выше, чем раньше они были
    построены. Из числа этих мечетей наиболее достойными являются соборные мечети,
    достоинство которых тем выше, чем они древнее
    Обращение к кибле
    Указанием на обязательность обращения лицом к кибле во время совершения молитв
    служат слова Аллаха, Который сказал: «Повернись же лицом к мечети Харам, и
    где бы вы ни были, поворачивайтесь к ней лицами»
    (сура «Аль-Бакара»).
    Узнать о том, в каком направлении находится кибла, можно по михрабам мечетей.
    Приветствие мечети
    К числу добровольных молитв принадлежит молитва [приветствия мечети]
    (тахийат аль-­масджид) в два или четыре ракаата, которую всегда желательно
    совершать вошедшему в мечеть, прежде чем он сядет, за исключением таких периодов
    времени, когда молиться порицается. Пророк сказал: «Если кто-нибудь из вас
    зайдет в мечеть, пусть совершит молитву в два ракаата, прежде чем сесть»

    (Аль-Бухари).
    Если человек, войдя в мечеть с намерением совершить предписанную молитву или
    коллективную, сразу же приступает к такой молитве, то это служит заменой
    молитве, совершаемой в знак приветствия мечети.
    Если кто-нибудь будет входить в мечеть неоднократно, молитву в знак приветствия
    мечети достаточно совершить один раз в день.
    Если человек не сможет совершить такую молитву из-за осквернения или занятости
    срочным делом, желательно, чтобы он сказал: «Свят Аллах; хвала Аллаху; нет бога,
    кроме Аллаха; Аллах велик (СубханаЛлах; валь-хамду лиЛлях; ва ля иляха
    илляЛлах; ваЛлаху акбар)
    ».
    Пятничная молитва (салят аль-джума)
    Участие в пятничной молитве является безусловной обязанностью каждого
    постоянного жителя города или большого селения, если он может присутствовать
    на этой молитве
    . Эта обязанность снимается с путников, женщин и больных,
    которые не могут явиться на молитву, а также с жителей таких селений, где в силу
    разных причин возможность прочитать коллективную молитву отсутствует.
    Участие в пятничной молитве является отдельной обязанностью, выполнять которую
    требуется даже в большей степени, чем совершать предписанную полуденную молитву
    (зухр).
    В Коране сказано: «О те, кто уверовал! Когда раздастся призыв на пятничную
    молитву, устремитесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас,
    если бы вы (только) знали»
    (62:9).
    Пятничные молитвы следует проводить в таких местах, доступ в которые будет
    открыт для всех
    , поскольку такие молитвы относятся к числу религиозных
    обрядов Ислама. Другими словами, их проведение должно носить публичный характер.
    Если же имам закроет людям доступ туда, где он будет проводить пятничную молитву
    вместе со своими приверженцами, такая молитва будет недействительной. Не
    разрешается также закрывать двери соборной мечети для проведения пятничной
    молитвы отдельной группой лиц
    .
    Согласно сунне по пятницам следует совершать полное омовение, умащаться
    благовониями и, насколько возможно, являться в мечеть пораньше.
    Пророк сказал: «Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится
    (так тщательно), как только сможет, смажет (волосы) или умастит (тело)
    благовониями, (которые найдутся у него) дома, после чего отправится (на
    пятничную молитву), не будет расталкивать людей, сидящих рядом (в мечети), и
    помолится столько, сколько будет (угодно Аллаху), а потом станет хранить
    молчание, внимательно слушая слова имама, ему обязательно простится (малые
    грехи, совершенные им) между этой и предыдущей пятницей»
    (Аль-Бухари).
    Праздничные молитвы (САЛЯТ АЛЬ-ид)
    Проведение особых молитв в день праздника разговения (ид аль­-фитр или
    ураза-­байрам) и в день праздника жертвоприношения (ид аль-­адха или
    курбан-байрам) было вменено в обязанность мусульманам сразу же после хиджры.
    В день разговения и в день жертвоприношения Пророк всегда выходил к месту
    молитвы, и первое, с чего он начинал, была молитва, по завершении которой он
    становился перед сидевшими рядами людьми для того, чтобы увещевать их и давать
    им свои наставления и веления
    (Аль-Бухари).
    Участие в праздничных молитвах обязательно для каждого, кому предписано
    участвовать в пятничных молитвах, поскольку Пророк сам принимал участие в этих
    молитвах и повелевал людям являться на них. В день праздника сподвижникам всегда
    велели являться (на молитву), и на нее приходили даже девушки, сидевшие за
    занавесками, и женщины. Они стояли позади всех, произнося слова «Аллаху акбар» и
    обращаясь к Аллаху с мольбами, подобно другим, ибо надеялись на благодать этого
    дня и очищение от грехов (Аль-Бухари).
    В день праздника необходимо совершить полное омовение, очистить полость
    рта, умаститься благовониями, надеть свою лучшую одежду и направиться в
    мечеть, повторяя про себя слова «Аллах велик» и проявляя радость.
    Передают, что в дни праздников Ибн Умар всегда надевал свои лучшие одежды
    (Аль-Байхаки).
    [Разное]
    Тому, кто придет в мечеть и увидит, что люди уже совершают предписанную молитву,
    следует присоединиться к ним и повторять действия имама, не отвлекаясь на
    совершение сунны
    за счет предписанной молитвы.
    Крайне порицается покидать мечеть после возглашения азана или наступления
    времени предписанной молитвы, не совершив эту молитву, на это указывает хадис, в
    котором сообщается, что: «Однажды муэдзин возгласил призыв на молитву, а один
    человек встал и пошел (к выходу). Абу Хурайра провожал его взглядом, пока он не
    вышел, а потом сказал: ”Что касается этого, то он ослушался Пророка!”»

    (Муслим).
    Это не относится к тем случаям, когда человек покидает мечеть по необходимости:
    если он является имамом или муэдзином другой мечети, или покидает мечеть для
    того, чтобы присутствовать на уроке, или выходит из мечети во время ожидания
    начала коллективной молитвы, а потом возвращается и принимает участие в молитве
    вместе с другими, или выходит из мечети, уже совершив предписанную молитву
    индивидуально.
    Порицается молиться в таких местах, где имеются изображения или изваяния живых
    существ.
    Сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, сказал одному христианину:
    «Мы не входим в ваши церкви из-за изображений, которые в них имеются»
    (Абд
    ар-Раззак; аль-Бухари). Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими
    обоими, нередко молился в молельных домах иудеев и христиан, за исключением тех
    домов, в которых были изваяния (Аль-Бухари).
    Наиболее порицается совершать молитву в том случае, когда изображения или
    изваяния находятся перед молящимся. В меньшей степени порицается молиться, когда
    изображения или изваяния находятся над ним, справа или слева от него или за ним.
    Порицается молиться перед печью или очагом, где горит пламя или тлеют угли,
    поскольку это напоминает религиозные обряды огнепоклонников. Если же перед
    молящимся находится свеча, лампа или фонарь, ничего порицаемого в его молитве
    нет, так как они являются источниками света, а не обрядовыми атрибутами.
    Порицается молиться, обратившись к лицу другого человека. Сообщается, что Умар
    удерживал людей от этого (Абд ар-Раззак; Ибн Абу Шайба).
    Публикацию подготовил Дамир Хайретдинов
    Выделения
    жирным шрифтом сделаны публикатором

  8. Ваш город: Выбрать город
    Агрыз
    Азнакаево
    Аксубаево
    Актаныш
    Алексеевск
    Алексеевское
    Альметьевск
    Апастово
    Арск
    Астрахань
    Бавлы
    Базарные Матаки
    Баку
    Балтаси
    Балтач
    Барнаул
    Бахчисарай
    Белгород
    Биектау
    Бишкек
    Богатые Сабы
    Болгар
    Большая Атня
    Большие Кайбицы
    Брянск
    Бугульма
    Буинск
    Верхний Услон
    Владивосток
    Волгоград
    Воронеж
    Высокая Гора
    Грозный
    Душанбе
    Екатеринбург
    Елабуга
    Заинск
    Зеленодольск
    Иваново
    Ижевск
    Иркутск
    Казань
    ?Казань
    Калининград
    Камское устье
    Камское Устье
    Кемерово
    Киров
    Краснодар
    Красноярск
    Кукмор
    Курск
    Лаишево
    Лениногорск
    Липецк
    Магнитогорск
    Мамадыш
    Махачкала
    Менделеевск
    Мензелинск
    Москва
    Муслимово
    Муслюмово
    Набережные Челны
    Нижнекамск
    Нижний Новгород
    Нижний Тагил
    Новокузнецк
    Новосибирск
    Новошешминск
    Нурлат
    Октябрьский
    Октябрьский
    Омск
    Оренбург
    Пенза
    Пермь
    Пестрецы
    Ростов-на-Дону
    Рыбная Слобода
    Рязань
    Самара
    Санкт-Петербург
    Саратов
    Сарманово
    Севастополь
    Симферополь
    Сочи
    Ставрополь
    Старое Дрожжаное
    Ташкент
    Тверь
    Тетюши
    Тольятти
    Томск
    Туймазы
    Тула
    Тюлячи
    Тюмень
    Улан-Удэ
    Ульяновск
    Уруссу
    Уфа
    Хабаровск
    Чебоксары
    Челябинск
    Черемшан
    Чистополь
    Югары Ослан
    Ялта
    Ярославль
    Яшел ?з?н

  9. Мечеть – это дом Аллаха на Земле
    Мечеть – это дом Аллаха на Земле. Мечеть украшает каждую часть нашего земного шара. Мечети разнообразны, как и сама Земля, и являются архитектурной жемчужиной, где бы они не находились. Все эти удивительные факты о мечетях еще раз подчеркивают священность мусульманского места поклонения.
    1. Самой большой мечетью является Масджид Аль-Харам (Саудовская Аравия), которая вмещает около 4 млн верующих. Это первая святыня ислама известна как Дом Божий. Ее история начинается в 638 г н. э. Она имеет 9 минаретов, каждый 89 м в высоту. Общая площадь составляет 88,2 га.
    Масджид Аль-Харам (Саудовская Аравия)
    2. Мечеть двух Кибл или Масджид Аль-Киблатайн (Медина, Саудовская Аравия) – это единственная мечеть в мире, которая имеет два михраба, один из которых обращён в сторону Иерусалима, а другой к Мекке. Возвело мечеть двух Кибл племя бану Сауд бин Ганам бин Кааб во времена посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), на втором году хиджры. Построена она была изначально на опорах из стволов пальм и покрыта пальмовыми листьями.
    Мечеть двух Кибл или Масджид Аль-Киблатайн (Медина, Саудовская Аравия)
    3. Мечеть Аль-Куба (Медина, Саудовская Аравия) – первая в истории Ислама мечеть. Поскольку она была построена во время такого значительного события, как переселение, значение ее велико. Куба – место, расположенное на расстоянии 4-5 км к югу от центра Медины. Посещение мечети Аль-Куба является очень важной сунной. По возможности её желательно посещать в субботу, но можно и в любой другой день. При этом намерение должно быть, чтобы посещением мечети и совершением в ней намаза приблизиться к Аллаху.
    Мечеть Аль-Куба (Медина, Саудовская Аравия)
    4. Мечеть Айя София (Стамбул, Турция) – бывший патриарший православный собор, впоследствии ? мечеть, ныне ? музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии.
    Мечеть Айя София (Стамбул, Турция)
    5. Мечеть Хасана Второго в Касабланке (Марокко) – самое высокое культовое здание планеты. Сооружение находится на берегу Атлантического океана, вид на который открывается с гигантского стеклянного зала, вместимостью в 25 000 верующих. Ещё 80 000 человек могут молиться на прилегающей к мечети площади. Примечательно, что архитектор мечети — француз Мишель Пинсо, не был мусульманином.
    Мечеть Хасана Второго в Касабланке
    6. В Делийской соборной мечети есть реликвия – копия Корана, написанного на коже оленя. Строительство мечети было заложено при Шахе Джахане (строителе Тадж Махала), закончена в 1656 г. Внутренний двор мечети может вместить в себя одновременно до двадцати пяти тысяч верующих. Постройка мечети была результатом усилий более чем 5 000 рабочих, в течение шести лет.
    Делийская соборная мечеть
    7. Мечеть Омейадов (Дамаск, Сирия) – строилась 10 лет и на строительстве было задействовано 12000 человек строителей. Для внутренней отделки не жалели перламутра, жемчуга и золота.
    Мечеть Омейадов (Дамаск, Сирия)
    8. Голубая мечеть (Стамбул, Турция) – Строительство Голубой мечети началось по распоряжению 19-летнего султана. По преданию, он хотел из-за некоторых грехов умилостивит Аллаха. В общей сложности в Голубой мечети 260 окон. Древние надписи, украсившие большие и малые купола, обрамления колонн и стены искусно исполнены мастером Сеидом Касымом Бибари, а также использованы изречения пророка Мухаммада (мир ему) и суры из Корана.
    Голубая мечеть (Стамбул, Турция)
    9. Дженненская соборная мечеть (Мали) – мечеть, построенная из глины. Самое большое глинисто-наносное здание в мире, построенное в 1906 году. Мечеть расположена в городе Дженне, Мали в пойме реки Бани. В составе объекта «Старый город Дженне» мечеть в 1988 г. включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
    Дженненская соборная мечеть (Мали)
    10. Купол Скалы (его называют мечетью Омара) был сооружён в 691 году сыном халифа Омара, Абд-ал Маликом на вершине Храмовой горы. Во многих старых книгах говорится, что, когда пророк Мухаммад (мир ему) прибыл из Мекки на волшебном существе ал-Бурак на Храмовую гору, он совершил здесь молитву и вознёсся со скалы на седьмое небо по лестнице из света.
    Купол Скалы
    Islam-Today

  10. Диляра Юсупалиева
    Конспект экскурсии в мечеть «Мечеть — Дом божий»
    ЕМА: Мечеть – дом божий.
    ЦЕЛЬ Формировать основы культуры поведения в мечети.
    ИНТЕГРИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.
    ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
    1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Формировать знания детей о мечети.
    2. РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать интерес и элементарные представления о мечети и
    исламском вероисповедании.
    3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать чувство принадлежности к своей нации и уважение к традициям других вероисповеданий. Формировать основы культуры поведения в мечети.

    Ход непосредственно образовательной деятельности:

    Ребята сегодня мы с вами пришли на экскурсию в мечеть. Чтобы узнать что-то новое и интересное.
    Невозможно представить себе современный город, село без мечетей, храмов. 31 декабря 2010г. состоялось открытие мечети в нашем селе Килинчи.
    Мечеть – это крепость веры. Она предлагает помощь и приют, нуждающимся и страждущим.
    В: Ребята мы с вами очень много беседовали прежде чем прийти в мечеть, кто мне скажет, как нужно входить в мусульманскую мечеть.
    Ответы детей: без обуви.
    В: Почему?
    Дети: потому что пол застлан коврами.
    В: Что нужно сделать верующему мусульманину, перед тем как прийти в мечеть?
    Д: Вымыться, особенно ноги и надеть чистую одежду.
    В: Какой должна быть одежда женщин приходящих в мечеть?
    Д: Должна закрывать все их тело, кроме лица и кистей рук.
    Мы, жители села 5 раз в день слышим – АЗАН, повторите – АЗАН. Служитель мечети –ИМАМ 5 раз в день читает молитву – АЗАН.
    В нашем селе большинство жителей мусульмане. Повторите мусульмане. Их религия называется – ИСЛАМ. Повторите ребята – ислам. С молитвой мусульмане обращаются к Аллаху. Священная книга мусульман называется – КОРАН.
    Кроме мусульман, в нашем селе живут христиане. Их религия – христианство, так как они обращаются с молитвой к ИИСУСУ ХРИСТУ. Храм у христиан называется церковь или собор. В нашем селе нет церкви. Священная книга христиан – БИБЛИЯ.
    В мечеть идут в горе и в радости, здесь находят понимание, успокоение и совет. В мечети по праздникам и будням совершают богослужение. А какие вы знаете мусульманские праздники? Д: Ураза Байрам, Курбан Байрам.
    В: Молодцы! А какие ещё обряды проводят в мечети?
    Д: Проводят обряд – венчание молодоженов – НИКАХ.
    Проводят обряд имя наречения – АТКУШУ.
    Читают намаз, когда провожают в последний путь усопших.
    В: Правильно молодцы!
    Наша мечеть самая большая в Астраханской области. Высота её минарета составляет 27 м, а диаметр купола 17м. Минарет это специальная башня, с которой верующих призывают на молитву. В каждой мечети, обязательно есть ниша (МИХРАБ, она обращена в сторону МЕККИ, священного города для мусульман. Эта ниша указывает, куда мусульмане должны повернуться лицом во время молитвы. Есть в мечете так же трибуна (МИНБАР, на которой стоит проповедник (имам).
    Мечеть украшается специальными надписями (как правило, стихами из Корана) и разнообразными орнаментами.
    Ребята сейчас мы с вами находимся в зале, где молятся мужчины, женщинам в мечети нельзя находиться вместе с мужчинами, поэтому у них есть своя территория – женская. Женщины обычно молятся на втором этаже или в отгороженной части первого этажа. Давайте пройдем с вами на женскую территорию и посмотрим что там.
    Чтобы построить мечеть, в сборе средств и строительстве мечете, принимали участие не только мусульмане, но и христиане. Это очень характерно для Астраханской области, где дружат и помогают друг другу люди разных национальностей и вероисповеданий.
    Символичен и тот факт, что наша мечеть строилась 23 года – столько же пророку Мухамеду ниспосылались откровения Корана.
    В мечеть ходят, чтобы найти и укрепить свою Веру и Любовь к Богу и получить Надежду.
    В: Ребята, кто мне скажет, что такое мечеть?
    Д: Мечеть это дом Божий.
    В: Правильно. Это дом Божий или дом Аллаха, и мы, все те, кто считает себя мусульманами, должны приходить в этот Дом. И нам нужно всем вместе стараться делать нашу жизнь и наше будущее лучше!
    В: Как вы думаете, ребята, какими качествами должен обладать человек по отношению к людям другой веры?
    Д: Добротой, уважением, доброжелательностью, миролюбием.
    Никто не имеет права осуждать человека за выбранную им религию или неверие. Нельзя принуждать, во что верить или не верить. Нужно принимать людей такими, какие они есть, уважать их веру, не навязывать свою.
    Каждый истинно верующий человек старается творить добро, отрицать плохое, старается
    помочь ближнему и ведет здоровый образ жизни.
    А сейчас послушайте стихотворение Виктории Дьячковой «МЕЧЕТЬ».
    Островерхие минареты
    Устремляются ввысь, в небеса.
    Правоверный! Где бы ты не был,
    Помолись – так Пророк сказал.
    Пять раз в день, слыша глас муэдзина,
    Призывающего на намаз,
    Позабудь тревоги, кручины.
    Помолись, помолись за нас.
    Пред молитвой свершив омовенье,
    Намазлык расстелить поспеши,
    И скорей преклони колени.
    Ты познаешь простор души.
    И священные суры Корана
    Бытия смысл раскроют тотчас.
    Ты в мечети под сенью ислама
    Помолись, правоверный, о нас.
    Глас имама слетает с минбара.
    Мир, покой наступают в душе.
    Мысль уносится в Мекку, в Каабу,
    Просветленной вернувшись уже.
    Ты в мечети. Здесь только молитвы
    Приглушенно звучат в этот час.
    Оставляя невзгоды, обиды,
    Помолись, правоверный, о нас!

  11. Мечети являются домами Аллаха Всевышнего и принадлежат Ему. В знак уважения к мечетям, находясь там, необходимо соблюдать известные правила поведения согласно особым установлениям. Аллах Всевышний сказал: «(Славят Господа) в домах, которые Аллах позволил возвести и в которых поминается Его имя. Славят Его в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения молитвы и выплаты закята и которые страшатся Дня, когда заколеблются сердца и глаза, (желая) чтобы Аллах воздал им за лучшее из того, что они делали, и добавил им по милости Своей, ведь Аллах дарует, кому пожелает, без счёта!» (Коран, 24:36–38).
    Таким образом, уважение к мечетям должно находить своё выражение в поклонении Аллаху Всевышнему, очищении их от грязи, всего нечистого и дурно пахнущего, а также в отказе от сквернословия и занятости любыми мирскими делами, например торговлей.
    Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «(Пусть человек) поевший лука, чеснока, ни в коем случае не приближается к нашей мечети, ибо, поистине, ангелам причиняет страдания то же, что и сынам Адама» (Муслим).
    Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха велел нам устраивать мечети в домах, поддерживать чистоту таких мечетей и использовать благовония, чтобы там приятно пахло» (Ахмад; ат-Тирмизи).
    Слова Аллаха Всевышнего «Славят Его в них по утрам и перед закатом мужи» указывают на то, что женщинам предпочтительнее молиться дома. Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха сказал: «Не запрещайте вашим жёнам посещать мечети, хотя дома их лучше для них» (Абу Дауд).
    Порицается закрывать двери мечети, за исключением таких случаев, когда есть основания опасаться за сохранность находящихся там вещей. Порицается вносить в мечети что-либо нечистое, и поэтому не разрешается использовать для их освещения светильники, заправленные нечистым маслом или жиром. Стены мечети не следует обмазывать ничем нечистым, а в самой мечети нельзя ни мочиться, ни делать кровопускания даже в сосуды. В мечеть запрещается приводить маленьких детей или безумцев, если есть основания полагать, что там они, скорее всего, осквернятся, в противном же случае делать это нежелательно. Каждому входящему в мечеть следует убедиться в чистоте своей обуви или кожаных носков.
    Закрывать двери мечети порицается ввиду того, что это подобно созданию препятствий для молитвы, а Аллах Всевышний сказал: «Кто же несправедливее запрещающего поминать имя Аллаха в местах поклонения Ему и стремящегося к их разрушению? Не следовало бы им входить туда, иначе как испытывая страх; (ждёт) их бесчестье в мире этом, а в мире ином (уготована) им великая мука» (Коран, 2:114).
    Аль-Мунзири приводит хадис, в котором сообщается, что Пророк сказал: «Не пускайте в ваши мечети ваших малых детей и безумцев, не занимайтесь в мечетях торговлей, не повышайте там голос, не обнажайте мечи и не подвергайте в них наказанию (виновных), но окуривайте их благовониями и ставьте у дверей (мечетей) сосуды с водой для очищения». Каждому приходящему в мечеть необходимо следить за чистотой своего тела и одежды, ведь Аллах Всевышний сказал: «О сыны Адама! Украшайтесь у каждого места совершения земных поклонов; ешьте и пейте, но не впадайте в крайности, ибо, поистине, Он не любит впадающих в крайности» (Коран, 7:31).
    Согласно сунне, входя в мечеть, желательно сказать: «С именем Аллаха! О Аллах, прости мне мои грехи и открой для меня врата Твоего милосердия!/Бисми-Ллях! Аллахумма-гфир ли зунуби ва-фтах ли абваба рахматикя!/» и призвать благословения на Пророка. Покидая мечеть, желательно сказать: «С именем Аллаха! О Аллах, прости мне мои грехи и открой для меня врата Твоей милости! /Аллахумма-гфир ли зунуби ва-фтах ли абваба фадликя!/», а потом призвать благословения на Пророка. Входя в мечеть, следует переступать через порог сначала правой ногой, а выходя из неё – левой.
    Наиболее достойными мечетями являются: мечеть в Мекке (аль-масджид аль-харам), мечеть Пророка в Медине (масджид ан-Набий), мечеть в Иерусалиме (аль-масджид аль-акса), мечеть Куба. Достоинство прочих мечетей тем выше, чем раньше они были построены. Из числа этих мечетей наиболее достойными являются соборные мечети, достоинство которых тем выше, чем они древнее
    Обращение к кибле
    Указанием на обязательность обращения лицом к кибле во время совершения молитв служат слова Аллаха, Который сказал: «Повернись же лицом к мечети Харам, и где бы вы ни были, поворачивайтесь к ней лицами» (сура «Аль-Бакара»). Узнать о том, в каком направлении находится кибла, можно по михрабам мечетей.
    Приветствие мечети
    К числу добровольных молитв принадлежит молитва [приветствия мечети] (тахийат аль-­масджид) в два или четыре ракаата, которую всегда желательно совершать вошедшему в мечеть, прежде чем он сядет, за исключением таких периодов времени, когда молиться порицается. Пророк сказал: «Если кто-нибудь из вас зайдет в мечеть, пусть совершит молитву в два ракаата, прежде чем сесть» (Аль-Бухари).
    Если человек, войдя в мечеть с намерением совершить предписанную молитву или коллективную, сразу же приступает к такой молитве, то это служит заменой молитве, совершаемой в знак приветствия мечети.
    Если кто-нибудь будет входить в мечеть неоднократно, молитву в знак приветствия мечети достаточно совершить один раз в день.
    Если человек не сможет совершить такую молитву из-за осквернения или занятости срочным делом, желательно, чтобы он сказал: «Свят Аллах; хвала Аллаху; нет бога, кроме Аллаха; Аллах велик (СубханаЛлах; валь-хамду лиЛлях; ва ля иляха илляЛлах; ваЛлаху акбар)».
    Пятничная молитва (салят аль-джума)
    Участие в пятничной молитве является безусловной обязанностью каждого постоянного жителя города или большого селения, если он может присутствовать на этой молитве. Эта обязанность снимается с путников, женщин и больных, которые не могут явиться на молитву, а также с жителей таких селений, где в силу разных причин возможность прочитать коллективную молитву отсутствует.
    Участие в пятничной молитве является отдельной обязанностью, выполнять которую требуется даже в большей степени, чем совершать предписанную полуденную молитву (зухр).
    В Коране сказано: «О те, кто уверовал! Когда раздастся призыв на пятничную молитву, устремитесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас, если бы вы (только) знали» (62:9).
    Пятничные молитвы следует проводить в таких местах, доступ в которые будет открыт для всех, поскольку такие молитвы относятся к числу религиозных обрядов Ислама. Другими словами, их проведение должно носить публичный характер. Если же имам закроет людям доступ туда, где он будет проводить пятничную молитву вместе со своими приверженцами, такая молитва будет недействительной. Не разрешается также закрывать двери соборной мечети для проведения пятничной молитвы отдельной группой лиц.
    Согласно сунне по пятницам следует совершать полное омовение, умащаться благовониями и, насколько возможно, являться в мечеть пораньше.
    Пророк сказал: «Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится (так тщательно), как только сможет, смажет (волосы) или умастит (тело) благовониями, (которые найдутся у него) дома, после чего отправится (на пятничную молитву), не будет расталкивать людей, сидящих рядом (в мечети), и помолится столько, сколько будет (угодно Аллаху), а потом станет хранить молчание, внимательно слушая слова имама, ему обязательно простится (малые грехи, совершенные им) между этой и предыдущей пятницей» (Аль-Бухари).
    Праздничные молитвы (САЛЯТ АЛЬ-ид)
    Проведение особых молитв в день праздника разговения (ид аль­-фитр или ураза-­байрам) и в день праздника жертвоприношения (ид аль-­адха или курбан-байрам) было вменено в обязанность мусульманам сразу же после хиджры.
    В день разговения и в день жертвоприношения Пророк всегда выходил к месту молитвы, и первое, с чего он начинал, была молитва, по завершении которой он становился перед сидевшими рядами людьми для того, чтобы увещевать их и давать им свои наставления и веления (Аль-Бухари).
    Участие в праздничных молитвах обязательно для каждого, кому предписано участвовать в пятничных молитвах, поскольку Пророк сам принимал участие в этих молитвах и повелевал людям являться на них. В день праздника сподвижникам всегда велели являться (на молитву), и на нее приходили даже девушки, сидевшие за занавесками, и женщины. Они стояли позади всех, произнося слова «Аллаху акбар» и обращаясь к Аллаху с мольбами, подобно другим, ибо надеялись на благодать этого дня и очищение от грехов (Аль-Бухари).
    В день праздника необходимо совершить полное омовение, очистить полость рта, умаститься благовониями, надеть свою лучшую одежду и направиться в мечеть, повторяя про себя слова «Аллах велик» и проявляя радость. Передают, что в дни праздников Ибн Умар всегда надевал свои лучшие одежды (Аль-Байхаки).
    [Разное]
    Тому, кто придет в мечеть и увидит, что люди уже совершают предписанную молитву, следует присоединиться к ним и повторять действия имама, не отвлекаясь на совершение сунны за счет предписанной молитвы.
    Крайне порицается покидать мечеть после возглашения азана или наступления времени предписанной молитвы, не совершив эту молитву, на это указывает хадис, в котором сообщается, что: «Однажды муэдзин возгласил призыв на молитву, а один человек встал и пошел (к выходу). Абу Хурайра провожал его взглядом, пока он не вышел, а потом сказал: ”Что касается этого, то он ослушался Пророка!”» (Муслим).
    Это не относится к тем случаям, когда человек покидает мечеть по необходимости: если он является имамом или муэдзином другой мечети, или покидает мечеть для того, чтобы присутствовать на уроке, или выходит из мечети во время ожидания начала коллективной молитвы, а потом возвращается и принимает участие в молитве вместе с другими, или выходит из мечети, уже совершив предписанную молитву индивидуально.
    Порицается молиться в таких местах, где имеются изображения или изваяния живых существ.
    Сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, сказал одному христианину: «Мы не входим в ваши церкви из-за изображений, которые в них имеются» (Абд ар-Раззак; аль-Бухари). Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, нередко молился в молельных домах иудеев и христиан, за исключением тех домов, в которых были изваяния (Аль-Бухари).
    Наиболее порицается совершать молитву в том случае, когда изображения или изваяния находятся перед молящимся. В меньшей степени порицается молиться, когда изображения или изваяния находятся над ним, справа или слева от него или за ним. Порицается молиться перед печью или очагом, где горит пламя или тлеют угли, поскольку это напоминает религиозные обряды огнепоклонников. Если же перед молящимся находится свеча, лампа или фонарь, ничего порицаемого в его молитве нет, так как они являются источниками света, а не обрядовыми атрибутами. Порицается молиться, обратившись к лицу другого человека. Сообщается, что Умар удерживал людей от этого (Абд ар-Раззак; Ибн Абу Шайба).

    Шейх Абдальхамид Махмуд Тахмаз

    Публикацию подготовил Дамир Хайретдинов
    Материал опубликован в журнале «Минарет», № 3-4 (25-26), 2010.

  12. Мечеть – это культовое сооружение, служащее местом для совершения религиозных обрядов поклонения в исламе. Арабское слово «масджид», от которого образовано русскоязычное «мечеть», в переводе как раз и означает «место поклонения».
    В широком же смысле с точки зрения мусульман мечетью можно назвать всю нашу планету, так как верующие вправе молиться там, где они находятся. В одном из хадисов Пророка Мухаммада (с.г.в.), переданном Бухари и Муслимом, говорится о том, что ему было даровано пять преимуществ над остальными пророками, одним из которых является тот факт, что вся планета была сделана местом поклонения. Однако мы будем придерживаться традиционного понимания мечети как мусульманского молельного дома.
    Мечеть играет весомую роль в жизни мусульманской уммы, так как она выполняет ряд важнейших функций.

    Основные функции мечети

    Место совершения молитв. Безусловно, основным предназначением мечети является совершение в ней молитв. Верующие как минимум раз в неделю совершают коллективные намазы именно на территории мечетей.
    Место сбора верующих. Второй функцией мечети является интегрирующая, так как верующие, посещающие её, приветствуют и взаимодействуют друг с другом, что, в свою очередь, приводит к сближению мусульман.
    Место получения знаний. Ещё одной немаловажной функцией мечети является просвещенческая, так как верующие получают там новые знания, посещая образовательные курсы при мечетях.

    Достоинства и правила посещения мечетей

    В одном из хадисов Посланника Всевышнего (с.г.в.) указывается: «Наилучшим местом перед Господом является мечеть» (Муслим).
    В большинстве случаев мусульмане ходят в мечеть с целью совершить коллективный намаз, за выполнение которого верующему присуждается награда, многократно превосходящая индивидуальную молитву.
    Пророк Мухаммад (с.г.в.) отмечал: «За намаз, выполненный коллективно, вознаграждения больше в 27 раз, чем за намаз, выполненный индивидуально» (Муслим).
    Кроме того, верующий может ожидать большую награду за то, что он посещает мечеть, имея цель получить знания. На это указывает следующее высказывание Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Кто отправится в мечеть с намерением обучаться благому или обучать других этому, тот получит воздаяние как за совершение полноценного хаджа и полноценной умры – малого хаджа» (Табарани).
    При посещении мечети верующему необходимо соблюдать ряд условий:
    1. Пребывать в состоянии ритуальной чистоты
    Перед тем, как отправиться в мечеть, верующему следует сделать омовение (тахарат). В пятничный день, когда верующие устремляются в «дом Аллаха» для совершения с джамаатом пятничного намаза, желательно совершить большое омовение (гусль).
    Пророк (с.г.в.) как-то сказал: «Если кто-либо из вас решит прийти на пятничную молитву, то пусть искупается» (Бухари, Муслим).
    2. Надеть опрятную, красивую и пригодную для молитвы одежду
    Перед визитом в дом Всевышнего верующему следует одевать лучшие одежды. В частности, следует позаботиться, чтобы одеяния были чистыми и опрятными. Например, можно надеть одежду белого цвета, как об этом сказано в следующем хадисе: «Одевайте белую одежду. Поистине, она из лучших одежд ваших» (Тирмизи, Абу Дауд).
    Кроме того, следует помнить, что мужчинам нельзя надевать одежду из натурального шелка, а также золотые ювелирные изделия, так как Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Эти две вещи являются запретными для мужчин из числа моих последователей» (Абу Дауд, Ибн Маджа).
    3. Не употреблять в пищу лук и чеснок
    Пророк (с.г.в.) наставлял: «Пусть удаляется от мечети тот, кто поел лука или чеснока» (Бухари).
    4. Прочитать дуа (мольбу)
    В одном из хадисов сообщается, что Посланник Всевышнего (с.г.в.) перед тем, как пойти в мечеть, говорил следующее: «О Аллах, помести в сердце моём свет, и в зрение моё свет, и в слух мой свет, и справа от меня свет, и сзади меня свет, и в сухожилии мои свет, и в мясо моё свет, и в кровь мою свет, и в волосы мои свет, и в кожу мою свет» (Бухари).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *