Сочинение на тему мертвые души образы помещиков

10 вариантов

  1. В 1841 году выходит первый том поистине замечательного произведения, написанного Гоголем. Это был первый том Мертвых душ. Того самого произведения, которое потрясло всю страну, как позже скажет Герцен. Гоголь раскрывает образы помещиков в поэме Мертвые души, представляя нам их портреты, рисуя их характеры, разговаривая их словами, показывая мысли и поступки.

    Образы помещиков кратко

    Чтобы показать нам бесчеловечность крепостников — дворян той России, Гоголь в Мертвых душах и создает образы помещиков. С ними мы знакомимся постепенно, путешествуя с героем Чичиковым, что задумал скупить все мертвые души крепостных. В созданных образах, помещики прошлого времени, которое описывает автор, узнавали себя. Кто-то в себе увидел Манилова, кто-то Коробочку, а кто-то заметил сходство с другими персонажами. Давайте же поближе познакомимся с портретными характеристиками героев поэмы, сделав анализ их образов в Мертвых душах и написав наше сочинение. Так как на уроке мы подробно рассмотрели работу Мертвые души, то и охарактеризовать образы будет просто. Начнем с первого героя — Манилова.

    Образ помещика Манилова

    Когда Чичиков задумал свой план по скупке мертвых душ, то он направился в уездный город, дабы реализовать задуманное. Вот он наносит визиты местным помещикам. Первым на его пути попадается Манилов. На первый взгляд — это человек добрый, заботливый и правильный. Но это всего лишь первое впечатление, а на деле все по-другому. Только на словах он хороший, на деле у него нет заботы ни к близким, ни к крепостным. Любезность и добропорядочность напускная и делает он это ради того, чтобы найти свое место под солнцем. Вся его приятность не более как маска, за которой прячется пустота. Вся вычурность раскрывается не только в образе героя, но и в повалившейся беседке, которую он называет храмом уединения и размышления. Вся усадьба заброшенная, крестьяне живут в нищете, а их хозяин, лежа на диване, то и дело мечтает, как он построит мост через пруд.

    Образ помещицы Коробочки

    Дальше Чичиков встречает Коробочку. Уже по ее фамилии мы видим, что это недалекая женщина. Как автор ее назовет дубинноголовая. По характеру — это помещица накопительница, ведь она то и дело копит и копит. Накопительство ее страсть, поэтому в нем она полностью погрязла, как и в мелких жизненных интересах. Ей не интересно, что там за пределами, главное не продешевить и не обмануться. Вот и мертвые души она не соглашается продать, вдруг они ей еще пригодятся или какой-то другой купец цену лучше предложит. Ее ограниченность и узкость интересов налицо.

    Образ помещика Ноздрева

    Следуя за нашим героем Чичиковым, мы попадаем к следующем помещику. И здесь, в образе бразе Ноздрева мы видим расточительного человека, игрока, который врет без зазрения совести. Это человек, который без проблем надует в карты, поменяется на что попало и все спустит. Человек, который живет бесцельно, проматывая бессмысленно свое состояние. Беспорядочность его натуры читается не только в образе героя, но и в его хозяйстве.

  2. Так называемую галерею помещиков Николай Васильевич Гоголь начинает с помещика Манилова. Именно к нему главный герой едет в первую очередь. Читатель сразу отмечает вычурность манер и слащавость речи этого человека, хотя внешне он достаточно привлекателен. Смысл всей жизни Манилова – фантастические мечты. Ему нравится лежать на диване или сидеть в покосившейся беседке, мечтая о подземном ходе. Его совершенно не волнуют крестьяне, страдающие от беспечности этого помещика. Манилов льстец, с его слов все в городе «прелюбезнейшие». Как оказалось, образ Манилова настолько типичен для того времени, что возникло понятие маниловщины.
    Следующей в галерее перед читателем предстает Коробочка. Ее жизнь – это вечное накопительство. Она скупа и даже тупа, так как Чичикову приходится потратить и время, и нервы, чтобы добиться от нее продажи мертвых крестьян. Этот образ тоже оказался типичным для русских помещиков тех времен.
    Ноздрев – заядлый картежник и пьяница, скандалист и кутила – называет себя другом Чичикова. Вспыльчивый, хвастливый, этот помещик беспорядочен по своему характеру, что отображает даже его жилище. В доме творится в каком-то роде хаос, сам хозяин держит у себя настоящего волчонка, а в конюшне еще и козла. Ноздрев поначалу отказывается продать Чичикову крестьян, а после играет с ним в шашки на мертвые души. Конечно, не обходится без жульничества со стороны хозяина. Чичикова, который возмущен этим, спасает от расправы Ноздрева только визит капитана-исправника.
    Собакевич предстает перед читателями огромным, неуклюжим помещиком, грубым и неотесанным. В нем тоже виден накопитель, как и в Коробочке. Он крайне нелестно отзывается о горожанах, зато расхваливает своих крестьян. Он на удивление спокойно относится к просьбе Чичикова купить у него крестьян. Сам Собакевич показан этаким властелином над крестьянами.
    Последний помещик – Плюшкин. Если в лице Манилова читатель видит процесс праздной жизни, то Плюшкин – ее результат. Этот помещик чрезвычайно богат, у него больше тысячи душ, однако живет он в ветхом жилище, одетый подобно нищему. В душе он тоже накопитель, и эта черта привела его к утрате реального восприятия вещей. Он готов беречь (и тем самым портить) продукты, лишь бы не тратить их. И читатель, изучая описание его грязной комнаты, видит перед собой духовную смерть человека – то, к чему медленно, но верно идут остальные помещики.

  3. Категория: Сочинения по русской литературе
    Сочинение на тему “Мертвые души” 9 класс.
    Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» охватывает разнообразные сферы русской действительности 30—40-х годов XIX века. В ней автор отразил уклад жизни и нравы разных слоев общества — помещиков, чиновников, крестьян. Крупным планом изображены в поэме помещики. Причем последовательность знакомства их с читателем выбрана Гоголем не случайно. Начиная от Манилова и заканчивая Плюшкиным, автор усиливает горькую обличительную сатиру.
    Первым помещиком, у которого побывал главный герой поэмы Чичиков, был Манилов. «Один Бог разве мог сказать, какой характер у Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан… черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур передано сахару» — такой портрет этого помещика рисует Гоголь.
    Из этого описания становится ясно, что несмотря на в общем благоприятное внешнее впечатление, которое производил Манилов, он не отличался ничем особенным. Кроме разве бросающейся в глаза приторной слащавости и обходительных манep, за которыми скрывалась обыкновенная глупость. Мы видим, что в деревне у Манилова царят беспорядок и разорение, тем временем как все его занятия состоят в бессмысленных мечтаниях, глупых и неосуществимых проектах («как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост…»). При создании этого образа Гоголь мастерски использовал и такую деталь, как лежащая в кабинете у Манилова книга, два года заложенная закладкой на четырнадцатой странице. Характер Манилова во всей полноте проявляется во время сделки с Чичиковым. Этого помещика, не знающего даже, сколько крестьян у него умерло, заботит, «не будет ли эта негоция не соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России».
    В отличие от Манилова Коробочка — следующая изображенная Гоголем помещица — весьма рачительна и знает, как вести хозяйство. Автор так описывает Коробочку: «Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки… а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки…» Коробочка знает цену «копейке», поэтому так боится продешевить в сделке с Чичиковым. Все доводы последнего разбиваются о ее «дубиноголовость» и жадность. Она ссылается на то, что хочет дождаться купцов да узнать цены. Гоголь вместе с тем обращает наше внимание на то, что эта помещица сама ведет хозяйство, а крестьянские хаты в ее деревне «показывали довольство обитателей».
    Зато проблемы денег и ведение хозяйства совершенно не заботят помещика Ноздрева, к которому Чичиков попадает после посещения поместья Коробочки. Ноздрев принадлежит к числу людей, которые «всегда говоруны, кутилы, народ видный». Его жизнь заполнена кутежами, карточными играми, бессмысленной тратой денег. Он энергичен, активен и ловок. Неудивительно, что предложение Чичикова продать ему мертвые души сразу же нашло живой отклик у Ноздрева. Авантюрист и лгун, этот помещик решил провести Чичикова. Только чудо спасает главного героя от физической расправы. Усадьба Ноздрева помогает лучше понять его характер, и жалкое положение крепостных, из- которых он выколачивает все, что возможно.
    У Собакевича в отличие от Ноздрева все отличается добротностью и прочностью, даже колодец «обделан в крепкий дуб». Но это не производит хорошего впечатления на фоне обрисованных Гоголем уродливых и нелепых построек и обстановки дома этого помещика. Да и сам он не производит благоприятного впечатления. Собакевич показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя». Описывая внешность этого помещика, Гоголь иронически замечает, что природа не долго мудрила над его лицом: «Хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «живет!» Создавая образ этого помещика, автор часто использует прием гиперболизации — это и зверский аппетит Собакевича, и безвкусные портреты полководцев с толстыми ногами и «неслыханными усами», украшавшие его кабинет и многое другое.
    Собакевич — ярый крепостник, который никогда не упустит своей выгоды, даже если речь идет об умерших крестьянах. В ходе торга с Чичиковым обнаруживаются его алчность, стремление к наживе. Заломив цену — «по сту рублей» за мертвую душу, он в конце концов соглашается на «два с полтиною», лишь бы не упустить возможности получить деньги за столь необычный товар. «Кулак, кулак!» — подумал о Собакевиче Чичиков, покидая его имение.
    Помещики Манилов, Коробочка, Ноздрев и Собакевич описаны Гоголем с иронией и сарказмом. В создании же образа Плюшкина автор использует гротеск. Когда Чичиков впервые увидел этого помещика, он принял его за ключницу. Главный герой подумал, что если бы встретил Плюшкина на паперти, то «…дал бы ему медный грош». Но позже мы узнаем, что этот помещик богат — у него более тысячи душ крестьян. Гоголь показывает безмерную жадность Плюшкина. В его доме скопились такие огромные запасы, которых хватило бы на несколько жизней.
    Бессмысленная жажда накопительства Плюшкина доведена до абсурда. Несмотря на огромные запасы в его доме, он каждый день ходил по своей деревне и все, что ему попадалось на глаза, тащил к себе и складывал в углу комнаты. Плюшкин живет одним лишь накопительством, он совершенно оторван от внешнего мира. Ему безразличны судьбы его детей. Тем более его не заботят проблемы умирающих от голода крестьян. Все нормальные человеческие чувства давно умерли в его душе. А ведь когда-то Плюшкин был предприимчивым, трудолюбивым хозяином, не лишенным ума и житейского опыта. Соседи заезжали к нему поучиться «мудрой скупости». Но теперь уже скупость Плюшкина довела его имение до полного упадка. Она совершенно бессмысленна и, как показывает Гоголь, приводит к полной деградации личности. И если Коробочка у Гоголя «дубинноголовая», Ноздрев — «исторический человек», Собакевич — «человек-кулак», то Плюшкин — это даже не человек, это «прореха на человечестве».
    Своей поэмой Н. В. Гоголь не только показал читателю истинное лицо помещиков, но и ввел в литературу понятие «мертвые души». Мертвыми были не только и не столько те, кто становился предметом торгов Чичикова с помещиками. А. И.Герцен так говорил об этом: «Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас. И иначе он не мог назвать; не ревизские мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие — вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу».

  4. Мёртвые души образы помещиков сочинение по плану
    План
    1.Введение
    2.Манилов
    3.Коробочка
    4.Ноздрев
    5.Собакевич
    6.Плюшкин
    7.Заключение
    Публикация поэмы “Мертвые души” стало огромным событием не только в литературной, но и в общественной жизни Российской империи. Образованная часть общества разделилась на два лагеря. Одни называли произведение гениальным, другие – злой насмешкой и карикатурой на Россию. Писатель изобразил в поэме несколько собирательных образов русских помещиков, которые обладают самыми отрицательными чертами своего сословия. К. С. Аксаков писал Гоголю: “Многие помещики… считают вас своим смертельным, личным врагом”. По-видимому, писатель был недалек от истины: раскрытая в поэме правда многим колола глаза.
    Первый визит Чичиков нанес помещику Манилову. Последний своими любезными речами словно бы “заманил” покупателя мертвых душ к себе. Манилов обладает приятной внешностью и любезным обращением. Однако через некоторое время собеседнику становится не по себе от этой приторной любезности. Кроме нее у Манилова нет ничего: ни характера, ни какой-нибудь значимой отличительной черты. Манилов проводит все свое время в бесполезных мечтах. Его хозяйство постепенно приходит в упадок. Дворовые люди делают все, что хотят. Праздная жизнь превратила Манилова в абсолютно никчемного человека. Такой тип помещиков – свидетельство вырождения дворянства, которое ускорится после отмены крепостного права.
    Сбившись с пути, Чичиков случайно попадает к помещице Настасье Петровне Коробочке. Сама фамилия барыни указывает на замкнутость и ограниченность ее мира. Коробочка уже давно живет затворницей в своем имении. Она не интересуется ничем, кроме продажи своих товаров. Для Настасьи Петровны важна каждая копейка. При этом деньги лежат “мертвым грузом”. Новые вещи помещица покупает только тогда, когда они приходят в полную негодность. Предложение Чичикова не на шутку пугает Коробочку. Она видит несомненную выгоду, но подозревает какой-то обман. Только обещание Чичикова купить муку, сало и т. д. заставляет старуху пойти на сделку. Коробочка, как и Манилов, принадлежит к вырождающемуся типу помещиков.
    Больше всего разочарования доставило Чичикову посещение Ноздрева. Этот пышущий здоровьем помещик, несмотря на солидный возраст, до сих пор остается в душе мальчишкой-хулиганом. Ноздрев совершенно не думает о завтрашнем дне. Всю свою бешеную энергию он тратит на карточную игру и пьянство. Ноздрев в любую секунду готов побиться с любым человеком об заклад. Причем его даже не интересует выгода. Для Ноздрева важен азарт, он никогда не жалеет о пущенных на ветер деньгах. Ноздрев – невероятный плут и обманщик. Его часто ловят на нечестной игре, после чего поколачивают. Ноздрева это нисколько не смущает. Через непродолжительное время он вновь дружески общается со своими обидчиками. Сделка с Чичиковым не состоялась, потому что Ноздреву была неинтересна простая продажа мертвых душ. В такой операции не было ничего захватывающего. Буйный помещик хотел даже избить незадачливого покупателя, но “потеха” была прервана появлением капитана-исправника.
    Михаил Семенович Собакевич – помещик-кулак, внешне напоминающий огромного медведя. Его главное требование к окружающим предметам – прочность и долговечность. Собакевич уверенно ведет свое хозяйство. За внешней неуклюжестью и простотой скрывается изворотливый ум. Собакевич всех без исключения считает мошенниками. Он никому не позволит себя обмануть. Михаила Семеновича нисколько не интересует культурная жизнь. По уровню духовных запросов он также напоминает медведя. Собакевич все больше дичает в своем крепко сколоченном доме.
    Плюшкин – самый ничтожный и жалкий помещик, постепенно сходящий с ума. Когда-то он жил нормальной семейной жизнью. Со смертью жены началось его падение. Семья распадалась, а Плюшкин становился все более подозрительным и скупым. Постепенно его скупость достигла небывалых размеров. Плюшкин имеет около 1000 крестьян, что приносит ему огромный доход. Но все деньги он прячет, не тратя ни копейки. Вся сельскохозяйственная продукция гниет в сараях и амбарах. Сам помещик ходит в рванье, питается, чем придется. Чичикова поражает убогое существование Плюшкина. Тем не менее именно у него он приобретает самое большое количество мертвых душ.
    Помещики в поэме “Мертвые души” не являются исключениями из правил. В большей или меньшей степени их образы списаны Гоголем с натуры. О достоверности изображенной писателем картины можно судить по высказыванию Пушкина после прослушивания начальных глав: “Боже, как грустна наша Россия!”.

  5. Почти половина первого тома поэмы «Мертвые души» (пять глав из одиннадцати) посвящена характеристике различных типов русских помещиков. Н.В. Гоголь создал пять разных характеров, пять портретов, не похожих друг на друга. Но в то же время в каждом их них выступают типичные черты русского помещика, и все помещики изображены сатирически. Вот она — эта портретная галерея.
    По первому впечатлению о Манилове можно было сказать: «Какой приятный и добрый человек!» Он чрезвычайно любезен с друзьями, нежен с женой, добр к своим крепостным. Но в эту приятность «чересчур было передано сахару»; Манилов был человек «ни то ни се»; рядом с ним вскоре чувствовалась «скука смертельная». Он любил поразмышлять и помечтать, но под его прекраснодушием и мечтательностью скрывалась внутренняя пустота. Гоголь с иронией замечает, что в кабинете Манилова лежала книга, открытая на четырнадцатой странице, которую он читал вот уже два года.
    Хозяйством помещик не занимался, во всем доверяя приказчику, и даже не знал, сколько у него умерло крепостных. Его бесхозяйственность подчеркивало то, что его дом стоял на неудобном месте, открытом всем ветрам, а дорогая мебель в комнате соседствовала со старой. Герой Гоголя олицетворяет собой целое явление — маниловщину, и его имя стало нарицательным.
    Помещицу Коробочку Гоголь относит к числу «тех небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящикам комодов». Эти деньжонки получаются от продажи самых разнообразных продуктов: меда, муки, крупы и др. «Дубинноголовая» Коробочка готова продавать все, что выращивается в ее поместье; соглашается (правда, после долгих уговоров) «уступить» даже такой «товар», как мертвые души, хотя вначале он показался ей слишком уж необычным и она боялась на первых порах продешевить.
    Ноздрев представляет собой совершенно иной тип людей. Гоголь иронично называет его «историческим человеком», потому что с ним постоянно случались какие-нибудь «истории». Его любимым занятием была игра в карты; причем играл он не вполне честно, за что бывал бит своими же товарищами. Его недюжинная энергия проявлялась в том, что он был готов ехать куда угодно, с кем угодно и за чем угодно. Хозяйством своим Ноздрев не занимался; оно шло как-то само по себе; единственным приличным местом была псарня, и среди собак Ноздрев чувствовал себя, как отец среди детей. Ноздрев постоянно хвастает, выдумывает, врет; причем его ложь откровенна и не приносит ему никакой выгоды; но он уже не может не обманывать, не жульничать: он умудряется схитрить даже при игре с Чичиковым в шашки. Ноздрев изображен Гоголем не только с иронией, как Манилов или Коробочка, но уже ярко сатирически.
    Собакевич чем-то похож на Коробочку. Это, по точному определению Гоголя, «кулак», накопитель. Для него практичность и выгода гораздо дороже дружбы, красоты и пр. Всех чиновников в городе он называет «мошенниками», а при продаже мертвых душ сначала назначил невиданно высокую цену, а потом долго торговался с Чичиковым и при этом ухитрился обмануть его. Внешне он показался Чичикову похожим «на средней величины медведя». И все вещи в доме (даже дрозд в клетке) чем- то напоминали своего хозяина: все выглядело прочным, но неуклюжим, некрасивым.
    Собакевич любил и умел хорошо поесть, но предпочитал не изысканные блюда, а простую пищу, зато в больших количествах. Он мог съесть один огромного осетра или целого барана. Образ Собакевича нарисован Гоголем саркастически.
    Имя Плюшкина стало таким же нарицательным, как и имена Манилова или Коробочки. Знакомство читателя с этим героем Гоголь, как обычно, начинает с описания деревни и усадьбы, принадлежащих помещику. Он рисует страшную картину полного разорения когда-то богатого помещичьего хозяйства. Причиной этого разорения стала болезненная скупость, в которую постепенно превратилась разумная бережливость хозяина. Гоголь показывает постепенное развитие этой болезни, приведшей к омертвлению и хозяйства, и души его владельца. Хозяйство Плюшкина пришло в полный упадок; крестьяне голодают и бегут от помещика, а сам он давно потерял всякое представление о реальной стороне жизни: в его амбарах портится мука, гниет сукно, а он ходит по деревне и подбирает сломанные подковы, рваные подметки и прочие ненужные вещи и складывает их у себя в комнате в особую кучу. Он с подозрением относится ко всем, считая, что его все обворовывают; он носит на поясе ключи от всех амбаров и сундуков, из-за чего (а также из-за странной одежды) Чичиков сначала принимает его за ключницу. Гоголь с презрением пишет о Плюшкине и называет его «прорехой на человечестве».
    Таким образом, писатель выводит в поэме не просто пять образов помещиков — он показывает пять ступеней деградации и омертвления человеческой души. «Мертвыми душами» в поэме следует считать не купленных Чичиковым умерших крестьян, а самих помещиков — владельцев крепостных. От Манилова до Плюшкина перед читателем раскрывается пугающая картина постепенного угасания человеческого в человеке. Таков принцип композиционной последовательности образов помещиков в поэме «Мертвые души».

  6. Гоголевский делец после Ноздрева направился к Собакевичу. Последнего можно сравнить с медведем, он такой же большой и неуклюжий. Его дом имел несуразный вид, однако Собакевича считали хорошим хозяйственником. Избы, дома он сделал из хорошей древесины. Он был сообразительным в плане торговли и знал всех своих крестьян. Он сразу понял, с какой целью приехал Чичиков. Между ними была совершена сделка в пользу Собакевича. Но если посмотреть на помещика в качестве крепостника, то он жестокий, неотесанный, грубый. Он не умеет выражать душевные переживания.

    Прибедняющийся Плюшкин

    Но наиболее странным является Плюшкин. Он похож был на старую ключницу, которая все время ворчит. Но Плюшкин был очень богат, в его хозяйстве насчитывалось около тысячи крестьян. Раньше дом процветал, но позже запустел. Это случилось после смерти его жены. Это бережливый помещик ранее, но сейчас он становится скрягой. Он собирал хлам, в его питании были одни сухари, а среди одежды только обноски. Чичиков со своим предложением обрадовал его. Плюшкин нашел в этом возможность подзаработать.
    Гоголь описал разные образы помещиков, показывая, как черствеет душа и происходит деградация человека. Все начиналось Маниловым и закончилось Плюшкиным. Читатель четко видит картину, как угасает все человеческое в людях.

  7. ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

    В июне 1836 года Гоголь, глубоко огорченный враж­дебными толками, вызванными премьерой «Ревизора», уезжает за границу. Там он приступает к работе над поэмой «Мертвые души», сюжет которой был подска­зан ему А. С. Пушкиным. В письме В. А. Жуковскому Николай Васильевич отмечал: «Мне даже смешно, как подумаю, что я пишу «Мертвые души» в Париже. Мне совершенно кажется, как будто я в России: передо мною все наше, наши помещики, наши чиновники, на­ши мужики…»
    Я думаю, что творческие силы и энергию писателя во время работы над поэмой питали любовь к России и тревога за ее настоящее и будущее. В своем дневни­ке Гоголь записал: «Бывает время, когда нельзя устре­мить общество… к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости».
    Давайте, следуя за мыслью писателя, посмотрим на российских помещиков. Гоголь располагает их в опре­деленной последовательности — от лучшего к худше­му, вернее, от плохого к худшему.
    На первой ступеньке лестницы стоит Манилов — человек «так себе, ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, черты его лица «не лишены прият­ности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару». Излишняя слащавость и приторное довольство сквозит и в манерах помещика — с его ли­ца не сходит умильная улыбочка, а речь полна преуве­личений. Всех без исключения он находит достойными людьми: губернатор — «препочтеннейший и прелюбезнейший», вице-губернатор — «милый человек», жена полицеймейстера — «прелюбезная». Но за этой слаща­вой сентиментальностью и внешней обходительностью скрывается спящая душа. «У всякого есть свой за­дор, — пишет Гоголь, — у одного задор обратился на борзых собак, другому кажется, что он сильный люби­тель музыки», кто-то мечтает «сыграть роль хоть од­ним вершком повыше той, которая ему назначена», а кто-то «мастер лихо пообедать». У Манилова же нет ничего. «От него не дождешься никакого живого или хоть даже заносчивого слова». А там, где нет жизни, — одна мертвечина. На мой взгляд, писатель подводит нас именно к этой мысли. Я считаю, что и сама фами­лия помещика выбрана Гоголем не случайно. Она гово­рит читателю о чем-то манящем, что влечет к себе, но в итоге оборачивается обманом, ловушкой. Так, лю­бой собеседник Манилова в первую минуту думает: «Какой приятный и добрый человек!», а в следующую: «Черт знает что такое!»
    Настоящей заботы о благосостоянии семьи и благо­получии крестьян Манилов не проявляет. Все управ­ление он передоверил плуту приказчику. И в доме, и в деревне царит беспорядок, в то время как хозяин мечтает выстроить через пруд каменный мост или провести от дома подземный ход. Пустые, никчемные мечты человека с мертвой душой.
    Следом за Маниловым Гоголь предлагает нам по­знакомиться с Коробочкой, одной из «тех матушек, не­больших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрорядевые ме­шочки, размещенные по ящикам комодов». В отличие от Манилова она рачительная хозяйка. Крестьянские избы в деревне помещицы «показывают довольство обитателей». Сама хозяйка денно и нощно печется о том, чтобы ее имение не несло убытков. Но этим, по­жалуй, круг интересов Коробочки и ограничивается — ко всему остальному она проявляет полное равноду­шие. Разволновать ее способны лишь цены на пеньку и мед да страх продешевить. «Право, мое такое нео­пытное вдовье дело! лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам», — от­вечает она Чичикову на его предложение купить у нее мертвые души. Коробочка долгое время не понимает абсурдности своего заявления. Все доводы потерявше­го терпение Чичикова разбиваются о ее жадность и «дубинноголовость». О чем хотел сказать Гоголь, на­деляя свою героиню фамилией Коробочка? У помещи­цы повсюду коробочки: и дом, как коробочка, и двор, как коробочка, наполненная всякой живностью, и ко­мод — коробочка с мешочками, набитыми пятаками, рублями, двугривенными, да и сама голова барыни — деревянный короб.
    Следующим за Коробочкой Гоголь представляет нам Ноздрева. Это человек «в некотором отношении исторический». Так писатель иронически оценивает «талант» Ноздрева раздувать разные, преимуществен­но скандальные, истории, распространять небылицы, расстраивать свадьбы или торговые сделки. Вся жизнь этого развязного, чрезмерно активного лжеца и аван­тюриста состоит из буйных кутежей и карточных афер, бессмысленной траты денег и пьяных ссор. Лю­битель лошадей и собак, Ноздрев в своем кабинете держит лишь сабли и ружья, а книг и бумаги эти сте­ны, скорее всего, никогда и не Видели. Впрочем, как и сам хозяин. О неподдельной подлости Ноздрева сви­детельствует его готовность учинить над своим гостем физическую расправу. И не один на один, а призвав себе в помощники двух «дюжих крепостных».
    Что может означать фамилия этого персонажа? Не заключается ли в ней намек на стремление Ноздрева уловить, а точнее «унюхать» возможность совершить очередное жульничество или раздуть скандал?
    Пятая глава поэмы рассказывает о Собакевиче. В его усадьбе все, начиная от господского дома и за­канчивая мебелью, добротно и прочно, но при этом уродливо. Пожалуй, такова и внешность помещика, над лицом которого природа «недолго мудрила… хвати­ла топором раз — вышел нос, хватила в другой — вы­шли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не об­скобливши, пустила на свет». Собакевича отличают медвежья неуклюжесть и звериный аппетит, а его ин­тересы крутятся только возле того, что способно при­нести материальную выгоду.
    Собакевич ни за что не станет предаваться пустым мечтам, как это делает Манилов, равно как и считать окружающих людьми «приятными во всех отношени­ях». Это «кулак», готовый на все ради наживы, к тому же большой человеконенавистник. Всех без исключения чиновников города он награждает эпитетами «ду­рак, какого свет не производил», «первый разбойник в мире», «мошенник», «свинья».
    И, наконец, последняя ступенька лестницы — Плюшкин, «прореха на человечестве». В халате, рука­ва и полы которого «засалились и залоснились», с не­понятной подвязкой на шее — он скорее похож на ни­щего, чем на помещика. Богатый человек — владелец тысячи с лишним душ крестьян, в целях экономии проявляет абсурдную, преступную скупость. Бессмыс­ленное накопительство повредило его разум. Он морит голодом крестьян, сам питается в людской, в то время как «мука в подвалах превратилась в камень, и нужно было ее рубить, к сукнам, холстам и домашним мате­риям страшно было притронуться: они обращались в пыль». Для характеристики этого персонажа доста­точно сказать о куче хлама посреди его комнаты — он ведь и сам, как хлам, как тлен и прах, лишен челове­ческих качеств. Плюшкин отказал в помощи сыну, вы­гнал дочь, безразличен к внукам. Ему нравится лишь пополнять свою «коллекцию» хлама. Чем? «Старыми подошвами, бабьими тряпками, железными гвоздями, глиняными черепками». Вдруг пригодится!
    Это уже не человек, это сухарь, точнее сухая плюш­ка, которая так «сверху поиспортилась», что даже «скоб­ление ножом» не вернет ей свежести и аромата.
    Образы помещиков, созданные Гоголем, ярки, прав­дивы и типичны. Благодаря таланту писателя они легко узнаваемы нами и в современном мире. Кто оспорит тот факт, что вокруг то и дело встречаются хитрые, расчет­ливые Собакевичи и сладкоголосые, манерные Манило­вы, глупо кудахтающие Коробочки и полные разруши­тельной силы Ноздревы? Говорят, и Плюшкины не так редки, но мне пока не довелось с ними встречаться.

  8. Страница: [ 1 ] 2
    Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» охватывает разнообразные сферы русской действительности 30-40-х годов XIX века. В ней автор отразил уклад жизни и нравы разных слоев общества – помещиков, чиновников, крестьян. Крупным планом изображены в поэме помещики. Причем последовательность знакомства их с читателем выбрана Гоголем не случайно. Начиная от Манилова и заканчивая Плюшкиным, автор усиливает горькую обличительную сатиру.
    Первым помещиком, у которого побывал главный герой поэмы Чичиков, был Манилов. «Один Бог разве мог сказать, какой характер у Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан… черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур передано сахару» – такой портрет этого помещика рисует Гоголь.
    Из этого описания становится ясно, что несмотря на в общем благоприятное внешнее впечатление, которое производил Манилов, он не отличался ничем особенным. Кроме разве бросающейся в глаза приторной слащавости и обходительных манер, за которыми скрывалась обыкновенная глупость. Мы видим, что в деревне у Манилова царят беспорядок и разорение, тем временем как все его занятия состоят в бессмысленных мечтаниях, глупых и неосуществимых проектах («как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост…»). При создании этого образа Гоголь мастерски использовал и такую деталь, как лежащая в кабинете у Манилова книга, два года заложенная закладкой на четырнадцатой странице. Характер Манилова во всей полноте проявляется во время сделки с Чичиковым. Этого помещика, не знающего даже, сколько крестьян у него
    умерло, заботит, «не будет ли эта негоция не соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России»…
    В отличие от Манилова Коробочка – следующая изображенная Гоголем помещица – весьма рачительна и знает, как вести хозяйство. Автор так описывает Коробочку: «Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки… а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки…» Коробочка знает цену «копейке», поэтому так боится продешевить в сделке с Чичиковым. Все доводы последнего разбиваются о ее «дубиноголовость» и жадность. Она ссылается на то, что хочет дождаться купцов да узнать цены. Гоголь вместе с тем обращает наше внимание на то, что эта помещица сама ведет хозяйство, а крестьянские хаты в ее деревне «показывали довольство обитателей.
    Зато проблемы денег и ведение хозяйства совершенно не заботят помещика Ноздрева, к которому Чичиков попадает после посещения поместья Коробочки. Ноздрев принадлежит к числу людей, которые «всегда говоруны, кутилы, народ видный». Его жизнь заполнена кутежами, карточными играми, бессмысленной тратой денег. Он энергичен, активен и ловок. Неудивительно, что предложение Чичикова продать ему мертвые души сразу же нашло живой отклик у Ноздрева. Авантюрист и лгун, этот помещик решил провести Чичикова. Только чудо спасает главного героя от физической расправы. Усадьба Ноздрева помогает лучше понять его характер, и жалкое положение крепостных, из которых он выколачивает все, что возможно.
    У Собакевича в отличие от Ноздрева все отличается добротностью и прочностью, даже колодец «обделан в крепкий дуб». Но это не производит хорошего впечатления на фоне обрисованных Гоголем уродливых и нелепых построек и обстановки дома этого помещика. Да и сам он не производит благоприятного впечатления. Собакевич показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя». Описывая внешность этого помещика, Гоголь иронически замечает, что природа не долго мудрила над его лицом: «Хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши; пустила на свет, сказавши: «живет!» Создавая образ этого помещика, автор часто использует прием гиперболизации – это и зверский аппетит Собакевича, и безвкусные портреты полководцев с толстыми ногами и «неслыханными усами», украшавшие его кабинет и многое другое.
    Собакевич – ярый крепостник, который никогда не упустит своей выгоды, даже если речь идет об умерших крестьянах. В ходе торга с Чичиковым обнаруживаются его алчность, стремление к наживе. Заломив цену – «по сту рублей» за мертвую душу, он в конце концов соглашается на «два с полтиною», лишь бы не упустить возможности получить деньги за столь необычный товар. «Кулак, кулак!» – подумал о Собакевиче Чичиков, покидая его имение.
    Помещики Манилов, Коробочка, Ноздрев и Собакевич описаны Гоголем с иронией и сарказмом. В создании же образа Плюшкина автор использует гротеск. Когда Чичиков впервые увидел этого помещика, он принял его за ключницу. Главный герой подумал, что если бы встретил Плюшкина на паперти, то «…дал бы ему медный грош». Но позже мы узнаем, что этот помещик богат – у него более тысячи душ крестьян. Гоголь показывает безмерную жадность Плюшкина. В его доме скопились такие огромные запасы, которых хватило бы на несколько жизней.
    Бессмысленная жажда накопительства Плюшкина доведена до абсурда. Несмотря на огромные запасы в его доме, он каждый день ходил по своей деревне и все, что ему попадалось на глаза, тащил к себе и складывал в углу комнаты. Плюшкин живет одним лишь накопительством, он совершенно оторван от внешнего мира. Ему безразличны судьбы его детей. Тем более его не заботят проблемы умирающих от голода крестьян. Все нормальные человеческие чувства
    давно умерли в его душе. А ведь когда-то Плюшкин был предприимчивым, трудолюбивым хозяином, не лишенным ума и житейского опыта. Соседи заезжали к нему поучиться «мудрой скупости». Но теперь уже скупость Плюшкина довела его имение до полного упадка. Она совершенно бессмысленна и, как показывает Гоголь, приводит к полной деградации личности. И если Коробочка у Гоголя «дубинноголовая», Ноздрев – «исторический человек», Собакевич – «человек-кулак», то Плюшкин – это даже не человек, это «прореха на человечестве».
    Своей поэмой Н. В. Гоголь не только показал читателю истинное лицо помещиков, но и ввел в литературу понятие «мертвые души». Мертвыми были не только и не столько те, кто становился предметом торгов Чичикова с помещиками. А. И. Герцен так говорил об этом: «Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас. И иначе он не мог назвать; не ревизские мертвые души, а все эти ноздревы, маниловы и все прочие – вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу».
    Мертвые души» автор назвал поэмой и подчеркнул этим значительность своего творения. Поэма – объемное лирико-эпическое произведение, отличающееся глубиной содержания и широким охватом событий. Это определение жанра «Мертвых душ» (поэма) до сих пор вызывает споры.
    С выходом в свет сатирических произведений Гоголя в русской реалистической литературе укрепляется критическое направление. Реализм Гоголя в большой степени насыщен обличительной, бичующей силой – это отличает его от предшественников и современников. Художественный метод Гоголя получил название критического реализма. Новым у Гоголя является заострение главных черт характера героя, излюбленным приемом писателя становится гипербола – преувеличенное изображение этих черт, усиливающее впечатление. Гоголь находил, что сюжет «Мертвых душ», подсказанный Пушкиным, хорош тем, что дает возможность изъездить вместе с героем всю Россию и создать множество самых разнообразных характеров.
    Главы о помещиках, которым уделено больше половины первого тома, автор расположил в строго продуманном порядке: расточительного мечтателя Манилова сменяет бережливая Коробочка; ей противопоставлен разорившийся помещик, пройдоха Ноздрев; затем опять поворот к хозяйственному помещику-кулаку Собакевичу; галерею крепостников замыкает скряга Плюшкин, воплощающий крайнюю степень падения помещичьего класса.
    Читая «Мертвые души», мы замечаем, что писатель повторяет одни и те же приемы в изображении помещиков: дает описание деревни, господского дома, внешнего вида помещика.
    Страница: [ 1 ] 2

    Похожие сочинения

    ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ\’

  9. И до такой ничтожности, мелочности,
    гадости мог снизойти человек!
    Н. В. Гоголь
    Мертвые души — то основное, на чем строится сюжет гоголевской поэмы. Мертвые души, так сказать, предмет коммерции главного героя. Любопытный, кстати, способ разбогатеть: где почти даром, где совсем за так набрать мертвых душ — умерших крепостных, существующих до следующей переписи только по ревизским сказкам, и заложить их в банке под вполне реальные, живые деньги! Но смысл поэмы Н. В. Гоголя гораздо шире. Мертвые души — это те, кого власть, государственная система поставила над другими людьми, кто паразитирует на них. Все эти маниловы, собакевичи, коробочки, ноздревы, плюшкины, городские чиновники и сам генерал-губернатор.
    Создавая образы помещиков, Гоголь не просто показывает нам разные типажи владельцев крепостных душ: мечтательных бездельников (Манилов), абсолютно равнодушных ко вверенным ему крепостным; скупердяев (Собакевич), которые ничего не упустят в жизни; “дубиноголовых” коробочек, увязших в мелком натуральном хозяйстве, где взят на учет каждый клочок земли, каждый кусочек, каждый ящичек и шкатулочка; бессмысленных задир (Ноздрев), который больше бесчинствует на ярмарках да по соседским поместьям, чем бывает дома; и наконец, феноменальных со всех сторон плюшкиных. Автор создает целую систему образов, очень реалистическую и в то же время отчетливо сатирическую. Он показывает нам “героев” со всех сторон, используя при этом три вида описания: портрет, пейзаж имения, интерьер дома помещика. Гоголь берет за основу ведущую черту характера каждого героя и, развивая ее до абсурда, показывает, к чему такое развитие может привести.
    Казалось бы, трудолюбивая, невинная Коробочка с ее бережливостью и мелким накопительством по мешочкам и ящичкам, совсем не похожа на дельца Собакевича, которому палец в рот не клади. Но сравним ее появление — за столько лет! — в городе, чтобы узнать, а почем сегодня мертвые души, и торг, устроенный богачом Собакевичем за каждую копейку, и исправление женских имен на мужские в желании хоть на сколько-нибудь увеличить барыш. От беспорядка в имении Манилова — один шаг до отсутствия всякого порядка (да и нежелании его!) в хозяйстве и жизни Ноздрева. Даже в сладких речах и манерах первого есть что-то схожее с навязчивостью и приставаниями второго.
    Плюшкин, казалось бы, явление особенное. Такого, наверное, и не найдешь. Это смесь реальных черт и черт гиперболизированных до крайности, в чем-то даже фантастических. Но если присмотреться внимательно, выстраивается такая схема: Коробочка — Манилов — Собакевич — Ноздрев — Плюшкин. Чего стоят, например, подобранные им на дороге клочки бумаги и пуговицы, обломки мебели в комнате, засохший кулич, заботливо хранящийся под ключом в каморке, наливочка с мухами на дне графинчика, покрытого, “как фуфаечкой”, слоем пыли, и огромные припасы разного товара, гниющие и рассыпающиеся в пыль, потому что хозяин им цены не сложит! Составляя список мертвых душ и беглых крестьян, он думает, как бы оторвать кусочек от четвертушечки бумаги.
    Это как увеличительное стекло, поставленное после кривых зеркал, гротескно выпячивающее безобразные черты. Эта “прореха на человечестве” дана автором как предупреждение, до чего может дойти человек, если дать ему неограниченную власть над другими. Это единственный герой “Мертвых душ”, которого мы не встретим в городе, его появление там просто невозможно. Плюшкина почти невозможно представить себе выбритым, без засаленного халата, без связки ключей. Куда уж ему ехать, кто ж тогда будет охранять дорогую его сердцу кучу обломков? Да и голодные лошади, наверное, далеко не увезут.
    Черты этого гоголевского героя настолько гротескно-фантастичны, что его существование немыслимо вне собственного его имения, которое, словно заколдованный круг, удерживает его в стороне от реальной жизни и куда, как актеры на эпизодичных ролях, входят и выходят другие люди. А ведь когда-то этот Плюшкин был обычным человеком, может, и скуповатым, но разумным, аккуратным, порядочным хозяином. После смерти жены в нем что-то расстроилось, и на первый план выплыли новые черты, заслонившие все, что было в нем здравого и светлого. Он развалил имение, утратил детей, друзей, наконец — самого себя как личность… Но Гоголь показывает, как промелькнула добрая улыбка на его лице — будто на мгновение воспоминание о бывшем школьном товарище приоткрыло заржавленные двери.
    Мертвые души помещиков, их отталкивающие черты — урок, который подает нам Гоголь. Николай Васильевич превращается в доброго учителя, в старшего друга, предупреждая нас: “Все похоже на правду, все может статься с человеком. Забирайте ж с со бою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляете их на дороге, не подымете потом!”

  10. Образы помещиков в поэме «Мертвые души»

    Автор: Гоголь Н.В.
    Образом Манилова Гоголь начинает галерею помещиков. Перед нами возникают типические характеры. В каждом портрете, созданном Гоголем, по его словам, «собраны черты тех, которые считают себя лучше других». Уже в описании деревни и поместья Манилова проявляется сущность его характера. Дом расположен на очень невыгодном, открытом всем ветрам месте. Деревня производит убогое впечатление, так как Манилов совсем не занимается хозяйством. Вычурность, слащавость раскрываются не только в портрете Манилова, не только в его манерах, но и в том, что покосившуюся беседку он называет «храм уединенного размышления», а детям дает имена героев Древней Греции. Сущность характера Манилова -совершенная праздность. Лежа на диване, он предается мечтам, бесплодным и фантастическим, которые никогда не сможет осуществить, так как всякий труд, любая деятельность ему чужды. Его крестьяне живут в нищете, в доме царит беспорядок, а он мечтает о том, как хорошо бы построить через пруд каменный мост или от дома повести подземный ход. Обо всех он отзывается благосклонно, все у него препочтительнейшие и прелюбезнейшие. Но не потому, что он любит людей и испытывает к ним интерес, а потому, что ему нравится жить беззаботно и удобно. О Манилове автор говорит: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы». Таким образом автор дает понять, что образ Манилова типичен для своего времени. Именно из сочетания подобных качеств и происходит понятие «маниловщина».
    Следующий образ в галерее помещиков — это образ Коробочки. Если Манилов — это помещик-расточитель, бездеятельность которого ведет к полному разорению, то Коробочку можно назвать накопительницей, так как накопительство — это ее страсть. Она владеет натуральным хозяйством и торгует всем, что в нем имеется: салом, птичьим пером, крепостными крестьянами. В ее доме все устроено по старинке. Она аккуратно хранит свои вещи и копит деньги, складывая их в мешочки. Все у нее идет в дело. В этой же главе автор большое внимание уделяет поведению Чичикова, акцентируя внимание на том, что Чичиков с Коробочкой ведет себя проще, развязнее, чем с Маниловым. Это явление типично для русской действительности, и, доказывая это, автор дает лирическое отступление о превращении Прометея в муху. Натура Коробочки особенно ярко раскрывается в сцене купли-продажи. Очень боится она продешевить и даже делает предположение, которого сама пугается: «вдруг мертвые и самой ей в хозяйстве пригодятся?», И снова автор подчеркивает типичность этого образа: ” Иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка”. Оказывается, тупость Коробочки, ее «дубинноголовость» не такое уж редкое явление.
    В каждом из помещиков автор подмечает нравственное уродство. Манилов в своей праздности и лени доходит до крайности. В результате скупости Коробочка становится дубинноголовой.
    Следующий в галерее помещиков — Ноздрев. Кутила, картежник, пьяница, врун и скандалист — вот краткая характеристика Ноздрева. Это человек, как пишет автор, который имел страсть «нагадить ближнему, причем вовсе без всякой причины». Гоголь утверждает, что Ноздревы типичны для русского общества: «Ноздревы долго еще не выведутся из мира. Они везде между нами…» Беспорядочная натура Ноздрева отражается и в интерьере его комнат. Часть дома ремонтируется, мебель расставлена кое-как, но хозяина все это мало волнует. Он показывает гостям конюшню, в которой две кобылы, жеребец и козел. Потом хвалится волчонком, которого неизвестно зачем держит дома. Обед у Ноздрева приготовлен плохо, но зато спиртного в избытке. Попытка купить мертвые души едва не заканчивается для Чичикова трагично. Вместе с мертвыми душами Ноздрев хочет продать ему жеребца или шарманку, а потом предлагает сыграть в шашки на мертвых крестьян. Когда Чичиков возмущается нечестной игрой, Ноздрев зовет слуг, чтобы те избили несговорчивого гостя. Только появление капитана-исправника спасает Чичикова.
    Образ Собакевича занимает достойное место в галерее помещиков. «Кулак! Да еще и бестия в придачу» — такую характеристику дал ему Чичиков. Собакевич, бесспорно, помещик-накопитель. Деревня у него большая, обустроенная. Все постройки хоть и неуклюжи, но прочны до крайности. Сам Собакевич напомнил Чичикову средней величины медведя — большой, неуклюжий. В портрете Собакевича совсем нет описания глаз, которые, как известно, являются зеркалом души. Гоголь хочет показать, что Собакевич настолько груб, неотесан, что в теле его «совсем не было души». В комнатах Собакевича все такое же неуклюжее и большое, как он сам. Стол, кресло, стулья и даже дрозд в клетке, казалось, говорили: «И я тоже Собакевич». Просьбу Чичикова Собакевич воспринимает спокойно, но требует за каждую мертвую душу по 100 рублей, да еще и нахваливает свой товар, как купец. Говоря о типичности подобного образа, Гоголь подчеркивает, что люди, подобные Собакевичу, встречаются везде — ив провинции, и в столице. Ведь дело не во внешности, а в натуре человека: «нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь». Грубый и неотесанный Собакевич — властелин над своими крестьянами. А если бы такому подняться повыше да дать ему власть побольше? Сколько бы бед он мог натворить! Ведь о людях он придерживается строго определенного мнения: «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет».
    Последним в галерее помещиков стоит Плюшкин. Гоголь отводит ему это место, поскольку Плюшкин являет собой результат праздной жизни человека, живущего за счет чужого труда. «У этого помещика тысяча с лишком душ», а выглядит он как последний нищий. Он стал пародией на человека, и Чичиков даже не сразу понимает, кто стоит перед ним — «мужик или баба». А ведь были времена, когда Плюшкин был бережливым, состоятельным хозяином. Но ненасытная страсть к наживе, к приобретательству приводит его к полному краху: он утратил реальное представление о предметах, перестал отличать нужное от ненужного. Он губит зерно, муку, сукно, но бережет кусок черствого кулича, который давным-давно привезла дочь. На примере Плюшкина автор показывает нам распад человеческой личности. Куча хлама посреди комнаты символизирует жизнь Плюшкина. Вот чем он стал, вот что значит духовная смерть человека.
    Крестьян Плюшкин считает ворами и мошенниками, морит их голодом. Ведь разум давно уж не руководит его действиями. Даже к единственному близкому человеку, к дочери, у Плюшкина нет отцовской привязанности.
    Так последовательно, от героя к герою, Гоголь раскрывает одну из самых трагических сторон российской действительности. Он показывает, как под влиянием крепостного права гибнет в человеке человеческое. «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Именно поэтому справедливо считать, что, давая название своей поэме, автор имел в виду не души умерших крестьян, а мертвые души помещиков. Ведь в каждом образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Каждый из образов не является исключением, так как их нравственное уродство сформировано общественным строем, социальной средой. В этих образах отразшшсь признаки духовного вырождения поместного дворянства и общечеловеческие пороки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *