Сочинение на тему михаил юрьевич лермонтов

10 вариантов

  1. Первую половину девятнадцатого века называют «золотым веком» русской культуры. В этот период творили многие поэты и писатели, относимые сегодня к разряду классиков. Но Пушкин и Лермонтов занимают среди них особое место.
    Михаила Юрьевича Лермонтова принято называть преемником Пушкина. Однако не верно считать, что их идеи, взгляд на мир, отношение к нему полностью совпадают. Пушкин, даже подмечая несовершенства окружающей действительности, не отделял себя от неё, он пребывал в некой гармонии с ней. В творчестве Лермонтова преобладающим мотивом является мотив одиночества, тоски и изгнанничества. Только в общении с природой он находит успокоение. Ярким примером тому служит стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…».
    Тема одиночества, разлада с миром людей проходит сквозной нитью через все творчество поэта. Впервые появившись в ранних стихах («Один среди людского шума», 1830), она остается ведущей и в позднем творчестве («Выхожу один я на дорогу…», 1841).
    Своеобразным продолжением темы одиночества является тема смерти. Устав от своих душевных терзаний, лирический герой Лермонтова начинает искать смерти, порой даже бросая вызов Создателю. Как, например, в стихотворении «Благодарность», 1840 года. Лирический герой обращается к Богу, но его слова вместо заявленной благодарности полны едкой иронии. В финальных же строках звучит прямой вызов.
    Отказываясь от Бога, Лермонтов фокусирует свое внимание на образе Демона, который становится центральным и в лирических стихотворениях, и в одной из романтических поэм.
    В заключение хотелось бы сказать несколько слов о значении творчества Лермонтова для русской литературы. Он был во многом новатором. Так, мотив вызова, брошенного Богу, впоследствии использовал Достоевский при создании образа Ивана Карамазова. А после него многие писатели двадцатого века. Изображение войны глазами простого солдата (прием, использованный в «Бородино») стало обычным явлением в литературе более позднего периода, в частности, в романе Толстого «Война и мир» и произведениях о Великой Отечественной войне. А что стоит его психологизм, положенный в основу создания образа Печорина?! Вся литература второй половины ХIХ буквально училась на примере творчества Лермонтова.

  2. Великий русский поэт, писатель, художник, драматург и офицер Царской армии Российской империи Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября (по новому стилю 15-ого) в 1814-ом году в Москве. Его отцом был офицер, и спустя года, сын пойдёт по его стопам. В детстве же он воспитывался бабушкой.Именно бабушка дала ему начальное образование, после которого юный Лермонтов отправился в один из пансионов Московского университета. В этом заведении из под его пера вышли самые первые, ещё не очень удачные, стихотворения. По окончанию этого пансиона Михаил Юрьевич стал студентом Московского университета, а уже потом он отправился в школу гвардейских подпрапорщиков в тогдашнюю столицу Петербург.
    После этой школы, Лермонтов начал свою службу в Царском селе, поступив в Гусарский полк. После того, как на смерть Пушкина им было написано и опубликовано стихотворение «Смерть поэта», его арестовали и отправили в ссылку на Кавказ. По дороге в ссылку он пишет своё гениальное произведение «Бородин», посвятив его годовщине битвы.
    На Кавказе ссыльный Лермонтов начинает увлекаться живописью, пишет картины. В то же время его отец ходит по чиновникам, прося помиловать сына. Что и происходит в скором времени – Михаила Юрьевича Лермонтова восстанавливают на службе. Но ввязавшись в дуэль с Барантом, его снова отправляют на Кавказ в ссылку, на сей раз на войну.
    За это время он пишет множество произведений, которые навсегда вошли в Золотой фонд мировой литературы – это «Герой нашего времени», «Мцыри», «Демон» и многие другие.
    После ссылки Лермонтов приезжает в Пятигорск, где случайно оскорбляет шуткой своего старого знакомого Мартынова. Товарищ, в свою очередь, вызывает поэта на дуэль, которая стала для Лермонтова Роковой. 15-ого июля 1841-ого года он гибнет.

  3. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году. Отноше­ния между его родителями не сложились, и воспитанием ма­ленького Миши занималась его бабушка — Елизавета Алексе­евна Арсеньева. Лермонтов окончил благородный пансион при Московском университете и сам Московский университет. От­туда Лермонтов ушёл в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. После её окончания он стал офицером лейб-гвардии гусарского полка. В 1837 году на дуэли погиб
    А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта», за которое был выслан на Кавказ. Через не­сколько лет, в 1840 году, его опять высылают на Кавказ, где в 1841 году под Пятигорском он погиб на дуэли с Мартыновым.
    В своём творчестве М. Ю. Лермонтов ставит вопрос о нрав­ственной стороне человеческой жизни, о правах человека, о судь­бе и свободе. В ранней лирике сильны романтические мотивы, противоречие между героической натурой и действительным по­ложением героя в обществе, которое в его подвигах не нуждает­ся. В зрелой лирике лирический герой поэта охватывает чувством и разумом всю вселенную, жаждет обрести единство с природой и историей. Но это рассудочное желание, поэтому он всё равно остаётся чужд миру. В зрелой лирике эмоции поэта выражены более скупо, его анализ становится точнее и холоднее.
    Творчество М. Ю. Лермонтова характеризует духовная неус­покоенность, стремление к свободе, внутренней целостности и гармонии с миром.

  4. Великий поэт Михаил Юрьевич Лермонтов, спустя несколько столетий, по-прежнему занимает большое место в русской литературе.
    Творчество писателя остается актуальным и в наши дни, но кроме творчества мне так же интересна жизнь самого М. Ю. Лермонтова. Погибнув на дуэли в двадцать семь лет, поэт не успел обзавестись семьей и оставить наследника, но он оставил свое наследие в виде стихотворений и романа «Герой нашего времени». Творчество М. Ю. Лермонтова пронизано грустью и безысходностью, очень часто поэт выражает одиночество в своих произведениях. Почему тема одиночество является одной из главных тем в творчестве М. Ю. Лермонтова?
    Изучая биографию Михаила Юрьевича Лермонтова, я обратила особое внимание на такой период в жизни поэта, как ссылка на Кавказ. Мне стало интересно, что чувствует человек, когда узнает о том, что он не угоден своей Родине. Чувства Лермонтова по отношению к ссылке можно узнать из стихотворения «Тучи», где поэт применяет олицетворение.
    Сравнивая себя с тучами, Михаил Юрьевич пишет:
    «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
    С милого севера в сторону южную».
    Поэт называет себя, «изгнанником», а Петербург, «милым севером». Затем автор использует противопоставление, где указывает главную разницу между ним и тучами:
    «Нет у вас Родины, нет вам изгнания».
    Лермонтов был привязан к России и поэтому завидовал тучам, которые в его понимании были «вечно свободными».
    Одиночество Михаила Юрьевича Лермонтова так же раскрывается в стихотворении «И скучно и грустно». Это произведение было написано за год до трагичной для Лермонтова дуэли с Николаем Мартыновым. Стихотворение напоминает мне подведенный итог Лермонтова о своей жизни. Мать поэта умерла, когда мальчику не было и двух лет, а отношениям с отцом препятствовала бабушка – Елизавета Арсеньева, которая и была для
    Лермонтова семьей. Из строк: «… и некомуруку подать в минуту душевной невзгоды…» следует, что у поэта нет близких друзей, которые бы смогли помочь ему избавится от своего одиночества.
    В стихотворении автор использует вопросно-ответную форму изложения, что, по моему мнению, добавляет больший драматизм произведению. Отвечая на собственные вопросы, Лермонтов отказывается признавать такие понятия как желания, любовь, страсть. Через лирического героя стихотворения, автор выражает нам всю свою безысходность, обреченность и тоску, так как ничего уже не трогает его сердце: «и радость, и муки, и всё там ничтожно».
    Тема одиночества так же раскрывается в стихотворениях «Узник», «Демон» «Парус», «Утес», а так же в поэме «Мцыри» и романе «Герой нашего времени». Каждый лирический герой у Михаила Юрьевича Лермонтова разный, каждый переживает разные духовные страдания, но как бы автор не раскрывал своих героев, все они одиноки.
    Яркая личность своего времени Михаил Юрьевич Лермонтов, внес большой вклад, как в мировую, так и в отечественную литературу, был, есть и остается великим поэтом. Не смотря на свою известность жизнь поэта, была трагичной, именно, поэтому в его творчестве одной из главных тем является одиночество.

  5. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году. Отноше­ния между его родителями не сложились, и воспитанием ма­ленького Миши занималась его бабушка — Елизавета Алексе­евна Арсеньева. Лермонтов окончил благородный пансион при Московском университете и сам Московский университет. От­туда Лермонтов ушёл в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. После её окончания он стал офицером лейб-гвардии гусарского полка. В 1837 году на дуэли погиб А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта», за которое был выслан на Кавказ. Через не­сколько лет, в 1840 году, его опять высылают на Кавказ, где в 1841 году под Пятигорском он погиб на дуэли с Мартыновым.
    В своём творчестве М. Ю. Лермонтов ставит вопрос о нрав­ственной стороне человеческой жизни, о правах человека, о судь­бе и свободе. В ранней лирике сильны романтические мотивы, противоречие между героической натурой и действительным по­ложением героя в обществе, которое в его подвигах не нуждает­ся. В зрелой лирике лирический герой поэта охватывает чувством и разумом всю вселенную, жаждет обрести единство с природой и историей. Но это рассудочное желание, поэтому он всё равно остаётся чужд миру. В зрелой лирике эмоции поэта выражены более скупо, его анализ становится точнее и холоднее.
    Творчество М. Ю. Лермонтова характеризует духовная неус­покоенность, стремление к свободе, внутренней целостности и гармонии с миром.

  6. К поэме Лермонтов обратился в самом начале своей творческой карьеры. Около 30 поэм вышло из-под его пера. Они держат неразрывную связь с его лирикой, в них прослеживаются все те же темы, идеи и образы. Продолжая художественные начинания Пушкина и Байрона, поэт развивал русскую романтическую поэму, как жанр.
    Главное место в лирических поэмах Лермонтова достается герою, который прямо противостоит обществу. Он является одновременно и жертвой, и мстителем, а его вина вызвана независящими от него обстоятельствами. Желание героя возродиться через любовь обычно заканчивается печально.
    Среди творчества Лермонтова особенно хочется выделить стихотворение «Смерть поэта». Оно является моим любимым.
    Когда в 1837 году поэту стало известно о смертельном ранении Пушкина, которое тот получил на дуэли, он создал это стихотворение. Однако Лермонтов узнал о том, что в высших кругах распространяется клевета на Пушкина, что его винят в дуэли. Свое возмущение поэт выразил в последних 16 строках, которые добавил к тексту, начинаются они так:
    «А вы, надменные потомки
    Известной подлостью прославленных отцов…»
    В то время, когда друзья Пушкина боялись написать правду о его гибели, Лермонтов был первым, кто это сделал. Своим стихотворением он указывает на то, что светское общество в первую очередь нужно винить в смерти прославленного поэта. Ведь оно не понимало Пушкина при жизни. Однако потом автор пишет:
    «Убит!.. к чему теперь рыданья,
    Пустых похвал ненужный хор
    И жалкий лепет оправданья?
    Судьбы свершился приговор!»
    Лермонтов был, безусловно, великим поэтом, ему удавалось передавать истинные человеческие чувства в своих произведениях и заставлять читателя проживать их, как собственные.

  7. Михаил Юрьевич Лермонтов родился 2 октября 1814 г. в Москве. Рос и воспитывался в имении своей бабушки Арсеньевой (село Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии). Отец Лермонтова, Юрий Петрович, армейский капитан в отставке, бил бедным тульским помещиком. Мать, Мария Михайловна, происходила из знатного и богатого рода. Бабушка не могла примириться с таким неравным браком своей единственной дочери. Мать умерла от туберкулеза, не дожив до 22 лет и оставив сиротой трехлетнего сына. После смерти жени Юрий Петрович покинул Тарханы. Мальчик остался на воспитании у бабушки. Как ни, мал был в то время Лермонтов, как ни скрывали от него многое из распри между отцом и бабушкой, все же эта тяжелая семейная драма заставила его рано задуматься над отношениями между людьми и почувствовать себя одиноким. Это развило в нем мечтательность, задумчивость. В поэме “Сашка” Лермонтов писал:
    Он не имел ни брата, ни сестры,
    И тайных мук его никто не ведал.
    До десятилетнего возраста Михаил Юрьевич рос болезненным мальчиком. В качестве воспитателей били приглашены иностранцы. Несколько раз бабушка возила Мишу на Кавказ. Это значительно улучшило здоровье подростка. Осенью 1828 г. Лермонтов бил принят в IV классе Московского университетского благородного пансиона. Среди преподавателей били профессора университета. Занятия в пансионе обогатили юношу умственно, расширили кругозор поэта в области науки, литератур, искусства; содействовали быстрому созреванию в нем поэтического таланта; укрепляли его свободолюбивые настроения.
    В августе 1830 г. Лермонтов поступил в Московский университет, где проучился до 1832 г. В пансионе и университете он написал около 300 стихотворений, 16 поэм и 3 драмы. Среди них немало подлинно художественных созданий (”Нет, я не Байрон, я другой…”, “Желание”, “Зачем я не птица, не ворон степной…” и др.). Раннее творчество исполнено протеста поэта против реакции, воцарившейся в стране. В нем звучит призыв в борьбе, к действию: “Так жизнь скучна, когда боренья нет”; “Не могу на родине томиться, прочь отсель, туда, в кровавый бой”. В 1831 г. умер отец Лермонтова. На эту смерть поэт откликнулся стихотворением: «Ужасная судьба отца и сына…»
    В 1832 г. за вольномыслие поэту был дан “совет” уйти из университета. И он поступает в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Учебу в школе Лермонтов назвал “страшными годами”. Это била казарма николаевского времени. Юнкера свободное время проводили в кутежах и буйных проказах.
    В ноябре 1834 г. Михаил Юрьевич бил произведен в офицеры и определен в гвардейский гусарский полк. Моральный отдых Лермонтов находил в творчестве. В 1835-1836 гг. поэт создает ряд прекрасных произведений: драму “Маскарад”, поэму “Боярин Орша”, оставшуюся незаконченной повесть “Княгиня Лиговская”, где впервые появляется Печорин, и ряд лирических стихотворений. В 1837 г. создает знаменитое стихотворение “Смерть поэта”. Стихи Лермонтова волновали читателей, как своим содержанием, так и могучей силой художественного слова. Стихотворение “Смерть поэта” дошло до царя с надписью: “Призыв к революции”. Поэт бил арестован , а через неделю отправлен в свою первую ссылку на Кавказ, где шла война с горцами.
    В феврале 1840 г. состоялась дуэль Лермонтова с сыном французского посланника Варанта. Михаила Юрьевича арестовали и снова отправили под пули на Кавказ, где он непрерывно участвовал в боях. В 1841 г. подстрекаемый врагами Лермонтова Мартынов вызвал поэта на дуэль. Вечером 15 июня М.Ю.Лермонтов бил убит на дуэли и 17 июня погребен на Пятигорском кладбище, а в апреле 1842 г., по ходатайству бабушки, его прах перевезли в Тархан.
    Хорошее сочинение? Тогда в закладки – » Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) . Это нужно, ведь не потеряешь!

    Содержание интересных новостей

    Новые сочинения:
    Сочинение размышление: Как я понимаю лирику М.Ю. Лермонтова
    Тема патриотизма и любви к Родите в творчестве М.Ю. Лермонтова
    Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес»
    Анализ поэзии Лермонтова «Кавказ»
    Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт»

  8. План
    1. Творения Лермонтова разнообразны и многогранны.
    2. «Ашик-Кериб» – южная история о любви.
    3. Лермонтов – поэт с трагической судьбой.
    Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт и писатель, проживший совсем небольшую жизнь, оставил значительный след в литературе в виде прекрасных произведений. Он стал известен в России после гибели Пушкина, благодаря быстро распространившемуся в литературных кругах рукописному стихотворению «Смерть поэта». А уже следующим произведением – «Бородино» автор заявил о себе как о талантливом поэте и начал систематически печататься в издательствах.
    Одним из самых плодотворных творческих периодов в жизни поэта-писателя можно назвать время, проведенное на Кавказе. Юный Лермонтов, будучи сосланным на Кавказ за стихотворение, посвященное смерти Пушкина, написал турецкую сказку «Ашик-Кериб». Эта романтическая история любви молодых людей была навеяна местными легендами и кавказским фольклором. Красивую сказку о Магуль–Мегери и Ашик-Керибе, переведенную на разные языки и сегодня читают потомки, представляя колоритные пейзажи с хрустально-чистыми реками и седыми горными вершинами.
    Изучая его поэзию и прозу, не перестаешь удивляться и восхищаться гением молодого человека. Сколько замечательных стихотворений и повестей было написано Лермонтовым! Ведь судьбой ему было отмерен совсем небольшой и промежуток, но зато яркий, мистический и творчески наполненный.

    Мой Лермонтов сочинение 9 класс

    План
    1.Лиризм поэзии Лермонтова
    2.Лермонтов – мастер эпитета.
    3.Захватывающая сила эмоций в стихах поэта о природе.
    Михаил Юрьевич – автор-романтик, автор – драматург. Матушка природа наделила его страстями, его произведения наполнены романтизмом, музыкальностью и лиризмом: «…Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез…» («Ангел») Лермонтов относился к тем творческим счастливчикам, умеющим посредством рифмы и прозы передавать душевные переживания, живые разговоры.
    Тончайшими художественными мазками поэт рисовал литературные портреты и образы. «Музыка сердца» руководила гениальным автором: «…Стихов неведомых задумчивое пенье, Тебя, забывчивый, но незабвенный друг…» («Демон») Во многих стихотворениях поэта богато описана природа, она прекрасна и гармонична, она свободна и вечна. Но Лермонтову жить «трудно», оттого, что ему нет «свободы и покоя» и он хотел бы соединиться с природой, с вечностью: «…Надо мной чтоб вечно зеленея Тёмный дуб склонялся и шумел».
    Природа у Лермонтова загадочна и переменчива, она живет и угасает, Читая его стихи о природе, окунаешься в «студеную воду», погружаешься в прохладную тень или идешь по земле, усыпанной золотыми листьями, грустишь и радуешься вместе с автором.

    Мой Лермонтов сочинение 10 класс

    1.План Одиночество – удел гения.
    2.Душевные терзания поэта.
    3.Произведения Лермонтова бессмертны.
    У каждого автора, будь он поэтом или писателем, композитором или художником есть произведения, отражающие его мировоззрение. Читая Лермонтова, особенно позднего, складывается впечатление, что его произведения пронизаны чувством одиночества. Это отражено в лирических стихах о природе: «пальма – одна», «утес одиноко стоит», «белеет парус одинокий»; и в прозе: Печорин – одиночка-индивидуалист, презирающий и невоспринимающий внешний мир.
    Рисуя своего « Героя», автор уже не романтически настроенный юноша, он изображает жизнь такой, какой она является в действительности. «Выхожу один я на дорогу…» – одно из последних произведений Лермонтова. Оно пронизано усталостью, размышлениями о смерти – « я хотел навеки так заснуть». Это стихотворение – своеобразный и по случайности – своевременный итог жизни и творчества гения-одиночки. Поэт не удовлетворен, ничего его не радует: « уж не жду от жизни ничего я». Почему двадцатишестилетний человек так рассуждает?
    Лермонтов – умнейшая личность, получившая прекрасное образование и наделенная страстями. Он и литературный автор, и художник, неплохо пишущий лица и пейзажи с натуры и по памяти. Также Лермонтов чрезвычайно музыкален: он владел несколькими инструментами: умел играть на фортепьяно, скрипке и флейте, сочинял музыку и пел. Но он не мог найти родственную душу, его терзали душевные переживания, тревоги. Такой человек, как М.Ю. Лермонтов, отличавшийся незаурядным умом и независимыми суждениями зачастую одинок в жизни.
    Мир для него – пустыня, а он в ней – одинокий странник. Ему тесно в рамках общества, где он не может быть до конца понят и принят. Возможно, он намеренно держал дистанцию между собой и внешним миром, мистически предвидя свой скорый трагический конец. Лермонтову было дано судьбой величайшее драматическое дарование. Его бессмертные произведения полны поэтической силой и мастерски написанными образами покоряют поколения за поколениями, которые не перестают восхищаться блестящим талантом вечно молодого гения.

  9. Смерть Пушкина возвестила о приходе в русскую литературу нового поэта. Это был Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший стихотворение «Смерть поэта», где выступил выразителем гнева народного, защитником народной славы и русской национальной культуры.
    Поэзия Лермонтова тесно связана с тем общественным протестом, который выразился в движении декабристов, но его творчество отражает уже иное состояние общества — эпоху после поражения восстания декабристов, крушения прежних иллюзий и надежд. Вот почему в поэзии Лермонтова звучит не только страстный протест против деспотии и рабства, призыв к свободе, жажда борьбы за нее, но и разочарование, тоска, сознание одиночества.
    Все это определяет особенности лермонтовского понимания места поэзии в жизни и роли поэта. Во многом он продолжает традиции своих предшественников, прежде всего Пушкина, но есть в его трактовке и существенные отличия
    Поэт, образ которого возникает в лермонтовской лирике, это человек с твердой и страстной волей. Так, в одном из самых ранних стихотворений Лермонтова «Поэт» («Когда Рафаэль вдохновенный…», 1828) поэт сравнивается с художником, который, восхищенный своим искусством, «перед картиною упал». Но вскоре этот порыв восхищения проходит, и художник о нем забывает. Лермонтов пытается понять сущность поэта и такого явления, как вдохновение:
    Таков поэт: чуть мысль блеснет,
    Как он пером своим прольет Всю душу…
    И вдруг хладеет жар ланит,
    Его сердечные волненья
    Все тише, и призрак бежит!
    Лермонтов рисует образ поэта, который под властью вдохновения «чарует свет» своими стихами, но, когда вдохновение покидает его, он забывает этот «огонь небесный» и хранит в себе только «первоначальны впечатленья» о нем.
    В стихотворении «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»), написанном в 1829 году, Лермонтов называет творчество «всесожигающим костром», а «жажду песнопений» – «страшной». Это происходит потому, что Лермонтов ощущает соединение в своем творчестве двух враждующих начал: земного и небесного, ангельского и демонического. При этом именно земные страсти, как говорит поэт, преобладают в его творчестве, и «редко в душу входит» благодатная струя «живых речей» Всевышнего Как все это непохоже на пушкинский «божественный глагол», его жажду горения сердца и пламенного дара слова.
    Лермонтов – человек другой эпохи, он видит разочарование людей, а не их жажду объединения, стремления к добру и справедливости. Лермонтов понимает, что люди изменились, общество стало другим, с совсем иными запросами. И в этот век «позорно малодушных» людей поэт утратил свое истинное назначение, «на злато променяв ту власть, которой свет / Внимал в немом благоговенье».
    Об этом он четко сказал в своем стихотворении «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…») 1838 года. Автор использует символ-иносказание, сопоставляя поэта с грозным некогда оружием. Произведение постро?ено на развернутом сравнении. Составляющая большую его часть история кинжала имеет и самостоятельное значение.
    Кинжал наделен человеческими чертами: беспорочностью, верностью, бескорыстием. Он, слуга и спутник лирического героя, теперь превращен в б?есславную и безвредную игрушку на ст?ене. Так возникает не столько аллегория, сколько многозначный символ, благодаря которому размышления о современном поэте – некой обобщенной фигуре – насыщаются особо емким смыслом.
    Бесспорна перекличка между образами: «игрушкой золотой он блещет» – «на злато променяв ту власть, которой свег / Внимал в немом благоговенье»; «молясь перед зарей» – «как фимиам в часы молитвы». То, что поэт «воспламенял бойца для битвы», также находит соответствие в строках о кинжале; в первой части упоминались «забавы», во второй – «чаша для пиров».
    Подобные аналогии усиливают как сопоставление, так и противопоставление образов поэта и кинжала. Язык поэта остается «гордым», но для современников он стал «скучен», их «тешат блестки и обманы», то есть то, во что, судя по общему смыслу стихотворения, превратилась современная Лермонтову поэзия. Теперь истинный поэт – «осмеянный пророк», и неизвестно, «проснется ль» он опять.
    Последняя строфа, возвращая образность первой части, несколько изменяет ее. Прежде сам кинжал, лишенный «ножон», был «игрушкой золотой», поэт сопоставлялся непосредственно с кинжалом. Теперь кинжал – не сам поэт, а его оружие, «железный стих» еще ненаписанного стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен ..». В золотых ножнах он заржавел от «презренья» к нему, пр?енебрежения им. Вопросом о том, вырвет ли поэт-пророк из этих ножен свой клинок, стихотворение и кончается. Но это лишь по форме вопрос, а по существу – призыв. ‘
    Для самого Лермонтова творчество – это спасительное освобождение от страда- ний, возможность прийти к вере, ощутить гармонию. Он осознавал, что поэзия при- звана объединить людей, а сила заключенного в слове чувства – это устремленность человечества к высшей духовности.
    Об этом свидетельствует стихотворение «Есть речи – значенье. .» (1840). Читая его, понимаешь, почему в Лермонтове при всей горечи сомнений, мучительности творческого проц?есса, побеждала вера в поэзию, ее силу и гармонию, высшее предназначение. «Из пламя и света рожденное слово» вызывает не просто волнение, а страстное желание творчества и порыв броситься к нему навстречу:
    Как полны их звуки
    Безумством желанья!
    ……………………
    Не кончив молитвы,
    На звук тот отвечу,
    И брошусь из битвы
    Ему я навстречу.
    Это творчество, вера в слово помогают поэту сохранить веру в жизнь, в духовные, нравственные ценности и не пасть духом. К сожалению, он чувствовал себя одиноким в своих убеждениях. Он как поэт-романтик всегда противостоит «толпе». Так, в стихотворении «Смерть поэта» именно те, «жадною толпой стоящие у трона», виновны в гибели Пушкина. Поэт у Лермонтова напрямую соотносится с Христом:
    И прежний сняв венок – они в?енец терновый,
    Увитый лаврами, надели на него:
    Но иглы тайные сурово
    Язвили славное чело…
    Лаврами в Риме увенчивали выдающихся поэтов, а терновый в?енец стал символом страданий на кресте Христа, который принес себя в жертву во имя будущего человечества.
    У Лермонтова поэт противопоставлен тем, кого он называет потомками «известной подлостью прославленных отцов», морально низким людям, живущим в мире «завистливом и душном». Он же обладает «сердцем вольным» и «пламенными страстями». Так возникает неравный поединок одного против всех. Светская толпа, объединяясь против «гордого» «невольника чести», восставшего «против мнений света», губит «дивного гения», которым должна была бы дорожить и гордиться. А потому лермонтовский приговор этой «толпе» звучит так грозно и зловеще:
    Но есть и божий суд, наперсники разврата!
    Есть грозный суд: он ждет.
    Тогда напрасно вы прибегните к злословью:
    Оно вам не поможет вновь,
    И вы не смоете всей вашей черной кровью
    Поэта праведную кровь!
    И все же отношение общества к поэту и поэзии представляется Лермонтову не столь однозначным. В стихотворении «Журналист, читатель и писатель» (1840) он показывает три разные точки зрения на проблемы современной ему литературы. Для читателя творения писателей не представляют никакой духовной ценности. Его заботит совсем другое:
    Во-первых, серая бумага,
    Она, быть может, и чиста;
    Да как-то страшно без перчаток.
    Читаешь — сотни опечаток!
    Но самое главное – это содержание современной литературы:
    Стихи — такая пустота;
    Слова без смысла, чувства нету.
    Удивительно, но в этом стихотворении точка зрения читателя во многом совпадает с авторской:
    Когда же на Руси бесплодной,
    Расставшись с ложной мишурой,
    Мысль обретет язык простой
    И страсти голос благородный?
    Журналист тоже ругает современную литературу. Но у него, в основном, «мелкие нападки», а хуже всего то, что это критика не по существу, а ради заработка: «Деньги все ведь платят ровно». Но и журналист понимает все ничтожество того, что публикуется на страницах журналов:
    Скажите, каково прочесть
    Весь этот вздор, все эти книги…
    Запросы читателя и журналиста сходятся: все хотят увидеть «живое, свежее творенье». С таким призывом они и обращаются к писателю, но он, не находя истинных ценителей своего творчества, не хочет давать на суд публики свои произведения:
    К чему толпы неблагодарной
    Мне злость и ненависть навлечь,
    Чтоб бранью назвали коварной
    Мою пророческую речь?
    Так снова возникает тема непонятого поэта-пророка, который не хочет и не может «на мелочь душу разменять», но подлинные творения искусства, «горькие строки» он не решается показать «неприготовленному взору».
    Эта мысль продолжается и получает свое окончательное завершение в лермонтовском «Пророке», написанном в 1841 году и ставшим его своеобразным поэтическим завещанием.
    Во многом это стихотворение продолжает пушкинского «Пророка», но общий смыл его иной. Лермонтовский герой уже пытался – и тщетно – «глаголом жечь сердца людей», провозглашать «любви и правды чистые ученья». Люди не хотят его слушать, гонят прочь. Лишь природа готова внимать поэту-пророку, «завет предвечного храня». Люди же платят ему презрением, называют глупцом, не верят в его пророческое призвание.
    Лермонтов вошел в литературу со словами «невольник чести», а ушел из жизни, занеся на бумагу слова злобных гонителей поэта-пророка:
    «Смотрите: вот пример для вас!
    Он горд был, не ужился с нами.
    Глупец, хотел уверить нас,
    Что Бог гласит его устами!»
    Бог теперь не говорит с поэтом, но он оставил не своего пророка – ведь «звезды слушают» его, он оставил людей, презирающих и изгоняющих поэта-пророка.
    Пророк остается пророком и тогда, когда ему не верят, когда он вынужден бежать от людей, «пробираться торопливо» «через шумный град», ибо сам он остался верен себе и «завету предвечного». И автор стихотворения солидарен со своим героем Недаром Белинский сказал об этом стихотворении: «Какая глубина мысли! Какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго не дождаться России».
    Действительно, Лермонтов выступил достойным преемником Пушкина, продолжая его размышления о роли поэта и месте поэзии в мире и внеся в разработку этой темы новые аспекты, давая иные направления поиска решения проблемы писатель и читатель. И в дальнейшем развитии русской литературы лермонтовское понимание темы поэта и поэзии было продолж?ено в творчестве его преемников.

  10. “Бородино” М.Ю. Лермонтова (Сочинение-раздумье)
    “Клянусь любовию моей…”
    “Одинок я – нет отрады” (мотив одиночества в лирике Лермонтова).
    “Смерть поэта”, “Поэт” и “Пророк”
    «И скучно и грустно, и некому руку подать…»
    «На что он руку поднимал…»
    «На что он руку поднимал…»
    «Нет, я не Байрон, я другой…» (по лирике М. Ю. Лермонтова)
    «Одинок я, нет отрады» (Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова)
    «Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова
    «Письмо человеку, которым я больше всего восхищаюсь».
    «Странная любовь» к Родине в лирике М.Ю.Лермонтова
    «Странная любовь» к Родине в лирике М.Ю.Лермонтова
    «Странная любовь» к Родине в поэзии М.Ю.Лермонтова
    «Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе
    «Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе
    «Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе
    «Эпоха безвременья» в лирике М. Ю. Лермонтова
    Анализ стихотворения “Родина” Лермонтова
    Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Как небеса, твой взор блистает…»
    Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поэт»
    Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»
    Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума».
    Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно…»
    Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва».
    Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта»
    Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта»
    В чем своеобразие темы любви в лирике М.Ю. Лермонтова?
    Вам жалко Печорина? (по роману М.Ю.Лермонтова)
    Гармония природы в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Люблю я цепи синих гор…”
    Героические характеры в произведениях М. Ю. Лермонтова
    Горькая судьба поколения в лирике Лермонтова
    Гражданские мотивы в лирике М. Лермонтова
    Гражданское звучание лирики М.Лермонтова
    Значение Лермонтова в истории русской литературы
    Идейно-художественный анализ М.Ю.Лермонтов “Молитва”
    Исповедь и проповедь в поэзии М. Ю. Лермонтова
    Историческая тема в поэзии М. Лермонтова
    История России в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова
    Кавказ в лирике А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова
    Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема Родины?
    Картины русской природы в лирике М. Ю. Лермонтова
    Лермонтов – наш современник
    Лермонтов – наш современник
    Лирика Лермонтова
    Лирика Лермонтова
    Лирика М. Лермонтова в моем восприятии
    Лирический герой Лермонтова
    Лирический герой Лермонтова
    Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова
    Любимое стихотворение М. Ю. Лермонтова («Парус»)
    М. Лермонтов – наследник традиции А. Пушкина в русской поэзии
    М. Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии
    Мастерство писателя в изображении истории. (Тема истории в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.)
    Моё отношение к личности М. Лермонтова
    Москва в творчестве М. Ю. Лермонтова
    Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова
    Мотивы лирики М. Ю. Лермонтова
    Мотивы скорби и одиночества в лирике М. Лермонтова
    Музыка сердца в произведениях М.Ю.Лермонтова
    Мятежный дух лирики Лермонтова
    Мятежный дух лирики М. Лермонтова
    Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова
    Обзор творчества
    Обзор творчества
    Обзор творчества
    Обзор творчества
    Образ Демона в творчестве М. Ю. Лермонтова
    Образ поэта в творчестве М. Ю. Лермонтова
    Образ поэта-пророка в лирике А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
    Образ поэта-пророка в лирике А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
    Общность проблематики и средства ее художественного воплощения в романе “Герой нашего времени” и стихотворении “Дума”
    Одинок я – нет отрады
    Онегин и Печорин в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
    Осмеянный пророк. О поэте и поэзии
    Основные мотивы лирики Лермонтова
    Основные мотивы лирики М. Лермонтова
    Патриотическая лирика М. Лермонтова
    Патриотические мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова
    Патриотические мотивы в поэзии М.Ю Лермонтова
    Пейзажная лирика в творчестве Пушкина и Лермонтова (19 век)
    Печорин – «младший брат» Онегина(по роману М.Ю. Лермонтова
    Поединок человека с судьбой в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
    Почему Лермонтовский роман называют психологическим?
    Поэма «Беглец» (горская легенда)
    Поэма «Демон»
    Поэма М.Ю. Лермонтова “Демон”
    Поэт и общество в лирике М. Лермонтова
    Природа в лирике М. Ю. Лермонтова
    Прошлое и настоящее в поэзии М. Ю. Лермонтова
    Пушкин и Лермонтов – историки
    Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского
    Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского
    Романтическая лирика в творчестве М.Ю. Лермонтова
    Романтические черты поэм Лермонтова
    Романтическое мироощущение в поэзии М. Ю. Лермонтова
    Своеобразие одной из романтических поэм М.Ю.Лермонтова (“Демон”).
    Сравнительная характеристика стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» и эпизода бородинского сражения из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
    Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Пророк» и М.Ю. Лермонтова «Пророк».
    Стихийность крестьянского движения в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и в романе М. Ю. Лермонтова «Вадим»
    Стихотворение М. Лермонтова «Дума»
    Стихотворение М. Ю Лермонтова “Листок” (восприятие, истолкование, оценка)
    Стихотворение М. Ю Лермонтова “Листок” (восприятие, истолкование, оценка)
    Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» (восприятие, истолкование, оценка).
    Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва» (Восприятие, истолкование, оценка)
    Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» (восприятие, истолкование, оценка)
    Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина»: восприятие, истолкование, оценка
    Стихотворение М. Ю.Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива…” (Восприятие, истолкование, оценка.)
    Стихотворение М.Ю. Лермонтова “Листок”. (Восприятие, истолкование, оценка.)
    Стихотворение М.Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно» (восприятие, истолкование, оценка)
    Стихотворение М.Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно» (восприятие, истолкование, оценка)
    Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…» (восприятие, истолкование, оценка)
    Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…» (восприятие, истолкование, оценка)
    Стихотворение М.Ю.Лермонтова “И скучно и грустно…” (Восприятие, истолкование, оценка.)
    Стихотворение М.Ю.Лермонтова “Нет, не тебя так пылко я люблю…” (Восприятие, истолкование, оценка.)
    Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Дума» (восприятие, истолкование, оценка)
    Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Дума» (восприятие, истолкование, оценка)
    Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Дума» (восприятие, истолкование, оценка)
    Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» (восприятие, истолкование, оценка)
    Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Я не унижусь пред тобою…» (восприятие, истолкование, оценка)
    Судьба России в поэзии М. Ю. Лермонтова
    Тема вольности и гордого одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова
    Тема любви в лирике М. Лермонтова
    Тема любви в лирике М. Ю. Лермонтова
    Тема одинокого человека в творчестве М. Ю. Лермонтова
    Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова
    Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
    Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
    Тема поэта и поэзии
    Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова
    Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова
    Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова
    Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
    Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова
    Тема поэта и поэзии в творчестве М. Лермонтова
    Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова
    Тема Родины в лирике М. Лермонтова
    Тема Родины в лирике М. Ю. Лермонтова
    Тема Родины в поэзии М. Ю. Лермонтова
    Тема Родины и природы в лирике М.Ю.Лермонтова
    Тема свободы и изгнания (По стихотворениям М. Ю. Лермонтова “Тучи” и “Три пальмы”)
    Тема творческой личности в лирике М. Ю. Лермонтова
    Темы Родины, поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова.
    Трагедия одиночества М.Ю. Лермонтова
    Трагедия одиночества по произведениям М. Ю. Лермонтова
    Трагическое мироощущение лирического героя М. Ю. Лермонтова
    Трагическое одиночество поэта и его героя в творчестве М. Ю. Лермонтова
    Философские вопросы и их решение в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон»
    Фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова
    Человек и природа в лирике М.Ю.Лермонтова
    Человек и природа в поэзии Лермонтова
    Эволюция темы свободы в русской поэзии начала xix века
    Язык мысли и голос страстей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *